Для общего пользования предназначены. Чем отличается береговая полоса общего пользования и прибрежная защитная полоса водного пользования

Ст. 6 Водного кодекса РФ установлено обязательное правило обеспечения свободного доступа всех без исключения лиц к водным объектам общего пользования. В рамках данного требования ВК РФ устанавливается береговая полоса водных объектов общего пользования, которая для большинства водоемов и водотоков составит 20 метров.

Ст.27 Земельного кодекса в развитие указанных положений ВК РФ устанавливается запрет на приватизацию земель в границах береговой полосы.

Захват береговой полосы

В то же время многие наши граждане, желающие получить укромное местечко на берегу какого-нибудь озера с собственным пляжем, зачастую пренебрегают требованиями законодательства и ограждают земельные участки вплоть до самой воды. В связи с этим требование водного и земельного законодательства предоставить обеспечение доступа к береговой полосе не соблюдается.

Конечно же, такое ограждение будет являться незаконным и по идее при любой проверке прокураторы или природоохранных органов такие ограждения заставят убрать.

Берег Финского залива

Однако, зачастую гражданам самостоятельно приходится бороться с самозахватами прибрежной береговой полосы и обращение в суд лица или группы лиц может оказаться более результативным чем работа с надзорными или правоохранительными органами.

Если Вы решили бороться с самозхватчиками, то, во-первых, советуем это делать только в правовых рамках, чтобы потом не оказаться самому по ту сторону закона, а во-вторых, перед тем, как действовать следует детально разобраться в ситуации.

Для начала нужно выяснить имеются ли вообще какие-нибудь права у самозахватчика на береговую полосу общего пользования.

Береговая полоса в собственность

А такие права могут возникнуть, во-первых, в случае, если земельный участок с границами вплотную до уреза воды был предоставлен во времена СССР, а в дальнейшем приватизирован в начале 90-х годов под общую неразбериху в законодательстве. Разберем подробно, как это могло произойти.

В СССР вся земля находилась в государственной собственности, поэтому выделять у водных объектов береговые полосы общего пользования не было необходимости. Соответственно земельные участки могли предоставляться в пользование прямо до уреза воды водного объекта После 1991 года, когда земли начали вводится в гражданский оборот и началась приватизация, понятие береговых полос общего пользования (бечевника) было введено лишь водным кодексом 1995 года. Соответственно в момент с 1991 года до 1995 года можно было приватизировать выделенные в советское время земельные участки, подходившие вплотную к воде.

Такие участки остались наследством в Российской действительности вплоть до настоящего момента. Поэтому сейчас до сих пор есть землеотводы принадлежащие на праве собственности гражданам в пределах береговой полосы, хотя по действующему законодательству приватизация таких участков и была бы запрещена.

Однако право собственности на земельный участок в береговой полосе не означает право его ограждать. В данном случае береговая полоса общего пользования является обременением для собственника земельного участка и обязывает его предоставить проход по его территории каждому желающему.

Предоставление береговой полосы на праве аренды

Во-вторых, у лица ограждающего береговую полосу общего пользования может быть оформлено право аренды. Законодательство не содержит императивных запретов на аренду береговой полосы. Однако, такое ее использование на праве аренды возможно только при условии соблюдении свободного прохода по береговой полосе общего пользования.

Так что и в таком случае ограждение земельного участка до уреза воды будет незаконным.

Свободный доступ береговой полосе отсутствует, что делать?

Чтобы разобраться кому и на каком праве принадлежит береговая полоса общего пользования для начала можно зайти а публичную кадастровую карту и найти огражденное место. Далее нужно посмотреть подходит вплотную участок к воде или нет. Если участок подходит вплотную к воде, то можно по кадастровому номеру заказать выписку из ЕГРП в Росреестре (через МФЦ), в которой будет указан правообладатель земельного участка, а также сведения о его правах на данную землю.

Побережье Финского залива

Теперь у вас будут сведения, кто захватил береговую полосу общего пользования и какие у него имеются на нее права. Данная информация будет хорошим подспорьем при обращении в надзорные органы и потом в суд.

Однако может быть такое, что на публичной кадастровой карте будет видно, что вплотную к урезу воды земельный участок не подходит, однако имеются сформированные вблизи от береговой полосы участки. Их собственники-то, скорее всего, и будут являться лицами, осуществившими самозахват. Причем такой самозахват в отличие от первых двух случаев вообще не обусловлен правами на землю.

поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если иное не предусмотрено названным Кодексом; каждый гражданин вправе иметь доступ к В.о. и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами; использование В.о. осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд; на В.о. могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; информация об ограничении водопользования на В.о. предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов; могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации (см. также Береговая полоса водного объекта общего пользования).

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических и. иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Практически, чтобы определить, является ли данный водный объект объектом общего пользования, необходимо действовать методом исключения, пользуясь правилом части третьей статьи 21 ВК, где записано: "предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования". Следовательно, если водный объект не предоставлен в особое пользование, что должно быть документально доказано; он является объектом общего пользования.

Конечно, использование такого метода не избавляет от коллизий, ибо Кодекс умалчивает о ситуациях, когда в особое пользование предоставлены части водного объекта, что является довольно распространенным на практике.

Например, река Волга - водный объект. Какой? Общего или особого пользованиями. Нет сомнения, что довольно большое число участков Волги предоставлено в особое пользование, хотя другие участки реки открыты для общего водопользования. Значит река Волга - водный объект смешанного пользования: одновременно и общего и особого. Нетрудно представить, что практически подавляющее большинство водных объектов на территории России являются объектами смешанного пользования. И может возникнуть вопрос, а надо ли вообще делить водные объекты на объекты общего и особого пользования, если практически это не имеет значения.

Для правильного понимания этой проблемы важное значение имеет понятие общего водопользования. В самом Водном Кодексе РФ понятие особого пользования не определено. По-видимому, разграничение видов водопользования - общего и специального - ни в какой степени не связано с разграничением водных объектов на два вида: общего и особого пользования, хотя в части второй настоящей статьи сказано, что на водных объектах общего пользования осуществляется общее водопользование, а о водопользовании специальном и особом умалчивается.

Довольно запутанным является вопрос о возможности использования обособленных водных объектов в качестве водных объектов общего пользования, то есть на началах общедоступности.

Общее водопользование - наиболее распространенный способ использования водных объектов

Первым условием общего водопользования названо в ВК РФ соответствие правилам охраны жизни людей на водных объектах. Поэтому требования охраны жизни людей на воде, предусмотренные настоящим Кодексом, должны включать техническое освидетельствование водных объектов, предназначенных для общего водопользования, для массового отдыха граждан и т.п.


Ежегодное техническое освидетельствование проводится для подтверждения основных характеристик, проверки наличия и состояния соответствующего оборудования и снабжения.

При проведении технического освидетельствования объекта проверяется:

Соответствие площади объекта количеству отдыхающих;

Наличие ведомственных спасательных постов, помещений для оказания первой медицинской помощи, их укомплектованность в соответствии с Правилами охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23.12.1988 г. N 351;

Наличие спасательного и противопожарного имущества в соответствии с установленными нормами;

Состояние территории объекта, техническое состояние мостиков, плотов, вышек, используемых для схода и прыжков в воду; наличие стендов с материалами по предупреждению несчастных случаев на воде, советами купающимся о порядке проведения на воде, таблицами с указанием температуры воды и воздуха, направления и силы ветра, скорости течения, схемой территории и акватории пляжа с указанием наибольших глубин и опасных мест.

  • 10. Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
  • 11. Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание).
  • 12. Право собственности на недра в рф. Право собственности на водные объекты.
  • 12.Право соб-ти на недра в рф. Право соб-ти на водные объекты.
  • 13. Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.
  • 13.Право соб-ти на леса в рф. Право соб-ти на животный мир.
  • 14. Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 14.Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 15. Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
  • 15.Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
  • 16. Общая характеристика пользования недрами.
  • 16.Общая характеристика пользования недрами
  • 17. Общая характеристика пользования водными объектами
  • 17.Общая характеристика пользования водными объектами.
  • 18. Общая характеристика пользования лесами
  • 18.Общая характеристика пользования лесами
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 20. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 20.Правовое регулирование охоты и рыболовства
  • 21.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)
  • 22.Правовая охрана недр
  • 23.Правовая охрана вод
  • 24.Правовая охрана лесов
  • 25.Правовая охрана животного мира
  • 26.Правовая охрана атмосферного воздуха
  • 27. Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 28. Виды, органы и функции управления.
  • 2. Министерство сельского хозяйства
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 29. Экологический мониторинг.
  • 30. Экологическое нормирование.
  • Глава V фз№7 «об охране окр ср» ст. 19-31
  • 31. Оценка воздействия на окружающую природную среду.
  • 32. Экологическая экспертиза.
  • 33. Экологическое лицензирование.
  • 34. Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация.
  • 35. Экологический аудит.
  • 36. Экологический контроль.
  • 37. Учет компонентов и объектов окружающей среды.
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.
  • 39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
  • 40. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 41. Экологическое страхование.
  • 42. Ответственность за экологические правонарушения (понятие и структура экологического
  • 45. Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
  • 46. Правовая охрана окружающей среды в промышленности.
  • 53. Международно-правовая охрана природной среды.
  • 54 Международные экологические организации
  • 17. Общая характеристика пользования водными объектами

    Отказалось от лицензирования и переход договорным. Ст.11 возникает Водный кодекс, договор водопользования (договор аренды). Водные объекты в федеральном, региональном, муниципальном предоставляются в пользование за плату в срок до 20 лет, только в трех случаях: - забор, изъятие водных ресурсов из поверхностных водных объектов; - использование акватории водных объектов; - использование водных объектов без изъятия для целей производства электрической энергии. Ставки платы устанавливаются на соответствующих уровнях. Предоставление объектов осуществляется через торги, аукционы. Договор водопользования начинает действовать с момента внесения в государственный водный реестр. Ведется этот реестр Федеральным агентством водных ресурсов и из территориальными органами. П.2 ст.11 – виды водопользования, которые возникают на основании акта: правительства РФ, субъектов РФ или местной администрации. 1. обеспечение обороны страны и федеральной безопасности; 2. сброс сточных вод; 3. охота; 4. рыболовство; Охота, прибрежное рыболовство, промысловое рыболовство и другие действия должны руководствоваться специальными актами, прим.: ФЗ «О рыболовстве» и т.д. Лесопользование: Правовое возникновение: 1. Договор аренды лесного участка, порядок заключения, форма – Приказ №319 Россельхоза. Договор аренды заключается в основном на аукционах, торгах. Исключения: строительство линейных объектов, гидротехнических сооружений, добыча полезных ископаемых, геологические изучения, изучение недр, заготовка древесины, когда ст.43-46 – ЛК. На праве постоянного бессрочного пользования может предоставляться государственный бюджетным учреждениям. 2. договор купли-продажи для лесных насаждений. 3. предоставление лесного участка для нужд граждан (для охоты).

    Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено водным кодексом и иными ФЗ. Использование водных объектов общего пользования осуществляется с правилами охраны жизни людей на водных объектах, определяемых правительством РФ.

    Ограничения:

    На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор, изъятие водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, использования маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств в случаях предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Информация об ограничении водопользования предоставляется жителям органами местного самоуправления через СМИ, посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров – для них это составит 5 метров.

    Каждый гражданин вправе пользоваться без использования механических транспортных средств береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

    Не требуется заключения договора водопользования или принятия решения по предоставлению водного объекта пользования в случае, если водный объект используется для:

    1. Судоходство, в том числе морского судоходства и плавания маломерных судов

    2. Осуществление разового взлета, разовой посадки воздушных судов.

    3. Забора, изъятия из подземного водного объекта, водных ресурсов, в том числе содержащих полезные ископаемые или являющихся природными лечебными ресурсами.

    4. Воспроизводство водных биологических ресурсов

    5. Рыболовство, рыбоводство и охоты, научных и учебных целей

    6. Купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд.

    Перечень закрытый, всего видов 17.

    Специальное водопользование

    Предоставление водных объектов в пользование может осуществляться на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

    На основании договора водопользования (срок которого не может быть более 20ти лет и к нему применяются условия об аренде) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляется в пользование для:

    1. Забора, изъятия водных ресурсов из поверхностных водных объектов

    2. Использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей

    3. Использование водных объектов без забора, изъятия водных ресурсов для целей производства электрической энергии

    На основании решения о предоставлении водных объектов в пользование находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ, в собственности муниципальных образований предоставляется в пользование для следующих целей:

    1. Обеспечение обороны страны и безопасности государства

    2. Сброс сточных вод и дренажных вод

    3. Размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений

    4. Размещение стационарных или плавучих платформ и искусственных островов

    5. Размещение и строительство гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов, иных линейных объектов и подводных коммуникаций.

    6. Разведка и добыча полезных ископаемых

    7. Проведение взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов

    8. Подъем затонувших судов

    9. Сплав древесины на плотах

    10. Забор водных ресурсов для орошения земель сельхоз назначения

    11. Организация отдыха детей, инвалидов и граждан пожилого возраста

    • 1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
    • 2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    КонсультантПлюс: примечание.

    По вопросу, касающемуся порядка утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах, см. Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 769.

    • 3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
    • (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
    • 4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    • 5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
    • (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
    • 6. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
    • 7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.
    • 8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

    Участники водных отношений

    • 1. Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.
    • 2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

    Статья 7.1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов

    • (введена Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
    • 1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
    • 2. Размещение заказа на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".