Классификация опасностей по происхождению бжд. Классификации опасностей

Классификация видов опасности, основные методы обеспечения безопасности

Опасность - это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.

Существует несколько способов классификации опасностей :

По природе происхождения:

а) природные;

б) технические;

в) антропогенные;

г) экологические;

д) смешанные.

По локализации:

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

По вызываемым последствиям:

а) утомление;

б) заболевание;

в) травма;

г) летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические. Физические опасности (рис.2) - движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.Химические опасности - общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т.д.

Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам. Например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Ориентирующие: активности оператора, гуманизации деятельности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности. Технические: блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, слабого звена, флегматизации, экранирования. Организационные: защита временем, информации, резервирования, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, резервирования, эргономичности. Управленческие: адекватности, контроля, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности. Рассмотрим детальнее некоторые принципы. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др. Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.

Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Примеры: санитарно-защитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрыво- пожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) и др. Для определения методов обеспечения безопасности дадим определение следующим понятиям: Ноксосфера - пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Гомосфера - пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе

рассматриваемой деятельности. Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это не всегда удается. На основании анализа возможных опасностей и их последствий можно выявить общие закономерности, на базе которых сформулированы три наиболее общих метода защиты от опасностей:

I - Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления,

автоматизации, роботизации, специальной организации и др.

II - Нормализация ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности. Это совокупность мероприятий,

защищающих человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты.

III - Адаптация человека к условиям ноксосферы и повышение его защищенности. Метод реализует возможности профессионального отбора, обучения, психологического воздействия, применения средств индивидуальной защиты. В реальных условиях реализуется комбинация всех трех факторов.

Средства обеспечения безопасности.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д. Основные методы обеспечения безопасности

Классификация методов:

а) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы;

б) нормализация ноксосферы;

в) адаптация человека к соответствующей среде;

г) комбинирование.

Средства обеспечения безопасности:

а) производственные средства безопасности;

б) средства индивидуальной защиты;

в) средства коллективной защиты;

г) социально-педагогические.

ВОПРОСЫ НА ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО БЖД

    Безопасность жизнедеятельности: основные понятия, термины и определения.

    Опасность – определение, последствия, классификация опасностей.

    Среда обитания человека, переход от биосферы к техносфере.

    Теоретические основы и практические функции БЖД.

    Аксиомы БЖД в техносфере.

    Роль и задачи руководящих работников в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

    Функции и строение нервной системы.

    Значение органов чувств и анализаторов в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека.

    Гомеостаз, адаптация, естественные системы защиты организма.

    Классификация основных форм деятельности человека.

    Основные пути обеспечения комфортности жизнедеятельности (трудовой деятельности)

    Физиология труда – определение, задачи. Работоспособность – определение, фазы, характеристика. Утомление и хроническое утомление.

    Загрязнения атмосферы и их последствия.

    Энергетические загрязнения техносферы и их характеристика.

    Средства и методы защиты атмосферы, гидросферы, земель.

    Загрязнения гидросферы, литосферы и их последствия.

    Негативные факторы производственной среды и их классификация.

    Воздействие на организм человека вредных веществ.

    Негативное воздействие вибрации и акустических колебаний.

    Негативное действие электромагнитного поля, ионизирующего излучения. Методы защиты.

    Воздействие на организм человека электрического тока. Меры электробезопасности.

    Источники негативных факторов бытовой среды и их классификация.

    Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой.

    Влияние климатических условий на состояние здоровья человека и работоспособность. Классификация производственного микроклимата.

    Терморегуляция организма человека. Способы терморегуляции в организме.

    Защита работающих от действия шума, вибрации, электромагнитных полей, ионизирующего излучения.

    Классификация социальных опасностей, их причины. Характеристика отдельных видов социальных опасностей.

    Краткая характеристика терроризма.

    Безопасная жизнедеятельность человека – показатель цивилизованности общества.

    Аварии на АЭС и их характеристика.

31. Классификация систем безопасности АЭС и их характеристика.

32. Воздействие АЭС на окружающую среду.

33. Характеристика радиационной катастрофы на Чернобыльской АЭС.

34. Зоны радиоактивного заражения местности вокруг Чернобыльской АЭС.

35. Чрезвычайная ситуация и её особенности, классификация ЧС.

36. Краткая характеристика стихийных бедствий.

37. Землетрясения: классификация, предвестники и их последствия.

38. Правила поведения и действия населения при некоторых стихийных бедствиях.

39. Землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года. Уроки и выводы из опыта ликвидации его последствий.

40. Крымское землетрясение 1927 года и его характеристика.

41. ЧС военного времени,их поражающие факторы и последствия.

42. Аварии на ХОО. Зона заражения и очаг химического поражения при авариях на химически опасных объектах.

43. Классификация ХОО и сильнодействующих ядовитых веществ.(АХОВ)

44. Организация ликвидации последствий при авариях на ХОО.

45. Сильнодействующие ядовитые вещества, применяемые на предприятиях Крыма.

46. Авиационные катастрофы – ЧС нового типа.

47. Катастрофы на железных дорогах, причины, последствия,.

48. Аварии и катастрофы на морском и речном транспорте и их особенности.

49. Автотранспортные аварии, катастрофы. Причины, характеристика.

50. Основные принципы и способы защиты населения при ЧС.

51. Эвакуация населения при ЧС и рассредоточение рабочих и служащих.

52. Защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.

53. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты.

54. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

55. Средства защиты кожи.

56. Медицинские средства защиты.

57. Дезактивация, дегазация, дезинфекция – их цели и задачи. Санитарная обработка населения.

58. Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

59. Вопросы БЖД в законах и подзаконных актах России.

60. Министерство по делам ГО,черезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихиных бедствий (МЧС России) и его задачи.

1. Безопасность жизнедеятельности: основные понятия, термины и определения.

БЖД – это наука о сохранении здоровья и безопасности человека в условиях быта, производства и чрезвычайных ситуациях.

Безопасность – состояние деятельности, при котором с определённой вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное изменение и преобразование. Это труд, отдых, повседневная деятельность и способ существования человека. (Совокупность всех видов человеческой активности).

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при этом восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей людей.

Стихийное бедствие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, гибели или потери здоровья людей.

Жилище – помещение, предназначенное для защиты человека от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов (холод, жара, ветер, атмосферные осадки), а также для отдыха и осуществления трудовых и бытовых процессов

Опасность – явления, процессы, свойства предметов, способные в определённых условиях причинить ущерб здоровью человека.

Идентификация опасности – процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.

Опасности по своей природе имеют следующие особенности:

    вероятны (т.е. случайны);

    потенциальны (т.е. скрыты);

    перманентны (т.е. постоянны, непрерывны);

    тотальны (т.е. всеобщи, всеобъемлющи).

Антропогенные опасности подразделяются на вредные и травмирующие факторы.

Вредный фактор – это фактор, воздействие которого может привести к ухудшению самочувствия, стойкому снижению работоспособности или заболеванию (в производственных условиях – к профессиональному заболеванию).

Опасный (травмирующий) фактор – фактор, воздействие которого может вызвать травму или другое резкое ухудшение здоровья или даже смерть человека.

Классификация опасностей:

    По происхождению (природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные - физические, химические, биологические, психофизиологические).

    По продолжительности действия (импульсные и кумулятивные).

    По локализации (связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом).

    По последствиям (усталость, заболевания, травмы, аварии, пожары, смертельные случаи).

    По нанесённому ущербу (социальные, технические, экологические и т.п.).

    По сфере проявления (бытовые, спортивные, дорожно-транспортные, производственные, военные и т.п.).

    По структуре (простые и производные – взаимодействие нескольких простых).

    По характеру воздействия на человека (активные и пассивные: активизирующиеся за счёт энергии человека).

Последствия опасностей:

    отклонения здоровья человека от нормального состояния;

    ухудшение состояния окружающей природной среды, опасное для здоровья или жизни людей.

2.Опасность-определение,последствия,классификация опасностей .

Опасность - центральное понятие БЖД, под кото­рым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности в БЖД поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Опасность - понятие относительное.

Признаками, определяющими опасность являются:

1) угроза жизни;

2) возможность нанесения ущерба здоровью;

3) нарушение условий нормального функционирования организма человека и экологических систем.

Классификация опасностей

1) По происхождению опасности бывают: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные.

2) По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

3) По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т. д.

4) По приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические.

5) По сфере проявления опасностей: бытовые, спортивные, производст-венные, дорожно-транспортные, военные.

6) По структуре (строению) опасности делятся на простые и производст-венные, порождаемые взаимодействием простых.

7) По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (например, острые предметы).

8) По времени проявления: импульсивные и кумулятивные.

Источники формирования опасности.

1. Сам человек, его деятельность, средства труда;

2. Окружающая среда;

3. Явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.

Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружаю­щей среде и др.

Билет 3. Современная тенденция развития и последствий несчастных случаев.

Сегодня характерна тенденция: вероятность каждого отдельного проис­шествия уменьшается, а масштабы последствий возрастают, что хорошо иллюстрируется графиком, на котором показаны риск аварии и число погибших пас­сажиров в этих авариях в ходе развития самолетостроения (рис.).

Билет 4. Условия достижения безопасности.

· общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека;

· юридическое закрепление прав человека в области безопасности;

· наличие механизма экономического регулирования взаимоотношений в области безопасности между человеком и обществом.

Билет 5. Понятие опасности.

БЖД - это область знаний, в которой изучаются опасности и нежелатель­ные последствия их воздействия на человека и объекты среды обитания, зако­номерности их проявления и способы защиты от них. К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоровью человека или его смерть, пожары, аварии и т.д. Процессы, явления и различное воздействие на организм человека и объекты окружающей среды, вызывающие нежелательные последствия называются опасностями. Опасности хранят все системы, имеющие энергию, химические или биологически–активные компоненты, а также вещества и объекты с характеристиками, несоответствующими условиям жизнедеятельности человека.

Опасности:

· реальные;

· потенциальные (скрытые).

Чтобы потенциальные опасности реализовались, нужны соответствующие условия, которые называются причинами. Причины – совокупность обстоятельств, при которых опасности проявляются и вызывают нежелательные последствия.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности

Человеческая практика дает основания для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Это хорошо иллюстрируется данными японских исследователей. Среднее число погибших за 10 часов в разных видах деятельности.



Билет 6. Триада: «опасность - причины - нежелательные последствия».

Триада "опасность - причины - нежелательные последствия" - это логиче­ский процесс развития потенциальной опасности в реальное последствие, как-то: несчастный случай, пожар, чрезвычайная ситуация и т.д. Например: яд (опасность) - ошибка провизора (причина) – отравление (нежелательное последствие) или электроток - короткое замыкание - смерть человека. Поиск и устранение причин лежит в основе профилактики проявления опасности, а, следовательно, и в предотвращении несчастных случаев, пожаров, катастроф и т. д.

Билет 7. Идентификация, номенклатура опасностей.

Идентификация опасностей - это процесс выявления и установления вре­менных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека. В процессе идентификации выполняется паспортизация опасностей и вы­является их номенклатура. Номенклатура опасностей - перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку. Например: ядо­витые вещества, пестициды и т. д. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных производств, цехов, профессий и т. д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) имеет но­менклатуру опасностей в алфавитном порядке. Например: Алкоголь, вибрация и т. д.

Билет 8. Таксономия. Классификация опасностей.

Поскольку опасность понятие сложное, имеющее много признаков, опасности классифицируются и систематизируются. Наука о классификации и систематизации сложных явлений, объектов, понятий называется таксономией.

Опасности бывают:

· реальные;

· потенциальные.

По происхождению:

· естественные (природные) – землетрясения, бури, ураганы и т.д.;

· технические (движущиеся части машин);

· антропогенные (обрушение зданий, отравление рыбой);

· экологические (загрязнения биосферы);

· смешанные.

По локализации (месту существования):

· в литосфере

· гидросфере,

· космосе,

· атмосфере.

По виду источника:

· физические (различные излучения);

· химические (химические вещества);

· биологические (бактерии, микробы);

· психофизиологические (эпилепсия, лунатизм, усталость, монотонность);

По времени проявления последствий:

· мгновенные (действующие сразу, так называемые импульсивные);

· кумулятивные (действующие с запаздыванием);

По вызываемым последствиям:

· утомление,

· травмы,

· заболевания,

· стресс,

· летальные исходы.

По виду ущерба:

· технический;

· экономический;

· экологический;

· социальный.

Сферы проявления:

· бытовая;

· производственная;

· дорожно-транспортная;

· спортивная

По структуре (строению):

· простые,

· сложные,

· порождаемые взаимодействием простых.

По характеру воздействия:

· активные (воздействуют сами)

· пассивные, активизирующиеся за счет энергии человека (колющие, режущие, неподвижные элементы; неровности, уклоны, по которым перемеща­ется человек).


    Опасности и их источники

Опасность - Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск - свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Признаки опасности .

    Угроза для жизни.

    Возможность понесения ущерба здоровью.

    Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности .

    сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

    окружающая среда;

    явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

    Классификация опасностей:

можно выделить следующие классы опасности.

По природе происхождения опасности бывают: природные, технические, антропогенные, психологические, экологические, смешанные

Опасности делятся на: физические, химические, биологические, психофизиологические,

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на: импульсивные, кумулятивные

По локализации опасности делятся на: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом

По вызываемым последствиям опасности делятся на: утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальный исход

По приносимому ущербу опасности делятся на: социальные, технические, экологические

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная

По структуре опасности делятся на: простые, производные, порождаемые взаимодействием простых.

По характеру воздействия на человека опасности делятся на: активные, пассивные – опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.

    БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Техносфера – регион биосферы, преобразованный людьми в целях наилучшего соответствия социально-экономических потребностей общ-ва.

БЖД – сис-ма знаний, напра вленных на обеспечение безоп-ти в производ-ной и непроизвод-ной среде с учетом влияния чел-ка на среду обитания.

Цель науки о БЖД – защита чел-ка и среды обитания от негативных воздействий, достижения комфортных условий жизнедеят-ти.

Цель учебной дисциплины:

1.Вооружить обучающихся знаниями, умениями, навыками, позволяющими проводить идентификацию, прогнозирование и оценку необходимых факторов и их воздействий на чел-ка.2.Использовать современные методы и средства для создания комфортного или нормального состояния среды обитания. 3.Прогнозировать и предвидеть возмож-ти возникновения ЧС и принимать грамотные решения по защите населения, персонала и объектов в ЧС. 4.Разработать средства защиты чел-ка и ср. обитания, проводить расчеты при проектировании систем.

Объект изучения – комплекс явлений и процессов в системе «Человек – среда обитания», негативно действующих на человека и среду обитания.

Главная задача науки БЖД – анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

БЖД как система – совокупность организационных структур и технич. средств, предназначенных для обеспечения безопасности и защиты человека и окружающей среды от негативных воздействий. Система БЖД функционирует на правовой основе, т.е. конституции РФ и субъектов федераций, ТК РФ, гос. стандарты, правила, положения, акты и т.д. БЖД в России не является единой системой, она включает 3 самостоятельные и независимые государства 1.Подсистема ОТ

2Подсистема ГО и защиты в ЧС

3.Подсистема управления охраны окружающей среды РФ

Предмет исследования – выявление и идентификация негативных явлений и воздействии, их качественная и количественная оценка. Метод исследования – визуальная и инструментальное обследование среды обитания, измерение воздействий, моделирование процессов, анализ условий труда и факторов трудового процесса, статистический и систематический анализ.

  1. Основные понятия и определения БЖД.

Безопасность жизнедеятельности - область науч­ных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

Безопасность - состояние деятельности, при кото­ром с определенной вероятностью исключено проявле­ние опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физичес­кого, духовного и социального благополучия, а не толь­ко отсутствие болезней и физических дефектов».

Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержа­ние которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудо­вой, научной, учебной и других сферах жизни.

Здоровье - естественное состояние организма, харак­теризующееся его уравновешенность с окружающей сре­дой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Идентификация опасности - процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, про­странственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.

Опасность - явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причи­нить ущерб здоровью человека.

Потенциальный - возможный, скрытый.

Причина - событие, предшествующее и вызываю­щее другое событие, именуемое следствием.

Риск - количественная оценка опасности. Определя­ется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1. Может определяться и другими удобными способами,

Система - совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно цели.

Условия деятельности - совокупность факторов сре­ды обитания, воздействующих на человека.

Ущерб здоровью - это заболевание, травмирование, следствием которого может стать летальный исход, ин­валидность и т. п.

Цель - то, что представляется в сознании и ожида­ется в результате определенных направленных действий.

    Системы безопасности.

Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Следует отметить, что термин «безопасность» часто используют для оценки качества источника опасности, говоря о неспособности источника генерировать опасности. Настало время, когда для описания такого свойства источников опасности необходимо найти иной термин. Такими терминами могут быть: «неопасность», «совместимость», «экологичность» и т.п.

Экологичностъ источника опасности – состояние источника, при котором соблюдается его допустимое воздействие на техносферу и/или биосферу.

Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него.

Сегодня реально существуют следующие системы безопасности:

Вид опасности, поле опасностей

Объект защиты

Система безопасности

Опасности среды деятельности человека

Безопасность (охрана) труда

Опасности среды деятельности и отдыха, города и жилища–опасности тсхносферы

Безопасность жизнедеятельности человека

Опасности техносферы

Природная среда

Охрана природной среды

Чрезвычайные опасности биосферы и техносферы, в том числе пожары, ионизирущие воздействия

Природная среда

Материальные ресурсы

Защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и радиационная защита

Внешние и внутренние общегосударственные опасности

Общество, нация

Система безопасности страны, национальная безопасность

Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности (рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т.п.)

Человечество

Биосфера

Техносфера

Глобальная безопасность

Из вышесказанного следует, что системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды:

– систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;

– систему охраны природной среды (биосферы);

– систему государственной безопасности;

– систему глобальной безопасности.

    Психические процессы и состояния

Психические процессы составляют основу психичес­кой деятельности и являются динамическим отражени­ем действительности. Без них невозможно формирова­ние знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психическое состояние человека - это относитель­но устойчивая структурная организация всех компонен­тов психики, выполняющая функцию активного взаи­модействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психи­ческой деятельности в конкретный момент и могут по­ложительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов.

В процессе деятельности реакция организма на вне­шние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности.

Стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху т рудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей,

запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Рассмотрим психические состояния по уровню на­пряжения, так как именно этот признак наиболее суще­ственен с точки зрения влияния состояния на эффектив­ность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее со­стояние, возникает под мобилизирующим влиянием тру­довой деятельности. Это состояние психической актив­ности - необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хо­рошем самочувствии, стабильном и уверенном выполне­нии действий. Умеренное напряжение соответствует ра­боте в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормаль­ной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмичес­кий характер.

В оптимальных условиях промежуточные и конеч­ные цели труда достигаются при невысоких нервно-пси­ хических затратах. Обычно здесь имеют место дли­тельное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях.

Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологичес­ких и психических функций, резко выходящего за преде­лы физиологической нормы.

Экстремальный режим - это работа в условиях, вы­ходящих за пределы оптимума. Отклонения от опти­мальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напря­жение.

Неблагоприятные факторы, повышающие напряже­ние, делятся на следующие группы:

l) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;

2) биологический страх;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенная трудность задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действий;

6) наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия;

9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10) перегрузка информацией;

11) конфликтные условия, т. е. условия, при которые выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые имущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в благоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное оптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.

Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, связанное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональнае напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих фун­кции в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мо­тивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

    Особые психические состояния

По времени действия психические состояния можно разделить на следующие группы:

    Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Это состояния удовлетворенности или не­удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т. п.

    Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода непола­док в производственном процессе или во взаимоотноше­ниях работающих.

    Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.

Необходимо отметить» что организация контроля за психическим состоянием операторов необходима в, свя­зи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, которые не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменя­ют работоспособность человека.

Это так называемые пароксизмалъные расстройства сознания: психогенные изменения настроения, состоя­ния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков), группа расстройств различного происхождения, танические заболевания головного мозга, эпилепсия (пороки), характеризующихся кратковременной (от нескольких секунд до нескольких минут) утратой сознания. Психогенные изменения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев.

Снижение настроения наблюдается при гибели родных и близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма, мистический опыт свидетельствует, что прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период. Употребление транквилизаторов - препаратов, смягчающих психоэмоциональные стрессовые состояния (эмоциотропные адаптогены - седуксен, элениум), представляет особую проблему. Оказывая выраженное успокоение и предупреждая развитие неврозов, эти препараты могут снизить психическую активность, замедлить реакции, вызывать апатию и сонливость.

К числу постоянных факторов, повышающих индивидуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится употребление спиртных напитков. Уже незначительное употребление алкоголя увеличивает вероятность несчастных случаев в силу того, что алкоголь влияет на деятельность нервной системы и на поведение человека: нарушается управление движениям, человек при этом реагирует на внешние воздействия с меньшей быстротой и точностью или же, наоборот, спешно, колебания внимания становятся беспорядочными и менее управляемыми; нарушается также широта критичность мышления, человек делает поспешные выводы или принимает необдуманнее решения. Какова бы ни была степень опьянения, любое, даже незначительное употребление алкоголя повышает подверженность опасности. Регулярное употребление алкоголя снижает сопротивляемость организма, вследствие чего в нем мо­гут возникать различные заболевания, в особенности инфекционные. На организм, пораженный алкоголем, сильнее действуют и промышленные яды, вызывающие некоторые профессиональные заболевания. Алкоголь и ядовитые вещества, попадая в организм, комплексно воздействуют на него, что во многих случаях вызывает тяжелое отравление.

С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкоголъная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, но и ведет к заторможенно­сти и снижению осторожности.

Пароксизмальные перерывы в операторской деятель­ности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, мон­тажников, строителей, работающих на высоте. Совре­менные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Под влиянием обиды, оскорбления, производствен­ных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект - взрыв эмоций).

В состоянии аффекта у человека развивается психо­генное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и раз­рушительные действия. Лица, склонные к аффектив­ным состояниям, относятся к категории повышенного риска травматизации и не должны допускаться к ответ­ственным работам.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

Конфликт -реакция, возникающая, когда челове­ку приходится выбирать между двумя потребностями,
которые действуют одновременно. Такая ситуация часто
возникает в области безопасности, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со сво­ей безопасностью.

Поведение срыва - при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него также будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность, апатию, а некоторых случаях на срыв.

Тревога (тревожное ожидание) - эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом способен определятъ объект или причины своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка.

Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию (индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее избегания. Страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасения, боязнь, испуг, ужас).

Испуг - безусловно-рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опасности возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас - более сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Осознание опасности может вызвать различные формы эмоциональных решений. Первая их форма - реакция страха - проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Развивается по механизму обсессивно-оборонительного рефлекса. Эта форма реакции на опасность отрицательно отражается на деятельности.

Нередко выраженный страх может тонизировать Кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления определяется как «разумный страх» в виде опасения, тревожности, осмотрительности.

Паника -одна из форм страха. Биологическим механизмом ее является активно-оборонительный вид рефлекса; она также отрицательно сказывается на деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекита и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

Рассматривая влияние панического состояния на дви­жения человека, следует выделить следующие наиболее возможные ошибки:

    Действие не совершается, то есть паническое со­стояние приводит к полной закостенелости поступков. В обиходе о подобных случаях говорят: «он оцепенел», «остолбенел» от ужаса (либо от неожиданности).

    В автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, а человек совершает движения, лишние в данной ситуации.

    Реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений, которые, однако, не соот­ветствуют объективным требованиям защиты.

    Человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Состояние паники - это тот самый передаточный механизм, через который субъективные индивидуаль­ные факторы оказывают свое воздействие на создание или развитие опасной ситуации.

Перечисленные выше факторы постоянно или вре­менно повышают возможности появления опасной ситу­ации или несчастных случаев, но это, однако, не означа­ет, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в качестве при­чин, непосредственно вызывающих опасность.

Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека. Основными механизмами формирова­ния толпы и развития ее специфических качеств явля­ется циркуляционная реакция - нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи.

Отсутствие ясных целей и структуры порождают практически наиболее важное свойство толпы - ее лег­кую превращаемость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и др.). Такие превращения происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, кораблекрушение и пр.), весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Массовая паника - один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения, блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Взаимодействующая толпа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие проблемы, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее инициаторов.

Выделяются социально-ситуативные условия возникновения массовой паники, связанные с общей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (наводнение, землетрясение, засуха и пр.). общепсихологические условия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком.

    Мотивация деятельности.

Мотивация или побуждение – это такие функциональные состояния организма, при которых стремится совершать действия, направленные на достижение определенных потребностей и результатов.

В деятельности человека проявляются 5 основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность, нивелирование (быть не хуже других).

Американский психолог Дж. Аткинсон (1957) изучал, как влияет трудность задания на силу мо­тивации к его выполнению.

Исследование показало, что при выполнении простейших заданий, где вероятность успе­ха была близка к единице, мо­ тивация была близка к нулю. Мотивация падала до нуля и при выполнении особо трудных заданий, где вероятность дос­тижения цели была очень мала

и надежд на успех почти не было. Наибольшая сила мотива, как показали опыты Дж. Аткинсона, возника­ ла к выполнению действий средней трудности, где имелось достаточно надежд на успех, но где присут­ствовали и трудности, делающие такой успех привле­кательным.

В том же исследовании было показано, что характер связи между трудностью действия и силой мотива к его выполнению зависит от индивидуальных особен­ностей людей и, в частности, от свойств нервной систе­мы.

В этих опытах обнаружилась и такая любопытная связь: испытуемые более слабого типа, наряду с более простыми задачами, нередко предпочитали и задачи очень высокой сложности. Такой, казалось бы, неожиданный факт объясняется следующим образом. Люди подобной категории весьма чувствительны к оценке их радостных качеств в общественном мнении, к угрозе их репутации. Если выбирается очень сложная задача и удается ее решить, то такая неудача их репутации не грозит. Нерешение же задачи средней сложности, а более простой уже может служить свидетельством достатка их индивидуальных качеств. Боязнь проявления такой несостоятельности и толкает иногда данную категорию людей на выбор задач особо высокой сложности.

    Социальные опасности

Со циальные опасности могут быть классифицированы по определенным признакам.

1. По природе:

а) связанные с психическим воздейст вием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.);

б) связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество);

в) связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм, курение);

г) связанные с болезнями (СПИД, венерические заболевани я и др.);

д) опасности суицидов.

2. По масштабам событий:

а) локальные;

б) региональные;

в) глобальные.

3. По половозрастному признаку различают социальные опасности, характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей.

4. По организации социальные опасности могут быть случайными и преднамеренными.

Причины социальных опасностей:

В основе своей социальные опасности порождаются социально-экономическими процессами, протекающими в обществе. В то же время следует отметить противоре­чивый характер причин, следствием которых являются социальные опасности. Несовершенство человеческой природы - главная предпосылка появления социальных опасностей. Наличие адекватной правовой системы мо­жет явиться основным условием предупреждения и за­щиты от социальных опасностей. Распространению со­циальных опасностей способствует интенсивное развитие международных связей, туризма, спорта.

Виды социальных опасностей.

Шантаж в юридической практике рассматривается как преступление, заключающееся в угрозе разоблаче­ния, разглашения позорящих сведений с целью добить­ся каких-либо выгод. Шантаж как, опасность оказывает отрицательное воздействие на нервную систему.

Мошенничество - преступление, заключающееся в завладении государственным, общественным шаг лич­ным имуществом (или в приобретении прав на имуще­ство) путем обмана или злоупотребления доверием. Оче­видно, что человек, ставший жертвой, мошенничества, испытывает сильные психофизиологические потрясения.

Бандитизм - это организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения либо на отдельных лиц, а также ^участие в таких бандах и совершенных ими нападениях.

Разбой - преступление, заключающееся в нападе­нии с целью завладения государственным, обществен­ным или личным имуществом, соединенном с насилием или угрозой насилия, опасном для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению.

Изнасилование - половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Уголовное право предусматривает суровое наказание за изнасилование, вплоть смертной казни (при отягчающих обстоятельствах).

Заложничество - представляет собой форму преступления. Суть заложничества состоит в захвате людей (нередко это дети и женщины) одними лицами с целью заставить выполнить определенные требования другими лицами, из числа которых взяты заложники.

Террор - физическое насилие вплоть до физического уничтожения.

Наркомания (от греческого narke - оцепенение и nia - безумие, восторженность) - зависимость человека от приема наркотиков, заболевание, которое выражается в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне только при условии принятия наркотического вещества и ведет к глубокому насыщению физических и психических функций. Резкое прекращение приема наркотика вызывает нарушение многих функций организма - абстиненцию. Различают пристрастие к какому-либо одному веществу - мононаркоманию (морфинизм, героинизм, гашишизм, кокаинизм и др.) и к их сочетанию - динаркоманию (опийно-алкогольная, опийно-барбитуратная и др.).

Алкоголизм - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физическая и психическая зависимость от алкоголя, психическая и социальная деградация, патология внутренних органов, обмена веществ, цент­ральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы. Алкоголь оказывает сильное влияние на нервную систему, психофизиологи­ческие процессы даже в том случае, если внешне поведе­ние человека не отличается от нормального.

Алкоголь быстро всасывается в кровь. Примерно че­рез 5 мин. он достигает головного мозга. Проникая внутрь живых клеток, алкоголь замедляет, ослабляет и даже останавливает их деятельность, нарушает работу органов и тканей. Особенно пагубно он действует на нервные клет­ки. Он имеет все признаки наркотического вещества. Осо­бенно опасен алкоголь для людей, выполняющих работы, требующие сосредоточенности. Под влиянием алкоголя период высокой работоспособности сокращается в 2-3 раза, соответственно удлиняется период утомления. Очень силь­ное влияние оказывает опьянение на снижение скорости двигательной реакции.

Курение - вдыхание дыма некоторых тлеющих рас­тительных продуктов (табак и др.).

    Природные опасности

К природным опасностям относятся стихийные яв­ления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Например, землетрясе­ния, извержения вулканов, снежные лавины, сели, опол­зни, камнепады, наводнения, штормы, цунами, тропи­ческие циклоны, смерчи, молнии, туманы, космические излучения и космические тела и многие другие явле­ния. Будучи естественными феноменами жизни и разви­тия природной среды, они в то же время воспринимают­ся человеком как аномальные.

В безопасности деятельности рассматриваются не все природные катастрофы и стихийные явления, а лишь те из них, которые могут принести ущерб здоровью или привести к гибели людей.

Некоторые природные опасности нарушают или зат­рудняют нормальное функционирование систем и орга­нов человека. К таким опасностям относятся, напри­мер, туман, гололёд, жара, барометрическое давление, электромагнитные излучения, холод и другие.

Несмотря на глубокие различия в существе, все при­родные опасности подчиняются некоторым общим зако­ номерностям.

Во-первых, для каждого вида опасностей характерна

Определенная пространственная приуроченность.

Во-вто рых, установлено, что чем больше интенсивность (мощность) опасного явления, тем реже оно случается.

В-трет ьих, каждому виду опасностей предшествуют некоторые с пецифические признаки (предвестники).

В-четвертых, при всей неожиданности той или иной природной опасности, ее проявление может быть предсказано.

Наконец, в-пятых, во многих случаях могут быть предусмотрены пассивные и активные защитные мероприятия от природных опасностей.

Говоря о природных опасностях, следует подчеркнуть роль антропогенного влияния на их проявление. Известны многочисленные факты нарушения равновесия в природной среде в результате деятельности человека, приводящие к усилению опасных воздействий. Так, согласно международной статистике, происхождение около 80% современных оползней связаны с деятельностью человека. В результате вырубок леса возрастает активность селей, увеличивается паводковый расход.

В настоящее время масштабы использования природных ресурсов существенно возросли. Это привело к тому, что стали ощутимо проявляться черты глобального экологического кризиса. Природа как бы мстит человеку за грубое вторжение в ее владение. Об этом более ста лет назад предупреждал Ф. Энгельс: «Не бу­дем, однако, слитком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит». Отмеченное обстоятельство следует иметь ввиду в хо­зяйственной деятельности.

По локализации природные опасности могут быть с определенной степенью условности разделены на 4 груп­пы: литосферные (например, землетрясения, вулканы, оползни); гидросферные (например, наводнения, цуна­ми, штормы); атмосферные (например, ураганы, бури, смерчи, град, ливень); космические (например, астерои­ды, планеты, излучения).

(24)Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф., «Безопасность жизнедеятельности» . Учеб. для ВУЗов, Высшая школа... труда и производственная безопасность» . – М., 2008. – 424 с. Занько Н.Г., Корсаков Г.А., Малаян К.Р. «Безопасность жизнедеятельности» , 1996 г. 18 ...

Классификация опасностей

Основные понятия, термины и определения

Основные аксиомы и принципы безопасности жизнедеятельности:

1. Аксиома о рискогенности деятельности человека: «Человеческий организм всегда мо­жет подвергнуться внешнему воздействию со стороны ка­кого-либо фактор».

Кратко применительно к БЖД это обычно формулируют проще: «жизнь потенциально опасна», полагая, что в БЖД анализируются только опасные воздействия.

2. Аксиома о потенциальной опасности среды обитания человека (аксиома об отсутствии нулевых рисков): «Абсолютная безопасность человека в среде оби­тания не достижима».

3. Принцип антропоцентризма: «человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования».

Опасность - не­гативное свойство среды обитания, приводящее человека к потере здоровья или к гибели.

Среда обитания человека. Характерные системы «человек-среда обитания»

Понятие системы «человек - среда обитания» в БЖД широко используется для описания процессов негативного взаимодействия человека с окружающей его средой обитания. Отличительной особенностью рассмотрения системы "человек - среда обитания"является реализация принципа БЖД - принципа антропоцентризма.

Понятие системы «человек - среда обитания». Это понятие составляет основу научного знания, именуемого «экологией». В БЖД оно также широко используется для описания процессов негативного взаимодействия человека (коллектива людей, населения города, региона, страны, планеты Земля, далее «человек») с окружающей его средой обитания. Отличительной особенностью рассмотрения системы «человек - среда обитания» является реализация I принципа БЖД - принципа антропоцентризма.

2. Термин "среда обитания” - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

В современном мире для человека характерны два полярных вида среды обитания - природная (биосфера) и техносферная (производственная, селитебная и бытовая). Для описания БЖД человека в техносфере характерен второй вид среды обитания.

Жизнедеятельность человека осуществляется в окружающей его среде обитания, из которой он получает все необходимое для удовлетворения своих потребностей в пище, воздухе, воде, материальных ресурсов и отдыхе.

Среда обитания -окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек - среда обитания», наиболее характерными являются системы «человек - природная средa», «человек - производственная среда», «человек - бытовая среда».

На начальных этапах развития человечества его средой обитания была только часть природной среды, в которой осуществлялась его жизнедеятельность.

По мере развития цивилизации, человек для обеспечения своих потребностей преобразовывал некоторую часть природной среды – распахивал и засевал поля, использовал землидля пастбищ, разводил сады и обустраивал парки, создавал искусственные водоемы (пруды,каналы). Трансформированная природная среда, агроценозы, требует периодических усилийчеловека для ее поддержанию т.к. искусственные экосистемы не способны к самоподдержанию; если человек их оставляет, то они либо деградируют и разрушаются, либо превращаются в объекты дикой природы. Эту часть среды обитания человека принято называть квазиприродной средой.

Материальная искусственная среда, созданная человеком, в состав которой входят всездания и постройки, инженерные сооружения, оборудование, технические средства, различные средства производства и потребления в сочетании с элементами квазиприродной средыпредставляет собой артеприродную (техногенную) среду. Этот вид среды требует постоянных усилий человека для ее поддержания, она не обладает свойством самоподдержания исаморегуляции.

Среда, в которой формируются и удовлетворяются психологические, социальные и экономические потребности человека называется социальной средой. Она представляет собойопределенным образом организованную совокупность связей людей – от семьи до этноса илигосударственного общества.

На стыке социальной и техногенной среды находится селитебная среда, т.е. среда жилищ и населенных пунктов, а также производственная среда – среда рабочих мест и окружения производственных объектов.

Исходя из вышесказанного, структуру среды обитания современного человека можнопредставить в следующем виде:

Структура среды обитания человека

Среда обитания современного человека рассматривается как чрезвычайно сложная структура, включающая в себя 4 неразрывно связанные подсистемы:

1. СОБСТВЕННО ПРИРОДНАЯ СРЕДА. Это компоненты живой и неживой природы, которые, хотя и претерпели изменения, связанные с деятельностью людей, но способны к самовоспроизводству без участия человека.

2. КВАЗИ ПРИРОДНАЯ СРЕДА. Это компоненты живой и неживой природы, преобразованные людьми так, что не способны к самовоспроизводству без участия человека, хотя и представляют собой элементы, характерные для естественной природной среды. К ней относят сельскохозяйственные угодья, парковые зоны и т. п.

3. ИСКУССТВЕННАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА. Это весь материальный мир, созданный человеком и не имеющий аналогов в первых двух подсистемах (промышленные предприятия, машины, здания и т. д.).

4. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА или культурно-психологический климат, создаваемый для отдельного человека социальными группами или человечеством в целом.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования. Селитебная среда включает среду жилищ и населенных пунктов.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.



Техносфера - среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучшего ее соответствия социально-экономическим потребностям человека.

Биосфера - область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

По определению к техносфере относится все, что создано человеком, - производственная, городская, бытовая среды, лечебно-профилактическая, культурно-просветительная зоны и т.п.

Почти 700 тыс. лет человечество пребывало в непосредственном контакте с биосферой Земли, которая всегда являлась и является экраном, защищающим его от воздействия космического излучения.

В биосфере зародилась жизнь и сформировался человек, но она негативно влияла на человека и влияет сейчас в результате проявления ряда естественных факторов (повышенная и низкая температура воздуха, атмосферные осадки, стихийные явления и т.п.). Поэтому для защиты от неблагоприятных воздействий биосферы и достижения ряда иных целей человек был вынужден создать техносферу.

Создание техносферы - длительный процесс, обусловленный эволюционным развитием человека и среды его обитания. Начало активного создания техносферы приходится на середину XIX в.

Современную структуру Вселенной можно представить в виде четырех взаимодействующих систем, схематически показанных на рис.

Современная схема взаимодействия человека со средой обитания

Интенсивный рост численности населения Земли и его урбанизация способствовали развитию многих процессов в экономике и прежде всего росту промышленного и сельскохозяйственного производств, энергетики, увеличению численности и видов транспортных средств, повышению производительности и энерговооруженности человеческой деятельности.

Урбанизация - переселение людей на постоянное проживание из сельской местности в города главным образом с целью их широкого привлечения к промышленному производству и с иными целями.

Таким образом, эволюция человечества, развитие промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и ряд других обстоятельств способствовали созданию в современном мире среды обитания нового типа - техносферы, в которой проживает и трудится все урбанизированное население, представляющее собой большую часть жителей нашей планеты.

Реальность современной жизни такова, что созданная руками человека техносфера, призванная максимально защищать его от естественных опасностей, в результате сама стала основным источником опасностей на Земле. Происходящие в ней процессы приводят не только к людским жертвам, но и к уничтожению природной среды, ее глобальной деградации, что в свою очередь может вызывать необратимые генетические изменения у людей.

Создание и опыт развития техносферы в XX в. во многом свидетельствует о том, что формирование качественной техносферы невозможно без знания и учета механизмов возникновения в ней различных опасностей, воздействующих на человека и природу, и выработки действий для смятения (или полного устранения) причин возникновения этих опасностей. Очевидно, что создание качественной техносферы возможно лишь в том случае, если человек на всех этапах деятельности будет постоянно нацелен на разработку и совершенствование техники, технологий и жизненного пространства, не приносящих ущерба природе и его здоровью. В связи с этим весьма актуальной задачей мирового сообщества, государств, общественных объединений и каждого человека становится осуществление постоянных и эффективных усилий по противодействию техногенным и природным опасностям, и прежде всего по устранению причин их возникновения.

Классификация опасностей

В зависимости от признака, положенного в основу классификации, все опасности можноразделить на следующие типы:

Признак классификации Вид (класс)
По видам источников опасности Естественные Техногенные Антропогенные
По видам потоков в жизненном пространстве Материальные Энергетические Информационные
По величине потоков в жизненном пространстве Допустимые Предельно допустимые Опасные Чрезвычайно опасные
По моменту возникновения опасности Прогнозируемые Спонтанные
По длительности воздействия опасности Постоянные Переменные, периодические Кратковременные
По объектам негативного воздействия Действующие на человека Действующие на природную среду Действующие на материальные ресурсы Комплексного воздействия
По количеству людей, подверженных опасному воздействию Личные Групповые (коллективные) Массовые
По размерам зоны воздействия Локальные Региональные Межрегиональные Глобальные
По видам зон воздействия Действующие в помещении Действующие на территориях
По способности человека идентифицировать опасности органамичувств Ощущаемые Неощущаемые
По виду негативного воздействия на человека Вредные Травмоопасные Вызывающие летальный исход
По вероятности воздействия на человека и среду обитания Потенциальные Реальные Реализованные

Естественные опасности подразделяются на повседневные и стихийные бедствия. Первые обусловлены климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Вторые проявляются в результатеразличных масштабных природных процессов, происходящих в недрах планеты, атмосфере,в океане (извержение вулканов, землетрясение, ураган, тайфун, наводнение и др.).

Человек, используя и преобразуя окружающую среду для обеспечения своих потребностей, непрерывно генерирует в среде обитания техногенные и антропогенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения, вещества ит.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

При оценке опасностей следует реально оценивать вероятность их реализации. Иначе внекоторых случаях возникает опасность появления фобий, т.е. необоснованного страха,например радиофобия. В связи с этим различают опасности потенциальные, реальные и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, онасуществует в конкретном пространственно-временном промежутке.

Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и/илисреду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям.

Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие - событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущербалюдским, природным и материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) - событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные ресурсы и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей,при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью илипропажей без вести людей.

Стихийное бедствие - происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле иприведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровью для группы людей, наноситсяматериальный ущерб населению и экономике, деградирует природная сфера.

Для количественной оценки опасности пользуются понятием риска, который характеризует вероятность реализации опасности. Величина риска может быть определена на основе статистических данных или теоретических исследований. Для расчета на базе статистики используют формулу:

R = (N _ / N) ≤ R доп. ,

где N _ –- число негативных исходов (заболеваний, несчастных случаев, аварий и т.п.) за определенный период времени (год, сутки, смена); N – общее число событий, людей; R доп. допустимый рискмеждународной практике для техногенных опасностей принято считать R доп. = 10 -7 – 10 -6).