Основные политические идеологии. Что такое идеология

греч. idea - понятие, представление; logos - слово, понятие, учение) - 1. система идей, определяющих деятельность (научную, социальную, политическую, нравственную и др.); 2. нередко термин используется в негативном смысле, так, будто бы идеология только сковывает, дезориентирует людей, лишает их свободы выбора и она абсолютно никому не нужна. Это несколько тенденциозная точка зрения мыслителей, которые вместе с ненавистной им водой готовы выплеснуть из ванны столь же горячо любимого ими ребенка. Идеология как система идеальных ценностей (идеалов, желаемых прообразов будущего) существует в любом обществе, она пронизывает все его слои и группы, все сферы деятельности людей и затрагивает каждого человека, многократно преломляясь во всех них них порой самым неожиданным образом. В этой системе убеждений выражается не только то лучшее, что было или есть в данное время, в ней отражено самое главное, а именно то, что может или должно быть в наиболее развитом, высшем своем проявлении. Но главное, пожалуй, состоит в том, что именно в идеологии человек чаще проявляет лучшие свои качества и тем самым их сохраняет. Несмотря на то, что идеология, как указывает А.А. Зиновьев, не имеет научной основы и не подлежит научной оценке, она выполняет регулирующую поведение людей функцию, причем делает это более эффективно, нежели все законы и нравственные нормы вместе взятые. Нормы морали и права консервативны, они налагают различные запреты, предполагают какие-то санкции, но эти нормы не указывают направления движения, не обладают мотивационной силой, не придают ощущения смысла тому, что человек делает и без чего он ничего созидательного делать никогда не станет. Психиатрии, как и медицине в целом, свойственны собственные аспекты идеологии. Перечень образующих ее идей прямо обычно не формулируется, как это делал в своих заповедях Гиппократ, они выглядели бы не менее наивно и двусмысленно, но в любом учебнике или руководстве по психиатрии ее идеологемам всегда отводится достойное их значению место. Без адекватной, пусть и имплицитной идеологии тяжелая сама по себе работа врача-психиатра превратилась бы в настоящий кошмар, поистине каторжный труд по принуждению, а не по собственной доброй воле и уж тем более по призванию; 3. всеобъемлющее знание, способное разрушать предрассудки и реформировать общество (А..Д. де Траси); 4. в теории К.Маркса и Ф.Энгельса - картина мира и общества с точки зрения правящего класса; 5. система идей и взглядов (политических, правовых, религиозных и т.д.), в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп.

Тема идеологии в политической сфере — это наверное, самая непростая тема. Она довольна абстрактна и включает множество тезисов, которые проверяются в том числе и на ЕГЭ по обществознанию. В этой статье мы разберем насколько это возможно полно эту тему и проведем параллели с общественной жизнью.

Определение простыми словами

Идеология — это система идей об устройстве общества и государства. Ничего проще нет и не будет. Идея — это некая система теоретических положений. Политико-социальная идея — объясняет общественное и государственное развитие и устройство. Идеология — система идей.

Хотя в Конституции России записано, что в РФ нет никакой официальной идеологии, это далеко не так. Любое общество и государство имеет идеологию. Она объясняет, что было вчера, что есть сегодня и что, вероятно, будет завтра. По направленности их различают: лево-радикальные, либеральные (центристские) и правые (консервативные).

Основные функции:

Экспликативная — они объясняют простому народу, что сегодня происходит. Например, сегодня в России идеология либерализма, которая выступает органичным продолжением капитализма. Народ знает, что все решают деньги, даже в тех случаях, когда такого происходить не должно.

Мобилизационная — они консолидируют граждан для каких-то общих целей. Например, послевоенная Япония представляла жалкое зрелище. Религиозная идеология (кокутай, синтоизм и прочее) сумела консолидировать народные массы и сегодня эта страна — третья по производству в мире.

Стратегическая — она задает обществу цель — к чему надо идти, что будет в стране через 20- 50 лет? К примеру в СССР государство знало к чему ведет общество — такому социальному строю, при котором будет изобилие товаров и услуг (коммунизм). Сегодня у России толком цели нет. Была олимпиада в Сочи 2014... А дальше что? Нет объединяющей общество идеи, нет идеологии, кроме потребления и культа денег. Разумеется есть примеры и негативных целей, задаваемых идеологией. Так фашизм выступал за уничтожение других наций и народов. Детальнее о нем .

Легитимации политического режима — она объясняет народу, почему существующая доминирующая политическая сила имеет право повелевать и властвовать. К примеру, в СССР была идеология марксизма-ленинизма, которая наглядно объясняла, что вот есть загнивающий Запад и есть процветающее советское общество.

Нормативная — она задает общие требования поведения в политике, которые приняты в данном обществе.

Основные направления

Лево-радикальные предполагают революционное развитие общества — через ломку старого и формирование принципиально нового строя. Левыми они называются так потому что впервые во время Французской революции слева от трибуны парламента сели те люди, которые выступали за радикальные меры. Самой левой идеологией выступает анархизм — учение о том, что любое государство есть зло, потому что представляет собой союз священника, кесаря (налогосборщика), полицейского и палача, который удовлетворяет только свои, государственные интересы.

Либеральные идеологии восходят к идеям либерализма. Детальнее об этой идеологии . Социальной базой этих идеологий является буржуазия (бизнес). Развитие либералы видят в реформировании существующего строя.

Правые идеологии (консервативные) — выступают за сохранение существующего строя и развитие через эволюцию — медленное поступательное развитие. Мы не знаем законов развития общества, поэтому чтобы не навредить, мы лучше сохраним то, что есть. Социальной базой правых выступает аристократия и высший класс.

Разумеется сегодня в социальной базой идеологий могут выступать и другие социальные слои. Необходимо отметить, что крайне радикальные формы идеологий существуют и с права. Например, фашизм, нацизм, фундаментализм — крайне правые примеры идеологий.

Разумеется в этой теме полно нюансов: например, какие партии в России к какому направлению относятся и почему? Кто был основателем тех или иных идеологий? Также надо разбираться с происхождением каждой, чтобы понимать, чем отличается либерализм от неолиберализма, консерватизм от неоконсерватизма? Все эти моменты разобраны в видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

С уважением, Андрей Пучков

ИДЕОЛОГИЯ - система политических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических идей и взглядов, исповедуемых партиями, политическими течениями, общественными движениями, научными школами, отражающих их мировоззрение, идеалы, целевые установки. В идеологии осознаются, отражаются, оцениваются отношения людей к окружающей действительности, общественные отношения, социальные проблемы, положение социальных групп и слоев, их интересы, цели социально-экономического развития.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 171.

Богостроительство как марксизм по-русски

Дебаты вокруг богостроительства, вызвавшие к жизни столь сильные эмоции вождей и теоретиков революционного движения России в первые десятилетия XX века, с высоты нашего XXI столетия могут показаться лишь спорами о том, чей чёрт старше. Сам предмет обсуждения нашими современниками кажется по меньшей мере странным – после всего произошедшего в стране и в мире после 1917 года. Однако такая оценка ошибочна. Предмет дебатов вокруг богостроительства на самом деле сохраняет актуальность и в наши дни. Именно так: сегодня продолжается тот процесс, в котором с двух сторон сошлись принципиально разные к нему (процессу) подходы...

Богостроительство (СИЭ, 1962)

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО - враждебное марксизму религиозно-философское течение, возникшее среди небольшой группы неустойчивой социал-демократической интеллигенции в эпоху реакции 1907-1910 годов в России. После поражения революции 1905-1907 годов, в условиях контрреволюционного столыпинского режима, среди буржуазной интеллигенции наблюдались деморализация, ренегатство, усиление тяги к философскому идеализму и мистицизму, рост религиозных настроений, что нашло выражение, в частности, в течении богоискательства.

Богостроительство (Ильичёв, 1983)

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО, течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м десятилетии 20 века в России, трактовавшее созидательную деятельность человечества как религиозную. Своим основанием богостроительство объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в котором оно стремилось найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх смерти, одиночества и т. п.) без апелляции к стоящей над человеком силе. Представители богостроительства - А. В. Луначарский, В. А. Базаров, отчасти М.

Богостроительство (РИЭ, 2016)

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО - течение русской философско-религиозной мысли, возникшее в среде марксистских литераторов в первое десятилетие XX века, в котором религия понималась как созидательная деятельность человечества. Богостроительство в основе любой идеологии видело соответственное мироощущение, которое в определенной степени содержит религию, объединяя с ее помощью общество в едином эмоциональном порыве особым аффективным отношением к «святыне», к ценностям.

Западничество (Акмалова, 2011)

ЗАПАДНИЧЕСТВО. Направление русской общественной мысли, оппозиционное к идее самобытности. Западники в узком смысле – влиятельное идейное течение русской общественной мысли 1840–1850-х годов, порожденное активными поисками ответов на вопросы о грядущих социальных преобразованиях в стране, о выборе ею путей и форм развития. Западники исходили из того, что прогресс в России невозможен без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленные народами Западной Европы. Центральной фигурой в споре между ними и славянофилами был Петр Великий.

Возникновение даосизма, конфуцианства и фацзя

Самыми значительными из этих [идеологических] течений были даосизм, конфуцианство и фацзя, которое принято условно называть школой «легистов» («законников»). Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, были выражением интересов, с одной стороны, знати: старой, потомственной, и новой, имущественной, а с другой - эксплуатируемого земледельческого населения - общинников. Характерно, что создателями и проповедниками этих учений часто выступали люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов.

Петрашевцы (ВИ, 1959)

В 40-х годах стало выделяться особое, революционно-демократическое направление русской общественной мысли. Революционные демократы отражали интересы широких народных масс и прежде всего закрепощенного крестьянства. Являясь по большей части выходцами из революционной разночинной интеллигенции, они привлекали к себе отдельных представителей поколения дворянских революционеров. Виднейшими идеологами революционно-демократической мысли в России 40-х годов были В. Г. Белинский и А. И. Герцен.

Панафриканизм

Первые Панафриканские конгрессы. После Первой мировой войны получила новый импульс концепция панафриканизма. Усилиями авторитетного африкано-американского ученого, публициста и общественного деятеля Уильяма Дюбуа (1868-1963) была организована серия из четырех панафриканских конгрессов (1919-1927).

Сначала Дюбуа обратился к президенту Вильсону и участникам Парижской мирной конференции с предложением о пересмотре правового статуса африкано-американцев и африканцев. У него было несколько проектов, в том числе создание африканского государства под международным контролем на территории Бельгийского Конго, португальских и бывших немецких колоний. Державы-победительницы не стали рассматривать эти планы, а в европейской печати они были объявлены утопическими...

Вопросы к зачету

по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»

для студентов на 2013/2014 учебный год

    Идеология как социальный феномен, его сущность, структура и функции.

Понятие идеологии и ее генезис.

Термин «идеология» древнегреческого происхождения, составлен из двух слов «идея» и «логос» и буквально означает «учение об идеях», о том, как эти идеи взаимодействуют, переходят от одних к другим, существуют как некая самостоятельная сфера. Сущность идеологии.

Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой поставили.

В структуру идеологии входят следующие компоненты:

I.Знания, идеи, взгляды, ценности, нормы.

II. Важную роль в идеологии играет система теоретических концепций и идей. Если бы идеи выражались в таком виде они были бы малодоступны широкому кругу людей.

III. Сами по себе знания и идеи вне системы ценностей не обеспечивают целостного характера идеологии. Понятие «ценность»

IV. В структуру идеологии входят убеждения, являющиеся формой углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, представляющие звено перехода от знаний к практическим действиям.

V. Огромное значение играет волевой компонент, т.е. способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деятельности.

VI. Центральное место и значение занимает в идеологии понятие интерес.

VII. Идеологическая деятельность, идеологические учреждения и организации, и, наконец, идеологические процессы.

Функции:

Интегративная функция – ее роль определяется тем, что никакое социальное движение – прогрессивное или реакционное, интернационалистское или националистическое, либеральное или консервативное, социалистическое или фашистское – невозможно без идеологии.

Теоретическая функция – теоретические обоснованные концепции, объясняющие пути развития общества и роль в этом определенных социальных слоев, партий, движений, развиваемых и отстаиваемых ими идей, ценностных ориентаций и идеалов.

Образовательно-воспитательная функция идеологии – внесение идеологических установок, концепций в сознание людей, имеющем целью формирование у них определенных политических, нравственных, эстетических и иных убеждений и ценностных ориентаций.

Мобилизующая функция идеологии – способность задавать людям ту или иную направленность мыслей, чувств, мобилизовывать их волю, интеллект, действия для достижения определенных целей.

Мотивационная функция - формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам.

Прогнозирующая функция идеологии – воздействует на сознание и чувства людей, на их жизненную позицию, на изменение существующей ситуации в желаемом направлении, это также проекция в будущее.

Социально организующая функция идеологии – совокупность всех охарактеризованных функций в их органическом взаимодействии.

    Идеология государства как специфический тип идеологии.

Выделяют идеологии глобальные (мировые), локальные (внутригосударственные) и частичные.

К глобальным идеологиям относятся социализм (включающий так же марксизм-ленинизм, демократический и утопический социализм), либерализм, консерватизм, национализм и др. Глобальными их называют потому, что все они претендуют на выработку некой общей для всего человечества программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества и государства.

Локальные идеологии обычно формируются отдельными обществами и государствами, выражают потребности внутренней регуляции отношений между властью и обществом. Идеологии частичные выражают всю пестроту интересов различных социальных слоев и групп. Конкретным проявлением частичных идеологий является многопартийность.

Типология идеологий может быть проведена и по ее основному социальному носителю, в этом случае говорят о рабовладельческой, феодальной, буржуазной, мелкобуржуазной, пролетарской идеологии.

Можно типологизировать идеологию по сферам функционирования, в этом случае говорят о национальной, государственной, политической, официальной, оппозиционной идеологии .

В последнее время все чаще говорят о видах идеологии, выделяемых по сферам социальной жизни: гуманитарная идеология, экономическая идеология, политическая идеология, идеология прав человека, идеология средств массовой информации.

Идеология государства – это совокупность идей, взглядов и представлений о путях развития общества и государства, его целях, принципах и приоритетах, изложенных в конституции, а так же система политических ценностей, разделяемая большинством сограждан.

Выделяют три уровня идеологии:

1. Теоретико-концептуальный, который предполагает изложение основных норм и принципов, ценностных ориентаций определенных социальных групп общества.

2. Программно-политический, который включает программные положения лозунги и требования по реализации целей и задач развития общества.

3. Актуализированный, который предполагает определенный уровень освоения гражданами целей и принципов идеологии государства.

Высший уровень идеологии государства образуют научные труды, другие работы, претендующие на научность.

Средний уровень идеологии государства составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления внутренней и внешней политики государства.

Низший уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых, так или иначе, пропагандируется содержание идеологии государства – политическая символика, произведения искусства, статьи, книги, лекции .

    Формирование и перспективы развития идеологии белоруской государственности.

Самоопределение - исторический процесс перехода от одного состояния к другому в развитии государства и его общественных форм. Это присуще и белорусской государственности.

Проблема выбора дальнейшего развития белорусской государственности вновь оказалась в центре борьбы после распада союзного государства. Определились три концептуальных подхода. В геополитическом отношении, действительно, у Беларуси три пути развития. Их сущность можно свести к следующему.

Первый подход - совершенствование существующей суверенной белорусской государственности в границах воссоздаваемого союзного государственного образования, на этой основе обеспечить свой всесторонний прогресс.

Второй подход - узаконить национальную государственность белорусского народа как единственно истинную. Т.о. предпринимаются попытки воссоздать то, что исчезло в историческом потоке.

И третий подход - превратить Беларусь в составной компонент Западной Европы, то есть взять за образец государственности какую-либо западноевропейскую страну и создать характерные для нее государственные структуры в Беларуси.

Оба (2 и 3) этих подхода несостоятельны и пагубны как для самой национальной государственности, так и для белорусского общества в целом. Наиболее эффективной, а, следовательно, приемлемой для белорусского общества является первая альтернатива, а именно: совершенствование существующих институтов белорусской государственности, включая и воссоздание в новой форме союзного межгосударственного образования, которое будет, является гарантом безопасности и суверенитета Республики Беларусь.

Закрепление приоритета прав человека над правами общества, нации и государства - одна из самых отличительных черт Конституции Республики Беларусь. Именно это является основой содержания формирующейся идеологии белорусского государства, которая аккумулирует все позитивное из исторического прошлого народа Беларуси и его достижений на современном этапе. Характерной чертой идеологии государства должен стать патриотизм, преданность Отечеству, гордости за свой народ.

    Идеология белорусского государства в контексте современных идеологических концепций и доктрин.

Определение понятия идеологии как философской категории и ее сути четко, емко и понятно сформулировано Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко: «Идеология - это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям».

В настоящее время отдельные политологи, государственные деятели стараются не использовать термин «идеология», определяя таким образом полную деидеологизацию общества. Однако ведущие ученые, философы полностью отвергают такие заключения, считая их ошибочными и не соответствующими реалиям сегодняшнего дня. И даже если идеология как философская категория в политическом лексиконе не присутствует, государственная политика в любом случае строится на основании доктрин, пришедших к власти политических сил и их лидеров, определяющих концептуальные, стратегические позиции страны.

В настоящее время общепризнанным является положение, согласно которому социализм, либерализм, консерватизм и другие идеологические доктрины в различных формах и проявлениях определяют общественно-политическую и социально-экономическую деятельность любой страны независимо от формы государственного устройства.

Беларусь уверенно и спокойно идет по избранному пути.

В то же время работники государственного управления и идеологи всех уровней не должны забывать, что современные реалии таковы, что политические процессы, идеологическая работа без прогрессивного развития перестанут быть востребованными обществом. Разработка и совершенствование основ идеологии белорусского государства по своей природе представляет собой инновационную структуру современной социально-гуманитарной науки. Формирование научных основ идеологии белорусского государства является сложным процессом, который требует изучения всего комплекса задач по данной проблеме. В этом контексте особого внимания требует исследование современных концепций и доктрин с целью их активного использования во внутренней и внешней политике государства. Научная разработка идеологии белорусского государства требует совокупного подхода в интеграции философских, исторических, политологических, правовых, экономических и других социально-гуманитарных выводов, предложений и заключений. В этом плане белорусские ученые должны разработать четкие механизмы, методы и пути организации деятельности идеологических структур во всей иерархии идеологической вертикали республики.

Понятие идеологии (от греч. Idea - идея, образ и logos – слово, понятие) представляет собой систему исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, направляющих их деятельность на сохранение или преобразование существующего общественного устройства.

И отечественный опыт последнего десятилетия, и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества, специфическим ориентационно-ценностным сознанием, выражающим интересы различных социальных общностей и общества в целом.

В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как заметил П.Сорокин, лежит, в конечном счете, идеологический кризис.

Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры.

Как в структуру мировоззрения , так и в структуру идеологии включаются такие компоненты, как знания, взгляды, ценности, нормативы, убеждения, действия, волевой компонент.

Понятие "ценность" используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Убеждения – это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они вливаются в "сосуд" мировоззренческих и идеологических приоритетов.

Как и в любом обществе, идеология в белорусском обществе выполняет разнообразные функции: мировоззренческо-ориентирующую, нормативно-регулятивную, мобилизирующую, познавательную, коммуникативную, воспитательную, аксиологическую, мотивационную, социально-преобразовательную, прогностическую, интеграционную и др.

Идеология несет в себе критическую функцию.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.

В нормативной функции фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться.

    Национально-государственное самосознание и этноконфессиональные аспекты идеологии белорусского государства.

Национальная принадлежность человека является важным фактором общественной жизни, так как через нее фиксируются устойчивые и осознанные представления людей о своей стране, о национальных целях и интересах, о собственном месте в сообществе наций. В статье 50 Конституции Республики Беларусь отмечается, что каждый человек имеет право сохранять свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения.

Национально-государственное самосознание - совокупность взглядов, оценок, мнений, отношений, выражающих представления членов национальной общности, граждан данного государства о своей истории

В качестве характеристик, объединяющих людей в единую государственную нацию, могут выступать язык, ценности и нормы, историческая память, религия, мифы об общих предках, народное и профессиональное искусство, связь с родной землей.

Беларусь уникальна тем, что исторически в ней сложился интеграционный тип культуры. Интеграции норм и ценностей других культур способствовала этническая толерантность, свойственная белорусам, контакты представителей разных культур в рамках одного государства.

Национальное самосознание не является наследуемым качеством, оно формируется в результате приобщения к культурным ценностям и святыням народа, через сопоставление своей группы («мы») с иными группами («они»).

Развитие национального самосознания в политическом плане может играть двоякую роль. С одной стороны, это может быть прогрессивный процесс, ведущий к новому развитию нации в экономическом, культурном, образовательном и т. д. плане. С другой стороны, такое позитивное развитие возможно, если нация не будет утверждаться на своей мнимой «исключительности», «особом пути развития», отрицать общечеловеческие ценности, сводить национальное сознание до уровня узких клановых, земляческих, корпоративных интересов.

Мощной основой для формирования политического сознания является великий подвиг белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Молодежь должна знать о жизни и подвиге старших поколений. На основе преемственности традиций, наполнения их новым содержанием укрепляется наше государство.

    Политическая культура и идеологические процессы в белорусском обществе.

Политическая культура – исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовное побуждение и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.

Термин «политическая культура» впервые употребил в 18в. немецкий философ-просветитель И. Гердер. Теория «политической культуры» сформировалась в 50-60-е гг. 20в., где значительный вклад внесли американские ученые Г. Алмонд, Л. Кай, С. Верба и французы М. Дюверже, Р. Шварценбург.

Структура политической культуры включает в себя следующие компоненты: познавательный, эмоциально-чувственный, оценочный, поведенческий

Функции политической культуры:

1)социализация, характеризуется обретением человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать себя в определенной политической и социальной среде

2)интеграция, обеспечивающая различным социальным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранение целостности государства и его взаимодействие с обществом

3)коммуникация, обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе общепринятых символов, терминов, стереотипов и других средств информации и языка общения

4)адаптация, выражается в потребности человека приспосабливаться к изменяющимся политической среде и условиям осуществления своих прав в сложных адаптивных ситуациях

5)идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в определении своей групповой принадлежности к тому или иному типу культуры.

Процесс создания государства опережает процесс формирования национального сознания и нации. Поэтому сейчас национальная идея должна базироваться на признании белорусами всех граждан РБ вне зависимости от их языка, культуры, религии, политической идеологии и т.д. У всех нас общая Родина, общая судьба, общие коренные интересы, равные права и обязанности.

Важнейшая задача всех граждан страны - это сохранение и укрепление независимости Беларуси.

    Средства массовой информации и информационная политика в Беларуси.

Печатные СМИ в Беларуси

По состоянию на 1 января 2013 года в Беларуси издавалось 692 газеты и 739 журналов. Более двух третей из них являются частными.

Печатные СМИ в Беларуси издаются преимущественно на белорусском и русском языках, хотя есть издания на английском, польском, украинском и немецком.

Наиболее влиятельными в стране являются газеты "СБ.Беларусь сегодня" и "Рэспубліка". Также в Беларуси популярны местные выпуски крупных российских газет "Комсомольская правда" и "Аргументы и факты."

Всего же в Беларуси распространяется более 4 тысяч зарубежных печатных СМИ, в том числе из России, Украины, Казахстана, США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Нидерландов, Польши, Литвы, Латвии.

Информационные агентства в Беларуси

В Беларуси действует 9 информационных агентств, 7 из них - частные.

Крупнейшим информационным агентством Беларуси является Белорусское телеграфное агентство - БелТА, которое имеет корреспондентскую сеть во всех регионах страны. В Минске, наряду с белорусскими информационными агентствами, работают также представительства российских информагентств - ИТАР-ТАСС, Прайм-ТАСС, корреспонденты ведущих мировых агентств - "Рейтер" и "Ассошиэйтед Пресс".

Электронные СМИ в Беларуси

По состоянию на 1 января 2013 года в Беларуси осуществляли вещание 166 радиопрограмм и 89 телепрограмм. Из них 23 радиопрограммы и 57 телепрограмм - частные.

Высокая доля общественных радиопрограмм объясняется тем, что большая их часть - это региональное радио, в качестве учредителей выступают местные органы власти.

В Беларуси действуют пять общенациональных телеканалов – "Беларусь 1", "Беларусь 2", "Общенациональное телевидение", "Столичное телевидение" и международный спутниковый телеканал "Беларусь-ТВ".

Международный спутниковый телеканал "Беларусь-ТВ" начал вещание в 2005 году. Сегодня вещание телеканала охватывает около 60 стран мира. Для пользователей сети Интернет организована онлайн-трансляция.

В сетях кабельных операторов Беларуси рестранслируется более 100 зарубежных телеканалов, в том числе "Euronews", BBC, "Eurosport".

В настоящее время Беларусь переходит от аналогового к цифровому телевещанию - переход будет завершен к 2015 году. Сегодня цифровое вещание доступно 94% населения страны.

Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь» (9.11.2011 № 1/13064)

В соответствии с Положением о Совете, утвержденном Указом, основной задачей Совета является выработка решений по определению государственной информационной политики и совершенствованию механизмов ее реализации.

В соответствии с Указом ОАЦ осуществляет регулирование в сфере:

1)функционирования Государственной системы управления открытыми ключами проверки 2)электронной цифровой подписи Республики Беларусь;

3)криптографической защиты информации, не содержащей сведений, отнесенных к государственным секретам;

4)межведомственного информационного взаимодействия государственных органов и иных государственных организаций на основе межведомственных и иных государственных информационных систем, не предназначенных для обработки информации, отнесенной к 5)государственным секретам, если иное не предусмотрено законодательными актами;

6)эксплуатации и развития межведомственных информационных систем.

    Политико-правовые основы деятельности профсоюзов

За последнее время существенно изменилась роль профсоюзов в обществе. Современный правовой статус профсоюзов позволяет им сосредоточиться на представительстве и защите социально-экономических интересов трудящихся.

Остановимся на правовой базе деятельности профсоюзов.

Основа деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложена в Конституции Республики Беларусь.

Конституционное закрепление полномочий профсоюзов нуждается, по нашему мнению, в совершенствовании. Конституция Республики Беларусь не наделяет профсоюзы правом законодательной инициативы, что затрудняет полноценное участие профсоюзов в нормотворческом процессе.

Основополагающим для правового регулирования деятельности профсоюзов является Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

Статья 1 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» определяет статус профсоюза как общественной организации, объединяющей граждан для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов.

Рассматривая соотношение профсоюзов и политики, следует отметить:

1)принадлежность или непринадлежность граждан к профсоюзам не влечет каких-либо ограничений их политических прав и свобод, гарантируемых законодательством Республики Беларусь (статья 4);

2)профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства (статья 6);

3)профсоюзы принимают участие в разработке государственной политики занятости (статья 10);

4)при проведении забастовок по инициативе профсоюзов запрещается выдвижение политических требований (статья 22).

Анализ этих норм показывает, что членство в профсоюзе отграничено от реализации политических прав; профсоюзы имеют право участия в социально-экономическом спектре общественных отношений; профсоюзы не вправе использовать предоставленные им способы защиты прав трудящихся для преследования политических целей.

Базовым нормативным правовым актом, устанавливающим и регламентирующим правомочия участия профсоюзов в осуществлении защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, является, безусловно, Трудовой кодекс Республики Беларусь.

    Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства.

Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела содержит раздел “Основы конституционного строя”. Уже сам факт начала текста Конституции с данного раздела свидетельствует о его фундаментальном значении.

Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах: формальном и содержательном.

Строй – это система построения чего-либо. С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как любое устройство государства и общества на основе конституции. Однако, если под конституционным строем просто понимать закрепленный в конституции способ (систему) организации государства и общества, то можно сделать вывод, что любое государство (коль скоро у него существует “конституционный” строй) является конституционным. Однако не всякое государство является конституционным (правовым). Здесь важно обратиться ко второму аспекту – содержательному аспекту – определения понятия “конституционный строй”. В этом смысле под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты):

1) подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное);

2) прежде всего, признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.);

3) разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании;

4) многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;

Идеология: вчера, сегодня и завтра

Идеология – что это такое, какую роль она играет в объединении людей, нужна ли она в современных условиях развития обществе? Если нужна, то какая и в каком виде? Эти вопросы я попытаюсь поднять в этом материале и предлагаю обсудить в комментариях под ним.

После развала СССР, в пределах новообразованных государств СНГ, происходит постоянный поиск идеологии, которая бы объединила общество, укрепило государственную систему. О результатах данного поиска могу судить только по , которая за два десятка лет независимости так и не смогла её обрести.

Плохо это или хорошо, решать не мне, да и не является это целью статьи. Тот же поиск «собственной» идеологии происходит и в . Для части общества, как Украины, так и России этот вопрос актуален, он их волнует, и в процессе поиска необходимой идеологии они обсуждают данную тему на различных информационных площадках/форумах. Изначально на этих площадках в процессе дискуссии идёт разделение комментаторов на два лагеря – консерваторы и либералы , но потом выясняется, что консерваторы не могут определить, кого из вождей воскрешать, а либералы не все желают видеть у себя в городе. Так постепенно, два лагеря, в процессе споров и дискуссий, разделяются на множество групп, которые начинают ожесточённо отстаивать свою «единственно правильную» точку зрения (идеологию).

Вот и получается, что изначально 100 человек делятся на два лагеря, которые, в свою очередь, делятся на группы (10*10), и получается так, что, обретая одного идеологического сторонника в своей группе, ты получаешь «в подарок» ещё девять противников из других групп? Возможно ли в подобных условиях идеологического разделения говорить об общественном объединении и вести конструктив? Безусловно, в рамках своей группы (10 человек) можно, но ведь цель должна стоять в объединении всего общества, иначе, зачем городить этот огород?

По моему личному опыту, это практически нереально . Как только разговор уходит в идеологию, начинается разделение и бесконечный словесный трёп каждого о своём. Почему так получается и возможно ли выйти за рамки бесконечного разделения и антагонизма? Давайте подумаем.

Идеология (idea – прообраз, идея; и logos – слово, разум, учение):

  • система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу ;
  • система идей, представлений, взглядов, характеризующая воззрения на социально-политическую и иную жизнь какой-л. социальной группы, класса, политической партии, общества ;
  • понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; не являясь религиозной по сути ;
  • обосновывая и выражая интересы, указывая пути их осуществления и предлагая соответствующие образцы поведения, идеология объединяет индивидов, в единую общность. Наиболее ярко интеграционная функция идеологии проявляется в национальных идеологиях, стремящихся сплотить всех представителей нации для достижения общих целей .

Выходит, что идеология способствует объединению людей с определёнными взглядами и мировоззрением в соответствующие социальные группы, классы, политические партии. Если же рассматривать процесс объединения людей в идеологические группы в целом с позиции общества, то любая идеология , как таковая, разделяет единое общественное пространство на группы людей с различными, а порой и конфликтующими взглядами, идеями и т.п.

Получается, что идеология, с одной стороны, объединяет людей в группы, а с другой – разделяет общество на группы, клейстеры. При этом, чем более высокий уровень «идеологической накачки» в группах, тем выше конфликтная среда и сильнее их противостояние: ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъектами политики. Идеология фундирована конфликтной природой мира , его выстроенностью по полюсной модели «враг-друг», кристаллизирующей сторонников той или иной идеологии. Степень разработанности и наглядности образа идеологического противника правомерно полагать главным основанием сплочённости социальной группы – носителя идеологии .

С вышесказанным могут быт не согласны те люди, которые уже находятся в определённой идеологической группе или ассоциируют себя с ней, и с их точки зрения, с позиции отдельной группы, идеология объединяет. Проблема в том, что это объединение происходит в «сконструированной» реальности, имеет целью манипулирование и управление людьми путём воздействия на их сознание. В «Мифологиях» (1957) Барт объединил миф и идеологию, называя их «метаязыком». Барт не считал целесообразным проводить между идеологией и мифом семиотическое разграничение, определяя идеологию, как введённое в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение.

Приведу ещё несколько определений:

  • идеология по К. Мангейму – искажённое отражение социальной действительности , выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей.
  • идеология по – это готовый «мыслительный товар» , распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей с целью, ничего общего не имеющей с идеологией и очень часто совершенно ей противоположной .

Если же применение различных, общепринятых, идеологических моделей для объединения общества неоднозначно и проводит к его фрагментированию с неопределёнными последствиями, то почему всё равно отдельные личности/группы пытаются найти, утвердить и навязать свои иделогемы?

Я считаю, что поиск идеологии в большей степени тревожит старшие поколения, и, чем человек старше, тем этот вопрос актуальней, а для некоторых это становится одержимостью: «Идея, а потом всё остальное». Почему старшее? Думаю, это обусловлено их жизненным опытом и тем состоянием развития общества, коммуникационными связями, при которых они становились как личности . Доступ к информации был ограничен и практически полностью контролировался, коммуникационные связи были слабые, ведь даже не у каждого был городской телефон.

В таких условиях, идея, которая директивно санировалась в общество со слабыми коммуникационными связями, завладевала умами и играла роль стабилизации общества и его объединения. Проблема в том, что в современных условиях такой подход в объединении может и работает, но не эффективно. Практически любой житель имеет доступ к любой интересующей его информации, равно, как и имеет возможность общаться с людьми из различных уголков Земли и обмениваться информацией в режиме он-лайн. Все же попытки санировать идею в общество с высокой степенью коммуникационных связей просто «размываются».

Этот подход ещё возможно применять где-то в , где можно сказать, что это правда и так есть, племена встали и пошли за тобой. Но в цивилизованном Мире это уже не работает. Каждый имеет возможность для себя определить: настолько ли социальное равенство – равное, можно ли прожить без гей-парадов, и стоит ли воскрешать вождей?

Применяемые ранее подходы в построении общества посредством идеологии уже не даёт тот эффект и не завладевает умами, как раньше. Но ведь мы все ощущаем объективную необходимость в объединении, стабилизации и развитии всех общественно-государственных институтов. Если ощущается такая необходимость, то следует искать что-то вне общепринятых идеологических построений что-то, что позволяет объединять уже существующие идеологические группы в единую систему при минимальном уровне антагонизма.

Перед тем как начну размышления на вольную тему и поиск той «идеологии», которая бы соответствовала современным условиям, хочу привести выдержу из выступления Евгения Примакова на международной конференции «Россия в мире силы XXI века» , приуроченной к 20-летию СВОП и 10-летию журнала «Россия в глобальной политике» (Образы России и мира вне идеологии):

«Сила идей и образов» – тема, выделенная на нашей конференции, абсолютно оправдана. В нынешних условиях идеи и образы государств – участников международных отношений влияют на развитие мировой обстановки не в меньшей мере, чем сила денег и сила оружия. Сначала об общих подходах.

Первый . Неверно представлять, будто после окончания холодной войны влиянию идеологии больше не подвержены политика, соотношение сил на региональном и глобальном уровнях, в целом. Видоизменились характер и форма такого влияния, но оно никуда не исчезло. Более того, идеологическое противостояние, целенаправленное внедрение своих, часто подкрашенных образов при искажении чужих, стало одной из составляющих внешнеполитической практики.

Второй подход : либерализм, консерватизм и социализм сохраняются, как три самых значительных идеологии. Однако в нынешних условиях они проявляются несамостоятельно, испытывая взаимовлияния, находясь в процессе конвергенции (процесс сближения, схождения, компромиссов), они стали составными частями идеологической модели, присущей различным странам. Для понимания сегодняшней (это относится и к другим государствам) следует исходить не только из содержания идеологии, но и из того, что определяющим является соотношение между частями идеологической модели.

Третий подход : далеко не всегда политика лиц или группы лиц, причисляющих себя к той или иной идеологии, соответствовала и соответствует её сути...

Я это высказывание Е. Примакова понимаю как: «Да, они всё ещё остаются основными идеологиями, но сегодня они не самодостаточны, вынуждены взаимодействовать, идти на компромиссы, и будущее страны определяется балансом между ними степенью взаимодействия».

Мы должны исходить, что сегодня и завтра в обществе будут присутствовать эти три основные идеологии, которые, в силу развития коммуникаций, будут всё активней между собой взаимодействовать и пересекаться. Считаю, что в сложившихся условиях не стоит направлять все силы на ликвидацию одной из групп. Ведь борьба против ни к чему, кроме расходования ресурсов (временных, человеческих) и ещё большей поляризации в обществе не приводит. Необходимо искать оптимальные формы взаимодействия этих, уже существующих, идеологических групп.

При поиске «идеологии», которая бы могла установить взаимодействие между различными идеологическими группами, следует определить основу, которая их всех объединяет. То, из-за чего будут устанавливаться взаимодействия и находиться компромиссы. Это можно назвать «эволюционным развитием» . социально-экономических сфер и общественно-государственных институтов без революций, переворотов, экономических потрясений, войн и т.п. Но мне это тяжело назвать идеологией , скорее – это естественная потребность любого и каждого, вне зависимости от принадлежности к той или иной группе.

Это же можно определить как «рациональный прагматизм» или «здравый рационализм», не суть важно. Важно, что это находится вне идеологем, в какой-то мере над ним и позволяет устанавливать между ними взаимодействие и компромиссы. Движущей силой при этом выступают не лозунги о «светлом будущем» или идеи о «Городе Солнца», движущей силой может выступать каждый представитель социума, имеющий отношение к любой идеологической группе.

Интересную мысль на этот счёт высказал Давид Эйдельман : новые идеологические концепции, для того, чтобы быть удачными и востребованными, должны прежде обращать внимание на то, что называется «человеческим фактором», «человеческим капиталом». Мне вообще кажется, что человек – это краеугольный камень и залог всего. И завтрашний день принадлежит не представителям точных наук, которые пока застряли, поскольку отстающее человечество не готово к их дальнейшему продвижению, а тем, кто занимается человеческим ресурсом, выстраиванием межчеловеческих взаимоотношений. Люди уже накопили достаточно оружия, чтоб многократно уничтожить друг друга. Теперь прогресс не только в дальнейшем усилении технологий, но в усовершенствовании человеческого общества .