Правовой статус субъекта федерации определяется. Правовой статус субъектов рф. Единство системы государственной власти

Субъекты РФ и их правовой статус

1.2 Виды субъектов Российской Федерации и их правовой статус

Федеративные государства могут строиться на двух основных принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, определяется правовой статус ее субъекта.

Территориальный принцип предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграниченные независимо от национальной принадлежности проживающего там населения.

Национальный принцип построения федерации предусматривает наличие на данной территории титульной национальности, дающей название субъекту.

Российская Федерация - это федерация смешанного типа, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку. Три вида субъектов РФ организованы по национальному признаку. Это - республики в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область. Другие три вида - края, области и города федерального значения - сформированы по территориальному признаку.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ построен на основе ряда конституционных принципов, предопределяющих его сущность и содержание. К ним относятся: Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. и со вступит. статьей Б.Н. Топорнина. - М.: Юристь. 2006. С. 112-114

Ограниченность статуса субъектов РФ государственным суверенитетом России;

Равноправием субъектов РФ;

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

Государственная целостность и единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Правовой статус субъектов РФ устанавливается федеральными и региональными учредительными актами. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующих субъектов. Субъекты РФ самостоятельно разрабатывают и принимают свои конституции (уставы). Конституции (уставы) не требуют утверждения со стороны федеральных органов государственной власти.

Несмотря на то, что субъекты РФ несуверенны по своему статусу, они обладают общими основными элементами государственности, к которым относятся:

1. Наличие территории субъекта РФ, каждый субъект РФ обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч.1 ст.67 Конституции РФ).

На территории субъекта РФ распространяется государственный суверенитет РФ, верховенство Конституции РФ и федеральных законов.

Границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч.3 ст.67 Конституции РФ). Изменение границ между субъектами РФ утверждает Совет Федерации Федерального Собрания РФ (ч.1 п. «а» ст.102 Конституции РФ). Согласно Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 238-239, 20.12.2001. образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдум заинтересованных субъектов РФ.

2. Наличие собственной правовой базы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы государственной власти принимают собственные законы и иные нормативные правовые акты. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние в полном объеме осуществляют собственное правовое регулирование (ч.4 ст.76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их ведения, обладают верховенством на территории субъекта и обязательны к исполнению всеми физическими и юридическими лицами.

Конституция РФ в ч.5 и 6 ст.76 устанавливает гарантии верховенства федеральных законов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, действует нормативный акт субъекта РФ.

3. Наличие предметов ведения и полномочий. Каждый субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия, а также полномочия в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В ст.73 Конституции РФ закрепляется принципы полноты власти субъекта РФ в пределах установленных полномочий, который заключается в том, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

4. Право устанавливать систему и структуру собственных органов государственной власти и определять их компетенцию. В соответствии со ст.11 Конституции РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система этих органов устанавливается субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.77 Конституции РФ). В настоящее время принципы организации государственной власти в субъектах РФ определены в Федеральном законе от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации». Федеральный закон от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

5. Наличие государственных символов и столицы (административного центра). Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. Эти государственные символы отражают исторические, культурные, национальные и иные особенности субъекта РФ.

В соответствии с Федеральными конституционными законами «О государственном гербе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 года № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5021. и «О государственном флаге Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 года № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5020. гербы и флаги субъектов РФ не могут быть идентичны Государственному гербу РФ и Государственному флагу РФ. Последние не могут быть использованы в качестве геральдической основы для гербов и флагов субъектов РФ.

6. Право на наименование. Каждый субъект РФ вправе самостоятельно решить вопрос о его наименовании. В случае изменения его новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ (ч.2 ст.137 Конституции РФ). Согласно Постановлению Конституционного Суда от 28.11.1995 года № 15-П новое наименование субъекта РФ включается в текст российской Конституции указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.

До определения процедуры внесения изменений в ст.65 Конституции РФ свое наименование изменили следующие республики: Республика Горный Алтай была переименована в республику Алтай, Марийская Республика - в Республику Марий Эл, Чувашская республика - в Чаваш республику, Якутская Республика - в Республику Саха (Якутия). После 28.11.1995 года в ст.65 Конституции РФ было включено новое наименование трех субъектов РФ: Ингушская Республика стала Республикой Ингушетия, Республика Северная Осетия - Республикой Северная Осетия-Алания, республика Калмыкия - Хальмг Тангч приобрела наименование Республика Калмыкия, в 2001 году - изменила свое название Чувашия, а в 2003 году - Ханты-Мансийский автономный округ.

Субъекты РФ различаются по юридической природе и по особенностям конституционно-правового статуса. По этим критериям выделяют три группы субъектов.

Первую группу образуют 21 республика в составе Российской Федерации. Республики значительно отличаются друг от друга размером территории, численностью населения, уровнем социально-экономического развития. Например, территория республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км. А Северная Осетия имеет территорию размером 8 тыс. кв. км., что в 44 раза меньше. Население Республики Башкортостан более чем в пять раз превышает население Кабардино-Балкарской республики и в 16 раз население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния на конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации, который определяется Конституцией РФ и конституцией республики.

В соответствии с конституционными нормами статус российских республик характеризуется следующими чертами:

1) наличие собственной территории, которая может быть очерчена внутренней границей, отделяющей республику от других субъектов РФ, и внешней границей, отделяющей ее от иностранных государств. При этом внешняя граница одновременно является Государственной границей РФ. Согласно ст.67 Конституции РФ границы между субъектами могут быть изменены только с их согласия;

2) наличие собственной правовой системы, которая состоит из конституции республики, республиканских законов и других нормативных правовых актов, принятых в пределах ее компетенции, а также из договоров и соглашений республики с Российской Федерацией и другими субъектами РФ;

3) наличие собственных органов государственной власти, система которых определяется в соответствии с основами конституционного строя РФ, нормами Федерального закона от «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и законодательством республики;

4) наличие республиканской собственности, включающей в себя землю, е недра, леса, воды, другие природные богатства, находящиеся на ее территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния;

5) обладание международной правосубъектностью, т.е. республики вправе выступать участниками международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций;

6) наличие своих государственных языков, государственной символики и столицы республики;

7) наличие полномочий в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметов, относящихся к исключительному ведению республики.

Вторую группу субъектов РФ составляют края, области и города федерального значения (г. Москва и г. Санкт - Петербург), Статус этих субъектов РФ определяется Конституцией РФ, федеральными законами и уставами соответствующих субъектов. К характеристикам конституционно-правового статуса этой группы субъектов можно отнести: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2007. С. 143-145

1) наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без их согласия;

2) наличие собственных органов государственной власти;

3) наличие собственной правовой системы, включающей устав, законы регионального уровня и иные нормативные правовые акты;

4) наличие собственности;

5) данные субъекты являются участниками международных и внешнеэкономических связей;

6) наличие государственной символики и административного центра;

7) наличие полномочий в сфере предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметов, относящихся к исключительному ведению края, области, города федерального значения.

Третью группу субъектов РФ образуют автономная область и автономные округа. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является факт их вхождения в состав края или области.

Автономный округ - национальное государственной образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Особенностью автономных округов является большая территория при небольшой численности населения.

В настоящее время в составе Читинской области находятся Агинский Бурятский автономный округ, Архангельской области - Ненецкий автономный округ, Тюменской области - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Статус автономных округов до заключения Федеративного договора и включения его положений в текст Конституции РФ регулировался Законом РСФСР от 20.11.1980 «Об автономных округах РСФСР». Статья 1 данного Закона не определяла, какие из автономных округов входят в состав краев и областей, т.е. носила императивный характер. Закон РСФСР от 15.12.1990 № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» предусмотрел, что «автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область». Таким образом, конституционная норма приобрела диспозитивный характер. Это конституционное положение послужило основанием для принятия Закона РФ от 17.06.1992 № 3056-1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации».

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.05.1993 года № 9-П по делу о проверке конституционного данного Закона, Конституционный Суд РФ отметил, что развитие федеративных отношений в России «осуществляется на основе перераспределения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов в соответствии с Федеративным договором и характеризуется повышением конституционного статуса субъектов Федерации».

Характеристики элементов конституционно-правового статуса автономных округов и автономной области совпадают с характеристиками статуса краев, областей и городов федерального значения. Усанов Конституционное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М.: ООО «Издательство «Элит». 2009. С. 215-217.

Российская Федерация - яркий пример ассиметричной федерации. Субъектный состав Российского государства не только один из самых многочисленных в мире, но и самый разнообразный по видам. Исходя из этого, задачей конституционно-правового регулирования выступает процесс перевода ассиметричной федерации в так называемую плоскую федерацию, которая характеризуется наличием однопорядковых в правовом и экономическом плане субъектов Российской Федерации.

Российское государство – это федерация. РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ. Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Статус субъекта РФ может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ:

1) территориальный;

2) национальный;

3) национально-территориальный (смешанный).

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения. Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ. Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципов.

Виды субъектов РФ:

1) республики в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности; они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ);

2) края (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией);

3) области (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории);

4) два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург (они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения);

5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой);

6) автономные округа (образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе РФ обладают приблизительно равным объемом полномочий. Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее лицом.

Признаки субъектов РФ:

1) не обладают государственным суверенитетом;

2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ;

3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин;

4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством;

5) все субъекты РФ равноправны.

Автономная область и автономный округ в составе РФ – национально-государственные образования РФ, обладающие определенной, ограниченной территорией в пределах РФ и осуществляющие полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами и Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий от 31 марта 1992 г.

Правовой статус автономного округа (области) определяется совокупностью полномочий данного субъекта РФ, за исключением вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению РФ, и представляет собой совокупность прав и обязанностей, возникающих во взаимоотношениях с РФ и другими субъектами РФ, в состав которых он входит.

Черты правового статуса автономного округа (области):

1. Конституционно-правовое положение автономного округа (области) является одновременно совокупностью статуса части субъекта РФ и статуса самостоятельного субъекта РФ.

2. Конституционно-правовая природа автономных округов (области) такая же, как и у других субъектов РФ, он равноправный субъект РФ.

3. Автономный округ (область), как правило, входит в состав края, области, т. е. обладает единой территорией и населением с субъектом РФ, в состав которого входит автономное образование.

Двойственный характер правовой природы автономного округа (области) не означает ограничения этих субъектов РФ в правах по отношению к иным субъектам РФ. Автономный округ (область) – равноправный и самостоятельный субъект РФ. Он обладает собственной территорией и объемом полномочий, населением, системой государственных органов, уставом, законодательством, административно-территориальными границами и т. д.

Правовое положение автономного округа (области) не может быть заменено без предварительного его согласия. Статус автономного округа (области) такой же, как и всех других субъектов РФ, в связи с чем на них распространяются все права субъектов: право на символику субъекта, на равное положение в отношениях с РФ и т. д. На автономный округ (область) частично распространяется влияние органов государственной власти края, области, в которые они входят; для этого устанавливаются специальные законы субъектов РФ и заключаются договоры между ними о пределах компетенции. Автономный округ (область) самостоятельно регулирует вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами в соответствии с основами законодательства, кодексами, законами РФ. Конституцией РФ и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ (Москва, 31 марта 1992 г.) устанавливается перечень предметов совместного ведения федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти автономной области, автономного округа, которые могут быть ими переданы друг другу по взаимному соглашению. По вопросам своего и совместного с РФ ведения автономные округа (область) вправе принимать правовые акты, а также издавать специальный именной федеральный закон, но до настоящего времени ни один автономный округ (область) еще не воспользовался этим правом.

Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ, субъектов РФ и предметы их совместного ведения. РФ обладает суверенитетом на всей своей территории и осуществляет полномочия, отнесенные к предметам ее исключительного ведения в силу их особой важности для государства, например: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; федеративное устройство и границы, территории РФ; регулирование федерального бюджета; вопросы войны, обороны и мира и т. д.

Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти, т. е. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Сфера совместимого ведения РФ и субъектов РФ – полномочия, в пределах которых вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.

Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам:

1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному;

2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий;

3) независимости органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении своих полномочий от федеральных органов власти.

Соответствие законодательства субъектов РФ означает, что все акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции, должны соответствовать положениям Конституции РФ, федеральным конституционными федеральным законам. В случае, если орган государственной власти субъекта РФ принял акт вне пределов своей компетенции, такой акт может быть признан не соответствующим федеральному законодательству судом по заявлению заинтересованного лица в установленном порядке, а значит, такой акт не подлежит применению и ссылки на него не допустимы.

Равноправие субъектов РФ в составе РФ означает, что все субъекты РФ вправе самостоятельно, независимо от других осуществлять полномочия в пределах своей компетенции; при этом полномочия по изданию нормативных актов у всех субъектов равные. Ни один субъект РФ независимо от его формы (республика, край, область, автономный округ или область, город федерального значения) не может обладать большим или меньшим объемом полномочий, так как полномочия субъектов РФ устанавливаются Конституцией РФ для всех субъектов одновременно, а конкретизация федеративными договорами о разграничении предметов ведения касается только предметов совместного ведения.

Органы государственной власти субъектов РФ исполняют полномочия, но только в пределах своей компетенции либо по предметам совместного ведения согласно федеративным договорам о разграничении предметов ведения. Никакие органы государственной власти РФ не вправе препятствовать осуществлению полномочий субъектов РФ, принуждать их к принятию того или иного закона.

Компетенция органа власти – это определенный объем полномочий, установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов может осуществляться в формах:

1) заключения договора между субъектом РФ и РФ;

2) установления в нормах Конституции РФ.

Конституция РФ жестко устанавливает следующие виды компетенции органов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ:

1) компетенция РФ;

2) компетенция субъектов РФ;

3) вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В ведении органов власти субъектов РФ находится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества, за исключением вопросов исключительного ведения РФ.

Субъекты РФ не вправе без предварительного соглашения с РФ принимать нормативные акты, затрагивающие компетенцию РФ, например устанавливать собственные военные формирования, учреждать иные границы, нежели административно-территориальные, устанавливать таможенные налоги и сборы при въезде (выезде) на территорию субъекта РФ.

Однако РФ вправе передавать часть своих полномочий органам власти субъектов РФ, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит Конституции РФ. Эта передача полномочий осуществляется на основании договора о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ – это соглашение, в силу которого устанавливается компетенция органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Договоры о разграничении предметов ведения могут затрагивать предметы совместной компетенции РФ и ее субъектов. К ним относятся, например:

1) обеспечение верховенства федерального законодательства;

2) защита прав и свобод человека и гражданина;

3) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

4) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

5) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

6) иные текущие вопросы функционирования государственной системы.

Юридическое значение договоров о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и ее субъектов заключается в следующем: четко устанавливается перечень вопросов, по которым субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные акты; устанавливаются границы власти РФ на территории ее субъектов.

Изменение субъектного состава Российской Федерации возможно в двух случаях:

1) в случае принятия в состав РФ нового субъекта РФ;

2) в случае образования в составе РФ нового субъекта Федерации. Данная государственная процедура урегулирована нормами Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Главный принцип принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – добровольность. При изменении субъектного состава РФ должны учитываться государственные интересы, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности. Принятие в состав РФ нового субъекта – процедура изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части. Образование нового субъекта в составе РФ – это также процедура изменения состава субъектов РФ, но она представляет собой результат объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Иностранное государство принимается в состав РФ только при изъявлении добровольного желания и при наличии заключения о целесообразности принятия нового субъекта в состав РФ.

Иностранное государство (или его часть) может быть принято в состав РФ на правах республики, если международным договором о принятии в состав РФ нового субъекта не предусматривается предоставление этому субъекту статуса края или области.

Предложение о принятии в состав РФ в качестве нового субъекта РФ иностранного государства или его части может быть внесено только самим иностранным государством. Полномочия по рассмотрению такого предложения и принятию решения по этому вопросу принадлежат Президенту РФ после консультации с Советом Федерации ФС РФ и Государственной Думой ФС РФ. По данному вопросу должен быть подписан международный договор РФ с иностранным государством о его принятии в состав РФ в качестве нового субъекта. Такой международный договор должен регулировать вопросы:

1) наименования и статуса нового субъекта РФ;

2) порядка приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина РФ;

3) правопреемства в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов;

4) действия законодательства РФ на территории нового субъекта РФ;

5) функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ.

Международный договор РФ о принятии в свой состав нового субъекта подлежит ратификации федеральным законом после получения заключения Конституционного Суда РФ. Предложение заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта должно содержать:

1) социально-экономическое обоснование;

2) предполагаемое наименование и статус;

3) примерные границы нового субъекта РФ.

По вопросу об образовании нового субъекта в составе РФ обязательно проводятся референдумы на территории заинтересованных субъектов РФ.

После этого Президент РФ рассматривает предложение об образовании в составе РФ нового субъекта РФ. Он сообщает об этом Федеральному Собранию, которое в свою очередь принимает по данному вопросу федеральный конституционный закон. (например, Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) Каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

· 1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.


· 2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

· 3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

Субъектами Российской Федерации называются входящие в ее состав в качестве неотъемлемых составных частей на принципах равноправия национально-государственные и государственно-территориальные образования. В составе Российской Федерации 32 национально-государственных образования (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область) и 57 государственно-территориальных образований (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения).
Проблема правового статуса субъектов Российской Федерации является наиболее сложной, вызывающей много споров и дискуссий, а следовательно, и различные точки зрения на способы и пути решения этой проблемы. Прежде всего, следует отметить особенность закрепления правового статуса субъектов Российской Федерации, которая заключается в том, что этот статус закреплен двумя видами нормативно-правовых актов. Для республик - это Конституция РФ и Конституция соответствующей республики, а для краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - Конституция РФ и устав соответствующего субъекта.
Конституция РФ устанавливает основные принципы, на которых должен базироваться правовой статус субъектов Российской Федерации. Прежде всего, субъекты имеют свой основной закон и свое законодательство, для республик - это Конституции, для всех остальных субъектов - это уставы. Причем эти основные законы, как и все законодательство субъектов, принимается ими самостоятельно и не требует никакого утверждения со стороны общефедеральных государственных органов. Республика может принимать свою конституцию как представительным органом, так и путем всенародного референдума, уставы других субъектов Федерации принимаются законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.
Конституция РФ устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Это разграничение полномочий устанавливается, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации, а также Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Необходимо отметить, что эта проблема является одной из наиболее сложных в отношениях федерального центра с субъектами Федерации. Дело в том, что некоторые Конституции республик и другие правовые акты субъектов были приняты еще до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. в период "парада суверенитетов" и, соответственно, содержали значительное число норм, противоречащих как самой российской Конституции, так и общефедеральному законодательству.
Однако некоторые субъекты Федерации принимали свои Конституции уже после принятия Конституции РФ и также включали противоречащие общефедеральной Конституции положения. Бурный рост самостоятельного законодательства в субъектах понизил уровень качества этого законодательства, что также объективно вызвало появление противоречащих Конституции и федеральному законодательству норм.


· Наиболее частые примеры противоречащих общефедеральной Конституции и законодательству норм, содержащихся в Конституциях субъектов, прежде всего республик, сводились к следующему:

o провозглашение полного государственного суверенитета;

o объявление своего государства субъектом международного права.

В отдельных случаях даже было определено конституционное право республики на выход из состава Федерации на основе референдума, закрепление приоритета федеральных законов только после утверждения их законодательными органами республики; отнесение основ внутренней и внешней политики только к компетенции самой республики; закрепление права республики на предоставление иностранцам российского гражданства и предоставление политического убежища (что находится в исключительном ведении РФ); возможность создания внутренних таможенных границ (полностью запрещаемых Конституцией РФ); приоритет государственного национального языка за счет умаления роли государственного русского языка и т.д.
Многочисленные несоответствия правовых норм, действовавших в субъектах Федерации, правовым нормам самой Федерации грозили перерасти в правовой беспредел и создать опасность полной дезинтеграции российского федерализма. Президентом РФ были предприняты неотложные меры, создан институт полномочных представителей Президента в 7 федеральных округах, которые по прямому поручению Президента провели огромную работу по приведению законодательства субъектов Федерации в соответствие с общефедеральным. Таким образом, были осуществлены серьезные меры по фактическому воссозданию принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, хотя окончательно проблема еще далека от своего разрешения.

· Следующим важнейшим принципом конституционного статуса субъектов Российской Федерации является принцип равноправия всех субъектов, который закрепляется в нескольких направлениях.

o Во-первых, закрепляется равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

o Во-вторых, равноправие субъектов Федерации между собой, т.е. в отношениях друг с другом, когда они выступают на равноправной основе. Хотя некоторые отечественные авторы ставят под сомнение принцип равноправия субъектов РФ, исходя, прежде всего, из асимметричности самой Федерации, включающей различные виды субъектов, как с точки зрения объема их полномочий, так и с точки зрения характера их существования и функционирования.

Конституция РФ обеспечивает территориальную и государственную целостность Российской Федерации. Этим положением фактически утверждается отсутствие права выхода (сецессии) какого-либо субъекта РФ из ее состава, поскольку территория Российской Федерации включает в себя территории всех ее субъектов. Отсутствие права сецессии у субъектов Российской Федерации вполне соответствует тенденциям мирового развития федерализма, поскольку современные зарубежные Конституции также в абсолютном большинстве исходят из нерушимой целостности федераций, а попытки отдельных субъектов односторонне поставить вопрос об отделении от Федерации встречают самый жесткий отпор со стороны общефедеральных властей.
Конституция РФ закрепляет основы государственной власти в субъектах Российской Федерации, которые включают в себя единство всей государственной власти, т.е. государственная власть и в Федерации и в ее субъектах выступает в форме единой, но при ее осуществлении как в Российской Федерации, так и в ее субъектах реализуется принцип ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную отрасли власти, и, наконец, государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими государственные органы. Это означает, что никакие другие государственные органы, кроме образуемых непосредственно самими субъектами Федерации, не могут присваивать себе право на осуществление государственной власти.
Вся система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, но при этом должны быть соблюдены два обязательных условия: во-первых, эта система должна соответствовать основам конституционного строя РФ и, во-вторых, она должна соответствовать общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом. Такой закон был принят 6 октября 1999 г.
Конституция РФ исходит из принципа единства системы исполнительной власти в Российской Федерации. Эту систему образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий. Это положение прямо закреплено в ст. 78 Конституции РФ.
Субъекты Федерации по предметам своего ведения обладают всей полнотой государственной власти, т.е. в этой сфере осуществляют свое собственное законотворчество, включая принятие законов субъектов Федерации, подзаконных и иных нормативных актов. При этом важной особенностью законодательства субъекта Федерации является то, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным по предметам ведения субъекта Федерации, приоритет принадлежит нормативному правовому акту субъекта Федерации.
Конституция РФ устанавливает общий принцип изменения статуса субъекта Федерации, который заключается в том, что должно быть взаимное согласие Российской Федерации и данного субъекта.
Однако Конституцией РФ не установлена процедура изменения как самого статуса субъекта Федерации, так и реализация принципа взаимного согласия. Такие процедуры должны быть урегулированы специальным федеральным конституционным законом, который еще не принят.
По взаимному согласию между субъектами Федерации может быть произведено изменение их границ, которое обязательно подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В случае внесения изменений в наименование субъекта Федерации, которое осуществляется самим субъектом, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ, содержащую перечень всех субъектов Федерации. Такое изменение осуществляется принятием специального указа Президента РФ, а каких-либо согласительных или иных процедур со стороны федеральных органов власти законодательством не предусмотрено.
Конституция РФ устанавливает некоторые особенности отдельных видов субъектов Федерации, что дает основание российским исследователям определять Российскую Федерацию как "асимметричную", поскольку в абсолютном большинстве зарубежных федераций устанавливается и гарантируется определенная симметрия как в наименованиях, так и в перечне признаков самого субъекта Федерации. Конституция РФ определяет республики, входящие в ее состав, как государства (ч. 2, ст. 5).
Другие виды субъектов, входящих в состав РФ, Конституцией никак не определены, хотя в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области определены. То есть край, область, автономный округ определены как государственно-территориальные образования, что, наряду с существованием национально-территориальных образований, характеризует Российскую Федерацию как "асимметричную".
При этом необходимо отметить, что традиционно федеративные государства не содержат в своем составе таких субъектов, как республики. Это было характерно для социалистического типа федераций (Советского Союза, Чехословакии, Югославии). Социалистические Федерации распались на отдельные самостоятельные государства. А в других федерациях таких субъектов, как республики, не предусмотрено. Кроме того, в состав Федерации как единого союзного государства не входят другие государства, это скорее характерно для конфедерации как формы объединения полностью суверенных государств. Поэтому и с этой точки зрения Российская Федерация является совершенно своеобразной.
Республики как субъекты Российской Федерации имеют свое гражданство. Другие субъекты такого права лишены. В данном случае здесь наблюдается опять разительное отличие от мирового опыта федерализма, когда одни Федерации (США, Германия) предоставляют своим субъектам всем без исключения право иметь свое гражданство, другие (Индия) лишают все свои субъекты такого права.
Конституцией РФ вопрос республиканского гражданства не урегулирован. Вместе с тем вопросы предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса гражданина Российской Федерации и вопросы выхода российских граждан из гражданства РФ являются исключительной компетенцией самой Федерации, а не ее субъектов - республик.
В соответствии с нормами Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки, хотя более конкретно вопрос о государственных языках республик Конституцией также не регулируется.
Особенностью российского федерализма и правового статуса ряда субъектов Федерации является вхождение автономных округов в состав края или области. Это также отличительная особенность российского федерализма, поскольку в других федерациях одни субъекты не могут входить в состав других субъектов, что неизбежно вызывало бы правовые и организационные коллизии.
По Конституции РФ отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области. По постановлению Конституционного суда РФ о толковании ч. 4 ст. 66 Конституции РФ констатировалось, что вхождение автономного округа в состав края, области означает, что, будучи равноправным субъектом Федерации, он одновременно составляет часть другого ее субъекта. Это означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов.
Конституция РФ закрепляет в качестве субъектов Российской Федерации два города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург. Следует отметить, что Москва, являясь самостоятельным субъектом Российской Федерации, одновременно является столицей Федерации со своим особым статусом столицы. Санкт-Петербург является также самостоятельным субъектом Федерации. В обоих городах федерального значения осуществляется местное самоуправление.
Несмотря на определенные особенности различного вида у субъектов Российской Федерации имеется много общего, что дает основание говорить о наличии единого конституционно-правового статуса всех субъектов РФ.
Прежде всего, каждый субъект РФ имеет свою территорию, положения о которой закрепляются в Конституциях и уставах субъектов Федерации. Территория субъекта Федерации целостна, неделима, неприкосновенна и не может быть изменена без согласия субъекта Федерации.
Помимо своей собственной территории каждый субъект имеет свою правовую систему. Вне предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, все субъекты самостоятельно осуществляют правовое регулирование, включая принятие основных законов - Конституций или уставов, обычного (текущего) законодательства и принятие иных нормативных актов.
Республики принимают Конституции, порядок принятия и изменения которых закрепляется Конституцией данного субъекта. Конституции республик могут приниматься как референдумом (всенародным голосованием), так и законодательным (представительным) органом республики. Остальные виды субъектов Российской Федерации принимают свои уставы, как установлено Конституцией РФ, законодательным (представительным) органом данного субъекта Федерации. Поэтому принятие уставов каким-либо другим способом, включая региональный референдум, не предполагается.
Системы права субъектов Федерации представляют собой составную часть системы права всей Российской Федерации. Отсюда следует, что системы права субъектов Федерации должны строиться на конституционных принципах Российской Федерации, а основные законы субъектов, текущие законы и другие нормативные акты, принимаемые в субъектах, не должны противоречить общефедеральной Конституции и федеральным законам.
Необходимо отметить, что в Конституциях республик можно найти положения, не соответствующие нормам основного закона РФ. В различных Конституциях это несоответствие касается статуса республик в составе Российской Федерации, гражданства и государственных языков, пределов действия Конституции РФ и федеральных законов, разграничения предметов ведения Российской Федерации и входящих в ее состав республик, системы органов государственной власти и местного самоуправления, прав человека и гражданина.
Субъекты Российской Федерации устанавливают самостоятельно свою систему органов государственной власти, которая должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законодательством.
В систему органов государственной власти субъекта РФ входит законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти, иные органы государственной власти, устанавливаемые конституцией или уставом субъекта Федерации. В систему органов государственной власти субъекта Федерации может входить и высшее должностное лицо субъекта, должность которого установлена конституцией или уставом субъекта.
Законодательный (представительный) орган субъекта Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Структура и полномочия этого законодательного органа устанавливаются конституцией или уставом данного субъекта. Формирование законодательного органа осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательный орган субъекта избирается на 4 или 5 лет, а численность депутатов колеблется от 250 депутатов в Татарстане, 65 - в Бурятии до 32 депутатов в Туве.
Президент республики может досрочно распустить законодательный орган. Но он лишен этого права в течение первого года после избрания законодательного органа; если законодательный орган предъявил президенту конституционные обвинения, если на территории республики введено чрезвычайное положение, если до окончания срока президентских полномочий остается шесть месяцев.

· Основные полномочия законодательного (представительного) органа субъекта Федерации сводятся к следующему:

o принятие местной Конституции;

o внесение поправок в Конституцию или устав субъекта Федерации;

o принятие региональных законов, внесение в них поправок и изменений;

o решение вопросов, касающихся границ субъекта Федерации;

o решение вопроса о проведении референдума в субъекте Федерации;

o назначение очередных или внеочередных выборов президента или высшего должностного лица субъекта Федерации;

o принятие местного бюджета;

o распоряжение собственностью субъекта и другие полномочия.

Правом законодательной инициативы обладают депутаты законодательного (представительного) органа, высшее должностное лицо субъекта Федерации, представительные органы местного самоуправления. Конституция или устав субъекта Федерации предусматривают возможность предоставления права законодательной инициативы также общественным объединениям или группе граждан.
Законы субъекта Федерации направляются высшему должностному лицу для подписания и обнародования. Высшее должностное лицо имеет право отклонить принятый закон и направить его на повторное рассмотрение высшим представительным органом субъекта Федерации. Депутаты могут преодолеть вето на закон, наложенное высшим должностным лицом.
Депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Федерации не могут быть депутатами других представительных органов, занимать государственные должности, находиться на государственной службе. Депутаты работают на профессиональной основе и не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Конституция или устав субъекта Федерации закрепляет принцип неприкосновенности депутата законодательного органа в течение всего срока его полномочий. Лишение депутата неприкосновенности может быть решено законодательным (представительным) органом субъекта по представлению прокурора субъекта Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации установлена система органов исполнительной власти (высший исполнительный орган) во главе с его руководителем. Руководитель высшего исполнительного органа избирается гражданами данного субъекта путем всеобщего голосования на срок до 5 лет и, как правило, не может быть переизбран на свою должность более двух сроков подряд.
При избрании должностного лица на должность количество выдвигаемых кандидатов не ограничено. При этом в республиках кандидат на должность президента должен быть гражданином данной республики, проживать постоянно на ее территории установленный Конституцией срок, владеть национальным языком, произносить присягу при вступлении в должность на национальном государственном языке республики. В других субъектах Федерации таких требований не установлено.
Высшее должностное лицо как глава исполнительной власти не может исполнять никаких других государственных функций, быть депутатом представительного органа, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью. Ему может быть выражено недоверие законодательным органом, а если это предусматривается законодательством субъекта Федерации, то он может быть досрочно отозван избирателями со своего поста.
В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица внеочередные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев.
Высший исполнительный орган является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В его полномочия входит исполнение Конституции, законов и иных нормативных актов на территории субъекта, социально-экономическое развитие субъекта, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществление иных полномочий.
Правовые акты органов и должностных лиц субъекта, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам, должны быть опротестованы соответствующим прокурором или его заместителем.
Президент Российской Федерации имеет право обратиться в законодательный орган субъекта Федерации с представлением о приведении Конституции или устава субъекта в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, приостанавливать действие акта высшего должностного лица и органа исполнительной власти. А высшее должностное лицо субъекта имеет право обращения в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти акта Конституции Российской Федерации федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.
Система органов государственной власти субъектов устанавливается нормами конституций или уставов и строится на принципах разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную. Во многих республиках созданы конституционные суды, в ряде других субъектов - уставные суды.
Законодательную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях осуществляют думы, законодательные собрания, собрания депутатов, образуемые на основе выборности в соответствии с нормами соответствующего устава. Исполнительную власть в этих субъектах осуществляют губернатор, глава администрации, администрация области и т.д.
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов и федеральные органы исполнительной власти могут взаимно передавать друг другу осуществление части своих полномочий. Такая передача может осуществляться путем подписания соглашений между соответствующими органами исполнительной власти. Президент Российской Федерации имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат федеральной Конституции и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушают права и свободы человека и гражданина. Президент РФ также имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов.
Конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации установлен правовой статус и порядок использования официальной символики субъектов - герба, флага и гимна. Субъектам Российской Федерации принадлежит право участвовать в международных и внешнеэкономических связях Российской Федерации, координация которых входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов. Субъекты Российской Федерации осуществляют международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участвуют в деятельности международных организаций. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами и заключение с ними соглашений, о чем предварительно уведомляются федеральные органы исполнительной власти.
Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
Конституциями республик и уставами других субъектов РФ устанавливается конкретный перечень вопросов, входящих в исключительное ведение субъектов Российской Федерации. Этот перечень основывается на нормах федеральной Конституции, в которых говорится, что вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти; а в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

· В исключительное ведение субъекта Российской Федерации входят такие вопросы, как:

o принятие и изменение Конституции, устава, законов и иных нормативных правовых актов субъекта;

o определение административно-территориального устройства данного субъекта;

o установление системы органов государственной власти, определение порядка их формирования, внутренней организации и функционирования;

o законодательство об организации местного самоуправления;

o управление государственной собственностью субъекта;

o принятие и реализация программ в области государственного, социально-экономического, культурного и экономического развития субъекта;

o финансовое, валютное и кредитное регулирование по вопросам, отнесенным к ведению субъекта;

o региональный бюджет, налоги и сборы;

o международные и внешнеэкономические связи;

o законодательство о государственной и муниципальной службе и иные вопросы, входящие в ведение субъекта Российской Федерации.

· Кроме перечисленных выше вопросов, к предметам ведения субъекта относятся:

o установление порядка проведения региональных и муниципальных выборов;

o определение порядка деятельности органов местного самоуправления;

o порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов;

o заключение и расторжение договоров субъекта;

o установление порядка назначения и проведения референдума субъекта;

o утверждение схем управления субъектом, определение структуры высшего исполнительного органа субъекта и ряд других вопросов.

Одним из наиболее сложных вопросов в отношениях Российской Федерации и ее субъектов является проблема федерального вмешательства в права субъектов Федерации. Традиционно в зарубежных федеративных государствах установлены конституционные основания для вмешательства федеральных властей в права субъектов Федерации, получившие название "право федеральной интервенции".

· Они включают довольно широкий спектр:

o вооруженные конфликты в самом субъекте или между субъектами;

o массовые беспорядки;

o угроза национальной безопасности;

o рост преступности;

o конфликты между ветвями государственной власти субъекта;

o значительная задолженность субъекта по федеральным платежам;

o расхождение валютно-финансовой политики правительства субъекта Федерации с общефедеральной политикой и другие основания.

На протяжении многолетней истории федерализма известны сотни случаев федерального вмешательства в права субъектов, направление туда вооруженных сил, введение в отдельных субъектах президентского правления. Эти меры всегда носили вынужденный характер и преследовали цели восстановления в субъектах конституционного порядка и сохранения территориальной целостности и внутренней безопасности в Федерации. Попытки отдельных субъектов поставить вопрос о выходе из Федерации служили прямым основанием для федерального вмешательства и очень часто пресекались вооруженным путем.
В Конституции РФ отсутствуют положения о федеральном вмешательстве, основания и механизм осуществления такого вмешательства. Однако такое вмешательство возможно в силу общих конституционных положений о полномочиях президента как главы государства и правительства РФ. В частности, ч. 4 ст. 78 устанавливает, что Президент и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Кроме того, по Конституции Президент РФ является гарантом самой Конституции, прав и свобод человека, и он принимает в установленном Конституцией порядке меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Президент для устранения нарушений конституционных норм субъектами Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также свое конституционное право, например, приостановить действие актов исполнительной власти, противоречащих Конституции, федеральным законам и указам, и право на введение чрезвычайного или военного положения на всей или части территории Российской Федерации .
В случае возникновения незаконных вооруженных формирований на отдельных территориях России применяется международно-правовой акт - Дополнительный протокол от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Этот международно-правовой акт, являющийся, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы Российской Федерации, подтверждает принцип суверенитета государства и устанавливает при возникновении вооруженного конфликта "обязанность правительства всеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства" (ч. 1 ст. 3). Одновременно этот международно-правовой документ вводит гарантии от посягательства на жизнь, здоровье, против жестокого обращения, коллективных наказаний, взятия заложников, актов терроризма, надругательства над человеческим достоинством и других нарушений прав и свобод в отношении лиц, прекративших участвовать в военных действиях.
Конституция РФ не устанавливает оснований и порядка использования вооруженных сил на территории субъектов Федерации в случае возникновения там восстаний и других нарушений конституционного порядка. Факт использования федеральными властями вооруженных сил в Чеченской Республике для восстановления конституционного порядка и ликвидации незаконных вооруженных формирований был признан Конституционным судом РФ соответствующим нормам Конституции РФ.
Указы Президента РФ от 30 ноября и 9 декабря 1994 г. и Постановления Правительства от того же числа предписали Вооруженным силам и внутренним войскам МВД применить меры государственного принуждения для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. При проверке конституционности указанных актов Президента и Правительства Постановлением Конституционного суда РФ от 31 июля 1995 г. они были признаны соответствующими Конституции РФ. Вместе с тем Конституционный суд отметил, что, хотя действия Вооруженных сил и внутренних войск базировались на конституционных основах, они привели к гибели тысяч российских граждан, что требует расследования и наказания виновных в общесудебном порядке. События в Чечне показали необходимость совершенствования законодательства для вмешательства федеральных властей в случае нарушения в субъектах Федерации основ конституционного строя, прав и свобод граждан.
Важнейшим актом такого законодательства явилось принятие Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", который вступил в силу 2 июня 2001 г. В соответствии с этим законом введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. Законом четко определены обстоятельства, при наличии которых вводится чрезвычайное положение.

· К таким обстоятельствам относятся:

o попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; межнациональные; межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

o чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.
Важно отметить, что в соответствии с нормами данного закона, Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения.
Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В исключительных случаях на основании указа Президента РФ в дополнение к силам и средствам, указанным выше, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и их органы. Закон четко определил задачи, для выполнения которых могут привлекаться вооруженные силы в случае введения чрезвычайного положения.

· Эти задачи сводятся к:

o поддержанию особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда из нее;

o охране объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

o разъединению противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

o участию в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

o участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

· Кроме того, на территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может устанавливаться особое управление этой территорией путем создания:

o временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

o федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Временному специальному органу управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение. Комендант территории переходит в подчинение руководителю органа временного специального управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и по должности является его первым заместителем.
В случае, если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия. При введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение путем создания федерального органа управления этой территорией, осуществление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.
Органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.
Таким образом, Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" является серьезной законодательной базой для регулирования многих вопросов, связанных с восстановлением конституционной законности и защиты конституционного строя как в целом в Федерации, так и в отдельных ее регионах. Закон четко определяет основания введения чрезвычайного положения и следующего за этим федерального вмешательства в права отдельных регионов.
С принятием этого закона урегулированность ряда вопросов взаимоотношений федерального центра и регионов, в том числе и субъектов Российской Федерации, нашла свое более точное выражение и во многом приблизилась к отношениям федеральных властей и субъектов Федерации в зарубежных странах, где опыт федерального вмешательства имеет длительную историю и в значительной степени способствует сохранению целостности федеративного государства.

Основная часть. 3

1. Состав субъектов РФ.. 3

2. Правовой статус субъекта РФ.. 4

Приложения. 7

Основная часть

Состав субъектов РФ

Исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации в алфавитном порядке представлен в статье 65 Конституции РФ.

На сегодняшний день в России насчитывается 83 субъекта:

21 республика,

46 областей,

2 города федерального значения,

Одна автономная область-Еврейская автономная область,

4 автономного округа.

В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции.

Однако список, представленный в Конституции РФ может быть дополнен, если в состав России войдет новая территория, либо в случае образовании нового субъекта в пределах РФ. Данные изменения будут регулироваться Федеральным Конституционным Законом «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001г, №6-ФКЗ

Россия является многонациональной страной. На сегодняшний день в государстве насчитывается 180 народов. Однако это оценка является лишь приблизительной. На самом деле к этому числу можно прибавить количество малочисленных народов, которые проживают в различных субъектах Российской Федерации. Основные правовые гарантии данной категории населения закрепляет Федеральный Закон « О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» № 82-ФЗ от 30 апреля 1999г, дополнительные льготы в отношении них устанавливает Лесной кодекс, Закон « О недрах» №2395-1 от 21.02.1992г., ряды актов Президента, Правительства РФ и др. В 1998 г. 18 июля федеральным законом была ратифицирована Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.

Таким образом, в целях защиты традиционного образа жизни, исконной территории, прав и законных интересов эти народов приняты нормативно-правовые акты, которые являются серьезным гарантом прав и свобод данного слоя населения.

Правовой статус субъектов РФ

Правовой статус субъекта Российской Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией Российской Федерации.

Статус субъекта РФ представляет собой совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, а также принадлежность к определенному виду субъектов.

На территории РФ можно выделить три вида субъектов:

1. Республики, которые имеют статус государства в составе РФ;

2. Политико-территориальные образования: края, области, города федерального значения;

3. Национально-территориальные образования: автономные округа и автономная область.

Законодательные органы субъектов РФ наделены полномочиями издания нормативно-правовых актов: Конституция или Устав субъекта, законы и подзаконные акты, указы и распоряжения высших должностных лиц субъекта РФ, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов и др.

Наряду с этим в отношении субъектов РФ провозглашено равноправие территориально-административных единиц.

Регионы имеют равный доступ к Совету Федерации Федерального Собрания (по 2 представителя от каждого субъекта), к Государственному совету РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов России.

Однако правовой статус субъектов не совсем одинаков.

Равноправие субъектов выражается в одинаковой возможности выбрать наименование региона. Данное право вытекает из анализа ст.71 и 72 Конституции РФ, а также находит свое подтверждение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №15-П от 28 ноября 1995г. по делу о толковании ч.2. ст.137 Конституции, а также закрепляется в некоторых законах субъектов. Наименование субъекта не должно подрывать основы федерализма РФ, затрагивать права и свободы личности и гражданина, светский характер государства, подразумевать и инициировать территориальные претензии, ущемлять свободу совести и др.

Так как субъекты РФ наделены полномочиями самостоятельного принятия нормативно-правовых актов, можно говорить о правовой системе и системе законодательства на территории региона.

Всем субъектам присуща их собственная территория, которая входит в состав территории Российской Федерации.

Субъекту РФ присуща собственная система гос. власти, которая должна отвечать основополагающим принципам организации органов гос. власти в РФ. Объем полномочий и деятельность органов гос. власти субъектов РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и др. нормативно-правовым актам. Решающую роль в данном вопросе играет Федеральный Закон от 22 сентября 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который устанавливает срок полномочий данных органов, конституционно-правовой статус депутатов и высших должностных лиц, порядок избрания представительных органов и т.д.

Субъекты РФ могут участвовать в международных и внешнеэкономических связях. Исключено заключение субъектами государственных договоров политического характер, образование внутренних федераций.

На балансе субъекта РФ находится собственность, которая включает в себя все имущество, не относящееся к исключительной федеральной собственности.

Собственность субъекта может передаваться в муниципальную собственность, во владение, пользование, распоряжение муниципальных образований.

Каждый субъект РФ имеет свою символику- герб, флаг и гимн, в которых отражаются образ жизни коренных народов, их культурные традиции и обычаи. Субъекты РФ имеют свои центры или столицы.

Конституционно-правовой статус субъектов содержит большой комплекс прав, обязанностей. Наряду с общими признаками в правовом положении различных субъектов РФ есть свои особенности конституционно-правового статуса.

Приложения

А Ошибка! Ошибка связи.
Б Ошибка! Ошибка связи.

Кутепова К.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшая школа, 2010. – 501 с.

Аксенова Е.А. Анализ внешнеэкономических связей регионов России на современном этапе. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 258 с.

Очакова А.И. Федерализм в России. - М.: Радио и связь, 2010. – 311 с.

Зайцев Г.Г. Конституционное право Российской Федерации. – СПб.: Северо-Запад, 2011. – 401 с.

Громов М.Н. Конституционное право России. – М.: Логос, 2009. – 496 с.

Конституционное право Российской Федерации / Под ред. Д.В. Ширипов. – М.: Юристъ, 2010. – 382 с.

Дашенко С.Ю. Общее состояние и перспективы федерализма // Конституционный строй России: 15 лет пути, 2011г, № 12 – с. 23-29.

| следующая лекция ==>