В каких случаях проводится местная эвакуация. Способы защиты населения рф от поражающих факторов при чс. В состав группы управления входят

Эвакуация- это организованный вывоз или вывод лю­дей из опасных районов в загородную зону.

Под загородной зоной понимается территория в пределах административных границ республик, краев или областей, расположенная вне зон возможных разрушений, хими­ческого заражения, катастрофических затоплений либо воз­можного радиоактивного заражении, пригодная для прожи­вания населения.

Эвакуация осуществляется в случае возникновения чрез­вычайных ситуаций, при угрозе их возникновения, при стихийных бедствиях, катастрофах, крупных авариях, а также и случае возможного применения противником ядерного ору­жия.

Решение на эвакуацию городов принимает правительство. Эвакуация занятых в производственной сфере работников, а также членов их семей производится по производственно­му признаку, т.е. по месту работы. Остальная часть населе­ния эвакуируется по территориальному признаку, т.е. по ме­сту жительства.

Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:

1) рабочие и служащие, продолжающие работу в городе, а также члены их семей;

2) рабочие и служащие, переносящие производственную деятельность в загородную зону, а также члены их семей;

3) неработающее население и учащиеся.

Эвакуируют вначале первую группу, затем вторую и тре­тью. В ближайшей зоне размещают первую группу, посере­дине размещают вторую группу и в дальней зоне - третью группу.

Каждому предприятию (организации, учреждению, учеб­ному заведению и т.д.), из которого планируется эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения. В зависи­мости от численности эвакуируемых этот район может вклю­чать один или несколько рядом расположенных населенных пунктов.

Для проведения эвакуации создаются эвакуационные, ко­миссии при правительстве, в областях, городах и на крупных объектах.

О предстоящей эвакуации население оповещается заблаго­временно через средства массовой информации, т.е. через радиотрансляционную сеть, телевидение или другими спосо­бами.

Для эвакуации используются различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, включая личный, вод­ный и воздушный. Эвакуация может осуществляться и пе­шим порядком. В этом случае ее проводят организованно, колонны ведут по специальным маршрутам. Если используют автотранспорт, вывоз планируется на расстояние до 100 кило­метров, при этом формируют колонны по 25 - 30 машин.



В условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени эва­куация населения имеет свои особенности.

Эвакуацию планируют, организуют и проводят исполни­тельные органы власти и руководители предприятий и орга­низаций. Основную роль берут на себя комиссии по чрезвы­чайным ситуациям. Планирование эвакуации осуществля­ется на основе прогнозов чрезвычайных ситуаций природно­го или техногенного характера.

Эвакуация осуществляется не просто в загородную зону, а в безопасные районы. Эвакуируются в первую очередь дети, старики, больные и т.д. Порядок эвакуации может быть любым и диктоваться будет конкретными обстоятель­ствами.

В целях быстрого и организованного проведения эвакуа­ции необходимо предусмотреть и заблаговременно спланиро­вать: транспортное обеспечение; материальное обеспечение; медицинское обеспечение; инженерное обеспечение; противо­радиационное и противохимическое обеспечение; техническое обеспечение; охрану общественного порядка.

Транспортное обеспечение включает организацию и проведение вывоза населения, учреждений и материальных ценностей в загородную зону или в безопасные районы, пере­возку рабочих смен из загородной зоны в город и обратно.

Материальное обеспечение предусматривает обеспечение всех видов транспорта, используемого для эвакуационных пере­понок, топливом, смазочным и иными материалами, а эвакуируемого населения - продовольствием и предметами первой необходимости. В загородной зоне (безопасном районе) снабжение населения производится через местные органы торговли и об­щественного питания. Местным органам власти поручается расширить сеть магазинов, столовых, коммунально-бытовых учреждений, организовать их работу по уплотненному графи­ку, используя для этого эвакуированных работников.

Медицинское обеспечение организуется на всех этапах эвакуации. Создаваемые медицинские пункты обязаны:

оказывать неотложную медицинскую помощь заболев­шим людям;

выявлять и изолировать инфекционных больных с по­следующей эвакуацией в лечебные учреждения.

В состав эшелона (колонны) включаются 1 - 2 человека среднего медицинского персонала, несколько санитарных дружинниц, а при эвакуации на большие расстояния и врач. Сопровождающий население медицинский персонал обязан осуществлять медицинский контроль над питанием и водо­снабжением эвакуированных людей, оказывать им медицин­скую помощь. В местах расселения эвакуируемого населения медицинское обеспечение организуется за счет местных ор­ганов здравоохранения, усиленных медицинскими силами, прибывшими из города.

Инженерное обеспечение включает:

Оборудование пунктов посадки и высадки, колонных путей на пешеходных маршрутах.

Противорадиационное и противохимическое обес­печение предусматривает:

Организацию радиационной и химической разведки в местах сбора, на станциях посадки и высадки, на марш­руте и в местах расселения людей в загородной зоне (безопасном районе)

Укрытие населения по сигналу оповещения гражданской обороны в защитных сооружениях, обеспечение населе­ния средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Техническое обеспечение заключается в организации технически правильной эксплуатации, технического обслу­живания, текущего ремонта транспортных средств и других машин, используемых для выполнения мероприятий ГО, а также эвакуации неисправной техники на сборные пункты поврежденных машин, снабжении их запасными частями и ремонтными материалами. К выполнению указанных меро­приятий привлекаются формирования технической службы (ремонтные предприятия, станции технического обслужива­ния, склады запасных частей).

Для поддержания общественного порядка на объек­тах, на станциях посадки и высадки, в местах расселения вы­ставляются посты охраны общественного порядка, организу­ется патрулирование. На важных объектах может быть вы­ставлено оцепление. К выполнению этих мероприятий при­влекаются формирования охраны общественного порядка, соз­даваемые за счет ведомственной военизированной и стороже­вой охраны и добровольных народных дружин.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «эвакуация»?

2. В каких случаях осуществляется эвакуация населения?

3. Кто принимает решение об эвакуации населения города?

4. Каков порядок эвакуации населения из города?

5. Каковы особенности эвакуации населения в условиях чрезвы­чайных ситуаций мирного времени?

6. Как осуществляются транспортное и медицинское обеспечение эвакуации?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эвакуация населения

Введение

Эвакуация является одним из способов защиты населения. Это вывоз (или вывод) людей из опасных районов. Она может быть применена как в мирное, так и военное время.

Эвакуация как способ защиты населения используется давно. Особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны. Из европейской части страны эвакуировались заводы с рабочими, служащими и их семьями. В течение июля - ноября 1941 г. в глубокий тыл перебазировалось более 1500 промышленных предприятий.

Актуальность эвакуации как способа защиты населения в военное и мирное время за последние годы не только не снизилась, но и возросла. Практика современной жизни говорит о том, что население всё чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте. Возьмём, к примеру, стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, сходы снежных лавин, селевые потоки, оползни, массовые лесные пожары. В этих случаях почти всегда приходится прибегать к эвакуации.

Всем печально известно землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года. Из гг. Ленинакан, Кировакан, Спитак, Степанаван, из других подвергшихся разрушениям населённых пунктов было эвакуировано более 110 тыс. детей, женщин, стариков. Эвакуационные мероприятия возможны при авариях на атомных электростанциях, при выбросах и разливах АХОВ и биологически вредных веществ, при крупных пожарах на нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводах.

Цель данной работы проанализировать и обобщить требования руководящих документов по организации, планированию и проведению эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

1. Эвакуация населения в мирное время

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах - далее безопасные районы.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города(вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и ПТУ. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям. Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятий из зон ЧС (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.

Эвакуированное население размещается в безопасных районах на пунктах временного размещения (ПВР) или пунктах длительного проживания (ПДП) в зависимости от обстановки.

Рассмотрим особенности эвакуации населения при различных чрезвычайных ситуациях.

Руководство началом и проведением эвакуации осуществляет КЧС края, области, города, района через руководящий состав ОЭ.

Население об эвакуации оповещается по автоматизированным системам централизованного оповещения (радио, телевидение, телефонной сети), по громкоговорителям, установленным на улицах и на машинах службы охраны общественного порядка.

При авариях и стихийных бедствиях эвакуация населения осуществляется без развертывания сборных эвакопунктов. Задачи СЭП, в этих случаях возлагаются на эвакуационные оперативные группы, в которые входят представители групп учета и регистрации СЭП, транспортного обеспечения, охраны общественного порядка и др.

На каждом маршруте на внешней границе зон возможного загрязнения создаются промежуточные пункты эвакуации.

Эвакуация осуществляется комбинированным способом. Все транспортные средства привлекаются независимо от их ведомственной принадлежности. Транспорт, находившийся на загрязненной территории используется только по зараженной местности. "Чистый" транспорт используется для вывоза населения с ППЭ к местам расселения.

Для перевозки людей применяются транспортные средства с повышенными защитными свойствами. Для соответствующего оборудования автобусов и грузовых автомобилей заранее накапливаются специальные материалы, а водители обучаются действиям в чрезвычайных ситуациях.

Для подмены водительского состава из числа водителей создаются 2-3 дублирующих состава для работы в чрезвычайных ситуациях.

Личный транспорт используется для вывоза владельцев машин.

Решение на проведение эвакомероприятий в мирное время принимают местные органы власти в отличии от военного времени, когда решение на проведение эвакомероприятий принимает Правительство РФ.

Например, когда при аварии на ЧАЭС решение на проведение эвакуации населения из г. Припяти было принято несвоевременно, при высоких уровнях радиации, вследствие чего население получило необоснованно высокие дозы облучения. Такое стало возможным в результате того, что местные органы власти не имели полномочий на принятие решения на проведение эвакуации.

По опыту Чернобыльской аварии транспорт для эвакуации населения подавался непосредственно к местам проживания людей. Затем население вывозилось сразу к местам расселения. При такой эвакуации транспорт, пройдя по загрязненной территории, сам становился источником радиоактивного излучения. Уже на вторые сутки после аварии был организован дозиметрический контроль на московской кольцевой автодороге. Проверка показала, что уже на вторые сутки в Москву стали прибывать радиоактивно загрязненные автомобили. "Чистый" транспорт должен использоваться на незараженной территории, перевозить эваконаселение с ППЭ до мест расселения.

2. Особенности эвакуации населения при производственных авариях на химически опасных объектах

Оповещение о производственной аварии с выбросом АХОВ осуществляет дежурный диспетчер химически опасного объекта. Ответственность за оповещение несет начальник ГО объекта.

Методика проведения эвакомероприятий при аварии на химически опасном объекте основана на том, что эвакуация населения проводится в экстремальных условиях в крайне ограниченные сроки. Проводить в этих условиях развертывание СЭП и сбор людей нецелесообразно. Создаются эвакуационные группы с включением в их состав подвижных групп службы ООП, центральные диспетчерские пункты подачи транспорта и приемные эвакопункты за приделами зон заражения. На участках территории, попадающих в зону химического заражения, в течение короткого промежутка времени осуществить плановые эвакомероприятия с использованием транспорта невозможно, поэтому в этом случае с получением сигнала об аварии планируется самостоятельный выход населения из зоны заражения пешим порядком по заранее доведенным кратчайшим путям.

Очередность эвакуации населения транспортом и маршруты его движения определяются возможной химической обстановкой. В первую очередь эвакуируется та часть населения, которая попадает в зону чрезвычайно опасного химического заражения, затем все детские и учебные учреждения, а затем все остальное население, попадающее в зону химического заражения.

Материальные ценности из зоны возможного химического заражения к вывозу, как правило не планируются. На всех маршрутах эвакуации из зон возможного химического заражения выставляются посты службы ООП с целью исключения проникновения населения и транспорта в опасную зону.

После проведения работ по обеззараживанию территории, ликвидации последствий химического заражения председатель КЧС решает вопрос о проведении реэвакуации населения.

3. Особенности эвакуации из зон возможного катастрофического затопления

Эвакуация из зон возможного катастрофического затопления осуществляется комбинированным способом.

Оповещение населения, предприятий, учреждений и организаций об опасности катастрофического затопления возлагается на начальников гражданской обороны автономных республик, краев, областей, городов и районов.

Начальник гражданской обороны объекта несет ответственность за оповещение об угрозе катастрофического затопления непосредственно на объекте.

При возникновении реальной угрозы затопления, по системе оповещения передается распоряжение на эвакуацию населения, рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций из зоны 4-х часового добегания волны прорыва и в первую очередь - на зоны чрезвычайного опасного затопления (граница участка, к которому фронт волны прорыва подойдет не позднее 1 часа с момента разрушения гидроузла).

Из остальной части зоны возможного затопления эвакуация проводится с получением сигнала о катастрофическом затоплении.

Методика проведения и организации эвакуации из зоны затопления остается такой же, как и при проведении эвакуации из зоны химического заражения, создаются оперативные эвакуационные группы на транспортных средствах с включением в их состав групп ООП и оповестителей. Оперативные группы создаются на базе администрации сборных эвакопунктов ЖЭК, ДЭЗ, ДУ. Их количество и состав определяются количеством проживающего населения, попавшего в зону затопления.

На не затапливаемой территории создаются приемные эвакопункты. На них возлагают задачи по приему и размещению населения.

Эвакуированное население размещается в заблаговременно подготовленных районах в населенных пунктах, находящихся вблизи зон затопления.

Время нахождения населения в районах размещения определяется временем спада воды в зоне затопления.

4. Особенности эвакуации в военное время

Эвакуация населения в военное время производится из: категорированных городов; населенных пунктов, имеющих ОЭ особой важности или ж/д станций 1-ой категории; из населенных пунктов, попадающих в зоны возможных катастрофических затоплений с добеганием волны прорыва до населенного пункта в течение 4 часов (из этих населенных пунктов эвакуация планируется и проводится заблаговременно, до нанесения противником удара по гидросооружениям); из 30-км зоны вокруг АЭС.

В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями рабочих, служащих и остального населения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов, являющихся вероятными объектами поражения потенциального противника, проведение эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения этих городов и размещению его в загородной зоне является основным, необходимым способом его защиты от современных средств поражения.

В дальнейшем города, отнесенные к группам по гражданской обороне, и другие населенные пункты, являющиеся вероятными объектами поражения потенциального противника (имеющие объекты особой важности или железнодорожные станции 1-й категории по гражданской обороне; расположенные в зонах возможных сильных разрушений, в приграничных зонах или в зонах возможного катастрофического затопления - 4-х часового добегания волны прорыва плотины гидротехнического сооружения), из которых планируется проведение эвакомероприятий, будут называться "категорированными городами".

В целях организованного проведения эвакуационных мероприятий в максимально сжатые (короткие) сроки планирование и всесторонняя подготовка их производиться заблаговременно (в мирное время), а осуществление - в период перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, при угрозе применения потенциальным противником средств поражения или в условиях начавшейся войны (вооруженного конфликта)

Эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:

Снижения вероятных потерь населения категорированных городов и сохранения квалифицированных кадров специалистов;

Обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

Обеспечение условий создания группировок сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточиваемые рабочие и служащие размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

Для вывоза населения по железной дороге и водными путями используется не только пассажирский транспорт, но и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматривается более уплотнённая загрузка вагонов, а также увеличение длины железнодорожного состава.

При перевозке людей автотранспортом, кроме автобусов, используются приспособленные для этой цели грузовики и автоприцепы. Не исключено использование и личного транспорта. Все автомашины следуют не разрозненно, а колонной, по возможности в сопровождении ГИБДД. Посадку организуют старшие по вагонам и автомашинам. В пути следования запрещается на остановках переходить из машины в машину, из вагона в вагон без разрешения старших. По прибытии на станцию (пристань) высадка производится только по команде начальника эшелона, автомобильной колонны.

Вывод населения пешим порядком осуществляется преимущественно по дорогам, в отдельных случаях по обочинам и обозначенным маршрутам вне дорог. Колонны эвакуируемых формируются на предприятиях (в учреждениях, по месту жительства). Численность их может быть самая различная. Для удобства управления колонна разбивается на части -- коллективы цехов и другие производственные подразделения, а внутри ещё подразделяется на группы по 20--30 человек. В каждой колонне назначается начальник, а в группе -- старший.

Средняя скорость движения принимается не более 4 км/ч. Через каждый 1--1,5 ч. движения предусматривается малый привал продолжительностью 10--15 мин., а после второй половины перехода -- большой привал на 1-2 ч. Весь переход завершается прибытием в конечный пункт эвакуации.

По прибытии к месту назначения все организованно проходят регистрацию на ПЭП и в сопровождении старших расходятся по улицам и домам. Прибывшие не имеют права самостоятельно, без разрешения местных эвакуационных органов, выбирать места для проживания и перемещаться из одного населённого пункта в другой.

Размещение эваконаселения в загородной зоне планируется, как правило на территории своей республики, края, области, с учетом местных условий.

Каждому объекту экономики заблаговременно (в мирное время) определяется база и назначается (выделяется) район (пункт) размещения в загородной зоне. Районы размещения эваконаселения в загородной зоне согласовываются с органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выбор районов размещения эвакуируемого населения осуществляется эвакуационными комиссиями и органами управления ГОЧС субъектов Российской Федерации на основе сравнительной оценки возможностей по удовлетворению потребностей населения по нормам военного времени в жилье, защитных сооружениях, воде и других видах первоочередного жизнеобеспечения; условий для создания группировок сил Гражданской Обороны, предназначенных для ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения; возможностей дорожно-транспортной сети; возможностей выполнения работ по форсированной подготовке простейших защитных сооружений и жилья в ходе перевода гражданской обороны с мирного на военное положение за счет местных ресурсов.

Население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших населенных пунктах на не затапливаемой территории.

Весь жилой фонд и фонд зданий общественного и административного назначения с момента объявления эвакуации передается в распоряжение начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Эвакуируемое население размещается в общественных и административных зданиях (санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях и т. д.), жилых домах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в отапливаемых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на основании ордеров(предписаний), выдаваемых органами местного самоуправления.

При переработке и корректировке планов эвакуации смена районов размещения допускается только в исключительных случаях.

Заключение

Практика современной жизни говорит о том, что население все чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте.

Для организованного проведения эвакуации населения заблаговременно (в мирное время) планируются, подготавливаются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: связи и оповещения, транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, финансовому, разведке и коммунально-бытовому.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или Начальника Гражданской обороны Российской Федерации Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению Начальника гражданской обороны субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

Наиболее сложные мероприятия, требующие специальной подготовки и применения технических средств (проведение химического и дозиметрического контроля сооружений и коллективных средств защиты, осмотр и подготовка средств индивидуальной защиты и обеспечение ими эваконаселения, проведение санитарной обработки населения, обеззараживание материальных и транспортных средств, местности, дорог и сооружений) проводятся с привлечением специальных формирований противорадиационной и противо - химической защиты, войсковых частей и подразделений химической защиты ГО и Вооруженных Сил РФ в порядке взаимодействия. Итак, в чрезвычайных ситуациях эвакуация крайне необходима и порой является надежным единственным способом защиты.

Список литературы

1. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

2. Федеральный закон "О гражданской обороне"

3. Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. ВНИИ ГОЧС

4. Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время. ВНИИ ГОЧС

5. Зашиты населения в чрезвычайных ситуациях // Сборник методических разработок для проведения занятий с населением но тематике ГО и ЧС. Выпуск № 2 - М.: Военные знания, 1996

7. Основы безопасности жизнедеятельности / Под ред. А. Т. Смирнова - АСТ Лтд, М., 1999г с.104-107

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность эвакуации, ее роль и значение. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи. Проведение эвакуации населения, его организация и особенности. Комплекс мероприятий для обеспечения безопасности для населения.

    реферат , добавлен 08.02.2009

    Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации населения. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации. Действия населения при эвакуации. Организация инженерной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2007

    Рассредоточение и эвакуация населения как важнейший способ защиты жителей крупных городов. Организация и проведение рассредоточения и эвакуации населения, требования, предъявляемые к данному процессу. Прием и размещение рассредоточиваемого населения.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2013

    Эвакуация - способ защиты населения. Сущность и способы эвакуации, особенности ее организации. Мероприятия по обеспечению эвакуируемого населения. Пример расчета сил и средств по отдельным видам обеспечения эвакомероприятий населения и работающих.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2010

    Понятие землетрясений, цунами, наводнений, оползней и ураганов как основных видов стихийных бедствий. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Способы улучшения защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. Правила эвакуации населения.

    реферат , добавлен 20.09.2014

    Порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Исследование структуры и задач эвакуационных органов. Особенности планирования, организации и обеспечения эвакуационных мероприятий. Виды эвакуации в военное время.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    Принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, его своевременное оповещение и информирование о угрозе возникновения опасности. Укрытие людей в защитных сооружениях. Рассредоточение и эвакуация населения. Использование средств индивидуальной защиты.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2015

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ. Задачи и структура РСЧС. Организация защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время. Особенности и организация эвакуации из зон ЧС.

    лекция , добавлен 23.01.2012

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Характеристика сущности и правил проведения эвакуации населения - организованного вывода (вывоза) населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций и размещение в безопасных районах. Группы населения при планировании эвакуации.

Эвакуация населения

Порядок обеспечения, накопления, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты

Запасы СИЗ для обеспечения рабочих и служащих на хозяйственных объектах комплектуются новыми противогазами за счёт средств объектов. Накопление детских противогазов организуется в детских учреждениях.

Для всœего населœения, проживающего на прилегающей к АЭС территории (в 30-километровой зоне), создаются запасы препаратов йода. Очень важным мероприяти­ем является организация надлежащего хранения СИЗ. Места хранения их должны быть максимально приближены j; рабпчиі^мептаѵг, а также жилым районам- При не­обходимости выдача СИЗ должна быть обеспечена в кратчайший срок. Наиболее удобным является создание специальных складов имущества ГО в каждом цехе (от­делœе). В случае если такой возможности нет, то при хранении на заводском складе это имуще­ство должно быть скомпановано по цехам (отделам), а в каждом цехе - по сменам и бригадам. Условия хранения должны отвечать соответствующим требованиям, обес­печивать техническую исправность имущества.

В условиях мирного времени противогазы хранятся в разобранном виде: фильтрующе-поглощающие коробки, загерметизированные резиновой пробкой и колпач­ком, укладываются на дно ящика, на коробках размещают противогазные сумки, а поверх них - резиновые лицевые части.

Для выдачи СИЗ организуются пункты выдачи из расчета один пункт на 2000 работающих. За 1 ч такой пункт способен осуществить подготовку и выдачу"СИЗ

При отсутствии на объектах противогазов для защиты органов дыхания могут ис­пользоваться противогазы и респираторы, предназначенные для защиты от вредных га­зов, выделяющихся при некоторых производственных процессах на предприятиях (промышленные противогазы), а также противопыльные тканевые маски (ПТМ-1).

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из базовых мер по экстренной защите населœения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населœения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населœения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприя­тиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской про­филактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и ин­женерных работ.

Особенности эвакуации определяются видом источника ЧС, пространственно-вре­менными характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населœения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Эти факторы обусловливают варианты проведения эвакуации.

Учитывая зависимость отвремени и сроков проведения она должна быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных дан­ных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населœения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока,

Экстренная эвакуация населœения осуществляется в случае возникнове­ния ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на лю-дей поражающих факторов ЧС.

Учитывая зависимость отхарактера ЧС и численности населœения, подлежащего переме­щению из опасной зоны, эвакуация должна быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздейст­вия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населœенных пунктов; при этом численность эва­куируемого населœения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуирован­ные в данном случае размещаются, как правило, в непострадавших районах города или ближайших населœенных пунктах.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние горо­да, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населœения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируется населœение обычно на ближайшие безопасные территории региона.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения пора­жающих факторов на площади, охватывающие территории одного или не скольких регионов с высокой плотностью населœения, включающие крупные города. При этом населœение из зоны ЧС должна быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания.

Учитывая зависимость отохвата эвакуационными мероприятиями населœения, оказавше­гося в зоне ЧС, различают общую частичную Общая предполагает вы­воз (вывод) из зоны ЧС всœех категории населœения, частичная - нетрудоспособного населœения, детей дошкольного и школьного возраста.

Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне дейст­вия поражающих факторов ЧС. Осношыкмжяттнятия решения о проведении эва­куации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Право на принятие такого решения имеют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла ЧС. В случаях, требующих немедленных действий, экстренная эвакуация, но­сящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руко­водителя дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Для успешного проведения эвакуации требуется четкая организация оповеще­ния и информации населœения, наличие детально отработанных планов эвакуации, подготовленных маршрутов ее проведения, достаточного количества транспортных средств, необходимых видов обеспечения и т.д.

Непосредственно эвакуацией_занимаются эвакуационньіе органы соответствую­щих административно-территориальных образований и объектов экономики, а также орган правления по делам ГОЧС. Всестороннее обеспечение эвакуационных меро­приятии поручается соответствующим службам ГО, ведомствам, предприятиям, орга­низациям и учреждениям.

Эвакуация может осуществляться по производственно-территориальному прин­ципу, в соответствии с которым вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студен­тов, учащихся средних и специальных учебных заведений организуется по предпри­ятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям; эвакуация остального на­селœения (не занятого в производстве и сфере обслуживания) - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. В нерабочее время, а также в некоторых других случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, то есть непосредственно от мест нахождения населœения в момент объявления распоряжения

на ее проведение.

Основным способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию опе­ративности, является комбинированный. Он предполагает вывод максимально воз­можного количества населœения пешим порядком с одновременным вывозом осталь­ной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства использу­ются прежде всœего для вывоза детей из детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, пожилых людей, проживающих в домах престарелых.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населœения; наличия транспортных средств; количества маршру­тов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населœения.

Оповещение населœения об эвакуации проводится с помощью локальных и авто­матизированных систем централизованного оповещения, местных телœе- и радиостан­ций, громкоговорителœей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны

общественного порядка.

Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению и району города, из ко­торого планируется эвакуация, исходя из обстановки и количества эвакуируемых в загородной зоне назначается один или несколько населœенных пунктов размещения.

Для руководства эвакуацией и ее осуществления на объектах и в жилых районах создаются эвакуационные комиссии. На крупных производственных объектах и в больших жилых кварталах организуются СЭП. Под СЭП обычно отводятся школы, клубы и другие здания

Задачами СЭП являются:

‣‣‣ оповещение и сбор населœения;

‣‣‣ регистрация и подготовка людей к отправке;

‣‣‣ формирование пеших колонн;

‣‣‣ организация посадки на транспорт;

‣‣‣ организация оказания медицинской помощи заболевшим;

‣‣‣ укрытие людей, прибывших на СЭП;

‣‣‣ проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе развертывания СЭП.

Каждому СЭП присваивается номер, к нему приписывают ближайшие объекты, а также жилищно-эксплуатационные конторы, населœение которых будет эвакуиро­ваться через данный СЭП.

Получив информацию о начале и порядке эвакуации, граждане должны быстро подготовиться к выезду за город, а именно: взять документы, СИЗ, личные вещи и продукты на 2-3 сут, одежду и белье с учетом возможного длительного пребывания в загородной зоне. Кроме СИЗ, нужно иметь небольшую аптечку. Упаковывать вещи лучше всœего в рюкзак. Вес не более 50кᴦ.

К каждому рюкзаку, узлу или чемодану прикрепляют бирку с фамилией и адре­сом владельца. Детям в карман одежды кладут записку с необходимыми анкетными данными (фамилия, имя, адрес и место работы родителœей). Еще лучше данные напи­сать чернильным карандашом или вышить на прочном материале, а затем пришить к подкладке одежды ребенка.

После оповещения о начале эвакуации граждане должны строго в назначенное время пешком или на городском транспорте прибыть на определœенные СЭП. Адреса СЭП и время явки на них исходя из складывающейся в городе обстановки мо­гут быть изменены, о чем граждане должны быть своевременно оповещены.

После прибытия на СЭП каждый эвакуируемый предъявляет работнику группы регистрации и учета паспорт и отмечается в списке. Здесь люди распределяются по эшелонам, вагонам, помещениям на судах, машинам.

В случае если кто-либо заболел и не смог явиться на СЭП, его родственники или сосœеди должны сообщить об этом начальнику СЭП, который примет меры для вывоза забо­левшего на станцию посадки. Больных, находящихся на излечении в медицинских учреждениях, эвакуируют вместе с этими учреждениями.

Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, однако не исключается воз­можность вывоза их со школами и детскими садами.

Для организации приема и размещения населœения, а также снабжения его всœем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуаци­онные пункты сельских районов. Приемная эвакуационная комиссия района, посœелка организуется решением соответствующих местных органов исполнительной власти. В состав комиссии включаются представители местной власти, руководители пред­приятий торговли, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения населœения.

При проведении эвакуации на маршрутах движения пеших колонн организуют­ся промежуточные пункты эвакуации. Οʜᴎ выполняют одновременно две задачи -прием и отправку эвакуируемых, в связи с этим штатный состав сотрудников этих пунктов зависит от числа проходящих через пункт людей. При эвакуации населœения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоя­тельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500-1000 чел.) по предприятиям (организациям, учреждениям). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута͵ которая является основным документом, регламентирующим

движение колонны.

Вывод населœения пешим порядком целœесообразно планировать и осуществлять, как правило, за пределы зон возможных разрушений по заранее разведанным и обо­значенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях - по обо­чинам базовых дороᴦ. При этом населœение, районы размещения которого в загород­ной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредст­венно в отведенные ему постоянные места размещения. Населœение, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на промежуточные пункты эвакуации, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населœения из этих пунктов в постоянные места разме­щения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всœеми видами освободившегося транспорта.

Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колон­ны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч движе­ния предусматриваются малые привалы на 15-20 мин. В начале второй половины пе­шего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч. Пе­ший переход заканчивается с приходом колонны на промежуточные пункты эвакуации. Размещение эвакуированного населœения производится в безопасных районах до особого распоряжения (в зависимости от обстановки). Для кратковременного разме­щения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреж­дений и заведений: клубов, пансионатов, домов отдыха, санаториев, туристических баз, а также центров временного размещения Федеральной миграционной службы России. В летнее время возможно кратковременное расселœение эвакуируемого насе­ления в палатках.

Медицинское обслуживание населœения организуется на базе существующей сети лечебных учреждений - больниц, поликлиник, сельских медицинских пунктов и аптек. Эвакуируемое населœение привлекается к работе в колхозах, совхозах, а также на пред­приятиях, эвакуируемых из города и продолжающих работу в загородной зоне.

Наибольшую сложность представляет эвакуация населœения из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения. Она проводится в два этапа. На первом этапе населœение вывозится на промежуточные пункты эвакуации, развертываемые на внешней границе этих зон. На втором - из промежуточных пунктов эвакуации в рай­оны временного размещения за пределами действия поражающих факторов ЧС с за­благовременно решенными вопросами первоочередного жизнеобеспечения.

Администрация промежуточного пункта эвакуации обеспечивает учет, регистра­цию, дозиметрический контроль и санитарную обработку прибывших, оказание нуж­дающимся медицинской помощи и отправку эвакуируемого населœения в места его размещения. На промежуточном пункте эвакуации создается резерв водителœей авто­транспорта для подмены работающих в загрязненной зоне.

Характерной особенностью эвакуации населœения при авариях на объектах атом­ной энергетики является обязательное использование крытого транспорта͵ обладаю­щего защитными свойствами. Чтобы не подвергать эвакуируемых излишнему облу­чению, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредствен­но в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий или у входов

в защитные сооружения). Маршруты эвакуации выбираются кратчайшие, с наимень­шими уровнями радиации.

Проведение эвакуации требует продуманного ее планирования, заблаговремен­ной подготовки эвакуационных органов и населœения, районов (мест) размещения эва­куированных, маршрутов эвакуации, транспортных средств.

Эвакуация населения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эвакуация населения" 2017, 2018.

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприя­тиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской про­филактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и ин­женерных работ.

Особенности эвакуации определяются видом источника ЧС, пространственно-вре­менными характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Эти факторы обусловливают варианты проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных дан­ных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока,

Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникнове­ния ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на лю-дей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего переме­щению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздейст­вия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эва­куируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуирован­ные в данном случае размещаются, как правило, в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние горо­да, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируется население обычно на ближайшие безопасные территории региона.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения пора­жающих факторов на площади, охватывающие территории одного или не скольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавше­гося в зоне ЧС, различают общую частичную Общая предполагает вы­воз (вывод) из зоны ЧС всех категории населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне дейст­вия поражающих факторов ЧС. Осношыкмжяттнятия решения о проведении эва­куации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Право на принятие такого решения имеют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла ЧС. В случаях, требующих немедленных действий, экстренная эвакуация, но­сящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руко­водителя дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Для успешного проведения эвакуации требуется четкая организация оповеще­ния и информации населения, наличие детально отработанных планов эвакуации, подготовленных маршрутов ее проведения, достаточного количества транспортных средств, необходимых видов обеспечения и т.д.

Непосредственно эвакуацией_занимаются эвакуационньіе органы соответствую­щих административно-территориальных образований и объектов экономики, а также орган правления по делам ГОЧС. Всестороннее обеспечение эвакуационных меро­приятии поручается соответствующим службам ГО, ведомствам, предприятиям, орга­низациям и учреждениям.

Эвакуация может осуществляться по производственно-территориальному прин­ципу, в соответствии с которым вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студен­тов, учащихся средних и специальных учебных заведений организуется по предпри­ятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям; эвакуация остального на­селения (не занятого в производстве и сфере обслуживания) - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. В нерабочее время, а также в некоторых других случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, то есть непосредственно от мест нахождения населения в момент объявления распоряжения

на ее проведение.

Основным способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию опе­ративности, является комбинированный. Он предполагает вывод максимально воз­можного количества населения пешим порядком с одновременным вывозом осталь­ной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства использу­ются прежде всего для вывоза детей из детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, пожилых людей, проживающих в домах престарелых.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршру­тов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения.

Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью локальных и авто­матизированных систем централизованного оповещения, местных теле- и радиостан­ций, громкоговорителей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны

общественного порядка.

Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению и району города, из ко­торого планируется эвакуация, в зависимости от обстановки и количества эвакуируемых в загородной зоне назначается один или несколько населенных пунктов размещения.

Для руководства эвакуацией и ее осуществления на объектах и в жилых районах создаются эвакуационные комиссии. На крупных производственных объектах и в больших жилых кварталах организуются СЭП. Под СЭП обычно отводятся школы, клубы и другие здания

Задачами СЭП являются:

Оповещение и сбор населения;

Регистрация и подготовка людей к отправке;

Формирование пеших колонн;

Организация посадки на транспорт;

Организация оказания медицинской помощи заболевшим;

Укрытие людей, прибывших на СЭП;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе развертывания СЭП.

Каждому СЭП присваивается номер, к нему приписывают ближайшие объекты, а также жилищно-эксплуатационные конторы, население которых будет эвакуиро­ваться через данный СЭП.

Получив информацию о начале и порядке эвакуации, граждане должны быстро подготовиться к выезду за город, а именно: взять документы, СИЗ, личные вещи и продукты на 2-3 сут, одежду и белье с учетом возможного длительного пребывания в загородной зоне. Кроме СИЗ, надо иметь небольшую аптечку. Упаковывать вещи лучше всего в рюкзак. Вес не более 50кг.

К каждому рюкзаку, узлу или чемодану прикрепляют бирку с фамилией и адре­сом владельца. Детям в карман одежды кладут записку с необходимыми анкетными данными (фамилия, имя, адрес и место работы родителей). Еще лучше данные напи­сать чернильным карандашом или вышить на прочном материале, а затем пришить к подкладке одежды ребенка.

После оповещения о начале эвакуации граждане должны строго в назначенное время пешком или на городском транспорте прибыть на определенные СЭП. Адреса СЭП и время явки на них в зависимости от складывающейся в городе обстановки мо­гут быть изменены, о чем граждане должны быть своевременно оповещены.

После прибытия на СЭП каждый эвакуируемый предъявляет работнику группы регистрации и учета паспорт и отмечается в списке. Здесь люди распределяются по эшелонам, вагонам, помещениям на судах, машинам.

Если кто-либо заболел и не смог явиться на СЭП, его родственники или соседи должны сообщить об этом начальнику СЭП, который примет меры для вывоза забо­левшего на станцию посадки. Больных, находящихся на излечении в медицинских учреждениях, эвакуируют вместе с этими учреждениями.

Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, однако не исключается воз­можность вывоза их со школами и детскими садами.

Для организации приема и размещения населения, а также снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуаци­онные пункты сельских районов. Приемная эвакуационная комиссия района, поселка организуется решением соответствующих местных органов исполнительной власти. В состав комиссии включаются представители местной власти, руководители пред­приятий торговли, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения населения.

При проведении эвакуации на маршрутах движения пеших колонн организуют­ся промежуточные пункты эвакуации. Они выполняют одновременно две задачи -прием и отправку эвакуируемых, поэтому штатный состав сотрудников этих пунктов зависит от числа проходящих через пункт людей. При эвакуации населения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоя­тельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500-1000 чел.) по предприятиям (организациям, учреждениям). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута, которая является основным документом, регламентирующим

движение колонны.

Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять, как правило, за пределы зон возможных разрушений по заранее разведанным и обо­значенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях - по обо­чинам основных дорог. При этом население, районы размещения которого в загород­ной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредст­венно в отведенные ему постоянные места размещения. Население, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на промежуточные пункты эвакуации, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населения из этих пунктов в постоянные места разме­щения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всеми видами освободившегося транспорта.

Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колон­ны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч движе­ния предусматриваются малые привалы на 15-20 мин. В начале второй половины пе­шего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч. Пе­ший переход заканчивается с приходом колонны на промежуточные пункты эвакуации. Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения (в зависимости от обстановки). Для кратковременного разме­щения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреж­дений и заведений: клубов, пансионатов, домов отдыха, санаториев, туристических баз, а также центров временного размещения Федеральной миграционной службы России. В летнее время возможно кратковременное расселение эвакуируемого насе­ления в палатках.

Медицинское обслуживание населения организуется на базе существующей сети лечебных учреждений - больниц, поликлиник, сельских медицинских пунктов и аптек. Эвакуируемое население привлекается к работе в колхозах, совхозах, а также на пред­приятиях, эвакуируемых из города и продолжающих работу в загородной зоне.

Наибольшую сложность представляет эвакуация населения из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения. Она проводится в два этапа. На первом этапе население вывозится на промежуточные пункты эвакуации, развертываемые на внешней границе этих зон. На втором - из промежуточных пунктов эвакуации в рай­оны временного размещения за пределами действия поражающих факторов ЧС с за­благовременно решенными вопросами первоочередного жизнеобеспечения.

Администрация промежуточного пункта эвакуации обеспечивает учет, регистра­цию, дозиметрический контроль и санитарную обработку прибывших, оказание нуж­дающимся медицинской помощи и отправку эвакуируемого населения в места его размещения. На промежуточном пункте эвакуации создается резерв водителей авто­транспорта для подмены работающих в загрязненной зоне.

Характерной особенностью эвакуации населения при авариях на объектах атом­ной энергетики является обязательное использование крытого транспорта, обладаю­щего защитными свойствами. Чтобы не подвергать эвакуируемых излишнему облу­чению, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредствен­но в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий или у входов

в защитные сооружения). Маршруты эвакуации выбираются кратчайшие, с наимень­шими уровнями радиации.

Проведение эвакуации требует продуманного ее планирования, заблаговремен­ной подготовки эвакуационных органов и населения, районов (мест) размещения эва­куированных, маршрутов эвакуации, транспортных средств.

ВВЕДЕНИЕ

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - одна из главных задач гражданской обороны. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью не допустить или максимально снизить поражение людей. Объем и характер защитных мероприятий определяется особенностями соответствующих объектов, а также вероятной обстановкой, которая может сложиться в результате стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф или применения противником современного оружия.

К основным принципам защиты населения относятся:

Защита населения на всей территории страны;

Дифференцированная защита населения с учетом размещения производительных сил и объектов государственного значения;

Заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий:

Увязка плана защитных мероприятий с планом экономического и социального развития России.

Применяются три основных способа защиты:

Эвакуация населения;

Укрытие населения в защитных сооружениях;

Использование населением индивидуальных средств защиты.

Кроме того, с целью защиты населения проводиться всеобщее обязательное обучение его способам защиты. Организуется своевременное оповещение населения о возникшей угрозе чрезвычайной ситуации. Осуществляется защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными веществами, СДЯВ, ОВ и биологическими средствами. Ведется радиационная, химическая и биологическая разведка,а также дозиметрический и лабораторный химический и экологический контроль.

Планируются профилактические противопожарные, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия,аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения, санитарная обработка людей, обеззараживание техники, одежды, обуви, территории, зданий и сооружений.

Рассмотрим основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Эвакуация населения

Сущность эвакуации состоит в перемещении людей и материальных ценностей, включая запасы продовольствия, в безопасный район (загородную зону) из районов чрезвычайной ситуации.

Безопасный район представляет собой территорию, расположенную за пределами района чрезвычайной ситуации. Каждому предприятию, учреждению, учбному заведению, из которого планируется эвакуация, в безопасном районе назначается для размещения рабочих и служащих и членов их семей один или несколько населенных пунктов.

В военное время все население с целью дифференцированного проведения мероприятий по его защите от последствий применения противником оружия делится на три группы:

Рабочие с служащие объектов народного хозяйства, продолжающие работу в городе, но проживающие в загородной зоне;

Рабочие и служащие объектов, прекращающие работу или переносящие ее в загородную зону;

Население, не работающие на производстве или в сфере обслуживания и заблаговременно эвакуируемое в загородную зону на все время войны.

В мирное время эвакуация может проводиться при стихийных бедствиях, катастрофах или крупных авариях из опасных районов в безопасные.

Эвакуация рабочих и служащих и членов их семей организуется по производственному принципу - по месту работы (проводится соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями), а эвакуация остального населения - по территориальному принципу, т.е. по месту жительства (проводится домоуправлениями, жилищно-эксплуатационными службами, дирекциями эксплуатации зданий). Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Непосредственно организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники и штабы ГО объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Эвакуацию организуют и проводят после получения распоряжения на ее проведение.

Для проведения эвакуации используются разные виды общественного транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными хозяйственными перевозками, а также личный транспорт.

Вывоз эвакуируемого населения планируется обычно с использованием автобусов и приспособленных для перевозки людей грузовых автомобилей. Определенная часть населения, подлежащая эвакуации, может выводиться пешим порядком. Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым перевозками, или по обозначенным маршрутам и колоннам путям.

Для организации движения пеших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают состав колонны, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения, районы и продолжительность привалов, медицинские пункты и пункты обогрева, промежуточный пункт эвакуации, порядок и сроки вывода колонны (вывоза людей) из этого пункта в район постоянного размещения, сигналы управления и оповещения.

При угрозе войны определяющее значение приобретают сроки эвакуации населения за пределы зон возможных разрушений. В этом случае, если не хватает транспортных средств, используют комбинированный способ эвакуации, суть которого сочетается с вывозом всеми видами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.

Для проведения эвакуации создаются специальные эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии (создаваемые в местах, из которых предстоит эвакуировать население), сборные эвакуационные пункты, приемные эвакуационные (эвакоприемники) комиссии и приемные эвакуационные пункты. Для управления пешей эвакуацией создаются группы управления, а на маршруте движения колонн устраиваются уже упоминавшиеся промежуточные пункты эвакуации.

Эвакуационные комиссии создаются при правительстве республики, в области, городе, городском районе и на крупных предприятиях. Она планируется и организуется мероприятия по эвакуации. Эвакуация населения проводится через сборные эвакопункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания. Предназначаются эти пункты для сбора и регистрации эвакуируемого населения и отправки его на станции, пристани и другие пункты посадки (при эвакуации транспортом) или на исходные пункты пешего движения.

На территории сборного эвакопункта и близи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновременно находиться на пункте. Каждому сборному эвакопункту присваивается номер; к нему приписываются ближайшие объекты народного хозяйства, учебные заведения, организации и учреждения, жилищно-эксплуатационные органы. За ним закрепляются пункты посадки на транспорт и маршруты эвакуации пешим порядком.

Население о начале эвакуации оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, домоуправления, милицию, по радио и телевидению. Получив извещение о начале эвакуации, люди должны подготовить и взять с собой документы, деньги, необходимые вещи и запас продуктов и явиться на пункт регистрируют, группируют по автомобилям, вагонам железнодорожных эшелонов, судам и в назначенное время выводят к пунктам посадки на транспорт. Посадка осуществляется организованно. Для поддержания порядка на каждый железнодорожный эшелон (судно) назначается его начальник, на железнодорожный вагон - старший вагон, на автомобильную колонну - старший автоколонны.

Вывод населения пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитанным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч. Численность пеших колонн -500-1000 чел. Для удобства управления колонна разбивается на группы по 50-100 чел., а во главе группы ставится старший. Обязанность старших - поддерживать в группе порядок во время движения и на привалах. Скорость движения колонн на маршруте следует выдержать 4-5 км/ч, а расстояние между колоннами - до 500 м. При совершении марша через каждые 1-1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10-15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1-2 ч. На малых привалах людям оказывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонн. На большом привале, кроме того, организуют прием горячей пищи.

При проведении эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на сборных эвакопунктах, станциях, пристанях развертывают медпункты. На каждый поезд (судно) назначают 1-2 работников со средним медицинским образованием, а на пешую колонну -2-4 медицинских работников, включая сандружинниц.

Для организации приема и размещения эвакуированного населения, а также снабжения его всем необходимым создаются уже упоминавшиеся эвакоприемные комиссии и приемные эвакопункты.

Эвакоприемные комиссии района, поселка создаются решением соответствующего исполнительного органа власти. Они проводят свою работу во взаимодействии со штабами и службами ГО. В состав такой комиссии включаются работники местного исполнительного органа власти, руководители предприятий торговли, общественного питания, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения эвакуируемого населения. Председателем комиссии назначается должностное лицо исполнительной власти.

На приемные эвакуационное комиссии возлагаются разработка и корректировка раздела плана ГО по приему и размещению эвакуируемого населения; встреча, прием, учет и размещение прибывшего населения, снабжение его всем необходимым; представление донесений вышестоящим приемным эвакуационным органом о ходе приема, размещения и обеспечения прибывшего населения.

Эвакоприемная комиссия районного (поселкового) Совета устанавливает связь с эвакоприемной комиссией городского совета (объекта) и уточняет вопросы приема и размещения населения, графика движения эшелонов, автомобильных и пеших колонн, численность отправляемых каждым эшелоном, автоколонной, пешей колонной населения, место промежуточного пункта эвакуации пеших колонн, вид и количество транспорта для перевозки населения из промежуточного пункта эвакуации к районам постоянного размещения, а также вопросы снабжения и обслуживания населения.

По указанию эвакоприемной комиссии района для приема прибывающего населения развертывают приемные эвакопункты. Они устраиваются в школах, детских садах, клубах и других общественных зданиях недалеко от места высадки людей. На приемный пункт возлагается встреча прибывшего населения, распределения его по населенным пунктам, отправка людей к местам размещения, оказание первой медицинской помощи.

В местах приема эвакуируемого населения подготавливают предназначенные для него помещения, уточняя все вопросы расселения людей по домам (квартирам) местных жителей (в порядке подселения), в пансионатах, домах отдыха, санаториях, детских и туристических лагерях. Если эвакуация осуществляется во время войны или в случае угрозы войны, то подготавливают коллективные средства защиты. При недостатке укрытий организуют их строительство, для чего привлекают все трудоспособное население, в том числе эвакуированное. Снабжение эвакуированного населения продуктами питания и предметами первой необходимости возлагается на местные органы власти.

Коммунально-бытовое обслуживание эвакуированного населения в районах размещения осуществляют местные коммунально-бытовые учреждения (прачечные, бани, мастерские, парикмахерские), причем следует широко привлекать к работе и специалистов коммунально-бытовых служб из числа эвакуированных.

Медицинское обслуживание эвакуированного населения возлагают на существующую сеть лечебных учреждения и поликлиники, больницы, сельские медицинские пункты и аптеки. Так как количество больных возрастает, то принимают меры к расширению сети медицинских учреждений и увеличению численности медицинских кадров. К работе привлекают врачей, фельдшеров, медицинских сестер и из числа эвакуированных. Привлекают эвакуированных также для работы в колхозах, совхозах, на местных предприятиях и предприятиях, вывезенных из города.