Закон о миграции. Новый закон для мигрантов

Тема нашей сегодняшней статьи – изменения в миграционном законодательстве, вступившие в силу в 2019 году. Законодательство хотя и сложный, но очень живой и гибкий механизм. Его суть – поддержание порядка в обществе. Отмените законы – и весь мир в кратчайшие сроки погрузится в хаос и безнаказанность, впрочем, устаревшие или неработающие правовые акты приведут к такому же результату. Поэтому одно из главных требований к законодательству – его актуальность.

Миграционное законодательство в 2019 году: что нового

Как и все нормативные документы, законы о миграции периодически пересматриваются, обновляются и корректируются. Необходимость нововведений чаще всего обусловлена такими факторами, как текущая миграционная обстановка в стране, выявленные недостатки действующей системы, да и ситуация на международной арене играет не последнюю роль.

В этой части статьи мы выясним, появилось ли что-то новое в миграционном законодательстве за последнее время.

Новшества касаются тех случаев, когда для иностранного гражданина оформлялось приглашение на въезд в РФ. Тот, кто ходатайствовал о выдаче такого приглашения, называется приглашающей стороной (в данном случае она же является и принимающей). Раньше её функции ограничивались постановкой иностранных гостей на миграционный учёт, то есть передачей данных о вновь прибывшем мигранте для оформления регистрации по месту пребывания или проживания. А с 16 января 2019 года у приглашающей стороны прибавилось обязанностей, связанных с прибывшими по её инициативе мигрантами (в том числе и лицами без гражданства).

В законе сказано, что теперь приглашающая сторона должна принимать меры, обеспечивающие соблюдение миграционного законодательства. По сути же это обязанность контролировать, что:

  • заявленная цель визита соответствует фактической деятельности иностранца в РФ;
  • иностранный гость не нарушил миграционные правила выезда из нашей страны – иными словами, приглашающая сторона должна убедиться, что по окончании разрешённого срока пребывания мигрант покинул Россию.

Эти изменения были внесены Федеральным законом от 19.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Сокращение квот для трудовых мигрантов, прибывших на основании визы

Не секрет, что последние десять лет Россия для мигрантов – весьма привлекательное направление, особенно в смысле поиска работы. Больше повезло тем, кто имеет право пересекать государственную границу на основании только лишь миграционной карты. Им не нужно беспокоиться ни о визе, ни о квотах, которые устанавливаются только для трудовых «визовых» мигрантов. Собственно говоря, нововведения касаются именно этих квот.

Квота – это количество разрешений на работу, которые могут быть оформлены для иностранных граждан, въехавших в РФ на основании визы. Начнём с того, что сокращена общая квота: в 2019 году она составит 144 583 разрешения на работу (утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.12. 2019 № 1494), а в 2019 году это же показатель был равен 178 454 (Постановление Правительства РФ от 06.12.2017 № 1479).

Второе существенное изменение касается доли иностранных работников в общей численности сотрудников предприятия (Постановление Правительства РФ от 14.11. 2019 № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности»).

Основные нововведения заключаются в следующем:

  • данное ограничение впервые установлено для сферы строительства – трудовые мигранты могут составлять не более 80% общей численности сотрудников, однако это требование не распространяется на организации, функционирующие в Москве, Амурской области и Хабаровском крае;
  • в 2019 году допустимая доля иностранных работников была снижена до 26% (по сравнению с 28% в 2019 году) для предприятий двух сфер – деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, деятельность автомобильного грузового транспорта.

Российское трудовое миграционное законодательство предусматривает, что иностранные гости могут быть приняты на работу при наличии соответствующего разрешения (для «визовых» мигрантов) или патента (для тех, кому виза не требуется). И с 1 января 2019 года вступили в силу изменения, связанные с получением патента.

При оформлении патента уплачивается так называемый ежемесячный авансовый платёж. Срок действия патента напрямую зависит от уплаченной иностранным гостем суммы: если гражданин внёс авансовый платёж за месяц, то и патент будет действителен всего месяц. Чтобы продлить срок действия документа, нужно внести новый авансовый платёж (разумеется, до окончания оплаченного ранее месяца).

Формула расчёта авансового платежа такова:

АП = ФАП·КД·РК,

где АП – окончательный размер авансового платежа (определяется для каждого региона индивидуально);

ФАП – фиксированный авансовый платёж (установлен частью 2 статьи 227.1 Налогового кодекса РФ), составляет 1 200 рублей и един для всех регионов;

КД – коэффициент-дефлятор (определяется в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30.10. 2019 № 595 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год»), этот показатель также одинаков для всех субъектов и составляет 1,729 (в 2019 году этот показатель бал равен 1,686);

РК – региональные коэффициенты (устанавливаются нормативными актами субъектов РФ).

Миграционная амнистия

Миграционная амнистия – новое для мигрантов явление. Правда, пока она распространилась лишь на граждан Республики Молдова. Как известно, срок пребывания иностранных граждан на территории РФ ограничен и в случае его нарушения предусмотрена ответственность: от выдворения из страны до запрета последующего въезда.

Гражданам Молдавии, допустившим такое нарушение, была предоставлена возможность «сделать работу над ошибками». Если в период с 1 января по 24 февраля 2019 года проштрафившиеся мигранты покинут Россию, они будут освобождены от административной ответственности. Ранее принятые решения о запрете на въезд будут пересмотрены в сторону смягчения или отмены.

Заключение

С 2019 года приглашающая сторона должна контролировать соответствие заявленной цели визита фактической деятельности иностранца, а также следить за тем, чтобы иностранный гражданин вовремя выехал из РФ. Также изменения коснулись доли иностранных работников в штате предприятия: установлен норматив для сферы строительства (за исключением нескольких субъектов), а также снижены показатели для двух сфер, связанных с транспортом (прочий сухопутный пассажирский и автомобильный грузовой). Кроме того, за счёт изменения коэффициента-дефлятора изменится и размер авансового платежа. Для граждан Республики Молдова проведена миграционная амнистия: к тем, кто нарушил сроки пребывания в РФ, но покинул ее территорию в период с 1 января по 24 февраля 2019 года, не будут применяться меры административной ответственности.

В 2018 году в законодательство о мигрантах был внесен целый ряд важных изменений. Еще ряд законов вступит в силу в 2019 году. Более подробно о новеллах миграционного законодательства – в нашей статье.

Какие изменения в миграционном законодательстве произошли в 2018 году

Миграционное законодательство не статично, в 2018 в нем произошло несколько изменений, которые связаны со следующими обстоятельствами:

  • принятым Конституционным судом РФ постановлением от 19.07.2017 № 22-П (далее — постановление № 22-П);
  • курсом законодателя на расширение норм об ответственности за нарушение миграционных правил (в связи с увеличением числа нарушений).

Про изменения, обусловленные постановлением № 22-П, расскажем подробно в следующем разделе статьи. В рамках ужесточения ответственности за нарушение миграционных норм был принят закон «О внесении изменений…» от 11.10.2018 № 366-ФЗ, которым внесены 2 поправки в закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства…» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее - закон № 109-ФЗ), вступившие в силу 22.10.2018:

  • фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина признается не только регистрация в жилом помещении, но и его регистрация в нежилом помещении;
  • фиктивной также считается регистрация иностранца по адресу организации, если в последней он не трудится.

С 23.11.2018 в силу вступил закон от 12.11.2018 №420-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 322.3 Уголовного кодекса РФ. Внесены поправки в понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении», путем исключения из него из него слово «жилой». Тем самым ответственность по ст. 322.3 УК РФ сейчас будет наступать и за регистрацию в нежилых помещениях. Таким образом, законодатели продолжают борьбу с фактами регистрации десятков, а иногда и сотен иностранцев по адресам офисов.

Как изменило миграционные правила решение Конституционного суда

Конституционный суд принял постановление № 22-П, которым признал ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 закона № 109-ФЗ не соответствующими Конституции РФ.

В постановлении № 22-П КС обосновал свою позицию тем, что нормы действующего закона определяют место пребывания иностранца или лица без гражданства в связи как с жилым помещением, так и с иным, предоставленным приглашающей стороной для ведения деятельности.

Законом «О внесении изменений…» от 27.06.2018 № 163-ФЗ определено, что:

  • местом пребывания иностранного гражданина является место его фактического проживания либо организация, по адресу которой он подлежит постановке на учет;
  • принимающая сторона - это гражданин РФ, иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ, организация, органы госвласти, представительства и консульства, предоставившие иностранцу место для фактического проживания или организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

Иностранец должен быть поставлен на учет по месту пребывания:

  • по адресу жилого помещения, которое не является его местом жительства, но в котором он проживает фактически,
  • по адресу санатория, гостиницы и т. п. организаций,
  • по адресу организации, в которой он осуществляет свою деятельность, если он живет на территории организации либо у помещения, где он живет, нет адреса (например, «жилой вагончик» на стройке).

Новеллы в ответственности за нарушение миграционного законодательства - 2019

Немало важных изменений в сфере ответственности за нарушение миграционного законодательства будет и в 2019.

С 16.01.2019 в силу вступают 2 закона:

  • первым на приглашающую сторону возложена обязанность следить за соблюдением приглашенными лицами порядка пребывания в РФ и выезда из нее (закон «О внесении изменений…» от 19.07.2018 № 216-ФЗ),
  • вторым установлена административная ответственность, накладываемая на приглашающую сторону при несоблюдении иностранцем цели въезда в РФ или сроков выезда из РФ (закон о внесении изменений от 19.07.2018 № 215-ФЗ).

Кроме того стоит обратить внимание на законопроект, появившийся еще в 2017. О нем мы рассказывали здесь: Предлагается ввести административную ответственность за ведение иностранцем трудовой деятельности без заключения договора (законопроект) . Проект до сих пор находится в разработке и не внесен в Госдуму.

Если он будет принят, то работодателям, уклоняющимся от заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками, которые по факту исполняют для них трудовые функции, будет грозить штраф в размере от 2 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 2 недель до 90 суток

Итак, пока с уверенностью можно сказать, что на основании постановления № 22-П внесены изменения в законодательство РФ. Кроме того ведется борьба с фиктивной регистрацией иностранцев. Фиктивной может быть признана регистрация не только в жилых, но в нежилых помещениях. Например, фиктивной регистрацией в нежилом помещении будет считаться регистрация иностранца в офисе организации, в которой такой иностранец не работает.


Каждый год в российском законодательстве что-то меняется. Следить за изменениями стоит всем, а особенно - иностранцам, которые планируют переехать в Россию, или уже живут здесь. Помните, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Важно: не забывайте следить за изменениями, касающимися бланков заявлений.

Например, из недавних обновлений: с декабря действуют новые Административные регламенты по предоставлению Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства ВНЖ, РВП; постановки на миграционный учет и регистрации по месту жительства. Это значит, что изменились и формы заявлений. Заявления старого образца больше не принимают. Подобные изменения ранее коснулись так же патентов, виз, заявлений на гражданство.

Статья будет дополняться в течение года.

Изменения в законе о миграционном учете

8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 163, который запрещает иностранному гражданину становиться на миграционный учет по адресу организации, где он работает, если там он фактически не проживает.

Россияне теперь смогут самостоятельно снимать мигрантов с учета.

В России изменились правила временного ввоза автомобилей

4 сентября вступил в силу ФЗ-289, ст.193, п.5, пп.2: "Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае временного ввоза в Российскую Федерацию физическим лицом, не имеющим постоянного места жительства в государстве — члене Союза.

МВД уделит особое внимание вопросам получения гражданства РФ

На официальном интернет-сайте МВД России создан онлайн-сервис для рассмотрения вопросов, возникающих в процессе получения гражданства.

Налоги и сборы
Установлены коэффициенты-дефляторы на 2018 год, применяемые при исчислении отдельных налогов. Их размеры в основном превышают предусмотренные на 2017 год.

Так, в следующем году размер фиксированных авансовых платежей по НДФЛ, уплачиваемых работающими в России на основе патента иностранцами, индексируется на коэффициент 1,686 (в 2017 - 1,623).


Изменились и региональные коэффициенты, что в большинстве регионов привело к повышению стоимости трудового патента. Таким образом, в 2018 году стоимость патента в Москве составит 4500 рублей в месяц (было 4200), в Московской области - 4300 рублей (было 4000), в Санкт-Петербурге - 3500 рублей (было - 3000). Стоимость патента в других регионах можно узнать, перейдя по ссылке ниже.

Не забудьте обновить полис ОМС

Напоминаю, что по новым правилам с 2017 года полис ОМС выдается иностранцам на срок до окончания текущего календарного года, а не на срок действия РВП или ВНЖ. Поэтому, если вы получили полис ОМС в 2017 году, в 2018 не забудьте сходить в страховую и получить новый.

Срок действия полиса ОМС (п. п. 31 - 33.2 Правил N 158н):

Для граждан РФ - бессрочно;

Для постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства - до конца календарного года;

Для беженцев и временно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства - до конца календарного года, но не более срока пребывания или действия разрешения на временное проживание;

Для временно пребывающих в РФ трудящихся граждан государств - членов ЕАЭС (должностных лиц, сотрудников органов ЕАЭС) - до конца календарного года, но не более срока действия их трудового договора (исполнения полномочий).

Квота РВП 2018

Правительство Российской Федерации установило квоту для оформления разрешений на временное проживание в размере 90 360 единиц (на всю Россию) – на 20 с половиной тысяч меньше, чем в 2017 году. В прошлом году квота составляла 110 880 разрешений.

Дактилоскопия

Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 498-ФЗ вносятся изменения в законодательные акты, касающиеся дактилоскопической регистрации. Согласно этому закону, иностранные граждане, которые получают ВНЖ, при этом не получавшие ранее РВП (например, граждане РБ, НРЯ, ВКС и члены их семей), подлежат обязательной дактилоскопической регистрации. Также установлено, что при получении РВП дактилоскопическая регистрация проводится по месту подачи заявления на территории РФ, а в случае подачи заявления в диппредставительство или консульство РФ в государстве проживания, - по месту выдачи РВП.

Указанные изменения вступают в силу по истечении 180 дней после официального опубликования, т. е. с 1 июля 2018 года.

Ограничения на использование труда иностранцев

Установлены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики.


В некоторых сферах экономической деятельности подписанным постановлением на 2018 год сохранена установленная на 2017 год допустимая доля иностранных работников, за исключением сферы прочего сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта, где доля иностранных работников снижена с 30 % до 28 % общей численности работников.

Установленная допустимая доля в сфере выращивания овощей в размере 50 % распространяется на хозяйствующие субъекты, действующие на территории России, за исключением Ставропольского и Хабаровского краев, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской, Саратовской областей. Такое исключение обусловлено имеющейся в этих регионах потребностью в привлечении временных работников в период уборочных работ.

Сохраняется запрет (доля - 0%) на использование труда иностранных работников в организациях следующих видов экономической деятельности: торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках); торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках; торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков.

Трудовые мигранты из Узбекистана получат больше прав в РФ

Соглашение направлено на обеспечение адресного трудоустройства граждан Узбекистана в России и предусматривает их доиммиграционную подготовку на территории родной страны. В этих целях предусматривается информирование о возможности трудоустройства в РФ, согласование с работодателями кандидатов, а также проектов трудовых договоров, обучение в соответствии с рекомендованными Минобрнауки России учебно-методическими материалами по сдаче комплексного экзамена.

Соглашением также оговаривается контроль за состоянием здоровья будущих трудовых мигрантов, проверка на предмет нахождения в международном или межгосударственном розыске, наличия непогашенной или неснятой судимости, предусматривается организация проезда до места работы в России и возвращение в Узбекистан, а также оформление и выдача документов, подтверждающих право на осуществление трудовой деятельности в РФ.

Ликвидация ФМС и ФСКН отложена до лета 2018 года

Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев распорядился продлить сроки ликвидации Федеральной миграционной службы (ФСКН) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) до 1 июля 2018 года. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.

"Продлить до 1 июля 2018 г. срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН Росcии, установленный распоряжением правительства Российской Федерации от 30 июня 2017 г. №1412-р"
Несмотря на то,что ФМС России с апреля 2016 года реорганизована в УВМ МВД России, ее ликвидация до сих пор не завершена. Поэтому ОВМ МВД России могут заверять документацию штампами ФМС России, выдавать паспорта со штампом ФМС России, использовать бланки с гербами ФМС России, использовать регламенты ФМС, которые официально не утратили силу и т.д.
Граждане других государств получат право на возврат НДС по покупкам, совершенным на территории России. Это так называемая система tax free (без налога). Стоит отметить, что нововведение затронет граждан иностранных государств, не входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В то же время жители Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии не смогут воспользоваться таким правом. Кроме того, вернуть НДС нельзя будет при покупке подакцизных товаров, например, алкоголя и сигарет.

Для получения возврата уплаченного в России НДС гражданину другого государства необходимо будет в течение суток приобрести товары на сумму не менее 10 тыс. руб., а при выезде из страны – предъявить таможенникам покупки, чек tax free и загранпаспорт. Таможенный орган при соблюдении данных условий должен поставить на чеке соответствующую отметку.

За компенсацией суммы налога гражданин иностранного государства может обратиться в течение одного года со дня приобретения товаров в российском магазине, при условии их вывоза в течение трех месяцев со дня приобретения. Вернуть налог можно будет безналичным способом, отправив письмо с чеком и отметкой таможенной службы в магазин, либо наличными через оператора системы tax free в аэропорту. В свою очередь сумма возвращаемого налога будет равна сумме НДС, указанной в чеке, за минусом стоимости услуги по выплате компенсации суммы налога.

Подписывайтесь на "Вестник Мигранта" в социальных сетях,

чтобы не пропустить важные новости.

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711
"О вопросах Федеральной миграционной службы"

27 февраля, 15, 26 июля, 2 ноября, 21 декабря 2013 г., 7 ноября, 3, 27 декабря 2014 г., 24 февраля, 31 октября 2015 г.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Разрешить иметь в Федеральной миграционной службе 8 заместителей руководителя, в том числе одного статс-секретаря - первого заместителя руководителя, а также до 3 департаментов и до 17 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

3. Определить, что:

предельная штатная численность Федеральной миграционной службы состоит из численности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, установленной указом Президента Российской Федерации, численности федеральных государственных гражданских служащих и работников;

представительства Федеральной миграционной службы за рубежом и представители Службы в составе дипломатических представительств Российской Федерации (без включения в штатную численность этих представительств) составляют загранаппарат Службы.

4. Установить:

предельную штатную численность Федеральной миграционной службы, ее территориальных органов и загранаппарата в количестве 42013 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе федеральных государственных гражданских служащих в количестве 14614 человек, с 1 января 2015 г. - в количестве 16026 человек, с 1 января 2016 г. - в количестве 17438 человек, с 1 января 2017 г. - в количестве 18850 человек, с 1 января 2018 г. - в количестве 20264 человек, а также работников в количестве 13459 человек;

предельную штатную численность центрального аппарата Федеральной миграционной службы в количестве 688 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе федеральных государственных гражданских служащих в количестве 374 человек;

предельную штатную численность территориальных органов Федеральной миграционной службы в количестве 41282 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе федеральных государственных гражданских служащих в количестве 11847 человек в 2013 году, с 1 января 2014 г. в количестве 14197 человек, с 1 января 2015 г. в количестве 15609 человек, с 1 января 2016 г. в количестве 17021 человека, с 1 января 2017 г. в количестве 18433 человек, с 1 января 2018 г. в количестве 19847 человек;

предельную штатную численность загранаппарата Федеральной миграционной службы в количестве 43 единиц (федеральных государственных гражданских служащих, без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Положение
о Федеральной миграционной службе
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. N 711)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

2. Основными задачами Федеральной миграционной службы являются:

2.1. выработка и реализация государственной политики в сфере миграции;

2.2. нормативно-правовое регулирование в сфере миграции;

2.4. осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

2.6. оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

2.7. осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

2.8. осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

2.9. разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

2.10. исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

2.11. управление территориальными органами Службы, ее загранаппаратом, а также иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на Службу задач;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2015 г. N 159 Положение дополнено подпунктом 2.12

2.12. осуществление оперативной координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также контроля за ее реализацией совместно с Межведомственной комиссией по реализации указанной Государственной программы.

3. Федеральная миграционная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Руководство деятельностью Федеральной миграционной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

5. Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации (далее - территориальные органы Службы), загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.

6. Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

7. Федеральная миграционная служба осуществляет следующие полномочия:

7.1. формирует на основе анализа и прогнозирования миграционных процессов основные направления государственной политики в сфере миграции;

7.2. разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере миграции;

7.3. разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере миграции;

7.4. осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере миграции, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

7.5. координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

7.6. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере миграции, проводит анализ реализации государственной политики в указанной сфере, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности;

7.7. участвует в разработке и реализации государственных и федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;

7.8. подготавливает по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

7.9. осуществляет федеральный государственный контроль (надзор):

7.9.1. за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

7.9.2. за соблюдением правил привлечения работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, за осуществлением трудовой деятельности иностранных работников;

7.10. обеспечивает в установленном порядке реализацию прав и обязательств Российской Федерации, предусмотренных международными договорами Российской Федерации о реадмиссии;

7.11. определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам беженцев:

7.11.1. форму бланка свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, порядок его оформления, выдачи и обмена;

7.11.2. форму бланка проездного документа, выдаваемого беженцу, порядок его оформления, выдачи и обмена;

7.11.3. форму бланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, порядок его оформления, выдачи и обмена;

7.12. выдает в установленном порядке разрешения на привлечение работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также патенты для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности;

7.12.1. утверждает в установленном порядке форму патента для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности, порядок оформления и выдачи указанного патента, а также форму заявления о его выдаче;

7.13. организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:

7.13.1. выдачу, продление срока действия, восстановление виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации;

7.13.2. определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих в Российской Федерации;

7.13.3. принятие от лиц, проживающих в Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации;

7.13.4. проверку фактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

7.13.5. направление Президенту Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, представленных для их обоснования документов и иных материалов, а также заключений на данные заявления, документы и материалы;

7.13.6. исполнение принятых Президентом Российской Федерации решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих в Российской Федерации;

7.13.7. рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, поданных лицами, проживающими в Российской Федерации, и принятие решений по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;

7.13.8. ведение учета лиц, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

7.13.10. отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации;

7.13.12. регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

7.13.13. регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания;

7.13.14. оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

7.13.15. учет выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации;

7.13.16. оформление приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета юридических лиц, ходатайствующих об их оформлении;

7.13.17. реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;

7.13.18. проставление отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства;

7.13.19. проведение государственной дактилоскопической регистрации;

7.13.20. производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции;

7.13.21. представление в судах интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, а также защиту в судах интересов Службы;

7.13.22. проведение федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией, а также представление в установленном порядке предложений по совершенствованию форм этих наблюдений;

7.13.23. информационное и правовое обеспечение деятельности Службы, ее территориальных органов, загранаппарата, а также иных входящих в систему Службы организаций и подразделений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

7.13.24. контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета;

7.13.25. контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

7.13.26. подготовку предложений по установлению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации;

7.13.27. формирование и обеспечение функционирования государственной информационной системы миграционного учета;

7.13.28. обеспечение межведомственного электронного взаимодействия в рамках возложенных задач и функций;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2015 г. N 159 Положение дополнено подпунктом 7.13.29

7.13.29. ведение учета участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей на каждой стадии переселения;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2015 г. N 159 Положение дополнено подпунктом 7.13.30

7.13.30. оформление и выдачу свидетельств участника Государственной программы

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2015 г. N 159 Положение дополнено подпунктом 7.13.31

7.13.31. методическое обеспечение разработки государственных программ субъектов Российской Федерации либо подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2015 г. N 159 Положение дополнено подпунктом 7.13.32

7.13.32. предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в установленной сфере деятельности Службы;

7.14. организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

7.14.1. выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации;

7.14.2. выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации;

7.14.3. учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца, а также оказание содействия беженцам во временном обустройстве в Российской Федерации;

7.14.4. учет , регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказание содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации;

7.14.5. проведение идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании их беженцами и находящихся в Российской Федерации;

7.14.6. учет и фотографирование иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии либо принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии;

7.14.7. временное размещение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации;

7.15. участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в разработке и обеспечивает подготовку предложений о распределении по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами либо получивших временное убежище;

7.16. принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения:

7.16.1. о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;

7.16.2. о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, а также об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство;

7.16.3. о выдаче, приостановлении срока действия или аннулировании разрешений на привлечение и использование иностранных работников, выдаче и аннулировании разрешений на работу иностранным гражданам или лицам без гражданства, патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности;

7.16.4. о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства;

7.16.5. о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также об установлении запрета на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства;

7.16.6. о приеме граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и о передаче иностранных граждан и лиц без гражданства на основании международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

7.16.7. об аннулировании виз иностранным гражданам и лицам без гражданства;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2015 г. N 159 Положение дополнено подпунктом 7.16.8

7.16.8. о выдаче, об отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

7.17. осуществляет во взаимодействии с уполномоченными органами государственной власти депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства, а также административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда;

7.18. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

7.19. участвует в осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом;

7.21. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок в установленной сфере деятельности;

7.22. оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах и осуществляет правовое информирование и правовое просвещение в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

7.23. утверждает в установленном порядке формы бланков:

7.23.1. разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

7.23.2. разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы;

7.23.3. разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

7.24. руководит территориальными органами, загранаппаратом, а также иными входящими в систему Службы организациями и подразделениями, осуществляет контроль их деятельности;

7.25. принимает меры по укреплению и развитию материально-технической базы Службы, ее территориальных органов, загранаппарата, а также иных входящих в систему Службы организаций и подразделений;

7.26. создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

7.27. формирует и ведет федеральные базы данных, а также обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

7.28. осуществляет в установленном порядке разработку и создание информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

7.29. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

7.30. участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

7.31. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

7.32. осуществляет функции государственного заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7.33. осуществляет функции субъекта бюджетного планирования, главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций, главного администратора доходов федерального бюджета, администратора доходов бюджетов Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета;

7.34. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

7.35. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью Службы;

7.36. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, контроль и координацию деятельности ее территориальных органов, загранаппарата, а также иных входящих в систему Службы организаций и подразделений по мобилизационной подготовке;

7.37. осуществляет кадровое обеспечение Службы, ее территориальных органов, а также иных входящих в систему Службы организаций и подразделений, организует дополнительное профессиональное образование кадров;

7.38. осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты федеральных государственных гражданских служащих и работников Службы, ее территориальных органов, а также иных входящих в систему Службы организаций и подразделений, в том числе по улучшению их жилищных условий, организации питания, совершенствованию медицинского и социально-бытового обслуживания;

7.39. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

8. Федеральная миграционная служба в целях реализации своих полномочий имеет право:

8.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля, надзора и информатизации в установленной сфере деятельности;

8.2. организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов Службы, а также жилищное строительство;

8.3. осуществлять формирование, управление и распоряжение специализированным жилищным фондом (служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях и иными жилыми помещениями, отнесенными к жилым помещениям специализированного жилищного фонда);

8.4. вести учет прикомандированных к Службе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников Службы, не обеспеченных жилыми помещениями или нуждающихся в улучшении жилищных условий;

8.5. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

8.6. привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

8.7. образовывать в установленном порядке самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совещательные органы (советы, комиссии) для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности.

III. Организация деятельности

9. Федеральную миграционную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной миграционной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.

Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Руководитель Федеральной миграционной службы:

10.1. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предложения о заключении международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

10.2. издает нормативные правовые акты Службы, в том числе с руководителями других федеральных органов исполнительной власти;

10.3. заключает в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, международные договоры межведомственного характера в установленной сфере деятельности;

10.4. отменяет противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Службы решения должностных лиц территориальных органов Службы, а также решения должностных лиц иных входящих в систему Службы организаций и подразделений, если другой порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;

10.5. образовывает в установленном порядке территориальные органы Службы, а также иные входящие в систему Службы организации и подразделения, осуществляет их реорганизацию и ликвидацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10.6. определяет порядок образования и ликвидации временных структур в системе Службы;

10.7. осуществляет полномочия в отношении прикомандированных к Службе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, устанавливаемые Президентом Российской Федерации;

10.8. вносит в Правительство Российской Федерации:

10.8.1. предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов, загранаппарата, а также иных входящих в систему Службы организаций и подразделений в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

10.8.2. проект положения о Службе;

10.8.4. проект ежегодного плана , отчет о его исполнении, а также прогнозные показатели деятельности Службы;

10.8.5. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя;

10.8.6. представления о присвоении классных чинов лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы высшей и главной групп в системе Службы;

10.8.7. предложения об объявлении благодарности Правительства Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим и работникам Службы, другим лицам, оказывающим содействие в выполнении задач и осуществлении полномочий, возложенных на Службу;

10.9. вносит в Правительство Российской Федерации для последующего представления Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации федеральных государственных гражданских служащих и работников Службы, других лиц, оказывающих содействие в выполнении задач и осуществлении полномочий, возложенных на Службу, а также об объявлении им благодарности Президента Российской Федерации;

10.10. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета в части, касающейся финансирования Службы;

10.11. распределяет обязанности между своими заместителями;

10.12. назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов Службы, их заместителей, других федеральных государственных гражданских служащих и работников Службы, ее территориальных органов, загранаппарата, а также иных входящих в систему Службы организаций и подразделений, если другой порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

10.13. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в Службе;

10.14. утверждает:

10.14.1. структуру и штатные расписания центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, штатное расписание загранаппарата Службы и иных входящих в систему Службы организаций и подразделений в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда;

10.14.2. положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы;

10.14.3. положения (типовые положения) о территориальных органах Службы;

10.14.4. фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации;

10.14.5. смету расходов на содержание федеральных государственных гражданских служащих и работников Службы, включая смету расходов на содержание ее загранаппарата, в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

12. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной миграционной службы, ее территориальных органов, загранаппарата и иных входящих в систему Службы организаций и подразделений осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

13. Федеральная миграционная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Служба имеет геральдический знак - эмблему и флаг, учрежденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

14. Местонахождение Федеральной миграционной службы - г. Москва.