Как воспитывают детей в разных странах. Страны Северной и Южной Америки и прилегающие островные государства

В каких странах лучше всего живется детям?

Наилучшие условия для здоровья и благосостояния детей созданы в Нидерландах. Такой вывод сделали авторы доклада "Child Well-being in Rich Countries: A comparative overview", подготовленного Исследовательским центром Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) во Флоренции.

Оценка благополучия детей и молодежи в возрасте до 20 лет в данном исследовании базировалась на показателях, характеризующих ситуацию в пяти областях жизнедеятельности: 1) материальное благосостояние, 2) здоровье и безопасность, 3) образование, 4) поведение и риски, 5) жилищные условия и окружающая среда (табл. 1). Сводный индекс благополучия рассчитывался как среднее значение из пяти рейтингов. В обзор включены 29 промышленно развитых стран .

Согласно исследованию, несмотря на примерно равные возможности, одним богатым государствам удалось достичь лучших результатов, чем другим, на пути ликвидации детской бедности и создания благоприятных условий для развития детей.

Бесспорным лидером рейтинга являются Нидерланды - это единственная страна, входящая в первую пятерку ранжированного ряда стран во всех пяти областях. Причем Нидерланды лидируют не только по объективным показателям, но и по оценкам самих детей.

Также очень хорошие условия для развития детей созданы в четырех северных странах: Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции; эти страны находятся близко к Нидерландам в составленном рейтинге.

Четыре нижние позиции ранжированного ряда, с наихудшими показателями благополучия детей, занимают три беднейшие страны из списка - Латвия, Литва и Румыния, а также одна из богатейших стран - США.

Эксперты пришли к выводу, что тесной связи между уровнем ВВП на душу населения и общим благосостоянием детей нет. В очень богатой стране положение детей отнюдь не всегда лучше, чем в стране, где экономическая ситуация менее благоприятна. Так, согласно опубликованному рейтингу, детям в Словении живется лучше, чем их сверстникам в Канаде. А положение детей в Чехии более стабильно, чем в Австрии. Португалия обгоняет США по показателям достижений в сфере защиты и развития детей.

Разрыв между странами Центральной и Восточной Европы и Западными странами в обеспечении благополучия юного поколения постепенно сокращается.

Материальное благополучие

Здоровье и безопасность

Образование

Поведение и риски

Жилье и окружающая среда

Нидерланды

Норвегия

Исландия

Финляндия

Германия

Люксембург

Швейцария

Ирландия

Словения

Португалия

Великобритания

Словакия

Цветом страны разделены на три группы - по 1/3 стран в каждой; чем светлее тон, тем благополучнее ситуация.

Материальное благосостояние оценивалось на основе следующих показателей:

  • Относительный уровень детской бедности (% детей, живущих в домохозяйствах с доходом ниже 50% медианного дохода в стране)
  • Разрыв между чертой бедности в стране и медианными доходами домохозяйств, находящихся ниже черты бедности (%)
  • Индекс детской депривации (% детей, у которых отсутствуют два и более пунктов из предложенного перечня, например, трехразовое питание, ежедневное употребление овощей и фруктов, наличие книг для чтения, велосипеда, новой одежды, адекватного места для выполнения домашних заданий, интернета и др.)
  • Уровень достатка в семье (% детей, сообщивших о наличии/отсутствии в семье автомобиля, компьютера, отдельной комнаты для ребенка, о путешествиях с семьей за последние 12 месяцев).

По всем показателям материального положения детей лидируют четыре страны Северной Европы и Нидерланды, а хуже всего положение в Литве, Латвии, Румынии и США.

Финляндия - единственная страна, где относительный уровень детской бедности ниже 5% (рис. 1). В странах Южной Европы, а также в США, Литве, Латвии и Румынии этот показатель превышает 15%.

Наибольшие значения индекса детской депривации (более 25%) получены в таких странах, как Венгрия, Латвия, Португалия, Румыния. По уровню достатка в семье в нижней части рейтинга оказались страны Восточной и Центральной Европы.

Рисунок 1. Доля детей, живущих в домохозяйствах с доходом ниже 50% медианного дохода в стране, %

Здоровье и безопасность рассматривались с точки зрения таких показателей, как:

  • Младенческая смертность
  • Доля новорожденных с низкой массой тела (менее 2500 г)
  • Уровень иммунизации детей
  • Детская смертность в возрасте от 1 до 19 лет.

Наилучшие условия для здоровья детей созданы в Исландии, Швеции и Финляндии. Такие богатые страны, как США, Канада, Австрия и Дания, оказались в наихудшем положении, в частности, из-за низкого охвата детей иммунизацией.

Показатель младенческой смертности находится на низком уровне во всех развитых странах. В 26 из 35 развитых стран коэффициент младенческой смертности не превышает 5 на 1000 живорождений; выше этой отметки он только в США, Словакии, Латвии и Румынии.

Еще один важный индикатор этого блока - процент новорожденных с низкой массой тела (менее 2500 г) среди всех родившихся; вес при рождении является фактором выживаемости и здоровья ребенка. Пяти европейским странам удалось снизить этот показатель до уровня менее 5% (Эстония, Исландия, Финляндия, Ирландия, Швеция). В Венгрии, Португалии и США доля родившихся с низкой массой составляет 8%, в Греции - почти 10%.

По уровню иммунизации детей среди развитых стран нет больших различий. Лишь в трех странах - Австрии, Канаде и Дании - доля детей, которым сделаны основные прививки, не достигает 90%.

Рисунок 2. Коэффициент младенческой смертности, на 1000 живорождений

Поведение и риски. В этом блоке рейтинг составлялся на основе следующих показателей:

  • Наличие у ребенка лишнего веса
  • Ежедневный завтрак
  • Ежедневное употребление фруктов
  • Ежедневные физические упражнения
  • Уровень рождаемости среди подростков
  • Курение среди подростков
  • Употребление алкоголя
  • Употребление каннабиса
  • Участие в драках.

Четыре последних показателя приведены для подростков 11, 13 и 15 лет.

Во всех рассматриваемых странах доля подростков, имеющих лишний вес, превышает 10 процентов, за исключением Нидерландов, Швейцарии и Дании. Но только в Канаде, Греции и США эта доля превосходит 20 процентов.

Рождение ребенка в юном возрасте создает угрозу благополучию как матери, так и ребенка; юная мать имеет высокие риски не закончить школу, не найти хорошую работу, оказаться за чертой бедности. В большинстве развитых стран уровень рождаемости в возрастной группе 15-19 лет невысок. Самым низким коэффициентом рождаемости среди подростков отличаются Нидерланды, Словения и Швейцария (менее 5 на 1000). В то же время в трех странах - Румынии, Великобритании и США - коэффициент подростковой рождаемости составляет более 29 на 1000 лиц соответствующего возраста.

Рисунок 3. Коэффициент рождаемости в возрасте 15-19 лет, на 1000

Авторы доклада с удовлетворением отмечают, что в развитых странах 92% подростков 11-15 лет не курят регулярно сигареты, 86% не употребляют каннабис, 85% не напивались до пьяного состояния (больше одного раза), 2/3 не участвуют в драках.

Вместе с тем, эксперты обращают внимание на низкий уровень физической активности детей из богатых стран.

Рисунок 4. Доля подростков 11, 13 и 15 лет, которые курят сигареты не реже, чем раз в неделю, %

Рисунок 5. Доля подростков 11, 13 и 15 лет, которые сообщили, что напивались до пьяного состояния не менее двух раз, %

Образование . Благополучие детей в сфере образования оценивалось на основе таких показателей, как:

  • Охват детей дошкольным образованием (от 4 лет до начала школы)
  • Охват образованием подростков в возрасте 15-19 лет
  • Доля подростков 15-19 лет, которые не учатся и не работают
  • Качество обучения (итоги тестирования по трем предметам).

С точки зрения условий для образования детей и молодежи наиболее благоприятная ситуация сложилась в Бельгии, Финляндии, Германии и Нидерландах, наименее благоприятная - в Греции, Румынии, Испании и США.

Охват дошкольным образованием колеблется от 73% в Финляндии до 100% во Франции. Охват обучением в возрасте от 15 до 19 лет колеблется от 74% в Великобритании до 93% в Бельгии.

Интересным представляется показатель доли подростков 15-19 лет, которые не учатся и не работают. Меньше всего таких подростков в Дании, Норвегии и Словении - менее 3%. Тогда как в Испании, Италии и Ирландии - свыше 10% подростков не охвачены обучением и не заняты. Конечно, данный показатель зависит от экономической ситуации и ситуации на рынке труда, но в то же время характеризует и эффективность системы образования в деле подготовки молодежи к труду.

Рисунок 6. Средний балл тестирования 15-летних подростков по программе PISA

Жилье и окружающая среда . В этом блоке рассматривались следующие показатели:

  • Среднее число комнат на человека
  • Доля домохозяйств с более чем одной жилищной проблемой, по ответам подростков (среди проблем, например, отсутствие душа/ванной, протекающая крыша и т.д.)
  • Уровень убийств в стране
  • Загрязнение воздуха.

В 17 из 26 стран в среднем число комнат больше числа членов домохозяйства. Из девяти стран, где ситуация обратная - людей больше, чем комнат, восемь расположены в Центральной и Восточной Европе (рис. 7). С точки зрения качества жилья самая проблемная ситуация в Румынии, где 40% подростков сообщили о многочисленных недостатках жилья. Самые комфортные жилищные условия - в Исландии, Норвегии, Дании, Нидерландах, Швеции.

Показатель убийств, по мнению авторов, характеризует уровень насилия в обществе. Только в четырех странах уровень убийств превышает 4 на 100000 чел. населения, это - Эстония, Латвия, Литва и США. В остальных странах данный показатель не превышает 2,5 на 100000.

Рисунок 7. Среднее число комнат на человека

Авторы исследования признают, что составленный рейтинг стран имеет ряд недостатков и ограничений. Не хватает, в частности, таких индикаторов детского благополучия, как распространенность домашнего насилия, качество образования на разных уровнях, психическое здоровье и многих других. Очень мало проводится исследований качества жизни детей самого раннего возраста - в первые месяцы и годы жизни.

Интересно также посмотреть, как сами дети оценивают качество своей жизни. На рис. 8 отображен рейтинг развитых стран по уровню удовлетворенности детей своей жизнью, то есть субъективный рейтинг в отличие от объективного рейтинга, представленного в таблице 1.

В целом между двумя рейтингами - объективным и субъективным - существует тесная корреляция. Тем не менее, выделяются несколько исключений - в Греции, Испании и Италии субъективная удовлетворенность жизнью намного выше, чем объективные показатели детского благосостояния. А Германия, наоборот, опускается с 6-го места в объективном рейтинге до 22-го места в субъективном.

Рисунок 8. Доля 11, 13 и 15-летних подростков, которые оценили степень удовлетворенности своей жизнью в 6 баллов и выше по 10-балльной шкале, %

Источники :

UNICEF Office of Research (2013). "Child Well-being in Rich Countries: A comparative overview", Innocenti Report Card 11,
UNICEF Office of Research, Florence

Martorano, B., L. Natali, C. de Neubourg and J. Bradshaw (2013). "Child Well-being in Advanced
Economies in the Late 2000s", Working Paper 2013-01. UNICEF Office of Research, Florence.

Bradshaw, J., B. Martorano, L. Natali, and C. de Neubourg (2013). "Children"s Subjective Well-being in Rich Countries",
Working Paper 2013-03. UNICEF Office of Research, Florence.

1 - России в списке стран нет.

Фото: ingehogenbijl/Shutterstock.com

Япония

Японские дети проживают три стадии становления: бог – раб – равный. После пяти лет почти абсолютной вседозволенности непросто взять себя в руки и начать четко следовать общей системе правил и ограничений.

Экспресс-инфо по стране

Земля находится на третьем месте по удаленности от Солнца и на пятом среди всех планет Солнечной системы по размеру.

Возраст – 4,54 млрд лет

Средний радиус – 6 378,2 км

Средняя окружность – 40 030,2 км

Площадь – 510 072 млн км² (29,1% суши и 70,9% воды)

Количество материков – 6: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида

Количество океанов – 4: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый

Население – 7,3 млрд чел. (50,4% мужчин и 49,6% женщин)

Самые густо населенные государства : Монако (18 678 чел./км 2), Сингапур (7607 чел./км 2) и Ватикан (1914 чел./км 2)

Количество стран : всего 252, независимых 195

Количество языков в мире – около 6 000

Количество официальных языков – 95; самые распространенные: английский (56 стран), французский (29 стран) и арабский (24 страны)

Количество национальностей – около 2 000

Климатические пояса : экваториальный, тропический, умеренный и арктический (основные) + субэкваториальный, субтропический и субарктический (переходные)

Только в 15 лет к ребенку начинают относиться как к равному, желая видеть в нем дисциплинированного и законопослушного гражданина.

Чтение нотаций, крик или телесные наказания – всех этих непедагогических способов японские дети лишены. Самым страшным наказанием становится «игра в молчанку» - взрослые просто на какое-то время прекращают с малышом общаться. Взрослые не пытаются доминировать над детьми, не стремятся показать свою власть и силу, может, именно поэтому на протяжении всей жизни японцы боготворят своих родителей (особенно матерей) и стараются не доставлять им неприятностей.

В 1950-х годах прошлого столетия в Японии вышла революционная книга «Обучение талантов». С подачи ее автора, Масару Ибука, в стране впервые начали говорить о необходимости раннего развития детей. Исходя из того, что в первые три года жизни формируется личность ребенка, родители обязаны создать все условия для реализации его способностей.

Ощущение принадлежности к коллективу – вот что действительно важно для всех японцев без исключения. Поэтому неудивительно, что родители проповедуют одну простую истину: «В одиночку легко затеряться в жизненных хитросплетениях». Однако, минус японского подхода к воспитанию очевиден: жизнь по принципу «как все» и групповое сознание не дают личностным качествам ни единого шанса.

Франция

Главная особенность французской системы воспитания – ранняя социализация и самостоятельность малышей. Многие француженки могут только мечтать о многолетнем декретном отпуске, так как вынуждены рано выходить на работу.

Французские ясли готовы принимать малышей в возрасте 2-3 месяцев. Несмотря на заботу и любовь, родители умеют сказать «Нет». Взрослые требуют от детей дисциплины и беспрекословного подчинения. Достаточно одного только взгляда, чтобы малыш успокоился.

Маленькие французы всегда вежливы, смирно дожидаются обеда или чопорно копошатся в песочнице, пока их мамы болтают с приятельницами. На мелкие шалости родители не обращают внимания, а вот за крупные провинности наказывают: лишают развлечений, подарков или сладостей.

Отличное исследование французской системы воспитания представлено в книге Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой». Действительно, европейские дети очень послушные, спокойные и самостоятельные. Проблемы возникают в тех случаях, когда родители чрезмерно увлекаются собственной личной жизнью – вот тогда отчужденности не избежать.

Италия

Детей в Италии не просто обожают. Их буквально боготворят. Причем не только собственные родители и многочисленные родственники, но и совершенно посторонние люди. Сказать что-то чужому ребенку или пощипать его за щечки - считается в порядке вещей.

Пойти в детский сад ребенок может в три года, до этого же времени он, скорее всего, будет находиться под бдительным контролем бабушки, дедушки или других родственников. «Выводить в свет» детей начинают очень рано – их берут на концерты, в рестораны, на свадьбы.

Сделать замечание - недопустимое поведение для родителя. Если постоянно одергивать ребенка, то он вырастет закомплексованным, - так считают итальянские родители. Подобная стратегия, порой, заканчивается неудачей: абсолютная вседозволенность приводит к тому, что многие дети не имеют представления об общепринятых правилах приличия.

Индия

Индийцы начинают воспитывать своих детей чуть ли не с момента рождения. Главное качество, которое родители хотят видеть в своих чадах, - доброта. На личном примере они учат детей быть терпеливыми к окружающим, сдерживать свои эмоции в любых ситуациях. Взрослые стараются скрыть от детей плохое настроение или усталость.

Добрыми помыслами должна быть пронизана вся жизнь ребенка: предостережение «не раздави муравья и не бросай камни в птиц» со временем трансформируется в «не обижай слабых и уважай старших». Наивысшей похвалы ребенок достоин не тогда, когда стал лучше другого, а когда стал лучше себя. При этом индийские родители очень консервативны, например, они наотрез отказываются принимать введение в школьную программу актуальных современных дисциплин.

Воспитание детей всегда рассматривалось в Индии не как прерогатива государства, а отдавалось на усмотрение родителей, которые могли вырастить ребенка в соответствии со своими убеждениями, в том числе и религиозными.

Америка

Американцы обладают качествами, которые ярко выделяют их среди других национальностей: внутренняя свобода и политкорректность с четким следованием закону. Желание быть ближе к ребенку, вникать в проблемы и интересоваться успехами – важнейшие аспекты жизни американцев-родителей. Неслучайно на любом детском утреннике или школьном футбольном матче можно увидеть большое количество пап и мам с видеокамерами в руках.

Старшее поколение в воспитании внуков участие не принимает, а вот мамы по возможности предпочитают работе заботу о семье. С малых лет ребенка учат толерантности, поэтому адаптироваться, например, особенным детям в коллективе достаточно просто. Явным преимуществом американской системы воспитания является неформальность и желание сделать упор на практических знаниях.

Ябедничество, которое негативно воспринимается во многих странах, в Америке называется «законопослушанием»: доносить на тех, кто нарушил закон, считается абсолютно естественным. Телесные наказания обществом порицаются, а если ребенок пожалуется на родителей и предъявит доказательства (синяки или ссадины), то действия взрослых могут быть расценены как противоправные со всеми вытекающими последствиями. В качестве меры наказания многие родители используют популярную методику «тайм-аута», когда ребенка просят молча посидеть и подумать о своем поведении.

Самые плаксивые дети живут в Великобритании, Италии, Канаде и Нидерландах, установили исследователи. А самые спокойные - в Дании, Германии и Японии.

Продолжительный детский плач зачастую связан с коликами и, если удастся установить причину, по которой дети в одних странах плачут меньше, чем в других, это облегчит жизнь миллионам семей.
Группа исследователей из Уорикского университета выяснила, где живут самые плаксивые и самые спокойные дети. Результаты исследования были опубликованы в журнале The Journal of Pediatrics.
Частая причина длительного младенческого плача колики. Однако они свидетельствуют о каком-то заболевании лишь в редких случаях и обычно бесследно проходят после четырех месяцев. Из-за малоизученности причин их возникновения и ограниченного количества способов лечения колики остаются частой причиной беспокойства родителей.
Нынешние представления о том, как много должен плакать страдающий от колик ребенок, основаны на критериях Весселя: колики начинаются в течение первых трех недель жизни, продолжаются около трех часов в день и встречаются преимущественно у детей в первые три месяца жизни. На болезненные ощущения ребенок реагирует плачем.
Критерии Весселя были сформулированы в 1950-х годах. Поскольку в области ухода за детьми за последние полвека произошли значительные изменения, современным медикам и родителям необходимы новые стандарты для оценки чрезмерного уровня плача у младенцев.
Исследователи проанализировали данные о почти 8700 младенцах из разных стран, включая Германию, Данию, Японию, Канаду, Италию, Нидерланды, Великобританию, и подсчитали, сколько плачут младенцы в сутки в разных культурах. Россия, к сожалению, в исследование не попала.
Выяснилось, что в среднем дети плачут около двух часов в день в течение первых двух недель. К шестой неделе время плача достигает предельной отметки в два часа пятнадцать минут в сутки, а концу двенадцатой снижается до часа и десяти минут.
Однако оказалось, что, если в одних странах малыши плачут всего полчаса в день, то в других – до пяти часов в сутки. Плаксы оказались родом из Великобритании, Италии, Канады и Нидерландов, а тихони – из Дании, Германии и Японии.
Время плача соответствовало тому, как часто дети страдали от колик. В Великобритании от них страдали 28% малышей в возрасте 1−2 недель, в Канаде – 34,1% в возрасте 3-4 недель, в Италии – 20,9% в возрасте 8-9 недель. Самые низкие показатели были зарегистрированы в Дании (5,5% в 3-4 недели) и Германии (6,7% в 3-4 недели).
Исследователи не могут назвать определенных причин, вызвавших такую разницу. Они варьируются от меньшего социального неравенства до большей ответственности родителей при заботе о малыше и генетических факторов.
«Младенцы сильно различаются по тому, как много они плачут в первые недели жизни. Мы можем узнать что-то новое, наблюдая за культурами, в которых дети меньше плачут, выяснить, связано ли это с родительской заботой или другими факторами, например, генетикой, - рассказывает профессор Дитер Вольке, ведущий автор исследования. – Новые критерии норм плача помогут докторам объяснить родителям, плачет ли ребенок в пределах нормы и беспокоиться не о чем, или же ему необходимы дальнейшие обследования».
Примечательно, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, страдали от колик намного чаще, чем на искусственном или смешанном.
По мнению ученых, дальнейшие исследования помогут выявить причины, по которым в некоторых странах дети реже страдают от колик. Эта информация, возможно, облегчит жизнь множеству семей по всему миру.

Желать чего-то лучшего своим детям вполне закономерно. И не редко в поисках лучшей жизни будущие мамы принимают решение дать ребенку иное, нежели у нее и отца ребенка гражданство. Выбирают для этого такой способ, как роды за границей с получением гражданства ребенком сразу же после его рождения, поскольку достаточно обширный перечень развитых стран дает возможность натурализоваться таким способом. В каких странах роды позволяют узакониться новорожденному на правах гражданина, а где предъявляются дополнительные требования к соискателям подданства стоит узнать заблаговременно до родов.

Страны, в которых основанием получения гражданства является факт рождения на территории страны (принцип почвы)

Несмотря на то, что большинство стран при определении гражданской принадлежности детей, рожденных на их территории, придерживается принципа «права крови», которое подразумевает получение ребенком гражданства родителя (родителей), существуют страны которым не чужд принцип «права почвы».

Страны Северной и Южной Америки и прилегающие островные государства

Наиболее распространен такой принцип присвоение гражданства, основанный на факте рождения в странах этой группы. Список стран широк и включает:

  • Антигуа и Барбуда;
  • Аргентина;
  • Барбадос;
  • Белиз;
  • Боливия;
  • Бразилия;
  • Венесуэла;
  • Гренада;
  • Гватемала;
  • Гайана;
  • Гондурас;
  • Доминика;
  • Доминиканская Республика;
  • Канада;
  • Колумбия;
  • Мексика;
  • Никарагуа;
  • Панама;
  • Парагвай;
  • Перу;
  • Сальвадор;
  • Сент-Люсия;
  • Сент-Кристофер и Невис;
  • Сент-Винсент и Гренадины;
  • Тринидад и Тобаго;
  • Уругвай;
  • Чили;
  • Эквадор;
  • Ямайка.

При этом гражданство присваивается после родов автоматически без каких-либо дополнительных условий.

США самая щедрая на предоставление гражданства страна. Америка дает свое гражданство всем, чье появление на свет произошло как в границах любого из 50 штатов, так и на принадлежащей территории:

  • Пуэрто-Рико;
  • Гуам;
  • острова Американские Виргинские и Северные Марианские.

Страны Африканского континента, Юго-Восточной Европы и Азии

  • Лесото на Африканском континенте;
  • Румыния в юго-восточной Европе;
  • Малайзия, Пакистан, Фиджи – представители Азии.

Страны Западной Европы

Представители Западной Европы также дают возможность стать гражданином их государства детям, чьи матери-иностранки, решили, во что бы то ни стало, родить за границей. Однако европейские члены международного сообщества предусмотрели дополнительные оговорки предоставления подданства детям, чьи роды прошли на территории их государства. К странам, которые дают возможность новорожденным стать их подданными относятся:

  • Франция;
  • Германия;
  • Италия;
  • Испания;
  • Великобритания;
  • Ирландия;
  • Бельгия;
  • Дания.

Однако только появиться на свет на их территории мало, поскольку предусмотрены оговорки в получении статуса гражданина маленьким членом общества и порой процесс этот затягивается на долгие годы.

Условия приобретения правовой связи с государствами Европы, в которых родился ребенок

Так, Франция устанавливает правовую связь с рожденным в ее границах ребенком если имеет место выполнение одно из следующих условий:

  • рожденный с 11 лет проживал во Франции минимум 5 лет. В таком случае он станет к 18 годам ее гражданином;
  • рожденный постоянно живет в пределах Франции и тогда в 16 лет последний может обратиться с соответствующим заявлением, на основании которого ему присвоят статус гражданина Франции;
  • рожденный достиг 13 лет и его родители, также постоянно проживающие во Франции, обратились с соответствующим запросом.

В Германии условия предоставления статуса гражданина к детям, чьи роды состоялись в федеративной республике отличны от французских и представлены двумя альтернативами:

  • на момент родов, один из родителей 8 и более лет постоянно и законно проживает в Германии;
  • как минимум у одного родителя есть бессрочный вид на жительство в Германии на протяжении минимум последних 3 лет предшествующих родам, либо есть право на жительство в Германии.

Требования к новорожденным и их мамам и папам в Италии и Испании значительно проще. Так, итальянским подданным можно стать, если чадо 3 года на законных основаниях проживало в Италии, а подданным Испании уже в возрасте 1 года, при постоянном проживании его и наличии у матери или отца права на жительство на территории Испании.

Великобритания наиболее демократичная страна в вопросе подданства. Стать гражданином Туманного Альбиона может новорожденный, родитель которого проживает в Великобритании постоянно и законно.

Границы Ирландии становятся родиной для рожденных здесь детей у иностранцев, если родитель-иностранец легально проживал в Ирландии 3 года из 4, предшествовавших родам.

Бельгийское подданство по принципу земли предусматривает альтернативные условия и предоставляется:

  • младенцам, чьи и отец и мать 10 лет и более предшествовавших рождению постоянно проживали в границах Бельгии;
  • детям, достигшим 18 лет, родившимся в Бельгии и все это время проживавшие здесь.

Дания, как и большинство европейских соседок, установила единственное требование по продолжительности проживания ребенка после рождения на ее территории, которая должна составлять 19 беспрерывных лет.


Говорят, семья без ребенка — не полная семья, поэтому большинство из нас справедливо считают жизнь по-настоящему сложившейся, когда в семье появляется ребенок. Детородный возраст менялся с модой. Ученые считали когда-то нормой рождение ребенка и в 13 лет на некоторых континентах, и даже у нас еще каких-то 35−40 лет назад в 25 лет не стать мамой означало получить страшное клеймо «старородящая». Теперь же ногие женщины рожают и после 35-ти, при этом абсолютно наслаждаясь материнством, отдав молодости дань молодости, зрелости — опыт и взвешенные решения, карьере — время и семье — сформировавшуюся женщину, мать и жену.

Общество и традиции диктуют свои правила, медицина и наука — свои. Как бы там ни было, но в народе существует некая «норма», в каком возрасте обязаны появляться дети. В зависимости от страны и культуры эти предписания отличаются. Если анализировать данные статистики, то средние показатели различаются не так заметно. В реальных же условиях кто-то рожает ребенка в 15 лет, а кто-то в 45. Свою роль здесь играют разные факторы, и тем более интересно сравнить, когда это принято у нас, а когда — у них.

Россия

Первенец появляется у среднестатистической россиянки в 24−25 лет. Но, несмотря на статистику, мамами часто становятся в более юном возрасте, в 20−23 года и раньше. В целом, женщины ориентированы на создание семьи и рождение ребенка. Для многих семья — это, как минимум, три человека, но лучше, чтобы за маму, за папу и для государства. Городская жизнь вносит свои коррективы, и всё чаще девушки хотят получить образование и устроиться на работу, но жизнь без мужа и детей представляют себе не многие. А те, кто представляет, например чайлдфри, осуждаются, часто самими же женщинами. Можно проследить закономерность: женщины с высшим образованием рожают ближе к 30, женщины с начальным и средним — в 20 лет и раньше.

В обществе существует мнение, что дети это единственное предназначение женщины, а фраза «дал бог зайку, даст и лужайку» является оправданием для любого репродуктивного поведения. В воспитании активно принимают участие бабушки и дедушки, а часто и прохожие люди советами типа «Ему холодно, оденьте шапочку!», а то и с желанием потрогать щечки и дать замусоленный пирожок.

США

Американцы на первое место в жизни ставят образование и карьеру, о семье можно подумать только после того, как крепко встал на ноги. Поэтому пик рождаемости здесь приходится на 25−35 лет. Больше двух детей могут себе позволить либо очень богатые люди, либо бедные. В первом случае всё понятно — у них финансы позволяют. Второй случай интереснее: если в семье низкий доход и много детей, то государство предусматривает защиту, в виде пособий, выдачу одежды, предоставление жилья и поддержку детей вплоть до колледжа. Сложнее всего среднему классу, на который никакие программы не распространяются, а денег хватает только на себя. Поэтому и обзаводятся детьми позже.

У афроамериканцев и латиносов всё совсем иначе. Эти группы населения заводят детей в промежутке 15−25 лет и в больших количествах. У первых есть острая проблема в виде многодетных матерей-одиночек, проживающих в общежитиях для бедных. Так что стереотипы о «черных» кварталах имеют под собой реальную почву. А вторые относятся к детям как к большой радости и ставят семью в абсолютный приоритет. Детей в семьях много, часто у них особо нет друзей, так как и без того есть с кем общаться. К ранней беременности относятся положительно: если, например, 15-летняя дочь приедет домой с каникул у бабушки в Мексике с характерным животиком и без мужа, то мама ругать не станет, а только порадуется.

Испания

А вот испанки, в отличие от испаноговорящих американок, заводят детей после 30 лет. По Европе это один из самых старших возрастов, позже решаются на детей только итальянки — 31−32 года. Существует некий стереотип про «горячих испанцев» и казалось бы, за чем же дело стало? Но нет, градус отношениям повышать можно, а вот с детьми лучше повременить.

Здесь считается, что до 30 лет женщина должна набраться опыта, получить образование, сделать карьеру, активно путешествовать и познавать мир. Интересно отношение испанцев к своим детям. Они страстно любят своих чад, потакают им во всём и стремятся сделать ребенка счастливым. К слову, у них всего несколько детдомов на всю страну.

Германия

Еще одна страна, где практически нет детских домов. Но, не смотря на высокий уровень жизни и на денежное пособие от государства, немки обзаводятся потомством около 30 лет. Дело в том, что в этой стране нет достаточной гибкости у работодателей и совмещать работу и заботу о детях не представляется возможным. И в это же время общество осуждает женщин, которые хотят работать и определяют детей в ясли или детсады.

Нация стареющая, особых демографических скачков здесь не было уже долго, и уровень рождаемости снижается с каждым годом. Но уже отмечено некоторое влияние на эту ситуацию со стороны беженцев, и некоторые политики надеются на демографический бум. Но насколько гладко это будет происходить на стыке разных культур и религий, сложно предугадать.

Ангола, Конго, Сомали

Африка южнее Сахары, включая и другие страны, помимо названых, известна своим бедственным положением и особенно примечательны регионы, в которых сохраняется местная культура. Здесь низкая по современным меркам продолжительность жизни — 40−45 лет, а соответственно и возраст для деторождения приходится на 12−15 лет.

Девушки здесь рожают много детей, пока могут, но бедность, отсутствие медицины, голод приводят к высокой смертности среди них. Но тем не менее, на сегодняшний день количество населения неустанно растет. Развитие стран это сильно тормозит и приводит к различным проблемам: безработице, дешевому труду, сохранению варварских обычаев и другому.

Япония

Уровень жизни здесь гораздо выше и поэтому возникают другие ценности. Девушки стремятся получить образование и устроиться работать в фирму. Интересно, что с будущими вторыми половинами знакомятся именно на работе, гораздо реже на улице или где-то еще. Условно можно разделить японок на две категории. В первой те, которые проработав несколько лет, выходят замуж, заводят детей и остаются дома. Во второй находятся те, кто не спешит под венец и не видит в детях особой ценности, а наибольшим благом для себя считают карьеру. Но и первые, и вторые выходят замуж в среднем в 28−30 лет, а если заводят детей, то делают это позже — в 30−35.

Отличия как в традициях, так и в жизненных реалиях на лицо. Конечно, это усредненная информация и в каждой стране и в каждой семье всё происходит по-разному. Где-то женщины сами принимают решения, где-то всё решает муж или религия. Но будем надеяться, что, не смотря на разное видение, когда-нибудь наступит время, когда счастлива будет каждая семья и каждый человек.