Об основах гос службы. Закон об основах государственной службы российской федерации. Российское общество исследователей религии

Конституция РФ.

ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. // СЗ. 1995. № 31. Ст. 2990.

ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. (в ред. ФЗ от 16.07.1998 г.). // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст.1014; 1998. № 29. Ст.3395.

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 22. ст. 1475.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3032.

Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Утв. пост. Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 45. Ст.4520.

Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание. Утв. пост. Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 45. Ст. 4516.

Постановление КС РФ от 21 ноября 2002 года по делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ «О вынужденных переселенцах».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Статус беженцев и вынужденных переселенцев: сравнительно-правовой аспект // Журнал российского права. 1999. № 5/6. С.108-115.

Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Гос. и право, 1994. № 3. С.16- 24.

Борисова Н.Е., Дмитриев Ю.А. Проблема возрастных ограничений в российском законодательстве // Гос. и право, 1999. № 11. С.25-30.

Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.

Гражданин и аппарат управления в СССР. М., 1982.

Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994.

Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Гос. и право, 2001. № 6. С.25-34.

Малько А.В. Основы теории законных интересов // Журнал российского права, 1999. № 5/6. С.65-72.

Новоселов В.И. Граждане как субъекты советского административного права // Субъекты советского административного права. Свердловск, 1985. С.26- 37.

Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. В 2 т. Саратов, 1976 , 1977.

Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974.

Петров Г.И. Административная правосубъектность граждан СССР // Правоведение, 1975. № 1. С.24-31.

Хаманева Н.Ю. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. М., 2000.

ТЕМЫ НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

· Возрастные ограничения при реализации административной правосубъектности граждан.

· Административно-правовые процедуры реализации прав и обязанностей граждан.

· Административно-правовое регулирование права граждан на информацию.

· Административно-правовое регулирование права граждан на оружие.

· Административно-правовые ограничения прав и свобод граждан.

· Специальный административно-правовой статус отдельных категорий граждан.

· Административно-правовой статус иностранных граждан.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как соотносятся понятия «правовой статус» и «административно-правовой статус» граждан? Регулируют ли нормы Конституции РФ административно-правовой статус граждан?

2. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность граждан?

3. Что означает понятие специальной административной право - дееспособности? Приобретению каких прав она должна предшествовать?

4. В чем заключаются особенности административной правоспособности и дееспособности по сравнению с гражданской право и дееспособностью?

5. От каких факторов зависит объем и содержание административной правосубъектности граждан?

6. Перечислите права, включаемые в административно-правовой статус гражданина РФ?

7. Что такое специальные административные права? В каком порядке они приобретаются?

8. Может ли быть ограничен административно-правовой статус граждан? Каковы основания и пределы подобных ограничений?

9. Каково соотношение общего и специальных административно-правовых статусов граждан? Какие виды специальных статусов можно привести в качестве примеров?

10. Какие права граждан РФ не могут реализовать иностранцы и лица без гражданства?

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ
"Об основах государственной службы Российской Федерации"
(с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г.)

Принят Государственной Думой 5 июля 1995 года

Глава II. Основы организации государственной службы (ст.ст. 5 - 8)
Глава III. Основы правового положения государственного служащего (ст.ст. 9 - 20)
Глава IV. Прохождение государственной службы (ст.ст. 21 - 25)
Глава V. Обеспечение эффективности государственной службы (ст.ст. 26 - 28)
Глава VI. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 29 - 30)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации (далее - государственная служба) и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации (далее - государственные служащие).

Глава I. Общие положения

Статья 1. Государственная должность
1. Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Государственные должности подразделяются в настоящем Федеральном законе на:
1) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие), - государственные должности категории "А".
Размер и виды денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории "А", определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б";
3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".
Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.
В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.
2. Государственная должность государственной службы - государственная должность категории "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации.
Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации является частью Реестра государственных должностей Российской Федерации.
3. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются государственные должности категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.
Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

Статья 2. Государственная служба
1. Под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В".
2. Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А".
3. Государственная служба включает в себя:
1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Статья 3. Государственный служащий
1. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации.
3. Размеры расходов на денежное содержание государственных служащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг, устанавливаются соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о государственной службе
1. Законодательство Российской федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Вопросы, регулируемые в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, могут также регулироваться Федеральным законом.
2. Особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании настоящего Федерального закона.
3. На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
4. На государственных служащих, замещающих должности категории "Б", распространяется действие настоящего Федерального закона с ограничениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 2.

31 июля 1995 г. был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», который впервые на законодательном уровне дал определение понятия государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также установил категории государственных должностей, принципы государственной службы, перечень квалификационных требований к государственным служащим, основы их правового положения, основные обязанности государственных служащих и ограничения, связанные с государственной службой. При его создании был использован опыт, накопленный в дореволюционной России и СССР, а также зарубежный опыт государственного управления.

В древний период различные виды государственной службы были в большей или меньшей степени распространены на все социальные группы. В эпоху складывания централизованного государства в XV-XVII вв. государственная служба превратилась в особую сферу профессиональной деятельности, сложилась система приказов как высших исполнительных органов государственной власти.

В XVIII в. были принципиально изменены принципы организации государственной службы на основе Табели о рангах 1722 г. , в результате чего произошло движение от должности к чину как устойчивой социальной характеристике государственного служащего. Табель о рангах впервые сформировал в России единую государственную службу с выделением воинских, гражданских и придворных чинов. Принципиально новым во взаимоотношениях государства и чиновничества стало введение в середине 60-х гг. XVIII в. постоянного денежного жалованья государственным служащим всех категорий.

В годы правления Николая I произошло разделение государственной службы на военную и гражданскую. Важным шагом в организации государственной службы стали кодификация соответствующего законодательства и подготовка Свода законов о гражданской службе. В XIX в. основными условиями поступления на государственную службу стали происхождение, возраст, образование, подданство.

После революционных событий 1917 г. были приняты декреты «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и «Об уравнении всех военнослужащих в правах», в результате чего было отменено дореволюционное законодательство о государственной службе. В советский период государственных служащих относили к административно-управленческому персоналу. Работа над правовым оформлением института государственной службы началась лишь в конце 1980-х гг.

Федеративный договор 1992 г. и Конституция России 1993 г. предусматривали принятие на федеральном уровне основ законодательства о государственной службе и закона о федеральной государственной службе. С принятием в 1995 г. Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» были сформированы уровни государственной службы - федеральная государственная служба и государственная гражданская служба субъектов Федерации, а также сложилось разделение федеральной государственной службы по видам - гражданская служба, военная служба и служба в правоохранительных органах.

Принятие закона о государственной службе положило начало развитию этого института на новой основе.

Лит.: Архипова Т. Г., Румянцева М. Ф., Сенин А. С. История государственной службы в России X–XVIII вв. М., 2001; Ежов М. В., Ежова Г. В. История управления и государственной службы России. М., 2004; Зеленов М. В. История государственной службы в России до 1917 г. : Программа, литература и планы семинарских занятий для аспирантов [Электронный ресурс] // Открытый текст. 2004-2017. URL : http :// www . opentextnn . ru / history / rushist / dorevigu /? id =2557 ; Козельчук Т. В. Представители духовного сословия на государственной службе: По материалам Тобольской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. // Чиновникъ. 2005. № 3 (35); Кириллов А. В., Питулько Г. Н., Стецкевич Е. С. История государственного управления в России. СПб., 2009; Об основах государственной службы Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ // Российская газета. 1995. 31 июля .

См. также в Президентской библиотеке:

Нелидов Н. К. Юридические и политические основания государственной службы. Ярославль, 1874 .

1. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих.

2. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

7) отказа от представления сведений, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона.

4. При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку;

4) документы, подтверждающие профессиональное образование;

5) справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;

6) медицинское заключение о состоянии здоровья;

7) другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.

5. Сведения, представленные согласно настоящему Федеральному закону при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государственной службы, подлежат проверке в установленном федеральным законом порядке.

В отдельных государственных органах федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие государственные должности государственной службы.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на высшую государственную должность государственной службы, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении на высшую государственную должность государственной службы.

6. Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах граждан Российской Федерации.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы.

7. Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется:

На государственные должности государственной службы категории "Б" - по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории "А", либо уполномоченных ими лиц или государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории "А", в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

На государственные должности государственной службы 1-й группы категории "В" - соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

На государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В" - по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.

8. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием "в отставке".

9. На государственного служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности государственной службы с оплатой по соглашению между руководителем государственного органа и государственным служащим.

10. В случае служебной необходимости государственный служащий с его согласия может быть командирован в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.

31 июля 1995 г. впервые был принят Федеральный закон «Об осно­вах государственной службы Российской Федерации», который устано­вил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохож­дения ими государственной службы . Основная цель Закона - созда­ние единой общефедеральной правовой базы государственной служ­бы, придание ей профессионального характера. Это должно было спо­собствовать утверждению единой системы государственной службы в стране, стать одной из важных опор ее государственной целостности.

До реформы государственной службы, начатой в 1992 г., в отечест­венном законодательстве не было официального, нормативно закреп­ленного определения понятия «государственная служба». В юридиче­ской литературе (учебниках, научных статьях) под государственной службой понималось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений) трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им . Иначе говоря, понятие «государстве нная_служба» связывалось с понятием «государственный служащий », при этом государственными считались все Служащие, работавшие в любой государственной организации, а не только в государственных органах.

Согласно Закону об основах государственной службы РФ к госу­дарственным служащим были отнесены только лица, замещавшие го­сударственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях . Этим Законом государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимости от своего назна­чения. Государственные должности категории «А» - это должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конститу­циями, уставами субъектов Федерации для непосредственного испол­нения полномочий государственных органов. Государственные долж­ности государственной службы категории «Б» - это должности, уста­навливаемые законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Государственные должности государственной службы категории «В» учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Исходя из такого деления этих должностей, в За­коне было дано определение понятия «государственная служба»; под ней понималась профессиональная деятельность лиц, замещавших должности категорий «Б» и «В», по обеспечению исполнения полно­мочий только государственных органов.

В этом Законе были даны определения и других фундаментальных понятий - государственной должности, государственного служащего и др. Закон не только повышал требования к государственным служа­щим, их обязанностям, но и создавал гарантии их правовой и соци­альной защищенности.


Закон был базовым (до его отмены 27 июля 2004 г.) для законода­тельных и других нормативных правовых актов, обеспечивал реализа­цию его положений как на федеральном уровне, так и на уровне субъ­ектов Федерации. Он предусматривал право субъектов Федерации са­мостоятельно регулировать многие вопросы государственной службы с учетом местных условий и обычаев. Тогда еще не было установлено деление государственной службы на три ее вида, но Закон определял, что на его основе устанавливаются федеральными законами особенности государственной службы в отдельных государственных органах (дипломатическая, военная, в органах внутренних дел, в учреждениях и органах прокуратуры, таможенных и других органах).

В период с 1995 по 2003 г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государст­венной службы Российской Федерации» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять практические меры по даль­нейшему укреплению органов государственной власти, и прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отве­чающими современным требованиям по своей профессиональной под­готовке, деловым и личностным качествам . Однако ряд запланирован­ных к принятию федеральных законов разработан не был.

Были приняты десятки федеральных законов, касающихся отдель­ных категорий государственных служащих: Федеральный конститу­ционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.), федеральные законы от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.), от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.), от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих» и др.

Для практической организации и повседневного функционирова­ния государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федера­ции», от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечней государствен­ных должностей федеральной государственной службы» (с изм. и доп.), от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных госу­дарственных служащих», от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохожде­ния военной службы» и др.

Многие вопросы федеральной государственной службы были уре­гулированы дисциплинарными уставами, положениями о конкретных органах и нормативными правовыми актами Правительства, мини­стерств и ведомств. Роль Правительства особенно важна в организа­ции исполнения законов и указов Президента, прежде всего в сфере подготовки и повышения профессиональной квалификации, матери­ального и социального обеспечения государственных служащих.

Руководители государственных органов разных уровней за указан­ный период приобрели немалый опыт по применению законодатель­ства о государственной службе.

Однако накопленный за предыдущие годы опыт работы с кадрами государственного аппарата и правового регулирования государствен­ной службы в условиях, по сути, нового строя имеет не только поло­жительную, но и отрицательную составляющую: к 2001 году не была создана эффективная государственная служба, качественно управ­ляющая государством. Поэтому для устранения имевшихся недостат­ков в регулировании государственно-служебных отношений на новом этапе развития нашего государства была разработана Концепция реформирования системы государственной службы Российской Феде­рации, утвержденная Президентом 15 августа 2001 г.