Публично - правовые образования как субъекты гражданского права. Понятие публично-правовых образований

1) Мб государство и муниципальные образования – МСУ не явл-ся госорганами. Множественность субъектов. Особый статус. Определение компетенции нормами публичного права, но запрет на воздействие: установлено равенство и недопустимость воздействия на контрагентов.

2) Действуют за счет гос и муницип имущества – это то, что не закреплено за учр и предприятиями – те не отвечают за публичных собственников!

3) Действует через органы. Обладает специальной правоспособностью. Разграничение ситуаций, когда участвуют публично-правовые образования, а когда – органы. Зависит от того, входит ли в компетенцию. Органы не имеют права распоряжения вещными правами + ППО как учредитель несет только субсидиарную отв-ть.

4) Принцип раздельной ответственности. М участвовать в вещных (приобретение имущества – клад, бесхозные вещи) и корпоративных (приватизация – создание новых собственников, отчуждение бюджетных средств в уставный капитал), обязательственных (заем путем выпуска ценных бумаг в виде облигаций, бюджетных кредитов; ,гарантии) отношениях

Понятие и виды публично-правовых образований

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования .

государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов . К их числу относятся: Российская Федерация (федеральное государство) в целом и ее отдельные субъект

Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то они осуществляют функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем не могут считаться государственными образованиями.

государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам).

незаконными должны считаться любые попытки органов публичной власти использовать свои полномочия для получения публично-правовыми образованиями в гражданских правоотношениях односторонних преимуществ или ограничений в их пользу прав и интересов других участников оборота

2. Особенности гражданской правосубъектности

публично-правовых образований

Российское законодательство считает

публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права

К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей статуса данных субъектов

Очевидна, например, невозможность применения к публично-правовым образованиям правил о порядке создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также об их банкротстве

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный , а не общий (универсальный) характер <1>. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

публично-правовые образования

реализуют свою дееспособность, через свои органы

действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов

Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом , а не их властные органы.

Компетенция государственных органо

устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества

При этом речь идет о государственном и муниципальном имуществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами - предприятиями и учреждениями - на самостоятельном вещном праве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте. Поэтому такие юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п. 2 ст. 126 ГК). По своим собственным обязательствам государство и другие публично-правовые образования отвечают лишь той частью своего имущества, которую они не передали своим юридическим лицам

и которая составляет понятие их "казны" (нераспределенного государственного и муниципального имущества).

3. Разграничение случаев участия в гражданских

правоотношениях публично-правовых образований и их органов

Большинство органов публичной власти одновременно являются и юридическими лицами - учреждениями, т.е. субъектами не только публичного, но и частного права. В этом качестве они могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования.

На практике эти ситуации подчас по неведению участников, а иногда и намеренно смешиваются. Иногда орган публичной власти пытается выступить от собственного имени, хотя в действительности речь идет об участии в правоотношении представляемого им публично-правового образования в целом: например, правительством или губернатором субъекта РФ выдается поручительство за возврат банковского кредита крупным градообразующим предприятием, а вновь избранный губернатор или назначенное им правительство отказывается исполнить это обязательство, хотя в действительности речь идет об обязательстве соответствующего субъекта РФ.

Необходимо, следовательно, учитывать, основаны ли действия органа публичной власти по распоряжению бюджетными средствами или иным имуществом, находящимся в собственности публично-правового образования, на имеющихся у него полномочиях, входят ли они в его компетенцию. Если это так, то данные действия следует рассматривать в качестве действий публично-правового образования в целом

При отрицательном ответе

орган публичной власти участвует в гражданских правоотношениях от собственного имени, как самостоятельное юридическое лицо - учреждение , по общему правилу лишенное возможности распоряжаться даже имеющимся у него на ограниченном вещном праве имуществом (ст. 298 ГК). В качестве учреждения такой орган действует под собственную ответственность и под субсидиарную (дополнительную) ответственность своего учредителя - публично-правового образования (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК

§ 2. Случаи участия публично-правовых образований

в гражданских правоотношениях

законом предусмотрен принцип раздельной ответственности публично-правовых образований по своим обязательствам: Российская Федерация не отвечает своей казной по обязательствам своих субъектов или муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам друг друга или Российской Федерации,

Публично-правовые образования располагают некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность . Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат обязательной передаче в государственную собственность (п. 2 ст. 233 ГК). Бесхозяйные недвижимости, а также находки и безнадзорные животные при определенных условиях по указанию закона переходят в муниципальную собственность

В качестве собственников публично-правовые образования вправе создавать юридические лица , наделяя их необходимым имуществом на ограниченном вещном праве или на праве собственности. Создание унитарных предприятий - несобственников разрешено только публично-правовым образованиям.

Государственные и муниципальные образования могут создавать новых собственников - хозяйственные общества и товарищества - за счет своего имущества или также совместно с другими субъектами гражданского права. Отчуждение имущества в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц означает его приватизацию

2. Участие публично-правовых образований

в обязательственных и иных гражданско-правовых отношениях

В сфере договорных связей распространены случаи их выступления в качестве государственных или муниципальных заказчиков в договорах поставки или подряда для государственных или муниципальных нужд (государственных контрактах), где от их имени могут выступать как государственные органы, так и иные уполномоченные ими на это лица.

Публично-правовые образования выступают также в роли заемщиков или заимодавцев в договорах займа или кредита через свои финансовые органы (министерства или управления финансов и т.п.). Такие отношения могут оформляться выдачей публично-правовыми образованиями бюджетных кредитов, а также выпуском облигаций или иных государственных и муниципальных эмиссионных ценных бумаг

выполняющих функции облигаций

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования вправе выдавать юридическим лицам, а также другим субъектам РФ и муниципальным образованиям государственные и муниципальные гарантии , по которым они принимают на себя ответственность за исполнение гражданско-правовых обязательств третьими лицами в отношении тех субъектов оборота, которым выданы гарантии (ст. 115 - 117 БК).

Характеризуется рядом особенностей:

1) в целом такое участие обусловлено необходимостью осуществления возложенных на них функций - экономических, социально-культурных, обеспечения безопасности и защиты населения и др. Публично-правовые образования, вступая в отношения гражданского оборота, не могут исходить из каких-либо частных интересов; здесь должны преследоваться только цели и задачи, обусловливающие возможность наиболее эффективного отправления публичной власти . Это должно учитываться в процессе волеобразования и волеизъявления публично-правовых образований;

Действующее законодательство не предусматривает случаев непосредственного участия в гражданских правоотношениях от имени Российской Федерации и ее субъектов высших органов государственной власти - Президента РФ, Федерального Собрания РФ , глав администраций или законодательных органов субъектов Федерации.

Для материально-технического обеспечения деятельности этих органов создаются юридические лица - управления делами, финансово-хозяйственные отделы и т.п., выступающие в организационно-правовой форме учреждений или унитарных предприятий .

2. Действия органов государственной власти , местного самоуправления и иных специально уполномоченных лиц, совершенные в пределах их компетенции, считаются действиями самих публично-правовых образований . Поэтому важно определить, входят ли соответствующие действия, совершаемые названными органами и лицами, в круг их полномочий, определенный в установленном порядке.

3. От имени Российской Федерации в большинстве случаев функции в рамках гражданских правоотношений осуществляются органами исполнительной власти . Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, федеральные министерства, службы и агентства.

4. На уровне субъектов Российской Федерации исполнительные функции возложены на правительства, администрации, мэрии и иные органы исполнительной власти.

5. Согласно п. 2 ст. 125 ГК от имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К органам местного самоуправления относятся представительные органы муниципальных образований, главы муниципальных образований, местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) и другие органы.

От имени муниципального образования приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде без доверенности вправе главы местной администрации и другие должностные лица в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Те из названных органов, которые наделены правами юридического лица, выступают в организационно-правовой форме муниципального учреждения и подлежат государственной регистрации в этом качестве в установленном законом порядке.

Особенности участия публично-правовых образований в отдельных видах гражданских правоотношений

Имущество публично-правовых образований можно подразделить на две группы: 1) закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (в том числе казенными предприятиями) и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и 2) не закрепленное за указанными субъектами.

Средства государственного или местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно казну Российской Федерации, субъекта РФ , муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования .

Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях характеризуется рядом особенностей.

1.1. Законодательством предусмотрены, кроме общих, специальные основания возникновения права собственности у публично-правовых образований. Среди них такие специфические основания, как налогообложение, конфискация , реквизиция имущества, национализация, выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и иные случаи.

1.2. Имеются особенности, связанные с осуществлением правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственностью публично-правовых образований. Уполномоченные государственные органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. Аналогично, муниципальные образования реализуют свои правомочия собственника имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Частью своего имущества публично-правовые образования распоряжаются путем передачи его государственным, муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Уполномоченные органы осуществляют предусмотренные законодательством контрольные функции за использованием имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями. Так, в соответствии с действующим законодательством государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом только с согласия собственника данного имущества в лице уполномоченного им органа.

1.3. Особенности прекращения права собственности на имущество, находящееся в собственности публично-правовых образований, устанавливаются только законами Российской Федерации. Так, согласно ст. 217 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности , может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Участие в договорных отношениях. Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательственных правоотношений, возникающих из договоров . Наиболее часто такие правоотношения возникают из договоров поставки , подряда, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, займа и кредита , государственной или муниципальной гарантии и др.

Российская Федерация может быть участником соглашения о разделе продукции - договора, в силу которого она предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Публично-правовые образования могут быть участниками правоотношений, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг . Они могут быть участниками правоотношений, связанных с бюджетным кредитованием. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, государственным, муниципальным публично-правовым образованиям, а в соответствующих случаях юридическому лицу на основании договора, заключенного с учетом особенностей бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований. К отношениям сторон, возникшим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство , если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом. Публично-правовые образования могут выступать в качестве гарантов по обязательствам , связанным с эмиссией облигаций.

Публично-правовые образования могут быть субъектами и ряда других гражданско-правовых отношений, возникающих из договора. Так, публично-правовые образования могут быть участниками договоров дарения , однако только в качестве одаряемых. Особой разновидностью дарения выступает пожертвование (ст. 582 ГК). Пожертвования могут осуществляться в том числе публично-правовым образованиям.

3. Российская Федерация, государственные и муниципальные публичные образования могут быть обладателями интеллектуальных прав как на результаты интеллектуальной деятельности, так и в отношении средств индивидуализации.

Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных правоотношениях. Они могут быть также участниками и других гражданских правоотношений, в том числе возникающих из неосновательного обогащения. К таким отношениям подлежат применению нормы гл. 60 ГК.

Публично-правовые образования в ряде случаев выступают субъектами наследственных правоотношений , возникающих как по завещанию, так и по закону .

Ответственность публично-правовых образований

1. Публично-правовые образования , как и все иные субъекты гражданского права , отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом. По общему правилу они не несут ответственности по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц . Юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями, не отвечают по их обязательствам (ст. 126 ГК).

Из этого общего правила законом установлен ряд исключений и особенностей.

  1. Это общее правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации (п. 6 ст. 126 ГК).
  2. По обязательствам публично-правовых образований не может быть обращено взыскание на имущество, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления , а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности .
  3. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности , допускается только в случаях, предусмотренных законом.
  4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами . Однако при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК).
  5. По обязательствам бюджетного или автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам , при недостаточности имущества этих учреждений, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного или автономного учреждения (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование) (п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).
  6. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК).

2. Источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к публично-правовым образованиям, выступает соответственно казна Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.

Публично-правовые образования выступают как непосредственные субъекты внедоговорной ответственности. Общее положение об этом закреплено в ст. 16 ГК, в соответствии с которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов , органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания не соответствующих законодательству актов этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Федерации или муниципальным образованием.

Государство несет ответственность перед реабилитированными жертвами политических репрессий.

Публично-правовые образования несут ответственность за вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности , незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде и другими противоправными действиями, предусмотренными в п. 1 ст. 1070 ГК.

Особенности ответственности Российской Федерации, субъектов Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством , с участием иностранных субъектов должны определяться законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК), который пока не принят. Отдельные указания на этот счет содержатся в разных нормативных актах (см., например, Закон о разделе продукции (ст. 23), ГПК (ст. 401), АПК (ст. 251)).

Современное гражданское законодательство традиционно рассматривает Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования (далее - публично-правовые образования) в качестве особых субъектов гражданского права. Являясь носителями публичной власти, данные субъекты вступают в сферу гражданско-правовых отношений на равных началах с иными участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ).

В гражданских правоотношениях проявления публичной власти как бы нейтрализуются: публичная власть сохраняется и продолжает принадлежать законным образованиям, но на частные права она повлиять не может. Это обстоятельство еще раз подтверждает тезис о глубинных внутрисистемных связях в праве, где тесно переплетаются частно-публичные элементы.

Однако в двух случаях публично-правовые образования вправе воспользоваться своей властью:

    согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 и. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

    в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Публично-правовые образования создаются для достижения строго определенных целей, поэтому их участие в гражданских правоотношениях обусловлено достижением этих целей и является следствием объективной необходимости.

В состав гражданской правоспособности публично-правовых образований входят такие элементы, которые юридическим и физическим лицам просто не присущи.

Таким образом, можно говорить о специальной гражданской правоспособности, которая имеет свои особенности, а именно:

    государственные образования вправе быть собственниками любых вещей, в том числе изъятых из оборота и ограниченных в обороте, причем без соблюдения каких-либо условий. Более того, некоторые элементы гражданской правоспособности могут принадлежать только государству, например государственная монополия на определенные виды деятельности;

    публично-правовые образования могут приобретать имущество в собственность по специфическим основаниям (принудительное отчуждение, изъятие, национализация, реквизиция и конфискация);

    имущество публично-правовых образований переходит в частную собственность по особым правилам, образующим институт приватизации;

именно публично-правовые образования (и никто другой) вправе создавать унитарные предприятия и т. п.;в некоторых отношениях публичное образование участвовать не может (договор коммерческой концессии, договор ренты и др.).

Многие положения об участии публично-правовых образований в гражданском обороте подчиняются нормам о юридических липах, являющихся некоммерческими организациями. Это вытекает из смысла нормы п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которой к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

К публично-правовым образованиям не могут быть применены многие нормы, регламентирующие правовое положение юридических лиц, как-то: нормы о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, их учредительных документах, отношениях с учредителями, государственной регистрации и др.

Однако не ко всем юридическим лицам применяются общие положения - для ряда из них установлены специальные основания. Что касается государственной регистрации, то муниципальные образования, равно как и их уставы, могут подлежать государственной регистрации, а в государственной регистрации таких публично-правовых образований, которые сами относятся к числу государственных - Российской Федерации и ее субъектов - просто не существует необходимости.

Кроме того, необходимо отмстить, что если понятие юридического лица определяется исключительно в гражданском праве, то конструкция государства (государственного или муниципального образования) - предмет изучения конституционного (государственного) и административного права. Поэтому раскрытие вопроса о правовой природе указанных образований, их сущности и признаках не может быть осуществлено только на основе методов науки гражданского права.

В связи с тем, что метод гражданско-правового регулирования прямо противоположен административно-правовым методам, необходимым условием вступления государства (государственного или муниципального образования) в гражданский оборот является «отказ» этого субъекта от некоторых только ему присущих характеристик (суверенитет, власть), входящих в противоречие с общими принципами гражданского права. В связи с этим в п. 1 ст. 124 ГК РФ в отношении государства (государственного или муниципального образования) еще раз (как и в и. 1 ст. 1 ГК РФ) получил закрепление принцип равенства всех участников гражданских правоотношений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Введение

правосубъектность российский муниципальный гражданский

Тема данной курсовой работы - публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений. Данный вопрос является актуальным и достаточно интересным, т.к. наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте, хотя они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.

Предметом курсовой работы выступает комплекс отношений, возникающих в связи с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.

Целями курсовой работы являются определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и разработка концепции их участия в гражданско-правовых отношениях, уточняющей и систематизирующей существующие теоретические взгляды на эту проблему.

Для этой цели в данной работе ставятся следующие вопросы:

Статус публично-правовых образований;

Российская федерация как субъект гражданского права;

Государственные образования как субъекты гражданского права;

Муниципальные образования как субъекты гражданского права; Методологическую основу написания курсовой работы определили современные общенаучные и частнонаучные методы познания, включая: системный, логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, юридико-логический, и других.

Работа изложена с учетом комплексного характера затронутых проблем. В связи с этим нами широко использованы работы юристов, представляющих как частное, так и публичное право, теоретиков права и историков.

Теоретическая и практическая значимость исследования . Выводы, сделанные в работе, могут послужить основой для дальнейших научных изысканий в сфере публично-правового регулирования отношений по управлению публичной собственностью, представляющих собой административный процесс, включающий в себя формирование и выражение воли юридических лиц публичного права,

1 . Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

В перечне субъектов гражданских правоотношений наряду с гражданами и юридическими лицами закон называет также Российскую Федерацию, субъектов Федерации и муниципальные образования (ст. 2, 124 ГК).

Выделяется особая категория субъектов гражданского права: государство - Российская Федерация; субъекты Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования - городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселений, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, будучи коллективными образованиями, обладают всеми признаками, необходимыми для такого рода субъектов гражданского права.

Организационное единство, характеризующее коллективное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и других нормативных актах публичного права.

Обособление имущества проявляется в наличии права государственной собственности у Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также права муниципальной собственности у городских, сельских и иных муниципальных образований (ст. ст. 214, 215 ГК).

Законодательно закреплен и признак ответственности по своим обязательствам (ст. 126 ГК). Предусмотрена также возможность выступления Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 125 ГК).

Характеризуя правосубъектность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, закон устанавливает, что в этих случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Возникает вопрос: не означает ли упоминание в законе о возможности применения норм, определяющих участие юридических лиц в гражданском обороте, к рассматриваемым отношениям, полной схожести гражданской правосубъектности РФ, ее субъектов и муниципальных образований с правосубъектностью юридических лиц?

По мнению российских правоведов, считать эту группу субъектов гражданского права юридическими лицами нельзя. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений. При этом Российская Федерация и ее субъекты являются государственными образованиями, а муниципальные образования составляют систему местного самоуправления.

Названным субъектам гражданского права присущи особые свойства, которых нет у юридических лиц. Прежде всего, все они объединены единой территорией и составляют единую государственную систему - Российскую Федерацию, которая обладает политической властью и государственным суверенитетом, т.е. верховенством власти на всей своей территории и независимостью в международных отношениях. Одновременно каждый из них в этой единой системе структурно обособлен и выступает в гражданском обороте от своего имени и самостоятельно отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

Надо учитывать и то, что в отличие от юридических лиц, каждый субъект этой группы наделен властными полномочиями. Высший уровень их у Российской Федерации как суверенного государства. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. Государство в законодательном порядке устанавливает обязательные для всех (в том числе и самого государства) правила, определяющие правосубъектность участников оборота, взаимоотношения по осуществлению права собственности и других вещных прав, а также обязательственных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и др. В пределах своей компетенции осуществляют законодательную функцию субъекты Российской Федерации (ст. ст. 5, 73 Конституции РФ).

Властными полномочиями обладают также муниципальные образования. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Последние не входят в систему органов государственной власти, но могут наделяться законом определенными государственными полномочиями (ст. ст. 12, 132 Конституции РФ).

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.

Особенностью рассматриваемой группы субъектов гражданского права является то, что они относятся к категории публично-правовых образований. Основное назначение их деятельности заключается в достижении публичных (общественных) целей в масштабе всей страны (государство), отдельного региона (субъекты РФ) либо определенной местности (муниципальное образование). В связи с этим правовой режим публично-правовых образований во многом определяется нормами публичного права (конституционного, административного и др.). И только тогда, когда Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования вступают в гражданско-правовые отношения, их деятельность целиком подчиняется действию гражданского права.

Наконец, нельзя не отметить, что большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц (гл. 4 ГК), неприменимо к правосубъектности Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям. Это касается норм о порядке возникновения и прекращения юридических лиц, об учредительных документах, государственной регистрации, видах юридических лиц, их филиалах, представительствах. Иначе, чем для юридических лиц, решены вопросы ответственности по обязательствам (ср. п. 1 ст. 56 со ст. 126 ГК).

Показательно и то, что нормы о правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований законодатель поместил не в гл. 4 «Юридические лица», а в самостоятельной главе ГК (гл. 5), выделяя тем самым эту категорию лиц в самостоятельную группу субъектов гражданского права.

В последнее время по поводу изложенной выше традиционной в науке гражданского права трактовки гражданской правосубъектности государства и иных государственно-правовых образований как особой группы субъектов гражданского права, не являющихся юридическими лицами, высказаны критические замечания.

По мнению Д.В. Пяткова, существуют различные способы персонификации государства и других публичных образований как субъектов права. Государство и иные публично-правовые образования, обладающие властными полномочиями, являются субъектами конституционного права. А выступая в сфере хозяйственной, экономической, они лишаются своих публично-властных свойств и предстают как хозяйственные публичные организации. Поэтому нельзя говорить о РФ, ее субъектах и муниципальных образованиях как о самостоятельных субъектах гражданского права. «Субъектами гражданского права являются одноименные лица, обладающие гражданской правосубъектностью… Хозяйственная публичная организация - это не государство в гражданском правоотношении, а юридическое лицо, участвующее в имущественном правоотношении».

Предлагаемая Д.В. Пятковым концепция правосубъектности государства и других публично-властных образований вряд ли приемлема. Прежде всего она противоречит законодательному решению проблемы. Как показано выше, закон не считает государство и других лиц, входящих в эту группу субъектов гражданского права, юридическими лицами. Они повсюду в законе обозначаются каждый своим именем и нигде не называются юридическими лицами (см. гл. 4, ст. 16, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 179, ст. ст. 212, 240, 279, 306, 525, 817, 1069, 1070, п. 2 ст. 1116, ст. 1151 ГК).

У государства, выступающего в качестве субъекта гражданско-правовых отношений, вопреки высказанному взгляду, суверенитет, властные полномочия не исчезают. Иначе не было бы необходимости в п. 1 ст. 124 ГК специально указывать, что оно выступает на равных началах с другими участниками гражданских отношений. Наконец, при предлагаемом подходе невозможно обосновать наличие у государства иммунитета при его выступлении во внешнеэкономических отношениях (ст. 127 ГК).

Включение Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в число участников гражданских правоотношений означает обязательность соблюдения ими основных начал гражданского законодательства, среди которых первостепенное значение имеет принцип равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений.

Этот принцип, зафиксированный в ст. 1 ГК, обязателен для всех субъектов гражданского права. Между тем, учитывая особые, отмеченные выше качества государства, субъектов РФ и муниципальных образований, законодатель повторно, специально для этой группы субъектов, подчеркивает, что они «выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами» (ст. 124 ГК).

Внутренне присущее гражданско-правовому регулированию свойство равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями властных полномочий при осуществлении ими своей гражданской правосубъектности. Во все периоды существования гражданских правоотношений - при их возникновении, реализации и прекращении - эти субъекты не могут реализовать свои властные полномочия в отношении других участников гражданских правоотношений. Они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.

Вместе с тем следует отметить, что государство, обладая властными полномочиями, в рамках публичного права имеет возможность воздействовать на гражданско-правовые отношения, уже существующие в реальности (см., например, ст. 417, п. 2 ст. 422 ГК).

В нормах финансового права имеют место попытки «забывать» о принципе равенства в имущественных отношениях с иными субъектами гражданского права; используя законодательные возможности публичной власти, поставить государство в привилегированное положение в отношении других участников гражданского оборота. Например, Бюджетный кодекс РФ содержит нормы, ограничивающие объем гражданских правомочий контрагентов государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Согласно п. 4 ст. 161 БК РФ, если уменьшен объем бюджетных средств, выделяемых такому учреждению для финансирования заключаемых им договоров, то, во-первых, бюджетное учреждение и его контрагент должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора; во-вторых, от бюджетного учреждения его контрагент вправе потребовать только реальный ущерб, причиненный изменением условий договора, а не убытки в полном объеме (т.е. и упущенную выгоду), как это предусмотрено ст. 15 ГК. Тем самым государство и иные публично-правовые образования как собственники имущества созданных ими бюджетных учреждений приобретают возможность ограничения объема субсидиарной ответственности, которую они несут по обязательствам своих учреждений при недостаточности у последних денежных средств (ст. 120 ГК).

Иначе решается проблема правосубъектности государства и иных публично-правовых образований в законодательстве иностранных государств. По общему правилу, в гражданских кодексах и других законодательных актах этих стран, а также в научных исследованиях государство и иные публично-правовые образования признаются юридическими лицами публичного права. Среди критериев, отграничивающих данную группу юридических лиц от юридических лиц частного права, обычно называют публичный характер преследуемых ими целей, наличие властных полномочий, возникновение и прекращение их на основе специальных актов государственных органов.

К юридическим лицам публичного права относятся: государство (в гражданско-правовых отношениях оно действует обычно в качестве казны), государственно-территориальные и муниципальные образования, организации и учреждения, осуществляющие общественно полезные функции.

В дореволюционной России группу юридических лиц публичного права составляли: казна, представляющая государство с хозяйственной стороны, дворянское, городское и сельское общества, земство (городское и уездное), казенные учебные заведения, монастыри, церкви, архиерейские дома.

Деятельность юридических лиц публичного права регламентируется нормами конституционного, административного и других отраслей публичного права. Если они оказываются субъектами имущественных отношений, на их деятельность распространяются нормы частного права (гражданского, торгового). В таких случаях их правосубъектность приравнивается к правосубъектности юридических лиц частного права.

2 . Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

В соответствии со ст. 125 ГК участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления без специального уполномочия. Органы государственной власти и органы местного самоуправления действуют соответственно от имени государства, или его субъекта, или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Стороной гражданского правоотношения становится в этих случаях не орган государственной власти или орган местного самоуправления, а само государство, либо его субъект, либо муниципальное образование.

Между тем государственные и муниципальные публично-правовые образования нередко для осуществления имущественных отношений наделяют свои органы (например, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Министерство имущественных отношений РФ) правами юридических лиц обычно в форме учреждений с закреплением за ними имущества на праве оперативного управления.

Возникает ситуация, при которой один и тот же орган может действовать в двух ипостасях: как орган публично-правового образования, реализующего свои полномочия от его имени, или как орган учреждения (юридического лица), действующего от имени последнего. В этих случаях, особенно при возникновении вопроса о субъекте ответственности за нарушение договорных обязательств, важно уяснить, в каком качестве действовал орган в данном правоотношении.

Критерием, позволяющим принять правильное решение, по мнению Е.А. Суханова, является выяснение вопроса о том, в чьих интересах - публично-правового образования как субъекта гражданского права или его юридического лица (финансируемого им учреждения) возникло соответствующее гражданское правоотношение. Вывод о том, в состав какого имущества - непосредственно государственного (муниципального) или имущества этого юридического лица - включается результат товарообмена, зависит от ответа на поставленный вопрос.

Какие же органы государственной власти и органы местного самоуправления могут, реализуя установленную для них компетенцию, действовать в сфере гражданского права от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований?

На федеральном уровне от имени государства возможностью своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде обладают Президент, Правительство, министерства, ведомства и другие органы государственной власти. Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

Так, Министерство имущественных отношений РФ в пределах своей компетенции осуществляет от имени Российской Федерации: управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда выполнение указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов; закрепление находящегося в федеральной собственности имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений; предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, государственным учреждениям и казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования, а другим организациям и гражданам - в аренду; принятие в установленном порядке решений о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в ведении Министерства учреждений; реализацию прав акционера (участника) акционерных обществ (хозяйственных обществ), акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности; передачу для продажи в установленном порядке объектов приватизации специализированному государственному учреждению, которому Правительством РФ предоставлены функции по продаже приватизируемого федерального имущества и т.п.

Среди органов государства, выступающих от его имени в гражданском обороте, важная роль принадлежит Федеральному казначейству РФ. Казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, состоящую из Главного управления федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов в республиках, краях, городах и районах. Органы казначейства являются юридическими лицами, организуют, осуществляют и контролируют исполнение бюджета, управляют доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, обслуживают совместно с Центральным банком государственный внутренний и внешний долг РФ, организуют и осуществляют в установленном порядке размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, и др.

От имени субъектов РФ в гражданских правоотношениях могут выступать президенты, губернаторы, правительства, министерства и ведомства, администрации и др. Среди органов местного самоуправления (их наименования устанавливаются в уставах муниципальных образований), выступающих в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени муниципальных образований, следует назвать городские, сельские, поселковые собрания народных представителей, исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Наряду с изложенным порядком участия государства, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях закон предусматривает и иной специальный правовой механизм такого участия. Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Случаи и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, нормативными актами федерального уровня и актами субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, выступление от имени государства, субъектов РФ и муниципальных образований в рассматриваемых случаях должно опираться на нормативный акт, допускающий такую возможность, договор поручения и доверенность соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Сфера участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется рамками их гражданской правоспособности, которая трактуется в юридической литературе как специальная, допускающая возможность иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом.

Правоспособность государства и иных публично-правовых образований не может быть признана общей (универсальной). Эти субъекты в условиях правового государства, действуя в сфере гражданского права, не могут обладать такой полнотой свободы воли, которая позволяла бы им совершать любые гражданско-правовые действия. Их основное назначение заключается в обеспечении публичных интересов, жизненно важных потребностей общества. Этими рамками, определяемыми в Конституции и других законах, и ограничивается гражданская правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Поэтому ее называют специальной правоспособностью.

Предложение именовать (и, следовательно, считать) правоспособность государства и иных публично-правовых образований целевой, т.е. вытекающей из тех функций носителей публичной власти, которые они выполняют в интересах общества, вряд ли вносит что-либо новое в уяснение ее сущности. Основной критерий, который, по мнению сторонников такого решения, не позволяет считать правоспособность рассматриваемых лиц специальной, заключается в том, что государство, принимая законы, само может устанавливать более широкий объем своей правоспособности. Но разве оно не может поступить так же в том случае, если правоспособность государства признать целевой? Главное, видимо, заключается в том, что государство и иные публично-правовые образования при участии в гражданско-правовых отношениях могут обладать лишь теми правами и обязанностями, которые прямо предусмотрены законом. При отсутствии такой прямой фиксации в законе и иных нормативных актах гражданско-правовые действия названных субъектов также признаются правомерными, если не противоречат основным целям их деятельности. Традиционно это именуется специальной правоспособностью.

Сфера гражданско-правовых отношений, участниками которых являются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, достаточно широка. Важнейшими среди них являются отношения собственности. Российской Федерации принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам РФ, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК).

Как и любому иному собственнику, Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям принадлежат права владения, пользования и распоряжения их имуществом. Они могут осуществлять правомочия собственника как непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и опосредованно, создавая самостоятельные субъекты гражданского права - унитарные предприятия и учреждения с закреплением за ними имущества на вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления. В последнем случае имущество остается в собственности публично-правового образования.

В Постановлении Правительства РФ от 31 августа 2000 г. №648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» установлено, что государственная регистрация права хозяйственного ведения и оперативного управления на закрепленное за организацией имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним «осуществляется с указанием Российской Федерации как собственника данного имущества».

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов гражданского права и в обязательственных отношениях. Существует много и иных случаев такого выступления. От имени Российской Федерации действует Министерство финансов РФ, когда выпускает государственные займы (ст. 817 ГК). Государство, субъекты РФ, а также муниципальные образования гарантируют в порядке их субсидиарной ответственности возврат вкладов граждан банками, в уставном капитале которых более 50% их акций или долей участия (п. 1 ст. 840 ГК). Названные субъекты гражданского права являются участниками обязательственных отношений, возникающих при эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг, а также при организации лотерей (ст. 1063 ГК).

Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ могут выступать государственными заказчиками в договорных связях по поставкам и подряду для государственных нужд (ст. ст. 525, 763 ГК).

Широкий круг полномочий по участию в гражданско-правовых обязательствах предоставляет органам местного самоуправления, действующим от имени муниципальных образований, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки; определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов, выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты (ст. 29, 42). Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территорий, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг для населения.

Возможно участие государства, субъектов РФ, муниципальных образований в иных договорных правоотношениях при условии, что эти действия не выходят за рамки их правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота (например, в договорах поручения, доверительного управления имуществом, совместной деятельности и др.). Российская Федерация становится участником гражданско-правовых отношений в случаях взыскания в доход государства имущества по некоторым недействительным сделкам (ст. ст. 169, 179 ГК).

Закон предусматривает участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований также в обязательствах из причинения вреда, в которых они могут выступать в качестве субъектов ответственности. Они обязаны возмещать вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. ст. 16, 1069 ГК). Государство, а в случаях, предусмотренных законом, субъекты РФ и муниципальные образования обязаны возмещать вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ст. 1070 ГК).

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут быть участниками наследственных правоотношений. Любой из названных субъектов может быть призван к наследованию по завещанию, а Российская Федерация при определенных условиях - и к наследованию по закону (ст. ст. 1116, 1151 ГК).

Если в составе объектов наследственного правопреемства имеются исключительные права наследодателя на произведения литературы, науки, искусства, изобретения и т.п., то названные субъекты гражданского права могут стать обладателями тех правомочий в составе исключительных прав, которые в соответствии с нормами наследственного права переходят к наследникам. Переходят по наследству, например, право на использование произведения, право на получение авторского вознаграждения, патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец и право на их получение (ст. 29 Закона РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»; п. 6 ст. 10 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. «Патентный закон Российской Федерации»

В соответствии с действующим законодательством участниками гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеэкономической деятельности могут быть любые субъекты гражданского права. Право Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований быть участниками этой деятельности предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ст. 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», ст. 34 Федерального закона от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Осуществляя внешнеэкономическую деятельность, каждый субъект гражданского права самостоятельно заключает внешнеэкономические договоры с иностранными гражданами и юридическими лицами, исполняет их и несет ответственность в случаях нарушения обязательств.

При совершении государственными либо муниципальными юридическими лицами внешнеэкономических сделок с иностранными субъектами государство, субъекты РФ, муниципальные образования не являются участниками внешнеэкономического оборота. Они становятся участниками внешнеэкономических гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном ст. 125 ГК, т.е. заключения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании специальных поручений Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований.

Следует иметь в виду, что согласно ст. 11 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Российская Федерации, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Так, в Постановлениях Правительства РФ от 5 января 1995 г. №14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» и от 14 января 2002 г. №10 «Об утверждении Порядка отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации» содержится перечень возможных гражданско-правовых сделок и порядок принятия решений о их совершении в отношении недвижимого имущества, находящегося за рубежом.

Основные положения порядка привлечения из иностранных источников денежных средств, а также предоставления кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям предусмотрены в БК РФ (ст. ст. 7, 8, 95, 99, 106, 108, 109, 122 - 128).

От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические сделки торговые представительства РФ за границей и иные органы исполнительной власти (Минимущество РФ, Минфин РФ, Центральный банк РФ и др.), наделенные соответствующей компетенцией. Например, получение иностранных кредитов Российской Федерацией осуществляется Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых договоров и гарантий от имени Российской Федерации или Правительства РФ. Такие договоры, включая предоставление гарантий по займам, могут заключать также федеральные органы исполнительной власти или российские юридические лица, если они действуют по полномочию Правительства, оформленному в виде его постановления.

3 . Ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам

Закон устанавливает, что Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования подобно любому иному субъекту гражданского права несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица, либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников их имущества. Точно так же на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в распоряжении последних денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

Как отмечалось выше, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в определенных случаях выступают как субъекты внедоговорной ответственности (ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК).

Российская Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества: а) которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления и б) которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК). Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, являются средства соответствующей казны (государственной казны, казны субъекта РФ или муниципальной казны). Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2006 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при удовлетворении иска денежные суммы взыскиваются за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Согласно ст. 127 ГК особенность ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности.

Пока такой закон не принят. Действующее же гражданско-процессуальное законодательство признает принцип судебного иммунитета, т.е. считает невозможным предъявление иска в суде в Российской Федерации к иностранному государству, обеспечение иска, обращение взыскания на его имущество, находящееся в стране, без прямого согласия компетентных органов этого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (ст. 401 ГПК).

В отдельных случаях российское законодательство допускает возможность отказа государства от иммунитета при оформлении конкретных договоров с иностранными участниками. Так, отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения может быть предусмотрен в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами (см. ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»).

Следует иметь в виду, что в зарубежном праве распространен иной подход к принципу иммунитета государства. В законах и судебной практике ряда зарубежных государств закреплена доктрина функционального (ограниченного) иммунитета, согласно которой иностранное государство, осуществляя коммерческую деятельность, действует уже не как суверен, а как частное лицо и поэтому отказывается от иммунитета по требованиям, вытекающим из такой деятельности. Положения этой доктрины выражены в законах США, Великобритании, Канады, Австралии и др., в международных, в судебной практике зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии, Франции, Бельгии и др.).

Заключение

Государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и органы власти по своей юридической природе являются юридическими лицами публичного права, которые могут быть наделены гражданской правосубъектностью, и вместе составляют подвид юридических лиц - категорию «юридические лица публичного права» (публично-правовые образования).

Проблема государственного устройства во всех формах, так или иначе, касается более или менее развитых стран, по существу является глобальной, поскольку органически связана с другой, более крупной - о форме проявления в государствах.

Основы конституционно-правового статуса РФ определены в главе 3 «Федеративное устройство» (ст. 65-79) в других главах и статьях Конституции РФ, в федеральных и иных нормативно-правовых актах.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономная область, автономных округов - равноправных субъектов РФ.

Однако эта норма нуждается в уточнениях. Равноправие субъектов не следует рассматривать абстрактно юридически; статус каждой разновидности субъекта имеет свои особенности.

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Однако большинство автономных округов входят в состав краев и областей и должны были бы рассматриваться как государственные образования наряду с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма, то есть Конституция все же предусматривает различие субъектов, хотя это различие в ней ясно не выражено.

К сказанному нужно, конечно, добавить территорию, людские и сырьевые ресурсы, другие особенности разновидностей субъектов РФ. Нельзя всерьез говорить о каком-то абстрактном равноправии.

В вопросе о разграничении предметов ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и субъектов РФ как показал опыт, недостаточно руководствоваться Конституцией РФ. В результате родилась практика заключения договоров о разграничении ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов.

В настоящее время идет процесс объединения субъектов РФ, что предполагает многочисленные проблемы в сфере государственного строительства, так как укрепление автоматически не сделает субъекты Федерации стабильно развивающимся. Необходимо реальное стимулирование экономики. Но, не имея развитой законодательной базы субъектов РФ трудно говорить об успешном решении вопрос правосубъективности.

Список литературы

1. Аваньян В.А. Право коренных малочисленных народов Севера на национально-территориальное образование // Государство и право, 2010 г., №3

2. Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. №1.

3. Баглай М.В. Конституционное право РФ - М.: НОРМА, 2008 г.

4. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. Калпина А.Г., Масляева А.И.М.: Юристъ, 2008. 472 с.

5. Гражданское право: Учебник (Отв. ред. Е.А. Суханов). - М.: Волтерс Клувер, 2005.С. 190.

6. Гражданское право: Учебник (Отв. ред. А, П. Сергеев, Ю.К. Толстой). - М.: Волтерс Клувер, 2009.С. 220.

7. Гражданское право России; Под ред. О.Н. Садикова; Издат-во «Юридическая литература».; М.; 2009 г.

8. Гражданское право России; под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева; Издат-во «Юридическая литература».; М.; 2009 г.

9. Габригидзе Б.Н., Черневский А.Г. Конституционное право России - М.: Издательско-торговая корпорация «Доликов и К», 2008 г.

10. Гришаев С.П. Гражданское право. Часть первая в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2009., 141 с.

11. Глигич-Золотарева М.В. Субъектный состав РФ: эпоха перемен уже наступила // Государство и право, 2006 г., №10

12. Комментарий к ГК РФ ч. 1.; Юридическая фирма «Контракт»; Изд. дом «Инфра-М»; М.; 2003.

13. Комментарий к гражданскому кодексу. Ч. 1. / Под. ред. Садикова. 2-е изд. М. 2002. С. 298.

14. Конституционное право России / отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: 2009 г.

15. Кутафин О.Е. Российская автономия - М.: 2009 г.

16. Мольев Д.В. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ // Российская юстиция. 2010 г., №1

17. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. О.Е. Кутафина - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: Юрист, 2009 г. С. 296.

18. Уткин Р.В. Правовая система субъектов РФ: направление реформы // Закон и право, 2009 г., №7.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие публично-правовых образований как субъектов гражданского права. Вопрос о формах участия публичных образований в гражданских правоотношениях. Особенности гражданско-правовой ответственности. Практика рассмотрения споров и взыскания средств.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    В перечне субъектов гражданских правоотношений наряду с гражданами и юридическими лицами закон называет также Российскую Федерацию, субъектов Федерации и муниципальные образования. Их гражданская правосубъектность. Ответственность по обязательствам.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Правовое положение Российской Федерации и субъектов РФ как лиц и как носителей власти. Гражданская правоспособность муниципального образования. Непосредственное и опосредованное участие и ответственность публичных образований в гражданском обороте.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Предпосылки и составные части гражданской правосубъектности: правоспособность и дееспособность. Образование и прекращение юридических лиц. Правоспособность государства и муниципального образования. Формы участия государства в гражданском обороте.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2013

    Понятие гражданской дееспособности физического лица. Юридические принципы установления опеки, попечительства и патронажа над несовершеннолетними. Особенности государства и других публично-правовых образований как субъектов гражданских правоотношений.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2010

    Ознакомление с понятием, значением, видами и способами исчисления сроков в гражданском праве. Характеристика гражданской правоспособности и дееспособности публично-правовых образований. Определение участия государства во внешнем гражданском обороте.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2010

    Правовое положение Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права. Участие РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Опосредованное и непосредственное участие государства в гражданском обороте.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2015

    Понятие, субъекты гражданских правоотношений. Сущность и содержание правоспособности. Виды дееспособности. Публично-правовые образования и граждане (физические лица) как участники правовых отношений. Юридическое лицо как субъект гражданского права.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2009

    Понятие, классификация, элементы, нормативно-правовое регулирование, качественные характеристики, существенные признаки и участники гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и обязанности. Характеристика гражданской правосубъектности.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2016

    Участие субъектов федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Основные признаки публичных правовых образований в конституционном праве. Структура и формы общественных объединений и организаций.

П. 1 ст. 125 ГК указывает на «органы государственной власти», способные выступать от имени публично-правовых образований в рамках своей компетенции в имущественном обороте, а п. 3 указанной статьи называет среди доверенных лиц, на которых публичные образования могут возложить по специальному поручению право действовать в обороте от их имени, не «органы государственной власти», а «государственные органы». Возникает вопрос об идентичности указанных терминов. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а государственную власть в субъектах РФ - образуемые ими органы государственной власти.

П. 1 ст. 125 ГК соответственно имеет указание именно на перечень органов государственной власти в соответствии со ст. 11 Конституции РФ, который в отношении федеральных органов имеет исчерпывающий характер. Сопоставление ст. 125 ГК и ст. 10 и 11 Конституции РФ приводит к выводу о том, что на федеральном уровне органами государственной власти, которые соответственно могут реализовывать гражданскую правоспособность государства, являются только суды, Президент, Федеральное Собрание и Правительство РФ как высшие представители трех ветвей государственной власти. Представляется, что п. 3 ст. 125 ГК охватывает также иные государственные органы, поскольку понятие «орган государства» следует трактовать шире, нежели понятие «орган государственной власти», ввиду того что понятие государственного органа является родовым по отношению к понятию органа государственной власти.

Так, согласно легальному определению, приведенному в подп. 2 ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», государственные органы - это органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Среди признаков органа государства обычно выделяют: во-первых, осуществление органом деятельности от имени государства, для чего он наделяется соответствующими государственно-властными полномочиями. Во-вторых, деятельность органа государства всегда юридически оформлена, она осуществляется на основании нормативного правового акта статутного характера, как правило - специального положения (устава) о государственном органе. В-третьих, орган государства представляет собой относительно обособленную, самостоятельную структуру, которая занимает свое, строго определенное место в системе государственных органов и осуществляет свою деятельность по реализации соответствующей государственной функции в пределах своей компетенции, то есть в конкретных, четко определенных законодательных формах, а также специфическими, присущими данному виду органов методами. В-четвертых, орган наделяется определенными финансовыми и другими материальными средствами. И в-пятых, орган государства создается в учредительном порядке или властным решением вышестоящего органа. В то же время признаками органа государственной власти ученые определяют то, что каждый орган: создается в соответствии с установленным порядком; обладает властными полномочиями, образующими его компетенцию; осуществляет деятельность в формах и методами, установленными правовыми актами.



Участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (публично-правовые образования) в гражданских правоотношениях характеризуется плюрализмом лиц, выступающих от их имени. Прежде всего, публично-правовые образования действуют через систему своих органов.

Согласно п. 1 ст. 125 ГК от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В силу п. 2 этой же статьи от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. П. 3 ст. 125 ГК предусматривает условия, при которых от имени публично-правовых образований могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Выступление государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан допускается лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъекта РФ и муниципального образования, при обязательном наличии специального на этот счет поручения.

17. Понятие, виды и объекты гражданских правоотношений. Классификация вещей

Гражданским правоотношением называется общественное отношение, имеющее волевой характер, участники которого выступают в качестве носителей субъективных гражданских прав и обязанностей.

Гражданские правоотношения являются самостоятельным видом общественных отношений. Они возникают в результате регулирования законодателем имущественных и неимущественных отношений, образующих предмет гражданского права. Последние не прекращают существования и после возникновения на их основе правовых отношений. Имущественные отношения, считающиеся основными в сфере гражданско-правового регулирования, выполняют функцию формы производственных отношений. Через посредство волевых имущественных отношений осуществляется воздействие гражданского права на производственные (экономические) отношения, возникающие помимо воли и создания человека. Именно в этом проявляется активная роль гражданского права в становлении и развитии рыночной экономики в современной России.

Классификация гражданских правоотношений может проводиться по различным основаниям. Исходя из содержания гражданские правоотношения могут быть разделены на имущественные и неимущественные, абсолютные и относительные, вещные и обязательственные.

Деление гражданских правоотношений на имущественные и неимущественные основано на том, что имущественные отношения имеют экономическое содержание и их объектами являются имущество, работы и услуги возмездного характера. Субъекты этих отношений преследуют цель удовлетворения своих материальных потребностей.

Неимущественные правоотношения возникают в связи с нематериальными благами, основанными на неимущественных интересах их участников, правах и свободах человека, авторских правах, правах на защиту чести, достоинства и деловой репутации.

В юридической литературе приводится классификация о делении гражданских правоотношений на абсолютные и относительные. Согласно данной классификации носителю абсолютного права (права собственности, исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и иные нематериальные блага) противостоит неопределенное число обязанных лиц. В относительном правоотношении (обязательственном правоотношении) правомочному лицу противостоят строго определенные обязанные лица. Нарушителем субъективного права в абсолютном правоотношении может быть любое лицо, в относительном правоотношении - конкретное лицо, уже состоящее до нарушения субъективного права в качестве участника данного правоотношения.

Деление гражданских правоотношений на вещные и обязательственные основано на том, что носитель права в вещных правоотношениях может осуществлять это право без содействия обязанных лиц (например, собственник имеет возможность пользоваться принадлежащей ему на праве собственности вещью для удовлетворения своих потребностей самостоятельно). Основополагающим вещным правом является право собственности.

Обладатель вещного права, по общему правилу, продолжает сохранять его, если вещь неправомерно перейдет к новому владельцу.

Субъект же обязательственного права в обязательственных правоотношениях может осуществлять это право только при условии, что ему окажут содействие обязанные лица (например, покупатель передает продавцу предусмотренную договором денежную сумму).

Гражданские правоотношения можно разделить на срочные, то есть ограниченные определенным сроком (примером могут служить авторские правоотношения, вытекающие из исключительного авторского права, действующего в течение жизни автора и 50 лет после его смерти, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора), и бессрочные, не ограниченные каким-либо сроком (например, право собственности). Однако в последнем случае правоотношение в любой момент может прекратить существование по воле собственника.

В статье 128 ГК РФ под объектами гражданских прав понимается не что иное как материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения. Безобъектных гражданских правоотношений не существует. Объекты гражданских правоотношений служат средством удовлетворения потребностей граждан и организаций. Статья 128 содержит закрытый перечень таких благ, что вряд ли согласуется с объективной реальностью. Гражданские правоотношения возникают по поводу и некоторых иных объектов, которые только с большой долей условности можно подвести под блага, перечисленные в ст. 128 ГК РФ. Поэтому правильнее считать, что ст. 128 ГК РФ указывает только на наиболее распространенные объекты гражданских прав. Такой подход в большей степени соответствует таким принципам гражданского права, как принципы дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и свободы договора.

Объектами гражданских прав является то, на что направлены права и обязанности субъектов гражданских правоотношений. Ст. 128 ГК РФ содержит перечень таких объектов:

вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

работы и услуги;

информация;

результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

нематериальные блага.

Среди объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128 ГК РФ, особое место принадлежит вещам. Вещи - суть материальные предметы внешнего по отношению к человеку окружающего мира. Ими являются как предметы материальной и духовной культуры, т.е. продукты человеческого труда, так и предметы, созданные самой природой и используемые людьми в своей жизнедеятельности, - земля, полезные ископаемые, растения и т.д.

Для гражданского права значение имеют лишь те вещи, которые обладают полезными свойствами, позволяющими их эксплуатировать и вступать по их поводу в правоотношения, вещи, способные удовлетворять какую-либо потребность человека. Не имеют правового значения и, таким образом, не могут выступать в качестве объектов те из них, которые не обладают полезными свойствами. Очень важно выделять группы вещей, для которых характерна общность правового режима, т.е. классифицировать все вещи по тем или иным признакам.

В зависимости от того, насколько те или иные вещи могут быть вовлечены в гражданский оборот, различают три группы вещей: изъятые из оборота, ограниченные в обороте, свободно обращаемые.

Вещи движимые и недвижимые.

Вещи потребляемые и непотребляемые.

Вещи, определяемые родовыми признаками, и вещи индивидуально-определенные.

Вещи делимые и неделимые.

Отдельные вещи и совокупность вещей.