Уровень правосознания и правовой культуры. Значение правовой культуры в формировании профессионального правосознания. Роль и функции правосознания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/

ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Реферат

по дисциплине « Право»

Тема: Правосознание и правовая культура.

Выполнила: студентка группы ВЗБ3ЭК-12 Теленкова Е.И.

(подпись студента)

« » ______ 2012 г.

Преподаватель:

Глазков А.Н.

(подпись руководителя)

«___» ________ 2012 г.

Оценка___________________________

Вологда 2012

Введение 3

1.Правосознание 4

1.3. Роль и функции правосознания 9

3. Правовая культура. 13

3.1. Понятие и структура правовой культуры 13

3.2. Функции правовой культуры 15

3.3. Правовое воспитание. 15

Заключение 18

Список литературы. 19

Введение

Формирование правосознания является процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума.
От утопического, мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому – так можно определить основной вектор в продвижении общественною сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания «здравого смысла». Такое утверждение может показаться странным, но по сути в нем нет ничего удивительного. Растет роль и ценность права как основной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное общество. Соответственно, совершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида, его коллективных образований, общества.

Поэтому каждое государство стремится влиять на общественное правосознание, формировать в нем систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве.

Правовая культура - часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так каквключает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений. Правовая культура - показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правосознания.

В данном реферате мы рассмотрим понятие правосознания, его структуру и виды, а также правовую культуру, правовое воспитание и правовую социализацию.

  1. Правосознание

1.1. Понятие и структура правосознания.

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

Правосознание – это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формулирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Это еще и новый этап состояния общественного сознания.

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, заключается в следующем:

    В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражения в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

    Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, чести, достоинства. Правосознание - сложное по своей структуре явление. Оно складывается из знания права, правовой идеологии, оценок, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права - необходимый элемент правосознания, элемент информационный. Чтобы оценить право, выразить к нему свое отношение, необходимо обладать хотя бы минимумом информации о праве или конкретном законе. Объем этой информации, конечно, различен у разных субъектов, и зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия профессиональной юридической подготовки, места работы и т. д. В зависимости от уровня знаний право и правосознание подразделяются на виды: обыденное (любого гражданина), профессиональное (лиц, профессионально занимающихся юридической деятельностью) и научное (лиц, занимающихся наукой в сфере права).

Правовая идеология - это идеи, взгляды, представления о том, каким должно быть право с точки зрения определенной системы ценностей. В этих идеях отражается то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях отражаются прежде всего общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, его правовая безопасность и социальная защищенность, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.

Правосознание, его идеи - это форма общественного сознания. Как таковое оно, безусловно, имеет социально-экономические истоки. Оно коренится в условиях жизни самого общества, отражает ценности, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные его социальные группы и классы.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Возникает вопрос: как и на основе чего складываются, формируются правовые эмоции? Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, каким должно быть право справедливое, право эффективное в достижении определенных целей, утверждении определенных ценностей, какие правовые средства должны использоваться для их утверждения и охраны. Если тот или иной закон оценивается как закон справедливый, эффективный в утверждении желаемых для субъектов ценностей, то возникают положительные эмоции - чувства удовлетворения, радости и т. д. Если же закон находит негативные оценки, рассматривается как несправедливый, неэффективный, то, напротив, возникают негативные эмоции- чувства неудовлетворенности, огорчения, неприятия, злости и т. д.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определенное психологическое состояние субъекта, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закрепленных правом. Правовая установка - это предрасположенность личности, ее психологическая готовность к соблюдению норм права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом, выражающаяся в предрасположенности к нарушению права.

1.2 Виды правосознания

Правосознание в зависимости от уровня правовой культуры и количества субъектов подразделяется:

    Обыденное

    Профессиональное

    Научное

    Индивидуальное

    Коллективное:

По субъектному составу :

    Общественное

    Групповое

Обыденное правосознание, как правило, определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом.

Например, человек знает, сколько "дают" за хулиганство или грабеж, какие документы нужны для поступления в ВУЗ и т. д.

Обыденное правосознание очень ограничено, это представления ос­новной массы людей, возникающие под влиянием жиз­ненного опыта, о праве. Это объясняется узостью личного опыта, который, как правило, не выходит за рамки мелких житейских проблем. Кроме того, оно представляет собой элемент здравого смысла, которого недостаточно, чтобы проникнуть в сущность правовых явлений.

Прямой противоположностью обыденного является профессиональное и научное правосознание. Оно формируется в результате специального обучения в юридических ВУЗах и оттачивается затем в процессе юридической практики.

Профессиональное правосознание представляет собой чувства, убеждения, традиции юристов-профессионалов.

Научное правосознание представляет собой идеи, по­нятия, концепции теоретического освоения права иссле­дователями, научными работниками.

Индивидуальное правосознание - это правовые пред­ставления и чувства индивидуума.

Коллективное правосознание - это правовые пред­ставления и чувства тех или иных социальных групп, клас­сов, слоев общества и общества в целом.

Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества.

На основе общественного складывается групповое и индивидуальное правосознание.

Прежде чем общественное сознание проникнет в разум отдельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное правосознание становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека.

По степени осознанности различают правосознание:

С преобладанием сознательного,

С преобладанием бессознательного.

Эти разновидности правосознания по-разному влияют на совершенство законодатель­ства, эффективность работы правоохранительных органов, на то, насколько граждане стра­ны являются законопослушными, добровольно и точно исполняют нормы права, какие пра­вовые требования они выдвигают.

1.3. Роль и функции правосознания

Особая общественная роль правосознания проявляется в его активном влиянии, т.е.:

правотворчество

и правоприменительную деятельность.

Правовые нормы создаются в процессе сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. Определенные интересы и потребности людей, прежде чем воплотиться в юридических нормах, проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы.

Требования, заключенные в правовых нормах, так же реализуются посредством сознательной и полевой деятельности людей. Чем выше уровень правосознания граждан, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание помогает человеку понять, что осуществлять правовые требования необходимо и выгодно.

В таком регулятивном воздействии правосознания можно выделить следующие моменты:

1. Правосознание не просто способствует осознанию гражданином цели юридически значимого поведения, но и является определяющим источником и каналом этого осознания. Правосознание помогает человеку всесторонне осмыслить ситуацию. Именно здесь происходит невидимый глазу процесс расщепления сознания на правовое или противоправное.

2. Правосознание помогает человеку "увидеть" набор возможных средств достижения целей юридически значимого поведения и произвести выбор конкретных средств из этого гипотетического множества.

3. Правосознание индивида (вместе с нравственным и политическим сознанием) помогает ему правильно оценить социальную эффективность избранной стратегии достижения целей юридически значимого поведения.

Функции правосознания:

- информационно-познавательная (коммуникативная) - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как об­ществом в целом, так и отдельным индивидом;

- оценочная - при развитом правосознании легче и пра­вильнее оцениваются те или иные правовые явления;

- регулятивная - высокий уровень правосознания в об­ществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения;

- прогностическая (правового моделирования) - способность предвидеть возможные сдвиги в системе ценностных ориентации, предсказывать характер поведенческих реакций на те или иные норма­тивно-правовые акты, юридически значимые решения государственных органов.

2.Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Нигилистическое отношение, то есть абсолютное отрицание, формулируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка – это «менты», когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционеров, вместо того чтобы внушить ему мысль, что милиционер – это его защитник, помощник.

Поэтому так важно формировать положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Таким образом, правовой нигилизм – это во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.

Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка, в понимании культурной и духовной ценности права.

Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества – уже не психологическая, а социальная характеристика. Причины правового нигилизма самые разные. От вполне обоснованных протестов тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как не нужного социального института. Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура.

Правовой идеализм – преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы.

Если правовой нигилизм означает недооценку или игнорирование права, то правовой идеализм – его переоценку, идеализацию.

Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане – в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развёртывание демократии и др.), хотелось всё это быстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в Конституции. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не получилось.

Известным правовым романтизмом можно считать ст.1 Конституции РФ, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государством. Здесь явно желаемое принимается за действительное, это скорее цель, а не состоявшийся факт, хотя в качестве программной эта концепция, возможно и заслужила провозглашения в Основном Законе страны.

Многие безоглядно верят в силу правовых норм. Им кажется, что достаточно те или иные отношения урегулировать с помощью закона, как непременно соответствующие проблемы будут решены. Основными причинами правового идеализма являются непонимание законов общественного развития, незнание того, как социальные факторы (включая законы) взаимодействуют в обществе.

Правовой идеализм и правовой нигилизм, будучи крайностями, тем не менее смыкаются в неадекватной оценки роли права в обществе и опасны для общества. Поэтому борьба с ними – составная часть проблемы становления в России рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Необходимо, чтобы в массовом сознании нашла отражение идея о том, что правовая культура населения – это не только юридическая, но и политическая и экономическая категория. Общество несет колоссальный политический и экономический ущерб от того, неверие в закон, в его возможности стало частью массового сознания.

3. Правовая культура.

3.1. Понятие и структура правовой культуры

Правовая культура – это более высокая и емкая форма правосознания.

Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Правовая культура отражает уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

Культурная норма всегда социальна, т.к. социальная человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.

Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.

При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные (не общественные!) связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается.

3.2. Функции правовой культуры

Правовая культура выполняет специфические функции : познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складыва­ется в рамках правовой системы.

В переходные исторические эпохи общество и пра­во могут утрачивать качество системности, что прояв­ляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому - современная Россия, пережива­ющая именно такую полосу своей истории. С преодо­лением в ней кризисных явлений начнется процесс раз­вития правовой культуры на новых социальных осно­вах.

3.3. Правовое воспитание.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высоко правосознания и правовой культуры граждан.

Юристы имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес, и поэтому изучаются юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые, так или иначе, используются во всех сферах общественной жизни.

Наиболее мягкая форма искажения правосознания – правовой инфантилизм – заключается в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма–правовой нигилизм, т.е. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма – феномен и его перерождение, т.е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами – “беспредел”. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются меры по правовому воспитанию граждан.

Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.

Очень актуальными в настоящее время являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Формы правового воспитания:

1) правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр, выступление в печати и т.д.)

2) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.)

3) юридическая практика, повседневный опыт(участия в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, присяжного; заключения разного рода гражданско–правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность).

4) самообразование (собственное постижение и осмысление, правовых явлений, окружающей правовой деятельности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Методы правового воспитания:

Убеждение, принуждение, наказание, поощрение потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы, и приёмы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищённости и в тоже время стремление бороться за право – своё и чужое.

Заключение

Анализ вышеизложенного материала по выбранной теме позволяет сделать следующие выводы. Формирование правосознания и правовой культуры – сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов.

В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правового сознания и правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правового сознания и правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусства.

Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания и правовой культуры.

Список литературы.

    А.Б. Венгеров. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: «Новый Юрист».1998.Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник – 2 – е изд., переработан и дополнен - М.: Юристь 2005. - 541 с.

    Теория государства и права: Учебник для вузов/Под редакциейА.Ф. Черданцева. - Москва: Юрайт-М, 2002.

    Матузов и Малько Теория государства и права: Учебник – 2 – е изд., переработан и дополнен - М.: Юристь 2005-541 с.

    Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства.- М., 2006.- 275 с.

    Теория государства и права: Учебник для вузов./ Под ред. М.М. Рассрлова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.:ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000. – 640 с.

Правовая культура как часть общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое называется правовым нигилизмом и представляет в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение.

Причины правового нигилизма коренятся в отсутствии правового воспитания, юридическом невежестве основной массы людей, незнание ими законов своей страны. Крайней формой проявления правового нигилизма является умышленное нарушение действующих законов, но он может проявляться также и в других формах (неуважение к суду, адвокатуре, подмене законности целесообразностью, внесудебных репрессиях и т.п.). Но во всех этих случаях наблюдается неразвитое или деформированное правосознание, под которым понимается совокупность идей, взглядов, представлений о праве. Правосознание имеется у отдельного человека (индивидуальное правосознание), у отдельных групп людей (групповое) и у общества в целом (общественное правосознание).

Правосознание – совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств и эмоций выражающих психологическое оценочное отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина).

По субъектам правосознания выделяют:

1. Индивидуальное – это представления, взгляды, эмоции одного человека.

2. Групповое – особенности представления о праве определенной социальной группы;

3. Общественное – отражает все многообразие правовой системы с позиций общества в целом, в нем интегрируется особенности индивидуального и группового правосознания.

В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают:

1. Обыденное – представляет собой поверхностные, примитивные суждения, воззрения о праве в целом и других явлениях правовой жизни, исходящие от людей как субъектов гражданско-правовых, трудовых, семейных и иных правоотношений.

2. Научное – формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Как система правовых знаний, оно раскрывает сущность юридических явлений, закономерности их функционирования и развития (им обладают ученые - юристы).

3. Профессиональное (практическое) – это те правовые идеи, взгляды, представления, убеждения и установки руководствуются при исполнении своих служебных обязанностей и функций прокурора, судьи, адвоката, т.е. юристы-практики.


Правосознание представляет собой сложное явление, его структура включает следующие элементы:

Правовая психология, т.е. систему правовых чувств, эмоций, привычек, выражающих отношение людей к государству и праву.

Правовая идеология – совокупность идей, концепций, взглядов, принципов, на основании которых субъект строит свое отношение к праву и государству.

Любое правовое предписание обращено к сознанию людей. И от того, как человек воспримет правовые запреты, дозволение и обязывания, зависит, будет ли он следовать им или нет. Добровольно и сознательно будут соблюдать закон те люди, которые обладают высоким уровнем правосознания и правовой культуры, т.к. они понимают необходимость и полезность законов как для общества, так и для себя лично. Некоторые же люди будут следовать им только из-за страха понести наказание за правонарушение. В первом случае более высокий уровень правосознания проявляется в законоуважении, во втором – более низкий, находит выражение в законопослушании.

Общество заинтересовано в том, что большинство людей знали законы своей страны, уважительно относительно к ним и добровольно их соблюдали. Для этого необходимо совершенствование законодательства с тем, чтобы законы соответствовали общественным потребностям, охрана прав личности, массовые юридические просвещения, а также подготовка высококвалифицированных юристов.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется в том числе и для характеристики определенных сфер жизни или деятельности.

Правовая культура является разновидностью общей культуры, которой охватываются все достижения и ценности, появившиеся в результате деятельности человека.

В юридической литературе даются различные определения правовой культуры. В целом в юриспруденции сложилось 2 варианта понимания правовой культуры. Одни авторы определяют правовую культуру как качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы.

Другое определение (наиболее полное): правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, что выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правового развития личности, а также степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Таким образом, в данном определении указываются слагаемые элементы правовой культуры:

1. достигнутый уровень совершенства правовых актов;

2. правовая практика;

3. правосознание;

4. степень свободы человека и его взаимоотношения с государством.

Для оценки состояния правовой культуры в обществе необходимо учитывать следующее:

Знание населением законов;

Развитость правотворческого процесса;

Степень соответствия актов законодательства общепризнанными принципами и нормами международного права;

Соответствие практики законодательству;

Степень уважения норм права.

Функции правовой культуры:

1. познавательно-преобразовательная – определяет на общественном уровне курс на достижение наиболее ценностных правовых результатов и состояний. В рамках этой функции внимание акцентируется на самых ценностных сторонах права и его компонентах;

2. праворегулятивная – исходит их четкого функционирования всей правовой системы, полного и эффективного воздействия требований юридических норм на соответствующие общественные отношения, т.е. реализации регулятивной функции права;

3. ценностно-нормативная – проявляется в различных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь речь идет о ценностях в праве и самом праве как ценности;

4. правосоциализаторская – тесным образом связана с процессами правовой и нравственной социализации личности, с правовоспитательной деятельностью. Прежде чем овладеть соответствующим уровнем правовой культуры, личность в течение длительного времени находится под воздействием социальных, политических, нравственных, общекультурных, осваивает правовые ценности, что конечном счете формирует ее правосознание и правовую культуру;

5. коммуникативная – через нее проводится общение между членами общества как субъектами права и носителями правовой культуры, благодаря чему происходит обогащение и развитие последней. Такое правовое общение «выступает как форма межсубъективных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права».

Важнейшим фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание, т.е. деятельность, направленная на передачу правового опыта, правовых идеалов и правовых знаний в обществе от одного поколения к другому.

В юридической литературе рассматривается правовое воспитание в широком и узком смысле. В широком – означает процесс правовой социализации человека, формирование его взглядов окружающей обстановкой в целом; всей юридической практикой и поведением людей. В узком – это целенаправленная передача правовых знаний и опыта определенным группам людей и обществу в целом. Речь идет о правовом просвещении. Среди форм просвещения следует выделить:

1. правовое обучение (преподавание и усвоение правовых знаний в средних, средних профессиональных и высших заведениях);

2. правовая пропаганда (распространение юридических знаний в СМИ).

Что касается правового воспитания юристов-профессионалов, то его основная цель – сформировать активную жизненную позицию специалиста, привить ему уважение к закону, к правам и свободам граждан.

1. Понятие правосознания, его структура и виды.

2. Правовая культура.

1. Понятие правосознания, его структура и виды.

Общество, в отличие от природы, представляет собой продукт взаимодействия людей, наделенных волей и сознанием. На основе сознания, то есть представлений, идей, чувств и переживаний, люди вступают в общественные отношения. Однако сознание личности, группы людей, общества не только отражает, познает окружающий мир, но и активно преобразует его. Именно общественное и индивидуальное сознание формирует ценностное отношение к действительности.

Формами общественного сознания являются мораль, религия, наука, идеология, правосознание. Как особая форма общественного сознания правосознание представляет собой совокупность взаимосвязанных идей, теорий, чувств, настроений, выражающих отношение общества, группы лиц, индивидов к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правосознание как способ духовного осознания правовой действительности и ее изменения в соответствии с представлениями о желаемом правовом порядке обладает рядом признаков:

– правосознание является специфической формой общественного сознания, в которой экономические, социальные, политические и иные интересы осознаются как правовые;

– правосознание включает в себя как отношение к прошлому и действующему праву, так и представления о желаемом правовом порядке;

– правосознание сопоставимо с источниками права, ибо оно составляет систему общепризнанных идеалов, ценностей, идей, признаков;

– носителями правосознания выступают субъекты права;

– правосознание является внутренним мотивом правового поведения;

– правосознание в отличие от морального, политического и иных видов общественного сознания представляет собой более четкую, определенную и жесткую систему взглядов и представлений, поскольку оно основано на нормах права.

Элементами правосознания считаются правовая идеология (система правовых взглядов, идей и представлений ) и правовая психология (чувства, настроения, эмоции, переживания, стереотипы, привычки, на основе которых формируется отношение общества, группы лиц или индивидов к праву ). Самостоятельным элементом правосознания можно назвать правовой менталитет совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить и переживать эмоциональные состояния по поводу правовых отношений, устойчивая настроенность мотивации и ценностных ориентаций человека, сплачивающая его в социальные группы и исторические общности, следующие единым правовым нормам.

Данная модель в большей степени характеризует нормативное сознание, чем правосознание. Правосознание как действующий феномен имеет мало общего с моделью нормативного сознания. Оно представляет собой осознанное и духовное правочувствование, которое проявляется в признании ценности права и в стремлении к справедливости. Нормативное сознание, напротив, признает только силу закона, видит в правовых предписаниях средство обуздания индивидуальных притязаний и стремится использовать право как в целях защиты, так и нападения.

Правосознание выполняет несколько функций: регулятивную, познавательную, оценочную и прогностическую.

Наиболее важной функцией правосознания является регулятивная. Чем выше правосознание, тем крепче законность и правопорядок в обществе и, напротив, чем ниже правосознание, тем больше совершается правонарушений. Познавательная функция правосознания проявляется в качественном овладении правовыми знаниями, умениями и навыками. Оценочная функция правосознания проявляется в определенном отношении к праву. Это отношение по своему характеру может быть положительным, отрицательным, двойственным либо индифферентным (безразличным). В любом случае сознательно-волевое отношение к праву реализуется в практических действиях либо в бездействии индивида. Прогностическая функция правосознания заключается в умении предвидеть результаты правотворческой, правоприменительной, научной, правомерной и неправомерной деятельности.

Правосознание можно классифицировать:

1. По характеру субъектов – на массовое, групповое, индивидуальное.

Массовое правосознание отражает общественное мнение в отношении роли и ценности права в жизни общества и проявляется в правовых взглядах, идеях, представлениях и правовых установках, поддерживаемых обществом.

Групповое правосознание выражает специфику правового сознания конкретных социальных групп.

Индивидуальное правосознание представляет собой систему познавательных, ценностных и мотивационных элементов, характеризующих отношение личности к праву и правовым явлениям.

2. По уровню выделяют три вида правосознания: эмпирическое (обыденное), профессиональное (юридическое) и доктринальное (научное).

Наименее глубоким является обыденное правосознание. Представления о праве на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими устремлениями. Знания имеют фрагментарный, зачастую поверхностный и бессистемный характер. Отношение к праву противоречиво и во многом зависит от господствующих настроений и сиюминутных эмоций. В бытовом правосознании преобладают психологические элементы.

Профессиональное правосознание включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно реализовать правовые нормы и качественно применить правовые навыки.

Доктринальное правосознание имеет концептуальный характер. Его содержание составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. Отличительными свойствами доктринального правосознания являются целостность, системность, способность к прогнозированию. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей доктринального правосознания обусловлено теоретическими воззрениями.

Вследствие различных причин правосознание может иметь различные дефекты и деформации.

Профессиональные деформации представляют собой искаженные под воздействием неблагоприятных факторов профессиональной деятельности представления и взгляды юристов на право и правовую действительность.

В зависимости от характера искажений можно выделить два типа деформаций: репрессивный и криминальный. В случае репрессивной деформации сотрудниками правоохранительных органов овладевает отрицательное отношение к гражданам – все население воспринимается как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, вплоть до несанкционированного насилия. Например, можно говорить о начале репрессивной деформации правосознания у капитана Жеглова, героя произведения братьев Вайнеров «Эра Милосердия», говорившего: «Наказание без вины не бывает!»

При криминальной деформации сотрудники правоохранительных органов приходят к убеждению, что правонарушения являются вполне приемлемыми способами удовлетворения жизненных потребностей. Обычно криминальная деформация начинается с пьянства, разврата и злоупотребления властью, а затем приводит к смычке с преступными элементами либо полному криминальному перерождению.

Дефекты правосознания – это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его тенденциозности или несформированности. Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой нигилизм, правовой фетишизм, правовой идеализм, правовой релятивизм, правовой субъективизм и правовой инфантилизм.

Правовой нигилизм (от лат. «nihil» – «ничто») – это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности. Носители этого дефекта склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиций силы.

Правовой фетишизм – это вера во всесилие закона, в его принудительную силу. Фетишисты ошибочно считают, что хорошие законы способны решить все проблемы общества без участия граждан в их реализации.

Правовой идеализм – это слепая вера в торжество закона при полном отказе борьбы за право. Идеалисты ошибочно считают, что право защищает законные интересы автоматически, без вмешательства заинтересованных лиц.

Правовой релятивизм проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональный кривотолк. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.

Правовой субъективизм – это одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

Правовой инфантилизм – это слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители «темного» инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.

2. Правовая культура.

Правовая культура в широком смысле – это правовая культура общества, которая охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенную законодательную технику, развитую правовую науку, высоко организованную юридическую практику и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

Правовая культура в узком смысле, то есть культура отдельного лица, является элементом общей культуры личности и включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности. Правовой культуры чужды правовой нигилизм и правовой фетишизм.

В юридической литературе в качестве структурных элементов правовой культуры выделяют цивилизованное право, высокое правосознание, законность, правопорядок и эталонное поведение субъекта. Вместе с тем, структура правовой культуры может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правового поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения характеризуется наличием правовой ориентации и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Правовую культуру можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от уровней выделяют три вида правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правовая культура имеет поверхностный и неглубокий характер. Такой уровень культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми навыками и умеют действовать профессионально.

Доктринальный уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Правовая культура выполняет несколько функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка. Регулятивная функция правовой культуры осуществляется посредством реализации правовых и других социальных норм. В этом смысле правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в «измерении» индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права. В результате культурно-правовой оценки одни элементы правовой действительности получают одобрение, другие – подвергаются критическому осмыслению.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

1. Понятие и признаки правосознания. Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология

Ни одно явление, в том числе и мораль, не оказывает воздействия на право, если предварительно не отражается в правосознании. Правосознание - это своеобразный фильтр, через который пропускаются факторы, влияющие на право.

Правосознание - совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов в которых выражено отношение к действующем, желаемому и создаваемому праву.

Будучи одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, моралью), правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом, и определяется в конечном счете материальными условиями жизни общества. В тоже время оно характеризуется относительной самостоятельностью. Это выражается, во-первых, в том, что правосознание может отражать не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Во-вторых, правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает одно и тоже явление, например с нравственным сознанием оценивая право с точки зрения добра и зла. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели, стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны сообразовывать свои поступки.

Признаки правосознания, составляющие его сущность

1) Это одна из форм (сфера, область, вид) общественного сознания, существующая наряду и в тесной взаимосвязи с политическим, экономическим и другими видами сознания.

2) Оно имеет особый предмет отражения - правовые явления (правовую действительность):

а) существующее в обществе позитивное право (своей страны и зарубежных стран);

б) должное (по мнению носителя правосознания) право (естественное право);

в) право ушедших времен (история права) и других народов (зарубежных стран);

г) деятельность людей и организаций, связанную с правом (в том числе собственную): правотворчество, реализация права, правовая политика государства, юридическая практика;

д) источники права (в нашей стране, прежде всего, законодательство);

е) правосознание других лиц и собственное (самосознание).

3) Правосознание имеет специфические средства отражения действительности: особый язык, включающий специальные юридические понятия (норма права, источник права, ответственность, вина и т.д.).

Структура правосознания

Внутри любого правосознания выделяются следующие структурные элементы, которые отражают глубину осознания правовых явлений:

1) Правовая идеология - это систематизированные правовые идеи, убеждения, представления, суждения, понятия, вырабатываемые, прежде всего, в процессе теоретического осмысления правовых явлений. Идеология может быть поверхностной, бытовой и научной (теории, выработанные юридической наукой). Идеологию называют рациональным компонентом правосознания.

2) Правовая психология - это чувства, эмоции, настроения, желания, переживания, привычки (совесть, стыд, патриотизм, гражданственность). Это непосредственное, теоретически не осмысленное, не выступающее в виде обобщенной системы отношение к праву и другим правовым явлениям.

3) Сложные поведенческие элементы, включающие как идеологию, так и психологию:

мотивы поведения (корысть, эгоизм, личная или общественная заинтересованность);

внутренние установки (предрасположенность, готовность) на какое-то поведение (нетерпимое или равнодушное отношение к правонарушениям).

Установки объединяются в систему личностных ориентаций и характеризуют жизненную позицию человека, его правовую ориентацию. Они основываются как на чувствах, так и на идеологии.

2. Виды правосознания по субъектам

1) Правосознание всего общества, т.е. то сознание, которое преимущественно господствует среди большинства членов общества. Оно представляет собой систему, состоящую из правосознания групп и лиц, входящих в это общество. Общественное правосознание включает в себя знания, накопленные уже ушедшими поколениями, зафиксированные в книгах и источниках права.

2) Правосознание отдельных социальных групп (классов) общества (буржуазии, рабочего класса, городского или сельского населения, людей определенного возраста, трудового коллектива и т.д.). Это так же система, складывающаяся из правосознания отдельных индивидов, входящих в данную социальную группу (класс).

3) Индивидуальное правосознание отдельного лица.

Виды правосознания по объему и качеству знаний

По глубине и профессиональности познания правовых явлений выделяют виды правосознания:

1) Обыденное правосознание лиц, не изучавших право специально, знакомого с ним по опыту повседневной жизни, из средств массовой информации.

2) Профессиональное правосознание лиц, получивших специальное юридическое образование (среднее или высшее) и занимающихся реализацией права в силу своей профессии.

Включает, как правило, знания о действующем праве и методах, средствах его реализации.

3) Научное правосознание лиц, занимающихся изучением права с использованием специальных научных методов. Включает сумму различных правовых теорий (естественного, позитивного, социалистического права).

3. Функции правосознания в жизни людей

1) Познавательная функция - заключается в накоплении людьми знаний о правовых явлениях.

2) Оценочная функция - заключается в выработке людьми эмоционального (психического: чувств, желаний, мотивов) отношения к правовым явлениям:

а) к праву;

б) к собственному поведению;

б) поведению окружающих, в том числе, к работе государственных органов (правоохранительных, правоисполняющих, правотворческих).

Оценки могут выражаться и в системе идеологических воззрений.

3) Регулятивная функция - заключается:

В направлении поведения людей по пути правомерности или противоправности действий;

В формировании новых норм права на основе знаний о потребностях общества.

Связь правосознания с различными явлениями общественной жизни.

Связь правосознания с позитивным правом.

1) Право является объектом, который отражается в сознании людей и тем самым определяет его характер.

2) Правосознанием может быть источником (формой) права при неразвитости писанного права (совпадает с правом).

3) Правосознание определяет развитие права в процессе правотворчества. В этом случае оно является источником права в историческом аспекте.

4) Правосознание оказывает решающее влияние на реализацию правовых норм в процессе трансформации их в правоотношения и в поведение людей.

Незнание права, нигилистическое отношение к нему порождают правонарушения, не умение реализовать закрепленные в праве субъективные права.

Связь правосознания и государства

1) Правосознание целенаправленно формируется государством. Это происходит через издаваемые государственными органами правовые акты, через правовую агитацию и пропаганду, посредством привлечения правонарушителей к юридической ответственности и поощрение правомерного поведения.

2) Правосознание, воплощаясь в правовых нормах, оказывает обратное воздействие на государство.

Связь правосознания с другими видами (формами) сознания.

Происходит взаимодействие правосознания с другими видами сознания.

2) Правосознание может непосредственно совпадать с другими видами сознания.

Таким образом, изучение права является шагом к изучению различных сфер жизни: экономики, политики. Научное познание права, отдельных его отраслей, невозможно без познания информации накопленной другими науками.

Связь правосознания с другими явлениями общественной жизни

1) Согласно материалистической концепции сознание людей во многом определяется положением людей в сложившихся исторически общественных отношениях.

2) Уровень благосостояния также определяет возможность различных групп общества пользоваться юридической помощью и тем самым приобретать правовые знания. Низкий уровень жизни обуславливает недоступность для массы людей помощи юридических консультаций, адвокатов и т.д., определяет их юридическую безграмотность.

3) Повышение правовой грамотности, рост числа юристов профессионалов, с другой стороны, позволяет гражданам добиваться реализации своих прав и свобод, в том числе социальных и экономических.

4. Деформации правового сознания

Проблемы деформации правосознания. Деформация - искажение. Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, не правовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может дойдя до крайней степени искажения, превратится в преступное сознание - это сознание несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права.

Формы деформации правосознания

Правовой инфантилизм - наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключается в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробел правосознания. Отсутствие знаний о существенных элементах позитивного права.

Правовой нигилизм - осознание игнорирование требований закона. Отрицание того, что требует закон, может проходит как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.

Феномен перерождения правосознания

Крайняя степень искаженного, дефектного правосознания. Основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти и жестокости.

Преступное сознание. Наиболее распространенные формы деформации правосознания. Перерождение правосознания, злоупотребление служебным положением.

Правовой инфантилизм. Характеризуется безразличным, спокойным отношением к феномену права. Субъект как правило не совершает активных противоправных действий но и не стремиться активно осуществлять свою деятельность в режиме законности, активно не поддерживает правопорядок.

Правовая культура и правовое воспитание

От правового сознания следует отличать понятие правовой культуры. Правовая культура - это не просто то или иное отношение к праву (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву. Уже по этому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо обладающее правовой культурой, во-первых, характеризуется определенным уровнем знания действующих юридических норм, во-вторых, ему свойственно уважительное отношение к праву и, в-третьих, оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит. Таким образом правовая культура - это единство правовых знаний, оценок и поведения. Особое значение и связь с правовой культурой и правосознанием имеет правовое воспитание граждан. Ныне общепризнанны следующие принципы правового воспитания. Во-первых, следует учитывать особенности восприятия правовых норм различными группами населения. Во-вторых, необходимо добиваться осознания воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а также усвоения важнейших прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность правового воспитания во многом зависит от того, насколько оно опирается на требования нравственных норм. В-третьих, следует всемерно развивать правовую активность граждан, воспитывать у них непримиримость к нарушениям закона и правопорядка. В конечном счете цель правового воспитания - это выработка навыков правомерного поведения, чувства гражданского долга и гражданской инициативы. Гражданин, обладающий высокой правовой культурой, является активным борцом за претворение законов в жизнь. Поэтому выработка высокой правовой культуры у всех членов общества является одним из важнейших средств укрепления законности и правопорядка.

Выделяют следующие виды правовой культуры.

В зависимости от субъектов выделяют индивидуальную, групповую и общественную правовую культуру. В зависимости от уровня глубины правовая культура бывает обыденной, профессиональной и научной.

В каждом обществе, на всех исторических этапах развития, сталкивались и искали компромисс идеалы и ценности разных людей. Понятия «справедливо» и «несправедливо», «достойно» и «стыдно», в конце концов, на уровне государства находили свое отражение в терминах «законно» и «противозаконно».

Исходя из этого, можно вычленить два относительно автономных, но в то же время взаимосвязанных понятия - «правосознание» и «правовая культура». На первый взгляд, культура имеет преимущество над правосознанием, во многом обуславливает и определяет его. Но часто мы наблюдаем и случаи обратной связи. Понятно, что у разных людей различные ценности и отношение к общественной действительности. Некоторые сознательно принимают и выполняют требования а некоторые допускают (умышленно или нет) отступление от общепринятых правил поведения. Однако даже у этих правонарушителей есть четкое сознание того, что они поступают незаконно, и что их поступки в глазах общества являются предосудительными.

Итак, можно говорить о наличии в обществе правовой культуры. Она развивается вместе с социумом, формируя ценностные ориентиры, идеалы справедливости и влияя на поведение большинства его членов. Например, в рабовладельческом обществе не было ценности личности раба, он трактовался как вещь и товар, но в более поздних обществах была принята норма свободы людей, и сейчас, когда мы слышим о случаях рабовладения, мы безоговорочно осуждаем, хотя в Древней Греции это было общепринятой нормой. Можно привести еще немало примеров того, как с развитием человеческой цивилизации менялась правовая культура. Понятие и структура ее также претерпевала изменения.

Кодекс правовых ценностей, идеалов и поведенческих норм иногда формировался стихийно, но часто на него влияли правящие классы, религиозные авторитеты и даже харизматические личности. Они в той или иной степени увлекали других членов общества, заставляя их добровольно или вынужденно следовать этим новым нормам. Таким образом, структура правовой культуры может быть описана следующим образом. Прежде всего, это психологическая (например, воровать нехорошо и стыдно). Затем следует поведенческая (я не буду воровать) и, наконец, идеологическая парадигма (воровство - это преступление).

Идеологическая составляющая правовой культуры находит свое отражение в обычаях, кутюмах, законах. А уже писаное или неписаное право формирует правосознание - ту которая отражает право и его применение. Таким образом, правосознание и правовая культура находятся в постоянной взаимосвязи. Правосознание посредством воспитания, образования, через четко установленные законы и нормы влияет на культуру. Но законодательные органы власти также состоят из людей - носителей определенных правовых ценностей.

Связка «правосознание и правовая культура» органична и неразрывна. Они влияют друг на друга, и обусловлены друг другом. Можно сказать, что первое понятие более упорядоченно, ведь в нем отражается как действующее право, так и его история, лучшие его достижения, а также положительные примеры других государств. Это систематизированные идеи и представления о законности - действительной или желаемой. Правовая культура шире правосознания, и несет в себе большую эмоциональную и поведенческую составляющую.

И правосознание, и правовая культура подразделяются на индивидуальную, социально-групповую и общественную. У индивидуума могут быть ценности, поведенческие установки и правосознание, абсолютно не совпадающее с общепринятым. Бывают социальные группы, в которых формируется совсем иное отношение к законам и их восприятию (не «заработать и купить», а «украсть и пропить»), но в целом общество маргинализирует такие личности и социальные группы.

Однако бывают примеры, когда правовая культура общества просто не доросла до законов, заимствованных из лучших правоприменительных практик других стран. Например, закон о гуманном отношении к животным, принятый из политических мотивов (ради вступления в в обществе, где не принято рассматривать братьев наших меньших как субъект права, будет встречен полным пренебрежением и противоречащими закону актами.