Из истории прав ребенка — Гипермаркет знаний. Право на жизнь. Поздравления и подарки

Классный час Всемирный день радости и счастливого детства.


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание: 20 НОЯБРЯ - Всемирный день детей - праздник радости и счастливого детства, который отмечают во многих странах мира. А поводом для всего этого послужила Женевская декларация 1924 года - именно тогда впервые был поднят вопрос о социальной защите прав детей. Предлагаю вам материал, который можно использовать для детей начальных классов и среднего звена как беседу, классный час, внеклассное мероприятие. Сказочную викторину, посвященную правам ребенка можно найти в моем блоге. Она служит прямым продолжением данного классного часа.
Цель: формирование представлений об основных правовых документах:"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка", коррекция мышления и активно-волевых дефектов поведения через игру.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка.
2. На примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции, показать единство прав и обязанностей.
3. Расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике.
4. Воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.
Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, брошюры - "Декларация", "Конвенция", "Конституция"; плакаты для оформления зала; карточки с определениями, ноутбук, (презентации статей, правовой и сказочной викторины).
Учитель:
Предлагаю вашему вниманию сказочные картинки, внимательно их рассмотрите.
(Русская народная сказка Гуси-лебеди)


(Г.Х.Андерсен Дюймовочка)


(Д.Н.Мамин-Сибиряк Серая Шейка)


(Г.Х. Андерсен Снежная королева)


(А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане...")


(Русская народная сказка Лиса и заяц)


(Русская народная сказка Петушок - золотой гребешок)


-Иллюстрации к каким сказкам вы видите?
Какие права сказочных героев нарушены в этих сказках? (Право на неприкосновенность жилища, право на наличную неприкосновенность, право на жизнь и свободу, на защиту,жить и воспитываться в семье,общаться с родителями и другими родственниками, защищать свои права.)
-Почему вы так думаете? (Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
Учитель: Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (высказывания детей).
- За точным определением обратимся к словарю Ожегова. Я попрошу прочитать самого лучшего читателя нашей библиотеки. (Один ребенок читает вслух).
ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
- Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.
-Скажите, кто проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
- В первую очередь о вас беспокоятся взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами: дома - ваши родители, а в школе - директор, завуч, социальный педагог, учителя, воспитатели и многие др. Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций - (ООН). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия, и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество.
Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).
10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека.


- Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
- Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, а спустя 30 лет, в 1989 году - Конвенцию о правах ребенка, которую подписало 61 государство, в том числе СССР (15 сентября 1990 г.)




-Послушайте, чем отличается Конвенция от Декларации:
Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государствам соблюдать записанные в них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.
С момента рождения, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, маленький гражданин взят под охрану государства и обладает следующими правами:

Жить и воспитываться в семье
Общаться с родителями и другими родственниками
Защищать свои права
Выражать своё мнение
Право на имя, отчество и фамилию
Изменение фамилии и имени
Право на имущество
Право на медицинское обслуживание
Право на образование и другие.

Таким образом, в ХХ веке в мире появилось сразу два праздника, посвященных маленьким мальчикам и девочкам:Всемирный день детей (20 ноября) и Международный день защиты детей (1 июня).
20 ноября во многих странах мира отмечают праздник радости и счастливого детства- Всемирный день детей. «Детской Конституцией» называют принятую в 1989 году Конвенцию о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка как международный правовой акт обладает высшей юридической силой, является составной частью правовой системы Российской Федерации согласно ст. 15 Конституции РФ.


В Конвенции 54 статьи о правах ребенка.
Сегодня мы рассмотрим самые важные, которые вы должны знать.


Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста". До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами.


Как называется эта сказка? Что произойдет сейчас?
Какое правило нарушает Лисица? (Право на наличную неприкосновенность, право на жизнь и свободу)
Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".
Это главное право каждого человека.
-Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях? (Ответы детей)
Было в древности государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...


Александр Васильевич Суворов (24 ноября 1730-18 мая 1800) - великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России.
А.В.Суворов рос очень больным и хилым мальчиком.Большая сила воли, физические тренировки позволили стать ему великим полководцем России.
Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".
У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество. Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении


Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас! Когда исполняется 14 лет, выдается другой документ. Кто знает как он называется? (Паспорт)
Паспорт меняется в 20 лет и 45.


Статья 13 "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".
Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале.




Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища".


Никто не имеет права лишать вас имущества или жилища.Вспомните, в каких сказках нарушено это право?(Сказка «Три поросенка»)


(«Заюшкина избушка»)


Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"
Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.



Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".
Вы обязаны уважать права других людей.



Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".
Что означает слово "эксплуатация"?
(Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда").
Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов.
Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.


Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".
-Скажите, вы будете правы? Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.
Статья 37
а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания".


б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом".
Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры.
Знаете ли вы, с какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет).
Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.
Все дети равны в своих правах и никто не должен их нарушать!
Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.
Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых и досуг и ответить на вопросы викторины.

ВИКТОРИНА" Права ребенка"

1.Назовите основной закон государства.
(Конституция РФ)


2.Какой международный документ закрепляет права детей?
(Конвенция о правах ребёнка является международным правовым документом.)


3.В каком году была принята Конвенция о правах ребёнка?
(20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка»)
4. Что такое право? (ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.)
5. Ребёнок – это … ?
(Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 1)
6. Какие дети имеют право на особый уход и защиту? (Все дети имеют такое право).
7. Ребёнок имеет право:
Каждый ребенок имеет право на жизнь. Статья 6
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Статья 13
8. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
(Статья 60 Конституции РФ гласит «Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».)
9.Сколько лет Конвенции о правах ребенка в этом году? (26 лет)
10.Какие документы, удостоверяющие личность, есть у каждого ребенка?
(До 14 лет – свидетельство о рождении, а затем –паспорт).

-Выводы:
Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.
Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".
Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

Классный час «Всемирный день прав ребёнка »

Цель: познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни.

Ход классного часа.

I . Вступление.

Учитель:

Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права ребенка». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка.

II . Основная часть.

Учитель:

Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной из них считается ООН. Эта организация возникла после второй мировой войны, в которой погибло более 50миллионов человек. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь.

Однако не все люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

20 ноября 1989года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

В Конвенции 54статьи.

Давайте назовем те, которые вы помните.

Право на жизнь.

Право на имя.

У каждого из вас есть имя (учитель предлагает детям назвать свои имена). При рождении ребенка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ. Знаете ли вы, как он называется? Правильно, свидетельство о рождении. В нем также записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботится о его благополучии. Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? Правильно, следовательно о вас заботиться правительство России.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Учитель:

Всем вам известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

Согласно Конвенции, ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (Статья 1).

Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может издавать отдельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, посадить Маугли в клетку и обращаться с ним, как с животным?

Ученики высказывают свое мнение.

Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство (Статья 23).

Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он при этом его права?

Ученики высказывают свое мнение.

Как вы думаете, что необходимо, чтобы эти и другие права соблюдались?

Ученики высказывают свое мнение.

Нужно выполнять важную обязанность – уважать права другого.

А теперь представьте ситуацию.

Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляя громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.

Мама: Сколько раз тебе говорила – после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын: Но мама! Ты же все равно в 10 часов еще не спишь!

Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?

Ученики высказывают свое мнение.

Сын пользуется правом на отдых и досуг (Статья 31 ). Но в данной ситуации он ущемляя права родителей и соседей на отдых.

Учитель: В данном случае поведение сына является нарушением общественного порядка. О какой важной обязанности он забыл?

Ученики: Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!

III . Практическая часть классного часа.

Викторина «Права литературных героев».

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Какие из литературных героев могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской народной сказки «Ледяна избушка»)

3. Героиня какой сказки использовала право свободного передвижения и местожительства? («Лягушка-путешественница»)

4. В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или приключения Буратино»)

5. У какой известной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? («Золушка»)

6. Какие известные литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов»).

7. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Сказка о попе и его работнике Балде»)

Конкурс «Песня о правах».

Ученики должны сказать о каких правах идет речь в песнях.

1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний)

2. «Чему учат в школе» (право на образование).

3. «До чего дошел прогресс» (права на пользования благами научно-технического прогресса).

4. «На крутом бережку» (право на отдых).

IV . Итог.

Тест:

1. Какова цель ООН?

2. Что является высшей ценностью в России по Конституции?

    Промышленный и военный потенциал.

    Государство.

    Человек, его права и свободы.

3. В каком документе изложены права ребенка?

    В Конституции РФ,

    В Декларации прав человека.

    В Конвенции о правах детей.

4. Кем была принята Конвенция о правах детей?

    Президентом страны.

    Директором школы.

5. Как вы думаете, какой орган при ООН занимается правами ребенка?

    Детский фонд.

    Международный валютный фонд.

    Международный банк регионального развития.

V . Обобщение.

Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе и о том, как защитить свои права!

Эта книга расскажет вам просто о весьма сложных вещах - о правах человека. Маленький герой выходит из трудных испытаний потому, что знает Декларацию прав человека.

Классный час разработан и проведен учителем начальных классов Ельмеевой Еленой Васильевной.

>> Из истории прав ребенка

Из истории прав ребенка

Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX веке деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей. До образования ООН (1945) права детей рассматривались в основном в ракурсе борьбы с детским рабством, эксплуатацией детского труда, торговлей детьми и проституцией несовершеннолетних. Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 году, была в основном посвящена этим проблемам. В 1945 году, вскоре после своего создания, ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой, в частности, отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1946 году ООН учредила Детский фонд ЮНИСЕФ, цель которого - международная помощь детям.

Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.

Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения совершеннолетнего возраста (18 лет), если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды , соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.

Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями. В его составе 10 экспертов, делегированных государствами-участниками на 4-летний срок.

Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в Комитет ООН доклады каждые 5 лет, периодически - об осуществлении Конвенции. В докладах обязательна следующая информация:

  • о мерах, принимаемых государствами по улучшению социальной защиты детства, в том числе об изменениях в национальном законодательстве и практических мерах на национальном, региональном и местном уровнях;
  • о создании и функционировании механизмов и структур для координации и контроля за деятельностью по осуществлению Конвенции;
  • о разработке общей политики, программ и услуг в целях осуществления Конвенции;
  • о трудностях, тормозящих реализацию Конвенции, и о способах их преодоления;
  • о достигнутом прогрессе и планах совершенствования национальной системы защиты детства.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Смирнов В.В., Суслов А.Б., Права человека. 11 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Правоведение" href="/text/category/pravovedenie/" rel="bookmark">правоведению .

Итак, история происхождения и развития современной концепции прав человека (ребенка)
Проблема прав человека – одна из вечных проблем, сопровождающих человечество, так как осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия.

Идея прав человека намного опережала реальные политические условия их осуществления. Принципы свободы людей, достоинства человеческой личности, равенства и братства нашли свое отражение в ряде мировых религий, в частности и в христианстве. Иисус Христос первый возвестил людям учение свободы, равенства, братства. Именно христианский взгляд на тварную Личность, созданную по образу и подобию Творца и занимающую в силу этого исключительного положение в мире, задает базовое для европейской культуры представление об уникальности человека.

Генезис концепции прав человека неотрывен от исторической динамики развития европейской цивилизации. Европейская культура в ее целостности сформировала комплекс представлений, который породил убежденность в природном праве человека на жизнь, свободу, равенство. Становление этих идей связано не только с формированием специфически европейского концепта права как феномена, отличного от традиции и морали, но и с оформлением европейского представления о человеке как равноправной, уникальной, цельной личности.

В античности зародились идеи гражданского равенства, видение другого как равного себе, что нашло законченное выражение в концепции справедливости Аристотеля (384-322 г. г. до н. э.), изложенной им в «Никомахоновской этике». Аристотель различает справедливость, основанную на существующем праве (т. е. представлениях о правах, актуальных для некоего конкретного общества), и справедливость, основанную на принципах равенства. Таким образом, он впервые говорит о существовании общезначимых принципов, выходящих за границы юридической практики.

Особое представление о человеке формируется деятелями Возрождения. Они рисуют идеал человека-гуманиста, не созерцательного, а деятельного человека-мастера.

Джон Локк () в своей теории «Общественного договора» рассматривает неотъемлемые права каждого индивида. Идеи Локка сыграли огромную роль в формировании социально-критических взглядов французских просветителей, которые считают главными врагами – невежество и суеверие, затемняющие человеческий разум.

Близок философам Просвещения Иммануил Кант (). Как и они, Кант считает, что каждый человек обладает врожденными и неотъемлемыми правами. По его мнению, индивид самоценен, что влечет за собой равенство всех. Каждый человек имеет право на такую степень свободы действий, которая совместима со свободой действий другого человека. Категорический императив Канта звучит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Важным документом, оказавшим влияние на формирование современной концепции прав человека, явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г.. В ней говорилось, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств». Декларация провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

Потребовались долгие годы, многочисленные жертвы и страдания людей, чтобы все народы осознали общечеловеческую ценность прав и свобод человека. Это привело к созданию после завершения Второй мировой войны Организации объединенных наций. В Уставе ООН, подписанном 25 июня 1945г., и во Всеобщей декларации пав человека, принятой 10 декабря 1948 г., проблема неотъемлемых прав и основных свобод человека заняла центральное место.

Очевидно, что уважение прав человека начинается с отношения общества к своим детям. Это, прежде всего, обусловлено тем, что детство – уникальный и важнейший период в развитии человеческой личности.

Права отдельного ребенка, молодого человека, их обеспечение непосредственно зависит от сознательной государственной политики на международном и государственном уровнях и от деятельности неправительственных общественных организаций, которые исходят из безусловного признания самоценности детства, наличия у детей и молодежи своих специфических интересов и потребностей и создают необходимые социально-экономические и политические условия для их жизни и развития.
Именно конкретизация прав детей и стремление создать действенный механизм защиты этих наиболее уязвимых членов общества привело ученых и общественных деятелей к мысли о необходимости выделения прав ребенка в отдельную категорию. Однако утверждалась эта идея с большим трудом.

Анализируя проблемы, которые возникали в процессе философского осмысления и юридического оформления прав ребенка, можно сказать, что даже экономическим и социальным правам, длительное время отводилась подчиненная роль в сравнении с гражданскими и политическими правами.

Чрезвычайным событием, побудившим энтуазистов на то, чтобы права ребенка стали предметом пристального анализа и дальнейшего осмысления, стала мировая война. Пережив потрясение от осознания возможных последствий бойни в планетарных масштабах, британский союз спасения детей совместно с Лигой женщин в 1923 г. Разрабатывает и предлагает к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка. Этот документ включал 5 пунктов, или принципов, в которых перечислялись основные условия, при которых возможно обеспечение благосостояния ребенка. В число этих условий были включены:
право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе и образование;
первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство;
указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

Впоследствии упомянутая декларация получила название Женевской , ибо была подписана в 1924 г. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций, куда были приглашены государства, руководствовавшиеся принципами этой международной организации.

В дополнение к Всеобщей декларации прав человека, чтобы защитить самых слабых: детей, стариков и женщин,- были приняты несколько важных документов. К их числу относится Декларация прав ребенка, утвержденная 20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН. В этой декларации была повторена мысль о «специальной охране и заботе» по отношению к ребенку. В декларации прав ребенка 1959 г. были перечислены, казалось все фундаментальные права ребенка, очерчены области и сферы деятельности, нуждающиеся в особом контроле. Следовательно, на первый взгляд, отпадала необходимость в каких-либо общих мерах, помимо воплощения принципов Конвенции в национальную практику различных государств мира. Вероятно, поэтому в 1978 году инициатива группы общественных деятелей Польши о придании правам детей силы международного права вначале была воспринята несколько скептически. Прозвучавшие возражения против разработки и принятия конвенции сводились к тому, что проблемы детей уже были отражены в ряде существовавши ном по правам человека, поэтому выделение прав детей в отдельную специальную конвенцию только повредит соблюдению прав ребенка: особое отношение к детям может иногда приводить к дискриминации.

Дискуссии длились около года. Отмечалось, что дети часто становятся жертвами политического лицемерия, что они платят самую высокую цену за близорукую экономическую политику государства , его ошибки, за войны. В результате, в 1979 г. В Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка. Вся работа над конвенцией продолжалась более 10 лет. В 1978 г. Комиссии по правам человека ООН был представлен окончательный вариант документа и 20 ноября 1989 г., в тридцатилетие со дня утверждения Декларации о правах ребенка, Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство перейти от постой поддержки в виде обязательных лозунгов к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. В настоящее время именно Конвенция о правах ребенка считается основным документом, в котором в соответствии с международными стандартами изложены права детей.

Концептуальная основа Конвенции воплощена в 4-х ведущих принципах, суть которых заключается в следующем:
Принцип недискриминации, т. е. равенства.
Принцип приоритетности интересов детей отражен в ст. 3 и предписывает в случае возникновения противоречий между интересами любых представителей населения и детей и отдавать предпочтение последним.
Принцип соблюдения права детей на жизнь, здоровое развитие и достойное образование.
Принцип уважения права детей на выражения собственных взглядов и указывает на необходимость ребенку возможности принимать участие в решении свой судьбы.

Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей , которым предстоит в будущем построить справедливый гуманный мир. Ее нормы служат ориентиром для правительств, партий, организаций, движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

Разумеется, всему мировому сообществу и нашей стране в частности предстоит большая работа по претворению в жизнь Конвенции о правах ребенка. И хочется, чтобы при этом все руководствовались принципом: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всемирный день прав ребёнка

(Общешкольное мероприятие среди учащихся вторых классов)

Учитель: Липаева А.П.

Место работы: МОУ Школа № 175 г. о. Самара

Дата проведения: 20.11.09.

Место проведения: актовый зал

Форма проведения: праздник

Цели:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни;
  • развивать познавательную активность, творческие способности, самостоятельность;
  • воспитывать добросовестное отношение к учёбе;
  • способствовать пониманию того, что книга – источник знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды, фортепиано, сказочные герои, инсценировки.

Вступление.

Учитель . Уважаемые родители, учителя!

Сегодня наш праздник посвящается вам, дорогие ребята! И называется он «Дети – наше будущее». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка. (слайд №1)

  1. Основная часть.

Ведущий. Все, кто учится в школе, называются одним словом – дети. А взрослые, которые живут вместе с детьми в одной семье и учат их в школе, должны защищать детей от разных неприятностей, которые могут вдруг встретиться в жизни.

Учитель . Об этом даже есть специальный международный закон. Он называется

«Конвенция о правах ребёнка». Этот закон был принят в 1989 году ООН. (слайд №2)

Ведущий . Такая Конвенция устанавливает законы о том, на что может иметь права ребёнок.

(На сцену выходят 2 ведущих и 7 учеников)

Ведущий . Скажи, а кого мы называем этим словом – ребёнок?

Ведущая . Это человек, мальчик или девочка, от рождения до 14 лет, до того времени, пока он не получит свой первый в жизни документ – паспорт.

Ведущий . Но ведь ребёнок сам по себе очень мал, разве он знает что-то о правах?

Ведущая . А вот мы в нашей сегодняшней встрече об этих правах и расскажем. Какие же мы имеем права?

(выступают учащиеся)

(слайд №3)

  1. Право на жизнь.
  2. Право на защиту от всех форм насилия, грубого отношения.
  3. Право на образование.
  4. Право на отдых и досуг.
  5. Право на заботу и воспитание родителями.
  6. Право на имя при рождении.
  7. Право на медицинскую помощь.
  8. Право иметь имущество.
  9. Право свободно выражать свои взгляды.
  10. Право на свободное перемещение.
  11. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  12. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  13. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.

Ведущая . Вот, например, первое право: на жизнь. (показывает на экран; слайд №4)

В Конвенции так и сказано: «Главное право каждого ребёнка – право на жизнь».

Ведущий . Вот новости! Разве это право можно отнять у ребёнка, если ребёнок уже родился на свет?

Ведущая . Выходит, что можно. Вот, например, много-много лет тому назад в древности было такое государство – Спарта.

(Звучит воинственная музыка , выбегают спартанцы с копьями в руках . )

1-й спартанец . Спарта была воинственным государством, её войны захватывали другие страны и присоединяли к своей. Поэтому главное требование, которое предъявляли правители Спарты к новорождённым детям, - быть абсолютно здоровыми.

Ведущий . Ну, это понятно, стране нужны были только воины – сильные, смелые, готовые переносить тяжести военного похода. А что же там делали с малышами, которые вдруг рождались слабенькими?

2-й спартанец . Каждого новорождённого ребёнка внимательно осматривали и определяли его судьбу. Если ребёнок был крепким, его оставляли жить.

Ведущий . А если слабый?

1-й спартанец . Его участь была ужасна: такого ребёнка сбрасывали в пропасть.

Ведущий . Вот горе-то! Неужели не жалко было?

2-й спартанец . Таковы суровые законы нашей древней страны.

(Спартанцы убегают)

Ведущая . А сейчас так поступить с ребёнком никто не имеет права, потому что этого не разрешит закон.

Ведущий . Разве можно так бесчеловечно поступать! Ведь нередко бывало так, что человек рождался слабым, а начинал закаляться и вырастал здоровым и крепким. И даже среди людей, которые стали потом военными, такие случаи были.

(слайд №5)

Ведущая . Ты совершенно прав. И пример тому – жизнь знаменитого русского полководца Александра Суворова. (Показывает портрет Суворова) Он родился слабым, больным ребёнком, но уже с детства решил, что будет военным. Тогда Суворов стал закаляться, заниматься спортом. Например, он летом ежедневно плавал в пруду, старался, как можно больше бегать босиком, учился прыгать, скакать на коне.

Ведущий . Верно. И в результате Суворов окреп так, что в военных походах он ночевал с солдатами на земле и не простужался.

Ведущая . Суворов был настоящим героем, под его командованием русская армия не проиграла ни одного сражения. (Показывает на картину И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»;слайд №6)

Видите, на этой картине старый солдат смотрит на любимого полководца и словно говорит малым солдатам: «Стыдно трусить, когда рядом с вами Суворов!»

Ведущий . А в наше время, ребята, кто заботится о нас?

(Из зала ответы)

Ответы детей:

  1. Государство заботится о нас, о нашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
  2. Заботятся о нас наши родители, дают нам жизнь, благополучие, любовь.
  3. Заботятся о нас учителя, которые дают нам знания и учат нас вырасти достойными гражданами нашей страны.
  4. Заботятся о нас врачи, которые следят за нашим здоровьем.

Ведущая . Верно, это государство, родители, учителя, врачи, милиционеры. Они заботятся о нас. А вот лишить ребёнка жизни не имеет права никто.

Ведущий . Да, так записано в Конвенции по международным правам ребёнка, и все обязаны этот закон исполнять.

Ведущая . А сейчас, ребята, давайте споём песню про счастливую жизнь.

(песня)

Ведущая . А какие ещё законы об охране прав ребёнка есть в этой Международной Конвенции?

Ведущий . (показывает на экран; слайд №7)

«Право ребёнка на защиту от всех форм насилия, грубого отношения и эксплуатации»

(Врываются разбойники)

1-й разбойник . Ой, дружище, смотри, сколько хорошеньких мальчиков и девочек сидит в этом зале.

2-й разбойник . Давай их всех запихаем в мешок и отнесём в тёмный лес.

1-й разбойник . А кто не захочет в мешок лезть, тех мы защекочем.

2-й разбойник . А может быть, эти ребята сами поймут, как им хорошо у нас будет? (Ребятам) Пойдёмте с нами, мы вас будем конфетами угощать и на машине покатаем.

1-й разбойник . (ребятам) Пойдёте?

Ребята . Нет!

Ведущий . Что, что такое?

Ведущая . Кто это здесь наших ребят грозится утащить и в тёмный лес снести? Кто их уговаривает конфет поесть и на машине покататься?

Разбойники . (струсив) Мы-ы-ы…

Ведущий . А разве вы не знаете, что есть закон, по которому все должны защищать детей.

Ведущая . Да, а вы хотели нарушить их права, силой утащить куда-то. Значит, вы преступники, мы вас сейчас в милицию сдадим.

Разбойники . Ой, не надо, не надо! Мы больше не будем! (Убегают)

Ведущий . Ну, то-то же. А вы, ребята, будьте всегда внимательны, не слушайте чужих людей, если они предлагают вдруг вам пойти с ними. Это могут быть дяденьки или тётеньки, они могут прикинуться добрыми и хорошими.

Ведущая . Ребята, сейчас мы рассмотрим следующее право. Это право на образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. А в нашей стране все школьники имеют право на бесплатное образование. (слайд №8)

Ведущий . В наших любимых книгах мы можем найти примеры о правах ребёнка.

Ведущая . Давайте позовём сюда нашу сказочницу.

Сказочница! (хором)

(выходит Сказочница)

Ведущий . Уважаемая Сказочница, есть ли среди Ваших историй такие, которые рассказали бы нам о правах ваших героев.

Сказочница . Историй много. Но сегодня мы посмотрим на одну из них - «Про медвежонка Моню, который не хотел учиться в школе». Хотя право на образование он получил.

(Сценка про Моню)

Сказочница . Ребята, давайте поиграем в игру «Герои книг имеют право». Я называю сказку, а вы отвечаете, какое право здесь нарушено или каким правом герои воспользовались.

  1. «Красная Шапочка» (нарушено право на жизнь и свободу)
  2. «Три поросёнка» (нарушено их право на неприкосновенность жилища и право на жизнь. Волк хотел съесть поросят)
  3. «Лягушка – путешественница» (лягушка воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства)
  4. «Мороз Иванович» (в этой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение. Это относится к Рукодельнице.)

Сказочница . Молодцы, ребята! Вы теперь хорошо знаете свои права. А я прощаюсь с вами. Читайте мои сказки! «Книги – наши друзья»! В них вы найдёте много интересного и полезного.

Ведущий . А сейчас мы рассмотрим следующее право. Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. (слайд №9)

Ведущая . Это посещение театра, цирка, разные путешествия, экскурсии, посещение кружков, секций по интересам и, конечно же, танцы!

(танец девочек)

Ведущий . Ребята, сегодня мы рассмотрим ещё одно право. «Право на заботу и воспитание родителями». (слайд №10)

Ведущая . Мы благодарны вам, дорогие наши мамы, папы, бабушки и дедушки за любовь и заботу о нас. Сейчас мы покажем вам маленький спектакль «Бабушки и внуки».

(Сценка «Бабушки и внуки».)

Ведущая . Всемирный день прав ребёнка.

Ведущий . Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребёнка.

Ведущая . А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!

  1. Подведение итогов (заключительное слово учителя).

Исполнение песни «Детство – это я и ты» (слайд №11)