Незаконная рубка деревьев статья. Как классифицируется незаконная вырубка леса, согласно ук рф, куда жаловаться при обнаружении противоправных действий

Незаконная вырубка леса продолжает занимать большую проблемную нишу в несовершенном российском законодательстве, где этот вопрос регламентируется двумя статьями – 260 УК РФ и 8.28 КоАП РФ, применяемыми с учетом обстоятельств дела и величины причиненного ущерба.

Правонарушители получаю неплохие доходы и постоянный спрос на древесину, а государство в лице его жителей, напротив, – ущерб в области экономики и экологии. Для того чтобы разобраться в этом вопросе подробней, и рассмотреть способы его устранения, предлагаем ознакомиться со следующей статьей.

«Незаконная вырубка леса»: раскрываем понятие

В качестве нелегальной вырубки следует рассматривать рубку леса, которая производится без наличия на такие действия законных оснований, т. е. официальных разрешающих документов, в том числе, договора аренды либо такового купли участка с расположенными на нем лесными насаждениями и приобретенного с целью промышленной заготовки. Заключение договора физическим (частным) лицом должно происходить с Министерством лесного хозяйства области проживания.

К незаконной вырубке также относят повреждение дерева (кустарника, лианы), обусловившее прекращение роста этого растения.

Когда рубка может производиться официально

Если по итогам экспертной оценки было выявлено, что состояние деревьев после пожара либо иной стихии отвечает таковому, что спасти эти насаждения не представляется возможным, владельцу (арендатору) участка может быть дано разрешение осуществлять сплошную рубку главного пользования (санитарную рубку) на законных основаниях.

Угроза для экономики и экологии

С экономической точки зрения ущерб для экономики страны в результате незаконной рубки деревьев является огромным: ежегодно в бюджете Российской Федерации недосчитываются десятков миллиардов рублей.

В промышленных масштабах особенно актуальна эта проблема на Дальнем Востоке и на границе с Китайской Народной Республикой. В последней требования к осуществлению вырубки деревьев достаточно жесткие, что стало причиной активизации серых (полулегальных) лесозаготовок на границе с Россией в больших количествах. К приемке леса китайцы относятся с большим радушием, пренебрегая вопросом, связанным с законностью происхождения вырубленных деревьев.

Если обратиться к вопросу о российской экологии, то здесь серьезный ущерб могут нанести и действия так называемых «черных» (нелегальных) рубщиков леса. А все потому, что для того, чтобы сделать доски, предпочтение отдают дорогим породам сосны, оставляя на месте сруба бесполезные верхушки деревьев и сучья, которые при высыхании часто становятся причиной возникновения лесных пожаров серьезных масштабов.

Наносится вред и животному миру, представители которого начинают мигрировать с мест их привычного проживания. Страдает от нелегальной вырубки и законная лесохозяйственная деятельность. Истощение лесных баз часто становится причиной вынужденного смещения центров лесозаготовок в районы, где слабая лесная инфраструктура, что, в свою очередь, отражается на увеличении стоимости готовой продукции и снижении рентабельности законной заготовки леса.

Кто вправе задерживать правонарушителей

Кроме правоохранительных органов, прерогатива проведения регулярных рейдов по своим территориям отводится также государственным инспекторам от Росприроднадзора и лесных хозяйств.

А вот прием жалоб и сигналов от жителей о незаконной вырубке леса осуществляет Природоохранная прокуратура. По поступившим сигналам проводятся рейды. Если нарушение будет зафиксировано на месте преступления, все предполагаемые нарушители будут задержаны до выяснения обстоятельств произошедшего.

После составления протокола участниками рейда производится расчет нанесенного ущерба. Если таковой согласно предварительной оценке не превышает сумму в 5 тысяч рублей, обращаются к КоАП РФ.

Наказание согласно КоАП РФ

В соответствии со статьей 8.28, с нарушителя может быть взыскан денежный штраф, величиной от 3 до 4 тысяч рублей. Если в преступлении, связанном с незаконной вырубкой леса, задействованы должностные лиц, для них штраф составит от 20 до 40 тысяч рублей. Наибольшие убытки, как правило, несут юридические лица: от 200 до 300 тысяч рублей.

В случае применения при вырубке леса различной техники сумма штрафа для всех категорий увеличивается. Частное лицо в этом случае заплатит уже 4-5 тысяч рублей, должностное – 40-50 тысяч рублей, юридическое лицо – 300-500 тысяч рублей. Все механизмы, техника и транспорт подлежат изъятию, а продукция незаконного природопользования – конфискации.

В случае с приобретением (хранением, перевозкой, сбытом) незаконно вырубленного леса применяются другие штрафы: для граждан – 5 тысяч рублей, должностных лиц – 50 тысяч рублей, юрлиц – от 400 до 700 тысяч рублей.

Наказание согласно УК РФ

Если речь идет о существенном ущербе лесу, всем материалам и доказательствам нарушениям, подготовленным в результате проверки, дается ход в следственные органы, где будет возбуждено уже уголовное дело.

При невозможности установить виновников на месте правоохранителям вменяется обязанность, связанная с инициированием следствия по поиску и установлению виновных лиц.

В случае причинения ущерба, величина которого превышает сумму в 5 тысяч рублей, частному нарушителю уже грозит штраф до 500 тысяч рублей либо с него высчитают доход, размером такового осужденного за трехлетний период. 260-я статья УК РФ также предусматривает применение в отношении нарушителя, попавшегося на незаконной вырубке леса, более внушительных штрафов (до 200 рублей) наряду с присуждением исправительных либо принудительных работ вплоть до лишения свободы до двух лет.

Эти меры наказания могут быть применены в отношении нарушителей, действующих в одиночку. Если же нарушение было совершено с привлечением других лиц (использованием служебного положения, в крупном размере), размеры штрафа могут достигать полутора миллиона рублей. Аналогично могут применяться принудительные и исправительные работы либо лишение свободы до 4-х лет плюс штраф – 300 тысяч рублей.

Особо крупные нарушения, т. е. промышленного масштаба, влекут за собой и значительные последствия. Речь идет о штрафах, достигающих 3-х миллионов рублей, исправительных и принудительных работ, охватывающих большие временные отрезки. Тюремный срок в этом случае может составлять 7 лет.

Как применяется закон на практике

При обвинении в нелегальной вырубке за получением квалифицированной юридической помощи подозреваемые обращаются часто.

Это обусловлено, в частности, тем, что закон в рассматриваемой области является не совершенным и имеет много слабых мест. К примеру, единое значение при применении термина «вырубка» в судебной практике так и не появилось.

Отличается трактование этого термина и в регионах. Согласно одной точке зрения, пребыванию под уголовно-правовым запретом подлежит только рубка деревьев, а к нарушителям относят только тех лиц, которые непосредственно участвовали в вырубке (спиливании) деревьев.

Что касается тех лиц, которые занимаются вспомогательной деятельностью, т. е. заняты на работах первичной разделки деревьев, их подготовке к вывозу и самим вывозом леса, их могут отнести к пособникам, в случае их осведомленности в совершении незаконных действий.

В соответствии со второй точкой зрения, к нарушителям относят всех зафиксированных лиц без учета их функции в бригаде при вырубке деревьев. Это могут быть как простые водители, так и грузчики.

Такое отсутствие общности мнений обуславливает появление хорошей площадки для адвокатской деятельности и использования различных маневров, что приводит к определенным сложностям при применении доказательств в отношении нарушителей. Вывоз заготовленного леса, например, не всегда осуществляется в тот же день, что и рубка деревьев: временной промежуток между этими действиями может достигать одного месяца. Поэтому задержанные при вывозе деревьев водители зачастую утверждают, что к вырубке они не имеют никакого отношения, а на момент обнаружения занимаются перевозкой брошенных деревьев.

У адвокатов могут возникать серьезные вопросы и в отношении применяемой методологии по сбору сведений о причиненном ущербе. К тому же, поиск и доказательства вины главных нарушителей часто становится непосильной задачей.

Такими пробелами в системе, безусловно, пользуются не только частные, мелкие рубщики, но и полулегальные промышленники, не обращая внимание на предстоящие последствия.

Все это влечет за собой большой рост нарушений, связанных с незаконной вырубкой леса, по всей стране. Действенная мерой для исправления ситуации может стать только серьезные доработки нормативно-правовых актов и единый подход к применению наказания, утвержденный на федеральном уровне.

Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) – осуществляемая без законных оснований и в существенном объёме деятельность по полному уничтожению (методом спиливания, вырубки, срезания) либо повреждению многолетних насаждений (кустарников, лиан и деревьев) до состояния гибели.

260 статья УК РФ в современной редакции содержит исключительный перечень действий, являющихся незаконной рубкой, а также условий, при которых наступает уголовная ответственность.

В широком смысле делинквентные поступки, запрещаемые ст. 260 УК РФ, посягают на стабильность экологии как одной из составляющих общей безопасности.

Каждый частный случай нелегальной вырубки объектов многолетней флоры наносит ущерб конкретному (непосредственному) объекту – отношениям по предотвращению неконтролируемого потребления лесных резервов, а также иных составляющих экологической устойчивости в РФ.

В практической деятельности по применению юридических норм, науке и отрасли уголовного права с категорией объекта преступления связывается также его предмет.

Предмет правонарушения – многолетние озеленительные насаждения; как располагающиеся в лесах, так и вне их.

Исключением из этого правила являются насаждения:

  • растущие на территориях, отведённых для сельскохозяйственных нужд, если они не включены лесозащитную категорию;
  • растущие на территориях, выделенных для строительства частного (индивидуального) жилья или гаражей;
  • произрастающие на частных (приусадебных) территориях;
  • произрастающие на дачных и садовых участках;
  • бурелом, сухостой и т. п.

В зависимости от конкретных обстоятельств вырубки действия по ликвидации или нанесению урона перечисленной выше растительности (деревьям, кустарниковым культурам) могут квалифицироваться как составы иных криминальных проступков.

Постановление Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18.10.2012 г., касающееся рассматриваемых вопросов, содержит официальные разъяснения, которыми обязаны руководствоваться все нижестоящие суды, а также органы дознания и предварительного следствия.

Этот нормативный акт содержит официальную дефиницию «рубки» и разъясняет наиболее важные моменты, имеющие решающее значение для единообразного толкования и применения правовых норм.

Рубкой лесных насаждений и деревьев (кустарников, лиан), не относящихся к лесным насаждениям, признаётся любое действие по разделению основной части (ствола) объекта и корневой системы, в том числе спиливание, срезание или срубание.

Помимо прочего, незаконными такие действия будут в следующих случаях:

  • когда они производятся в отсутствие надлежаще оформленных правоустанавливающих документов;
  • когда они произведены сверх разрешённого лимита;
  • когда они произведены с нарушением разрешённого возраста или породы вырубленного дерева;
  • когда они произведены за границами выделенного участка, указанными в оформленных документах.

Судебная практика. Заместитель директора коммерческого предприятия У. без необходимого положительного заключения уполномоченного органа государственного контроля, поручив выполнение соответствующих работ подчинённым сотрудникам, нелегально вырубил многолетние озеленительные насаждения разного породного состава в пределах г. М-кого. Осуждён по ст. 260 УК РФ.

Повреждение может быть также соответствующим образом квалифицировано, если его результатом стала гибель многолетнего насаждения.

Такое деяние должно:

  1. Быть необратимым.
  2. Исключать возможность дальнейшего роста.

Закон предусматривает значительность размера противоправной деятельности по вырубке деревьев необходимым элементом объективной стороны основного состава (ч. 1 ст. 260 УК РФ). Примечанием к статье значительный размер определяется как ущерб на сумму более пяти тысяч, но не более пятидесяти тысяч рублей.

Ущерб вычисляется по специальным таксам и методикам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 (в ред. от 26.11.2007).

Криминальное деяние признаётся оконченным:

  • по завершении ликвидации или причинения фатального вреда многолетнему озеленительному объекту;
  • если ущерб от таких деструктивных действий составил или превысил 5тыс. рублей.

В ситуациях, когда ущерб составляет менее 5 тыс рублей и отсутствуют отягчающие обстоятельства, лицо подлежит ответственности за административный проступок по ст. 8.25 или 8.28 КоАП России.

Орудиями рассматриваемого правонарушения могут быть любые конструктивно приспособленные предметы, механизмы и транспортные средства (топоры, пилы, бензомоторные пилы, специализированная техника для валки дерева и другое). Такие предметы и транспортные средства могут быть обращены в доход государства (конфискованы) по соответствующему приговору суда.

Судебная практика. Т., Ч. и М., предварительно договорившись об обстоятельствах планируемой преступной рубки леса и приготовив необходимые орудия, прибыли к месту правонарушения – в лесной массив. Там Ч. принадлежащей ему бензомоторной пилой марки «Husqvarna» приступил к отделению стволовой части деревьев различных пород от корней, Т. посредством специально приспособленной вилки валил стволы деревьев в выбранном направлении, а М. с помощью самоходного транспортного средства трелевал их от места незаконной рубки на край деляны. По итогам судебного разбирательства бензопила марки «Husqvarna» была конфискована. Самоходный транспорт, не принадлежавший осуждённым, был возвращён собственнику.

Уголовная ответственность за неоконченную вырубку наступает при следующих условиях:

  1. За покушение – по обстоятельствам, не зависящим от злоумышленника (кто-то помешал, в момент спиливания отказала бензопила, физически оказался не в состоянии срубить дерево и прочее), криминальный деликт не был завершён.
  2. За приготовление к незаконной рубке, предусмотренной ст. 260 УК РФ, ч. 3 – поиск орудий, соучастников, создание иных условий для незаконной вырубки, если криминальное деяние не было завершено по не зависящим от субъекта обстоятельствам.

Неоконченное криминальное правонарушение предполагает менее суровое наказание в установленных законодателем пределах.

Статья за незаконную рубку предусматривает возможность совершения преступного деяния только с прямым умыслом.

Такая форма вины обязательно включает:

  • осознание противоправности и наказуемости своего деструктивного поведения;
  • предвидение неизбежности наступления последствий;
  • желание совершить запрещённое деяние.

Мотивация, побудившая к преступлению, особого значения не имеет. Как правило, субъектами, преступающими закон, в таких случаях движет желание незаконного обогащения (корысть).

Основной состав (ч. 1. ст. 260 УК РФ) не указывает на какие-либо специальные требования к лицу, совершающему деликт. Это предполагает, что субъект является общим – психически полноценное (вменяемое) лицо, достигшее на момент совершения правонарушения возраста шестнадцати лет.

Часть 2 статьи 260 УК РФ предусматривает особый (специальный) субъект, признаки которого будут рассмотрены ниже. Девиантное поведение таких лиц представляет большую степень общественной опасности, в связи с чем для них предусмотрена более строгая мера наказания.

Алкогольное или наркотическое опьянение в момент деликта на ответственность или квалификацию не влияют.

Если злоумышленник не принимает непосредственного участия в вырубке объектов многолетней флоры, а привлекает к противозаконным действиям лицо, не отвечающее за свои поступки (малолетнего, страдающего психическими отклонениями), он подлежит ответственности как исполнитель.

Потерпевший

Как показывает анализ уголовных дел, потерпевшими при расследовании случаев противозаконной вырубки признаются:

  1. Сотрудники ведомственных лесных хозяйств, обслуживающих территорию, на которой имел место деликт.
  2. Иные собственники земельных участков, где вырублены объекты многолетней флоры (представители администрации соответствующего муниципального образования и др.).

Решение вопроса о признании потерпевшим отнесено к компетенции следователей и дознавателей, которые по получении сведений о нанесении урона и после предъявления необходимой доверенности обязаны вынести соответствующее постановление.

Части 2 и 3 статьи 260 УК РФ включают квалифицированные составы:

  • совершение групповой противозаконной вырубки;
  • совершение деликта лицом, наделённым особыми полномочиями;
  • нелегальная вырубка в крупном и особо крупном размерах.

Такие составы криминальных правонарушений, будучи опаснее по своему характеру и последствиям, наносят больший урон и наказываются строже.

Групповая порубка может совершаться в следующих формах:

  1. Группой лиц без предварительного сговора. Представляет минимальную общественную опасность, характеризуется отсутствием организационной составляющей.
  2. Группой лиц по предварительному сговору. Криминальным действиям предшествует планировка: распределяются роли между участниками, берутся в расчёт возможные обстоятельства (время, место, способ) и т. п.
  3. Организованной группой – устойчивой группой лиц, целенаправленно сплотившихся для единичного или систематических преступных деяний. В таких преступных «ячейках» более детально прорабатываются преступные планы, участникам отводятся конкретные роли с определением характера и круга действий в планируемых мероприятиях, предполагается довольно продолжительное существование.

Судебная практика. Ю., нарушая законодательство Российской Федерации и И-кой области в сфере заготовки древесины, создал сплочённую группу для совершения систематических криминальных действий по рубке многолетних насаждений на территории М-ого лесничества. К участию в преступлениях Ю. привлёк Б. и Д. Будучи руководителем, Ю. осуществлял контроль за поведением других участников, занимался организацией транспортировки и реализации лесоматериала, добытого преступным путём, осуществлял распределение полученных от запрещённой деятельности доходов. По итогам судебного рассмотрения уголовного дела Ю., Б. и Д. были осуждены за незаконную вырубку леса по ст. 260 (ч. 3) УК РФ.

Совершение запрещённой вырубки лицом, наделённым особыми полномочиям, возможно:

  • должностными лицами, а также иными государственными или муниципальными служащими;
  • лицами, занимающими руководящие должности в иных организациях.

Судебная практика. Г., занимая должность ведущего специалиста-эксперта территориального отдела департамента лесного хозяйства администрации Б-кой области, пользуясь своим должностным положением, в нарушение закона произвёл вырубку объектов многолетней флоры на обслуживаемой им территории. Осуждён по п. «в» ч. 2 ст. 260 УК РФ.

Крупным размером незаконной вырубки деревьев признаётся ущерб на сумму от пятидесяти до ста пятидесяти тысяч рублей. Особо крупным – свыше ста пятидесяти тысяч рублей.

Так как составы незаконной рубки отличаются уровнем угрозы для общества, законодатель варьирует наказание за них:

  1. По первой части – до двух лет лишения свободы (преступление небольшой тяжести).
  2. По второй части – до четырёх лет лишения свободы (преступление средней тяжести).
  3. По третьей части – до семи лет лишения свободы (тяжкое преступление).

Как показывает практика, по ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ суды редко назначают наказание в виде реального лишения свободы с последующим направлением в исправительные учреждения.

В значительном числе случаев уголовное преследование по делам о нелегальной добыче лесоматериалов вообще прекращается в связи с примирением или деятельным раскаянием.

Правонарушитель может избежать санкций, предусмотренных законом по ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ, если:

  • преступление совершено впервые;
  • состоялась добровольная явка с повинной, оказывалось содействие в расследовании, возмещён ущерб (ст. 75 УК РФ);
  • возмещён ущерб и получено согласие пострадавшего на примирение (ст. 76 УК РФ).

При соблюдении указанных условий лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, или его защитник могут обратиться с заявлением (ходатайством) о прекращении уголовного дела.

Стоит отметить, что прекращение уголовного преследования по таким основаниям исключает возможность реабилитации. То есть у субъекта не будет права требовать компенсации за издержки, связанные с расследованием и судебным разбирательством, за утрату репутации и т. п.

Лесные богатства нашей страны требуют усиления их правовой охраны. На основе анализа правоприменительной практики автором выявлены проблемы, требующие изменений и дополнений действующего законодательства, в вопросах правовой охраны лесов.

Ключевые слова : лес, лесные насаждения, правоприменительная практика.

Защита биоресурсов в Российской Федерации приобретает особое значение в условиях необходимости активизации и оптимизации данной сферы экономики, отказа от сырьевой составляющей, развития и стимулирования глубокой переработки добываемых природных богатств. Помимо этого, государство вводит различные ограничения для сырьевого экспорта, ставит запреты потребительскому отношению к природе, повышает ответственность за бесхозяйственность, самоуправство и браконьерство .

Однако, чтоб пресекать указанные деликты , необходимо принимать не только организационные и координационные меры, но и иметь четкие представления о правовой базе борьбы с ними. Следует признать, что законодатель вооружил правоохранительные органы правовой базой, однако, по нашему мнению, она имеет ряд недостатков и должна быть скорректирована в целях большего соответствия характеру и опасности экологических преступлений.

Как следствие, количество преступлений в сфере экологии не только не снижается , но возрастает совокупный ущерб от данного вида преступности, а выявляемые преступления, в большинстве случаев, свидетельствуют о наличии совокупности преступлений, квалифицированных составов либо требующих вменения одновременно нескольких квалифицирующих признаков. В итоге, правоохранительные органы сталкиваются с определенными трудностями и в квалификации, и в доказывании, и в поддержании обвинения в суде по экологическим преступлениям. Такая ситуация прослеживается как, в целом, применительно к экологическим преступлениям, так и, в частности, к незаконной рубке лесных насаждений, предусмотренной статьей 260 УК РФ.

В процессе криминологического анализа дел о незаконной рубке леса, рассмотренных судами Дальневосточного федерального округа в течение последних 5 лет, были изучены уголовные дела с квалифицирующими признаками статьи 260 УК РФ, удельный вес которых во много раз превысил количество дел, возбужденных по ч. 1 ст. 260 УК РФ. Данный анализ показывает, что преступления в сфере лесопользования продолжают причинять колоссальные убытки как экономике России , так и рациональному использованию дальневосточного богатства.

Так, в ч. 2 ст. 260 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубку, а равно – повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений либо не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан при отягчающих обстоятельствах. В качестве квалифицирующих признаков выступают признаки совершения преступления группой лиц (в крупном размере) и лицом (с использованием служебного положения).

Преступление, совершенное группой лиц, является одной из форм соучастия, и решение законодателя об отнесении названного обстоятельства к числу отягчающих объясняется тем, что совершение преступления группой лиц всегда более общественно опасно, может повлечь несоизмеримо больший материальный вред и большие общественно-опасные последствия и поэтому учитывается при назначении более сурового наказания. Согласно ч. 1 ст. 35 УК РФ, преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении участвовали два и более исполнителя без предварительного сговора. Эту форму принято называть простым соучастием или соисполнительством , не требующим дополнительной ссылки на ст. 33 УК РФ в квалификации. К сожалению, некоторые работники следствия забывают, что лица, участвующие в выполнении объективной стороны, являются соисполнителями, вне зависимости от их роли или объема совершенного преступного деяния.

Характеризуя преступную группу, В. Быков пишет, что это чаще всего «… случайная, ситуативная группа, члены которой приняли решение о совершении совместного преступления во многом в силу того, что оказались вместе в данном месте в результате внезапно возникшей ситуации» .

Возможен и другой случай образования преступной группы, когда между исполнителями преступления предварительной договоренности о совершении преступления не было. Виновный может начать совершение преступления, в ходе которого к нему может присоединиться другое лицо, и после чего они могут совместными усилиями выполнить объективную сторону преступления. Особенностью рассматриваемой формы соучастия является отсутствие у исполнителей согласованности о совершаемом преступлении или, как отмечается в юридической литературе, она носит «неопределенный и незначительный характер» .

Подобные случаи соучастия крайне редко встречаются в судебной практике, но все же возможны и применительно к ст. 260 УК РФ.

Так, в 1991 году гражданин М., житель с. Галечное, Комсомольского района Хабаровского края, решил спилить несколько лиственниц, растущих поблизости от дороги Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. Как он пояснял позже, лес ему нужен был для ремонта бани, а лесорубочного билета у него не было. В результате отсутствия опыта и неправильно сделанного подпила цепь бензопилы зажало в стволе дерева, мотор бензопилы заглох и освободить ее своими усилиями он не смог. В это время к нему подошли грибники, среди которых был его знакомый гр-н Д., работавший вальщиком леса в местном леспромхозе. Именно последний и помог спилить гр-ну М. три лиственницы. При этом, он не спрашивал разрешение на порубку деревьев, так как опытный работник лесозаготовительного предприятия понимал, что никто разрешения М. на рубку деревьев, растущих вдоль дороги, не даст.

Все указанные обстоятельства были отражены в материалах уголовного дела и подтверждали, что какого-либо соглашения на незаконную рубку деревьев между указанными лицами не было .

Следует подчеркнуть, что подобные случаи незаконной рубки леса группой лиц без предварительного сговора в судебной практике встречаются крайне редко , но возможны и должны быть проверены для соблюдения принципа законности.

Следующим отягчающим обстоятельством является незаконная рубка леса лицом с использованием своего служебного положения.

Данному квалифицирующему признаку постоянно уделяется особое внимание, а его характеристика отражена практически во всех Постановлениях Пленума Верховного суда Российской Федерации, касающихся конкретных составов Особенной части УК РФ.

Отражен данный признак и в п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства ответственности за экологические правонарушения » (с изменениями от 6 февраля 2007 г.). В соответствии с указанным пунктом, лицом, совершившим названное деяние с использованием своего служебного положения, признается «… должностное лицо государственного предприятия , учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации» .

Вместе с тем, в постановлении не раскрывается весь перечень специальных субъектов, но для понимания их характеристики, по-нашему мнению, следует дополнительно руководствоваться Примечанием к статье 285 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление должностным положением.

Так, в п.1 Примечания ст. 285 УК РФ перечислены категории лиц, которые признаются должностными. Это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления , государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях , а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Данное примечание, в частности, имеет большое значение при уголовно-правовой оценке действий должностных лиц при допущении ими незаконных рубок на территориях войсковых частей, в приграничной полосе и землях обороны .

Как известно, Дальний Восток России является форпостом всей страны и имеет колоссальные территории, принадлежащие Министерству обороны и Федеральной пограничной службе ФСБ РФ. В результате, экологический контроль за ними осуществляется не всегда на достаточном уровне , а мониторинг и научные исследования в данном направлении не ведутся.

За последние десятилетия не проводилось ни одного диссертационного исследования данного вопроса, в то время как повсеместно происходит сокращение воинских частей, а принадлежавшие им земли (со сложившейся на них экологической обстановкой) передаются муниципальным органам власти.

Также, по ч. 2 ст. 260 УК РФ, за незаконную рубку леса с использованием своего служебного положения могут нести ответственность иностранные должностные лица и должностные лица публичной специальной организации при условии, что такая ответственность предусмотрена международными договорами Российской Федерации . Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации , не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением, согласно примечанию к ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями», признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях .

Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ, применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 260 УК РФ, в случаях, когда виновным в незаконной рубке леса признается должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по статье «за совершение экологического преступления» (в данном случае – по ч. 2 ст. 260 УК РФ). Такое разъяснение правоприменителю понятно, поскольку квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является незаконная порубка лицом с использованием своего служебного положения.

По точному смыслу этой части разъяснения квалифицировать преступление по совокупности со статьями 285 и 201 УК РФ не нужно. Далее Пленум разъяснил, что при наличии в действиях лица «… признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно несет также ответственность, соответственно, по ст. 285 и 201 УК РФ» .

В приведенном разъяснении нет четкой границы – в каких случаях, содеянное нужно квалифицировать по совокупности преступлений, а в каких случаях этого делать не нужно.

При обобщении судебной практики по делам рассматриваемой категории не выявлено ни одного случая, когда должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, самостоятельно осуществляло незаконную порубку леса.

Представляется, что законодатель, устанавливая повышенную ответственность за незаконную рубку с использованием своего служебного полномочия, имел в виду случаи, когда это лицо вопреки интересам службы разрешает рубку в кварталах или на участках, где лесозаготовитель разрешения не получал. К примеру, выдача разрешения на рубку леса в квартале, где экологическая экспертиза не проводилась и рубка леса запрещена. Выдача такого разрешения на рубку леса выходит за пределы распорядительных функций должностного лица, как и разрешение на рубку деревьев более ценных пород, чем это значится в документах.

В подобных случаях незаконная рубка, ставшая возможной в результате злоупотребления должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, должна всегда квалифицироваться по совокупности преступлений ч. 2 ст. 260 УК РФ и, соответственно, ст. 285 либо ст. 201 УК РФ.

Обычно подобного рода злоупотребления осуществляются по просьбам лесозаготовителя, который понимает, что удовлетворение его просьбы является нарушением установленного порядка и правил рубки леса, однако, с такой просьбой он все-таки обращается, поскольку ее удовлетворение позволит получить ему больший экономический эффект. Удовлетворение незаконной просьбы лесозаготовителя порой сопровождается подношением материального вознаграждения должностному лицу, удовлетворившему его просьбу. В этих случаях действия должностного лица должны (дополнительно к экологическим преступлениям) квалифицироваться по ч. 2 ст. 290 УК РФ, а лесозаготовителя – по ч. 2 ст. 291 УК РФ.

Ещё одним квалифицирующим признаком, наиболее часто используемым в квалификации для ч. 2 и ч. 3 ст. 260 УК РФ, является рубка лесных насаждений в крупном и особо крупном размерах.

Согласно Примечания к ст.260 УК РФ, крупным размером ущерба признается ущерб, превышающий пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным признается ущерб, превышающий 150 тысяч рублей.

В целом, для правоохранительных органов определение размера ущерба не вызывает затруднений при условии качественного составления протокола осмотра места совершения преступления, указании видов деревьев, их возраста и состояния, учета и отражения в протоколе не только спиленных крупных деревьев, но и поврежденной поросли.

Как уже указывалось, в последние годы законодатель уделяет особое внимание вопросам экологии и совершенствованию законодательства. Помимо корректировки квалифицирующих признаков и размеров ущерба, были внесены изменения и в санкцию ч. 3 ст. 260 УК РФ. Если ранее максимальное наказание не превышало трех лет лишения свободы, то в настоящее время за рассматриваемое преступление может быть назначено наказание от трех до шести лет лишения свободы, что позволяет рассматривать его в качестве иной категории тяжести и, как следствие, – повышенные требования к качеству расследования (предварительному следствию), оперативному сопровождению (заведение дела оперативного учета) и рассмотрению дела в суде.

Законодатель усилил ответственность за незаконную порубку леса при особо отягчающих обстоятельствах, но, в то же время, увеличил разрыв ущерба от размера, признаваемого особо крупным в законодательном порядке до фактически нанесенного ущерба, превышающего многократно установленный законом особо крупный размер.

Безусловно, такие преступления имеют более высокую степень общественной опасности, однако, и в пределах рассматриваемой категории следует выделять преступления, наносящие уже не только особо крупный материальный ущерб, но и ущерб экологической безопасности государства.

К примеру, жители О. и М. одного из поселков района им. Лазо Хабаровского края незаконно валили лес, в результате чего нанесенный ими ущерб составил 170.000 рублей. Они были обоснованно привлечены к уголовной ответственности и осуждены по ч. 3 ст. 260 УК РФ .

11. Архив Мирового суда района им. Лазо, Хабаровского края за 2009 г.

13. Галиакбаров, групповых преступлений. – М., 1980. – С. 26.

14. Наумов, уголовное право. Курс лекций. Т.1.Общая часть / . – М., 2004 г. – С. 297.

15. Архив Свободненского районного суда Амурской области за 2007 г.


Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников. 1. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены:
а) группой лиц;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(часть третья введена Федеральным законом от 29.12.2001 N 192-ФЗ)
Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий десять тысяч рублей, крупным размером - сто тысяч рублей, особо крупным размером - двести пятьдесят тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2001 N 192-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 260
1. Объект преступления - экологическая безопасность дикорастущей флоры в виде лесов и насаждений как компонента окружающей среды.
2. Предмет преступления - деревья, кустарники и лианы (вьющиеся древесные и травянистые растения, использующие в качестве флоры другие растения и предметы) в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревья, кустарники и лианы, не входящие в лесной фонд или запрещенные к порубке.
3. Понятия лесного фонда, группы лесов и их видов, особо защитных участков лесов определяются в Лесном кодексе Российской Федерации 1997 г. Лесной фонд образуют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и не лесные земли). В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности. В местном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных категорий. К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение.
В лесах указанных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения диких животных, растений и другие).
4. Объективная сторона преступления характеризуется действиями, т.е. незаконной порубкой или повреждением до степени прекращения роста указанных в диспозиции ч. 1 ст. 260 УК предметов, совершенными в значительных размерах.
5. Требования, предъявляемые к законности порубок, определяются в Лесном кодексе Российской Федерации и других нормативных актах. Так, порубка является незаконной, если она осуществляется без лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
6. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. На основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозки древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов.
7. Таким образом, в соответствии с ЛК РФ незаконной является порубка не только без лесорубочного билета, ордера или лесного билета как таковых, но и при их наличии, если нарушены определенные условия. К ним относятся: выдача лесорубочного билета (ордера, билета) с нарушением действующих правил рубок; осуществление порубок не на том участке или за его границами; осуществление порубок сверх установленного количества; осуществление рубки не тех пород деревьев, кустарников и лиан, которые указаны в лесорубочном билете (ордере) или не подлежат рубке; осуществление порубок не в указанные в лесорубочном билете (ордере) сроки рубки; осуществление порубки после решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда. Кроме того, незаконной признается рубка деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. (см. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения").
8. Под повреждением деревьев, кустарников, лиан до степени прекращения роста понимается причинение им такого вреда (любым способом), который препятствует их дальнейшему развитию и росту.
9. Понятие значительного размера незаконной порубки деревьев и кустарников определяется в примечании к ст. 260. Им признается ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий минимальный размер 10 тыс. руб.
10. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
11. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.
12. Часть 2 ст. 260 предусматривает повышенную ответственность за незаконную порубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены: а) группой лиц, б) неоднократно, в) лицом с использованием своего служебного положения, г) в крупном размере.
13. Крупный размер незаконной порубки конкретизирован в примечании к комментируемой статье. Им признается ущерб, превышающий 100 тыс. руб. Остальные квалифицирующие признаки понимаются так же, как и в других составах преступлений (т.е. с учетом положений ч. 2 ст. 35, ст. 16, примечания 1 к ст. 285 и примечания 1 к ст. 201 УК РФ).
14. В ч. 3 ст. 260 сконструирован состав преступления при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой.
15. Особо крупный размер рассматриваемого деяния (также конкретизированный в примечании к ст. 260) - это причинение им ущерба, превышающего 250 тыс. руб. Понятия совершения данного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой определяются (как и в других случаях) с учетом содержания ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.