Виды гипотез норм права, их краткая характеристика и примеры. Гипотеза правовой нормы

Гипотеза - указание конкрет­ных фактических жизненных обстоятельств (события, дей­ствия людей, совокупность действий, т.е. фактические со­ставы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руко­водствоваться данным прави­лом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы, ги­потеза одновременно очерчи­вает круг участников (субъек­тов) регулируемых отноше­ний, которых диспозиция «связывает» взаимными пра­вами и обязанностями. Тем самым посредством гипотезы предусмотренный диспози­цией абстрактный вариант по­ведения приурочивается к конкретным лицам, к тому или иному жизненному слу­чаю, событию или действию, месту, времени, возрасту и другим конкретным жизнен­ным обстоятельствам.

Гипотеза может быть выра­жена в общей (абстрактной) или в конкретной (казуисти­ческой) формах. Абстрактная гипотеза определяет условия применения нормы общими, родовыми признаками, казуи­стическая - частными, специ­альными. Абстрактная гипо­теза, указывая на условия дей­ствия нормы, акцентирует внимание на их общих, родо­вых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением кон­кретных отношений опреде­ленного вида в качестве пред­мета правового регулирова­ния. Отсюда следует, что аб­страктная гипотеза, как и все абстрактное, является тем же конкретным, но взятым в его типичных чертах и проявле­ниях. Преобладание в право­вой системе норм с абстракт­ными гипотезами объясняется тем, что это способствует ра­зумным пределам объема и стабильности нормативного материала. Будучи историче­ски первичной, казуистиче­ская гипотеза в настоящее время практически исчезла из нормотворчества. Ее недос­татки очевидны: ее употреб­ление ведет к чрезмерному увеличению числа юридиче­ских норм и одновременно не дает возможности добиться полноты юридических опре­делений.

В части 1 статьи 130 УК РФ содержится запрет совер­шать преступление, заклю­чающееся в оскорблении, т.е. унижении чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме, и опре­деляет наказание за его нару­шение. Гипотеза этой нормы носит абстрактный характер. Это проявляется в том, что данная гипотеза не указывает на частные обстоятельства, конкретные формы и способы унижения чести и достоинства личности, не детализирует возможные проявления «не­приличной формы выраже­ния».

Гипотеза не просто учиты­вает жизненные обстоятель­ства, она превращает их в юридические факты. Напри­мер, юридические факты на­чинаются, если имеется вза­имное согласие лиц, желаю­щих вступить в брак, достиг­нут ими брачный возраст, от­сутствуют родственные отно­шения, препятствующие браку, не имеется душевных болезней или слабоумия у брачующихся, отсутствует у брачующихся другой брак, то только тогда можно вступить в брак. Это гипотеза и юридический состав. .


Гипотеза может быть про­стой, когда устанавливается одно условие, с которым свя­зывается действие правила поведения, сложной , когда та­ких условий два и более. На­конец, гипотеза может быть альтернативной , когда пра­вило поведения, действует в зависимости от одного или другого обстоятельства

Гипотезы могут различаться и по степени их определенно­сти. С абсолютно определен­ной гипотезой мы сталкива­емся тогда, когда сама норма определяет обусловливающие ее факты, если, например, ус­танавливается, что договор займа на сумму свыше должен быть заключен в письменной форме. Абсолютно неопреде­ленная гипотеза встречается тогда, когда сама норма не включает определений фак­тов, обусловливающих ее применение. Она предостав­ляет какому-нибудь органу власти делать это самому «в необходимых случаях». В чем заключаются названные «не­обходимые случаи», никоим образом не раскрывается.

Относительно определенная гипотеза имеет место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а огова­ривает ее действие каким-либо условием. Например, це­лый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного положения, введения чрезвы­чайного положения и т.д.

Иногда гипотезы подразде­ляют на односторонние и дву­сторонние . Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания примене­ния нормы называет только правомерные, или, напротив, неправомерные обстоятель­ства. Например, все нормы Особенной части УК РФ имеют односторонние гипо­тезы. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как на правомерные, так и на не­правомерные обстоятельства, приводящие в действие дан­ную юридическую норму.

Разновидностью сложной гипотезы является альтерна­тивная гипотеза . Ее сходство с другими сложными гипоте­зами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий осу­ществления правовой нормы. Однако согласно альтернатив­ной гипотезе - и в этом ее от­личие - для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоя­тельств

47. Диспозиция правовой нормы. Главным элементом, сердце­виной юридической нормы, заключенного в ней правила поведения является диспози­ция. Только в результате систем­ного объединения, целостного единства трех частей - диспо­зиции, гипотезы и санкции, - обладающих относительной самостоятельностью и своими особенностями, образуется целостное, качественно новое правило поведения.

Без гипотезы норма бессмысленна, без дис­позиции немыслима, без санк­ции бессильна.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспо­зиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной . Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Блан­кетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъ­екта реализации к другим пра­вовым нормам.

Диспозиция также может быть простой - указание на тот или иной однозначный ва­риант поведения. Может быть и описательной, когда систе­мой оценочных понятий, раз­личных характеристик и при­знаков формулируется пра­вило поведения. В теории права выделяют также ссы­лочную диспозицию . В этом случае в самой норме права не излагается правило поведения, а адресат отсылается к пра­вилу поведения, содержаще­муся в другой норме.

Выделяют и бланкетную (от­крытую) диспозицию, т.е. та­кое правило, которое может быть воспринято нормой права из других источников права. Бланкетная диспозиция не оп­ределяет признаков преступ­ления, а предоставляет уста­новление их специально ука­занным органам. (нарушение правил охраны окружающей среды, устанавливаемых экологиче­ским законодательством госу­дарства).

Именно диспозиция заключает и себе модель пра­вомерного поведения.

В зависимости от формы вы­ражения диспозиции подраз­деляются на управомочиваю­щие, обязывающие и запре­щающие ,

Управомочивающие диспо­зиции предоставляют субъек­там право на совершение пре­дусмотренных и них положи­тельных действий(«вправе», «имеет право», «может»)

Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обя­занность совершения опреде­ленных положительных дей­ствий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. («обязан», «должен», «подлежит»)

Запрещающими называются диспозиции, содержащие за­прет совершения определен­ных противоправных дейст­вий (или бездействия). Запре­щающая диспозиция - требо­вание воздерживаться от оп­ределенного варианта отрица­тельного поведения, которое законом признается правона­рушением.

Анализ диспозиций юриди­ческих норм позволяет вы­явить достаточно много их разновидностей.

Как и гипотезы, диспозиции подразделяются на казуаль­ные и абстрактные . Первая перечисляет конкретные предписываемые, разрешае­мые или запрещаемые дейст­вия, а вторая предусматривает определенный тип поведения. Так, Российское Уложение о наказаниях, в ко­тором применялись казуаль­ные гипотезы, содержало 2034 статьи, в то время как совре­менный УК РФ, знающий только абстрактные диспози­ции, - лишь около 400.

Существует несколько видов гипотез. Гипотезы правовых норм могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. По характеру содержания различают общие и кон­кретные гипотезы.

Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.

Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунк­там перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

2. По степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной, абсолютно неопределенной либо относительной.

Абсолютно определенная гипотеза только указывает факты, которые обуславливают действие нормы, например, сроки дав­ности.

Абсолютно неопределенная гипотеза не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять правовую норму.

Относительно определенная гипотеза содержит указание на ог­раничительные условия действия нормы, например, применение нормы в военное время.

3. Взависимости от основания применения пра­вовой нормы гипотезы подразделяются на односторонние и дву­сторонние.

Односторонняя гипотеза в качестве основания применения нормы предусматривает только правомерное либо неправомерное поведение.

Двусторонние гипотезы содержат указание как на правомерное, так и на неправомерное поведение, приводящее в действие пра­вовую норму. При этом предусматривается, что последствия за­висят от характера поведения, например, при повторной неявке в суд по гражданскому делу, если причина уважительная, судебное разбирательство откладывается; если причина неуважительная, то суд оставляет иск без рассмотрения.

Еще по теме § 3. Гипотеза правовой нормы:

  1. Тема 2. Земельные правовые нормы и земельные правовые отношения: механизм реализации
  2. Тема 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
  3. § 2.2. Финансовое законодательство. Финансово-правовые нормы
  4. Халафян Рустам Мартикович. НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО «МЯГКОГО ПРАВА» В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань 2016, 2016
  5. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Классификация нормативных правовых актов (НПА).

1. В соответствии с принципом разделения государственной власти: а) нпа законодательных органов государственной власти; б) нпа исполнительных органов государственной власти в) нпа судебных органов государственной власти.

2. По органам, принявшим нормативный правовой акт: а) нпа Государственной Думы ФС РФ (законы), б) нпа Совета Федерации ФС РФ (законы), в) нпа Президента РФ (нормативные указы), г) нпа Правительства РФ (постановления), д) нпа министерств, агентств, служб (нормативные приказы, положения, инструкции).

3. По сферам правового регулирования: нпа, регламентирующие общественные отношения в политической, экономической, имущественной, финансовой, бюджетной, налоговой, административной, земельной, семейной, трудовой, уголовной и иных сферах общественной жизни.

4. По юридической силе: законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Закон: понятие, виды.

Виды законов : Федеральные законы; Законы субъектов федерации. Федеральные законы: а)Конституция РФ; б) федеральные конституционные законы; в) федеральные кодексы; г)тематические федеральные законы.

Федеральные законы: а) Конституция РФ (лат. устанавливаю, учреждаю) – нормативный правовой акт, имеющий наивысшую юридическую силу, содержащий систему правовых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, между человеком и государством, а также основы организации и функционирования государства; б) федеральные конституционные законы: в) кодексы (лат. книга) – систематизированный нормативный правовой акт, направленный на регулирование определенной сферы общественных отношений; г) тематические федеральные законы.

Законы субъектов федерации: конституции (уставы) субъектов федерации; конституционные или уставные законы субъектов федерации; кодексы субъектов федерации; тематические законы субъектов федерации.

59 Подзаконный нормативный правовой акт – документ, принятый управомоченным субъектом на основе и во исполнение закона.

Виды подзаконных нормативных правовых актов:

1. Федеральные подзаконные нормативные правовые акты: нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нпа министерств, агентств, служб.

2. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации:

Нормативные указы президентов или постановления высших должностных лиц (губернаторов, глав администраций) субъектов федерации, нпа исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.

3. Подзаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления: нпа представительного органа муниципального образования, нпа главы муниципальных образований, нпа местной администрации.

4. Корпоративные нормативные правовые акты.

60. Понятие правотворчества.

Правотворческая деятельность - это интеллектуальная работа управомоченных субъектов по: созданию норм права; оформлению текста источника права (НПА); рассмотрению (обсуждению) и принятию источников права (НПА); введению в юридическую силу источников права (НПА).

Для правотворческой деятельности необходимо, чтобы управомоченные субъекты: а) обладали (владели) знаниями, навыками и умениями в юриспруденции по созданию и составлению юридических решений в различных социальных (политических, экономических, финансовых, экологических, земельных, жилищных, семейных, трудовых) сферах; б) умели создавать нормы права и правильно их записывать (прописывать); в) верно применяли правила юридической техники при разработке норм права и проектов источников права; г) правильно оформляли источники права по их содержанию и форме.

Правотворческий процесс - это: а) научное осмысление, анализ и выработка решений субъектами правотворчества социальных проблем требующих правового регулирования; б) деятельность субъектов правотворчества по разработке и оформлению источников права; в) обсуждение (рассмотрение) субъектами правотворчества проектов источников права; г) принятие правотворческим органом решений по источникам права, их опубликование и введение в действие; д) стадии разработки, рассмотрения, принятия и вступления в юридическую силу источников права.

Субъекты правотворчества – это компетентные (управомоченные) органы, имеющие в силу закона право разрабатывать, рассматривать, принимать и вводить в действие (юридическую силу) источники права (нормативные правовые акты).

Принципы правотворчества – это основополагающие правовые положения, на основе которых осуществляется правотворческая деятельность и реализуется правотворческий процесс.

Виды принципов правотворчества: профессионализма, научности, системности, законности, демократизма, гласности.

Виды (формы) правотворчества: 1) правотворчество населения путем проведения референдума; 2) правотворчество органов государственной власти; 3) правотворчество органов муниципальных образований; 4) корпоративное правотворчество (правотворчество организаций); 5) международное правотворчество.

1. Правотворчество населения путем проведения референдума.

Референдум – форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Виды референдума: а) референдум Российской Федерациифедеральный референдум; б) референдум субъекта федерации – региональный референдум; в) местный референдум – муниципальный референдум.

2. Правотворчество органов государственной власти подразделяется на: а) законотворчество и б) подзаконное правотворчество.

а) законотворчество представляет собой деятельность представительных (законодательных) органов государственной власти по созданию, принятию и введению в юридическую силу законов.

В федеративном государстве законотворчество осуществляется:

федеральными представительными (законодательными) органами государственной власти;

представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов федерации в пределах своей компетенции.

Согласно части 1 статьи 105 Конституции РФ, федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Закон – это нормативный правовой акт, принятый законодательным (представительным) органом государственной власти в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, содержащий нормы права и регламентирующий наиболее важные общественные отношения.

б) подзаконное правотворчество органов государственной власти – это деятельность государственных органов исполнительной власти по разработке, рассмотрению, принятию и введению в действие подзаконных нормативных актов.

Подзаконный нормативный правовой акт – это документ управомоченного органа, принятого на основании и во исполнении закона.

Применительно к Российской Федерации подзаконное правотворчество органов государственной власти также имеет две разновидности – подзаконное правотворчество федеральных органов исполнительной государственной власти и подзаконное правотворчество органов исполнительной государственной власти субъектов федерации.

Подзаконное правотворчество федеральных государственных органов исполнительной власти: правотворчество Президента РФ (указы); правотворчество Правительства России (постановления); правотворчество министерств, агентств и служб (положения, инструкции, правила).

Подзаконное правотворчество государственных органов исполнительной власти субъектов федерации: а) правотворчество высшего должностного лица субъекта федерации (указы президента, постановления губернатора); б) правотворчество правительства (администрации) субъекта федерации (постановления); в) правотворчество министерств, департаментов, управлений, комитетов субъекта федерации (положения, инструкции, правила).

3. Правотворчество органов муниципальных образований – разработка, рассмотрение, принятие и введение в юридическую силу муниципальных нормативных правовых актов.

Правотворчество органов муниципальных образований является одним из видов подзаконного правотворчества.

Виды правотворчества органов муниципальных образований: а) правотворчество представительного органа муниципального образования; б) правотворчество главы муниципального образования; в) правотворчество исполнительных органов (местной администрации) муниципального образования.

4. Корпоративное правотворчество – это создание, рассмотрение, принятие и введение в действие (юридическую силу) нормативных правовых актов организаций. Корпоративное правотворчество является одним из видов подзаконного правотворчества.

Виды корпоративного правотворчества: а) правотворчество коммерческих организаций; б) правотворчество некоммерческих организаций.

5. Международное правотворчество – это деятельность субъектов международного права по разработке, рассмотрению, принятию и введению в действие источников международного права (международные договоры, соглашения, конвенции).

Международный договор Российской Федерации – это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом. Ст. 2 ФЗ от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции РФ).

В каждом из названных видов (форм) правотворчества предусмотрен свой собственный процесс создания, разработки, рассмотрения, принятия, оформления и введение в действие (вступления юридическую силу) источников права.

61. Законодательный процесс является одним из важных видов (форм) правотворчества. Законодательный процесс – это деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти по разработке, рассмотрению и принятию проектов законов (законопроектов), а также по подписанию, опубликованию и вступлению в юридическую силу законов.

Виды законодательного процесса: В России законодательные процессы осуществляются: 1) в Государственной Думе ФС РФ и в Совете Федерации ФС РФ, а также 2) в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов федерации.

Стадии законодательного процесса: 1. Законодательная инициатива. 2. Планирование законопроектной работы. 3. Разработка текста законопроекта. 4. Рассмотрение и принятие закона. 5. Опубликование и вступление закона в юридическую силу.

1. Законодательная инициатива – это деятельность управомоченного субъекта по составлению и оформлению предложения о необходимости разработки проекта закона и право внесения законопроекта в законодательный орган.

2. Планирование законопроектной работы – это подготовка, составление, оформление и принятие программы (плана) работы законодательного (представительного) органа государственной власти на определенный (сессионный – весенний, осенний, полугодовой, годовой) период по разработке и рассмотрению проектов законов.

В плане (программе) законопроектных работ предусматриваются: наименования проектов законов; субъекты права законодательной инициативы; даты внесения законопроектов в Государственную Думу; комитеты ГД, ответственные за рассмотрение законопроектов (профильные комитеты); сроки подготовки, обсуждения, рассмотрения законопроектов в Государственной Думе.

3. Разработка текста и оформление законопроекта – это процесс подготовки проекта законодательного акта, который включает в себя:

научное исследования проблемы общественных отношений; проведение научного анализа действующих норм права, регулирующих схожие общественные отношения и изучение практики применения этих юридических норм; разработку, составление и оформление текста законопроекта; проведение филологической, экономической и юридической экспертиз проекта закона; направление (представление, внесение) законопроекта в законодательный орган.

4. Рассмотрение и принятие закона – это обсуждение законопроекта и его принятие законодательным органом государственной власти: на федеральном уровне рассмотрение и принятие федеральных законов осуществляется в Государственной Думе (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ); рассмотрение и принятие закона осуществляется в трех чтениях (по бюджету в 4-х чтениях) ст. 117 Регламента ГД ФС РФ. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости (ст. 118 Регламента ГД ФС РФ). По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять или одобрить законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, либо принять или одобрить закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, либо отклонить законопроект (ст. 119 Регламента ГД ФС РФ). Во втором чтении обсуждаются, рассматриваются нормы права, подпункты, пункты, статьи и разделы законопроекта. В третьем чтении законопроект рассматривается в целом с учетом внесенных в него изменений и дополнений (поправок). Каждое чтение завершается принятием решения. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ); Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105 Конституции РФ); Совет Федерации рассматривает закон и одобряет или не одобряет его (ч. 4, 5 ст. 105 Конституции РФ); Согласно статьи 106 Конституции РФ, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира. После того как Совет Федерации одобрил закон, то в течение 5 дней направляет его Президенту РФ для подписания и опубликования (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ); Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).

5. Опубликование и вступление закона в юридическую силу - это издание закона в официальных источниках информации и его введение в действие во времени, в пространстве и по субъектам права. Согласно части 3 статьи 15 Конституции РФ: законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются;

62. Право – это система общеобязательных формально определенных норм , выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Норма права – это формально-определенное, общеобязательное правило поведения субъектов, закрепленное в тексте правового акта (документа), принятого уполномоченным органом.

юридическое право – предусмотренная нормой права мера возможного, дозволенного поведения субъекта; юридическая обязанность – предусмотренная нормой права мера должного, необходимого поведения субъекта.
Свойства (признаки) нормы права:

1. Норма права всегда есть результат интеллектуальной деятельности субъекта правотворчества.
2. Норма права внешне представляет собой предложение (простое, сложное), совокупность которых составляет текст нормативного правового акта.
3. Норма права формально определена , то есть:
а) зафиксирована (записана, закреплена) субъектом правотворчества в виде предложений , текста официального источника права;
б) устанавливает права и обязанности субъектов, некую модель , масштаб, образец их поведения; в) имеет строго определенное официальное словесное выражение , которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.
4. Юридическая норма – правило поведения общего характера . Общий характер правовой нормы означает, что она:
а) действует на всех субъектов , которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе;
б) является равным, одинаковым масштабом действий, моделью поведения для всех субъектов , которые оказываются в сфере ее действия;
в) представляет собой оптимальную общую и абстрактную модель возможного или должного поведения, которая применима ко всем типичным, аналогичным жизненным ситуациям;
г) рассчитана на свою неоднократную реализацию каждый раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной нормой. При этом норма права не утрачивает свою силу после однократной реализации, а действует постоянно.
5. Норма права обязательна для всех субъектов, подпадающих под ее действие. Свойство обязательности нормы права проявляется в том, что она:
а) указывает как действовать , каким образом (какие деяния), в каком порядке (последовательность деяний), в течение какого времени (хронология деяний), на какой территории (пределы пространства) необходимо действовать субъекту;
б) требует от субъектов: либо совершать определенные положительные действия (активное обязывание), либо бездействовать по отношению к установленным запретам (пассивное обязывание), либо по своему усмотрению вести себя соответствующим образом (правомочие).
6. Норма права обеспечена государственным принуждением в случае ее нарушения, невыполнения, ненадлежащего выполнения, несоблюдения. Субъект, допустивший противоправные деяния, т.е. нарушения, невыполнения, ненадлежащее выполнение, несоблюдение требований нормы права, привлекается компетентным, управомоченным органом к соответствующему виду юридической ответственности.
7. Норма права является содержанием права , его форм (источников права).
8. Норма права есть первичный элемент системы права .
9. Норма права представляет собой разновидность социальных норм .
Виды (классификация) норм права.

1. В зависимости от предназначения норм права в правовом регулировании:
а) нормы права устанавливающие цели правового регулирования.
Например, часть 1 ст. 1 Конституции РФ - Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
б) нормы права устанавливающие принципы правового регулирования.
Например, ст. 10 Конституции РФ - Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;
в) нормы права устанавливающие определения понятий терминов правового регулирования.

2. По предмету правового регулирования (видам общественных отношений): нормы:
а)конституционного; б)гражданского; в)уголовного; г)административного; д)финансового; е) семейного, жилищного, трудового, земельного права.
3. В зависимости от характера предписания норм права: а)управомочивающие нормы; б)обязывающие нормы; в) запрещающие нормы.
4. В соответствии с функциями права : а) регулятивные нормы; б)охранительные нормы.
5. По юридической силе нормативного правового акта: а) нормы законов; б) нормы подзаконных нормативных правовых актов.

63. Гипотеза – это на предположение, жизненное обстоятельство, факт, условие , с возникновением которых вступает в действие диспозиция. Гипотеза это часть предложения, которая состоит из слов – если, в случае, при наличии и др. Гипотеза может быть расположена в начале, в середине или в конце предложения.

Виды гипотез: простая; сложная; альтернативная.

Простая гипотезачасть нормы права, указывающая на одно определенное условие (предположение, юридический факт ), с возникновением которого вступает в действие диспозиция. Например: пункт 3 статьи 32 Семейного кодекса РФ (право выбора супругами фамилии) – в случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии; часть 1 статьи 29 Уголовного кодекса РФ (оконченное и неоконченное преступления) – преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

Сложная гипотезачасть нормы права, указывающая на два и более определенные условия (предположения, юридические факты) , с возникновением которых вступает в действие диспозиция. Например, часть 4 статья 31 Жилищного кодекса РФ (права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении): в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Альтернативная гипотеза – часть нормы права, указывающая на одно либо (или) другое определенное условие (предположение, юридический факт) , с возникновением которого вступает в действие диспозиция.

Например, пункт 5 статьи 3 Гражданского кодекса РФ (гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права): в случае противоречия: 1) указа Президента Российской Федерации или 2) постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу или иному закону применяется ГК или соответствующий закон.

Например, часть 1 статьи 45 Гражданского кодекса РФ (объявление гражданина умершим): гражданин может быть объявлен судом умершим, 1) если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, 2) а если он пропал без вести при обстоятельствах: 2.1) угрожавших смертью или 2.2) дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Например, часть 1 статьи 46 Гражданского кодекса РФ (последствия явки гражданина, объявленного умершим): в случае: 1) явки или 2) обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

64. Диспозиция – права и обязанности субъектов. Диспозиция это часть предложения, которая состоит из слов – вправе, имеет право, должен, обязан, необходимо и др. Диспозиция может быть расположена в начале, в середине или в конце предложения. Виды диспозиции: простая, сложная, отсылочная, бланкетная.

Простая диспозиция – часть нормы права, в которой содержатся (указываются)одноправоилиодна обязанность субъектов. Например: часть 1 статьи 456 Гражданского кодекса РФ (обязанности продавца по передаче товара): продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи; часть 1 статья 463 Гражданского кодекса РФ (последствия неисполнения обязанности передать товар): если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Сложная диспозиция – часть нормы права, в которой содержатся (указываются)несколькоправи(или) обязанностей субъектов.

Например, в соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ (права и обязанности собственника жилого помещения), собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом. Собственник жилого помещения обязан: 1) поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, 2) не допуская бесхозяйственного обращения с ним, 3) соблюдать: 3.1) права и законные интересы соседей, 3.2) правила пользования жилыми помещениями, 3.3) правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК РФ).

Отсылочная диспозиция – права и (или) обязанности, содержащихся в этой или другой статье этого же нормативного акта. Например, часть 2 статьи 463 Гражданского кодекса РФ (последствия неисполнения обязанности передать товар): 1. Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи. При отказе продавца передать индивидуально-определенную вещь покупатель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 398 настоящего Кодекса . Статья 398 ГК РФ (последствия неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь. В случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору последний вправе требовать: 1) отобрания этой вещи у должника и 2) передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях. Это право отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Если вещь еще не передана, преимущество имеет тот из кредиторов, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить, - тот, кто раньше предъявил иск. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор. 3) вправе потребовать возмещения убытков.

Бланкетная диспозиция – часть нормы права, в которой сделано указание на права и (или) обязанности, содержащихсяв соответствующей статье другого нормативного акта. Например, согласно ч. 3 ст. 288 ГК РФ (собственность на жилое помещение), размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством . Глава 3 ЖК РФ. Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение. Ст.22. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Ст. 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Ст.24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение. Например, согласно ч.1 ст. 292 ГК РФ (права членов семьи собственников жилого помещения), члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством . Статья 31 ЖК РФ (права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении). 1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. 2. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

65. Санкция – часть нормы права, указывающая на вид или на вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей). Виды санкций: абсолютно-определенные; относительно-определенные; альтернативные.

Абсолютно-определенная санкция – конкретный, точный вид или на конкретный, точный вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и (или) обязанностей). Например, на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ (дисциплинарные взыскания), за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

Например, на основании статьи 57 ФЗ РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Относительно-определенная санкция – часть нормы права, указывающая нанизший и высший предел размера вида юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей). Например, статья 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размереот ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Альтернативная санкция – часть нормы права, указывающая на один вид и размер либо, или на другой вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей). Например, часть 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Например, часть 1 статьи 129 Уголовного кодекса РФ. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на тот же срок.

Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. В одной статье содержится одна норма права. В одной статье содержится несколько норм права. Одна норма права расположена в нескольких статьях.\

66. Системы права – это внутреннее строение права, разграничение его на: юридические нормы,правовые институты, подотрасли и отрасли в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система права является одним из основных компонентов правовой системы государства

Структура системы права

Элементы структуры системы права: 1) юридические нормы; 2) правовые институты; 3) подотрасли права; 4) отрасли права; 5) материальное и процессуальное право; 6) публичное и частное право.

1. Юридическая норма – первичный элемент системы права. Норма права – это формально-определенное, общеобязательное правило поведения субъектов, закрепленное в тексте правового акта, принятого уполномоченным органом.

2. Институт права или правовой институт:

а) группа норм права , связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования

в) комплекс взаимосвязанных правовых предписаний, регулирующих определенную группу или сторону однородных общественных отношений (институт законодательной власти в конституционном праве, институт собственности в гражданском праве, институт заработной платы в трудовом праве, институт освобождения от наказания в уголовном праве) б) правовой институт есть совокупность правовых норм, образующих обособленную часть отрасли права (институт подряда, институт страхования в гражданском праве)

Примеры институтов права или правовых институтов.

в конституционном праве – правовые институты: формы государства, гражданства, президента,

депутата, правительства, избирательной комиссии.

в гражданском праве – правовые институты: сделок, права собственности, договора купли-продажи, договора поставки

в муниципальном праве –правовые институты: муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации, вопросов местного значения, форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления (референдума, публичных слушаний, собраний и конференций граждан)

в административном праве – правовые институты: административного правонарушения, административного наказания, административной ответственности, административных комиссий.

в уголовном праве – правовые институты: преступления, уголовного наказания, субъектов уголовно-правовых отношений.

3. Подотрасль права.

а) подотрасль права – это обособленная часть отрасли права , которая регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права.

Например, В гражданском праве – наследственное, авторское, транспортное, страховое право, патентное право.

В земельном праве – лесное, водное, горное право.

В финансовом праве – таможенное, налоговое, бюджетное право

Отрасль права – это совокупность правовых норм, которая образует самостоятельную обособленную часть системы права, регулирующую качественнооднородную сферу общественных отношений своим особым методом

Проф. Сергей Сергеевич Алексеев называет три звена отраслей права:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия (обст-ва), при наличии или отсутствии кот. возможно действие данной нормы, т. е она содержит указания на конкретные жизненные обст-ва, условия, при которых данная норма права вступает в действие. В частности, гипотеза может выражать:

Сроки вступления в действие правовой нормы;

Достижение определенного возраста гражданина — субъекта права;

Время и место совершения того или иного события;

-«принадлежность» гражданина к тому или иному государству;

Состояние здоровья, от которого зависит возможность реализации права.

Классификации и виды гипотез

Гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов. Гипотеза — часть юридической нормы, указывающая на жизненные обст-ва, при наличии которых определенные субъекты вступают в отношения друг с другом.

Гипотезы бывают простые и сложные. Простые гипотезы указывают на одно условие реализации нормы Сложные гипотезы м. б. кумулятивными и альтернативными. Кумулятивная гипотеза связывает осуществление нормы с одновременным наличием нескольких условий. Альтернативная гипотеза ставит реализацию нормы в завис. от наступления одного из нескольких условий.

Кроме того, по степени определенности гипотезы м. б. абсолютно определенными (простая), относительно определенными (сложная) и даже неопределенными («в случае необходимости»), а по способу изложения — казуистическими и абстрактными.

По степени сложности (в зависимости от структуры) гипотезы подразделяются:

на -однородные (простые). В них указывается на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юр. нормы. Пример: «Срок действия доверенности не может превышать трех лет»

Составные (сложные). В них действие нормы права ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обст-в. Пример. Условия заключения брака для вступающих в брак: во-первых, взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, а также достижение брачного возраста (ст. 12 СК РФ); во-вторых, отсутствие обст-в, препятствующих заключению брака.

— альтернативные. В них содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная правовая норма начинает действовать.

Гипотеза правовой нормы

Пример: «В случаях когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар…»

Сложно-альтернативные. В этом случае гипотезы имеют одновременно и сложность, и альтернативность.

По наличию или отсутствию юридических фактов (обстоятельств):

Положительные — указывают на необходимость определенных условий для действия нормы;

Отрицательные — предполагают, что применение нормы права осущ. в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий. Так, неоказание помощи больному мед. работником рассматривается в качестве отрицательной гипотезы. За это устанавливается мера юр.отв-ти.

По форме выражения:

Общие. В них указыв. общие признаки, напр. общее условие действия всех уг.-правовых норм – достиж. возраста уг. отв-ти;

Частные. В них указываются более конкретные признаки. Так, условием действия уголовно-правовых норм, регулирующих отв-ть за должностные преступления, является наличие спец. субъекта, т. е должностного лица.

По форме выражения гипотезы в литературе называют еще абстрактными и казуистическими.

Санкция нормы права: понятие, виды.

Санкция — часть правовой нормы, указывающей на последствие наступающее в результате нарушения диспозиции. Выделяют также положительные санкции, т.е. последствие за целесообразное либо желаемое поведение. Виды санкций: 1. По характеру неблагоприятных последствий:

— штрафные или карательные,

— меры предупредительного воздействия (арест имущества, задержание в качестве подозреваемого, принудительное лечение),

— правовосстановительные санкции (восстановление на прежней работе, взыскание алиментов, выплата средств в качестве компенсации нанесенного ущерба).

2. По объему и размеру неблагоприятных последствий:

— абсолютно-определенные (точно указан размер последствий, например, увольнение или размер штрафа),

— относительно-определенные (указаны верхняя и нижняя граница, например наказывается сроком от 2 до 5 лет),

— альтернативные (названы или перечислены несколько видов из которых выбирается один, например, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20, либо пожизненным лишением свободы),

— кумулятивные (допускают или обязывают вместе с основной мерой наказания еще и дополнительную)

Интересной разновидностью санкций явл. поощрит. санкции, существование кот. признается не всеми авторами

Принципы права: понятие, виды.

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права. Существует несколько свойств принципов права:

1.наличие основополагающего характера;

2.отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3.отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

4.системность;

5.устойчивость;

6.фиксирование в законодательстве;

7.отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8.наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

1.общие (общеправовые) принципы; предст. собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

На принцип законности – означает обяз-ть всех субъектов обществ. отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех НПА, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

Принцип федерализма – отражает федеративное устройство гос-ва, определяет соотношение федерал. зак-ва и зак-ва субъектов Федерации и т. д.;

Принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод чел., запрет на любую деят-ть, которая могла бы посягнуть на челов. достоинство, и т. д.;

Принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

Принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

Принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

2.отраслевые принципы; предст. собой исходные начала, кот. действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

3.межотраслевые принципы. представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1.принцип гласности;

2.принцип состязательности;

3.принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Напр., противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

Признаки нормы права:

Гипотеза нормы права: понятие и классификация

норма находит свое выражение в признаваемых в данной правовой системе формах, т. е. источниках права (в зависимости от вида источника норма права либо устанавливается государством, например, путем утверждения нормативно-правового акта, либо санкционируется государством, например, если суд применяет обычай делового оборота);

1. если (гипотеза)

2. то (диспозиция)

3. иначе (санкция).

По строению:

Простые гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия, например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие - если заключается договор личного страхования.

Читайте также:

Виды гипотез правовой нормы.

Гипотезы правовых норм классифицируются по различным основаниям:

1. По характеру содержания различают общие и кон-кретные гипотезы.

Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.

Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Например, гипотеза нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунк-там перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

2. По степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной, абсолютно неопределенной либо относительной.

Абсолютно определенная гипотеза только указывает факты, которые обуславливают действие нормы, например, сроки дав-ности.

Абсолютно неопределенная гипотеза не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять правовую норму.

Относительно определенная гипотеза содержит указание на ог-раничительные условия действия нормы, например, применение нормы в военное время.

3. В зависимости от основания применения пра-вовой нормы гипотезы подразделяются на односторонние и дву-сторонние.

Односторонняя гипотеза в качестве основания применения нормы предусматривает только правомерное либо неправомерное поведение.

Двусторонние гипотезы содержат указание как на правомерное, так и на неправомерное поведение, приводящее в действие пра-вовую норму. При этом предусматривается, что последствия за-висят от характера поведения, например, при повторной неявке в суд по гражданскому делу, если причина уважительная, судебное разбирательство откладывается; если причина неуважительная, то суд оставляет иск без рассмотрения.

Виды диспозиций правовой нормы.

Диспозиции норм права классифицируются по следующим основаниям:

1. По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.

Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.

Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, на-пример, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.

Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой норматив-ный акт либо указывает на незаконность действий и таким обра-зом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.Например, закон устанавливает обязанность соблюдать правила дорожного движения, но какие конкретно правила станут в этом случае обязательными по закону будет определяться набором из правил дорожного движения.

2. По своей юридической направленности выделяют представительно-обязывающие, обязывающие, управомочивающие, рекомендательные, ограничительные и закрепительные дис-позиции.

Представительно-обязывающие диспозиции содержат двусто-ронние правила поведения, например, продавца и покупателя.

Обязывающие диспозиции указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа.

Управомочивающие диспозиции содержат указание на вид и ме-ру возможного поведения, например, собственника имущества.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками, например, нормы Трудового кодекса ог-раничивают продолжительность труда несовершеннолетнего.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и за-дачи деятельности государственных органов.

Виды санкций правовой нормы.

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

1. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (сти-мулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).

Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недей-ствительными (санкции ничтожности).

Карательные меры в литературе иногда называют полными санк-циями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

2. По степени определенности и вариантности выделяют несколько видов санкций: абсолютно-определенные, от-носительно определенные, альтернативные, кумулятивные и ком-бинированные:

— абсолютно-определенная санкция содержит указание на точно зафиксированное последствие, например, смертная казнь;

— относительно-определенная санкция содержит указание на ниж-ний и верхний пределы наказания, например, в случае лишения свободы - от 2 до 5 лет, от 8 до 15 лет;

— альтернативная санкция содержит указание на несколько видов возможных наказаний и тем самым предоставляет пра-воохранительным органам право выбора, например, за ряд пре-ступлений могут быть применены лишение свободы или испра-вительные работы;

— кумулятивная санкция предусматривает возможность сложе-ния нескольких видов наказаний. К примеру, смертная казнь мо-жет сочетаться с конфискацией имущества, а лишение свободы - с лишением определенного права;

— комбинированная санкция представляет собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

Итоги:

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если-то-иначе». «Если» – это условие действия нормы права, «то» – само правило поведения, «иначе» – это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.

Виды норм права

Классификация норм права проводится по различным основа-ниям:

1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, разли-чаются государственно-правовые (конституционные), администра-тивные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уго-ловно-правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования от-раслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, "что делать".

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, "как делать".

3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.

4. По характеру содержания выделяют нормы-декла-рации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и за-дачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уго-ловного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодек-се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ-лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм — определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен-ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та-ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде-ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм — предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц.

ГИПОТЕЗА НОРМЫ ПРАВА

К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по-ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого-вориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы характерны для гра-жданского права, которое предусматривает равноправие субъек-тов, их автономность и возможность соглашения сторон.

7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).

Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.

8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и закон-ных интересов от нарушений.

9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они на-ходятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).

10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

Замечание:

Любая классификация имеет условный характер, но помогает профессионально точно и грамотно осуществлять правовое регулирование.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Понятие, признаки и структура нормы права.

Норма права – это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.

Признаки нормы права:

1. общеобязательность нормы означает, что она —

а) адресована неопределенному кругу лиц;

б) рассчитана на неоднократное применение,

в) является эталоном, «равным масштабом», применяемым к разным лицам и ситуациям;

2. нормы права в своей совокупности образуют правовые институты, отрасли права и право в целом, т. е. нормы права составляют в своей системе содержание права в объективном смысле;

3. норма находит свое выражение в признаваемых в данной правовой системе формах, т. е. источниках права (в зависимости от вида источника норма права либо устанавливается государством, например, путем утверждения нормативно-правового акта, либо санкционируется государством, например, если суд применяет обычай делового оборота);

4. норма права регулирует общественные отношения, т. е. является социальной нормой;

5. в отличие от других социальных норм норма права охраняется государством, в том числе и путем применения мер государственного принуждения;

6. из нормы права вытекают права и обязанности участников правоотношения.

Логической структурой правовой нормы является схема из трех элементов

1. если (гипотеза)

2. то (диспозиция)

3. иначе (санкция).

Гипотеза – это та часть нормы, которая указывает на условия при которых эта норма может быть реализована в конкретные правовые отношения. Это могут быть различные обстоятельства, независящие от воли лиц (Например: стихийное бедствие, возраст, беременность) и являются юридическими фактами, либо волевыми действиями (Например: заключение договора). Таким образом, с помощью гипотезы абстрактный вариант поведения, изложенный в норме, привязывается к конкретному жизненному случаю, либо к определённому человеку, времени и месту, т. е. гипотеза приводит в движение юридическую норму.

Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтернативные.

По строению:

Простые гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия, например, ч. 2 ст.

45. Гипотеза юридической нормы. Понятие, виды.

945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие - если заключается договор личного страхования.

Сложные гипотезы ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий. Например, ст. 101 СК РФ устанавливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают совместно с ребенком, не принимают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы.

Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких условий, перечисленных в норме. Например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, достаточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.

Гипотеза по характеру содержания различают общие (абстрактные), которые определяют условия действия нормы общими родовыми признаками. Эти гипотезы подразделяются на:

— абсолютно-определённые (Например: сроки давности);

— относительно-определённые (Например: ограниченные условия действия нормы).

В зависимости от основ применения правовой нормы выделяют:

1) односторонние гипотезы, где в качестве применяемой нормы предусмотрено правовое или неправовое поведение;

2) двусторонние содержат указания как на правомерное, так и неправомерное поведение (Например: если лицо не явилось в суд, то заседание откладывается).

Ког­да в гипотезе перечисляются обстоятельства при наличии которых пра­вовая норма будет действовать - гипотеза называется положительной.

Когда в гипотезе перечислены обстоятельства при наличии кото­рых данная норма или какая-либо другая норма не будет действовать - гипотеза называется отрицательной.

Например, статья 12 Семейного Кодекса РФ «для заключения брака необходимо взаимное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста» (положи­тельная гипотеза), но для этого также необходимо отсутствие условий указанных в статье 14: отсутствие уже зарегистрированного брака, близких родственных отношений с лицом, вступающим в брак, а также признанной судом недееспособности вследствие психического расстройства (отрицательная гипотеза).

Виды гипотез:

Простая гипотеза - если в ней указано одно обстоятельство с на­личием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. Пример, ч. 1, п. «а», ст.12 закона «О гражданстве Российской Федерации» «Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родите­ля или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (гипотеза) (независимо от места рождения ребенка)».

Сложная гипотеза - если действие нормы зависит от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Например, ч 1,п. «г», ст.12 закона «О гражданстве Российской Федерации» «О гражданстве Российской Федерации» «Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства (одно обстоятельство), при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации (второе обстоя­тельство), а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство (третье обстоятельство)».

Альтернативная гипотеза - если действие юридической нормы зави­сит от одного из нескольких перечисленных в законе (нормативно-пра­вовом акте) обстоятельств. Например, ст.18 Закона "О гражданстве Российской Федерации" называет обстоятельства, каждое из которых является основа­нием прекращения гражданства.

Для удобства и исходя из логики изложения нормативного материа­ла в статьях нормативно-правовых актов могут отсутствовать гипотезы юридической нормы. Так, для четкости изложения в УК РФ гипотеза ря­да правовых норм формулируется в одной статье, являющейся общей для целого ряда статей. Например, известно, что «уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом (ст. 19 УК РФ). Это можно считать общим условием (гипотезой) норм Особен­ной части УК РФ.

Диспозиция (распоряжение) - часть (элемент) юридической нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники общественных отношений, элемент, указывающий каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой.

Диспозиция - ядро правовой нормы, ее главный элемент, пос­кольку именно в ней формулируется и раскрывается само правило пове­дения, указываются юридические права и обязанности возникающие у субъектов правоотношения, раскрывается их содержание. В приведенном примере диспозиция предписывает: подрядчик обязан выполнить опреде­ленный договором объем строительных работ и имеет право требовать оплату за выполненную работу, заказчик имеет право требовать выпол­нения работ в соответствии с договором и обязан оплатить их. Или в еще одном приведенном выше примере диспозиция предписывает, что най­модатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданно­го внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или догово­ром, в случае неисполнения наймодателем этой обязанности имеет пра­во либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стои­мость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

В зависимости от того, как излагается правило поведения, разли­чают следующие виды диспозиций:

1) Простая диспозиция - называет вариант поведения, но не раскры­вает, не разъясняет его признаков. Например, ст.16 Закона "О заня­тости населения в РФ" устанавливает, что "республиканские и регио­нальные службы занятости разрабатывают программы с мерами содей­ствия занятости населения"; что представляют из себя эти программы, норма не определяет. Ст. 109 УК РФ Причинение смерти по неосто­рожности.

2) Описательная диспозиция - описывает все существенные признаки по­ведения. Например, ст. 161 УК РФ (грабеж) – «открытое хищение чужого имущества».

3) Ссылочная диспозиция - называющая, но не излагающая правило пове­дения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме того же нормативно-правового акта. Например, ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью». Для определения степени тяжести последствий данная статья отсылает нас к ст. 111 УК РФ.

4) Разновидностью ссылочной диспозиции является бланкетная - она для ознакомления с правилами поведения отсылает не к нормам этого же ак­та, а других нормативно-правовых актов (инструкции, правила, техни­ческие нормы и так далее). Так статья 264 Уголовного кодекса России гласит: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека - наказывается ……..». В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нару­шены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вожде­ния или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье, эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины.

Отличие бланкетной диспозиции от ссылочной выражается в следую­щем: при ссылочной диспозиции указывается конкретная статья, к кото­рой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элемен­тах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-право­вом акте. При бланкетной диспозиции отсылка к конкретной статье за­кона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.



Санкция - элемент нормы, определяющий какие виды и меры государствен­ного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотрен­ного диспозицией.

Санкция (взыскание) - часть (элемент) юридической нормы, пре­дусматривающая ответственность за нарушение правила, установленного диспозицией этой нормы.

До тех пор пока нормы права не будут исполняться в силу убежде­ния, добровольно, до тех пор, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а значит - сред­ством укрепления законности и правопорядка.

Санкция определяет меры юридической ответственности за наруше­ние определенной нормы права. В приведенном примере каждая из сто­рон в случае нарушения договорных обязательств обязана возместить другой стороне убытки. Если сторона добровольно не выполняет этих требований, то компетентные государственные органы (суд, арбитраж) применяют к нему соответствующие меры государственного воздействия, которые обеспечивают исполнение договорных обязательств.

Hа первый взгляд может показаться, что во многих нормах права санкций непосредственно не содержится. Такие нормы имеются в госу­дарственном, административном, земельном процессуальном и некоторых других отраслях права. Hо тем не менее за этими нормами стоит воз­можность государственного принуждения. Обычно санкцию следует ис­кать в нормах административного, а в некоторых случаях - в нормах уголовного права, потому что эти отрасли как бы "специализируются" на регулировании ответственности за нарушение установленного госу­дарством порядка отношений во многих сферах общественной жизни. Если следователь или судья нарушили порядок производства по делу, то бу­дут применены санкции норм административного, а не процессуального права. Если совершены правонарушения, предусмотренные нормами зе­мельного права, то применяются санкции норм административного, а в некоторых случаях и уголовного права. Так же обстоит дело и в том случае, если должностное лицо исправительно-трудового учреждения на­рушит установленный законодательством режим отбывания уголовного на­казания осужденным. Причины такого структурного расчленения норм права коренятся в его системном характере, зависят от способа изло­жения содержания нормы права в статье нормативно-правового акта.

Санкция может предусматривать:

а) меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и другие). Санкции этого вида называются штраф­ными.

б) меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, за­держание в качестве подозреваемого, принудительное лечение и другие).

в) меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов). Назначение указан­ным мер - устранение причиненного человеку вред и восстановление его нарушенных прав (эти меры предусматривают выполнение правонарушите­лем лежащих на нем и не исполненных ранее обязанностей).

г) неблагоприятные последствия, возникающие в результате поведения самого субъекта (утрата больным пособия по временной нетрудоспособ­ности вследствие нарушения режима или неявка без уважительных при­чин на врачебный осмотр и так далее).

В зависимости от объема и размера неблагоприятных последствий для нарушителя, санкции бывают:

1) Абсолютно-определенные - где точно указан размер неблагоприятных последствий (увольнение, точно обозначен размер штрафа, срок лишения свободы и так далее).

2) Относительно-определенные - где границы неблагоприятных послед­ствий указаны от минимально до максимального или только до макси­мального. Это в основном санкции уголовно-правовых норм с формули­ровкой наказывается лишением свободы на срок от... до... лет" или наказывается лишением свободы сроком до... лет".

3) Альтернативные санкции - указывают на две или более разные по со­держанию возможные меры ответственности. Например, словесное выра­жение такой санкции может выглядеть так "наказывается лишением сво­боды на срок до шести месяцев, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до... рублей, либо влечет применение мер общес­твенного воздействия".

В зависимости от характера правонарушения, степени его общес­твенной опасности санкции могут быть: имущественными, дисциплинарны­ми, административными, уголовными.

Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов. Если в нор­ме не указаны обстоятельства, при которых она действует (отсут­ствует гипотеза), то она будет безжизненной, то есть неизвестно при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме нет самого правила поведения, то есть не указывается каким может или должно быть поведение при наличии условий, предус­мотренных гипотезой, то такая норма теряет качества социальной нор­мы вообще (неизвестно как себя вести, значит, вести себя можно как угодно). Отсутствие в структуре нормы санкции, обеспечиваемой мера­ми государственного принуждения, лишает ее качества правовой нормы, потому как важнейшим признаком нормы права является охрана ее госу­дарством. Итак, норма права может активно воздействовать на общес­твенные отношения, быть и государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.