Кодифицированные законы. История России XIX–XX вв. Неэффективность правовой системы

кодификация

Экономический словарь терминов

(от лат. codificatio) кодификация

систематизация, упорядочение информационных, учетно-статистических материалов, документов посредством их кодирования.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

кодификация

кодификации, ж. (латин. codificatio) (право, офиц.). Сведение в одно систематическое целое (в кодекс) всей совокупности действующих законов, изданных за какой-н. период времени. Кодификация законов о браке.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

кодификация

    Систематизация законов государства по отдельным отраслям права (обычно с пересмотром имеющихся и отменой устаревших).

    Упорядочение и фиксация языковых норм; нормирование. (в лингвистике).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

кодификация

форма систематизации законодательства, результат которой - составление нового сводного акта (напр., кодекса, устава).

кодификация

КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА, "Корпус гражданского права" (Corpus juris civilis) собрание римских законов и сочинений юристов, составленное в 6 в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I. На протяжении многих веков служило главным источником права большинства европейских стран (в т.ч. в России - см. Кормчие книги 12 в.). И вплоть до настоящего времени остается основой европейского, так называемого романо-германского права. 13 февраля 528 Юстиниан I создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана и уже 7 апреля 529 был обнародован кодекс Юстиниана, который вобрал в себя все императорские постановления 1-6 вв. Затем Юстиниан решил таким же образом систематизировать и так называемое "древнее право" (jus vetus), то есть сочинения римских юристов, их комментарии к гражданскому и преторскому праву. 15 декабря 530 он издал указ о создании комиссии из 15 человек во главе с Трибонианом, в составе двух профессоров из Константинопольской Академии (Теофил и Кратин) и двух - из Беритской (Дорофей и Анатолий), а также 11 адвокатов. Задача комиссии - написание Дигест, то есть извлечений из сочинений классических римских юристов - была выполнена к 16 декабря 533. Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению Юстиниана подготовили Институции, учебник для студенчества; они вступили в силу 21 ноября 533. Наконец, 16 ноября 534 вышла новая редакция кодекса - добавлено более 300 новых постановлений. Уже после смерти Юстиниана к трем основным частям корпуса были добавлены так называемые "Новеллы", написанные профессором Юлианом из Константинополя в 556, - собрание императорских постановлений, вышедших в 535-556, после издания кодекса. Сам Юстиниан назвал свое творение "храмом римской юстиции", средневековые юристы присвоили ему наименование "Корпуса гражданского права". Он включает в себя:

    Институции (состоят из 4 книг, по структуре и содержанию это в значительной мере повторение Институций Гая);

    Дигесты (состоят из 50 книг, вобрали в себя цитаты из почти 2 тыс. сочинений 39 юристов);

    Кодекс (состоит из 12 книг, в подражание законам Двенадцати таблиц);

    Новеллы (содержат 122, наиболее полное собрание позднего времени - 168 новелл). Литература: Институции Юстиниана. / Пер. Д. Расснера. СПб., 1888. Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана: Очерки по истории составления и общая характеристика. М., 1956. Дигесты Юстиниана / Пер. И. С. Перетерского. М., 1984. Прокопий Кесарийский. Тайная история / Пер. А. А. Чекаловой. М., 1993. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана / Пер М. В. Левченко. М., 1996. Кулаковский Ю. А. История Византии. 518-602 гг. СПб., 1996. Т. 2. Л. Л. Кофанов.

Большой юридический словарь

кодификация

деятельность право-творческих органов государства по созданию нового, систематизированного нормативно-правового акта; осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства. В процессе К. отбрасывается устаревший нормативно-правовой материал, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. К. всегда носит официальный характер.

Кодификация

(позднелатинское codificatio, от латинского codex ≈ собрание законов и facio ≈ делаю), одна из форм систематизации законов и иных нормативных актов, регулирующих одну из областей общественных отношений. К. ≈ наиболее эффективная, высшая форма систематизации, в результате которой происходит отделение действующих норм права от недействующих, а также создаются совершенно новые нормы данной отрасли. Как правило, К. завершается созданием нового сводного (систематизированного) акта, построенного на единых принципах (чаще всего в виде кодекса).

Наиболее известными историческими примерами К. являются Кодификация Юстиниана в Древнем Риме, Французский гражданский кодекс 1804 , Русская правда, русский Судебник 1497 и др.

В СССР всеобъемлющая К. законодательства по различным областям общественных отношений проведена в 60-х≈начале 70-х гг. В эти годы были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик по гражданскому законодательству и судопроизводству, уголовному законодательству и судопроизводству, по судоустройству, Основы семейного законодательства, законодательства о труде, земельного права, водного законодательства и т.д. В союзных республиках были приняты новые кодексы законов (см., например, Кодекс законов о труде. Кодекс о браке и семье, Гражданский кодекс).

Важное значение имеет К. международного права, то есть систематизация действующих международно-правовых норм с целью их уточнения, исправления и устранения всех имеющихся противоречий. Различают официальную К., проводимую совместно всеми или некоторыми государствами (в том числе и через международные межгосударственные организации), и неофициальную, или научную, К., проводимую международными и национальными общественными организациями (например, институтом международного права, Ассоциацией международного права) или отдельными юристами. Общая К. всех отраслей международного права не осуществлена. Частичная К. отдельных институтов международного права особенно усиленно проводилась после 2-й мировой войны 1939≈45. В 19≈20 вв. такой К. явились Гаагские конвенции, касающиеся законов и обычаев войны и мирных средств разрешения споров. После 2-й мировой войны по инициативе СССР были приняты такие важнейшие акты, как Женевские конвенции 1949 и 1958, Венские конвенции 1961 и 1963 о дипломатических и консульских сношениях и др.

К. социалистических международно-правовых принципов и норм осуществлена в таких многосторонних договорах и соглашениях, как Варшавский договор 1955 , Устав Совета экономической взаимопомощи, Конвенция о правоспособности, привилегиях и иммунитетах СЭВ, Общие условия поставок СЭВ 1968 и др., а также в двусторонних соглашениях между социалистическими странами в области науки и культуры, здравоохранения и социального обеспечения и др.

Википедия

Кодификация

Кодифика́ция - упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, а также для облегчения цитирования, ссылок при работе с данным текстом. Кодификация играет важную прогрессивную роль в истории различных древних и современных текстов. Кодификация постоянно используется людьми для составления дайджестов, книг, журналов и т. д.

Кодификация в юриспруденции - это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

Кодификационный акт отличается качественной новизной содержащихся в нем нормативно-правовых положений. Это новый акт как по форме, так и по своему нормативно-правовому содержанию и характеру. Некоторые кодификационные акты, например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и т.д., носят общеотраслевой характер и включают в себя все основные нормы соответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой подотрасли.

  1. юр. Систематизация законов государства по отдельным отраслям права, обычно с пересмотром имеющегося и отменой устаревшего законодательства.
  2. лингв. Упорядочение норм языка и их фиксация в справочниках, словарях, грамматиках и т. п.
  1. Систематизация, приведение к общему знаменателю разрозненных норм морали.

Примеры употребления слова кодификация в литературе.

Надо отметить, что вопросы деликтной ответственности не были кодифицированы: проект, подготовленный Фредериком Поллоком и предусматривавший кодификацию в этой области, не был принят.

В то же время с этим правом легко было ознакомиться: кодификации Юстиниана излагали его нормы на языке, который церковь сохранила и упростила, на языке, которым пользовались все канцлерства и все ученые,-- на латыни.

Общая теория в изложении французских цивилистов восхваляет кодификацию и закон, она представляет их как прогрессивный способ, которым следует выражать нормы права в демократическом государстве, и видит в судебной практике и доктрине лишь средства, служащие для применения закона или его комментирования.

И все же они вошли в прелиминарии к этой долгой истории -- истории двойной кодификации моральных отношений между мужем и женой, как в рамках общих призывов к сдержанности, так и в плане сложного учения об эмоциональной коммуникации посредством сексуальных удовольствий.

Первой кодификацией мусульманского права, которая получила силу закона и в области семейного права и наследования, был иранский Гражданский кодекс, промульгированный в 1927--1935 годах.

Всем этим кодификация отличалась от официальных или частных компиляций предыдущих веков, которые могли вносить в право иногда полезные, но лишь частичные изменения, которые ни охватом проблем, ни масштабами применения не могли удовлетворить запросы школы естественного права.

Для того чтобы кодификация отвечала этим запросам, были необходимы два условия.

С одной стороны, кодификация должна быть творением просвещенного суверена, не подвластного путам прошлого и желающего закрепить -- даже в ущерб привилегиям старого порядка -- новые принципы справедливости, свободы и достоинства индивидуума.

С другой стороны, нужно, чтобы такая кодификация была осуществлена в крупной стране, оказывающей влияние на другие страны.

Часто считали, что кодификация была причиной расчленения европейского права, распада европейского юридического сообщества и романо-германской правовой семьи.

Кроме того, кодификация явилась великолепным орудием для распространения как в Европе, так и вне ее системы романо-германского права.

Европейской драмой была не кодификация , а отказ от кодификации французского толка в Германии, а также позиция, занятая университетами после кодификации.

В силу иного характера норм кодификация континентального типа в Англии невозможна.

История опровергла этот взгляд: правило прецедента препятствует развитию английского права не больше, чем кодификация -- развитию европейского континентального права.

В Индии не ограничились систематическим изложением норм ранее действовавшего права: кодификация была проведена с тем, чтобы перестроить право.

Все мы обязаны жить по законам. Какие-то из них созданы для защиты интересов государства и общества, а какие-то просто устанавливают определенный порядок действий, дабы мы знали, что и каким образом совершать. Большинство законов существуют в свободной форме, но есть и кодифицированные, наиболее значимые и известные для общества.

«Закон суров, но закон»

Конечно, когда появился первый кодекс, уже никто с точностью не скажет. Корни их восходят еще к античной Греции и Риму, но вот активная кодификация законодательства началась ближе к Советской эпохе (XX век). Стоит отметить, что именно благодаря появился кодекс. Что такое систематизация? Это урегулированный, интеллектуальный процесс по приведению в структурированный, системный вид. Началась она достаточно давно, но активно начала применяться лишь с XVII-XVIII вв., как пример, знаменитый В дальнейшем систематизация законодательства станет одной из важнейший задач государственных органов. Стоит понимать, что закон призван регулировать и контролировать, наказывать и пресекать, так что, как правило, выполняет защитную и карательную функции, а потому его соблюдение просто обязательно для всех, на кого он рассчитан.

Каким образом систематизируются законы

Вообще, видов систематизации 3 - кодификация, консолидация, инкорпорация. В нашей (романо-германской) наиболее развита кодификация, результатом которой и является кодекс. Это вид при котором все нормативно-правовые акты уровня «закон», регулирующие одну сферу жизни общества, объединяются в один. Проще говоря, кодекс - это набор федеральных законов, да и сам он является таким законом, поэтому нередко его называются Федеральный Кодекс. В настоящее время в Российской Федерации существует огромное множество кодексов - от известного нам Гражданского до Уголовно-исполнительного, и все созданы посредством кодификации законов. Они могут дополняться, изменяться и прекращать свое существование лишь на основании отдельных федеральных законов, с указанием в таковых об этом. Федеральный закон, по общему правилу, действует на всей территории нашего государства и обязателен к исполнению всеми его резидентами (начиная от физических лиц и заканчивая государственными органами) и даже лицами без гражданства, лицами-гражданами другого государства и т.п.

Цели и задачи

В первую очередь кодексы призваны регулировать сферы общественной жизни, причем достаточно четко. В зависимости от того, какую сферу регулирует кодекс, у него имеются свои задачи и цели, хотя есть и единые для всего законодательства - поддержание интересов общества и государства, их защита. Каждый из нормативно-правовых актов должен иметь предмет регулирования, в том числе, и кодекс. Что такое все это значит? Общественные отношения, складывающиеся в процессе жизнедеятельности. Они могут быть как в рамках закона, так и нарушать его. Помимо этого, если говорить именно о кодификации, стоит отметить, что ее целью также является создание такого акта, который был бы наиболее удобен для граждан. То есть, государство заботится о воспитании правовой культуры посредством создания доступных и понятных актов. Конечно, далеко не все статьи кодексов вам будут понятны, если вы не юрист, но для этого создаются дополнительные интерпретационные акты, пишутся комментарии к кодексам - это работа высших органов судебной и законодательной власти.

Восприятие

Каждый кодекс воспринимается обществом и даже государством по-своему: многое зависит от целей и задач, которые он ставит перед собой, от круга общественных и государственных интересов, которые он защищает. Знаменитая, закрепленная в законе фраза - «незнание закона не освобождает от ответственности» - является предметом постоянных дискуссий, ведь, одно дело - знать уголовный закон, совсем другое - знать весь перечень административных правонарушений, которые могут устанавливаться субъектами Российской Федерации. Тем не менее, принцип знания закона закрепляет презумпцией любой кодекс. Что такое презумпция и зачем она закрепляется? Это положение, не требующее обоснования (как аксиома в геометрии), а закрепление ее необходимо для придания юридической силы.

II отделение должно было заниматься кодификацией законов, ему же «в порядке верховного управления» вменялось в обязанность разрешать отступления от законов. Иными словами, император контролировал всю законотворческую деятельность. Другие отделения ведали воспитательными и благотворительными учреждениями, подготовкой реформы в государственной деревне, кавказскими делами. В целом императорская канцелярия, выполняя не только надзорные функции, подменяла собой соответствующие ведомства, ее деятельность неизбежно вносила дезорганизацию в работу государственного аппарата. Достигавшаяся при этом предельная централизация давала кратковременный эффект.
Отвергнув конституционные начинания Александра I, Николай I противопоставил им систему, которая давала возможность упорядочить российское законодательство, ограничить судебный и административный произвол. Он придавал большое значение кодификации законов, что означало систематизацию действующего законодательства. При самодержавном правлении не только законодательные акты и указы, но и распоряжения монарха имели силу закона. Со времен Соборного уложения царя Алексея Михайловича накопилось так много противоречивых установлений, что давней актуальной задачей стало создание нового всеобъемлющего законодательства, своего рода нового Уложения.
Отказавшись от этой мысли, которая была не по плечу даже Екатерине II, Николай I поручил Второму отделению распределить в хронологическом порядке и подготовить к печати законы Российской империи от 1649 г. до конца царствования Александра I. Так возникло «Полное собрание законов Российской империи». Затем Сперанским и его сотрудниками из них были выбраны и распределены по соответствующим разделам те, что должны были составить действующее законодательство. К 1832 году был подготовлен знаменитый «Свод законов Российской империи», который начал действовать как «положительный закон» с 1 января 1835 г.
Николай I не поощрял стремление Сперанского внести дополнения и изменения в действующее законодательство. Ему органически было чуждо творческое начало. Свод законов выполнял регламентирующую и стабилизирующую роль, но с его появлением ничего нового в административную и судебную практику самодержавия внесено не было. Объективно он укреплял всевластие бюрократии, и логично, что за его создание светоч александровской либеральной бюрократии Сперанский получил орден Андрея Первозванного.
Самодержавная власть. Первый раздел первого тома свода законов носил характерное название: «О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти». Здесь были изложены правовые понятия, определявшие объем полномочий царя. Первая статья этого раздела гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Это была апелляция к теории божественного права, которая в XIX в. безнадежно устарела. Согласно дальнейшим статьям, Российская империя управлялась на «твердых основаниях положительных законов, исходивших от самодержавной власти». Иными словами, император был единственным источником законности.
Свод законов знал принцип разделения властей, который особо тщательно оговаривался в отношении прав и обязанностей министерств. Власть законодательная, как составляющая ведение Государственного совета, и власть судебная, как принадлежащая Сенату и судебным местам, были исключены из их функций: «Существо власти, вверяемой министрам, принадлежит единственно к порядку исполнительному: никакой новый закон, никакое новое учреждение или отмена прежнего не могут быть установляе-мы властию министра». И далее: «Никакое министерство само собою никого судить и никаких тяжб решить не может». Министерствам принадлежала исполнительная власть: «В порядке государственных сил министерства представляют установление, посредством коего верховная исполнительная власть действует на все части управления». Функциональное разделение властей, установленное Сводом законов, упорядочивало работу государственного механизма, но не могло заменить отсутствие политической системы подлинно независимых и взаимно уравновешивающих ветвей власти.
Утверждая прерогативы самодержавия, Николай I следовал наставлениям Карамзина, которого он высоко ценил, и верил в самодержавную инициативу. Когда в 1830 г. во Франции началась революция и была свергнута династия Бурбонов, он рассуждал о том, что «Россию наиболее ограждает от бедствий революции то обстоятельство, что у нас со времен Петра Великого всегда впереди нации стояли ее монархи».
Восстание в Варшаве в ноябре 1830 г. император воспринял как личное оскорбление, в особенности потому, что он как польский король в мае 1829 г. исполнил неприятный ему обряд коронации и присягнул на верность конституции. Против повстанцев, которые объявили о свержении династии Романовых с польского престола, были направлены войска И. И. Дибича, которого затем сменил И. Ф. Паскевич. Восстание было подавлено, и в феврале 1832 г. был издан Органический статут, по которому Царство Польское объявлялось неотъемлемой частью Российской империи. Российский император делался наследственным обладателем польской короны, и отпадала необходимость отдельной коронации. Польский Сейм был ликвидирован, армия распущена. Царь покончил с главным конституционным начинанием Александра I, с надеждами на возвращение правительственного реформизма.

Это такой вид правотворчества, при котором

обеспечивается единое и упорядоченное нормативное регламентирование данного вида общественных отношений путем издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, Кодекса), выражающего юридическое своеобразие и содержание соответствующего подразделения системы права.

Главная особенность кодификации (как способа систематизации) состоит в том, что здесь упорядочение нормативного материала дости-

Систематизация хозяйственного законодательства. М.: Юрид. лит., 1971. С. 27–40.

гается в рамках особого, наиболее высокого вида правотворчества. Причем предметом упорядочения при кодификации являются не нормативные акты, а непосредственно юридические нормы. Поэтому при определенных условиях кодификационный акт может быть издан, так сказать, почти на чистом месте, т.е. при отсутствии ранее изданных многочисленных актов (например, ГК РСФСР 1922 г.) или с такими существенными нововведениями, что он значительно отличается от ранее изданных актов.

Функции кодификации далеко выходят за границы систематизации. Это вообще главный путь развития и совершенствования права, подъема его уровня, культуры и эффективности. При помощи кодификации социалистическое право достигает новых ступеней совершенства, «развитости». Во многих случаях издание основ и кодекса выражает качественное обновление правового регулирования, более высокий этап его развития, своего рода «правовую реформу». «Кодификация, – писал П.И. Люблинский, – представляет собой вид законодательства, оплодотворенный юридической наукой, создающий новое право и потому составляющий порой отправную точку нового развития в соответствующей области права»1.

Реальным выражением того, что кодификация представляет собой наиболее высокий вид правотворчества, являются формулируемые в кодифицированных актах общие нормы – нормы, которые и позво-

ляют юридически объединить весь нормативный материал, осуществить специализацию и интеграцию правового регулирования.

Чем обусловлено столь существенное значение кодификации в правотворчестве? «Первопричина» такого значения кроется, думается, в том, что кодификация, как правило, проводится на базе отраслей

права (основных и комплексных) или их крупных подразделений (под-

отраслей, институтов). А так как отрасль (подотрасль) права имеет предметное и юридическое единство, это дает возможность в едином нормативном акте закрепить общие нормы, в максимальной степени развернуть достоинства права, его социально полезные свойства – нормативность, формальную определенность, системность и др.

Так что дело не только в том, что в кодифицированном акте оказывается возможным урегулировать данные отношения с максимальной полнотой (беспробельно). Главное заключается в том, что результа-

том правотворчества является единый, юридически и логически цельный,

Цитировано по книге: Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. Госюриздат, 1962. С. 11.

внутренне согласованный акт. Причем это единство, цельность и согласованность представляют собой не результат одних технико-юридических, логических операций; они выступают в качестве выражения юридической цельности и своеобразия данного подразделения права. Кодифицированный акт характеризуется наиболее высоким уровнем нормативных обобщений. В нем закрепляются единые отраслевые принципы, «одухотворяющие» («освещающие изнутри») весь нормативный материал. Именно в кодифицированных актах происходит специализация права: выделение общих, дефинитивных и иных

специализированных норм, обособление охранительных норм и т.д. Высокий уровень нормативных обобщений, присущий кодифика-

ции, воплощается в общей части кодифицированного акта. Отсюда,

помимо прочего, следует, что нормативный акт, лишенный «общей части» (общих положений), не может быть признан кодифицированным. В то же время наличие общей части в акте является свидетельством обособления данной общности юридических норм в системе права, а уровень обобщений – показатель ее юридической самобытности, ее места в правовой системе1.

Кодифицированные акты – основной канал развития системы права. Вырабатываемые на основе определенного подразделения правовой системы (крупного института, подотрасли, комплексной отрасли) кодифицированные акты при наличии необходимых предпосылок становятся средством, при помощи которого происходит «выплавка» общих принципов и особенностей регулирования, нередко образующих черты своеобразного метода и, следовательно, формирование основной отрасли.

Таким образом, при кодификации задачи систематизации нормативного материала достигаются, так сказать, «естественным» образом, как бы само собой, в ходе правотворчества. Причем кодификация решает главные задачи систематизации – достижение единого, юридически и логически цельного регулирования по основным подразделениям правовой системы – отраслям, подотраслям, крупным правовым институтам.

1 Имре Сабо пишет: «Кодексы – это основной законодательный материал, который если и не в полном объеме, то, во всяком случае, в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли права. Он содержит общие принципы, имеющие руководящее значение для данной отрасли права. Ввиду этого общие положения кодекса распространяются и на другие законы, относящиеся к данной отрасли права, но не включенные в кодекс». И дальше: «...Особенностью кодексов является их ведущее значение в системе права, их относительно всеобъемлющий характер и полнота, а также то, что они представляют собой определенную систему» (Сабо Имре. Социалистическое право. Прогресс, 1964. С. 174–175).

Глава XXVII. Систематизация в праве

Вместе с тем надо видеть, что кодификация как способ систематизации имеет известные границы. Не по всем областям права возможно такое согласование и упорядочение нормативного материала, которое свойственно кодифицированным актам. Да и не по всем сферам отношений могут быть приняты кодифицированные акты. Как правильно отмечено в литературе, «кодификация проводится лишь тогда, когда назревает необходимость существенного обновления целых отраслей и институтов права»1. В результате кодификации создаются различные по содержанию, значению и наименованию кодифицированные нормативные акты.

Основные их виды в Советском Союзе следующие.

Общесоюзные Основы (Основные начала) и республиканские кодексы. Федеративное государственное устройство СССР обусловило своеобразное распределение функций по кодификации между Союзом ССР и союзными республиками. В общесоюзном порядке издаются Основы (Основные начала) данной отрасли законодательства, а в союзных республиках – республиканские кодексы (или иные законы типа кодексов, например законы о судоустройстве).

Было бы неверным рассматривать Основы (Основные начала), с одной стороны, и республиканские кодексы – с другой, в качестве полностью самостоятельных, независимых друг от друга «форм кодификации». Нет, они органически связаны друг с другом. Основы (Основные начала) хотя и детально регулируют некоторые отношения, но все же главным образом направлены на определение общих принципов и положений законодательства Союза ССР и союзных республик.

Они закладывают принципиальные основы кодификации данной отрасли права, и с них кодификация начинается. Республиканские же кодексы завершают кодификацию отрасли права2. Республиканские кодексы находятся в зависимости от Основ или Основных начал (они не могут противоречить Основам, развивают и детализируют отдельные положения Основ и др.). В конечном счете Основы (Основные начала) и республиканские кодексы представляют собой нечто единое, действуют в единстве, в сочетании.

1 Подготовка и издание систематических собраний действующего законодательства. М.: Юрид. лит., 1969. С. 9.

О соотношении Основ и республиканского кодекса в области гражданского зако-

нодательства см.: Иоффе О.С., Толстой Ю.К. Новый Гражданский кодекс РСФСР // Правоведение. 1964. № 3. С. 4–5; Толстой Г.К. Кодификация гражданского законодательства в СССР (1961–1965 гг.): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Изд-во ЛГУ, 1970. С. 13 и сл.; Поленина С.В. Система советского гражданского законодательства // Советское государство и право. 1971. № 6. С. 33–40; Она же. Система советского гражданского законодательства и основные тенденции ее развития: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1971.

Раздел третий. Нормативные юридические акты

В настоящее время главные отрасли законодательства в Советском Союзе кодифицированы при помощи указанной системы «двойных актов» – Основ (Основных начал) и республиканских кодексов.

Обособленные кодифицированные акты (положения, уставы и др.).

Довольно распространенным видом кодифицированных актов являются обособленные акты, которые действуют независимо от какихлибо «спаренных» с ними актов. Такого рода обособленные акты могут быть различных уровней, различной степени общности и юридической силы.

Их «обособленность», «независимость», разумеется, не носят абсолютного характера. Более того, во многих случаях они издаются на базе Основ (Основных начал) и республиканских кодексов. Так, на базе законодательства о судоустройстве изданы такие «обособленные» общесоюзные акты, как Положение о Верховном Суде СССР, Положение о военных трибуналах, а в республиках – Положение об адвокатуре. «Обособленность» рассматриваемой группы кодифицированных актов следует понимать в том смысле, что их связь с другими актами не носит характера такой же «жесткой» зависимости, какую можно наблюдать между Основами (Основными началами) и республиканскими кодексами1.

Главное место среди кодифицированных актов данного вида занимают акты, изданные в общесоюзном порядке, в том числе общесоюзные кодексы: Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс СССР, Таможенный кодекс СССР, Устав железных дорог СССР, Положения о поставках, Закон о государственных пенсиях и др. Они могут облекаться и в форму законов, и в форму актов, утверждаемых постановлением Правительства СССР.

Существенное значение имеет деление кодифицированных актов в зависимости от того, какому подразделению системы права соответствует данный акт. По этому признаку кодифицированные акты могут быть подразделены на: а) основные отраслевые, б) комплексные отраслевые, в) подотраслевые, г) специальные, т.е. соответствующие крупным институтам.

1 Более подробное изучение иерархии нормативных актов дает известное основание для того, чтобы разграничивать «просто» кодифицированные акты и акты сводные (Поленина С.В. Взаимосвязи нормативных актов в системе гражданского законодательства // Советское государство и право. 1972. № 8. С. 67–68). Надо лишь заметить, что сводные – это и есть кодифицированные акты в точном, строгом смысле. В них «не просто в логической системе, но и с максимальной полнотой и охватом регулируется определенная группа вопросов, определенный институт либо ряд взаимосвязанных институтов» (там же. С. 66).

Глава XXVII. Систематизация в праве

Каждый из этих видов имеет свой уровень нормативных обобщений. Если в кодифицированных актах, соответствующих основным отраслям, могут быть выделены полнокровные общие части, то содержание общих частей актов, выработанных в результате комплексной кодификации, оказывается ограниченным (формулирование общих межотраслевых принципов, регламентирование некоторых общих приемов регулирования и т.п.). Еще более «бедными» являются общие части актов подотраслевой и специальной кодификации. (В ряде отраслей права их существование, по-видимому, объясняется отсутствием развернутой отраслевой кодификации.)

Известную сложность на практике представляет вопрос о наименовании кодифицированных актов. Во многих случаях трудно понять, почему однородные по содержанию и юридической силе акты названы то уставами, то кодексами, то положениями, то просто законами (тем более что термин «кодекс» употребляется в основном при отраслевой кодификации на уровне республиканского законодательства). Конечно, существенную роль играют здесь сложившиеся традиции. Но независимо от этого представляется целесообразным «узаконить» некоторые из наименований – кодексы, уставы, положения – лишь за определенными видами актов1.

В научной и учебной юридической литературе считается общепризнанным деление систематизации на «две формы»: кодификацию и инкорпорацию. Для общей характеристики вопросов систематизации такое деление представляется приемлемым. Оно взято за основу и в настоящем курсе. Однако более углубленное изучение данной проблемы показывает ограниченность приведенного деления.

1. Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.

Кодификация - это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

Кодификация обладает рядом характерных черт:

1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства. Он является основным среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права;

2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);

3) будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

4) кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;

5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

6) акт кодификации всегда имеет значительно сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения). Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации. Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства, и следующий этап создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа "кодекса кодексов". Другой вид - это отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (Гражданский, Трудовой, Уголовный кодексы и т.д.). Наконец, специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (Налоговый, Лесной, Таможенный кодексы и т.д.).

2. Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства, которые активно используются в кодификационной деятельности нашего федеративного государства. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в первую очередь в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов.

Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, обеспечивают взаимоувязанность и согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Обычно они делятся на крупные, обособленные подразделения (разделы, главы). В них определяются единые для всех субъектов Федерации принципы регулирования, даются определения важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере.

В Союзе ССР действовало 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик, регулирующих такие важные сферы, как труд, имущественные, жилищные отношения, брак и семья, борьба с преступностью и т.д. Ныне в Российской Федерации приняты и действуют такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.

Основы законодательства, определяющие цели и принципы регулирования той или иной сферы общественных отношений, - весьма эффективный инструмент упорядочения и унификации законодательства в условиях федеративного государства.

Чаще всего используемый вид кодификационного акта - это кодекс. Это значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание.

В ряде случаев, установленных законодательством, кодекс, будучи законодательным актом, приобретает более высокую юридическую силу, чем обыкновенный закон. Так, в ч. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Кодекс - оптимальный вариант обобщения и систематизации законодательства по определенной теме, действенное средство ликвидации множественности актов по одному и тому же вопросу. Ныне во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, многие из которых подвергаются существенной переработке. Кроме того, в современных условиях кодексы принимаются также и субъектами Российской Федерации. Так, в Башкортостане действует 16 кодексов. Среди них Жилищный, Трудовой, Экологический кодексы, Кодексы о браке и семье, о недрах, о средствах массовой информации и др.

По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский кодексы, Кодекс законов о труде и др. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений (Воздушный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.).

Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам как актам, непосредственно отражающим и цементирующим научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ.

В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной в первую очередь хозяйственной деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта). В форме уставов определяется также порядок деятельности различного рода воинских формирований (устав караульной службы, дисциплинарный устав и др.).

Ныне в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.

Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).

В ряде случаев кодификационный акт может приниматься в форме закона без дополнительного наименования (например, Закон о государственных пенсиях, Закон об образовании, Закон об основах государственной службы и т.д.). Отнесение того или иного закона к разряду кодификационных определяется в зависимости от его содержания, объема и сферы регулирования им общественных отношений, направленности на объединение действующих норм и одновременное внесение нормативных новелл.

3. Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать содержание и форму законодательства.

В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности. Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика - это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более очевидным по мере развития и усложнения правовой системы, углубления правового регулирования. Правда, необходимость быстро, оперативно заполнять пустоты, пробелы в действующем регулировании, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно побуждают законодателя принимать отдельные акты по сравнительно узким темам, частным вопросам. В результате нормативный массив интенсивно растет, а кроме этого, возникает больше возможностей для создания пробелов, несогласованностей и противоречий в действующем регулировании.

В перспективе издание кодификационных актов должно превратиться в основную форму законотворчества. Не следует растаскивать наше законодательное хозяйство по отдельным кускам, мельчить нормативные акты. Основной путь преодоления множественности нормативных актов, их мелкотемья, а также пробелов и противоречивости регулирования - это повышение внимания к кодификации законодательства, принятие законов по укрупненным блокам регулирования. Следует сочетать отраслевую и комплексную кодификацию, отдавая предпочтение первой.

Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его всеобщей кодификации. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, постепенно обновляя и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности, не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода.

Подготовка и издание так называемого "Кодекса законов" Российской Федерации (или "кодекса кодексов") - создаваемого на базе Свода законов единого систематизированного законодательного акта, имеющего многоуровневую структуру и объединяющего все действующее законодательное регулирование - это задача совершенствования законодательства России на длительную перспективу.

59. Инкорпорация законодательства6 признаки, виды (скидываю ответ, что поменьше. Если кто не удовлетворен и хочет побольше, то вот ссылка http://www.adhdportal.com/book_3518_chapter_65__3._Inkorporaija_zakonodatelstva.html)

Инкорпорация - это менее сложный и поэтому доступный большему числу субъектов права вид систематизации.

Латинское слово «sogroge» означает «общее», соответственно incorporeatio надо понимать как включение, вхождение в состав чего-либо.

Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объединение юридических документов по чисто внешним признакам и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочных поисковых системах).

Инкорпорация - это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники.

Таково практически единодушное понимание инкорпорации в российской юридической науке. Правда, С. С. Алексеев прозорливо сделал такую оговорку: «...в единых сборниках или иных изданиях». В свете зарубежного опыта, о котором речь пойдет ниже, эта оговорка звучит загадочно.

Обратимся к опыту Франции, в правовой системе которой доминируют нормативные акты и где проблема наведения нормативного порядка стоит очень остро. Там считается, что формой инкорпорации могут быть не только официальные сборники, но и периодические издания, справочники. Да и само понятие «инкорпорация» толкуется широко: систематизации подлежат не только юридические документы, но и правовые знания о них, и тогда логично выглядит выше указанное расширение форм инкорпорации.

В число официальных сборников на первое место, разумеется, следует поставить внушительный Journal Officiel de la Republique Frangaise. Это издание является одновременно и юридическим, и политическим, поскольку в нем публикуются как юридические акты, так и парламентские дебаты в Национальном собрании и Сенате. При этом, отмечает П. Сандевуар, никто не читает названное издание целиком. Из него выбирают то, в чем нуждаются. Среди прочих официальных сборников следует упомянуть официальные бюллетени, распространяемые большинством министерств, сборники местных актов (административно-территориальных единиц), а также некоторые сборники по юриспруденции или доктринам, выходящие под эгидой крупнейших судов Франции.

Поскольку все жалуются на недостаточность опубликования законов только в указанном издании, были созданы многочисленные частные периодические издания. Эти периодические издания бывают либо общими, либо специализированными. Общие издания распространяют документацию по законодательству, юриспруденции и доктринам во всех основных отраслях права. Специализированные включают юридические журналы, предназначенные в большей или меньшей степени либо составителям доктрин, либо юристам-практикам. В качестве вспомогательных к ним можно добавить большое количество чисто профессиональных журналов, бюллетеней ассоциаций и союзов.

Эпизодические издания включают книги по праву, издаваемые отдельно или в последовательных сериях, в зависимости от их полезности и спроса (трактаты, учебники, справочники и памятки для юристов). Обычно их пишут преподаватели-профессора, намного реже - практики: судебные чиновники, адвокаты или другие лица. В настоящее время растет количество трудов, касающихся какой-либо отрасли или конкретной проблемы права. Наконец, существуют отличающиеся глубоким содержанием докторские диссертации по праву, представляющие главным образом научный интерес, наиболее полно отражающие достижения в юридических исследованиях в стране.

Юридические справочники - это тематические углубленные словари. Они очень объемны и внушительны.

Конечно, нельзя отрицать значение периодических изданий, научных трудов, справочников, парламентских дебатов для упорядочения наших знаний о праве, информированности о действующих нормативных актах. И тем не менее размытость понятия «инкорпорация» способна внести путаницу относительно того, действующий это закон или мнение какого-либо ученого или политика. Терминологическая строгость всегда идет на пользу.

Цели инкорпорации

В процессе инкорпорации преследуются две цели:

поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии;

обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.

Субъекты инкорпорации

Если кодификацию могут осуществлять только парламенты, консолидацию - более значительный круг государственных органов и лишь в некоторых случаях (об этом см. выше) частные лица, то, пожалуй, в случае инкорпорации главную роль играют частные лица.

По субъектам различают три вида инкорпорации:

1. официальная. Она осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации. Всс авторы приводят примеры, ставшие достоянием истории: Свод законов Юстиниана, Свод законов Российской империи, Свод законов СССР, Свод законов РСФСР. В настоящее время официальная инкорпорация в виде сборников потеряла смысл и практически не осуществляется. Однако официальной инкорпорацией в России следует считать «Собрание законодательства Российской Федерации» - периодическое издание, где публикуются законы, указы, постановления и акты Конституционного Суда РФ, а также «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти периодические издания не являются частными. Они финансируются из государственного бюджета и принадлежат государственным органам. Нормативные акты классифицируются прежде всего по юридической силе, затем располагаются по времени издания. На нормативные акты, опубликованные в этих изданиях, можно ссылаться в практической деятельности;

2. официозная. Сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста России), но им не утверждаются, поэтому тексты, пометенные в нем, не приобретают официального характера. Эта разновидность инкорпорации сейчас практически не находит применения;

3. неофициальная. Она проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от своих нужд и целей. Такие сборники нужны не только юристам- практикам, но и широкому кругу населения (например, сборник «Гаражно-строительные кооперативы»). Неофициальные сборники незаменимы в образовательных целях. Вот почему сейчас стало стандартом наряду с учебником по той или иной учебной дисциплине издавать соответствующий сборник основных нормативных актов. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др. можно также считать неофициальной инкорпорацией.

Технико-юридические правила инкорпорации

Технико-юридических правил инкорпорации множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку" юридических документов.

Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник:

юридическая сила. Именно этот критерий взят в качестве первоначального в «Собрании законодательства Российской Федерации». Если его не дополнить другим критерием, то инкорпорация, даже в электронном варианте, не будет эффективной в силу значительного объема;

хронология. Этот критерий может быть первоначальным и единственным, а может быть добавочным, как в «Собрании законодательства Российской Федерации»;

системность. Это очень трудный критерий инкорпорации, хотя дает возможность более обдуманно сгруппировать правовой материал. Инкорпорация по такому критерию может охватывать всю отрасль права, но гораздо чаще - ее часть, поскольку современное законодательство слишком разрослось и имеет большой объем. Допустим, создать сборник нормативных актов по финансовому праву физически невозможно, по налоговому - крайне трудно, но бюджетному - вполне реально. Обычно данный вид инкорпорации используется применительно к молодым отраслям права (например, экологическое право) или, что чаше, к подотраслям или институтам права;

предмет. Здесь речь не идет о всеобъемлющей инкорпорации и привязке к отрасли или подотрасли права. Выбирается определенная разновидность общественных отношений или явление, получившее правовую окраску, и проводится сбор соответствующих нормативных актов, например касающихся образования, здравоохранения, охоты, садово-товарищеских кооперативов.

Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы:

нормативные акты;

акты толкования (например, постановления судов высших инстанций);

правореализационные акты (их образцы), например договоры;

правоприменительные акты (например, акты судов высших инстанций по конкретным делам).

Текст правового документа освобождается от положений устаревших и имеющих временное значение, а потому потерявших юридическую силу.

В первоначальный текст правового документа вносятся официальные изменения.

Если нормативный акт наряду с нормативными положениями содержит индивидуальные распоряжения, их следует исключить, но при этом в примечании следует оговорить, почему нарушена нумерация пунктов и почему они отсутствуют.

Инкорпорируемые правовые акты сохраняют свои реквизиты.

Юридическая сила объединяемых правовых документов остается прежней.

60. Правоотношение: понятие, признаки, виды. (нет, видимо, вот самый короткий ответ из моих. Если у кого есть время и он хочет изучить материал поподробней, то прошу пройти по ссылке http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-4/26.htm)

Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. В литературе представлены разносторонние взгляды на понятие правоотношения, некоторые учёные считают, что это часть общественных отношений урегулированных нормами права, другие же, придерживаются мнения, что это особое общественное отношение.

Общественные отношения это социальные связи между людьми. Любое отношение имеет ряд ограничений и масштаб свободы. Если общественное отношение затрагивает существенные интересы Г и права, то оно переводится в разряд юридических отношений. Масштаб свободы в таком случае становится субъективным правом, а ряд ограничений - юридической обязанностью.

Признаки:

1. Правоотношение предусмотрено нормой права.

2 Правоотношения носят интеллектуальный (осознанность) и волевой (способность руководить своими действиями) характер.

3 Правовые отношения характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей.

4 Правовые отношения гарантируются Г и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Виды правоотношений:

По отраслевому признаку:

1 Государственно-правовые.

2 Уголовно-правовые.

3 Гражданско-правовые и т.д.

В соответствии с функцией права, которая реализуется через правоотношение:

1 Регулятивные - возникают на основе правомерного поведения, направлены на развитие общественных отношений.

2 Охранительные - возникают на основе неправомерного поведения.

По взаимодействию с государством:

1 Общие - возникают непосредственно из закона, регулируют отношения между личностью и государством. Закон одновременно является и юридическим фактом (пример: в связи с введением в силу уголовного закона). На гражданина ложится обязанность соблюдать запрет, на государство - право требовать его исполнения.

2 Конкретные - возникают на основе юридических фактов (поступков, конкретных действий).

По степени определённости субъектов правоотношений:

1 Абсолютные - в таких правоотношениях персонифицирована лишь одна из сторон, носитель субъективного права (право собственности).

2 Относительные - все стороны поимённо персонифицированы (правоотношение купли-продажи).