Приказ лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами. Документы

На сегодняшний день издано несколько подзаконных актов, которые уточняют положения Жилищного кодекса, а некоторые — существенно дополняют.

Принятые нормативные акты

Прежде всего перечислим новые нормативно-правовые акты. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (вступило в силу с 07.11.2014) утверждены:

— Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД (далее — Положение о лицензировании);

— Положение о ведении реестра дисквалифицированных лиц;

— Положение об осуществлении контроля за соблюдением органами госжилнадзора требований законов к лицензированию.

Несколькими Приказами Минстроя России, также датированными 28.10.2014 (в их тексте указано, что они вступили в силу с 07.11.2014), утверждены:

— Методические рекомендации по разработке административных регламентов предоставления государственной услуги по лицензированию, исполнения государственной функции по лицензионному контролю, формы документов, используемых при лицензировании (Приказ N 657/пр);

Методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта РФ по лицензированию деятельности по управлению МКД (Приказ N 658/пр);

— Порядок проведения и определения результатов квалификационного экзамена, порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата, порядок ведения реестра аттестатов, форма аттестата, перечень вопросов для проведения квалификационного экзамена (Приказ N 659/пр).

В п. 5 Постановления Правительства РФ N 1110 органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано в двухмесячный срок со дня принятия методических рекомендаций (то есть не позднее 8 января) утвердить административные регламенты по лицензированию и лицензионному контролю для региональных органов государственного жилищного надзора. Кроме того, не позднее 1 января 2015 г. органы власти субъектов РФ должны обеспечить возможность подачи и получения документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Лицензирование невозможно без создания лицензионной комиссии. Это первое, что должны сделать власти региона. Рекомендуемое число членов — 20 человек, рекомендуемый срок полномочий комиссии — три года. Все члены комиссии — физические лица — являются представителями тех или иных организаций (общественных, саморегулируемых организаций, учреждений образования, а также органов власти). Члены комиссии участвуют в ее деятельности на общественных началах.

Квалификационный экзамен

Следующий шаг — проведение квалификационного экзамена. Его цель — проверка знания претендентами требований законодательства РФ к осуществлению деятельности по управлению МКД. Чтобы УК могла получить лицензию, квалификационный аттестат должен быть у должностного лица (но в нормативных актах не сказано, у какого).

Приказом N 659/пр утверждено 200 вопросов, касающихся всех сфер деятельности УК и даже управления самой организацией. В частности, в перечне есть вопросы на знание Жилищного кодекса, подзаконных актов жилищного законодательства (Правил содержания общего имущества, Правил предоставления коммунальных услуг, Правил осуществления деятельности по управлению МКД), трудового права, санитарных и противопожарных требований, норм об энергосбережении, Кодекса об административных правонарушениях и т.д. На экзамене претенденту будет предложено 100 вопросов, выбранных случайно, на которые нужно ответить за два часа. Пользоваться какими-либо материалами при сдаче экзамена запрещено. Чтобы получить аттестат, требуется правильно ответить минимум на 86 вопросов из 100. Не позднее трех рабочих дней после проведения экзамена составляется протокол, который направляется в орган государственного жилищного надзора не позднее следующего рабочего дня. Аттестат выдает орган госжилнадзора по заявлению претендента. Срок действия аттестата — пять лет, но он может быть аннулирован раньше, в частности, по причине внесения владельца в реестр дисквалифицированных лиц, а также вступления в силу приговора суда, предусматривающего наказание за определенные преступления (за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления). Орган государственного жилищного надзора ведет реестр квалификационных аттестатов на своем сайте в Интернете.

Порядок выдачи лицензии

Чтобы получить лицензию, соискатель должен представить в орган государственного жилищного надзора в том регионе, где он собирается вести деятельность по управлению МКД, заявление с приложением копий учредительных документов юридического лица, засвидетельствованных в нотариальном порядке, копии квалификационного аттестата должностного лица, описи прилагаемых документов. В заявлении соискатель подтверждает соблюдение лицензионных требований, а также указывает реквизиты документа, который свидетельствует об уплате госпошлины. Орган госжилнадзора получает необходимые сведения от ФНС (данные об организации из ЕГРЮЛ), МВД (информацию об отсутствии неснятой или непогашенной судимости должностного лица заявителя), Федерального казначейства (сведения об уплате госпошлины), Минстроя (информацию об отсутствии данных о должностном лице в реестре дисквалифицированных лиц, отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю). Также согласно пп. «д» п. 5 Положения о лицензировании соискатель, осуществляющий деятельность по управлению МКД на дату обращения с заявлением о получении лицензии, указывает в заявлении сайты в Интернете или официальные печатные СМИ, в которых он раскрывает информацию о своей деятельности согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

К сведению. Расходы на нотариальное освидетельствование копий учредительных документов и уплату госпошлины за получение лицензии для целей бухучета следует квалифицировать как расходы по обычным видам деятельности. Они признаются в текущем периоде без формирования в бухучете актива (расходов будущих периодов), поскольку сама по себе лицензия на управление МКД не приносит экономических выгод организации, а является допуском к определенному виду деятельности (экономические выгоды УК будут приносить расходы на управление МКД). При налогообложении прибыли затраты на удостоверение копий учредительных документов в размере не более 500 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.24 НК РФ) учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 16 п. 1 ст. 264, п. 39 ст. 270 НК РФ, а госпошлина за получение лицензии — на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Эти расходы также учитываются при определении налоговой базы при УСНО (объект налогообложения — доходы минус расходы) согласно пп. 14, 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В силу ч. 1 ст. 194 ЖК РФ орган госжилнадзора рассматривает заявление в срок не более 30 рабочих дней. На оформление приказа о выдаче лицензии (или отказе в ее предоставлении) отводится максимум 45 рабочих дней (с учетом сроков, необходимых для принятия решения лицензионной комиссией). Конкретный срок должен быть прописан в административном регламенте.

Порядок ведения реестров

Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта РФ согласно ст. 21 Закона N 99-ФЗ и ежемесячно направляет в Минстрой данные, содержащиеся в этом реестре. Минстрой вносит полученные сведения в сводный федеральный реестр лицензий. С 01.05.2015 реестры лицензий будут формироваться и вестись в государственной информационной системе ЖКХ (см. п. п. 15, 16 Положения о лицензировании, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ).

Реестр дисквалифицированных лиц также ведет Минстрой на своем официальном сайте, а с 01.05.2015 он будет вестись в государственной информационной системе ЖКХ. Не позднее пяти рабочих дней со дня, когда органу госжилнадзора стало известно о вступлении в силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) постановления о дисквалификации, этот орган передает сведения Минстрою. Данные сведения включаются в реестр дисквалифицированных лиц. В настоящее время реестр граждан, к которым применено административное наказание в виде дисквалификации, ведет ФНС (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). С учетом того, что в ЖК РФ нет специального указания на правовые основания для дисквалификации, представляется, что дисквалификация за любое правонарушение (не только в связи с нарушениями в сфере управления МКД) может стать поводом для внесения данных о гражданине в реестр дисквалифицированных лиц, который ведет Минстрой. Минстрой вправе получать данные у ФНС и обязан проверить их у органа госжилнадзора того субъекта РФ, на территории которого вынесено постановление о дисквалификации.

Положение о лицензировании не раскрывает нюансов аннулирования лицензии и прекращения ее действия, отсылая пользователей к Жилищному кодексу (см. п. 12 Положения), а также не освещает вопросов о прекращении деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ (ч. 2 ст. 200 ЖК РФ). Полагаем, что этому вопросу должен быть посвящен отдельный документ.

Лицензионные требования

Самой значимой нормой Положения о лицензировании следует считать расширение перечня лицензионных требований. Так, лицензионные требования к лицензиату, соискателю лицензии установлены в ч. 1 ст. 193 ЖК РФ. Большая их часть предъявляется к должностным лицам УК. Среди них нет требований к качеству работ и услуг компании. Правительство РФ, воспользовавшись правом, предоставленным ему ч. 1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ, установило дополнительные лицензионные требования (п. 3 Положения о лицензировании). Помимо названных в ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату, отнесены:

— соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;

— исполнение обязанностей по договору управления МКД, определенных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

Некоторые эксперты считали, что Правительство РФ не вправе расширять перечень лицензионных требований, указанных в Федеральном законе. Однако из Закона N 99-ФЗ следует противоположное: именно Правительство РФ уполномочено на это. Что же означают приведенные формулировки?

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ Правил содержания общего имущества, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ Правил предоставления коммунальных услуг. Таким образом, лицензионное требование заключается в том, что УК обязана обеспечить качественное выполнение работ и оказание услуг в соответствии с предписаниями нормативных актов (те требования, которые действуют в силу закона независимо от упоминания в договоре управления МКД).

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ договором управления на УК возложены обязанности выполнять по заданию заказчиков работы и оказывать услуги по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в нем лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность. В Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10 Президиум ВАС РФ пояснил: системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в ст. 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, выполняемые и оказываемые УК сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Учитывая этот факт, полагаем, что рассматриваемое лицензионное требование указывает на необходимость для УК выполнять обязательства, предусмотренные договором управления сверх установленных нормативными актами.

Остался открытым вопрос о том, является ли лицензионным требованием выполнение Правил осуществления деятельности по управлению МКД. С одной стороны, произвольно расширять перечень лицензионных требований недопустимо, а в Положении о лицензировании и нормах ЖК РФ, на которые в нем есть ссылки, о Правилах осуществления деятельности по управлению МКД не говорится. Кроме того, в ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение лицензионных требований, нет никаких исключений относительно нарушения указанных Правил (как это сделано относительно нарушения Стандарта раскрытия информации), одновременно санкции за данное нарушение предусмотрены в самостоятельной ст. 7.23.3 КоАП РФ (применяется к УК, осуществляющим деятельность как на основании лицензии, так и без нее в определенных случаях). С другой стороны, это неотъемлемая часть деятельности по управлению МКД наравне с соблюдением Правил содержания общего имущества и Правил предоставления коммунальных услуг. Более того, большинство услуг и работ по управлению тем или иным образом пересекаются с обязанностями, вытекающими из Правил содержания общего имущества и Правил предоставления коммунальных услуг. Кроме того, с 01.05.2015 в отношении УК, действующих на основании лицензии, не будет проводиться государственный жилищный надзор. Если допустить, что соблюдение Правил осуществления деятельности по управлению МКД не является лицензионным требованием, проверка их выполнения не войдет в предмет лицензионного контроля. Тогда неясно, в рамках каких контрольных мероприятий могут быть выявлены такие нарушения в целях применения мер административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ. Совокупность изложенных обстоятельств дает основания сделать вывод о необходимости внесения уточнений в законодательные акты, а пока УК остается ждать лишь действий правоприменителей на местах и соблюдать нормативные требования.

Применение мер административной ответственности

Расширение перечня лицензионных требований внесло некоторую ясность в вопросы применения мер административной ответственности за нарушение Правил содержания общего имущества и Правил предоставления коммунальных услуг.

Когда проверяющие выявляют нарушение лицензионных требований, они выносят предписание об их устранении (п. 13 Положения о лицензировании). Невыполнение предписания об устранении нарушения лицензионных требований влечет административную ответственность согласно ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ (установлены очень жесткие санкции). Заметим, что это касается всех лицензионных требований, в том числе в части раскрытия информации об управлении МКД.

Непосредственно за выявленное нарушение лицензионных требований грозит более суровое наказание (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ), нежели за аналогичные нарушения, совершенные организациями, которые осуществляют деятельность без лицензии на законных основаниях (ст. ст. 7.22, 7.23 КоАП РФ). Ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ применима лишь к лицензиатам (УК, осуществляющим деятельность на основе лицензии). Если по тем или иным причинам УК, лишившаяся лицензии, в силу закона обязана управлять МКД, она является субъектом ответственности по ст. ст. 7.22, 7.23 КоАП РФ.

При привлечении УК и ее должностных лиц к административной ответственности надлежит руководствоваться положениями КоАП РФ о вине:

— юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1);

— должностное лицо привлекается к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4), по форме вины правонарушения бывают совершенными умышленно и по неосторожности (ст. 2.2).

Лицензионный контроль

Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (см. рекомендуемую форму административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю, утвержденную Приказом N 657/пр). Таким образом, как только УК получит лицензию, в ее отношении может осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в п. 3 Положения о лицензировании.

Фактически те же самые требования являются предметом государственного жилищного надзора (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ). Согласно ч. 7 ст. 20 ЖК РФ в редакции, которая начнет действовать с 01.05.2015, государственный жилищный надзор не будет осуществляться в отношении УК, управляющих МКД на основании лицензии. Если лицензии нет, но организация управляет домами на основании закона или в его нарушение, проверяющие осуществляют государственный жилищный надзор, а не лицензионный контроль.

Обратим внимание: из Приказа N 657/пр следует, что в рамках лицензионного контроля предусматривается специальный порядок проведения административной процедуры проверки соблюдения лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Особенностью является то, что это систематический мониторинг информации, поэтому контрольные мероприятия проводятся инспектором перед составлением акта систематического наблюдения и анализа как минимум дважды с временным интервалом.

Правительство РФ и Минстрой начали издавать подзаконные акты, необходимые для реализации системы лицензирования деятельности по управлению МКД. К этому процессу должны подключиться и региональные власти. Основным новшеством, представленным в Положении о лицензировании, следует считать включение в состав лицензионных требований обязанности УК по соблюдению следующих из нормативных актов и установленных договором управления требований к содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг.

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями, которые имеют лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД. Лицензию выдаёт орган ГЖН на основании решения лицензионной комиссии, срок её действия - 5 лет (пп. 1, 4 ст. 192 ЖК РФ).

Управление - выполнение работ и оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления.

Список лицензионных требований

Лицензию на управление МКД выдают органы ГЖИ субъекта РФ. Лицензирующий орган формирует и ведёт реестр лицензий субъекта РФ.
Список лицензионных требований, которые должны выполнять управляющие организации:

  • УО несёт ответственность за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
  • Качество выполняемых работ должно соответствовать техническим регламентам и правилам содержания ОИ в МКД (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
  • УО несёт ответственность за предоставление коммунальных услуг соответствующего качества или за обеспечение готовности инженерных систем к их поставке (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
  • В течение согласованного срока за плату УО должна исполнять обязанности, которые предусмотрены договором управления (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
  • УО должна соблюдать требования к раскрытию информации, которые установлены ч. 10 ст. 161 ЖК РФ , а именно УО должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах на ресурсы, необходимые для предоставления КУ, в соответствии со стандартом раскрытия информации (ч. 6 ст. 162 ЖК РФ).
  • УО должна иметь статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в должном порядке (ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).
  • УО должна иметь уникальное наименование. Оно не должно быть тождественным или схожим с названиями компаний, которые получили лицензию раньше (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ).
  • Должностное лицо компании, которая желает получить лицензию, должно иметь квалификационный сертификат, кроме того, у него не должно быть неснятой или непогашенной судимости (ч. 2 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).
  • В реестре не должно быть лиц, которые исполняли функции единоличного исполнительного органа компании-лицензиата, лицензия которого аннулирована (ч. 4 ст. 193 ЖК РФ).
  • Информация о должностном лице лицензиата или соискателя лицензии не должно быть в списках лиц, к которым было применено административное наказание в виде дисквалификации или аннулирования лицензии. А именно в списках лиц, несших ответственность за соблюдением требований по обеспечению надлежащего содержания ОИ в МКД, в списках предпринимателей, в списках лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована (ч. 4 ст. 193 ЖК РФ).
  • Соискатель лицензии не должен быть ранее лишён лицензии (ч. 5 ст. 193 ЖК РФ).
  • У должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (ч. 3 ст. 193 ЖК РФ).
  • Соблюдать иные требования, установленные Правительством РФ (ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).

Получение лицензии

Чтобы получить лицензию, необходимо направить заявление в лицензирующий орган. В заявлении должно быть (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):

  • Наименование и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места нахождения и мест осуществления лицензируемой деятельности номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, номер телефона и адрес электронной почты юридического лица.
  • ФИО индивидуального предпринимателя, адрес места жительства, адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, номер телефона и адрес электронной почты индивидуального предпринимателя.
  • ИНН, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.
  • Вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности.
  • Сведения об оплате госпошлины.
  • Реквизиты документов, которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.

В связи с последним пунктом в заявлении необходимо указать следующие сведения:

  • о регистрации соискателя как юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ;
  • об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
  • сведения об отсутствии информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, к которым было применено административное наказание в виде дисквалификации или которые были лишены лицензии;
  • об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии,ранее выданной соискателю лицензии;
  • о сайтах и (или) об официальных печатных СМИ, где соискатель раскрывает информацию о своей деятельности, если соискатель уже осуществляет деятельность по управлению МКД на момент обращения с заявлением о предоставлении лицензии.

К заявлению необходимо приложить (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):

  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке (для юридических лиц);
  • копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии;
  • копию приказа о назначении на должность должностного лица соискателя лицензии;
  • опись прилагаемых документов.

Документы можно подать лично, отправить заказным письмом с уведомлением или через Единый портал госуслуг (п. 5-6 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
На основании предоставленных соискателем лицензии сведений, а также на основании сведений полученных у государственных органов проводится проверка, по результатам которой принимается решение о предоставлении лицензии или об отказе в её предоставлении.
Если в составе или оформлении документов была допущена ошибка, орган ГЖН сообщит об этом в течение 3 рабочих дней. На исправление недочётов даётся ещё 30 рабочих дней. Этот срок начинает исчисляться с момента получения соискателем такого уведомления. Если в этот срок правки не внесены, то соискатель в течение 3 рабочих дней получает уведомление о возврате документов с объяснением, почему они были возвращены.
Если все документы оформлены правильно и представлены в полном объёме, то в течение 3 дней соискатель получает уведомление об этом. В это же время готовится проект приказа о проведении внеплановой выездной проверки на соответствие соискателя лицензионным требованиям.

Сроки лицензирования

Согласно Приказу Минстроя РФ от 28.10.2014 № 657/пр орган ГЖН должен соблюдать следующие сроки при рассмотрении и оформлении документов:

  • поступившие документы должны быть зарегистрированы в течение одного рабочего дня;
  • для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче - 30 рабочих дней со дня поступления правильно оформленных документов;
  • для принятия решения о переоформлении или отказе в переоформлении лицензии - 10 рабочих дней с момента поступления правильно оформленного заявления;
  • выдают лицензию в течение 3 рабочих дней с момента подписания и регистрации в реестре лицензий;
  • получить дубликат лицензии можно в течение 3 рабочих дней после подачи соответствующего заявления и пакета документов;
  • получить выписку из реестра лицензий, копию акта органа ГЖН о принятом решении или справку об отсутствии запрашиваемых сведений можно в течение 5 рабочих дней после поступления заявления;
    на аннулирование лицензии или прекращение её действия выделяется 5 рабочих дней с момента поступления в орган ГЖН решения суда об этом.

Основание для отказа в выдаче лицензии

Орган ГЖН может отказать в выдаче или переоформлении лицензии по следующим основаниям (

С 2015 года все управляющие многоэтажными домами организации обязаны получать лицензии. В статье мы рассмотрим, как оформляются такие разрешительные документы и каким требованиям должны соответствовать лицензиаты. Чтобы материал был полезен не только новым, но и уже работающим УО, изучим использующиеся на практике механизмы отзыва лицензий.

Необходимость лицензирования УК закреплена в ЖК РФ - эти изменения появились в статье 7 ФЗ-255 от 21.07.14. Начавшая свою работу без лицензии управляющая компания будет оштрафована на сумму до 250 000 р. (часть 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ).

Для оформления лицензии нужно:

  • соответствовать лицензионным условиям;
  • оплатить государственную пошлину;
  • подать заявление и необходимые бумаги.

Кому нужно получать лицензию на управление МКД

Проходить процедуру лицензирования должны организации, которые будут обслуживать многоэтажки на основании заключенного с жильцами договора управления. Любой управляющей компании нужна такая лицензия, даже если она планирует работать только с одним домом. Надо понимать, что объектом лицензирования является не сама УК, а ее деятельность по управлению многоэтажными домами.

ТСЖ и различным жилищным кооперативам оформлять лицензию не требуется.

С организацией могут заключаться договоры, предполагающие, что она будет только ремонтировать и содержать общедомовое имущество. Так бывает, например, при непосредственном управлении МКД его жильцами. В этой ситуации компании для ведения деятельности лицензия не нужна, так как соглашений об управлении нет, и она не считается управляющей.

Пройдите квалификационный тест по управлению МКД

Данный тест предназначен для подготовки к сдаче квалификационного экзамена должностными лицами управляющей организации, претендующими на получение квалификационного аттестата.

В качестве УК может выступать, в том числе, и ИП, если он занимается управлением домами. Лицензироваться должны и частные, и государственные УО, причем порядок прохождения этих процедур для них будет совершенно одинаковым.

Введение практики оплаты жильцами коммунальных услуг напрямую ресурсовикам значительно влияет на работу управляющих компаний. Однако это никак не меняет правила получения разрешительных документов. УК продолжает собирать средства за жилищные услуги и в полной мере управлять МКД, а значит, ей нужна лицензия. Она выдается не на конкретный дом, поэтому при обслуживании большого количества объектов разрешительный документ у УО будет только один.

Руководящие лица управляющих организаций регулярно оформляют квалификационные аттестаты, и многие путают получение этих бумаг с оформлением лицензии. На деле аттестат является лишь одним из условий будущей выдачи лицензии.

Сбор сведений для лицензирования

Выдачей лицензий на управление многоквартирными домами занимаются региональные Госжилинспекции. Это указано в пункте 2 Положения, введенного ПП РФ №1110 от 28.10.14. Для рассмотрения заявок на получение разрешительных документов в регионе создается лицензионная комиссия.

Кандидату предварительно нужно уточнить местонахождение и порядок работы ГЖИ и комиссии, а также изучить нормативные акты, определяющие процедуру лицензирования. У подразделений Госжилинспекции работают собственные сайты, определенную полезную информацию можно найти там. Для уточнения отдельных непонятных вопросов представитель УК может лично съездить на консультацию в лицензирующий орган.

Лицензионные требования

Для успешного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами необходимо убедиться в том, что компания удовлетворяет установленным требованиям.

Лицензионные требования закреплены в статье 193 ЖК РФ. Перечислим их:

  • управлять многоэтажками могут только организации и ИП с российской регистрацией;
  • должностное лицо УК имеет квалификационный аттестат;
  • если должностное лицо имело судимость, то она должна быть снята или погашена;
  • ответственное лицо УК не вписано в перечень управленцев, подвергнутых дисквалификации;
  • соискатель ранее не получал отозванную к текущему моменту лицензию на осуществление деятельности по управлению МКД;
  • кандидат следует правилам раскрытия сведений в соответствии со Стандартом раскрытия, прописанным в части 3 статьи 5 ФЗ-469;
  • кандидат следует правилам размещения сведений в ГИС ЖКХ;
  • выполняются положения части 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
  • кандидат выполняет обязательства из соглашения по управлению многоэтажкой.

Величина государственной пошлины

Для получения лицензии по управлению многоквартирными домами необходимо оплатить госпошлину, составляющую 30 000 р. Ее размер закреплен в статье 333.33 НК РФ (пункт 134 части 1).

Если УК переоформляет лицензию, то госпошлина будет существенно ниже - 5 000 р.

Подача заявления

Заявление нужно составить в установленной форме, на нем ставится подпись руководителя УК. В качестве приложения необходимо подать ксерокопии следующих бумаг:

  • учредительной документации организации с заверением у нотариуса (для юрлиц);
  • полученного ответственным лицом квалификационного аттестата;
  • приказа о получении этим ответственным лицом своей должности.

Делается также опись приложенных бумаг.

Сроки рассмотрения заявления

Пакет документов рассматривается в течение 30 рабочих дней с момента его подачи. Если есть особая потребность, то этот период продлевается еще на 30 дней.

Почему заявка может быть возвращена

Иногда заявления на получение лицензии на управление многоквартирным домом возвращаются. Здесь действует порядок, предусмотренный ФЗ-99.

Выдающий разрешительные документы орган за три рабочих дня с момента предоставления документов решает, будет ли он:

  • рассматривать заявку;
  • возвращать бумаги из-за их несоответствия имеющимся требованиям (с указанием причин возвращения).

Кандидату на получение лицензии нужно за тридцать дней:

  • переоформить заявление с устранением недочетов;
  • предоставить все отсутствующие сопроводительные документы.

При невыполнении этих условий заявка соискателю возвращается.

Выдача лицензии

При положительном решении лицензирующий орган оформляет распоряжение о предоставлении кандидату лицензии на право управления многоквартирными домами. После этого она направляется лицензиату:

Почему могут отказать в выдаче лицензии

В части 2 статьи 194 ЖК РФ указываются причины для такого отказа:

  • обнаруженное несоответствие условиям лицензирования;
  • недостоверность или искажение сведений в представленных кандидатом документах.

У соискателя есть право на обжалование отказа. Если он докажет необоснованность такого решения лицензионной комиссии, то ее ответственных лиц могут по статье 19.6.2 КоАП РФ оштрафовать на сумму 50 000-100 000 рублей.

После отказа у управляющей организации есть право на вторичную подачу бумаг для получения лицензии на управление многоквартирными домами. Число таких попыток законом не ограничивается. После неудачи можно исправить найденные недочеты и снова обратиться с заявлением. При этом нужно поддерживать контакт с жильцами дома, управление которым предполагается начать после получения необходимых разрешительных документов. Если собственники квартир в процессе решения УК бюрократических вопросов выберут другую компанию, то этот МКД не получится внести в реестр лицензий.

Как отзываются лицензии

Механизм лицензирования введен государством для того, чтобы получить более эффективный инструмент воздействия на недобросовестно работающие управляющие компании. Если УК нарушает правила, то ее могут или отстранить от управлениия или даже . При этом организацию не лишают сразу всех домов - она перестает работать только с многоэтажками, в которых инспекторы нашли нарушения. Отстраняют УО путем .

Чтобы у ГЖИ появился повод для исключения многоэтажного дома из реестра, УК должна нарушить два ее предписания. Госжилинспекция при появлении у нее таких оснований сообщает о них местным властям. Представители власти информируют собственников, которые имеют право на проведение собрания для принятия решения о сохранении отношений с УО, несмотря на недочеты в ее работе. При принятии такого решения протокол за 3 рабочих дня с момента его оформления должен быть передан ГЖИ (в виде копии). Если Госжилинспекция не получает протокола, то данные о многоквартирном доме исключаются из реестра лицензий на управление.

Управляющая организация может лишиться выданных ей разрешительных документов, и полностью потерять возможность работы на рынке, если:

  • из реестра исключается более 15 процентов обслуживаемых ею домов;
  • за 1 год обнаруживается больше двух нарушений правил работы.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

С 1 сентября 2014 года деятельность по управлению многоквартирными домами управляющими организациями подлежит лицензированию. О порядке лицензирования указанной деятельности, а также о том, до какого срока управляющие организации обязаны получить лицензию, и пойдет речь в данной статье.

Итак, согласно подпункту 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Данное положение было введено Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон № 255-ФЗ), и вступило в силу с 1 сентября 2014 года.

О том, что деятельность по управлению многоквартирными домами, подлежит лицензированию, указывает раздел X "Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами" Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), введенный вышеназванным законом, в статье 192 которого сказано, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии. При этом под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Управляющей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом, что следует из пункта 4.2 статьи 20 ЖК РФ.

В силу пункта 1 статьи 192 ЖК РФ лицензия выдается органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии. Отметим, что лицензионная комиссия – это постоянно действующий орган, созданный субъектом Российской Федерации, в которой не менее 1/3 членов являются представителями саморегулируемых организаций, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, указанных в пункте 8 статьи 20 ЖК РФ (статья 201 ЖК РФ).

Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана, при этом лицензия не подлежит передаче третьим лицам (пункт 4 статьи 192 ЖК РФ).

К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Закона № 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных ЖК РФ (пункт 5 статьи 192 ЖК РФ). Особенности эти таковы, что при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами не применяются положения Закона № 99-ФЗ о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии (пункт 6 статьи 192 ЖК РФ).

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в силу пункта 3 статьи 192 ЖК РФ включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией, установлен Положением о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение о лицензировании), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее – постановление № 1110).

Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований ЖК РФ и Закона № 99-ФЗ к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании для получения лицензии соискателем лицензии должны быть соблюдены лицензионные требования, перечисленные в подпунктах 1 – 5 пункта 1 статьи 193 ЖК РФ. Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 1 статьи 193 ЖК РФ.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ, являются:

– соблюдение требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 193 ЖК РФ;

– соблюдение требований, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ;

– исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ.

Таким образом, и соискателями лицензии, и лицензиатами должны быть соблюдены требования пункта 1 статьи 193 ЖК РФ, при этом лицензиатами дополнительно должны быть соблюдены требования пункта 2.3 статьи 161 ЖК РФ и пункта 2 статьи 162 ЖК РФ.

К требованиям пункта 1 статьи 193 ЖК РФ относятся:

l регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации (подпункт 1). Обратите внимание, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

l наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата (подпункт 2). Согласно статье 202 ЖК РФ квалификационный аттестат выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Несдача такого экзамена является основанием для принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата, который выдается на срок пять лет и аннулируется в случае:

– получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов;

– внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц;

– вступления в законную силу приговора суда в отношении должностного лица лицензиата, предусматривающего наказание за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, его форма, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В феврале 2015 года Минстрой России выпустил письмо от 24 февраля 2015 года № 4745/АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее – письмо № 4745/АЧ/04). Вопрос наличия у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата был рассмотрен в пункте 2 этого письма. По мнению Минстроя России, получить аттестат должно лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей организации.

l отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (подпункт 3);

l отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии.

Отметим, что реестром дисквалифицированных лиц является реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (подпункт 3 пункта 1 статьи 195 ЖК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а с 1 мая 2015 года – в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2 Положения о ведении реестра лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее – Положение о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций), утвержденного постановлением № 1110.

Запись в реестр дисквалифицированных лиц вносится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не позднее дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда о назначении административного наказания в виде дисквалификации.

В пункте 1 письма № 4745/АЧ/04 отмечено следующее: с учетом того, что в настоящее время Минстроем России реализуются организационно-технические мероприятия, направленные на формирование и обеспечение функционирования реестра дисквалифицированных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также с учетом положений части 3 статьи 7 Закона № 255-ФЗ о размещении реестра дисквалифицированных лиц в федеральной государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) с 1 мая 2015 года, Минстрой России считает возможным до наступления указанной даты и перехода в этой части к межведомственному электронному взаимодействию с Минстроем России получение органом ГЖН информации о дисквалифицированных лицах осуществлять непосредственно из реестра дисквалифицированных лиц Федеральной налоговой службы, зарегистрированного в системе межведомственного электронного взаимодействия в виде электронного сервиса "Сведения из Реестра дисквалифицированных лиц", которому присвоен SID0003526, либо по ссылке https://service.nalog.ru/disqualified.do.

l отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии (подпункт 5).

Сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – сводный федеральный реестр лицензий) также ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 195 ЖК РФ).

Сведения, содержащиеся в указанном реестре, подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения об аннулировании лицензии, внесенные в сводный федеральный реестр лицензий, подлежат хранению в течение трех лет с даты их внесения;

l соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных пунктом 10 статьи 161 ЖК РФ (подпункт 6). То есть управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Обратите внимание!

Вышеуказанное требование (требование подпункта 6 пункта 1 статьи 193 ЖК РФ) до 1 мая 2015 года должны соблюдать и соискатели лицензии, что следует из пункта 2 статьи 7 Закона № 255-ФЗ.

Вновь обратимся к письму № 4745/АЧ/04, в пункте 3 которого рассмотрен вопрос соблюдения лицензиатом установленных требований к раскрытию информации в связи с осуществлением деятельности в сфере управления многоквартирными домами (далее – МКД). В нем сказано, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 (далее – Стандарт).

Таким образом, при рассмотрении вопроса о выдаче лицензии осуществляется проверка соответствия соискателя лицензии требованиям Стандарта, согласно пункту 8 которого раскрытие информации осуществляется по формам, утвержденным Минстроем России (далее – формы раскрытия информации).

До вступления в силу форм раскрытия информации при проведении органом ГЖН проверок соблюдения соискателем лицензии Стандарта Минстрой России считает необходимым учитывать следующее.

Раскрытие информации осуществляется по формам, размещенным в настоящее время на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД, – "Реформа ЖКХ" (www.reformagkh.ru) (далее – официальный сайт) с учетом особенностей, указанных в этом разъяснении.

При проведении лицензирующим органом оценки соответствия соискателя лицензии лицензионному требованию о раскрытии информации обеспечивается проверка:

а) наличия/отсутствия факта раскрытия информации на официальном сайте;

б) полноты раскрытия информации в соответствии с редакцией Стандарта, действовавшей на момент раскрытия информации.

Таким образом, если раскрытие информации осуществлялось в период до 30 ноября 2014 года включительно, то проверка совершается на предмет соответствия Стандарту, действовавшему в редакции до 1 декабря 2014 года.

Если же дата раскрытия информации приходится на период с 1 декабря 2014 года, полнота раскрытия проверяется в соответствии с перечнем информации, указанным в пункте 3 Стандарта, и несоответствие раскрытой информации формам, размещенным на официальном сайте, в указанном случае не должно признаваться нарушением.

При этом управляющим организациям, которые осуществляют раскрытие информации после 1 декабря 2014 года, рекомендуется, в случае если размещенные на официальном сайте формы раскрытия информации не позволяют осуществлять раскрытие отдельных видов информации, указанных в пункте 3 Стандарта, размещать (прикреплять) на официальном сайте документы в виде файлов, содержащих соответствующие виды информации.

Таким образом, до вступления в силу форм раскрытия информации, утвержденных Минстроем России, оценка ее размещения соискателями лицензии на предмет соответствия Стандарту осуществляется, прежде всего, с точки зрения отражения всех видов информации.

Достоверность размещенной информации проверяется при поступлении в период проведения проверки в установленном порядке в орган ГЖН от гражданина или организации соответствующего заявления (жалобы, обращения), в котором ставится вопрос о недостоверности размещенной информации. В этом случае принятие решения о соответствии соискателя лицензии требованию, установленному пунктом 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ, должно приниматься по результатам проверки, проведенной по данному заявлению (жалобе, обращению).

Информация за 2014 год, подлежащая в соответствии со Стандартом ежегодному раскрытию в течение I квартала года, следующего за отчетным, подлежала раскрытию по формам, размещенным на сайте "Реформа ЖКХ" в соответствии со Стандартом, действовавшим в редакции на 30 ноября 2014 года включительно.

Кроме того, необходимо учесть, что в отношении лиц, не осуществлявших деятельность по управлению МКД до подачи заявления о предоставлении лицензии, в силу положений пункта 1 Стандарта не проводятся проверки на предмет соответствия лицензионному требованию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ, поскольку в отношении них отсутствует соответствующая обязанность соблюдения Стандарта.

Минстрой России обращает внимание, что по данным государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) до настоящего времени не все органы ГЖН обратились для получения доступа к сервисам сайта "Реформа ЖКХ", способствующего осуществлению контролю за раскрытием информации, либо недостаточно регулярно и системно пользуются указанным ресурсом. В целях проведения качественной оценки соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям, а также в период проведения организационно-технических мероприятий по введению в эксплуатацию ГИС ЖКХ, Минстрой России считает необходимым для органов ГЖН в возможно короткие сроки осуществить регистрацию на официальном сайте и направить контактные данные в Фонд.

Основанием для получения лицензии являются заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с пунктом 5 Положения № 1110, и документы (копии документов), перечисленные в пункте 6 Положения № 1110.

Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, возврат заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, выдача лицензии, переоформление лицензии, выдача дубликата и копии лицензии осуществляются в порядке, установленном Законом № 99-ФЗ (пункт 7 Положения № 1110).

Принятие лицензионной комиссией решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Закона № 99-ФЗ с учетом положений статей 194 и 201 ЖК РФ (пункт 10 Положения № 1110). Отметим, что согласно пункту 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их приема. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии в силу пункта 2 статьи 194 ЖК РФ является:

1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

Оформление органом государственного жилищного надзора приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляется в порядке, установленном статьей 15 Закона № 99-ФЗ. При этом срок оформления приказа органа государственного жилищного надзора с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Обратите внимание!

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 255-ФЗ управляющие организации обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Если в срок до 1 апреля 2015 года управляющая организация на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии осуществляет управление многоквартирными домами и сведения о таких домах подлежат внесению в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, то собственники помещений должны быть проинформированы об обращении организации с заявлением о предоставлении лицензии в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ. В течение 1 месяца со дня информирования собственники помещений вправе принять на общем собрании решение о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления. Копия протокола общего собрания собственников помещений должна быть направлена в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней со дня проведения собрания. В этом случае сведения о таком доме не вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 7 Закона № 255-ФЗ).

Если же в срок до 1 апреля 2015 года управляющая организация не обратилась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такой управляющей организации отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ, обязан уведомить об этом собственников помещений в доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такая организация. В течение 15 дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75, в соответствии с пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ в течение 1 месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (пункт 4 статьи 7 Закона № 255-ФЗ).

Вопрос информирования собственников помещений в МКД в случае, когда управляющая организация обратилась за получением лицензии, рассмотрен в пункте 4 письма № 4745/АЧ/04. В нем сказано, что если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии осуществляют данную деятельность и сведения о таких домах подлежат внесению в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, собственники помещений в МКД должны быть проинформированы об обращении и имеют право принять на общем собрании собственников помещений в таком доме (далее – собственники) решение о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления.

В соответствии с частью 2 статьи 197 ЖК РФ порядок такого информирования утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Однако, до утверждения Порядка информирования Минстрой России считает целесообразным осуществлять информирование собственников следующим образом.

Орган ГЖН принимает к рассмотрению документы управляющей организации в соответствии со статьей 13 Закона № 99-ФЗ. В течение одного рабочего дня с момента вручения (направления) уведомления управляющей организации о принятии решения о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов орган ГЖН с использованием средств межведомственной системы электронного документооборота либо, в случае отсутствия доступа к ней, телеграммой информирует орган местного самоуправления по месту расположения МКД, указанного в документах управляющей организации-заявителя. В сообщении указываются полное наименование управляющей организации, адрес управляемого ей МКД, срок начала рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов. В этот же день аналогичную информацию орган ГЖН размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Кроме того, при направлении информации в орган местного самоуправления указывается также на необходимость организации органом местного самоуправления мероприятий по информированию об этом собственников помещений в МКД в трехдневный срок, а также на необходимость совершения следующих действий органами местного самоуправления:

– организация размещения данной информации для собственников помещений в МКД в местах, удобных для ознакомления (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД), а также на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" в трехдневный срок с момента получения сообщения органа ГЖИ;

– организация взаимодействия с советом МКД и оказание методологической и информационной поддержки в целях организации общего собрания собственников помещений в МКД (далее – общее собрание, собственники) для принятия решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления.

Минстрой России обращает внимание, что в данном случае расторжение договора управления с соискателем лицензии или выбор иного способа управления является правом, а не обязанностью собственников.

В случае принятия решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления собственники уведомляют орган ГЖН письменным заявлением с приложением копии протокола общего собрания.

При этом орган ГЖН имеет право дополнительно запросить документы, подтверждающие легитимность проведения общего собрания: уведомления собственников о проведении общего собрания в форме совместного присутствия (очного голосования) по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления, реестр отправки заказных писем с сообщением (уведомлением) о проведении общего собрания в форме совместного присутствия, ведомость вручения сообщений о проведении общего собрания в форме совместного присутствия собственникам под роспись, решения (бюллетени) в форме совместного присутствия, копию протокола общего собрания в форме совместного присутствия по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления, подтверждение размещения уведомлений собственников об итогах общего собрания, проведенного в форме совместного присутствия.

Если решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления принимались путем проведения заочного голосования, орган ГЖН вправе запросить у собственников подтверждение кворума общего собрания в форме совместного присутствия по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления и решение о проведении общего собрания в форме заочного голосования с аналогичной повесткой дня, реестр отправки заказных писем с сообщением о проведении общего собрания в форме заочного голосования, ведомость вручения сообщений о проведении общего собрания в форме заочного голосования собственникам под роспись, решения собственников в форме заочного голосования, копию протокола общего собрания в форме заочного голосования по указанным вопросам, подтверждение размещения уведомлений собственников об итогах общего собрания, проведенного в форме заочного голосования.

Факт отсутствия обращения управляющей организации за получением лицензии при наличии действующего договора управления может свидетельствовать о намерении такой управляющей организации прекратить управление МКД, начиная с 1 мая 2015 года либо осуществлять деятельность в нарушение законодательства Российской Федерации, что может привести к нарушению прав собственников помещений в таком МКД, о чем сказано в пункте 5 письма № 4745/АЧ/04.

В целях недопущения нарушения прав собственников помещений в таком МКД и своевременного предупреждения ситуаций, когда МКД может остаться без лица, осуществляющего надлежащее содержание его общего имущества, Минстрой России считает целесообразным принятие со стороны органов государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации дополнительных превентивных мер, направленных на защиту прав собственников помещений в таком МКД.

В частности, в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД по состоянию на 1 сентября 2014 года, не обратились в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче по причине несоответствия лицензионным требованиям, Минстрой России рекомендует органу ГЖН совместно с органом местного самоуправления незамедлительно организовать разъяснительную работу с собственниками помещений в МКД, управление которыми осуществлялось указанными выше организациями, с целью принятия собственниками оперативного решения о смене управляющей организации или выборе иного способа управления.

При этом Минстрой России считает целесообразным осуществлять информирование собственников о возникновении оснований для прекращения деятельности по управлению МКД следующим образом.

Не позднее 6 апреля 2015 года орган ГЖН с использованием средств межведомственной системы электронного документооборота либо, в случае отсутствия доступа к ней, телеграммой должен был проинформировать орган местного самоуправления по месту расположения МКД, управляющая организация которого не обратилась за получением лицензии. В сообщении следовало указать полное наименование управляющей организации, адрес управляемого ей МКД. В этот же день аналогичную информацию орган ГЖН должен был разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, когда управляющей организации отказано в выдаче лицензии по причине несоответствия лицензионным требованиям, орган ГЖН в течение одного рабочего дня с момента оформления решения об отказе в выдаче лицензии с использованием средств межведомственной системы электронного документооборота либо, в случае отсутствия доступа к ней, телеграммой информирует орган местного самоуправления по месту расположения МКД, указанного в документах управляющей организации, которой отказано в выдаче лицензии. В сообщении указываются полное наименование управляющей организации, адрес управляемого ей МКД, дата принятия решения об отказе в выдаче лицензии. В этот же день аналогичную информацию орган ГЖН размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Кроме того, при направлении информации в орган местного самоуправления указывается также на необходимость организации органом местного самоуправления мероприятий по информированию об этом собственников помещений в МКД в трехдневный срок, а также на следующий порядок действий органов местного самоуправления:

Орган местного самоуправления в трехдневный срок с момента получения сообщения органа ГЖН организует размещение данной информации для собственников в местах, удобных для ознакомления (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД), а также на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организует взаимодействие с советом МКД и оказывает методологическую и информационную поддержку в целях организации в течение 15 дней общего собрания для принятия решения о расторжении договора управления и (или) выборе иного способа управления.

При этом до момента реализации принятого общим собранием решения управление МКД осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ.

Итак, мы рассмотрели, как осуществляется лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, и до какого срока управляющие организации обязаны получить лицензию.

Поскольку в статье упомянут реестр лицензий субъекта Российской Федерации, несколько слов о нем.

Согласно статье 195 ЖК РФ перечень сведений, которые должен содержать реестр лицензий субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом в обязательном порядке указанный реестр должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение 3 рабочих дней со дня соответствующих действий обязан, в частности, направить эти сведения в орган государственного жилищного надзора (пункт 2 статьи 198 ЖК РФ).

В свою очередь орган государственного жилищного надзора в течение 3 дней со дня получения соответствующих сведений должен внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Обратите внимание!

При внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с пунктом 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 198 ЖК РФ. Отметим, что согласно пункту 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания. Пунктом 7 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в течение 2 месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 ЖК РФ порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

В случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 198 ЖК РФ (пункт 5 статьи 198 ЖК РФ).

Обратите внимание!

Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом, в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.

Как уже было сказано выше, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя, в том числе осуществление лицензионного контроля, порядок организации и осуществления которого определен в статье 196 ЖК РФ.

Согласно названной статье к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Закона № 99-ФЗ.

Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

При проведении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 13 Положения о лицензировании).

Обратите внимание, что приостановление и возобновление действия лицензии не осуществляется (пункт 11 Положения о лицензировании).

Аннулирование лицензии и прекращение ее действия осуществляются в порядке и по основаниям, которые установлены ЖК РФ (пункт 12 Положения о лицензировании).

Так, в силу статьи 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в пункте 5 статьи 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.

Действие лицензии прекращается в связи с аннулированием лицензии по решению суда и иным основаниям, указанным в Законе № 99-ФЗ, со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Имейте в виду, что за предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, за ее переоформление, а также за выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 19 Положения о лицензировании).

Размер государственной пошлины определен в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, согласно подпункту 134 пункта 1 названной статьи государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

– предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 30 000 рублей;

– переоформление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 5 000 рублей;

– предоставление (выдача) дубликата лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 5 000 рублей.

Для того чтобы контролировать управление многоквартирными домами, государство ввело так называемое лицензирование. Порядок получения лицензии закреплен в нормативных актах субъектов РФ. Без этого лицензирования управлять общим имуществом могут только некоторые организации.

Деятельность по управлению многоквартирным домом

Управление домами могут осуществлять различные юридические лица. Основанием для этого служат договора, которые управляющие компании заключают с жильцами. Но для осуществления этой деятельности необходимо получить специальную лицензию. При этом деятельность управляющей компании регламентируется несколькими нормативными актами.

Существует особый порядок управления, в которых входит:

  • сбор и хранение всех технических документов;
  • сбор и хранение данных обо всех жильцах дома, в том числе и о тех, кто использует имущество на основе договоров;
  • обеспечение подготовки предложений, касающихся ремонта и эксплуатации многоквартирного здания.

Понятие лицензирование деятельности

Что касается понятия лицензии, то важно понимать, что она выдается не всем управляющим организациям. Деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензирования могут осуществлять кооперативы и товарищества собственников жилья. Законодатель не может обязать собственников управлять своим имуществом и ставить им ограничения для осуществления своего права. Лицензия необходима остальным юридическим лицам, в обязанности которых входит управление жилыми зданиями.

А чтобы не допустить осуществления деятельности по управлению домами этими организациями без лицензии, законодатель ввел определенные санкции. Лицензия не имеет срока действия и действительна только на территории того субъекта РФ, который ее выдал. Лицензирование деятельности по управлению МКД имеет много требований со стороны уполномоченных органов, которые организациям необходимо выполнять.

Особенности лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами

Для того чтобы получить лицензию, необходимо:

  • быть предпринимателем или юридическим лицом;
  • иметь квалификационный аттестат;
  • не иметь судимости;
  • не иметь других лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом.

Кроме этого, кандидат обязан предоставить заявление о том, что желает получить лицензию. Далее необходимо выполнить требования органов жилищного контроля по устранению обстоятельств, не позволяющих лицензирование. Если, конечно, такие имеются. Соблюдение этих требований организация должна подтвердить с помощью документов. Орган, в компетенции которого находится выдача лицензий, проверяет все сведения в течение месяца.

Для получения лицензии потребуются следующие документы:

  • устав или другой учредительный договор;
  • протокол о создании управляющей организации и другие регистрационные документы;
  • действительный квалификационный аттестат;
  • документ, подтверждающий отсутствие у лица судимости;
  • квитанция об уплате лицензионного сбора.

Далее орган госжилнадзора принимает соответствующее решение. Он обязан предоставить лицензионной комиссии мотивированное предложение о том, дать организации лицензию или нет. Все выданные управляющим компаниям лицензии включаются в специальный реестр.

Для получения квалификационного аттестата претенденту необходимо сдать соответствующий экзамен.

Порядок осуществления этого экзамена, в том числе вопросы и определение результатов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Дисквалифицированные лица не допускаются к сдаче квалифицированного экзамена. Срок действия аттестата - 5 лет. Кроме того, документ может быть аннулирован, если для его получения были использованы подложные документы, а также если претендент был осужден в соответствии с российским законодательством.

Данная лицензия может быть отозвана, если в течение года лицензиат получит два и более административных наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Но в этом случае у собственников есть право вето, которое они могут наложить на решение государственного органа и позволить управляющей компании продолжить свою деятельность.

Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований законодательства в сфере лицензирования

Органы государственного жилищного надзора, в компетенции которых находится выдача лицензии организациям для управления многоквартирными зданиями, подлежит контролю со стороны государства. Порядок осуществления этого контроля содержится в Жилищном кодексе и других нормативных актах РФ.

Что касается органа государственной власти, который осуществляет этот контроль, то его полномочия определяет Правительство РФ. Чаще всего это федеральные органы исполнительной власти. Они тщательно проверяют весь процесс предоставления этих лицензий, а при обнаружении каких-либо нарушений со стороны органов государственного жилищного надзора, требуют их устранения.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по управлению многоквартирными домами

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Какие полномочия имеет УК с лицензией на управление.

В договоре управления указаны две организации в отношении одного дома, МУП "ИДЕЗ" и ООО "ЖЭУ" это УК нашего дома. УК нашего дома утверждает, что у них нет полномочий заключать договора с ресурсниками, поэтому договора заключает первая компания. Собственники по ряду причин должны содержать две компании, так как полномочия разделены. Как мы можем убрать из договора одну из компаний, управление домом согласно ЖК не могут управлять две компании?

Ольга 24.02.2019 21:08

Дубровина Светлана Борисовна 08.03.2019 17:20

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 09.03.2019 11:00

Задать дополнительный вопрос

Перечень документов на получение лицензии по управлению многоквартирными домами

Согласно ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ право управления конкретным МКД у управляющей организации может наступить только после заключения договора управления с каждым собственником помещения в этом доме. Требуется ли соискателю лицензии предоставлять в лицензирующий орган такие доказательства? Ни в Главе 19 ЖК, ни в Положении о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, таких указаний не содержится.

Владимир 20.08.2018 15:12

Добрый день, Владимир. Согласно положений ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к заявлению на получение лицензии прилагаются документы: копия устава, засвидетельствованного в нотариальном порядке (для юридических лиц); копия свидетельства (листа) о государственной регистрации ООО (ИП), протокола (решения) о создании; копия свидетельства о регистрации изменений (если они были); копия квалификационного аттестата должностного лица; копия приказа о назначении должностного лица; документ, подтверждающий оплату госпошлины. Можем посоветовать Вам обратиться к нам в офис со всеми имеющимися по данному вопросу документами. Для скидки воспользуйтесь промокодом - МИП 11.

Сайботалов Вадим Владимирович 02.09.2018 19:50

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно. Но перед подачей документов нужно уточнить перечень дополнительных документов, поскольку иногда достаточно предъявить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), вместо учредительных документов.

Крайнев Дмитрий Анатольевич 03.09.2018 13:19

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Прекращение деятельности по управлению МКД в связи с изменениями статуса лицензии
  • Информирование органов МСУ и собственников помещений в МКД о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом ГЖН
  • Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
  • Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД
  • Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе
  • Создание условий для управления многоквартирными домами
  • Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками
  • Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
  • Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования
  • Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
  • Председатель правления товарищества собственников жилья
  • Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья