Право на доступ к культурным ценностям: проблемы реализации. Гарантии реализации прав граждан в области культуры

Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре органы государственной власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности (в том числе и творческих работников), защищая их посредством законодательной и иной нормативной деятельности, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Право на образование - одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития, как его личности, так и всего общества. От уровня образованности напрямую зависит социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Чем лучше и больше образованно общество, тем выше его достижения в экономике, социальной жизни и культуре, тем благоприятнее условия жизни каждого человека.

В соответствии со ст.44 каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства защиты этих прав и свобод.
В числе гарантий свобод, провозглашенных в Конституции, следует, прежде всего, указать на недопустимость вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.
С точки зрения гарантий свободы творчества важно, что согласно законодательству право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
Конституция в ст.44 говорит и о свободе преподавания. Согласно Федеральному закону о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании при исполнении профессиональных обязанностей преподаватели имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (ст.55). Принцип свободы преподавания закрепляется и в правительственных актах - типовых положениях об образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Гарантированная Конституцией свобода творчества предполагает создание эффективной системы охраны прав граждан на результаты их творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности. Российское законодательство в этой области существенно обновлено и отвечает тенденциям становления новых социально-экономических условий. К числу основных нормативных актов следует отнести: Патентный закон, охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон «Об авторском праве и смежных правах».
Право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Федеральным законом «О библиотечном деле» 1994г. закреплено, что каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание.
Все пользователи библиотеки (физические и юридические лица) имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. Наиболее распространенными являются общедоступные библиотеки. В них гражданам предоставляется возможность пользоваться фондами без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии. В общедоступных библиотеках граждане вправе стать их пользователями по предъявлению документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей.
В общедоступных библиотеках граждане вправе бесплатно получать: во временное пользование из библиотечных фондов книги, журналы, газеты и др.; полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов; консультационную помощь в поиске и выборе источников информации.
Следует отметить и Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах 1993г., согласно которым документы государственной части архивного фонда Российской Федерации и справочники к ним предоставляются для использования всем физическим и юридическим лицам (ст.20).
Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды, что является гарантией конституционного права на доступ к культурным ценностям.
Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям во многом зависит от того, насколько население обеспечено услугами учреждений культуры - библиотек, театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, кинотеатров, насколько многообразны эти учреждения культуры по характеру деятельности, форме собственности и т.д. (драматические, музыкальные, детские театры, государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки предприятий, учреждений, организаций и т.д.).
Необходимо указать на важность законодательного запрета проектирования и строительства населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами культуры. При проектировании должны учитываться градостроительные нормы и потребности местного населения. Земельные участки под строительство новых объектов культуры должны выделяться на приоритетной основе.
Возможность пользования учреждениями культуры неразрывно связана с доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. В законодательстве предусмотрена обязанность организаций культуры устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы.
Если в первых двух частях ст.44 говорится о правах, то в последней речь идет об обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые значимы для сохранения и развития самобытности Российской Федерации, всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию (ст.1 и 6 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1978г.).
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры - это значит и соблюдать правила вывоза и ввоза культурных ценностей, установленные Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», за нарушение которых предусмотрена административная ответственность граждан за нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры.

Согласно ч.2 ст.44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значи­тельной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приоб­щение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, ар­хивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования уста­навливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды.

Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет законодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библио­течными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.

В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере куль­туры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военно­служащих срочной службы (ст.12, 48, 52 Основ законодательства о культуре).

Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-куль­турные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

III. Заключение

В настоящей контрольной работе были рассмотрены, перечисленные в Конституции РФ основные экономические, социальные и культурные права гражданина Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в предыдущей Конституции СССР основные экономические, культурные и социальные права человека только декларировались. На деле, даже понятие защиты конституционных прав, не практиковалось. Основная защита своих прав происходила через профсоюзы и, в редких, случаях в судах.

В действующей Конституции раскрывается важная грань социаль­ного правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если госу­дарство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными прот­иворечиями и, в конце концов, погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина.. Экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к кото­рому должно стремиться государство в своей политике.

К сожалению, в Конституции РФ имеются очевидные противоречия международно-правовым актам (Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах). В ст.6 Международного пакта закреплено право на труд, что в действующей Конституции России совершенно отсутствует.

Коллизия есть и в содержании Конституции РФ. В соответствии со ст.2 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. Трудовые права регламентированы в главе второй Конституции РФ, которая посвящена правам и свободам человека и гражданина. Из чего следует, что регулирование и защита трудовых прав и свобод должны находиться в компетенции федерального законодателя. Однако в ст.72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Сказанное явно не способствует созданию условий для реализации норм трудового законодательства.

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно боль­шого прогресса при формировании истинно демократического государства. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.

(Носов С. И., Степанова И. В.) («Культура: управление, экономика, право», 2009, N 1)

ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

С. И. НОСОВ, И. В. СТЕПАНОВА

Носов С. И., ученый секретарь Российской академии государственной службы при Президенте РФ, профессор, доктор юридических наук.

Степанова И. В., соискатель кафедры государственного строительства и права РАГС.

С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан в этой области представляются исключительно актуальными. Сегодня на первый план выступает проблема гарантий реализации культурных прав человека и гражданина, выработки правозащитных механизмов. Это связано прежде всего с тем, что сами культурные права в случае их реального обеспечения приобретают социальную ценность. И именно от государства зависит степень реализации этих прав и, следовательно, степень их социальной ценности. Государство призвано обеспечивать права и свободы в сфере культуры путем их закрепления в национальном законодательстве, а также путем создания эффективного механизма их реализации и защиты. Эффективность реализации прав и свобод в сфере культуры определяется рядом факторов. Выделяются различные группы факторов: общесоциальные (состояние преступности, наличие кризисных явлений в различных сферах общественной жизни и т. д.), политические (политическая стабильность, состояние межнациональных отношений, вооруженные конфликты и т. д.), юридические (наличие развитой системы законодательства, прежде всего в сфере регламентации и защиты прав и свобод человека и гражданина, степень восприятия национальным законодательством общепризнанных норм международного права и т. д.). В юридической науке отсутствует единство взглядов на проблему видов гарантий прав и свобод в области культуры. Могут быть выделены следующие две большие группы таких гарантий: 1) международно-правовые (ратификация международно-правовых актов по правам человека, международно-правовая судебная защита прав человека, международно-правовые санкции и т. д.); 2) внутригосударственные (политические, социально-экономические, юридические). За последнее время значительно возросла роль международных форм и средств в реализации прав и свобод человека и гражданина в целом и в области культуры в частности. Государство, присоединившись или подписав международно-правовой договор, должно добросовестно обеспечить его исполнение. Международным организациям (ООН, Экономический и Социальный Совет) принадлежит право контроля за выполнением принятых обязательств. В последние годы заметно повысилась роль международных судов в области защиты прав человека. Примером тому является деятельность Европейского суда по правам человека. По жалобам суд выносит решения, обязательные для государств — участников Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Международное право устанавливает общие права и свободы человека и гражданина, определяет их содержание. Задача каждого государства не только их закрепление в национальном законодательстве, но и самое главное — их практическая реализация. Несомненно, главенствующая роль в реализации прав и свобод человека и гражданина принадлежит разработке эффективного внутригосударственного механизма. Он включает правовые, политические, социально-экономические, идеологические гарантии <1>. ——————————— <1> См., напр.: Морозова А. Н. Конституционно-правовые гарантии участия граждан в культурной жизни российского общества: Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 2004. С. 86 — 88.

Под политическими гарантиями понимают такую конституционно закрепленную политическую организацию общества, которая не только создает необходимые условия для широкого привлечения граждан к управлению делами государства, но и возможность активной реализации членами общества любых прав и свобод, в том числе и в сфере культуры. Социально-экономические гарантии прав и свобод человека и гражданина включают: — законодательное закрепление таких условий экономической деятельности в государстве, при которых любой человек реально обладает всеми конституционно признанными правами и свободами; — установление гарантированного минимума размера оплаты труда, государственных пенсий, пособий и т. д., бесплатность образования, государственная поддержка слабозащищенных слоев населения; — создание материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека и гражданина; — осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего права и свободы человека в социально-экономической сфере, эффективная их защита. Социально-экономические гарантии предполагают должное материальное обеспечение всей системы мер по защите прав и свобод граждан. Применительно к культурным правам человека и гражданина социально-экономические гарантии имеют специфические формы выражения. Они выражаются прежде всего в должном финансировании учреждений культуры, обеспечении такого уровня жизни, который обеспечивал бы реализацию права граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Повышение уровня материального благосостояния людей создает благоприятные предпосылки для их активного участия в культурной жизни. Кроме того, уровень материального обеспечения населения непосредственно влияет на уровень самосознания людей, нормальный психологический климат, уверенность граждан в незыблемости их прав и свобод, в том числе в сфере культуры. Особое место в системе гарантий прав и свобод человека принадлежит юридическим гарантиям. Юридические гарантии представляют собой правовые нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина в области культуры, и существующий в государстве правозащитный механизм их охраны и реального обеспечения. В научной литературе существуют различные классификации юридических гарантий <2>. Выделяют различные виды юридических гарантий, в частности: ——————————— <2> См., напр.: Бутылин В. Н. Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан. М., 2001. С. 49.

по степени общности: — гарантии, закрепленные в конституции, законах и подзаконных актах; — общие гарантии, относящиеся к любым правам и свободам, и специальные, обеспечивающие закрепление и реализацию права в какой-либо сфере; по функциям: — гарантии реализации и гарантии охраны (защиты) прав и свобод; — стимулирующие, правообеспечительные, превентивные охранительные; по отраслевому признаку: — конституционные (государственно-правовые), административно-правовые, уголовно-процессуальные. Юридические гарантии тесно взаимосвязаны с другими видами гарантий. Например, очевидно, что реальность правовых гарантий во многом обусловлена политическим строем общества, конституционным строем, закрепляющим права, свободы человека и гражданина (политические гарантии), социально-экономическим развитием страны, уровнем материального благосостояния граждан, степенью их социальной защищенности (социально-экономические гарантии). Каждый из видов гарантий в значительной степени обеспечивается реализацией других видов гарантий. Очевидна взаимосвязь внутригосударственных и международных гарантий. Национальные законодательства все более руководствуются принципами и нормами международного права. Эта тенденция отчетливо проявляется и в российском законодательстве. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Гражданин в случае нарушения его прав и свобод, в том числе в области культуры, вправе использовать имеющиеся не только внутригосударственные механизмы защиты, но и обращаться в международные организации. В последнее время культурным правам граждан уделяется все большее внимание. Вместе с тем следует признать, что это все еще наименее обеспеченная категория прав и свобод. Особенно актуальным представляется наряду с дальнейшим расширением этих прав создание реального механизма их реализации и защиты. Крайне важно добиться осознания важности прав и свобод не только отдельным гражданином, но и обществом в целом. Законодательство Российской Федерации закрепляет широкий перечень обязанностей государства в области культуры, которые должны обеспечивать реализацию культурных прав человека и гражданина <3>. ——————————— <3> См.: Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 46. Ст. 2615. Раздел VI.

С правом граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры корреспондирует обязанность государства по обеспечению условий для общедоступной культурной деятельности (деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей). Для реализации указанного права граждан государство должно осуществлять поддержку учреждений культуры. При необходимости оно принимает долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры. Кроме того, государство посредством налоговых льгот, кредитов и другими способами призвано стимулировать создание и деятельность организаций культуры. Государство, помимо всего, осуществляет протекционизм (покровительство) в области культуры в целях защиты наименее защищенных групп населения. Действующее законодательство устанавливает, что проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов не должны осуществляться без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм и потребностей населения. Конституция Российской Федерации и действующее законодательство не только закрепляют права граждан в области культуры, но и налагают на них определенные обязанности. В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Под историческим и культурным наследием понимают материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения самобытности России и ее народов, их выхода, их вклада в мировую цивилизацию <4>. ——————————— <4> Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2001. С. 222.

Граждане, в собственности которых находятся объекты культурного наследия, обязаны соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные действующим законодательством. При определении возможного использования объекта культурного наследия учитываются следующие требования: — соответствие функционального использования объекта культурного наследия исторически сложившемуся назначению; — сохранение планировочной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов объекта культурного наследия; — строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания объекта культурного наследия. Граждане, учреждения, организации, причинившие вред памятнику истории и культуры, обязаны восстановить их в прежнем состоянии, а при невозможности — возместить причиненные убытки. За нарушение гражданами или должностными лицами правил охраны и использования памятников истории и культуры установлена административная ответственность. Кроме того, за незаконный вывоз и ввоз культурных ценностей в соответствии с законодательством предусмотрены меры уголовной и административной ответственности. Вместе с тем законодательство не предусматривает никакой ответственности государства в случае невыполнения этих обязанностей. Предусматривается, что дальнейшее развитие законодательства должно осуществляться с учетом международно-правового опыта <5>. ——————————— <5> Так, исходя из Лимбургских принципов осуществления Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государство должно нести ответственность в случаях: 1) если оно не обеспечивает своевременного устранения препятствий, которые оно обязано устранить, в интересах незамедлительного осуществления права; 2) если оно преднамеренно не соблюдает какую-либо минимальную общепринятую международную норму в области реализации прав, которую оно в силах соблюсти. См.: Лимбургские принципы осуществления Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах // Права человека. Вып. 9. 1987. N 2. Май. С. 122 — 135.

Структура законодательства в области культуры. Законодательство в сфере культуры, регламентирующее права и свободы граждан, включает в себя международно-правовые акты и внутреннее (национальное) законодательство. В международно-правовой сфере действует широкий перечень правовых документов и норм, регламентирующих самые различные стороны культурной деятельности, закрепляющие права и свободы человека в этой области. К числу такого рода документов относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Европейская культурная конвенция (1954), Конвенция об охране всемирного и культурного наследия (1972), многие другие международные пакты, направленные на формирование и сохранение единого культурного пространства, касающиеся различных вопросов культурной деятельности. Законодательство Российской Федерации в сфере культуры включает федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации. Помимо этого в структуру национального законодательства о культуре входят и нормативные акты, принятые органами местного самоуправления. Законодательство (как федеральное, так и субъектов Российской Федерации), в свою очередь, состоит из законов и подзаконных актов. Федеральное законодательство, регламентирующее права и свободы граждан в области культуры, включает, прежде всего, Конституцию РФ, Закон РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». На базе Конституции и Основ было принято множество законодательных актов, регулирующих отношения в этой сфере, в том числе: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 января 1999 г. «О народных художественных промыслах», Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии», Федеральный закон от 26 мая 1996 г. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Закон РФ от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О библиотечном деле». Вопросы культуры нашли отражение в ряде базисных законодательных актов, таких как Гражданский кодекс Российской Федерации (в части регулирования интеллектуальной собственности, общих принципов деятельности учреждений и организаций), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий, зон охраны и т. д.), Уголовный кодекс Российской Федерации (в части ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушение авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей), Налоговый кодекс Российской Федерации (в части налоговых льгот для учреждений и организаций культуры, осуществляющих определенные виды работ). Различные аспекты деятельности в сфере культуры нашли отражение также в Земельном, Градостроительном и Таможенном кодексах Российской Федерации, Федеральных законах «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» <6>. Кроме того, в сфере культуры действует большое количество подзаконных актов: указов Президента РФ, актов министерств и ведомств <7>. ——————————— <6> См.: Андрюхина Э. П. Законодательство Российской Федерации о культуре // Журнал российского права. 2002. N 3. <7> См., например, Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. N 28. Ст. 3358; Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 740 «О Федеральной целевой программе «Культура России (2006 — 2010 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. N 51. Ст. 5528.

Характеризуя федеральное законодательство в области закрепления и защиты прав и свобод граждан в сфере культуры, следует подчеркнуть, что назрела необходимость в их расширении и углублении содержания, в связи с чем требуется изменение действующих и принятие новых правовых норм, отражающих современный этап развития общественных отношений. Многие правовые нормы декларативны и не подкреплены действенным механизмом реализации. Это касается льготных условий доступа творческих работников к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, представления льгот театрам, другим организациям культуры. Несмотря на большое количество нормативных актов по различным аспектам культуры, специальный нормативный акт по вопросам культурной деятельности отсутствует. Это влечет серьезные проблемы, связанные с государственной поддержкой концертных организаций. В настоящее время активно развивается законодательство субъектов Российской Федерации в области организации культурной деятельности. Во многих субъектах приняты свои законодательные акты, направленные на сохранение и развитие культурных ценностей, определение порядка их использования. К ним относятся Законы о музеях и музейных ценностях, о библиотечном деле, об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры). Для эффективной реализации и защиты культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации необходимо как формирование системы гарантий, закрепленной в законодательстве, так и создание механизма их реального воплощения.

——————————————————————

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому комплекс прав и свобод, что направлено на реализацию и удовлетворение духовных и культурных потребностей. Включение культурных прав в разряд конституционно закрепленных является одной из особенностей развития законотворческого процесса во многих странах мира во второй половине XX в. Так, Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин отмечают, что культурные права "в странах англосаксонского права... не считаются правами в субъективном смысле", а сама группа социально-экономических прав "нередко... относится к числу моральных, а не так называемых позитивных, не собственно юридических" . По мнению автора данной статьи, права граждан в области культуры носят обособленный комплексный характер, что обусловлено их значимостью, так как приходится говорить о сохранении культурного наследия, культурной самобытности и о культурном развитии страны в целом. Как отмечает в своей статье С.И. Носов, "культурные права обладают существенной спецификой, так как касаются особой группы общественных отношений" . Данную позицию разделяют многие юристы, работающие в сфере прав человека; различными международными организациями и союзами приняты многочисленные международные правовые акты, подтверждающие юридический характер культурных прав человека.
Несмотря на то что в российской юридической литературе присутствуют многоаспектные исследования вопросов, связанных с изучением культурных прав и их статуса в юридической науке, до сих пор не рассмотренным остается вопрос о комплексном исследовании права на доступ к культурным ценностям как важном культурном праве человека и гражданина.
Право на доступ к культурным ценностям является ключевым аспектом развития интеллектуального и культурного потенциала страны, давая не только формальную возможность получить эстетическое удовольствие, но и реализовать естественную потребность в творчестве, аккумулировании новых знаний, опыта в разных сферах деятельности, а также возможность передавать накопленное последующим поколениям.
Автор настоящей статьи определяет право на доступ к культурным ценностям как закрепленную в международно-правовых актах и гарантированную государством конституционную возможность беспрепятственно пользоваться объектами культурного наследия, обеспечивающими культурное развитие личности, а также требовать от государства и международных организаций создания соответствующих условий для реализации данного права, а также возможность обращения для его защиты.
Рассуждая о праве на доступ к культурным ценностям, важно отметить, что оно закреплено в универсальных международных и региональных правовых стандартах: ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В документах европейских стран право на доступ к культурным ценностям непосредственно не предусматривается, однако в ряде европейских конвенций и хартий сформулированы отдельные элементы данного права, а также обязательства государств-участников, их ратифицировавших. Например, Постановление ЕЭС N 3911/92 Совета Европейских сообществ от 9 ноября 1992 года о вывозе культурных ценностей не только указывает в приложении к статье 1 те объекты, которые относятся к культурным ценностям, но и устанавливает обязанность единообразного контроля на внешних границах Европейского сообщества за вывозом культурных ценностей. Право на доступ к культурным ценностям гарантируется ч. 2 ст. 44 Конституции РФ. Свою дальнейшую конкретизацию и развитие право на доступ к культурным ценностям получило в отраслевом федеральном законодательстве, что играет важную роль в повышении культурного уровня российского общества.
Несмотря на индивидуальный характер права на доступ к культурным ценностям, полная его реализация для граждан возможна только при взаимодействии с другими правами и свободами, прежде всего культурными.
Право на доступ к культурным ценностям наиболее тесно связано с правом каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Оба этих культурных права закреплены в ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации. Доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни взаимодополняют друг друга. Так, право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Согласно определению Энциклопедического словаря, право на участие в культурной жизни представляет собой конституционную возможность на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям . Автор данной статьи полагает, что не является верным отождествлять понятия "право на приобщение к культурным ценностям" (как элемент понятия права на участие каждого в культурной жизни) с понятием "право на доступ к культурным ценностям", поскольку последнее является более широкой правовой категорией и предполагает не только ознакомление с культурным наследием, но и процесс усвоения смысловой ценности культурного объекта. Данная позиция нашла свое подтверждение в Конституции Российской Федерации: законодатель отделяет с помощью знака препинания право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры от права на доступ к культурным ценностям, подчеркивая нетождественность этих двух понятий.
Немаловажна связь права на доступ к культурным ценностям с правом на информацию. В соответствии с частью 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Важно отметить, что право на доступ к культурным ценностям предполагает не только возможность индивида самостоятельно или совместно с другими посещать, изучать, рассматривать объекты культурного наследия, усваивая смысловую ценность культурного объекта, но и беспрепятственно получать информацию об объекте культурного наследия, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Взаимосвязь свободы творчества и права на доступ к культурным ценностям многогранна. Свобода творчества - важная составляющая духовной и культурной жизни общества, закрепленная в ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации. В действующем законодательстве отсутствует нормативно закрепленное понятие творчества. Как отмечают В.Д. Зорькин и Л.В. Лазарев в Постатейном комментарии к Конституции РФ, понятие "творчество" звучит как "процесс творческой деятельности" и "результат творческой деятельности, облеченный в конкретную объективную форму" . Таким образом, творческая деятельность представляет собой создание культурных ценностей и их интерпретацию. Осуществление свободы творчества путем создания литературных, художественных, научных и других произведений выступает основой, фундаментом для воплощения на практике конституционного права на доступ к культурным ценностям.
Особым правом в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, способствующим самореализации личности, выступает конституционное право на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Право на образование занимает центральное место среди культурных прав человека. Без права на образование не могут быть в полной мере соблюдены конституционное право на пользование достижениями культуры, а также свобода культурного, научного и технического творчества. Основное воздействие по привлечению населения к культурным и духовным ценностям необходимо направить на молодежь как главный субъект развития общества. Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. Законодательство предусматривает обязанность учреждений культуры устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы и некоторых других категорий лиц. Необходимым условием привлечения интереса молодого поколения к культурным ценностям является разработка специализированных культурно-просветительских программ, системы дополнительного образования и эстетического воспитания, досуговых учреждений. Поэтому реализация конституционного права на образование является необходимым условием участия человека и гражданина в культурной жизни страны.
Благодаря широкому внедрению инноваций и новых информационных технологий, повышению уровня доступности и мобильности культурных ценностей для населения реализация права доступа к культурным ценностям становится ключевым направлением развития культурной политики Российской Федерации.

Выводы

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно предложить следующие выводы. Прежде всего важно отметить, что на сегодняшний день культурные права человека и гражданина являются неотъемлемой частью всей системы прав и свобод человека. О значимости данной категории прав свидетельствует то, что они относятся к числу основных и неотчуждаемых прав личности. Юридическая природа культурных прав человека, прежде вызывавшая сомнения в научных кругах, в настоящее время признана на международном уровне.
Стоит подчеркнуть, что важным элементом системы культурных прав является право на доступ к культурным ценностям. Выступая, с одной стороны, как самостоятельное конституционное право, с другой стороны, право на доступ к культурным ценностям является важной составной частью иных конституционно закрепленных культурных права человека и гражданина, полная реализация которых возможна лишь при их комплексном взаимодействии.

Библиографический список

1. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: Энцикл. словарь / Под общ. ред. В.И. Червонюка. М.: Юрид. лит., 2002. 432 с.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010. 1008 с.
3. Носов С.И. Права граждан в области культуры // Культура: управление, экономика, право. 2008. N 2. С. 18 - 21.
4. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2007. 320 с.

  1. Сборник нормативных документов в сфере образования Комплексный проект модернизации образования 2008 Сборник подготовлен

    Закон

    Сергеевна Трусенева Сборник нормативных документов в сфере образования. Министерство... субъектов Российской Федерации . Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты в части ...

  2. Закон

    Конституции Российской Федерации сфере культуры Российской Федерации и ее субъектов нормативными ...

  3. Сборник законодательных и нормативных правовых актов действующих в сфере культуры от составителя

    Закон

    Конституции Российской Федерации , определившими, что деятельность в сфере культуры отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов . Основными законодательными и нормативными ...

  4. Сборник нормативных документов регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования

    Закон

    Сборник нормативных документов регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ... N 71-ФЗ) 9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование; (в ред. ...

  5. Методика экономической оценки объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации

    Документ

    ... культуры субъекта Российской Федерации ; ... нормативных ... части объекта оценки ПСВПЧ и реставрационных замен ПСВРЗ определяется по соответствующим сборникам ... документах : Федеральный закон Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ...