Как правильно создать приказ о создании комиссии. Приказ о создании комиссии по проверке знаний по электробезопасности. Общие правила проведения инвентаризации

Формирование приказа о создании комиссии в организации происходит в случаях, когда для решения каких-либо задач требуется участие сразу нескольких сотрудников.

По традиции, стандартные файлы бланка и образца типового приказа:

ФАЙЛЫ

Для каких целей создаются комиссии на предприятиях

Создание различного рода комиссий – явление в организациях довольно частое. Формируются они по самым разным поводам: для оценки какого-либо имущества, для инвентаризации материально-технической базы, для списания основных средств, для экспертной оценки чего-либо, для аттестации работников и т.д.

Кого можно включать

В состав комиссии могут включаться любые работники предприятия, обладающие необходимым образованием, квалификацией, знаниями и навыками для решения тех или иных вопросов. Как правило, это специалисты достаточно высокого уровня, позволяющего решить поставленные перед ними задачи.

В некоторых случаях к участию в комиссии могут привлекаться и сторонние эксперты, например, если дело касается какого-то высокотехнологичного оборудования, техники, специфических объектов и т.д.

Для того, чтобы комиссия работала «без сучка без задоринки» среди ее членов выбирается председатель, который несет ответственность за проведение всех необходимых мероприятий, а также составление сопутствующей им документации. Иногда, при особой надобности назначается еще и секретарь комиссии.

В любом случае, каждый специалист, включенный в комиссию должен быть упомянут в соответствующем приказе руководителя.

Срок работы комиссии

Период деятельности той или иной комиссии определяется теми задачами, которые перед ней стоят, и регламентируются в распоряжении руководителя организации. Практика показывает, что, как правило, этот срок не превышает одного месяца.

По истечении этого периода комиссия обязана предоставить директору фирмы или лицу, уполномоченному действовать от его имени, результаты своей работы.

Кто пишет документ

Как правило, непосредственное составление приказов на предприятиях входит в обязанности кого-либо из «низовых» сотрудников, имеющих определенные навыки в создании такого рода бумаг. Обычно это:

  • юрист;
  • кадровик;
  • секретарь организации.

Но, вне зависимости от того, на ком лежит исполнение данной задачи, документ должен быть завизирован директором компании, поскольку без его подписи он не приобретёт законной силы.

Можно ли обойтись без приказа

Некоторые руководители организаций ошибочно полагают, что составление письменного приказа о создании комиссии не обязательно – достаточно обойтись устным распоряжением.

Пренебрежение к данному документу чревато тем, что действия, выполненные членами комиссии, могут быть признаны незаконными (например, в случае проверки надзорными органаминалоговой службой или трудовой инспекцией, в зависимости от того, какую функцию выполняла комиссия).

Поэтому важно не только составить приказ, но и проконтролировать его выполнение на всех этапах.

Основание и обоснование для приказа

Без исключения каждый приказ должен иметь основание и обоснование. В данном случае, под основанием понимается ссылка на тот документ, который послужил толчком к написанию распоряжения, а под обоснованием – причина для его формирования.

В качестве основания для составления приказа о создании комиссии можно назвать норму законодательства, регулирующую создание комиссии по тем или иным направления деятельности юридических лиц, а в качестве обоснования назвать какие-либо объективные обстоятельства.

С 2013 года обязательные к применению унифицированные формы первичных бухгалтерских и кадровых документов отменены, так что приказ можно писать в произвольном виде или по шаблону, действующему внутри компании.

В частности, приказ о создании комиссии должен обязательно иметь:

  • номер;
  • место и дату составления;
  • наименование организации, в которой он создается;
  • обоснование (цель создания комиссии, причины);
  • ссылка на основание;
  • список лиц, включаемых в состав комиссии: их должности, фамилии-имена-отчества;
  • период работы комиссии,
  • ее функции и задачи.
  • Если есть необходимость, в приказ можно добавить и другие сведения, а также отдельным пунктом включить прикладываемые к нему дополнительные документы.

    В завершение в приказе устанавливаются ответственные за его выполнение лица (обычно это кадровые работники или юристы организаций).

    На что обратить внимание при оформлении документа

    Как к составлению бланка, так и к его оформлению, никаких однозначных критериев нет: допустим как печатный, так и рукописный вариант документа. Приказ можно писать на фирменном бланке компании или на обыкновенном чистом листе любого удобного формата.

    При этом бланк должен быть обязательно подписан директором организации или заместителем, уполномоченным действовать от его имени.

    Проштамповывать документ при помощи штемпельных изделий не обязательно, т.к. юридические лица с 2016 года имеют полное право не использовать для удостоверения своей документации различные печати и штампы (только если такая норма не прописана в локальных актах фирмы).

    Делается приказ обычно в одном экземпляре и обязательно фиксируется в журнале учета внутренних документов.

    Где, как и сколько времени хранить приказ

    Весь период действия данный приказ должен находиться в отдельной папке вместе с другими распорядительными бумагами фирмы.

    После того, как его актуальность истечет, его можно передать на хранение в архив предприятия, где он должен лежать на протяжении установленного законом времени или срок, прописанный во внутренних нормативных актах компании, затем его можно утилизировать (также в строго определенном порядке).

    Приказ о создании комиссии по проверке знаний по охране труда

    Комиссия по охране труда (иногда называется комитетом), согласно положениям ст. 218 ТК РФ, формируется из представителей работодателя и органа. Защищающего интересы сотрудников, например, профсоюза. Комиссия по проверке знаний по охране труда - несколько другоая структура, регламентированная п. 3.4 Приложения к постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29. В отличие от первой структуры, которая создается по дорой воле работодателя, формирование этой комиссии на предприятии обязательно.

    Инициируется создание такой комиссии приказом руководства предприятия. Приказ пишется по принятой в организации форме. Помимо стандартных элементов («шапка», номер приказа, дата и т.п.), в нем должны быть отражены следующие положения:

    • название документа, отражающее его суть;
    • ссылки на нормативные государственные документы;
    • фамилии и должности назначаемых членов комиссии;
    • указания об ознакомлении с приказом сотрудников;
    • Лицо, осуществляющее контроль над исполнением приказа.

    ООО «Традесканция»
    ПРИКАЗ № 003 / 4
    О создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний и
    требований охраны труда персонала организации

    17.05.2017 г., г. Екатеринбург

    В целях исполнения регламента положения Трудового кодекса РФ, ГОСТа 12.0.004 - «Организация обучения безопасности труда», постановления Министерства труда РФ и Министерства образования РФ№ 1/29 от 13 января 2003 г. «О порядке обучения по охране труда и провер-ки знаний требований охраны труда работников организации»

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать постоянно действующую комиссию по проверке знаний требований охраны труда персонала организации в составе:

    Председатель комиссии: главный технолог Рудаков Л. О.;

    Члены комиссии:

    • инженер по охране труда Фурманов С.В;
    • экономист Волченко Л.И.

    2. Комиссии по проверке знаний требований охраны труда персонала организации руководствоваться Трудовым Кодексом Российской Федерации, ГОСТом 12.0.004 «Организация обучения безопасности труда», постановлениями Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.03 г. «О порядке обучения по охране труда и провер-ки знаний требований охраны труда работников организации».

    3. Инспектору по кадрам Березовскому П.И. ознакомить с настоящим приказом ответственных лиц под личную подпись в течение 10 дней.

    Генеральный директор ООО «Традесканция» /Лукоморов/ П.И. Лукоморов

    Если организация небольшая и не имеет службы охраны труда, и в ее штате отсутствует инженер по охране труда, это не отменяет требований ст. 217 ТК РФ об ответственности в этой области. В таком случае, руководством должно быть назначено лицо, отвечающее за все мероприятия по охране труда, в том числе и за проверку знаний. Для этого также издается специальный приказ.

    Образец приказа о назначении человека, отвечающего за организацию охраны труда

    ООО «Сервус»
    ПРИКАЗ № 11/1
    О назначении ответственного лица
    за организацию работы по охране труда

    19.05.2017 г., г.Тула

    В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации и ГОСТ ССБТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования» в целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Назначить ответственным лицом за организацию работы по охране труда, осуществление контроля над выполнением работниками требований законодательных и нормативных актов по охране труда технолога Полтавчука Н.Н.

    2. Контроль над выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    Генеральный директор ООО «Сервус» /Дубовицкий/ А.А. Дубовицкий

    С приказом ознакомлен /Полтавчук/ Н.Н. Полтавчук

    Приказ о создании комиссии по проверке знаний по электробезопасности

    Если на предприятии есть электрическое оборудование, то персонал должен быть осведомлен о правилах работы с ним и безопасности при его использовании во избежание серьезных последствий. Для проверки владения этими знаниями руководство назначает специальнцю комиссию, регулярно осуществляющую проверку знаний персонала по нормам и правилам обращения с электрооборудованием.

    Приказ руководства выражает его требование о создании комиссии и проведении проверки знаний персонала в этой области. Он составляется по общепринятым нормам документоведения и должен содержать указания на нормативные документы.

    ООО «Артемис»
    ПРИКАЗ № 15/2
    О назначении комиссии по проверке знаний по электробезопасности

    В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок:

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Назначить комиссию по проверке знаний норм и правил работы с электрическим оборудованием в составе:

    Председатель комиссии: главный инженер Дмитренков Ю.Л., группа по электробезопасности

    Заместитель председателя комиссии: заместитель главного инженера Лебутенко Г.И., группа по электробезопаности.

    Члены комиссии:

    • инженер по охране труда Леваневский К.М.
    • инженер электроустановок Михайловский Р.П.;
    • инженер электроустановок Затурин К.И.

    2. Отделу кадров приказ довести работникам организации в части, непосредственно их касающейся.

    3. Контроль над исполнением приказа оставляю за собой.

    Генеральный директор ООО «Артемис» /Ладинский/ К.П. Ладинский

    Приказ о создании комиссии по списанию материальных ценностей

    Для того, чтобы списать с баланса организации материальные ценности, нужно регулярно производить их учет. Списание возможно только по заключению комиссии, производившей учет материальных запасов, составляющих ценности организации, сделавший вывод относительно их прихода и расхода. А для этого такая комиссия должна быть учреждена приказом руководства.

    В приказе, помимо цели, нужно указать период актуальности деятельности комиссии, если она не будет постоянно действующей, а также в обязательном порядке имена и должности ее председателя и членов. Обязательно упоминание о контроле над соблюдением приказа и ответственности за это конкретного лица.

    ООО «Айскрим»
    ПРИКАЗ № 11/3
    О создании комиссии по учету и списанию материальных ценностей на 2017 год

    С целью учета прихода, расхода, обеспечения сохранности и обоснованного своевременного списания материальных ценностей

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать постоянно действующую в течение 2017 года комиссию в составе:

    председатель комиссии: главный инженер Колобчук Р.И.;

    члены комиссии:

    • инженер-технолог Маркиянов П.И.;
    • завхоз Лестрицкая А.Т.;
    • бухгалтер Смирнова Е.К.

    2. В необходимых случаях в состав комиссии дополнительно вводится материально- ответственное лицо, которому подотчетны соответсвующие товарно-материальные ценности.

    3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера Фиолентову А.И.

    Генеральный директор ООО «Айскрим» /Трубецкой/ А. А. Трубецкой

    Приказ о создании комиссии по списанию основных средств

    Чтобы списать те или иные основные средства, пришедшие в негодность ил по иным причинам убывающие с баланса организации, необходимо назначить специальную комиссию, которая даст заключение относительно этих материальных активов. Комиссия может быть постоянно действующей или назначаться для списания, например, того или иного оборудования или транспортного средства. В этом случае в приказе обязательно указывается конкретная цель создания комиссии и ее компетенции.

    ООО «Лукоморье»
    ПРИКАЗ № 14/1
    О создании комиссии для списания основных средств

    18.04.2017 г., г.Санкт-Петербург

    Для списания с баланса организации оборудования (станка для деревообработки)

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать комиссию в составе:

    председатель комиссии: начальник деревообрабатывающего цеха Патраковский Р.В.;

    члены комиссии:

    2. Возложить на созданную комиссию следующие компетенции:

    • осмотр станка для деревообработки, подлежащего списанию (с использованием необходимой технической документации и данных бухгалтерского учета);
    • выявление причин необходимости списания оборудования;
    • установление лиц, по вине которых произошло преждевременное изнашивание станка;
    • установление возможности применения отдельных частей станка, оприходованных в результате демонтажа оборудования, и их оценка в соответствии с актуальной рыночной стоимостью;
    • составление акта на списание станка.

    3. Акт на списание оборудования, утвержденный руководителем организации, подлежит передаче в бухгалтерию ООО «Лукоморье».

    4. Контроль над соблюдением настоящего приказа оставляю за собой.

    Генеральный директор ООО «Лукоморье» /Седых/ П.И. Седых

    Приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая

    Несчастные случаи на производстве - всегда чрезвычайная ситуация, поэтому постоянно действующей комиссии по их расследованию на предприятии быть не может. Каждое произошедшее ЧП требует особого подхода в зависимости от особенностей, и, как следствие, назначения отдельной комиссии по расследованию, в состав которой войдут соответствующие специалисты.

    Руководитель издает приказ, после которого и начинается деятельность по расследованию. В приказе нужно сослаться на государственные нормативные акты, кратко изложить характеристику несчастного случая с обязательным упоминанием фамилии пострадавшего, а также упомянуть лицо, ответственное за соблюдение приказа.

    ООО «Ирида»
    ПРИКАЗ № 4/11
    О создании комиссии для расследования несчастного случая

    29.05.2017 г., г.Москва

    С целью расследования несчастного случая, произошедшего 28.05.2017 г. в деревообрабатывающем цеху, когда при работе на деревообрабатывающем станке в 11:07 мастер Доменко В.А. получил травму правой руки,

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать комиссию по расследованию несчастного случая в составе:
    председатель комиссии: инженер по охране труда Равенилов К.Е.;
    члены комиссии: начальник деревообрабатывающего цеха Осадчий О.Л.;
    инженер Старовойтов П.Р.;
    технолог Лещов А.П.

    2. Комиссии приступить к работе незамедлительно, в свей работе руководствуясь ст. 229, 230 ТК РФ и другими законодательными актами об охране труда.

    3. Технологу Лещову А.П. обеспечить составление, ведение и дальнейшее хранение документов по расследованию несчастного случая.

    4. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    5. Всем работникам деревообрабатывающего цеха предписывается оказывать комиссии содействие и предоставлять необходимую информацию.

    Генеральный директор ООО «Ирида» /Затонский/ Н.И. Затонский

    Приказ о создании комиссии по категорированию объекта

    Обследование и категорирование объектов, на которых массово находятся люди (в основном, это объекты, принадлежащие к сфере культуры и спорта), производится с целью противодействия террористическим действиям и оценки уровня их защищенности. Такого рода действия проходят в широких рамках, например, региона или края, но могут касаться и отдельных организаций. Инициируются они приказом о создании комиссии по обследованию и категорированию соответствующего объекта или группы объектов. В этом приказе назначается председатель и состав комиссии, лицо, несущее ответственность за выполнение приказа, и перечисляются категории ответственности.

    Министерство по делам молодежи, культуры и спорта
    Республики Карелия
    ПРИКАЗ № 27/2
    Об обследовании и категорировании объектов культуры и спорта

    19.01.2017 г., г.Петрозаводск

    В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта», и установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности подведомственных учреждений Министерства физической культуры и спорта Республики Карелия

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать Комиссию по обследованию и категорированию объектов спорта подведомственных учреждений Министерства культуры и спорта Республики Карелия на предмет оценки состояния защищенности объектов спорта в следующем составе:

    председатель комиссии : заместитель министра физической культуры и спорта Республики Карелия Замятин Р.О.;

    заместитель председателя комиссии: начальник отдела учебно-спортивной работы Леонтьева Л. В.;

    секретарь комиссии : специалист по охране труда Управления культуры и спорта Домашкин Л.Д.;

    члены комиссии :

    • заместитель главы администрации республики Карелия по социальным вопросам Русенков А.А.;
    • начальник полиции ОМВД России по Беломорскому Району республики Карелия Романов К.Р.;
    • старший оперуполномоченный отделения в г.Петрозаводск Управления ФСБ России по Республике Карелия Маловик О.Е. (по согласованию).

    2. Разработать паспорта безопасности подведомственных объектов учреждений культуры и спорта Беломорского района Республики Карелия в срок до 01.09.2017 г.

    3. Возложить на руководство подведомственных учреждений ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности с назначением ответственных за соответствующие мероприятия лиц.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    Министр по делам молодежи, культуры и спорта
    Республики Карелия /Воронов/ А.М.Воронов

1.1. Положение о порядке работы постоянно действующей комиссии по проведению инвентаризации денежных средств и имущества [наименование организации], а также по приему, передаче и списанию основных средств и материальных запасов (далее по тексту - положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определяет порядок создания, функции, задачи, регламент работы комиссии по проведению инвентаризации денежных средств и имущества [наименование организации], а также по приему, передаче и списанию основных средств и материальных запасов (далее по тексту - комиссия).

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказом Минфина Российской Федерации от 01 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению", Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26-н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года N 91н, [указать иные локальные нормативные акты].

2. Образование и состав комиссии

2.1. Комиссия является коллегиальным органом [наименование организации], основанным на постоянной основе. Персональный состав Комиссии утверждается руководителем организации.

2.2. В состав Комиссии входят не менее [значение] человек - председатель Комиссии, заместитель (заместители) председателя Комиссии, члены Комиссии, секретарь Комиссии.

2.3. Председатель Комиссии избирается членами Комиссии из их числа большинством голосов от общего числа членов комиссии.

2.4. Председатель Комиссии организует ее работу, созывает заседания Комиссии и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, подписывает протокол заседания Комиссии и иные документы, исходящие от ее имени.

2.5. В случае отсутствия председателя Комиссии его функции осуществляет заместитель председателя Комиссии.

2.6. Председатель Комиссии несет ответственность за деятельность Комиссии, своевременность, обоснованность и объективность принятых Комиссией решений.

2.7. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует [вписать нужное].

3. Задачи и функциональные обязанности

3.1. Основной задачей Комиссии является проведение инвентаризации денежных средств и имущества [наименование организации], выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств, подготовка документов по списанию основных средств и материальных запасов.

3.2. Основными функциональными обязанностями комиссии являются:

Производство осмотра объектов, подлежащих списанию, установка факта непригодности их к восстановлению и дальнейшему использованию, используя при этом необходимую техническую документацию, данные бухгалтерского учета;

Установка причины списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция объектов, нарушение нормальных условий эксплуатации, аварии и др.);

Выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

Определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производство их оценки в соответствии с правилами бухгалтерского учета;

Осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств годных деталей, узлов и материалов;

Оформление актов на списание основных средств установленной формы.

4. Порядок работы комиссии

4.1. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем [наименование организации], кроме случаев, предусмотренных в пункте 4.2 настоящего Положения.

4.2. Проведение инвентаризаций обязательно:

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 01 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года;

При смене материально ответственных лиц (на день приемки - передачи дел);

При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

В случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

При ликвидации (реорганизации) организации перед составлением передаточного акта и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Минфина России.

4.3. Заседание Комиссии проводится по мере поступления документов.

4.4. Заседания Комиссии открываются и закрываются председателем Комиссии, в отсутствие председателя - заместителем председателя.

4.5. При списании средств вычислительной техники и оборудования прикладывается техническое заключение независимого эксперта о состоянии объектов основных средств с указанием конкретных причин выхода из строя объекта.

4.6. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Комиссии.

4.8. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании. В случае несогласия с принятым решением член Комиссии вправе письменно изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к акту приема-передачи или списания материальных запасов.

4.9. Решения, принимаемые на заседании Комиссии, оформляются протоколом, который подписывает председатель Комиссии, в его отсутствие - заместитель председателя, и секретарь.

Необходимость в приеме-передаче дел и документов между работниками возникает довольно часто, но упоминание о такой процедуре во внутренних документах организаций встречается редко. Более того, этот вопрос не нашел должного отражения и в нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения, хотя именно в этой сфере проблемы, возникающие вследствие ненадлежащего оформления приема-передачи дел и документов, более чем актуальны.

Как и когда должны происходить прием и передача дел между работниками? Кто может участвовать в процессе приема и передачи дел и документов? Какими документами регламентируется процедура приема и передачи дел и документов? Каковы основные этапы приема и передачи дел и документов? Как оформляется прием и передача дел и документов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

В соответствии с ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (п. 3), дело - это совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку (п. 71). Как видно, «дело» и «документ» - не одно и то же, несмотря на то, что принято говорить о передаче дел в целом. Однако в ситуациях, когда передаются и дела, и документы, это не вполне корректно. Поэтому по тексту статьи используется словосочетание «прием-передача дел и документов».

Зачем нужно передавать и принимать дела?

Дела и документы передают:

    чтобы рабочий процесс не прерывался;

    чтобы трудовые обязанности отсутствующего работника выполнялись надлежащим образом;

    чтобы можно было оценить объем работы работника, принимающего дела;

    чтобы можно было поделить зоны ответственности.

    В основном необходимость передачи дел прямо или косвенно возникает в следующих распространенных для большинства работников ситуациях:

    уход в отпуск (включая отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком и пр.);

    длительная командировка;

    временная нетрудоспособность;

    перевод на другую работу;

    увольнение (по различным основаниям);

    в иных случаях, когда работнику предстоит длительное время отсутствовать либо вовсе покинуть организацию.

    Отметим, что довольно редко можно стать свидетелем полноценной передачи дел и документов уходящим работником. Даже если это и происходит в отдельных случаях, то практически никогда не оформляется должным образом.

    С одной стороны, зачем оформлять передачу дел в случае, когда работник уходит в отпуск, уезжает в командировку или болеет? Ведь в период такого временного отсутствия его обязанности будут выполнять другие работники, специально назначенные приказом руководителя организации или в ином порядке, установленном в организации. Представим, например, ситуацию, когда временно отсутствует секретарь, в обязанности которого входит:

    прием, экспедиционная обработка входящей корреспонденции, поступающей по различным каналам связи, проверка документов на бумажных носителях на предмет правильности доставки, целостности вложений; регистрация входящих документов в электронном журнале установленной формы, направление их на рассмотрение руководства и в структурные подразделения организации;

    прием от работников организации исходящих документов, проверка правильности их оформления, наличия и комплектности приложений, регистрация в электронном журнале установленной формы;

    формирование дел в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечение их сохранности.

Очевидно, что такая работа должны выполняться своевременно. Если в организации не один секретарь, то все легко решается: другой секретарь, выполняющий те же обязанности, временно будет работать с двойной нагрузкой. Но если секретарь в организации один, то без передачи дел и документов не обойтись, иначе лицо, которое не в полной мере знакомо с обязанностями секретаря, просто не справится, из-за чего может пострадать не только конкретный участок работы, но и деятельность организации в целом.

Кто обычно передает и принимает дела?

Инициатором передачи дел и документов является обычно либо работник, их принимающий, либо руководитель структурного подразделения, в рамках которого эти дела и документы передаются. Передаются они, соответственно, временно отсутствующим или увольняющимся работником, а принимаются либо новым работником, либо специально назначенным руководством лицом.

Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Однако на практике бывают случаи, когда увольняющийся работник ввиду конфликта или каких-либо других неблагоприятных обстоятельств передавать дела и документы не собирается, особенно если это не входит в его обязанности. Ведь далеко не все люди увольняются с работы по собственному желанию, не все стараются до последнего момента сохранять хорошие отношения с руководством. Что делать в такой ситуации новому работнику?

Прежде всего, данный факт следует зафиксировать актом . Затем вновь принятый работник во избежание риска возложения на него ответственности за чужие ошибки, возможно, допущенные в документах, составленных его предшественником, может составить односторонний документ - опись принимаемых документов (Пример 2).

Обратите внимание . Отказ работника от передачи дел и документов при увольнении не является для работодателя поводом не осуществлять с ним расчет и не выдавать трудовую книжку - независимо от того, закреплена ли данная обязанность в трудовом договоре и/или должностной инструкции.

ПРИМЕР 2

Опись принимаемых документов

Опись дел и документов, принятых корпоративным секретарем Мироновой А.П.

При приеме дел и документов мной выявлено:

1. Отсутствует подлинник протокола Общего собрания акционеров от 16 января 2011 года № 1/2011, имеется копия данного документа.

2. Отсутствует подлинник протокола Общего собрания акционеров от 20 апреля 2011 года № 5/2011 (копии нет).

Настоящая опись подтверждает прием вышеперечисленных дел и документов по состоянию на 03 мая 2012 года.

Корпоративный секретарь Миронова А.П. Миронова

Согласовано:

Маслова Е.Д. Маслова

В какой момент следует передавать дела и документы?

Иногда случается, что дела и документы новый работник принимает у своего предшественника еще до выхода на работу. Заметим, что это довольно рискованно, поскольку новый работник, приняв дела, может по каким бы то ни было причинам не выйти на работу. Тогда логичен вопрос: в какой момент следует передавать эти дела и документы?

Дела и документы передаются, как правило, в день увольнения в связи с тем, что до последнего дня работник выполняет свои должностные обязанности. Особо ответственные работники делают это постепенно, разбивая процесс на несколько этапов, осуществляемых заблаговременно, в течение нескольких дней. В этом случае лучше передать дела не непосредственно новому работнику, а лицу, назначенному руководителем структурного подразделения, в котором работал работник. Если увольняется главный бухгалтер, то дела лучше передать непосредственно руководителю организации, поскольку он несет ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета.

Бывает, что руководитель просит увольняющегося работника приехать в офис в день выхода на работу нового сотрудника, чтобы передать дела непосредственно ему, или, наоборот, человека, который еще не оформлен на работу, - прийти и принять дела у своего предшественника до выхода на работу. По нашему мнению, это неверно, поскольку прием и передача дел и документов осуществляются в рамках трудовых отношений. Следовательно, данная процедура должна осуществляться в рабочий день и в рабочее время как для передающего дела и документы, так и для принимающего их.

Чем регламентируется прием-передача дел?

Как уже было отмечено выше, нормативными правовыми актами вопрос приема-передачи дел и документов не регулируется. Это не удивительно, поскольку единую процедуру приема-передачи дел прописать невозможно, ведь в разных организациях требования к документообороту различны исходя из множества факторов. Есть лишь некоторые рекомендации на этот счет:

Извлечение

(утверждены приказом Росархива от 23.12.2009 № 76)

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ

3.1. Общие положения

[…] Инструкцией по делопроизводству предусматривается, что:

[…] при уходе в отпуск, выезде в командировку, на время болезни или в случае увольнения и перемещения по службе работники обязаны передать все находящиеся у них документы работнику, ответственному за делопроизводство структурного подразделения, или другому работнику по указанию руководителя подразделения, при увольнении работника или переводе по службе передача документов и дел осуществляется по акту.

Однако несмотря на отсутствие в законодательных нормах правил приема-передачи дел, организация может самостоятельно установить их в локальных нормативных актах, учитывая специфику деятельности, численный состав работников, их обязанности, ответственность, а также другие факторы, влияющие на необходимость приема-передачи дел и документов во избежание их утери и утраты. В этом случае соблюдение порядка приема-передачи дел будет обязательным для всех работников, ознакомленных с данным локальным нормативным актом в установленном порядке под личную подпись.

Положения о приеме и передаче дел и документов могут быть включены:

Кроме того, обязанность по передаче и/или приему дел и документов в специально оговоренных случаях рекомендуется закрепить в должностной инструкции и/или трудовом договоре.

Если же в организации отсутствует хоть какое-нибудь упоминание о необходимости приема-передачи дел в локальных нормативных актах, то в конкретных случаях можно предусмотреть это в приказе (Пример 3) или распоряжении.

ПРИМЕР 3

Приказ об организации приема-передачи дел и документов

Закрытое акционерное общество «Метрополь Инвест»

ПРИКАЗ

16.04.2012 № 10-К

Об организации приема-передачи дел и документов

В связи с увольнением Смирновой П.Т. с должности корпоративного секретаря 30 апреля 2012 года

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Корпоративному секретарю Смирновой П.Т. передать, а заместителю начальника канцелярии Масловой Е.Д. принять дела и документы по Акту приема-передачи дел и документов в помещении канцелярии в срок до 30 апреля 2012 года.

2. Утвердить форму Акта приема-передачи дел и документов (Приложение 1).

3. Для надлежащей проверки передаваемых дел и документов и участия в их приеме-передаче создать комиссию в составе:

председатель - начальник кадровой службы Журкова Н.Г.

члены комиссии:

главный бухгалтер Макарова Н.Т.

начальник канцелярии Петрова М.И.

начальник юридической службы Макаров А.Д.

4. Секретарю Михальченко П.И. довести настоящий приказ до сведения лиц, указанных в п. 1 и 3 приказа, под личную подпись в срок не позднее одного рабочего дня с даты издания приказа.

5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Основание: заявление об увольнении Смирновой П.Т. от 16.04.2012

Генеральный директор Скворцов А.И. Скворцов

С приказом ознакомлены:

Начальник кадровой службы

Журкова Н.Г. Журкова

Главный бухгалтер

Макарова Н.Т. Макарова

Начальник канцелярии

Петрова М.И. Петрова

Начальник юридической службы

Макаров А.Д. Макаров

Заместитель начальника канцелярии

Маслова Е.Д. Маслова

Корпоративный секретарь

Смирнова П.Т. Смирнова

Порядок передачи и приема дел и документов

Как уже было отмечено выше, порядок передачи и приема дел не может быть единым для всех организаций. Однако чтобы представлять последовательность действий по передаче и приему дел и документов, условно разделим этот процесс на 3 этапа.

■ Этап 1: проверка дел и документов.

Обратите внимание. Принимаемые дела и документы по своей форме и содержанию должны соответствовать нормам действующего законодательства, в том числе в области делопроизводства и документооборота.

Этап 2: подготовка дел и документов к передаче.

■ Этап 3: оформление приема-передачи дел и документов.

Обязательные реквизиты акта

В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», а также практикой составления актов в организациях для акта приема-передачи документов обычно используют бланк со следующими характеристиками:

    формат А4 (210 × 297 мм);

    каждый лист документа должен иметь поля не менее: 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее;

    из белой бумаги или бумаги светлых тонов;

    ориентация страницы - книжная;

    если акт имеет две и более страницы, вторую и последующие страницы нумеруют (номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа).

На бланке документа располагают необходимые реквизиты:

● эмблему организации;

● наименование организации;

● наименование вида документа;

● дату документа;

регистрационный номер документа;

● место составления документа;

● гриф утверждения;

●заголовок к тексту документа.

● текст документа.

● отметку о наличии приложения.

● подписи.

Хранение актов

Акт подлежит хранению в месте, определенном локальным нормативным актом, например в канцелярии, кадровой службе в личном деле работника или в структурном подразделении, работники которого передают и принимают дела, в течение срока, определенного Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558:

В заключение отметим, что даже если процедура приема дел и документов будет оформлена должным образом, это отнюдь не решит проблем, которые могут возникнуть у работника, принявшего на себя такой ответственный «груз». Однако это убережет работника как от нареканий руководства в отношении документов, составленных не им, так и от возможной ответственности за чужие ошибки.

( Дается в сокращении. Всю статью читайте в печатной версии журнала.)

И.И. Куролес,
ведущий юрисконсульт ЗАО «СПАР РИТЭЙЛ»

Кроме данных документов, с учетом специфики деятельности или условий труда обязательными могут быть графики сменности, перечень должностей с ненормированным рабочим днем, а также документы, устанавливающие нормы труда, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками. К сведению. Также в учреждении могут быть коллективный договор, ученические договоры (ст. 198-208 ТК РФ), договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ), должностные инструкции (если должностные обязанности не включены в трудовые договоры), служебные записки, протоколы, акты, документы, предъявляемые работниками в процессе трудовой деятельности (медицинские заключения, решения суда, справки вызова на сессию и др.), личные дела и прочие документы. 2. Проверяем оформление документов.

Оформление приема-передачи кадровых документов

Прием-передача кадровой документации это процедура, с которой должна начинаться и заканчиваться работа кадровика в организации. Если вы вступаете в должность, правильно приняв дела у предшественника, у вас есть возможность показать себя как профессионала с первого дня работы, составить представление о состоянии кадровой документации во вверенной кадровой службе, наметить план дальнейшей работы. Если вы покидаете компанию,можете достойно расстаться с работодателем, показав результаты своей работы и получив положительные рекомендации.


Процедура передачи кадровой документации не нашла своего отражения в нормативно-правовых актах. Тем не менее на практике сложились определенные правила ее проведения. Они обусловлены достижением определенных целей, которые преследуют заинтересованные стороны.

Как передать кадровые документы новому кадровику

Госкомстата России от 5 января 2004 г. №1 75 лет ЭПК (ст. 339 Перечня) Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда Ст. 91, 99 ТК РФ;постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. №1 1 год (ст. 281 Перечня) Трудовая книжка Ст. 65, 66 ТК РФ;постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. №225 «О трудовых книжках»;постановление Минтруда России от 10 октября 2003 г. №69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек» До увольнения работника, невостребованные не менее 50 лет (ст. 342 Перечня) Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. №225 (п. 40-41);постановления Минтруда России от 10 октября 2003 г. №69 (п. 5 ст. 9) 50 лет (ст. 358е Перечня) Журнал учета мероприятий по контролю Федеральный закон от 8 августа 2001 г.

Приказ оназначении комиссии по передаче дел при увольнении отдела кадров

За период: 2011–2016 годы. Количество: 72. Количество страниц: 94».

  1. После перечисления в таблице всей передаваемой документации необходимо отразить все обнаруженные недостатки и особенности кадрового делопроизводства.
  2. Далее свои подписи ставят сотрудники, сдающие и принимающие документацию, а также все члены комиссии.

ВАЖНО: в связи с тем, что ответственный за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек назначается отдельным приказом (п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), передачу трудовых книжек, включая ранее не востребованные уволенными сотрудниками и чистые бланки, рекомендуется осуществлять отдельным актом приема-передачи.

Прием-передача дел в кадровой службе

Прием-передача дел в кадровой службе включает ряд этапов: работодатель создает комиссию; члены комиссии (или единственный кадровик) проверяют состав, содержание и оформление документов; члены комиссии составляют акт о приеме-передаче дел. Состав комиссии по приему-передаче дел в кадровой службе 2017 утверждают приказом гендиректора компании. Он составляется в произвольной форме. В документе указывают, что целью создания комиссии является проведение приема-передачи кадровой документации в связи с увольнением работника отдела кадров или переводом его на другую работу.
Комиссия должна обеспечить законность и объективность процедуры передачи дел.

Кадровая служба с нуля

Внимание

Принимая трудовые книжки, сотрудник, ответственный за их ведение, должен убедиться в наличии в организации запасных бланков трудовых книжек и вкладышей в них. Об обязательности такого запаса бланков говорится в п. 44 Правил ведения и хранения трудовых книжек. 3. Проверяем систему регистрации. Практически всегда кадровики используют журналы для регистрации документов - журнал учета приказов по личному составу, журнал ознакомления с локальными нормативными актами и пр.


Регистрация документов - важный элемент кадрового делопроизводства, так при проведении мероприятий по контролю и надзору кадровику будет легко доказать, что тот или иной документ не составлен задним числом (ведь журналы учета прошиваются, страницы в них нумеруются). Важным элементом проверки является установление наличия документов-оснований, например, заявления к приказам: иногда ссылка на них есть, а самих документов нет. 4.

Комиссии по приему передаче документов

Его передают на утверждение руководителю организации (образец на стр. 42). Внимание: трудовые книжки! Прием-передачу трудовых книжек, пожалуй, можно считать самым ответственным этапом в рассматриваемой нами процедуре. Трудовая книжка последовательно отражает факты трудовой биографии человека, его квалификационный и служебный рост, отношение к труду, причины увольнения.
Кроме того, это основной документ для расчета трудового и страхового стажа. В каких бы условиях не проходила процедура приема-передачи кадровой документации, отказаться от документированного оформления передачи трудовых книжек нельзя. Этот документ кадрового делопроизводства оформляется при приеме сотрудника на работу, записи должны быть внесены своевременно.


Создание его задним числом невозможно, а восстановление требует проведения значительной работы.

Передача дел в кадровой службе

Перед работодателем часто встает проблема организации передачи хранящихся в кадровой службе дел и находящихся в работе документов новому работнику, который будет принят в отдел кадров и в дальнейшем отвечать за кадровую документацию. Конечно, идеальным вариантом был бы прием нового сотрудника до увольнения прежнего кадровика. Но на практике такое вряд ли возможно - новичок может приступить к работе только после увольнения прежнего работника, иначе может быть нарушена штатно-финансовая дисциплина.
Итак, процедура передачи кадровых документов при смене лица, ответственного за ведение кадрового делопроизводства, не регламентирована нормативно-правовыми актами. Тем не менее на практике сложились определенные правила ее проведения.
А ведь в практике были и такие случаи, что увольняющийся не только не передавал дела, но и умышленно их уничтожал. Представляете, какое мнение о нём осталось? Тут ни о каких положительных рекомендациях не может идти речь. А если всё будет оформлено как надо, и отдел кадров будет работать по графику даже с новым работником, о предыдущем кадровике останутся только положительные впечатления.
Между тем, процедура передачи дел не так уж и сложна, алгоритм её таков:

  • создаётся комиссия по передаче дел;
  • проверяются кадровые документы;
  • составляется акт приёма-передачи.

А теперь всё по порядку и подробно. Создаём комиссию Основанием к созданию комиссии и вообще начала процедуры передачи дел, конечно, должен быть приказ вот такого плана.

Приказ о составе комиссии при приеме передачи кадровых документов

ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» 5 лет ЭПК (ст. 52 Перечня) Заявления работников об увольнении по собственной инициативе, отпуске Ст. 80, 122, 127, 128 ТК РФ 75 лет ЭПК (ст. 337б Перечня) Этот перечь не следует считать исчерпывающим. Входящие в него документы являются обязательным минимумом, необходимым для любой организации. При изучении условий труда работников и организационных особенностей компании добавляют еще целый ряд обязательных документов.

Так, если должностные обязанности не включены в содержание трудового договора, необходимо составлять должностные инструкции. Если в организации введена сменная работа график сменности; в случае работы в организации сотрудников материально ответственных лиц договор о полной индивидуальной материальной ответственности и т. п.

Яблоко раздора: в форме акта № ОС-1 есть специальные поля для отражения данных о комиссии по приему-передаче основного средства. Однако из порядка заполнения этой формы не ясно, обязательно ли вообще создавать такую комиссию и, следовательно, заполнять соответствующие строки.

Почему это важно: при налоговой проверке инспекторы могут посчитать, что акт составлен с нарушением порядка, а значит, основное средство должным образом не принято к учету. На этом основании налоговики могут отказать в признании расходов на его покупку и содержание, а заодно снять вычеты по НДС.

Коллеги, которые обсуждали этот вопрос на форуме сайта www.klerk.ru, в конечном счете так и не смогли прийти к единому мнению.

КОМПАНИЯ САМА РЕШАЕТ, НЕОБХОДИМА ЛИ КОМИССИЯ

Часть участников обсуждения убеждены, что, если в форме акта упоминается комиссия для подписания акта по форме ОС-1, это еще не значит, что поля нужно обязательно заполнять. Форма акта предназначена для всех возможных случаев, и как именно ее заполнять, нигде четко не сказано. Поэтому эти данные компания может вносить в документ по мере необходимости. То есть создавать комиссию или нет, компания решает сама в зависимости от того, насколько она необходима в конкретном случае. Если такая комиссия создана, то акт она подписывает. А если нет, то поля остаются пустыми. Нарушением это не считается. И основанием для отказа в признании расходов или вычетов по НДС быть не может.

КОМИССИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Другие участники, наоборот, уверены, что создать комиссию и внести в акт данные о ней положено в любом случае. Акт является унифицированной формой, и нельзя пренебрегать отдельными реквизитами. К тому же в Порядке заполнения формы акта о возможности не заполнять какие-либо данные ничего не сказано (утв. постановлением Госкомстата России от 21.01.03 № 7). Следовательно, комиссия для подписания акта по форме ОС-1 должна подписать акт в обязательном порядке. В противном случае инспекторы могут посчитать, что документ составлен неверно. И на этом основании не принять его в качестве документального подтверждения расходов на покупку и содержание основного средства (ст. 252 НК РФ).

КОМИССИЮ БЕЗОПАСНЕЕ СОЗДАТЬ

В Минфине нам подтвердили, что даже если в акте нет данных о комиссии, это не будет являться нарушением и основанием для отказа в признании затрат или вычетов по НДС. Но здесь логично исходить из того, какое основное средство приобрела компания. Если речь идет о покупке технически сложного оборудования или бывшего в использовании актива, мы считаем, что комиссию безопаснее создать. Для этого достаточно утвердить ее состав приказом руководителя и приложить документ к учетной политике. Ведь впоследствии может оказаться, что имущество имело дефекты, а это никем не зафиксировано. Значит, есть риск, что инспекторы поставят под сомнение экономическую обоснованность затрат по их устранению.