Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. В. Строгий выговор

Светлана Прилипко
Основы безопасности жизни и здоровья детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель высшей категории :

Прилипко С. В.

г. Джанкой, 2015 г.

Что для нас взрослых может быть дороже наших любимых малышей? Вопрос банальный и ответ на него всего один-единственный, но для того, чтобы понять, о какой важной теме пойдет речь, задайте его себе. Возможно, все эти правила и советы, изложенные здесь, покажутся вам простыми и понятными, но именно они "писаны кровью".

У каждого из родителей свои взгляды на то, до какой степени следует обеспечивать детскую безопасность . Кто-то считает, что малышу изучать азы охраны безопасности жизнедеятельности лучше на собственном опыте, - падая и обжигаясь, но запоминая эти уроки на всю жизнь . А кто-то впадает в другую крайность, чрезмерно опекая ребенка едва ли не до совершеннолетия. Обе крайности одинаково опасны. Первая может привести к серьезным травмам, которых вполне можно было бы избежать, а вторая делает малыша совершенно беспомощным перед лицом возможной опасности, не способным должным образом среагировать и защититься. Возьмем положительные моменты этих полярных методов воспитания и создадим некую "золотую середину".

Жизнь по правилам . Нельзя сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять малыша дома одного. Это зависит от многих обстоятельств и, в первую очередь, от самого ребенка. Верно лишь одно : дошкольник может находиться без присмотра непродолжительное время и то при условии, что он твердо знает, что можно делать, а что нет. Практически все дети любят различные ритуалы и следят за неукоснительным их выполнением. Попробуйте-ка не помыть крохе руки после прогулки, не прочитать сказку перед сном или не напоить вечерним молоком с медом, если все это повторялось изо дня в день. Он непременно возмутится и напомнит вам о том, что вы забыли сделать. Поэтому ознакамливайте ребенка с правила безопасности , как с ритуалом, который обязательно должен соблюдаться. Тогда ваше чадо охотнее будет соглашаться с некоторыми требованиями и ограничениями. Разговаривать на темы безопасности нужно регулярно - дома, на улице, в транспорте, используя подходящие ситуации и истории из жизни . И не просто рассказывать, а обязательно задавать малышу вопросы, чтобы убедиться, что он все правильно понял и запомнил. Очень важно не запугивать ребенка различными "страшилками", вроде стишков о "маленьком мальчике", а давать четкую, правдивую информацию. Малыш должен знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, которые могут произойти дома : пожар, короткое замыкание, утечка газа, авария водопровода. И еще. Периодически возвращайтесь к уже "пройденным" темам, не бойтесь говорить об одном и том же снова, снова и снова. Ведь дети имеют обыкновение многое забывать и порой делают всякие глупости просто по незнанию…

Кто стучится в дверь ко мне? Какое правило для малыша, остающегося дома в гордом одиночестве, стоит под № 1? Правильно, "никому не открывай дверь". Но подобные слова для ребенка - пустые слова, он все равно поймет их по-своему. Например, так : "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном…" Довольно часто дети представляют себе преступников злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный, а тем более знакомый человек может быть самым настоящим бандитом. Решите для себя, как в подобной ситуации следует действовать вашему ребенку.

Вариант первый. В ответ на звонок малыш должен посмотреть в глазок и спросить : "Кто?". Если за дверью кто-то хорошо знакомый (бабушка или дедушка, он может открыть дверь. Если знакомый, но не близкий (например, соседка, нужно попросить его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку незнаком вообще, то лучше сказать что-нибудь вроде : "Папа сейчас в ванной, а когда выйдет - он вам откроет".

Второй вариант - не подходить к двери вообще, кто бы ни звонил. При этом ребенок должен четко знать : у вас и ваших близких родственников есть ключ. Четко объясните малышу, что "никому не открывать дверь" - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся и что бы он ни говорил.

Ребенок, остающийся дома один, должен уметь пользоваться телефоном. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, а также уметь правильно назвать свою фамилию и адрес. Кстати, о телефонах. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему свое имя, адрес и то, что он дома один. Самым лучшим ответом будет : "Мама сейчас занята. Перезвоните позже".

Бусинки и К°. Конечно, все слышали о пуговицах, фасолинах и других мелких предметах, которые ЛОР-врач достает из ушей, носа или дыхательных путей малышей. Наверное, вы думаете, что это удел крошечных несмышленышей, которые еще не понимают, что так делать "ай-ай-ай"? Но так далеко не всегда. Крошки могут засунуть себе что-нибудь в нос или ухо, скорее всего, случайно, неосознанно, а вот 3-6 летний ребенок сделает это совершенно сознательно, и причины будут очень разные. Малыш растет, становится более умным и изобретательным, расширяются сценарии его ролевых игр, усиливается познавательный интерес к окружающему миру и себе самому. Способ борьбы с такими горе-экспериментаторами один. Необходимо четко и понятно объяснить ребенку возможные последствия таких экспериментов, но не путем запугивания, а основываясь на знаниях о своем теле и его функциях. И чем раньше вы начнете такие беседы, тем лучше. Ведь даже трехлетний малыш способен понять элементарные основы физиологии . Но объясняйте все это не тогда, когда "гром уже грянул", а в качестве профилактики. И касается это не только инородных тел, но и абсолютно всех остальных правил безопасности .

Есть одна у летчика мечта… Следующее о чем стоило бы рассказать - это окна, балконы, шкафы и прочие зоны повышенной опасности. Актуальность этой темы обратно пропорциональна возрасту ребенка : ребенок взрослеет - риск снижается, но до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе. Ребенок постарше уже понимает , что высота - это опасно, но вместе с тем она притягивает его, будто магнит.

Загадочный ток. Нельзя сбрасывать со счетов и электричество. Обязательно расскажите своему ребенку назначение и устройство розеток, а еще лучше, чтобы папа вместе с малышом разобрал одну из них. Однажды увидев устройство розетки, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Поэтому объясняйте и постоянно напоминайте малышу, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Покажите ребенку, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их. Подчеркните, что делать это можно только в присутствии родителей и обратите внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов, особенно не нужно этого делать мокрыми руками. Важно, чтобы ребенок из страха быть наказанным не скрыл от вас возможный неприятный инцидент. Поскольку иногда электротравмы имеют отдаленные негативные последствия.

Это же в полной мере относится и к бытовым отравлениям.

Притягательные баночки и бутылочки. Мы все много раз слышали и отлично знаем правило : лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах.

По статистике, именно отравления бытовыми ядами стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И случается это из-за нашей халатности. Пока малыш находится под нашим неусыпным наблюдением, мы расслабляемся, наивно полагая, что он уже достаточно сознательный. Но, оставаясь дома в одиночестве, ребенок может из интереса или от скуки начать обследовать содержимое банок и флаконов, тем более что все они такие яркие и красивые. Чаще всего дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Поэтому очень важно показывать ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объяснять ее назначение. Обратите внимание малыша на то, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно" пахнут. Напоминайте об этом почаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций".

  • 1.3.1. Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека в Российской Федерации
  • 1.3.2. Культура безопасности жизни человека
  • 2.1. Национальная безопасность России
  • 2.1.1. Концепция национальной безопасности России
  • 2.1.2. Роль и место России в мировом сообществе
  • 2.1.3. Система национальных интересов России
  • 2.1.4. Основы мобилизационной подготовки и
  • 2.1.5. Государственный материальный резерв
  • 2.1.6. Воинский учет и бронирование медицинских работников
  • Раздел I данного Федерального закона полностью посвящен вопросам воинского учета. Само же Положение о воинском учете утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. № 1541.
  • 2.2. Современные войны и средства поражения
  • 2.2.1. Современные войны и вооруженные конфликты
  • 2.2.2. Определение и классификация войн и
  • 2.2.3. Средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы
  • 3. Безопасность общества и личности
  • 3.1. Основы организации системы безопасности
  • 3.1.1. Безопасность общества и личности
  • 3.1.2. Опасности и их воздействие на организм человека
  • 3.1.3. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
  • 3.1.4. Мероприятия по обеспечению личной безопасности
  • Как действовать при нахождении на митинге (в толпе):
  • Аварии на автомобильном транспорте.
  • Аварии на железнодорожном транспорте.
  • Правила безопасности на водном транспорте.
  • Меры безопасности при купании.
  • 3.1.9. Безопасность жизни детей
  • Что делать, если вы оставляете ребенка дома одного?
  • 4. Защита человека от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
  • 4.1. Организация защиты населения в мирное и военное
  • 4.1.1. Основные принципы и нормативно-правовая база
  • 2. Закон рф « о гражданской обороне» №28 - фз от 12.02.1998г.
  • Постановление Правительства рф «о подготовке населения в области защиты от чс природного и техногенного характера» 04.09.2003г. №547 .
  • 4.1.2. Система защиты населени от поражающих
  • 4.1.3. Методы, применяемые для защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
  • Подготовка населения в области защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
  • Организация оповещения населения.
  • Эвакуация населения.
  • 4.1.4. Средства контроля и определения поражающих
  • 4.1.5. Основы организации аварийно-спасательных и других
  • 4.1.6. Гражданская оборона населения в Российской Федерации
  • 4.1.7. Федеральная медицинская служба гражданской обороны
  • 4.1.8. Гражданская оборона объектов здравоохранения
  • 4.1.8. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
  • 4.2. Средства защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
  • 4.2.2. Защитные сооружения
  • 4.2.4.Медицинские средства индивидуальной защиты
  • 4.2.6. Приемы самозащиты (самообороны)
  • 4.2.7. Специальная и санитарная обработка поражённых в чс
  • 5.1.1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинского
  • 5.1.2. Система охраны труда и техника безопасности в медицинских организациях
  • 5.1.3. Основные способы и средства обеспечения безопасности медицинского персонала
  • 5.1.4. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала
  • 2.Требования безопасности по предупреждению воздействия химических факторов.
  • 3.Требования безопасности труда при работе с биологическими объектами.
  • 4.Требования по обеспечению пожарной и взрывобезопасности.
  • 5.Особенности обеспечения психологической безопасности медперсонала.
  • 5.1.5. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций
  • 5.2.3. Формы проявления угроз безопасности пациентов
  • 5.2.5. Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций
  • 5.2.6. Особенности лечебно-охранительного режима в специализированных отделениях больницы
  • 5.2.7. Санитарная обработка пациентов
  • Алгоритм эвакуации – а, Тс, Тн, нт.
  • Обеспечение готовности к эвакуации в обычном режиме работы:
  • 1.2.1. Безопасность жизни человека

    Безопасность жизни человека - это такое состояние его организма в течение жизни, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти или болезням и не препятствует достижению определенных желательных для человека целей.

    Решение проблемы безопасности жизни состоит в обеспечении комфортных условий для проживания людей, в защите человека от воздействия вредных факторов окружающей среды, превышающих нормативно - допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности!

    Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизни человека является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «Человек – окружающая среда».

    Основополагающая формула безопасности жизни человека это предупреждение любой потенциальной опасности.

    28 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации N 390-ФЗ «О безопасности». Он определяет основные принципы и содержание деятельности граждан нашей страны по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции всех органов государственной власти в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

    1.2.2. Виды, направления, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизни человека

    Существуют следующие виды безопасности :

      национальная безопасность;

      экологическая безопасность;

      промышленная безопасность;

      пожарная безопасность;

      информационная безопасность;

      экономическая безопасность;

      военная безопасность;

      внутренняя безопасность;

      внешняя безопасность.

    Национальная безопасность – это совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

    Обеспечение национальной безопасностиэто комплекс политических, военных, экономических, социальных, здравоохранительных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормального существования и устранение возможных угроз личности, обществу и государству.

    Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

      защиту государственного строя;

      защиту общественного строя;

      обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета государства;

      обеспечение политической и экономической независимости нации;

      обеспечение здоровья нации;

      охрана общественного порядка;

      борьба с преступностью;

      обеспечение безопасности от чрезвычайных ситуаций.

    Для обеспечения национальной безопасности в государстве создаются специальные органы.

    Органы обеспечивающие национальную безопасность :

      вооружённые силы;

      службы разведки и контрразведки;

      правоохранительные органы;

      санитарно-эпидемиологическая служба.

    Экологическая безопасность -это предотвращение существующей угрозы значительного ухудшения факторов биосферы, видовому составу животного и растительного мира, а также опасности истощения невозобновляемых природных ресурсов в результате деятельности человека.

    Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или техногенным воздействием человека на окружающую среду.

    Промышленная безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах и их последствий.

    Это достигается с помощью охраны труда, улучшением условий труда, механизацией и роботизацией производства, повышением профессионализма работников.

    Основная цель охраны труда – это сохранение жизни и здоровья работников.

    Вполне возможны чрезвычайные ситуации, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может причинен без чрезвычайных ситуаций. Такое может произойти например, при нарушении санитарно-гигиенических требований к производственному процессу.

    Пожарная безопасность – это состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

    Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

    Информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды.

    Защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию. Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение системы обеспечения информационной безопасности данного объекта.

    Экономическая безопасность - это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующаяся наличием стабильного дохода, который позволяют поддержать приемлемый уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.

    Она включает в себя :

      сохранение платежеспособности;

      возможность планирования будущих денежных доходов;

      безопасность занятости.

    Экономическая безопасность государства это такое состояние производства в стране, при котором процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается практически независимо от наличия и действия внешних факторов .

    Военная безопасность - защищенность личности, общества и государства от военных угроз .

    Это также состояние, когда возможность войны сводится к минимуму, вследствие отсутствия мотивов применения военной силы, а также осуществления мер по предотвращению военной опасности.

    Военная безопасность имеет внешние и внутренние аспекты :

      внешние аспекты - отражают способность сдерживать военную силу извне;

      внутренние аспекты - охватывают систему мер по созданию и поддержанию готовности личности, общества и государства к предупреждению военных угроз путем создания военной организации для осуществления мобилизационной подготовки экономики и населения страны .

    Внутренняя безопасность - это безопасность внутри страны .

    В России существует коррупция, взяточничество, бандитизм, хулиганство в разных формах, наркомания, проституция, воровство, огромное количество различных правонарушений со стоны населения. Появилось, то, чего раньше не было - массовые беспорядки, несанкционированные демонстрации и митинги. Всё это существенным образом дестабилизирует обстановку в стране и повышает градус недовольства населения таким положением дел.

    Внешняя безопасность - это отсутствие опасностей исходящих от угроз вне государства, направленных на его дестабилизацию, потерю суверенитета и даже на его уничтожение.

    Она исходит из политических, экономических, социальных ситуаций в других странах.

    Главная внешняя опасность на сегодняшний момент это международный терроризм .

    В мире появилось много террористических групп, разного толка, названия, назначения, направления и вероисповедания. Есть террористические группы и в России. Большая озабоченность для России - это размещение близ границ с Россией ракет и баз НАТО. Немаловажный вопрос для России - это слабая защита границ государства, особенно на Дальнем востоке. Россия огромная, богатая страна, и многие мечтают раздробить Россию и заполучить её богатства. Внешняя безопасность России также зависит от иных факторов, происходящих в мире, как-то: войны, природные катаклизмы, возможно, космические факторы и угрозы. Россия должна быть готова в любое время защитить себя при внешней угрозе и по возможности помочь защититься иным странам при их прошении о помощи.

    Направления деятельности по обеспечению безопасности жизни человека – это элементарные составляющие этого процесса

    Направления безопасности жизни человека позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «человек - окружающая среда», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений.

    Направления безопасности жизни человека могут быть применены в различных сферах :

    • медицине;

      организации труда;

    По сфере реализации, т.е. в зависимости от того, где они применяются направления безопасности жизни могут быть подразделены на :

      инженерно-технические;

      методические;

      медико-биологические.

    По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются направления безопасности жизни человека подразделяются на следующие группы:

      ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности. К ориентирующим направлениям относятся - направления системного подхода, профессионального отбора, нормирования негативных воздействий и т.п .;

      управленческие , к ним относятся - направления контроля, стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, направления ответственности, обратных связей и др.;

      организационные , к ним относятся - защита временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, направление рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.;

      технические, э та группа направлений подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.

    Направления обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.

    Методы обеспечения безопасности.

    Метод - это путь достижения цели, исхо­дящий из знания наиболее общих закономерностей.

    Методы обеспечения безопасности:

      предотвращение нападения (разрыв дистанции, уклоны, маскировка, заключение пакта о ненападении) ;

      повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (выработка и укрепление иммунитета);

      создание системы защиты;

      создание системы ликвидации последствий деструктивных воздействий;

      уничтожение (или изоляция) источников угроз.

    Способы обеспечения безопасности.

    Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных.

    Человек ищет способы защиты от опасностей :

      предвидением развития событий;

      оценкой последствий своих действий;

      анализом причин опасностей;

      выбором наиболее эффективного варианта действий.

    Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации, но и, предвидя опасности, старается избежать их. Установив причины опасностей, своей деятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин.

    Именно преобразовательная деятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.

    Средства обеспечения безопасности - это специальные устройства, применение которых предотвращает или уменьшает воздействие на работающих опасных и вредных факторов окружающей среды .

    Средства обеспечения безопасности человека:

      коллективные;

      индивидуальные.

    Ели взять техносферу, то в настоящее время возрастает роль автоматических средств безопасности, например, для предупреждения пожаров, наблюдения за качеством воды, то это коллективные средства обеспечения безопасности. Использование прочных кабин, очков, масок, касок и др.- это индивидуальное обеспечение безопасности.

    Сегодня невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как профилактика безнадзорности и правонарушений. В настоящее время профилактика выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования. Коллектив нашей школы считает, что остановить поток негативных явлений среди подростков возможно через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни - важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.
    Говоря о здоровом образе жизни школьника, мы должны четко представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты:

    2.Занятия в учреждениях дополнительного образования.
    3.Уменьшение контроля со стороны родителей.
    4.Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.
    5.Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.
    6.Половое созревание и связанное с ним поведение.
    7.Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.
    В вопросе здорового образа жизни школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:

    • создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);
    • составление гармоничного режима труда и отдыха;
    • воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

    Охрана здоровья учащихся

    Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача образовательных учреждений. Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.

    Условия охраны здоровья учащихся регламентированы такими нормативно - правовыми документами как Федеральный закон «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 N 2106

    В МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска работа по сохранению здоровья учащихся организуется согласно федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

    Охрана здоровья обучающихся в образовательном учреждении включает в себя:

    • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
    • организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
    • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
    • организацию питания обучающихся;
    • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
    • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
    • прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
    • профилактику и запрет курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных и одурманивающих веществ;
    • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
    • профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
    • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
    • проведение уроков о здоровом образе жизни, тематических классных часов, оформление стенгазет, изготовление информационных и агитационных буклетов, защита индивидуальных проектов, создание презентаций;
    • организацию родительского лектория;
    • сотрудничество с субъектами профилактики;
    • проверку исправности и испытания спортивного инвентаря;
    • инструктажи по ТБ;
    • организацию работы по гражданской обороне и действиям в ЧС;
    • проведение мероприятий по антитеррористической безопасности.

    Федеральные нормативные акты

    Локальные акты школы

    Прочие документы школы


    Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.

    Правильное питание. Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.
    Рациональный режим дня. Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.
    Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.
    Закаливание. Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.
    Соблюдение гигиенических норм. В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.
    Отказ от вредных привычек. Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.
    Благоприятная психологическая обстановка в семье. Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.


    В целях профилактики правонарушений и пропаганды здорового образа жизни в школе разработана и введена Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений и употребления ПАВ "Дороги, которые мы выбираем...". Цель программы - профилактика употребления наркотиков среди обучающихся, формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, раскрытие личностного потенциала ребёнка.

    Ожидаемый результат деятельности - создание здоровой и безопасной среды в школе, личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью.


    О вреде курения и алкоголя

    Курение.

    К урение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.

    Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.
    Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.).
    Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

    Многократный чемпион страны по конькам И. Аниканов писал: «считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем - отказаться от этой вредной привычке». Прислушайтесь к этому совету.
    При первом курение першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связаны с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться - отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.
    Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует тебя, - ты ошибаешься. Посмотри внимательно на курящую девушку, на цвет ее лица, кожу, пальцы, зубы, обрати внимание на ее голос. Ты можешь заметить внешние признаки табачной интоксикации. Некоторые считают, что сигарета придает девушки элегантность. Скорее, она придает ей вульгарность.
    Подумай, ребята, обо всем этом. Будьте разумными и воздержитесь от сигареты!

    Алкоголь.

    К вредным привычкам кроме курения, относиться еще более пагубная - потребление алкоголя. К сожалению. В жизни они очень часто сочетаются друг с другом. Так, среди непьющего населения курильщиков 40%, среди злоупотребляющих алкоголем уже 98%.
    Пьянство «зажигает зеленый свет «злокачественным новообразованиям. Не исключается наличие в алкогольных напитках канцерогенных веществ. Являясь хорошим растворителем, алкоголь помогает их проникновению в организм. У злоупотребляющих алкоголем, особенно в молодом возрасте, риск развития рака полости рта в 10 раз выше, а если они еще и курят, то в 15 раз выше по сравнению с непьющими.

    Из-за алкоголя из организма уходит вода и кислород, в результате чего клетки начинают сморщиваться. Работать в привычном режиме им становится необычайно сложно. Если же алкоголь поступает в организм регулярно и в приличном объеме, то это вообще может привести к гибели клеток. Под действием этого вещества могут быть нарушены абсолютно все процессы, происходящие в организме и регулирующие его деятельность.

    Это может в итоге привести к заболеваниям печени, почек, сердца и сосудов.Быстрее и сильнее всего алкоголь воздействует на клетки головного мозга, в первую очередь поражая высшие отделы. Алкоголь очень быстро проникает в нервные клетки, нарушая их работу. При этом часть клеток погибает, в результате чего происходит одновременное нарушение взаимодействия между участками головного мозга.

    Кроме того, алкоголь крайне негативно влияет на кровеносные сосуды. Сначала происходит их расширение. Из-за этого кровь вместе с содержащимся в ней алкоголем приливает к мозгу. В результате происходит перевозбуждение центров активности головного мозга. Именно по этой причине человек, принявший алкогольный напиток, становится возбужденным и развязным.

    Из-за алкоголя в человеческом мозге значительно ослабляются процессы торможения. Кора мозга перестает контролировать то, что происходит в других отделах. По этой причине выпивший человек не контролирует себя, а также не способен критически относиться к своему поведению. Кстати, заметь, что крайне отрицательно алкоголь влияет на будущее потомство. Между прочим, стоит разграничивать такие понятия, как пьянство и алкоголизм. Если первое является итогом неправильного воспитания или же слабой воли, которая не смогла сопротивляться внешнему негативному влиянию, то алкоголизм — это уже серьезная болезнь, которую нужно лечить. Однако справиться с ней не так уж и просто. Придется приложить огромное количество усилий, чтобы излечить человека от этого. Причем далеко не факт, что это подействует. Может случиться, что все усилия окажутся тщетными.

    Ты уже вполне взрослый для того, чтобы самостоятельно выбирать себе правильных друзей. Если ты видишь, что компания, в которую ты попал, не представляет отдыха или прогулки без банки пива или еще какой-нибудь подобной гадости, то, в первую очередь, тебе стоит задуматься о том, нужно ли тебе подобное общение. Не стоит появляться на вечеринках, которые собираются только для того, чтобы лишний раз выпить чего-нибудь крепкого.

    Юношеский алкоголизм во много раз страшнее взрослого, кроме того, он практически не поддается лечению. Юношеский алкоголизм развивается в разы быстрее по сравнению со взрослым. Причем алкоголь для девушек еще более опасен, чем для юношей. Да и личность от пьянства разрушается очень быстро. Всегда при употреблении алкогольных напитков поражаются внутренние органы, причем сильнее всего достается нервной системе. Из-за этого происходят нарушения в памяти, а также значительно теряется контроль за своими действиями.

    Злоупотребление алкоголем в любом возрасте может привести к травмам, развитию хронического алкоголизма и других заболеваний, но особенно опасно, когда к выпивке начинают приобщаться юноши или подростки. Болезненное пристрастие к алкоголю и другие симптомы алкоголизма развиваются у них намного быстрее, болезнь приобретает бурное течение.
    Причинами приобретения пристрастия к алкоголю могут быть незнание его коварных свойств, переоценка своих сил и возможностей противостоять действию ядовитых веществ, желание во всем, в том числе и во вредных привычках, походить на взрослых. Именно это свойственно юным.

    Вот почему бороться за трезвый образ жизни, воспитывать отвращение к спиртным напиткам нужно со школьных лет.

    Сообщение на родительском собрании.

    «Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей»

    Мы сегодня пригласили вас, чтоб поговорить на одну из злободневных и актуальных тем нашего времени – об обеспечении безопасности жизни детей.

    Проблема обеспечения детской безопасности в наше время одна из самых

    актуальных проблем всего населения. Не смотря на то, что общество в своем

    развитии идет далеко вперед, дети остаются самыми уязвимыми и их

    подстерегает множество опасностей угрожающих их жизни и здоровью как

    дома, в быту, так и на улице.

    Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются

    предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

    В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей.

    Наше дошкольное учреждение проводит большую работу с воспитанниками в меру их возраста по воспитанию и обучению их безопасности

    жизнедеятельности: это непосредственно образовательная деятельность.

    Хочу напомнить самые распространенные «опасности»:

    Дома: бытовые приборы, медикаменты, колющие и режущие предметы, окна

    На улице: это дорога, транспорт, незнакомые люди и предметы, водные объекты, бездомные животные, ядовитые растения.

    Все мы должны приложить максимум усилий, чтоб избежать любых чрезвычайных ситуаций с ребенком, а значит и с вами.

    Если вы будете выполнять элементарные правила, беды можно избежать:

    Не оставляйте ребенка дома одного или с несовершеннолетним!

    Сразу определите предметы домашнего обихода, которыми ребенок может

    пользоваться сам или с вашей помощью.

    Пример: он может помочь вам пропылесосить, но не включать вилку

    В электророзетку. Но он может подмести пол.

    Нельзя брать медикаменты! Любые!

    Нельзя брать в руки ножи, булавки, гвозди, иголки, лезвия, спички, зажигалки и др.!

    Родителям необходимо обеспечить в доме все условия, чтобы обезопасить ребенка от возможных проблем:

    Нельзя оставлять включенную плиту или опасные электроприборы без

    присмотра.

    емкости с горячей жидкостью, поскольку ребенок может всё перевернуть на

    себя.

    Электрические розетки должны иметь заглушки или поворотный механизм.

    Низкие углы мебели должны быть скругленные или иметь смягчающие

    накладки. Нельзя чтобы на уровне ребенка торчали острые предметы, о

    которые он может пораниться.

    В доме не должно быть открытых проводов.

    Число домашних пожаров тоже впечатляющее, и в них гибнут дети.

    Такие правила должны быть категоричны, и приниматься всеми членами семьи, родственниками и гостями и обсуждению не подлежать!

    Нельзя отпускать ребенка на улицу без присмотра взрослого человека. Если

    ваш ребенок идет гулять к соседским детям, отведите его, узнайте, кто из

    взрослых будет смотреть за детьми, узнайте номер телефона, оставьте свой, спросите через какое время забрать ребенка.

    При прогулках с ребенком всегда следите чтобы:

    1. В ближайшем окружении ребенка не было неадекватных детей с

    опасным поведением или предметами.

    2. Смотрите, чтобы ребенок не подходил близко к качелям или каруселям.

    3. Следите за тем, чтобы вокруг не находились пьяные люди или люди со

    странным поведением.

    4. Обращайте внимание на собак на улице, иногда даже мирное с виду

    животное может внезапно напасть на ребенка.

    5. Просматривайте те места, где играет ребенок, следите, чтобы там не

    было шприцов, стекла и других опасных предметов.

    6. Не разрешайте ребенку играть в местах, где есть острые углы, об

    которые он может травмироваться, например, такие углы могут быть на

    старых металлических площадках.

    7. Будьте внимательно, когда находится на лестницах, возле ограждений с

    острыми краями или вблизи дороги.

    Учите детей, даже гуляя у своего дома, быть внимательным. Если кто-то

    подошел ко двору, звать взрослых. Нельзя подходить к незнакомым людям,

    нельзя разговаривать с незнакомыми. Число пропавших детей, детей, подвергшихся насилию из года в год не становиться меньше. В наших силах научить детей быть более осмотрительными, научить избегать опасности. Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

    Никогда не думайте, что если вы будете осторожны, то это каким-то образом

    отразиться на развитии ребенка. Конечно, не стоит запугивать ребенка и держать его возле юбки, но вы как взрослый человек, должны четко осознавать возможный уровень опасности и оградить собственного ребенка. При этом не последнюю очередь играют профилактические беседы с детьми, ведь часто ребята просто не представляют себе, что, например, лежащий на земле провод может их ударить электричеством.

    Не запугивайте! Специалистами давно подмечено, что попытки родителей

    обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные

    истории, иногда приводят к обратному результату - ребенок в сложной

    опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять. Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию.

    Будьте внимательны к вашим детям, давайте им свободу в безопасных рамках и не переоценивайте возможности ребенка. Дети дошкольного возраста имеют множество физических и психических ограничений. Еще одной сложностью является отсутствие опыта, многие ребята просто не придают значение тем вещам, которые очевидно для них опасны. Поэтому и происходят многие трагедии, когда ребята выпадают из окон, суют спицы в розетки, обвариваются кипятком, падают в обрывы, тонут и так далее.

    С достижением младшего школьного возраста возможности детей по усвоению опасностей будут расти. Они будут уже лучше видеть, осознавать источник шума, научатся контролировать тело, осознавать возможную беду. Но всё равно учтите, что их параметры тела и мозга максимально приблизятся к параметрам взрослого лишь при достижении подросткового возраста.

    Бывают ситуации, когда нам, в силу обстоятельств, приходится оставить ребёнка дома одного. Именно о том, какие опасности подстерегают маленького человечка дома, мне и хочется напомнить. Необходимо постепенно приучать ребенка оставаться одного.

    Основными правилами, если ребенок остается один дома, должны быть:

    1. На видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться

    (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана,

    соседи).

    2. Постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.

    3. Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте

    примером.

    4. Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также

    домашний адрес и телефон.

    5. Исключите в квартире малейшую возможность возгорания, потопа, и прочих техногенных «катастроф». Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы.

    6. Уберите все предметы, которыми он может пораниться.

    7. Закройте окна и тщательно заприте входную дверь.

    Блиц – опрос для родителей

    Попробуйте ответить на мои вопросы.

    Вопрос №1: Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире.

    Ответ: Не включать свет и электроприборы, не зажигать спички, открыть окна и форточки, звонить в газовую службу от соседей по телефону –104-, оповестить других соседей о случившемся.

    Вопрос №2: Назовите правила поведения при пожаре в квартире.

    Ответ: Не открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через мокрую ткань, к выходу двигаться, пригнувшись, покиньте помещение, закройте за собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону

    101-, сообщите о пожаре соседям.

    Вопрос №3: Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой.

    Ответ: Не гладьте незнакомых животных; не трогайте собаку, когда она ест или кого-то охраняет, особенно своих детенышей; не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки; никогда пристально не смотрите собаке в глаза; не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной; чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку, а вот с домашними животными, часто хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать команду: «Фу! » или «Нельзя! ».

    А сейчас мы предлагаем вам решить проблемные ситуации.

    (каждая группа родителей выбирает себе карточку с ситуацией, прочитывают, разыгрывают и предлагают возможные ответы)

    Ситуация №1: Молодая женщина приятной наружности говорит девочке (мальчику) : «Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? А где ты живешь? » Как должна ответить девочка незнакомке?

    Возможные ответы: «Вот я сейчас маму (папу) позову! »; «Простите, но я очень спешу! ».

    Ситуация №2: Ребенок потерялся. Что он будет делать?

    Возможные ответы:

    Везде бегать и искать маму.

    Стоять на месте, где потерялся.

    Обратиться к милиционеру за помощью, если уж очень долго стоишь.

    Пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.

    Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живет рядом с домом, в котором ты живешь, что он тебя проводит.

    Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.

    Обратиться к продавцу в магазине за помощью.

    Попросить прохожего позвонить в милицию и сообщить, что ты потерялся и находишься в таком-то месте.


    Не секрет, что во время путешествия возникает достаточно большое количество проблем, которые могут привести к неблагоприятным последствиям. Вероятность возникновения трудностей и неприятностей увеличивается также по той причине, что человек (турист, путешественник) отправляется в незнакомую местность, где существует своя культура, свои правила общения, свои традиции.

    Трудности могут возникнуть с языком, с климатом или с другими факторами. Все это делает вопрос безопасности туризма крайне актуальным.

    «Серьезные» туристические фирмы уже давно взяли на себя обязательства по оказанию туристам страховых услуг.

    Так, любой турист при желании может застраховаться от всевозможных неприятностей и получить компенсацию за нанесенный здоровью либо имуществу ущерб. Безусловно, услуга страхования является необходимой и востребованной как за рубежом, так и в нашей стране.

    Однако понятия «застрахованный» и «защищенный» не тождественны. Именно по этой причине на первое место ставится вопрос безопасности туризма, а только потом -

    страхования.

    Безопасности туризма посвящена глава VII ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 14 названного ФЗ под безопасностью туризма понимается безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

    Согласно п. 5.1 ГОСТа Р 50690-2000 «Туристические услуги. Общие требования» туристические услуги должны учитывать интересы туристов, быть безопасными для жизни, здоровья туристов и соответствовать требованиям ГОСТа 28681.3-95 «Туристско- экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» и ГОСТа Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».

    Основная роль в обеспечении безопасности во время путешествия ложится на плечи проектировщика тура. При составлении тура необходимо учитывать всевозможные риски и их источники, необходимо понимать, как определенный источник фактора риска может повлиять на здоровье, жизнь или имущество туриста. Процесс подготовки тура должен включать в себя проведение различных мероприятий по защите туриста и его имущества.

    Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в условиях: 1)

    существования источников риска; 2)

    появления данного источника на опасном для человека уровне; 3)

    подверженности человека воздействию источников опасности (п. 4.2 ГОСТ Р 5064494 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»).

    Также очень важное значение имеет вопрос информированности туриста (потребителя туристических услуг). Любой турист должен быть информирован обо всех возможных неприятностях, которые могут с ним произойти в течение путешествия, и ознакомлен с теми мерами, которые необходимо принять по собственной безопасности

    непосредственно во время туристическои поездки или при подготовке к ней (например, необходимость провести определенные медицинские процедуры при отправке в определенную местность).

    Наибольший уровень опасности имеет самый первый этап путешествия - перевозка. Это происходит потому, что использование любых транспортных средств повышает риск возникновения различных затруднений. В СМИ достаточно часто встречаются сообщения о железнодорожных и автокатастрофах, о крушениях самолетов и др. Вследствие этих катастроф гибнет огромное количество людей.

    Именно поэтому вопрос безопасности человека во время использования средств перевозки является одним из важных. На каждом виде транспорта существуют свои правила поведения для пассажиров и условия страхования их жизней. Пассажир в целях личной безопасности обязан соблюдать эти правила и следовать рекомендациям персонала соответствующего вида транспорта.

    Согласно п. 4.4.3 ГОСТа Р 50644-94 транспортные перевозки туристов во время экскурсий, походов и путешествий осуществляются в соответствии с требованиями действующих Правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т. д.).

    Однако неприятности с туристами могут возникнуть не только во время перевозки, но и на протяжении всего путешествия.

    Существует несколько видов факторов риска. В соответствии с п. 4.3. ГОСТа Р 50644-94 факторы риска (вредные факторы) можно классифицировать следующим образом: 1)

    травмоопасность;

    воздействие окружающей среды; 3)

    пожароопасность; 4)

    биологические воздействия; 5)

    психофизиологические нагрузки; 6)

    опасность излучений; 7)

    химические воздействия; 8)

    повышенная запыленность и загазованность; 9)

    прочие факторы; 10)

    специфические факторы риска.

    Рассмотрим каждый из факторов подробнее.

    Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, селей, лавин), неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь, потертости кожных покровов у туристов и т. п.), опасных атмосферных явлений (атмосферное электричество, молнии и т. п.) (п. 4.3.1. ГОСТаР 50644-94).

    Однако следует отметить, что существуют меры по снижению травмоопасности.

    Так, согласно п. 4.3.1. ГОСТа Р 50644-94 снижение травмоопасности обеспечивается: -

    защитными устройствами и ограждениями при использовании подъемников, канатных дорог и других подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории; -

    использованием средств индивидуальной защиты, например, страховочных веревок, шлемов и иного страховочного снаряжения; -

    соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю; -

    соблюдением требований СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и пр.); -

    соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников), обеспечивающих его безопасную работу; -

    упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм.

    Следует отметить, что туристы должны быть информированы о том, как можно избежать возможных травм, и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.

    Вероятность получения травм связана также с тем видом туризма, который выбирает человек. Если это экстремальный туризм, горнолыжный, альпинизм, то опасность получения травм повышается.

    Турист должен быть ознакомлен с правилами поведения в местах отдыха (тем более, экстремального), должен иметь специальную обувь и одежду, ознакомлен с правилами эксплуатации различных средств перевозки и передвижения (подъемники на горнолыжных базах, канатные дороги и т. д.). От осведомленности туриста и соблюдения им правил техники безопасности нередко зависит не только его здоровье, но и жизнь.

    Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления. Показатели микроклимата в помещениях обслуживания туристов (спальных, питания, клубных и др.), а также в транспортных средствах должны соответствовать установленным санитарногигиеническим требованиям (п. 4.3.2. ГОСТа Р 50644-94).

    Предупреждение вредных воздействий данного фактора риска, согласно названному пункту ГОСТа, обеспечивается: -

    выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского мероприятия; -

    рациональным проектированием трассы туристского маршрута; -

    учетом погодных особенностей района; -

    сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды; -

    оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации; -

    обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты; -

    своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе, климатических условиях, перепадах высот на маршрутах).

    Пожаробезопасность. Номенклатура требований и показателей по обеспечению безопасности туристов от воздействия данного фактора риска и методы их проверки в соответствии с ГОСТом 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования». Эксплуатацию объектов обслуживания необходимо осуществлять в строгом соответствии с требованиями утвержденных нормативных документов (соответствующих Правил пожарной безопасности).

    Биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы, а также ядовитые растения, пресмыкающиеся, насекомые и животные, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсические реакции) (п. 4.3.4. ГОСТа Р 50644-94).

    К биологическим факторам относятся всевозможные инфекционные заболевания и отравления.

    В условиях перемещения в другую дестинацию (прежде всего, в страны тропического пояса) организм туриста сталкивается с проблемой неадаптированности его иммунитета к различным инфекциям.

    Именно поэтому существует необходимость проведения предварительной медицинской профилактики перед отправкой в определенное место. Согласно ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

    Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться туристам при несоблюдении мер предосторожности - это пищевые отравления. В незнакомой дестинации туристам рекомендуется не пить обычную местную воду, не есть овощи, фрукты и сырые продукты, купленные на местных рынках и лотках, без предварительной обработки, не приобретать пищу в местах, не принадлежащих предприятиям общественного питания. В соответствии с п. 4.4.2. ГОСТа 50644-94 в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов должны соблюдаться установленные в нормативных документах требования по хранению, транспортированию и приготовлению пищевых продуктов.

    Воздействие данных факторов риска на туристов, согласно п. 4.3.4. ГОСТа Р 50644-94, предупреждается: -

    соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания; -

    применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов; -

    использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в том числе для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и

    проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала; -

    упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).

    Психофизиологические факторы риска: физические и нервно-психические перегрузки.

    Исключение или снижение воздействия психофизиологических факторов риска достигается: -

    рациональным построением программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршруту, предусматривающих достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей); -

    учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы; -

    соблюдением эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели (п. 4.3.5. ГОСТа Р 50644-94).

    Еще одним фактором опасности являются нервно-психические и физические перегрузки. Проектировщик тура должен рассчитывать объем предоставляемой информации и объем нагрузки в зависимости от особенностей группы (возраст, состояние здоровья, уровень интеллектуальной подготовки и т. д.), каждый турист должен иметь достаточное количество свободного времени, для того чтобы отдохнуть.

    В процессе путешествия туристам всегда предоставляется «свободное» время, т. е. время, не занятое запланированными мероприятиями. Человек, отправляясь в путешествие, стремится отдохнуть, иногда забывая о своих физических и психических возможностях. Регулярные недосыпания и переутомления в результате получения всевозможных услуг, предусмотренных и не предусмотренных программой путешествия, могут привести к ухудшению здоровья.

    Опасными излучениями являются: повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения. Предупреждение об опасности ультрафиолетовой радиации на туристских маршрутах обеспечивается: -

    информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на человека; -

    использованием средств индивидуальной защиты (защитных масок, кремов, одежды, закрывающей тело, руки, ноги туристов, солнцезащитных очков). Необходимо учитывать действие данного фактора риска при планировании графика движения по маршруту (по открытым, незатененным участкам маршрута в горных, водных, лыжных и других походах). Туристские маршруты допускается прокладывать и эксплуатировать только в местностях с благоприятными характеристиками радиологического состояния (п. 4.3.6. ГОСТа Р 50644-94).

    Химические факторы риска: токсические, раздражающие, сенсибилизирующие. Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо: -

    осуществлять регулярный контроль за содержанием вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах; -

    осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной с точки действия химических факторов риска среде; -

    применять препараты для дезинфекции и дезинсекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами (п. 4.3.7. ГОСТа Р 50644-94).

    Повышенная запыленность и загазованность. Требования к допустимому уровню вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств должны быть не ниже санитарно-гигиенических норм, установленных ГОСТ 12.1.005, санитарными нормами и правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений, транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха (п. 4.3.8. ГОСТа Р 50644-94).

    Существуют также и прочие факторы риска, которые закреплены в п. 4.3.9. ГОСТа Р 50644-94. Согласно названному пункту к прочим факторам риска относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках. Необходимо предусматривать: -

    предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристских услугах в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией (требованиями к содержанию информационного листка к туристской путевке, технологической карты путешествия, технологической карты экскурсии) - об основных характеристиках этих услуг, условиях обслуживания; -

    проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вида туристского маршрута.

    Специфические факторы риска, в соответствии с п. 4.3.10. ГОСТа Р 50644-94, обусловлены: -

    возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов); -

    техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и бугельных подъемников, туристских трасс, в том числе горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, верховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в том числе велосипедов, маломерных и гребных судов, архитектурных, природных достопримечательностей); -

    сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристсих трасс и т. п.); -

    уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов идр.); -

    подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т. п.); -

    информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов).

    Наряду с рассмотренными факторами риска для здоровья и жизни человека, существует риск возникновения неприятностей с имуществом туриста (личными вещами и багажом), поэтому вопрос сохранности имущества тоже является актуальным.

    Туристы представляют собой «желанный» объект для всякого рода мошенников, грабителей и воров. Это связано с притуплением бдительности самого туриста и незнанием им особенностей посещаемой страны. Риск возникновения неприятностей возрастает, если местом отдыха туриста является страна с высокой социальной напряженностью. В ряде стран издаются специальные памятки, которые выдаются туристам. В подобных памятках объясняется, куда не стоит ходить, чего не стоит делать и т. д. В этом проявляется заинтересованность принимающей стороны в безопасности

    туриста. К сожалению, туристы довольно часто пренебрегают подобными рекомендациями и попадают в неприятные ситуации, разрешение которых занимает много сил и времени самих туристов, а также сопровождающих их лиц.

    Не менее важным является вопрос безопасности окружающей среды. Под экологичностью туризма понимается взаимодействие индустрии туризма и окружающей среды, где главным является ненанесение вреда и рациональное использование имеющихся ресурсов.

    Узкое понимание данной проблемы сводится к тому, что турист имеет право свободного доступа к туристическим ресурсам в соответствии с различными ограничениями, предусмотренными конкретной страной пребывания, в то же время, турист обязан бережно относиться к окружающей природной среде, не наносить ей вреда.

    В более широком понимании данный вопрос рассматривается на уровне экологичности туризма. Туристическая индустрия, как и любая другая, оказывает воздействие на окружающую природную среду. Степень и характер этого воздействия и определяют экологичность либо неэкологичность туризма.