Правовая ответственность за экологические преступления. Экологические правонарушения

Экологические правонарушения влекут за собой привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность наступает за экологические правонарушения, совершенные в связи с исполнением трудовых, служебных обязанностей.

Она регламентируется Трудовым кодексом РФ. В силу ст. 192 Трудового кодекса РФ могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы в случае систематического неисполнения требований экологического законодательства.

Трудовые отношения лиц, работающих на предприятиях транспорта, атомной промышленности и иных организациях, деятельность которых представляет повышенную опасность, регламентируются Уставами о дисциплине и другими актами. За совершенные экологические правонарушения работники таких предприятий привлекаются к специальной дисциплинарной ответственности. Так, в соответствии с п.10 Устава о дисциплине работников организаций с особо опасными производствами в области использования атомной энергии, утвержденного постановление Правительства РФ от 10 июля 1998г. № 744 применяются следующие виды дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод с согласия работника на другую, нижеоплачиваемую работу или другую, низшую должность на срок до трех месяцев; перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года; освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности); увольнение за однократное нарушение законодательства РФ в области использования атомной энергии из числа правонарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей.

Если в результате совершения экологического правонарушения был причинен вред предприятию (организации) работник может привлекаться также к материальной ответственности в порядке, предусмотренном статьями 232, 233, 238-248 Трудового кодекса РФ.

Административная ответственность наступает в случае совершения экологического проступка и регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Предусмотрена административная ответственность за:

Правонарушения в области охраны собственности на природные ресурсы: самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ), пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требоывавний утверждения в установленном порядке технических условий (ст. 7.3. КоАП РФ); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4. КоАП РФ), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5. КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользованием им с нарушением установленных условий (ст. 7.6. КоАП РФ); самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9. КоАП РФ); самовольная уступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда; участком леса не входящим в лесной фонд или водным объектом (ст. 7.10. КоАП РФ); пользование объектами животного мира без разрешения (ст. 7.11. КоАП РФ); повреждения гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7. КоАП РФ); уничтожение специальных знаков – межевых и иных информационных знаков, наблюдательных режимных скважин, объектов наблюдательной сети и т.д. (ст. 7.2. КоАП РФ);

Правонарушения в области регулирования экологических отношений: нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4. КоАП РФ); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5. КоАП РФ), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12. КоАП РФ), нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24. КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4. КоАП РФ), невыполнение в срок законного предписания (постановление, представления органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)) (ст. 19.5. КоАП РФ), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6. КоАП РФ), непредоставление сведений (информации), в т.ч. экологической (ст. 19.7. КоАП РФ), нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9. КоАП РФ); нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих (ст. 19.14. КоАП РФ), несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, в т.ч. в отношении природных ресурсов (ст. 19.21. КоАП РФ);

Правонарушения в области охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов; несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (ст. 8.1. КоАП РФ); несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами (ст. 8.2. КоАП РФ), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3. КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6. КоАП РФ); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7. КоАП РФ); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ), нарушение правил охраны полосы отвода автомобильных дорог (ст. 11.21. КоАП РФ), нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9. КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13. КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, устройств (ст. 8.15. КоАП РФ); нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19. КоАП РФ), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21. КоАП РФ), выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22. КоАП РФ), эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23. КоАП РФ), незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28. КоАП РФ); уничтожение лесной инфрастуктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30. КоАП РФ); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31. КоАП РФ), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32. КоАП РФ), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33. КоАП РФ), нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст.

8.34. КоАП РФ), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35. КоАП РФ), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38. КоАП РФ), нарушение правил охраны и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39. КоАП РФ), невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6. КоАП РФ);

Нарушения в области природопользования: использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10. КоАП РФ), нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11. КоАП РФ), нарушение правил водопользование (ст. 8.14. КоАП РФ), нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ стандартов (норм, правил) или условий лицензии (ст. 8.17. КоАП РФ), нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18. КоАП РФ), нарушение правил использования лесов (ст. 8.25. КоАП РФ), самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26. КоАП РФ), нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37. КоАП РФ), нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40. КоАП РФ); нарушение правил пользования воздушного пространства (ст. 11.4. КоАП РФ); нарушение правил плавания (ст. 11.7. КоАП РФ);

Нарушения в области преобразования, мелиорации природных ресурсов: проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9. КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 10.10. КоАП РФ), нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27. КоАП РФ).

Меры административного наказания применяют должностные лица органов государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора и органов, осуществляющих контроль в сфере использования и охраны отдельных природных ресурсов: государственного земельного контроля, геологического контроля, лесной охраны, государственного охотничьего надзора и других.

К правонарушителям применяются следующие меры административного наказания:

· предупреждение;

· конфискация орудий охоты, рыболовства и других орудий совершения экологического правонарушения, в том числе транспортных средств, используемых при совершении правонарушения;

· конфискация незаконно добытой продукции;

· лишение права на охоту;

· приостановление действия и аннулирование лицензии на осуществление лицензируемых видов экологической деятельности, лицензий на пользование природными ресурсами;

· приостановка, прекращение работ, деятельности предприятий (организаций), отдельных цехов, агрегатов и иных объектов;

· прекращение природопользования, изъятие природных ресурсов у пользователей.

Субъектами административной ответственности являются граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, должностные лица предприятий (организаций), органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Уголовная ответственность регламентируется Уголовным кодексом РФ 1996г. В УК РФ имеется глава 26 Экологические преступления, в которой содержатся статьи, предусматривающие уголовную ответственность:

· Статья 246 за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

· Статья 247 – нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

· Статья 248 – нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо иными биологическими агентами или токсинами;

· Статья 249 – нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

· Статья 250 – загрязнение воды;

· Статья 251 – загрязнение атмосферы;

· Статья 252 – загрязнение морской среды;

· Статья 253 – нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экологической зоне РФ;

· Статья 254 – порча земли;

· Статья 255 – нарушение правил охраны и использования недр;

· Статья 256 – незаконная добыча (вылов) водных экологических ресурсов;

· Статья 257 – нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;

· Статья 258 – незаконная охота;

· Статья 259 - уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ;

· Статья 260 – незаконная рубка лесных насаждений;

· Статья 261 – уничтожение или повреждение лесных насаждений;

· Статья 262 – нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Кроме того, статьей 358 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за экоцид – массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Предусмотрена уголовная ответственность за нарушение экологических прав граждан, общественных объединений. Так, по статье 140 УК РФ наступает уголовная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданам экологической информации, за предоставление неполной или заведомо ложной экологической информации, по статье 149 УК РФ – за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждение к участию в них, по статье 141 УК РФ - за воспрепятствование осуществлению права участвовать в референдумах по экологическим вопросам и статье 142 УК РФ - за фальсификацию документов таких референдумов, заведомо неправильное установление их результатов, нарушение тайны голосования.

Экологическое значение имеют преступления, не относящиеся напрямую к экологическим, квалифицируемые по ст. 215 УК РФ - за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, если это могло повлечь радиоактивное загрязнение окружающей среды, ст. 220 УК РФ – незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными отходами, ст. 236 УК РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических правил, ст. 237 УК РФ – сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для окружающей среды, ст. 243 – уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства.

К уголовной ответственности за экологические преступления могут привлекаться граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица и работники предприятий (организаций) всех форм собственности и подчиненности, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Экологические преступления влекут за собой применение различных мер уголовного наказания:

· исправительные работы,

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,

· лишение свободы.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлены имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) представляет собой систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Ответственность за экологические правонарушения может быть:

1. Дисциплинарной – субъект экологического правонарушения привлекается администрацией предприятия, на котором он работает. Дисциплинарная ответственность применяется только за нарушение тех экологических правил и предписаний, исполнение которых входит в круг трудовых обязанностей нарушителя.

2. Материальной – применяется к физическим и юридическим лицам и предусматривается за вред, который причинен экологическим правонарушением. Материальная ответственность реализуется путем взыскания ущерба по специальным таксам в судебном порядке. Материальная ответственность представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранение природной среды от отрицательных воздействий.

3. Административной – предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В КоАП РФ (гл.8) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами.

4. Уголовной – при наличии предусмотренных уголовным законом признаков экологического преступления виновный должен привлекаться к уголовной ответственности (согласно гл. 26 УК РФ). Экологическим преступлением является предусмотренное уголовным законодательством РФ и запрещенное им виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, окружающую среду и ее компоненты, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека и влекущее негативное изменение качества окружающей среды.

Два вида уголовной ответственности:

1) за посягательства на окружающую природную среду в целом – носят общий характер, посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Указанные деяния представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие в РФ законы и подзаконные акты.

2) за специальные экологические преступления – посягают на отдельные объекты, причиняют ущерб атмосферному воздуху, почве, поверхностным или подземным водам, и т. д.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, судам было рекомендовано в обязательном порядке отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность.

Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

10. Основы экологического права

10.8. Виды ответственности за экологические правонарушения

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения - вид юридической ответственности, применяемой за экологические, гражданско-правовые правонарушения-деликты. В условиях перехода к рыночным отношениям, развития, поощрения и охраны разнообразных форм собственности гражданско-правовая ответственность приобретает немаловажное значение и предусматривается в ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В настоящее время имущественная ответственность в области охраны окружающей среды еще не нашла подобающего ей места, но будущее неоспоримо за ней. В Законе «Об охране окружающей природной среды» и в ГК предусматриваются причинение вреда окружающей среде, порядок возмещения вреда.

Материальная ответственность за экологические правонарушения - это определенная трудовым, а не гражданским законодательством имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы, связанные с возмещением причиненного экологическим правонарушением вреда.

Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возмещение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущественных потерь по вине неправомерных действий их работников.

Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих. Они, согласно ТК, несут такую ответственность лишь при условии, что причиненный ими ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязанностей и по их вине. Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имущественной ответственности по гражданскому законодательству, является то, что она носит, как правило, ограниченный характер. Ее размеры чаще всего лимитируются определенной частью заработка, тогда как имущественная ответственность по ГК РФ характеризуется возмещением обычно в полном объеме, включая упущенную выгоду.

В Трудовом кодексе предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей, учитывается только прямой ущерб, а неполученные доходы (т.е. упущенная выгода) не учитываются. Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.

Рабочий или служащий, причинивший ущерб предприятию, учреждению, организации, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия администрации он вправе передать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить повреждение.

По действующему законодательству рабочие и служащие несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка. Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены одной из статей Трудового кодекса РФ:

Когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;

Когда в соответствии с законодательством на работника возлагается полная материальная ответственность;

Когда между работником и администрацией заключен договор о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;

Когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;

Когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии, и др.

Уголовная ответственность в области природопользования применяется в случаях, когда деяние, посягающее на экологический правопорядок, является социально опасным.

Основанием уголовной ответственности в данной области является экологическое преступление.

Под экологическим преступлением понимают виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, причиняющее вред природной среде либо создающее угрозу такого причинения и запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Объектом экологического преступления является экологический правопорядок. Составной частью экологического правопорядка признается экологическая безопасность человека и общества.

Под экологической безопасностью понимают совокупность мер, обеспечивающих защищенность жизненно важных прав и интересов человека, в том числе право на здоровую и благоприятную для жизни природную среду.

Понятие «экологическая безопасность» включает в себя новый объект уголовно-правовой охраны, которым является «экологическая безопасность человечества». Преступление против экологической безопасности человечества является разновидностью преступлений против мира и безопасности человечества.

К числу преступлений данной группы относится экоцид. Состав данного преступления предусмотрен СТ.358УК РФ. Под экоцидом понимают массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферного воздуха и водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Понятие «экологическая безопасность человечества» означает систему отношений, построенную на ряде принципов. К ним относятся:

1) право свободно использовать природную среду, являющуюся общим достоянием человечества;

2) запрещение национального присвоения компонентов естественной среды, не входящих в предмет чьей-либо юрисдикции (например, космическое пространство, космические объекты не могут быть присвоены отдельным государством);

3) признание благоприятной природной среды одним из основных прав человека.

Объектом преступления против экологической безопасности человечества следует считать отношения между отдельными государствами - членами мирового сообщества, направленные на создание природных условий, обеспечивающих возможность полноценного развития общества и личности.

Предметом экологического преступления являются охраняемые законом природные объекты и комплексы.

Однако не всякое преступление, где фигурирует природный объект, относится к разряду «экологических преступлений».

Для отнесения преступления к категории «экологических» необходимо наличие такого признака, как реальное причинение вреда либо создание угрозы такого причинения.

Характеристика экологического вреда как элемента экологического преступления имеет особенности. В отличие от гражданского права, где возмещение экологического вреда возможно лишь в той мере, в которой этот вред поддается денежной оценке, в уголовном праве вред оценивается также с точки зрения произошедших или возможных экологических последствий.

Этот признак характеризует объективную сторону преступления и позволяет отграничить экологическое преступление от смежных составов преступлений, например, по данному признаку не относится к категории «экологических» самовольный захват земли.

Субъектом экологического преступления может являться лицо, достигшее 16-летнего возраста. Отдельными составами преступлений предусмотрены специальные субъекты уголовной ответственности, то есть лица, в обязанности которых в силу должностного положения или служебного поручения нормативными и правоприменительными актами включено выполнение определенных действий по применению мер безопасности, контролю в области природопользования и другие функции.

Субъективную сторону преступного деяния составляет вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности. Форма вины правонарушителя имеет значение для определения степени социальной опасности деяния.

Большинство составов экологических преступлений включает умышленную форму вины. Неосторожная форма вины является признаком экологического преступления в отдельных случаях, в частности, когда экологическое преступление повлекло смерть человека, когда совершено уничтожение или повреждение леса, и в других случаях.

В УК РФ 1996 г. впервые выделены экологические преступления в качестве самостоятельного вида преступлений, что обусловлено повышенной социальной значимостью объекта уголовно-правовой охраны, в широком смысле понятие «экологические преступления» охватывает все виды преступлений, предметом посягательства которых выступает окружающая природная среда. Данные преступления классифицируются на две основные группы:

1) смежные составы экологических преступлений. Непосредственным объектом противоправного посягательства в этих составах выступают отношения собственности, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности и др.;

2) собственно экологические преступления, предусмотренные гл.26 УК РФ. Непосредственным объектом данной группы преступлений являются отношения по поводу охраны природной среды.

В зависимости от объективных признаков преступления выделяют:

Материальные составы экологических преступлений, связанные с причинением реального вреда природной среде;

Формальные составы, предусматривающие ответственность за создание «угрозы» причинения вреда природной среде.

В литературе предлагалось вывести формальные составы из сферы уголовной ответственности, повысив при этом размер административной ответственности. Однако, учитывая масштабы возможного экологического вреда, законодатель счел необходимым закрепить ряд формальных составов преступлений, таких как незаконная охота (ст.258 УК), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе (ст.253 УК) и др.

Общим предметом экологического преступления признается окружающая природная среда в целом. Данный предмет присутствует во всех составах экологических преступлений. Наряду с общим предметом выделяют родовые предметы уголовно-правовой охраны, к числу которых относятся:

Здоровье и жизнь человека;

Состояние отдельных видов природных ресурсов и природных комплексов;

Порядок пользования отдельными природными объектами.

Родовой предмет присущ определенным видам преступлений. Например, родовой предмет преступления против здоровья человека отличается от родового предмета экологических преступлений в узком значении.

В целом на основе норм УК РФ 1996 г. произведена криминализация общественно опасного экологически значимого поведения. Сформулированы новые составы экологических преступлений, в числе которых: нарушение правил обращения экологически опасных веществ (ст. 247), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237), порча земли (ст. 254), нарушение режимов особо охраняемых территорий и объектов (ст. 262), экоцид (ст. 358).

Действующее уголовное законодательство имеет широкую сферу действия. Им охватывается разнообразная хозяйственная деятельность: размещение, строительство, сельскохозяйственное производство, опасные виды работ. Такое положение определяет тесную взаимосвязь уголовного и смежного экологического законодательства. Большинство диспозиций уголовно-правовых норм имеет бланкетный характер и отсылает к нормам специального экологического законодательства, устанавливающего правила использования и охраны природных объектов.

Таким образом, квалификация экологических преступлений осуществляется на основе комплекса правовых норм, включающего уголовно-правовые и регулятивные эколого-правовые нормы.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).

Ответственность за экологические правонарушения по российскому праву

Гарантируя гражданам право жить в благоприятных экологических условиях, государство должно предпринимать в том числе меры к тому, чтобы пресекать экологические правонарушения и обеспечивать возмещение причиненного ими ущерба (ст. 42 Конституции РФ).

Определение 1

Ответственность за экологические правонарушения – охранительное правовое отношение между лицом, чьи права и интересы нарушены, и лицом, совершившим экологическое правонарушение, по применению установленного законом взыскания.

В юридической ответственности находит свое отражение санкция правовой нормы, в том числе нормы природоохранного законодательства. В отсутствие санкции и ответственности за экологическое нарушение соответствующее законодательство лишается своего наиболее важного свойства – государственно -принудительного характера.

Экологическая ответственность выполняет такие функции, как:

  • стимулирование законопослушного поведения;
  • предупреждение последующих правонарушений;
  • компенсация вреда, нанесенного природе и человеку;
  • наказание правонарушителя.

Как следует из ст. 75 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», экологические правонарушения могут влечь:

  • имущественную ответственность;
  • дисциплинарную ответственность;
  • административную ответственность;
  • уголовную ответственность.

Основание ответственности за экологические правонарушения

Применить к физическому или юридическому лицу меры эколого-правовой ответственности можно только при наличии основания – экологического правонарушения.

Определение 2

Экологическое правонарушение – противоправное и противозаконное виновное действие или бездействие, в результате которого был причинен вред окружающей среде или нарушено экологическое субъективное право.

В зависимости от степени вредности (опасности) наступивших последствий все экологические деликты могут быть подразделены на:

  • проступки (гражданские, дисциплинарные, административные);
  • преступления.

Несмотря на различия, существующие между экологическими правонарушениями, все они имеют одинаковое строение, которое характеризуется концепцией состава экологического правонарушения. В структуре состава выделяют четыре элемента.

  1. Объект. Традиционно под объектом понимают охраняемые отношения в сфере экологического благополучия. Носителями охраняемых прав и интересов может быть как государство, так и физические или юридические лица.
  2. Объективная сторона. В рамках данного компонента выделяют противозаконность (противоправность) поведения; причинение (угроза причинения) вреда окружающей среде либо нарушение прав в сфере охраны окружающей среды; причинно-следственная связь между поступком нарушителя и неблагоприятными эколого-правовыми последствиями.
  3. Субъект. Каждый из видов ответственности выдвигает собственные требования к признакам субъекта (возраст, должностное положение и т. п.).
  4. Субъективная сторона. В рамках данного компонента раскрывается отношение правонарушителя к совершенному им поступку, а именно вина или неосторожность (самонадеянность, небрежность). Однако ответственность за экологические правонарушения может наступать и без вины (например, в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения

Специфика гражданско-правовой ответственности за экологические деликты состоит в том, что данный вид ответственности направлен в первую очередь на возмещение вреда, которые причинен экологическим правам заинтересованных лиц и самой окружающей среде.

Замечание 1

При этом такая ответственность может быть как договорной, например из договора в сфере природопользования, так и внедоговорной (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21).

Следует помнить о принципах возмещения экологического вреда:

  • вред подлежит возмещению независимо от того, причинен он умышленно или неосторожно;
  • вред должен быть возмещен в полном объеме, при этом суд вправе уменьшить размер такого возмещения;
  • ответственность может наступать за вред вследствие правомерных действий (так, предприниматель, внесший плату за негативное воздействие на природу, не освобождается от природоохранных мероприятий и возмещения экологического вреда);
  • возможность как добровольного, так и принудительного возмещения вреда;
  • повышенный срок давности для рассмотрения требований о возмещении экологического вреда (20 лет).

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Данный вид ответственности имеет специфического субъекта:

  • лицо, находящееся в трудовых отношениях с организацией, который в силу закона считается причинителем вреда;
  • лицо, исполняющее обязанности государственной службы.

Основания, порядок применения и меры дисциплинарной ответственности за экологические деликты предусмотрены:

  • трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (Трудовым кодексом РФ, другими законами, локальными правовыми актами);
  • служебным законодательством (например, Законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»).

К виновному работнику или государственному служащему могут быть применены такие меры, как замечание, выговор, увольнение; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Данный вид ответственности заключается в применении уполномоченным органом государства меры административного наказания к лицу, которое совершило административное правонарушение , предусмотренное законом.

Виды административных проступков, посягающих на благополучие окружающей среды, предусмотрены:

  • Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 7 и 8);
  • законами субъекта Российской Федерации, в которых установлены дополнительные составы административных проступков.

Наиболее распространенным наказанием за административные нарушения является штраф, за некоторые деяния предусмотрена и конфискация (ст. 8.34, 8.35, 8.37 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Наиболее опасные экологические посягательства преследуются в уголовном порядке. Главой 26 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за такие деяния, как нарушение правил обращения опасных веществ и отходов, загрязнение вод, атмосферы, моря и т. п.

В основном уголовные наказания не связаны с лишением свободы (штраф, обязательные и исправительные работы, ограничение свободы). За деяния, повлекшие наиболее тяжкие последствия (причинение вреда жизни и здоровью человека, массовую гибель животных) предусмотрено лишение свободы.

Дисциплинарная ответственность за экологические преступления является разновидностью наказания, налагаемого руководством предприятия на трудящегося, виновного в нарушении правил в данной сфере. Вина работника может выражаться как в действиях, так и преступном бездействии. Характерным отличием данного вида ответственности является то, что нарушение законодательства было допущено вследствие ненадлежащего выполнения сотрудником своих должностных обязанностей в сфере охраны окружающей среды.

Привлечение служащих к дисциплинарной ответственности за нарушение норм экологического законодательства предусмотрено ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды». Порядок и основания её применения, субъекты и меры наказания закреплены в Трудовом кодексе РФ. Согласно действующему законодательству к экологическим правонарушениям, влекущим за собой наложение дисциплинарного взыскания, относятся:

  • Нарушение установленного на предприятии трудового распорядка;
  • Невыполнение распоряжения работодателя относительно природоохранной деятельности;
  • Нарушение правил техники безопасности в экологической сфере и т.д.

В роли определяющего фактора в данном случае выступает характер правонарушения. Виновное действие или бездействие должно повлечь за собой негативные последствия в сфере обеспечения экологической безопасности и природопользования.

Данный вид ответственности носит диспозитивный характер, то есть применяется по усмотрению работодателя. В случае выявления оснований для наложения взыскания, в отношении служащего могут быть применены следующие меры воздействия:

Необходимо учитывать, что степень тяжести проступка должна быть соизмерима со строгостью наложенного взыскания. В случае превышения полномочий и применения такой меры воздействия, как увольнение, за незначительное нарушение, сотрудник может быть восстановлен в должности в судебном порядке, а работодатель должен будет выплатить ему соответствующую компенсацию.

Работник может быть привлечен к ответственности в течение месяца со дня выявления обстоятельств дающих на это право. Однако необходимое решение должно быть принято не позднее 6-ти месяцев со дня совершения правонарушения. Не допускается применение в отношении сотрудника нескольких мер воздействия за один и тот же проступок.

Если работник не согласен с примененным к нему дисциплинарным взысканием, он имеет право обжаловать данное решение. Для этого трудящийся может обратиться:

  • В вышестоящую организацию, если таковая имеется;
  • Госинспекцию по труду;
  • Орган урегулирования индивидуальных трудовых споров;
  • В суд.

При этом оспариваться может как само наложение взыскания, так и его величина. Это касается и ситуаций, когда работник несет материальную ответственность за допущенный проступок, если такой порядок прописан в локальных актах предприятия или трудовом договоре. При этом обязанность возмещения причиненного ущерба может возникать как самостоятельно, так и налагаться вместе с дисциплинарным взысканием.

Законодательная база

Ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в первую очередь в ст.75 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с данной нормой за нарушение законодательства в данной сфере, в зависимости от тяжести совершенного проступка, предусмотрены такие виды ответственности:

  • Дисциплинарная;
  • Материальная;
  • Административная;
  • Уголовная.

Работодатель со своей стороны может привлечь трудящегося к дисциплинарной и материальной ответственности. При этом вина работника должна выражаться в виде невыполнения или ненадлежащего исполнения приказов руководства и своих должностных обязанностей в сфере охраны окружающей среды.

Возможные виды дисциплинарного взыскания, которые могут быть применены в отношении служащего, закреплены в ст.135 ТК РФ. Как уже было отмечено выше, среди них замечание, выговор и расторжение трудового договора.

Кроме указанных взысканий, в отношении виновных лиц могут быть применены иные меры воздействия, если таковые установлены внутренними локальными актами организации. К примеру, временный или постоянный перевод на иную должность, снятие денежных премий на определенный срок и т.п.

Действующее законодательство закрепляет не только виды взысканий, наложение которых допустимо в отношении виновных лиц, но и определяет порядок рассмотрения совершенных правонарушений, привлечения к дисциплинарной ответственности и обжалования принятых решений.

Какие правонарушения относятся к экологическим?

К экологическим относятся правонарушения, которые привели к негативным последствиям в сфере охраны окружающей среды, нанесли вред природным объектам. Такого рода проступки могут быть совершены:

  1. Лицами, являющимися законными владельцами таких объектов;
  2. Теми, кто имеет право на их использование;
  3. Иными лицами, не входящими в первые две группы.

При определении степени тяжести совершенного экологического правонарушения определяется, какой вред был причинен природному объекту: нанесение ущерба, порча, уничтожение. При этом наказание должно быть соизмеримо с причиненным ущербом, поэтому увольнение, как вид дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения, не бывает применен за незначительные правонарушения.

Наиболее распространенными видами правонарушений данной сфере являются:

  • Нанесение ущерба – вырубка деревьев, загрязнение водных объектов, порча сельскохозяйственных полей и прочее;
  • Передача прав собственности на природные объекты, ресурсы в нарушении действующего законодательства;
  • Совершение действий, нарушающих правила пользования объектами, введенными для их сохранения;
  • Использование природных ресурсов в корыстных целях – к примеру, сбор растений, отнесенных к редким видам, и т.п.

При этом для наказания виновного лица, его действия должны идти не только в разрез с действующим законодательством, но и противоречить возложенным на него трудовым обязанностям. В противном случае привлечение к дисциплинарной ответственности невозможно, однако это не освобождает лицо от возможного административного или уголовного преследования.

Субъекты дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения

Субъектами экологических правонарушений выступают физические и юридические лица, допустившие нарушение норм действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, правил пользования природными объектами и ресурсами, которые повлекли за собой негативные последствия для них. При этом данные действия должны быть совершены на территории РФ или на иной полномочной ей.

При этом субъектами дисциплинарной ответственности за правонарушения в данной сфере могут выступать сотрудники и руководители предприятий и организаций, чьё невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей повлекло за собой причинение вреда природным объектам.

Привлечение к дисциплинарной ответственности

Согласно норам Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» наложение дисциплинарной ответственности на работников производится вне зависимости от формы собственности фирмы, в которой они работают, если трудящимися было совершено экологическое правонарушение. Основанием для наложения взысканиями может послужить:

  • Нерациональное использование природных ресурсов;
  • Нарушение природоохранных норм и правил;
  • Невыполнение установленных государством требований в сфере обеспечения безопасности природных объектов;
  • Нарушение иных требований, связанных с охраной окружающей среды.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности закреплен трудовым законодательством, отраслевыми и локальными актами, в том числе учредительными документами предприятия. В последних, помимо прочего, может быть установлена и материальная ответственность за экологические правонарушения.

Меры дисциплинарного взыскания применяются исключительно в случае, если проступок в данной сфере был совершен гражданином в процессе его работы. Также к ответственности может быть привлечено лицо, не исполнившее свои должностные обязанности, в которые входило выполнение действий по обеспечению экологической безопасности и т.п. К примеру, если в выхлопах служебного автомобиля содержание вредных веществ превышает установленные законодательством нормы, то ответственность за это будет нести не водитель данного транспортного средства, а техник, который допустил его к эксплуатации.

Меры дисциплинарной ответственности и порядок их применения

Трудовым законодательством предусмотрено только три вида дисциплинарного взыскания, которое может быть наложено на виновного сотрудника: замечание, выговор и прекращение трудовых отношений. Работодатель также имеет право установить в своих учредительных документах дополнительные меры воздействия.

Для применения дисциплинарного взыскания работодатель должен соблюсти процедуру, установленную действующим законодательством. Вне зависимости от избранной меры, её наложению должно предшествовать истребование письменного объяснения от сотрудника, допустившего нарушение экологического законодательства. Данный документ необходим для того, чтобы при рассмотрении было учтено мнение всех сторон. В случае если работник отказывается от дачи пояснений, должен быть оформлен соответствующий акт за подписями не менее двух свидетелей.

Отсутствие объяснительной служащего не является основанием для отказа от наложения дисциплинарного взыскания. Работодатель при этом получает возможность трактовать все обстоятельства согласно своей точки зрения.

Решение о наложении взыскания на сотрудника должно быть принято не позднее месяца со дня выявления правонарушения. При этом в учет не берется время нахождения работника в отпуске или на больничном. Если для принятия решения необходимо учесть мнение профсоюзного органа трудящихся, то время ожидания его ответа также не учитывается при исчислении срока наложения взыскания.

После принятия решения о мере дисциплинарной ответственности работодатель должен издать соответствующий приказ и ознакомить с ним трудящегося под роспись в течение 3-х дней. Данный документ может быть обжалован служащим в Трудовой инспекции.

Если на сотрудника наложено взыскание, то срок его действия – 1 год. После истечения указанного периода оно снимается автоматически. В ряде случаев возможно и досрочное снятие по инициативе работодателя. В качестве инициатора также может выступать профсоюзная организация или сам сотрудник, но решение будет приниматься руководителем предприятия. Необходимо учитывать, что получение второго взыскания, до снятия первого, является основанием для прекращения трудовых отношений.

Примеры наложения дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения

Дисциплинарное взыскание за экологические правонарушения может быть наложено только на сотрудников ответственных за обеспечение охраны окружающей среды или правильное использование природных объектов и ресурсов. Примером нарушения норм законодательства в данной сфере может выступать несоблюдение ведущим инженером организации правил эксплуатации промышленного оборудования. Если в результате данных действий произошел выброс опасных веществ в окружающую среду – это станет правонарушением инженера, за которое он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В качестве примера нарушения экологического законодательства также можно привести действия начальника отдела утилизации отходов, который пренебрег своими обязанностями и не организовал учет движения отходов, а также место для их хранения. Вследствие чего было допущено захламление территории свалки металлоломом и иными отходами производства.

После выявления нарушений, в отношении виновных лиц проводится служебная проверка, итогом которой становится наложение дисциплинарного взыскания.