Административное наказание в виде дисквалификации назначается. Административное приостановление деятельности. Вынесение постановлений о применении дисквалификации

Дисквалификация директора предприятия предусмотрена Российским законодательством за нарушения в сферах трудового, налогового, банковского и законодательства о банкротстве.

Дисквалифицированному лицу нельзя занимать должности государственной и муниципальной гражданской службы, должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иным образом осуществлять управление юридическим лицом.

Что такое дисквалификация

Дисквалификация первого лица компании крайне нежелательное событие, но вполне вероятное с учетом сложившейся судебной практики по административным правонарушениям. Данный вид наказания направлен на повышение эффективности административной ответственности руководителей Российских компаний (ООО, ПАО и АО).

Основными причинами дисквалификации руководителя являются нарушения трудового законодательства, к примеру: не выплата заработной платы, а также доведение компании до банкротства в совокупности с не возмещением причиненного ущерба. В большинстве случаев дисквалификация наступает, если нарушение совершается повторно.

Дисквалифицировать директора может только суд (решение суда), оспаривается подобное решение можно в вышестоящей судебной инстанции.

Вопрос видов ответственности рассмотрен в статье: Ответственность директора .

Дисквалификация как вид административного наказания

При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) административных органов, принятых (допущенных) ими в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (статья 27.1 КоАП РФ), в том числе по изъятию вещей и документов (статья 27.10 КоАП РФ), аресту товаров, транспортных средств и иных вещей (статья 27.14 КоАП РФ), судам следует иметь в виду, что самостоятельное оспаривание таких решений, действий (бездействия) допускается только до вынесения административным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности или до направления административным органом материалов по делу об административном правонарушении для рассмотрения в суд.

Такие решения, действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам, предусмотренным главой 24 АПК РФ.

При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

Порядок дисквалификации директора

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Срок административной дисквалификации генерального директора

Дисквалификация устанавливается на срок от 6 (шести) месяцев до 3 (трех) лет.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей

Дисквалификация может быть применена не ко всем работникам, а только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, ведущим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Что следует учитывать

При прекращении трудового договора по указанному основанию необходимо учитывать следующее:

  • постановление судьи о применении в качестве меры административного наказания дисквалификации вступает в силу по истечении срока на его обжалование (вступление в законную силу), либо после вынесения определения судом апелляционной или кассационной инстанции об оставлении этого постановления в силе.
    Отмена постановления о дисквалификации работника в порядке судебного надзора является основанием для восстановления работника на работе;
  • увольнение применимо только к работнику, занимающему должность, которая указана в постановлении о дисквалификации;
  • увольнение допускается лишь в том случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

Последствия дисквалификации директора и что делать

С момента вступления в законную силу решения суда о дисквалификации, руководитель организации обязан немедленно прекратить управление организацией. Также подобная обязанность возникает у работодателя (учредителей) на основании ст. 3.2 КоАП РФ.

Судебное постановление вступает в силу

  1. (если) оно не обжаловалось — по истечении 10 (десяти) дней со дня, когда директор получит копию постановления;
  2. (если) обжаловалось — в день вынесения районным судом решения по жалобе.

Ответственность за не освобождение от должности

Если директор, несмотря на дисквалификацию, продолжит руководить организацией и об этом станет известно, в частности, органам полиции или прокурору (например, в ходе прокурорской проверки), то суд может оштрафовать

  • директора на 5 000 руб.,
  • а организацию на сумму до 100 000 руб.

Согласно части 2 статьи 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

Подписание договоров не возможно

Заключенные и подписанные договоры дисквалифицированным директором, являются сделками заключенными лицом без полномочий, а договор признается не заключенным.

Внимание!

  • Дисквалифицированному директору ничего не мешает действовать в интересах общества (например, представлять его в гос. органах ) по доверенности, выданной новым руководителем фирмы.
  • Если директор дисквалифицирован в одной фирме, то это накладывается на другие организации, где он является директором.

Если директор продолжает занимать должность

Если гендиректор продолжит выполнять свои полномочия после дисквалификации, то:

  • компанию ждет штраф до 100 тыс. руб.,
  • директора оштрафуют - до 5 тыс. руб. (ст. 14.23 КоАП).
    Такая же ответственность наступит, если дисквалифицированный директор устроится в другую компанию.

В трудовую книжку дисквалифицированного директора вносят специальную запись:

«Уволен в связи с дисквалификацией (административным наказанием), исключающей возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ».

Практика и особенности дисквалификации по налоговым правонарушениям

Основная часть нарушений в рамках которых была применена дисквалификация приходится:

  1. Предоставление заведомо ложных сведений, в т.ч. при ,
    Это самая распространенная причина для дисквалификации директора (ч. 5 ст. 14.25 КоАП). Здесь налоговики проверяют, находится ли компания по заявленному адресу. Если ее по адресу нет, то инспекторы запросят достоверную информацию или обратятся в суд. Судьи обычно выносят решение о дисквалификации генерального директора на срок от 1 до 3 лет. Три года - максимальный срок дисквалификации директора.
    Советы
    а. Запросите и проверьте документы, которые подтверждают права на помещение у собственника или арендатора;
    б. арендуйте помещение, где действительно будут работать сотрудники компании (как минимум секретарь);
    в. проверьте выбранный адрес на предмет массовой регистрации на онлайн-ресурсе ФНС (https://service.nalog.ru/addrfind.do).
    г. представьте доказательства реальности своего адреса, если налоговики уже обратились в суд (документы, фотографии, протокол нотариального осмотра, показания свидетелей).
  2. Отсутствие движений по счетам
    Если в течение года не было отчетности в налоговую и не проводились операции по счетам, компанию признают недействующей и исключают из ЕГРЮЛ.
    Если у компании на момент исключения был долг перед бюджетом, то директор в течение последующих 3 лет не сможет зарегистрироваться руководителем в других компаниях. Такую ответственность нельзя назвать дисквалификацией, но последствия она имеет те же. И эта мера применяется к директору без суда.
    Советы
    а. Периодически проверяйте почту, которая приходит на юрадрес компании, даже если она не работает. Туда может прийти письмо от налоговиков с запросом достоверной информации о фирме или требованием погасить задолженность.
    б. Подайте в налоговую инспекцию нулевую отчетность, чтобы подтвердить деятельность компании. В этом случае кроме штрафа за просрочку декларации ничего не будет.
    в. Убедитесь, что долг погашен, а документы приняты инспекцией и дополнительная информация не требуется.
    г. Проверьте данные в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте.
    д. Удостоверьтесь, что новый директор внес информацию о смене руководителя в реестр, получив бесплатную выписку из ЕГРЮЛ на компанию через онлайн-сервис (https://egrul.nalog.ru). В случае проблем ответственность ляжет на директора, указанного в реестре.
  3. Повторное нарушение трудового законодательства, в т.ч. прав трудящихся.
    Другая распространенная причина дисквалификации директора - повторное нарушение трудового законодательства (п. 2 ст. 5.27 КоАП). Например, в компании нарушают порядок ведения трудовых книжек, неверно составляют график отпусков.
    — если нарушение выявили впервые, то директора только оштрафуют (п. 1 ст. 5.27 КоАП);
    — если то же нарушение обнаружат снова, то директора дисквалифицируют на 1 - 3 года.
    Суд дисквалифицирует директора только за аналогичные нарушения. Но при этом не важно, совершил директор одинаковые нарушения в одной компании или в разных организациях.
    Советы
    а. Оспаривайте первое постановление, даже если это был небольшой штраф за нарушение трудовых норм, если привлекают к административной ответственности. Второе нарушение грозит уже дисквалификацией.
    б. Оспаривайте уже принятое судом решение о дисквалификации директора, ссылаясь на отсутствие аналогичных нарушений.
  4. Работа без ККТ
    Если компания не использует ККТ и это повторное нарушение, то суд дисквалифицирует директора на срок до 2 лет. При условии, что сумма расчетов без ККТ составила 1 млн. руб. и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП).
    При первом нарушении компанию только оштрафуют (ч. 2 ст. 14.5 КоАП).
    Советы
    а. Всегда оспаривайте первый и повторный штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение никогда не дисквалифицируют, поэтому отсутствие штрафов Вас защитит.
    б. Саму дисквалификацию тоже можно оспорить. Чтобы обжаловать такое решение, ссылайтесь и на то, что сумма расчетов без применения ККТ была меньше 1 млн. руб.
  5. Нарушения при банкротстве,
  6. Нарушения порядка раскрытия информации.

В 85% из 100% санкция дисквалификации была применена к руководителю организации (директору, генеральному директору, заведующему и т.п.), что говорит о том, что дисквалификация является мерой воздействия на управленцев, работающих в хозяйственной сфере.

Как проверить на дисквалификацию будущего директора?

Статья 32.11 КоАП установила для работодателя обязанность запрашивать информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на осуществление деятельности по управлению организацией. Впрочем, само по себе нарушение этой обязанности никакой ответственности для компании не сулит, административная ответственность возникнет, только если на указанную должность будет принято дисквалифицированное лицо. Но об этом ниже.

Организация до назначения на должность генерального директора, формирования исполнительного органа управления, избрания члена совета директоров (наблюдательного совета), назначения управляющего должна запросить информацию о дисквалификации в отношении этих лиц.

ФНС ведет реестр дисквалифицированных лиц (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/disqualified_persons/). При обращении с соответствующим запросом выдается выписка о дисквалифицированном лице или об отсутствии такой информации в реестре.

а также

Запрос по форме, утвержденной приказом ФНС, подается в любой территориальный налоговый орган, независимо от адреса места нахождения (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения. Запрос можно подать непосредственно в ИФНС, по почте или через сайты ФНС или Госуслуг. Но для подачи через интернет необходимо заверение запроса усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос.

Срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, – 5 дней с даты получения соответствующего запроса.

Если в Реестре содержится информация о гражданине, в отношении которого подан запрос, то выдается выписка из Реестра, если нет – справка.

Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя информация предоставляется бесплатно. Для всех остальных (кроме органов государственной власти и местного самоуправления) – за пошлину в размере 100 рублей.

Ответственность ООО за директора

Организацию признают виновной и в том случае, если о дисквалификации соискателя не было известно. Компания обязана самостоятельно проверить информацию о директоре, когда заключает контракт (ч. 2 ст. 32.11 КоАП).

Как снять — отменить дисквалификацию

Отмена возможна в досудебном порядке путем переговоров с органами (к примеру в ФНС 2-3 недели) и в случае неудачи в судебном порядке (3-4 недели). Стоимость комплекса услуг от 50 000 руб. и зависит от обстоятельств выясненных в органах на досудебной стадии.

  • Вопрос 159. Государственный пожарный надзор 348
  • 1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и функционирования исполнительной власти. Исполнительная власть и государственное управление.
  • 2. Социальное управление и его виды. Понятие и признаки государственного управления. Государственное управление и государственное регулирование.
  • 3. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.
  • 5. Административно-правовые основы управленческой деятельности (государственного управления).
  • 6. Административное право и публичное право. Административное право и частное право.
  • 8. Понятие, особенности и предмет административного права.
  • 9. Новые подходы к пониманию сущности и структуры современного административного права (дискуссия о реформе административного права и его системе).
  • 10. Система административного права.
  • 11. Методы административного права.
  • 12. Система (механизм) административно-правового регулирования.
  • 13. Принципы административного права.
  • 14. Функции административного права.
  • 15. Административное право как наука.
  • 17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
  • 18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
  • 19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
  • 22. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • 23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 24. Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования.
  • 25. Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.
  • 26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
  • 27. Правительство Российской Федерации: правовое положение; состав; структура; порядок образования; полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.
  • 2Й этап (1996–1998 годы).
  • 3Й этап (к. 2000 г. – сер. 2001 г.).
  • 33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения.
  • 34.Система (виды) государственной службы
  • 35. Государственная гражданская служба рф. Государственная служба Воронежской области.
  • 38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.
  • 39. Система управления государственной службой.
  • 41. Общие условия государственной службы.
  • Глава 2 фз "о системе государственной службы Российской Федерации" определяет общие условия государственной службы. К ним относятся:
  • Глава 3 фз "о гос. Гражданской службе рф" определяет правовой статус гражданского служащего:
  • 1. Права государственного служащего
  • 2. Обязанности государственного служащего
  • 3. Ограничения и запреты для государственного служащего
  • 43. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
  • 45. Кадровая служба государственного органа и кадровая работа.
  • 46. Служебное время и время отдыха на государственной гражданской службе.
  • 47. Прохождение гражданской службы: система и структура. Должностной регламент.
  • 48. Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, систе­ма, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен.
  • 49. Оплата труда гражданских служащих.
  • 50. Поощрения и награждения за гражданскую службу.
  • 51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.
  • 52. Формирование кадрового состава гражд службы.
  • 53. Индивидуальный служебный спор: понятие, содержание и порядок рассмотрения.
  • 54. Прекращение государственной службы: понятие и основания увольнения в запас или в отставку.
  • 58. Профессиональные союзы и их административно-правовой статус: правовая основа деятельности, организация и учреждение, регистрация профсоюзов, их основные права и гарантии, защита прав профсоюзов.
  • 59. Административно-правовые основы религиозных объединений в рф.
  • 60. Понятие, значение и виды форм управленческих действий (государственного управления).
  • 63. Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности.
  • 65. Виды правовых актов управления.
  • 66. Правовые акты Президента рф. Порядок их опубликования и вступления в силу.
  • 67. Правовые акты Правительства рф. Порядок их опубликования и вступления в силу
  • 68. Правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти: порядок принятия; государственная регистрация; опубликование и вступление в силу.
  • 70.Правовые акты управления, принимаемые исполнительными органами муниципальной власти.
  • 72. Методы осуществления управленческих действий (государствен­ного управления): понятие, особенности и виды.
  • 73. Административно-предупредительные меры: понятие, цели, осно­вания и порядок применения, система и виды.
  • 74. Меры административного пресечения: понятие, цели, виды и поря­док применения.
  • 75. Административно-восстановительные меры как вид администра­тивного принуждения.
  • 76. Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях.
  • Глава 1 КоАп называется «Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях».
  • 78. Административная ответственность юридических лиц: содержа­ние, значение, особенности применения.
  • 80. Материальная ответственность в административном праве: поня­тие, признаки, цели, функции, основания, субъекты. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
  • 81. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • 82. Юридический состав административного правонарушения: понятие, элементы, значение и виды.
  • 83. Объект административного правонарушения.
  • 84. Объективная сторона административного правонарушения.
  • 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.
  • 86. Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 87. Особенности административной ответственности должностных лиц.
  • 89. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность.
  • 90. Предупреждение и штраф как меры административного наказания.
  • 91. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как вид административного наказания
  • 92. Лишение специального права, предоставленное физическому лицу как мера административной ответственности.
  • 93. Административный арест как мера административной ответственности.
  • 94. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
  • 95. Дисквалификация как мера административной ответственности.
  • 96. Административное приостановление деятельности как мера административной ответственности.
  • 98. Административные правонарушения, посягающие на права (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 5 КоАп рф).
  • 100. Административные правонарушения в области охраны собственности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 7 КоАп рф).
  • Вопрос 102. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 9 КоАп рф).
  • Вопрос 103. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 10 КоАп рф).
  • Вопрос 104. Административные правонарушения на транспорте (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 11 КоАп рф).
  • Вопрос 105. Административные правонарушения в области дорожного движения (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 12 КоАп рф).
  • Вопрос 106. Административные правонарушения в области связи и информации (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 13 КоАп рф).
  • Вопрос 107. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 14 КоАп рф).
  • 112. Административные правонарушения против порядка управления (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 19 КоАп рф).
  • 114. Административные правонарушения в области воинского учета (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 21 КоАп рф).
  • 115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса: понятие и система.
  • 116 Структура административного процесса. Субъекты ап. Стадии ап. Обеспечение законности в ап. Понятие и виды административно-процессуальных производств.
  • 118. Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.
  • 119. Административная юрисдикция: понятие, содержание, система органов.
  • 120. Дисциплинарное производство: понятие, правовые основы, принципы, субъекты, стадии.
  • 121. Поощрительное производство: правовая основа, общие положения, цели, принципы, субъекты и стадии.
  • 122. Подведомственность дел об административных правонарушениях судьями.
  • 123. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
  • 125. Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.
  • 126. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав как коллегиальные органы административной юрисдикции.
  • 129. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: юридическое значение и виды.
  • 130. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях. Предмет доказывания. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, виды и оценка.
  • 131. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: значения, виды и содержание.
  • 132. Возбуждение дела об административном правонарушении.
  • 134. Административное расследование: задачи, место и сроки проведения.
  • 135. Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
  • 138. Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и постановления о наложении административного штрафа.
  • 141. Производство по исполнению постановления об административном аресте и постановления об административном выдворении за пределы рф.
  • 142. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности.
  • 149. Сущность, задачи, предмет и пределы прокурорского надзора в системе публичного управления. Полномочия прокурора по осуществлению надзора.
  • 150. Административный надзор: понятие, организация и система.
  • 151. Административно – правовые режимы: понятие, признаки, назначения, правовое регулирование, виды
  • 152. Административные процедуры: понятие, назначения, содержание и принципы.
  • 155. Управление экономическим развитием: понятие, содержание и административно-правовые основы организации
  • 156. Финансовый контроль: понятие, организация, содержание
  • 158. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
  • Вопрос 159. Государственный пожарный надзор
  • 160. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
  • Организационно-правовые формы управления внутренними делами.
  • 162. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности.
  • 163. Полиция в рф: задачи, принципы деятельности, система, правоохранительная служба. Административное принуждение в деятельности полиции.
  • 164. Внутренние войска: задачи, функции, структура и полномочия.

95. Дисквалификация как мера административной ответственности.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права

    замещать должности федеральной государственной гражданской службы,

    должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,

    должности муниципальной службы,

    занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,

    входить в совет директоров (наблюдательный совет),

    осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,

    осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

    либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг

    либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и

    организации и проведения спортивных мероприятий,

    либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности,

    либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. (ч.1 ст. 3.11 КоАП РФ)

Согласно ч.2 ст. 3.11 дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация является основным видом административного наказания и мерой, устанавливаемой КоАП РФ.

Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Дисквалификация устанавливается и применяется только в качестве основного наказания за совершение следующих административных правонарушений:

      нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 );

      фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 );

      неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 );

      нарушение законодательства об организованных торгах (ст.14.24 )

      предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 14.25 ).

      незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29 )

      манипулирование ценами на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) ДЛ-ом ранее подвергнутым адм. наказанию за аналогичное адм. правонарушение (ст. 14.31.2 )

      заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности (ст.14.32 )

      повторную продажу товаров, не соответствующих образцам качества, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям НПА-ов, устанавливающих порядок выполнения работ (ч.2 ст.14.4 )

      нарушение порядка ценообразования (ст.14.6 )

      недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг (ст.14.33 )

      непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36 )

      нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47 )

      предоставление недостоверных результатов исследований(испытаний) (ст. 14.48 )

      грубое нарушение условий гос. контракта по гос. оборонному заказу (ч.3 ст.14.55 )

      нецелевое использование бюджетных средств (ст.15.14 )

      нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3 )

      нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций (ст.15.15.4 )

      нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 )

      нарушение запрета на размещение бюджетных средств (ст. 15.15.12 )

      нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга (ст. 15.15.13 )

      и другие.

Постановление по делу об адм. правонарушении, влекущем применение наказания в виде дисквалификации, может быть вынесено судьей не позднее одного года со дня совершения адм. правонарушения, а при длящемся правонарушении в тот же срок со дня его обнаружения.

Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 1 ст. 32.11 ).

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. (ч. 2 ст. 32.11 ).

Согласно ч.3 ст.32.11 в целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, формируется реестр дисквалифицированных лиц. Ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В реестре дисквалифицированных лиц содержатся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения; полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой дисквалифицированное лицо работало во время совершения административного правонарушения, должность, которую занимало дисквалифицированное лицо в этой организации; статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении; должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление о дисквалификации; срок дисквалификации; даты начала и истечения срока дисквалификации; сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.

Лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации или при наличии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра дисквалифицированных лиц, вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.

Внесение сведений в реестр дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц, не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра дисквалифицированных лиц, размещает сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, на своем официальном сайте в сети "Интернет". Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на своем официальном сайте в сети "Интернет", не взимается.

Заинтересованные лица вправе получить за плату сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления указанных выписки или справки не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц. Размер платы за предоставление указанных выписки или справки определяется Правительством Российской Федерации. Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления заинтересованным лицам определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Исключение из реестра производится:

    по истечении срока дисквалификации

    во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.

Одной из важных проблем, стоящих на пути эффективного применения дисквалификации является проблема конкуренции НП, регулирующих порядок рассмотрения дел о привлечении к администр. ответственности в виде дисквалификации. Сущность ее заключается в том, что рассмотрение дел о о привлечении к администр. ответственности в виде дисквалификации осуществлеется не только на основании положений КоАП РФ, но и на основании пар.1 гл. 25. АПК РФ. Данное положение противоречит ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ, по которому адм. наказание назначается в соответствии с КоАП и ч.1 ст. 1.1 КОАП, согласно которой законодательство об адм. правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ.

Суды не применяют дисквалификацию из-за отсутствия должного процессуального механизма. Проблемы обусловлены также несогласованностью этого наказания трудовым законодательством, законодательством регулирующим деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, не предусматривающим дисквалификацию в качестве основания для прекращения договора.

Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом.

Одним из случаев "поражения в правах" физического лица, то есть ограничения его правоспособности в части реализации права на осуществление предпринимательской деятельности, является дисквалификация. Дисквалификация представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

КоАП РФ предусмотрел принципиально новый вид административного взыскания за нарушение трудового законодательства - дисквалификацию, под которой понимается лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Эта мера взыскания способна эффективно влиять на укрепление законности в соответствующей сфере отношений, поскольку по своему юридическому содержанию выступает реальным средством прекращения нарушителем доступа к управленческой деятельности, лишая тем самым его возможности совершать правонарушения, и в то же время служит наглядным примером общей превенции. Следует признать вполне оправданным применение дисквалификации в качестве санкции за повторное нарушение законодательства о труде (ч. 2 ст. 5.27 КоАП).

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Правом назначать данный вид административного наказания обладают исключительно судьи.

Судебным решением может быть установлен запрет на осуществление:

1) организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица;

2) полномочий члена совета директоров;

3) предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Запрещение занимать определенные руководящие должности ограничивает осуществление предпринимательской деятельности. Это означает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а определенным ее видом. Устанавливаемый запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации и позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством. Это обусловлено тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Область применения дисквалификации включает следующие составы административных правонарушений:

Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение (часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ);

Фиктивное банкротство (часть 1 статьи 14.12 КоАП РФ);

Преднамеренное банкротство (часть 2 статьи 14.12 КоАП РФ);

Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (часть 1 статьи 14.13 КоАП РФ);

Неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (часть 2 статьи 14.13 КоАП РФ);

Невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ);

Ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21 КоАП РФ);

Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22 КоАП РФ);

Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ).

Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ, который вступил в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования (13.05.2005 г.) увеличил размеры штрафов и предусмотрел наказание в виде дисквалификации за административное правонарушение, определенное ст. 19.5 КоАП РФ, то есть за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ); невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа (ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ) или органа регулирования естественных монополий (ч. 3 ст. 19.5 КоАП РФ).

При обнаружении данных о совершении административного правонарушения уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении, который направляется судье в течение суток с момента составления протокола. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

Постановление о дисквалификации подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Копии постановления направляются дисквалифицированному лицу, которое немедленно приводит постановление в исполнение путем прекращения управления юридическим лицом, в соответствии с частью 1 статьи 32.11 КоАП РФ, а также лицу, уполномоченному прекратить договор (контракт) с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Неисполнение указанными субъектами постановления о дисквалификации влечет для них негативные последствия. В частности, в соответствии с частью 1 статьи 14.23 КоАП РФ осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

На основании имеющихся в регистрирующих (налоговых) органах сведений о дисквалификации должностных лиц организаций в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется внесение записи о том, что единоличный постоянно действующий исполнительный орган юридического лица дисквалифицирован. В выписке из государственного реестра будут содержаться не только сведения об указанном факте, но и о дате вынесения соответствующего постановления суда, сроке дисквалификации должностного лица.

Необходимо отметить, что запись о дисквалификации должностного лица будет вноситься не только в сведения ЕГРЮЛ, касающиеся юридического лица, в отношении которого были представлены заведомо ложные сведения, но и в сведения всех юридических лиц, в которых дисквалифицированное лицо осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Кроме того, при поступлении в регистрирующий (налоговый) орган документов для государственной регистрации в случае указания в них в качестве единоличного постоянно действующего исполнительного органа юридического лица дисквалифицированных лиц регистрирующий (налоговый) орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.

Наличие в государственном реестре сведений о дисквалификации должностного лица способствует прозрачности экономических отношений, а также снижает риск участников гражданского оборота

Административное наказание в виде дисквалификации пока не получило широкого применения. Вместе с тем анализ судебной практики показывает, что на сегодняшний день наибольшее количество постановлений суда о дисквалификации должностных лиц выносится за нарушение законодательства о труде по основаниям части 2 статьи 5.27 КоАП РФ.

Кроме того, существует практика привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации. Одними из первых на практике применили положения части 4 статьи 14.25 КоАП РФ регистрирующие органы г. Москвы и Ростовской области.

Так, регистрирующим органом г. Москвы возбуждено административное производство в порядке части 4 статьи 14.25 КоАП РФ в отношении гр-на Сафронова.

В течение 2005 года гр-н Сафронов, как должностное лицо различных юридических лиц, неоднократно привлекался регистрирующим органом г. Москвы к административной ответственности в порядке части 3 статьи 14.25 КоАП РФ за предоставление недостоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица.

При судебном рассмотрении указанных дел об административных правонарушениях гр-ну Сафронову было внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Для устранения указанных причин регистрирующим органом г. Москвы были проведены мероприятия последующего контроля: выезд по указанному в заявлении о государственной регистрации адресу места нахождения юридического лица и составление протокола осмотра (обследования). В начале августа 2005 г. мировым судьей г. Москвы рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, и вынесено постановление о дисквалификации гр. Сафронова на два года.

Между тем практика уже сегодня выявила противоречия в применении этого вида административного взыскания, прежде всего связанные с несовершенством порядка исполнения соответствующих актов судебных органов.

Приведем пример из практики надзора за соблюдением законодательства о труде прокуратуры Дзержинского района г. Перми. В течение полутора лет в одном из образовательных учреждений системы профессионального образования допускались нарушения трудовых прав, выразившиеся в незаконных увольнениях педагогов, причем некоторые (в частности, Ж.) восстанавливались по решению суда на работе неоднократно. По факту очередного незаконного увольнения Ж. в отношении директора колледжа Н. было возбуждено административное дело по ч. 2 ст. 5.27 КоАП. Мировой судья 30 июня 2004 г. вынес Постановление о дисквалификации Н., которое тот обжаловал. Вновь дело было рассмотрено только 30 августа 2004 г. в силу разных причин (в том числе в связи с уклонением Н. от явки в суд, который за это время успел в третий раз незаконно уволить Ж.).

Это обстоятельство иллюстрирует первую проблему: своевременности реального применения дисквалификации. Действующее законодательство пока не содержит действенных рычагов для ограждения потерпевших от противоправных действий руководителя в период обжалования дисквалифицированным лицом соответствующего решения. Учитывая, что этот период может затянуться при определенных действиях дисквалифицированного лица, законодатель должен предусмотреть в интересах потерпевшего и других работников четкий механизм защиты от продолжения нарушений их прав. Таким средством может быть, например, отстранение от должности до вступления в силу соответствующего акта. Пока такая возможность исключена (в ст. 76 ТК такого правила нет).

Вторая проблема заключается в несогласованности ТК РФ и КоАП РФ относительно способа исполнения дисквалификации. В соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. Между тем ТК РФ аналогичной статьи не содержит. Хотя исходя из ст. 77 ТК РФ, которая после перечисления оснований прекращения трудового договора устанавливает, что он может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным в том числе другими федеральными законами, можно допустить возможность применения для этих случаев непосредственно ст. 32.11 КоАП. Однако такой подход не удачный, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, ТК РФ признает законным увольнение только при наличии соответствующего основания, ст. 32.11 КоАП РФ, по сути, основания не называет, а регламентирует лишь порядок применения дисквалификации. Во-вторых, по смыслу ст. 77 ТК РФ прекращение трудового договора не ограничено временными рамками, в то время как дисквалификация в качестве административного взыскания применяется временно, действуя в течение лишь определенного срока. Поэтому, исходя только из КоАП РФ, трудовой договор может быть прекращен в связи с дисквалификацией лишь на определенный срок, а это противоречит уже ТК РФ.

Для решения вопроса о прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом необходимо использовать нормы ТК РФ. Сегодня в этой части есть пробел в правовом регулировании. Можно было бы попытаться использовать в этом случае п. 14 ст. 81 ТК РФ. Однако и этот вариант не вполне приемлем здесь как по вышеизложенным мотивам, так и потому, что применение соответствующих оснований ст. 81 ТК РФ зависит от воли работодателя. Более уместно относить прекращение трудового договора в связи с применением дисквалификации к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 10 ст. 77 ТК РФ).

Третья проблема связана с ответом на вопрос: а правомерно ли в принципе говорить о прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом, коль скоро дисквалификация назначается на определенный срок? Чтобы устранить коллизии в этой части, нужна четкая регламентация законодателем условий и порядка прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом, закрепление конкретного основания увольнения в ТК РФ.

Необходима полная ясность в вопросе о том, на какие должности и виды деятельности распространяется запрет, подпадают ли под него ситуации с замещением должностей заместителя руководителя, а также иных работников с руководящими функциями. Законодатель пока не дает однозначного ответа и на эти вопросы, не объясняя, что понимается под "руководящими должностями в исполнительном органе юридического лица". Поскольку в ст. 3.11 КоАП термин "руководящие должности" употребляется во множественном числе, можно предполагать, что речь идет не о единственной должности, которой является, например, должность "первого руководителя". Пока указанное понятие не раскрыто в законе, его можно трактовать по-разному. Если широко - тогда под запрет подпадают различные должности, осуществление обязанностей по которым связано с исполнительно-распорядительной деятельностью на различных уровнях властвования по вертикали и горизонтали (в том числе, например, с ответственностью за определенный участок, направление управленческой деятельности). Если узко - тогда запрет может быть адресован только тем лицам, которые замещают должности в органе, поименованном как исполнительный в учредительных документах (представляют этот орган).

Еще одна проблема - нечеткость определения момента, с которого исчисляется срок применения взыскания, порядка течения этого срока, учитывая и возможности его приостановления обжалованием. В приведенном выше случае нарушитель, считая, что годичный срок дисквалификации должен начинаться с 30 июня 2004 г., т.е. с момента вынесения постановления мировым судьей, пытается преодолеть негативные последствия дисквалификации путем обжалования, пребывания на больничном листе, использования отпуска и т.д. В интересах потерпевшего этот срок следует исчислять с начала реального исполнения наказания.

Весьма наглядно обозначенные проблемы нашли отражение в приказе, изданном работодателем в отношении Н.: "Отстранить от должности директора Пермского... колледжа Н. в соответствии с п. 4 ст. 83 ТК РФ. Основание: представление прокуратуры Д-го района г. Перми, решение Д-го суда от 30.06.04". Очевидно, что этот приказ не может быть признан законным, в нем смешиваются основания изменения и прекращения трудовых отношений. Ведь отстранение от работы находится в разделе, посвященном изменению трудового договора (гл. 12 ТК РФ), и соответствующего основания для отстранения от работы (в связи с дисквалификацией) ст. 76 ТК РФ не предусматривает. Прекращение трудового договора регламентировано гл. 13 ТК РФ, к которой относится ст. 83 ТК РФ, поэтому при ее применении нельзя говорить об отстранении от работы, что было сделано работодателем. Приказ нарушает и правила о прекращении трудовых отношений, искажая фактические обстоятельства дела. Учитывая, что приговор в отношении Н. не выносился, указанная резолюция работодателя дискредитирует Н., нарушает его права.

За нарушение законодательства о труде ТК РФ предусматривается возможность применять не только специфические виды наказаний, свойственные трудовому праву (предупреждение, выговор, увольнение с работы и иные дисциплинарные взыскания), но также привлекать виновных к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Субъектом правонарушения являются в первую очередь руководители организации, руководители структурных подразделений и иные должностные лица, которые своими действиями могут реально нарушить нормы трудового права.

Новая редакция Ст. 3.11 КоАП РФ

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, медицинским работникам, фармацевтическим работникам.

Комментарий к Статье 3.11 КоАП РФ

1. Установление в КоАП такой меры наказания, как дисквалификация, соответствует целям административного законодательства и обеспечивает применение меры административной ответственности, адекватной совершенному правонарушению и личности правонарушителя - гражданина, осуществляющего управление процессами, имеющими значение для общества. Государство обеспечивает принудительное (не по своей воле) лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Определение КоАП круга лиц, к которым может быть применена дисквалификация (ч. 3 ст. 3.11 КоАП), выступает как общая материально-административная гарантия привлечения граждан к административной ответственности.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом - мировым судьей или постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда за совершение административных правонарушений, производство по которым осуществляется в форме административного расследования (см. комментарий к ст. 28.7).

2. В отношении применения дисквалификации законодателем определены сроки применения за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом - от шести месяцев до трех лет.

Срок давности привлечения к административной ответственности установлен не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - 1 года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП).

3. Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (см. комментарий к ст. 2.10). А также к арбитражному управляющему - лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 116-ФЗ) "О несостоятельности (банкротстве)".

Институт дисквалификации в настоящее время находит все более широкое распространение, так, инициировано применение данной меры в отношении должностных лиц организаций за непредставление, пропуск срока представления или представление заведомо ложных сведений, носящих обязательный характер, в налоговые органы, за фиктивное банкротство и т.д. (см., например: ФЗ от 19 декабря 2005 года N 161-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях").

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

Нарушение законодательства о труде и об охране труда (статья 5.27);

Фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);

Неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);

Ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);

Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22);

Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц (часть 4 статьи 14.25).

4. Административная ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом установлена ст. 14.23 КоАП.

Порядок исполнения постановления о дисквалификации определен ст. 32.11 КоАП (см. комментарий).

Другой комментарий к Ст. 3.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Дисквалификация как мера административной ответственности установлена в целях защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, охраны здоровья граждан, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.

2. Дисквалификация как мера административной ответственности складывается по существу из двух элементов:

лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. Его сущность состоит в прекращении трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом, внесении в его трудовую книжку записи, какие должности он лишен права занимать;

лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет). Это означает прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.

Иными словами, речь идет о запрете занимать определенные должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций юридического лица при осуществлении им предпринимательской деятельности. Два вида запрета тесно связаны между собой. Это обусловлено тем, что запрещение занимать определенные руководящие должности, как правило, предполагает и ограничение предпринимательской деятельности.

3. Следует указать, что уполномоченными лицами по управлению юридическим лицом являются: руководители постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредители (учредитель) юридического лица; руководитель юридического лица, выступающего учредителем другого юридического лица; иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного актом государственного органа или органа местного самоуправления; лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе конкурсный управляющий (арбитражный управляющий) или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

4. Как вытекает из смысла и содержания ч.3 данной статьи, дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

5. Дисквалификация может быть применена в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей КоАП РФ. Так, указанная мера административного наказания устанавливается за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст.5.27); фиктивное или преднамеренное банкротство (ст.14.12); неправомерные действия при банкротстве (ст.14.13); совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст.14.22); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (ст.14.25). В целом составы административных правонарушений, санкциями которых установлена данная мера административной ответственности, немногочисленны. Однако по степени общественной опасности данные правонарушения граничат с преступлениями, отсюда и весьма строгое наказание.

6. Дисквалификация носит относительно-определенный характер, устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть назначена только в качестве основного наказания.

7. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Суд, устанавливая административное наказание в виде дисквалификации, руководствуется тем, что характер правонарушения, личность виновного, обстоятельства дела не позволяют сохранить за нарушителем право занимать определенные должности или заниматься предпринимательской деятельностью.

8. По смыслу данной статьи речь идет о запрете заниматься не в целом предпринимательской деятельностью, а конкретным ее видом. Запрещение осуществлять предпринимательскую деятельность распространяется на виды деятельности, для занятия которыми необходимы определенные навыки, требующие специальной подготовки или позволяющие совершать определенные действия или принимать решения, характер которых устанавливается законодательством. Например, законодательством предусмотрено, что для проведения процедур банкротства судом назначается арбитражный управляющий: временный, внешний или конкурсный. Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора. Совершение указанным лицом противоправных действий может повлечь дисквалификацию в виде запрета заниматься конкретным видом предпринимательской деятельности.

  • Вверх

Одним из видов наказаний, налагаемых на руководителя организации за нарушение трудового законодательства, является дисквалификация.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 3.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях – далее «КОАП»).
Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до трех лет.
Несмотря на то, что закон предусматривает возможность применения дисквалификации не только в отношении руководителя организации - на практике прокурор либо государственный инспектор труда чаще всего инициируют процедуру дисквалификации именно в отношении руководителя компании, который является единоличным исполнительным органом юридического лица и в соответствии с законодательством отвечает за соблюдение трудового законодательства.
На основании части 2 статьи 5.27 КОАП руководитель организации может быть дисквалифицирован за нарушение законодательства о труде и об охране труда в случае, если ранее он уже был подвергнут административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (например, оштрафован за нарушение правил охраны труда). Срок дисквалификации за нарушение трудового законодательства составляет от 1 года до 3 лет.

Нарушение руководителем норм трудового законодательства и охраны труда является самой распространенной причиной дисквалификации*.
Санкция в виде дисквалификации применяется к лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (т.е. по п.1 ст. 5.27 КОАП РФ). При этом аналогичным будет считаться любое повторное нарушение законодательства о труде и об охране труда, поскольку ст. 5.27 КОАП РФ не содержит закрытого перечня подобных нарушений либо указания на те или иные виды нарушений законодательства о труде и об охране труда.
К таким нарушениям, в том числе относятся - отсутствие оформленных трудовых договоров, локальных актов и прочих документов, ведение которых согласно ТК РФ является обязательным, неоднократное нарушение сроков невыплаты заработной платы, нарушение порядка привлечения сотрудников к сверхурочной работе, незаконное увольнение либо наложение дисциплинарного взыскания на работника, невыполнение обязанностей по расчету с работником при увольнении.
Следует обратить внимание на то, что невыполнение предписания ГИТ об устранении выявленных нарушений увеличивает вероятность дисквалификации. Так, при непоступлении в ГИТ информации об устранении указанных в предписании недостатков (до указанного в предписании срока), инспекция, как правило, проводит повторную проверку, причем уже не камеральную, а выездную. Если при повторной проверке будет обнаружено нарушение трудового законодательства - у инспекции возникают основания для направления в суд материалов о дисквалификации руководителя.

Что делать если Вам грозит дисквалификация?

Негативные последствия, которые могут наступить в результате дисквалификации позволяют сформулировать основные положения стратегии, направленной на минимизацию риска привлечения к административной ответственности в виде дисквалификации:
- соблюдение требований трудового законодательства в организации, предотвращение случаев проверок со стороны ГИТ по жалобам работников;
- оперативное реагирование на предписания инспекции труда включающее в себя либо судебное обжалование, либо исполнение содержащихся в предписании требований;
- активная защита своих прав в административном производстве, итогом которого может стать дисквалификация.
Защита интересов руководителя от дисквалификации требует не только отличного знания трудового законодательства, но также и административного и гражданского процессуального законодательства. Дело в том, что наказание в виде дисквалификации может быть применено только судом (ст. 3.11 и 23.1 КоАП РФ), который в большинстве случаев старается рассмотреть дело в кратчайший срок, руководствуясь формальными соображениями.
Поскольку в данном случае требуется и большой объем профессиональных знаний и способность действовать оперативно, используя при необходимости отработанные практики, целесообразно обратиться за квалифицированной юридической помощью.
Защита интересов руководителя, основанная на грамотно выстроенной правовой позиции и анализе процессуальных аспектов проверки ГИТ, в большинстве случаев гораздо эффективнее самостоятельных действий.
Использование в таких ситуациях штатных юристов не так однозначно, как может показаться на первый взгляд, поскольку при угрозе дисквалификации интересы руководителя, его заместителей и юристов, а также интересы компании могут не совпадать.

Мы осуществляем полный спектр услуг по консультированию руководителей организаций и иных лиц, в отношении которых ведется производство о дисквалификации.

Наши юристы:

    проанализируют риски, связанные с дисквалификацией,

    помогут устранить указанные в предписании ГИТ нарушения,

    разработают стратегию защиты ваших интересов,

    представят ваши интересы в административных и судебных органах,

    помогут урегулировать трудовые отношения с работодателем.

* Согласно статистики Генпрокуратуры РФ в 1-м полугодии 2009 г.: выявлено 566 тыс. 500 нарушений закона только в сфере оплаты труда (для сравнения: за весь 2008 год их было установлено 515 тыс.), внесено 27,6 тыс. представлений об устранении нарушений закона, 15,5 тыс. лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 11,8 тыс. должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения закона.По постановлениям прокуроров к административной ответственности за невыплату зарплаты привлечены более 20,5 тыс. должностных лиц, в том числе 472 дисквалифицировано.