Что ожидает мигрантов в году. О тонировке стекол. Об отмене бесплатной приватизации

В 2018 году в законодательство о мигрантах был внесен целый ряд важных изменений. Еще ряд законов вступит в силу в 2019 году. Более подробно о новеллах миграционного законодательства – в нашей статье.

Какие изменения в миграционном законодательстве произошли в 2018 году

Миграционное законодательство не статично, в 2018 в нем произошло несколько изменений, которые связаны со следующими обстоятельствами:

  • принятым Конституционным судом РФ постановлением от 19.07.2017 № 22-П (далее — постановление № 22-П);
  • курсом законодателя на расширение норм об ответственности за нарушение миграционных правил (в связи с увеличением числа нарушений).

Про изменения, обусловленные постановлением № 22-П, расскажем подробно в следующем разделе статьи. В рамках ужесточения ответственности за нарушение миграционных норм был принят закон «О внесении изменений…» от 11.10.2018 № 366-ФЗ, которым внесены 2 поправки в закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства…» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее - закон № 109-ФЗ), вступившие в силу 22.10.2018:

  • фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина признается не только регистрация в жилом помещении, но и его регистрация в нежилом помещении;
  • фиктивной также считается регистрация иностранца по адресу организации, если в последней он не трудится.

С 23.11.2018 в силу вступил закон от 12.11.2018 №420-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 322.3 Уголовного кодекса РФ. Внесены поправки в понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении», путем исключения из него из него слово «жилой». Тем самым ответственность по ст. 322.3 УК РФ сейчас будет наступать и за регистрацию в нежилых помещениях. Таким образом, законодатели продолжают борьбу с фактами регистрации десятков, а иногда и сотен иностранцев по адресам офисов.

Как изменило миграционные правила решение Конституционного суда

Конституционный суд принял постановление № 22-П, которым признал ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 закона № 109-ФЗ не соответствующими Конституции РФ.

В постановлении № 22-П КС обосновал свою позицию тем, что нормы действующего закона определяют место пребывания иностранца или лица без гражданства в связи как с жилым помещением, так и с иным, предоставленным приглашающей стороной для ведения деятельности.

Законом «О внесении изменений…» от 27.06.2018 № 163-ФЗ определено, что:

  • местом пребывания иностранного гражданина является место его фактического проживания либо организация, по адресу которой он подлежит постановке на учет;
  • принимающая сторона - это гражданин РФ, иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ, организация, органы госвласти, представительства и консульства, предоставившие иностранцу место для фактического проживания или организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

Иностранец должен быть поставлен на учет по месту пребывания:

  • по адресу жилого помещения, которое не является его местом жительства, но в котором он проживает фактически,
  • по адресу санатория, гостиницы и т. п. организаций,
  • по адресу организации, в которой он осуществляет свою деятельность, если он живет на территории организации либо у помещения, где он живет, нет адреса (например, «жилой вагончик» на стройке).

Новеллы в ответственности за нарушение миграционного законодательства - 2019

Немало важных изменений в сфере ответственности за нарушение миграционного законодательства будет и в 2019.

С 16.01.2019 в силу вступают 2 закона:

  • первым на приглашающую сторону возложена обязанность следить за соблюдением приглашенными лицами порядка пребывания в РФ и выезда из нее (закон «О внесении изменений…» от 19.07.2018 № 216-ФЗ),
  • вторым установлена административная ответственность, накладываемая на приглашающую сторону при несоблюдении иностранцем цели въезда в РФ или сроков выезда из РФ (закон о внесении изменений от 19.07.2018 № 215-ФЗ).

Кроме того стоит обратить внимание на законопроект, появившийся еще в 2017. О нем мы рассказывали здесь: Предлагается ввести административную ответственность за ведение иностранцем трудовой деятельности без заключения договора (законопроект) . Проект до сих пор находится в разработке и не внесен в Госдуму.

Если он будет принят, то работодателям, уклоняющимся от заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками, которые по факту исполняют для них трудовые функции, будет грозить штраф в размере от 2 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 2 недель до 90 суток

Итак, пока с уверенностью можно сказать, что на основании постановления № 22-П внесены изменения в законодательство РФ. Кроме того ведется борьба с фиктивной регистрацией иностранцев. Фиктивной может быть признана регистрация не только в жилых, но в нежилых помещениях. Например, фиктивной регистрацией в нежилом помещении будет считаться регистрация иностранца в офисе организации, в которой такой иностранец не работает.

Правительство распорядилось выдать в 2018 году чуть более 90 тыс. разрешений иностранным гражданам на временное проживание в России. Соответствующий документ опубликован на сайте правительства 24 ноября.

«Подписанным распоряжением на 2018 год устанавливается квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 90 360 разрешений на временное проживание в России с распределением по субъектам Федерации в соответствии с их заявками», — говорится в документе.

Размер квоты на 2018 год устанавливается на основании поступивших предложений органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Самая большая квота предсказуемо представлена Центральному федеральному округу — 28150 человек. Из них на Московскую область приходится 5000 человек. Еще 2000 человек понадобится в Москве. Меньше всего ждут мигрантов в Ненецком автономном округе — там потребность в дополнительной рабочей силе оценивается всего в 50 человек.

Соответствующий законопроект был разработан МВД России. По их данным,

снижение количества выдаваемых разрешений составит 19,8 тыс. (в прошлом году размер максимально возможной квоты был установлен на отметке в 110 160 человек).

«Принятое решение направлено на повышение эффективности регулирования миграционных процессов», — говорится в документе правительства.

Директор департамента занятости населения Минтруда России Михаил Кирсанов заявил, что Минтруд предлагает в 2018 году сократить долю иностранных работников в сухопутном пассажирском и грузовом транспорте до 28%. Об этом сообщает РИА «Новости».

«Проектом постановления предлагается установление аналогичных установленным на 2017 год допустимых долей, за исключением деятельности прочего сухопутного пассажирского транспорта и деятельности автомобильного грузового транспорта», — сказал Кирсанов.

Согласно законодательству, целесообразность проживания в субъекте РФ иностранных граждан определяется в первую очередь исходя из реального состояния экономики, состояния рынка труда, демографической ситуации и криминогенной обстановки.

По данным МВД, за январь-октябрь 2017 года было оформлено более 243 тыс. разрешений на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства против 269 тыс. за аналогичный период в прошлом году.

Напомним, что в октябре с инициативой по снижению квот на иностранную рабочую силу выступил Минтруд. Ведомство предлагало урезать количество разрешений на следующий год до 108 тыс. человек. Еще более 32,4 тысяч должны были бы составить резерв.

По данным Минтруда, квоты на иностранных работников в России непрерывно снижаются с 2013 года. Так, если в 2013 году речь шла о 410 126 человек, то годом позднее — о 357 894 иностранных сотрудниках, в 2015 году квота составила 275 856 человек, а в 2016 году лимит был установлен на 213 929 сотрудников из-за границы. В 2017 году речь шла о квоте в 177 043 иностранных работников.

Из статистики МВД следует, что в 2016 году было оформлено почти 150 тыс. разрешений на работу иностранных граждан, в том числе на 27 тыс. высококвалифицированных специалистов. В то же время иностранцам выдали более 1,5 млн патентов (патенты на работу оформляют граждане безвизовых стран, в первую очередь, из СНГ — они не попадают под систему квотирования). За январь-октябрь 2017 года было выдано 119 тыс. разрешений на работу иностранцам, тогда как патентов оформлено 1,43 млн.

Треть наемных работников из числа российских граждан отмечают, что вынуждены конкурировать с иностранцами, которые приезжают в Россию на заработки из-за рубежа, говорил ранее «Газете.Ru» директор Центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС Андрей Покида.

По его словам, инициатива Минтруда сократить квоты поможет снизить конкуренцию, и большее число россиян смогут устроиться на желаемую работу. Приезжие же часто оценивают стоимость своего труда гораздо ниже, чем в среднем по России. И в результате наши сограждане вынуждены подстраиваться под эти условия, в том числе соглашаться на неформальную занятость.

Уровень безработицы в России продолжает расти. В октябре он вырос до 5,1% экономически активного населения (в сентябре показатель составлял 5%, а в августе — 4,9%), свидетельствуют данные Росстата.

Между тем,

население России снова начало сокращаться — впервые за последние пять лет. Сейчас в России проживают менее 147 млн человек. За 9 месяцев естественная убыль составила 106 тысяч.

В этот же период прошлого года был небольшой, но прирост населения — на 18,2 тыс. человек.

Последний раз в новейшей истории столь значительная естественная убыль населения в России наблюдалась в 2011 году. Тогда убыло 125 тыс. человек. В 2012-м тоже была убыль, но минимальная, в пределах статистической погрешности. В 2013 году начался естественный прирост народонаселения — на 27 тысяч человек. С 2014 по 2016 был небольшой рост.

Если бы не мигранты из постсоветских республик, население России сокращалось бы быстрее. Но пока что они компенсируют естественную убыль. В итоге за январь-сентябрь количество жителей России возросло на 50 тыс. человек, или всего на 0,03%.

Но и мигрантов в этом году прибыло меньше (419 тыс. человек против 426 тыс. в прошлом году). Наибольшее сокращение миграционного прироста в январе-сентябре 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года наблюдается в обмене населением с Украиной, Молдавией, Азербайджаном и Казахстаном.

По мнению Анатолия Вишневского, директора Института демографии ВШЭ, негативный тренд может сохраниться до 2035 года. И мигранты уже не смогут компенсировать естественную убыль населения в России. Основные причины — падение рождаемости и рост смертей послевоенного поколения 50-х.

По оптимистическому сценарию Института демографии, естественная убыль может достигать 400 тысяч человек, по пессимистическому — доходить даже до миллиона человек в год.

Ранее в Минэкономразвития прогнозировали, что из-за тяжелой демографической ситуации страна в ближайшие пять-шесть лет будет терять ежегодно примерно 800 тыс. населения в трудоспособном возрасте.

Каждый год в российском законодательстве что-то меняется. Следить за изменениями стоит всем, а особенно - иностранцам, которые планируют переехать в Россию, или уже живут здесь. Надо знать, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Важно: не забывайте следить за изменениями, касающимися бланков заявлений. Например, из недавних обновлений: с 15 декабря действует новый Административный регламент по предоставлению Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации. Это значит, что изменилась и форма заявления о выдаче ВНЖ. Заявления старого образца больше не принимают. Подробнее здесь, скачать бланк можно там же. Подобные изменения ранее коснулись так же патентов, виз, заявлений на гражданство.

Налоги и сборы

Установлены коэффициенты-дефляторы на 2018 год, применяемые при исчислении отдельных налогов. Их размеры в основном превышают предусмотренные на 2017 год. Так, в следующем году размер фиксированных авансовых платежей по НДФЛ, уплачиваемых работающими в России на основе патента иностранцами, индексируется на коэффициент 1,686 (в 2017 - 1,623). Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 30 октября 2017 г. N 579 г. Москва "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год" Изменились и региональные коэффициенты, что в большинстве регионов привело к повышению стоимости трудового патента. Таким образом, в 2018 году стоимость патента в Москве составит 4500 рублей в месяц (было 4200), в Московской области - 4300 рублей (было 4000), в Санкт-Петербурге - 3500 рублей (было - 3000). Стоимость патента в других регионах можно узнать, перейдя по ссылке ниже.

Надо обновить полис ОМС

По новым правилам с 2017 года полис ОМС выдается иностранцам на срок до окончания текущего календарного года, а не на срок действия РВП или ВНЖ. Поэтому, если вы получили полис ОМС в 2017 году, в 2018 не забудьте сходить в страховую и получить новый. Срок действия полиса ОМС (п. п. 31 - 33.2 Правил N 158н): - для граждан РФ - бессрочно; - для постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства - до конца календарного года; - для беженцев и временно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства - до конца календарного года, но не более срока пребывания или действия разрешения на временное проживание; - для временно пребывающих в РФ трудящихся граждан государств - членов ЕАЭС (должностных лиц, сотрудников органов ЕАЭС) - до конца календарного года, но не более срока действия их трудового договора (исполнения полномочий). Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (ред. от 11.01.2017) "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"

Квота на получение РВП в 2018 году

Правительство Российской Федерации установило квоту для оформления разрешений на временное проживание в размере 90 360 единиц (на всю Россию) – на 20 с половиной тысяч меньше, чем в 2017 году. В прошлом году квота составляла 110 880 разрешений.

Ограничения на использование труда иностранцев

Установлены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики.


В некоторых сферах экономической деятельности подписанным постановлением на 2018 год сохранена установленная на 2017 год допустимая доля иностранных работников, за исключением сферы прочего сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта, где доля иностранных работников снижена с 30 % до 28 % общей численности работников. Установленная допустимая доля в сфере выращивания овощей в размере 50 % распространяется на хозяйствующие субъекты, действующие на территории России, за исключением Ставропольского и Хабаровского краев, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской, Саратовской областей. Такое исключение обусловлено имеющейся в этих регионах потребностью в привлечении временных работников в период уборочных работ. Сохраняется запрет (доля - 0%) на использование труда иностранных работников в организациях следующих видов экономической деятельности: торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках); торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках; торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков.

Трудовые мигранты из Узбекистана получат больше прав в РФ

Соглашение направлено на обеспечение адресного трудоустройства граждан Узбекистана в России и предусматривает их доиммиграционную подготовку на территории родной страны. В этих целях предусматривается информирование о возможности трудоустройства в РФ, согласование с работодателями кандидатов, а также проектов трудовых договоров, обучение в соответствии с рекомендованными Минобрнауки России учебно-методическими материалами по сдаче комплексного экзамена. Соглашением также оговаривается контроль за состоянием здоровья будущих трудовых мигрантов, проверка на предмет нахождения в международном или межгосударственном розыске, наличия непогашенной или неснятой судимости, предусматривается организация проезда до места работы в России и возвращение в Узбекистан, а также оформление и выдача документов, подтверждающих право на осуществление трудовой деятельности в РФ. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации

Ужесточение ответственности за организацию «резиновых офисов»

В законодательстве появилось определение так называемых «резиновых офисов» – фиктивного учета по месту пребывания. Подобные изменения продиктованы необходимостью: ранее закон никак не регулировал регистрацию в офисных помещениях, ограничиваясь лишь жилыми. Это позволило мошенникам успешно избегать ответственности за свои действия, регистрируя в офисах компаний и фирм сотни, а то и тысячи мигрантов. Теперь же организация подобной схемы потянет за собой уголовную ответственность. Добавим, что в связи с вышеуказанными изменения, иностранцам тоже следует проявить повышенную бдительность, чтобы не стать жертвой обмана.

Ликвидация ФМС отложена до лета 2018 года

Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев распорядился продлить сроки ликвидации Федеральной миграционной службы (ФСКН) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) до 1 июля 2018 года. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. "Продлить до 1 июля 2018 г. срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН Росcии, установленный распоряжением правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 г. №1412-р" Несмотря на то,что ФМС России с апреля 2016 года реорганизована в УВМ МВД России, ее ликвидация до сих пор не завершена. Поэтому ОВМ МВД России могут заверять документацию штампами ФМС России, выдавать паспорта со штампом ФМС России, использовать бланки с гербами ФМС России, использовать регламенты ФМС, которые официально не утратили силу и т.д. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 2217-р

Граждане других государств получат право на возврат НДС по покупкам, совершенным на территории России. Это так называемая система tax free (без налога). Стоит отметить, что нововведение затронет граждан иностранных государств, не входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В то же время жители Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии не смогут воспользоваться таким правом. Кроме того, вернуть НДС нельзя будет при покупке подакцизных товаров, например, алкоголя и сигарет. Для получения возврата уплаченного в России НДС гражданину другого государства необходимо будет в течение суток приобрести товары на сумму не менее 10 тыс. руб., а при выезде из страны – предъявить таможенникам покупки, чек tax free и загранпаспорт. Таможенный орган при соблюдении данных условий должен поставить на чеке соответствующую отметку. За компенсацией суммы налога гражданин иностранного государства может обратиться в течение одного года со дня приобретения товаров в российском магазине, при условии их вывоза в течение трех месяцев со дня приобретения. Вернуть налог можно будет безналичным способом, отправив письмо с чеком и отметкой таможенной службы в магазин, либо наличными через оператора системы tax free в аэропорту. В свою очередь сумма возвращаемого налога будет равна сумме НДС, указанной в чеке, за минусом стоимости услуги по выплате компенсации суммы налога.

Ожидаемые изменения миграционного законодательства в 2018 году

Что касается 2018-го года, то главные ожидания связаны с принятием законопроекта, который значительно упростит получение гражданства и вида на жительство носителями русского языка. Напомним, что в этом году похожие правки уже были внесены в закон «О гражданстве», но они затронули только граждан Украины. Также в 2018-м году должен быть принят Порядок распределения квот, согласующий выдачу разрешений на временное проживание в соответствии с обновленным законодательством, в частности, в связи с изменениями в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Регламент миграционного учёта изменяется каждый год. Поправки незначительные, поэтому большинство иностранных граждан не интересуются небольшими изменениями.

В любом случае основные правила остаются прежними. В 2019 и 2019 году ситуация резко меняется. В это время Россия примет два крупных футбольных турнира. В стране ожидается большое количество иностранных гостей - поклонников футбола. В 2019 году суммарно на два месяца порядок миграционного учёта будет существенно изменён.

ЧМ по футболу 2019

Чемпионат мира по футболу - крупнейший международный футбольный турнир. На соревнование приедут не только спортсмены, но и многомиллионная армия фанатов со всего мира. На время проведения турнира в двухмесячный период постановка на учёт иностранных граждан будет осуществляться по новым правилам.

Нововведения в законодательстве призваны сократить уровень террористической опасности. Изменения помогут стабилизировать поток нелегальных мигрантов. Каждый, кто въезжает на территорию страны в этот период будет подвергаться повышенной проверке.

Крупные футбольные турниры - не только большой праздник, но и место повышенной опасности . В связи с нестабильной политической ситуацией в мире руководство Российской Федерации принимает серьёзные меры, заботясь о безопасности своих граждан и гостей турнира. За два месяца поток иностранцев увеличится в десятки раз, если сравнивать с обычным туристическим сезоном.

Важно понимать, что строгое изменение законодательства будет актуально только для городов, принимающих матчи Чемпионата мира.

Во всех остальных городах мигранты смогут становиться на учёт по старым правилам. Никаких глобальных изменений в законодательстве и нововведений относительно других городов до 2019 года уже не будет.

Правила для городов, принимающих чемпионат

Города-хозяевам Чемпионата мира по футболу были определены в 2012 году.

В список вошли:

  • Москва;
  • Нижний Новгород;
  • Самара;
  • Саранск;
  • Калининград;
  • Екатеринбург;
  • Казань;
  • Волгоград;
  • Ростов-на-Дону;
  • Сочи;
  • Санкт-Петербург.

В вышеуказанных одиннадцати городах будут применяться обновлённые правила регистрации для всех приезжих.

Изначально в списке городов присутствовали Краснодар и Ярославль. Вскоре эти два города были удалены из заявки. Футбольные матчи в них проводиться не будут. Соответственно, в дни проведения турнира регламент для иностранных граждан в Краснодаре и Ярославле не поменяется. Он будет обычным, как и в других городах, не принимающих матчи турнира.

Миграционный учет иностранцев на время проведения FIFA 2019-2018

На время проведения турнира официально были приняты меры, сопутствующие усилению безопасности на территории страны. Официально изменение регламента на законодательном уровне было согласовано в 2013 году. Точная дата - 7 июня 2013 года. Это постановление Федерального закона, посвященное подготовке и проведению в стране международного турнира высокого уровня. Постановление рассматривается в контексте Чемпионата мира и Кубка конфедераций.

Окончательно новый регламент был утверждён Указом президента Владимира Путина. Были установлены сокращённые сроки иностранных граждан на учёт. В законе чётко указано, что изменения касаются только тех городов, в которых состояться футбольные матчи. Дата указа - 9 мая 2019 года.

Старый порядок регистрации

До 2019 года порядок регистрации новых мигрантов регламентировался стандартным Законом. Он подразумевает регламент из статьи номер 20, закреплённого в последней актуальной версии 18 июля 2016 года. Согласно нему, постановка всех прибывших граждан иностранных государств, пересекающих границу РФ, осуществляется в период семи дней с даты приезда.

Закон распространяется на приезжего вне зависимости от того, прибыл ли он из страны, с которой у РФ установлен визовый режим или безвизовый. Если иностранный гражданин не становится на учёт в течение семи дней, то по факту нарушает миграционный закон Российской Федерации. Мера наказания очень строгая - от штрафов до депортации и запрета на дальнейший въезд в страну на протяжении долгого периода.

Должна оформляться либо по месту прибытия и фактического нахождения, либо в организации, занимающейся трудоустройством иностранного гражданина. Второй вариант распространяется на те случаи, когда основная цель поездки в Россию - работа или командировка.

Согласно основному закону о миграционном учёте, есть несколько стран, для которых отводится больший срок.

Для государств, входящих в Евразийский экономический союз, срок увеличен до 30 дней . Фактически иностранные граждане из этих государств могут не торопиться с временной регистрацией, оформив постановку на учёт в течение месяца.

В Евразийский экономический союз входят четыре страны, имеющие общую границу с Российской Федерацией:

  • Киргизия;
  • Казахстан;
  • Армения;
  • Белоруссия.

Ещё одно исключение касается - страны, отправляющий наибольшее количество своих граждан на заработки в Россию. Для граждан Таджикистана установлен срок в 15 дней со дня пересечения российской границы.

Новая процедура

Новый закон для мигрантов создаст большие сложности иностранным гражданам, пересекающим границу Российской Федерации. Постановка на учёт в период проведения соревнований в 2019 году и в период Чемпионата мира в 2019 году должна осуществляться в течение суток со дня пересечения границы. Соответственно, желательно уведомить миграционные органы о своём приезде в Россию уже в день пересечения границы.

Закон оставляет некую лазейку для мигрантов, учитывая, что требование постановки на учёт в официальной формулировке звучит следующим образом: «Уведомление может предоставляться на следующий день после приезда».

Допустим, приезжая вечером в понедельник, можно встать на учёт вечером во вторник. То есть, когда иностранец пребывает, на временное проживание или работу, у него будет возможность зарегистрироваться на следующий день.

Другой вопрос, что при прибытии в вечернее время на следующий день уже будет необходимо заниматься официальной регистрацией. В остальном процедура на миграционный учёт не изменяется. Сам регламент остаётся прежним.

Для официальной регистрации необходимы следующие документы:

  • копия паспорта;
  • копия миграционной карты.

Исключения

Новый порядок миграционного учёта распространяется на все группы граждан. Если в обычное время есть специальные поправки, регламентирующие нахождение в России граждан ЕАЭС, иностранцев, работающих по патенту и других категорий граждан, то во время проведения международного турнира правила учёта становятся едиными для всех.

Все иностранные граждане обязаны встать на учёт максимум на второй день после приезда. Данный указ не делает исключения даже для высококвалифицированных иностранных специалистов. Во время проведения массовых спортивных мероприятий Министерство Внутренних Дел будет работать в режиме повышенного контроля.

Система наказаний ужесточится. За любое нарушение миграционного порядка будут приняты меры административного порядка. Участятся случаи выдворения мигрантов из страны даже за незначительные нарушения.

Указ в качестве исключения рассматривает только одну категорию иностранных граждан. Это лица, являющиеся участниками футбольного турнира, представители FIFA и любые иностранные граждане, приезжающие на турнир в качестве работников или участников мероприятия. Эта категория граждан не подлежит обязательному миграционному учёту.

Как зарегистрироваться за один день

Лето - время самого массового потока трудовых мигрантов в Россию. Некоторые страны уже выпустили рекомендации, согласно которым, просят своих жителей отказаться от поездки в Россию на время футбольного турнира, во избежание миграционных проблем в дальнейшем. Такие меры предпринял Таджикистан.

Основная проблема заключается в том, что огромному количеству мигрантов будет очень сложно встать на учёт в указанный срок. Иностранным гражданам рекомендуется сразу по приезду ехать вместе с принимающей стороной (работодателем или родственниками) в миграционные центры, чтобы уведомить МВД о прибытии. В таком случае процедура с большой долей вероятности будет выполнена успешна. Миграционный закон нарушен не будет.

В указе ни слова не сказано о приезде в выходные дни. На 2019-й год в субботу и воскресенье территориальные органы МВД работают только в будние дни. Соответственно, приезжая в субботу или воскресенье большинство мигрантов уже нарушат миграционный распорядок, так как не смогут встать на учёт в течение суток.

Дополнительно сообщается о том, что в городах, принимающих Чемпионат мира, территориальные отделы МВД будут работать без выходных и праздников, но при этом их число может значительно сократиться.

То есть в любом случае иностранным гражданам во избежание многочисленных проблем лучше пересекать границу Российской Федерации в будние дни.

Большинство компаний, оформляющих приезд иностранцев на работу в РФ, столкнутся с большими организационными трудностями. В связи с этим во многих странах, граничащих с Россией, рекомендуют мигрантам отказаться от поездок в страну на протяжении двух месяцев. Если это сделать невозможно, то в таком случае необходимо строго соблюдать закон.

Любая провинность в этот период времени будет строго караться со стороны МВД. Фактически каждый иностранный гражданин, приезжающий по работе, рискует нарушить закон и навлечь на себя санкции миграционной службы.

Особое внимание своим сотрудникам должны уделить работодатели. Для них также увеличатся санкции на период проведения турнира. Огромные штрафы прописаны в законодательстве за каждого нелегального работника. Компании должны заблаговременно позаботиться от своих иностранных сотрудниках и строго отслеживать их постановку на миграционный учёт.

Отдельно решается вопрос, относительно тех иностранных граждан, что находятся в России проездом . В случае транзитного посещения России вставать на учёт не нужно. Это правило распространяется только на те ситуации, когда иностранный гражданин находится в России только с целью переезда в другую страну. Например, случай, когда иностранец приезжает в Россию на три дня, а затем планирует переехать в другую страну - не подпадает под действие закона. Всегда важно сохранять билеты, свидетельствующие о планах покинуть страну в течение суток.

Правила учёта сильно ужесточаются в связи с проведением турнира. Иностранным гражданам в преддверии выезда в Россию следует составить полноценный план действий, чтобы успеть встать на миграционный учёт. Ни в коем случае не стоит относиться к закону без должной степени внимательности. Даже небольшая просрочка по срокам грозит мгновенной депортацией и проблемами с въездом в страну в долгосрочной перспективе.

Некоторое время назад таджикским мигрантам в России пришлось несладко. Речь, правда, не обо всех мигрантах, а только о тех, что работали в России нелегально, не единожды попадая в поле зрения властей по этому поводу. Весной 2017 года в отношении 120 тысяч из 280 тысяч мигрантов, которым был запрещен въезд в страну, была запущена амнистия, и эти люди вновь получили право работать в Российской Федерации. Разумеется, при условии получения разрешения. Власти Таджикистана, между тем, продолжают работать над тем, чтобы легальные трудовые мигранты могли бы претендовать на российскую пенсию. Будет ли принят новый закон для мигрантов из Таджикистана в 2018 году, получат ли мигранты право на российскую пенсию и на каких условиях.

Что происходит с таджикскими мигрантами, попавшими в российские черные списки

Не секрет, что далеко не все мигранты из Таджикистана, которые работали в России в последние годы, делали это легально. Не имея на родине практически никакой возможности зарабатывать на жизнь, сотни тысяч мигрантов отправлялись в Россию и были согласны на любые условия работы и проживания. Многим работодателям было выгодно, чтобы работники были нелегалами, не могла эта схема работать и без “крышевания” в силовых органах, прежде всего — в полиции.

В какой-то момент государство решило всерьез взяться за проблему нелегальной миграции из Таджикистана — все-таки бюджет страны недополучает достаточно серьезные суммы из-за того, что за мигрантов не платятся налоги, социальные взносы, не приобретается разрешение на работу и т.д.

В итоге в черные списки попало около 280 тысяч мигрантов из Таджикистана, которые попались на нарушениях российского миграционного закона.

Весной 2017 года Россия провела амнистию в отношении примерно 100-120 тысяч из них. Под амнистию попали мигранты, которые не были замечены в злостных нарушениях закона. По информации министра труда Таджикистана, в данный момент в черных списках остается 181 тысяча граждан его страны, въезд в Россию им запрещен.

На родине смогли найти работу всего 4 тысячи человек, остальные (а 80% из них — мужчины, основные кормильцы своих семей) остаются без работы.

Новый закон для мигрантов из Таджикистана может быть принят в 2018 году

Еще в 2017 году появились новости о том, что в России готовится закон для таджикских мигрантов, который позволит им получать в старости российскую пенсию.

У российских граждан может возникнуть естественное и понятное недовольство таким законом. Действительно, иностранные граждане будут претендовать на получение пенсий из российского Пенсионного фонда, которого не хватает самим россиянам. В то время как в России обсуждается вопрос о том, что в стране нужно повышать пенсионный возраст, поскольку денег на пенсии не хватает, потенциальными получателями выплат из фонда могут стать сотни тысяч иностранцев.

С одной стороны, это так. С другой стороны, новый закон в отношении мигрантов из Таджикистана, если он будет принят, несет и множество положительных моментов для России и российской казны:

  • увеличатся отчисления в социальные фонды, и бюджет того же Пенсионного фонда будет пополняться активнее, чем сегодня;
  • таджикские мигранты получат дополнительный стимул к легализации, а это — налоги и оплата разрешения на работу в пользу бюджета.

Чтобы понять, насколько выгодным окажется новый закон для таджикских мигрантов, если таковой вообще появится в 2018 году, нужно ознакомиться с его текстом.

Очевидно, что мигранту еще предстоит заработать на пенсию. Просто так обеспечивать его деньгами только за достижение пенсионного возраста российская казна не будет. Для этого действительно есть Республика Таджикистан, и безусловно обеспечивать своих граждан должна тамошняя власть.

Мигранту нужен будет тот или иной трудовой стаж. Каким он будет для того, чтобы мигрант мог претендовать на пенсию из ПФР — один из ключевых вопросов. Очевидно, что легально работающих граждан Таджикистана в России не так много, поэтому в 2018 году, если закон будет принят, для основной части мигрантов только наступит отсчет необходимых лет трудового стажа. Все эти годы мигранты будут пополнять казну налогами и социальными взносами, так что на первых порах новый закон может быть выгоден России даже больше, чем приехавшим работать таджикам. Что будет дальше — так далеко российская власть, увы, заглядывает редко. Как правило, конкретные чиновники исходят из того, что к тому времени сами они работать на своей должности не будут, и не им решать эти проблемы.

Как сообщается, в том числе в на данный момент проект нового закона существует и находится на стадии изучения. Если в нем нет противоречия с законодательством России в принципе, внесения его в Госдуму можно ожидать в любой момент, вероятнее всего — после выборов президента, поскольку далеко не все россияне воспримут новость о пенсиях для мигрантов с большим восторгом.

Обновление: Комментарий Федерации мигрантов России

После публикации материала с нами связались представители Федерации мигрантов России , которые дали свой компетентный комментарий на тему статьи:

«К сожалению, на сегодняшний день не принято и не подписано ни одного нормативно-правового акта, т.е. соглашения между странами-исхода (гражданами которых являются трудовые мигранты) и принимающей стороной (Российской Федерацией) по поводу денежных перечислений в пенсионные фонды тех государств, откуда прибывают мигранты.

Данный закон действительно необходим для трудовых мигрантов из различных стран, в том числе из стран СНГ, но только для тех, кто осуществляет свою трудовую деятельность на территории России легально, и работодатели которых ежемесячно оплачивают соответствующие взносы. На остальных же – нелегальных мигрантов и недобросовестных работодателей – такой закон никак не повлияет.

В 2004 году было разработано и подписано межправительственное соглашение между Таджикистаном и Российской Федерацией «О защите прав граждан Таджикистана на территории РФ и гражданами РФ на территории Таджикистана», в 6-ой статье которого говорилось, что пенсионные вопросы граждан этих стран будут регулироваться отдельным соглашением, однако прошло более 10 лет, а данное соглашение так и не было подписано, что делает невозможным в настоящий момент осуществление пенсионных переводов в страны-исходы (в данном случае в Таджикистан) трудовых мигрантов. Если говорить в целом, то такой закон нужен России, но для урегулирования пенсионного вопроса необходимы подготовка и подписание соответствующих нормативно-правовых актов с обеих сторон – Российской Федерации и Таджикистана.»