Осуществление государственной власти. Формы и способы осуществления гос власти

Система органов государственной власти - это совокупность органов, осуществляющих властные полномочия объединенная на принципах подчиненности и иерархичности.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент Российской Федерации;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство Российской Федерации;

4) суды Российской Федерации.

Конституцией РФ закреплен принцип разделения

государственной власти на:

1) законодательную;

2) исполнительную;

3) судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Принципами организации и деятельности органов государственной власти в РФ являются: д емократизм, законность, единство, гуманизм, научность,

выборность, гласность, суверенитет государственной власти, участие граждан в осуществлении государственной власти.

Виды органов государственной власти в РФ.

1. В соответствие с принципом разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.

2. В соответствие со сроком исполнения полномочий: постоянные и временные.

3. В соответствие с характером компетенции: общей компетенции и специальной компетенции.

4. В соответствие с действующей иерархией государственных органов: федеральные, республиканские, местные.

5. В соответствии со способом осуществления полномочий: единоличные и коллегиальные.

Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80. Президент РФ является главой государства.

Статья 81. 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2.Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Функции Президента РФ - это основные направление его деятельности в установленной сфере.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Представительская функция в международных отношениях.

Определение основных направлений внутренней и внешней политики.

Охрана суверенитета РФ и ее независимости.

Обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти.

Полномочия Президента рф:

Связанные с деятельностью Федерального Собрания:(ст.84)

Назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

Имеет право роспуска Государственной Думы.

Подписывает и обнародует федеральные законы;

Вносит законопроекты в Государственную Думу;

Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Назначает референдум.

Связанные с деятельностью исполнительной власти: (ст.83)

Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства.

Принимает решение об отставке Правительства РФ.

Утверждает структуру федеральных органов власти.

Назначает и освобождает от должности федеральных министров.

Связанные с деятельностью органов государственной власти:

Формирует Администрацию Президента РФ.

Статья 91. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Статья 92. Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Статья 93. 1. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

2. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис-полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст-венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по-вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра-зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол-нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма-тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле-гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох-рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со-стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за-седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе-деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю-щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од-ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе-ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель-ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует-ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол-нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе-датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе-дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со-
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя-
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз-
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов- ный Суд РФ.

Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре-делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды , которые рассматривают эконо-мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот-стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто-ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар- битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит-ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров-ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот… который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни-кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?

В описанной ситуации изложены два факта:

1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

2) испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от-рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече-ния успешности начатого дела?

Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить:

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
  4. Подбор помещения.
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо-рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра-
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных» народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о судебной системе, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система - совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов,

построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ состоит из:

Конституционной юстиции

Судов общей юрисдикции

Арбитражных судов

1.Конституционная юстиция – включает в себя Конституционный суд РФ, действующий на основании ФЗ «О Кон. Суде РФ» от 21 июля 1994, кон.

Государственная власть РФ

и уставные суды в субъектах РФ;

2.Суды общей юрисдикции – включает в себя:

Верховный суд РФ, Верховные суды субъектов РФ, краевые, областные, суды автономных областей, округов, суды городов федерального значения, городские суды, военные суды, районные.

мировые суды – это низшее звено судебной системы, рассматривающие в упрощенной процедуре мелкие гражданские и уголовные дела.

3.Арбитражные суды – в эту систему входят: Высший Арбитражный суд, арбитражные суды субъектов.

Суд – орган гос., осуществляющий правосудие, применяющий меры гос. принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок.

Судья – должностное лицо, участвующее в рамках закона в отправлении правосудия.

Конституционно- правовой статус судей:

1.граждане Р.Ф., достигшие 25 лет, имеющие юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет;

2.судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчиняются только федеральным законам;

3.судьи Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению президента. Судей других судов назначаются Президентом, сроком на 3 года;

Прекращение деятельности судов:

1.по желанию судей с заявления в письменной форме об отставке;

2.по решению квалифицированной коллегии судей.

Конституционно-правовые основы судебного процесса:

1.разбирательство дел открытое, публичное. Слушание дел допускается, в том случае, если этого требует гос. или коммерческая тайна;

2. заочное разбирательство уголовных дел не допускается.

3.судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон;

4.в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных;

5.финансирование судов производится только из фед. бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с фед. законом.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

суды первой инстанции;

суды второй (кассационной) инстанции;

суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

Суд первой инстанции - это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске - по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации15.

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовно­го дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции - для мировых судей и районных судов - областной и соответствующие ему суды, а для областного суда - Верховный Суд Российской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения, опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела, в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы — суд.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 369 | Нарушение авторского права страницы

Статья 11. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют…

Вернуться назад на Государственная власть

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Статья 11 Конституции РФ

В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. И на том и на другом уровне реализуется принцип разделения властей.

Исполнительную власть на федеральном уровне осуществляет Правительство РФ. На уровне субъектов федерации также является свой исполнительный орган, например, в Челябинской области это Правительство Челябинской области.

Федеральные органы исполнительной власти имеют свою структуру, которая установлена Указом Президента № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

К органам исполнительной власти относятся, прежде всего, высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти — президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства — заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные — это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации — президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым — министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы судебной власти — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы.

В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.


Законодательная власть представляет из себя один из трех видов власти, существующих в нашей стране согласно Конституции. Она занимается разработкой и принятием законов, а также различных нормативных актов, которые регулируют и контролируют жизнь населения и деятельность государства.

Законодательная власть представляет из себя один из трех видов власти, существующих в нашей стране согласно Конституции. Само название говорит за себя - это та власть, которая дает стране новые законы. Помимо законодательной, в РФ на равных правах существуют законодательная и исполнительная власти. Где сосредоточена законодательная власть и какие ее органы осуществляют?

Попробуем разобраться в этом вопросе.

Как уже стало понятно, законодательная власть занимается разработкой и принятием законов, а также различных нормативных актов, которые регулируют и контролируют жизнь населения и деятельность государства. Во всем мире принято эти функции закреплять за парламентом. Органы законодательной власти в РФ тоже представлены парламентом, который носит название Федеральное Собрание.

Оно состоит из двух палат - Государственной Думы (нижней) и Совета Федерации (верхней). Эти законодательные органы также еще называют представительными. Это означает, что входящие в них члены (в случае Госдумы - депутаты) представляют интересы народа и избираются им, каждый от своего субъекта РФ.

Парламент: Государственная Дума

450 депутатов каждый созыв, то есть раз в шесть лет, собираются в Госдуме РФ для того, чтобы обсуждать и принимать законы. Эти законы должны улучшить жизнь страны и народа, они касаются каждого гражданина РФ. Поэтому россияне должны ответственно подходить к вопросу народных выборов, ведь депутаты в Госдуму избираются именно населением от своих регионов. А знаете ли вы, кто представляет вашу область/край в нижней палате парламента? И знаете ли, что к ним можно обратиться по многим неразрешимым на местном уровне вопросам?

Подчас депутаты вносят на рассмотрение довольно удивительные законы. Народные избранники в свое время предлагали ввести 12-часовой рабочий день, чтобы уменьшить нагрузку на психику; штрафовать гомосексуалистов на 4-5 тысяч рублей за выражение своих чувств на публике; создать «моральный кодекс» для российских туристов, предполагающий запрет на ношение купальников россиянками в мусульманских странах и запрет употребления алкоголя на отдыхе за рубежом.

С последней инициативой выступал Виталий Милонов, когда еще был депутатом Законодательного Собрания Петербурга. В данный момент депутат получил думский мандат, а о его законодательных идеях в этом амплуа новостей пока нет. Кроме того, Госдума РФ не только придумывает и претворяет в жизнь законы, но и утверждает бюджет страны.

Законодательная власть в нашей стране представлена еще одним органом - Советом Федерации. Именно здесь рассматриваются принятые в Госдуме законы. Особое внимание уделяется тем законодательным актам, которые затрагивают вопросы бюджета РФ, налогов, других форм финансового регулирования, международного положения РФ, вопросов проведения границ страны и принятия участия в войне.

Члены Совета Федерации назначаются главами администраций тех территориальных единиц страны, от которых назначаются новые парламентарии. В каждой из палат есть свои комитеты и председатель. В Совфеде председателем уже пять лет значится Валентина Матвиенко, назначенная в Совет от исполнительной власти Петербурга.

После выборов 2016 года в верхней палате парламента случились некоторые изменения. В нее пришло 18 новых членов, выдвинутых главами регионов РФ. Возвратились к законодательной власти некоторые временно не занимавшие позиции в парламенте. Например, вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова будет представлять Туву по назначению главы республики Шолбана Кара-оолы.

Местные законодательные органы

В системе местного самоуправления также есть законодательные органы. Они не являются государственными, то есть не назначаются правительством и не отчитываются перед государством в своих действиях. Все местные органы власти подотчетны населению. В частности, местные законодательные органы, то есть городские думы. Именно так они называются чаще всего, хотя наименование для себя органы местного самоуправления могут выбирать самостоятельно.

Поэтому жители некоторых городов могут не распознать свой местный законодательный орган под одним из непривычных названий: «Муниципальный совет» или «Муниципалитет». Мы привыкли, что депутаты сидят в думе - государственной или местной - уже не имеет значения. Однако необходимо иметь в виду, что местный представительный орган может иметь и иное название.

Деятельность городских депутатов, направленная на создание законов, должна отвечать нуждам населения их муниципального образования. Городская дума распределяет местный бюджет, устанавливает его величину. Местный законодательный орган должен брать в расчет, что местный бюджет не может быть ниже установленного государством минимума для бюджета муниципального образования. Хотя сложно представить себе такую думу, которая бы предложила к принятию очень маленький бюджет. Скорее, здесь перекос пошел бы в иную сторону.

Городской законодательный орган учитывает всероссийские законы, но может вносить и свои на местном уровне - ориентируясь на местный уклад жизни и сложившиеся исторически традиции. Народ может оспорить принятие таких законов на референдуме - сходе граждан, в результате которого население может выдвигать к местным органам ряд требований. В частности, может требовать не принимать какой-либо закон.

Гос власть - это власть, которая осуществляется при помощи органов Г и др. государственных средств (реализуется через гос управление – целенаправленное воздействие Г, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономич, соц-ю, духовную)).

Гос власть осуществляется комплексом учреждений, органов, которые образуют гос аппарат, который: 1) осуществляет управление общ-м; 2)обладает властными полномочиями, вплоть до применения принуждения; 3) имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты; 4) состоит из особого слоя людей, для которых работа в гос аппарате – профессия.

К общим, традиционным методам? осуществления гос власти , относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают гос власть на всем ее историческом пути. Убеждение – это ментод активного возхдействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности гос власти, ее целей и функций. Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Гос власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения – государственного. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Гос принуждение – психологическое, материальное или насильственное воздействие полномочных органов и должностных лиц Г на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах Г. Гос принуждение – жесткое средство социального воздействия, оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Гос принуждение ограничивает свободу человека, посредством принуждения тормозятся, подавляются интересы и мотивы антисоциального поведения, стимулируется общественно полезное поведение.

№ 21. Плюрализм в понимании государства.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства,- писал Г. Ф. Шершеневич,- понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,- утверждал Ф. Ф. Кокошкин,- а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронта-ционное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство- это _ есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны.

№ 22. Сущность государства: методологические подходы в анализе прошлой и современной государственности.

Сущность государства - смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности Г - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. В понимание сущности Г существуют два основных подхода: классовый и надклассовый. Классовый подход в понимании сущности Г выражен в основном в марксистко-лениской теории гос-ва. Согласно марксистко-лениской теории, Г есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Г в марксистко-лениской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых др. эксплуататорами. Другой подход – надклассовый, выражаетсяся в различных не марксистских теориях гос-ва: теория правового гос-ва, теория плюралистической демократии, теория гос-ва благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по разному раскрывают сущность гос-ва, но не одна из этих теорий не рассматривает гос-во как орудие классового господства. В совр. отеч. ТГП вопрос о сущности гос-ва решается по разному. Многие исследователи исходят из того, что сущность гос-ва не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. По их мнению, сущность гос-ва имеет две стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность гос-ва – двуединая сущность. В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая либо общесоц-ая сторона сущности гос-ва. Согласно др. точке зрения Г носило классовый характер в прошлом. Совр-ое Г классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие соц-ых компромиссов. Сущ-ют и др. взгляды. Небезынтересным представляется подход в характеристики сущности Г, акцентирующий внимание на управленческую деятельность гос-ва. Согласно этому: сущность гос-ва выр-ся в том что гос-во есть орг-ия осущ-ая руководство и управление обществом. Это управление может выр-ся в разл-ых формах в том числе и в подавлении одних классов другими.

№ 23. Понятие типа государства. Теоретические основы и значение типологии государства.

Общим для большинства трактовок типа государства и права, особенно в тех случаях, когда используется формационный критерий, является, во-первых, признание важности и нужности определения типа государства и права. Во-вторых, признание того, что тип - это не какое-либо отдельно существующее государство и право, а это - научная категория, некий собирательный образ реально существующих на данном историческом отрезке времени государств и правовых систем. В-третьих, то, что эта категория создается не умозрительно, а складывается из совокупности наиболее важных, общих для всех этих государств и правовых систем признаков и черт. И, в-четвертых, что за основу в процессе определения типа государства и права берутся не формально-юридические, а прежде всего сущностные и содержательные признаки и черты.

В качестве рабочего определения типа государства, можно взять дефиницию, в соответствии с которой исторический тип рассматривается как совокупность основных, важнейших черт, свойственных государствам и правовым системам определенной общественно-экономической формации, выражающих их социально-классовую сущность, содержание и их социально-классовое назначение.

Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства.

В основу собственно теоретической типологии государства положены различные стороны родовой сущности государства, основные значения его понятия.

Родовой сущностью государства является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории.

Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ.

Подходы к типологии государств:

· Формационный;

· Цивилизационный;

Формационный,при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно–экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Достоинства формационного подхода - это продуктивность деления государств на основе социально–экономических факторов и объяснение поэтапности, естественно–исторического характера развития государства.

Недостатки формационного подхода - это односторонность, формализм и недооценка духовных факторов.

Цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

В цивилизационном подходе различают хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.

Достоинства цивилизационного подхода в выделение духовных, культурных факторов и наличии более четкой типологии государств.

Недостатки цивилизационного подхода в недооценке социально – экономических факторов и преобладании типологии общества, а не государства.

24. Функции государства: понятие, значение и объективный характер.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Признаки функций государства.
1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.
2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.
3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.
Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.
В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить.

№ 25. Соотношение функций государства с целями, задачами, деятельностью государства.

К наиболее значимым признакам функций государства относятся:

1. устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2. непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

3. направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4. определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных методов (Л.А.Морозова)

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи – средства ее достижения, то функции – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:

· потребностей и интересов населения;

· экономических возможностей общества;

· нравственного и культурного уровня общества;

· профессионализма государственных служащих и структур и др.

№ 26. Функции государства и функции отдельных его органов.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают.

Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Функции органа государства и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.

Таким образом, функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества. Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.

В отличие от функций государственных органов, функции государства выступают как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему свои функции. Их проведение обязательно и необходимо для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.

Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства.

Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.

Из этого вытекает, что функции государственных органов являются понятием общим по отношению к их практическим действиям. Однако оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.

№ 27. Характеристика исторически сложившихся подходов к рассмотрению понятия государства.

1) Теологический-гос-во создано богом,им же предопределяется его деятельность, а выступать против бога не возможно, поэтому гос-во необходимо воспринимать как данность с выше

2)Классический -гос-во рассматривается как совокупность в 3-х элементах(территория, население и власть)

3) Юридический - в основе этого подхода лежит юридическая персонификация гос-ва, гос-во рассматривается как юрид-кое лицо, способное вступать в правоотнош-я и обладающее опред-ными правами и обяз-стями

4)Социологический-гос-во рассм-ется в первую очередь как общественная орг-ция,кот-рая характеризует опред-ную общность людей

5)Марксийский-гос-во рассм-ется как политическая орг-ция экономически господствующего класса.

6)Кибернетический-гос-во рассм-ется как элемент политич-кой системы и как самостоятельная система,которая работает на основе ввода и вывода: ввод информации, преобразования ее в управленческие решения и последующая передача в общество.

7). Либеральная концепция – Г. - ночной сторож, не вмешивается в эк. и соц. отношения, а только устанавливает «правила игры». 7. Концепция «государство-менеджер» - Г. есть нейтральный управитель общественными делами. 8. «Государство - социальный арбитр» - разрешает соц. конфликты, сглаживает противоречия.

№ 28. Классификация функций государства. Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства.

Существуют различные основания для классификации функций государства.

В юридической литературе выделяются в меньшем или большем количестве

следующие критерии классификации:

По объектам воздействия;

По продолжительности действия;

По социальной значимости;

По правовым формам существования(принципу разделения властей);

На основании территориального масштаба

Общепринятым считается разделение функций по объектам воздействия на внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-

правовых отношений.

В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития (Например, экономическая функция), временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни.

По социальной значимости принято выделять основные и неосновные.

Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной аботы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры».

К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Действительно, деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы:

Правотворчество;

Исполнительно-распорядительная;

Правоохранительная;

А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти.

А.Б.Венгеров к числу правоохранительных функций относит судебную и информационную.

Специально следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.

Специфика этой функции заключается в способах невоздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

Основные признаки государственной власти:
  • публичный характер;
  • суверенитет государственной власти;
  • легитимность;
  • единство;
  • разделение властей;
  • основана на законах.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
  • установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование;
  • установление ;
  • внешняя политика и международные отношения России;
  • оборона и безопасность страны;
  • судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К ним, например, относятся:
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы природопользования;
  • , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.

Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

Органы государственной власти

Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Отличительные признаки государственных органов:
  • органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
  • каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
  • финансируется из федерального бюджета;
  • в своей деятельности отражают задачи и .
Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:
  • принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
  • принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
  • принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).

Виды органов государства:

Основные виды органов власти:
  • глава государства (монарх или президент);
  • законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • исполнительные органы гос.власти;
  • судебные органы гос.власти.

Глава государства

Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.

Федеральное собрание

Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.

Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

Процедура принятия федеральных законов

Проект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судебная власть

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.

Государственная власть – это способность государства легитимно и легально подчинять свой воле другие элементы общества и собственно отдельных людей с помощью системы государственного принуждения.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Источником государственной власти, как и суверенитета (т.е. независимости) является народ. Если народ в осуществлении государственной власти пользуется услугами профессиональных чиновников и системы государственных органов он осуществляет власть опосредствованно, если же он выражает свою волю на референдуме – то это будет прямым осуществлением государственной власти. Государственная власть и система её органов в позитивном плане должна обслуживать потребности своего народа – обеспечивать социальную природу государства, оказывать необходимые государственные услуги, поддерживать уровень жизни и устойчивое развитие страны.

Государственная власть – категория, ставящая свой задачей обеспечение поддержания конституционного порядка. Государственное принуждение, выраженное в работе полиции, судов, приставов, системы исполнения наказаний, органов прокуратуры направлено на меньшинство, нарушающее принятые правила и законы. Слова "легитимно и легально" означают, что государственная власть осуществляется только теми лицами и органами, которым её разрешил осуществлять народ и только в рамках закона. Проблема легитимности и ненасильственного отстранения от власти не легитимных органов и политиков – одна из самый острых в современном мире, поскольку легально такой процесс может протекать только в ходе выборов, результаты которых можно подтасовать.

В современных демократических обществах государственная власть, как правило, поделена между тремя независимыми ветвями: исполнительной (Правительство РФ, входящие в его состав министерства и ведомства), законодательной (Совет Федерации и Государственная Дума) и судебной (Верховный суд РФ, а также суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд РФ). В России Президент, в отличие от некоторых республик, помещен над ветвями власти и выступает арбитром в спорах между ними и гарантом Конституции РФ. С 1991 по 1993 год это место было отведено Конституционному Суду. В других государствах президенты либо возглавляют исполнительную власть, либо выполняют декоративные функции.

Отношения между ветвями власти регулирует система "сдержек и противовесов". Это означает, что полномочие, скажем, президента уравновешивается полномочием парламента, дабы ни президент, ни парламент не могли узурпировать власть в стране. Точно также работают механизмы совместного формирование высших судов – ни одна из сил, участвующих в их формировании не может монопольно формировать состав их судей и тем самым обеспечивать себе поддержку или усиливать тем самым себя.

Государственная власть не существует сама по себе. Осуществляясь в соответствии с Конституцией и федеральными законами системой органов государственной власти она требует финансирования, которое осуществляется посредством налогов и сборов.