Прения сторон в административном процессе. Окончание рассмотрения административного дела по существу. Судебные прения. Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

После исследования всех доказательств председательствующий в судебном заседании предоставляет слово для заключения по делу представителю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с ч. 7 ст. 243 КАС РФ, прокурору, участвующему в в соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС РФ, а также выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких объяснений в судебном заседании объявляет рассмотрение административного дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям (ст. 170 КАС РФ).

Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В судебных прениях первыми выступают административный истец, его представитель, затем — административный ответчик, его представитель.

Заинтересованное лицо, его представитель в судебных прениях выступают после сторон, их представителей.

Прокурор, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми.

Лица, участвующие в судебных прениях, не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.

Председательствующий в судебном заседании вправе применить меры процессуального принуждения и остановить выступающего в случае, если он выходит за пределы рассматриваемого административного дела.

Все лица, участвующие в деле, их представители после произнесения ими речей с разрешения суда могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит административному ответчику, его представителю.

В случае, если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу. После окончания рассмотрения административного дела по существу судебные прения происходят в общем порядке (ст. 172 КАС РФ).

Административное судопроизводство. Принципы и особенности процесса: Видео

4) возникла необходимость совершения иных процессуальных действий;

5) имеется ходатайство лица, участвующего в деле, о необходимости получения дополнительных доказательств и иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела.

Об отложении судебного разбирательства административного дела суд выносит определение.

При отложении рассмотрения дела суд обязан назначить дату нового судебного заседания и объявляет эту дату присутствующим лицам под расписку. Неявившиеся лица и вновь привлекаемые в процесс участники извещаются о месте и времени нового судебного заседания.

Поскольку при отложении разбирательства судебное заседание оканчивается, а новое начинается с самого начала, принцип непрерывности в период между такими двумя заседаниями не действует. Определение об отложении разбирательства дела обжалованию в вышестоящий суд не подлежит, но постановивший его суд может сам изменить дату возобновления процесса.

Если после отложения стороны не настаивают на повторном объяснении всех участников процесса, знакомы с материалами, в том числе с объяснениями участников процесса, которые давались ранее, то суд в целях ускорения процесса вправе предоставить возможность участникам процесса подтвердить ранее данные объяснения без повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы. Также суд при отложении разбирательства вправе допросить явившихся свидетелей , если в судебном заседании присутствуют стороны, чтобы не повторять их показания в новом судебном заседании. Повторный вызов этих свидетелей допускается в случае необходимости.

Перерыв необходимо отличать от отложения. Перерыв - это короткий промежуток времени в период рассмотрения одного дела, когда рассмотрение других гражданских, уголовных или административных дел полностью исключается. После перерыва производство по делу продолжается с того момента, на котором оно было остановлено до перерыва. Отложение допускается на более длительный срок, необходимый для совершения отдельных процессуальных действий. Поэтому во время отложения разбирательства дела суд рассматривает другие дела, после отложения разбирательство дела начинается с самого начала.

Приостановление производства - это временная и полная остановка всех процессуальных действий по делу, вызываемая наступлением указанных в законе обстоятельств, препятствующих дальнейшему судопроизводству .

В этом случае дело хотя и не окончено, но полностью до возобновления снимается с производства. Приостановление подразделяется на обязательное (ст. 190 КАС) и факультативное (ст. 191 КАС) в зависимости от оснований, которые устанавливаются законом, и расширительному толкованию не подлежит.

В силу ст. 190 КАС суд обязан приостановить административное производство по делу в случае:

Согласно ст. 194 КАС суд должен прекратить производство по делу, если:

Административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС;

Имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов , решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;

Административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;

Стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;

Административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;

В производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

Производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных ст. 125 и 126 КАС, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных КАС случаях.

Оставление заявления без рассмотрения осуществляется определением суда. В определении суд обязан указать способы устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, решить вопрос о возврате государственной пошлины, распределении судебных расходов (ст. 197 КАС).

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованные лица вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке. На определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба .

Протокол судебного заседания

В ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме (ст. 204 КАС).

В протоколе полно и четко отражаются все существенные действия, причем в той последовательности, в какой они на самом деле совершались. Статья 205 КАС подробно регулирует содержание протокола.

Секретарь судебного заседания составляет протокол и обеспечивает контроль за использованием в ходе судебного заседания или при совершении отдельного процессуального действия стенографирования, средств аудио- и (или) видеопротоколирования, систем видеоконференц-связи и (или) иных технических средств. Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного заседания. Носители информации, полученной с использованием стенографирования и (или) иных технических средств, приобщаются к протоколу.

Протокол может быть написан от руки или составлен с использованием технических средств. Протокол подписывается председательствующим в судебном заседании и секретарем судебного заседания. Все внесенные в протокол изменения, дополнения, исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями председательствующего в судебном заседании и секретаря судебного заседания.

Протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее чем через три дня после дня окончания судебного заседания, протокол отдельного процессуального действия, совершенного вне судебного заседания, - не позднее следующего рабочего дня после дня совершения этого действия.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом судебного заседания, протоколами совершения отдельных процессуальных действий, записями на носителях информации. На основании ходатайств в письменной форме и за счет лиц, участвующих в деле, их представителей могут быть изготовлены копия протокола, копия записи с носителя информации.

Лица, участвующие в деле, их представители в течение трех дней со дня подписания протокола вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или) на его неполноту. Замечания на протокол, представленные по истечении указанного срока , судом не рассматриваются и возвращаются представившему их лицу. Замечания на протокол рассматривает подписавший его судья в течение трех дней со дня подачи таких замечаний без извещения лиц, участвующих в деле. О принятии замечаний на протокол либо о полном или частичном их отклонении выносится определение суда. Замечания на протокол и определение суда в отношении таких замечаний приобщаются к протоколу судебного заседания.

1. Судебные прения - этап (часть) судебного разбирательства, состоящий из речей участвующих в деле лиц, в которых подводятся итоги исследования доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела (фактов, входящих в предмет доказывания).

Прокурор и представители, являющиеся по специальности юристами (адвокаты, юрисконсульты), в обоснование своего вывода, изложенного в прениях, должны ссылаться не только на установленные в судебном заседании факты, подтвержденные доказательствами, но и на правовые нормы, которыми с их точки зрения регулируются данные правоотношения. Остальные участники судебных прений вправе, но не обязаны это делать.

2. Очередность выступления участников процесса в судебных прениях четко определена законом и практически не отличается от последовательности, в которой лица, участвующие в деле, выступают с объяснениями на этапе рассмотрения дела по существу (см. комментарий к ст. 159 КАС). Устанавливая очередность выступления с речами, законодатель, с одной стороны, обеспечивает лицам, участвующим в деле, и представителям необходимые условия для реального осуществления права выступить, что очень важно с точки зрения отстаивания участниками процесса своей позиции перед судом. В то же время, закрепляя жесткую последовательность выступлений, законодатель гарантирует незыблемость известного постулата "Audiatur et altera pars!" ("Да будет выслушана и противоположная сторона!"), в котором находят отражение одновременно и принцип состязательности, и принцип процессуального равноправия сторон.

Субъекты, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав других лиц), как инициаторы возбуждения дела выступают в прениях первыми.

Таким образом, очередность выступления участвующих в административном деле лиц в судебных прениях выглядит следующим образом. Первыми выступают административный истец, его представитель (при возбуждении дела в защиту интересов другого лица первым выступает квазиистец, которым в силу ст. ст. 39, 40 КАС может быть прокурор, государственный орган, должностное лицо, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ). Далее слово для выступления в прениях получают административный ответчик, его представитель. После сторон в судебных прениях выступают заинтересованные лица, вступившие или привлеченные судом к участию в деле в порядке ст. 47 КАС, и их представители. Прокурор, вступивший в уже начатое дело с целью дачи заключения в порядке ч. 7 ст. 39 КАС, а также представитель Центральной избирательной комиссии РФ, привлеченный судом к участию в деле о защите избирательных прав или права на участие в референдуме в порядке ч. 7 ст. 243 КАС, правом участия в судебных прениях не обладают.

Выступление в прениях - право, а не обязанность лица, участвующего в административном деле, поэтому со стороны суда важно обеспечить возможность выступления в прениях всем желающим из числа управомоченных законом лиц, а воспользоваться ею или нет, каждый решает по своему усмотрению. При совместном с представителем ведении дела кем-либо из участников процесса право на участие в прениях может быть реализовано как ими обоими, так и одним из них.

За самовольное нарушение участником судебного разбирательства последовательности выступлений (в том числе и в судебных прениях) к нарушителю может быть применена мера процессуального принуждения в виде лишения его слова от имени суда (см. комментарий к ст. 118 КАС).

3. Продолжительность судебных прений и их содержание законом не ограничены. Однако участники прений не вправе ссылаться на новые обстоятельства, доказательства, не исследованные в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, могут отказаться от выступления в прениях, однако это не лишает их возможности выступить в порядке реплики.

4. Одной из новелл КАС является закрепление нового института, получившего название "меры процессуального принуждения" (см. комментарий к гл. 11 КАС). В рамках данного института установлен более широкий спектр мер воздействия на лиц, нарушающих порядок в судебном заседании, по сравнению со ст. 159 ГПК и ст. 154 АПК, две из которых напрямую связаны с устной формой проведения судебного разбирательства и могут быть применены на этапе судебных прений, а именно: 1) ограничение выступления участника судебного разбирательства от имени суда, если этот участник касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству; 2) лишение слова участника судебного разбирательства от имени суда, если он самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом (ст. 118 КАС). Применительно к этапу судебных прений комментируемая статья дополнительно наделяет суд полномочием остановить выступающего в случае, если он выходит за пределы рассматриваемого административного дела, что вполне согласуется с руководящей ролью председательствующего в судебном заседании, закрепленной в ст. 143 КАС (см. комментарий к названной статье).

5. Реплика - краткое вторичное выступление с целью восполнения или уточнения сказанного в прениях по вопросу полноты исследования относящихся к делу обстоятельств, их правовой оценки, выводов, которые должны быть сделаны судом при вынесении решения. Право реплики принадлежит всем участвующим в деле лицам и представителям, в том числе и тем из них, которые отказались от выступления в прениях. Хотя в ч. 6 комментируемой статьи не указана последовательность выступлений в порядке реплики, представляется логичным соблюдение очередности, определенной в ч. ч. 1 - 3 данной статьи. Однако право последней реплики в любом случае принадлежит ответчику и его представителю.

Заявитель просит оправдать его подзащитного в виду отсутствия события преступления так как данное преступление сфабриковано работниками милиции.

Речь в прениях.
Ваша честь. Мы завершили рассмотрение уголовного дела в отношении ____________________, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.228 ч.1 УК РФ.
Как в ходе предварительного следствия, так и в ходе судебного следствия мой подзащитный свою вину не признал и показал, что к данному преступлению никакого отношения не имеет, никогда не приобретал и не хранил у себя дома наркотическое вещество - марихуану. При производстве обыска один из работников находился на улице все время, а один работник оперуполномоченный ____________ постоянно выходил из комнаты, где производился обыск, в другое помещение.
Считаю, что стороной обвинения достаточных доказательств вины моего подзащитного не представлено.
Доводы о невиновности _______________ подтверждаются исследованными в суде доказательствами.
Обыск в жилище моего подзащитного произведен с нарушением норм УПК РФ, что подтверждается показаниями свидетеля __________, который показал, что, когда он совершал утреннюю пробежку, его попросили работники милиции, вместе с ними был и __________, присутствовать в качестве понятого, на что он согласился. Он не помнит, чтобы ему разъяснялись его права и обязанности. Также он показал, что начали производство обыска с большой комнаты, и в момент производства обыска в этой комнате, ему надоело постоянно находиться на одном месте, он решил выйти на улицу. Когда он выходил на улицу, то видел, как один из работников милиции находился в прихожей один, возле шкафа с книгами, и что-то там делал. Он вышел на улицу. Свидетель показал, что не видел, как упаковывались три коробка с наркотическом веществом, видел лишь, как опечатали гильзы, также видел опечатанным только лишь один черный пакет, а что именно внутри пакета находилось он не знает.
В нарушение требований ст.182 УПК РФ обыск произведен в отсутствие следователя В протоколе обыска от ___________ года отсутствуют сведения о том, что обнаруженные спичечные коробки с наркотическим веществом осмотрены, упакованы и опечатаны.
В постановлении о производстве обыска имеются исправления в фамилии моего подзащитного, а согласно материала, истребованного из ___________ районного суда, вынесено постановление о производстве обыска в жилище _________________.
Судом было дано разрешение о производстве обыска в жилище ______________, а не ________________, следовательно, работники милиции вообще не имели никакого права производить обыск у _______________.
Также прошу обратить внимание суда на протокол о производстве выемки верхней одежды и смывов с рук у ______________ от ___________ года. Как указал мой подзащитный верхнюю одежду он передал дознавателю дома, а сам переоделся в другую одежду и лишь смывы с рук были взяты в __________ РОВД г. ___________.
Сам протокол составлен с нарушением норм ст.60 УПК РФ, так в соответствии с данной статьей, понятой должен быть не заинтересованным в исходе уголовного дела лицом. А как показал сам дознаватель ___________, допрошенный в ходе судебного заседания, выемка произведена в присутствии понятых, один из которых являлся стажером ___________ РОВД г. __________, а второй родственником дознавателя.
В протоколе осмотра предметов от ____________ года также отсутствуют сведения о том, что после осмотра вещественное доказательство было упаковано и опечатано.
Допрошенный в качестве свидетеля, понятой ___________ подтвердил показания свидетеля _____________ в той части, что во время обыска тот выходил покурить. Также __________ показал, что он находился около 8 часов утра в районе троллейбусного парка и его попросили присутствовать в качестве понятого при производстве обыска. Второго понятого нашли уже на месте. __________ показал, что были найдены три спичечных коробка с наркотическим веществом, которые, по всей видимости, были упакованы в два черных пакета. Также были найдены гильзы, но были ли они опечатаны, он не помнит.
Прошу суд заметить, что понятой ____________ лицо, ранее судимое за особо тяжкое преступление, и возможно работники милиции имели на него какое-то влияние.
Показания свидетелей обвинения не логичны, не последовательны и противоречат друг другу. А именно свидетель ____________ показал, что они производили обыск в жилище ____________ в виду того, что он подозревался в причастности к совершению разбойного нападения. Также он показал, что оба понятых для производства обыска в жилище ___________ были найдены в районе места жительства моего подзащитного.
А свидетель _____________ показал, что обыск производился в виду того, что ____________ подозревался в незаконном хранении и сбыте наркотических средств.
На основании изложенного, в соответствии со ст.75 УПК РФ прошу - постановление о разрешении производстве обыска в жилище ___________ от __________ года, протокол обыска от ____________ года, протокол выемки от ___________ г., признать недопустимыми доказательствами, поскольку они получены с нарушением требований настоящего Кодекса, и исключить их из перечня доказательств.
Считаю, что вина моего подзащитного не нашла своего подтверждения, остались сомнения в его виновности не устранимые на данный момент, а все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены, толкуются в пользу обвиняемого.
Прошу моего подзащитного ____________ оправдать в виду отсутствия события преступления, так как данное преступление сфабриковано работниками милиции.

Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом если проведено судебное разбирательство по административному делу. К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки . Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.

Судебное разбирательство по административному делу — сроки

Если административным истцом соблюдены правила , суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

  • о принятии к производству административного иска и подготовке дела к судебному разбирательству. Судьей такое решение должно быть принято в течение 3 дней с даты поступления административного иска, копии иска и приложения к нему направляются административному ответчику;
  • об отказе в принятии административного иска. Основания принятия такого решения установлены ст. 128 КАС РФ, выносится оно в форме мотивированного определения, на которое может быть подана частная жалоба, так как повторная подача такого же административного иска более не допускается.
  • об оставлении административного искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в т.ч. касательно прилагаемых к иску документов и правильного определения такого вида , как госпошлина. Соблюдение установленного судьей срока для исправления ошибок обязательно, иначе административный иск будет возвращен и считаться не поданным. Когда исправленное административное исковое заявление или необходимые документы поступят в суд, его принимают к производству, причем срок рассмотрения дела течет с даты подачи первоначального административного иска.
  • о возвращении административного иска. В частности, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования административного спора, при нарушении правил подсудности и др. (ст. 129 КАС РФ).

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев). Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца. Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Судебное разбирательство по административному делу — порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:

  • вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
  • одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
  • суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
  • невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).

В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство по административному делу в следующий раз начинается сначала.