Какое гос во. Что такое государство и для чего оно нужно? Вклад в дальнейшую историю

Государство – сложная структура, создаваемая для защиты интересов определенной группы граждан, а также для сохранения полноценных взаимоотношений между ними и поддержания правового порядка.

В историческом плане это понятие определяется как некая социальная организация, имеющая власть над людьми и преследующая цель обеспечить общее благо для всех, кто проживает на ее территории.

Термин «государство» произошел от древнерусского слова «государь» , которым в прошлом называли правителей на Руси. Этимологически оно связано с более ранним понятием «господарь» (производное – «господарьство»), чье происхождение достоверно не установлено.

В Средние века под государством понимали владения, принадлежавшие князьям-государям, а в современную эпоху термин стал использоваться для обозначения территорий, объединенных определенными признаками – конституцией, законодательством, территорией, населением, денежной системой и т. д.

Государство, в котором люди живут согласно нормам и принципам права, называется правовым. В такой организации общества закон имеет высшую юридическую силу, и никто из граждан, включая аппарат власти, не может действовать за пределами его рамок.


Все люди равны перед законом, независимо от их благосостояния, происхождения или общественного положения. В целях обеспечения верховенства права суды в правовом государстве отделены от других органов власти, а судебные решения принимаются в соответствии с разумным толкованием законов и нормативных актов.

Согласно наличию или отсутствию независимости в отдельных частях государства различают простую форму устройства (унитарную) и сложную (федерации либо конфедерации). Унитарная – это единое государство, где отдельные регионы не имеют самостоятельности и подчиняются одному центру. Такая организация общества отличается одноуровневой законодательной системой (конституцией), единым гражданством и иерархической системой управления.

В настоящее время на международном уровне государствами признаются организации общества, которые являются членами ООН. Таких в мире 194. Все они входят в Организацию Объединенных Наций, за исключением Ватикана, который хоть и считается суверенной территорией, но не является государством в полном понимании этого слова.

Кроме признанных, на нашей планете есть территории, которые получили право на самоопределение, но не смогли им воспользоваться (например, оккупированные Палестина и Сахарская Республика). Не считаются полноценными государствами и непризнанные страны – Приднестровье, Северный Кипр, Южная Осетия, Тайвань и ряд других.

Хотя для многих страна и государство – это синонимы, на самом деле между этими терминами существуют различия. Под государством понимают, в первую очередь, политическую систему власти на отдельной территории, в то время как понятие «страна» больше используется в географическом или культурном контексте.


Государство – это особая организация общества, объединенного социальными факторами, имеющего единую систему управления, тогда как страной можно назвать не только территорию, но и население, живущее на ней. Кроме этого, государство – более официальный термин, применяемый в правовых и политических аспектах.

Государство - это организация, которая устанавливает свою систему права на определенной территории и действует в этой системе как один из субъектов права.

Это одно из многих определений, которые люди дают слову "государство". Я выбрал его за краткость и связь с изучаемым нами предметом - правом. По традиции позже я дам более длинное и научное определение, но для начала пусть будет такое.

Сегодня в мире существует 194 официально признанных государства. Официально признанных - значит, их признали большинство других государств. Самое молодое - Южный Судан, который появился на карте мира в 2011 г. Также существует с десяток непризнанных или частично признанных государств: Тайвань, Приднестровье, Косово, Сомалилэнд, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Донецкая Народная Республика (ДНР), Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) и другие.

Государство чем-то похоже на юридическое лицо. Можно сказать, что это тоже фикция - субъект, который нельзя потрогать или увидеть и который существует только на бумаге и в сознании людей. Оно возникает, когда группа людей на определённой территории решает, что у них появилось своё государство. И пока они верят, что это государство есть, и действуют, исходя из этой установки, данное государство существует.

У государства, как и у юрлица, есть свои работники - президент, депутаты парламента, судьи, чиновники. Они принимают законы, выносят судебные решения, охраняют границы, задерживают правонарушителей, продают и покупают государственное имущество. Но всё это они делают от имени государства, и получается, что одновременно само государство принимает законы, заключает сделки и делает много чего ещё.

Таким образом, государство, хоть и существует лишь в нашем сознании, становится таким же субъектом права, как и физические и юридические лица. Кроме того, государство не только действует в системе права вместе с физлицами и юрлицами, но и само создаёт эту систему права, выпуская законы и подзаконные акты.

Понятие "государство" иногда отождествляют со словом "страна". В ряде случаев эти слова действительно выступают как синонимы. Но каждое имеет свой оттенок: страной обычно называют определённую территорию с населением, а государством - организацию, которая управляет этой территорией и этим населением. Эти понятия иногда смешивают, а иногда наоборот - противопоставляют: "Я так люблю свою страну и ненавижу государство" (рок-группа Lumen).

Признаки государства

В современной юридической науке государство определяют через его признаки. Соответственно, научное определение государства выглядит так: государство - это организация, обладающая следующими признаками:
- руководство, которое отделено от основной массы населения и обладает властью над ним;
- специальный аппарат управления и принуждения;
- территория;
- население;
- суверенитет;
- общеобязательный характер актов государства (законов, судебных решений и др.);
- монополия на легитимное насилие;
- наличие государственной казны и налогов
.

Руководство, отделённое от основной массы населения и обладающее властью над этим населением - важнейший признак государства . В первобытном мире такого руководства не было. Люди просто выбирали в вожди умного и опытного человека, который выполнял свои основные обязанности, но одновременно решал споры и конфликты. Люди не обязаны были подчиняться вождю и могли в любой момент сместить его. Такой человек обладал властью не больше, чем главарь дворовой шайки или руководитель группы походников-альпинистов - все подчиняются им до тех пор, пока считают нужным. Но в современном государстве есть один или множество лидеров, чьи указания все должны исполнять. Иногда существует процедура, по которой люди могут поменять неугодных им лидеров, а иногда нет - и тогда население вынуждено либо подчиняться, либо поднимать восстание. Иногда признак "руководство, отделённое от основной массы населения..." в научной литературе называют "наличием публичной власти ".

Специальный аппарат (механизм) управления и принуждения - это государственные органы, при помощи которых руководство управляет обществом. Ведь недостаточно просто отдать приказ - надо чтобы люди правильно выполняли его и боялись нарушать. Поэтому государство создаёт отдельные организации с особыми полномочиями - государственные органы (госорганы). Министерства, ведомства, прокуратура, суды, полиция - всё это государственные органы. Все вместе они образуют тот самый "государственный аппарат управления и принуждения", который также иногда называют "государственным механизмом" или "государственным аппаратом".

С территорией всё понятно. Государство имеет строго установленные государственные границы, внутри которых оно существует.

С населением тоже всё просто. Государство должно кем-то управлять. Как минимум, на его территории должны проживать хотя бы одни только чиновники, которые будут управлять друг другом. Но обычно есть ещё какое-то население, занятое не управлением, а другими делами, например, производством товаров и услуг.

Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость в отношениях с другими государствами. Подробнее про суверенитет я расскажу позже.

Общеобязательный характер актов государства - с этим, надеюсь, тоже всё понятно. Только государство может устанавливать обязательные для всех законы, подзаконные акты и судебные решения.

Словосочетание "монополия на легитимное насилие " звучит страшновато. На деле это всего лишь право принуждать граждан исполнять принятые государством решения. Ведь в каком-то смысле любая ситуация, когда человека заставляют делать то, чего он не хочет, - это насилие. Многие люди не хотят платить налоги, служить в армии, садиться в тюрьму за преступление. Принуждать их к этому может только государство, и больше никто. Никакой человек без соответствующих полномочий не может сам заключить человека в тюрьму, даже если тот совершил преступление. Это функция специальных людей: государство назначает их и даёт им инструкции, оборудование и здания. Слово "легитимный" означает "правомочный, общепризнанный, законный" - то есть жители страны признают такое насилие правильным и допустимым.

Наличие государственной казны и налогов - необходимый признак государства, потому что на содержание этой организации нужны деньги. Те, кто работает на государство, должны получать зарплату, а также иметь рабочие места, автомобили, компьютеры и другие вещи. Чтобы образовалась казна, со всех граждан и организаций на территории государства взимают периодические фиксированные платежи - налоги.

Есть ещё факультативные признаки государства : символика (флаг, герб, гимн); государственный язык; денежная единица; армия; международное признание. Эти признаки называют факультативными, потому что государство может существовать и без них. Некоторые государства не имеют армии (например, Исландия или Андорра), некоторые используют чужую валюту (например, Зимбабве - доллары США, Черногория - евро). Но большинство всё-таки обладает этими факультативными признаками.

Ещё один факультативный признак государства - наличие конституции. Говоря об источниках права, я уже упоминал о российской Конституции, но аналогичные документы есть и у других государств. Конституция - это документ, где указаны принципы, на которых основано государство, его составные части, органы власти и главные правовые нормы. Для любого государства Конституция - это своеобразная инструкция по сборке и эксплуатации. Обычно её принимают всенародным голосованием, а вся правовая система основана на этом документе. Впрочем, есть государства без конституции, например, Великобритания, Швеция, Израиль.

Суверенитет

Суверенитет - одно из самых противоречивых и неоднозначных понятий в политической и правовой науке. Слово это имеет много смыслов и встречается в разных словосочетаниях. Многие видели выражения "суверен", "государственный суверенитет" и "народный суверенитет", но не до конца представляют, что это такое.

В России в последнее время часто смешивают понятия "суверенитет" и "независимость". На самом деле, термин "суверенитет" ближе по смыслу к понятию "власть".

Самое простое определение этого слова: суверенитет - это верховенство государственной власти во внутренних делах, независимость государства во внешних делах и единство и полнота государственной власти . Поясню значение каждого из элементов этого определения.

1) Верховенство государственной власти . Это означает, что власть государства на его территории - выше любой другой власти. Никто не может отменять действие официально существующих законов или устанавливать свои законы внутри государственных границ. Скажем, если какое-то государство X оккупировало часть территории государства Y, и на оккупированной территории все подчиняются государству X, это значит, что суверенитет государства Y не распространяется на оккупированную территорию. Если в государстве Z террористы, мафия, религиозная секта или другая организация установили контроль над некой территорией и фактически ввели там свои правила и законы, это значит, что суверенитет государства Z не распространяется на данную территорию.

Также верховенство государственной власти означает, что государство вправе вмешаться в любую ситуацию: в споры между мужем и женой, работодателем и работником, детьми и родителями, в религиозные процедуры, традиции, обычаи. Власть работодателя или родителей, политических, религиозных или профсоюзных лидеров, личная жизнь, мораль, религия - все они не значат ничего по сравнению с властью государства.

2) Независимость и самостоятельность государственной власти на международной арене . Государство (точнее - его руководство) само решает, с кем дружить и с кем ссориться, в какие международные организации вступать и с кем заключать международные договоры. Никто не вправе указывать государству, как оно должно вести внешнюю политику - естественно, пока оно не вторгается на территорию другого государства или иным образом причиняет кому-то вред.

3) Единство и полнота государственной власти . Чиновник, судья или депутат не имеют своего собственного кусочка власти, а представляют всю власть государства. Каждое своё действие они совершают от имени государства, и именно государство в результате их действий приобретает права и несёт обязанности.

Слово "суверенитет" впервые придумал французский философ и юрист Жан Боден (1530-1596 гг.). В его время король по сути отождествлял собой государство - недаром в русском и некоторых других языках слово "государство" происходит от слова "государь" (он же "господарь", он же "господин", он же "господь"). Государство принадлежало королю, как земельный участок принадлежит его собственнику. Король мог делать абсолютно всё в своём государстве: он мог назначить кого угодно на любую должность, принять любой закон и сделать с любым человеком всё, что пожелает. Поэтому Боден предположил, что король имеет абсолютную, постоянную и неделимую власть над своими подданными, подобно тому, как Бог имеет власть над всеми людьми. Тем более, что король по идее получал власть из рук Бога. Сам король был назван "сувереном" (от французского слова souverain - "высший", "верховный"), а его власть - "суверенитетом".

Вскоре, однако, революции начали сметать одну монархию за другой. На их месте появились республики, и тогда получилось, что абсолютной и неделимой власти ни у кого нет. В итоге идея суверенитета трансформировалась: было решено, что эта власть есть только у народа, который сам вправе решать, как ему жить, какие законы ввести в действие, кого избрать в руководители. И если люди избирают руководителей, то эти руководители, в отличие от королей, сами по себе никакого суверенитета не имеют, поскольку их власть не постоянна и не абсолютна. Так что власть или суверенитет всё равно как бы остаются у народа. Так возникла идея народного суверенитета. Иными словами, полная власть над народом есть только у самого этого народа ("народный суверенитет") и он для её осуществления создаёт государственные органы, избирает в них своих представителей, а они эту власть осуществляют ("государственный суверенитет"). Такая вот сложная комбинация: народ имеет власть сам над собой, но передаёт её государству.

Цитата на эту тему из российской Конституции: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ).

Основная проблема идеи суверенитета - сакрализация государства, т.е. превращение его в предмет поклонения, наделение священными свойствами. В этом есть что-то от религиозного мировоззрения: народ передаёт лидерам государства некую магическую силу - суверенитет, а те должны беречь и охранять его. Из-за этого возникают те же проблемы, что и пятьсот лет назад. Раньше короли и цари считали, что они получают власть из рук Бога, действуют от его имени и поэтому могут делать всё, что захотят. А сегодня нечто похожее может вообразить любой государственный служащий с неокрепшей психикой - от участкового до президента. Человек думает, что получил свою власть из рук народа и государства. Поэтому любого, кто не согласен с его действиями, считает врагом государства и народа, покусившимся на самое святое - суверенитет.

Некоторые юристы предлагают вообще отказаться от понятия суверенитета, полагая, что это никак не навредит современным государствам. Ведь суверенитет в классическом смысле уже давно умер. "Мы же не можем сказать, что Франция не государство, - говорит юрист-международник и правозащитник Владимир Жбанков. - Очевидно, что это государство. Но свою валюту оно не печатает, две трети законодательства Франции так или иначе связаны с правом Европейского Союза... Поэтому говорить о суверенитете в том виде, в каком виде его понимали Боден, Гегель или как его понимает советская наука (которая у нас сейчас преподаётся в вузах под названием "теория государства и права") - о таком суверенитете говорить нельзя. Тут корректнее использовать термин "компетенция" - совокупность предметов ведения и полномочий. Предметы ведения - это то, где мы можем действовать, полномочия - что мы делаем. Этот термин корректнее в юридическом плане, потому что суверенитет связан с сакрализацией власти - как отцовской, божественной и т. д." (Владимир Жбанков "Суверенитет - это ключ к диктатуре").

Даже Россия, при всей закрытости нашего государства, подписала тысячи международных договоров и вступила в сотни международных организаций. Все они де-факто ограничивают её суверенитет. Если наше руководство подписало соответствующий договор, то Россия не может нарушать общепризнанные права человека, не может не пускать граждан определённого государства без визы, не вправе нарушать чьи-то авторские права или устанавливать дорожные знаки, не отвечающие международным стандартам. Конечно, все эти обязательства Россия приняла на себя добровольно. Но если человек добровольно отказывается от некоторой части своей власти, можно ли сказать, что он сохранил абсолютную и единую власть? Мне кажется, что не совсем.

Кроме того, почти в любом государстве власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, а часть властных полномочий отдают на уровень регионов и городов. То есть власть государства распадается на несколько уровней и видов и перестаёт быть похожей на тот суверенитет, который Жан Боден уподоблял власти Бога. Конечно, теоретики могут возразить, что власть, может, и делится на несколько частей, но суверенитет остаётся полным и единым. Но тогда само понятие суверенитета утрачивает всякий смысл, потому что перестаёт обозначать что-то, кроме самого себя.

Для чего нужно государство?

Люди по-разному видят цель и смысл существования государства. Первое мнение: государство создано, чтобы одни люди могли подчинить себе других людей; второе: государство создано, чтобы объединить людей, решить их проблемы и возникающие между ними конфликты.

Эти два подхода кажутся противоположными, но не исключают друг друга и даже сочетаются в большинстве государств. Даже при авторитарном режиме государство не только даёт диктатору и его друзьям безнаказанно грабить народ, но и худо-бедно помогает людям: следит за порядком, решает споры между гражданами, иногда строит школы и больницы. И даже в самом правовом и демократическом государстве есть чиновники и приближенные к ним люди, извлекающие выгоду из своего положения.

Поэтому можно сказать, что сущность государства и первая, и вторая. Просто чем оно более развитое, правовое и демократическое, тем больше усиливается вторая сущность и уменьшается первая.

Между тем, большую часть истории человечество обходилось без государства. У древних собирателей и охотников и даже у первых земледельцев и скотоводов не было в нём нужды. Но потом государства появились почти во всех населённых людьми частях планеты. Почему же так произошло?

Чтобы понять это, нужно сравнить жизнь примитивного общества и современную цивилизацию.

Представим небольшую деревню, где живут несколько сотен человек, занимающихся натуральным хозяйством (то есть каждая семья сама выращивает себе пропитание). Все люди в деревне знакомы друг с другом. Жизнь здесь проста и предсказуема и регулируется небольшим числом правил - достаточно и десяти заповедей. Здесь нет денег и сделок, работодателей и работников, покупателей и продавцов. Если кто-то ведёт себя плохо (например, крадёт чужую вещь или бьёт кого-то), тогда соседи могут просто собраться и наказать его. Если на деревню нападают враги, все жители берутся за оружие и защищают себя. Люди сами управляют всей своей жизнью и могут никому не передавать власть над собой.

После этого представим любой современный город, где живут миллионы людей, ездят тысячи автомобилей, работают заводы, магазины, банки, системы связи и передачи энергии, продаются и покупаются миллионы товаров и услуг ежедневно. Здесь жизнь гораздо сложнее и разнообразнее. Одними десятью заповедями не урегулировать дорожное движение, заключение договора аренды или систему оплаты труда. А соседей будет явно недостаточно, чтобы выявить и наказать нарушителя закона. В таком обществе без государства не обойтись: должны быть люди, которые устанавливают для всех единые правила поведения и принуждают к их исполнению. Эти люди и образуют государство.

Анархисты и марксисты рисуют идеалистическую картину будущего, в котором государство исчезнет, а люди будут добровольно трудиться и хорошо относиться друг к другу. Боюсь, такое вряд ли возможно. Точнее, возможно только в двух случаях: либо мы деградируем до жизни в описанных выше сельскохозяйственных общинах, либо люди изменятся настолько, что каждый станет думать об общем благе больше, чем о своём собственном. "Если бы люди были ангелами, правительство было бы ненужно", - говорил Джеймс Мэдисон, один из авторов американской Конституции и четвёртый президент США. Может, когда-нибудь это действительно произойдёт, но сегодня, пока люди не ангелы, государство нам всё-таки нужно.

У государства нет какой-то одной цели или задачи. Оно управляет обществом сразу по многим направлениям. В юридической науке выделяют несколько основных направлений и называют их "функциями государства ".

Функции государства делят на внутренние и внешние . Внутренние функции - это то, что государство делает в пределах своих границ, внешние - это то, как государство взаимодействует с другими государствами.

Главные внутренние функции - экономическая, политическая, правовая и социальная.

Правовая функция наиболее проста и очевидна. Государство, как я уже сказал, устанавливает свою правовую систему на определённой территории. Депутаты в парламенте разрабатывают и принимают законы, министерства и ведомства издают подзаконные акты, чиновники и полиция следят за выполнением законов и привлекают нарушителей к ответственности, суды разбирают правовые конфликты. Если государство не выполняет правовую функцию, правонарушения остаются безнаказанными, и люди не чувствуют себя защищёнными: договоры не выполняются, растёт уровень преступности, а общество в конечном счёте погружается в хаос.

Экономическая функция государства заключается в том, что его представители стимулируют развитие экономики в оптимальном режиме. Главный способ - Центральный банк печатает в нужном количестве деньги, необходимые людям для обмена одних товаров на другие. Кроме того, чиновники управляют государственными предприятиями или выдают льготные кредиты малому бизнесу, запрещают или разрешают ввоз и вывоз товаров или устанавливают на них таможенные пошлины, увеличивают налоги на одни сферы экономики и уменьшают на другие. В идеале всё это способствует тому, что люди будут производить больше товаров и услуг, активнее обмениваться ими друг с другом или продавать за границу. Благодаря этому будет расти благосостояние и уровень жизни. Если бы государство не выполняло экономическую функцию, людям было бы сложно обменивать одни товары на другие и производить новые товары. Из-за этого постепенно начал бы падать уровень производства, а вслед за ним и уровень жизни.

Политическая функция государства проявляется в обеспечении народовластия, защите стабильности и гармонии в обществе, сдерживании национальных и классовых противоречий. В государстве должны происходить референдумы и выборы, на которых определяется, чего именно хотят люди. Также люди должны иметь право организовывать митинги и демонстрации, создавать политические партии и общественные организации. Если государство не выполняет политическую функцию, то люди чувствуют, что не могут участвовать в принятии государственных решений, и справедливо полагают, что от их мнения в этой стране ничего не зависит.

Социальная функция заключается в том, что государство поддерживает необходимый уровень жизни, старается обеспечить своим гражданам жильё, работу, медицинское обслуживание, образование. Государство строит и содержит больницы, приюты, школы и другие места, которые удовлетворяют те или иные нужды людей. Думаю, последствия невыполнения социальных функций очевидны всем: рост числа больных, бездомных, сирот и ухудшение условий жизни у значительной части общества. Если государство хорошо выполняет социальные функции, его называют "социальным государством".

А к внешним относятся следующие функции государства. Первое - это взаимовыгодное сотрудничество с другими странами . В частности, Россия заключает договоры с другими странами по самым разным вопросам и состоит в различных международных организациях. Второе - участие в решении глобальных проблем (нераспространение ядерного оружия, экологический кризис и др.). Третье - обеспечение национальной безопасности . Это охрана госграниц, поддержание армии в боеспособном состоянии и отражение атак других государств. Четвёртое - защита граждан, находящихся за пределами государства . Если с российским гражданином произошла беда за рубежом, он может обратиться в российское консульство, где ему должны оказать помощь. Например, если кто-то из вас потеряет загранпаспорт в чужой стране, в российском консульстве вам должны бесплатно выдать "свидетельство на въезд (возвращение) в РФ" - документ, с которым вы сможете выехать из зарубежной страны и вернуться на родину.

Перечисленные функции государство может осуществлять в двух формах: правовой и организационной .

Правовая форма - это принятие обязательных для всех правил поведения. Т.е. государство принимает те или иные нормы права: кто и сколько налогов должен платить, кого и как наказывать за какие правонарушения, каким образом проводить выборы и референдумы. А организационная форма - это непосредственное управление обществом. Например, когда госслужащие указывают, кто что должен делать в конкретной ситуации, или сами что-то делают: задерживают правонарушителя, взимают штраф, арестовывают имущество.

Разделение властей

Один из важнейших принципов развитого государства - разделение властей. С этим принципом тесно связаны формы правления в разных государствах, о которых я расскажу в следующей заметке. Поэтому лучше сразу разобраться в данной теме.

Ещё древние греки и римляне понимали, что опасно давать власть в руки одному человеку или группе людей, а лучше разные обязанности распределить между разными людьми. В Древних Афинах Народное собрание принимало законы и наиболее важные государственные решения, Совет пятисот и коллегии стратегов и архонтов непосредственно управляли городом, а правовые споры решал ареопаг. Нечто похожее было и в республиканском Риме: там власть была разделена между консулами, сенатом и комициями (народными собраниями).

Позже этот принцип как-то позабыли. В Средние Века повсюду у власти встали императоры, короли и цари - те самые суверены с абсолютной властью, о которых я рассказывал. Они сами принимали законы и назначали всех чиновников и судей. При этом они могли отменить любой закон или судебное решение, и снять с должности любого человека - то есть сохраняли за собой всю полноту власти.

В Новое время, когда на месте монархий стали возникать республики, вновь появилась идея о том, что власть нужно распределить между несколькими группами людей.

Казалось бы, зачем нужен принцип разделения властей в условиях народовластия? Может быть, достаточно того, что лидер страны не получает власть по наследству, а избирается народом? Например, люди избирают президента - так пусть он и решает, какие законы принимать, как управлять страной и как разрешать правовые споры. А если людям не понравится, то они через определённое время изберут другого президента. Многие, кстати, именно так и воспринимают власть президента - мол, у страны есть руководитель, зачем ещё какая-то Государственная Дума или Конституционный суд.

Однако в такой ситуации может возникнуть ряд проблем.

Во-первых, президент может захватить власть навсегда. Для человека с неограниченными полномочиями сделать это несложно. Если ты принимаешь законы, то можешь прописать, что кандидат в президенты должен собрать миллион подписей граждан или иное почти невыполнимое требование. Если тебя слушаются судьи, можно возбудить уголовные дела против оппозиционных политиков. Если тебе подчиняются чиновники и полицейские, можно изгонять с избирательных участков наблюдателей, фиксирующих нарушения. То есть у такого президента есть много способов, чтобы остаться у власти навечно.

Во-вторых, отсутствие разделения властей не даёт эффективно принимать решения. Например, чиновники могут попросить президента, чтобы тот приказал судьям не обижать их. После этого большинство споров между гражданами и чиновниками будут решаться в пользу чиновников. То же самое могут попросить следователи и полицейские - и тогда судьи начнут выносить обвинительные приговоры в 99% случаев. А если чиновники ещё и могут влиять на законодательство, то они попросят принять наиболее удобные для них законы - те, которые дают им больше власти и меньше ответственности.

Чтобы избежать таких печальных последствий, французский мыслитель XVIII в. Шарль Монтескьё разработал идею разделения властей. Он выделил законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, причём первую полагал главной. "Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц" ("О духе законов" Ш. Монтескьё).

Принцип разделение властей означает, что в стране не должно быть одной верховной власти. Все, кто работает на государство, разделены на три неравные части. Несколько сотен депутатов образуют парламент - это орган законодательной власти. Он занимается тем, что принимает законы - главные правила, по которым живёт общество. Если страна крупная, там обычно несколько десятков тысяч судей, которые образуют судебную власть. Они решают, какой закон и как необходимо применить при наличии правового конфликта. Наконец, несколько сотен тысяч государственных служащих (министры, чиновники, полицейские) образуют исполнительную власть, которая непосредственно управляет обществом на основе законов.

Законодательная власть во всех развитых странах считается главной. В парламенте обычно много депутатов, представляющих самые разные слои общества и политические идеологии. Все депутаты равноправны и приходят к совместным решениям путём переговоров и компромиссов. В силу многочисленности и разношёрстности этим людям сложнее захватить власть и установить диктатуру. Поэтому парламент обычно сам имеет широкие полномочия и контролирует другие ветви власти.

Исполнительная власть устроена иначе. Все её представители образуют иерархическую систему, во главе которой стоит президент или премьер-министр - и от желания этого человека зависит, как именно будет действовать вся вертикаль. У представителей исполнительной власти есть оружие, техника, жёсткая дисциплина и система подчинения нижестоящих вышестоящим, поэтому она наиболее опасна для демократии. Соответственно, в большинстве государств исполнительная власть сама никого не контролирует, а находится в подчинённом положении.

Принцип разделения властей иногда называют системой "сдержек и противовесов". В идеале эта система выглядит следующим образом. Чиновников (исполнительную власть) контролируют депутаты парламента (законодательная власть) - тем, что принимают законы, в рамках которых чиновники действуют. Одновременно чиновников контролируют судьи (судебная власть). Судьи разбирают споры между чиновниками и гражданами и следят, чтобы чиновники не нарушали закон. Кроме того, депутаты парламента контролируют судей - ведь парламент принимает также законы, на основании которых судьи выносят решение. А судьи, в свою очередь, контролируют депутатов парламента: в частности, один из судебных органов - Конституционный суд - решает, не нарушена ли конституция при принятии того или иного закона.

Таким образом, разные ветви власти в той или иной мере ограничивают, сдерживают и контролируют друг друга. Благодаря этому все должны чётко выполнять свои обязанности, никто не может надавить на других или захватить власть.

Описанная выше система - это разделение властей "по горизонтали". Существует ещё разделение властей "по вертикали". Считается, что в унитарных государствах власть разделена между двумя уровнями: общегосударственным и местным, а в федеративных - между тремя (общегосударственным, региональным и местным). Каждый уровень власти также имеет свои полномочия и предметы ведения. Но подробнее об этом расскажу позже.

Принцип разделения властей заложен в конституциях многих стран. В России он провозглашён в ст. 10 Конституции РФ. Однако режим разделения властей прописан весьма странно. У нас есть глава государства - президент, который не относится ни к одной из перечисленных ветвей власти, но имеет при этом чрезвычайно много полномочий. Он предлагает кандидатуры судей высших судов и назначает всех остальных судей. Президент определяет, кто будет в правительстве, и может в любой момент отправить его в отставку. Наконец, глава государства может распустить Госдуму, если депутаты недовольны работой правительства или не хотят назначать председателя правительства, предложенного президентом. При этом, чтобы отрешить от должности самого президента, нужно одновременное согласие Государственной Думы, Совета Федерации, Конституционного суда и Верховного суда.

В этой ситуации принцип разделения властей не работает, потому что президент становится субъектом власти, которого никто не контролирует, но который сам контролирует всех остальных. Как результат - неэффективная работа государства, принятие плохих законов и вынесение несправедливых судебных решений, о многих из которых я уже рассказывал. Рано или поздно такую конструкцию нужно будет менять.

Выше я уже приводил афоризм Джеймса Мэдисона "Если бы люди были ангелами, правительство было бы ненужно". Эта фраза отражает смысл и цель создания государства. Но у этого афоризма есть и продолжение, которое очень точно отражает необходимость разделения властей: "А если бы людьми управляли ангелы, был бы не нужен какой-либо контроль над правительством".

Резюме

Государство - организация, которая устанавливает свою систему права на определенной территории и действует в этой системе как один из субъектов права. Более научное определение: государство - это организация, обладающая следующими признаками: руководство, которое отделено от основной массы населения и обладает властью над ним; специальный аппарат управления и принуждения; территория; население; суверенитет; общеобязательный характер актов государства; монополия на легитимное насилие; наличие государственной казны и налогов.

Суверенитет - это верховенство государственной власти во внутренних делах, независимость государства во внешних делах и единство и полнота государственной власти. С идеей суверенитета есть ряд проблем, многие юристы предлагают отказаться от этого понятия, поскольку оно приводит к чрезмерной сакрализации государства и стимулирует в госслужащих безответственность.

Государство управляет обществом сразу по нескольким направлениям. Учёные выделили несколько таких направлений и назвали их "функциями государства". Функции государства делят на внутренние и внешние. Главные внутренние функции: экономическая, политическая, правовая и социальная. Главные внешние функции: взаимовыгодное сотрудничество с другими странами; участие в решении глобальных проблем; обеспечение национальной безопасности; защита граждан, находящихся за пределами государства.

Все свои функции государство может осуществлять в двух формах: правовой и организационной. Правовая форма - это принятие обязательных для всех правил поведения. Организационная форма - это непосредственное управление обществом.

Идея разделения властей состоит в том, что в государстве не должно быть одной верховной власти. Все, кто работает на государство, разделены на три неравные части: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Разные ветви власти в той или иной форме контролируют друг друга. Принцип разделения властей заложен в конституциях многих стран. Однако в России режим разделения властей прописан весьма странно. У нас есть президент - субъект власти, которого никто не контролирует, но который сам контролирует всех остальных.

Следующая статья из цикла "Правоведение для чайников" - "

Понятие государства - объект изучения и дискуссий политологов, философов, историков, социологов. Первые государства известные официальной науке появились в древние времена на территории современной Индии, Китая, Ирана, Египта. За все это время ученые так и не пришли к единому, четкому и общепризнанному определению «государства».

Единственный документ во всей истории международного права , где звучит определение понятия государства, это Конвенция Монтевидео 1933 года. До того момента государство становилось таковым, если его статус основывался на «праве давности», - как видите, очень нечеткое определение. Конвенция разработала четыре признака государства :

  • постоянное население;
  • конкретная территория;
  • наличие правительства;
  • намерение сотрудничать с другими государствами.

Интересно, что признание другими государствами не указано, то есть новое государство может само заявить о себе (самопровозглашение ).

По поводу признания государства нужно добавить еще кое-что. На официальном сайте ООН была опубликована статья на эту тему, согласно которой признать одно государство может только другое государство. ООН - не государственное образование, и не имеет полномочий признавать или не признавать кого-либо. ООН может только давать членство государству на основании его признания существующими государствами-членами ООН. Например, Республика Косово, признанная США и странами Евросоюза, не может стать членом ООН, так как ее не признает Россия и Китай. Существует много государств с более или менее ограниченным признанием (за примером далеко ходить не надо), но это не отрицает факт их существования. Более того, существуют государства, мало кем признанные, но при этом имеющие более развитую экономическую и социальную сферы , чем некоторые государства-члены ООН. Касательно частично признанных государств есть несколько интересных фактов:

  • Пакистан не признает Армению;
  • 29 различных арабских и мусульманских государств не признают Израиль;
  • Турция не признает Кипр;
  • 23 государства-члена ООН, признающие Тайвань, не признают Китай (КНР) (интересно, что они думают по поводу надписи Made in China на половине импортированной продукции?);
  • Южная Корея, Франция, Япония и Эстония не признают Северную Корею (при чем тут Эстония - непонятно);
  • Собственно, Северная Корея не признает Южную.

Вернемся к определению государства. Вот несколько популярных (порой - спорных) определений понятия:

  1. Государство - это особая политическая организация общества, которая осуществляет управление и охрану социальной и экономической структур.
  2. Государство - это сила поддержания порядка.
  3. Государство - это устойчивая политическая единица, осуществляющая власть и администрирование.
  4. Государство - это машина для угнетения одного класса другим.
  5. Государство - это воплощение права в обществе.
  6. Государство - это частная собственность бюрократии (Карл Маркс имел ввиду коррупции, откаты, взятки, сговор чиновников с олигархами).
  7. Государство - это не способ превратить жизнь в рай на земле, а способ не дать ей окончательно превратиться в ад.

Чтобы лучше понять определение государства, рассмотрим его признаки.

Признаки государства.

  1. Наличие организационных документов (цели и задачи государства), например, конституция, законодательство.
  2. Управление и планирование:
    • правительство;
    • парламент;
    • политическая деятельность;
    • экономическая деятельность;
    • казна;
    • ресурсы;
    • территория;
    • население.
  3. Наличие подчиненных организаций (правоохранительные органы, армия, административные органы).
  4. Государственный язык (или языки), гражданство, символы государства (флаг, герб, гимн).

Формы государства.

Формы государственного правления :

  1. Монархия :
    • абсолютная (в настоящее время пример - халифат - Саудовская Аравия);
    • ограниченная - конституционная, дуалистическая (Монако), парламентская (Великобритания).
  1. Республика - парламентская (Германия), президентская (США) или смешанная (Российская Федерация).
  2. Смешанные формы:
    • республиканская монархия (Ангола и, по сути, Беларусь);
    • монархическая республика (Ватикан).

Существует также три формы государственного устройства :

  1. Унитарное государство , с единой правовой системой, которое может быть:
    • централизованное (Украина);
    • децентрализованное (Испания);
    • сложное (КНР с разноуровневыми автономиями);
    • простое (Польша);
    • национальное (Израиль).
  1. Федерация (РФ, США, Германия).
  2. Конфедерация - объединение нескольких суверенных государств (в истории - Речь Посполитая, Швейцария до 1848 года, США в период 1861-1865гг; сейчас конфедераций практически нет, разве что Босния и Герцеговина, а также неофициальной конфедерацией является Евросоюз и - не поверите - ДНР и ЛНР в виде Новороссии).

Функции государства.

Внутренние функции:

  • правовая (правопорядок);
  • политическая (стратегия развития);
  • организаторская (контроль);
  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • культурная ;
  • образовательная .

Внешние функции:

  • дипломатические отношения;
  • национальная безопасность;
  • обеспечение мирового порядка;
  • взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами .

Напоследок стоит привести неофициальную классификацию государств. Итак, в повседневной жизни, например, в средствах массовой информации , выделяют такие виды государств :

  • карликовое государство - Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Люксембург и т.д.;
  • государство-середнячок - Швеция, Дания, Ирландия, Венгрия и т.д.;
  • великие державы - постоянные члены Совета Безопасности ООН, обладающие серьезным превосходством над другими государствами (страны большой семерки и РФ);
  • ядерные державы - члены ядерного клуба (государства, разрабатывающие, производящие и испытывающие ядерное оружие - США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Израиль, Пакистан, Северная Корея);
  • космические державы (Россия, США, Франция, Япония, Китай, Великобритания, Индия, Израиль, Украина, Иран, Северная и Южная Кореи).

Понятие государства очень часто упоминается как синоним понятия «страна». В общих чертах это верно, так как оба понятия описывают практически одно и то же явление, только «государство» - более правовой, политический и экономический термин, а «страна» - географический, общеисторический, культурный и более повседневный.

Первые государства появились в южных регионах нашей планеты, там, где для этого были наиболее благоприятные природно-географические условия. Они зародились примерно в один период порядка пяти тысяч лет назад.

С чем связано появление нового типа социальных отношений

Когда и почему появились первые государства, то есть их происхождение, - один из спорных вопросов в науке. Согласно версии известных немецких философов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, государство возникает в процессе усиления повышения роли собственности и появления класса состоятельных людей. Им, в свою очередь, требуется специальный аппарат для защиты своих интересов и сохранения влияния на соплеменников. Бесспорно, это явление имело место, но не только оно способствовало появлению государства. Существует также теория, согласно которой новый тип организации общества стал следствием необходимости контролировать и распределять ресурсы, своеобразный верховный распорядитель хозяйственных объектов, с целью эффективного их развития, такой способ организации государства наиболее применим к Древнему Египту, где ирригационная система выступала главным хозяйственно-экономическим объектом.

Критерии их появления

Когда и почему возникли первые закономерный процесс, происходивший повсеместно, но в разные периоды. В древнее время основой жизни всех людей было земледелие и скотоводство. Чтобы оно успешно развивалось, необходимы были соответствующие природно-климатические условия. Поэтому селились, в основном, по берегам крупных рек, которые позволяли в полной мере удовлетворять потребности людей в этом важном ресурсе. Особое значение имело расположение источника воды: чем южнее он находится, тем теплее климат и, соответственно, более благоприятные возможности для земледелия. Здесь можно снимать урожай не один раз, как в большей части мира, а по нескольку раз в год. Это давало народам, проживающим в этих регионах, несомненное преимущество в деле развития способов жизнеобеспечения и получения прибавочного продукта.

Древнейшие регионы государственного строительства

Месопотамия, или Междуречье, - очень благоприятный регион для земледелия, мягкий, теплый климат, отличное расположение местности и наличие двух крупных рек Западной Азии - Тигра и Евфрата - давали необходимое количество воды для развития ирригационной системы и поливного способа землепользования. Люди, населяющие эти земли, менее других зависели от капризов погоды, поэтому могли получать стабильные и богатые урожаи. Приблизительно такая же ситуация складывалась в долине крупнейшей реки Африки - Нила. Но чтобы построить комплексы, требовалось наладить коллективную работу большого количества людей, в противном случае создать эффективное земледелие было просто невозможно. Так, берут свое начало первые прототипы и вот где появились первые государства, но это, собственно говоря, не были еще не совсем государственные образования. Это были их зародыши, из которых впоследствии и образовались древнейшие страны мира.

Перипетии социально-экономических и политических компонентов в древних странах

Возникающие на этих территориях города-государства, начинают контролировать строго определенную местность. Отношения между соседями были всегда напряженными и часто приводили к конфликтам. Множество независимых объединений тормозили экономическое развитие этого региона и более сильные правители это осознавали, поэтому постепенно они стараются подчинить своей власти большую территорию, на которой устанавливают единообразные порядки. Именно по такой схеме появляются два сильных и крупных царства в долине Нила - Северный, или Верхний, Египет и Южный, или Нижний, Египет. Правители обоих царств имели достаточно сильную власть и армию. Однако удача улыбнулась царю Верхнего Египта, в ожесточенной борьбе он одержал верх над своим южным соперником, и около 3118 года он покорил нижнеегипетское царство, и Мина становится первым фараоном единого Египта и основателем государства, вот когда и почему появились первые государства.

Египет - первое государство

Теперь в руках одного правителя были сосредоточены все плодотворные ресурсы Нила, появились все условия для развития единой государственной системы поливного земледелия, и теперь тот, кто ее контролировал, обладал значительными материальными ресурсами. Ослабляющая страну раздробленность сменилась сильным, единым государством, и дальнейшее развитие Египта прекрасно демонстрирует все положительные моменты этого процесса. Долгие годы эта страна доминировала над всем ближневосточным регионом. Другой благоприятный район Земли, Месопотамия, не смогла побороть центробежные силы, существовавшие здесь города-государства не смогли объединиться под властью единого монарха. Поэтому постоянные конфликты дестабилизировали политическую и экономическую ситуацию, что дало возможность Египту вырваться вперед, и вскоре шумерские государства попадают в сферу влияния египетского государства, а затем и других сильных государств региона. А сказать, какое государство появилось первым, с хронологической точностью не представляется возможным, поэтому первым государством планеты считается Египет.

Теории генезиса политических образований

Наиболее объективной теорией на вопрос, когда и почему появились первые государства, является та, согласно которой уже сформировалась, появилась довольно устойчивая социальная структура общества, а государство, которое образуется в результате этих процессов и явлений, - лишь закономерность, призванная обеспечить необходимую стабильность всей общественной системе. Вот когда и почему появились первые государства. Этот путь применим ко всем властным отношения в истории человечества. Но гораздо больше, это может быть и враждебное окружение, которое способствует консолидации общества, усилению роли личности, в качестве которой выступает правитель. Также большую роль играют заимствования от окружающих более развитых народов. Религиозно-идеологический компонент также способствует этому, достаточно вспомнить Мухаммеда - основателя новой религии ислама, и то, какое значение она сыграла в становлении Поэтому первые государства появлялись в результате комплекса условий, но основным критерием все же был уровень экономического развития.

Подводя итоги

Первые государства, в основном, базировались на силе, власть всегда предполагает подчинение. А в условиях древнего мира она была единственным способом сохранить огромные территории, зачастую населенные очень разными и непохожими племенами. Поэтому многие государства возникали как своеобразные организации для плодотворного развития, но не вмешивались в местные дела, требуя лишь выполнения определенных повинностей и покорности. Часто она носила формальный характер, из-за этого первые государства были крайне неустойчивы.

О самом первом на планете государстве мы знаем немногое. Но именно оно дало толчок развитию других цивилизаций.

Знаете ли вы, какое государство было самым первым? TravelAsk расскажет вам о нем подробно.

Особенности древнейших государств

По своей территории древнейшие государства были небольшими. В центре древней страны находился укрепленный город с храмом местного бога-покровителя и резиденция главы государства. Правитель зачастую был и военным предводителем, и руководителем оросительных работ.

Так, например, в долине Нила во второй половине 4 тысячелетия до н. э. государств насчитывалось более сорока. Между ними постоянно шли войны за территории.

Самое первое государство

Самым первым государством в мире считается цивилизация шумеров. Возникла она в конце IV тысячелетия до н. э. Находилось государство на берегу Евфрата, где он впадает в Персидский залив. Эта территория называлась Месопотамией, сегодня здесь расположены Ирак и Сирия.

Откуда они появились на этой земле ― для ученых до сих пор загадка. И шумерский язык ― тоже загадка, так как его не удалось соотнести ни с одной языковой семьей. Записывался тексты клинописью, которую, собственно, шумеры и изобрели.

Сначала народ окультуривал ячмень и пшеницу, осушал болота и даже делал водные каналы, подводя воду к засушливым участкам. Потом они стали производить металлы, ткани и керамику. К 3000 году до н. э. шумеры обладали высочайшей для своего времени культурой с тщательно продуманной религией и особой системой письменности.

Как жили шумеры

Дома шумеры строили в стороне от берегов Евфрата. Река часто разливалась, затопляя земли вокруг, а ее низовья были болотистыми, где размножалось множество малярийных комаров.

Жилища они воздвигали из глиняных кирпичей, глину добывали тут же, на реке, благо берега Евфрата ей богаты. Поэтому глина выступала основным материалом: из нее делали посуду, таблички для клинописи и даже детские игрушки.


Одним из основных занятий жителей городов была ловля рыбы. Люди строили лодки из речного тростника, смазывая их смолой, чтобы избежать протечек. На лодках они передвигались по водоемам.

Правитель города выполнял одновременно и функции жреца. Он не имел жен и детей, считалось, что жены правителей ― богини. Вообще, религия шумеров интересна: они считали, что существуют для того, чтобы служить богам, а боги без шумеров не могут существовать. Поэтому богам подносили жертвы, а храмы стали центром управления государства.

Возникновение цивилизации

Исследователи предполагают, что основным фактором возникновения государства была необходимость возделывать земли и орошать их, подводя каналы, ведь климат в этом регионе пустынный и засушливый. Оросительные системы ― достаточно сложная технология, поэтому им требовалось организованное управление. Это и сплотило само общество.

У шумеров было много городов со собственным управлением и властью. Самые крупные из таких городов-государств были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Во главе каждого из них стоял жрец, по его указу и жило население. Так, с народа собирали подать, а в голодные годы раздавали еду. В целом жители городов жили не очень мирно, периодически воюя между собой.


В Шумере была даже введена частная собственность на землю. Конечно, это способствовало имущественному расслоению населения. Рабов в городах было немного, а их труд значительной роли в хозяйстве не играл.

Особую роль в Шумерской цивилизации играли лугали ― руководители воинов. Обладая силой и военными знаниями, они со временем частично вытеснили власть жрецов.

Что касается военного обмундирования, то у шумеров был примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапка из меди.

Вклад в дальнейшую историю

Конечно, если сравнивать с последующими государствами, хозяйственные технологии шумеров были весьма примитивны. Однако именно их культура легла в основу последующих цивилизаций: так, шумерская цивилизация пришла в упадок, а на ее месте возникла другая крупнейшая цивилизация ― Вавилонская. Шумеры были очень образованными, на соседних территориях в этот период все еще жили первобытные общины. Они не только изобрели клинопись, но еще обладали математическими познаниями, разбирались в астрономии, умели точно определять площади земельных участков.


При городских храмах были школы, в которых эти познания передавались следующим поколениям.У шумеров была и своя литература. Так, наиболее известным стал эпос о Гильгамеше, царе, который искал бессмертия. Это один из старейших памятников литературы. В эпосе есть глава, в которой рассказывается о человеке, спасшем людей от Всемирного потопа.


Считается, что эта легенда легла в основу библейского потопа.

Упадок государства

По соседству с Шумером жили кочевые племена. Одни из них ― аккадцы ― перешли к оседлому образу жизни, переняв у шумеров многие технологии. Сначала шумеры и аккадцы поддерживали дружеские отношения, однако у них были и периоды военных распрей. В один из таких периодов аккадский вождь Саргон захватил власть и провозгласил себя царем Шумера и Аккада. Случилось это в XXIV веке до н. э. Со временем шумеры ассимилировались среди этих народов, а их культура стала базой для государств, возникших в Месопотамии в будущем.