Идентифицируем опасности и управляем уровнем риска в организации. Оценка профессиональных рисков Процедура управления профессиональными рисками включается в

Управление профессиональными рисками в области охраны труда – это полноценная система мероприятий. Расскажем о сути этого подхода, об интеграции его с существующей СУОТ, особенностях практического применения. Скачайте образцы нужных документов.

Читайте в нашей статье:

Система управления профессиональными рисками в охране труда (СУПР)

Система управления охраной труд (СУОТ), которая давно принята и отлажено функционирует на многих предприятиях, должна быть дополнена СУПР. Это не отказ от существующей методологии, а увеличение ее работоспособности за счет слияния двух систем.

Положение о системе управления профессиональными рисками

Положение о СУПР должно стать базовым нормативным актом, разработанным и принятым на предприятии, аналогично . Пока законодатели не предоставили в распоряжение специалистов по ОТ официально рекомендуемый образец, можно ориентироваться на опыт зарубежных коллег. Например, на “Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности – Требования” и ISO 31000:2009 “Менеджмент рисков – Принципы и руководящие указания”. Также актуально руководство МОТ-СУОТ 2001. На сайте Минсоцразвития имеется проект Положения о СУПР.

Скачать Положение о системе управления профессиональными рисками Минздравсоцразвития
Скачать в.doc

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Процедура управления профессиональными рисками в области охраны труда

Внедрение такой системы на предприятиях важно также потому, что многие зарубежные и российские партнеры ставят наличие сертифицированной СУПР обязательным условием для заключения контрактов. Сейчас многие учреждения в области профессионального образования обращают внимание на своевременное приобретение компетенций по профрискам. Они становятся частью стандартов обучения и входят в применяемые программы, причем в объеме около 30% от всего массива информации.

Внедрение СУПР

Там, где система уже используется, специалисты выделяют такие этапы внедрения системы:

  • Определение управленческой структуры.
  • Подготовка документации.
  • Обучение будущих ответственных работников.
  • Создание и внедрение процедур, обеспечивающих информирование персонала, оперативный , действия, связанные с аварийными ситуациями.

Функционирование

Контроль за функционированием СУПР осуществляется через мониторинг и . Мониторинг также обширен, он охватывает все области охраны труда, от условий работы до финансовых затрат на реабилитацию пострадавших. Аудит оценивает результативность. Это необходимо для дальнейшей коррекции политики по ОТ.

Анализ эффективности СУПР, контроль и надзор

Для оценки эффективности применяемой системы работодатель должен учитывать все факторы. Это:

  • Итоговое соответствие производства существующим нормативам.
  • Статистика по травматизму, профзаболеваемости.
  • Замечания со стороны надзорных органов, профсоюза.
  • Показатели деятельности предприятия – от доходов до «текучки» кадров. В Положении о СУПР должен быть предусмотрен анализ деятельности, а также составление регулярных отчетов.

Оценка рисков на рабочем месте. Предпосылки

Что такое оценка рисков?

Под оценкой рисков подразумевается выявление возникающих в процессе труда опасностей , определение их величины и значимости возникающих рисков. Оценка рисков является наиболее эффективным превентивным мероприятием. При оценке рисков учитываются не только неблагоприятные события и несчастные случаи, происшедшие ранее, но и опасности, пока не вызвавшие неблагоприятных последствий.


Рис. 1. Этапы оценки и управления рисками


Таким образом, оценка рисков позволяет выявить опасности, свойственные данной работе, прежде чем они вызовут несчастный случай или причинят иной вред работнику.


Оценка рисков является непрерывным и систематическим процессом. Она проводится поэтапно, с учетом ранее выявленных опасностей (рис. 1). Основой для оценки рисков служит выявление опасностей, возникших во время работы. Если эти опасности нельзя полностью устранить, следует оценить их риск для здоровья и безопасности работников. На основе оценки можно принять обоснованные решения по повышению безопасности.


Чтобы оценка рисков действительно приводила к повышению безопасности труда на практике, необходимо на основе полученных данных определить приоритеты повышения безопасности труда. Самыми эффективными мерами являются меры по полной ликвидации наиболее выраженных опасностей. Предполагаемые меры должны быть конкретными и выполнимыми. Постоянство оценки рисков предполагает также оценку эффективности внедренных мероприятий, постоянное наблюдение за рисками и взаимодействие с работниками, подверженными рискам.

Признаки хорошо проведенной оценки рисков

Хорошая оценка рисков организуется работодателем. К ней привлекаются различные подразделения организации в соответствии со своими заданиями. Хорошая оценка рисков основана на принципе Р-С-Р, иными словами, в ней участвуют работодатель, специалисты и работники. Оценка, производимая сторонними специалистами, должна осуществляться совместно с работниками работодателя. Привлечение собственного персонала должно активно сопровождаться его информированием о ходе выполнения и результатах оценки рисков.


Хорошо выполненная оценка рисков отражает действительное положение, а ее результаты отражают реальные условия труда и трудового процесса. Во время оценки рисков необходимо выполнять все ее мероприятия объективно и адекватно. Ранее внедренные мероприятия по управлению рисками учитываются в той части, в какой они соответствуют действительности. Например, оценка величины риска, причиняемого шумом, должна учитывать эффективность мероприятий по предотвращению шума лишь в той части, в какой мероприятия на самом деле выполнены.


систематической . Оценка рисков сделана хорошо, если в ней систематически распознавались опасности и оценивались риски для самых главных производственных процессов (рабочих операциях). Оценка рисков должна охватывать все значительные зоны рисков. Оценку нужно делать так, чтобы наиболее выраженные и обширные зоны рисков контролировались бы наиболее тщательно. Оценка общего характера должна дополняться возможно более подробными уточнениями и разъяснениями.


Хорошая оценка рисков отражает наиболее острые проблемы (нужды) обеспечения безопасности труда. Определение величины риска нужно выполнять так, чтобы были выделены наиболее выраженные и значимые с точки зрения обеспечения безопасности риски. С другой стороны, при оценке рисков надо выделять и те риски, по отношению к которым не требуются специальные мероприятия или дополнительные разъяснения. Результаты оценки должны быть использованы при разработке конкретных мероприятий по управлению рисками.


Хорошая оценка рисков должна носить профилактический характер. Она основывается на имеющихся данных организации о рисках и ранее происшедших опасных ситуациях, несчастных случаях, а также недавних инцидентах. Помимо архивных данных учитываются потенциальные опасности, которые пока не проявились, но возникновение которых в процессе работы вероятно. Также оценивается достаточность внедренных ранее мероприятий по безопасности труда.


Хорошая оценка рисков является практичной. Главная ее задача осуществить ясные и выполнимые мероприятия для повышения безопасности труда. К хорошему использованию результатов оценки рисков относится и то, что они внедряются в соответствии с установленными законодательством методами в виде множества форм реализации, в том числе, например, включаются в инструктажи по охране труда.


Хорошая оценка рисков должна быть документированной . Результаты оценки рисков и решения по ним представляются в письменном виде. Документы следует сопровождать информацией о выполнении мероприятий. Выполненные мероприятия свидетельствуют о результативной оценке рисков.


Хорошая оценка рисков является развивающейся и постоянно действующей функцией предприятия. К хорошей оценке рисков относится отслеживание выполнения мероприятий, повторная оценка рисков для оценки их воздействий и непрерывный контроль производственной среды для профилактики рисков. Информации, содержащейся в документах по оценке рисков, следует придерживаться при повторной оценке.

Законодательство

Обязанности работодателя


Работодатель, согласно Закону об охране труда (TTL 738/2002), обязан заботиться о здоровье своих работников и безопасности на рабочих местах. В §10 закона об охране труда оценка рисков регулируется следующим образом:


Работодатель при учете характера трудовой деятельности должен в достаточной мере систематически выявлять и идентифицировать опасности в труде, рабочем помещении, иных рабочих зонах и условиях труда. Если их нельзя устранить, необходимо оценивать их значения с точки зрения безопасности работников и их здоровья. При этом нужно учитывать следующее:


1. Опасность несчастного случая и иной потери здоровья;
2. Выявленные несчастные случаи, профессиональные заболевания и болезни, вызванные условиями труда, а также опасные ситуации;
3. Возраст, пол, профессиональный уровень и другие личные характеристики работника;
4. Уровни трудовой нагрузки;
5. Возможная опасность для репродуктивного здоровья.


Факторы опасности, возникающие на работе, необходимо выявлять и оценивать на всех рабочих местах, в том числе, в общественном и частном секторах, независимо от размера рабочего места и сферы деятельности. Способы и методы выявления и оценки можно выбирать применительно к особенностям рабочего места, при этом должны учитываться все виды работ и все факторы опасности. Если, единовременного выяснения недостаточно, выявление опасностей должно быть систематичным и непрерывным. Если у специалистов предприятия недостаточно квалификации для выявления факторов опасности и выполнения оценки рисков, необходимо привлекать сторонних специалистов.


Выявленные факторы опасности, по возможности, следует полностью устранить. Значения оставшихся опасностей необходимо определить в рамках оценки рисков. Из результатов оценки должны следовать мероприятия по приведению значений оставшихся факторов опасности до таких уровней, которые удовлетворяли бы минимальным требованиям, установленным законодательством, с тем, чтобы здоровье работников подвергалось минимальной опасности.


Согласно закону об охране труда, в распоряжении работодателя должен быть отчет с оценкой факторов опасности, имеющихся на рабочих местах. Работодатель должен быть способен показать, что оценка рисков действительно проведена. При этом требований к какой-то определенной форме отчета не существует. Из практических соображений оценка рисков должна быть оформлена письменно или в электронном виде так, чтобы можно было ее легко представить работникам. Если оценку риска проводят с помощью данного пособия, то документация оценки риска будет состоять из заполненных анкет. Отчет сотрудника службы медицины и гигиены труда по рабочему месту, результатам инструментальных замеров, произведенных на рабочих местах, и иные отчеты дополнят документацию оценки рисков.


Многие решения Государственного совета содержат конкретные требования по выявлению опасностей и оценки их значений. Они являются элементом процедуры оценки рисков рабочих мест, а их результаты следует повсеместно учитывать. Отчет о факторах опасности должен обновляться и корректироваться при изменении условий труда и должен отражать действительное их состояние.


Выявление факторов опасности не ограничивается лишь простой работой по их оценке. Работодатель обязан постоянно контролировать состояние производственной среды, состояние здоровья работников, безопасность трудового процесса и прибегать к надлежащим мерам для выявления и предотвращения несчастных случаев, неблагоприятных воздействий на здоровье и опасных ситуаций. С помощью непрерывного и систематического контроля можно обеспечить безопасность труда и выявить ранее скрытые опасности и недостатки в ее организации.


Более подробные определения и обязательства, касающиеся оценки рисков, есть , кроме Закона об охране труда, в нескольких предписаниях (VNp) и постановлениях (VNa) Государственного совета, например, по следующим вопросам:

  1. Работы с асбестом (VNp 1380/1994)
  2. О выборе и применении средств индивидуальной защиты на работе (VNp 1407/1993)
  3. О принципах применения хорошего рабочего здравоохранения (VNa 1484/2001)
  4. О химических факторах в труде (VNa 715/2001)
  5. О безопасности машин (VNp 1314/1994)
  6. О ручном труде по подъему и перемещению грузов (VNp 1409/1993)
  7. О работе со свинцом (VNp 1154/1993)
  8. О работе за монитором (VNp 1405/1993)
  9. Об охране труда в строительстве (VNp 629/1994)
  10. Об инструкциях по организации взрывных и шахтных работ (VNp 410/1986)
  11. О защите труда при работе с едкими веществами (VNa 716/2000)
  12. О применении знаков безопасности на рабочих местах (VNp 976/1994)
  13. О защите работников от опасности, вызываемой биологическими факторами (VNp 1155/1993)
  14. О защите работников от опасности серьезных несчастных случаев (VNp 922/1999)
  15. О поставке, безопасной эксплуатации и контроле машин и другого оборудования, используемого в работе (VNp 856/1998)

За соблюдение Закона об охране труда, Закона о рабочем здравоохранении и решений Государственного совета, а затем о выполнении оценки рисков на предприятии следят государственные органы системы охраны труда. При необходимости делайте запрос в свою уполномоченную организацию!


Задачи служб медицины и гигиены труда на производстве.


Работодатель обязан организовывать соответствующую систему мероприятий по вопросам медицины и гигиены труда своим работникам. Целью служб медицины и гигиены труда на производстве является создание здоровой и безопасной производственной среды, эффективно работающего рабочего коллектива, предупреждение заболеваний и несчастных случаев, связанных с работой, поддержание и укрепление здоровья и работоспособности работников. Одной из задач служб медицины и гигиены труда на производстве является выявление, оценка и контроль возникающих в труде опасностей с помощью систематических посещений рабочих мест, выяснения состояния условий труда и других мероприятий (Закон о рабочем здравоохранении 1383/2001).


Организация служб медицины и гигиены труда на производстве является частью деятельности предприятия по обеспечению охраны труда. При оценке рисков необходимо сотрудничество между ответственным за охрану труда и службой медицины и гигиены труда предприятия. Как правило, предприятие владеет информацией о возникающих рисках, однако для их более точного анализа зачастую требуется профессионализм представителей службы медицины и гигиены труда на производстве Служба медицины и гигиены труда на производстве является независимым и надежным профессиональным партнером, который способен поддержать предприятие, главным образом, при оценке влияния на здоровье опасных и вредных факторов в труде и в выборе и планировании мероприятий по его оздоровлению.


Отчеты служб медицины и гигиены труда о состоянии рабочих мест и собственные оценки рисков, выполненные предприятием, являются параллельными и дополняющими друг друга. Оценки рисков, произведенные на рабочем месте согласно закону об охране труда, выполняются под ответственность работодателя, отчеты о рабочих местах, согласно закону о гигиене труда делаются под ответственность служб медицины и гигиены труда. И у тех, и у других один объект и одна цель: поддержание и развитие безопасности труда.


Исходным пунктом в оценке рисков является ответственность работодателя в полном выявлении всех факторов опасности в труде. Служба медицины и гигиены труда на производстве поддерживает работодателя в выполнении этой задачи. Ее отчет о состоянии рабочих мест может быть более профессиональным и свободным по форме. Служба медицины и гигиены труда в состоянии более глубоко оценивать значения факторов опасности. Оценки рисков и отчеты по рабочим местам являются дополняющим друг друга материалом, который может использовать каждая из сторон, дополняя его своими данными и учитывая материал другой стороны.

Оценка рисков и план работы по охране труда

Работа по охране труда на предприятии должна основываться на выявлении имеющихся рисков и управлении ими. Оценка рисков является при этом краеугольным камнем планирования по охране труда. Эффективное управление охраной труда возможно лишь при том условии, что известно нынешнее состояние охраны труда и выявлены проблемные места.


Целью охраны труда является повышение безопасности труда и планомерное улучшение условий на рабочих местах. Работа по охране труда создает рамки, в которых можно построить всю эту деятельность (рис. 2).


Рис. 2. Результаты оценки рисков можно использовать как исходные данные при составлении плана работы по охране труда. В свою очередь,в плане по охране труда определяют общие направления оценки рисков


План работы по охране труда должен учитываться работодателем в своей деятельности. В этом плане работодатель отражает мероприятия по организации и совершенствованию. мероприятий охраны труда на рабочих местах. Подобный план может содержать лишь отражение общей политики в области охраны труда, но может быть детальным и конкретным планом работы.


С помощью оценки рисков определяются потребности развития охраны труда, включаемые в план. В план работы записывают мероприятия, уже оказавшиеся действенными на практике, включают вопросы устранения недостатков в способах работы, а также разрабатывают главные направления развития. Из плана работы по охране труда следуют конкретные цели и мероприятия для осуществления требований обеспечения безопасности и сохранения здоровья.

Для более адекватной оценки рисков можно использовать усовершенствованный вариант индекса Элмери, предложенный АНО «Институт безопасности труда», г. Москва (индекс ОВР). Сущность метода: По аналогии с индексом Элмери предлагаемый показатель также выражается в виде отношения «СООТВЕТСТВУЕТ»– «НЕ СООТВЕТСВУЕТ». Только в этом случае несоответствия классифицируются по 3-м уровням (рангам): пункты с индексом «О»– содержат Обязательные (наиболее важные, критические) требования безопасности, несоблюдение которых может непосредственно привести к травме или к профзаболеванию (исправность инструмента, наличие защитных экранов, блокировок, применение СИЗ и др.). В эту группу рекомендуется включать также все государственные нормативные требования ОТ, даже если пункты с индексом «В»– содержат Важные требования безопасности, несоблюдение которых непосредственно не приводит к травме или к заболеванию, но указывает недостаточный уровень организации деятельности по ОТ или может привести к отягчению последствий инцидента, несчастного случая (наличие знаков безопасности, укомплектованность аптечек первой помощи, состояние проходов, состояние факторов производственной среды: шум, освещение, микроклимат, воздух рабочей зоны и др.); пункты с индексом «Р» содержат Рекомендации по организации рабочего места и трудового процесса, которые сами по себе не являются обязательными (носят рекомендательный характер), но свидетельствуют о внимании руководителей и работников к вопросам ОТ, об уровне производственной культуры и трудовой дисциплины (содержание в чистоте помещений и рабочих мест, чистота спецодежды, эргономические и другие факторы, способствующие созданию в подразделении атмосферы уюта, культуры и безопасности труда). Особенности применения Выполнение каждого из пунктов О, В, Р на обследуемом рабочем месте или в подразделении (организации) оценивается, соответственно в 3, 2 и 1 балл. В этом случае Достоинства 1. Оценка по индексу ОВР позволяет более точно оценить действительный уровень рисков и указать на мероприятия, которые следует провести в первую очередь, а также на мероприятия с наибольшей ожидаемой результативностью. 2. При регулярном проведении замеров индекса ОВР можно следить за изменением уровня безопасности труда. Если результаты замеров будут доведены до всех работников, например через доски объявлений, то каждый на своем рабочем месте может увидеть, как изменяется уровень безопасности. 3. Индекс ОВР можно использовать в качестве конкретной и объективной обратной связи от проделанной работы по улучшению условий труда и снижению уровней рисков. Он дает оценку результативности этой работы, поощряет к улучшениям, не вызывает негативного восприятия. Выводы Индекс ОВР так же как и индекс Элмери непосредственно не связан с наличием и оценкой конкретных рисков на рабочем месте и основывается на предположении, что тяжесть последствий, связанных с возможными опасностями, уже учтена в требованиях охраны труда путём их отнесения к определенным уровням системы охраны труда (государственные требования, отраслевые, локальные). Но при наличии компетентных специалистов у работодателя или с привлечением внешних специализированных организаций существует возможность дальнейшего совершенствования индекса ОВР.

ЧТО ТАКОЕ ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ?

Оценка профессиональных рисков - это выявление возникающих в процессе осуществления трудовой деятельности опасностей, определение их величины и тяжести потенциальных последствий

Управление рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков

ОБЯЗАННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ

Процедура оценки и управления профессиональными рисками, в силу требований Приказа Минтруда России от 19.08.2016 г. №438н, обязательна для работодателя, являясь неотъемлемой частью Системы управления охраной труда (СУОТ). Соответствующие указания в течение 2018 г. будут внесены и в Х раздел Трудового кодекса РФ

При этом следует отметить, что данная процедура является не только обязательной для работодателя, что обусловлено действующим законодательством, но и представляет собой, при правильном применении, мощный инструмент в обеспечении безопасности труда работников организации

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

10 ЛЕТ
НА РЫНКЕ
ОХРАНЫ ТРУДА

РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ

13 филиалов по всей стране. Возможность выезда в любую точку РФ (включая Крым и г. Севастополь)

КОМПЛЕКСНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

Наши специалисты могут параллельно оказывать несколько услуг. Заказ всего комплекса услуг в одной компании экономит время заказчиков, облегчает контроль подрядчика и повышает качество самих услуг

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА

Эксперты (включенные в реестр МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ), проводящие оценку риска, являются специалистами в сферах охраны труда, имеют большой опыт работы в специальной оценке условий труда (СОУТ) и производственном контроле состояния и условий труда

ГИБКОСТЬ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КЛИЕНТУ

Клиентоориентированность - наша главная ценность!

ГАРАНТИЯ
КАЧЕСТВА И ЭКСПЕРТНАЯ ПОДДЕРЖКА

Возможность сопровождения результатов, в том числе и при взаимодействии заказчика с государственными органами надзора и контроля (ГИТ и т.п.)

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА ОЦЕНКУ РИСКОВ

Заполните онлайн-форму и наши специалисты свяжутся с вами

Подробную информацию об услуге Вы можете узнать по тел.: +7 499 322 44 11

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ

В мире разработаны и широко применяются более 70 методов анализа и оценки рисков. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 описывает 31 метод оценки

Всё многообразие методов анализа и оценки рисков можно разделить на прямые и косвенные

Прямые методы основываются на данных статистики. Они применяются, как правило, к какой-либо отрасли в целом и используются страховыми компаниями (для расчёта базовых тарифов, коэффициентов «бонус-малус») и службами статистики

Косвенные методы подразумевают аудит рабочих мест, аудит организации производства работ, интервьирование, опрос сотрудников etc

В практике работы в организациях используются, как правило, именно косвенные методы, наибольшее распространение из которых получил метод «контрольных листов» («check-list») в сочетании с методом «матрицы последствий и вероятностей» (также - «матрицы риска»), возможно, с некоторыми модификациями (метод Файна-Кинни)

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

1

Позвоните нам по номеру
+7 499 322 44 11 или заполните онлайн-заявку и наши специалисты свяжутся с Вами

2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

После уточнения деталей, мы рассчитаем стоимость и сроки проведения оценки рисков

3

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

Мы проводим аудит состояния и условий труда на рабочих местах и в подразделениях организации, а также идентификацию опасностей. Далее после реализации необходимых мероприятий делаем расчёт скорректированных (ожидаемых) уровней риска

4

СОГЛАСОВАНИЕ РАБОТ

Результаты мы обязательно согласовываем с Вами в электронном виде

5

СДАЧА РАБОТ

Вы получаете все необходимые документы

6

ВЫ В БЕЗОПАСНОСТИ!

Бесплатная консультационная поддержка

Следует отметить, что, во избежание формализма при проведении процедуры оценки профессиональных рисков и получения заведомо заниженных значений уровней риска крайне рекомендуется проводить указанные мероприятия силами сторонних экспертов, не являющихся сотрудниками организации, возможно, параллельно с процедурами аудита охраны труда, специальной оценки условий труда и производственного контроля состояния и условий труда

Вопросы оценки рисков, в том числе профессиональных, т.е. вероятность получения работником профессионального заболевания или травмы во время выполнения служебных обязанностей, на сегодняшний день актуальные.

Профессиональные риски , как видим вокруг категорий относящихся к рискам в последнее время замечается тенденция со стороны государства на внедрение в нашу жизнь принципов, по аналогии с западными странами.

Как всегда, желание внедрить нечто новое, даже если это" новое" уже давно применяется в других странах (а местами уже изжила себя), настолько велико, что к вопросам методик и принципов проведения оценок рисков, как на рабочем месте, так и в целом по экономическим отраслям, внимание уделяется в минимальном объеме, как нибудь само собой образуется.

Но возможно это не совсем так? Может уже существуют полноценные методики оценки профессиональных рисков в открытом доступе или хотя бы зарегистрированые проекты таких методик? Не совсем так, в этой статье мы постараемся разобраться, как и для чего оценивать профессиональные риски .

Профессиональным рискам дает определение:

1 . Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) статья 209 гласит:

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

2. Федеральный закон ФЗ 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" , так в 3 статье этого закона, среди прочего указаны следующие основные понятия:

профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях; (также как и ТК РФ)

класс профессионального риска - уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей;

Очевидно из названия закона, что оба эти понятия введены и рассматриваются, как некие коэффициенты, для расчета платы работодателем за социальное страхование работников, исходя из "степени вредности", а так же вида экономической деятельности в целом.

Министерством труда, с этой целью, утверждена классификация видов экономической деятельности по классам профессиональных рисков, всего предусмотрено 32 класса профессиональных рисков для всех видов деятельности (ОКВЕД), ознакомиться с таблицей по классам профрисков и ОКВЕД можно .

Первое применение профессиональным рискам найдено - это коэффициент для расчета отчислений в фонд социального страхования.

Для чего еще нужна оценка профессиональных рисков?

Требуется понять, какие бывают риски в целом, применительно к предприятию (организации), а также к рабочим местам, образованных в рамках условного предприятия.

1. Для промышленных производств или предприятий, относящихся к категории объектов повышенной опасности, существуют риски аварий (оборудования, трубопроводов, хранилищ, взрывы и т.д.) для оценки степени рисков возникновения аварии действует следующий документ РД 03-418-01 "Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов". Оценка масштабов возможных техногенных аварий и степени последствий для работников, населения, окружающей среды.

2. Для оценки профессионального риска в области охраны труда , связанного с профессиональной деятельностью работника и являющимся результатом действия комплекса различного рода причин: технологических, организационных, социальных и экономических, в том числе связанных с авариями, используется в качестве рекомендации «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» Р 2.2.1766-03 . Однако возвращаясь к вопросу о полноценных и актуальных методиках оценки профессиональных рисков, данное руководство является далеко не полным, так как учитывает только профзаболевания (без учета травмоопасности и рисков с ней связанных), а также не совсем актуальным по причине того, что не зарегистрирован Минюстом РФ и, соответственно, носит исключительно рекомендательный характер. Какой можно сделать вывод из этого? Эта методика не является всеобъемлющей и подходящей для комплексного анализа рисков, включающих как профессиональные заболевания, так и вероятность травмирования работника.

Оценку уровней профессиональных рисков проводят также при внедрении в организации .

На фоне отсутствия официальной методики оценки профессиональных рисков, утвержденной федеральным органом исполнительной власти (согласно ТК РФ), для оценки профрисков используются, как собственные (внутренние) методики органа сертификации, так и комплексный подход при оценке профрисков, на основании изучения технологических процессов и рабочих операций, данных из материалов СОУТ, производственного контроля, обеспеченности СИЗ, статистикой по травматизму за разные периоды времени т.д.

Отдельная услуга по оценке профессиональных рисков, нужна руководителю предприятия , в качестве комплексного анализа производственной деятельности предприятия, существующих рисков для работников и способов решения по снижению производственных рисков, профессиональных заболеваний, несчастных случаев и т.д. Однако опять же в качестве документа для внутреннего пользования, так как оценка профессиональных рисков не относится к категории обязательных процедур, как , и т.п.

Оценка профессиональных рисков в целом по стране позволяет:

- оценить стоимость затрат на здравоохранение, связанных с ущербом от воздействия конкретного вредного фактора;

- выполнить прогноз государственных затрат на здравоохранение, связанных с воздействием одного или нескольких вредных факторов;

- обосновать иск граждан на материальную компенсацию ущерба для здоровья, связанного с воздействием факторов среды обитания;

- не изменяя существующее правовое поле, создать системы экономической защиты граждан и государства от изменяющейся среды;

-рассчитать страховой тариф при подготовке договора страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Профессиональный риск (R∑, год) от всех возможных видов опасностей для каждой профессии определяется по следующей формуле:

R∑ = Rсм+ Rвр.нт + Rп.нт. =(Псм+Пвр.нт +Пп.нт.) .N.W.t

где:

Rсм - вред от несчастных случаев со смертельным исходом, включая аварии (год);

Rвр.нт. - вред от травм или профзаболеваний, вызвавших временную нетрудоспособность (год);

Rп.нт. - вред от заболеваний, вызвавших постоянную нетрудоспособность (год);

Псм - среднее время сокращения продолжительности жизни от несчастных случаев со смертельным исходом, включая аварии (год/чел.);

Пвр.нт - среднее время сокращения продолжительности жизни от травм или профзаболеваний, вызвавших временную нетрудоспособность (год/чел.);

Пп.нт . - среднее время сокращения продолжительности жизни от профзаболеваний, вызвавших постоянную нетрудоспособность (год/чел.);

N - количество рискующих (по данной профессии) в год на предприятии (или отрасли), по которым оценивались вышеприведенные показатели (чел./год);

W — доля времени, затрачиваемая среднестатистическим работником на выполнение производственной деятельности, включая затраты времени на дорогу до места работы;

t — время, в течение которого определялись показатели вреда, от года и более (год).

Единицами измерния профессионального риска является - средняя потеря ожидаемой продолжительности жизни, учитывающая общую потерю времени в годах в результате воздействия всех форм профессионального вреда.

Количественное значение профессионального риска (средняя потеря ожидаемой продолжительности жизни), год

Примечание

Пренебрежимо малый (переносимый) риск

Менее 0,01

Допустимый риск,

разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности не требуется

Малый (умеренный) риск

0,01-0,3

Допустимый риск,
может потребоваться разработка отдельных мероприятий по обеспечению безопасности

Средний (существенный) риск

0,3-0,8

Риск допустим при условии разработки дополнительных мер безопасности

Высокий (непереносимый) риск

0,8-3

Риск допустим в исключительных случаях при условии реализации специальных мер безопасности

Очень высокий (непереносимый) риск

Недопустимый риск

Сверхвысокий риск

Недопустимый риск, работа должна быть запрещена

Расчет рисков в целях снижения травматизма и обеспечения безопасности жизни и здоровью сотрудников в рамках системы управления охраной труда в организации.

Эксперты нашего центра производят расчет профессиональных рисков, в соответствии с действующим законодательством.

Расчитываем и определяем следующие категории рисков:

  • Риски причинения вреда здоровью, связанные с несоблюдением норм и правил охраны труда и техники безопасности;

  • Профессиональные риски, в том числе психологические, эргономические и другие;

  • Риски получения травмы при выполнении трудовой функции работниками организации;

  • Риски связанные с получением профзаболевания работником;

  • Санитарно-эпидемиологические риски;

  • Экологические риски;

  • Риски при ЧС природного и техносферного характера.