Порядок и особенности организационного обеспечения деятельности судов Российской Федерации. Система ресурсов в организации

Статья 183. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в пределах предоставленных полномочий осуществляется:

Секретариатом Конст-ного Суда РБ - в отношении Конст-ного Суда РБ;

аппаратом Верховного Суда РБ - в отношении Верховного Суда РБ;

аппаратом Высшего Хоз. Суда РБ - в отношении Высшего Хоз. Суда РБ, хоз. судов областей (города Минска) и специализированных хоз. судов;

Министерством юстиции РБ - в отношении областных (Минского гор.), районных (городских) и специализированных судов;

управлениями юстиции областных (Минского гор.) исполнительных комитетов - в отношении районных (городских) и специализированных судов.

Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Министерством юстиции РБ, материально-техническое обеспечение деятельности Военной коллегии Верховного Суда РБ и военных судов осуществляется Министерством обороны РБ за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели Министерству обороны РБ.

Указанные органы в соответствии со своей компетенцией:

разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации работы судов РБ и ее совершенствованию;

осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов;

организуют работу по материально-техническому обеспечению судов и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных постановлений;

разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей;

осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с законодательством.

Соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют судам необходимые помещения, обеспечивая их постоянное техническое обслуживание.

Статья 184. Аппарат (Секретариат) суда

Аппарат (Секретариат) суда обеспечивает работу суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства, выполнению иных функций, а также осуществляет меры по организационному обеспечению деятельности суда.

Пред-ли судов для непосредственного обеспечения возложенных на них полномочий имеют помощников.

Численность работников Секретариата Конст-ного Суда РБ, аппаратов Верховного Суда РБ и Высшего Хоз. Суда РБ определяется Президентом РБ по представлению предс-лей этих судов.

Работники аппарата (Секретариата) суда, за исключением лиц, осуществляющих техническое обслуживание суда, являются государственными служащими. Работники Секретариата Конст-ного Суда РБ, аппаратов Верховного Суда РБ, Высшего Хоз. Суда РБ, за исключением лиц, осуществляющих техническое обслуживание указанных судов, являются государственными служащими и приравниваются по условиям оплаты труда, социально-бытового, материального и иного обеспечения, медицинского обслуживания к соответствующим категориям работников Аппарата Совета Министров РБ.


Задачи о основные направления деятельности органов Министерства юстиции и его местных органов.

4. На Минюст возлагаются следующие основные задачи :

4.1. реализация государственной политики в сфере юстиции, в том числе урегулирование коллективных трудовых споров, а также в сфере архивного дела и делопроизводства;

4.2. участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РБ, Национального собрания РБ и Совета Министров РБ обеспечение скоординированности нормотворческой работы в Правительстве РБ (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству РБ);

4.3. обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского гор. Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома;

4.3-1. организация методологического руководства и координации деятельности управлений юстиции областных исполнительных комитетов по вопросам проведения ими обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня, а также осуществление контроля за этой деятельностью;

4.4. организация работы по развитию и совершенствованию системы получения, хранения и распространения полной, достоверной и своевременной правовой информации в судах и организациях системы Минюста;

4.4-1. руководство нотариатом и гос контроль за нотариальной деятельностью;

4.4-2. руководство регистрацией актов гражданского состояния отделами записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, поселковыми и сельскими исполнительными и распорядительными органами, а также контроль за регистрацией актов гражданского состояния этими органами;

4.5. государственная регистрация политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений, их союзов (ассоциаций), республиканских государственно-общественных объединений, республиканских и международных фондов, созданных на территории РБ, Белорусской торгово-промышленной палаты, Белорусской нотариальной палаты, организационных структур международных общественных объединений, созданных на территории иностранных государств, постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов, осуществление контроля за соблюдением ими учредительных документов;

4.5-1. организационно-методологическое обеспечение и координация государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей (за исключением регистрации и ликвидации банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями), а также контроль за этой деятельностью;

(подпункт 4.5-1 введен постановлением Совмина от 14.05.2004 N 569)

4.6. Утратил силу. - Постановление Совмина от 16.10.2002 N 1441.

4.7. ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

4.8. материально-техническое, финансовое, организационное и кадровое обеспечение областных, Минского гор., районных (городских) судов, государственных нотариальных контор, ведомственных нотариальных архивов и Республиканского трудового арбитража, повышение квалификации кадров этих органов и организаций; организационное и кадровое обеспечение Бел воен суда и межгарнизонных военных судов;

4.9. организация научно-исследовательской работы в области криминологии, криминалистики, судебной экспертизы, документоведения, архивоведения, археографии, электронного документирования, проведение в соответствии с законодательством РБ экспертиз и специальных исследований, содействие развитию правовой, документоведческой и архивоведческой науки, обеспечение внедрения научно-методических рекомендаций в практику судов, учреждений Государственной архивной службы РБ и иных организаций;

4.10. организация и развитие системы юридических услуг;

4.11. представление в пределах своей компетенции интересов РБ на международном уровне.


Система и структура Министерства Юстиции РБ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РБ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ

Министерство юстиции РБ (Минюст) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров РБ, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами РБ, - непосредственно Президенту РБ.

2. В систему Минюста входят:

2.1. управления юстиции областных и Минского гор. исполкомов;

2.2. государственные нотариальные конторы;

2.4. Республиканский трудовой арбитраж;

2.5. ведомственные нотариальные архивы;

2.6. государственные организации, подчиненные Минюсту;

2.7. отделы записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах;

2.8. Дома (Дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов.

2-1. В структуру Минюста входят главные управления, управления, отделы, департамент с правами юридического лица.

3. Минюст в своей деятельности руководствуется Конституцией РБ, законодательными актами РБ, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами РБ

Министр – Голованов

В структурном плане, состоит: Главные Управл-я; Управления (Самостоятельные и входящие в главные); Отделы.

Совещательный орган в Минюсте – коллегия (11 чел. – министр, зам и др. лица – ученые – для обеспечения научных рекомендаций и предложений д-ти, организации…)


63. Понятие, задачи и формы предварительного расследования преступлений.

+КНИГА

Статья 17(З-н об ОВД). Подразделения предварительного расследования органов внутренних дел

Подразделения предварительного расследования органов внутренних дел (далее - подразделения предварительного расследования) осуществляют в пределах своей компетенции предварительное следствие и дознание по уголовным делам.

В состав подразделений предварительного расследования входят подразделения предварительного следствия и дознания.

Подразделения предварительного расследования входят в структуру Министерства внутренних дел, главного управления внутренних дел Минского гор. исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) и соответствующих органов внутренних дел на транспорте.

Начальники подразделений предварительного расследования области, города, района (района в городе), подразделений предварительного расследования органов внутренних дел на транспорте назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом Министром внутренних дел.

Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РБ.

УПК РАЗДЕЛ VIII ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Глава 22 Общие условия предварительного расследования

Статья 180. Органы, уполномоченные законом осуществлять предварительное следствие и дознание 1. Предварительное расследование по уголовным делам производится следователями прокуратуры, органов предварительного следствия Министерства внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований, а также органами дознания. 2. Прокурор вправе принять к своему производству любое уголовное дело.

1. Предварительное расследование по уголовному делу в случае

сложности или трудоемкости расследования может быть поручено группе

следователей (следственной группе

Статья 190. Срок производства предварительного следствия 1. Предварительное следствие по уголовным делам должно быть

закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня возбуждения

уголовного дела и до передачи дела прокурору для направления в суд

или до дня прекращения производства по делу.

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и

информационного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия и деятельности органов судейского сообщества.

До 1998 г. эту функцию выполняло Министерство юстиции РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти. В ходе проведения судебной

реформы такое положение было признано несовместимым с независимым статусом суда и противоречащим принципу разделения властей. В условиях

независимости судебной власти осуществлять организационное обеспечение

деятельности судов должны судебные органы. Суды не должны выступать в роли

«просителей» у органов исполнительной власти. Последнее особенно относится к органам государственной власти субъектов РФ. В Концепции судебной реформы об этой проблеме сказано следующее: «Местные власти готовы иногда идти на дополнительные расходы, чтобы содержать «свой» суд, или, напротив, не решают вопросов ресурсного обеспечения судов. Но юстиция не должна быть ни содержанкой местных органов власти и управления, ни нищенкой. Необходимо построенное на единых принципах централизованное ресурсное обеспечение судов за счет республиканского бюджета».

Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» в ст. 30

«Обеспечение деятельности судов» устанавливает, что:

«1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.»

Соответственно, какие либо иные (т.е., несудебные) органы не могут

выполнять функций по обеспечению деятельности судов. Однако, как будет показано ниже, действующее законодательство, к сожалению, до сих пор содержит нормы, позволяющие осуществлять материально-технической снабжение судов органам исполнительной власти субъектов РФ.

В настоящее время функцию организационного обеспечения деятельности

судов общей юрисдикции должны выполнять следующие органы:

Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Аппараты судов.

Администраторы судов.

Основные полномочия по организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции возложены на Судебный департамент при Верховном

судов, а также осуществляет финансирование мировых судей.

Обеспечение военных судов, Военной коллегии Верховного Суда РФ и главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного

департамента транспортом, средствами связи, вооружением, служебными

помещениями, их обслуживание, эксплуатация и охрана, а также хранение архивов осуществляются соответствующими органами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов соответственно Судебным департаментом и Верховным Судом РФ (ч. 2 ст. 32 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ»).

Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется исключительно аппаратом этого суда.

Аппараты судов обеспечивают непосредственное обеспечение

деятельности судов по осуществлению правосудия, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства и выполнение других функций суда. Деятельность аппарата суда контролирует председатель суда. Структура и штатное расписание аппарата, численность его работников определяются в пределах выделенных средств президиумом соответствующего суда, а при его отсутствии - председателем суда. В аппаратах судов устанавливаются должности помощников председателя суда, помощников судей, начальников отделов, заместителей начальников отделов, советников, консультантов, главных специалистов, ведущих специалистов, специалистов I категории, специалистов II категории и специалистов. Работники аппаратов судов являются федеральными государственными служащими РФ, им присваиваются классные чины и специальные звания.

На работников аппаратов судов и членов их семей распространяются положения о материальном обеспечении, мерах социальной защиты и иных правовых и социальных гарантиях, установленные для работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и членов их семей Федеральным законом

«О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ». Заработная плата работников аппаратов судов, которым присвоены классные чины, состоит из должностного оклада, доплат за классный чин,

выслугу лет, надбавок за ученую степень или ученое звание, почетное звание

«Заслуженный юрист РФ», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежных поощрений (премий) по итогам

работы за квартал и год.

Что касается аппаратов мировых судей, то вопросы их организации и деятельности, в том числе структура и штатное расписание устанавливаются в

порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ.

Кроме этого, в районных судах и судах областного звена, в военных судах, имеется такое должностное лицо как администратор суда, который

организационно обеспечивает деятельность соответствующего суда под контролем Судебного департамента. Администратор областного, краевого и приравненного к ним суда назначается на должность и освобождается от

должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда -

начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ по

представлению председателя районного суда. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и обязан выполнять его распоряжения.

Полномочия администратора суда общей юрисдикции установлены ст. 19 Федерального закона «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» и ст. 34 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ».

Администратор суда:

принимает меры по подготовке и проведению судебных заседаний; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими

государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и другими работниками по вопросам обеспечения деятельности суда;

принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой и справочно-информационными материалами; осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности

организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда, охрану здания, помещений и другого

имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение

Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента;

осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О мировых судьях в РФ» устанавливает, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей

осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ

в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ. Указание на то, что организационное обеспечение деятельности мировых судей

осуществляется Судебным департаментом в Федеральном законе «О мировых судьях» отсутствует, а ст. 1 Федерального закона «О Судебном департаменте при

Верховном суде РФ», определяя компетенцию этого органа, специального устанавливает, что в отношении мировых судей Судебным департаментом должно осуществляться лишь их финансирование, причем, как следует из ст. 5 этого Закона, имеется в виду только финансирование из средств федерального

бюджета. Финансирование мировых судей из федерального бюджета, как вытекает из ч. 1 и 4 ст. 10 ФЗ «О мировых судьях», предполагает финансирование расходов на заработную плату и социальные выплаты, предусмотренные для

судей федеральными законами, а также возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями. Таким образом, остальные мероприятия по организационному обеспечению

деятельности мировых судей (в т.ч. финансирование иных видов расходов,

покрываемых за счет средств бюджетов субъектов РФ) согласно вышеуказанным нормам должны осуществляться не органами Судебного департамента, а органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Такое положение противоречит ч. 2 ст. 30 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», согласно которой обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется исключительно Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ «федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам».

Обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ и аппаратами арбитражных судов (ст. 44 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ»).

Высший Арбитражный Суд производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, обеспечивает контроль за расходованием

финансовых средств, выделяемых арбитражным судам.

Согласно ст. 45 Закона «Об арбитражных судах в РФ» деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда,

возглавляемым руководителем аппарата - администратором арбитражного суда. Администратор арбитражного суда руководит его аппаратом, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде,

организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, определяемые Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Аппарат арбитражного суда:

организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных

заседаниях;

принимает и выдает документы, производит их рассылку и вручение, удостоверяет копии документов арбитражного суда, проверяет уплату

государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде,

осуществляет хранение дел и документов;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;

осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата

арбитражного суда.

Работники аппарата арбитражного суда находятся на федеральной государственной службе. Соответственно, права, обязанности и ответственность

работников аппарата арбитражного суда и условия прохождения ими

государственной службы устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.

Необходимо отметить, что согласно ч. 4 ст. 44 Закона «Об арбитражных судах в РФ» материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов, а также медицинское, жилищное и социально-

бытовое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов осуществляются «соответствующим органом исполнительной власти по месту

нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета». При этом

данный Закон не разъясняет, что понимается под «соответствующим органом исполнительной власти». Очевидное противоречие между данной нормой и ч. 3

ст. 30 Закона «О судебной системе РФ», устанавливающей, что обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом

РФ, должно разрешаться в пользу последнего, т.к. Закон «О судебной системе РФ» принят позже.

Согласно ст. 111 Закона «О Конституционном Суде РФ» деятельность

Конституционного Суда РФ обеспечивает его аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда РФ и иных подразделений.

Секретариат Конституционного Суда РФ осуществляет:

организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ;

проводит прием посетителей, рассматривает обращения в адрес

Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда РФ;

содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных

органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ.

Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ в пределах своей сметы расходов самостоятельно устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата и утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ.

Организационно-техническое обеспечение включает средства организационной и вычислительной техники, отвечающие тргбованиям совместимости устройств ввода-вывода информации. Технические средства должны обладать мощностью, достаточной для эффективного и надежного автоматизированного ведения классификаторов.
Организационно-техническое обеспечение деятельности ЦКР осуществляет Минэнерго России.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляют федеральные органы исполнительной власти, руководители которых являются сопредседателями Комиссии.
Организационно-техническое обеспечение деятельности коллегии осуществляется аппаратом ФКЦБ России.
Правовое и организационно-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного возлагается на его аппарат.
Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществление прав и обязательств Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений всех видов минерального сырья.
Осуществляет организационно-техническое обеспечение заседаний Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам и оформление принимаемых решений ее рабочих групп.
Для четкого организационно-технического обеспечения развития бригадного метода организации труда требуется перестройка многих звеньев управления не только внутри предприятий и объединений, но нередко и трудовых коллективов, выходящих за их пределы. При разработке проектов новых предприятий, планов реконструкции и строительства производственных объектов, внедрении новых технологических процессов необходимо полнее учитывать перспективы и особенности бригадной организации труда, для которой характерна не совокупность изолированных индивидуальных рабочих мест, а создание коллективного, хорошо спланированного рабочего места.
Критерием совершенствования организационно-технического обеспечения функционирования РЭП безусловно должен являться комплекс технико-экономических показателей эффективности действующей системы ТОиР ТС. Поэтому уровень принимаемых организационно-технических решений во многом зависит от точности определения данных показателей.
Осуществляет работу по организационно-техническому обеспечению административно распорядительной деятельности руководителя предприятия. Принимает поступающую на рассмотрение руководителя корреспонденцию, передает ее в соответствии с принятым решением в структурные подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов. Ведет делопроизводство, выполняет различные операции с применением компьютерной техники, предназначенной для сбора, обработки и представления информации при подготовке и принятии решений. Принимает документы и личные заявления на подпись руководителя предприятия. Подготавливает документы и материалы, необходимые для работы руководителя. Следит за своевременным рассмотрением и представлением структурными подразделениями и конкретными исполнителями документов, поступивших на исполнение, проверяет правильность оформления подготовленных проектов документов, передаваемых руководителю на подпись, обеспечивает качественное их редактирование. Организует проведение телефонных переговоров руководителя, записывает в его отсутствие полученную информацию и доводит до его сведения ее содержание, передает и принимает информацию по приемно-переговорным устройствам, (телефаксу, телексу и т.п.), а также телефонограммы, своевременно доводит до его сведения информацию, полученную по каналам связи. По поручению руководителя составляет письма, запросы, другие документы, готовит ответы авторам писем.
Осуществляет работу по организационно-техническому обеспечению административно-распорядительной деятельности руководителя предприятия.
Дается информация об организационно-техническом обеспечении сбора и анализа данных о надежности и безопасности подземных газопроводов, газового оборудования, технологических процессов (на ГНС, ГНГ, КБ, АГЗС), случаях аварий, учете этих данных в разработках и экспертизах.
Создание бригад предполагает наряду с организационно-техническим обеспечением решение комплекса социально-экономических и воспитательных задач. Основными среди них являются: определение (с учетом содержания и характера производственного процесса) объема и сложности работ, оптимального состава бригад; формирование на основе принципа добровольности персонального их состава; выборы совета бригады (и бригадира); организация в бригаде партийной, профсоюзной, комсомольской групп (направление в бригады, где нет членов КПСС, партийных организаторов); определение советом бригады и утверждение на собрании бригады коэффициента трудового участия каждого рабочего, необходимого для распределения заработной платы; регулярное информирование членов бригады о ходе выполнения заданий; организация обучения бригадиров основам трудового законодательства, экономики и управления, воспитательной работы в коллективе; организация обучения членов бригады вторым и смежным профессиям и специальностям с целью их широкого совмещения; организация воспитательной работы в бригаде, разъяснение основ и преимуществ коллективных форм организации и оплаты труда, перестройка психологии рабочих, считающих, что индивидуальная сдельщина по-прежнему должна сохраняться.
Для успешного выполнения перечисленных работ предусмотрено организационно-техническое обеспечение.
Общий отдел администрации образован с целью оперативного организационно-технического обеспечения аппарата главы администрации, его заместителей, управлений и отделов, ведения делопроизводства всех видов управленческих документов.

В ходе подготовительной работы решены основные вопросы организационно-технического обеспечения обмена комсомольских документов.
С учетом вышеизложенного, в т.ч. возможностей организационно-технического обеспечения реализации рассматриваемого проекта, обнаруживается целесообразность установления ценовых пороговых значений прежде всего на продукцию, производимую и реализуемую конечному потребителю в рамках одного региона. Следует отметить, что этим предопределяется и своего рода поддержка внутрирегиональных производителей. Однако, возможно объединение в этом направлении усилий региональных органов государственной власти двух (нескольких) территорий и, соответственно, расширение зоны влияния принимаемых решений.
Есть и другие назревшие вопросы - об ответственности за организационно-техническое обеспечение соревнования, за экономическое обоснование обязательств, их напряженность, о преодолении уравниловки в стимулировании победителей, о повышении престижа передовика. Нужны точные критерии и успехов, и недочетов.
Кроме того, на ФКЦБ России возложена функция по организационно-техническому обеспечению деятельности Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России. Дополнительная передача функций по регулированию деятельности коллективных инвесторов, в том числе специализированных инвестиционных фондов приватизации, также была произведена ФКЦБ России на основе указов Президента РФ.
НАЗНАЧИТЬ: Еремеева Дмитрия Гавриловича наладчиком компьютерного оборудования в отдел организационно-технического обеспечения с окладом руб. в месяц в порядке перевода из Администрации Московской городской Думы.
Взаимодействие функциональных подсистем обусловлено единством подсистем обеспечения, а именно: информационного, математического, программного и организационно-технического обеспечения.
Таким образом, анализу подвергаются нормативная база нормирования, механизм управления и организационно-технического обеспечения.
На заседании экспертного совета имеет право присутствовать штатный работник аттестационного отдела, осуществляющий организационно-техническое обеспечение работы экспертного совета, который вместе с ученым секретарем экспертного совета отвечает за полноту и сохранность аттестационных дел, своевременное их рассмотрение, ведет учет работы членов экспертного совета на заседаниях.
Исходя из имеющихся у предприятия возможностей, в помощь ответственному за вопросы экспортного контроля должны быть выделены соответствующий персонал и средства организационно-технического обеспечения.
Инженер по качеству, как правило, должен иметь специальное образование и, кроме своей основной профессиональной подготовки, обладать дополнительными знаниями в области организационно-технического обеспечения качества.
Представляет: планы научно-технического сотрудничества с иностранными фирмами; техническую документацию и информационный материал иностранных фирм, переведенный на русский язык, планы реализаций предложений по результатам загранкомандировок специалистов предприятия; организационно-техническое обеспечение совместных встреч и переговоров с иностранными специалистами.
Разработка экономико-организационных моделей задач управления является сложным и продолжительным процессом, осуществляемым в следующем порядке: формулируется планово-экономическая задача; определяются цель, критерии и ограничения решения задачи; устанавливаются закономерности рассматриваемого аспекта производственно-хозяйственной деятельности предприятия; математически формулируется модель решения задачи; разрабатываются алгоритм и машинная программа решения задачи; экспериментально решается задача управления с помощью экономико-организационной модели и анализируются полученные результаты; кор-ректируется или уточняется ранее сформулированная модель и дополнительно проверяется путем экспериментальных расчетов; формируются требования к информационному и организационно-техническому обеспечению АСУП.
Составы указанных советов и положения о них утверждаются министром. Организационно-техническое обеспечение деятельности этих советов осуществляется центральным аппаратом министерства.
Работа в Экспертном совете осуществляется его членами на безвозмездной основе. Организационно-техническое обеспечение деятельности Экспертного совета осуществляется аппаратом ФКЦБ России.
Инженер по качеству, как правило, - лицо с университетским образованием (или подобным ему) в одной из областей науки или техники. Инженер должен обладать кроме своей квалификации дополнительными знаниями в области организационно-технического обеспечения качества.

На КамАЗе, например, выделена самостоятельная служба исследований и развития объединения, главной задачей которой является обеспечение ускорения научно-технического прогресса. Одновременно в объединении функционируют единые службы комплексной подготовки производства и организационно-технического обеспечения текущего производства.
В условиях социалистического хозяйствования, когда передовой научно-технический и производственный опыт не служит товаром, а является предметом безвозмездного обмена, информационная работа становится особенно эффективной. Она поглощает гораздо меньше материально-энергетических ресурсов, чем исследования и разработки, требует привлечения менее квалифицированных кадров и при необходимом организационно-техническом обеспечении может значительно ускорить получение требуемых знаний.
В этом и следующих параграфах приводятся примеры экстремальных задач, связанных с организацией процесса проектирования и с проектированием устройств и алгоритмов. Соображения, изложенные в § 3, дают основание считать эти задачи выпуклыми. Принципиальные вопросы организационно-технического обеспечения их решения - рассматриваются в гл.
В повестке дня стоит задача усиления практического аспекта в отработке профессиональных приемов, навыков и умений социологического исследования. Показ процедур, методов и инструментария в данном пособии осуществляется в рамках логической структуры разработки программы социологического исследования. Во-первых, демонстрируются процедуры, узловые моменты социологического познания, позволяющие создать модель теоретической работы социолога. Во-вторых, демонстрируются образцы методического инструментария и правила регламентирующего (делай так) и запретительного (так не делай) характера. В-третьих, представлено организационно-техническое обеспечение социологического исследования, позволяющее привязать работу социолога к конкретной ситуации и планировать строгую последовательность действий.

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов


Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов

суд организационный технический юстиция министерство

Для нормального функционирования органов судебной власти – судов, кроме правового обеспечения, необходимо решение целого комплекса организационно-кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и иных вопросов. Иначе говоря, необходимо организовать судебную систему, укомплектовать ее кадрами, определить оптимальную численность судей и вспомогательно-технического персонала, обеспечить повышение их квалификации, финансирование, помещениями, оборудованием, нормативными материалами, оргтехникой и т.п.

Вся эта исполнительно-распорядительная деятельность охватывается понятием организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов. Она включает кадровое, организационное, ресурсное и информационное обеспечение органов судебной власти в целях создания надлежащих условий для нормального отправления правосудия, выполнения задач суда при строгом соблюдении его независимости и самостоятельности.


Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития

История свидетельствует о том, что организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов (в прошлом – судебное управление) в разные периоды осуществляли суды и органы юстиции, однако преимущественно этой деятельностью занималось последние, развитие которых и будет прослежено ниже.

С первых дней установления Советской власти вопросы управления в области юстиции, в том числе и судами, входили в компетенцию: в центре Наркомата РСФСР, на местах – юридических отделов и секций исполкомов Советов и военно-революционных комитетов, а также губернских комиссаров юстиции.

Наркомат юстиции осуществлял руководство всем советским строительством в области юстиции: организацией новых судов, революционных трибуналов, органов обвинения и защиты, следственных комиссий и т.д. Он ведал местами заключения, разрабатывал и редактировал проекты декретов и постановлений, разрешал вопросы, связанные с отделением церкви от государства и школы и т.п.

В Беларуси большую работу по организации нового судебного аппарата, органов следствия, обвинения, защиты, нотариата и других юридических учреждений провел Комиссариат юстиции Западной области, деятельность которого направлялась Наркоматом юстиции РСФСР. После образования БССР 5 января 1919 г. был основан Народный комиссариат юстиции БССР. Проводниками организационно-административных мероприятий Наркомата юстиции на местах являлись уездные совещания судей и уездные бюро юстиции.

По Положению о Наркомюсте БССР от 3 ноября 1924 г. на последний возлагались такие задачи, как: организация, руководство и инструктирование судов, прокуратуры, а также других органов юстиции; надзор за законностью действий государственных органов, учреждений, предприятий, отдельных лиц; наблюдение за деятельностью арбитражной и земельных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, коллегий защитников; надзор за законностью в местах лишения свободы.

Все эти годы параллельно с Наркоматом юстиции некоторые функции судебного управления осуществляли вышестоящие суды. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г. освободил от функции судебного управления все суды, начиная с областного и заканчивая Верховным Судом Союза ССР. Вся их деятельность была сосредоточена на осуществлении правосудия. Надо отметить, что по существу это было правильное решение, так как ставилось задача укрепить независимость судей и улучшить качество отправления правосудия. Однако на практике многие демократические принципы организации и деятельности в те годы в условиях тоталитарного государства попирались и не претворялись в жизнь.

Управление в области юстиции стало исключительной компетенцией Наркомата юстиции СССР, учрежденного 20 июля 1936 г., наркоматов юстиции союзных республик (в том числе БССР) и их управлений на местах, образованных в 1939 г. Система органов управления в области юстиции, установленная в конце 30-х годов, просуществовала без изменений до 1956 г. В том году в целях ликвидации излишней централизации в руководстве судами и расширения прав союзных республик, а также сокращения государственного аппарата Министерство юстиции СССР было упразднено. Ликвидированы также Управления юстиции на местах. Позднее упразднены и Министерства юстиции союзных республик. 20 февраля 1960 г. – Министерство юстиции БССР. В связи с этим руководство народными и областными судами, государственными нотариальными конторами и ведение судебной статистики вновь стали входить в компетенцию соответственно областных судов и Верховного суда БССР. Для работы по кодификации и систематизации законодательства была образована Юридическая комиссия при Правительстве республики. Эта комиссия, кроме того, осуществляла руководство адвокатурой, органами ЗАГСа и Институтом судебной экспертизы.

Однако проведенная реформа себя не оправдала, и в 1970 г. в целях повышения уровня государственного руководства судами и другими учреждениями юстиции, улучшения правовой работы в народном хозяйстве, совершенствования законодательства и укрепления законности были восстановлены Министерства юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик и созданы отделы юстиции исполкомов областных Советов. В БССР Министерство юстиции и отделы исполкомов областных Советов воссозданы Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября 1970 г..

В связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. были дополнены ст. 38 (1), специально посвященной вопросам организационного руководства судами. В ней указывалось, что организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных законом, осуществляется: Министерством юстиции СССР – в отношении судов союзных республик и военных трибуналов; министерствами юстиции союзных республик – в отношении Верховных судов автономных республик, областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов; министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполкомов областных, краевых, городских Советов – в отношении районных (городских) народных судов.

В 1972 г. были утверждены положения об органах юстиции, в том числе и Положение о Министерстве юстиции БССР.

Основы законодательства о судоустройстве 1989 г. (ст. 22) предусмотрели значительное сужение полномочий органов юстиции в отношении судов, возложив на них лишь организационное обеспечение их деятельности.

Статья 15 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь, регламентируя взаимоотношения органов юстиции с судами, уточнила функции Министерства юстиции Республики Беларусь в отношении общих и военных судов, назвав их организационным и материально-техническим обеспечением деятельности судов. Еще более конкретизируются они в Положениях о Министерстве юстиции от 25 ноября 1992 г. и от 1 декабря 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции

Согласно ст. 15 Закона о судоустройстве и статусе судей организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в Республике Беларусь осуществляется:

n Министерством юстиции Республики Беларусь – в отношении областных, Минского городского, районных (городских) и военных судов;

n управлениями юстиции исполнительных комитетов областей, города Минска – в отношении районных (городских) судов;

n Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь – в отношении хозяйственных судов.

Перечисленные органы в соответствии со своей компетенцией: разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации судов; осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов; организуют работу по материально-техническому обеспечению и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных решений; разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей; осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с действующим законодательством.

Проводятся совместные заседания Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции по итогам работы судов, органов и учреждений юстиции, определяются задачи по дальнейшему совершенствованию совместной деятельности, улучшению качества и эффективности правосудия, повышению культуры судопроизводства, укреплению материально-технической базы учреждений юстиции и судов.

Никакими условиями не ограничено участие Министерства юстиции и его заместителей в заседаниях Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Они могут участвовать в заседаниях Пленумов как связанных, так и не связанных с рассмотрением судебных дел.

Значительная роль Министерства юстиции в формировании судейского корпуса, укомплектовании судов профессиональными, нравственно достойными судейскими кадрами, повышении их квалификации, поддержании надлежащих стандартов среди судей, усилении гарантий судейской независимости и высокого престижа судейского труда. Вся эта деятельность осуществляется органами юстиции в тесном взаимодействии с органами судейского самоуправления, в том числе с квалификационными коллегиями судей и председателями судов.

Представители органов юстиции с правом решающего голоса включаются в состав квалификационных коллегий судей, участвуют в утверждении персональных составов экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у лиц, претендующих на должность судьи, в определении порядка подготовки и проведения этого экзамена, в даче заключения о рекомендации на судебную должность или об отказе в этом, в проведении квалификационной аттестации судей и принятии решения о присвоении им квалификационного класса и т.д. Совместно с председателем Верховного Суда Министр юстиции вносит представления Президенту республики об организации районных (городских) судов, их количественном составе, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов, а также о количественном составе областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателем областного, Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей председателей данных судов.

Министр юстиции совместно с Председателем Верховного Суда и Председателем Высшего Хозяйственного Суда вносят представления Президенту Республики Беларусь о присвоении квалификационных классов, понижении в классе и лишении квалификационного класса соответственно – в отношении судей Верховного Суда и других общих судов, а также судей хозяйственных судов.

Министру юстиции принадлежит право возбуждения дисциплинарного производства в отношении всех судей общих и хозяйственных судов, за исключением Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и судей этих судов. Руководитель местного органа юстиции вправе возбудить такое производство в отношении судей районных (городских) судов.

Немаловажное значение для правильной организации работы судов имеют издаваемые Министерством юстиции инструкции, приказы, разъяснения по общим и конкретным вопросам организации судебной деятельности. Например, инструкции по делопроизводству, по статистической отчетности, об исполнительном производстве, о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, денег, ценностей, документов и иного имущества по уголовным делам, о стажировке молодых специалистов и др.

Министром юстиции утверждены Положения о помощнике председателя районного (городского) суда, совместно с Председателем Верховного Суда – Временное Положение о полномочиях судей по административным делам и исполнительным производствам районных (городских) судов. Рекомендации по формированию и работе с резервом кадров в органах, учреждениях юстиции и судах и многие другие. В 1997 г. Министерством юстиции Республики Беларусь был подготовлен и издан Сборник нормативно-правовых документов для использования в работе судов.

В связи с включением военных судов в систему общих судов республики на указанные органы возлагается обязанность заниматься вопросами организации военных судов, вносить соответствующие предложения (совместно с Председателем Белорусского военного Суда) Президенту Республики Беларусь. К ведению органов юстиции относится организация переподготовки и повышение квалификации не только судей, но и судебных исполнителей, консультантов, секретарей судебных заседаний и других работников аппарата судов.

Большую работу проводит Министерство юстиции и его Управление на местах по формированию резерва кадров в органах, учреждениях юстиции и судах, а также подготовке его к предстоящей работе.

Органы юстиции организуют работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров, определений и постановлений и решений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей.

Сложная и многогранная функция Министерства юстиции по организационно-правовому обеспечению судебно-правовой реформы осуществляется разнообразными формами и методами. Началом этой работы явилось активное и самое непосредственное участие Минюста в разработке Концепции судебно-правовой реформы, а затем ее претворении в жизнь. В последующем оно принимало участие во внесении необходимых изменений и дополнений в этот документ.

Все более значимой становится роль Министерства юстиции в реализации правовой политики государства. На Министерство юстиции возложено правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания и Совета Министров республики, разработке по поручению Президента, Парламента и Правительства и по собственной инициативе, а также совместно с другими государственными органами проектов законодательных и иных нормативных актов. Им даются заключения о проектах законодательных актов, декретов, указов, постановлений и иных нормативных актов, осуществляется систематизация и кодификация законодательства, ведется банк нормативных актов. Вместе с тем в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 28 июня 1997 г. № 407 и от 10 мая 1999 г. № 257 центральным государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов правовых актов является теперь Национальный центр законопроектной деятельности.

В целях защиты интересов граждан и субъектов хозяйствования различных форм собственности в условиях активной нормотворческой деятельности государственных органов в стране с 1993 г. введен институт правовой государственной регистрации нормативных актов министерств и других республиканских органов государственного управления. Выполнение этой ответственной задачи возложено на Минюст Республики Беларусь. В журнале “Юстиция Беларуси”, учредителем которого является указанное министерство, публикуются зарегистрированные нормативные акты, что обеспечивает заинтересованных физических и юридических лиц достоверной информацией об изменениях в налоговом, банковском, таможенном законодательстве, а также в различных отраслях права.

С декабря 1990 г. у Минюста появилась такая функция как регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, а также осуществление контроля за соблюдением соответствия их деятельности законодательству и их уставам.

Порядок создания, регистрации и деятельности общественных объединений (политических партий, профсоюзов и иных объединений граждан) определен Законами Республики Беларусь “Об общественных объединениях”, “О политических партиях”, “О профсоюзах” и другими нормативными актами.

Министерство юстиции осуществляет общее и методическое руководство адвокатурой. В соответствии со ст. 31 Закона об адвокатуре (в новой редакции) оно: издает нормативные акты, регулирующие ее деятельность; приостанавливает не соответствующие законодательству решения руководящих органов коллегий адвокатов и вносит в эти органы представления об отмене этих решений; контролирует соблюдение законодательства всеми лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность; имеет право получать от адвокатов сведения, связанные с соблюдением законодательства об адвокатской деятельности, при условии соблюдения адвокатской тайны; регистрирует уставы коллегий адвокатов; вносит представления в коллегии адвокатов о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности; выдает и аннулирует лицензии на право занятия адвокатской деятельностью; оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом обеспечении деятельности коллегии адвокатов.

Органы юстиции осуществляют общее и методическое руководство государственным нотариатом, его материально-техническим обеспечением, ведет реестр государственных нотариальных контор, выдает лицензии нотариусам, занимающимся частной нотариальной практикой, проверяет их работу, вырабатывает рекомендации по единообразному применению правовых норм, регулирующих в частности, вопросы приватизации жилья, отчуждения жилых помещений, земельных участков, удостоверение сделок с автотранспортными средствами, оформление наследства и др.

В компетенцию Министерства юстиции входит также оказание методической помощи органам загса, разработка соответствующих инструкций, регламентирующих их деятельность, обобщение опыта их работы в целях повышения уровня обслуживания ими населения. На него же возлагается изучение состояния правовой работы в министерствах, ведомствах, на предприятиях и в организациях, оказание методической помощи правовым структурам государственных органов управления и предприятий, принятие мер по совершенствованию квалификации работников указанных служб. Министерство юстиции и его органы на местах организует исполнение судебных и иных решений, исполнение которых возложено на судебных исполнителей.

В установленном порядке это правовое ведомство (Министерство юстиции) осуществляет лицензирование отдельных видов юридической деятельности (адвокатской, нотариальной, оказание правовых услуг субъектами хозяйствования), в том числе с апреля 1998 г. выдачу лицензий на осуществление деятельности по распространению правовой информации. Оно реализует государственную политику в области охраны авторского права и смежных прав, обеспечивает единство правовой охраны названных прав на всей территории страны.

Ответственным направлением деятельности Министерства юстиции является правовое обеспечение внешних связей и правовая защита интересов Республики Беларусь, ее граждан и организаций за рубежом. Им организуется научно-исследовательская работа в области криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, принимает участие в правовом просвещении населения, в том числе и с использованием средств массовой информации; рассматривает, как и все государственные органы, предложения, заявления и жалобы граждан и выполняет некоторые другие обязанности.

Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь


Министерство юстиции – республиканский орган государственного управления, подчиненный Совету Министров Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 2 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь в систему Минюста входят:

n Управление юстиции облисполкомов и Мингорисполкома;

n Государственные нотариальные конторы;

n НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы;

Структура Министерства юстиции строится соответственно конкретным направлениям его деятельности. В аппарате Министерства имеются следующие структурные подразделения: Управление законодательства о государственном и социальном строительстве; Управление хозяйственного законодательства; Управление организационного обеспечения деятельности судов; Управление общественных объединений; Управление нотариата, ЗАГС, правового просвещения и лицензирования юридической деятельности; Управление правовой экспертизы правовых актов Национального банка и органов государственного управления; Управление правового обеспечения внешних связей, включающее международно-правовой отдел и отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи; Отдел организационного обеспечения деятельности адвокатуры; Отдел кадров; отделы бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы; планово-финансовый и общий.

Следует заметить, что в составе некоторых управлений имеются также отделы. Так, в Управление законодательства о государственном и социальном строительстве действуют три отдела: 1) Отдел законодательства о государственном строительстве; 2) отдел законодательства о социальном и культурном строительстве; 3) отдел учета и правовой информации.

Управление правового обеспечения внешних связей включает международно-правовой отдел и отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи и т.д.

Возглавляет Министерство юстиции и руководит его деятельностью Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Им же определяется численность заместителей Министра юстиции по представлению Правительства.

Министр юстиции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство юстиции задач и функций. Вносит в Совет Министров республики проекты актов законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Министерства. Распределяет обязанности между своими заместителями, руководителями структурных подразделений центрального аппарата Министерства по руководству отдельными направлениями его деятельности, утверждает структуру и штатное расписание аппарата в пределах численности и расходов на его содержание, положения о структурных подразделениях, а также положения (уставы) о подведомственных ему учреждениях и организациях.

Министр юстиции согласовывает с областными и Минским городским исполкомами предложения о кандидатурах на должности начальников управлений юстиции этих исполкомов. Как указывалось выше совместно с Председателем Верховного Суда вносит представления Президенту Республики Беларусь об организации районных (городских) судов, их количественном составе, кандидатурах председателей, их заместителей и судей этих судов, а также о количественном составе областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателем областного, Минского городского судов), кандидатурах председателей и заместителей председателей этих судов и осуществляет другие права в соответствии с действующим законодательством.

Министр юстиции в пределах своей компетенции издает приказы и инструкции и дает указания, обязательные для исполнения работниками судов и других органов юстиции, учреждений и организаций системы Министерства и иных республиканских органов государственного управления, а также должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются.

В Минюсте образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), а также другие руководящие работники и ведущие специалисты системы Министерства. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Правительством.

Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, в том числе подведомственных ему учреждений и организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра. В случае разногласий между Министром и коллегией при обсуждении вопросов и принятии решений Министр проводит в жизнь свое решение и уведомляет об этом Совет Министров, а члены коллегии, в свою очередь, имеют право информировать о своей позиции Правительство.

Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования деятельности подведомственных Минюсту учреждений и организаций при Министерстве может быть создан научно-консультативный совет из ученых и высококвалифицированных специалистов. Состав совета и положение о нем утверждаются Министром.

Министерство юстиции является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ЛЕКЦИЯ 8. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЛЕКЦИЯ 8. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ
Рубрика (тематическая категория) Юриспунденкция

Основные понятия:

организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, министерство юстиции.

Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов

Стоит сказать, что для нормального функционирования органов судебной власти – судов, кроме правового обеспечения, крайне важно решение целого комплекса организационно-кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и иных вопросов. Иначе говоря, крайне важно организовать судебную систему, укомплектовать ее кадрами, определить оптимальную численность судей и вспомогательно-технического персонала, обеспечить повышение их квалификации, финансирование, помещениями, оборудованием, нормативными материалами, оргтехникой и т.п.

Вся эта исполнительно-распорядительная деятельность охватывается понятием организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов. Она включает кадровое, организационное, ресурсное и информационное обеспечение органов судебной власти в целях создания надлежащих условий для нормального отправления правосудия, выполнения задач суда при строгом соблюдении его независимости и самостоятельности.

Органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Основные этапы их развития

История свидетельствует о том, что организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов (в прошлом – судебное управление) в разные периоды осуществляли суды и органы юстиции, однако преимущественно этой деятельностью занималось последние, развитие которых и будет прослежено ниже.

С первых дней установления Советской власти вопросы управления в области юстиции, в т.ч. и судами, входили в компетенцию: в центре Наркомата РСФСР, на местах – юридических отделов и секций исполкомов Советов и военно-революционных комитетов, а также губернских комиссаров юстиции.

Наркомат юстиции осуществлял руководство всœем советским строительством в области юстиции: организацией новых судов, революционных трибуналов, органов обвинœения и защиты, следственных комиссий и т.д. Он ведал местами заключения, разрабатывал и редактировал проекты декретов и постановлений, разрешал вопросы, связанные с отделœением церкви от государства и школы и т.п.

В Беларуси большую работу по организации нового судебного аппарата͵ органов следствия, обвинœения, защиты, нотариата и других юридических учреждений провел Комиссариат юстиции Западной области, деятельность которого направлялась Наркоматом юстиции РСФСР. После образования БССР 5 января 1919 ᴦ. был основан Народный комиссариат юстиции БССР. Проводниками организационно-административных мероприятий Наркомата юстиции на местах являлись уездные совещания судей и уездные бюро юстиции.

По Положению о Наркомюсте БССР от 3 ноября 1924 ᴦ. на последний возлагались такие задачи, как: организация, руководство и инструктирование судов, прокуратуры, а также других органов юстиции; надзор за законностью действий государственных органов, учреждений, предприятий, отдельных лиц; наблюдение за деятельностью арбитражной и земельных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, коллегий защитников; надзор за законностью в местах лишения свободы.

Все эти годы параллельно с Наркоматом юстиции некоторые функции судебного управления осуществляли вышестоящие суды. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 ᴦ. освободил от функции судебного управления всœе суды, начиная с областного и заканчивая Верховным Судом Союза ССР. Вся их деятельность была сосредоточена на осуществлении правосудия. Надо отметить, что по существу это было правильное решение, так как ставилось задача укрепить независимость судей и улучшить качество отправления правосудия. При этом на практике многие демократические принципы организации и деятельности в те годы в условиях тоталитарного государства попирались и не претворялись в жизнь.

Управление в области юстиции стало исключительной компетенцией Наркомата юстиции СССР, учрежденного 20 июля 1936 ᴦ., наркоматов юстиции союзных республик (в том числе БССР) и их управлений на местах, образованных в 1939 ᴦ. Система органов управления в области юстиции, установленная в конце 30-х годов, просуществовала без изменений до 1956 ᴦ. В том году в целях ликвидации излишней централизации в руководстве судами и расширения прав союзных республик, а также сокращения государственного аппарата Министерство юстиции СССР было упразднено. Ликвидированы также Управления юстиции на местах. Позднее упразднены и Министерства юстиции союзных республик. 20 февраля 1960 ᴦ. – Министерство юстиции БССР. В связи с этим руководство народными и областными судами, государственными нотариальными конторами и ведение судебной статистики вновь стали входить в компетенцию соответственно областных судов и Верховного суда БССР. Для работы по кодификации и систематизации законодательства была образована Юридическая комиссия при Правительстве республики. Эта комиссия, кроме того, осуществляла руководство адвокатурой, органами ЗАГСа и Институтом судебной экспертизы.

При этом проведенная реформа себя не оправдала, и в 1970 ᴦ. в целях повышения уровня государственного руководства судами и другими учреждениями юстиции, улучшения правовой работы в народном хозяйстве, совершенствования законодательства и укрепления законности были восстановлены Министерства юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик и созданы отделы юстиции исполкомов областных Советов. В БССР Министерство юстиции и отделы исполкомов областных Советов воссозданы Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября 1970 ᴦ..

В связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР Основы законодательства о судоустройстве 1958 ᴦ. были дополнены ст. 38 (1), специально посвященной вопросам организационного руководства судами. В ней указывалось, что организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных законом, осуществляется: Министерством юстиции СССР – в отношении судов союзных республик и военных трибуналов; министерствами юстиции союзных республик – в отношении Верховных судов автономных республик, областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов; министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполкомов областных, краевых, городских Советов – в отношении районных (городских) народных судов.

В 1972 ᴦ. были утверждены положения об органах юстиции, в т.ч. и Положение о Министерстве юстиции БССР.

Основы законодательства о судоустройстве 1989 ᴦ. (ст. 22) предусмотрели значительное сужение полномочий органов юстиции в отношении судов, возложив на них лишь организационное обеспечение их деятельности.

Статья 15 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь, регламентируя взаимоотношения органов юстиции с судами, уточнила функции Министерства юстиции Республики Беларусь в отношении общих и военных судов, назвав их организационным и материально-техническим обеспечением деятельности судов. Еще более конкретизируются они в Положениях о Министерстве юстиции от 25 ноября 1992 ᴦ. и от 1 декабря 1995 ᴦ. с последующими изменениями и дополнениями.

Полномочия Министерства юстиции и его органов на местах по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Другие их функции

В соответствие со ст. 15 Закона о судоустройстве и статусе судей организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в Республике Беларусь осуществляется:

n Министерством юстиции Республики Беларусь – в отношении областных, Минского городского, районных (городских) и военных судов;

n управлениями юстиции исполнительных комитетов областей, города Минска – в отношении районных (городских) судов;

n Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь – в отношении

хозяйственных судов.

Перечисленные органы в соответствии со своей компетенцией: разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации судов; осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов; организуют работу по материально-техническому обеспечению и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных решений; разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей; осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с действующим законодательством.

Проводятся совместные заседания Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции по итогам работы судов, органов и учреждений юстиции, определяются задачи по дальнейшему совершенствованию совместной деятельности, улучшению качества и эффективности правосудия, повышению культуры судопроизводства, укреплению материально-технической базы учреждений юстиции и судов.

Никакими условиями не ограничено участие Министерства юстиции и его заместителœей в заседаниях Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Οʜᴎ могут участвовать в заседаниях Пленумов как связанных, так и не связанных с рассмотрением судебных дел.

Значительная роль Министерства юстиции в формировании судейского корпуса, укомплектовании судов профессиональными, нравственно достойными судейскими кадрами, повышении их квалификации, поддержании надлежащих стандартов среди судей, усилении гарантий судейской независимости и высокого престижа судейского труда. Вся эта деятельность осуществляется органами юстиции в тесном взаимодействии с органами судейского самоуправления, в т.ч. с квалификационными коллегиями судей и председателями судов.

Представители органов юстиции с правом решающего голоса включаются в состав квалификационных коллегий судей, участвуют в утверждении персональных составов экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у лиц, претендующих на должность судьи, в определœении порядка подготовки и проведения этого экзамена, в даче заключения о рекомендации на судебную должность или об отказе в данном, в проведении квалификационной аттестации судей и принятии решения о присвоении им квалификационного класса и т.д. Совместно с председателœем Верховного Суда Министр юстиции вносит представления Президенту республики об организации районных (городских) судов, их количественном составе, кандидатурах председателœей, их заместителœей и судей этих судов, а также о количественном составе областных и Минского городского судов, составе президиумов (совместно с председателœем областного, Минского городского судов), кандидатурах председателœей и заместителœей председателœей данных судов.

Министр юстиции совместно с Председателœем Верховного Суда и Председателœем Высшего Хозяйственного Суда вносят представления Президенту Республики Беларусь о присвоении квалификационных классов, понижении в классе и лишении квалификационного класса соответственно – в отношении судей Верховного Суда и других общих судов, а также судей хозяйственных судов.

Министру юстиции принадлежит право возбуждения дисциплинарного производства в отношении всœех судей общих и хозяйственных судов, за исключением Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и судей этих судов. Руководитель местного органа юстиции вправе возбудить такое производство в отношении судей районных (городских) судов.

Немаловажное значение для правильной организации работы судов имеют издаваемые Министерством юстиции инструкции, приказы, разъяснения по общим и конкретным вопросам организации судебной деятельности. К примеру, инструкции по делопроизводству, по статистической отчетности, об исполнительном производстве, о порядке изъятия, учета͵ хранения и передачи вещественных доказательств, денег, ценностей, документов и иного имущества по уголовным делам, о стажировке молодых специалистов и др.

Министром юстиции утверждены Положения о помощнике председателя районного (городского) суда, совместно с Председателœем Верховного Суда – Временное Положение о полномочиях судей по административным делам и исполнительным производствам районных (городских) судов. Рекомендации по формированию и работе с резервом кадров в органах, учреждениях юстиции и судах и многие другие. В 1997 ᴦ. Министерством юстиции Республики Беларусь был подготовлен и издан Сборник нормативно-правовых документов для использования в работе судов.

В связи с включением военных судов в систему общих судов республики на указанные органы возлагается обязанность заниматься вопросами организации военных судов, вносить соответствующие предложения (совместно с Председателœем Белорусского военного Суда) Президенту Республики Беларусь. К ведению органов юстиции относится организация переподготовки и повышение квалификации не только судей, но и судебных исполнителœей, консультантов, секретарей судебных заседаний и других работников аппарата судов.

Большую работу проводит Министерство юстиции и его Управление на местах по формированию резерва кадров в органах, учреждениях юстиции и судах, а также подготовке его к предстоящей работе.

Органы юстиции организуют работу по исполнению решений, определœений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров, определœений и постановлений и решений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителœей.

Сложная и многогранная функция Министерства юстиции по организационно-правовому обеспечению судебно-правовой реформы осуществляется разнообразными формами и методами. Началом этой работы явилось активное и самое непосредственное участие Минюста в разработке Концепции судебно-правовой реформы, а затем ее претворении в жизнь. В последующем оно принимало участие во внесении необходимых изменений и дополнений в данный документ.

Все более значимой становится роль Министерства юстиции в реализации правовой политики государства. На Министерство юстиции возложено правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания и Совета Министров республики, разработке по поручению Президента͵ Парламента и Правительства и по собственной инициативе, а также совместно с другими государственными органами проектов законодательных и иных нормативных актов. Им даются заключения о проектах законодательных актов, декретов, указов, постановлений и иных нормативных актов, осуществляется систематизация и кодификация законодательства, ведется банк нормативных актов. Вместе с тем в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 28 июня 1997 ᴦ. № 407 и от 10 мая 1999 ᴦ. № 257 центральным государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов правовых актов является теперь Национальный центр законопроектной деятельности.

В целях защиты интересов граждан и субъектов хозяйствования различных форм собственности в условиях активной нормотворческой деятельности государственных органов в стране с 1993 ᴦ. введен институт правовой государственной регистрации нормативных актов министерств и других республиканских органов государственного управления. Выполнение этой ответственной задачи возложено на Минюст Республики Беларусь. В журнале “Юстиция Беларуси”, учредителœем которого является указанное министерство, публикуются зарегистрированные нормативные акты, что обеспечивает заинтересованных физических и юридических лиц достоверной информацией об изменениях в налоговом, банковском, таможенном законодательстве, а также в различных отраслях права.

С декабря 1990 ᴦ. у Минюста появилась такая функция как регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединœений, а также осуществление контроля за соблюдением соответствия их деятельности законодательству и их уставам.

Порядок создания, регистрации и деятельности общественных объединœений (политических партий, профсоюзов и иных объединœений граждан) определœен Законами Республики Беларусь “Об общественных объединœениях”, “О политических партиях”, “О профсоюзах” и другими нормативными актами.

Министерство юстиции осуществляет общее и методическое руководство адвокатурой. В соответствии со ст. 31 Закона об адвокатуре (в новой редакции) оно: издает нормативные акты, регулирующие ее деятельность; приостанавливает не соответствующие законодательству решения руководящих органов коллегий адвокатов и вносит в эти органы представления об отмене этих решений; контролирует соблюдение законодательства всœеми лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность; вправе получать от адвокатов сведения, связанные с соблюдением законодательства об адвокатской деятельности, при условии соблюдения адвокатской тайны; регистрирует уставы коллегий адвокатов; вносит представления в коллегии адвокатов о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности; выдает и аннулирует лицензии на право занятия адвокатской деятельностью; оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом обеспечении деятельности коллегии адвокатов.

Органы юстиции осуществляют общее и методическое руководство государственным нотариатом, его материально-техническим обеспечением, ведет реестр государственных нотариальных контор, выдает лицензии нотариусам, занимающимся частной нотариальной практикой, проверяет их работу, вырабатывает рекомендации по единообразному применению правовых норм, регулирующих в частности, вопросы приватизации жилья, отчуждения жилых помещений, земельных участков, удостоверение сделок с автотранспортными средствами, оформление наследства и др.

В компетенцию Министерства юстиции входит также оказание методической помощи органам загса, выработка соответствующих инструкций, регламентирующих их деятельность, обобщение опыта их работы в целях повышения уровня обслуживания ими населœения. На него же возлагается изучение состояния правовой работы в министерствах, ведомствах, на предприятиях и в организациях, оказание методической помощи правовым структурам государственных органов управления и предприятий, принятие мер по совершенствованию квалификации работников указанных служб. Министерство юстиции и его органы на местах организует исполнение судебных и иных решений, исполнение которых возложено на судебных исполнителœей.

В установленном порядке это правовое ведомство (Министерство юстиции) осуществляет лицензирование отдельных видов юридической деятельности (адвокатской, нотариальной, оказание правовых услуг субъектами хозяйствования), в т.ч. с апреля 1998 ᴦ. выдачу лицензий на осуществление деятельности по распространению правовой информации. Оно реализует государственную политику в области охраны авторского права и смежных прав, обеспечивает единство правовой охраны названных прав на всœей территории страны.

Ответственным направлением деятельности Министерства юстиции является правовое обеспечение внешних связей и правовая защита интересов Республики Беларусь, ее граждан и организаций за рубежом. Им организуется научно-исследовательская работа в области криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, принимает участие в правовом просвещении населœения, в т.ч. и с использованием средств массовой информации; рассматривает, как и всœе государственные органы, предложения, заявления и жалобы граждан и выполняет некоторые другие обязанности.

ЛЕКЦИЯ 8. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛЕКЦИЯ 8. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ" 2017, 2018.