Закон о рынках не нравится никому (кроме его инициаторов). Закон «О розничных рынках» могут отменить Фз 271 о розничных рынках с изменениями

15) реестр договоров о предоставлении торговых мест - формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям настоящего Федерального закона перечень сведений, которые предоставлены лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест.


Судебная практика по статье 3 ФЗ от 30.12.2006 № 271-ФЗ

    Определение от 4 апреля 2019 г. по делу № А62-3133/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    Постановление от 24 декабря 2018 г. по делу № А25-1792/2018

    Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (16 ААС)

    В размере от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. В соответствии с пунктом 3 . 3 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3 . 2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, ...

    Постановление от 14 декабря 2018 г. по делу № А63-18236/2017

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)

    Обеспечивается их предоставление в порядке, установленном Законом № 271-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 14 Закона № 271-ФЗ). Торговым местом в силу части 8 статьи 3 Закона № 271-ФЗ считается место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже...

    Решение от 10 декабря 2018 г. по делу № А25-1795/2018

    Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (АС Карачаево-Черкесской Республики)

    Или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3 . 3 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи. В силу части 2 статьи 3 . 4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения...

    Решение от 6 декабря 2018 г. по делу № А14-14014/2018

    Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)

    Числа, предшествующего расчетному. При заключении договора на срок до одного месяца плата вносится арендатором единовременным платежом в полном объеме в день заключения договора (пункты 2. 3 . договоров). Кроме того, между СПОК «СРКР «Центральный» (управляющая рынком компания) и индивидуальным предпринимателем Великородных В.Т. (арендатор) заключены договоры о предоставлении холодильного оборудования №000016592 от 07.07....

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А62-3133/2017

    Арбитражный суд Центрального округа (ФАС ЦО)

    Привлечения для реализации данных целей без согласия арендодателя любых третьих лиц по своему усмотрению, с правом размещения торговых павильонов, иных других нестационарных объектов (пункт 1. 3 договора). При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора за 30 дней до истечения его срока, договор считается продленным на срок 5 лет (пункт 1.5). ...

Закон разработан в целях обеспечения защиты прав потребителей, поддержки отечественных товаропроизводителей, создания условий для реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и в личных подсобных хозяйствах, а также упорядочения торговой деятельности на розничных рынках.

Под розничным рынком понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные. При этом под специализированными рынками понимаются розничные рынки, на которых 80% и более торговых мест предназначено для осуществления продажи товаров одного класса.

Розничный рынок может быть организован только юридическим лицом, которому принадлежат объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (управляющая компания). Разрешение на организацию рынка выдается органом местного самоуправления муниципального образования. Определен порядок выдачи разрешений на организацию розничных рынков, основания отказа в выдаче разрешения и его аннулирования, порядок ведения реестра рынков.

Установлены требования к обустройству, оборудованию и содержанию розничных рынков, регламентирован порядок предоставления торговых мест. Предусмотрены меры по защите интересов отечественных товаропроизводителей. На сельскохозяйственных рынках им должно быть отведено не менее 50% торговых мест от общего количества. Также должны быть предусмотрены торговые места для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки, с автотранспортных средств.

Законом регулируются права и обязанности управляющей компании и продавцов. Деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке осуществляется продавцом только при наличии карточки продавца, которая выдается при заключении договора о предоставлении торгового места. Управляющая компания обязана осуществлять контроль за соблюдением продавцами допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений о допустимой доле иностранных работников, используемых на рынках, которые вступают в силу с 15 января 2007 года.

Деятельность существующих розничных рынков должна быть приведена в соответствие с данным Федеральным законом не позднее 60 дней со дня его вступления в силу. Предусмотренные законом требования к оборудованию и застройке рынков будут применяться с 1 января 2010 года. При этом с 2010 года управляющие компании вправе использовать для организации рынков только капитальные здания, строения, сооружения. В отношении сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков указанные требования будут применяться с 1 января 2012 года.

17.07.2012

Проект
Внесен депутатами
Государственной Думы

Г.В.Куликом,
Н.В.Панковым,
И.Н.Руденским,
А.Н. Хайруллиным,
Н.В.Школкиной,
И.А.Яровой,
И.И. Гильмутдиновым,
Э.Г.Глубоковской.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Статья 1

Внести в статью 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 34; № 23, ст. 2692; 2009, № 29, ст. 3593; 2011, № 50, ст. 7338) следующие изменения:

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона.»;

2) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Оборудование и застройка рынков, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 Федерального закона.»

3) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, сроки вступления в силу указанных требований устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.»;

4) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Сельскохозяйственные и сельскохозяйственно-кооперативные рынки независимо от места их расположения, являются комплексными торговыми объектами, на которых кроме продажи сельскохозяйственных и продовольственных продуктов может продаваться поголовье молодняка скота и птицы, зерно, комбикорма, минеральные удобрения и ядохимикаты, рассада и саженцы плодовоовощных культур и цветов, сельскохозяйственный инвентарь, строительные материалы и оборудование для строительства жилья и производственных объектов, сельскохозяйственных объектов, хозяйственные и бытовые товары и товары личного пользования, а также мелкооптовая торговля сельскохозяйственной продукции, торговля со специально оборудованных транспортных средств, в ларьках и с прилавков, продажа отдельных видов сельскохозяйственной и другой продукции, указанной в части 4, переводится в капитальные здания и сооружения, в сроки, устанавливаемые органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, где расположены указанные рынки.".

Статья 2

Установить, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2020 года предоставление торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», при этом применяется упрощенная форма договора о предоставлении торгового места.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

В.В. Путин




Сроки перевода розничных рынков в капстроения уточнят осенью

11.07.2012 ИТАР-ТАСС

Совет Госдумы накануне перенес на осеннюю сессию 2012 года рассмотрение в первом чтении законопроекта о передаче региональным и местным органам власти права устанавливать сроки перевода розничных рынков в капитальные строения, здания, сооружения. Первоначально документ планировалось рассмотреть на пленарном заседании 11 июля.

Как сообщил ИТАР-ТАСС председатель комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, перенос носит чисто технический характер. "Дело в том, что законопроект был внесен в достаточно сжатые сроки и поэтому нет отзыва правительства, - пояснил депутат. - И мы, соответственно, чисто по техническим причинам перенесли его на осень для того, чтобы дождаться отзыва правительства и отзывов от наших регионов, куда он будет разослан". Глава профильного комитета надеется, что "в сентябре уже будет отзыв правительства" и законопроект может быть рассмотрен на пленарном заседании.

Проект закона входит в пакет законодательных инициатив, внесенных депутатами из фракции "Единая Россия" и призванных нивелировать для АПК последствия присоединения России к Всемирной торговой организации.

Действующая редакция закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предусматривает перевод сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков в капитальные строения с 1 января 2015 года. Несельскохозяйственные рынки на территории Москвы и Санкт-Петербурга должны быть переведены в капитальные сооружения с 1 июля 2012 года, административных центров субъектов РФ и крупных городов, население которых превышает 500 тыс человек, и других населенных пунктов - с 1 января 2013 года.

Законопроектом органы исполнительной власти субъектов РФ наделяются полномочием по определению срока начала использования капитальных строений для организации деятельности по продаже товаров /выполнению работ, оказанию услуг/ на розничных рынках. При этом для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных розничных рынков такие сроки должны будут устанавливаться органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых такие рынки расположены. Кроме того, законопроект устанавливает, что до 1 января 2020 года договоры о предоставлении торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, будут заключаться в упрощенной форме. Таким образом, упрощенный порядок предоставления таким гражданам торговых мест, который сейчас существует только на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках, вводится для любых розничных рынков.

Авторы законопроекта обращают внимание, что в условиях жесточайшей конкуренции российских и иностранных товаропроизводителей, действующие розничные рынки выполняют стратегическую функцию по обеспечению отечественным продовольствием граждан. Невысокая плата за торговое место на рынке и простота его получения сельхозпроизводителем, по их мнению, позволяет на сегодняшний день обеспечивать на рынках наличие доступных по цене и качеству отечественных сельскохозяйственных продуктов. А запрет на торговлю вне капитальных зданий, сооружений и строений с 1 июля 2012 года повлечет существенное удорожание стоимости торгового места для сельских товаропроизводителей. В результате они не смогут реализовать выращенную продукцию, считают думские законодатели.

Как ранее передавал ИТАР-ТАСС, комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, признавая имеющиеся проблемы перевода деятельности розничных рынков в капитальные строения и поддержав законопроект, тем не менее, отметил необходимость его доработки. Так, из общих норм, уточняющих порядок оборудования /застройки/ рынков и организации деятельности по продаже товаров, выведены розничные рынки, расположенные в городах с численностью населения более 500 тыс человек и являющиеся столицами или административными центрами субъектов РФ. Однако положений, определяющих особенности организации деятельности розничных рынков на территориях таких городов, законопроект не содержит.

Профильный комитет также предлагает определить, будет ли переход единовременным для всех розничных рынков, расхоложенных на территории отдельного региона /муниципального района/, или решение о переходе в капитальные строения будет приниматься отдельно по каждому из рынков по мере их готовности. При этом предлагается уточнить, каким органом будет регламентирован /утвержден/ этот порядок.

Действующей редакцией закона определены окончательные даты перевода розничных рынков в капитальные строения. Законопроект исключает конкретные даты. В связи с этим комитет опасается, что после наделения органов местного самоуправления данными полномочиями, сроки могут быть сокращены и, соответственно, положение сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков ухудшится.

Минпромторг предлагает отменить часть требований к работе розничных рынков, считая их избыточными. В результате может быть отменено условие для управляющих компаний обеспечивать соблюдение продавцами требований законодательства и обязанность согласовывать расположение торговых мест с надзорными органами.

В Минпромторге предлагают вообще отменить закон «О розничных рынках…», включив требования к ним в закон «О торговле». Сами торговцы объясняют, что одно из основных препятствий в открытии рынков - требование отдавать не меньше половины мест фермерам-производителям, число которых пока невелико.

Минпромторг намерен ослабить требования к управляющим компаниям розничных рынков и разрабатывает соответствующие поправки в законодательство, рассказали «Известиям» в ведомстве. Министерство предлагает признать утратившим силу Федеральный закон № 271-ФЗ «О розничных рынках …», «так как указанный документ нуждается в существенной коррекции». Он устанавливает порядок организации, обустройства, оборудования и содержания розничных рынков, порядок предоставления мест и т.д.

Действующим законодательством о рынках установлены избыточные требования к ним: максимум обязанностей управляющих компаний при минимуме прав. Например, в торговых центрах управляющая компания не несет ответственности за своих арендаторов. На рынках управляющие компании обязаны обеспечивать соблюдение продавцами требований законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, - рассказали в пресс-службе Минпромторга. - Это при том, что управляющая компания не обладает контрольными функциями, а торгующие на рынке - независимые предприниматели.

В ведомстве также назвали «необъяснимым» запрет для управляющих компаний закупать оптом товары с целью продажи на этом же рынке.

Еще один барьер - план размещения торговых мест на рынках. Он должен быть согласован с множеством органов - пожарными, санитарами. В то же время, если хозяин рынка захочет поставить бабушку со своим укропом с маленьким столиком, управляющую компанию за это могут крупно оштрафовать, - отметили в пресс-службе.

В Минпромторге считают проблемой и закрепление в законе максимального срока, на который могут быть предоставлены торговые места на сельскохозяйственных рынках, - не более трех месяцев.

Это не позволяет мелким торговцам планировать свою предпринимательскую деятельность на длительный срок, устанавливать долговременные деловые связи с производителями, - заметили в Минпромторге.

С отменой профильного закона «О розничных рынках…» требования к ним чиновники предлагают прописать в законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (закон «О торговле»). Сейчас его положения не применяются «к отношениям, связанным с организацией и осуществлением… деятельности по продаже товаров на розничных рынках», следует из ст. 4 закона «О торговле». Какие именно требования могут быть предъявлены к рынкам в результате изменений, в Минпромторге не уточнили.

В ведомстве подчеркнули, что добиваются облегчения процесса создания новых розничных рынков, работы уже существующих и увеличения количества малых предпринимателей, торгующих на рынках.

Президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков полагает, что основная сложность в открытии рынков состоит в требовании предоставлять не меньше половины торговых мест отечественным товаропроизводителям (такая норма установлена законом «О розничных рынках…»).

У нас просто нет такого количества мелких фермеров, которые могут поставить качественный продукт на рынки. Большинство овощей есть не круглый год, а сельхозпроизводители молока и мяса пока малочисленны, - пояснил Вадим Зуйков.

В Минпромторге привели данные Росстата, по которым в период с 2010 по 2017 год доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли (по формам торговли) России снизилась с 12,4 до 6,6%. При этом количество рынков за последние семь лет сократилось в три раза - с 3497 до 1158.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

2) деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках

Правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

1) деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке - продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые соответственно по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда;

2) розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные;

3) универсальный рынок - розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;

4) специализированный рынок - розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли;

5) сельскохозяйственный рынок - специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

6) сельскохозяйственный кооперативный рынок - сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

7) управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией;

9) лицо, с которым может быть заключен договор о предоставлении торгового места, - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством);

10) продавец - зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности физические лица;

13) товаропроизводитель - зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства;

15) реестр договоров о предоставлении торговых мест - формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям настоящего Федерального закона перечень сведений, которые предоставлены лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест.

1. Рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

3. Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

1. Разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления). В этом заявлении должны быть указаны:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;