1 законодательство о градостроительной деятельности

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.


2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.


3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.


4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.




Комментарии к ст. 3 ГрК РФ


Комментируемая статья определяет состав и соподчиненность правовых актов градостроительного законодательства Российской Федерации.

Понятие "законодательство" включает в себя нормативные акты, принятые высшими органами законодательной власти, наделенными соответствующими полномочиями. Более широкое толкование понятия "законодательство" неоправданно, т.к. пересекается с понятием "нормативные правовые акты".

В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство, а следовательно, и градостроительное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи градостроительное законодательство составляют нормы Градостроительного кодекса - основного кодифицированного акта, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ.

Части 2 - 4 комментируемой статьи устанавливают правило, согласно которому градостроительные нормы, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, муниципальных правовых актах, должны соответствовать Градостроительному кодексу. Тем самым закреплен приоритет Кодекса по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов РФ, содержащим градостроительные нормы, в части указанных норм.

Градостроительные правовые нормы, содержащиеся в указах Президента РФ, могут как конкретизировать правовые нормы Градостроительного кодекса и федеральных законов, так и восполнять пробелы в законодательном регулировании.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие градостроительные отношения, в пределах полномочий, определенных Градостроительным кодексом, другими федеральными законами и указами Президента РФ. Нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются во исполнение норм Градостроительного кодекса, федеральных законов и указов Президента РФ.

Во главе законодательной системы Российской Федерации о градостроительстве стоит Градостроительный кодекс Российской Федерации. Отдельные вопросы градостроительной деятельности регулируют следующие акты.

Во главе законодательной системы Российской Федерации о градостроительстве стоит Градостроительный кодекс Российской Федерации. Вопросы градостроительной деятельности, а также связанные с ними отношения регулируются следующими нормативными правовыми актами.

I. Законодательные акты:

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании";

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 18 декабря 2006 г.);

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (в ред. от 22 августа 2004 г.).

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" были внесены изменения. В частности, установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.

До 1 января 2008 г. по инициативе заинтересованного лица допускается включение земельного участка в границы населенного пункта либо исключение земельного участка из границ населенного пункта на основании документов, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

II. Указы Президента Российской Федерации:

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

III. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 895 "Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации";

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду";

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий";

Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами";

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения";

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника";

Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений";

Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений";

Постановление Правительства РФ от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений";

Постановление Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов";

Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте";

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 223 "О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии";

Постановление Правительства РФ от 1 марта 2005 г. N 97 "О Правительственной комиссии по техническому регулированию";

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 791 "Об утверждении Правил финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования";

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии";

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 673 "Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах";

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 "Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию";

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию";

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 221 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения";

Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам";

Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 286;

Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418;

Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы";

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 700 "О Федеральной целевой программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";

Постановление Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564 "О Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года";

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 480 "Об утверждении Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы";

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2001 г. N 581 "О Федеральной целевой программе "Юг России";

Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 "О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)";

Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 "О Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года";

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 "О Федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)";

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 815 "О Федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы)";

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.).

IV. Отдельные ведомственные нормативные правовые акты:

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 апреля 2006 г. N 78 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов";

строительные нормы и правила СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", утвержденные Постановлением Минстроя РФ от 29 октября 1996 г. N 18-77. Порядок проведения инженерных изысканий регулируется также СП 11-102-97 "Инженерно-экологические изыскания для строительства"; СП 11-103-97 "Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства"; СП 11-104-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства"; СП 11-105-97 "Инженерно-геологические изыскания для строительства" и др.;

Постановление Госстроя РФ от 29 октября 1993 г. N 18-41 "О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации";

Приказ Госстроя РФ от 28 сентября 1999 г. N 63 "О территориальных проектных (изыскательских) организациях в области строительства, архитектуры и градостроительства";

Приказ Госстроя РФ от 9 марта 2004 г. N 93 "Об утверждении требований к программам повышения квалификации работников строительного комплекса".

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Комментарий к Ст. 3 ГрК РФ

1. Под нормативными правовыми актами понимаются принимаемые в пределах компетенции уполномоченными государственными, муниципальными и иными органами документы, содержащие обязательные для применения и исполнения гражданами и юридическими лицами общие (неперсонифицированные) правила поведения (нормы), рассчитанные на неопределенное количество случаев и не исчерпывающиеся исполнением. В отличие от нормативных актов индивидуальные акты не содержат норм — общих правил поведения.

К иным, кроме федеральных законов, нормативным правовым актам РФ относятся указы Президента РФ, постановления и иные акты Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и иные акты министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

К иным, кроме законов, нормативным правовым актам субъектов РФ относятся акты президентов, глав, руководителей администраций и иных высших должностных лиц субъектов РФ, постановления и иные (кроме законов) акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

2 — 3. Все федеральные законы имеют равную силу и не должны по своей силе отличаться друг от друга, что определяется общепризнанными принципами права и подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ по вопросу приоритетности и верховенства Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Однако в определенной (почти в каждой) сфере общественных отношений, как правило, принимается и действует головной закон, обладающий верховенством в этой сфере общественных отношений: все остальные принимаемые в этой сфере акты не могут противоречить ему, т.е. должны ему соответствовать в интересах выстраивания иерархии актов, их координации между собой, обеспечения единого правопонимания и соответствующего правопорядка.

Таким головным актом в законодательстве о градостроительной деятельности является ГрК РФ, которому не могут по вопросам градостроительной деятельности противоречить все нормативные правовые акты, предусмотренные ч. 1 и 4 комментируемой статьи.

4. В муниципальных образованиях по вопросам градостроительной деятельности представительными органами, органами местного самоуправления также принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальный правовой акт — это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Согласно ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты (решения) представительного органа муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, с установлением правил, обязательных для исполнения на территории муниципального образования;

3) правовые акты:

а) главы муниципального образования (постановления и распоряжения) в пределах полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования;

б) постановления главы местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, иных органов местного самоуправления;

в) распоряжения и приказы должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Предприятиями, учреждениями, организациями принимаются локальные акты, не входящие в законодательство, но составляющие вместе с другими указанными выше нормативными правовыми актами нормативно-правовую базу — иерархию нормативных правовых актов градостроительной деятельности.

Компетенция муниципальных и локальных органов в области градостроительной деятельности достаточно широка и устанавливается ГрК РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, регулирующими градостроительные отношения (ст. 8 ГрК РФ).

Установленная в комментируемой статье иерархическая структура законов и иных нормативных правовых актов в основном соответствует аналогичным перечням актов, предусмотренным в других федеральных законах (в том числе кодексах, например, в ГК РФ, ЗК РФ и др.). Следует учитывать, что, несмотря на то, что в комментируемой статье в перечне законодательных актов не перечислены Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерацией, являющиеся составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), они также относятся к источникам градостроительного права.

1.2. Вслед за ГрК РФ в комментируемой статье названы другие федеральные законы. Судя по тексту ст. 4 (п. п. 3 — 6) ГрК РФ, многие вопросы и отношения в сфере градостроительства регулируются иным законодательством РФ, например, ФЗ «Об архитектурной деятельности», Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ и др.

Если данные общественные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (т.е. при наличии пробелов в ГрК РФ), к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, иное законодательство РФ. В этой связи можно назвать соответственно ЗК РФ, ЛК РФ, ВК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире», ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», а также ФЗ «О саморегулируемых организациях» (который применяется к отношениям, связанным с приобретением, утратой статуса ГрСРО, определением их правового положения и т.п.) и др. Отсылочные нормы градостроительного законодательства имеются также в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ч. 1 ст. 14, ч. 7 ст. 15 и др.) и в целом ряде других федеральных законов.

1.3. Помимо федеральных законов регулирование многих вопросов в сфере градостроительных отношений осуществляется подзаконными нормативными правовыми актами, к числу которых потенциально могут быть отнесены указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.

Однако наиболее часто по вопросам градостроительства и градостроительных отношений принимаются постановления Правительства РФ. Вот лишь некоторые из значимых Постановлений Правительства РФ по вопросам градостроительных отношений: от 19 января 2006 г. N 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», от 20 июня 2006 г. N 384 «Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон», от 23 марта 2008 г. N 198 «Об утверждении Положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования РФ», от 24 марта 2007 г. N 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ» и др.

1.4. Немало вопросов в сфере градостроительства регулируются так называемыми ведомственными нормативными правовыми актами, которые также охватываются понятием «иные нормативные правовые акты». Это нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в частности, таких как Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой РФ). На основании и в соответствии с законом нормативные правовые акты указанных министерств регулируют вопросы градостроительства в пределах своей ведомственной компетенции. В качестве примера можно привести следующие ведомственные правовые акты: Приказ Минфина РФ от 5 ноября 2015 г. N 171н «Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов», Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98), утв. Постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30, и др.

В настоящее время продолжает действовать несколько нормативных, а также методических документов, принятых (теперь уже ликвидированным) Министерством регионального развития РФ (например, Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов).

Характерной особенностью законодательства, регулирующего градостроительные отношения, является то, что многие правовые акты в этой сфере (особенно ведомственные) содержат нормы технико-правового характера (стандарты и своды правил — ГОСТы и СНиПы и т.п.). Например, разработаны и широко применяются: СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», утв. Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 781; СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утв. Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820; СП 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа», утв. Приказом Минстроя России от 29 августа 2016 г. N 602/пр, и др. .
———————————
См. Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521.

2. Обязательным требованием к построению представленной в комментируемой статье системы законодательных актов является их соответствие ГрК РФ, что выражается в официальном закреплении принципа приоритета правовых норм ГрК РФ перед нормами других законов и иных правовых актов (см. ч. ч. 2 — 4 ст. 3 ГрК РФ).

По общему правилу все федеральные законы (за исключением федеральных конституционных законов) имеют равную юридическую силу и не должны отличаться в этом друг от друга. Однако это требование обычно не распространяется на кодифицированные законы, которые часто обладают верховенством в соответствующей сфере общественных отношений (см. ч. ч. 2 — 5 ст. 3 ГК РФ , ч. 1 ст. 2 ЗК РФ , ч. ч. 2, 3, 8 ст. 5 ЖК РФ и др.). Все остальные принимаемые в этих сферах (отраслях) правовые акты не могут противоречить отраслевому кодексу и должны ему соответствовать.

В градостроительном законодательстве таким актом является ГрК РФ, которому не могут противоречить ни федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные общероссийские нормативные правовые акты, ни законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п. 2).

В связи с обнаружившимся несоответствием (противоречием) той или иной нормы федерального или регионального законодательства ГрК РФ соответствующий нормативный правовой акт может быть судом признан (в оспариваемой части) противоречащих данному Кодексу, недействующим и не подлежащим применению (см., например, Определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 28 июня 2006 г. по делу N 1-Г06-2006, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2014 г. по делу N А56-42020/2013, решение Арбитражного суда Пермской области от 9 сентября 2003 г. по делу N А-50-14333-203, решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 июля 2008 г. по делу N 2-945/08 и др.).

3. Значительный массив законов и иных нормативных правовых актов о градостроительной деятельности и градостроительных отношениях имеется в субъектах РФ. Правотворческая компетенция субъектов РФ в этой сфере основана на существовании предметов совместного (с Российской Федерацией) и собственного исключительного ведения в вопросах законотворчества (ст. ст. 72 и 73 Конституции РФ) и вытекает из ГрК РФ. Предметами совместного ведения РФ и ее субъектов в ч. 1 ст. 72 Конституции РФ обозначены:

— вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (подп. «в»);

— природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (подп. «д»);

— координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (подп. «ж»);

— административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (подп. «к») и др.

Названные вопросы связаны (в той или иной мере) с градостроительством и градостроительными отношениями, подлежащими законодательному регулированию. Это позволяет субъектам РФ разрабатывать и принимать свое региональное законодательство о градостроительной деятельности.

В настоящее время в ряде субъектов РФ действуют региональные градостроительные кодексы (например, в республиках Башкортостан, Бурятия, Татарстан, Краснодарском крае, городе Москве, Архангельской, Волгоградской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Нижегородской областях и др.). Практически в каждом субъекте РФ имеются отдельные специальные законы, например, об особо охраняемых природных территориях и объектах и др.

К иным, кроме законов, нормативным правовым актам субъектов РФ относятся акты (постановления, распоряжения и т.п.), издаваемые их высшими должностными лицами (президентами, главами, председателями правительств и т.п.).

4. Последними в иерархическом списке нормативных правовых актов, составляющих законодательство о градостроительной деятельности, названы муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ. Из текста ч. 4 комментируемой статьи вытекает, что по вопросам градостроительной деятельности могут приниматься муниципальные правовые акты как нормативно-правового, так и индивидуального правоприменительного характера.

Муниципальный правовой акт, как определено в ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое, как правило, по таким же вопросам органом и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты (решения) представительного органа муниципального образования;

3) нормативные и иные акты: главы муниципального образования (постановления и распоряжения), местной администрации и иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования (ч. 1 ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления в области градостроительной деятельности устанавливается ГрК РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (см. комментарий к ст. 8). Как правило, нормативные правовые акты по вопросам градостроительных отношений принимаются представительными органами муниципальных образований и местными администрациями (решения о градостроительном регламенте поселения, правила производства земляных работ в городе, о размещении средств наружной рекламы и др.). Некоторые правовые акты муниципальных органов и должностных лиц носят не столько нормативный, сколько методический либо правоприменительный характер.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральными законами от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

Предисловие

Первоначальный текст Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) был опубликован в "Российской газете" (N 290, 30.12.2004 года), "Собрании законодательства РФ" 03.01.2005, N 1 (часть 1).

Порядок применения ГрК РФ установлен Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"

ГрК РФ является одним из наиболее динамично меняющихся законов, в который, с момента его принятия, внесено десятки поправок.

Градостроительный кодекс РФ – комплексный законодательный акт, призванный регулировать отношения в сферах:

  • территориального планирования,
  • градостроительного зонирования,
  • планировки территории,
  • проектирования и строительства объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений,
  • обеспечения безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий,
  • приобретения, прекращения права СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на выдачу свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,
  • создания искусственных земельных участков и строительства объектов капитального строительства на таких земельных участках.

ГрК РФ является головным законом в своей сфере общественных отношений и согласно пп. 3, 4 статьи 3 ГрК РФ , законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных органов самоуправления, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу РФ .

К иному (смежному) законодательству, применяемому в градостроительной деятельности, могут, например, относиться Гражданский кодекс РФ , КоАП РФ , Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и других законах. К смежным с градостроительными отношениям относятся прежде всего земельные отношения, регулируемые Земельным Кодексом РФ .

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Полномочия органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления в области градостроительной деятельности

Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование
в области градостроительной деятельности,
федеральный реестр сметных нормативов

Глава 3. Территориальное планирование

Глава 4. Градостроительное зонирование

Глава 5. Планировка территории

Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство,
реконструкция объектов капитального строительства

Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных
изысканий, архитектурно-строительного проектирования,
строительства, реконструкции, капитального ремонта,
сноса объектов капитального строительства

Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства
и эксплуатации наемных домов

Глава 6.4. Снос объектов капитального строительства

Глава 7. Информационное обеспечение
градостроительной деятельности

Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства
о градостроительной деятельности

Глава 9. Особенности осуществления градостроительной
деятельности в субъектах Российской Федерации - городах
федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН