Основания для одностороннего расторжения государственного контракта. Процедура расторжения контракта

По результатам электронного аукциона был заключен контракт на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В процессе выполнения работ был нарушен график выполнения работ. Часть работ по муниципальному контракту выполнена, однако подрядчик не справляется с графиком работ, часть сроков уже нарушена. Обе стороны контракта понимают, что подрядчик не сможет выполнить работы по контракту в установленный срок без нарушений, и готовы расторгнуть контракт. Заказчику потребуется сразу же провести новую закупку для выполнения всех тех работ, которые не были выполнены по данному контракту. Возможно ли частичное расторжение контракта? Какие сроки надо соблюсти для проведения новой закупки (внесение изменений в план-график, план закупки и пр.)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон. Само по себе расторжение контракта по соглашению сторон не свидетельствует о каком-либо нарушении. Однако при описанных обстоятельствах, на наш взгляд, в интересах заказчика либо отказаться от исполнения контракта (при наличии такой возможности), либо обратиться в суд с требованием о расторжении контракта.

Обоснование позиции:
В силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях ГК РФ. В связи с этим при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами N 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами ГК РФ (смотрите также преамбулу Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.).
Согласно ГК РФ любое обязательство, возникающее в гражданских правоотношениях ( , ГК РФ), прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (смотрите также ГК РФ). N 44-ФЗ не предусматривает специальных оснований для прекращения контрактов, заключаемых в соответствии с этим законом, ограничиваясь указанием на то, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством ( Закона N 44-ФЗ).
N 44-ФЗ не указывает на то, что контракт независимо от каких-либо обстоятельств должен быть исполнен в полном объеме. В соответствии с Закона N 44-ФЗ стороны контракта вправе расторгнуть его на основании своего соглашения в том числе и в ситуации, когда контракт не может быть исполнен контрагентом в срок (смотрите Минэкономразвития от 10.02.2015 N Д28и-175, от 29.01.2015 N , от 18.12.2014 N , от 11.12.2014 N ). При этом само по себе то обстоятельство, что контракт расторгнут по соглашению сторон, не препятствуют взысканию с подрядчика сумм неустойки за ненадлежащее исполнение контракта (смотрите подробнее об этом, например, в ответе на : Между заказчиком и поставщиком заключен муниципальный контракт по выполнению работ. Подрядчик по контракту не выполнил предусмотренные этим контрактом работы. Контракт был расторгнут по соглашению сторон после допущенной подрядчиком просрочки в исполнении. В контракте установлено два вида санкций - штраф за неисполнение обязательств и пени за каждый день просрочки. С подрядчика была взыскана неустойка в виде штрафа, предусмотренная контрактом. Имеет ли право заказчик по суду взыскать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, если в соглашении о расторжении контракта указано, что заказчик не имеет к подрядчику претензий? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2017 г.)).
Не препятствует расторжению контракта и то обстоятельство, что часть работ подрядчиком выполнена. В силу ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. При этом прекращенными договорные обязательства считаются с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из этого соглашения ( ГК РФ). Соответственно, расторжение договора означает прекращение всех обязательств такого договора на будущее время ( информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104, п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35). Исполненные же к моменту составления соглашения о расторжении контракта обязательства являются уже прекращенными надлежащим исполнением ( ГК РФ), их нельзя прекратить вторично. Эти положения следует применять с учетом ГК РФ, в силу которого стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, а также с учетом принципов возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов в регулируемых им отношениях, недопустимости неосновательного обогащения, на которых основывается гражданское законодательство ( , ГК РФ, смотрите также Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 N 13966/09).
Таким образом, если иное не предусмотрено соглашением сторон, расторжение контракта по соглашению сторон приводит не к "частичному расторжению контракта", а к прекращению всех возникших из него и не исполненных обязательств (включая обязательства о приемке результата работ и об оплате). Исполненные же до этого обязательства подрядчика уже прекращены исполнением и подлежат оплате, если соответствующие работы выполнены надлежащим образом (смотрите об этом, например, ответ на : Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена контрактом и документацией о закупке). Просрочка работ составила 10 дней. Работы выполнены на 90%, и заказчик считает, что в связи с просрочкой он вправе их не оплачивать. Обязан ли заказчик оплатить подрядчику стоимость частично выполненных работ на момент расторжения контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2014 г.)).
В заключение отметим, что в силу положений Закона N 44-ФЗ информация о подрядчиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому, если соответствующие основания (вина подрядчика) имеются в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, заказчику целесообразно использовать именно указанные способы расторжения контракта. Разумеется, кроме того, заказчику следует предпринять все необходимые меры, направленные на взыскание с подрядчика сумм неустойки за ненадлежащее исполнение контракта, а также убытков, причиненных таким ненадлежащим исполнением. Это связано с тем, что в случае, если осуществление новой закупки повлечет необходимость расходования дополнительных средств по сравнению с ценой работ, которая была предусмотрена расторгнутым контрактом, поведение должностных лиц заказчика будет оцениваться контролирующими органами в том числе и с точки зрения эффективности расходования средств. Однако оценить перспективу решения указанного вопроса в рамках этой консультации не представляется возможным.

К сведению:
1. Информация о расторжении контракта по соглашению сторон и само соглашение о таком расторжении должны быть направлены заказчиком для включения в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней (п. 8 ч. 2, ч. и Закона N 44-ФЗ). Кроме того, информация об изменении контракта должна быть размещена заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС) в течение 1 рабочего дня, следующего за датой изменения контракта ( Закона N 44-ФЗ).
2. Расторжение контракта по соглашению сторон не освобождает заказчика от обязанности направления контрагенту требования об уплате пени при нарушении последним предусмотренного контрактом срока выполнения работ (оказания услуг) ( Закона N 44-ФЗ). Обязанность уплаты пени возникает у подрядчика лишь в случае наличия вины ( ГК РФ). В силу Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
3. Для осуществления новой закупки заказчику следует предварительно внести соответствующие изменения в план-график. Случаи внесения муниципальным заказчиком изменений в план-график перечислены в Закона N 44-ФЗ, а также в Требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее - Требования) ( Закона N 44-ФЗ). Одним из таких случаев является "возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно" (пп. "ж" п. 10 Требований). В соответствии с Закона N 44-ФЗ внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения или направления приглашения принять участие в определении контрагента закрытым способом. Внесенные в план-график изменения подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну ( Закона N 44-ФЗ).

Рекомендуем ознакомиться также с материалами:
- Энциклопедии решений: Расторжение контракта по N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Расторжение контракта по N 44-ФЗ по решению суда;
- Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по N 44-ФЗ;
- Калькулятор пеней, начисляемых заказчику;
- Энциклопедия решений. Внесение изменений в план-график;
- Энциклопедия решений. Размещение извещения об осуществлении закупки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Контракт, предметом которого являются государственные закупки, регламентирует отношения между государством и исполнителем услуги, ориентированные на обеспечение нужд государства. Соблюдение норм проведения процедуры позволяет исключить злоупотребление взаимоотношениями и предупредить коррупцию за счет общедоступности и прозрачности информации. Планирование всех сделок, порядок определения контрагентов, заключение контракта и обеспечение выполнения его условий регулируется нормативно-правовыми источниками. Возможно ли расторгнуть контракт, что может быть причиной такого решения и какие его возможные последствия?

Расторжение контракта

Что такое контракт

Соглашение между сторонами, целью которого является регулирование взаимоотношений и регламентирование обязательств, называется контрактом. По смысловой нагрузке документ тождественен договору, однако развитие правового дела в Российской Федерации придало ему специфические характеристики. На сегодняшний день он стал восприниматься как особый вид договора, оформляемый в письменном виде и имеющий определенный перечень разделов в общем содержании.

Контракт интерпретируется как один из частных случаев договоренностей, имеющий узкоспецифическую направленность.

Он оформляется в сфере трудовых правоотношений, при аренде, покупке, продажи имущества, а также при кредитовании. Документ необходим для регулирования брачных отношений и регламентирования обязательств на валютном и биржевом рынках.

Виды контрактов

Особое место занимают контракты, заключаемые при государственных закупках. Порядок и нюансы их оформления и регулирование взаимоотношений сторон рассмотрены в нормативно-правовых источниках, охватывающих сферу контрактной системы в области закупок услуг, работ и товаров, направленных на обеспечение нужд государства на федеральном и региональном уровнях.

Контракт государственной закупки интерпретируется как специфический договор, предметом которого являются взаимоотношения между государством и субъектами, направленные на реализацию услуг или организацию поставок продукции, а также на регулирование процедуры. Договоренность может иметь краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период действия. Ее параметры должны быть отражены в контракте. Количество участвующих сторон определяют коллективный или индивидуальный тип соглашения. В зависимости от применяемых инструментов реализации договора, он может быть самовыполняющимся или регулируемым третьей стороны.

Ответственность сторон за невыполнение условий контракта

Процедура расторжения контракта допускается на основании судебного решения, при одностороннем отказе субъекта от выполнения обязательств, а также по обоюдному согласию сторон. Причиной прекращения сотрудничества может быть несоответствие контрагента заявленным им параметрам, продукции или услуги регламентированным требованиям, невозможность оказания услуг исполнителем по причинам, не зависящим от него, а также в случае, если заказчик больше не нуждается в предмете договора.

Заказчик услуги вправе отказаться от ее получения в случае, если причина его решения предусмотрена в положениях Гражданского Кодекса, а также если его такое право закреплено в контракте.

Прежде чем принять решение о его расторжении, необходимо прибегнуть к помощи узкопрофильных специалистов, которые бы смогли провести экспертизу выполненных работ, предоставленной услуги или поставленной продукции. Договор может быть расторгнут только при наличии квалифицированного экспертного заключения, подтверждающего нарушение регламентированных условий предоставления услуги. Основанием для отказа принятия работы и подписания акта выполненных работ, в данной ситуации будет являться экспертиза.

Читайте также: Образец заявления на выписку из ЕГРЮЛ

Нюансы проведения процедуры

Разрыв контракта в одностороннем порядке может быть обусловлен нежеланием дальнейшего сотрудничества по объективным причинам, обусловленным несоответствием результатов труда исполнителя нормативным требованиям и качественным характеристикам. Закон регламентирует порядок расторжения контракта в одностороннем порядке по 44 ФЗ. Соглашение между сторонами будет аннулировано только при соблюдении порядка осуществления процедуры, подразумевающей:

  • проведение экспертизы качества оказываемых услуг;
  • уведомление исполнителя о нежелании сотрудничества;
  • внесение данных в ЕИС.

В обязанности заказчика входит размещение информации о своем намерении разорвать контракт в единой информационной системе. В соответствии с положениями нормативно-правового акта, потребитель должен известить исполнителя о своем решении в трехдневный срок после его принятия. Для этого ему необходимо оформить письмо, с отображенным обоснованным намерением отказа в сотрудничестве или в принятии оказанной услуги или поставленной продукции.

Уведомление исполнителя

Порядок одностороннего расторжения контракта

Документ может быть отправлен адресату по почте как заказное письмо с подключенной опцией «с уведомлением». Адрес доставки должен соответствовать данным, отображенным в контракте. Допустимо информирование исполнителя любым другим способом, подразумевающим фиксацию факта отправки и подтверждения получения извещения. При наличии соответствующих сведений, можно воспользоваться факсом, телеграммной опцией или электронной почтой, при условии отправки письма с запросом о его прочтении адресатом.

Отправка извещения

Датой уведомления признается день получения отправителем подтверждения о том, что извещение было вручено исполнителю. Практика показывает, что не всегда возможно получить такой документ. Это может быть связано с несоответствием адреса контрагента, указанного в контракте, с его фактическим месторасположением, а также с уклонением партнера от получения письма с целью снижения собственных рисков потерь финансов и репутации, которые неизбежны для него при таком развитии событий. В таких ситуациях законом определено признание уведомления через 30 дней после его размещения в единой информационной системе.

Когда действие договора прекращается

Отказ от сотрудничества по контракту в одностороннем порядке приобретает юридическую актуальность через 10 дней после надлежащего уведомления заказчиком о своем решении исполнителя. В этот период контрагент вправе устранить обстоятельства, которые стали причиной недовольства потребителя.

Последствия операции

Сведения об исполнителе, с которым был расторгнут контракт, вносятся в реестр недобросовестных субъектов хозяйствования. Его нахождение в черных списках станет причиной отказа в участии в торгах и в заключении договоров с заказчиками, имеющими положительную репутацию.

Единая информационная сеть

При разрыве отношений между контрагентами в порядке одностороннего отказа от дальнейшего сотрудничества, заказчик вправе приобрести предмет сделки, предложенный исполнителем не в полном объеме, регламентированном положениями соглашения. Такие взаимоотношения актуальны для ситуации, когда исполнитель до прекращения взаимоотношений по контракту, частично выполнил свои обязательства. Заказчик, оформляя новый договор с другим поставщиком услуг или продукции, вправе откорректировать объемы поставки в сторону уменьшения. Аналогичным образом проводятся изменения в стоимостной политике, предложенной за выполненную работу.

Прекращение сотрудничества по соглашению сторон

Участники контракта вправе расторгнуть договоренность по обоюдному согласию в ситуации, когда исполнитель не может выполнить свои обязательства по причинам, не зависящим от него, или при отсутствии необходимости в его услугах у заказчика. Основанием для разрыва договора также является влияние на стороны действия непреодолимой силы, формирующей форс-мажорные обстоятельства, при которых выполнение договоренности становится невозможным.

Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.

Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?

Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

  • изменение условий , в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами . В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
  • изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
  • если речь идет об изменении контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения , но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации , если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
  • если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта . Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
  • если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.

Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Расторжение контракта может быть осуществлено в порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

По инициативе государственного контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения , например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в . Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи. Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением. Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

Вступить в силу решение заказчика о расторжении контракта может по истечении десяти дней после надлежащего уведомления о расторжении исполнителя контракта. Только после этого контракт будет считаться расторгнутым.

Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям , которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут ;
  • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного . Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа . Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
  2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта . Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
  3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков , если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.

Расторжение контракта по инициативе исполнителя

Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц , которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
  2. Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
  3. Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.

Частичное расторжение контракта

Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.

Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.

Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:

  1. Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа , например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
  2. Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта , осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
  3. Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.

Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Расторжение договора в одностороннем порядке – это крайняя мера, на которую вынужден идти инициатор закупки или поставщик в критической ситуации. Нередко она приводит к конфликту между сторонами и двусторонним потерям. Чтобы этого избежать, необходимо помнить правила проведения такой процедуры и случаи, когда она допустима.

Основания для прекращения договорных обязательств

Согласно статье 96 44-ФЗ инициатор закупки и поставщик имеют право прекратить договорные обязательства в одностороннем порядке . Но такое допустимо только при условии, что такая возможность была заранее предусмотрена закупочной документацией. Если указаний на это не было, то прекратить договорные обязательства можно только по соответствующему решению суда.

Чтобы прекратить договорные обязательства поставщик должен иметь на это веские основания. Все они регламентированы Гражданским кодексом. К ним относят:

  1. Отказ заказчика от приема товара или выполнения работ, который никак не мотивирован. Факт отказа должен быть официально зафиксирован не менее двух раз.
  2. Нарушение заказчиком установленных договором сроков оплаты за поставленный товар или произведенные работы. Факт просрочки должен фиксироваться не менее двух раз.
  3. Создание заказчиком условий, при которых исполнение поставщиком обязательств становится невозможным. Фиксирование этого факта должно проводиться независимыми экспертами.
  4. Если по независящим от поставщика причинам произошло существенное удорожание товаров, поставляемых в рамках договора, или материалов, используемых для выполнения работ, то поставщик вправе требовать пересмотра установленной цены. В случае отказа заказчика, поставщик получает возможность расторгнуть договор. Эта норма распространяется лишь на длительные (от 3 лет) и дорогостоящие (от 500 млн.) проекты для обеспечения государственных нужд

Заказчик обладает правом прекратить договорные обязательства в следующих ситуациях:

  1. Поставщик поставил товары или оказал услуги, не соответствующие характеристикам, оговоренным в контракте. Это обстоятельство должно быть подтверждено независимыми экспертами.
  2. Поставщик не выполняет обязательств или существенно отклоняется от установленного графика.
  3. Поставщик отказывается устранять недостатки, выявленные по мере исполнения договорных обязательств.
  4. Заказчик выяснил, что поставщик не отвечает требованиям, определенным 44-ФЗ .

Иногда предусматриваются штрафные санкции в случае отказа от договорных обязательств. Штрафы могут быть наложены на обе стороны. Поставщик, который не справился с возложенными на него обязательствами, попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Для него это автоматически означает дальнейшее отстранение от участия в государственных закупках.

Порядок действий заказчика

Если при определенных обстоятельствах заказчик решает отказаться от исполнения договора, то он обязан выдержать следующую процедуру:

  1. После принятия решения о прекращении договорных обязательств заказчик должен при необходимости получить экспертное заключение. Если в ходе экспертизы выяснится, что условия договора не были нарушены, то расторгнуть контракт будет невозможно.
  2. Заказчик оформляет решение в письменном виде и публикует его в ЕИС. Это необходимо сделать в трехдневный срок с момента принятия решения.
  3. Заказчик направляет в адрес второй стороны уведомление о вынесенном решении. Для этого рекомендовано использовать средство связи, позволяющее зафиксировать факт получения поставщиком данного уведомления. Лучше всего в такой ситуации направить заказное письмо по почте. Уведомление должно быть отправлено поставщику в трехдневный срок с момента внесения заказчиком соответствующего решения.
  4. Поставщик имеет возможность ликвидировать нарушение, которое повлекло за собой желание заказчика отказаться от контракта. На это ему отводится срок в 10 дней с момента получения уведомления. Если поставщик не устраняет нарушение, контракт расторгается.
  5. Заказчик имеет право потребовать от поставщика компенсацию понесенных затрат на проведение экспертизы. Это право предусмотрено частью 14 статьи 95 44-ФЗ.
  6. Сведения о поставщике заказчик должен направить в РНП.
  7. Данные о расторжении контракта размещаются в ЕИС.

Такой алгоритм действий определяется статьей 95 44-ФЗи за нарушение порядка заказчик может быть привлечен к соответствующей ответственности.

Порядок действий поставщика

Если решение о прекращении договорных обязательств принимает поставщик, то он должен соблюсти следующую процедуру:

  1. После принятия решения о расторжении контракта поставщик обязан направить соответствующее уведомление заказчику. При этом должны быть использованы средства связи, которые позволяют фиксировать факт получения.
  2. Заказчик имеет возможность устранить нарушения, которые послужили поводом для расторжения контракта. Если он не производит этого в десятидневный срок, то контракт считается расторгнутым.
  3. Заказчик обязан опубликовать сведения о расторгнутом контракте в ЕИС.

Согласно части 22 статьи 96 44-ФЗ поставщик может отказаться от своего решения расторгнуть контракт. Если контракт расторгается по инициативе поставщика (в следствии нарушений заказчиком условий договора), то сведения о нем не передаются в РНП.

Случаи из практики

Одностороннее расторжение контракта редко проходит без конфликта. Чаще всего противная сторона не согласна с тем, что нарушения условий договора стали существенными. В такой ситуации единственным выходом станет обращение в суд.

В судебной практике много примеров, когда жалобы поставщиков на неправомерное решение заказчика оказываются необоснованными. Например, в Арбитражном суде Тульской области рассматривалось дело по заявлению поставщика, который произвел поставку автокрана на шасси КамАЗ. Заказчик принял решение о расторжении контракта в связи с тем, что поставленное шасси оказалось бывшим в употреблении, что противоречит условиям контракта. Рейтинг 4.88 (4 Голосов)

Есть случаи, когда участники госзакупок хотят аннулировать подписанный между ними договор. Процедура проводится через суд, если это право прописано в документе (ч. 9 ст. 95. ФЗ 44 и ч.19. ст. 95. ФЗ - 44). Какие причины для разрыва сделки предусмотрены в законе и как это сделать по совместному согласию или по инициативе одной из сторон?

Предпосылки для разрыва договора рассмотрены в 95 статье Федерального закона №44 «О контрактной системе». Возможность разорвать сделку по госзакупке по двухстороннему соглашению или по инициативе одной из сторон через судебное постановление установлена в ст. 95 ч. 8 ФЗ-44. Основания для разрыва в одностороннем или двухстороннем порядке по закону:

  • Положение акта было грубо нарушено другой стороной, и нанесло финансовый и моральный ущерб;
  • При значительных нарушениях, влекущих за собой большой денежный ущерб одной из сторон или обеих (ГК. ст. 451);
  • Не достигнута договоренность по приведению акта в соответствие при наступлении особых факторов, не предусмотренных в контракте;
  • Контракт расторгается, если в период подписания не предполагалось возникновения экстренных обстоятельств;
  • Факторы изменились из-за причин, непреодолимых одной стороной, заключившей контракт, при этом, соблюдались все требования по соблюдению условий контракта и осмотрительности;
  • Реализация документа без корректировки ряда требований нарушает соотношение интересов имущественного характера участников договора, и дает урон больше чем ожидаемую прибыль;
  • По данным акта не подразумевается, что риск перемены условий лежит на заинтересованном участнике.

Пункт о разрыве контракта должен быть установлен в документе в обязательном порядке. Он должен описывать все случаи расторжения сделки, которые возможны.

Порядок расторжения

Система расторжения контракта по договоренности участников прописана в ГК РФ:

  • Инициатор расторжения составляет документ о разрыве сделки;
  • Отправляет второй стороне документ для подписания;
  • Подписанное партнером соглашение о расторжении удостоверяет своей подписью;
  • Вносит информации о прекращении договора в реестр по договорам.

Со времени подписания документа о расторжении, договор перестает действовать, или с числа, прописанного в нем. Запись о расторжении контракта в реестр вписывается в течение 72 часов. Туда вписывается число расторжения контракта, его название, число и порядковый номер договора о расторжении. В разделе «Основания расторжения» указывается цифровой код — «01». При нарушении условия внесения записей в реестр, нарушителю грозит денежный штраф в крупном размере. По ч. 12-22 95 статьи ФЗ №44, в одностороннем порядке, этапы прекращения соглашения по госзакупкам следующие:

  • Известить партнера о намерении разорвать договор;
  • Внести информацию в контрактный реестр.

Дополнительное соглашение на расторжение контракта по 44 ФЗ

Договоренность о разрыве сделки составляется в письменной форме. В документе устанавливается желание сторон расторгнуть договор, и прекратить сотрудничество по нему. Акт пишется в шаблонной форме, его содержание зависит от типа расторгаемого контракта и условий сделки. Обязательно в документе указать:

  • Идентификационную информацию по расторгаемому документу (наименование, дата написания, номер);
  • Наименование участвовавших в заключении контракта лиц как указано в документе;
  • Прописывается число аннуляции контракта или указывается замечание, что с даты подписания соглашения он считается расторгнутым;
  • Вносится информация об исполнении сделки. Исполнена полностью или частично;
    Данные о числе копии документа;
  • Указываются реквизиты участников;
  • Инициалы сторон.

К акту прикладываются дополнительные бумаги, в зависимости от типа расторгаемого контракта. Акт приема передачи имущества и прочее. Расторжение контракта по факту проведенных действий предусматривает выплату исполнителю суммы, которую он должен получить согласно сделке.