Статус субъекта рф может быть изменен по. Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус. Порядок изменения статуса субъектов РФ

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;

3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект РФ вправе иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса:

1) Республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей РФ. Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств;

3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Кон. РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят ФЗ об автономной области, автономном округе.

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время, например, в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. КС РФ в Постановлении разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Комментарий к Статье 66 Конституции РФ

1. Конституция исходит из необходимости сохранения исторически сложившегося государственного единства, стабильности и конституционного правопорядка на всей территории РФ. Вместе с тем, учитывая сложившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой сфере, она допускает особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. Эти особенности отражены, в частности, в ст. 66. Признание Конституцией наличия особенностей в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов РФ не означает нарушения принципа равноправия частей, составляющих Федерацию, и тем более - наличия некоей иерархии в их статусах. Конституционный смысл понятия "статус субъекта РФ" вытекает из системного анализа положений Основного Закона, важнейшими из которых являются нормы, сформулированные в ч. 1 ст. 5, где дана структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства: "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации".

Особенности различных субъектов РФ, отраженные в их конституционно-правовом статусе, а также очевидное неравенство различных частей Федерации по уровню их социально-экономического развития, размерам территории, численности населения и иным исторически сложившимся условиям не означает, что Федерация в нашей стране носит асимметричный характер, поскольку "симметрия" Федерации определяется конституционным принципом равенства прав всех субъектов РФ между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти (см. комментарий к ч. 4 ст. 5). Различаясь фактически, субъекты РФ в конституционном отношении, по сути, являются одинаковыми. Понятие "субъект РФ", применяемое Конституцией ко всем без исключения частям Федерации, подчеркивает их общность и обращает внимание на то, что при сохранении прежних государственно-правовых форм они обрели новое качество, став равноправными субъектами РФ.

Свой статус субъекты РФ обрели в силу федеральной Конституции, а не собственного волеизъявления в порядке договора (см. абз. 4 п. 2.1 мотивировочной части Постановления КС РФ от 07.06.2000 N 10-П). Все субъекты РФ являются не отъемлемыми составными частями России и не обладают правом сецессии, т.е. правом выхода из состава РФ. Все субъекты Федерации имеют равные права и обязанности как составные части федеративного государства. В частности, субъекты равны в своих правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации и др. (ст. 66).

Все субъекты РФ самостоятельно образуют органы государственной власти (ч. 1 ст. 77) и обладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73). На все субъекты Федерации в равной мере распространяется принцип территориальной целостности. Границы между субъектами могут быть изменены лишь с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67), а утверждается такое изменение на федеральном уровне - Советом Федерации (п. "а" ч. 1 ст. 102). Все субъекты РФ в равной мере обладают правом заключать внутрифедеративные договоры, в том числе о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти (ч. 3 ст. 11), а также участвовать в международных внешнеэкономических связях в порядке, установленном соответствующим федеральным законом. Изъятия из таких единых правил, устанавливаемые для отдельных субъектов и не имеющие под собой правовых и фактических оснований, не отвечают конституционному требованию о равноправии субъектов РФ.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, какими правовыми актами определяется статус республики как субъекта РФ. Как и для всех остальных субъектов Федерации, основополагающие элементы статуса республики закрепляет Конституция. Статус республики конкретизируется в ее конституции. Конституция республики как субъекта РФ - это целостный, единый акт, имеющий высшую юридическую силу в системе правовых актов субъекта. Конституция республики имеет одинаковую юридическую силу с уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В начале 90-х годов ХХ в. в период так называемого "парада суверенитетов" многие республики закрепляли в своих конституциях положение о государственном суверенитете, претендуя на особый статус в составе Российской Федерации. Основываясь на неверных представлениях о природе российского федерализма, некоторые республики включали в тексты конституций положения, ведущие к пересмотру предметов ведения и полномочий Федерации, а также в ряде случаев закрепляли верховенство своих законов над федеральным законодательством. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.06.2000 N 10-П разъяснил неправомерность постановки вопроса о суверенитете республик и указал, что все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, не должны противоречить Конституции. В частности, Конституционный Суд показал, что, по смыслу преамбулы, ст. 3-5, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 65, ст. 66 и п. "б" ст. 71 Конституции в их взаимосвязи, республики как субъекты РФ не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным. Тем не менее положения о суверенитете, ограниченном пределами исключительного ведения республики, по-прежнему сохраняются в конституциях ряда республик (например, Чеченской Республики)*(744).

2. Часть 2 комментируемой статьи указывает, что статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа также устанавливается Конституцией, а конкретизируется в соответствующих уставах.

Уставы субъектов Федерации, как и конституции республик, занимают особое, а именно высшее место в иерархии нормативных актов субъекта Федерации, они имеют высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам субъекта (Постановление КС РФ от 01.02.1996 N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области"*(745)). Уставы определяют организацию субъектов РФ и образуют основу законодательства и иного правотворчества по вопросам их исключительного ведения. Что касается совместного ведения РФ и ее субъектов, то уставы субъектов служат основой их законодательства по этим вопросам наряду с федеральными законами без ущерба для верховенства последних.

Уставы, как и конституции субъектов РФ, имеют особый правовой характер, о чем свидетельствует усложненный, по сравнению с обычными законами субъекта, порядок их принятия, а также внесения изменений и дополнений, наличие специальных процедур проверки на соответствие Конституции (см. комментарий к ч. 2 ст. 5). Как и все правовые акты субъектов РФ, уставы края, области, города федерального значения автономной области, автономного округа не должны противоречить принципу верховенства Конституции РФ и подлежат применению лишь в части, не противоречащей Основному Закону.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает дополнительные возможности для определения статуса автономной области, автономных округов. При необходимости автономная область, автономные округа вправе инициировать принятие специального федерального закона, конкретизирующего особенности статуса соответствующих субъектов РФ. До настоящего времени эта возможность не была реализована.

4. Положения ч. 4 ст. 66 устанавливают механизмы урегулирования отношений между органами государственной власти субъектов РФ, являющимися частями так называемых "сложносоставных" субъектов. Она распространяется на отношения с участием всех автономных округов, за исключением Чукотского автономного округа, который вышел в 1992 г. из состава Магаданской области (Закон РФ от 17.06.1992 N 3056-1 "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации"*(746)). Поскольку Конституция прямо не разъясняет положение о "вхождении", на практике в середине 90-х годов ХХ в. возникали различные коллизии между органами государственной власти "сложносоставных" субъектов РФ в понимании указанного положения и его правовых последствий.

Точку в дискуссиях поставил Конституционный Суд РФ, который принял специальное Постановление о толковании ч. 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации (см. Постановление КС РФ от 14.07.1997 N 12-П "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области"*(747)). Суд указал, что данная норма носит констатирующий характер и потому употребление термина "входящий" означает признание Конституцией существовавшего до ее вступления в силу положения, согласно которому автономные округа, не оформившие изменение своего статуса, по-прежнему входят в состав соответствующего края или области. Однако наряду с преемственностью Конституция предусматривает ряд существенных изменений в регулировании федеративных отношений. Она провозглашает в качестве одной из основ конституционного строя равноправие всех субъектов Федерации, в том числе края, области и автономного округа. При этом принцип равноправия доминирует в статусе субъекта Федерации, что находит отражение в ч. 1 и 4 ст. 5, ч. 2 ст. 72, ч. 4 ст. 76 Конституции. Однако принцип равноправия субъектов Федерации не исключает вхождения автономного округа в состав края, области.

Вхождение автономного округа в состав края, области и по смыслу ч. 4 ст. 66 означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ - края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами Российской Федерации: "вхождение" предопределяет обязанность органов государственной власти обоих субъектов обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области. Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса - территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п. "Вхождение" не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта РФ, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией.

Равноправие и самостоятельность автономного округа в отношении своей территории и объема полномочий обеспечиваются, наряду с другими конституционными гарантиями, тем, что для изменения его статуса в соответствии с ч. 5 ст. 66 Конституции не требуется согласия или предварительного разрешения края, области. Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Российской Федерации и договором между их органами государственной власти.

Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения край, область, автономный округ как самостоятельные и равноправные субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона края, области или автономного округа. В сфере совместного ведения РФ и ее субъектов полномочия органов государственной власти края, области на территории автономного округа осуществляются в рамках, определенных федеральным законом и договорами между соответствующими органами государственной власти, которые обязаны принять все меры для достижения согласия.

Закон о порядке принятия в РФ предоставил дополнительные правовые возможности для решения разного рода практических вопросов, связанных с "вхождением" автономных округов в состав краев, областей. На основе добровольного объединения ряда автономных округов, краев и областей созданы пять новых субъектов РФ - Пермский край, Красноярский край, Камчатский край, Иркутская область и Забайкальский край (см. комментарий к ст. 65).

5. Все субъекты РФ в равной степени обладают конституционными гарантиями своего статуса. Согласно ч. 5 ст. 66 статус субъекта РФ может быть изменен лишь по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. Взаимное согласие Российской Федерации и субъекта Федерации означает достижение единой позиции по вопросу изменения статуса субъекта и выражается путем принятия нормативных правовых актов органов государственной власти РФ и ее субъектов. Согласие субъекта может быть выражено в различных формах - как в форме регионального референдума, так и в форме закона субъекта Федерации, принятого законодательным (представительным) органом, который, будучи избранным населением региона, является выразителем его воли.

Устанавливая основные принципы изменения статуса субъекта РФ, норма ч. 5 ст. 66 не содержит прямого указания, что конкретно следует понимать под этим изменением. В практике федеративного строительства возникали ситуации, когда субъекты РФ выходили с инициативами об изменении своего статуса путем его "повышения" или предоставлении "особого" положения в составе РФ. Такая постановка вопроса была основана на прочтении ч. 1 и 2 комментируемой статьи вне системной связи с остальными положениями Конституции и неверном предположении, что наличие особенностей в конституционно-правовом статусе различных видов субъектов РФ означает их разную конституционную "ценность", при этом статус республики считается наиболее значимым, а статус автономного округа - наименее ценным. Однако, как отмечалось выше, в Конституции нет иерархической соподчиненности между субъектами Федерации, они равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральным органами государственной власти. Различия в названиях видов (форм) субъектов отражают лишь историческую преемственность и уже не связаны с различиями в правовом статусе.

Изменение статуса субъекта РФ не означает образования нового или упразднения существующего субъекта. С этой точки зрения практика добровольного объединения нескольких субъектов в один новый также не является изменением статуса субъекта РФ, поскольку при объединении происходит добровольное аннулирование субъектности автономных округов и распространение на их территорию юрисдикции органов государственной власти краев, областей, в состав которых они прежде входили (см. комментарий к ч. 4 ст. 66). Под изменением статуса субъекта Федерации следует понимать нормативное закрепление установленных по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта особенностей в элементах общего конституционного статуса конкретного субъекта. Речь может идти об особенностях реализации на территории субъекта РФ общих принципов организации органов государственной власти субъекта и местного самоуправления; о закреплении определенных региональных отличий от общих принципов взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ и Федерации (например, в части, касающейся государственного регулирования бюджетно-финансовой и экономической сферы региона); об установлении некоторых изъятий в полномочиях органов государственной власти субъекта РФ и т.д.

Очевидно, что внесение изменений в статус субъекта РФ должно иметь под собой веские объективные причины и не может вести к нарушению основ конституционного строя, установленных в . Поскольку изменение статуса субъекта РФ в определенном смысле ведет к закреплению отличий конкретного субъекта от общей нормы, оно осуществляется только путем принятия специального федерального конституционного закона, но при этом не носит и не может носить характера изменения (поправки) Конституции. Использование для закрепления изменений в статусе субъекта РФ формы федерального конституционного закона позволяет тем самым избежать противоречий с федеральными законами, устанавливающими общие принципы организации власти и местного самоуправления в субъектах РФ.

Часть 2

^ В5 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого пронумеровано.

(1)Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и со­блюдению прав человека». (2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер. (3) К сожалению, в годы холодной вой­ны единодушия среди государств по вопросу прав человека не было. (4) Устав ООН формулирует цели, которые должны быть дос­тигнуты современными государствами.

^ В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом____(1). Правовое государство есть форма ограничения____(2) правами и свободами челове­ка. Поэтому____ (3) прав человека по отношению к государ­ству является его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства - обеспечение границ сво­боды индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очер­ченного ____(4). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обще­стве разумный____(5). Поэтому для формирования правового государства большое___(6) имеет принцип связанности за­конодателя правами человека».

А) личность Б) правительство В) приоритет Г) компромисс Д) право

Е) значение Ж) власть 3) общество И) свобода

^ Просвещение 2008 Вариант 3 Часть 1

А26 Среди правовых актов высшей юридической силой в РФ об­ладает (-ют)

1) Гражданский кодекс РФ 2) указы Президента РФ 3) Уголовный кодекс РФ 4) Конституция РФ

^ А27 Опоздание на работу влечет за собой ответственность

1) гражданскую 2) материальную 3) уголовную 4) дисциплинарную

А28 Высшим представительным органом Российской Федерации является

1) Правительство 2) Федеральное Собрание 3) Верховный Суд 4) Совет Безопасности

А29 Гражданин Д. не справился с управлением автомобилем и повредил растущее на газоне дерево редкой породы. Статьи какого кодекса определяют норму ответственности за данное правонарушение?

1) уголовного 2) гражданского 3) административного 4) экологического

^ А30 Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?

А. Конституция РФ предусматривает особый порядок изме­нения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

Б. Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.

Часть 2

В2 Ниже приведен ряд прав человека, провозглашенных в Кон­ституции РФ. Все из них, за исключением одного, относятся к политическим правам. Найдите и укажите право, выпадаю­щее из этого ряда.

Право на: объединения, проведение митингов, избирать и быть избранным, доступ к государственной службе, свободу мысли и слова, свободу совести.

^ Просвещение 2008 Вариант 4 Часть 1

А26 Под «естественным правом» принято понимать

1) совокупность норм, регулирующих взаимодействие общества и природы

2) исторически возникшие правила поведения, в настоящее время существующие в виде обычая

3) неотъемлемые права человека, принадлежащие ему по праву рождения и имеющие абсолютную ценность

4) поведенческие акты человека, которые проявляются инстинктив­но

^ А27 Полная дееспособность по общему правилу

1) начинается с совершеннолетия 2) возникает с рождения

3) длится до достижения пенсионного возраста 4) возникает с момента получения паспорта

^ А28 Какое из названных прав предоставляется только по достижении полной дееспособности?

1) на равный доступ к государственной службе 2) на образование

3) на защиту от всех форм дискриминации 4) на свободу искать, получать и распространять информацию

А29 Гражданин Н., управляя автомобилем, был остановлен со­трудником ГИБДД за превышение скорости. Нормы какого права определяют ответственность гражданина Н. в данной ситуации?

1) уголовного 2) административного 3) гражданского 4) трудового

^ А30 Верны ли следующие суждения о субъектах правоотноше­ний?

Б. Общим для всех субъектов всех отраслей права является то, что они имеют юридические обязанности перед госу­дарством.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ Часть 2

В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:

Признаки... формы государственного устройства

Действует формируется властные полномочия законодательство субъектов

Единая двухпалатный распределены между разрабатывается в соответствии

Конституция парламент центром и регионами с общегосударственным законодательством

^ В2 Ниже приведен ряд терминов, все из них, за исключением одного, относятся к понятию «юридический факт». Найдите и укажите понятие, выпадающее из этого ряда.

Преступление, проступок, событие, обычай, действие, юриди­ческий акт.

^ В4 Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражаю­щие биологическую природу человека, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) интересы 2) мировоззрение 3) задатки

4) умения 5) наследственность 6) идеалы

^ ФИПИ 2009 Вариант 1. ЧАСТЬ 1

А26. Право - это

1) правила поведения, закреплённые обычаем

2) общеобязательные нормы, установленные и защищаемые государством

3) совокупность представлений общества о добре и зле

4) правила поведения, сложившиеся в результате длительно­го исторического применения

^ А27. К правоохранительным органам относится

1) Совет Безопасности РФ 2) Правительство РФ

3) Верховный Суд РФ 4) Министерство по чрезвычайным ситуациям

^ А28. Понятия «депутатский запрос», «поправка к закону» от­носятся к деятельности

1) органов законодательной власти 2) органов исполнительной власти

3) института президентства 4) органов судебной власти

^ А29. Прогул студентом учебных занятий, неявка на аттестационную сессию без уважительной причины повлечёт за собой привлечение нарушителя к ответственности

1) административной 2) уголовной 3) дисциплинарной 4) гражданско-правовой

^ А30. Верны ли следующие суждения о правовых актах?

А. Одним из признаков нормативного правового акта являет­ся письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

^ В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, кото­рые необходимо вставить на место пропусков.

«Административное______(1) представляет собой одну из сложнейших отраслей российского законодательства. Это обус­ловлено широтой и глубиной отношений, которые регулируются его _____2). Административное право обеспечивает правовую______ (3) прав и свобод как физических, так и юридических лиц. Она необходима как от действий, так и ______(4) административных органов. Публичную административную власть
осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы. В предмете административного права России выделяются три группы общественных _____(5), возникающих при осуществлении регулятивной, охранительной деятельности администрации и административного судопроизводства. Вся деятельность
публичной администрации направлена на исполнение законов, международных ______(6) и актов правосудия».

А) право Б) норма В) закон Г) договор Д) охрана

Е) бездействие Ж) отношения 3) преступление И) защита

^ ФИПИ 2009 Вариант 2 ЧАСТЬ 1

А26. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что она

1) является единственным правовым актом государства

2) принимается высшим органом власти в государстве

3) не допускает законы и иные правовые акты, противореча­щие ей

4) содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы

^ А27. Определение опасных для личности, общества и госу­дарства деяний как преступных и установление видов наказаний за их свершение закреплено в

1) Конституции РФ 2) Гражданском кодексе 3) Трудовом кодексе 4) Уголовном кодексе

^ А28. Права человека с точки зрения принципов демократии и международного законодательства

1) присущи всем людям от рождения

2) присущи гражданам демократических государств

3) закрепляются за лицами только в силу их принадлежности к государству

4) принадлежат только лицам без гражданства и политиче­ским беженцам

^ А29. В газетной публикации были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Ему следует обра­титься для защиты своей чести и достоинства в

1) прокуратуру 2) управление внутренних дел 3) адвокатуру 4) суд

^ А30. Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах?

А. В РФ население страны участвует в принятии законов пу­тем референдума.

Б. Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В4. Найдите в приведённом ниже списке требования, которы е являются обязательными для избирательной системы в демократи­ческом обществе. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие возрастного ценза

2) наличие образовательного ценза

4) информированность граждан о программах кандидатов

5) допущение привилегий при распределении голосов.

^ В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Административный порядок разрешения жалоб на дейст­вия органов исполнительной власти и их должностных лиц представляет одну из сфер административно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. (2)Административный (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб связан с защитой) их конституционных прав, а также прав, установленных зако­нодательством РФ в сфере социальной политики государства. (3) Административный порядок рассмотрения жалоб граждан" требует, на наш взгляд, чёткого правового регулирования. (4)Думается, важно рассмотреть возможность установления процедуры рассмотрения жалоб граждан в органах государст­венной власти на законодательном уровне.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

^ ФИПИ 2009 Вариант 3 ЧАСТЬ 1

А26. Высшую юридическую силу в системе нормативных ак­тов РФ имеет(-ют)

1) приказы Министра обороны 2) Конституция РФ

3) указы Президента РФ 4) постановления Правительства РФ

А27. Уголовная ответственность наступает за

1) причинение материального ущерба 2) нарушение долговых обязательств

3) нарушение трудовой дисциплины 4) совершение преступления

А28. Право представляет собой совокупность общеобязатель­ных норм, действие которых обеспечивается силой

1) традиций 2) общественного мнения 3) убеждения 4) государства

^ А29. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений без законных оснований наказывает­ся в соответствии с нормами права

1) уголовного 2) семейного 3) гражданского 4) трудового

^ А30. Верны ли следующие суждения о правонарушениях?

А. Пропаганда расистских и экстремистских взглядов и убеждений в СМИ является правонарушением.

Б. Экстремистские религиозные убеждения, даже не выра­женные в действиях, являются правонарушениями.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ ЧАСТЬ 2

ФИПИ 2009 Вариант 4 ЧАСТЬ 1

А26. Конституция РФ

1) имеет прямое действие

2) действует в субъектах Федерации в соответствии с мест­ными законами

3) имеет равную юридическую силу с конституциями рес­публик РФ

4) действует с учётом национальных обычаев и традиций

^ А27. Увольнение с работы по причине сокращения персона­ла или ликвидации фирмы относится к правоотношениям

1) трудовым 2) семейным 3) административным 4) уголовным

А28. Высшей ценностью согласно Конституции РФ является(-ются)

1) интересы государства 2) нерушимость государственных границ

3) верховенство закона 4) права и свободы человека

А29. Гражданин К. был уволен с работы. Для определения законности увольнения он может обратиться

1) в парламент 2) к правительству 3) к президенту 4) в суд

^ А30. Верны ли следующие суждения о правонарушении?

А. Правонарушение всегда предполагает совершение опреде­лённых противоправных деяний.

Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ ФИПИ 2009 Вариант 5 ЧАСТЬ 1

1) она обязательна для исполнения 2) её нарушение осуждается обществом

3) она регулирует общественные отношения 4) она является социальной нормой

^ А27. Правоспособность у физического лица возникает с

1) момента рождения 2) возраста 16 лет 3) возраста 18 лет 4) возраста 21 года

А28. Конвенция о правах ребёнка - документ,

1) обязывающий подписавшую страну соблюдать указанные права

3) информирующий общественность подписавшей страны о правах ребёнка

4) провозглашающий ценность прав ребёнка и призываю­щий подписавшую страну задуматься об их соблюдении

А29. Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведче­скую задачу: «Школьник без спроса взял из открытой сумки од­ноклассника мобильный телефон, поиграл и положил обратно. Хозяин телефона не узнал об этом. Совершил ли школьник, взявший телефон, правонарушение?»

Результаты выполнения задачи приведены в диаграммах.

Проанализируйте результаты и выберите верное утвержде­ние.

1) В 9 «Б» больше, чем в 9 «А», учащихся, связывающих пра­вонарушение с причинением материального ущерба.

2) В 9 «А» больше, чем в 9 «Б», учащихся, считающих, что действия школьника являются правонарушением.

3) Около четверти учащихся каждого класса уверены, что действия школьника не являются правонарушением.

4) Большинство учащихся обоих классов не знают признаков правонарушения.

^ А30. Верны ли следующие суждения об основах конституци­онного строя РФ?

А. Законодательное собрание субъекта РФ имеет право само­стоятельно вносить изменения в Конституцию РФ.

Б. Органы государственной власти, органы местного самоуп­равления, должностные лица, граждане и их обществен­ные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В2. Ниже приведён перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к понятию «юридический факт». Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

Правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие, правомерные, неправомерные, непосредственные.

^ ФИПИ 2009 Вариант 6 ЧАСТЬ 1

А26. Конституция является

^ А27. Отрасль международного права, принципы и нормы ко­торой направлены на ограничение причиняемых вооруженными конфликтами страданий и бедствий, называется

1) военным правом 2) гуманитарным правом

3) правом мирного сосуществования 4) антивоенным правом

^ А28. Термины «составление бюджета», «ведомство», «минис­терство» относятся к деятельности

1) законодательной власти 2) исполнительной власти

3) института президентства 4) Совета безопасности

^ А29. Семнадцатилетние юноши, возвращаясь на метро до­мой, присели на ступени эскалатора. Работник метро потребо­ вал встать, но юноши ответили нецензурной бранью. Какая юридическая ответственность последует за этими действиями правонарушителей?

1) уголовная 2) дисциплинарная 3) административная 4)гражданская

^ А30. Верны ли следующие суждения о правовых основах брака в РФ?

А. Обряд венчания регулируется семейным правом.

Б. Для регистрации брака достаточно только взаимного до­бровольного согласия и достижения брачного возраста.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ ЧАСТЬ 2

В4. Найдите в приведённом ниже списке характерные при­знаки правонарушения и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) общественно опасное деяние 2) неэтичное деяние

3) виновное деяние 4) безнравственное деяние

5) безрассудное деяние 6) противоправное деяние

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

^ ФИПИ 2009 Вариант 7 ЧАСТЬ 1

А26. Право как социальный регулятор всегда

1) исполняется всеми гражданами 2) является воплощением идеала справедливости

3) охраняется силой государства 4) поддерживается общественным мнением

^ А27. К нормам международного гуманитарного права относится

^ А28. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

1) Президент РФ 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Совет Федерации

^ А29. Что является примером нормы гражданского права?

1) каждый обязан охранять природу и окружающую среду

2) сделка, для которой законом или соглашением сторон не ус­тановлена письменная форма, может быть совершена устно

3) в Российской Федерации признаётся идеологическое мно­гообразие

4) умышленное убийство, совершённое без отягчающих об­стоятельств, наказывается лишением свободы на срок от трёх до десяти лет

^ А30. Верны ли следующие суждения о правах потребителя?

А. Права потребителя включают в себя контроль за произ­водством и распространением товаров.

Б. Права потребителя включают в себя определение рынка сбыта товара.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ ФИПИ 2009 Вариант 8 ЧАСТЬ 1

А26. В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ 2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты 4) законы РФ

^ А27. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?

1) на презумпцию невиновности 2) на участие в общественной организации

3) на свободу слова 4) на участие в выборах Президента РФ

^ А28. Участие в суде присяжных заседателей в РФ связано с рассмотрением дел

1) гражданских 2) административных 3) трудовых 4) уголовных

А29. Какая ситуация является примером семейных правоот­ношений?

1) родители-алкоголики были лишены родительских прав

2) дочь получила наследство от друга семьи

3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям

4) сын устроился работать на семейную фирму

^ А30. Верны ли следующие суждения о Президенте Россий­ской Федерации?

А. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживаю­щий в РФ не менее 10 лет.

Б. Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражда­нин РФ, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В3. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

^ СИТУАЦИИ ТИПЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

А) 17-летний студент техникума устроился 1) уголовное

На временную работу в летний период 2) семейное

Б)болельщики одной из футбольных команд 3) административное

Отмечали победу своей ко­манды в кафе и перебили там стёкла 4) трудовое

В)рецидивист совершил разбойное на­падение.

Г) супруги подали заявление о разводе в ЗАГС

^ ФИПИ 2009 Вариант 9 ЧАСТЬ 1

А26. Какой из перечисленных признаков может относиться только к правовой норме?

1) её нарушение осуждается обществом 2) обязательность исполнения

3) регулирование общественных отношений 4) соответствие представлениям о добре и зле

^ А27. Дела о соответствии нормативных актов Конституции рф разрешает

1) Верховный суд 2) Арбитражный суд

3) Конституционный суд 4) Верховный суд республики в составе РФ

^ А28. И дети, и взрослые имеют право

1) на участие в управлении своей страной 2) избирать и быть избранным

3) на свободу ассоциаций и мирных собраний 4) на вступление в брак без ограничений по признаку религии

А29. Возвращаясь с работы в 8 часов вечера, гражданин Р. начинает ремонтные работы в квартире, которые заканчиваются около полуночи, что мешает отдыхать соседям. Нормы какого кодекса нарушает гражданин Р.?

1) гражданского 2) жилищного 3) административного 4) экологического

^ А30. Верны ли следующие суждения о правоотношении?

А. Государство защищает каждую из сторон правоотношений от неправомерных действий другой стороны.

Б. Правоотношения непостоянны, они возникают, изменя­ются и прекращаются в связи с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В3. Установите соответствие действий и элементов статуса собственника: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

^ ДЕЙСТВИЕ СТАТУС СОБСТВЕННИКА

Б) нести финансовые расходы 2) обязанности

В) владеть

Г) платить налоги

Д) извлекать полезные свойства

Е) распоряжаться

^ ФИПИ 2009 Вариант 10 ЧАСТЬ 1

А26. Примером нормы уголовного права является

1) арест имущества должника состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжения им

2) основные права и свободы человека неотчуждаемы и при­надлежат каждому от рождения

3) преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом

4) уничтожение полезной для леса фауны влечёт наложение штрафа

^ А27. Признаком правонарушения, отличающим его от нару­шений других социальных норм, является

1) виновность деяния 2) неприемлемость для общества

3) антисоциальный характер 4) его осознание нарушителем

^ А28. К основам конституционного строя РФ отнесено поло­жение о

1) цензуре средств массовой информации 2) политическом и идеологическом многообразии

3) приоритете частной формы собственности 4) финансировании органов местного самоуправления

^ А29. Каким образом может быть изменён статус субъекта РФ?

1) по решению Верховного суда РФ 2) по распоряжению Правительства РФ

3) по постановлению Конституционного суда РФ 4) по взаимному согласию РФ и субъекта РФ

^ А30. Верны ли следующие суждения о трудовых правоотно­шениях?

А. Для возникновения трудовых отношений всегда необходи­мо заключение срочного договора между работодателем и работником.

Б. Субъектами трудовых правоотношений являются работ­ник и работодатель.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В4. Найдите в приведённом ниже списке причины наступле­ния гражданско-правовой ответственности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) неисполнение договорных обязательств по ремонту квар­тиры

2) нецензурная брань в общественном месте

3) отказ продавца вернуть покупателю сумму, уплаченную за недоброкачественный товар

4) уход в отпуск по семейным обстоятельствам

5) нанесение ущерба здоровью пешехода из-за превышения мотоциклистом скорости

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Под статусом субъекта Российской Федерации обычно понимаются совокупность полномочий, прав и обязанностей или система государственно-правовых компетенций в осуществлении им власти на своей территории в качестве субъекта правоотношений с Федерацией и другими государственными образованиями , а также указание на его принадлежность к определенному виду субъектов РФ: республике, краю, области, городу федерального значения, автономной области, автономному округу 1 . Нормы, определяющие основы статуса субъекта РФ, отражены в конституционном законодательстве, что и характеризует данный статус как конституционный, т. е. юридически закрепленный на высшем конституционном уровне. Конституционный статус субъекта РФ устанавливается федеральной Конституцией и конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ и характеризуется обладанием субъектом всей полнотой государственной власти на своей территории , кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Конституция РФ допускает возможность изменения статуса субъекта Федерации. Согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Таким образом, ни Российская Федерация, ни ее субъекты не вправе в одностороннем порядке изменять конституционный статус субъектов РФ. В основных законах субъектов РФ часто воспроизводится федеральный конституционный императив. Например, в ст. 13 Устава Омской области установлено: «Никто не может изменить государственно-правовой статус Омской области в одностороннем порядке».

Федеральный конституционный закон об изменении статуса субъекта Российской Федерации еще не принят, хотя проекты его разработаны давно . Вместе с тем в конституциях (уставах) некоторых субъектов РФ определен порядок выражения согласия субъекта на изменение его статуса. Так, согласно Конституции Республики Тыва изменение конституционно-правового статуса Республики возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Тыва в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 1). Аналогичные нормы содержатся в конституциях и уставах других субъектов РФ. В уставах отдельных субъектов РФ устанавливается порядок выражения согласия на изменение их статуса. Так, согласно Уставу Красноярского края изменение статуса края, а также его объединение с другими субъектами РФ могут быть произведены только на основе решения, принятого на краевом референдуме, если иное не будет предусмотрено федеральным законодательством (ст. 15). Соот-ветствуюшая формулировка Конституции Республики Мордовии более мягкая: «Республика Мордовия выражает согласие об изменении своего статуса с учетом мнения населения Республики Мордовия» (ч. 2 ст. 56).

Конституционно-правовой статус субъекта РФ согласно федеральному законодательству может быть изменен двумя способами :

  • 1) путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой;
  • 2) путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта Федерации путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой означает присвоение субъекту иного вида конституционно-правового статуса субъекта РФ из числа установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ, что подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда РФ 1 . Например, область может быть преобразована в край, край - в республику и т. п. Таким образом, изменяется субъектный состав Российской Федерации, конституционный статус субъекта РФ, но при этом его территория остается без изменения .

Среди ученых бытует мнение, что без изменения вида и территории субъекта РФ изменение его индивидуального названия является изменением статуса субъекта . Представляется, что в данном случае нельзя рассматривать как изменение статуса субъекта РФ смену по его инициативе наименования, поскольку, кроме этого, ничто другое не меняется.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ предусмотрено Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», регулирующим процедуру объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

Объединение субъектов РФ проводится в целях: 1) обеспечения сохранения и развития самобытности народов, традиционно проживающих на территориях соответствующих округов; 2) ускорения социально-экономического развития объединяющихся территорий, повышения уровня жизни населения, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов, проживающих на территориях округов; 3) эффективного осуществления государственной власти; 4) организации местного самоуправления с учетом особенностей административно-территориальных единиц с особым статусом; 5) дополнительных гарантий для коренных малочисленных народов .

Объединение субъектов РФ влечет возникновение нового укрупненного субъекта Федерации в территориальных границах объединенных субъектов. По существу, прежние субъекты РФ (на практике это автономные округа) прекращают свое существование и в границах их территорий возникает новый субъект, который может: 1) сохранить тип и наименование одного из прежних субъектов (например, Красноярский край при его объединении с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийский автономными округами); 2) при сохранении наименования избрать новый тип из перечня установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ (например, Пермский край при объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа); 3) избрать новый тип и новое наименование (например, Забайкальский край при объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа). Во всех трех случаях изменение статуса субъекта Федерации сопряжено с изменением его территории.

Необходимо обратить внимание на некорректные положения ряда уставов, в которых объединение с другими субъектами Федерации выведено из понятия «изменение статуса». Так, согласно ч. 4 ст. 3 Устава (Основного Закона) Саратовской области «изменение статуса области, ее объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации». Более ярким примером служит положение Устава Волгоградской области: «Изменение статуса, наименования, границ области, а также ее объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены в порядке, установленном действующим законодательством» (ч. 4 ст. 1) (выделено мной. - И. #.).

Необходимо заметить, что в науке также существует мнение о том, что объединение в форме присоединения субъекта РФ к уже сущест-вуюшему субъекту РФ и, как следствие, изменение его территории и населения не означает изменения его статуса - необходима процедура признания прекращения существования присоединенных субъектов РФ и легитимации изменения территории и населения субъекта РФ, в состав которого вошли присоединенные субъекты Федерации 1 .

В. В. Кульчевский полагает целесообразным процедуру прекращения существования субъекта РФ рассматривать как изменение статуса территориальной единицы, а не изменение статуса субъекта РФ, объясняя это тем, что субъект Федерации представляет собой определенное правовое образование, «наличие территории у которого является лишь одним из признаков. Статус же субъекта Федерации - это его правовое качество» . С данной позицией сложно согласиться, поскольку без своей территории, на которую распространяется юрисдикция его органов, субъекта Федерации как государственно-территориального образования просто не может быть.

В теории конституционного права выделяют и другие способы изменения статуса субъекта Федерации, сопровождающиеся территориальными изменениями:

  • 1) разделение субъекта Федерации на несколько новых субъектов;
  • 2) выделение части территории субъекта Федерации с предоставлением ей статуса субъекта Федерации;
  • 3) объединение частей территорий нескольких граничащих между собой субъектов Федерации с предоставлением этой объединенной территории статуса субъекта Федерации.

Федеральным законодательством эти способы не предусмотрены, что объясняется необходимостью исключения самой возможности дальнейшего дробления территориального устройства государства. Учитывая размеры территории России, наличие самого большого числа субъектов из всех федераций мира, проблемы экономического отставания ряда субъектов РФ, такая позиция законодателя вполне оправданна .

Вместе с тем о возможности не только объединения, но и разделения субъекта упоминают отдельные региональные акты, например Устав (Основной Закон) Томской области (ч. 5 ст. 2), Устав Челябинской области (ч. 5 ст. 1), ч. 2 ст. 6 Устава (Основного Закона) Орловской области.

Разделение субъекта Федерации может не только иметь отрицательный эффект, связанный с усложнением системы управления территориями, но и быть обусловлено обострением в нем межнациональных отношений, когда разделение служит исключительной мерой снятия напряжения в регионе. Примером может служить опыт разделения Чечено-Ингушетии на два субъекта РФ. В силу обострившихся экономических и социально-политических проблем на данной территории принятое решение предотвратило конфликт между чеченцами и ингушами, а также не дало распространиться событиям, произошедшим в 1990-е гг. в Чечне, на территорию Ингушетии 1 . В основе разделения субъекта лежало взаимное согласие двух субъектов и Федерации.

Обращает на себя внимание позиция, высказанная Конституционным Судом РФ в отношении вхождения автономных округов в состав края, области. Суд отметил, что для изменения статуса автономного округа не требуется согласия края или области . Но ведь изменение статуса автономного округа может включать и выход из состава края, области, в результате которого изменится и территория последних. Очевидно, в федеральном законе о порядке изменения статуса субъекта Федерации этот вопрос должен быть решен.

Иногда к способам изменения статуса субъектов Федерации относят изменение границ между субъектами РФ путем разрешения приграничных споров , что представляется неверным, поскольку в данном случае речь идет об изменении границ территории субъектов, за счет чего они могут уменьшаться или увеличиваться без изменения статуса субъектов.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ может осуществляться лишь в рамках Конституции РФ. Конституция не содержит права субъектов РФ на выход из Российской Федерации, поэтому изменение статуса субъекта не может осуществляться таким способом.

В зарубежных федерациях, например в Индии и Пакистане, допускаются в качестве исключительной меры юридической ответственности преобразование и даже ликвидация субъекта федерации . Российское конституционное законодательство не знает таких мер ответственности субъектов РФ.

  • См.: Филиппов И. К. Правовой статус республик - субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 5.
  • См.: Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. М., 1994. С. 44.
  • См., например: Козлов А. Е., Румянцева Т. С., Чехарина В. И. Инициативный проект федерального конституционного закона Российской Федерации «О порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, образования в ее составе нового субъекта и принятия в Российскую Федерацию нового субъекта» // Государство и право. 1996. № 3. С. 110-117.
  • См. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П; постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П; постановление Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа»; Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации».
  • Некоторые ученые изменением статуса субъекта Федерации считают его преобразование в иной вид, аргументируя этот вывод тем, что между субъектами РФ нет никаких различий, кроме конституции и государственного языка в республиках. По мнению В. В. Иванова, «изменение статуса субъекта Российской Федерации - это отказ региона от статуса субъекта Федерации с последующим включением его территории в состав другого региона либо с предоставлением этому образованию какого-либо иного статуса в Федерации» (Иванов В. В. Конюхова И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004. С. 303.
  • См.: Кондрашев А. А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М., 2006. С. 105.

С лета 2016 года изменились правила получения и продления статуса субъекта малого предпринимательства (далее - СМП). Организация (ООО) последний раз подавала заявление на присвоение статуса субъекта малого предпринимательства 19.10.2015, при этом все критерии отнесения к СМП ею выполняются. В настоящее время ООО включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. По старым правилам оно теряет свой статус субъекта 19.11.2016. Согласно новым правилам по уже переданной бухгалтерской отчетности в соответствующие налоговые органы статус продлевается автоматически. Каким образом можно узнать, до какого числа был продлен статус субъекта малого предпринимательства у организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Убедиться в наличии статуса субъекта малого предпринимательства у ООО можно, проверив его включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте ФНС России.
Статус СМП у ООО будет действительным как минимум до 10 августа 2017 года.

Обоснование вывода:
Нормы от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), касающиеся критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, были изменены положениями от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 408-ФЗ), вступившими в силу 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 10 этого Закона). Однако вплоть до 1 августа 2016 года для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные ст. 4 Закона N 209 в редакции, действовавшей до дня вступления в силу N 408-ФЗ ( Закона N 408-ФЗ).
По ранее действовавшим нормам для признания общества с ограниченной ответственностью субъектом малого или среднего предпринимательства было необходимо, в первую очередь, чтобы доля участия в нем публичных образований (государства или муниципальных образований) составляла менее 25%, а доля в уставном капитале, принадлежащая иностранным юридическим лицам и юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, была менее 49% в отношении каждой из указанных категорий юридических лиц ( Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016). Исключения из этого правила были прямо установлены приведенной нормой и были связаны с особым статусом общества либо с осуществляемой им деятельностью. Помимо этого общество должно было соответствовать определенным критериям, касающимся численности работников этого общества и получаемой им годовой выручки без учета НДС или стоимости его активов за календарный год, предшествующий году определения статуса субъекта ( и Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016).
С 1 июля 2016 года сведения о юридических лицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к малым и средним, будут вноситься в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр), ведение которого поручено ФНС России (ст. 4.1 "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства" N 209-ФЗ).
Кроме того, с 1 января 2016 года изменен перечень хозяйствующих субъектов, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также условия отнесения хозяйствующего субъекта к той или иной категории.
Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов.
В соответствии с N 408-ФЗ реестр впервые сформирован Федеральной налоговой службой России и размещён на ее официальном сайте 01.08.2016 (по состоянию на 1 июля 2016 года) на основании:
- сведений, содержащихся в налоговой отчётности (документах, связанных с применением специальных налоговых режимов) за предшествующий календарный год, представленной в Федеральную налоговую службу;
- сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
- сведений, поступивших в Федеральную налоговую службу для целей формирования реестра в порядке информационного взаимодействия.
Таким образом, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются Федеральной налоговой службой без участия в этом процессе предпринимателей. Дополнительно с помощью специального электронного сервиса СМП в добровольном порядке могут быть сообщены сведения о видах производимой продукции, имеющемся опыте, а также об участии в программах партнёрства.
Можно сделать вывод, что изменения в N 209-ФЗ отменяют необходимость подачи специальных заявлений для присвоения статуса СМП. Соответственно, наличие ООО в едином реестре является подтверждением его статуса СМП. Понятие "продление статуса" при этом в законодательстве отсутствует.
Проверить, включено ли ООО в единый реестр в текущем периоде, возможно благодаря тому, что сведения из реестра должны быть общедоступны в сети Интернет (на сайте www.nalog.ru). Сведения обновляются 10-го числа каждого месяца и сохраняются в течение пяти лет с момента каждого обновления.
Порядок внесения в единый реестр (исключения из единого реестра) сведений зависит от их вида ( Закона N 209-ФЗ):
- общие сведения, имеющиеся у налогового органа, - ежегодно 10 августа текущего календарного года по состоянию на 1 июля текущего календарного года;
- сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также о прекращении ими деятельности - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- изменения содержащихся сведений - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- исключение сведений в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели перестали отвечать установленным критериям, - 10 августа текущего календарного года.
Поскольку ООО уже включено в единый реестр, исключить его (например по причине невыполнения установленных критериев или непредставления в налоговые органы отчетности за 2016 год) могут не ранее 10 августа 2017 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.