Стадии избирательного процесса составление списка. Основные стадии избирательного процесса

Избирательный процесс – урегулированная избирательным законодательством слаженная и последовательная деятельность участников избирательных правовых отношений, представленная в виде логически следующих друг за другом стадий (обязательных и факультативных).

Стадии избирательного процесса в РФ:

1. Назначение выборов (факультативная стадия – назначение повторных выборов). Осуществляется в установленные законом о конкретном виде выборов сроки, но не позднее чем за 65 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава избираемого органа (должностного лица). Выборы назначаются уполномоченным органом (должностным лицом) путем издания подзаконного правового акта индивидуального характера, подлежащего обязательному официальному опубликованию. Если уполномоченный орган (должностное лицо) по тем или иным причинам не назначил выборы, они назначаются соответствующей избирательной комиссией, если же и она не смогла это сделать – то соответствующим федеральным судом общей юрисдикции.

2. Подготовительная стадия: создание «избирательной инфраструктуры» – избирательных комиссий, округов и участков, составление и корректировка списков избирателей и пр.

3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов).

4. Предвыборная агитация. Осуществляется в агитационный период – со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) до дня, предшествующего дню голосования.

5. День перед выборами (агитация и некоторые другие избирательные действия запрещены).

6. Досрочное голосование – факультативная стадия. Досрочное голосование может проводиться только на муниципальных выборах, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.

7. Голосование. Должно быть проведено в определенный срок после назначения выборов. Голосование может происходить только в воскресный день. Участковая комиссия обеспечивает возможность голосования вне помещения для голосования (на дому).

12. Обработка итогов голосования, определение результатов выборов. Итоги голосования, на основании протоколов участковых комиссий, обрабатываются в соответствующих вышестоящих избирательных комиссиях, окончательные результаты выборов определяются соответствующей избирательной комиссией.

Структура, содержание и основные функции Конституции Российской Федерации.

Конституция - Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция устанавливает : 1) основные принципы устройства общества и государства;

2) наименования и полномочия органов государственной власти;

3) механизм осуществления государственной власти;

4) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Принято выделять юридическую , политическую и мировоззренческую (идеологическую) Функции.конституций .

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1-16 Конституции РФ); в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ);

г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Политическая , или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию - систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу. Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду. (В.Ч.)

Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные законы страны. Однако основной закон, может быть не только письменным, в этом случае говорят

о «неписаной » конституции (Великобритания).

Конституции могут быть :

1) в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения);

2) по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они

открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);

3) по способу изменения «гибкие » (они изменяются в том же упрощенном, порядке, что

и другие законы страны), «жесткие » (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные »);

4) по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).

5) классифицируются по порядке принятия. Различают а)откроированные(дарованные сверху) конституций---- например конституций монархов.

б)общепризнанные легитимные способы принятия конституций ----с помощью учредительного собрания и референдума.

60.Судебная власть: понятие и основные функции

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной власти осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

  • рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
  • рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
  • проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой.

Избирательное право и избирательный процесс тесно взаимосвязаны с политической сферой функционирования государства и общества. Если избирательное право предметно регламентирует определенные аспекты общественно-государственной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, то избирательный процесс, как форма реализации субъективного политического права, отражает технологию участия избирателей в осуществлении власти. В совокупности, они образуют политико-правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии.

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избирании выборного должного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий, как элементов избирательного процесса, может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов1.

Основными стадиями избирательного процесса являются:

1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);

2) образование избирательных округов, избирательных участков,

составление списков избирателей;

3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

4) предвыборная агитация;

При этом факультативными стадиями являются: проведение, в предусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов, новых выборов.

Таким образом, проведение выборов состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Все стадии избирательного процесса жестко регулируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить, чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки в развитии процесса1.

Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведение выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов регионального законодательного (представительного) органа государственной власти.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях» выборы в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления или выборы депутатов указанных органов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты. В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней; в органы государственной власти субъекта РФ - не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней; в органы местного самоуправления - не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Порядок назначения выборов в федеральные органы государственной власти включает в себя порядок назначения общих и досрочных выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ, которые определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами о выборах Президента, о выборах депутатов Государственной Думы.

В соответствии с Конституцией РФ выборы главы государства осуществляются наиболее демократическим путем – на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании1.

Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они назначаются и проводятся ЦИК РФ во третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах. При прекращении Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ (отставки, стойкой неспособности осуществлять свои полномочия или отрешения от должности)1, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней назначает досрочные выборы Президента, и днем голосования является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент.

Днем голосования является второе воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Исчисление срока начинается со дня ее избрания, а днем избрания является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Если Президент не назначит выборы в срок, то они назначаются и проводятся ЦИК в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. При роспуске Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов нового созыва, и днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекает три месяца со дня роспуска Государственной Думы. В случае если Президент, распустив Думу, не назначит выборы, то они проводятся ЦИК, и в этих двух последних случаях сроки осуществления избирательных действий сокращаются на четверть. Следует отметить, что избирательным законодательством предусмотрено, что голосование может быть назначено только на выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

Таким образом, при назначении выборов используются следующие основные механизмы: институт общих и досрочных выборов, общих и ротационных выборов; право проведения выборов избирательной комиссией в случае пропуска сроков их назначения; наличие в законодательстве фиксированной даты проведения выборов либо интервального срока со дня назначения выборов до дня их проведения; сокращенные сроки избирательных действий при проведении досрочных выборов; возможность совмещения выборов с федеральными и иными видами выборов; специфический институт в виде ротационных выборов части депутатского состава регионального законодательного (представительного) органа государственной власти.

Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков

Ключевая проблема при организации подготовки и проведения избирательных кампаний различного уровня - регистрация избирателей1. На основании количественных и персональных данных об избирателях в ходе избирательных кампаний формируются избирательные округа, избирательные участки, составляются списки избирателей.

Составление списков избирателей - сложная, ответственная и трудоемкая работа. Списки избирателей необходимы для того, чтобы идентифицировать личность избирателя при его явке на избирательный участок, обеспечить его избирательные права, допустив к участию в процедуре голосования, а также для защиты его прав от посягательств со стороны других лиц.

Работа по организации государственной системы регистрации избирателей возложена на ЦИК России и избирательные комиссии субъектов РФ.

Это вошло в законодательство о выборах Президента, депутатов Государственной Думы, а также в законы о выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Учитывая актуальность данной проблемы, ЦИК РФ были разработаны и направлены в соответствующие комитеты Государственной Думы предложения по вопросам организации регистрации (учета) избирателей в РФ. Они нашли свое отражение в статье 16 Федерального закона об основных гарантиях, в которой говорится, что регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Основанием для регистрации избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»1. Если избиратель проживает за границей, основанием для его регистрации (учета) как избирателя является факт его постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительных заграничных командировках, устанавливаемый дипломатическими, консульскими учреждениями РФ.

Данным федеральным законом установлено, что регистрация (учет) избирателей, осуществляется главой муниципального образования (в случае если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления), командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения РФ по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Регистрация (учет) избирателей осуществляется в порядке, установленном Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, которое утверждается ЦИК России.

Выполняя требования федерального законодательства, ЦИК РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ разработала Положение о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в РФ, которое было утверждено 6 ноября 1997 года Постановлением ЦИК РФ № 134/973-111.

Основная цель создания Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в РФ - обеспечить гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ при составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, а также при совершении других действий, связанных с подготовкой и проведением выборов всех уровней.

Таким образом, на основании этих сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей. Составление списков избирателей является одним из важнейших мероприятий по обеспечению успешного проведения выборов.

Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом об основных гарантиях, иными федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Гражданин РФ включается в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя. Первый экземпляр списка избирателей подписывается председателем и секретарем комиссии, составившей список, который заверяется печатями соответственно территориальной комиссии (окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования) и участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяется комиссией, организующей выборы. Соответствующая территориальная комиссия (окружная, комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям списки избирателей не позднее, чем за 25 дней до дня голосования, а последняя представляет список избирателей для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее, чем за 20 дней до дня выборов. Таким образом, каждый гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течении 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Таким образом, проблема организации своевременного и качественного учета избирателей заключается в первую очередь в том, что необходимо создать условия, позволяющие наиболее полно обеспечить гарантии избирательных прав граждан при подготовке и проведении выборов, а также повысить эффективность работы избирательных комиссий различного уровня за счет системного подхода к автоматизации работы по подготовке достоверных сведений об избирателях и оптимизации затрат при проведении регистрации (учета) избирателей. Система регистрации (учета) избирателей должна обеспечивать единую, предусматривающую использование комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» (далее ГАС «Выборы»)1, технологию регистрации и учета граждан РФ, обладающих активным избирательным правом, и составления сведений о зарегистрированных кандидатах.

На основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, образуются избирательные округа и избирательные участки.

Избирательный округ - это территория, образуемая в установленном законодательством порядке для проведения выборов, от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутаты и выборные должностные лица. Избирательные округа делятся на одно - и многомандатные. Первые составляют территории, от которых избирается один депутат, вторые - территории, от которых избирается два и более депутатов. Больше всего одномандатных избирательных округов (225) создается на 1 выборах депутатов Государственной Думы. В случае образования многомандатного округа - число депутатских мандатов, подлежащих распределению больше одного, но не может превышать пяти.

При проведении выборов избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15%. Это требование не применяется при проведении выборов в федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязанность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ;

б) при образовании избирательного округа на территории компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами субъектов РФ может превышать указанные пределы, но должно быть не более 30%;

в) избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ. При соблюдении указанных требований учитывается административно-территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются - избирательные участки. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий. В целях создания максимальных удобств для избирателей избирательные участки образуются из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке и не позднее, чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха), в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях избирательные участки могут образовываться в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за 5 дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Избирательные участки могут образовываться и в воинских частях.

По данным статистики в общей сложности было образовано свыше 94 тысяч избирательных участков как на выборах депутатов Государственной Думы в 1999 году1, так и на выборах Президента РФ в 2000 году2.

Таким образом, образование избирательных округов и избирательных участков - это существенная стадия избирательного процесса, а не просто создание территориальных единиц, имеющих организационно-техническое значение.

Проблемы совершенствования избирательного процесса в России на современном этапе конституционного развития

Современная история России показывает нам исключительную роль института свободных выборов в развитии демократии. Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст.3 такие высшие формы непосредственной демократии как референдум и свободные выборы, учреждает демократический характер государства. Политическое волеизъявление граждан, выраженное в процессе свободных выборов, приобретает известное значение в механизме формирования органов публичного управления, базирующегося на политическом представительстве.

В этой связи повышается особый интерес к идеям исследования отдельных этапов в рамках избирательного процесса, именуемых стадиями избирательного процесса, а также складывающихся в ходе этих этапов процедур.

Проблемы в области финансирования выборов.

Финансирование выборов в РФ, является сложным, комплексным институтом, содержание и функционирование которого вызывает значительное количество вопросов нерешенных как в современной науке, так и практике.

Особый интерес, по нашему мнению, сегодня представляют проблемы правового регулирования финансирования отдельных избирательных кампаний кандидатов, партий и их блоков.

Сегодня существуют различные модели финансирования избирательных кампаний, которые связаны с отношением к государственному и частному финансированию, выбором методов и отраслевой принадлежностью правового регулирования рассматриваемых отношений.

Так Федеральный Закон РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ №67) предусматривает как государственное финансирование выборов и референдума (ст.57), так и известную долю частного финансирования (ст.58). Думается, что выбранный сегодня вариант представляется для современной России наиболее приемлемым. Во-первых, она уже, как было показано выше, на него встала, и по этому пути идет большинство стран мира. Во-вторых, этот путь позволяет использовать негосударственные средства, ослабляя тем самым нагрузку на бюджеты, что особенно актуально для муниципальных образований в свете вступления в силу нового Федерального Закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ". В-третьих, он дает, пусть пока чисто теоретическую, возможность построения разных моделей финансирования выборов с учетом региональных особенностей.

Так п.1 ст.57 ФЗ №67 предусматривает, что финансирования выборов осуществляется "за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета)". П.2 данной статьи говорит, что из федерального бюджета происходит прямое финансирование лишь всероссийских референдумов, а расходы, связанные с проведением иных референдумов финансируются за счет средств, выделенных соответственно из бюджета субъекта Российской Федерации или местных бюджетов. В тоже время данные положения не учитывают того факта, что многие бюджеты субъектов и муниципалитетов являются убыточными и практически не в состоянии профинансировать выборы и референдумы, а сегодня, когда бюджет формируется сроком на три года, проведение выборов (особенно не запланированных) может стать серьезной проблемой. С нашей точки зрения, так как проведение таких выборов является реализацией норм и принципов Конституции РФ, целесообразным является перенос финансирования выборов с местных бюджетов на федеральный (профицитный), что особенно актуально в свете современного состояния межбюджетных отношений.

Нуждается в совершенствовании, с точки зрения юридической техники, и не вполне определенный законодательством порядок внесения добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов.

Не может не вызвать недоумения и следующая коллизия. Открытие избирательного счета может осуществляться как кандидатом, так и его уполномоченным по финансовым вопросам (п.3 ст.58 ФЗ №67), что может потребоваться объективно. В то же время полномочия последнего должны быть подтверждены нотариально, что влечет за собой уплату сбора. Однако как уже отмечалось, эти средства могут быть взяты только из избирательного фонда, который в данном случае еще отсутствует. Возникает коллизия, которая не может быть решена в рамках закона и провоцирует неправомерное поведение.

Таким образом, несмотря на всю важность вопросов финансирования выборов, мы можем сделать вывод, о существовании законодательных недоработок и о настоятельной необходимости дальнейшего совершенствования отечественного избирательного законодательства РФ в части регулирования вопросов финансирования выборов. Его целями должны стать:

1) совершенствование юридической техники;

2) разрешение имеющихся коллизий;

3) обеспечение соответствия норм Федеральных и региональных нормативно-правовых актов Конституции РФ, ее принципам и "духу".

Институт сбора подписей в современной России.

В данной работе предпринята попытка проанализировать ряд проблем процедуры сбора подписей как теоретического, так и правоприменительного плана. Ее актуальность обусловлена:

1) сущностью самого избирательного процесса, отражающего политическую борьбу;

2) потребностью определения и уточнения основных понятий в рамках процедуры сбора подписей, а также выявления критериев четкого отграничения указанной процедуры от иных процессуальных действий;

3) развитием законодательства о выборах (в частности, принятие Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и т.д.);

4) необходимостью разработки теоретических положений, направленных на совершенствование действующего законодательства. С учетом сказанного, исследование вопросов института сбора подписей имеет большое теоретическое и практическое значение. Для убедительного ответа на них детально проанализированы сама стадия выдвижения кандидата, сбор подписей

Проведенный анализ показал, что институт сбора подписей представляет собой одну из форм поддержки выдвижения кандидата, сущность которой, с формальной точки зрения, состоит в обеспечении (легитимации) последующего участия в выборах выдвигаемого кандидата. Таким образом, это особая разновидность предрегистрационных процедур.

В аспекте правового регулирования системы сбора подписей рассмотрены различные ее стороны: объект (т.е. сами подписи и связанные с ними законодательные проблемы); субъекты данной процедуры (в частности, весьма важен вывод о возрасте сборщика подписей, который, несмотря на высказываемые в литературе сомнения, составляет все же 18 лет на момент сбора подписей); исследованию подверглось и содержание института сбора подписей, которое составляет предусмотренный законодательством порядок его осуществления.

Разработка и принятие предлагаемых законодательных изменений (в частности, сокращение количества подписей до разумного предела, предусмотрения штрафных санкций в сфере процедуры проверки подписных листов) представляет собой приоритетное направление в области совершенствования избирательного законодательства.

Место и роль Центральной избирательной комиссии РФ в современном избирательном процессе.

Согласно действующему законодательству Центральная избирательная комиссия РФ в ряду государственных органов занимает особое положение. Это уникальный орган, с одной стороны, выпадающий из четкой системы разделения властей, а с другой, - играющий важную роль при ее формировании. В силу этого, вопросы функционирования Комиссии всегда имели повышенный интерес. В начале XXI века в условиях стремительно протекающей глобализации, международного сотрудничества в избирательной сфере, меняющейся политической обстановки в стране вопрос о месте и роли Центризбиркома в избирательном процессе и системе государственной власти вообще стоит как никогда актуально. Отвечая на этот вопрос в рамках данной научной работы, мы остановились на трех аспектах в статусе рассматриваемого органа, а именно институционализация, порядок формирования и полномочия.

В области институционализации основная дискуссия разворачивается вокруг закрепления статуса Центризбиркома в Конституции, что обусловлено стремлением к созданию условий стабильности и сохранения независимости Комиссии. Однако, несмотря на необходимость включения в Конституцию РФ норм, закрепляющих основы национальной избирательной системы в целом и статус Центральной избирательной комиссии РФ в частности, данный шаг продолжает оставаться скорее перспективной, чем неотложной задачей на современном этапе развития избирательного законодательства. Главной причиной этого является излишняя политизированность любых изменений, происходящих в избирательной сфере, и реальная опасность дестабилизации Основного закона.

Немаловажен для нашего исследования и вопрос о порядке формирования Комиссии, что играет определяющее значение при ее функционировании, поскольку реализация таких общепризнанных избирательных принципов, как свободные, гласные, суверенные выборы, возможна только в случае, если избирательные органы, в свою очередь, свободны, открыты и независимы. Несмотря на многочисленные достоинства существующего порядка формирования ЦИК РФ, существует и ряд недостатков. В частности, требует уточнения порядок выдвижения кандидатов на должности членов Центризбиркома от Президента России, поскольку законодательно этот вопрос не урегулирован. Помимо этого, исключение требований о наличии обязательного высшего юридического образования, на наш взгляд, явилось шагом не только преждевременным, но и нецелесообразным в силу того, что наличие данного требования являлось одной из основных гарантий профессионального исполнения членами Комиссии своих обязанностей, соответствия Закону принимаемых ими решений и определенной защитой от ангажированности в работе. Более того, наличие высшего юридического образования или ученой степени в области права являлось, по сути, единственным квалификационным требованием к кандидату в члены ЦИК России.

Что касается полномочий, то следует обратить внимание на следующие недостатки. Так, в свете присущей Центральной избирательной комиссии изначально роли главного органа, ведающего вопросами избирательного права и процесса, к числу пробелов следует отнести отсутствие законодательно закрепленной возможности предварительного рассмотрения законопроектов, направленных на изменение избирательного законодательства, с вынесением заключения, обязательного к рассмотрению Государственной Думой. Важный пласт полномочий необходим ЦИК и в области обеспечения соответствия региональной нормативной базы и практики проведения выборов в субъектах РФ положениям федерального законодательства и международным электоральным обязательствам. К числу таковых следует отнести обязательную экспертизу проектов избирательных законов субъектов в Центральной избирательной комиссии на предмет их соответствия федеральному законодательству и признанным Россией международным избирательным стандартам.

Наконец, к числу существенных пробелов в статусе Центральной избирательной комиссии относится отсутствие четко закрепленных целей и задач ее деятельности. Выполнение Комиссией своих полномочий сегодня не подкрепляется их целевым назначением, а потому многие из них кажутся фрагментарными. Именно поэтому, для того, чтобы механизм функционирования Центральной избирательной комиссии действовал эффективно, необходимо закрепить конкретные цели и задачи деятельности Центризбиркома, что станет неким ориентиром в дальнейшем совершенствовании статуса Комиссии.

Подводя итог, следует отметить, что несмотря на существенные изменения законодательства, затронувшие в том числе главный избирательный орган России, потребность в избирательной комиссии, призванной с независимых позиций и адекватно оценивать избирательный процесс, остается. Именно поэтому кажутся недопустимыми идеи о преобразовании ЦИК в исполнительный орган либо возложении ее функций на Министерство внутренних дел. Представительное правление в России находится на стадии формирования, а степень доверия к исполнительной власти со стороны различных политических и общественных сил недостаточна для использования подобного зарубежного опыта в российском правовом поле. Истинное же место Центризбиркома, по нашему мнению, шире, чем занимаемое Комиссией сейчас. Это не только орган, обеспечивающий проведение выборов, но и орган, призванный играть существенную роль в демократическом развитии страны, в частности в деле продолжения демократического и правового просвещения граждан, реализации международных электоральных обязательств страны, отстаивания идеалов демократии. Такой комплексный подход нисколько не является преувеличенным, а наоборот вытекает из складывающихся сегодня правовых, демократических и политических условий проведения избирательного процесса, во многом еще нестабильного и подверженного постороннему влиянию. Подобные широкие функции закономерны, поскольку весь объем закрепленных в законодательстве России международных электоральных обязательств может быть реализован Комиссией только в условиях успешно развивающегося демократического процесса.

Документы строгой отчетности в избирательном процессе Российской Федерации.

В Конституции РФ одним из политических прав граждан является право избирать и быть избранным в органы государственной власти РФ. Выборы являются формой непосредственной демократии, когда от волеизъявления каждого зависит будущее страны.

На протяжении всей истории развития избирательного процесса, документы строгой отчетности видоизменялись. Взаимосвязь политической обстановки в государстве и избирательных бюллетеней всегда существовала.

Мною был проведен анализ содержания и формы избирательных бюллетеней в период существования РСФСР и на современном этапе, причины появления открепительных удостоверений, отмены графы "против всех"

Выборы в Верховный Совет РСФСР проходили посредством опускания за кандидата шаров. В соответствии с материалами о подготовке и проведении выборов народных депутатов РСФСР и местных Советов в 1989 г., в избирательных бюллетенях указывалось любое (неограниченное) количество кандидатов в депутаты. А в случае затруднения избирателя заполнить бюллетень, он вправе пригласить в кабину другое лицо, по своему усмотрению. Что, в настоящее время, является прямым нарушением действующего избирательного законодательства.

Для обеспечения проведения демократических выборов местного и федерального уровня, необходимо создать условия для предотвращения угроз фальсификации и документов и результатов. В основе исследования степеней защиты избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений стали Постановления ЦИК РФ, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ".

Так, если на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва, в открепительных удостоверениях указывались фамилия, имя, отчество гражданина, то на выборах Президента РФ, которые состоялись 02.03.2008г., обязательно указываются также и паспортные данные. Подобные меры направлены на предотвращение угрозы подделки открепительных удостоверений.

Изучение подобных мер является целесообразным для повышения политического самосознания граждан, нарушения избирательных прав и предотвращения фальсификаций результатов выборов.

Проведенное исследование показало, что изменения формы, содержания и защиты некоторых документов строгой отчетности в избирательном процессе являются результатом кардинальных изменений в политическом и государственном устройстве государства. Отражая действующие процессы в стране, данные документы являются также и итогом деятельности органов государственной власти и их взаимодействии с институтами гражданского общества. Активная государственная политика на федеральном и местном уровнях позволит избежать неэффективности предпринятых мер в области института выборов в РФ.

Необходимость введения обязательного вотума в России.

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего института формирования представительных основ народовластия. Как показывает многолетний опыт проведения избирательных компаний различного уровня в нашей стране, выборы в Российской Федерации имеют ряд недостатков. Прежде всего это низкая электоральная культура, абсентеизм граждан, применение "негативных" избирательных технологий, а так же отсутствие эффективных механизмов стимулирующих граждан принять участие в выборах. В совокупности эти проблемы и ставят под сомнение достоверность и объективность волеизъявления выражаемого населением на выборах.

Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. В отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия и другие), в России нет обязательного голосования. Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей рождает явление абсентеизма, то есть массовое неучастие избирателей в выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, ибо придает результатам выборов внешне менее демократический характер. Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования неоднократно срывались выборы в законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это вынуждает власти снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсутствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и добиться замены ее представителей. При всей бесполезности такой формы протеста неявка на выборы - показатель низкой политической культуры и активности граждан, она усиливает политическую нестабильность в обществе, ослабляет и деформирует связь государства с народом.

Процент избирателей, принимающих участие в голосовании на выборах в России и в других странах, постоянно снижается. Российское избирательное законодательство не содержит в себе механизмов поощрения граждан за участие в выборах или "наказания" за неучастие в выборах. Вместо этого оно предлагает другой, на наш взгляд тупиковый путь решения этой проблемы - снижение нормы (порога) явки избирателей, при котором выборы считаются состоявшимися.

Многие политологи, социологи, юристы и деятели наук высказывают мнение о введении обязательного голосования на территории РФ.

Введение обязательного голосования, резко изменит современную картину, приведет к большому увеличению числа голосующих. Там, где оно вводилось, явка избирателей иногда возрастала до 90%, ибо неучастие в выборах зарегистрированных избирателей наказуемо.

При отсутствии обязанности голосовать в головах избирателей не формируется никакого завершенного видения политической системы, к которой следовало бы стремиться. Психология избирателя в данном случае соответствует психологии потребителя: если выбор осуществлять не из чего, то о выборе и не задумываются.

В данных условиях введение обязательного голосования не только снизило бы вероятность использования неполитических и незаконных средств воздействия на избирателя, но и, скорее всего, заставило бы политиков более ответственно подходить к формулированию собственной позиции.

· Давать более полную информацию избирателям о кандидатах (о наличии судимости независимо от того снята она или погашена, о нарушении предвыборной агитации, об имуществе и доходах близких родственников кандидата);

· Заканчивать период предвыборной агитации как минимум за три дня до дня голосования;

· Предусмотреть институт доверенности;

· Законодательно установить статус избирательного бюллетеня, как документа строгой отчетности с защитными марками, голограммами и более длительным сроком хранения бюллетеней после проведения выборов;

· Предусмотреть административную ответственность за нарушение порядка изготовления, передачи и хранения избирательных бюллетеней.

Избирательный процесс - это урегулированная законом и традициями деятельность по организации и проведению выборов. Избирательный процесс включает ряд стадий.

1. Назначение выборов — установление даты голосования . Дата выборов назначается уполномоченным органом (главой государства, парламентом) либо определяется законом заранее. Например, выборы Президента США проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года, а выборы конгрессменов и сенаторов — в этот же день каждого четного года. В Швеции очередные выборы в парламент проводятся в третье воскресенье сентября.

2. Образование избирательных округов важнейшая стадия избирательного процесса, от которой в немалой степени будут зависеть результаты выборов .

Избирательный округ — это избирательная единица, объединяющая избирателей определенной территории или коллектива для выборов одного или нескольких депутатов. Избирательные округа должны формироваться в соответствии с принципом равного избирательного права, исходя из установленной для данных выборов нормы представительства. Практика формирования избирательных округов, нарушающая данный принцип, получила название избирательной геометрии, или, в американском варианте, джерримандеринга, по имени ее изобретателя-губернатора американского штата Массачусетс Эльбриджа Джерри. Суть ее — искусственно изменить соотношение политических сил в избирательных округах. Чтобы обеспечить искусственное преобладание своих сторонников в определенных округах, правящая партия так нарезает избирательные округа, что они могут принимать причудливые формы. В результате сторонники оппозиционной политической партии оказываются сконцентрированными в одном или нескольких округах, где и получают все мандаты, но зато в большинстве других избирательных округах оказываются в меньшинстве и проигрывают выборы.

Избирательные округа должны отвечать определенным требованиям: иметь единую целостную территорию, быть примерно равными по числу проживающих в них избирателей (границы избирательных округов периодически перекраиваются с учетом изменения количества населения) и др.

Виды избирательных округов :

— одномандатные (униноминальные) — от каждого избирается только один депутат;

— многомандатные (полиноминальные) — избираются несколько депутатов;

— единый общенациональный избирательный округ, охватывающий всю страну, от которого избираются сразу все депутаты (например, 120 депутатов Кнессета Израиля).

Избирательные округа делятся на более мелкие единицы — избирательные участки — это специальные избирательные единицы, создаваемые для удобства подачи и подсчета голосов избирателей. Они создаются для приближения мест голосования к избирателям.

3. Создание избирательных органов (комиссий, бюро, президиумов и т. п.). Основная задача этих органов — организация избирательного процесса. Наиболее распространенным органом по организации выборов являются избирательные комиссии. Среди них различают: центральные, окружные, участковые. Порядок их образования и состав определяются конституциями (относительно выборов парламентов) и обязательно — законами.

В состав центральных избирательных комиссий входят представители политических партий, действующих под руководством представителей государственного аппарата, или только государственные служащие.

Так, в Польше Государственная избирательная комиссия состоит только из судей: трех судей Конституционного Трибунала, трех судей Верховного суда и трех судей Высшего административного суда, выбирающих из своего состава председателя.

В других странах в состав избирательных комиссий входят представители политических партий, участвующих в избирательной кампании . Количество членов комиссий от политической партии определяется в соответствии с количеством мандатов, полученных партией на предыдущих выборах. Такой подход в Конституции Австрии (ст. 26 Конституции).

Есть страны, в которых центральные избирательные комиссии вообще не создаются. До недавнего времени к этой группе стран относилась Великобритания. Однако на основании Закона о политических партиях, выборах и референдумах 2000 года была учреждена Избирательная комиссия в составе 5-9 членов, работающая на профессиональной основе. Не существует единой Центральной избирательной комиссии на федеральном уровне в США.

Окружные избирательные органы, их функции могут выполнять специальные чиновники по выборам, именуемые «уполномоченными по выборам», судьи, депутаты местных выборных органов.

Участковые избирательные органы назначаются либо вышестоящими избирательными органами, либо органами местного самоуправления и могут включать в свой состав чиновников государственного аппарата или представителей политических партий.

4. Регистрация избирателей — составление списка избирателей, имеющих право голоса на предстоящих выборах. В зависимости от того, на ком лежит бремя регистрации, она бывает обязательной — списки составляют соответствующие государственные и муниципальные органы на основании данных персональной регистрации граждан по месту жительства (ФРГ, Италия, Швеция); необязательной (добровольной) — осуществляется по добровольному заявлению избирателей в органы публичной власти (США, Испания, страны Латинской Америки).

5. Следующая стадия избирательного процесса — выдвижение кандидатов (списков кандидатов) — определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты или другие выборные лица.

В зарубежных странах существуют различные способы выдвижения кандидатов :

— выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется центральными или местными партийными органами либо партийными съездами и собраниями. Данный способ выдвижения кандидатов находит свое закрепление на уровне конституции в таких странах, как, например, Республика Польша (ст. 100), Португалия (ст. 151) и др.;

— петиционный способ предполагает выдвижение кандидатов путем подачи петиции от имени установленного законом количества избирателей. В Канаде достаточно 10 подписей избирателей, в других странах для этого потребуется значительное количество подписей (в Польше, например, при выборах в сенат кандидату необходимо собрать до 3 тысяч подписей избирателей);

— самовыдвижение предполагает подачу личного заявления, подписанного самим претендентом (с необходимостью последующего сбора подписей или без таковой);

— «праймериз», или первичные партийные выборы, применяются в США и означают выдвижение кандидатов в порядке, аналогичном выборам депутатов.

Дополнительным условием на данной стадии является избирательный залог — денежная сумма, перечисление которой на специальный счет необходимо для регистрации кандидата или списка кандидатов. Избирательный залог возвращается только в том случае, если кандидат набрал определенный минимум голосов избирателей. Законодательно установлен в таких странах как, Великобритания, Франция, Нидерланды, Ирландия, и др. Цель этого института — отсеять случайных кандидатов.

6. Агитационная кампания — комплекс мероприятий, осуществляемых зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, общественными организациями. Официально агитационная кампания начинается со дня установления или объявления даты голосования и продолжается в течение установленного законом срока.

Предвыборная агитация включает:

— проведение предвыборных митингов и собраний;
— проведение встреч кандидатов с избирателями;
— расклейку лозунгов, афиш, объявлений;
— издание статей, буклетов, портретов;
— изготовление и раздачу символов и значков;
— выступление по радио и телевидению и т. д.

Размах избирательной кампании зависит от финансовых
возможностей политических партий и кандидатов на выборные должности. Средства на избирательную кампанию поступают из государственного бюджета, из средств политических партий, из собственных средств кандидатов (самофинансирование), добровольных взносов (пожертвований).

Государственное финансирование призвано хотя бы в минимальной степени уравнять возможности кандидатов и партий. Государственное финансирование выборов осуществляется во многих странах мира. При этом есть страны, в которых финансирование выборов только государственное (социалистические страны). В большинстве других стран оно сочетается с вышеназванными источниками финансирования.

Законодательство зарубежных стран обязывает получателей пожертвований публиковать отчеты об источниках поступлений и расходовании средств, нередко устанавливаются верхние пределы допускаемых пожертвований. Например, в США физическое лицо не вправе жертвовать политической партии более 25 тыс. долларов в течение года, а отдельному кандидату - не более 1 тыс. долларов. Практически во всех странах запрещено получение пожертвований от иностранного капитала (государств, предприятий и организаций, граждан), исключается получение финансовой помощи от казино, игорных домов и клубов.

В большинстве стран законодательством устанавливается верхний предел финансовых расходов политических партий на избирательную кампанию в пользу своих кандидатов, превышение которого влечет за собой определенные санкции.

Что касается самофинансирования, то государство вводит иногда ограничения на привлечение личных средств кандидатов. В США действует норма, согласно которой кандидат вправе отказаться от государственных дотаций, и тогда он получает право тратить на свою избирательную кампанию неограниченные суммы.

7. Решающей стадией избирательного процесса, представляющей собой непосредственное волеизъявление избирателей, является стадия голосования . Голосование проходит на избирательных участках в день выборов в отведенный период времени (обычно с 8 до 22 часов).

В подавляющем большинстве стран применяется так называемая система официальных бюллетеней , при которой бюллетени изготавливаются уполномоченными государственными органами по установленному образцу. В некоторых государствах действует система неофициальных бюллетеней, отпечатанных самими партиями. Политические партии могут использовать определенную символику или цвет, что позволяет избирателям ориентироваться среди политических партий или отдельных кандидатов. В Норвегии избиратель может придти на избирательный участок с чистым листом бумаги и вписать в него фамилии кандидатов, за которых он голосует.

Законодательство отдельных стран допускает возможность голосования избирателей по почте (ФРГ) и по доверенности (Франция).

В Великобритании в 2003 году на выборах местных органов применялось экспериментально электронное голосование по Интернету.

На состоявшихся в марте 2007 г. общенациональных выборах в парламент Эстонии избиратели получили возможность отдать свой голос по Интернету. Принятый в декабре 2008 г. закон позволяет гражданам этого государства голосовать на парламентских выборах по мобильному телефону, реализовать это право будет возможно в 2011 г.

В зарубежных странах встречаются нормы о выборах без голосования. Такая норма предусмотрена в новой Конституции Финляндии 1999 года на выборах Президента Республики (§54): «Кандидат, который на выборах получит более половины поданных голосов, признается избранным в Президенты. Если никто из кандидатов не получит большинства поданных голосов, должны проводиться новые выборы среди двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Президентом избирается тот кандидат, который на новых выборах получает наибольшее число голосов. Если же на выборах выдвинут один кандидат, он или она признаются избранным в Президенты без выборов».

Аналогичная норма действует при выборах Президента Исландии (ст. 5 Конституции Исландии).

Как правило, подсчет голосов ведется с помощью автоматизированных компьютерных систем, которые фиксируют каждый поданный голос. Итоги выборов подлежат официальному опубликованию в установленном законом порядке и сроках. Если выборы оказались нерезультативными, то проводится повторное голосование между кандидатами, получившими наибольшее число голосов.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - совокупность действий по избранию депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Включает:

а) назначение выборов (как правило, это прерогативы главы государства или законодательного органа);

б) регистрацию избирателей в установленном законом порядке;

в) организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным и т.д.), образуются также избирательные участки и пункты для голосования;

г) выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.);

д) предвыборная агитация.

По мнению многих юристов, новое в современном избирательном процессе состоит не только в содержании материальных, процедурных и процессуальных норм и юридических институтов, но и в понимании политико-правовой природы избирательного процесса как способа обеспечения реализации и защиты активного и пассивного избирательного права граждан. "Избирательный процесс в этом смысле - не только и не столько преимущественно административный технологический процесс, сколько публичный конкурентный политический процесс, в рамках которого разворачивается политическая правосубъектность граждан-избирателей и посредством их волеизъявления воспроизводится и легитимируется деятельность представительных, а также выборных институтов власти и управления". Избирательный процесс как юридический процесс подготовки и проведения выборов имеет достаточно сложное внутреннее строение, структуру.

Однако ее исследование до настоящего времени не получило обстоятельного характера. Как правило, вопрос о структуре (содержании) избирательного процесса увязывается исключительно со стадиями избирательной кампании.

2. Структура и стадии избирательного процесса

Наряду с общим логическим единством избирательного процесса необходимо отметить его деление на стадии в соответствие с потребностями, нуждами, целями и методами осуществления. Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса -- это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.


2.1 Назначения выборов

Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.

2.2 Составления списков избирателей

При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка.

Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет -- дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии, в случае отсутствия территориальной избирательной комиссии -- окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию - также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.

Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей и представляет его для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

2.3 Образование избирательных округов избирательных участков

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. В свое время в Англии традиционно сложилась система избирательных округов по выборам в парламент. Эта система не менялась веками. Но по истечении времени оказалось, что в одних округах были тысячи, а то и десятки тысяч избирателей, а в других (их называли «гнилыми местечками») - два-три или десять избирателей, которые, которые, так же как и десятки тысяч, посылали в парламент одного депутата. Голос одного избирателя из «гнилого местечка» был равен голосам тысячи, а то и десяти тысяч голосов избирателей городских округов. Эта система была отменена в середине ХIХ века. Этот пример показывает, как важно иметь одинаковые по численности избирателей округа. Поэтому границы округов и число избирателей в каждом из них определяются Центральной избирательной комиссией на основании схемы округов, утвержденной федеральным законом. Для удобства голосования и подсчета голосов округ подразделяется на участки, где и происходит голосование. На всех участках округа избиратели получают в бюллетене одинаковый список кандидатов в депутаты Государственной Думы. Что касается выборов по пропорциональной системе от партий и других общественных объединений, для них образуется единый округ. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов. Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после ее утверждения. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

2.4 Формирование избирательных комиссий

Организация выборов возложена на избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК - назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями в Государственной Думе, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы (при этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе не может быть назначено более одного представителя); пять членов ЦИК - назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; пять - Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) 4 года. Тайным голосованием члены комиссии избирают председателя. Центральная избирательная комиссия:

Руководит работой окружных избирательных комиссий;

Регистрирует общественные объединения, выдвинувшие списки кандидатов на выборах по общенациональному избирательному округу, и вносит их в бюллетень;

В каждом округе формируется окружная избирательная комиссия. Половина ее членов назначается законодательным органом субъекта Федерации, а вторая - исполнительным. На каждом избирательном участке создается участковая избирательная комиссия. Она формируется выборным органом местного самоуправления. Участковая избирательная комиссия подводит результаты голосования и сообщает о них в окружную избирательную комиссию.

2.5 Выдвижение и регистрация кандидатов

Выдвижение кандидатов. Реализация пассивного избирательного права, которым обладает согласно закону определенное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Избирательным объединением является общероссийское общественное объединение (политическая партия, общественно-политическое движение), созданное в соответствии с законом, устав которого предусматривает участие в выборах путем выдвижения кандидатов.

Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и представляемого вместе с уведомлением заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Регистрация кандидатов, с одной стороны - это юридический фактор, открывающий следующий этап избирательной кампании, с другой стороны - организационный. Регистрацию кандидатов следует рассматривать как протяженный во времени процесс проверки избирательными комиссиями соответствия фактического порядка выдвижения кандидатов тому, который установлен законом. Регистрация кандидатов должна быть строго документирована. Первое, что требует Федеральный закон об основных гарантиях, - наличие необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов. Второе - письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. Третье - наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

2.6 Предвыборная агитация

Законом подробно регулируется и следующий этап предвыборной кампании - предвыборная агитация. Предвыборная агитация -- деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими должностных или служебных обязанностей

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации; агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом. В случае совершения таких нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлениями об отмене решения о регистрации кандидата.

Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов не допускается.

Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законами. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.

Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, в день голосования, вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, этот избиратель обладает активным избирательным правом.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и блоки, иностранные наблюдатели. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

Окончательные результаты выборов подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации в кратчайшие сроки для ознакомления с итогом всего процесса всех граждан Российской Федерации и мировой общественности.

Избирательный процесс в Российской Федерации включает установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

Основными стадиями избирательного процесса являются:

назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса);

образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;

выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

предвыборная агитация;

При этом факультативными стадиями являются: в предусмотренных законом случаях повторное голосование, повторные выборы, выборы депутатов вместо выбывших, новые выборы.

Функциональное назначение стадий избирательного процесса состоит в обеспечении последовательного во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц. Ряд элементов организации избирательного процесса носит обслуживающий, вспомогательный (технологический) характер. Так, проведение выборов невозможно без своевременного их финансирования. В этих условиях основные технологические элементы организации избирательного процесса в том или ином объеме своих функциональных характеристик обслуживают соответствующие стадии избирательного процесса.

Время избирательных действий (сроки выполнения избирательных процедур в рамках стадий избирательного процесса, избирательной кампании) - это одновременно политическое и юридическое время. Время является неотъемлемым элементом организации выборов и в структуре избирательного процесса имеет самостоятельное технологическое и юридическое значение.

С ним связано возникновение, изменение или прекращение соответствующих избирательных правоотношений; оно выступает в качестве юридического факта и предмета правового регулирования, рассматривается в качестве политического ресурса избирательной кампании, ненадлежащее или неэффективное использование которого существенно ограничивает потенциальные возможности конкретных участников избирательного процесса. Избирательными комиссиями с учетом уровня и вида выборов составляется и утверждается основанный на соответствующем законе о выборах календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов. Избирательный календарь фактически и юридически регламентирует сроки осуществления отдельных избирательных действий и процедур на той или иной стадии избирательного процесса *(33).

Избирательное законодательство, по существу, представляет собой каталог юридически определенных избирательных действий и процедур, гарантий и условий их осуществления, которые с учетом соблюдения сроков их выполнения обеспечивают в совокупности переход от одной стадии избирательного процесса к последующей, вплоть до опубликования официальных результатов выборов в средствах массовой информации. Юридический режим выполнения избирательных процедур и действий выражается в конкретных правах и обязанностях, которыми наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии, и соблюдении предусмотренных законом сроков их осуществления. Выполненные с нарушением требований закона избирательные действия и процедуры (как по их юридическому содержанию, так и нормативному времени) являются незаконными (юридически ничтожными), не имеют юридической силы и, следовательно, не порождают позитивных юридических последствий *(34).

Юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов. Процедурой назначения выборов открывается полный цикл избирательных действий и основанных на них избирательных правоотношений. Действующим избирательным законодательством в целях соблюдения общих политике - правовых принципов обязательности и периодичности выборов, непрерывности и легитимности деятельности выборных институтов предусматриваются два юридических режима назначения даты выборов: основной и дополнительный. Рассмотрим основные стадии избирательного процесса более конкретно.