Штрафы за нарушение миграционного законодательства. Данное понятие предполагает что

Миграционные статьи в Кодексе об административных правонарушениях КоАП РФ оказались первопроходцами по степени жестокости наказаний для работодателей. Уже в 2005 году верхняя планка штрафов для юридических лиц была увеличена до 300 000 руб., правда нижняя планка всё ещё оставалась на уровне 10 000 руб.

В нынешнем виде штрафы были в основном оформлены Федеральным законом, датированным символической для всех граждан России и бывших союзных республик датой – 22 июня 2007 года. Впервые за административные правонарушения размеры штрафов для юридических лиц оказались в диапазонах от 400 до 800 тысяч рублей и от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. В то время как наказания за административные правонарушения в других областях ограничивались, как правило, верхней планкой в 20 – 30 тысяч рублей. Одно такое нарушение могло запросто уничтожить бизнес. Всё походило на то, что ФМС объявила работодателям войну.

В настоящее время административные штрафы в других сферах деятельности уже сопоставимы с размерами наказаний за нарушения в миграционной сфере. Так, за нарушения в области промышленной безопасности для юридических лиц также предусмотрены штрафы до 1 миллиона рублей.

Особенностью 18 Главы КоАП РФ является то, что на её содержание не распространяется действие Статьи 2.4. КоАП РФ, предусматривающей, что ИП несут ответственность как должностные лица.

В Примечании к Статье 18.1. сказано, что за административные правонарушения, предусмотренные статьями Главы 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Ответственность организаций за нарушение в сфере миграционно-трудового законодательства
с изменениями от 29 июня 2015 г. N 199-ФЗ

Нарушение Штраф (тыс. руб.) КоАП РФ Примечания

За неуведомление или нарушение срока подачи в ФМС уведомления о прибытии иностранного гражданина.
Должностные лица: 40-50;
Юридические лица и ИП: 400-500, если не содержит признаков уголовно-наказуемого деяния
18.9 ч.4
Если вы - принимающая сторона.
За непринятие мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашённого иностранного гражданина (касается иностранных работников из визовых стран).
Должностные лица: 40-50;
Юридические лица и ИП: 400-500,
18.9 ч.5 За каждого иностранного гражданина
Если вы – работодатель.
За допуск к работе иностранного гражданина:
- без патента или РнР;
- не по профессии, указанной в патенте или РнР (при условии, что в патенте или РнР такие сведения есть);
- не в том регионе, где выдан патент или РнР;
- не в том регионе, где разрешено РВП.
Должностные лица: 25-50;
18.15 ч.1
Если вы – работодатель.
За допуск к работе иностранных граждан без разрешения на привлечение иностранных работников (касается иностранных работников из визовых стран).
Должностные лица: 25-50;
Юридические лица и ИП: 250-800, или приостановление деятельности на срок 14-90 суток
18.15 ч.2 За нарушения в Москве, С-Пб, Московской и Ленинградской областях: Должностные лица: 35-70;
Юридические лица и ИП: 400-1000
Если вы – работодатель.
За нарушения правил уведомления ФМС о заключении / расторжении трудового договора (ГПХ) с иностранным гражданином:
- неуведомление;

- нарушение формы уведомления.
Должностные лица: 35-50;
Юридические лица и ИП: 400-800, или приостановление деятельности на срок 14-90 суток
18.15 ч.3 За нарушения в Москве, С-Пб, Московской и Ленинградской областях: Должностные лица: 35-70;
Юридические лица и ИП: 400-1000
Если вы – работодатель.
За нарушения правил уведомления ФМС о выплате зарплаты ВКС
- неуведомление;
- нарушение установленного порядка уведомления;
- нарушение формы уведомления;
Должностные лица: 35-70;
Юридические лица и ИП: 400-1000
18.15 ч.5
Если вы – работодатель.
За нарушения на торговых объектах:
Допуск к работе или предоставление торгового места, производственного, торгового, складского, служебного, подсобного и иного помещения иностранному гражданину, незаконно привлекаемому к трудовой деятельности.
Должностные лица: 45-50;
ИП: 350-800,
18.16 ч.1 За нарушения в Москве, С-Пб, Московской и Ленинградской областях: Должностные лица: 45-70;
Если вы – арендодатель.
Предоставление управляющим торговым объектом торгового места, производственного, торгового, складского, служебного, подсобного и иного помещения другому юр. лицу или ИП, привлекающих иностранных граждан без патентов или РнР, когда таковые требуются.
Должностные лица: 45-50;
ИП: 350-800,
Юридические лица: 450-800, или приостановление деятельности на срок 14-90 суток
18.16 ч.2 За нарушения в Москве, С-Пб, Московской и Ленинградской областях: Должностные лица: 35-70;
Юридические лица и ИП: 450-1000
Если вы – работодатель.
Несоблюдение ограничений использования иностранных работников в отдельных видах деятельности
Должностные лица: 45-50;
Юридические лица и ИП: 800-1000, или приостановление деятельности на срок 14-90 суток
18.17 ч.1

В Уголовном кодексе РФ имеются три статьи, относящиеся к порядку соблюдения миграционного законодательства. Наказание предусмотрено за фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, за фиктивную постановку на учёт по месту пребывания и за организацию незаконной миграции. Хотя на первый взгляд, ни одна из этих статей не применима к обычным работодателям, тем не менее, всего пару лет назад во время очередной антимиграционной кампании, против предпринимателей пытались возбуждать уголовные дела об организации незаконной миграции при обнаружении на предприятиях двух и более работников с нарушениями миграционного законодательства. Максимальный срок по этой статье предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы.

Существует множество причин и целей для поездок за границу. Люди едут работать, отдыхать, заниматься бизнесом, посетить родственников или друзей. Желание посетить другие страны есть у многих, однако, не все знают, что, находясь в другом государстве, путешественник обязан соблюдать законодательство и общепринятые нормы страны назначения и общества. При этом часто лица, даже зная о необходимости действовать в рамках правовых норм государства, игнорируют или нарушают их ввиду незнания. Скорее, незнание миграционных правил и законов конкретной страны чаще всего вызывает нарушение миграционного законодательства иностранной державы.

Незнание правил не является поводом для поблажек. Любой новый нормативный акт публикуется в общедоступных изданиях, чтобы каждый имел возможность ознакомиться с его текстом. Нежелание же прочитать о своих правах и обязанностях, как правило, приводит к неблагоприятным последствиям. Чаще всего они проявляются в форме привлечения к юридической ответственности.

Санкции за нарушение миграционного законодательства несут такие функции:

  • кара – негативные последствия за отрицательное деяние;
  • воспитание – выработка поведения индивида в рамках, которые исключат впоследствии привлечение к ответственности;
  • профилактика – снижение желания допускать неправомерные аналогичные деяния у иных лиц.

В качестве санкций за нарушение миграционного законодательства в Российской Федерации в 2019 году предусматриваются в основном штрафы. Однако, взыскания могут проявляться и в иных формах, например, депортация, наложение запрета на въезд на территорию РФ на определенный срок.

Кто является субъектом нарушений в области миграции

Миграционные правила регулируют порядок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Ввиду этого достаточно просто определить, что субъектами правонарушений в сфере миграции, учета иностранных граждан в РФ, режима пересечения госграницы и пребывания в стране выступают иностранцы и апатриды-нерезиденты, которые временно или постоянно находятся в государстве.

В преимущественном большинстве случаев в вопросах посещения нерезидентами Российской Федерации и организации учета мигрантов в 2019 году задействованы три стороны (субъекта):

  • сам иностранец либо апатрид-нерезидент;
  • физическое или юридическое лицо – резиденты РФ, выступающее принимающей стороной;
  • госорган в сфере миграционной политики.

Поскольку все эти лица-органы принимают участие в процессах миграции, все они обязаны соблюдать правовые нормы в сфере миграционного регулирования и для каждого из них за несоблюдение правил предусмотрена юридическая ответственность.

Нормы в сфере миграции не ограничивают свою силу только порядком пересечения госграницы Российской Федерации и сроками пребывания на территории страны. Комплекс правил охватывает также порядки учета иностранных граждан по месту пребывания, трудоустройства нерезидентов, оформления документов с участием таких лиц, обращением их в госорганы для продления права пребывания или получения права жительства в РФ.

Типы правонарушений

Юридическая ответственность предусмотрена за большое количество нарушений в сфере миграции. Наиболее распространенные из них составляют три группы:

  • правонарушения, связанные с установленным режимом пребывания нерезидентов в РФ;
  • несоблюдения порядка предоставления-получения работы для иностранных граждан в российских компаниях;
  • невыполнение требований законодательства в сфере учета мигрантов одной из сторон процесса.

В первую группу входят ряд проступков, связанных с порядком въезда-выезда и пребывания в Российской Федерации. К таковым законодатель относит:

  • нарушение правил въезда в пределы территории РФ;
  • нарушение режима, предусмотренного для лиц, проезжающих через РФ транзитом;
  • отсутствие необходимых для проезда, передвижения и пребывания в пределах госграницы Российской Федерации документов;
  • пропуск срока постановки на учет в госорган в сфере миграции;
  • неправдиво указанная в миграционной карте или иных документах цель визита в страну;
  • попытка получить право въезда в страну или решить иные проблемы путем предоставления неправдивой информации о себе, а также использование для этих же целей сфальсифицированных документов.

Все эти нарушения входят в разряд административных проступков. За них наступает неотвратимая юридическая ответственность. Даже если деяние не было выявлено сразу, и лицо не получило взыскание лично за время пребывания в державе, правонарушение вносится в базу МВД РФ для иностранцев и далее выступает серьезным препятствием для повторного посещения Российской Федерации. Такая ситуация является основанием для запрета на въезд в РФ.

По состоянию на 2019 год за перечисленные выше правонарушения предусмотрена такая юридическая ответственность, как штрафы и выдворение. Штраф может налагаться в размере от 2-ух до 5-ти тысяч рублей. Дополнительным (не обязательным, но возможным и в свете ужесточения миграционной политики РФ в 2019 вполне вероятным) взысканием может выступать выдворение за пределы Российской Федерации.

Вторая группа – нарушения в сфере трудовых прав иностранных граждан и порядка осуществления ими трудовой функции на территории Российской Федерации. Со стороны нерезидента могут выражаться в:

  • осуществлении любых работ без оформления в госорганах в сфере миграции соответствующего документа – патента или разрешения;
  • несоблюдение ограничений, установленных для трудовой деятельности иностранных граждан.

Штрафы за такие деяния назначаются от 2-ух до 5-ти тысяч рублей, есть вероятность выдворения иностранных граждан.

За нарушения в сфере трудовой деятельности могут к ответственности привлекаться и должностные лица, виновные в таковых. Как правило, работодатель допускает следующие нарушения:

  • неуведомление госоргана о трудоустройстве иностранных граждан (штрафы для граждан составляют от 2-ух до 5-ти тысяч, для должностных лиц – от 25-ти до 50-ти тысяч; для юрлиц – от 250-ти до 800-а тысяч рублей; кроме этого для предприятия может грозить приостановление деятельности на период до 3-х месяцев);
  • несоблюдение ограничений на привлечение иностранных граждан к определенного рода работам (штраф для должностных лиц – 45-50 тысяч; компаний – 800 тысяч – миллион рублей);
  • подача недостоверных сведений о работнике-нерезиденте (штраф для работодателя – 350-800 тысяч; должностным лицам – 35-80 тысяч; иностранцу – 2-5 тысяч рублей).

За неоплату также предусмотрена возможность удвоить штрафы или применить к нарушителям административный арест.

Для многих бизнесменов использование труда гастарбайтеров – способ решения двух важных задач: снижение производственных затрат и восполнение дефицита неквалифицированной рабочей силы. Однако не стоит забывать о том, что в последнее время законодательство довольно жестко регулирует процесс найма таких работников. Помимо требований Трудового и Налогового кодексов, работодатель обязан придерживаться правил Миграционной службы. При нарушениях штраф ИП за иностранного работника в 2017 году может составить внушительную сумму,

Разрешите поработать

Правила приема иностранных граждан и вопросы их оформления довольно подробно описаны в «Памятке работодателя» , находящейся на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД РФ.

Суть сводится к нескольким тезисам:

  1. Российские работодатели вправе привлекать иностранных граждан к работе, если есть на такое привлечение и работник достиг 18 лет.
  2. Разрешение на привлечение не нужно для иностранцев, постоянно или временно живущих в РФ, журналистов изданий на иностранном языке, участников программы переселений соотечественников, сотрудников иностранных юрлиц, выполняющих работы на территории РФ по настройке и обслуживанию оборудования, приглашенных преподавателей, студентов, работающих на каникулах, волонтеров благотворительных организаций, сотрудников дипмиссий и представительств. Без разрешения также можно нанимать иностранцев, прибывающих в РФ без визы, высококвалифицированных специалистов и членов их семей, студентов-очников аккредитованных вузов и ссузов и сотрудников, направленных в представительства иностранных компаний, расположенных на территории РФ.
  3. Работодатель вправе использовать труд гастарбайтеров только на территории региона, в котором выдано соответствующее разрешение.
  4. Разрешение иностранцу выдается сроком на один год.
  5. Работодатель должен уведомить миграционную службу о заключении трудового контракта с иностранцем.

Наказание за нелегала

Список деяний, за которые обычно штрафуют работодателей, привлекающих иностранцев на работу, делится на две группы. Это нарушение миграционного законодательства и нарушение Трудового кодекса.

Первая группа нарушений, как и санкции за них, прописаны в главе 18 КоАП.

Например, статья 18.15 описывает наказания за незаконное трудоустройство иностранцев. За привлечение к труду без разрешения индивидуальному предпринимателю грозит максимальный штраф в размере 50 тысяч рублей. Аналогичная санкция возможна, если работодатель не уведомил МВД о заключенном контракте.

Статья 18.16 говорит о привлечении на работу иностранцев без разрешения на торговых объектах. Штраф для предпринимателей в этом случае составляет 300-800 тысяч рублей. Возможно и приостановление работы на срок 90 суток. Если факты вскрыты на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областях, то штрафы вырастают до 450 тысяч – 1 млн рублей.

При оценке второй группы нарушений не делается разницы в том, чьи права были нарушены – российских или иностранных граждан. Санкции за неправильное оформление, несвоевременную выплату заработной платы и прочее абсолютно одинаковы.

Нанимать иностранцев без разрешения на работу стало довольно дорогостоящим занятием. Так или иначе, но полицейские с проверкой к вам все же придут, и это будет означать фактический конец бизнеса. Поэтому если вы считаете, что без гастарбайтеров вам не обойтись, то придется потратить время и средства на получение всех необходимых документов.

Процесс пересечения границы, правила легализации на территории страны и другие вопросы, связанные с проживанием иностранцев в РФ, регулируется отечественным миграционным законодательством. Знать его должен каждый гражданин другого государства, который планирует посетить Россию. Ведь незнание не освобождает от ответственности. В данном материале рассмотрим, что собой представляет административное нарушение миграционного законодательства, какие предусмотрены санкции и как их избежать.

Миграционные законы: краткая характеристика

Современная миграционная политика Российской Федерации направлена на профилактику нелегальной миграции, создание условий для развития экономики и решения демографических проблем страны.

Россия традиционно занимает входит в тройку мировых лидеров по объемам миграции: в 2017 году поток въезжающих в страну мигрантов составил более 14 миллионов человек, поток выезжающих – 12 миллионов.

Регулируются все эти процессы отечественными и международными нормативными актами.

Основные российские нормативные правовые акты в сфере миграции:

  • Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»;
  • Федеральный закон № 114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»;
  • Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;
  • тематические указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы ГУВМ МВД (ФМС);
  • межправительственные соглашения между Российской Федерацией и другими государствами об урегулировании данного вопроса;
  • отдельные главы Трудового, Налогового, Уголовного и Административного кодексов РФ, которые затрагивают вопросы пребывания и трудоустройства иностранных граждан.

Основные типы правонарушений в сфере миграции

  • с пересечением государственной границы;
  • с пропиской и постановкой на миграционный учет;
  • с трудоустройством;
  • с подтверждением легального пребывания на территории страны.

Административные проступки выражаются в просрочке разрешительных документов, несоблюдении сроков посещения подразделения ГУВМ для постановки на учет, фиктивной прописке, нелегальном трудоустройстве и др.

Некоторые их виды рассмотрим подробнее.

Как правильно взять на работу иностранца

Порядок привлечения к труду иностранной рабочей силы зависит от статуса мигранта:

  • временно пребывающий (с миграционной картой и патентом);
  • временно проживающий (с РВП);
  • постоянно проживающий (с ВНЖ).

Меньше всего хлопот (и, соответственно, нарушений) с двумя последними: ни работодателю, ни иностранному сотруднику не надо получать дополнительных разрешений на трудоустройство.

Основная часть трудовых мигрантов приезжает в РФ как раз на «заработки», и РВП им оформлять нет надобности.

В случае оформления в компанию временно пребывающего иностранца, работающего по патенту, нужно соблюдать такие требования:

  • стать на учет как работодатель (если мигрант приехал по визе);
  • мигранты из дальнего зарубежья («визовые») принимаются в рамках квоты;
  • заключить трудовой договор и уведомить об этом факте миграционные органы в течение 3 дней.

Миграционный учет: нормы закона

Каждый иностранец, въезжающий на территорию России, обязан стать на миграционный учет. Для этого нужно посетить отделение ГУВМ по месту проживания и сообщить ответственным лицам, где мигрант собирается жить.

Общие сроки постановки на миграционный учет – 7 дней, и любая просрочка расценивается как нарушение режима пребывания, за что предусмотрены соответствующие санкции.

Но есть исключения, обозначенные в международных соглашениях, например, для граждан – участников ЕАЭС сроки постановки на учет увеличиваются до 30 дней.

В госорганах мигранту выдается подтверждающий документ, в котором указана точная дата приезда в РФ. От этой даты и исчисляется период разрешенного проживания в стране. При безвизовом режиме он составляет 90 дней. Если иностранец прибыл из государства, подписанное соглашение с которым предусматривает выдачу визы, то находиться в РФ можно до истечения срока действия данного документа. Более длительное пребывание в России – это нарушение миграционного режима.

Порядок пересечения российской границы иностранцами

Процесс въезда и выезда с территории Российской Федерации четко регламентируется законодательством.

В зависимости от страны прибытия мигранту для посещения России нужно:

  • предъявить загранпаспорт и визу;
  • показать паспорт (внутренний или заграничный) и заполнить миграционную карту (непосредственно на границе);
  • пройти просто по своему национальному паспорту (для граждан из стран – участниц ЕАЭС, которые планируют краткосрочное пребывание в стране).

Кто в ответе за административные проступки

От типа проступка зависит, на кого будет возложена ответственность в случае нарушения миграционного законодательства. Пересечение границы, продление разрешительных бумаг для легального пребывания в стране – это личные дела мигранта. Логично, что и отвечает за них он сам, уплачивая штрафы либо вовсе покидая государство.

Ответственность за все, что связано с трудоустройством, несут уже две стороны – и работник, и работодатель. Так что, если мигрант работает без патента, то наказан будет и тот, кто его так оформил на работу.

Такая же ситуация и с пропиской: принимающая сторона также участвует в регистрации иностранного гостя – и помогает, и в случае правонарушений несет ответственность.

Ответственность за нарушение миграционных законов

Конкретная ответственность за нарушение миграционного законодательства РФ в 2019 году прописана в основном в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Пункты КоАП охватывают три основных направления:

  • пересечение границы;
  • миграционный учет;
  • трудоустройство иностранных граждан на российских предприятиях.

За такие правонарушения предусматривается штраф, исправительные работы или принудительные меры (депортация, выдворение, запрет на въезд).

Установлена также и уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства. Она связана с перевозкой через границу запрещенных средств или организацию приезда и проживания нелегалов.

Когда достаточно штрафа

Самый распространенный вид «наказания» иностранцев, которые нарушили нормы закона, – штраф. Взыскиваются денежные средства как с физических, так и с юридических, то есть организаций.

Например, штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей может быть наложен на иностранца в случае нарушения правил (ст. 18.8 и 18.9 КоАП):

  • пересечения границы;
  • пребывания в стране;
  • передвижения по территории государства;
  • уведомления о владении вторым паспортом и др.

Предписан размер административного взыскания и за нарушение миграционного учета иностранных граждан. Ответственность здесь несет принимающая сторона. Физические лица заплатят в таком случае 2-4 тысячи рублей, должностные лица – 40-50 тысяч рублей, а организации – 400-500 тысяч рублей.

Еще один вариант – несоответствие действительности заявленной цели визита в РФ. Так, если мигрант написал в миграционной карте, что приехал учиться, а сам устроился на работу, на него будет наложен штраф в размере 2-5 тысяч рублей.

Предусмотрен также штраф о непредоставлении сведений в миграционную службу. Например, если юридическое лицо – работодатель в положенные сроки не поставит в известность ГУВМ о заключении трудового договора с иностранцем, он будет вынужден уплатить штраф в размере 400-800 тысяч рублей, а должностное лицо, допустившее это, – 35-50 тысяч рублей.

Мы привели лишь некоторые примеры денежных санкций, которые могут быть наложены за нарушение предписаний миграционного законодательства. У всех иностранцев есть возможность узнать, какие еще бывают штрафы миграционной службы России, на официальном сайте ведомства или в онлайн-версии Административного кодекса.

В каких случаях ответственность усиливается

Помимо штрафа, иностранный гражданин, который сознательно нарушал нормы миграционного законодательства в течение длительного периода, может быть подвергнут более жестким санкциям.

Самой строгой мерой наказания считается выдворение из страны с последующим запретом на въезд в течение определенного периода – от 3 до 10 лет; наибольший срок предусмотрен за нелегальное пребывание на территории России больше 1 года.

Если иностранец незаконно проживал в стране более 120 дней, въезд ему будет разрешен через 3 года, если период незаконного проживания превысил 180 суток, то в Россию нарушитель сможет въехать только через 5 лет.

По статистике МВД, только за 10 месяцев 2017 года (с января по октябрь включительно) было вынесено 93 тысячи судебных решений о выдворении иностранных граждан, причем половина из них – о принудительном выдворении. В общем говоря, больше 1 миллиона нарушителей прочувствовали на себе эту меру наказания.

Кроме того, все, кому запрещен въезд на территорию государства, внесены в черный список мигрантов.

Для юридических лиц, которые незаконно трудоустраивают иностранных граждан, усиление ответственности может заключаться в приостановлении деятельности предприятия на 3 месяца.

Как можно оспорить решение об административном наказании

Если иностранец считает, что административные санкции были наложены на него неправомерно либо у него есть смягчающие его вину обстоятельства, он может опротестовать решение суда (или иного органа). В таком случае нужно обратиться с ходатайством о пересмотре дела в суд или в отдел иммиграционного контроля ГУВМ по месту проживания.

Основания, по которым решение может быть изменено и меры в виде выдворения сняты:

  • «гуманитарные» (лечение, уход за больными родственниками и др.);
  • «семейные» (если у мигранта есть в стране супруг(а), дети);
  • по выявлению новых обстоятельств (если вердикт был вынесен ошибочно);
  • миграционная амнистия и др.

Соблюдение закона – обязанность каждого

Около 10 миллионов иностранцев в среднем ежегодно проживают в России, и все они должны знать миграционное законодательство и соблюдать его нормы, за нарушение которых установлена административная ответственность. Кстати, за 10 месяцев 2017 года правоохранительные органы обнаружили более полутора миллиона административных нарушений в миграционной сфере.

Штрафы за нарушение правил миграции: Видео

Апрель 2016 – … Юрист миграционного портала сайт.

Апрель 2014 – январь 2015. Специалист по вопросам трудовой миграции. Отдел по вопросам трудовой миграции УФМС России по Московской области.

ООО на ОСНО в лице директора приняло на работу иностранного сотрудника (с КАЗАХСТАНА), при этом было передано уведомление в ОУФМС России по Краснодарскому краю. Просим написать информацию, направить ссылки для изучения дальнейшего взаимодействия с миграционной службой. Какие документы в какие сроки должны быть составлены и предоставлены по иностранному сотруднику. Сотрудник миграционной службы, принимая уведомление, пояснил что иностранные работники-это особые сотрудники, работодатели при оформлении документов совершают ошибки, нарушают сроки и за это предусмотрены штрафы. Какие проверки с их стороны предусмотрены по данным гражданам? Спасибо.

Отвечает Мария Жукова, эксперт

О заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранцем, в том числе, из Казахстана, необходимо уведомить территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России.

Уведомления надо подать в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора.

Такой порядок предусмотрен статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и приложения № 21 к .

Если организация привлекает к трудовой деятельности сотрудника-иностранца и нарушает при этом требования миграционного законодательства, она . Такие нарушения могут выявить, когда проверяют организацию, на выездной или документарной проверке

Если организация не сообщила в ГУ МВД том, что заключила или расторгла трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем, штраф составит :

Такая ответственность установлена статьи 18.15 КоАП РФ.

Также при заключении трудового договора такие граждане должны предъявить действующий на территории России договор (полис) ДМС. При этом предъявлять договор (полис) ДМС не нужно, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг сотруднику-иностранцу ( , ). Предъявлять полис ДМС при заключении трудового договора должны в том числе временно пребывающие на территории России граждане Республики Беларусь ( Положения, утвержденного ). Это подтверждают специалисты Минздрава России в .

Срок действия полиса добровольного медицинского страхования, который иностранец представляет при приеме на работу, должен быть не менее срока трудового договора. Если срок действия страхового полиса меньше, чем период трудового договора, полис ДМС придется продлить – иначе принять сотрудника на работу нельзя. Это подтверждают специалисты Минтруда России в письме .

С 1 января 2017 года временно пребывающие граждане государств, которые входят в , работающие по трудовым договорам, могут оформить полисы обязательного медицинского страхования ( , Правил, утвержденных ). Оформляют полисы ОМС они самостоятельно. Для получения полиса иностранный гражданин лично или через своего представителя должен подать в страховую медицинскую организацию, а при ее отсутствии – в территориальный фонд (). Полисы выдают в соответствии с , утвержденными . Временно пребывающим гражданам государств, которые входят в , полис ОМС выдают сроком действия до конца календарного года, но не более срока действия трудового договора, заключенного с таким иностранцем ( Правил, утвержденных ).

Таким образом, если иностранец из ЕАЭС только прибыл в Россию и не имеет полиса ОМС, то для заключения трудового договора ему необходимо оформить полис ДМС либо работодатель должен заключить договор с медорганизацией. После заключения трудового договора иностранец уже сможет получить полис ОМС, предъявив в страховую медорганизацию в том числе трудовой договор. При этом, поскольку условие оказания иностранцу медицинской помощи является обязательным условием трудового договора с временно пребывающим иностранцем, в трудовом договоре нужно указать реквизиты полученного полиса ОМС (). Для этого оформите дополнительное соглашение к трудовому договору.

Если иностранец из ЕАЭС уже имеет действующий полис обязательного медицинского страхования, то ему не нужно оформлять полис ДМС для заключения трудового договора. Например, такая ситуация возможна, если он ранее работал у другого работодателя по трудовому договору и получил полис ОМС. В таком случае в трудовом договоре с таким иностранцем сразу укажите реквизиты действующего полиса ОМС ().

Принимая на работу сотрудников – граждан государств, которые входят в , организация должна уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров в общем порядке ().

Существует и противоположная позиция в отношении сотрудников – граждан Республики Беларусь. Так, при приеме на работу граждан Республики Беларусь Главное управление МВД по вопросам миграции можно не уведомлять. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в . Однако во избежание споров с проверяющими органами рекомендуем все же уведомлять ГУ МВД по вопросам миграции о приеме и увольнении сотрудников – граждан Республики Беларусь.

Граждане государств, которые входят в , и члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. Исключение граждане Республики Беларусь, они могут не вставать на учет в течение 90 дней. По истечении указанного срока иностранцы обязаны зарегистрироваться в общем порядке. Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора или гражданско-правового договора. Такой порядок установлен статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. После того как трудовой или гражданско-правовой договор будет расторгнут, гражданам государств, которые входят в , отводится еще 15 дней на заключение нового договора, в том числе и с другим работодателем. Об этом говорится в статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Сотрудники – граждане государств, которые входят в , и члены их семей подлежат социальному страхованию на тех же условиях и в том же порядке, что и российские граждане. При этом под социальным страхованием следует понимать обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. Другими словами, указанные сотрудники имеют право на получение следующих пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, за постановку на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком. При этом пенсионное обеспечение таких сотрудников и членов их семей регулируется законодательством государства их постоянного проживания, а также международными договорами между Россией и соответствующим государством. Это следует из статьи 96 и статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Аналогичную позицию высказывают специалисты Минтруда России в .

Граждане государств, которые входят в , наравне с российскими гражданами имеют право вступать в профсоюзные организации ().

По обращению иностранца работодатель обязан безвозмездно предоставить ему:

 информацию о порядке пребывания, условиях осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных российским законодательством в отношении сотрудников;

 справку или ее копию о работе с указанием профессии, специальности, квалификации или должности, периода работы, а также размера заработной платы. Такая справка предоставляется в том же порядке, как и для российских граждан.

Нины Ковязиной,

Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

Уведомление Главного управления по вопросам миграции МВД России о заключении и прекращении трудового договора с сотрудником-иностранцем

Как уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России о том, что вы заключили или прекратили трудовой договор с сотрудником-иностранцем

Если организация принимает на работу сотрудников-иностранцев, она должна уведомить о том, что заключила с ними трудовые или гражданско-правовые договоры, территориальные органы Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которых трудятся сотрудники-иностранцы. Адреса территориальных органов МВД России можно узнать на . уведомления утверждена .

Помимо этого также необходимо уведомлять территориальные органы Главного управления по вопросам миграции МВД России, если вы прекратили трудовые или гражданско-правовые договоры с иностранцами. уведомления утверждена .

При этом давать такую информацию Главному управлению по вопросам миграции МВД России необходимо обо всех сотрудниках-иностранцах независимо от их статуса, а именно:

 временно пребывающих в России визовых и безвизовых иностранцах;

 временно или постоянно проживающих в России иностранцах;

 высококвалифицированных специалистах.

Такие уведомления необходимо направить в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которого трудится сотрудник-иностранец, не позднее трех рабочих дней с даты, когда заключили или прекратили трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем. Уведомления нужно заполнить разборчиво от руки или использовать технические средства и направить лично, либо по почте с описью вложения и уведомлением о вручении, или в электронном виде через Интернет. Если уведомление подают лично, территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которого трудится сотрудник-иностранец, выдает справку, которая подтверждает, что уведомление приняли. утверждена . Если уведомление поступает в электронной форме, должностное лицо территориального органа Главного управления по вопросам миграции МВД России направляет электронное сообщение о том, что уведомление приняли, не позднее рабочего дня, который следует за днем, когда подали уведомление ( Порядка, утвержденного ).

При этом уведомлять службу занятости и налоговую инспекцию работодателю не нужно, потому что Главное управление по вопросам миграции МВД России будет само обмениваться со службами занятости и налоговыми органами сведениями о привлечении к труду сотрудников-иностранцев.

Внимание: если вы не уведомили Главное управление по вопросам миграции МВД России о том, что с иностранцем заключили или расторгли трудовой или гражданско-правовой договор, либо уведомили, но нарушили порядок, срок и форму уведомления, это будет означать, что вы нарушили закон, за что предусмотрена ().

Вопрос из практики: с какой даты нужно считать три рабочих дня, чтобы отправить уведомление о том, что с сотрудником-иностранцем заключили или прекратили трудовой договор

Трехдневный срок, в который необходимо отправить уведомление, начинается на следующий рабочий день после даты, когда заключили или прекратили трудовой договор с иностранцем.

Если организация принимает на работу иностранцев, то она должна уведомить о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров территориальные органы Главного управления по вопросам миграции МВД России. Такие уведомления нужно отправить не позднее трех рабочих дней с даты, когда заключили или прекратили трудовой или гражданско-правовой договор (). При этом специальной нормы о том, с какой даты нужно считать три рабочих дня, трудовое и миграционное законодательство не устанавливает, поэтому применяют нормы гражданского законодательства. А значит, срок начинается на следующий рабочий день после события, которым определено его начало ( , ). Правомерность такой позиции подтверждают и суды. См., например, решения Московского городского суда , .

Таким образом, трехдневный срок, в который нужно отправить уведомление, начинается на следующий рабочий день после даты, когда заключили или прекратили трудовой договор с иностранцем. Например, с иностранцем заключили трудовой договор 23 января, в таком случае уведомление нужно отправить в трехдневный срок с 24 по 26 января.

Совет: чтобы избежать штрафов за несвоевременную отправку уведомлений, рекомендуем не откладывать их отправку до последнего дня срока.

Вопрос из практики: В течение какого срока действует ответственность работодателя, если организация не уведомила Главное управление по вопросам миграции МВД России о том, что заключила или расторгла трудовой договор с иностранцем

Срок, в течение которого работодателя могут привлечь к административной ответственности за то, что не уведомил Главное управление по вопросам миграции МВД России о заключении или расторжении трудового договора с иностранцем, составляет один год.

Организация обязана уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России не позднее трех рабочих дней с даты, когда заключила или прекратила трудовой договор с сотрудником-иностранцем (). Если работодатель не отправит такое уведомление, то его могут привлечь к административной ответственности (). Тот факт, что закон нарушили, проверяющие органы могут обнаружить при плановой или внеплановой проверке организации. При этом срок, в течение которого работодателя могут привлечь к ответственности за неуведомление о том, что принял на работу или уволил иностранца, составляет один год со следующего дня после того, как истечет трехдневный срок уведомления (ст. , КоАП РФ). Правомерность такой позиции подтверждают и суды. См., например, . Допустим, с иностранцем заключили трудовой договор 20 марта 2017 года. Работодатель должен был направить уведомление об этом в территориальный орган МВД России не позднее 23 марта 2017 года. Однако он этого не сделал. Срок, в течение которого работодателя могут привлечь к административной ответственности, начинается с 24 марта 2017 года и заканчивается 24 марта 2018 года. Поскольку срок, который исчисляют годами, истекает в соответствующее число последнего года срока ().

Ответственность за нарушение миграционного законодательства

Какую ответственность несет работодатель, если нарушит миграционное законодательство

Если организация привлекает к трудовой деятельности сотрудника-иностранца и нарушает при этом требования миграционного законодательства, она . Такие нарушения могут выявить, когда проверяют организацию, на выездной или документарной проверке.

Сферу миграции проверяет Главное управление по вопросам миграции МВД России.

В ходе проверочной деятельности могут проводить следующие мероприятия:

 беспрепятственно осматривать территорию работодателя, чтобы установить факт нахождения иностранных граждан;

 проверять, соблюдают ли миграционное законодательство, в том числе чтобы определить, законно ли пребывание иностранных граждан, соблюдают ли порядок осуществления трудовой деятельности иностранцы, а также порядок, в котором привлекают и используют труд сотрудников-иностранцев;

 получать на основании мотивированного письменного запроса информацию и документы, которые относятся к предмету проверки.

Такие правила устанавливают Положения, утвержденного .

Более подробно порядок, по которому проводят контрольные мероприятия, установлен , который утвержден .

Чтобы миграционное законодательство не нарушали работодатели, которые используют труд иностранцев, Главное управление по вопросам миграции МВД России выпустило специальную памятку. В ней рассмотрели порядок, по которому нужно оформлять на работу иностранных граждан, и особое внимание уделили вопросам, как принимать на работу высококвалифицированных специалистов.

Также в памятке указали телефоны горячих линий Главного управления по вопросам миграции МВД России, по которым можно выяснить интересующую информацию.

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего

Ответственность за нарушение правил миграционного учета

Что будет, если не уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России о найме или увольнении иностранца

Организацию могут оштрафовать, если она не сообщила в Главное управление по вопросам миграции МВД России о том, что заключила или расторгла трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранцем.

Штраф составит:

 для организации (принимающей стороны) – от 400 000 руб. до 800 000 руб. (либо организации могут запретить вести деятельность на срок от 14 до 90 суток);

 для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 35 000 руб. до 50 000 руб.

Такая ответственность установлена статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей размер штрафа увеличен:

 для организации (принимающей стороны) – штраф от 400 000 руб. до 1 000 000 руб. (или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток);

 для должностных лиц организации (например, руководителя) – в размере от 35 000 руб. до 70 000 руб.

При этом штрафы (приостановление деятельности) грозят не только за неуведомление Главного управления по вопросам миграции МВД России, но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления.