Основные права гражданского служащего. Основные права и обязанности гражданского служащего

В обобщенном виде классификация основных прав гражданского служащего содержится в статье 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Рассмотрим эти права.

  • 1) Право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. К этой группе прав относится: право на безопасные и здоровые условия труда и нормальную социально-психологическую обстановку, согласно нормативам, установленным действующим законодательством, и с учетом специфических особенностей управленческого труда. Эти условия определяются трудовым законодательством (главой 33 Трудового кодекса Российской Федерации), специальными правовыми актами и технико-организационными документами: положениями, инструкциями, рекомендациями, методическими указаниями.
  • 2) Право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста.

К числу таких документов относятся должностные регламенты, должностные инструкции, положения, уставы, правила работы с информацией и др. Как правило, они разрабатываются на основе квалификационных и иных требований, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законами о соответствующих государственных органах и другими федеральными законами, и утверждаются руководителями государственных или территориальных органов, входящих в систему федеральной исполнительной власти.

Гражданский служащий должен быть ознакомлен с должностными регламентами и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы.

Критерии оценки эффективности исполнения должностных обязанностей включают в себя показатели результативности профессиональной служебной деятельности. Эти показатели складываются из многих факторов служебной деятельности, охватывая широкий круг служебных проблем. Достижение высокого качества служебной деятельности означает четкое выполнение должностных обязанностей, профессионализм и компетентность, соблюдение законности, высокую организованность, успешное выполнение важных заданий, проявление инициативы и творческой активности, способствующих эффективному решению задач. В числе таких критериев всегда присутствуют показатели для поощрения.

3) Право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации (ст. 37 ч. 5) право на отдых для гражданского служащего реализуется путем предоставления ему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) за пределами установленной федеральным законом нормальной продолжительности служебного времени. Согласно ст. 106 Трудового кодекса Российской Федерации, время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения должностных обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Время отдыха предназначено для восстановления (воспроизводства) сил и профессиональной работоспособности гражданского служащего. Используется время отдыха в зависимости от индивидуальных потребностей и усмотрения гражданского служащего (например, для учебы, общения с родителями и детьми, досуга, занятий физической культурой и спортом, творческой и иной полезной деятельности и т.д.). Разновидностями времени отдыха, сопутствующими служебной деятельности, являются перерывы для отдыха и питания, которые не включаются в служебное время и не оплачиваются. Кроме того к времени отдыха относятся: выходные дни, нерабочие праздничные дни и отпуска.

4) Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Право гражданского служащего на оплату труда и другие выплаты продолжает оставаться одной из самых острых, трудно разрешимых в рамках реформы государственной службы проблем. Очевидно, что денежного содержания государственного служащего недостаточно, следствием чего является малоконкурентность государственной службы по сравнению с бизнес-структурами. Отсюда отток из государственных органов наиболее квалифицированных и перспективных специалистов. В рамках реформы государственной службы предполагается сделать гражданскую службу конкурентоспособной. Такой подход, как и все другие попытки решить проблему эффективности государственной службы посредством повышения оплаты труда за качественное исполнение должностных обязанностей, следует надеяться, даст положительные результаты.

5) Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа.

Государственный служащий - это служащий, который постоянно работает со всеми видами документированной информации. В целях реализации этого права гражданский служащий может запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническими средствами ее хранения и обработки, а также иметь возможность применять указанные средства в процессе своей служебной деятельности. Гражданский служащий имеет право вносить предложения о совершенствовании деятельности государственного органа.

6) Право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений.

Согласно законодательству, такие сведения предоставляются в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей. Порядок предоставления сведений, составляющих государственную тайну, регламентируется федеральным законом. Согласно закону «О государственной тайне» от 21 сентября 1993 г., государственной тайной называются защищаемые государством сведения в области «военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». На государственных служащих возлагается обязанность хранить государственную тайну. Не могут быть засекречены следующие сведения:

  • - о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • - о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • - о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • - о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • - о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • - о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • - о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
  • 7) Право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.

Получать документированную информацию для исполнения своих обязанностей государственный служащий имеет возможность не только по запросу, но и путем посещения предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от их форм собственности. Посещение предприятий, учреждений и организаций может потребоваться при подготовке гражданскими служащими проектов решений по вопросам экономической и социальной жизни, а также при осуществлении других задач, например для работы в составе государственной комиссии, при необходимости получить какую-либо справку, совет, собрать материалы о состоянии дел, разобраться с жалобой, заявлением, изучить предложение и т.д. В ходе посещения государственный служащий может требовать необходимую справку, собирать материалы о состоянии дел, рассматривать жалобу и т. д. Однако настаивать государственному служащему на выдаче ему информации следует в пределах предусмотренных законом норм.

8) Право на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов.

Это право законодательно оформлено в Указе Президента РФ «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» от 30 мая 2005 г. № 609. Оно защищает его от произвола должностных лиц. Гражданский служащий имеет право на ознакомление со своим личным делом в полном объеме не реже одного раза в год. Он может приобщить к личному делу свои письменные объяснения и другие документы и материалы. Вместе с тем он не вправе требовать изъятия отдельных документов из своего личного дела. Гражданский служащий вправе обжаловать касающиеся лично его регламентирующие или индивидуальные решения (распоряжения) в вышестоящий орган либо в суд, однако он не может требовать отмены этих решений.

Непосредственная оценка (отзыв) о деятельности гражданского служащего (если она требуется) доводится до его сведения. Он имеет право обжаловать необъективные, по его мнению, отзывы о своей работе. Руководители государственных органов обязаны создавать все необходимые условия для реализации этого права, обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности работников; а о поощрениях гражданскому служащему объявлять в приказах (о взысканиях - под роспись).

9) Право на защиту сведений о гражданском служащем.

Право на ознакомление с материалами личного дела является индивидуальным правом гражданского служащего, поэтому с ними не могут быть ознакомлены родственники гражданского служащего, а также посторонние. Личное дело без согласия гражданского служащего не может быть направлено для ознакомления в другое ведомство. Вместе с тем гражданский служащий вправе уполномочить на ознакомление со своим личным делом другого гражданского служащего, адвоката, представителя профсоюза.

10) Право на должностной рост на конкурсной основе.

Должностной рост на конкурсной основе (карьера) - характерная черта правового положения гражданского служащего. Прием на государственную гражданскую службу осуществляется по приглашению руководителя, основанному на его личном субъективном усмотрении. При таком положении государственный служащий изначально оказывается в зависимой роли, а не самостоятельной равноправной стороны. Выход из этой ситуации законодатель находит в том, чтобы перейти преимущественно на конкурсный порядок замещения должностей гражданской службы. В этом случае победитель конкурса получит возможность ставить перед руководителем государственного органа, т.е. представителем государства-нанимателя вопрос о закреплении в служебном контракте дополнительных условий либо будет знать о таких условиях изначально по условиям проведения конкурса. Таким образом, успех внедрения служебных контрактов на государственной гражданской службе в значительной степени зависит от перехода на конкурсный порядок замещения должностей государственной гражданской службы.

Продвижение по службе возможно либо в пределах одной группы должностей (например, младшие должности гражданской службы), либо на должности вышестоящих групп (например, старшие должности гражданской службы). Право на продвижение в этом случае реализуется при наличии вакансии, прохождения переподготовки (переквалификации) или повышения квалификации в соответствии с квалификационными требованиями по соответствующей должности, решения конкурсной комиссии, рекомендации аттестационной комиссии. Карьера возможна также в форме перемещения на равнозначную должность (с согласия перемещаемого), если при этом оптимизируется использование труда гражданского служащего, создаются более комфортные условия для его служебной деятельности, а также по его семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту. Продвижение по службе, увеличение денежного содержания отражаются в личном деле, которое ведется кадровым подразделением.

Под условиями должностного роста имеются в виду показатели, характеризующие соответствующую степень профессиональной подготовки и образованности, уровень моральных качеств.

Практическая реализация упомянутых требований должна быть связана с разработкой перечня конкретных условий для продвижения по службе. Такой перечень может быть установлен в положениях о прохождении государственной службы.

Забота об условиях должностной карьеры сказывается на повышении уровня квалификации гражданских служащих, их работоспособности, развитии творческой инициативы. Такие условия позволяют предупреждать текучесть кадров и обеспечивать стабильность гражданской службы.

11) Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государственных гражданских служащих должна непосредственно обеспечивать кадровая служба государственного органа.

На практике, в кадровых службах обычно имеются подразделения, которые организуют обучение государственных служащих. Например, в Аппарате Государственной Думы в структуре Управления государственной службы и кадров функционирует отдел обеспечения прохождения государственной службы и повышения квалификации.

В статье 62 Закона о государственной гражданской службе установлена общая периодичность повышения квалификации гражданского служащего - не реже одного раза в три года. Указанная периодичность обусловлена тем, что, согласно проводившимся исследованиям и практическим наблюдениям, через пять лет старый объем знаний устаревает и людей надо переобучать. В свою очередь, переподготовка осуществляется при необходимости назначения государственного служащего на должность гражданской службы иного профиля. Как видно, она не связана с углублением уже имеющихся знаний, а предполагает приобретение принципиально новых. Следовательно, данная норма обязывает не только самого государственного служащего повышать уровень своей профессиональной подготовки, но и обязывает руководителя это обеспечивать.

Таким образом, акцент сделан на то, что обучение - это не прихоть государственного гражданского служащего, а его служебная обязанность. В п. 4 ст. 62 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержатся, по сути, императивные формулировки, свидетельствующие об обязательном для гражданских служащих характере обучения в тех случаях, когда это предусмотрено законом (например, назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе). Продолжительность, а также форма и вид обучения устанавливаются представителем нанимателя. Минимальная продолжительность обучения должна быть при этом урегулирована нормативно.

На практике устанавливаются следующие сроки повышения квалификации: от двух до шести недель - с полным или частичным отрывом от государственной службы и от шести недель до шести месяцев - без отрыва от государственной службы. Что касается профессиональной переподготовки, то в зависимости от групп должностей гражданской службы и форм обучения установлены следующие сроки: от трех до шести месяцев - с отрывом от государственной гражданской службы и от шести месяцев до одного года - без отрыва от государственной гражданской службы. Конкретные сроки и формы повышения квалификации и переподготовки государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти определяются их руководителями. Если говорить о конкретных сроках, то они, действительно, могли бы определяться руководителем, т.е. представителями нанимателя по терминологии Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», но, как представляется, строго в установленных правовых рамках, а не произвольно. Сроки обучения должны быть разумными по продолжительности и закреплены прямо в законе. Данный подход создаст дополнительные гарантии реализации идеи непрерывного обучения государственных гражданских служащих. Служебное право (Государственная гражданская служба): Учебное пособие / Общ. ред. Барциц И.Н. - М.: ИКЦ «МарТ», 2007. - С. 157

Руководители федеральных органов исполнительной власти должны увязывать должностные перемещения государственных гражданских служащих, установление им соответствующего денежного содержания с результатами обучения и практического использования полученных знаний. Связь между обучением и продвижением по службе исключительно важна. Дело в том, что одной из основных проблем обучения кадров государственного аппарата является его явно недостаточная эффективность. Результаты обучения гражданского служащего, даже весьма успешные, до недавнего времени по законодательству не давали ему никаких реальных преимуществ по службе, на которые он был бы вправе рассчитывать. В определенной мере дополнительное профессиональное образование учитывается только при прохождении государственными гражданскими служащими аттестации и переводе их на другие должности.

На основании ч. 11 ст. 62 Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» получение гражданским служащим дополнительного профессионального образования является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе. Наличие у гражданского служащего дополнительного профессионального образования, будь то повышение квалификации, профессиональная переподготовка или стажировка, учитывается, помимо прочих равных условий, при решении вопроса о продвижении по службе, несомненно, делает его притязания на вышестоящую должность более обоснованными.

12) Право на членство в профессиональном союзе.

Закон о государственной гражданской службе предоставляет гражданским служащим возможность объединяться в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов. В соответствии с данным положением каждый гражданский служащий свободен вступать или не вступать в любой профсоюз (ассоциацию по профессии), избирать или создавать его. Закон признает профсоюз официальной организованной формой объединения гражданских служащих. Такое право непосредственно вытекает из ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации.

Профессиональные союзы (ассоциации) не вправе вмешиваться в служебную деятельность государственных органов по выполнению возложенных на них задач. Им запрещается организовывать и проводить забастовки гражданских служащих государственных органов. Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам прохождения гражданской службы, а также по вопросам служебной деятельности государственных органов носят рекомендательный характер.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» специально оговаривается обязанность гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо должность категории «руководители», приостанавливать свое членство в профессиональном союзе на период замещения им указанной должности.

Указанная проверка проводится с целью опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство. Гражданский служащий должен быть защищен от угроз, насилия, ложных обвинений или оскорблений. Порядок защиты его и членов семьи от неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей устанавливается федеральным законом.

При служебной проверке должностное лицо оценивает сведения, определяет, какие обстоятельства, имеющие для этого значение, установлены и какие нет, и принимает решение по существу. На каждой стадии проверки гражданскому служащему должны быть обеспечены достаточные гарантии, в частности: право быть информированным о содержании сведений и их источнике; возможность ознакомиться со всеми материалами служебного расследования; право на объяснение с предоставлением достаточного времени для подготовки; право быть информированным в письменном виде о принятых по результатам служебного расследования решениях, а также о мотивах этих решений; право апелляции в определенные компетентные инстанции. Положения о праве на служебную проверку не затрагивают процедуру, которая применяется, согласно Закону, в отношении действий, наказуемых в дисциплинарном порядке.

Условия и порядок проведения служебной проверки (расследования) определяются руководителем государственного органа, его структурного подразделения. Срок расследования, как правило, не должен превышать 30 суток.

15) Право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения.

Гражданский служащий по своему усмотрению решает, куда ему обратиться: в вышестоящий в порядке подчиненности орган (к должностному лицу) либо непосредственно в суд. При этом, по закону, административное обжалование не лишает его права на судебную защиту. Жалоба может быть подана только на индивидуальное решение, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на гражданскую службу, ее прохождения, реализации своих прав, перевода на другую должность, дисциплинарной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, увольнения с гражданской службы.

16) Право на медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.

Данная статья пока не применима в полную силу, ввиду отсутствия редакции Федерального закона о медицинском страховании государственных служащих РФ.

17) Право на государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.

Гражданский служащий имеет право на государственную защиту своей жизни и здоровья, а также жизни и здоровья членов своей семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им своих обязанностей по должности. Основания и порядок применения мер такой защиты подлежит определению в специальном федеральном законе. В настоящее время они урегулированы лишь для отдельных категорий государственных служащих. В качестве примера государственной защиты можно привести Федеральный закон от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются: заявление указанного лица; обращение руководителя соответствующего государственного органа; получение органом, обеспечивающим безопасность, соответствующей оперативной и иной информации.

Основание для применения данных мер - наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности. Осуществление мер защиты возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, федеральные органы государственной охраны и другие государственные органы обеспечения безопасности.

18) Право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом.

Порядок и условия государственного пенсионного обеспечения гражданского служащего и членов его семьи регулируются пенсионным законодательством.

В статье 14.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплено право гражданского служащего с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную (т.е. заниматься любой другой, а не только научной, педагогической и иной творческой деятельностью, как было ранее) оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Законом значительно расширяются возможности государственных служащих заниматься иной оплачиваемой деятельностью. Несомненно, подобное расширение должно сопровождаться усилением контроля руководителей государственного служащего за подобной деятельностью, чтобы уточнить, не приводит ли занятие гражданским служащим тем или иным видом оплачиваемой деятельности к конфликту интересов.

В данном контексте особое значение приобретает четкое раскрытие содержания такого явления, как «конфликт интересов». Существует легальное толкование этого понятия, которое дается в части первой статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Конфликт интересов определяется как ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.

Предварительное уведомление должно направляться не только представителю нанимателя, но и в федеральный государственный орган по управлению государственной службой или в соответствующий орган субъекта Российской Федерации.

Очевидно, что эту функцию будет содержательно исполнять кадровая служба государственного органа, где, собственно, и предполагается аккумулировать уведомления и осуществлять проверку фактов о потенциальном конфликте интересов.

Следует нормативно закрепить единообразную письменную форму предварительного уведомления. В уведомлении целесообразно закрепить строго определенные данные, прежде всего: вид деятельности (консультации, лекции и др.), включая копии заключенных договоров; физическое или юридическое лицо, в пользу которого выполняется деятельность; форма вознаграждения (денежная или натуральная) и его размер; сроки выполнения соответствующих работ или услуг. Кроме названных, в предварительное уведомление могут быть включены иные сведения, предусмотренные законодательством. Выполнение гражданским служащим оплачиваемой работы (например, чтение лекций, выступление на различных семинарах и симпозиумах) должно осуществляться преимущественно во внеслужебное время.

В обобщенном виде классификация основных прав гражданского служащего содержится в ст. 14 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: 1. Право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. К этой группе прав относится право на безопасные и здоровые условия труда и нормальную социально-психологическую обстановку, согласно нормативам, установленным действующим законодательством, и с учетом специфических особенностей управленческого труда. Эти условия определяются трудовым законодательством (ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации), специальными правовыми актами и технико-организа- ционными документами: положениями, инструкциями, рекомендациями, методическими указаниями. 2. Право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста. К числу таких документов относятся должностные регламенты, должностные инструкции, положения, уставы, правила работы с информацией и др. Как правило, они разрабатываются на основе квалификационных и иных требований, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законами о соответствующих государственных органах и другими федеральными законами, и утверждаются руководителями государственных или территориальных органов, входящих в систему федеральной исполнительной власти. Гражданский служащий должен быть ознакомлен с должностными регламентами и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы. Гражданскому служащему важно также знать критерии оценки эффективности исполнения им должностных обязанностей. Критерии оценки эффективности исполнения должностных обязанностей включают в себя показатели результативности профессиональной служебной деятельности. Эти показатели складываются из многих факторов служебной деятельности, охватывая широкий круг служебных проблем. Достижение высокого качества служебной деятельности означает четкое выполнение должностных обязанностей, профессионализм и компетентность, соблюдение законности, высокую организованность, успешное выполнение важных заданий, проявление инициативы и творческой активности, способствующих эффективному решению задач. В числе таких критериев всегда присутствуют показатели для поощрения. 3. Право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков. Гарантированное Конституцией РФ (ст. 37, п. 5) право на отдых для гражданского служащего реализуется путем предоставления ему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) за пределами установленной федеральным законом нормальной продолжительности служебного времени (ст. 106). Разновидностями времени отдыха, сопутствующими служебной деятельности, являются перерывы для отдыха и питания, которые не включаются в служебное время и не оплачиваются. Кроме того, к времени отдыха относятся: выходные дни, нерабочие праздничные дни и отпуска. 4. Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с российским законодательством и со служебным контрактом. Право гражданского служащего на оплату труда и другие выплаты продолжает оставаться одной из самых острых, трудноразрешимых в рамках реформы государственной службы проблем. Очевидно, что денежного содержания государственного служащего недостаточно, следствием чего является малоконкурентность государственной службы по сравнению с бизнес-структурами. Отсюда отток из государственных органов наиболее квалифицированных и перспективных специалистов. В рамках реформы государственной службы предполагается сделать гражданскую службу конкурентоспособной. Такой подход, как и все другие попытки решить проблему эффективности государственной службы посредством повышения оплаты труда за качественное исполнение должностных обязанностей, следует надеяться, даст положительные результаты. 5. Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа. Государственный служащий - это служащий, который постоянно работает со всеми видами документированной информации. В целях реализации этого права гражданский служащий может запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническими средствами ее хранения и обработки, а также иметь возможность применять указанные средства в процессе своей служебной деятельности. Гражданский служащий имеет право вносить предложения о совершенствовании деятельности государственного органа. 6. Право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений. Согласно законодательству такие сведения предоставляются в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей. Порядок предоставления сведений, составляющих государственную тайну, регламентируется Федеральным законом «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. (в ред. от 6. 10. 1997 г.). 7. Право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации. Получать документированную информацию для исполнения своих обязанностей государственный служащий имеет возможность не только по запросу, но и путем посещения предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от их форм собственности. Посещение предприятий, учреждений и организаций может потребоваться при подготовке гражданскими служащими проектов решений по вопросам экономической и социальной жизни, а также при осуществлении других задач, например для работы в составе государственной комиссии, при необходимости получить какую-либо справку, совет, собрать материалы о состоянии дел, разобраться с жалобой, заявлением, изучить предложение и т. д. В ходе посещения государственный служащий может тре бовать необходимую справку, собирать материалы о состоянии дел, рассматривать жалобу и т. д. Однако настаивать государственному служащему на выдаче ему информации следует в пределах, предусмотренных законом норм. 8. Право на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к лич"ному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. Это право защищает его от произвола должностных лиц. Гражданский служащий имеет право на ознакомление со своим личным делом в полном объеме не реже одного раза в год. (Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»). Он может приобщить к личному делу свои письменные объяснения и другие документы и материалы. Вместе с тем он не вправе требовать изъятия отдельных документов из своего личного дела. Гражданский служащий вправе обжаловать касающиеся лично его регламентирующие или индивидуальные решения (распоряжения) в вышестоящий орган либо в суд, однако он не может требовать отмены этих решений. Непосредственная оценка (отзыв) о деятельности гражданского служащего (если она требуется) доводится до его сведения. Он имеет право обжаловать необъективные, по его мнению, отзывы о своей работе. Руководители государственных органов обязаны создавать все необходимые условия для реализации этого права, обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности работников, а о поощрениях гражданскому служащему объявлять в приказах (о взысканиях - под роспись). 9. Право на защиту сведений о гражданском служащем. Право на ознакомление с материалами личного дела является индивидуальным правом гражданского служащего, поэтому с ними не могут быть ознакомлены родственники гражданского служащего, а также посторонние. Личное дело без согласия гражданского служащего не может быть направлено для ознакомления в другое ведомство. Вместе с тем гражданский служащий вправе уполномочить на ознакомление со своим личным делом другого гражданского служащего, адвоката, представителя профсоюза. 10. Право на должностной рост на конкурсной основе. Должностной рост на конкурсной основе (карьера) - характерная черта правового положения гражданского служащего. Прием на государственную гражданскую службу осуществляется по приглашению руководителя, основанному на его личном субъективном усмотрении. При таком положении государственный служащий изначально оказывается в зависимой роли, а не самостоятельной равноправной стороны. Выход из этой ситуации законодатель находит в том, чтобы перейти преимущественно на конкурсный порядок замещения должностей гражданской службы. В этом случае победитель конкурса получит возможность ставить перед руководителем государственного органа, т. е. представителем государства-нанима- теля, вопрос о закреплении в служебном контракте дополнительных условий либо будет знать о таких условиях изначально по условиям проведения конкурса. Таким образом, успех внедрения служебных контрактов на государственной гражданской службе в значительной степени зависит от перехода на конкурсный порядок замещения должностей государственной гражданской службы. Продвижение по службе, увеличение денежного содержания отражаются в личном деле, которое ведется кадровым подразделением. 11. Право на профессиональную переподготовку повышение квалификации и стажировку. Переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государс твенных гражданских служащих должна непосредственно обеспечивать кадровая служба государственного органа. Установлена общая периодичность повышения квалификации гражданского служащего - не реже одного раза в три года. Учеба - служебная обязанность государственного служащего. В п. 4 ст. 62 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержатся, по сути, императивные формулировки, свидетельствующие об обязательном для гражданских служащих характере обучения в тех случаях, когда это предусмотрено законом (например, назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе). Продолжительность, а также форма и вид обучения устанавливаются представителем нанимателя. Минимальная продолжительность обучения должна быть при этом урегулирована нормативно. Сроки повышения квалификации варьируются, составляя от двух до шести недель с полным или частичным отрывом от государственной службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от государственной службы. Профессиональная переподготовка зависит от групп должностей гражданской службы и форм обучения. Наличие у гражданского служащего дополнительного профессионального образования, будь то повышение квалификации, профессиональная переподготовка или стажировка, учитывается при решении вопроса о продвижении по службе, зачислений в кадровый резерв. 12. Право на членство в профессиональном союзе. Понятием «право на объединение в профсоюзы» охватывается право создания профсоюзов, которое предполагает профсоюзный плюрализм ввиду широкого разнообразия интересов в рамках государственной службы (имеется большое число автономных и корпоративных профсоюзов); вступления в профсоюз; профсоюзной деятельности. В ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» специально оговаривается обязанность гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо должность категории «руководители», приостанавливать свое членство в профессиональном союзе на период замещения им указанной должности. 13. Право рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами. 14. Право на проведение по его заявлению служебной проверки. Служебная проверка проводится с целью опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство. Гражданский служащий должен быть защищен от угроз, насилия, ложных обвинений или оскорблений. Порядок защиты его и членов семьи от неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей устанавливается федеральным законом. Условия и порядок проведения служебной проверки (расследования) определяются руководителем государственного органа, его структурного подразделения. Срок расследования, как правило, не должен превышать 30 суток. 15. Право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения. Гражданский служащий по своему усмотрению решает, куда ему обратиться: в вышестоящий в порядке подчиненности орган (к должностному лицу) либо непосредственно в суд. При этом по закону административное обжалование не лишает его права на судебную защиту. Жалоба может быть подана только на индивидуальное решение, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на гражданскую службу, ее прохождения, реализации своих прав, перевода на другую должность, дисциплинарной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, увольнения с гражданской службы. 16. Право на медицинское страхование в соответствии с настоящим федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации. 11. Право на государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества. Основания и порядок применения мер такой защиты подлежит определению в специальном федеральном законе. В настоящее время они урегулированы лишь для отдельных категорий государственных служащих Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются: заявление указанного лица; обращение руководителя соответствующего государственного органа; получение органом, обеспечивающим безопасность, соответствующей оперативной и иной информации. Основание для применения данных мер - наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности. Осуществление мер защиты возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, федеральные органы государственной охраны и другие государственные органы обеспечения безопасности. 18. Право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. Порядок и условия государственного пенсионного обеспечения гражданского служащего и членов его семьи регулируются пенсионным законодательством. Особо следует отметить закрепленное в ч. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» право гражданского служащего с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную (т.е. заниматься любой другой, а не только научной, педагогической и иной творческой деятельностью, как было ранее) оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Законом значительно расширяются возможности государственных служащих заниматься иной оплачиваемой деятельностью. Несомненно, подобное расширение должно сопровождаться усилением контроля руководителей государственного служащего за подобной деятельностью, чтобы уточнить, не приводит ли занятие гражданским служащим тем или иным видом оплачиваемой деятельности к конфликту интересов. Литература: Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации / РАГС; Ин-т повышения квалификации гос. служащих РАГС при Президенте РФ М., 2002; Егоров В.К. Чиновник - это социально ответственный профессионал, который служит национальным интерсам // Человек и труд. 2001. № 3; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». № 79-ФЗ. М., 2004 // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215. © Барциц И.Н.

Кого можно назвать государственным гражданским служащим? Это работник, через которого государство выполняет свои функции. В связи с высокой ответственностью на гражданских служащих распространяется множество требований и обязательств. Хотя с другой стороны, для них предусмотрены некие гарантии и права. В данной статье рассмотрим аспекты деятельности государственных служащих: какими принципами они должны руководствоваться, какие ограничения для них установлены и прочее.

Нормативные документы

Основные законы, которые определяют порядок деятельности государственных гражданских служащих в РФ:

  • 79-ФЗ. Этот закон регламентируют вопросы по организации службы, правовые аспекты, финансовые и экономические основы гражданской службы России.
  • 58-ФЗ. Этот федеральный закон определяет порядок по всем видам государственной службы Российской Федерации. Регламентирует вопросы по управления данной системой.

В преамбулах (вводных частях данных нормативных правовых документов) прописано, что они действуют в соответствии с Конституцией России. Закон 79-ФЗ является производным от 58-го закона, так как в нем отображены вопросы конкретно по гражданской службе - одной из отраслей государственной службы в России.

Определение

Кто является государственным гражданским служащим? Это человек, работающий и выполняющий свои должностные обязанности на государственной службе. Иными словами, он выполняет функции государства, является неким представителем власти.

В соответствии с законом № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" это может быть гражданин России, взявший на себя обязательство выполнять трудовую деятельность в соответствии с должностным регламентом в гражданской службе. При назначении сотрудника государственной службы выпускается документ - приказ или акт - и заключается служебный контракт. Источником заработной платы таких работников являются бюджетные средства.

В отличие от военной (армия, правоохранительные органы), гражданская служба осуществляется в органах исполнительной (министерства, комитеты, службы), законодательной (представительные органы) или судебной отраслей.

Направления

Если рассматривать государственную служба в общем, выделяют три типа (в соответствии с федеральным законом № 58):

  1. Гражданская служба - подразделяется на федеральную или субъекта России.
  2. Военная служба - может быть только на федеральном уровне. Основной задачей таких органов является оборона страны и охрана безопасности государства.
  3. Служба иных видов.

Как было сказано выше, законом о гражданских служащих установлено разделение службы на федеральном или уровне субъекта России. Исходя из этого, источники денежного вознаграждения за труд также различны: из федеральной или региональной казны.

В России сейчас действует 85 субъектов. Среди них республики, края, области и округа, а также три города, которые являются отдельными субъектами и имеют федеральное значение. К ним относят столицу России Москву, Санкт-Петербург, а также Севастополь. В каждом субъекте есть свои законодательные и исполнительные органы. Это министерства и ведомства, различные комитеты и региональные правительственные органы и администрации. Также в регионах действуют учреждения судебной власти.

Принципы

Какими же принципами должен руководствоваться работник? В 79-ФЗ о государственной гражданской службе регламентируется восемь основных принципов:

  1. Работники должны ставить в высшем приоритете права и свободы человека и гражданина. Этот принцип также указан в статье 2 Основного закона страны - Конституции.
  2. Организация и правовое регулирование органов федерации и субъектов России должна быть единой.
  3. Все граждане Российской Федерации, которые говорят на государственном языке - то есть на русском - должны иметь равный доступ к гражданской трудовой деятельности. При этом не должна учитываться их национальная или половая принадлежность, возраст, политические убеждения и другие обстоятельства и признаки, которые не имеют отношения к их профессиональным и/или деловым навыкам.
  4. Они должны быть компетентными профессионалами в своей сфере деятельности.
  5. Стабильность - принцип гражданской службы, относящийся не только к профессиональным навыкам, которые обеспечивают бесперебойную деятельность государственного аппарата. Этот принцип также используется в отношении к служащему, например, в случае реорганизации или ликвидации органа.
  6. Информация о деятельности государственных гражданских служащих должна быть открытой и доступной для ознакомления.
  7. Государственные служащие обязаны взаимодействовать с гражданами и различными общественными объединениями страны.
  8. Государство должно обеспечить сотрудникам защиту от неправомерных вмешательств в их трудовую деятельность.

Права

Персонал государственной службы наделен правами, которые, в принципе, схожи с правами, регламентируемыми трудовым законодательством.

Служащие имеют право получить необходимые условия для надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей. Также работники должны быть ознакомлены с основной документацией, определяющими их права, обязанности и прочие критерии, по которым будет оцениваться эффективность их трудовой деятельности.

Работники на государственной службе имеют право на отдых, который включает нормативно установленный промежуток рабочего дня с перерывами, выходными днями и праздничными каникулами. Отпуск также полагается: как основной, так и дополнительный.

Зарплаты и иные выплаты рассчитываются в соответствии с законом о государственной гражданской службе и иными нормативными документами и указываются в служебном контракте.

Если в должностные обязанности входит работа со сведениями, представляющими государственную тайну, сотрудник имеет право получить к ним доступ. Кроме того, сотрудник может обратиться в государственные и местные органы власти, иные общественные предприятия, если это необходимо для выполнения их рабочих обязательств.

Как руководство отзывается о работнике и каковы материалы его личного дела? Государственный гражданский служащий это имеет право знать, и должен быть извещен о своей деятельности. Организация, которая нанимает сотрудников на гражданскую службу, проводит конкурс среди претендентов на занимаемую должность. Для повышения в должности в нем могут участвовать и уже работающие сотрудники.

Работники имеют право повышать свои профессиональные навыки. Их права и интересы должны отстаиваться работодателями, включая обжалование через суд. Закон также устанавливает право государственных служащих на медицинскую страховку и пенсию.

Вот такой обширный список прав у государственного гражданского служащего. Далее, рассмотрим их обязанности и ограничения.

Обязанности

Наряду с правами, обязательно выполнение следующих требований служащими государственной гражданской отрасли:

  1. Соблюдать правовые нормативные акты Российской Федерации - Конституцию, федеральные и региональные законы - и обеспечивать их соблюдение.
  2. Выполнять обязанности по регламенту, включая поручения от руководителей, в пределах полномочий и в соответствии с законом.
  3. Соблюдать распорядок, установленный государственным учреждением.
  4. Должностные обязанности не должны противоречить или ограничивать законные права граждан России или организаций.
  5. Чтобы исполнять трудовые обязательства надлежащим образом, работник должен иметь высокий квалификационный уровень.
  6. Не допускать распространения информации, содержащей государственную тайну или иные закрытые сведения.
  7. Экономно и бережно относиться к государственному имуществу.
  8. В обязанности государственного гражданского служащего входит предоставление информации о себе и о своей семье, которые указаны в законе, включая сведения о гражданстве.
  9. Служащие не должны нарушать установленные законом запреты и ограничения. Они обязаны проинформировать работодателей, если возникают обстоятельства, влекущие конфликт интересов, а также коррупционные правонарушения.

Запреты на государственной службе

Для работников в этой отрасли устанавливаются некие запреты. Например, государственный гражданский служащий - это никак не бизнесмен. Он не может осуществлять деятельность в качестве предпринимателя или управлять компаниями, главной задачей которых является получение прибыли (коммерческие организации).

Также им нельзя покупать ценные бумаги, по которым можно получить прибыть: акции, облигации и прочие, если это приводит к конфликту интересов. Сотрудникам государственных органов запрещено принимать подарки или иные вознаграждения от физических и юридических лиц.

Кто не может быть принят на государственные должности

Не каждый гражданин может стать государственным служащим. Так, существуют некие ограничения, которые могут препятствовать поступлению на такую работу:

  • Если по решению суда человек является недееспособным.
  • Наличие судимости, которая может препятствовать прохождению службы. Так, кандидаты на должность должны предоставлять справки от МВД России, что у них отсутствует судимость.
  • Если сотрудник отказывается от процедуры предоставления допуска к информации по государственной или федеральной тайне, а эти сведения необходимы для исполнения должностных обязанностей.
  • Если после медицинского обследования у человека обнаружат заболевание, которое может препятствовать поступлению на работу. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством России. Например, кандидаты проходят обследования у наркологов и психологов, сдают анализ крови и прочее.
  • Наличие близких родственных связей также является ограничениям для приема на службу, если родственники находятся под прямым руководством.
  • Если гражданин приобретает иное гражданство или выходит из гражданства России. Кроме того, на работу не примут, если гражданин имеет другое гражданство, и это не учитывается международным договором.
  • Если предоставлены ложные и недостоверные сведения.
  • Не предоставлены сведения о доходах или если в ходе проверки эти данные оказались недостоверными.
  • В случае утраты доверия в ходе конфликта интересов или коррупционных деяний.
  • Если служащий не прошел военную службу без отсутствия уважительных причин в течение десяти лет.
  • Иные данные, которые нужно предоставить государственному органу для прохождения службы.

Регулирование данных ограничений и ответственность за них регулируется законом о гражданских служащих в России (№ 79-ФЗ) и другими федеральными законами.

Квалификации должностей

На государственной службе в России в соответствии с федеральным законом № 58-ФЗ классные чины присваиваются:

  • Федеральным и государственным служащим в субъектах РФ, а также служащим в муниципалитетах.
  • Служащим правоохранительных органов.

Чины государственных гражданских служащих законом № 79-ФЗ классифицируются по пяти категориям (по убыванию): высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса и определенные должности:

  • наивысшую группу представляют действительные государственные советники России;
  • главные - государственные советники;
  • к ведущей группе причисляют советников государственной гражданской службы РФ;
  • старшая - референты;
  • младшая - секретари.

Заработная плата

Из чего складывается оплата труда? Зарплата гражданских сотрудников - это денежное содержание, которое является основным источником для их обеспечения и стимулом для их работы по занимаемой должности. Как было указано выше, работники в этой отрасли не могут заниматься иной деятельностью, приносящей доход.

Оплата включает: оклад государственного гражданского служащего плюс месячный оклад по чину плюс иные дополнительные выплаты. Размер оклада по каждой должности устанавливается указом президента России. Также этим документом регулируется иные надбавки и денежные вознаграждения, например, за выслугу лет или за работу при особых условиях и прочее.

Пенсия

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:

  • по выслуге лет плюс страховые отчисления;
  • по инвалидности (при наличии).

Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст. Для работников в государственных органах субъектов пенсионные выплаты регламентируются законами на уровне субъектов РФ. Обязательное требования - достижение пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60).

Если служащий непрерывно проработал на государственной службе 16 лет, в 2018 году ему полагается пенсия, равная 45 % от среднемесячного заработка. Стоит отметить, что, в соответствии с изменениями в законе о пенсионном обеспечении в России, трудовой стаж с каждым годом увеличивается. Так, в 2026 году и в последующие годы работники могут получить пенсию по выслуге только при стаже, равном 20 годам на государственной службе.

Заключение

Государственным гражданским служащим является работник в органах власти - федерального, регионального или муниципального органа. Через них государственные учреждения реализуют свои полномочия практически во всех отраслях жизнедеятельности. Чтобы задачи государства выполнялись качественно, к сотрудникам предъявляется множество ограничений и требований.

Состав работников государственной службы неравномерный и очень различается по функциональным обязанностям. Поэтому их условно подразделяют на группы по критериям - классным чинам - от младшей до высшей группы должностных лиц.

Введение

Эффективная деятельность государства в экономической, политической и социальной областях во многом зависит от личного состава государственных органов. Одной из задач законодательства о государственной службе является четкое определение прав и обязанностей государственных служащих, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности.

Правовое положение государственного служащего закреплено в Федеральном Законе "Об основах государственной службы в РФ" и других нормативных актах. Граждане, находящиеся на государственной службе, в отличие от лиц, состоящих в обычных трудовых правоотношениях, имеют особый правовой статус, в состав которого входят права и обязанности, регулируемые нормами административного, трудового и других отраслей законодательства. Административные права и обязанности необходимы государственному служащему для осуществления служебной деятельности по занимаемой должности. Они реализуются и исполняются преимущественно в отношениях с третьими лицами. Трудовые - закрепляются за государственным служащим как наемным работником, реализуются и выполняются в отношениях между ним и работодателем внутри государственного органа.

Комплекс служебных прав и обязанностей государственных служащих устанавливается в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе. Эти права и обязанности делятся на общие для всех и специальные, обладание которыми зависит от занимаемой должности. "Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных прав и обязанностей служащего".

Слово «статус» происходит от латинского слова status, что означает состояние. В настоящее время чаще всего это понятие означает «совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лиц, государственного органа или международной организации».

Правовой статус - это признанная конституцией и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц.

Правовой статус государственных служащих - комплексный институт, объединяющий их правовое состояние как граждан, т.е. как частных лиц, с правовым положением их как лиц, осуществляющих или обеспечивающих осуществление публичной власти государства в обществе и в этом смысле являющихся лицами публично-правового статуса.

Основные права гражданского служащего

В статье 15 N 79-ФЗ закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Р Ф» закреплены следующие общего характера служебные права государственных служащих.

В соответствующих статьях законов (РФ - статья 15) предусматриваются права, общие для всех государственных служащих. Они могут быть поделены на две группы.

Ш обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

Ш ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы.

Ш отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

Ш оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом; *14.1.4)

Ш получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа.

Вторую группу составляют служебные права, сопутствующие статусу государственных служащих. Это права:

Ш доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

Ш доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

Ш ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

Ш защиту сведений о гражданском служащем;

Ш должностной рост на конкурсной основе;

Ш профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

Ш членство в профессиональном союзе;

Ш рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

Ш проведение по его заявлению служебной проверки; *14.1.14)

Ш защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

Ш медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.

Ш государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

Ш государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Понятие статуса государственных служащих включает в себя основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных служащих. Это:

Ш обязанности;

Ш правоограничения;

Ш поощрения;

Ш ответственность;

Ш гарантии;

Ш материальное содержание и компенсации.

Все эти характеристики приведены в соответствующих статьях Федерального закона (статьи 13 - 20).

Первым в числе прав государственного служащего названо ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности, критерии оценки качества труда и условия продвижения по службе (статьи 14 п.1). Особенность данного правомочия состоит в разнообразии источников, определяющих права и обязанности государственных служащих.

В числе таких источников следует назвать:

Должностные инструкции;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Положения о государственном органе (в целом) и его структурных подразделениях;

Уставы государственных органов;

Правила работы с секретными документами;

Правила работы с информационными документами и др.

Еще раз следует подчеркнуть, что из положения статья 15 закона РФ предоставляют государственному служащему право требовать четкого письменного закрепления своих функций, перечисленных в положениях, должностных инструкциях и других правовых документах. Из этих положений также следует, что ему не может быть поручена работа или выполнение заданий, выходящих за пределы служебных полномочий и не предусмотренных вышеназванными документами.

Статья 14 п.11 Закона охватывается также право государственного служащего знать критерии и качества своей работы и условия продвижения по службе. Надо признать, что реализуется это право государственного служащего достаточно трудно.

В статьи 14 п.1 Закона предусматривается также право государственного служащего на организационно - технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей. Имеется ввиду право на безопасные и здоровые условия труда и нормальную социально-психологическую обстановку согласно нормативам, установленным действующим законодательством, и с учетом специфических особенностей управленческого труда.

Как известно, современное развитие технических, коммуникативных средств, позволяющих эффективно трудится, чрезвычайно высокое. Исполнение функций органа государственной власти должно соответствовать с материально-технической точки зрения требованиям современности. Конечно, возможности финансирования не всегда позволяют это делать, но стремится к этим условиям надо.

В статьи 14 п. 5 Закона предусматривается право государственного служащего на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. В целях реализации этого права государственный служащий может запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническим средствами её хранения и обработки, а также иметь возможность применять эти средства в процессе своей служебной деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что данное право означает наличие соответствующей обязанности не только у государственных органов, но и у органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций всех форм собственности.

Следующее право государственного служащего (статьи 11п.4) - на принятие решений и участие в их подготовке. Это значит, что государственный служащий имеет право участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности государственного органа в целом или его подразделений, выступать с обоснованной критикой неправильных действий других государственных служащих или руководителей, вносить соответствующие предложения. Из этого вытекает также обязанность руководителей государственных органов создавать условия для реализации указанного права, обеспечивать гласность и объективность в оценке деятельности государственного органа и его работников.

В следующем пунктах 10-м статьи 14 указаны права государственного служащего, связанные с прохождением им государственной службы:

п.10 - о праве на участие в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;

К сожалению, конкурсы на замещение вакантных государственных должностей пока не проводятся. Положения о конкурсе еще не разработано.

Если говорить о продвижении по службе, то этот вопрос тоже непростой. Нужен, прежде всего, нормативный правовой документ - Положение о порядке продвижения по государственной службе.

Ведь продвижение по службе - характерная черта правового положения именно государственного служащего, ибо на государственную службу поступают для того, чтобы посвятить ей если не всю, то, по крайней мере, наиболее активную часть трудовой жизни. Поэтому государственный служащий и по закону, и по смыслу жизни должен иметь право на продвижение по службе и увеличение денежного содержания.

Следующее право государственного служащего - право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений. Это право служит защите государственного служащего от произвола должностных лиц.

Государственный служащий имеет право изучить свое личное дело полно и конфиденциально, сделать записи и снять копии с документов; потребовать приобщения к делу своих объяснений.

Вместе с тем, он не может потребовать изъятия отдельных документов из своего личного дела.

Право на ознакомление с материалами личного дела является личным правом, поэтому с ним не могут быть ознакомлены, например, родственники государственного служащего и тем более посторонние. Личное дело без согласия государственного служащего не может быть направлено для ознакомления в другое ведомство и т.д.

Однако государственный служащий вправе уполномочить на ознакомление со своим делом, например, адвоката, представителя профсоюза, другого государственного служащего.

Очень существенное право государственного служащего, установленное Законом, - право на переподготовку и повышение квалификации. Это право очень важно для государственного служащего, так как реализация его учитывается при решении вопросов присвоения классных чинов, продвижения по службе и т.п. Нормативных правовых актов по реализации данного права, к сожалению, не имеется.

Среди социальных прав государственных служащих в статье 14. Права государственных служащих Закон закрепил право на пенсионное обеспечение Статьи 14 п.18 с учетом стажа государственной службы, медицинское страхование Статья 14 п.18.

О праве на проведение по требованию государственного служащего служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство. Условия и порядок служебной проверки определяются руководителем государственного органа или структурного подразделения его. Срок расследования, как правило, не должен превышать 30 суток.

Право государственных служащих на объединение в профессиональные союзы. К сожалению, профсоюзные организации в государственных органах республики недостаточно активны и не могут практически защищать права государственных служащих.

Согласно Закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" каждый гражданский служащий независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности государственной гражданской службы имеет право на: обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста. Гражданский служащий имеет право на: отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков, оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.

Ему предоставляется право на: получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.

Гражданский служащий имеет право на: ознакомление с отзывами о своей профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; защиту сведений о гражданском служащем; должностной рост на конкурсной основе; профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами; членство в профессиональном союзе; рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами; проведение по его заявлению служебной проверки; защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; медицинское страхование; государственную защиту жизни и здоровья своего и членов семьи, а также принадлежащего ему имущества; государственное пенсионное обеспечение.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Каждый гражданский служащий независимо от полномочий по замещаемой должности государственной гражданской службы обязан соблюдать Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ.

Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и о членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.

Он обязан сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами, а также сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении указанного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и отдавший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Федеральным законом "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" предусмотрены некоторые ограничения, связанные с гражданской службой. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень указанных заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных названным Федеральным законом сведений или заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Федеральными законами могут устанавливаться и иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением.

Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определены также запреты, связанные с гражданской службой.

Они имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик государственного гражданского служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий, максимально препятствовать проявлениям коррупции.

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещено участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, кроме случаев, установленных федеральным законом. В частности, Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. предусмотрен такой случай. Гражданскому служащему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью.

Гражданскому служащему не разрешено замещать должность гражданской службы в случае назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления, в органе профессионального союза.

Гражданскому служащему запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность; приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Государственный служащий не вправе получать в связи с исполнением должностных обязанностей от физических и юридических лиц подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и поездок, в том числе зарубежных, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации с государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ.

Гражданский служащий не вправе принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными объединениями и организациями.

Гражданскому служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

Гражданскому служащему запрещается использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума; использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к ним в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Ему запрещается создавать в государственных органах структуры политических партий, другие общественные объединения (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозные объединения или способствовать созданию указанных структур.

Гражданскому служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Ему запрещено допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

Ему запрещено также прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Кроме того, после увольнения с гражданской службы гражданин не вправе: замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности; разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Права, обязанности, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", представляют собой как бы служебный кодекс, характеризующий правовое положение, стиль и методы осуществления гражданским служащим своих должностных полномочий независимо от замещаемых должностей гражданской службы, а также социально-нравственную модель его поведения при прохождении гражданской службы и после увольнения с нее.

Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В состав денежного содержания включаются:

1) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад);

2) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин);

3) ежемесячные и иные дополнительные выплаты (дополнительные выплаты).

По отдельным должностям гражданской службы указом Президента может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Для гражданского служащего установлены следующие виды дополнительных выплат:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет - 15%, от 10 до 15 лет - 20% и свыше 15 лет - 30%;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (например, "северный").

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Еще по теме 49. Права и обязанности государственных гражданских служащих. Ограничения и запреты для замещения должностей государственной гражданской службы.:

  1. Понятие политического и административного государственных служащих и классификация должностей государственной службы
  2. § 2.3. Санаторно-курортное лечение лиц, замещающих государственные, муниципальные должности; государственных гражданских, муниципальных служащих и членов их семей
  3. Глава II. Состав гражданского правоотношения по обязательному государственному страхованию государственных служащих военной и правоохранительной служб
  4. Глава І. Правовая природа и основания возникновения гражданских правоотношений по обязательному государственному страхованию государственных служащих военной и правоохранительной служб
  5. 43. Государственные должности и должности государственной службы: особенности, виды, соотношение
  6. Бондарь Сергей Владимирович. Гражданско-правовое регулирование обязательного государственного страхования государственных служащих военной и правоохранительной служб. ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК. Екатеринбург 2004, 2004
  7. § 1. Понятие и проблемы типологии государственных служащих и государственных должностей
  8. Государственная должность: понятия, виды, способы замещения
  9. 53. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -