Премия ко дню го приказ 420 мчс. В день гражданской обороны сотрудникам мчс россии вручили государственные награды. Кем и когда создан праздник

С 3 октября 2016 года вступил в силу закон, посвященный срокам выплаты зарплаты. Он внес важные изменения и в вопрос выплаты премий.

С этого момента начала действовать новая редакция ст. 136 ТК РФ, в соответствии с которой заработная плата должна выплачиваться в срок не позже, чем 15 число следующего месяца. Получается, что заработная плата, например, за март 2019 года должна быть выплачена не позже 15 апреля 2019 года.

Если день выплаты премии выпадает на выходной или праздничный день, то заработная плата должна быть выдана не позже последнего рабочего дня перед этим выходным или праздничным днем.

Подробности о новых сроках выплаты зарплаты в 2019 году вы найдете на этой странице . В этой публикации мы выясним, что изменилось в сроках выплатах премий по новому Закону о зарплате в 2019 году.

Введение в вопрос премий

В соответствии с действующим законодательством, премиями являются выплаты стимулирующего характера, которые могут делаться работникам за надлежащее выполнение трудовых обязанностей.

Вопрос о начислении премий является добровольным решением руководителя организации или ИП. В некоторых случаях премии применяют для увеличения заинтересованности квалифицированного и/или добросовестного работника, независимо от его трудовых успехов на данный момент.

В ст. 135 ТК РФ раскрыт обобщенный принцип начисления премий, предусматривающий право работодателя на создание системы премирования, которая фиксируется в локальных актах ИП или организации.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ, премии могут быть включены в состав зарплаты. В этом случае данный вопрос должен быть отражен в трудовом договоре или локальных нормативных актах организации.

Таким образом, премия представляет собой полноценный элемент системы оплаты труда. Из этого следует, что одновременно с изменениями сроков выплаты зарплаты, меняются и сроки выплаты премий с 2016 года. Теперь премии также должны выплачиваться в срок не позже 15 календарных дней с момента окончания периода начисления соответствующей премии.

Виды премий

Это достаточно объемный вопрос: существует несколько оснований деления премий на виды.

В зависимости от периодичности принято выделять следующие виды премий:

1. Разовые. Выплачиваются единовременно в случае наступления какого-то события. Например, после достижения определенных трудовых результатов.
2. Периодические. Выплачиваются ежемесячно и ежеквартально.
3. Годовые. Выплачиваются один раз в год.

В зависимости от оснований выплаты премии принято делить на два вида:

1. Производственные. Выплачиваются за добросовестное выполнение работником своих трудовых обязанностей или за достижение определенных результатов труда.

2. Непроизводственные. Не связаны с результатами деятельности. Например, организация может выплачивать непроизводственные премии многодетным родителям. Они не входят в состав заработной платы. Поэтому положения измененной ст. 136 ТК РФ на них не распространяются. Непроизводственные премии могут быть выплачены в любой срок, зафиксированный трудовым договором или локальными нормативными актами.

Теперь предлагаем разобраться в изменениях сроков выплат премий различных видов.

Ежемесячные премии

В большинстве случаев месячные премии выплачиваются по итогам отработанного месяца. Изданию приказа о премировании, как правило, предшествует анализ эффективности труда работников за прошедший месяц. По результатам этого анализа руководство принимает решение о выплате премии тому или иному работнику.

В соответствии с обновленным законодательством, время на анализ и раздумье работодателей о том, кому выплатить премию, будет лимитировано. Новые сроки выплаты премий с октября 2016 года — не позднее 15 числа месяца, следующего за отработанным.

Уже сейчас ясно, это создаст определенные сложности. Особенно для тех работодателей, которые в процессе анализа трудовой деятельности работника обрабатывают большой объем информации. Некоторые организации и ИП выплачивают премии работникам, спустя 1-2 месяца. Часто это связано с необходимостью собрать различные показатели, отражающие эффективность труда. В соответствии с новым законодательством, так поступать запрещено.

Квартальные премии

На этот вид премий в полной мере распространяются положения обновленной ст. 136 ТК РФ. Это значит, что с 3.10.2016 квартальные премии должны выплачиваться не позже 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Таким образом, квартальные премии уже за третий квартал должны быть выплачены не позже 15 октября 2016 года.

Годовые премии

Годовая премия также может включаться в заработную плату. И нередко ее размер даже превосходит месячный доход. Поэтому это, пожалуй, самая ожидаемая премия для работников.

В соответствии с измененной ст. 136 ТК РФ, годовая премия за 2018 год должна быть выплачена до 15 января 2019 года.

Пожалуй, вопрос выплаты годовой премии — самый сложный. Ведь всего за несколько дней работодателям будет необходимо оценить результаты работы своих сотрудников за весь год, начислить и выплатить им премии.

Ответственность за нарушение сроков

Новое законодательство значительно повышает степень ответственности работодателей за нарушение сроков выплаты зарплаты. В том числе, увеличились административные штрафы для ИП, организаций и руководителей организаций. В два раза увеличился и размер компенсации за задержку зарплаты.

В связи с тем, что премии являются частью зарплаты, повышение ответственности относится и к ним. Причем административные штрафы могут быть применены за каждого сотрудника, несвоевременно получившего премию.

Изменение локальных актов

В соответствии со ст. 136 ТК РФ, конкретная дата выплаты зарплаты может быть установлена одним из следующих документов:

  • трудовым договором;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • положением о премировании.

Из этого следует, что с момента вступления нового закона в силу (3.10.2016) в любом из этих документов должна быть отражена дата, в которую происходит выплата заработной платы и премии (которая является частью зарплаты).

Минтруд своим письмом б/н от 21.09.2016 года заверил, что если в локальном акте о премировании, будет указана конкретная дата выплаты премий по итогам за определенный период (например, по итогам работы за год выплата премии осуществляется 12 марта года следующего за отчетным), то это не будет являться нарушением Трудового Кодекса РФ.

Таким образом, лучшим вариантом будет прописать в Положении о премировании конкретные сроки для каждого из видов премий: ежемесячных, квартальных, годовых.

Сроки начисления премий

В Положение о премировании необходимо включить раздел под названием «Сроки начисления премий» и аналогично срокам выплаты премий указать конкретные сроки, когда премии должны быть начислены. Например:

  • ежемесячная премия начисляется не позже 5-го числа месяца, следующего за прошедшим отработанным месяцем;
  • ежеквартальная премия начисляется не позже 10-числа месяца, следующего за прошедшим отработанным кварталом;
  • годовая премия должна быть начислена с срок не позже 10-ти дней после утверждения годовой бухгалтерской отчетности;
  • непроизводственные премии можно начислять и выплачивать в любой срок. Новый порядок выплаты премий на непроизводственные премии не распространяется. Поясним этот момент. Дело в том, согласно ст.129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд. Как было сказано выше, премии входят в состав заработной платы. Но премии непроизводственного характера (например, ежемесячные премии сотрудникам, имеющим детей) не имеют отношения к трудовым достижениям этих сотрудников. Следовательно, непроизводственные премии не являются составной частью зарплаты. Именно по этому на выплату не непроизводственных премий положения новой статьи 136 ТК РФ не распространяются. Главное, определить в локальном акте срок выплаты непроизводственной премии.

Источники выплаты премий

Существует несколько источников, из которых возможно выделять средства на премирование работников:

  • начисление премий из прибыли;
  • отнесение премий к другим расходам;
  • включение премий в стандартные затраты на деятельность организации.

В расходы на оплату труда суммы премий можно включать при соблюдении двух условий:

  • наличие локального акта, в котором четко обозначены условия вознаграждения в виде премий;
  • начисление премий по результатам профессиональной деятельности.

Статья отредактирована в соответствии с действующим законодательством 25.12.2018

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ25.09.2017 Москва № 396

О поощрении сотрудников МЧС России в ознаменование празднования 85-й годовщины образования гражданской обороны Российской Федерации

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации МЧС России выполняет ряд мероприятий, направленных на дальнейшее развитие структуры Министерства осуществлен переход системы МЧС России на трех уровневую систему управления и финансирования в целях повышения эффективности деятельности с учетом современных социально-экономических условий и требований по сокращению расходов не текущее содержание.Высвободившиеся финансовые средства при реализации вышеуказанных мероприятий направляются на социальную поддержку сотрудников МЧС России, повышение эффективности деятельности органов управления и подразделений, модернизацию пожарно-спасательных и других подразделений, реагирующих на чрезвычайные ситуации, последствий и бедствий.

Вместе с тем, этот год – юбилейный для гражданской обороны нашей страны. Свое 85-летие отмечает система, ставшая одним из гарантов безопасности государства.

На всех этапах развития гражданская оборона обеспечивала безопасность государства, повышала уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

В историю гражданской обороны вписано немало героических страниц. Наиболее яркая из них – вклад в победу бойцов местной противовоздушной обороны в годы Великой Отечественной войны.

Силами МПВО осуществлялось обезвреживание авиабомб, ликвидировались пожары и возгорания, восстанавливались здания, предотвращались аварии, оказывалась медицинская помощь пострадавшим. Благодаря этому удалось спасти миллионы жизней, сохранить тысячи стратегически важных объектов экономики и памятников культуры.

С годами система гражданской обороны крепла, доказываю свою значимость и состоятельность.

Сегодня гражданская оборона Российской Федерации – это мощная система, включающая огромный материальный, технический и человеческий потенциал, который направлен на обеспечение безопасности государства и его граждан от опасностей, возникающих при военных конфликтах, и от угроз природного и техногенного характера.

В современных условиях гражданская оборона решает широкий спектр задач и играет исключительную роль в предупреждении и ликвидации последствий ЧС, пожаров и техногенных катастроф, в повышении уровня подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и формировании культуры безопасности жизнедеятельности.

Силы гражданской обороны последовательно увеличивают свой потенциал, активно осваивают современную технику и передовые технологии, улучшают подготовку личного состава.

За профессионализм, оперативность, эффективность и готовность к работе в самых тяжелых условиях и в связи с празднованием 85-й годовщины образования гражданской обороны Российской Федерации приказываю:

Осуществить дополнительные выплаты личному составу МЧС России в соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016-2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22.12.2015 № 652с, Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», приказами МЧС России от 07.12.2012 № 751 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России» (с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 28.11.2013 № 763, от 26.05.2015 № 261, от 30.03.2016 № 156), от 21.03.2013 № 195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 28.11.2013 № 764. от 11.02.2015 № 66, от 26.05.2015 № 261, от 30.03.2016 № 156), от 26.10.2006 № 616 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих МЧС России» (с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 01.04.2008 № 158, от 06.04.2012 № 180), от 28.12.2015 № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (далее – сотрудники), а также решением Президента Российской Федерации об улучшении уровня социальной защиты личного состава системы МЧС России в следующих размерах:

Военнослужащим спасательных воинских формирований, проходящим военную службу по контракту – 35,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы – 35,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Федеральным государственным гражданским служащим – 35,0тыс. руб. на каждого сотрудника;

Гражданскому персоналу поисково-спасательных формирований и центров Государственной инспекции по маломерным судам – 35,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Военнослужащим и сотрудникам территориальных органов – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Гражданскому персоналу спасательных воинских формирований – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Военнослужащим и гражданскому персоналу авиационно-спасательных центров МЧС России, Авиационно-спасательной компании – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Сотрудникам и работникам испытательных пожарных лабораторий МЧС России – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Сотрудникам. работникам и гражданскому персоналу научно-исследовательских институтов МЧС России – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Военнослужащим, сотрудникам, гражданскому персоналу и работникам образовательных организаций МЧС России высшего профессионального образования – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Гражданскому персоналу медицинских учреждений МЧС России – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Сотрудникам и работникам учебных центров дополнительного образования МЧС России – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы – 25,0 тыс. руб. на каждого сотрудника.

Финансово-экономическому департаменту в срок до 26.09.2017 года довести казенным учреждениям дополнительные лимиты бюджетных обязательств на указанные выплаты.

Начальникам территориальных органов МЧС России:

Организовать работу по контролю за осуществлением поощрительной выплаты сотрудникам в строгом соответствии с указанными размерами;

Доложить о проделанной работе и произведенных выплатах в срок до 03.10.2017года через Финансово-экономический департамент.

Руководителям учреждений и организаций МЧС России в срок до 02.10.2017года обеспечить выплату и доложить в установленном порядке.

Начальникам бюджетных и автономных учреждений (организаций) МЧС России произвести выплату за счет средств учреждения.

Возложить на руководителей территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России персональную ответственность за своевременное и полное обеспечение личного состава дополнительными выплатами в связи с празднованием 85-й годовщины образования гражданской обороны Российской Федерации и выполнение настоящего приказа.

Главному управлению подготовки совместно с Управлением информирования населения организовать проведение разъяснительной работы о размерах и порядке поощрительных выплат личному составу МЧС России к 85 годовщине гражданской обороны.

Министр В.А. Пучков

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

4 октября 2018 г. в Академии гражданской защиты МЧС России прошло праздничное мероприятие, посвященное 86-й годовщины образования гражданской обороны. На торжестве Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 16 сотрудников и коллективов ведомства были награждены государственными наградами и грамотами.

В церемонии приняли участие ветераны, руководство и сотрудники МЧС России.

Всех собравшихся поздравил заместитель главы чрезвычайного ведомства Павел Барышев.

«Гражданская оборона, ставшая одним из гарантов безопасности государства, за годы своей деятельности выполняла широкий спектр задач. Но самое главное ее предназначение - служение людям, защита социальной инфраструктуры и реализация целого комплекса задач по безопасности жизнедеятельности населения», - сказал заместитель министра.

Он подчеркнул, что сегодня Гражданская оборона Российской Федерации - это мощная система, включающая огромный материальный, технический и человеческий потенциал, который направлен на обеспечение безопасности государства и его граждан от опасностей, возникающих при военных конфликтах, и от угроз природного и техногенного характера.

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, заместитель министра вручил Ордена Мужества трем специалистам отделения подводного разминирования Специализированного отряда ГУ МЧС России по г. Севастополю: О. Лялькову, Е. Медведеву и А. Смаилову. Еще 5 сотрудников пожарных и пожарно-спасательных подразделений ведомства были удостоены Медалями «За отвагу» (Е. Барабаш, П. Овчаренко) и «За спасение погибавших» (Я. Ивлев, С. Нижник, Е. Пироженко).

За высокие личные показатели в служебной деятельности медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени получили 3 руководителя вузов МЧС России – В. Нестеров, В. Симонов и Г. Шагов. А нагрудный знак к почетному званию «Заслуженный спасатель Российской Федерации» был вручен генеральному директору ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» Р. Файзуханову.

На церемонии также чествовали и трех представителей педагогического состава Академии гражданской защиты. За заслуги в научно-педагогической деятельности и подготовке квалифицированных специалистов С. Мелькова, В. Полевого и Ю. Рейхова наградили нагрудным знаком к почетному званию «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Кроме того, Почетную грамоту Президента Российской Федерации получил руководитель научно-исследовательского отдела ФГБУ ВНИИ ПО МЧС России С. Колеганов, а Благодарность – коллектив Академии противопожарной службы.

Торжественное мероприятие завершилось праздничным концертом с участием Показательного оркестра МЧС России.

Празднования, посвященные Дню гражданской обороны, прошли также в подразделениях МЧС России во всех субъектах Российской Федерации.

Действующее трудовое законодательство выделяет премии, выплачиваемые в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда, а также премии вне этой системы. В полной мере это разделение можно распространить и на так называемым разовым и (или) единовременным премиям, которые могут выплачиваться к праздничным датам. При этом в начале каждого года вопросы премирования приобретают особую актуальность.

"Праздничные" премии и источники их финансирования

Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) выделяет два основания для премирования работников:
- премирование в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда (ч. 1 ст. 129, ст. 135 и 144 ТК РФ);
- премирование вне рамок принятой в учреждении системы оплаты труда (ст. 191 ТК РФ).

По второму из указанных оснований премии, как правило, выплачиваются к праздничным датам, профессиональным (отраслевым) праздникам, дням рождения (в т. ч. юбилеям), за выполнение особо важных работ, не входящих в круг должностных обязанностей и т. п. По сложившейся практике, такие премии не увязываются напрямую с результатами трудовой (служебной) деятельности. А если и увязываются, то неизменно вызывают у ревизоров и иных проверяющих дополнительные вопросы в связи с принятыми правилами расчета среднего заработка, определения источника финансирования и т. п.

Премии в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда относятся к стимулирующим выплатам, а вынесенные за пределы этой системы - к выплатам в рамках поощрения за труд. Первый вид премий является составной частью заработной платы работников, а второй - нет.

При этом источником финансирования обоих видов премий являются средства, выделяемые на цели оплаты труда сотрудников. Соответственно, прямой увязки видов премий с источником действующее законодательство не устанавливает.

В частности, и те и другие премии относятся на подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ бюджетной классификации РФ. Другого варианта бюджетная классификация не предусматривает. Хотя логичней было бы относить расходы на выплату разовых (единовременных) премий, производимых вне рамок системы оплаты труда, на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Но делать этого до выхода соответствующих разъяснений и (или) изменения действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н, не следует.

Различаются и источники финансирования расходов на выплату премий, производимых из внебюджетных источников. Если принятые в учреждении премии в рамках системы оплаты труда в полной мере уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, то премии к праздникам и другим подобным событиям не могут признаваться в целях налогообложения прибыли. Такой вывод, в частности, сделан в письме Минфина России от 09.11.2007 № 03-03-06/1/786: так как премии к праздничным дням не относятся к выплатам стимулирующего характера, то они не могут быть учтены в расходах для целей налогообложения прибыли.

Соответственно, производимые из внебюджетных источников выплаты рассматриваемых разовых (единовременных) премий к праздникам и т. п. событиям осуществляются из средств чистой прибыли.

При этом необходимо учитывать, что разовые и единовременные премии могут быть выплачены работникам учреждения и в рамках принятой в нем системы оплаты труда. Однако такие выплаты необходимо классифицировать исключительно как стимулирующие выплаты по оплате труда. Они должны быть предусмотрены соответствующими локальными документами учреждения, а их осуществление не должно быть напрямую увязано с событиями (в т. ч. с праздниками), не имеющими отношения к трудовой деятельности и ее показателям.

Приведенная классификация не применима в отношении выплат, производимых государственным гражданским служащим. Объясняется это положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющего в том числе состав денежного содержания и иных выплат в пользу рассматриваемой категории лиц. В соответствии с данным документом государственным гражданским служащим могут выплачиваться только премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок осуществления премиальных выплат утверждает представитель нанимателя.

Ведомственными документами определяется, в том числе, и осуществление разовых (единовременных) премий к праздничным датам. Например, согласно п. 39 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 09.12.2008 № 278(1), премирование гражданских служащих может осуществляться в том числе в связи с профессиональными и иными праздниками в пределах фонда, предназначенного для выплаты премий.

В свою очередь, в Росрыболовстве (см. приказ от 10.07.2009 № 604) гражданским служащим выплачиваются следующие виды премий2:
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременные премии в связи с юбилейными датами, выходом на государственную пенсию, в связи с государственными и профессиональными праздниками, установленными законодательством РФ.
При этом единовременные премии могут выплачиваться работникам в размере оклада месячного денежного содержания при наличии экономии по фонду оплаты труда на текущий период.

Регламентация выплаты премий

Положения ст. 191 ТК РФ не предусматривают необходимость закрепления выплаты премии в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах учреждения. Однако, так как указанные выплаты производятся из средств, предназначенных на оплату труда сотрудников, их осуществление рекомендуется закрепить в коллективном договоре (правилах внутреннего трудового распорядка) и (или) в локальных нормативных актах (положении об оплате труда, положении о премировании, положении о материальном стимулировании и т. д.). Это позволит, как минимум, легализовать осуществляемые расходы и предупредить излишние вопросы со стороны проверяющих органов.
В указанные документы достаточно включить следующие примерные нормы:

….
Номер пункта . Работникам учреждения наряду со стимулирующими выплатами по оплате труда (в т. ч. премиями и иными поощрительными выплатами) при наличии экономии фонда оплаты труда могут в рамках поощрения за труд (ст. 191 ТК РФ) выплачиваться следующие разовые (единовременные) премии:
- к праздничным (ст. 112 ТК РФ) и профессиональным датам;
- к юбилеям (достижению 50, 55, 60, 65, 70-летнего возраста);
- в связи с присуждением почетных званий;
- в связи с награждением государственными и ведомственными наградами;
- в случае увольнения в связи с уходом на пенсию;
- иные премии, предусмотренные учетной политикой учреждения.
Премирование в указанных случаях осуществляется по решению руководителя учреждения на основании докладных записок заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений.
Размер премии определяется письменным приказом руководителя учреждения в пределах общей экономии по фонду оплаты труда.
В общем случае работники учреждения не имеют права на получение рассматриваемых премий. Только после того, как в принятом в учреждении порядке будет принято решение о премировании (а именно, будет издан соответствующий приказ), сотрудники смогут рассчитывать на дополнительные стимулирующие выплаты.

В отличие от премий, выплачиваемых в рамках системы оплаты труда, размеры разовых и единовременных премий могут быть ограничены. Как правило, ограничения устанавливаются в прямой зависимости от размера выплачиваемого оклада (не более одинарного, двойного и т. д. размера оклада, должностного оклада, тарифной ставки) или не более строго определенной суммы в рублях (не более 1000, 5000 руб. и т. п.). Положения об ограничении премий также могут быть закреплены в коллективном договоре, положении об оплате труда и (или) иных локальных нормативных актах.

В обязательном порядке учреждению следует определять дополнительное основание для ограничения сумм выплачиваемых премий - к примеру, экономия по фонду оплаты труда.

Перечень премируемых работников определяет руководитель или иное уполномоченное им должностное лицо путем издания письменного приказа. Так как выплата разовой премии не является гарантированной, то лица, не включенные в перечень премируемых сотрудников, фактически не могут рассчитывать на возможность оспорить принятое работодателем решение в соответствующих органах. Этим рассматриваемая премия также отличается от премий, выплачиваемых в рамках системы оплаты труда.

В отношении последних в коллективном договоре и (или) локальных документах необходимо определять показатели и условия премирования, при достижении или выполнении которых у работника возникает право выдвигать требования о премировании, а также механизм снижения (депремирования) или лишения выплачиваемой премии. В части разовых (единовременных) премий к праздникам и т. п. событиям данные положения не являются обязательными для включения в приведенные выше документы. Наряду с этим учреждение вправе (но не обязано) дополнительно обозначить критерии, которыми оно будет руководствоваться при определении перечня поощряемых работников и размеров выплачиваемых сумм.

При осуществлении премирования к профессиональным праздникам (датам) рекомендуется учитывать нормы Указа Президента РФ от 20.01.2000 № 84 "Об утверждении Правил установления профессиональных праздников и памятных дат", а также - официальный характер соответствующей даты. До настоящего времени некоторые даты носят статус профессионального праздника неофициально. Например, День учителя (5 октября) и День юриста (3 декабря) обладают официальным статусом (в соответствии с Указами Президента РФ от 03.10.1994 № 1961 "О праздновании Дня учителя", от 04.02.2008 № 130 "Об установлении Дня юриста"), а День бухгалтера (25 ноября) и День кадровика (24 мая или 12 октября) - нет.

В отношении государственных гражданских служащих выплата единовременных премий может быть предусмотрена исключительно соответствующим нормативным правовым актом, изданным представителем нанимателя. Государственный орган не вправе определять дополнительно условия осуществления рассматриваемой выплаты.
"Праздничные" премии муниципальным служащим также должны осуществляться в строгом соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов (законов субъектов РФ и т. д.).

Порядок документального оформления выплаты премий

Выплачиваемые на основании ст. 191 ТК РФ разовые (единовременные) премии в обязательном порядке должны оформляться типовыми формами № Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника" или № Т-11а "Приказ (распоряжение) о поощрении работников". Обе указанные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 и обязательны к применению в том числе и бюджетными учреждениями. Работодатель может оформлять премии, относимые к выплатам по оплате труда, и иные поощрительные выплаты обычными (оформленными по общим правилам документооборота) письменными приказами (распоряжениями).

Основанием для издания приказов по форме № Т-11 или Т-11а являются представления (докладные записки) уполномоченных должностных лиц учреждения (заместителей руководителя, начальников структурных подразделений и т. д.). Именно в указанных приказах (распоряжениях) прописью и цифрами приводится конкретная сумма выплачиваемой премии.

Изложенный порядок оформления выплаты премий рекомендуется закрепить в принятом в учреждении графике документооборота. Приказ подписывает руководитель учреждения или уполномоченное им должностное лицо. После подписания приказ должен быть доведен до сведения работника (объявлен) под роспись, а записи о поощрении должны найти свое отражение также в личной карточке и трудовой книжке работника. В этом состоит отличие между премированием вне системы оплаты труда и премированием в рамках заработной платы.

Учет премий при расчете среднего заработка

Учреждения и иные участники бюджетного процесса довольно часто прибегают к исчислению среднего заработка. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с действующим законодательством предусматриваются разные методики расчета средней заработной платы. В частности, необходимо четко выделять следующие из них:
- методику, принятую для случаев, предусмотренных трудовым законодательством (средний заработок за отпуск, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средняя заработная плата за период служебной командировки и т. п.);
- методику, принятую для исчисления пособий по государственному социальному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком);
- методику определения денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих за период отпуска, служебной командировки и в некоторых других случаях.

Первая из приведенных методик расчета среднего заработка основывается на положениях ст. 139 ТК РФ и постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". При этом для расчета средней заработной платы могут учитываться только предусмотренные системой оплаты труда виды выплат независимо от их источников финансирования. Это означает, что в состав учитываемых выплат могут включаться только выплаты (включая премии) по оплате труда.

Разовые и единовременные премии, выплачиваемые к праздникам, юбилейным датам и другим подобным событиям, не относятся к выплатам по оплате труда. Поэтому при исчислении среднего заработка за отпуск, для расчета компенсации за отпуск, при оплате дней командировки и т. д., они не могут учитываться. На это, в частности, указано в письме Роструда от 23.10.2007 № 4319-6-1.
При исчислении среднего заработка учитываются разовые и единовременные премии (за исключением выплачиваемых к праздникам, юбилейным датам и т. д.), которые могут быть отнесены к заработной плате.

Но при условии, что такие премии предусмотрены в принятых в учреждениях положениях об оплате (премировании) работников. Об этом сказано в письме Роструда от 05.02.2007 № 274-6-0.
Расчет пособий по государственному социальному страхованию производится по правилам, регламентированным ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

С 1 января 2010 г. в средний заработок включаются все виды выплат и вознаграждений, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС России. Ранее в состав учитываемых выплат включались только выплаты по оплате труда, на которые начислялся единый социальный налог.

Так как разовые (единовременные) премии к праздникам и т. п. событиям не относятся к выплатам по оплате труда, до 2010 г. они не должны были учитываться при расчете пособий по государственному социальному страхованию (несмотря на то, что в бюджетном секторе на такие выплаты в полной мере начислялся единый социальный налог).

С 2010 г. рассматриваемые премии в полной мере учитываются при расчете среднего заработка, принимаемого для целей определения суммы пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком, так как теперь не имеет значения, являются ли они составной частью заработной платы или нет. По Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страховые взносы в ФСС России начисляются на любые премии, в связи с этим данные премии учитываются при расчете пособий по государственному социальному страхованию.

При расчете денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих на период оплачиваемых отпусков, а также в некоторых других случаях учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий. На это указано в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562(3).

Предусмотренная ТК РФ классификация разовых (единовременных) премий не применяется в отношении денежного содержания государственных гражданских служащих. Однако для того, чтобы выплачиваемые к праздникам разовые премии могли учитываться при расчете содержания за отпуск (компенсации за отпуск), они должны называться "за выполнение особо важных и сложных заданий". Иные разовые премии не могут учитываться при расчете содержания, т. к. это не предусмотрено вышеуказанными Правилами.
Порядок выплаты денежного содержания государственным гражданским служащим органов власти субъектов РФ и муниципальным служащим определяется законодательством соответствующего субъекта РФ.

Соответственно, при принятии решения о том, в каком порядке рассчитывать содержание за период отпуска и иных событий, в каждом конкретном случае следует исходить из соответствующих нормативных правовых актов конкретного субъекта РФ.

Вопросы налогообложения

Выплачиваемые к праздничным датам премии (независимо от их увязки с выплатами по оплате труда) облагаются налогом на доходы физических лиц, а с 1 января 2010 г. - и страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
Для целей налогообложения указанных выплат до 1 января 2010 г. ЕСН был важен источник их финансирования. Разовые (единовременные) премии вне рамок системы оплаты труда, выплачиваемые из внебюджетных источников, не должны были облагаться ЕСН. Основание - выплата из средств чистой прибыли (п. 3 ст. 236 НК РФ). Премии, выплачиваемые из бюджетных источников, должны были облагаться ЕСН в любом случае.

В части налога на прибыль приуроченные к праздничным датам разовые (единовременные) премии, которые не являются выплатами по оплате труда, не могут уменьшать налоговую базу. Вместе с тем, как указывалось ранее, учреждение вправе выплачивать (в т. ч. из внебюджетных источников) своим работникам разовые премии и в рамках принятой системы оплаты труда. В этом случае расходы могут признаваться в целях налогообложения прибыли4. Главное, чтобы осуществление такого премирования было предусмотрено коллективным договором, локальными документами учреждения, и выплата премий была увязана с производственными результатами (без упоминания праздничных дней и т. п. случаев).

Итак, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, согласно ТК РФ существует два основания для премирования работников: премирование в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда и стимулирование вне рамок этой системы. Выплаты первого вида включены в оплату труда, второго - нет. Ко второму виду премий относятся, в том числе, "особые" выплаты, приуроченные к праздничным датам, профессиональным праздникам, дням рождения и юбилеям, за особые заслуги (выполнение особо важных работ).

Источником финансирования обоих видов премий являются средства, выделяемые на цели оплаты труда сотрудников. Впрочем, это правило не распространяется на государственных гражданских служащих: им могут выплачиваться премии только за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок осуществления премиальных выплат утверждает представитель нанимателя.
Во-вторых, разовые (единовременные) премии могут быть выплачены работникам и как часть оплаты труда. Но в этом случае они должны подаваться исключительно как выплаты в рамках системы оплаты труда, а возможность таких выплат должна быть предусмотрена внутренними документами организации.

В-третьих, законодательство не обязывает учреждения закреплять выплаты премий в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах учреждения. Но, так как указанные выплаты производятся из средств, предназначенных для оплаты труда сотрудников, с целью предупреждения излишних вопросов со стороны проверяющих органов осуществление таких выплат рекомендуется закрепить в коллективном договоре (правилах внутреннего трудового распорядка) и (или) в локальных нормативных актах (положении об оплате труда, положении о премировании, положении о материальном стимулировании и т. д.).

В-четвертых, принятые в учреждении премии в рамках системы оплаты труда в полной мере уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, а премии к праздникам и другим подобным событиям не могут признаваться в целях налогообложения прибыли. До 2010 г. для обложения ЕСН был важен источник финансирования премиальных выплат: премии, выплачиваемые за счет бюджетных источников, облагались ЕСН, а выплаты вне рамок системы оплаты труда были освобождены от налогообложения как ЕСН, так и налогом на прибыль. Впрочем, по своему усмотрению руководство учреждения вправе премировать своих работников и в рамках системы оплаты труда (даже из внебюджетных источников).

Иными словами, наиглавнейшие условия осуществления разовых (единовременных) выплат по особым случаям - их закрепление в коллективном договоре и локальных документах учреждения и привязка выплат к производственным результатам.

1Приказ ФСТ России от 09.12.2008 № 278 "Об утверждении Положения об условиях оплаты труда государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной службы по тарифам".

2 Приказ Росрыболовства от 10.07.2009 № 604 "Об утверждении положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Федерального агентства по рыболовству".

3 Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих".