Конспекты юриста. Какое из назначений права является главным? Что такое пpобелы в пpаве

Теория права и государства выполняет ряд функций, которые характеризуют ее теоретическое и практическое значение для общественной жизни.

Онтологическая функция. Онтология – наука о сущем, учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время и др.

Познавательная (гносеологическая) функция, которая выражается в познании и объяснении явлений и процессов правовой и государственной жизни общества. Теория права и государства не только изучает в обобщенном виде государственно-правовые явления, но и объясняет объективные процессы их развития, выявляет закономерности, лежащие в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.

Эвристическая функция. Познавая и объясняя основные закономерности государственно-правовой действительности теория права и государства определяет тенденции их развития, взаимосвязь с другими общественными явлениями и открывает новые закономерности жизни общества связанные с правом и государством.

Прогностическая функция. Теория права и государства не только познает основные и открывает новые закономерности, но и определяет основные направления в развитии изучаемых ею явлений. Она создает научные предположения о дальнейшем развитии права и государства. Истинность выдвигаемых ею научных предположений проверяется практикой. Именно в этом и состоит неразрывная связь теории права и государства с практикой.

Как фундаментальная наука теория государства и права в отношении отраслевых и специальных юридических дисциплин выполняет вполне определенную методологическую функцию. Метод – способ исследования правовых и государственных явлений, путь научного познания и установления истины. Понятия и концепции общей теории государства и права выступают своеобразными «опорными пунктами» отраслевых и специальных наук.

Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.

Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Идеологическая функция есть лишь признание того факта, что право, государство играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного знания. Идеологическая функция признает большую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни.

Само государство выступает фокусом политической борьбы, поэтому функцией теории государства и права будет выступать политическая функция. Политика означает искусство управления государством, общественную деятельность, направленную на завоевание или сохранение государственной власти, определенное направление и способы деятельности государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами. Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства.

Функции ТГП взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении ТГП. Таким образом, теория права и государства выполняя познавательную, эвристическую и прогностическую функции является общественной, юридической и общетеоретической наукой, изучающей основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития органически связанных между собой явлений общественной жизни - права и государства на всех этапах существования общества и подтверждает вывод о том, что они не могут существовать изолированно друг от друга.

Еще по теме 1.3 Функции теории государства и права:

  1. 2.3. Понятийный и категорийный аппарат теории государства и права, взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества, общая характеристика современных политико-правовых доктрин 2.3.1. Сущность, признаки и функции государства
Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции науки теории государства и права.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Функции науки ТГП - ϶ᴛᴏ основные направления научного воздействия, требуемое состояние науки.

Это те направления её действия, которые требуются, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач, которые характеризуют должное состояние и развитие науки.

Понятие ʼʼфункцияʼʼ применительно к теоретической системе даёт описание, характеристику именно её требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в данном плане функцию науки ТГП следует отличать от её реального фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. По этой причине функция – один из критериев (эталонов) оценки состояния и эффективности действия теоретической системы. Οʜᴎ характеризуют её роль в системе юридических наук.

Функции ТГП как науки:

1. Гносœеологическая (познавательная) функция. Она состоит в исследовательской разработке своего предмета͵ в его теоретическом освоении. Её называют основной, главной функцией ТГП. Состоит в наращивании научных знаний как знаний истинных, обоснованных, проверяемых. На базе реализации данной функции происходит становление ТГП как системы знаний. Особенность состоит в том, что эта функция выполняется наукой (ТГП) как бы для себя, для своего развития.

2. Онтологическая функция. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономер­ности. Выполняя онтологическую функцию, ТГП объясняет сущность и содержание государственно-правовых явлений, причины их возникновения и функционирования.

3. Эвристическая функция. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной эко­номики. Эта функция характеризует творческие возможности ТГП. Это не просто познание, а открытие нового в государственно-правовых явлениях на базе глубокого проникновения в их сущность.

4. Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, закладывая основу для их исследования. Знания, разрабатываемые ТГП, по своему характеру таковы, что в основном своём объёме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, так как в её рамках выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции. Связана с разработкой методов исследования, принципов и понятий, которые широко используются в отраслевых и иных юридических науках, находят в них свою конкретизацию.

5. Прогностическая функция. На базе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, ис­тинность которых затем проверяется практикой. Она определяет предполагаемую эффективность принимаемых нормативно-правовых решений, то есть речь идёт о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функция выдвижения научно обоснованных гипотез.

6. Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, ценностей, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная по­зиция личности, социальных групп, общества в целом. Мировоззрение – система обобщённых взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. ТГП аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Она участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной науки, можно говорить о её мировоззренческой роли.

7. Прикладная. Связана с непосредственным её выходом на практику – правотворческую и правореализационную. Её осуществление состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативных правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера. ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

8. Воспитательная . К её содержанию относится, в частности, обучающее начало данной науки, поскольку на её базе строится соответствующая учебная дисциплина. ТГП должна способствовать росту правовой культуры населœения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, конституции.

Функции науки теории государства и права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции науки теории государства и права." 2017, 2018.

  • - Понятие, предмет и функции науки теории государства и права 1 страница

    Преступление... .


  • - Функции науки теории государства и права.

    Структура науки теории государства и права. 1. Поскольку ТГП относится к фундаментальным наукам, ее структуру можно рассматривать с позиции структуры любой фундаментальной науки. Элементы: 1. Законы – устойчивые связи и взаимозависимости каких-либо... .


  • - Понятие, предмет и функции науки теории государства и права

  • - Понятие, предмет и функции науки теории государства и права 8 страница

    Во внешних сношениях, при принятии важнейших политических решений (выборы князя, объявление войны и т.п.) Новгород выступал как единое персонифицированное лицо - «Господин Великий Новгород». Сам будучи своеобразной государственной корпорацией, Новгород состоял из... .


  • - Понятие, предмет и функции науки теории государства и права 7 страница

    Над всеми судебными органами России стоял Сенат - орган, формируемый по указу императора. Сенат являлся верховным кассационным судом для всех судебных органов государства, но мог быть и судом первой инстанции по делам особой важности. Кроме местных и общих судов в... [читать подробнее] .


  • - Понятие, предмет и функции науки теории государства и права 4 страница

    К концу XVI - началу XVII в. свободный переход для большинства крестьян сводился к трем основным формам: побег, своз и сдача. Под сдачей понималось замещение ушедшего крестьянина другим. Своз означал переход крестьянина от одного господина к другому, новый хозяин уплачивал за... .


  • - Понятие, предмет и функции науки теории государства и права 3 страница

    К рязанскому ополчению, возглавляемому Ляпуновым, которое двигалось к Москве, стали присоединяться земские дружины других городов и даже отряды «тушинских бояр», повернувших оружие против поляков. В марте 1611 г. в Москве начались бои и пожары, поляки заперлись в Кремле. В... .


  • 1. Покажите основные функции теории государства и права как науки и раскройте их содержание

    Теория государства и права занимает важное место в системе правоведения. Как юридическая наука она представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения.

    В системе юридических наук теория государства и права - общетеоретическая, методологическая наука. Она обобщает данные и выводы юридических наук с целью более глубоких общетеоретических изысканий, исследует основные закономерности развития государства и права в целом и вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие теоретические науки.

    Функции теории государства и права соответствуют функциям всего правоведения (теоретико-познавательной, идеологической, практически-прикладной) и связаны в основном с проблемами юридической науки, решением главных стратегических задач в сфере государственно-правовой политики.

    Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

    Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции.

    С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

    Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

    С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины). Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

    Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.

    Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и методологическую функцию, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом.

    Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

    Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

    Все названные функции теории государства и права взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе.

    Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, при помощи которого логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.

    2. Дайте подробное описание такой характеристики государства, как форма государственного устройства. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы государственного устройства

    государство уния империя доминион

    Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

    С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах. В зависимости от этого критерия различают следующие формы.

    Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

    Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

    Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.

    Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

    Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

    Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

    Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

    Проанализируйте изменения формы государственного устройства в России. Каким образом форма государственного устройства закреплена в современном российском законодательстве? (обязательны ссылки на статьи нормативных правовых актов).

    По форме государственного устройства современное Российское государство является федерацией. Правовой основой ее образования послужили Конституция 1978 г. с ее многочисленными поправками, включая поправку, касающуюся замены названия государства РСФСР на «Российская Федерация», а также Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства постсоветской России и установившая равнозначность наименования «Российская Федерация» и «Россия» (ст. 1), и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

    В структурном, равно как и в других отношениях Российская Федерация представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качестве ее структурных составных частей - субъектов Федерации выступают как другие государства (республики), так и государственные образования (края, области, города федерального значения, автономная область, и автономные округа). В настоящее время в составе Российской Федерации насчитывается 89 субъектов. Из них: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Большинство автономных округов - субъектов РФ входит в состав других субъектов РФ - краев и областей. Один из них (Чукотский автономный округ, расположенный на территории Магаданской области) в настоящее время имеет прямые связи с «центром» в лице федеральных органов власти, управления и др.

    Весь перечень субъектов Российской Федерации и их названия закреплены конституционно (п. 1 ст. 65 Конституции РФ). В конституционном порядке определены также все их виды, главные отличительные особенности каждого из них, а кроме того - характер отношений субъектов РФ между собой и с Российской Федерацией в целом. Статья 4 Конституции РФ, констатируя, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов, равноправны во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными органами государственной власти.

    Разумеется, речь идет лишь о формально-юридической стороне взаимоотношений субъектов Российской Федерации, а не об их фактическом равенстве. Существование последнего в принципе проблематично с учетом весьма значительных различий субъектов РФ по размерам занимаемой ими территории, по численности и плотности населения, по уровню развития экономики в целом или отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также по другим параметрам. Именно в силу этих различий и иных объективных и субъективных причин одни из субъектов РФ являются донорами в федеральный государственный бюджет, а другие, наоборот, выживают за счет дотаций из федерального бюджета.

    Однако не только в практическом, но и в формально-юридическом плане субъекты РФ не во всем равны. Наиболее зримо это проявляется, в частности, в том, что одни из них по своему статусу являются государствами со всеми вытекающими из этого для них преимуществами, а другие - лишь государственными образованиями. Исходя из формально-юридического и фактического неравенства субъектов Российской Федерации, ее зачастую характеризуют как «асимметричную» федерацию.

    Российская Федерация создается и функционирует на основе строго определенных принципов, которые закрепляются в Конституции РФ и детализируются в текущем законодательстве. В наиболее общем и в то же время концентрированном виде они представлены в ст. 5 Конституции РФ. В ней официально провозглашается и конституционно закрепляется, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

    Охарактеризуйте основные формы объединений государств в современном мире.

    В мире существуют следующие формы межгосударственных образований.

    Содружество - организационное объединение суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием общих признаков и определённой степени однородности в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах. Содружество в будущем может перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом содружество схоже с конфедерацией, но имеет существенное отличие от неё, прежде всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация - это всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно определена. В качестве примера обычно приводится Британское Содружество. Также сюда некоторые относят Европейский союз, представляющий собой устойчивое объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме того в рамках объединения созданы свои органы власти и формируется система законодательства, закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным. Существует мнение, что Европейский союз в будущем может преобразоваться в федеративное государство.

    Протекторат - основанное на соглашении неравноправное объединение государств, в котором более слабое государство передаёт в пользу более сильного право осуществления части принадлежащих ему суверенных прав (как правило внешнюю политику и обеспечение безопасности) на условиях сохранения собственной государственности и получения взамен политической, военной, финансовой и иной поддержки.

    Ассоциированное государство - вид протектората, представляющий собой переходную форму внешней зависимости подчинённой территории, которая находится между статусами колонии и самостоятельного государства. Подобные отношения существуют, к примеру, у Пуэрто-Рико с США, Монако с Францией, Ватикана с Италией.

    Доминион - самоуправляющаяся колониальная территория в составе монархии, имеющая большую степень самостоятельности, которая в последующем получила независимость, но при этом продолжает признавать в качестве главы государства прежнего монарха. Подобный статус имели бывшие самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд; в настоящий момент - члены Британского Содружества.

    Кондоминиум - основанное на договоре совместное владение или управление определённой территорией (государством) двумя или несколькими государствами (Англо-Египетский Судан до 1956 года, в настоящее время под совместным управлением Франции и Испании находится Андорра).

    Личная уния - устанавливается между монархическими государствами, как правило, случайно в результате того, что одно и то же лицо становится одновременно наследником двух монархов в различных государствах, в которых условия и порядок престолонаследия различны (уния Великобритании с Ганновером, уния Голландии с Люксембургом).

    Реальная уния - форма объединения монархий, где законодательством государств устанавливается специальный порядок престолонаследия, предусматривающий, что наследник трона в одной стране является одновременно наследником во всех государствах, составляющих унию (Австро-Венгрия, уния Норвегии и Швеции).

    Империя - сложное колониальное государство, созданное насильственным путём, которое управляется метрополией. Такими были в своё время Римская Империя, Британская Империя, Российская Империя, Османская Империя, Цинская империя.

    Фузия - временная переходная форма, представляющая собой слияние в одно государство двух или нескольких государств, населённые одним этносом, которые ранее входили в единое государство (объединение ФРГ и ГДР в 1990 году, воссоединение Южного и Северного Вьетнама в 1976 году, а также Южного и Северного Йемена в 1990 году).

    3. Покажите и обоснуйте место и роль государства в политической системе общества. Попробуйте сделать это наглядно (в виде схемы)

    Государство является центральным элементом политической системы, т.к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

    Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

    универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс;

    государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т.д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными;

    государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.

    государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет;

    государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес;

    прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

    государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

    Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественнополитической жизни.

    Следует отметить, что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

    Место государства в политической системе общества

    Выступает официальным представителем всего обществаСпецифичность и четкость границ политического пространства. Территориальные пределы на которые распространена его власть.Орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных норм.Выполняет общественные функции, обеспечивает и защищает основные права и свободы человека и гражданина.Устанавливает общеобязательные правила поведения - юридические нормы. Правотворческая функция государства.Обладает специальным аппаратом, при помощи которого выполняются соответствующие функции.Рис. 1

    Список использованных источников

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 2009. № 7.

    Азаров С.О. Юридическая сущность конфедерации и федерации // Общество и право. 2011. № 3.

    Вишняков В.Г. Проблемы укрепления территориальной целостности Российского государства // Законодательство и экономика. 2011. № 10.

    Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. - М.: Статут, 2005. С.81.

    Демин А.В. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2010., - 641 с.

    Европейский союз: Прошлое, настоящее, будущее / Под ред. Ю.А. Борко. Т. 1: Документы Европейского союза. - М.: Статут, 2008. - 643 с.

    Затонский В.А. Государство, политика, право, выборы: актуальные вопросы теории и практики демократии участия // Право и политика. 2011. №5.

    Кембаев Ж.М. Проект объединения государств Европы и мира Л.А. Камаровского // Журнал российского права. 2011. № 1.

    Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (государства): Учебник: В 2-х томах. - М.: НОРМА, 2007. Т. 1. 712 с.

    Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права: культурологическая методология. - М.: Проспект, 2009. - 582 с.

    Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК, 2010. - 448 с.

    Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. - М.: ГроссМедиа, 2009. - 585 с.

    Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н. проф. В.Д. Перевалов. - М.: Логос, 2007. - 613 с.

    Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Проспект, 2006. - 660 с.

    Шумилов В.М. Правоведение: учебник. - М.: Статус, 2009. - 771 с.

    Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

    Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной познавательной системы на научный и учебный процесс.

    1) Онтологическая функция - первая и отправная. Онто­логия –учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выпол­няя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоя­щее время, какова их судьба и т.д.

    2) Гносеологическая функция . Гносеология, или теория по­знания, нацелена на изучение природы познания, его отно­шения к реальности и т.д. Теория государства и права, вы­рабатывая теоретические конструкции и приемы, тем са­мым способствует развитию правового познания.

    Вопрос о том, насколько сфера политики, государства и права познаваема, отнюдь не прост. Агностицизм (философское направление, исходящее из принципиальной непознаваемости окружающего мира) в той или иной мере вновь становится популярен.

    В сфере государства и права, хотя, по-видимому, это и непросто разглядеть, познать, все-таки есть возможность вывести некие общие тенденции, закономерности. Ибо социальное регулирование и в аспекте органов власти, и в аспекте правил поведения, имеет некие «модельные ситуации» и соответственно дает возможность определить его основные закономерности. Именно ТГП познает, объясняет и формулирует наиболее глубокие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их органической взаимосвязи, а также взаимодействия со смежными общественными явлениями. Однако это один аспект.

    Другой – заключается в том, что ТГП концентрирует достигнутый ею уровень познания государства и права в специальных понятиях (категориях), которые имеют основополагающее значение при изучении конкретных, частных аспектов государственно-правовой реальности. Благодаря своей абстрактной природе, эти понятия одинаково приложимы к любой отрасли права, их логическое и систематическое значение остается тем же самым, независимо от того, к какому конкретному содержанию они прилагаются.

    3) Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).

    4) Эвристическая функция . Эвристика –это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государ­ственно-правовых явлений, а открывает новые закономер­ности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики. Эвристическая функция предполагает обобщение информации, полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

    5) Методологическая функция . Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отноше­нию к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретичес­кую и логическую целостность. Обобщая государственно-пра­вовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «не­сущими конструкциями» отраслевых и специальных юриди­ческих наук.

    6) Политико-управленческая функция . Государство и пра­во всегда были и будут фокусом политической борьбы, ост­рых политических дискуссий. Термин «политика» в перево­де с греческого –«искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление. Теория государства и права призвана формировать на­учные основы как внутренней, так и внешней государствен­ной политики, обеспечивать научность государственного управления.

    7) Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.

    8) Идеологическая функция . Идеология –система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жиз­ненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических уста­новок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о госу­дарстве и праве, создает научную основу для формирова­ния общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на право­сознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

    9) Практически-организаторская функция . Теория госу­дарства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для ре­шения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переход­ный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

    10) Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие. На основе познания законо­мерностей развития государства и права анализируемая на­ука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

    Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позво­ляет «заглянуть»" в будущее государственности. Научно обо­снованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

    11) Пропедевтическая функция предполагает получение обучаемыми предварительных юридических знаний, являющихся базовой основой для усвоения отраслевых и прикладных учебных дисциплин.

    12) Воспитательная функция связана с формированием у обучаемых юридического мировоззрения и правовой культуры, выработкой устойчивых стереотипов правомерного поведения, привития навыков профессионального коллективизма и корпоративной солидарности.

    Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории госу­дарства и права.

    Функции теории государства и права - это основные направления ее воздействия на общество, юридическую науку и практику.

    Как и любая юридическая наука, теория государства и права выполняет следующие общие функции.

    1. Познавательную (гносеологическую) функцию, направленную на получение и расширение научных знаний о юридических явления, их характерные черты, сущность, формы, принципы, институты и т. Эта функция наиболее отчетливо проявляется на начальном этапе исследования.

    2. Эвристическая функция, направленная на установление закономерностей и тенденций возникновения, развития и функционирования государства и права. Вывод о значимости, повторяемость, постоянство и устойчивость определенных юридических явлений означает открытие соответствующей тенденции или закономерности.

    3. Функция научного прогнозирования, которая заключается в определении путей дальнейшего развития юридической действительности. Например, теория государства и права выявляет общие проблемы, которые встанут перед правом и государством в будущем, и предлагает пути их решения.

    4. Функция помощи практике, которая приводит не только теоретическую ценность выводов теории государства и права, но и их практическую значительность, полезность для юридической деятельности. Так, разрабатывая учение о системе нормативно-правовых актов, теория государства и права вырабатывает предложения по совершенствованию системы действующего законодательства.

    5. Мировоззренческую функцию, которая способствует формированию в обществе юридического мировоззрения, основанного на идеях приоритета прав человека, верховенства права, юридического равенства и свободы, конституционализма и тому подобное.

    Теория государства и права выполняет также специфические, присущие только ей функции.

    1. Интеграционную функцию, которая заключается в том, что теория государства и права аккумулирует и упорядочивает выводы, сделанные другими юридическими науками, синтезирует их и таким образом обеспечивает прирост теоретического знания. Так, обобщая данные по конституционной, гражданской, уголовной, административной и других видов юридической ответственности, теория государства и права разрабатывает общее учение о юридической ответственности. Анализ норм права различной отраслевой принадлежности в общем виде трансформируется в учение о норме права, ее структуру, виды и тому подобное. Выполнение этой функции является важной задачей теоретической науки еще и потому, что в процессе обобщения теории государства и права получает возможность определить те проблемы, которые возникают перед другими юридическими науками и требуют теоретического осмысления и решения.

    На основании теоретических обобщений конструируются общетеоретические понятия и выделяются общие принципы права. Эти понятия и принципы составляют каркас всей юридической науки, поскольку они в концентрированной форме выводят общие, главные черты и признаки главных юридических явлений. Благодаря использованию таких понятий и принципов юридические науки интегрируются (объединяются) в единую согласованную систему.

    Кроме того, обобщая научные разработки отраслевых наук, теория государства и права также обеспечивает доступ к их теоретических достижений другим юридическим наукам. Например, на основании теории преступления, разработанной наукой уголовного права с учетом доработку других отраслевых наук, теории государства и права было создано общее учение о правонарушениях, используется всеми отраслевыми дисциплинами.

    2. методологическую функцию, которая обусловлена фундаментальным характером теории государства и права. Она заключается в том, что общие по

    закономерности развития юридических явлений и процессов, теоретические конструкции и приемы, способы и методики познания применяются другими юридическими науками, а также в разработке предложений по совершенствованию законодательства, правоприменительной, интерпретационной и другой юридической практики.