Определение суда по ст 44 гпк рф. Теория всего

Наличие в организации разветвленной структуры не является редким явлением - в настоящее время многие компании имеют в своем составе представительства, филиалы или иные структурные подразделения. При этом они могут осуществлять непосредственную продажу товаров (работ, услуг), в связи с чем возникает необходимость в наличных денежных расчетах, которые в соответствии с требованиями российского законодательства должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники. Рассмотрим, каким образом эти требования реализуются в обособленных подразделениях.
Обязанность применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) на территории Российской Федерации установлена Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
По общему правилу использовать ККТ обязаны все организации и индивидуальные предприниматели при наличных расчетах (в том числе с использованием платежных карт) в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
Вместе с тем не применять ККТ вправе:
- организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению при условии выдачи бланка строгой отчетности, который подтверждает факт принятия наличных денежных средств от покупателя;
- организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых подлежит обложению ЕНВД, а также индивидуальные предприниматели - налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения, при условии выдачи им по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
- организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения при осуществлении видов деятельности, указанных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;
- аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, которые расположены в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, при продаже лекарственных препаратов.
Таким образом, не применять ККТ могут только обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, при продаже лекарственных препаратов. Все остальные обязаны применять на территории Российской Федерации контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных расчетов за товары, выполнение работ или оказание услуг.
В соответствии с п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, заявление о регистрации ККТ, которая подлежит применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
Согласно п. 21 Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н, ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением заявителя-организации, регистрируется в территориальном налоговом органе по месту нахождения данного обособленного подразделения.
Территориальные налоговые органы регистрируют ККТ заявителя-организации, осуществляющего деятельность через обособленные подразделения, которые находятся на территории одного муниципального образования, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и которые подведомственны разным территориальным налоговым органам, в территориальном налоговом органе по месту нахождения одного из обособленных подразделений, где заявитель-организация поставлен на налоговый учет.
Аналогичное мнение высказано в Письме ФНС России от 25.11.2013 N ЕД-4-2/21059.
Одним из наиболее сложных вопросов, касающихся кассовой дисциплины в организациях с обособленными подразделениями, является ведение кассовой книги. В соответствии с абз. 9 п. 2.5 Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 373-П) листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.
Согласно п. 5.1 Положения N 373-П платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо кассовой книги, предусмотренной в абз. 1 данного пункта, ведет кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом). Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру (расходному кассовому ордеру), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (п. 5.2 Положения N 373-П).
После выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня обособленное подразделение передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу (п. 5.6 Положения N 373-П).
Таким образом, Положением N 373-П установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги, не только организацией, но и каждым ее обособленным подразделением. Такая позиция изложена в Письме ФНС России от 17.05.2013 N АС-4-2/8827@.
Этот вывод подтверждается и арбитражной практикой, в частности Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 по делу N А56-59643/2012. Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена проверка полноты учета выручки и порядка работы с наличностью в обособленном подразделении общества, по результатам которой общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 с. 15.1 КоАП РФ, за неоприходование в кассу денежной наличности.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в суд с исковым заявлением. По мнению общества, Положение N 373-П указывает на необходимость ведения кассовой книги только филиалами и представительствами, а не обособленными торговыми точками и удаленными рабочими местами. Кроме того, общество считает, что денежные средства были инкассированы непосредственно с торговой точки (АЗС) и не поступали в главную кассу головного офиса общества, в связи с чем общество не имело возможности оприходовать выручку в кассовой книге.
Суд, принимая сторону налоговой инспекции, сослался на то, что ежедневная инкассация непосредственно в банк не освобождает общество от обязанности оприходования поступивших наличных денежных средств в кассовую книгу. Ведение журнала кассира-операциониста в обособленном подразделении также не освобождает его от предусмотренной Положением N 373-П обязанности ведения кассовой книги для учета поступающих в кассу наличных денег.
Доводы общества о том, что Положением N 373-П установлена обязанность ведения кассовой книги только филиалами и представительствами, а не обособленными торговыми точками и удаленными рабочими местами, в то время как АЗС не является филиалом или представительством общества (не наделена функциями юридического лица, не имеет положений о филиале или представительстве, не отражена в уставе общества), отклонены судом как основанные на неправильном толковании Положения N 373-П.
Требование Положения N 373-П о ведении кассовой книги, в которую вносятся записи на основании приходных и расходных кассовых ордеров, должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением (Письмо Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255), и независимо от того, обладает ли такое обособленное подразделение статусом филиала или представительства юридического лица, а также вне зависимости от основания постановки на учет в налоговом органе согласно п. 3 или п. 4 ст. 83 НК РФ.
Рассмотрим вопрос об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации, имеющей в своей структуре обособленные подразделения.
В соответствии с п. 1.2 Положения N 373-П лимит остатка наличных денег - это максимально допустимая сумма денежных средств, которую можно хранить в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем организации (далее - касса), после выведения в кассовой книге суммы остатка денег на конец рабочего дня.
Обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица, которому для совершения операций в кредитной организации или Банке России открыт банковский счет, устанавливает лимит остатка наличных денег в порядке, предусмотренном Положением N 373-П, для юридического лица (абз. 2 п. 1.2 Положения N 373-П).
На основании п. 1.3 Положения N 373-П юридическое лицо устанавливает лимит остатка наличных денег в соответствии с Приложением к Положению N 373-П.
Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет лимит остатка наличных денег с учетом наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях, за исключением случая, предусмотренного абз. 2 п. 1.2 Положения N 373-П.
Таким образом, если обособленные подразделения не имеют отдельного расчетного счета, то максимально допустимая сумма денежных средств, которую можно хранить в кассе, устанавливается в целом по организации, т.е. с учетом наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях.
Если у организации есть обособленные подразделения, которым открыты расчетные счета, то лимит остатка наличных денег определяется отдельно для каждого такого подразделения в порядке, предусмотренном Положением N 373-П.
Согласно п. 1.4 Положения N 373-П организация обязана хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег. Накопление организацией наличных денег в кассе сверх установленного лимита допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы; выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае осуществления организацией в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита юридическим лицом не допускается.
В п. 1.5 Положения N 373-П определено, что уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, вносить наличные деньги юридическому лицу, или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, уставом которой ей предоставлено право осуществления перевозки наличных денег, инкассации наличных денег, а также кассовых операций в части приема и обработки наличных денег, или в организацию федеральной почтовой связи для зачисления, перечисления или перевода их на банковский счет юридического лица.
Согласно п. 1.11 Положения N 373-П мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
В заключение отметим, что в соответствии с положениями ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет за собой наложение административного штрафа:
на должностных лиц - в размере от 4000 до 5000 руб.;
на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

1. Офисы продаж, находятся по адресам, отличным от юридического адреса компании (компания является малым предприятием, учет по ОСНО), однако офисы находятся в одном муниципальном образовании и подведомственны одному налоговому органу, являются ли они обособленными подразделениями? Каков порядок ведения кассы в данных офисах с 01.06.2014г.,учитывая то, что предприятие малое? Необходимы ли отдельный лимит и отдельная кассовая книга по каждому офису?

п. 2 ст. 11 НК РФ). Из определения следует, что для постановки обособленного подразделения на налоговый учет решающую роль играет создание хотя бы одного стационарного рабочего места. Поэтому если в указанных офисах продаж оборудованы рабочие места на срок более одного месяца, организация должна встать на налоговый учет по местонахождению этих обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ).

абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ).

Так как организация относится к малым предприятиям, вы вправе не устанавливать лимит остатка кассы по обособленным подразделениям.

При этом обязанность по ведению кассовой книги возложена на все обособленные подразделения организации, в которых совершаются кассовые операции. Такие разъяснения даны департаментом наличного денежного обращения Банка России в письме от 4 мая 2012 г. № 29-1-1-6/3255 . Аналогичной позиции придерживается и ФНС России в письме от 17 мая 2013 г. № АС-4-2/8827 .

Если обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, для постановки подразделений на учет организация вправе выбрать одну инспекцию по местонахождению любого из ее подразделений (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ).* Это правило распространяется только на обособленные подразделения. Поэтому если в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то регистрироваться придется дважды (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126).

Организация должна заявить в инспекцию о постановке на налоговый учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Для этого в инспекцию по местонахождению организации подайте:
– сообщение о создании обособленного подразделения. Форма , формат и порядок заполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362 ;
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Форма , формат и порядок заполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488 . Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.

Вместе с сообщением и уведомлением организация вправе представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Внимание: если организация опоздает с подачей заявления о постановке на учет обособленного подразделения, то ей грозит штраф по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб. Если же в незарегистрированном обособленном подразделении организация начнет вести предпринимательскую деятельность, санкции могут быть более строгими.

За ведение деятельности без постановки на налоговый учет (в т. ч. по местонахождению обособленного подразделения) с организации могут взыскать 10 процентов доходов, полученных от этого бизнеса, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.

Стоит отметить, что если обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то ответственность по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ не применяется. В этом случае организацию могут оштрафовать на 200 руб. на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Составом правонарушения будет не пропуск срока подачи заявления о постановке на учет, а то, что организация не представила документы, необходимые для налогового контроля. Такая позиция отражена в письме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404 .

Сообщение (уведомление, подтверждающие документы) можно:
– передать в инспекцию лично;
– отправить в электронном виде (с квалифицированной электронной подписью);
– отправить по почте заказным письмом.

Инспекция, в которой подразделение встало на учет, присваивает подразделению его КПП. Новый ИНН подразделению не присваивается: ИНН подразделения является ИНН организации. Это следует из положений пунктов и Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/435 .

Сергей Разгулин ,

2. Ситуация: какой день считается датой создания обособленного подразделения

Датой создания обособленного подразделения признается дата обустройства рабочих мест и фактического начала ведения деятельности через данное подразделение.

Обособленным признается подразделение, территориально отдаленное от организации, в котором оборудованы рабочие места на срок более одного месяца (стационарные рабочие места) (п. 2 ст. 11 НК РФ). Из определения следует, что для постановки обособленного подразделения на налоговый учет решающую роль играет создание хотя бы одного стационарного рабочего места.*

Рабочим является место, которое находится под контролем работодателя и где сотрудник должен находиться (куда он должен прибыть) для выполнения работ (абз. 6 ст. 209 ТК РФ).

Понятие рабочего места различается для каждой отдельной организации и зависит от характера выполняемых работ. Поэтому датой создания можно считать дату окончания обустройства рабочего места, дату принятия первого сотрудника на работу или другую дату, связанную с началом деятельности подразделения. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. № А14-8856/2010/337/28 , Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/16989-10 , Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. № Ф04-8807/2006(29891-А45-19) , Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. № Ф03-А73/07-2/5541) .

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Обособленные подразделения

Если организация имеет обособленные подразделения, лимит остатка денежных средств в кассе установите каждому из них.* При этом порядок расчета лимита кассового остатка по структурным подразделениям организации (филиалам, представительствам, территориально отдаленным торговым точкам и т. д.) зависит от того, куда они сдают наличность.

Если обособленное подразделение зачисляет выручку на расчетный счет, минуя кассу головной организации, установите для него лимит без учета лимитов других подразделений и лимита головной организации. То есть в данном случае лимит остатка кассы нужно будет установить отдельно для:

  • головной организации;
  • обособленного подразделения организации. При условии что деньги не сдаются в кассу головной организации.

Если обособленные подразделения сдают выручку только в головную кассу, то общая сумма лимита остатка в кассе в целом по организации должна включать в себя:

  • лимит остатка в кассе головной организации;
  • лимиты остатков по всем обособленным подразделениям.

Например, в данном случае можно рассчитать общий лимит в целом по организации с учетом выручки всех обособленных подразделений. А затем распределить его между главной (центральной) кассой и подразделениями исходя из доли выручки каждого подразделения. Распределение оформите приказом руководителя организации, составленным в произвольном виде.

Арбитражная практика по этому вопросу неоднородна. Некоторые суды считают, что независимо от того, является или нет обособленное подразделение филиалом (представительством), оно должно вести кассовую книгу (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2013 г. № А56-59643/2012).

Однако есть примеры судебных решений, в которых говорится, что кассовую книгу обязаны вести только сама организация, ее филиалы и представительства (см., например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2012 г. № А28-6462/2012 , Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2012 г. № А56-39499/2012). Следует учитывать, что на практике такой подход может привести к спору с проверяющими. Есть вероятность, что налоговая инспекция посчитает действия организации неправомерными и привлечет ее к ответственности (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Елена Попова,

Все организации независимо от их организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11 , п. 5 ст. 346.26 НК РФ). В упрощенном порядке кассовые операции могут вести:*

  • субъекты малого предпринимательства (малые и микропредприятия);
  • индивидуальные предприниматели.

Расходование наличной выручки

Поступающую в кассу наличную выручку от реализации можно расходовать на следующее:

  • выдачу зарплаты;
  • социальные выплаты;
  • оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
  • выдачу сотрудникам под отчет (в т. ч. командировочных);
  • выплату денег при возврате товаров, отказе от выполнения работ или оказания услуг (при условии, что ранее они были оплачены наличными);
  • выплату страховых возмещений по договорам страхования граждан (при условии, что страховая премия была уплачена наличными);
  • выдачу денег в качестве банковского платежного агента (субагента);
  • использование денег на личные нужды предпринимателем, при условии, что выплата не связана с его предпринимательской деятельностью.

На эти цели можно расходовать только выручку от реализации собственных товаров (выполнения работ, оказания услуг). Наличные деньги, принятые от граждан в качестве платежей в пользу иных лиц (например, при посреднических договорах, оплате услуг мобильных операторов, комиссионной торговле), должны быть в полном объеме сданы в банк.

Сохранность наличных денег

Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, их хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения инвентаризации кассы организации и предприниматели разрабатывают самостоятельно (п. 7 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

За сохранность денег в кассе отвечает кассир или сотрудник, исполняющий его обязанности. Поэтому при приеме кассира на работу, помимо оформления обычных документов, нужно:

  • заключить договор о полной материальной ответственности ;
  • взять с кассира расписку о том, что он ознакомлен со своими должностными правами и обязанностями.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

6. Ситуация: можно ли обособленным подразделениям передавать друг другу наличные деньги, минуя кассу головной организации

В обособленном подразделении документы, оформляющие операции с денежной наличностью, могут подписываться уполномоченным на то лицом. В качестве уполномоченного представителя может выступать любой сотрудник организации (в том числе управляющий обособленного подразделения), назначенный соответствующим ­распорядительным документом (например, приказом) головной организации.

С 1 июня 2014 г. при ведении кассовых операций применяется указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание № 3210-У).

Понятие «обособленное подразделение» (ОП), используемое для целей применения Указания № 3210-У, приведено в абз. 4 п. 2 Указания № ­3210-У, согласно которому под обособленным подразделением понимается подразделение юридического лица, по месту нахождения ­которого ­оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места).

Пунктом 3 Указания № 3210-У установлено, что уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, сдавать наличные деньги в кассу юридического лица, или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

Понятие «уполномоченный представитель» Указанием № 3210-У не разъясняется. Однако п. 4 Указания № 3210-У определено, что кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир) с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под личную подпись. Кроме того, п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) установлено, что руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Федерального ­закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Таким образом, документы, оформляющие операции с денежной наличностью, могут подписываться уполномоченным на то лицом, в целях применения Указания № 3210-У такое лицо будет признаваться кассиром. В качестве уполномоченного представителя может выступать любое лицо (в том числе управляющий ОП), являющееся сотрудником организации и назначенное соответствующим распорядительным документом (например, приказом) головной организации. Таким образом, руководитель юридического лица вправе возложить все обязанности по ­оформлению кассовых документов в ОП на управляющего ОП.

К сведению

Свернуть Показать

1. Как было сказано, для обособленного подразделения, принимающего в кассу наличные денежные средства, головной организацией может быть установлен (приказом или иным распорядительным документом) один из двух порядков ­действий:

  • сдавать наличность в банк или в организацию, входящую в систему Банка ­России, для зачисления на счет юридического лица;
  • сдавать наличность в кассу головной организации.

От выбранного способа действий будет зависеть порядок установления лимита остатка кассы для ОП. В первом случае (при сдаче денег в банк) обособленному подразделению устанавливается отдельный (собственный) лимит остатка денежных средств в кассе. Причем установление данного лимита осуществляется не самим подразделением, а руководителем головной организации, который издает соответствующий распорядительный документ (приказ). Отдельный экземпляр такого документа направляется в подразделение (абз. 6 п. 2 Указания № 3210-У). Лимит рассчитывается по общим правилам, приведенным в приложении к Указанию № 3210-У (далее - Приложение). Во втором случае (деньги сдаются в кассу головной организации), как следует из формулировки абз. 5 п. 2 Указания № ­3210-У, обособленному подразделению также должен быть установлен собственный лимит остатка средств в кассе. Но порядок его расчета иной: сначала головная организация рассчитывает общий лимит для себя и с учетом имеющихся у нее подразделений (без учета тех, которые сдают наличность в банк). А затем из этого общего лимита выделяются лимиты для конкретных подразделений. Причем порядок такого «выделения» не прописан, поэтому, по нашему мнению, организация может установить его самостоятельно. Например, можно использовать формулу, по которой рассчитывался общий лимит, или установить лимит для каждого подразделения произвольно. Важно, что, как и в первом случае (при сдаче подразделением наличных в банк), экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег должен быть направлен в подразделение (абз. 6 п. 2 Указания № 3210-У).

2. Каждое обособленное подразделение, в котором ведутся кассовые операции, независимо от того, сдает оно денежную наличность в банк или в головную организацию, должно вести собственную кассовую книгу. Отметим, что в Указании № 3210-У данное требование напрямую не закреплено, однако оно вытекает из общего порядка учета денежной наличности, предполагающего внесение в кассовую книгу записей о каждом факте приема и выдачи наличности (абз. 3 подп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Содержится это требование и в письме Банка России от 04.05.2012 № 29-1-1-6/3255, разъясняющем аналогичные нормы Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (действовало до введения в действие Указания № 3210-У, в настоящее время утратило силу).

Абзацем 7 подп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У закреплено, что обособленные подразделения передают в головную организацию копию листа кассовой книги. Порядок передачи, включая сроки, устанавливается самим юридическим лицом с учетом срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Обратите внимание: совершенно необязательно передавать копию листа ежедневно, нужно зафиксировать порядок передачи также в специальном документе - приказе или включить его в учетную политику организации. Каких-либо требований к этому порядку Указание № 3210-У не содержит.

3. Прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, и выдача обособленному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, производится по приходным и расходным кассовым ордерам. Порядок приема и выдачи денег устанавливается самим юридическим лицом (подп. 5.3 п. 5, подп. 6.4 п. 6 Указания № 3210-У). Иначе говоря, приходные и расходные ордера следует оформлять в момент фактического получения и выдачи денег.

Иных особенностей ведения кассовых операций ОП Указание № 3210-У не ­содержит.

Поступление или выдачу наличных денег отражают в отдельной . Такой порядок следует из положений абзаца 7 пункта 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У. Данное правило должны соблюдать все обособленные подразделения, которые ведут расчеты наличными. При этом не важно, есть у такого подразделения свой банковский счет или нет.

1.3. Доставленные представителем обособленного подразделения денежные средства принимаются в обособленном подразделении заведующим кассой. Пересчет денежных средств производится заведующим кассой в присутствии представителя обособленного подразделения.

1.4. Для зачисления принятых денежных средств в кассу обособленного подразделения операционно-кассовым работником выписываются приходные кассовые ордера по форме № КО-1.

1.5. Вывоз денежных средств из обособленного подразделения и сдача их в головную
организацию осуществляется через уполномоченного представителя обособленного подразделения.

1.6. При выдаче денежных средств уполномоченному представителю обособленного
подразделения из кассы обособленного подразделения для сдачи в кассу головной организации операционно-кассовым работником обособленного подразделения оформляются расходные кассовые ордера по форме № КО-2.

1.7. Кассовый работник перед выдачей денежных средств уполномоченному представителю обособленного подразделения проверяет у него паспорт и доверенность на получение денежных средств.

1.8. За полученные денежные средства уполномоченный представитель обособленного подразделения расписывается в кассовых ордерах.

1.9. Операционно-кассовый работник головной организации принимает от уполномоченного представителя обособленного подразделения денежные средства. Для зачисления принятых денежных средств в кассу головной организации операционно-кассовым работником выписываются приходные кассовые ордера по форме № КО-1.

1.10. Уполномоченный представитель обособленного подразделения несет полную
материальную ответственность за сохранность денежных средств с момента получения из кассы головной организации до момента сдачи в кассу обособленного подразделения (головной организации).

2. Через кассу обособленного подразделения

2.1. Выдача кассой обособленного подразделения наличных денег уполномоченному
представителю другого обособленного подразделения производится на основании заявок при предъявлении им доверенности и документа, удостоверяющего личность.

Заявка обособленного подразделения должна быть подписана руководителем обособленного подразделения и заведующим кассой, а также содержать разрешительную надпись руководителя головной организации.

2.2. На денежные средства, выдаваемые представителю обособленного подразделения, операционно-кассовым работником обособленного подразделения оформляются расходные кассовые ордера по форме № КО-2.

2.3. Доставленные представителем обособленного подразделения денежные средства принимаются в обособленном подразделении заведующим кассой.

Пересчет денежных средств производится заведующим кассой в присутствии представителя обособленного подразделения.

2.4. Для зачисления принятых денежных средств в кассу обособленного подразделения операционно-кассовым работником выписываются приходные кассовые ордера по форме № КО-1.

2.5. Кассовый работник обособленного подразделения перед выдачей денежных средств уполномоченному представителю другого обособленного подразделения проверяет у него паспорт и доверенность на получение денежных средств.

2.6. За полученные денежные средства уполномоченный представитель обособленного подразделения расписывается в кассовых ордерах.

2.7. Уполномоченный представитель обособленного подразделения несет полную материальную ответственность за сохранность денежных средств с момента получения из кассы обособленного подразделения до момента сдачи в кассу обособленного подразделения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. Даются разъяснения про кассовые операции и кассовую дисциплину в 2014, указание ЦБ РФ 3210-У. Описан учет денежных средств в кассе, ведение и заполнение кассовой книги.Дан расчет остатка, образец и возможность скачать бланк лимита кассы и приказ.

  2. Наличные, лимит кассы, кассовая дисциплина - все эти вопросы и приведенные в этой теме ответы, где приведены все возможные ситуации при кассовых операциях.

  3. Показан порядок ведения кассовой книги, а также дан образец заполнения и возможность скачать бесплатно бланк кассовой книги с 2014 года