Российское избирательное законодательство

От 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

11) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных комиссий, порядка хранения и передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения избирательных документов;

12) контролирует соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов выборов;

13) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации;

15) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий в данном субъекте Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

16) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании;

17) осуществляет контроль за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации на территории субъекта Российской Федерации;

18) осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств иных избирательных фондов кандидата, указанного в пункте 10 статьи 58 настоящего Федерального закона, и еженедельно представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения о поступлении и расходовании этих фондов;

19) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 21. Полномочия территориальной избирательной комиссии

Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 года №19-ФЗ
"О выборах Президента Российской Федерации"

О документе

Опубликование документа

1.1. Принципов избирательного права

Понятие избирательного праваупотребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным. 4

Понятие «избирательное право» носит собирательный характер. В Российской Федерации оно включают в себя, по существу, четыре различные подсистемы, устанавливающие порядок избрания гражданами соответствующих органов государственной власти:

1. Президента РФ;

2. Депутатов Государственной Думы;

3. Депутатов законодательных органов субъектов РФ;

4. Органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.

Список источников и литературы

Источники

Нормативно-правовые акты

    Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237 – Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445.

    Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. N 51 ст. 6270 – Собрание законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 52 (часть I) ст. 6985.

Литература

    Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы / С.А. Авакьян. М.: Рос. юрид. изд. дом, 1996. 359 с.

    Большаков С. В. Правовое регулирование участия средств массовой информации в избирательном процессе: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М., 2002. 28 с.

    Большаков С.В. Избирательные информационные правоотношения / С.В. Большаков // Право и власть. 2002. №2. С.100-106.

    Бондарь Н. С. Конституционная ценность избирательных прав граждан России / Н. С. Бондарь, А. А. Джагарян. М.: Формула права, 2005. 334 с.

    Веденеев Ю.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность / Ю.А. Веденеев // Государство и право. 1995. №7. С. 19-28.

Электронные ресурсы

    http://www.cikrf.ru/ - Официальный сайт Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации.

    http://www.duma.gov.ru/ - Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации.

    http://www.rg.ru/ - «Российская газета».

Оформление письменных работ Параметры и требования к оформлению текста

Текст выпускной квалификационной работы может быть только машинописным.

Письменные работы выполняются на белых листах односортной бумаги формата А4, размер шрифта 3,5 мм (кегль 14), через 1,5 интервала с полями вокруг текста. Размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Поля слева оставляют для переплета, справа – для избегания неправильных переносов слов. При таких полях каждая страница должна содержать около 1800 знаков (29–30 строк, по 60 знаков в строке, включая знаки препинания).

Каждая страница должна быть пронумерована. Первым считается титульный лист, вторым – оглавление, но номера страниц на титульном листе не ставятся. Номера страниц указывают в правом нижнем поле страницы.

Каждая новая глава начинается с новой страницы, как и основные структурные части: введение, заключение, список источников и литературы, приложения.

Расстояние между заголовком и последующим текстом равно трем интервалам, как и расстояние между заголовком главы и параграфа. Заголовки пишутся по центру, точка в конце заголовка не ставится (!) . Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается. Желательно все заголовки и подзаголовки выделять жирным шрифтом, отличным от шрифта основного текста.

Начала абзацев пишутся с красной строки (от общей линии строки 1,25 мм), используя кнопку «Tab».

Таблицы, рисунки, диаграммы, графики, фотографии, схемы могут быть размещены и в основном тексте, и в приложении в случае значительного их объема. Фотографии наклеиваются на стандартные листы формата А4. Подписи и пояснения к фотографиям, таблицам, схемам и т.п. должны быть приведены под ними на лицевой стороне.

Граждане РФ наделены большим количеством прав в отношении выбора органов власти, формирования состава структур местного самоуправления и даже внесения изменений в Конституцию страны. С точки зрения содержания законов, регулирующих выборы в России, наша страна - одна из наиболее демократических в мире. Конечно, нам далеко до Швейцарии с ее прямой демократией, но государство дает россиянам все ресурсы для полноценного народного управления страной.

Что такое избирательное право

Избирательное право - это система законов, регулирующих то, как должны проводиться выборы в различного уровня органы власти, либо как таковое право граждан страны или города участвовать в выборном процессе на правах голосующего или же в статусе кандидата. В обоих значениях избирательное право может касаться, к примеру, выборов в Госдуму, выборов президента России, региональных и муниципальных руководителей.

Трактовка термина «избирательное право», связанная с участием граждан в выборах, подразумевает пассивный его вид и активный. Первый - это когда человек становится кандидатом на некую управленческую или политическую должность. Второй - когда выбирает сам. Иногда подобную классификацию называют делением на когда человек выбирает кого-то, и субъективное, когда он становится кандидатом. Ключевой признак любого права - наличие ограничений для одних лиц и отсутствие таковых для других. Так и в случае с избирательным правом: не все граждане и не все лица, имеющие физический доступ к выборам, наделены возможностью голосовать или быть кандидатами.

Основы избирательного права в России

Главы муниципальных образований, субъектов федерации, депутаты советов и Госдумы, мэры, президент России - все они выбираются (если какие-либо федеральные и региональные законы при отсутствии противоречий с другими актами не допускают иного) гражданами на основе всеобщих, равных и свободных выборов при соблюдении тайны голосования. Избирательное право в РФ базируется на специфическом законодательстве, которое подразделяют на несколько уровней. Это федеральные законы (ФЗ) об избирательном праве, региональные и муниципальные акты.

Выборы в России всеобщие, то есть любой гражданин наделен правом избирать и быть избранным. Некоторый ценз есть, но он имеет вполне разумную основу: голосовать (то есть использовать активное или субъективное избирательное право) могут только совершеннолетние граждане (старше 18 лет), быть кандидатами (использовать пассивное или объективное право) - лица, которым исполнился 21 год. Законами не разрешается голосовать и быть избранными гражданам, признанным в судебном порядке недееспособными, а также отбывающим наказание в местах лишения свободы. Всеобщность права в России означает, что гражданин, которому компетентные органы отказали в допуске к выборам, может обжаловать это в суде и рассчитывать на получение ответа не позднее, чем через два дня.

Главные источники избирательного права в России

Избирательное право - это явление, опирающееся на законы. Ключевыми для России являются следующие. Во-первых, это Конституция РФ, главный закон страны. Во-вторых, это ФЗ «О референдуме», регулирующий механизмы общенационального волеизъявления по вопросам, связанным со статусом всей страны. В-третьих, это федеральные законы, которые регламентируют выборы в органы власти, а также разъясняют ключевые положения избирательного права граждан России. В числе таковых федеральный закон «О выборах Президента», «Об обеспечении РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В-четвертых, к источникам избирательного права в России относятся локальные акты исполнительных лиц, возглавляющих региональные органы власти и муниципалитеты. Иногда реализация избирательного права становится прерогативой Госдумы и Центризбиркома, которые при необходимости выносят актуальные постановления.

Избирательные права россиян

Гарантии избирательных прав граждан в современных государствах приобретают характер системы, подконтрольной ряду специфических законов. Они определяют порядок, в соответствии с которым происходит выбор должностных лиц либо политических организаций для представительства интересов граждан в различных органах власти. Есть отдельный закон, регулирующий эти демократические процедуры - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В числе важнейших, практически значимых и нужных гражданам гарантий юристы отмечают следующие. Во-первых, это политические гарантии. Они связаны с многообразием идеологий, равенством людей, объединенных общностью интересов перед законом, свободой агитации, привлечением независимых наблюдателей. Во-вторых, это материальные гарантии избирательных прав: расходы на проведение выборов разных уровней возлагаются на бюджет страны, региона или муниципалитета. В-третьих, это собственно правовые гарантии, призванные обеспечить легитимность выборов. Граждане в соответствии с этими гарантиями могут обжаловать действия разных должностных лиц, участвующих в организации голосования и подсчетах результатов.

в России

Избирательное право - это своего рода механизм. Устойчивость его работы предполагает следование некоторым стандартам. В числе таковых, например, формат избирательных систем. В России их два - мажоритарный и пропорциональный. В рамках первого выборы проводятся по одномандатным либо многомандатным округам. Итоги голосования подсчитываются, исходя из большинства голосов, отданных за кандидата или кандидатов. Может применяться правило абсолютного большинства, когда для победы кандидату нужно набрать более 50% голосов, или относительного, когда выигрывает тот, кто получает хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат - это когда избиратели голосуют за списки кандидатов, формируемые политическими объединениями (партиями или блоками). характерна для выборов президента России, глав субъектов федерации, мэров. Пропорциональный формат применяется при выборах в Госдуму или локальные представительные органы власти. Однако в некоторых регионах есть прецеденты избрания депутатов в органы местного самоуправления и по мажоритарной системе.

Конкретные форматы избирательных систем устанавливаются законами разного уровня. Если речь идет о выборах президента или депутатов Госдумы, то здесь применяются нормы федерального уровня. В свою очередь при выборах, проводимых в субъектах РФ, в муниципалитетах на первый план выходят локальные нормы законодательства, но только в том случае, если они не противоречат федеральным законам и Конституции страны. Любые законы, касающиеся регулирования процедур проведения выборов, должны соответствовать ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», о котором говорилось выше.

Кто и как меняет Конституцию

Как было сказано выше, Конституция РФ - это главный закон страны. Все нижестоящие обязаны ему соответствовать. Конституция может быть пересмотрена частично (только в 1, 2, и 9 главах), в нее могут вноситься поправки (с 3-8 главы).

Кто наделен полномочиями вносить предложения о поправках в текст Конституции или о пересмотре отдельных ее частей? Этим правом обладает множество органов власти: президент, Госдума, Совет Федерации, Правительство России, представительные органы регионов. Конкретный ход пересмотра частей Конституции будет зависеть от того, какой именно орган власти проявил инициативу. Факт: непосредственное участие в изменении Конституции страны могут принимать сами граждане.

Например, если более 60% голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы высказались за пересмотр положений Конституции, то сразу же созывается Конституционное Собрание. Его участники могут принять одно из двух решений: оставить главный закон страны без изменений либо разработать новый проект. И здесь-то к процессу могут подключиться граждане России. Если две трети состава не смогут определиться с решением, то это предлагается сделать россиянам. Для принятия нового проекта Конституции нужно, чтобы «за» проголосовало более половины граждан, а явка превысила 50%. Избирательное право в РФ - это также и возможность жителей страны принимать или менять основной закон.

Другой пример - рассмотрение законопроекта о внесении в Конституцию поправок в главы с 3 по 8 Госдумой. Это происходит в трех чтениях, что очень похоже на процедуру принятия федеральных законов. Одобрить поправки должно не менее двух третей депутатов. После прохождения трех чтений законопроект переходит на обсуждение в Совет Федерации и там проголосовать «за» должны три четверти членов. Если это происходит, то законопроект публикуется в официальных изданиях, и с ним могут ознакомиться граждане. Одновременно он направляется в представительные органы субъектов Федерации. Чтобы законопроект стал полноценным законом, нужно, чтобы две трети региональных органов власти одобрили его. Если и это происходит, акт направляется на подписание президенту России.

Выборы в Госдуму

Российская система избирательного права подразумевает несколько разных Один них - избрание депутатов нижней палаты Парламента России (Государственной Думы). Эта процедура регулируется ФЗ «О выборах депутатов». Согласно данному акту, депутаты Госдумы избираются гражданами при соблюдении тайного голосования. В нижнюю палату Парламента всегда избирается 450 депутатов. Выбор происходит на федеральном уровне пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов от партий. То есть нельзя проголосовать за конкретного человека, а только за политическое объединение, в котором он зарегистрирован. Получив такой-то процент голосов, партия получает пропорциональное от числа 450 количество мест в Госдуме.

Выбирать депутатов могут граждане России, которым исполнилось 18 лет. Также совершеннолетние россияне могут участвовать в формировании партийных списков кандидатов, агитировать, наблюдать за тем, как идут выборы, как работают избиркомы (в том числе осуществляя контроль над подсчетом результатов). Граждане, которым исполнился 21 год, могут сами попробовать себя в качестве кандидатов на выборах в Госдуму.

Выборы депутатов нижней палаты Парламента назначаются президентом страны. Глава государства должен дать добро не позднее, чем за 90 дней до даты голосования (первое воскресенье того месяца, когда истек срок полномочий Госдумы текущего созыва).

Важнейшую, если не ключевую роль в выборах депутатов Госдумы играют избирательные комиссии. Они реализуют ход голосования на локальных участках - в городах и селах. При выборах в Госдуму любая партия может привлекать в избиркомы своих представителей. Их трое: член комиссии с правом решающего голоса, лицо, уполномоченное давать совещательный голос, наблюдатель. Каждый из них наделен определенным кругом функций. Права члена избирательной комиссии закреплены законом. Посмотрим, что может, к примеру, наблюдатель. Во-первых, он следит за корректностью подсчета голосов. Во-вторых, он вправе рассматривать бюллетени на предмет их целостности, правильности отметок «за» или «против». Он может наблюдать за корректностью составления протокола, отражающего итоги голосования, знакомиться с другими документами, относящимися к выборам.

Что такое прямая демократия

Есть такое явление - прямое избирательное право. Оно представляет собой процедуру, когда законы принимает не представительный орган (Совет или Дума), а сами жители страны или политического образования. Методы здесь могут быть разные: съезды, форумы и т.п. Исторически прямая демократия предшествовала представительной. Эта форма управления государства практиковалась во времена античных цивилизаций, в (в том числе на Руси в виде народного вече).

Сейчас прямая демократия встречается разве что на уровне небольших коллективов (скажем, при выборе старосты в университетской группе). Есть элементы прямого народного правления и в некоторых муниципалитетах, например, в израильских кибуцах, в швейцарских кантонах (плюс в рамках проходящих в Швейцарии национальных референдумов).

Пример прямой демократии в Швейцарии

Рассмотрим швейцарскую модель прямой демократии. Вот пример, когда гарантированное институтами прямой демократии избирательное право - это инструмент влияния на национальную политику. Недавно в стране проводился референдум, где решался вопрос об ужесточении иммиграционной политики. За то, чтобы принять более строгие законы, проголосовало 78,8% швейцарцев. В итоге осенью 2015 года потенциальным мигрантам будет сложнее натурализоваться в этой европейской стране: будут, например, созданы особые лагеря для проверки личностей беженцев. по признанию ряда аналитиков, показал остальному миру, насколько эффективна и близка народу, его настроениям прямая демократия, а также то, насколько широкими могут быть избирательные права граждан.

История швейцарского народовластия, как считает большинство историков, берет отсчет с XVI века. Тогда появились органы самоуправления под названием «ландсгемайнде», контролировавшие жизнь местных общин. Право голоса имели только мужчины, обладающие правом носить с собой оружие. Следующий шаг к появлению прямой швейцарской демократии - первый референдум, состоявшийся в мае 1802 года. Тогда была утверждена конституция Гельветической республики.

Сейчас любой гражданин Швейцарии может, во-первых, голосовать, а во-вторых - инициировать общенациональное обсуждение того или иного законопроекта, внесение изменений в текущие акты, кодексы или даже Конституцию страны. Правда, понадобится собрать немалое количество подписей для того, чтобы инициатива была зарегистрирована. Конкретное их количество зависит от типов референдума. В Швейцарии их два - факультативный (для него нужно 50 тысяч подписей) и обязательный (100 000 подписей).

Такое различие объясняется просто: факультативный референдум - это обычно процесс против принятого парламентским путем закона, то есть для инициирования факультативного референдума должны возникнуть определенные условия, а обязательный референдум - это процесс «с чистого листа», для которого соблюдения особых условий не требуется.

Выборы президента России

Россия, как считают многие эксперты - президентская республика. То есть должность главы государства здесь не номинальна (как, например, в ФРГ), президент де-юре и де-факто сосредотачивает в своих руках огромные властные полномочия, и потому российское избирательное право наделяет процедуру выбора главы государства рядом особых признаков, отличающих данный процесс от избрания, скажем, депутатов Госдумы.

Закон о выборах гласит, что президентом России не может стать гражданин моложе 35 лет (в случае с выборами в Госдуму возрастной ценз - 21 год). Это обусловлено особой ролью и высокой ответственностью избираемого главы государства. Также кандидат на должность президента России должен не менее десяти лет прожить в своей стране. Касательно этого ценза есть две трактовки. Одни юристы уверены, что десять лет проживания можно получить, суммируя разные периоды нахождения в России. Другие полагают, что надо жить непрерывно.

Если на выборах в Госдуму одна и та же партия может занимать хоть все 450 мест сколько угодно раз подряд, то президентом России можно стать только два раза кряду. Есть мнение, что ограниченное количество переизбраний главы государства может воспрепятствовать авторитаризму. Смена личностей на должности президента, как полагают некоторые политологи, - условие мирного, законного поведения оппозиции, у которой всегда есть шанс выставить на выборах своего кандидата и победить. В противном случае оппозиция может устроить государственный переворот. Конституция России позволяет одному и тому же человеку занимать президентский пост трижды, четырежды и большее количество раз, но только не дважды подряд.

Выборы главы российского государства назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 120 дней до даты голосования. Так же как и в случае с выборами депутатов Госдумы, голосование происходит в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий президента. К слову, Совет Федерации может и не назначить выборы, но они будут проведены во второе или третье воскресенье месяца, в котором граждане выбирали президента в прошлый раз.

Выборы главы государства в России могут быть признаны несостоявшимися в нескольких случаях. Во-первых, если на участки пришло менее половины от избирателей. Во-вторых, если Центризбирком выявил большой процент нарушений при подсчете голосов. В-третьих, выборы аннулируются, если более чем на 25% участков итоги голосования недействительны.

Президент России может быть избран в первом туре, если наберет более 50% голосов избирателей. Если этого не происходит, то назначается второй тур, в котором достаточно набрать простое большинство голосов.

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме.

В 1993 г. нормы избирательного права регулировались посредством указов Президента России. Смешанная избирательная система выборов депутатов Государственной Думы появилась именно в этот период.

Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. положило начало обновлению всей российской правовой системы. Переход к новым демократическим институтам народовластия потребовал разработки нормативно-правовой базы проведения референдума и свободных выборов - высших непосредственных форм осуществления народом своей власти. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Статья 32 Конституции России предоставляет гражданам Российской Федерации «право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме… Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

В соответствии с действующим законодательством выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Законодательно установлены предельные суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата в президенты, политической партии, порядок проведения предвыборной агитации и т.д.



В результате обобщения и анализа опыта избирательных кампаний была разработала комплексная программа совершенствования и развития законодательства о выборах, которая была полностью реализована путем разработки и принятия соответствующих федеральных законов. Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях» заложил основы современной партийной системы Российской Федерации, установил требования к политическим партиям и обеспечил им статус основных участников избирательного процесса.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принципиально усовершенствовал правовую базу выборов и референдумов. Ряд статей этого закона касается повышения роли партий в избирательном процессе. Введена пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении не менее половины депутатских мандатов. Воздвигнуты дополнительные преграды на пути злоупотребления так называемым административным ресурсом. Существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий в целях повышения независимости от органов власти и должностных лиц. Положения закона направлены на совершенствование избирательной системы Российской Федерации в целом: сокращены сроки федеральных избирательных кампаний, уточнены понятия «предвыборная агитация» и «информационная деятельность», закреплен только судебный порядок отмены регистрации кандидата, раскрывается понятие «фальсификация итогов голосования» и предусматривается уголовная ответственность за это деяние.

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях были разработаны и приняты качественно новые законодательные акты - Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающие дополнительные меры по организации ведения общественного контроля за подведением итогов голосования, в том числе через открытую публикацию итогов голосования со всех избирательных участков в сети Интернет. Формирование Совета Федерации определяется Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» определил порядок формирования местных органов власти.

Избирательным законодательством предусмотрено, что для автоматизации информационных процессов при подготовке и проведении выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий может применяться Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» . Для урегулирования порядка применения этой системы был разработан Федеральный закон от 10 января 2003 года «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают в себя:

Персональные данные об избирателях, участниках референдума, о выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума;

Картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального и регионального уровней, о территориальном устройстве муниципальных образований, используемую при подготовке и проведении выборов и референдума;

Информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

Информацию о нормативных правовых актах о выборах и референдуме.

Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум, порядок проведения которого определяется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации». В современной России проводились общенациональные референдумы о введении поста президента (1991), о доверии президенту и Верховному Совету РСФСР (1993), о принятии Конституции (1993).

Порядок проведения выборов Президента Российской Федерации в принципе определен двумя Федеральными Законами, которые действуют с 1994 года: Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» и Законом «О выборах Президента Российской Федерации». Помимо этого отдельные компоненты избирательного процесса находятся в сфере действия и ряда других федеральных законов. К таким законам относится, например, Закон «О средствах массовой информации», который непосредственным образом регулирует некоторые вопросы освещения предвыборной борьбы и доступа кандидатов к средствам массовой информации. Положения Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают санкции по ряду нарушений избирательного процесса. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает санкции и наказания в отношении должностных лиц, ответственных за обеспечение различных аспектов избирательного процесса.

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

20 декабря 1993 года российский Президент Борис Ельцин издал указ N2227 «Об учреждении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в качестве постоянно действующего государственного органа, уполномоченного разрабатывать федеральное законодательство по организации и проведению выборов». После проведения консультаций с законодателями и политиками, а также с ведущими учеными, члены Центральной избирательной комиссии пришли к общему мнению, что в качестве первого шага необходимо принять усилия по созданию основополагающего закона, в котором были бы изложены основные принципы демократического общества и перечислены права граждан. Как только такой закон будет принят, полагали члены Центральной избирательной комиссии, он станет как бы рамочным документом для разработки всех последующих законов о выборах, проводимых на всех уровнях государственной власти. При разработке проекта такого основополагающего закона по выборам, члены специально созданной Рабочей группы Центральной избирательной комиссии обратились за рекомендациями и соображениями к региональным избирательным инстанциям, парламентариям и представителям исполнительной власти. Свои подробные соображения и пожелания по проекту закона высказали около 25 региональных избирательных комиссий. Политические партии также имели возможность высказать свои рекомендации по этому вопросу. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» был утвержден Государственной Думой 26 октября 1994 года, одобрен Советом Федерации 15 ноября 1994 года и подписан Президентом Российской Федерации 6 декабря 1994 года. Как и задумывалось, данный Закон, являющийся уникальным для государства, которое недавно было известно как Советский Союз, действительно создал базу для конкретизации полномочий, прав, обязанностей и процедур, определенных в последующих законах о выборах в исполнительные и законодательные органы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» содержит основополагающие принципы, на которых построены все другие законы, определяющие порядок проведения различных выборов. В частности, данный Закон гарантирует следующие основные права граждан при проведении выборов.

Народ Российской Федерации имеет право на самоуправление, и законность власти зависит от свободного волеизъявления голосующих граждан.
- Положения данного Закона относятся ко всем выборам на всех уровнях государственной власти на всей территории Российской Федерации (хотя представительные органы субъектов Российской Федерации вправе издавать свои законы, предусматривающие дополнительные избирательные права).
- Избирательные объединения (политические партии) и избирательные блоки (коалиции политических партий) признаются в качестве полноправных элементов общественно-политической системы Российской Федерации.
- Граждане имеют право на участие во всеобщих, прямых и равных выборах при тайном голосовании.
- Граждане имеют право избирать и быть избранными независимо от половой и расовой принадлежности, национальности, происхождения, языка, вероисповедания, принадлежности к общественному объединению, места жительства, имущественному и должностному положению.
- Независимые избирательные комиссии создаются и наделяются полномочиями для исполнения федерального законодательства на федеральном, региональном, окружном, территориальном и участковом уровне. Согласно положениям Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», соответствующие избирательные комиссии (Центральная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, окружная, территориальная и участковая избирательные комиссии) призваны выполнять свои функции в атмосфере открытости и гласности.
- В соответствии с действующим избирательным законодательством, кандидатам гарантируются равные условия для проведения предвыборной агитации, равноправный доступ к средствам массовой информации и общественным местам для проведения агитационных мероприятий.

Помимо этих основных гарантий, Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» также содержит ключевые процедурные положения, на которых базируются все последующие законы о выборах.

Закон определяет порядок составления избирательных списков и предписывает местным властям участвовать в подготовке и обновлении этих документов. Закон также защищает право избирателя быть внесенным в список избирателей и право обжаловать решения, ошибки и упущения, которые ущемляют его избирательное право.
- Местные власти уполномочены создавать избирательные округа с учетом того, что по количеству избирателей расхождение не превышало 10%. (Для отдаленных районов допускается расхождение в пределах 15%.)
- Местные власти также наделены полномочиями формировать избирательные участки, которые вправе обслуживать не более 3 000 избирателей. Предусмотрены специальные положения для обеспечения голосования на военных объектах, в санаториях, домах отдыха и в отдаленных и труднодоступных районах.
- Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» определяет требования к членам Центральной избирательной комиссии, фиксирует их полномочия и предоставляет право предписывать процедуры регистрации избирателей, заполнения протоколов, а также порядок административно-технического обеспечения избирательных комиссий и отчетности по финансовой поддержке предвыборной агитации.
- Закон содержит ключевые положения о порядке голосования и работе избирательных комиссий. В частности, статьи Закона дают подробное описание процедуры голосования, порядка подсчета голосов избирателей и протоколирования итогов голосования, запрета голосовать от имени других лиц, правил, гарантирующих тайну голосования, а также мер по защите избирателя от незаконного влияния или вмешательства при голосовании.
- Положения Закона фиксируют права граждан и участников выборов обжаловать решения, действия (бездействия) избирательных комиссий, а также предписывают процедуру оформления такого рода жалоб и заявлений.
- В общих чертах определен порядок выдвижения и регистрации кандидатов избирательными объединениями и блоками, включая требование для избирательных объединений и блоков выдвигать своих кандидатов тайным голосованием, а также процедуру прямого выдвижения, если кандидат выдвигается непосредственно избирателями.
- Закон в общих чертах определяет нормы и правила финансового обеспечения предвыборной агитации, которое включает использование средств из федерального бюджета и частных пожертвований.
- Определены основные права кандидатов, избирательных и общественных объединений, международных наблюдателей по наблюдению за голосованием, подсчетом голосов и протоколированием итогов голосования.
- Закон требует опубликования результатов выборов в течение трех месяцев после дня выборов и сохранения избирательных материалов по крайней мере в течение одного года. Закон также гарантирует гражданам и участникам выборов возможность ознакомления с результатами выборов и избирательными документами.

Федеральное законодательство о выборах Президента Российской Федерации

Первоначальный проект Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации» был принят Государственной Думой 12 апреля 1995 года. Отклонив проект закона один раз, Совет Федерации все же утвердил его 4 мая 1995 года, а 13 дней спустя Президент Ельцин подписал этот Закон. Основной вопрос спора между законодателями и Президентом состоял в количестве подписей избирателей, которые необходимо собрать для того, чтобы быть выдвинутым в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации. Администрация Президента настаивала на более высоком пороге в 2 млн. подписей, в то время как некоторые фракции в Государственной Думе предлагали установить потолок на уровне 500 тыс. подписей. Компромиссное решение было найдено Согласительной комиссией, установившей пределнауровне 1 млн. подписей избирателей. Действующий Закон трудно сравнивать с соответствующим Законом 1991 года, так как на предыдущих выборах в России, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика была частью Советского Союза, выбирался не глава единого государства, а глава республики. Более того, в новом Законе «О выборах Президента Российской Федерации» в значительно большей степени детализированы порядок и правила подготовки и проведения голосования. В то время как в предшествующем Законе было всего лишь 17 статей, новый Закон содержит 62 статьи.

В данном отчете самым внимательным образом будут рассмотрены конкретные положения Закона «О выборах Президента Российской Федерации». Начнем мы с обсуждения общих вопросов, определяющих принципиальные условия проведения президентских выборов.

Право избирать и быть избранным

Первая статья Закона «О выборах Президента Российской Федерации» гласит, что Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Граждане в данном случае, согласно статьям 3 и 24 Закона, должны быть гражданами Российской Федерации, достигшими на день выборов 18 лет. Граждане, признанные по решению суда недееспособными или отбывающими срок наказания в местах лишения свободы, не участвуют в выборах. Граждане, находящиеся в местах предварительного заключения и ожидающие решения суда, имеют право голоса. Предусмотрены специальные условия голосования для военнослужащих и членов их семей, находящихся в труднодоступных и удаленных районах, избирателей, находящихся вне пределов Российской Федерации, а также для избирателей в домах отдыха, санаториях, госпиталях или больницах.

Президентом Российской Федерации может быть избран любой гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не имеют право быть избранным Президентом Российской Федерации граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В предыдущем Законе содержалось верхнее возрастное ограничение для кандидатов в Президенты. Граждане старше 65 лет были не вправе выдвигаться кандидатами на должность Президента Республики. Несмотря на настойчивые попытки сохранить это ограничение в новом Законе, оно было снято. В соответствии с новой российской Конституцией, Закон «О выборах Президента Российской Федерации» требует, чтобы кандидат в Президенты на момент выдвижения проживал в Российской Федерации не менее 10 лет.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации и Закону «О выборах Президента Российской Федерации», Президент избирается сроком на 4 года.

Назначение выборов Президента Российской Федерации

Статья 4 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» гласит, что выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации. Закон 1991 года не предписывал порядка передачи власти. Новый Закон «О выборах Президента Российской Федерации» в этом отношении содержит недостаточные положения. В соответствии со статьей 92 Конституции Российской Федерации, победивший на выборах Президент вступает в должность с момента принятия присяги и пребывает в должности до истечения срока, то есть до момента принятия присяги вновь избранным Президентом. Статья 4 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» не совсем ясна и, пожалуй, некоторым образом расходится с соответствующим конституционным положением, так как днем выборов она определяет первое воскресенье «после истечения конституционного срока», на который был избран Президент Российской Федерации. Несмотря на такую нечеткую формулировку, Закон «О выборах Президента Российской Федерации» однозначно предписывает, что срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. Выборы 1996 года были назначены на 16 июня.

При прекращении Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации на последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. В этом случае все установленные Законом избирательные сроки сокращаются на одну чет верть. При прекращении Президентом исполнения своих полномочий вследствие добровольной отставки, по болезни или по причине отрешения от должности статья 92 Конституции Российской Федерации гласит, что в этих случаях обязанности Президента Российской Федерации временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации, а выборы назначаются на последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности, не назначит выборы Президента Российской Федерации, дату выборов объявляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Некоторые аналитики отмечают, что положения о досрочном прекращении исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации содержат серьезную правовую недоработку. В частности, вызывает опасение то обстоятельство, что Конституция не содержит никаких критериев физической неспособности Президента исполнять свои полномочия. Нет и положения, которое бы предписывало конкретной инстанции принимать окончательное решение, а также того, в какой форме это решение должно быть объявлено. В статье 92 не оговаривается и тот срок, в течение которого Председатель Правительства Российской Федерации вправе исполнять обязанности Президента до назначения новых выборов.

В дальнейших разделах данного отчета будут конкретным образом проанализированы положения Закона «О выборах Президента Российской Федерации». В отчете также будут предложены рекомендации, адресованные законодателям и должностным лицам, участвующим в работе по развитию правовой реформы и совершенствованию процедурных положений избирательного законодательства в России.