Теоретико правовые основания принципов уголовного права. Значение принципов уголовного права

Принципы уголовного права - это основополагающие идеи и основные исходные положения, закрепленные в уголовном законодательстве и обязательные для правоприменительных органов в процессе осуществления ими своей деятельности по борьбе с преступностью.

Принцип законности , означает применение уголовной ответственности исключительно на основании УК и в точном соответствии с ним. Недопустимым признается привлечение к уголовной ответственности и осуждение за действия, не предусмотренные УК как преступления. Назначаемое судом наказание также должно быть предусмотрено УК.

Принцип равенства граждан перед законом означает, что лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств.

Принцип вины , сформулированный в ст. 5 УК, означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Принцип справедливости означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т. е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Принцип справедливости в теории уголовного права чаще всего сводится к назначению наказания. Справедливым может быть признано только такое наказание вид и размер которого соответствует характеру и степени общественной опасности, иными словами, тяжести преступления, всем объективным обстоятельствам конкретного случая, личности виновного.

Принцип гуманизма во-первых, обеспечивает безопасности членов общества от преступных посягательств и, во-вторых, гарантирует обеспечение предусмотренных законом прав человека лицу, совершившему преступление. Прежде всего, гуманизм раскрывается как всесторонняя охрана личности, ее жизни, здоровья, прав и законных интересов от преступных посягательств.

3. Понятие уголовного закона. Действие уголовного закона рф во времени, в пространстве

Уголовный закон - это принятый Государственной Думой нормативный акт, содержащий систему уголовно-правовых норм, которые устанавливают принципы и основание уголовной ответственности, определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания предусматриваются за их совершение, а также регламентируют основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовный закон характеризуется рядом признаков.

Уголовный закон является федеральным законом. В соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором о разграничении предмета ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации федеральные законы по уголовно-правовым вопросам принимаются Государственной Думой. Никакие иные органы государственной власти не вправе принимать уголовно-правовые законы.

Уголовный закон действует на всей территории Российской Федерации и обладает высшей юридической силой. Акты других и иных органов не должны противоречить уголовному закону. В случае противоречия какого-либо нормативного акта уголовному закону должен применяться уголовный закон.

Уголовный закон является единственным источником уголовного права. Только в уголовном законе содержатся принципы и основание уголовной ответственности, положения о преступности и наказуемости деяния.

Правильное применение уголовного закона связано с установлением его временного и пространственного действия. Согласно ч. 1 ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения преступления является уголовный закон, уже вступивший в определенном порядке в силу и еще не утративший ее. Правило о том, что преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения преступления, имеет одно исключение в виде обратной силы закона. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Обратную силу имеет любой уголовный закон, каким-либо образом смягчающий ответственность на любой стадии развития уголовно-правового отношения.

Уголовный закон всегда действует в пределах определенной территории. В УК предусмотрены принципы пространственного его действия, к числу которых относятся территориальный принцип, принцип дипломатического иммунитета, принцип гражданства, принцип специальной миссии (специального режима), реальный, универсальный и выдачи преступника.

Территориальный принцип действия уголовного закона означает распространение его обязательной силы на определенную территорию, независимо от государственной принадлежности лица, совершившего преступление на этой территории. Данный принцип отражает суверенитет государства на уголовное преследование любых лиц, преступление на его территории. Согласно УК все лица, совершившие преступления на территории России, подлежат ответственности по УК. К ним относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Лица без гражданства (апатриды) не являются гражданами России и не имеют доказательств наличия у них гражданства другого государства.

Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» закрепляется, что территорией Российской Федерации является пространство в пределах ее Государственной границы. Государственная граница определяется как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, устанавливающая пределы государственной (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской. К территории Российской Федерации относятся суша и воды, в том числе территориальные, недра под названными сушей и водами, пространство над ними.

На территорию посольств Российской Федерации, транспорт дипломатических представительств распространяется уголовная юрисдикция Российской Федерации. Но территорией Российской указанные помещения, строения, земельные участки, транспорт и т. п. не являются. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права установлено правило, в соответствии с которым лицо, совершившее преступление на гражданском судне, плавающем под российским флагом в открытом море, или на пребывающем в воздушном пространстве гражданском самолете и другом летательном аппарате с опознавательным знаком Российской Федерации, подлежит ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

По УК несут уголовную ответственность лица, совершившие преступления на военно-морских судах и военно-воздушных кораблях, находящихся под флагом или с опознавательными знаками Российской Федерации в открытом море, открытом воздушном пространстве, водах или порту иностранного государства.

Территориальный принцип действия уголовного закона связан с о месте совершения преступления. Местом совершения преступления следует считать территорию того государства, где было не только действие, но и наступили общественно опасные последствия, а также в случае, когда действие (бездействие) выполнено на его территории, а последствия наступили в другом государстве.

Принцип дипломатического иммунитета (дипломатической неприкосновенности) является исключением из территориального принципа действия уголовного закона для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории РФ. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается согласно нормам международного права. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., международной Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. и др., имеется перечень дипломатических представителей, членов их семей и сотрудников административно-технического персонала представительств, а также других официальных лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет. Иммунитет и личная неприкосновенность предоставляются в целях создания условий для нормального выполнения возложенных на дипломатические, консульские представительства, официальные делегации государств функций. Этими нормами установлено, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление, совершенное в этом месте. Как правило, такие лица персонами нон грата и обязываются покинуть государство. Нормами международного права предусмотрено, однако, что государство может отказаться от дипломатического иммунитета. В таком случае виновный привлекается к уголовной ответственности по закону места совершения преступления.

Принцип гражданства , состоит в том, что граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица безгражданства, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК, если совершенное ими деяние признанопреступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Принцип специальной миссии. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Обычно действие этого принципа осуществляется при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. В соответствии с договоренностями государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т. е. используется территориальный принцип, чем обеспечивается суверенитет государства.

Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие несут ответственность по УК за совершенные в стране пребывания преступления, направленные только против интересов Российской Федерации либо ее граждан, а также за совершенные преступления против военной службы.

Реальный принцип состоит в том, что иностранцы и лица без, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором. Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве. Особенностью универсального принципа является то, что в соответствии с ним определяются преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми документами. К этим преступлениям относятся геноцид, серьезные нарушения Женевских конвенций, агрессия, захват заложников, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг и др.

Институт выдачи преступника (экстрадиция ) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Запрашивающее государство может быть государством, чьим гражданином является преступник, или на территории которого совершено преступление, или в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.УК устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации. Не выдаются иностранные граждане, преследуемые в своей стране за защиту прав и свобод человека, за прогрессивную общественно-политическую, научную и иную творческую деятельность (право политического убежища). Иначе определяется ответственность гражданина Российской Федерации, совершившего преступление за границей и находящегося в Российской Федерации. Международно-правовыми нормами предусматривается, что собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление. Согласно ч. 1 ст. 13 УК российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству. В этой норме закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства) и тем самым защищать их.

Как и любая другая отрасль российского права, уголовное право формулирует основные начала (принципы), которые определяют характер и содержание всех его институтов и норм, а также практики его применения. В УК РФ сформулированы принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма (ст. 3–7).

Принцип законности

Законность как определенный режим общественно-политической жизни, определяя характер взаимоотношений между органами государственной власти и гражданами, означает ограничение их рамками действующих в стране законов. Соблюдение законности в правовых отношениях, возникающих в связи и по поводу совершения преступлений, важно потому, что нарушение требований действующего законодательства при привлечении к уголовной ответственности может повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод граждан, породить судебные ошибки и произвол. Именно поэтому изложение принципов в УК РФ начато с принципа законности, который является специальной гарантией, обеспечивающей решение задач уголовно-правовой политики России. Согласно ст. 3 УК РФ "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением". Определяя пределы действия УК РФ, принцип законности основывается на том, что: "преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим кодексом". Это означает, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут наказанию за деяние, которое в момент его совершения не признавалось преступлением, т.е. не нашло отражение в соответствующей уголовно-правовой норме, опубликованного и вступившего в силу уголовного закона. Согласно ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, что является конкретизацией указанного принципа. Это означает, что мера наказания, равно как и наступление иных уголовно-правовых последствий за совершенное деяние, определяется в пределах санкции действующего уголовного закона. Следует подчеркнуть, что положения ст. 3 УК РФ базируются на ряде статей Конституции РФ, развивая их положения применительно к сфере уголовно-правовых отношений. Так, ст. 54 Конституции РФ провозгласила: "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением", а в п. 3 ст. 15 Конституции РФ записано: "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются".

В ч. 2 ст. 3 УК РФ записано, что "применение уголовного закона но аналогии не допускается". В данном контексте иод аналогией понимается применение к совершенному деянию в связи с отсутствием соответствующей нормы уголовного закона наиболее сходной по виду преступления статьи. Запрет аналогии означает, что никакие другие законы не могут устанавливать уголовную ответственность и использоваться в качестве ее основания. Вопрос о возможности использования аналогии в уголовном праве остро стоит в связи с проблемами пробельности уголовного закона, возникающими в связи с появлением новых общественно опасных действий, характеризующих развитие современной преступности. Однако пробелы уголовно-правового регулирования должны решаться лишь путем соответствующих изменений и дополнений действующего уголовного законодательства, а не применением аналогии, прямо запрещенной законом и не подлежащим каким бы то ни было толкованиям и оценкам. Принцип законности требует при решении вопросов об уголовной ответственности руководствоваться только действующими нормами УК РФ.

Принцип равенства граждан перед законом основан на ст. 19 Конституции РФ, провозгласившей равенство всех перед законом и судом (ч. 1) и гарантию российским государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запретившей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 указанной статьи). Конституционные положения соответствуют международным обязательствам России, вытекающим из ратифицированных ею международных договоров и подписанных международных Конвенций.

Статья 4 УК РФ, посвященная принципу равенства граждан перед законом, дословно воспроизвела текст ч. 2 указанной статьи Конституции РФ, распространив применение указанных конституционных требований на лиц, совершивших преступления. Это означает, что все лица, совершившие преступления, без какого бы то ни было исключения равны перед уголовным законом и подлежат уголовной ответственности на равных началах. Для всех из них действуют одинаковые основания и пределы уголовной ответственности, освобождения от нее и наказания. Они имеют равные процессуальные права, всем предоставляется право на защиту своих прав и законных интересов. Обвиняемому обеспечивается право на защиту. Обвиняемому и участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Все другие участники уголовного процесса обладают определенными законом равными правами. Этим определяется одинаковый подход к решению вопроса прав, обязанностей и ответственности всех граждан, совершивших преступления.

Гарантией соблюдения указанного конституционного принципа является ст. 136 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина.

Принцип равенства граждан перед уголовным законом, определяя единые, не подлежащие изменению основания привлечения к уголовной ответственности и назначения наказания, не означает определения для всех и каждого одной и той же меры наказания за одни и те же преступления. Справедливость определения наказания является самостоятельным и непреложным принципом уголовного закона, согласно которому суд при назначении наказания учитывает совокупность обстоятельств, подробно рассмотренных при раскрытии содержания принципа справедливости.

Рассматриваемый принцип равенства граждан нельзя абсолютизировать и по следующим соображениям. Так, например, уголовный закон обоснованно выделяет особенности назначения наказания несовершеннолетним, женщинам, лицам в возрасте старше 60 лет и др.

Конституционные положения о неприкосновенности Президента РФ (ст. 91 Конституции РФ), членов Федерального Собрания и депутатов Государственной Думы (ст. 98 Конституции РФ), особый порядок привлечения к уголовной ответственности судей (ст. 122 Конституции РФ), прокуроров (ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации") и особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (гл. 52 УПК РФ) не могут оцениваться как исключения из принципа равноправия граждан перед законом. Неприкосновенность и особый порядок привлечения к уголовной ответственности указанных в законе категорий лиц не означают их освобождения от уголовной ответственности за совершенные ими преступления. Вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении всех перечисленных лиц требует специальной процедуры, призванной гарантировать независимость от незаконного вмешательства в их деятельность, создавая гарантии осуществления каждым из них своих полномочий.

Следует отметить, что изменения уголовного законодательства, принятые в последнее время, далеко не всегда обеспечивают рассматриваемый конституционный принцип. Например, изменения, внесенные Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", расширив применение штрафа и определив его альтернативным наказанием лишению свободы, а также исключив конфискацию имущества, явно поставили в привилегированное положение категорию лиц, владеющих собственностью. Более того, Верховный Суд РФ в постановлении от 29.10.2009 № 20 в числе сведений о личности подсудимого, учитываемых судом при назначении наказания, назвал его имущественное положение.

Принцип вины закреплен в ст. 5 УК РФ. Согласно ему "лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина". Вина – обязательное условие наступления уголовной ответственности. Она определяется психическим отношением лица к своему противоправному поведению в форме действия или бездействия, и его последствиям и выражается в осознании, понимании противоправности своего поведения и связанных с ним результатов.

Уголовное право России различает две формы вины: умысел и неосторожность (ст. 24 УК РФ). При этом неосторожное деяние в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ признается преступлением только в том случае, если оно специально предусмотрено соответствующей статьей УК РФ.

Определения умысла и неосторожности даются в ст. 25 и 26 УК РФ.

Действие или бездействие лица при отсутствии вины, выраженной в одной из указанных форм, не считается преступлением.

Вина в форме умысла или неосторожности может быть установлена только применительно к вменяемым лицам и лицам, достигшим возраста уголовной ответственности.

Часть 2 ст. 5 УК РФ запретила применение в уголовном праве России объективное вменение, при котором "...уголовная ответственность за невиновное причинение вреда... не допускается".

В ст. 5 УК РФ речь идет о личной ответственности лица, виновно совершившего общественно опасное деяние. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, виновно совершившее преступление, и ответственность не может перелагаться на других лиц.

Принцип справедливости закреплен в ст. 6 УК РФ. Ранее этот принцип носил доктринальный, т.е. научный характер, но не имеющий нормативного правового оформления в УК РФ. Его введение в уголовный кодекс соответствует положениям Конституции РФ и ее международным обязательствам, например, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений неоднократно отмечал, что "правосудие по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах". Признание справедливости правосудия одним из первейших его обязательных признаков в традиции русского народа. Так, в толковом словаре живого русского языка В. И. Даля термин "правосудие" трактуется как справедливый приговор, решение по закону, по совести... правда.

Являясь основополагающим для осуществления в России правосудия как государственной деятельности по рассмотрению и разрешению уголовных дел, указанный принцип гарантирует исполнение требования соответствия меры воздаяния особенностям совершенного противоправного деяния, придавая морально-этический характер судебной деятельности и обеспечивая выполнение судом воспитательной функции.

Содержание принципа справедливости раскрывает положение уголовного закона, сформулированное в ч. 1 ст. 6 УК РФ. Она гласит: "наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного".

Гарантией обеспечения справедливости в рассматриваемой сфере правоотношений является установленная законодателем дифференциация уголовной ответственности при определении круга преступных деяний, их категоризация по различным видам тяжести и определение размеров наказаний за них в относительно определенных или альтернативных санкциях всех статей Особенной части УК РФ. Это позволяет судам индивидуализировать ответственность и наказание в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ, определившей общие начала назначения наказания, которое должно учитывать "характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи" (ч. 3 ст. 60 УК РФ).

Справедливость наказания обеспечивается правильной квалификацией содеянного преступления. Именно поэтому в ч. 2 ст. 6 УК РФ закреплено положение, согласно которому "никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление", дословно воспроизводящее ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, придав принципу справедливости конституционный характер.

Конституционный принцип справедливости уголовного закона конкретизируется в ряде других статей УК РФ, например, в ст. 12 и 17 УК РФ. В статьях У ПК РФ этот принцип также реализован. Например, неправильное применение уголовного закона при квалификации преступления является одним из безусловных оснований отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке (ст. 389.15 УПК РФ).

Следует отметить, что хотя все вышеизложенное в первую очередь характеризует правовые отношения с лицом, совершившим преступление, обеспечивая справедливость применяемых к нему мер уголовно-правового воздействия, можно считать, что и для потерпевшего и всего общества точное и неуклонное исполнение рассматриваемого принципа имеет большое значение. Справедливость, характеризующая взаимоотношения общества с лицом, совершившим преступление, является залогом возвращения его к полноценной общественной жизни. Осознание справедливости наказания, понесенного преступником, формируя у потерпевшего от преступления чувство морального удовлетворения, также не безразлично государству, согласно Конституции РФ взявшему на себя обеспечение его безопасности.

Рассматривая уголовно-правовое содержание принципа справедливости, закрепленного в УК РФ, следует отметить его всеобъемлющий характер. Справедливость уголовного закона не может быть реализована при нарушении других принципов уголовного закона: равенства граждан перед законом и судом, гуманизма, вины и законности. Каждый из них, безусловно, имеет свое специфическое содержание, представляя в то же время различные аспекты справедливости, без которых она не может существовать. Само по себе это придает принципу справедливости уголовного закона в правовом государстве особое значение, требующее рассмотрение его в широком уголовно-правовом контексте.

В ранее действовавших уголовных кодексах России принципы уголовного права не были закреплены. В этой связи в теории уголовного права формулировались различные принципы, их классифицировали на общие, специальные (отраслевые) и межотраслевые. Введение в УК РФ 1996 года норм-принципов позволило, во-первых, сосредоточить внимание на принципах, включенных в уголовный закон ; во-вторых, нормативно ориентировать на них лиц, применяющих уголовный закон .

В любой области теоретической и практической деятельности принципами (principium - начало, основа) именуются руководящие, базовые идеи, определяющие главное в деятельности, важное содержание деятельности. Применяя это общее понятие к области уголовно-правового регулирования, выходим на следующее определение.

Принципы уголовного права - это руководящие, базовые идеи, законодательно закрепленные и определяющие содержание уголовного законодательства и практики его применения как в целом, так и на уровне отдельных задач, функций и методов их реализации.

Таким образом, принципы относятся ко всей структуре уголовного закона, отдельных уголовно-правовых институтов и норм, являются ориентиром смысла деятельности при применении уголовного закона. В современном уголовном законодательстве России важное значение имеет то обстоятельство, что принципы уголовного права нормативно закреплены и непосредственно сформулированы в уголовном законе (ст.ст. 3 - 7 УК РФ). Следовательно, они имеют общеобязательный характер на законодательном и правоприменительном уровнях. Соответствие деятельности принципам уголовного права, направленность на их реализацию требований уголовного закона - необходимое условие принятия решения по уголовному делу. Только в этом случае оно может рассматриваться как правомерное, целесообразное, обоснованное в социальном и правовом отношении . И наоборот, отступление от принципов уголовного права, их нарушение влекут за собой «по определению» признание неправомерным уголовно-правовое решение. Законодатель закрепил в УК РФ следующие принципы: законность , равенство граждан перед законом, вина (ответственность за вину), справедливость, гуманизм. Как своеобразный итог системы принципов уголовного права, сформулирована норма «Основание уголовной ответственности » (ст. 8 УК РФ). При определении формы уголовно-правового регулирования, норм-принципов и основания уголовной ответственности выражают саму специфику уголовного права, как особой отрасли российского права.

В чем же заключается необходимость закрепления принципов в уголовном законе? Каково их содержание?

Принципы уголовного права содержательно отличаются от одноименных принципов других отраслей права . Все дело в том, что здесь имеются содержательные различия. В уголовном праве о законности, равенстве перед законом, ответственности за вину, справедливости, гуманизме говорится не «вообще», а конкретизировано в соответствии с предметом уголовно-правого регулирования. Например, принцип законности раскрывается через условия признания деяния преступным и наказуемым; принцип вины включает запрет уголовной ответственности за невиновное причинение вреда; принцип справедливости закрепляет соответствие уголовно-правового воздействия деянию и личности виновного и т. д.

Механизм действия принципов уголовного права на уровне правоприменения состоит в их «усвоении» лицами, применяющими уголовный закон: руководителями, следователями, дознавателями, иными лицами, в формировании у них необходимости, умений и желаний следовать данным принципам в правоприменительной деятельности. В случае нарушения принципов уголовного права вступает в действие система их выявления и устранения: прокурорский надзор и судебный контроль , которые обязаны восстановить нарушенные права, обеспечить отмену не основанных на принципах уголовного права действий и решений правоприменителей.

Ознакомление с содержанием принципов уголовного права способствует формированию правосознания граждан, их отношения к уголовному закону и практике его применения, например, ориентировании в собственных правах и возможностях в сфере уголовно-правовой борьбы с преступностью . Характеризуя значимость принципов в уголовно-правовом регулировании общественных отношений, законодатель начинает с указания на установление «основания и принципов уголовной ответственности» (ч. 2 ст. 3 УК РФ). Далее он перечисляет другие элементы уголовно-правового регулирования: установление круга деяний, признаваемых преступлениями , видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера и т. д. Таким образом, закон подчеркивает определяющую роль принципов для всего содержания уголовного права.

Включение непосредственно в Уголовный кодекс РФ содержания принципов уголовного права преобразовало их в систему нормативных предписаний для всех уголовно-правовых действий и решений.

Сопоставительный анализ содержания отдельных принципов свидетельствует о том, что они связаны определенной зависимостью и являются взаимодействующими звеньями целостности, образующей систему принципов, дополняя друг друга. Именно в их целостности проявляется тот «дух закона », о котором говорил знаменитый французский просветитель Монтескье.

Среди принципов уголовного права нет основных и вспомогательных. Взаимодействуя друг с другом, принципы уголовного права обеспечивают единство, стабильность, целенаправленность действия, их предписаний. Например, законность , как принцип, подкрепляется равенством граждан перед уголовным законом , без чего законность просто неосуществима. Она также воплощается в ответственности за вину , реализуется в принципах справедливости и гуманизма. Нетрудно убедиться, что такую же зависимость можно обнаружить, взяв за основу любой из принципов и сопоставляя их с содержанием других принципов. Рассмотрим принципы уголовного права более подробно, в их взаимосвязи.

Принцип законности сформулирован в ст. 3 УК РФ следующим образом: «Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом». В основе приведенной формулировки, несомненно, лежит положение, известное уже юристам Древнего Рима: «Нет ни преступления и наказания , если они не предусмотрены законом». Иными словами, когда решается вопрос: является ли определенное действие (бездействие) преступлением и подлежит ли лицо, его совершившее наказанию, необходимо руководствоваться единственным критерием - имеется ли в Уголовном кодексе состав (обобщенное описание типичных признаков) преступления, которому всеми своими конкретными признаками соответствует данное действие или бездействие.

Таким образом, принцип законности требует обоснованной квалификации деяния по статье (статьям) Особенной части УК РФ в точном соответствии с содержанием закона, запрещающим применение уголовного закона по аналогии. Иными словами, не допускается восполнение обнаружившихся пробелов в уголовном законе путем применения его к случаям, прямо в нем не предусмотренным, хотя бы и частично похожим на те, которые описаны в определенном составе преступления . Например, ст. 175 УК РФ предусматривает ответственность за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Попытка квалифицировать по этой статье деяния, заключающиеся в приобретении и сбыте имущества, заведомо добытого не преступным, а иным незаконным путем (например, путем незаконной гражданско-правовой сделки), будет нарушением принципа законности в силу применения уголовного закона по аналогии.

Принцип законности предполагает не только правильное решение вопросов преступности и наказуемости деяний, но и решение в точном соответствии с уголовным законом всех других вопросов, связанных, например, с уголовной ответственностью и наказанием, применением именно тех норм, которые действуют в данное время и в данном месте, а также общих начал назначения наказания . Следует подчеркнуть, что законодатель специально подкрепил обязанность участников уголовно-правовых отношений безусловно и точно выполнять всю совокупность требований Общей и Особенной частей УК РФ, а также устанавливать уголовную ответственность за должностные преступления лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование, и за преступления против правосудия.

Уголовный закон во взаимодействии с уголовно-процессуальным законом, законом об оперативно-розыскной деятельности и другими правовыми средствами, как правило, обеспечивает реализацию уголовной ответственности виновных, создание необходимой доказательственной базы для этого. При реализации принципа законности не следует забывать положение ст. 2 Конституции РФ : «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства » и соответственно системы уголовной юстиции.

Принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ) устанавливает, что все «лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств».

Принцип равенства граждан перед законом развивает в сфере уголовно-правового регулирования конституционное положение: «все равны перед законом и судом » (ст. 19 Конституции РФ). Имеется в виду, что основания и пределы уголовной ответственности одинаковы для всех лиц, деяния которых подпадает под юрисдикцию уголовного законодательства России, независимо от личного, профессионального, служебного статуса этих лиц. Но, как точно отмечено в литературе, «в этом случае равенство проявляется только в одном: все лица, совершившие преступление, независимо от указанных в ст. 4 УК РФ характеристик, равным образом, т. е. одинаково, подлежат уголовной ответственности. Вместе с тем этот принцип не означает их равной ответственности и наказания». Иными словами, характеристики лиц, совершивших преступление, не влияют на их обязанность нести эту ответственность в предусмотренных законом случаях, но могут влиять на индивидуализацию ответственности. Например, смягчают наказание несовершеннолетний возраст, беременность, наличие несовершеннолетних детей у виновного (п.п. «б», «в», «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ). И наоборот, наличие у виновного служебного положения, позволившего при совершении преступления использовать доверие потерпевшего , является в силу п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ обстоятельством, отягчающим наказание.

Статусная характеристика гражданина: должностное лицо, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации либо лицо, обладающее иммунитетом, - дипломат, депутат Федерального собрания РФ - имеет процессуальные особенности порядка привлечения к уголовной ответственности, но не устраняет их обязанность нести ответственность за преступление, она может быть значима для индивидуализации ответственности.

Принцип вины (ст. 5 УК РФ) предусматривает, что «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействия) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина».

Принцип вины исходит из личной (персональной) ответственности лица, виновного в совершении преступления. Он предусматривает уголовную ответственность только физических лиц . В соответствии с рассматриваемым принципом уголовной ответственности наказанию за преступления подлежат только физические лица, которые, во-первых, способны ее нести (достигли возраста уголовной ответственности и вменяемые); во-вторых, совершившие запрещенные уголовным законом действия или бездействия виновно-умышленно или по неосторожности. Об умышленном или неосторожном преступлении можно говорить тогда, когда доказан осознанно целенаправленный характер противоправного деяния, совершенного данным лицом в нарушение уголовно-правового запрета. Иными словами, когда доказано, что субъект преступления осознавал фактический характер своего поведенческого акта, выразившегося в нарушении уголовно-правового запрета.

Важно иметь в виду, что о вине можно говорить только тогда, когда личность может иметь выбор между преступным и непреступным вариантом поведения. Если же возможности выбора нет, например, когда лицо совершает деяние в силу непреодолимого принуждения со стороны других лиц (ст. 40 УК РФ), уголовная ответственность и наказание может не наступить. Ч. 2 ст. 5 УК РФ формулирует принцип ответственности за вину и запрещает так называемое объективное вменение. Речь идет о привлечении к уголовной ответственности и наказании при отсутствии вины (например, недоказанности, которая равносильна признанию отсутствия вины). Объективное вменение имеет место в следственной и судебной практике до настоящего времени, в частности, по делам о транспортных преступлениях, когда тяжесть последствий как бы оправдывает привлечение к уголовной ответственности водителей автотранспортных средств (источников повышенной опасности) при неустановленной их вине.

Принцип справедливости (ст. 6 УК РФ) сформулирован следующим образом: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т. е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». Таким образом, закон связывает, прежде всего, принцип справедливости с индивидуализацией уголовной ответственности и наказания. В этом аспекте принцип справедливости означает, что законодатель ориентирует правоприменителя не на месть, жалость и тому подобные эмоции, а на необходимость добиваться максимального соответствия наказания характеру общественной опасности деяния (исходя из активной роли в преступлении, интенсивности, упорства, жестокости, профессионализма действий и т. д.), а также иных качеств личности виновного.

Индивидуализация ответственности и наказания возлагает на органы уголовной юстиции, прежде всего лиц, осуществляющих предварительное расследование, сбор данных о личности правонарушителя для того, чтобы «подготовить» решение суда, основанное на определении справедливого наказания или оправдания подозреваемого, что и будет реализацией принципа справедливости. Характер и объем таких сведений не всегда правильно интерпретируется в литературе. Утверждается, например, что «список сведений не ограничен, зависит лишь от активности участников судебного разбирательства ». Это не совсем так. Во-первых, данные о личности виновного собираются независимо от активности обвинения и защиты, а весь необходимый круг данных должен быть собран органом, осуществляющим производство по уголовному делу. Во-вторых, круг таких сведений не может быть произвольным, а определяется относимостью данных к конкретному уголовному делу (возможностью с их помощью установить субъективную сторону преступления - вину, мотив, цель преступления и возможностью влияния ответственности и наказания на процесс исправительного воздействия и т. д.) Данные о личности виновного, не имеющие отношения к уголовному делу, органом предварительного расследования и судом учитываться не могут.

Принцип справедливости в аспекте индивидуализации ответственности предполагает всесторонность, полноту, объективность досудебного и судебного исследования всей совокупности обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу (ст.ст. 60, 89 УК РФ; ст.ст. 73 - 75 УПК РФ). Следует также обратить внимание на положения ст. 52 Конституции РФ об обеспечении потерпевшим доступа к правосудию и компенсации ущерба. В этой связи важно особо выделить весь комплекс обстоятельств, необходимых для восстановления прав и законных интересов жертв преступлений и возмещения причиненного им вреда преступлением.

Принцип справедливости, в свою очередь, предполагает обоснованный отбор криминализируемых и декриминализируемых деяний, оптимизацию видов и размеров санкций в конкретных составах, совершенствование общих начал назначения наказания и других уголовно-правовых мер, которые позволили бы в каждом конкретном случае осуществить необходимое и достаточное уголовно-правовое воздействие на виновного для достижения целей его исправления. Речь в этом случае идет о расширении возможностей индивидуализации ответственности и наказания, что служит достижению их справедливости. При этом, «устанавливая альтернативные санкции или относительно определенные санкции с достаточно широким разрывом между нижним и верхним пределами, законодатель предоставляет суду реальную возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае»8. Неполное использование указанных возможностей либо их игнорирование приводит к нарушению общих начал уголовной ответственности и наказания и может породить несправедливость. Например, по уголовному делу врача Николаева, возглавившего фирму по поставкам медицинских препаратов, суд за убийство вымогателя назначил наказание в виде 13 лет лишения свободы (почти верхнего предела ст. 105 УК РФ). При этом не было принято во внимание, что вымогатель (бывший партнер осужденного) на сумму долга в одностороннем порядке установил огромные проценты, увеличив сумму долга в 4 раза. Убийство было ситуативным, после угрозы потерпевшего вновь увеличить сумму долга. Суд не учел того, что виновный находился в длительной психотравмирующей ситуации и, наконец, что на иждивении виновного находилось трое малолетних детей. Очевидно, что игнорирование судом возможностей, которые в данном случае предоставлял закон для индивидуализации наказания, привело к принятию несправедливого приговора . Верховный суд РФ в последующем существенно смягчил приговор по данному делу.

Несправедливым является не только неоправданно суровый, но и неоправданно мягкий приговор. В УК РФ предусмотрена возможность не только для смягчения, но и для усиления ответственности, если это вытекает из обстоятельств уголовного дела. Так, ст. 63 УК РФ предполагает обстоятельства, отягчающие наказание, а ст.ст. 69-71 УК РФ, предусматривающие назначение наказания по совокупности преступлений или приговоров, значительно расширили возможности для реального сложения наказаний. Этому же служит включение в некоторые статьи Особенной части УК РФ квалифицированных составов со значительным увеличением размера наказания.

Следует обратить внимание на то, что при определении целей наказания выделено восстановление социальной справедливости (ст. 43 УК РФ). Суд, назначая справедливое наказание, тем самым восстанавливает социальную справедливость и устраняет, хотя бы частично, несправедливость, причиненную преступником. Таким образом, реализуя цель восстановления социальной справедливости, правоохранительные органы воплощают в жизнь принцип справедливости уголовного наказания , и тем самым для общества и для конкретных преступников и потерпевших реализуется единство нравственных и правовых основ уголовного законодательства. Уголовная ответственность и наказание виновного восстанавливают или компенсируют нарушенные права и законные интересы личности, общества, государства.

Принцип справедливости, как и другие принципы уголовного права, предполагает наличие процессуального механизма, позволяющего предупреждать и устранять нарушения прав виновного и потерпевшего. Речь идет о средствах судебного и прокурорского надзора . Лица, полагающие, что в отношении их нарушена справедливость, имеют право обжаловать соответствующие действия и решения сотрудников правоохранительных органов и судей. После ратификации Россией конвенций Совета Европы стали реальностью положения ч. 3 ст. 46 Конституции РФ. Осужденный либо потерпевший, исчерпав внутри государства все средства правовой защиты от несправедливого решения по уголовному делу, вправе обратиться в Европейский суд по правам человека . Его решения окончательные и не могут быть оспорены российскими судами. И этим правом в последние годы достаточно часто пользуются граждане России.

При ошибочном привлечении к уголовной ответственности у лица возникает право на возмещение государством морального, физического, имущественного вреда, причиненного следственной ошибкой либо незаконными действиями должностных лиц правоохранительных органов. Кроме того, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное содержание под стражей, фальсификация доказательств , вынесение заведомо неправосудного приговора рассматриваются как преступление против правосудия.

Принцип гуманизма ст. 7 УК РФ связан с обеспечением безопасности человека и тем, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицам, совершившим преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

В приведенной формулировке отчетливо выделяются два взаимосвязанных аспекта. Принцип гуманизма предполагает направленность уголовного закона на обеспечение безопасности всех членов общества. Речь, таким образом, не идет об абстрактных идеях смягчения ответственности и наказания9. Изменения уголовного законодательства также должны происходить с учетом социальной и криминальной обстановок и лишь в пределах, которые не ставят под угрозу достижение целей уголовной ответственности и наказания при безусловном соблюдении принципов справедливости и гуманизма. Не менее важно помнить и о приоритетном требовании защищать права и законные интересы потерпевших, жертв преступлений, а не только лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

Принцип гуманизма может трактоваться как человечность. В этой связи реализация принципа гуманизма, как и всех других принципов уголовного законодательства, должна обеспечивать эффективную защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств. Принцип гуманизма обеспечивает защиту от избыточности и иной «искаженной» направленности мер уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление. Запрет на жестокость или унижение человеческого достоинства преступников вытекает из ст. 21 Конституции РФ и международно-правовых обязательств России. В соответствии с этим в перечне уголовных наказаний и других мер уголовно-правового характера отсутствуют те из них, которые связаны с членовредительством либо причинением физических и психических мучений. Такие наказания, например, как битье камнями, палками, членовредительство, до сего времени сохранились в уголовных законодательствах мусульманских государств.

Характер уголовного наказания вызывает у многих осужденных серьезные психические переживания, ухудшение условий их физического состояния. Не противоречат ли последствия наказания принципу гуманизма? На этот вопрос следует ответить отрицательно. В соответствии со ст. 43 УК РФ суть наказания виновного «заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица». А значит, переживания, неблагоприятные условия жизни и иные, предусмотренные уголовным законом последствия, неизбежны. Все дело в том, что это не является целью уголовного наказания, а его неизбежным следствием. При этом уголовно-исправительное законодательство РФ предусматривает, что лица, отбывающие наказание, сохраняют права; пределы лишения или ограничения их прав ограничены законом. На исправительные учреждения в полном объеме распространяется прокурорский надзор, а осужденные вправе обжаловать незаконные действия администрации учреждений, исполняющих наказание.

Реализация рассмотренных принципов уголовного законодательства для правоприменителя - процесс постоянный. Многое в этом процессе зависит от профессиональной подготовленности лиц, применяющих уголовный закон, от надлежащего ресурсного, кадрового, организационного обеспечения их деятельности, от формирования в обществе атмосферы доверия по отношению к правоохранительным органам и их поддержки. Опираясь на систему принципов уголовного законодательства, используя положения ст.ст. 3 - 7 УК РФ, как норм прямого действия, следует вести борьбу с искажениями правоприменительной практики, противостоять фактам нарушений уголовного законодательства, формировать «правильное понимание духа и буквы…уголовного законодательства, готовность профессиональных умений и навыков неукоснительного исполнения его требований».

Принципами уголовного права считаются указанные в уголовном законодательстве основополагающие идеи, которые определяют как его содержание в целом, так и содержание отдельных его институтов.

Уголовный кодекс закрепил пять принципов: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма (в литературе выделяется более 15 принципов). Каждый из них является самостоятельным; в своей же совокупности принципы образуют определенную систему, в которой они находятся в тесной связи и взаимообусловленности. Уголовное право не может основываться только на каком-то одном из них, пусть даже самом значительном и важном. Воплощение отдельно взятого принципа зависит от полноты и реальности всех составляющих, входящих в систему.

Принципы уголовного права отражают общечеловеческие ценности, вытекают из Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права.

Принцип законности означает, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК (ст. 3). Данный принцип, являясь конституционным, включает два важных положения, известных человечеству с давних времен:

  • 1) нет преступления без указания на то в законе;
  • 2) нет наказания без указания на то в законе.

Суть первого состоит в том, что только уголовный закон, т.е. действующий УК, определяет, какие деяния (действия или бездействие) признаются преступными. Иначе говоря, лишь уголовный закон является источником уголовного права, никакие другие акты органов государства не могут содержать норм уголовно-правового характера. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом.

Принцип законности пронизывает все нормы и институты УК. Статья 3 Кодекса содержит еще одно важное положение: применение уголовного закона по аналогии не допускается. Таким образом, закон исключает возможность привлечения к уголовной ответственности за сходные, но не предусмотренные прямо в УК деяния, даже если они и являются общественно опасными.

Принцип законности адресован не только правоприменителю, но и законодателю. Статья 55 Конституции РФ указывает, что в «Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Следовательно, нельзя устанавливать уголовную ответственность за действия, являющиеся реализацией прав и свобод человека. Уголовный закон не может произвольно вмешиваться в его личную и семейную жизнь и т.д.

Принцип равенства граждан перед законом состоит в том, что лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 4 УК). Он прямо вытекает из ст. 19 Конституции РФ, отражает положения международного права. Данный принцип проявляется в установлении одинаковых основания и пределов уголовной ответственности, одинаковых оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания, одинаковых условий погашения уголовно-правовых последствий судимости.

Равенство перед законом также означает, что при применении УК ничто не должно ухудшать положение человека по сравнению с другими преследуемыми в уголовно-правовом порядке. Указанное обстоятельство не противоречит ответственности так называемых специальных субъектов, которые наряду с достижением установленного законом возраста и вменяемостью характеризуются дополнительными признаками, относящимися к различным свойствам преступника (гражданству, полу, должностному положению, воинской обязанности и т.д.). Лица, не обладающие данными признаками, не могут совершить преступления, ответственность за которые ограничена кругом специальных субъектов. При соучастии же в подобных преступлениях их действия квалифицируются по тем же статьям УК, что и специальных субъектов.

Согласно закону равным образом несут ответственность как мужчины, так и женщины, лица, относящиеся как к национальному большинству, проживающему в данном административном или национально-территориальном районе, так и национальному меньшинству. Не влияет на уголовную ответственность имущественное и должностное положение виновного.

Принцип равенства граждан перед законом распространяется только на привлечение лица к уголовной ответственности, но он не относится к мере наказания, которая всегда индивидуализируется.

Статья 5 УК закрепляет принцип вины : «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина». Этот принцип иначе еще называют принципом субъективного вменения. Он представляется исключительно важным и составляет краеугольный камень уголовного права. Сущность данного принципа заключается в том, что никто не может нести уголовную ответственность, если не установлена его личная вина в отношении общественно опасного деяния и наступивших последствий. Любое общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, преступлением становится лишь тогда, когда оно совершено виновно. «Виновным в преступлении, - говорится в ст. 24 УК, - признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности».

Указание на вину содержится во многих институтах уголовного права. Так, ст. 30 УК приготовление к преступлению и покушение на преступление связывает только с умышленной формой вины, в понятие соучастия также включено указание об умышленном участии двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 32 УК) и т.д.

Таким образом, субъективное вменение, являясь основополагающим началом уголовного права, означает, что юридическая оценка деяния и применение клипу мер уголовно-правового воздействия возможны лишь в том случае, когда содеянное явилось результатом его воли и сознания.

Значение принципа вины усиливается закрепленным в ч. 2 ст. 5 УК положением о том, что объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Понятие невиновного причинения вреда раскрывается в ст. 28 УК. Указанные положения имеют существенное практическое значение. Какими бы тяжкими ни были последствия, если они причинены невиновно, уголовная ответственность за них исключается.

Принцип справедливости, как указано в ст. 6 УК, означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые клину, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Данный принцип также находит свое воплощение во многих нормах уголовного права: в частности, ст. 43 УК одной из целей наказания считает восстановление социальной справедливости, ст. 60 УК к общим началам назначения наказания относит назначение справедливого наказания.

В отношении принципа справедливости выделяется два аспекта: уравнительный (справедливость уравнивающая) и дифференцирующий (справедливость распределяющая). Первый предполагает изначальное равенство всех граждан перед законом, второй - индивидуализацию наказания. Распределяющий аспект справедливости нашел закрепление в ст. 6 УК.

Уголовный кодекс содержит ряд положений, направленных на обеспечение справедливого наказания. Прежде всего это закрепленные в уголовном законе общие начала назначения наказания, обязывающие суд учитывать характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. На достижение справедливости направлены и закрепленные уголовным законом условия назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии, и т.д.

Назначение справедливого наказания обеспечивается достаточно широким перечнем его видов, законодательной формулировкой уголовноправовых санкций и т.д.

Таким образом, справедливость, выступая характеристикой наказания, будет выражаться в его законности, целесообразности, экономии мер уголовно-правовой репрессии, в гуманности. Несправедливое наказание согласно уголовно-процессуальному законодательству влечет изменение или отмену приговора.

В ч. 2 ст. 6 УК по существу воспроизводится ст. 50 Конституции РФ: никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Это положение в полной мере можно было бы отнести и к принципу законности.

Принцип гуманизма в уголовном праве характеризуется двумя обстоятельствами. Суть первого состоит в том, что уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека (ч. 1 ст. 7 УК); суть второго в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК). Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о двуединой направленности принципа гуманизма, исключающей одностороннюю его трактовку как снисхождения к лицам, совершившим преступления, назначения им мягкого наказания, предоставления различных послаблений и льгот.

Гуманизм уголовного права в первую очередь должен проявляться в обеспечении уголовно-правовыми средствами неприкосновенности личности, собственности от преступных посягательств и т.д. В этих целях Особенная часть уголовного права содержит конкретные виды преступлений, за которые виновные подлежат наказанию. Гуманным будет любое справедливое наказание.

Вместе с тем гуманизм направлен и в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления. В частности, закон запрещает применять к ним пытки и другие действия, специально причиняющие физические страдания либо унижающие человеческое достоинство. В мировой практике соблюдение принципа гуманизма оценивается в первую очередь отношением к преступнику.

Гуманизм нашел предметное воплощение и в специальной гл. 14 УК, посвященной уголовной ответственности несовершеннолетних. Так, с учетом возраста и особенностей психологии лиц, не достигших совершеннолетия, предусматривается значительное смягчение применяемых к ним мер уголовно-правового воздействия вплоть до полного освобождения от уголовной ответственности.

Принципы уголовного права - указанные в уголов­ном законодательстве основополагающие идеи, которые опреде­ляют как в целом его содержание, так и содержание отдельных его институтов.

Уголовный кодекс РФ закрепил пять принципов:

  1. законности;
  2. равенства перед законом;
  3. вины;
  4. справедливости;
  5. гума­низма.

Каждый из них является самостоятельным; в своей же со­вокупности принципы образуют определенную систему, в кото­рой они находятся в тесной связи и взаимообусловленности.

Принцип законности

Принцип законности (ст. 3 УК РФ) гласит, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Данный прин­цип, являясь конституционным, включает два важных положе­ния, известных человечеству с давних времен:

  • нет преступле­ния без указания на то в законе;
  • нет наказания без указания на то в законе.

Суть первого означает, что к уголовной ответственно­сти может быть привлечено лишь лицо, совершившее обществен­но опасное деяние, запрещенное уголовным законом, суть второ­го - наказуемость деяния вытекает из его преступности и также определяется уголовным законом. Кодекс дает исчерпывающий перечень видов наказаний с точным указанием условий и пределов его назначения. Это исключает возможность применения су­дом наказания, не предусмотренного законом.

Только Уголовный кодекс фиксирует и другие уголовно-пра­вовые последствия, обусловленные преступностью и наказуемо­стью деяния. Так, лицо, осужденное за совершение преступле­ния, считается судимым со дня вступления обвинительного при­говора суда в законную силу до момента погашения или снятия . Судимость в соответствии с Кодексом может учиты­ваться при рецидиве преступлений и при назначении наказания (ст. 86 УК РФ).

Принцип равенства граждан перед законом

Принцип равенства граждан перед законом состоит в том, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. (ст. 4 УК РФ). Он прямо вытекает из ст. 19 Конституции Российской Федерации, отражает положения международного права. Данный принцип проявляется в установлении одинаковых оснований и пределов уголовной ответственности, одинаковых оснований освобождения от уголовной ответственности и наказа­ния, одинаковых условий погашения уголовно-правовых послед­ствий судимости.

Равенство перед законом также означает, что при применении Уголовного кодекса ничто не должно ухудшать положение чело­века по сравнению с другими преследуемыми в уголовно-право­вом порядке.

Положения принципа равенства граждан перед законом рас­пространяются только на привлечение лица к уголовной ответст­венности, но они не относятся к мере наказания, которая всегда индивидуализируется.

Принцип вины

Ст. 5 УК РФ закрепляет принцип вины: лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Этот принцип ина­че еще называют принципом субъективного вменения . Он пред­ставляется исключительно важным и составляет краеугольный камень уголовного права. Сущность данного принципа заключа­ется в том, что никто не может нести уголовную ответственность, если не установлена его личная вина в отношении общественно опасного деяния и наступивших последствий. Любое общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, пре­ступлением становится лишь тогда, когда оно совершено винов­но. «Виновным в преступлении, - говорится в ст. 24 УК РФ, - признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неос­торожности».

Таким образом, субъективное вменение, являясь основопола­гающим началом уголовного права, означает, что юридическая оценка деяния и применение к лицу мер уголовно-правового воз­действия возможны лишь в том случае, когда содеянное явилось результатом его воли и сознания.

Значение принципа вины усиливается закрепленным в ч. 2 ст. 5 УК РФ положением о том, что объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Принцип справедливости

Принцип справедливости (ст. 6 УК РФ) означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

В справедливости выделяется два аспекта:

  1. уравнительный (справедливость уравнивающая), предполагает изначальное ра­венство всех граждан перед законом;
  2. дифференцирующий (справед­ливость распределяющая), предполагает индивидуализацию наказания, что и закреплено в ст. 6 УК РФ.

Уголовный кодекс содержит ряд положений, направленных на обеспечение справедливого наказания. Прежде всего это за­крепленные в уголовном законе общие начала назначения нака­зания, обязывающие суд учитывать характер и степень общест­венной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осуж­денного и на условия жизни его семьи. На достижение справедли­вости направлены и закрепленные уголовным законом условия назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, за неоконченное преступление, за преступле­ние, совершенное в соучастии, и т.д.