Условия и виды имущественной ответственности. Большая энциклопедия нефти и газа

Юридическая ответственность, в общем ее понимании, представляет собой форму, в которой государство принудительно воздействует на нарушителей установленных им норм права. Она выражается в применении к нарушителям санкций, которые предусматривает закон. Имущественная ответственность является одной из форм, с помощью которой государство принуждает исполнять закон.

Понятие и особенности имущественной ответственности

Имущественная ответственность гражданина регламентирована ст. 24 ГК РФ.

В понимании данной статьи гражданин должен отвечать по существующим у него обязательствам всем своим имуществом.

У добросовестного человека есть возможность возместить ущерб самостоятельно. Если добровольное желание компенсировать вред отсутствует, взыскание может быть обращено на его имущество в принудительном порядке.

Существуют отличительные особенности имущественной ответственности, которые заключаются в презумпции виновности, применяемой к лицу, нарушившему договорные обязательства или нанесшему вред. То есть, нарушитель изначально считается виновным, до тех пор, пока не докажет свою невиновность в суде.

Помимо этого существует ряд ситуаций, при которых имущественная ответственность наступает независимо от виновности субъекта. В таких случаях у суда есть возможность применить к лицу меры имущественной ответственности даже при полном отсутствии его вины. К таким ситуациям можно отнести:

  • Вред, причиненный ИПО (источником повышенной опасности). В данном случае к ответственности будет привлечен владелец ИПО - гражданин или юрлицо, на балансе которого он находится.
  • Нарушение договора при занятостью предпринимательской деятельностью.
  • Причинение вреда чести, достоинству или деловой репутации.

Принцип подхода от виновной ответственности не применяется ни в каких других сферах законодательства и является исключением, применимым только к возникновению имущественной ответственности.

Можно выделить следующие формы ответственности имущественного характера:

  • Убытки.
  • Неустойка.
  • Штраф.
  • Пеня.

Достаточно широко также применяется ответственность, имеющая форму компенсации морального вреда, регламентированная статьей 151 ГК.

Основание наступления имущественной ответственности

Имущественная ответственность гражданина возникает при наличии состава гражданского правонарушения. Необходимым основанием для ее наступления является противоправное поведение и установленная вина должника. Для того чтобы возникли правовые основания для привлечения к имущественной ответственности, необходимо наличие убытков. Следует также доказать связь между конкретными действиями должника и их возникновением.

Резюмируя сказанное, можно выделить следующие правовые основания, при совокупности которых возможно возникновение ответственности имущественного характера:

  • Противоправное поведение.
  • Наличие доказывания вины.
  • Наличие реального ущерба.
  • Установленная причинно-следственная связь между противоправным поведением и причиненным ущербом.

Законодательство различает такие виды имущественной ответственности:

  • Прямую - возникает у нарушителя непосредственно перед потерпевшим.
  • Регрессную - в данном случае лицо компенсирует убытки, которые были причинены третьими лицами с последующей компенсацией их в порядке регресса, под которым имеется в виду обратное требование.
  • Долевую - представляет собой ответственность одновременно нескольких должников, отвечающих в пределах своей доли.
  • Солидарную - в данном случае также предполагается существование одновременно нескольких должников, но при этом взыскание может производиться как со всех должников, так и с одного из них, способного погасить задолженность. Примером солидарной ответственности могут служить должник и поручитель.
  • Субсидиарную - ответственность лица, которая возникает дополнительно к уже существующей ответственности основного должника. В качестве примера можно выделить родителей, которые ручаются за своих несовершеннолетних детей.

Возможность принудительного обращения взыскания на имущество

По общему правилу, в первую очередь, взыскания обращаются на денежные средства должника, и только при их недостаточности - на принадлежащее ему имущество. Исключением является залог. При наличии договора залога взыскание будет обращено именно на предмет залога, которым чаще всего является конкретное имущество должника.

Взыскание обращается на имущество должника в том объеме, который необходим для полного погашения долга, а также штрафов, исполнительного сбора и издержек за совершение исполнительных действий.

То есть, можно сказать, что в данном случае действует правило соразмерности. Если стоимость имущества превышает сумму долга, то оставшаяся часть денег, после реализации имущества, возвращается должнику.

У должника есть право определить имущество, подлежащее реализации в первую очередь, однако окончательное решение принимает судебный пристав, учитывая при этом фактические обстоятельства дела, ликвидность реализуемого имущества и его состояние.

Отдельной исполнительной процедурой является изъятие имущества должника, находящегося у третьих лиц, которое также носит принудительный характер. Такими полномочиями судебного пристава наделяет закон об исполнительном производстве, однако при этом необходимо наличие бесспорной совокупности прав должника на изымаемое имущество.

Перечень имущества, которое не подлежит взысканию

Наряду с установлением имущественной ответственности пункт 2 статьи 24 ГК РФ защищает интересы должника, устанавливая перечень имущества, которое не может быть объектом взыскания. К ним закон относит:

  • Единственное жилье должника.
  • Вещи личного характера, кроме ценных.
  • Продукты, предназначенные для питания семьи должника.
  • Профессиональные инструменты и предметы, используемые в профессиональной деятельности, если их стоимость не превышает 100 МРОТ.
  • И некоторые другие предметы и вещи, которые могут быть необходимы для содержания семьи и иждивенцев должника.

Не может быть обращено взыскание на имущество, исключенное из оборота. Однако судебными исполнителями достаточно часто нарушается иммунитет взыскания, что становится причиной судебных споров и основанием для обжалования их действий.

Деятельность Общества с ограниченной ответственностью регулируется Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью», а также положениями Гражданского кодекса РФ.

Пункт 1 статьи 56 Гражданского кодекса РФ определяет, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Второй пункт указанной статьи гласит, что учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.

Если опираться на статью 56 Гражданского кодекса РФ, вполне понятно, что юридическое лицо как самостоятельный хозяйствующий субъект отвечает самостоятельно по своим долгам и обязательствам, а учредитель самостоятельно за свои. И как найти ту грань между ответственностью учредителя Общества и самого Общества? Чтобы более детально разобраться и попытаться разграничить ответственность учредителя и генерального директора (директора) Общества, для начала необходимо понимать разницу между этими двумя терминами.

Итак, учредитель это то лицо, которое приняло решение создать ООО, другими словами которое «учредило» Общество. Приняв решение учредить Общество, его учредитель принимает Устав, вносит (оплачивает) свой первый вклад в Общество в виде уставного капитала, и разумеется, определяет, кто будет руководить его Обществом. На практике, при регистрации ООО все чаще встречаются случаи, когда единственный учредитель одновременно возлагает на себя функции единоличного исполнительного органа – директора этого ООО. В соответствии с законодательством РФ он же вправе издать приказ о возложении на себя обязательств по ведению бухгалтерского учета Общества. Законом определено, что учредить Общество может любое дееспособное физическое лицо, как российского гражданства так и иностранного. Учредителем может выступать и иное юридическое лицо. Права и обязанности учредителя регламентированы его учредительными документами, в первую очередь Уставом Общества.

Директор Общества – любое физическое лицо, как сам учредитель, так и независимое лицо, назначаемое на должность решением учредителя Общества. Руководитель, директор Общества назначается с одной единственной целью – руководство текущей деятельностью юридического лица. Директор Общества – лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени и в интересах Общества.

Имущественная ответственность учредителя Общества

Определившись с понятиями «учредителя» и «директора» Общества, попробуем разобрать индивидуально возложенную на них ответственность по долгам Общества.

Юридическая ответственность собственников и участников предпринимательской деятельности делится на типы:

  • материальная или имущественная (ответственность участника (учредителя) Общества в рамках уставного капитала. Иными словами, если долги Общества перед кредиторами и контрагентами значительно превысят фактическую стоимость уставного капитала и принадлежащего Обществу имущества, то собственник (учредитель) такого Общества вправе не покрывать разницу долга личными денежными средствами или личным имуществом.
  • административная (ответственность учредителей за совершение административных правонарушений, допущенных ими при исполнении обязанностей, связанных с регистрацией Общества (нарушение закона о рекламе, интеллектуальной собственности, осуществление деятельности без лицензии и т.п.);
  • субсидиарная (ответственность в виде дополнительного наказания лиц, на которых может быть наложено взыскание на равнее с должником, который не в состоянии самостоятельно погасить свои долги);
  • уголовная (ответственность учредителя (участников) Общества за умышленное ведение недобросовестной хозяйственной деятельности, убытки которой составляют более 250 000 руб.).

Федеральный закон от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» определяет, что участник Общества несет ответственность в размере своей доли в уставном капитале Общества, а равно отвечает по долгам и обязательствам своего Общества лишь в рамках оплаченного им когда-то уставного капитала. Так, материальная (имущественная) ответственность участника (учредителя) Общества действует лишь до того момента, пока Общество осуществляет свою деятельность, даже вяло текущим образом, но при факте уплаты налогов и оплаты долгов, Общество считается работающим. А вот если Общество находится на стадии банкротства или ликвидации, а еще хуже уже в процессе, учредители могут быть привлечены к субсидиарному типу ответственности, а также к дополнительной ответственности.

Если в создании Общества участвовало несколько учредителей, то у них существует солидарная ответственность до момента регистрации Общества и лишь по обязательствам, связанным с его учреждением. Потому как, после того как, Общество будет зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) все принимающие участие в учреждении этого Общества становятся его участниками, и принимают на себя ответственность, предусмотренную Уставом Общества и действующим законодательством РФ. И как уже было сказано чуть выше, участники Общества несут ответственность только в переделах своей доли в Уставном капитале этого Общества и стоимости принадлежащего ему имущества. То есть, если доля участника Общества равна трем или пяти тысячам рублей, то и ответственность такого участника не превысит указанной суммы.

Ответственность учредителя по долгам юридического лица перед государством тоже прописана в законе. Так, согласно статьи 49 Налогового кодекса РФ, если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена участниками указанной организации.

Возможность погашения обязательств Общества за счет личных средств собственника (участника, учредителя) предусмотрена Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно изменениям внесенным в упомянутый Закон 05 июня 2009 года (действующая редакция ФЗ), кредиторы вправе привлечь к материальной ответственности учредителя (участника) Общества, а также иных высших должностных лиц Общества (генерального директора, директора, главного бухгалтера, управляющего и др.), при наличии следующих обстоятельств:

  • учредитель принял решение относительно деятельности Общества, реализация которого принесла убытки контрагентам и кредиторам этого Общества;
  • учредителем утверждено решение, исполнение которого повлекло банкротство Общества или повлияло на его ход;
  • учредитель (ген. директор, глав. бухгалтер) не обеспечили соответствующее ведение и сохранность налоговой отчетности и бухгалтерской документации Общества;
  • учредитель и и/или директор Общества не подал в арбитражный суд заявление о признании Общества банкротом, при наличии при этом всех соответствующих для этого обстоятельств и признаков.

Если хоть одно из вышеописанных обстоятельств присутствует в деятельности Общества, кредитор или любое другое заинтересованное лицо имеет право требовать погашения долгов Общества за счет личных средств его учредителя (участников).

Имущественная ответственность генерального директора (директора, руководителя) Общества

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года № 62 генеральный директор Общества, как и любой другой единоличный исполнительный орган Общества отвечает всем своим личным имуществом перед Обществом, а также перед владельцами бизнеса. Сейчас на эту формулировку очень многие обращают внимание.

В случаях, когда Обществом руководит наёмный генеральный директор (директор), приступая к обязанностям, часть финансовых рисков такой наемный руководитель берет на себя. Ответственность единоличного исполнительного органа (генерального директора, директора, руководителя) Общества предусмотрена статьей 44 Федерального закона № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью». В частности, в указанном законе говорится, что руководитель (директор) Общества несёт ответственность за убытки, причиненные Обществу его виновными действиями (либо бездействием). Имущественная ответственность директора по долгам Общества возникает, если присутствуют признаки виновных действий или такого бездействия:

  • совершение сделки в ущерб Общества, совершенная исходя из личных интересов директора;
  • сокрытие информации о существенных деталях совершаемой сделки или неполучение одобрения участников, когда такая необходимость и обязанность предусмотрена уставными документами Общества;
  • непринятие мер по проверке добросовестности контргаента по сделке, не получена информация о нем, которая могла бы иметь важное значение для совершаемой сделки, не получены сведения о наличии или отсутствии лицензии на деятельность контрагента (подрядчика и т.п.), если такого подтверждения требует характер совершаемой сделки и т.п.;
  • принятие решений о совершаемой сделке без должной осмотрительности, без проверки полученной информации;
  • подделка, утрата, хищение документов Общества и др.

В таких ситуациях участник Общества вправе подать в отношении такого недобросовестного руководителя иск о возмещении причинённого Обществу ущерба. Если директор сможет доказать свою невиновность или непричастность к тем или иным действиям, к примеру сумев доказать, что в процессе работы он был ограничен распоряжениями или требованиями самого собственника (участника) Общества, в результате чего деятельность Общества привела к убыткам, то ответственность с него снимается. Наличие же неоплаченных долгов Общества перед бюджетом или контрагентами, обязывает директора (руководителя) Общества принимать все меры к их погашению.

Даже если руководитель (ген.директор, директор) уволился по собственному желанию или по решению участника (учредителя) Общества, или же в случаях, если участник (учредитель) Общества и вовсе его продал третьему лицу, действующий, вновь приступивший к обязанностям директор такого Общества ответит за ошибки бывшего директора.

В соответствии с действующим законодательством РФ, административную ответственность несут действующие должностные лица. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо, совершившее административное правонарушение, в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) своих должностных обязанностей.

В действующем законодательстве РФ на сегодня, пожалуй, нет единообразного определения «должностного лица». Определение должностного лица, данное в уголовном законодательстве (ст. 285 Уголовного кодекса РФ), не имеет универсального характера. И то оно распространяется лишь на деяния, предусмотренные гл. 30 Уголовного кодекса РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Под должностным лицом следует больше понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющее организационно-распорядительные, управленческие или административно-хозяйственные функции в Обществе.

Уголовная ответственность участника (учредителя) по долгам Общества

Привлечь к уголовной ответственности учредителя по долгам его Общества сложнее и дольше, чем, к примеру, индивидуального предпринимателя, поскольку процедура банкротства ООО достаточно длительный процесс. Но с 2015 года у налоговых органов появился ещё один инструмент взыскания недоимок и долгов по налогам, путем возбуждения в отношении виновного лица уголовного дела по статье 199 Уголовного кодекса РФ. Верховный Суд РФ в своем определении от 27 января 2015 года № 81-КГ14-19 признал ответственным директора и единственного учредителя Общества за неуплату налога (НДС) в крупном размере и подтвердил законность взыскания с физического лица (учредителя Общества) ущерба государству в размере неуплаченной суммы налога. Это определение ВС РФ стало судебным прецедентом, после которого все аналогичные или подобные дела рассматриваются проще и быстрее. Только виновный в таких действиях учредитель (участник) Общества, помимо основной присужденной ему обязанности по выплате долга, получает ещё и судимость.

Законодательством РФ предусмотрена уголовная ответственность учредителя (участников) Общества за неправомерные действия в отношении его деятельности. На практике в 2016 году доказывание неправомерных действий учредителей (участников) Обществ с ограниченной ответственностью было наиболее распространенным случаем, при котором собственник получил уголовное наказание. К ним относятся:

  • сокрытие имущества Общества, фальсификация информации о его действительной стоимости;
  • незаконное распоряжение собственностью (имуществом) Общества;
  • неправомерное погашение материальных требований кредиторов Общества;
  • удовлетворение имущественных требований от должников в финансово неадекватном размере.

Статья 179 Уголовного кодекса РФ предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности учредителя Общества, если его действия содержали принуждение к заключению сделки (или отказу), что впоследствии прямо или косвенно повлияло на причинение убытков Обществу.

Учредителю при доказательности вины может грозить как штраф до 300 000 рублей, так и тюремное заключение в случае причинение по его вине убытков Обществу на сумму более 250 тысяч рублей.

Уголовная ответственность учредителя (участника) Общества наступает в случае, если он инициировал или совершал действия, приведшие:

  • к уклонению от уплаты Обществом установленным государством налогов и сборов;
  • к злоупотреблению при эмиссии собственных ценных бумаг Общества;
  • к незаконному перечислению денежных средств в иностранной валюте;
  • к уклонению от уплаты таможенных сборов.

Привлечение учредителя Общества к уголовной ответственности осуществляется в рамках искового производства. Истцом такого производства может выступать как кредитор, так и контрагент Общества.

Уголовная ответственность единоличного исполнительного органа (директора) по долгам Общества

Уголовная ответственность руководителя (директора) Общества может наступить в следующих случаях:

  • принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 179 Уголовного кодекса РФ);
  • незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну (ст. 183 Уголовного кодекса РФ);
  • злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 Уголовного кодекса РФ);
  • невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 193, 194 Уголовного кодекса РФ);
  • неправомерные действия при банкротстве, сокрытие имущества Общества, фиктивное и преднамеренное банкротство (ст. 195 — 197 Уголовного кодекса РФ);
  • уклонение от уплаты налогов и сборов (ст. 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ).

От уголовной и субсидиарной ответственности путем «выхода из игры» директору и учредителю Общества избежать не удастся. Если бывший учредитель (участники) Общества или бывший директор (ген.директор) совершили преступление, то наказание ляжет именно на них.

То, что касается имущественной ответственности директора (ген.директора) Общества на практике 2016 года, можно ознакомиться с Решением Арбитражного суда Московского округа от 14 июня 2016 года № Ф05-7325/2016 , согласно которому бывший директор Общества должен быть привлечен к субсидиарной ответственности по непогашенным налоговым долгам Общества, и обязан из своего собственного кармана компенсировать убыток государству.

Сложившийся вывод

Зачастую у многих складывается мнение, что уголовная ответственность преследует лишь руководителю (директору) и главному бухгалтеру Общества. Это заблуждение. К уголовной ответственности на основании статьи 33 Уголовного кодекса РФ могут быть привлечены и соучастники – сотрудники Общества. Чаще всего, помимо директоров и главных бухгалтеров, в число обвиняемых попадают собственники бизнеса, участники (учредители) Общества, а также финансовые и коммерческие директора, руководители департаментов, отделов и иные лица, уполномоченные в принятии самостоятельных решений, особенно связанных с оплатой тех или иных работ (услуг), включаемых в расходы или решений, связанных с размером уплачиваемых налогов.

Ответственность предусмотренная статьей 199 Уголовного кодекса РФ за уклонение от уплаты от уплаты налогов и (или) сборов может лечь на директора Общества и на главного бухгалтера, на которых могут завести дело, если ими не будет представлено налоговых деклараций или других документов, которые необходимо предоставлять в налоговый орган в соответствии с требованиями налогового законодательства РФ. Конечно в делах по вышеназванной статье имеются налоговые декларации, поэтому следователи предъявляют обвинения участникам и руководителям фирм, в том числе главных бухгалтерам, по намеренному включению в налоговую декларацию заведомо ложных сведений. Главное доказательство вины подозреваемых лиц – факт подачи такой декларации. И обычно в уголовных делах, заведенных на директоров Обществ, расходы по которым были включены в такие декларации, называют фирмами-однодневками. Собственникам и директорам таких Обществ (фирм однодневок) доказать свою непричастность и отсутствие намерения уклоняться от платы налогов практически невозможно. Следователю в таком случае, останется только оформить дело.

Статья 199 Уголовного кодекса РФ предусматривает несколько видов ответственности в зависимости от меры совершенного преступления. Мера определяется тяжестью совершенного преступления и наличием квалифицирующих признаков: штраф в размере от 100 000 руб. до 500 000 руб.; штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет; принудительные работы на срок до двух лет; арест на срок до шести месяцев; лишение свободы на срок до шести лет.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 Уголовного кодекса РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо Обществом, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В зависимости от особенностей конкретных гражданских правоотношений различаются и виды имущественной ответственности за гражданские правонарушения. Так, по основаниям наступления можно выделить ответственность за причинение имущественного вреда (совершение имущественного правонарушения) и ответственность за причинение морального вреда (вреда, причиненного личности).

Первый вид ответственности наиболее распространен в гражданском праве и применяется к подавляющему большинству гражданских правонарушений в отношениях между любыми субъектами. Основания такой ответственности могут предусматриваться как законом (в некоторых случаях - и подзаконным актом), так и соглашением сторон (договором). Второй вид ответственности возникает только в отношении граждан-потерпевших и лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Ответственность за причинение морального вреда, как правило, возникает независимо от вины причинителя, состоит в денежной (но не в иной материальной) компенсации и осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, т.е. сверх него. Ст. 1099-1101 ГК

Ответственность, за имущественные правонарушения в гражданском праве, подразделяется на договорную и внедоговорную. Основанием наступления договорной ответственности служит нарушение договора, т.е. соглашения самих сторон (контрагентов). Поэтому такая ответственность может устанавливаться и за правонарушения, прямо не обеспеченные санкциями в действующем законодательстве, а в ряде случаев увеличиваться или уменьшаться по соглашению участников договора в сравнении с размером, предусмотренным законом.

Второй вид ответственности может использоваться только в прямо предусмотренных законом случаях и размерах и на императивно установленных им условиях. Следовательно, это более строгий вид ответственности. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности или имуществу потерпевшего вреда, не связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением нарушителем обязанностей, лежащих на нем в силу договора с потерпевшей стороной.

Но закон требует его применения и в тех случаях, когда неисполнением договорных обязанностей причинен вред жизни или здоровью гражданина Ст. 1084 ГК. Внедоговорную ответственность нередко называют также деликтной, связывая ее в основном с обязательствами из причинения вреда (деликтами), которые, по сути, и представляют собой форму гражданско-правовой ответственности. Но сфера применения такой ответственности в действительности шире и охватывает все случаи возникновения гражданской ответственности в силу наступления обстоятельств, прямо предусмотренных законом (при отсутствии договора).

Гражданский закон исходит из необходимости строгого различия оснований ответственности и по общему правилу не допускает предъявления к одному и тому же ответчику различных судебных требований (исков) по выбору потерпевшего-истца, т.е. так

называемой конкуренции исков. Под «конкуренцией исков» принято понимать возможность предъявления нескольких различных требований по защите одного и того же интереса, причем удовлетворение хотя бы одного из таких исков исключает (погашает) возможность предъявления других. Данная ситуация широко допускается в англо-американском праве, не проводящем четких различий между договорной и внедоговорной ответственностью.

В российском гражданском праве она возможна лишь как прямо предусмотренное законом исключение, сделанное для защиты особо значимых интересов. Действующее законодательство допускает «конкуренцию исков» при защите интересов граждан-потребителей в случаях причинения им имущественного вреда, вызванного недостатками проданного им товара. Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте. М., 1991. С. 46-57Как договорная, так и внедоговорная ответственность в зависимости от числа обязанных лиц может быть долевой, солидарной или субсидиарной. Долевая ответственность означает, что каждый из ответчиков несет ответственность в точно определенной доле, установленной законом или договором. Правила о долевой ответственности применяются, когда иной вид ответственности для нескольких субъектов не предусмотрен законом (иным правовым актом) или договором. Если при этом законодательство или договор не определяют доли сторон, они считаются равными, т.е. каждый из ответчиков несет ответственность в одинаковом с другими ответчиками размере.

Солидарная ответственность более строгая, чем долевая. Здесь потерпевший-истец вправе предъявить требование как ко всем ответчикам совместно, так и к любому из них, причем как в полном объеме нанесенного ему ущерба, так и в любой его части; не получив полного удовлетворения от одного из солидарных ответчиков, он вправе по тем же правилам требовать недополученное с остальных, которые остаются перед ним ответственными до полного удовлетворения его требований. Ст. 323 ГК

Такое право выбора усиливает положение потерпевшего, предоставляя ему возможность требовать возмещения не с того из правонарушителей, кто в наибольшей мере виновен в правонарушении, а с того, кто в состоянии в полном объеме компенсировать его неблагоприятные имущественные последствия.

После этого соответчики становятся обязанными (ответственными) перед тем из них, кто удовлетворил требования потерпевшего-истца, причем в равных долях, т.е. на принципах долевой ответственности. При этом неуплаченное одним из солидарно отвечающих лиц тому из них, кто полностью рассчитался с потерпевшим, падает в равной доле на этого и остальных ответчиков, т.е. распределяется между ними, еще более ухудшая их положение. П. 2 ст. 325 ГКСолидарная ответственность предполагается, т.е. наступает при отсутствии иных указаний закона (иного правового акта) или договора, при нарушении обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью П. 2 ст. 322 ГК, что свидетельствует о более строгом подходе закона к профессиональным участникам гражданского оборота.

Субсидиарная ответственность является дополнительной по отношению к ответственности, которую несет перед потерпевшим основной правонарушитель. П. 1 ст. 399 ГК Она признана дополнить его ответственность, усиливая защиту интересов потерпевшего.

При этом лицо, несущее такую дополнительную ответственность, совсем не обязательно является сопричинителем имущественного вреда, нанесенного потерпевшему, а во многих случаях вообще не совершает каких-либо правонарушений. Здесь проявляется компенсаторная направленность гражданско-правовой ответственности, определяющая ее специфику.

Субсидиарная ответственность для несущего ее лица наступает в случае, когда основной ответчик отказался удовлетворить требование потерпевшего либо последний в разумный срок не получил от него ответа на свое требование. Поэтому по общему правилу не требуется, чтобы основной ответчик, вначале ответил перед потерпевшим всем своим имуществом, и только при его недостатке к ответственности был привлечен субсидиарный ответчик (должник).

С точки зрения условий наступления субсидиарной ответственности она, в свою очередь, может быть разделена на несколько видов. В договорных отношениях она обычно наступает при отказе основного ответчика от удовлетворения предъявленных к нему требований.

При банкротстве юридических лиц, а также при причинении вреда несовершеннолетними гражданами (в возрасте от 14 до 18 лет), т.е. во внедоговорных отношениях, субсидиарная ответственность учредителей юридических лиц, основных компаний и родителей (усыновителей) либо попечителей несовершеннолетних наступает лишь при недостатке у банкротов или причинителей вреда какого-либо имущества, способного удовлетворить интересы кредиторов, П. 3 ст. 56, п. 1 ст. 75, абз. 3 п. 2 ст. 105, п. 2 ст. 1074 ГК и, следовательно, предполагает предварительное обращение взыскания на такое имущество. Кроме того, здесь, в отличие от договорных отношений, дополнительно необходимо наличие вины в действиях субсидиарно отвечающего лица.

Ответственность в порядке регресса, или регрессная ответственность, наступает в случаях, когда гражданский закон допускает ответственность одного лица за действия другого. Ст. 402, 403 ГК

Например, юридические лица и граждане-работодатели несут ответственность за вред, который причинили их работники при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей, а хозяйственные товарищества и производственные кооперативы отвечают за вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении предпринимательской или производственной деятельности такой коммерческой организации. Ст. 1068 ГК

Если работодатель или коммерческая организация возместили потерпевшему вред, причиненный их работником или участником (членом), они получают право обратного требования (регресса) к такому причинителю, что и составляет существо регрессной ответственности. Регрессной является и долевая ответственность солидарных должников перед тем из них, кто полностью исполнил их общее обязательство перед кредитором. Таким образом, регрессная ответственность направлена на восстановление имущественной сферы того лица, которое понесло убытки, компенсировав потерпевшему его имущественные потери за другое лицо (причинителя).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ч.1 от 30.11.94 № 51-ФЗ, ч. 2 от 26.0.96) имущественная ответственность заключается в обязательности возмещения вреда, причиненного имуществу граждан либо физических лиц, причиненных негативным воздействием окружающей среды, загрязненной вследствие хозяйственной или иной деятельности. Особенностью имущественной ответственности является то, что она направлена на компенсацию причиненных потерпевшему убытков за счет правонарушителя.

Особенностью имущественной ответственности является то, что она направлена на компенсацию причиненных потерпевшему убытков за счёт правонарушителя.

В соответствии с трудовым законодательством РФ должностные лица и иные работники, в результате действия или бездействия которых организация понесла расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного экологическим правонарушением, привлекаются к материальной ответственности.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30.12.01 № 197-Ф3 работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой вред, а неполученные доходы взысканию с работника не подлежат. Также материальная ответственность работника исключается при возникновении ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны.

43. Конституционно-правовой статус Президента РФ.

Президе́нт Росси́йской Федера́ции - высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Правовой статус Президента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации.

Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью, отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации.

Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения Президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления <…>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Согласно статье 7 Федерального Закона «О государственной охране», в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны»



Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции Президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок полномочий.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

На основании четвёртой главы Конституции Президент России осуществляет следующие полномочия:

Назначает с одобрения Государственной думы председателя Правительства Российской Федерации;

Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

Принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;

По предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;

Формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

Утверждает военную доктрину Российской Федерации;

Формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

Назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

Назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствие с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;

Назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;

Распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;

Назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Вносит законопроекты в Государственную думу;

Подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.;

Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

Ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

Подписывает ратификационные грамоты;

Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

Награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

Осуществляет помилование.

В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

44. Субъекты административного правоприменения. Виды административных взысканий.

Субъект административного права - это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус.

Правовой статус субъектов административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.

По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. В основу этой классификации принята степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей конкретного лица.

Организации как субъекты административного права прежде всего надо разделить на государственные и негосударственный организации. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата - представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации - производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан - профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации - частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

Среди столь многочисленных субъектов административного права тем не менее выделяются как основные, приоритетные, два вида субъектов - граждане и органы исполнительной власти.

Административно-правовой статус граждан. Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих элемента.

Первый и самый большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.

Сформулированный в ст. 2 Конституции РФ характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства стран и народов мира, что нашло свое закрепление и важнейших актах международного права, принятых Организацией Объединенных Наций (ООН) и Европейскими организациями.

КОАП Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 8 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

45. Конституционно-правовой статус Федерального собрания РФ.

Федера́льное Собра́ние - парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ).

Статус Федерального Собрания определен в главе 5 Конституции РФ.

Функции и полномочия Федерального Собрания распределены между двумя палатами - согласно статье 95 Конституции РФ Государственной Думой и Советом Федерации.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции РФ).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции РФ).

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

из статьи 102 Конституции Российской Федерации

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

из статьи 103 Конституции Российской Федерации

46. Понятие и особенности современного международного права.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними, международными организациями и некоторыми другими субъектами международного права. М. п. как особая система норм не входит в какую-либо национальную систему и не включает в себя нормы национального права. Однако начиная с 1920 г. ряд государств провозгласил прямое действие общепризнанных норм М.п. на их территории и приоритет таких норм над национальным законодательством. В других странах нормы М.п. включаются в национальную правовую систему опосредованно. Источники М.п. - международные договоры и международно-правовые обычаи. Вспомогательными источниками являются акты международных организаций, решения международных судебных и арбитражных органов, международно-правовая доктрина. Сфера международно-правового регулирования охватывает дипломатические, военные, гуманитарные, экологические, социальные, экономические, культурные, научно-исследовательские, полицейские вопросы и имеет тенденцию к дальнейшему расширению. В соответствии с этим М.п., как и национальные системы права, делится на отрасли: международное морское право, международное гуманитарное право и т.д. От собственно М.п. (называемого еще международным публичным правом) следует отличать международное частное право - совершенно иную систему, в основе которой лежит национальное законодательство.

47. Конституционно-правовой статус Правительства РФ.

Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.

Согласно 110-й статье Конституции РФ, состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями.

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

Обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Координационные и совещательные органы Правительства

Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации

Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем (2005) году и на среднесрочную перспективу

Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам

Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию

Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации

Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации

Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции

Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития

Правительственная комиссия по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации

Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности

Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации

Правительственная комиссия по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание

48. Источники и основные принципы международного права.
Источники и основные принципы международного права.

Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право.

Таким образом, источниками международного права являются:

  • Основные (первичные):
    • международный договор
    • международно-правовой обычай
    • общие принципы права

Не существует четкой иерархии между основными источниками. С одной стороны, международные договоры удобнее толковать и применять. С другой - нормы договоров действуют только в отношении государств-участников, в то время как международно-правовой обычай обязателен для всех субъектов международного права.

  • Вспомогательные (вторичные):
    • судебные решения
    • правовая доктрина

Принципы международного права - это наиболее важные, общие и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, являются критерием законности всех других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права - это императивные нормы международного права или нормы jus cogens (лат.).

Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

  • Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  • Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  • Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  • Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов;
  • Принцип суверенного равенства государств;
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • Принцип нерушимости государственных границ;
  • Принцип территориальной целостности государств;
  • Принцип уважения прав человека и основных свобод.

49. Система судоустройства в РФ. Классификации (виды) судов.

50. Предмет, принципы и источники семейного права.
51. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей.

52. Особенности федеративного устройства Российской Федерации.
53. Предмет, метод, задачи административного права. Источники
административного права.
54. Финансовая система Российской Федерации, характеристика основных
финансовых институтов. Центральный банк России: функции и особенности его
финансово-правового статуса.
55. Система и виды органов исполнительной власти в РФ. Административно-
правовое обеспечение ее функционирования.
56. Основные задачи и особенности бюджетного права.
57. Административное правонарушение. Административная ответственность:
понятие, виды, меры взысканий.

58. Семейное право: понятие, источники и основные принципы. Семейные
правоотношения: субъекты, основания. возникновения и прекращения.
59. Финансовая система РФ. Характеристика и особенности финансовых
право отношений. Субъекты финансового права.
60. Классификация субъектов гражданского права.

8.7.3. Имущественная ответственность сторон договора

Каждая сторона договора несет имущественную ответственность, установленную законом и договором.
Охрана отвечает за ущерб, причиненный кражей товарно-материальных ценностей при взломе помещений охраняемых объектов, запоров, замков, окон, витрин и ограждений, иными способами в результате ненадлежащей охраны или невыполнения охраной установленного на объекте порядка вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей, а также при грабеже или разбойном нападении.
Охрана несет имущественную ответственность за ущерб, нанесенный уничтожением или повреждением имущества (в том числе при поджоге) посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект в результате ненадлежащего выполнения охраной принятых по договору обязательств.
Охрана отвечает за ущерб, причиненный пожарами или по другим причинам по вине ее работников.
Для возложения на охрану имущественной ответственности необходимо, чтобы факт кражи, грабежа, разбоя, уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект, либо вследствие пожара или по другим причинам по вине охраны, был установлен органами дознания, следствия или судом. Постановления органа дознания, следствия, приговор суда должны быть представлены заказчику.
Размер ущерба подтверждается документами и расчетом стоимости похищенных, уничтоженных или поврежденных товарно-материальных ценностей и похищенных денежных сумм. Такой расчет составляет заказчик с участием охраны, затем он сверяется с бухгалтерскими документами. В сумму ущерба включаются стоимость похищенного или уничтоженного имущества, размер уценки поврежденных товарно-материальных ценностей, расходы по восстановлению поврежденного имущества, похищенные денежные суммы. Охрана возмещает заказчику ущерб как в случае обнаружения виновных лиц, так и в случае неустановления или необнаружения их в результате дознания или следствия.
Если охрана возместила заказчику ущерб от хищения товарно-материальных ценностей, а впоследствии они были найдены органами дознания или следствия, то стоимость этих ценностей исключается из общей суммы иска заказчика к охране, а ранее оплаченная за них сумма возвращается охране. При этом, если возвращенные предметы окажутся неполноценными, то об этом составляется акт представителями сторон для определения процента пригодности, и охрана возмещает заказчику размер уценки.
Основания ответственности несколько различаются в зависимости от вида охраны. Если это вневедомственная охрана, то она как некоммерческая организация несет ответственность по п. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ, т.е. при наличии ее вины, отсутствие которой она вправе доказать. Если же это частное охранное предприятие, то охрана является коммерческой организацией и несет ответственность по п. 3 ст. 401 ГК РФ как осуществляющая предпринимательскую деятельность. Это значит, что если иное не предусмотрено законом и договором, охрана несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным лишь вследствие обстоятельств непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и неотвратимых при данных условиях.
Охрана освобождается от ответственности, если возникновение ущерба произошло по вине заказчика. В частности, она не несет ответственности: за кражу, а также хищение, совершенное при грабеже или разбойном нападении, денежных средств, оставленных в охраняемом помещении не в сейфе или металлическом шкафу (ящике), прикрепленных к полу; за оставленное в охраняемом помещении личное имущество работников заказчика; за ущерб, причиненный преступником внутри охраняемого помещения, если он проник в это помещение до его закрытия и покинул его в неохраняемое время; за кражу, а также за хищение, совершенное при грабеже или разбойном нападении, из витрин магазинов и ателье выставленных товаров и изделий при отсутствии их описи; за кражу и хищение, совершенные при грабеже или разбойном нападении, изделий с драгоценными камнями, из золота, платины и палладия, часов в золотых, платиновых и серебряных корпусах, оставленных на объектах вне сейфов или металлических шкафов (ящиков), прикрепленных к полу; за кражу, а также хищение, совершенное при грабеже или при разбойном нападении, товарно-материальных ценностей, если органами дознания, следствия или судом установлено, что заказчик не включил охранную сигнализацию, не сдал объект под охрану или не сообщил охране о неисправности сигнализации; за кражу товарно-материальных ценностей при невыполнении заказчиком в установленные двусторонним актом сроки требований по технической укрепленности охраняемых объектов, если это послужило условием совершения кражи.
Стороны в договоре могут установить и право взыскания неустойки за нарушение различных договорных обязательств.
В случае невозможности исполнения договора по независящим от сторон причинам или при одностороннем отказе от исполнения договора наступает порядок возмещения той или другой стороне расходов, регулируемый п. 3 ст. 781 и ст. 782 ГК РФ.