Общий порядок и виды международной правовой помощи по уголовныи делам

ДОГОВОР

МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ АНГОЛА

О ВЗАИМНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Российская Федерация и Республика Ангола, далее именуемые Сторонами,

принимая во внимание существующие между Сторонами дружеские связи и сотрудничество,

желая укрепить юридические основы в области оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам,

действуя в соответствии со своим внутренним законодательством, а также уважая общепризнанные принципы международного права, в том числе принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела и взаимной выгоды,

договорились о нижеследующем:

Предмет Договора

1. Предметом настоящего Договора является предоставление Сторонами друг другу взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее - правовая помощь).

2. Правовая помощь оказывается в соответствии с настоящим Договором, если деяние, в связи с которым поступил запрос, является уголовно наказуемым согласно законодательству обеих Сторон. Однако запрашиваемая Сторона может по своему усмотрению оказать правовую помощь также в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является уголовно наказуемым согласно ее законодательству.

3. Настоящий Договор имеет целью исключительно оказание правовой помощи одной Стороной другой Стороне. Положения настоящего Договора не ведут к возникновению у каких-либо физических и юридических лиц права получать или исключать доказательства либо препятствовать исполнению запроса о правовой помощи.

Применение Договора

1. Настоящий Договор применяется в отношении запросов о правовой помощи, поступивших после вступления настоящего Договора в силу. даже если соответствующие действие или бездействие имели место до этой даты.

2. Настоящий Договор не предоставляет компетентным органам одной из Сторон права осуществлять на территории другой Стороны полномочия, которые отнесены исключительно к компетенции органов другой Стороны.

Объем правовой помощи

Правовая помощь включает в себя:

a) вручение процессуальных документов;

b) получение доказательств;

c) установление местонахождения и идентификацию лиц и предметов;

d) вызов свидетелей, потерпевших и экспертов для их добровольной явки в компетентный орган запрашивающей Стороны;

e) передачу на время содержащихся под стражей лиц для участия в уголовном судопроизводстве на территории запрашивающей Стороны в качестве свидетелей, потерпевших или для производства иных процессуальных действий, указанных в запросе;

f) осуществление мер в отношении имущества:

g) передачу предметов и иных доказательств;

h) любые другие виды правовой помощи в соответствии с целями настоящего Договора, не противоречащие законодательству запрашиваемой Стороны.

Центральные органы

1. В целях обеспечения надлежащего сотрудничества в рамках настоящего Договора назначаются центральные органы Сторон.

a) С Российской Стороны центральными органами являются:

Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с деятельностью судов Российской Федерации;

Генеральная прокуратура Российской Федерации - по всем иным вопросам оказания правовой помощи.

b) С Ангольской Стороны центральными органами являются:

Министерство юстиции Республики Ангола - по вопросам, связанным с деятельностью судов Республики Ангола;

Генеральная прокуратура Республики Ангола - по всем иным вопросам оказания правовой помощи.

2. Стороны незамедлительно уведомляют друг друга по дипломатическим каналам об изменении своих центральных органов и сферы их компетенции.

Компетенция центральных органов

1. Центральные органы Сторон непосредственно направляют и получают запросы о правовой помощи и направляют ответы в соответствии с настоящим Договором.

2. Центральный орган запрашиваемой Стороны исполняет запрос непосредственно или направляет его соответствующему компетентному органу для исполнения.

3. В случае направления запроса компетентному органу для исполнения центральный орган содействует оперативному и надлежащему исполнению запроса компетентным органом.

2. Запрашиваемая Сторона принимает к исполнению запрос немедленно по его получении по телексу, факсу, электронной почте или другому подобному виду связи, при этом запрашивающая Сторона в возможно короткий срок представляет оригинал запроса. Запрашиваемая Сторона информирует запрашивающую Сторону о результатах исполнения запроса только при условии получения его оригинала.

a) наименование компетентного органа, запрашивающего правовую помощь;

b) цель запроса и описание запрашиваемой правовой помощи;

c) описание деяния, в связи с которым проводится расследование или судебное разбирательство, его юридическую квалификацию, текст законодательных положений, в соответствии с которыми деяние является уголовно наказуемым, а также при необходимости размер ущерба, причиненного в результате этого деяния;

d) обоснование применения и описание особых процедур, которые запрашивающая Сторона просит применить при исполнении запроса;

e) данные, идентифицирующие лиц, в отношении которых ведется расследование или судебное разбирательство;

f) желаемый для запрашивающей Стороны срок исполнения запроса;

g) полные имена, фамилии (отчества) и адреса, а также, по возможности, номера телефонов лиц, которым должны быть вручены процессуальные документы, и их отношение к ведущемуся расследованию или судебному разбирательству;

h) указание на расположение и описание места, где необходимо произвести осмотр и обыск, а также предметов, подлежащих изъятию;

i) вопросы, которые необходимо задать для получения показаний в запрашиваемой Стороне;

j) в случае просьбы о присутствии при исполнении запроса представителей компетентных органов запрашивающей Стороны, - их полные имена, фамилии (отчества), должности и обоснование необходимости их присутствия;

к) при необходимости, просьбу о соблюдении конфиденциальности факта поступления запроса, его содержания и (или) любого действия, предпринятого в связи с запросом;

1) любую другую информацию, которая может оказаться полезной запрашиваемой Стороне для исполнения запроса.

4. Если запрашиваемая Сторона считает, что сведений, указанных в запросе, не достаточно для его исполнения, эта Сторона может запросить дополнительную информацию.

Запрос о правовой помощи, прилагаемые к нему документы и дополнительная информация, направляемые на основании настоящего Договора, составляются на языке запрашивающей Стороны и сопровождаются заверенным переводом на язык запрашиваемой Стороны либо в случае предварительной договоренности центральных органов Сторон на английский язык.

Отказ или отсрочка в оказании правовой помощи

1. В правовой помощи может быть отказано, если:

a) исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или другим существенным интересам запрашиваемой Стороны;

b) исполнение запроса противоречит законодательству запрашиваемой Стороны или не соответствует положениям настоящего Договора;

c) запрос касается деяния, за которое лицо, привлекаемое к уголовной ответственности в запрашивающей Стороне, было осуждено или оправдано в запрашиваемой Стороне в связи с тем же деянием, либо в отношении этого деяния истек срок давности;

d) запрос касается преступления против военной службы, которое не является преступлением по общему уголовному праву;

e) запрашиваемая Сторона имеет веские основания полагать, что запрос представлен с целью преследования лица по признаку расы, пола, вероисповедания, этнического происхождения, принадлежности к определенной социальной группе, по политическим или иным убеждениям либо, что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.

3. Запрашиваемая Сторона может отказать в исполнении запроса на ее территории или отсрочить исполнение запроса, если считает, что это исполнение может нанести ущерб или затруднить осуществление расследования либо судебного разбирательства по уголовному делу.

4. Перед принятием решения об отказе в исполнении запроса или об отсрочке запрашиваемая Сторона рассматривает вопрос о том, может ли правовая помощь быть оказана на условиях, которые она считает необходимыми. Если запрашивающая Сторона принимает правовую помощь на таких условиях, она обязуется соблюдать их.

5. Если запрашиваемая Сторона принимает решение об отказе в оказании правовой помощи или ее отсрочке, она уведомляет об этом запрашивающую Сторону через ее центральный орган с указанием причины принятия такого решения.

Действительность документов

1. Документы, представленные в рамках настоящего Договора и удостоверенные надлежащим образом компетентным органом или центральным органом направляющей Стороны, принимаются без их легализации или иной формы заверения.

2. По просьбе запрашивающей Стороны документы, направляемые в рамках настоящего Договора, могут быть заверены иным образом, указанным в запросе, если это не противоречит законодательству запрашиваемой Стороны.

3. Для целей настоящего Договора документы, признанные официальными на территории одной Стороны, признаются таковыми и на территории другой Стороны.

Конфиденциальность и ограничения в использовании информации

1. Запрашиваемая Сторона по просьбе центрального органа запрашивающей Стороны обеспечивает в соответствии со своим законодательством конфиденциальность в отношении факта получения запроса о правовой помощи, его содержания или любого действия, предпринятого в связи с запросом, за исключением тех случаев, когда огласка запроса является необходимой для его исполнения.

2. Если при исполнении запроса возникает необходимость снятия этого ограничения, запрашиваемая Сторона в письменной форме запрашивает разрешение запрашивающей Стороны, без которого запрос не исполняется.

3. Запрашивающая Сторона без разрешения запрашиваемой Стороны не использует информацию или доказательства, полученные в рамках настоящего Договора, для иных целей, кроме указанных в запросе о правовой помощи.

4. Если запрашивающей Стороне в отдельных случаях понадобится предать огласке и использовать полностью или частично полученные информацию или доказательства для иных целей, нежели указанные в запросе, она испрашивает соответствующее разрешение запрашиваемой Стороны, которая может согласиться или отказать полностью или частично в таком разрешении.

Исполнение запросов о правовой помощи

1. Исполнение запросов производится в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны и положениями настоящего Договора.

2. По просьбе запрашивающей Стороны запрашиваемая Сторона оказывает правовую помощь в форме и в соответствии со специальной процедурой, которые указаны в запросе, если это не противоречит основным принципам законодательства запрашиваемой Стороны.

3. Если запрашивающая Сторона обращается с просьбой о присутствии представителей ее компетентных органов при исполнении запроса, запрашиваемая Сторона уведомляет ее о своем решении. В случае положительного решения запрашивающая Сторона заблаговременно уведомляется о времени и месте исполнения запроса.

4. Центральный орган запрашиваемой Стороны своевременно направляет полученные в результате исполнения запроса информацию и доказательства центральному органу запрашивающей Стороны.

5. Если невозможно исполнить запрос полностью или частично, центральный орган запрашиваемой Стороны незамедлительно сообщает об этом центральному органу запрашивающей Стороны и информирует о причинах, препятствующих исполнению запроса.

Вручение документов

1. В соответствии с запросом о правовой помощи центральный орган запрашиваемой Стороны незамедлительно осуществляет или организует вручение процессуальных документов.

2. Исполнение запроса подтверждается документом о вручении с указанием даты и подписью адресата или заявлением компетентного органа запрашиваемой Стороны, в котором подтверждаются факт, дата и порядок вручения. О вручении документов незамедлительно информируется запрашивающая Сторона.

Получение доказательств на территории запрашиваемой Стороны

1. Запрашиваемая Сторона в соответствии со своим законодательством получает на своей территории показания свидетелей и потерпевших, заключения экспертов, документы, предметы и другие доказательства, указанные в запросе, и передает их запрашивающей Стороне.

2. Представителям компетентных органов запрашивающей Стороны, присутствующим при исполнении запроса, разрешается формулировать вопросы, которые могут быть заданы соответствующему лицу через представителя компетентного органа запрашиваемой Стороны.

3. Запрашивающая Сторона соблюдает любые условия, оговоренные запрашиваемой Стороной в отношении передаваемых ей документов и предметов, в том числе о защите прав третьих лиц на такие документы и предметы.

4. Запрашивающая Сторона по требованию запрашиваемой Стороны возвращает в возможно короткий срок оригиналы документов и предметы, переданные ей в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Установление местонахождения и идентификация лиц и предметов

Компетентные органы запрашиваемой Стороны предпринимают по запросу все предусмотренные ее законодательством меры для установления местонахождения и идентификации лиц и предметов.

Вызов свидетелей, потерпевших и экспертов

1. Если запрашивающая Сторона представляет запрос о вызове лица для дачи показаний, проведения экспертизы или иных процессуальных действий на своей территории, запрашиваемая Сторона сообщает этому лицу о приглашении запрашивающей Стороны явиться в ее компетентные органы.

2. Запрос о вызове лица должен содержать сведения об условиях и порядке оплаты расходов, связанных с явкой вызываемого лица, а также перечень гарантий, которые предоставляются ему в соответствии со статьей 16 настоящего Договора.

3. Запрос о вызове лица не должен содержать угрозы применения принуждения или наказания в случае неявки этого лица на территорию запрашивающей Стороны.

4. Вызываемое лицо добровольно принимает решение о явке. Центральный орган запрашиваемой Стороны незамедлительно информирует центральный орган запрашивающей Стороны о решении этого лица.

Гарантии, предоставляемые вызываемому лицу

1. Лицо, явившееся по вызову в компетентный орган запрашивающей Стороны, не может, независимо от его гражданства, быть подвергнуто уголовному преследованию, аресту либо иным ограничениям личной свободы на территории этой Стороны за совершение деяния или на основании приговоров, имевших место до его въезда на территорию запрашивающей Стороны.

2. Вызванное лицо утрачивает право на неприкосновенность, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, в том случае, если оно, имея возможность покинуть территорию запрашивающей Стороны, не сделало этого в течение 15 суток со дня вручения ему письменного уведомления о том, что его присутствие не является более необходимым для соответствующего компетентного органа, или покинув территорию этой Стороны, впоследствии возвратилось на нее.

3. Вызванное лицо не может быть принуждено к даче показаний по иному делу, нежели указанному в запросе.

Передача на время лиц, содержащихся под стражей

(в том числе отбывающих наказание в виде лишения свободы)

1. Лицо, содержащееся под стражей (в том числе отбывающее наказание в виде лишения свободы), независимо от его гражданства может быть с согласия центрального органа запрашиваемой Стороны передано на время запрашивающей Стороне для дачи показаний в качестве свидетеля или потерпевшего либо для производства иных процессуальных действий, указанных в запросе, при условии, что это лицо будет возвращено запрашиваемой Стороне в определенные ею сроки.

2. Первичный срок, на который лицо может быть передано, не может превышать 90 дней. По обоснованному ходатайству центрального органа запрашивающей Стороны срок пребывания переданного лица может быть продлен центральным органом запрашиваемой Стороны.

3. Порядок и условия передачи и возврата лица согласовываются центральными органами Сторон.

4. В передаче лица отказывается:

a) если лицо, содержащееся под стражей (в том числе отбывающее наказание в виде лишения свободы), не дает письменное согласие на это;

b) если необходимо участие этого лица в судопроизводстве, осуществляемом на территории запрашиваемой Стороны.

5. Запрашивающая Сторона обязана содержать переданное лицо под стражей, пока остается в силе решение компетентного органа запрашиваемой Стороны о его содержании под стражей. В случае освобождения переданного лица из-под стражи по решению запрашиваемой Стороны запрашивающая Сторона применяет к этому лицу положения статей 15. 16 и 21 настоящего Договора.

6. Время пребывания переданного лица вне территории запрашиваемой Стороны засчитывается в общий срок его содержания под стражей (в том числе в срок отбывания наказания в виде лишения свободы).

Зашита лица, явившегося по вызову или переданного

на территорию запрашивающей Стороны

В случае необходимости запрашивающая Сторона обеспечивает защиту лица, явившегося по вызову или переданного на ее территорию в соответствии со статьями 15 и 17 настоящего Договора.

Особые случаи оказания правовой помощи

Запрашиваемая Сторона представляет выписки из уголовных дел и (или) имеющие к ним отношение документы или предметы, которые необходимы для расследования и (или) судебного разбирательства, если ее компетентные органы могут получать их в аналогичных случаях, за исключением документов и предметов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Меры в отношении имущества

1. Стороны сотрудничают в вопросах установления местонахождения орудий преступления и доходов от преступления, а также принятия в отношении их соответствующих мер. Такое сотрудничество основывается на положениях настоящего Договора, а также соответствующих положениях Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 года, в частности, статьях 2, 12, 13 и 14, и распространяется не только на преступления, предусмотренные в этой Конвенции и протоколах к ней, но и на любое другое преступное деяние при соблюдении пункта 2 статьи 1 настоящего Договора.

2. Стороны предпримут меры для достижения договоренности о разделе между ними имущества, полученного преступным путем и изъятого в результате сотрудничества между ними.

3. Договоренность, упоминаемая в предыдущем пункте, оформляется соответствующим протоколом к настоящему Договору.

1. Запрашиваемая Сторона принимает на себя обычные расходы по исполнению запросов о правовой помощи на своей территории, за исключением следующих расходов, которые несет запрашивающая Сторона:

a) расходы, связанные с проездом лиц на ее территорию и обратно в соответствии со статьями 15 и 17 настоящего Договора и их пребыванием на этой территории, а также иные выплаты, полагающиеся этим лицам;

b) расходы и гонорары экспертов;

c) расходы, связанные с проездом, пребыванием и присутствием представителей компетентных органов запрашивающей Стороны при исполнении запроса в соответствии с пунктом 3 статьи 11 и пунктом 2 статьи 13 настоящего Договора;

d) расходы по перевозке переданных предметов с территории запрашиваемой Стороны на территорию запрашивающей Стороны и их возвращению.

2. Если исполнение запроса требует существенных или чрезвычайных расходов, центральные органы Сторон проводят консультации с целью определения условий, на которых может быть исполнен запрос, а также порядка покрытия расходов.

Разрешение споров

Спорные вопросы, возникающие при толковании и применении настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров.

Внесение изменений в Договор

1. По инициативе любой из Сторон в настоящий Договор могут быть внесены изменения.

2. Принятые изменения вступают в силу в порядке, предусмотренном в пункте 1 статьи 24 настоящего Договора.

Вступление в силу, срок действия

и прекращение действия Договора

1. Настоящий Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления Сторон о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

2. Настоящий Договор имеет срок действия 5 лет, по истечении которого его действие автоматически продлевается на последующие 5- летние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за 12 месяцев до истечения очередного периода не уведомит по дипломатическим каналам в письменной форме другую Сторону о своем намерении его денонсировать.

3. Прекращение действия настоящего Договора не препятствует завершению исполнения запросов о правовой помощи, полученных до даты прекращения его действия.

Документ

... Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Афины, 21 мая 1981 г.)  Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва , 31 октября 2006 г.)  Договор между Союзом...

  • Информация о ходе выполнения международных договоров республики казахстан (по итогам 2010 года)

    Документ

    ... Договору между Республикой Казахстан и Грузией о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 17 сентября 1996 года, подписан 31 ... Республики Казахстан в Российской Федерации и Российской Федерации в Республике Казахстан, от 12 октября ...

  • Обеспечение военной безопасности российской федерации теория и практика правового регулирования

    Автореферат диссертации

    1992 г., Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 г., Договора между Российской Федерацией и Республикой Грузией о дружбе...

  • ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005 ГОДУ СОДЕРЖАНИЕ

    Доклад

    В частности, статье 30 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам . В результате гражданин К. азербайджанскими...

  • В помощи может быть отказано:

    ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ИЗ СУДЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

    Статья 22

    Каждая Договаривающаяся Сторона информирует любую другую Сторону обо всех приговорах и последующих мерах в отношении граждан этой последней Стороны, зафиксированных в судебных материалах. Министерства юстиции сообщают друг другу такую информацию, по крайней мере, один раз в год. Если соответствующее лицо считается гражданином двух или более других Договаривающихся Сторон, информация передается каждой из этих Сторон, если только это лицо не является гражданином Стороны, на территории которой оно было осуждено.

    ГЛАВА VIII

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 23

    1. Любая Договаривающаяся Сторона может во время подписания настоящей Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении сделать оговорку в отношении любого положения или положений настоящей Конвенции.

    2. Любая Договаривающаяся Сторона, которая сделала оговорку, снимает ее, как только это позволят обстоятельства. Снятие оговорки осуществляется путем уведомления Генерального секретаря Совета Европы.

    3. Договаривающаяся Сторона, которая сделала оговорку в отношении положения настоящей Конвенции, может настаивать на применении указанного положения другой Стороной лишь в той степени, в какой она сама согласилась с этим положением.

    Статья 24

    Договаривающаяся Сторона может во время подписания настоящей Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении путем направления заявления на имя Генерального секретаря Совета Европы определить, какие органы для целей настоящей Конвенции она будет рассматривать как юридические органы.

    Статья 25

    1. Настоящая Конвенция применяется к территориям метрополий Договаривающихся Сторон.

    2. В отношении Франции она также применяется к Алжиру и заморским департаментам, а в отношении Италии она также применяется к территории Сомали под итальянской администрацией.

    3. Федеративная Республика Германии может распространить применение настоящей Конвенции на землю Берлин путем уведомления, направляемого на имя Генерального секретаря Совета Европы.

    4. В отношении Королевства Нидерландов настоящая Конвенция применяется к его европейской территории. Нидерланды могут распространить применение настоящей Конвенции на Нидерландские Антильские острова, Суринам и Нидерландскую Новую Гвинею путем уведомления, направляемого на имя Генерального секретаря Совета Европы.

    5. По прямой договоренности между двумя и более Договаривающимися Сторонами и с соблюдением условий, изложенных в этой договоренности, применение настоящей Конвенции может быть распространено на любую территорию одной из этих Сторон, помимо территорий, упомянутых в пунктах 1, и настоящей Статьи, за международные отношения которой любая такая Сторона несет ответственность.

    Статья 26

    1. В соответствии с положениями пункта 7 Статьи 15 и пункта 3 Статьи 16 настоящая Конвенция в отношении стран, к которым она применяется, имеет преимущество перед положениями любых договоров, конвенций или двусторонних соглашений, регулирующими взаимную правовую помощь по уголовным делам между любыми двумя Договаривающимися Сторонами.

    2. Настоящая Конвенция не затрагивает обязательств, взятых в соответствии с условиями любой другой двусторонней или многосторонней международной конвенции, которая содержит или может содержать статьи, регулирующие конкретные аспекты взаимной помощи в данной области.

    3. Договаривающиеся Стороны могут заключать между собой двусторонние или многосторонние соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам лишь с целью дополнения положений настоящей Конвенции или содействия применению содержащихся в ней принципов.

    4. В случае, если между двумя или более Договаривающимися Сторонами взаимная правовая помощь по уголовным делам осуществляется на основе единообразного законодательства или специальной системы, предусматривающей обоюдное применение на их соответствующих территориях мер взаимной помощи, эти Стороны, независимо от положений настоящей Конвенции, могут регулировать свои взаимоотношения в этой области исключительно в соответствии с таким законодательством или системой. Договаривающиеся Стороны, которые в соответствии с настоящим пунктом исключают возможность обоюдного применения настоящей Конвенции, соответственно уведомляют об этом Генерального секретаря Совета Европы.

    Статья 27

    1. Настоящая Конвенция открыта для подписания членами Совета Европы. Она подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

    2. Настоящая Конвенция вступает в силу через 90 дней после сдачи на хранение третьей ратификационной грамоты.

    3. В отношении любого подписавшего настоящую Конвенцию государства, впоследствии ратифицировавшего ее, настоящая Конвенция вступает в силу через 90 дней после сдачи на хранение его ратификационной грамоты.

    Статья 28

    1. Комитет министров Совета Европы может пригласить любое государство, не являющееся членом Совета Европы, присоединиться к настоящей Конвенции при условии, что резолюция, содержащая такое приглашение, получит единогласное одобрение членов Совета Европы, ратифицировавших настоящую Конвенцию.

    2. Присоединение осуществляется путем сдачи на хранение Генеральному секретарю Совета Европы документа о присоединении, который вступает в силу через 90 дней после даты сдачи его на хранение.

    Статья 29

    Любая Договаривающаяся Сторона может денонсировать настоящую Конвенцию в той мере, в какой это ее касается, направив уведомление Генеральному секретарю Совета Европы. Денонсация вступает в силу через шесть месяцев после даты получения такого уведомления Генеральным секретарем Совета Европы.

    Статья 30

    Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет членов Совета Европы и Правительство любого государства, которое присоединилось к настоящей Конвенции, о:

    A) подписавших ее государствах и сдаче на хранение любой ратификационной грамоты или документа о присоединении;

    B) дате вступления в силу настоящей Конвенции;

    C) любом уведомлении, полученном в соответствии с положениями пункта 1 Статьи 5, пункта 3 Статьи 7, пункта 6 Статьи 15, пункта 2 Статьи 16, Статьи 24, пунктов 3 и Статьи 25 или пункта 4 Статьи 26;

    D) любой оговорке, сделанной в соответствии с пунктом 1 Статьи 23;

    Вопрос 433. Международная правовая помощь по уголовным делам.

    Под международной правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иных государств в соответствии с положениями международных договоров.

    В настоящее время действуют следующие многосторонние договоры, предусматривающие оказание правовой помощи по уголовным делам:

    Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (22 января 1993 г.);

    Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (28 марта 1997 г.);

    Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (17 марта 1978 г.).

    Перечень действующих международных договоров об оказании помощи по уголовным делам публикуется на сайте Министерства юстиции России (http://www.minjust.ru/activity/worldwide/russia_agreements).

    Отношения по вопросам правовой помощи осуществляются через министерства юстиции. Отношения по вопросам выдачи, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкции прокурора, осуществляются через генеральные прокуратуры государств.

    Международными договорами объем правовой помощи определен довольно широко. Это процессуальные и иные действия: проведение обысков, изъятие и выдача вещественных доказательств, экспертиза, допрос обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждение уголовного преследования, розыск и выдача лиц, совершивших преступления, обмен информацией, вручение документов, установление адресов и других данных, передача предметов, передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, и пр.

    Выполнению подлежат лишь действия, предусмотренные законодательством запрашиваемой стороны. При исполнении поручений применяется право запрашиваемой стороны. По просьбе запрашивающего учреждения могут быть применены и процессуальные нормы его государства.

    Важное значение имеют положения о гарантии неприкосновенности свидетелей, потерпевших, экспертов при их вызове в другую страну. Они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию за деяния, совершенные до пересечения границы, даже если они являются гражданами вызвавшего их государства. Просьба об оказании помощи может быть отклонена, если ее оказание способно нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемой стороны либо противоречит ее законодательству.

    Выдача понимается как передача обвиняемого или осужденного лица государством, на территории которого оно находится, государству, в котором оно считается совершившим преступление или в котором было осуждено. Преследование выданного лица может иметь место только за те преступления, за которые оно было выдано. Общепризнанным является правило о том, что к выданному лицу смертная казнь не применяется. Выдача не может иметь места, если истек срок давности, если в отношении лица по тому же делу суд запрашиваемой стороны уже вынес приговор или постановление о прекращении производства, если преступление по законам хотя бы одной из сторон преследуется в порядке частного обвинения.

    В 1919 г. создана Международная организация уголовной полиции, сокращенное наименование которой – Интерпол. Штаб-квартира находится во Франции. Членами ее являются более 170 государств. Действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г. Целями Интерпола являются: обеспечение взаимодействия органов уголовной полиции; создание и развитие учреждений, способствующих предупреждению преступности и борьбе с ней. Органами Интерпола являются Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет и Генеральный секретариат. В своей деятельности Интерпол опирается на Национальные центральные бюро, создаваемые в участвующих странах.

    Интерпол собирает и систематизирует уголовно-розыскную и иную криминалистическую информацию; участвует в международном розыске; снабжает информацией национальные полицейские службы. Основные направления деятельности: борьба с преступлениями против личности и собственности; борьба с организованной преступностью и терроризмом; борьба с незаконной торговлей оружием, наркотиками, драгоценными металлами и камнями; борьба с торговлей людьми, проституцией; борьба с преступлениями сексуального и иного характера в отношении несовершеннолетних; борьба с мошенничеством и фальшивомонетничеством; борьба с преступлениями в сфере экономики и кредитно-финансовой области.

    Информационная деятельность Интерпола включает рассылку розыскных карт, содержащих установочные данные, описывающих внешность, содержащих фотографии, отпечатки пальцев лиц, находящихся в розыске. Рассылаются также карты-уведомления, содержащие сведения о международных преступниках, а также карты на лиц, пропавших без вести, и карты на неопознанный труп, карты похищенной собственности. Кроме того, рассылается информация о новых и вызывающих особый интерес способах совершения преступлений

    Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

    К главе 50 «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних» 1. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 сентября 1975 г. № 5 «О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел»

    Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

    56. Международная эколого-правовая ответственность Международная юридическая ответственность в области охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсовобщая часть системы ответственности по международному публичному праву.

    Из книги Международное право автора Вирко Н А

    15. Международная правовая ответственность государств. Главные органы ООН Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате

    Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

    53. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей

    Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Глава 50. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Статья 420. Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 1. Требования настоящей главы применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения

    Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

    Глава 50. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних Статья 420. Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 1. Требования настоящей главы применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения

    Из книги Уголовный процесс: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    69. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних В суде производство по делам в отношении несовершеннолетних осуществляется в общем порядке, установленном ч. 3 УПК «Судебное производство» (гл. 33–39 УПК). Вместе с тем здесь должны быть

    Из книги Конвенция ООН против коррупции автора право Международное

    Статья 46 Взаимная правовая помощь 1. Государства-участники оказывают друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми настоящей Конвенцией.2. Взаимная

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    Из книги Экзамен на адвоката автора

    Вопрос 356. Принципы уголовного судопроизводства: понятие и значение в работе адвоката. Процессуальное положение адвоката-защитника по уголовным делам. Принципы уголовного судопроизводства – общие руководящие положения, определяющие наиболее важные стороны

    Из книги Квалификация преступления со специальным субъектом автора Павлов Владимир Григорьевич

    Вопрос 360. Суд – орган правосудия по уголовным делам. Полномочия профессионального судьи и присяжных заседателей. Законный состав суда. Ст. 118 Конституции РФ: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.Судебная власть осуществляется посредством

    Из книги Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) автора Коллектив авторов

    Вопрос 415. Особенности работы адвоката по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и при производстве о применении принудительных мер медицинского характера. Производство по делам несовершеннолетних определяется как общими положениями УПК, так и специальными

    Из книги автора

    Вопрос 432. Международная правовая помощь по гражданским делам. Акты международных организаций, межгосударственные и межправительственные договоры и внутреннее законодательство РФ предусматривают оказание международной правовой помощи по гражданским, семейным и

    Из книги автора

    Судебная практика по уголовным делам Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 11 января 2007 г.О практике назначения судами российской федерации уголовного наказания(Извлечение)10. В соответствии со статьей 63 УК РФ перечень отягчающих наказание обстоятельств

    Из книги автора

    Глава III Право на помощь адвоката - защитника по уголовным делам (в международной и российской практике) СинопсисТри составляющих права на защиту по уголовным делам Правовые позиции ЕСПЧ о праве на юридическую помощь в досудебных стадиях уголовного

    Из книги автора

    3. Гарантии качества бесплатной юридической помощи по уголовным делам Международно-правовые акты также содержат стандарты качества юридической помощи подозреваемым, обвиняемым и подсудимым. Из анализа этих документов следует, что необходимыми факторами, позволяющими

    При характеристике порядка совершения действий по оказанию правовой помощи важно четко различать две группы правил:

    • - правила обращения за помощью к правоохранительным органам иностранных государств со стороны соответствующих российских органов;
    • - правила обращения за помощью к российским правоохранительным органам со стороны соответствующих органов иностранных государств. Уголовный процесс /Под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна. М., 2008. С.701.

    В первом случае правила определяются, прежде всего, предписаниями российского уголовно-процессуального кодекса (ст. 453-456 УПК РФ), иными актами, в том числе подзаконными, которые могут быть изданы на основе таких предписаний, Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации» от 3 августа 1998г. №50. а также международными соглашениями, а при их отсутствии - обязательствами, данными на основе принципа взаимности.

    В соответствии с этими правилами обращение за правовой помощью по конкретному уголовному делу (как отмечено выше, в УПК РФ оно названо запросом о производстве процессуальных действий) должно быть оформлено с соблюдением требований, предусмотренных ч. 4 ст. 454 УПК РФ. В нем обязательно должны содержаться, как минимум, следующие сведения:

    • 1. наименование органа, от которого исходит запрос;
    • 2. наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;
    • 3. наименование уголовного дела и характер запроса;
    • 4. данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - наименование и место нахождения;
    • 5. изложения подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
    • 6. сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости - также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением. Уголовный процесс /Под ред. В.П. Божьева. М., 2009. С.457.

    Но в ст. 454 УПК РФ дан « типичный» минимальный набор сведений, которые должны содержаться в запросе. Между тем договоры о правовой помощи по уголовным делам с конкретными странами могут требовать и дополнительные сведения. Например, Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам, вступивший в законную силу 31 января 2002г., предусматривает (ч.3 ст.5), что «в той мере, в какой это необходимо и возможно, запрос также содержит:

    • 1. данные о личности и предполагаемом местонахождении разыскиваемого лица;
    • 2. данные о личности и местонахождении лица, которому необходимо вручить документ, о связи этого лица с проводимым разбирательством и порядке вручения документа;
    • 3. информацию о личности и местонахождении лица, от которого необходимо получить доказательства;
    • 4. перечень вопросов, которые требуются задать лицу, обозначенному в запросе;
    • 5. точное описание места или лица, подлежащих к обыску, и предмета, подлежащего выемке;
    • 6. описание порядка исполнения запроса;
    • 7. информацию о выплатах и возмещении расходов, на которые будет иметь право лицо, вызываемое на территорию запрашивающей стороны;
    • 8. любую иную информацию, которая может быть доведена до сведения центрального органа запрашиваемой стороны для облегчения исполнения запроса».

    Запрос естественно, составляется в письменном виде, подписываются должностным лицом, направляющим его, заверяется печатью и переводиться на официальный язык того государства, где он должен исполняться (переводятся и все документы, прилагаемые к запросу). Е.В. Рябцева. Уголовный процесс. М., 2009.

    Направляется он непосредственно в тот зарубежный орган, который должен выполнить просьбу, содержащуюся в запросе, а в один из следующих российских органов:

    • - в Верховный Суд Российской Федерации- по вопросам его судебной деятельности;
    • - в Минюст Российской Федерации- по вопросам, связанным с судебной деятельности всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;
    • - в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;
    • - в Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.

    Последние и определяют дальнейшее продвижение запроса и приложенных к нему документов в соответствии с процедурами, установленными соглашением с государством, где он (запрос) должен исполняться, или обязательством, данным на основе принципа взаимности. Рыжаков А.П. Уголовный процесс. М., 2007

    Доказательства, полученными иностранными органами, исполняющими запросы, и оформленные ими надлежащим образом, как безоговорочно предусмотрено ст. 455 УПК РФ, «пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. /Под ред. П.А. Лупинская. М., 2009. С.589.

    Ряд специфических правил предусмотрен в УПК РФ для случаев, когда запрос направляется с целью обеспечения вызова свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации, для выполнения с их участием следственных действий на территории Российской Федерации. Специфика эта в основном обусловлена стремлением оградить вызываемых лиц от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

    Именно таким стремлением можно было, бы объяснить положение, предусмотренное ч. 4 ст.456 УПК РФ, где сказано в частности, что «явившиеся по вызову лица не могут быть на территории Российской Федерации привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничением личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пресечения указанными лицами Государственной границы Российской Федерации». Не может быть ухудшено положение находящихся под стражей лиц, которых доставили в Российскую Федерации для участия в следственных или судебных действиях (ч.5 ст. 456 УПК РФ).

    В соответствии со ст. 458 УПК РФ допускается обращение с запросом об осуществлении не отдельных процессуальных действий, а комплекса действий по уголовному преследованию. Такое возможно в случаях, когда иностранец, находясь на территории Российской Федерации, совершает преступление и впоследствии оказывается за ее пределами. Российские правоохранительные органы, выполнив необходимые следственные действия, сталкиваются с невозможностью завершить производство по данному делу из-за отсутствия лица, которое должно быть привлечено к уголовной ответственности. При таких обстоятельствах они вправе поставить перед Генеральной прокуратурой Российской Федерации вопрос о направлении собранных материалов в государство, где скрылось данное лицо, и запроса о его уголовном преследовании.

    Особенностью второй группы правил (правил, относящихся к обращениям за помощью к российским правоохранительным органам со стороны соответствующих органов иностранных государств) является в первую очередь то, что их содержание в значительной мере зависит от специфики действующего в государствах, откуда в Российскую Федерацию могут поступать запросы, уголовно-процессуального законодательства. Этим законодательством руководствуются зарубежные органы при составлении своих запросов. Оно также может быть принято к исполнению российскими правоохранительными органами, «если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации». Панов В.П. Международное уголовное право. М., 2001. С.622.

    При отсутствии просьбы о применении норм уголовно- процессуального законодательства, действующего в стране, откуда поступил запрос, процессуальные действия совершаются в порядке, установленном УПК РФ. Их результаты оформляются по правилам, установленным этим УПК РФ с учетам требований международных соглашений о правовой помощи по уголовным делам.

    В случаях, когда российский правоохранительный орган, на который возложено выполнение запроса, поступившего из-за рубежа, сталкивается с обстоятельствами, исключающими возможность осуществить соответствующее процессуальное действие, он вправе отказаться от выполнения запроса и возвратить все материалы с указанием причин. Во всяком случае, когда запрос «противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности», он должен быть возвращен без исполнения. Уголовный процесс современных зарубежных государств. /Под ред. К.Б. Калиновский. СПб., 2006. С.45.

    Перед российскими органами, участвующими в производстве по уголовным делам, может быть также поставлен вопрос об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на основании материалов, собранных зарубежными партнерами в отношении гражданина Российской Федерации, который, находясь на территории их государства, совершил преступление, а затем скрылся «у себя дома». Такой вопрос предварительно рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а затем в соответствии с ее указаниями решается по предусмотренным УПК РФ правилам, которые регламентируют уголовное преследование или возбуждение уголовного дела. Уголовный процесс./Под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. М., 2010. С.671.

    В соответствии со ст. 453 УПК при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК, суд, прокурор, следователь вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором России, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, МИД России, Минюста России, МВД России, ФСБ России, Госнаркоконтроля России или прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

    Основными критериями, отличающими правовую помощь по уголовным делам от иных форм сотрудничества в области уголовного судопроизводства, являются следующие:

    • правовая помощь оказывается лишь на основании просьб (запросов, поручений) компетентных органов запрашивающих государств;
    • она касается только производства отдельных процессуальных и оперативно-розыскных действий, связанных с получением доказательственной и иной информации, необходимой для производства по уголовному делу;
    • запрашивающее государство частично передает свою компетенцию (полномочия) по уголовному делу другому (запрашиваемому) государству. Это выражается в допущении запрашивающим государством собирания доказательств по собственному уголовному делу органами запрашиваемого иностранного государства, а также в признании , полученных органами иностранного государства согласно нормам законодательства этого государства.

    Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

    1. Верховный Суд РФ — по вопросам его судебной деятельности;
    2. Минюст России — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;
    3. МВД России, ФСБ России, Госнаркоконтроль России — в отношении следственных действий (поручений), не требующих судебного решения или согласия прокурора, связанных с проведением дознания или по делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции;
    4. прокуратуру РФ — во всех остальных случаях проведения дознания и предварительного следствия (ч. 3 ст. 453 УПК).

    Согласно международным договорам и соглашениям, в которых участвует РФ, могут быть оказаны или запрошены следующие виды правовой помощи:

    1. получение заявлений и показаний на территории иностранного государства;
    2. получение показаний по запросу иностранного государства;
    3. вызов лиц, находящихся на территории иностранного государства, для дачи свидетельских показаний и оказания помощи в проведении расследования и иных процессуальных действий;
    4. вручение документов, связанных с производством по уголовным делам;
    5. производство и выемок;
    6. производство следственных и судебных осмотров;
    7. предоставление информации, вещественных , документов (оригиналов или заверенных копий) по уголовным делам;
    8. установление личности и местонахождения определенных лиц;
    9. проведение судебных ;
    10. меры по наложению ареста на имущество, передаче имущества, полученного преступным путем;
    11. другие виды помощи, не противоречащие национальному праву запрашиваемого государства.

    Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ). В соответствии со ст. 17 Конвенции СНГ поручение об оказании правовой помощи и приложенные к нему документы должны быть составлены на государственном языке запрашиваемого и запрашивающего государства или на русском языке. Согласно ст. 16 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи запрашиваемая сторона может потребовать перевода документов на ее родной язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею. Ратифицируя Конвенцию, Российская Федерация заявила, что направляемые в Россию запросы о правовой помощи и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводом на русский язык.

    Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:

    • наименование органа, от которого исходит запрос;
    • наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;
    • наименование уголовного дела и характер запроса;
    • данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для — их наименование и место нахождения;
    • изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
    • сведения о фактических обстоятельствах совершенного , его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением (ст. 454 УПК РФ; ст. 14 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам; ст. 7 Конвенции СНГ).

    В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа (ч. 7 ст. 7 Конвенции СНГ). В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством государства, на территории которого оно находится, необходимые меры для установления адреса (ч. 4 ст. 8 Конвенции СНГ).

    Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству России либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (ч. 4 ст. 457 УПК; ст. 19 Конвенции СНГ).

    Ратифицируя Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Россия оставила за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством РФ правом отказаться от дачи показаний (см. ст. 51 Конституции РФ, ч. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК и др.).

    В соответствии с п. 1 ст. 5 упомянутой Европейской конвенции Россия оставила за собой право исполнять поручения о проведении обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении следующих условий: , с которым связано судебное поручение, должно быть наказуемо по законам как запрашивающей страны, так и по российскому законодательству, и признаваться по законам Российской Федерации преступлением, в связи с которым предусматривается выдача; кроме того, исполнение судебного поручения не должно противоречить законодательству России.

    Свидетель, потерпевший, гражданский истец, и их представители, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, в случае необходимости могут быть вызваны для участия в производстве по уголовному делу на территории Российской Федерации. Согласие указанных лиц требуется в любом случае, независимо от их гражданства и места постоянного проживания (ст. 456 УПК РФ).

    В запросе указывается, в каком объеме вызываемому лицу будут возмещены расходы на проезд и проживание на территории России и выданы пособия. Согласно нормам международных договоров запрашиваемая сторона обычно должна незамедлительно сообщить запрашивающей стороне об ответе вызываемого лица. Если лицо согласно прибыть по вызову, оно может обратиться за выдачей ей аванса, который предоставляется ему через посольство или консульство запрашивающей стороны либо, по просьбе запрашивающей стороны, может быть выдан государством его пребывания. Сумма аванса указывается в запросе о вызове.

    Исполнение запроса может быть произведено путем передачи повестки в порядке, установленном законодательством запрашиваемой стороны, либо в иной форме, если об этом специально просит запрашивающая сторона.

    Согласно Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. запрос о вызове должен быть сделан с таким расчетом, чтобы повестка была передана за определенное время до наступления даты явки в судебные органы запрашивающей стороны. В противном случае в исполнении запроса о вызове может быть отказано. Согласно оговоркам и заявлениям участников Конвенции эти сроки колеблются от 30 до 50 дней. Последний срок действует, в частности, и для России.

    Лицу, которое согласилось прибыть по вызову, обеспечивается личный иммунитет от уголовного, а также любого другого преследования за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы Российской Федерации. При этом согласно ч. 4 ст. 456 УПК речь идет только о привлечении в качестве обвиняемого, заключении под стражу или других ограничениях личной свободы. На основании Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., а также ряда двусторонних договоров России явившееся лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности не только за деяния, совершенные им до пересечения указанными лицами Государственной границы Российской Федерации, но и за сделанные им заявления и данные показания в судебном органе запрашивающей стороны. Иногда предусматривается, что ответственность не наступает, если только она не связана с дачей заведомо ложных показаний или проявлением неуважения к суду. Если в запросе о вызове заранее не оговаривалось, какие показания или какая иная правовая помощь требуется от данного лица, оно вправе отказаться от их предоставления.

    Названной Конвенцией 1959 г., Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., а также договорами с Ираком, Канадой, КНДР, Молдовой и США предусмотрена временная передача лиц, содержащихся под стражей на территории иностранного государства. Согласно указанным соглашениям лицо, содержащееся под стражей в России, может быть передано запрашивающему государству лишь с его согласия. Исключение из этого правила предусмотрено договором с КНДР. Срок передачи устанавливается в специальном соглашении, которое каждый раз особо заключается сторонами.

    Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам указывает, что в помощи может быть отказано, если просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим преступлением, или финансовым преступлением (ст. 2). При этом страны-участницы не пользуются правом, предусмотренным в ст. 2(а) Конвенции, отказывать в помощи только на том основании, что просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает финансовым преступлением (ст. 1 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). Как было указано выше, ратифицируя Европейские конвенции о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Российская Федерация указала на ряд преступлений, предусмотренных в ряде международных конвенций, которые она не будет рассматривать в качестве «политических преступлений» или « , связанных с политическими преступлениями». Кроме того, Российская Федерация может отказать в оказании правовой помощи, если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи (см. п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ), а также, если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с российским законодательством (см. ст. ст. 78, 83 УК РФ).

    В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам России (судам и органам прокуратуры). При этом копия поручения должна одновременно передаваться в соответствующий центральный компетентный орган (Верховный Суд РФ, Минюст России, прокуратура РФ).

    Запросы о передаче выдержек из судебных материалов и информации о них (п. 1 ст. 13 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам) могут быть направлены заинтересованными юридическими органами непосредственно соответствующим органам запрашиваемого государства, и ответы могут быть возвращены непосредственно этими органами (п. 3 ст. 15 Европейской конвенции). Однако Россия, ратифицируя Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, сделала оговорку о том, что названные запросы направляются в Минюст России или прокуратуру РФ.

    Передача иных просьб о взаимной помощи и, в частности, просьб о проведении расследований до предъявления обвинения может осуществляться непосредственно между юридическими органами (в России это — суды и органы прокуратуры). В тех случаях, когда прямая передача разрешается на основании положений Европейской конвенции, она может осуществляться через Международную организацию уголовной полиции (Интерпол) (п. 4 и п. 5 ст. 15 Европейской конвенции).

    Уголовный процесс: Видео