Источники конституционного права российской федерации. Особенности законов как разновидности источников конституционного права российской федерации. Московский государственный университет коммерции

Нормы конституционного права сосредоточиваются в правовых актах, имеющих различные юридические формы. Эти акты выступают в качестве источников отрасли конституционного права. В науке конституционного права существуют различные позиции относительно значения термина «источник конституционного права».

Под источниками конституционного права понимаются акты, содержащие юридические нормы, направленные на регламентацию правоотношений, составляющих предмет конституционного права.

В отличие от источников науки конституционного права, источниками отрасли являются только действующие на данный момент нормативные акты. Причем, если часть из них являются безусловными источниками (Конституция РФ, конституции субъектов Федерации, федеральные конституционные законы), то другая часть выступает в качестве источников лишь в случае наличия в них конституционно-правового содержания (федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры и т.д.).

Форма тех или иных источников конституционного права позволяет распределить их на определенные группы, в совокупности образующие систему источников. При этом систему источников конституционного права можно условно поделить на следующие семь групп: конституционные, законодательные, подзаконные, судебные, договорные, международные и локальные источники. В четырех первых группах выделяются, кроме того, по две подгруппы: федеральные и региональные источники.

Наиболее значимыми источниками отрасли являются конституционные. Они носят учредительный характер и обладают наивысшей юридической силой по сравнению со всеми остальными нормативными актами. В качестве федерального конституционного источника выступает Конституция РФ. К числу региональных конституционных источников относятся конституции российских республик и уставы краев, областей, городов федерального значения и автономий.

Федеральная Конституция . Конституция РФ 1993 г., как и все предыдущие российские конституции, провозглашена в качестве акта высшей юридической силы. Однако действующая Конституция в отличие от всех прежних является актом прямого действия. Ее нормами надлежит руководствоваться при рассмотрении конкретных дел в судах, в исполнительно-распорядительных органах и т.д. Прямое действие Конституции, несомненно, является большим достижением российской правовой системы в целом и российского конституционного права в частности. Применение конституционных норм прямо и непосредственно не исключает применение в дополнение к ним имеющихся нормативных актов более низкого уровня, развивающих нормы Конституции.

Региональные конституции и уставы . Конституция (устав) субъекта Федерации - основной закон, обладающий высшей юридической силой в системе законодательства субъекта Федерации, принимаемый в установленном федеральной Конституцией порядке, определяющий статус субъекта Федерации и регламентирующий вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ.

Данные источники включают в себя нормы, регламентирующие правовой статус того или иного субъекта Федерации, права, свободы и обязанности граждан, проживающих на соответствующей территории, порядок образования и полномочия региональных государственных органов и органов местного самоуправления. И конституции республик, и уставы остальных субъектов, по сути, равнозначные юридические документы учредительного характера, регламентирующие схожие общественные отношения.

Законы - наиболее распространенная форма конституционно-правовых норм. Именно законы, обладающие более высокой юридической силой (по сравнению с остальными нижестоящими актами), регламентируют важнейшие общественные отношения. В то же время Конституция РФ устанавливает определенные требования к законам. В частности, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54).

Некоторые отношения в соответствии с Конституцией могут быть урегулированы только в форме закона (федерального конституционного закона или федерального закона). Например, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничения прав и свобод граждан могут быть произведены только федеральным законом.

Другая конституционная норма предусматривает еще более высокую по юридической силе форму акта для введения ограничений прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. Такие ограничения могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 56 Конституции). Причем в нем должны быть указаны пределы и срок действия ограничений, которые вводятся для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.

В настоящее время существует несколько видов законов, применяемых в Российской Федерации. К ним относятся: законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, региональные законы . Самостоятельную группу законодательных источников формируют законы, принятые в предыдущие периоды развития России: законы СССР и РСФСР (позднее РФ), принятые до вступления в силу Конституции 1993 г. Такие акты, согласно п. 2 Раздела второго Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. По мере принятия новых федеральных законов и иных правовых актов число действующих законов СССР и РСФСР сокращается.

Федеральные конституционные законы . Федеральные конституционные законы развивают наиболее важные положения Конституции. Отличает их от федеральных законов ряд признаков, зафиксированных в Конституции РФ. Конституционные законы обладают более высокой юридической силой, принимаются по более сложной процедуре, глава государства не вправе применить по отношению к ним вето; принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

В их числе: чрезвычайное и военное положение; порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новых субъектов; порядок изменения статуса субъекта Федерации; писание и порядок официального использования государственного флага, герба, гимна; назначение референдума; статус Уполномоченного по правам человека; порядок деятельности Правительства РФ; Статус Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов; порядок созыва Конституционного собрания.

Федеральные законы в качестве источников конституционного права выступают только в том случае, если включают в себя конституционно-правовое содержание. К их числу можно отнести федеральные законы о выборах, политических партиях, гражданстве Российской Федерации, статусе иностранных граждан и др. Принятие части федеральных законов прямо предусмотрено Конституцией РФ. Например, в ч. 1 ст. 77 закрепляется, что система региональных органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Декларации . Особое место в системе источников конституционного права занимают декларации. Их назначение - закрепление соответствующих принципов, концепций, определяющих основные направления развития государства, его политики, а не прямое регулирование каких-либо отношений. На основе таких принципов должно развиваться все законодательство.

В этом, собственно, и заключается правовое значение декларативных документов, принимаемых парламентом. На сегодняшний день приняты декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. После принятия Конституции 1993 г. не было принято ни одной декларации.

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации .

Промежуточную позицию между законодательными и подзаконными источниками конституционного права занимают регламенты, постановления и иные акты (например, положения) палат Федерального Собрания Российской Федерации. Последние, как известно, принимают и федеральные законы. Это обстоятельство роднит акты палат парламента с законодательными источниками. Однако юридическая сила законов выше рассматриваемых актов. Кроме того, различен и порядок их принятия.

Так, акты, принятые одной палатой, не требуют утверждения другой, а также подписания Президентом РФ. В то же время их нельзя приравнять и к подзаконным источникам, так как последние, как правило, принимаются на основе и во исполнение законов, конкретизируют их. Акты же палат имеют самостоятельный предмет регулирования. Например, в регламентах палат Федерального Собрания закреплены организация их деятельности, образование их органов (комитетов, комиссий), законодательный процесс, т.е. они являются нормативными актами с узкой сферой применения.

Региональные законы . Согласно Конституции РФ правом принятия законов обладают все субъекты Федерации. До недавнего времени такое право предоставлялось только республикам. Федеративная природа российского государства предполагает распределение компетенции между федеральным центром и субъектами, в том числе и по вопросам принятия законов, иных нормативных правовых актов. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, включая конституционные. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними региональные законы и иные правовые акты.

Последние принимаются также по вопросам ведения субъектов Федерации и не могут противоречить федеральным законам, принятым в рамках предметов федерального и совместного ведения. В случае обнаружения такого противоречия действует федеральный закон.

В то же время, если имеет место противоречие между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по предметам своего ведения, действуют региональный закон, иной правовой акт. Закрепление этих принципов на конституционном уровне (ст. 76 Конституции РФ) выступает в качестве важной гарантии самостоятельности субъектов Федерации, их права на принятие собственных законов, иных нормативных правовых актов.

Наиболее сложен вопрос о разграничении законодательных полномочий в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. При отсутствии базового федерального закона, в соответствии с которым, как уже отмечалось, должен приниматься региональный закон, иной правовой акт, субъекты Федерации вправе применить опережающее регулирование.

Однако после принятия федерального закона региональный закон должен быть приведен в соответствие с федеральным.

Используя широкие законотворческие полномочия, субъекты Федерации принимают собственные законы. В качестве примеров можно привести законы: «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области»; «О референдуме Республики Марий Эл»; «О порядке отзыва депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания» и др.

К федеральным подзаконным источникам относятся нормативные указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. Названные акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам. Правительственные акты и акты федеральных министерств и ведомств, кроме того, не должны противоречить указам Президента, а акты вышестоящих органов исполнительной власти обязательны для нижестоящих.

В системе источником конституционного права акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) следуют за правительственными актами. Их типичными признаками являются подзаконность, специализированность, оперативная распорядительность. Они издаются на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства, имеют официальный характер и обязательную силу для всех субъектов в сфере, подведомственной соответствующему министерству или ведомству. К актам федеральных органов исполнительной власти, являющихся источниками конституционного права, можно отнести те, что устанавливают конкретный механизм реализации тех или иных конституционных прав и свобод граждан путем введения правил, порядка, обязанностей должностных лиц.

Все нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции и официальному опубликованию. Без такой регистрации и опубликования указанные акты не имеют правовых последствий.

В качестве региональных подзаконных источников выступают акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов республик, губернаторов краев, областей и т.д.), высших органов исполнительной власти субъектов Федерации (правительств) и акты иных органов исполнительной власти этих субъектов (министерств, департаментов, управлений). Они принимаются, на основе и во исполнение региональных конституций (уставов) и законов, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - на основе Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов.

Локальные источники . К локальным источникам конституционного права относятся нормативные акты органов местного самоуправления. Эти органы вправе принимать собственные нормативные акты, которые в случаях регулирования ими отношений в сфере конституционного права выступают в качестве источников данной отрасли. Примерами могут служить уставы муниципальных образований, акты, утверждающие положения об органах местного самоуправления, акты, расширяющие права и свободы граждан, проживающих на соответствующей территории, усиливающие их гарантии и т.п.

Введение института конституционного контроля в России, учреждение федерального Конституционного суда, региональных конституционных (уставных) судов, наделение их широкими полномочиями означает появление нового источника конституционного права - судебного решения . Последние подразделяются как по содержанию, так и по территориальному уровню соответствующего суда. Конституционный суд принимает несколько видов решений: заключения, определения, постановления и др.

По территории судебные источники делятся на федеральные (решения Конституционного Суда РФ) и региональные (решения конституционных, уставных судов субъектов Федерации). В качестве судебных источников в ряде случаев могут выступать решения судов общей юрисдикции, например решения Верховного - Суда РФ.

Решения федерального Конституционного Суда . Согласно Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Данное положение поднимает судебное решение до уровня закона, оно уже не просто акт применения права, оно само - право.

Конституционный Суд РФ, включившись в работу по официальному толкованию Конституции, пошел дальше простого разъяснения смысла отдельных ее положений. В ряде случаев он выступает в качестве квазизаконодателя. Например, в постановлении от 6 июля 1999 г., давая толкование положениям ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции, Суд положительно ответил на вопрос относительно возможности возобновления исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае прекращения действия обстоятельств, препятствовавших ему в их выполнении. Ограниченное по времени исполнение обязанностей Президента РФ председателем Правительства РФ имеет место до момента возвращения действующего Президента к исполнению своих обязанностей или до вступления в должность вновь избранного Президента.

Решения региональных конституционных (уставных) судов . Конституции (уставы) субъектов РФ также предусматривают создание конституционных (уставных) судов, окончательность их решений и невозможность обжалования. Решения этих судебных органов направлены на проверку соответствия конституциям (уставам) субъектов Федерации принимаемых в них актов, толкование их основных законов.

Решения судов общей юрисдикции . Решения судов общей юрисдикции в большинстве своем не могут считаться источниками права.

Однако некоторые из них, главным образом решения Верховного Суда РФ, могут выступать в качестве источников конституционного права. Например, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации».

Договорно-правовые источники подразделяются на две большие группы: международные договоры Российской Федерации и внутригосударственные договоры и соглашения.

Международные и внутригосударственные договоры различаются по их юридической силе и предмету регулирования. Одна из сторон в обоих видах договоров совпадает (федеральные органы государственной власти), а вторая сторона всегда отлична (в международных договорах - это иностранное государство, международная организация и т.п., а во внутригосударственных договорах - всегда субъект Федерации в лице соответствующих органов).

Наконец, ст. 15 Конституции РФ, впервые включившая международно-правовые источники в состав российской правовой системы, относит к их числу не только международные договоры Российской Федерации, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, что не позволяет рассматривать названные источники в отрыве друг от друга.

Международные договоры относились к источникам конституционного права и ранее, а внутригосударственные договоры и соглашения в качестве таковых появились относительно недавно. Они включают в себя горизонтальные договоры и соглашения (между субъектами Федерации) и вертикальные договоры и соглашения (между Федерацией и ее субъектами), которые в зависимости от числа сторон могут быть двусторонними, трехсторонними и т.д.


Похожая информация.


Сложность и многообразие конституционных норм обус­ловливает значительное разнообразие источников конститу­ционного права. Под источником конституционного права обычно понимается форма бытия общих правил поведения (вне­шняя форма их выражения), регулирующая отношения кон­ституционного характера.

Источники конституционного права, различаясь по фор­ме, наименованию, происхождению и юридической силе, об­разуют систему. В нее входят Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутрифедеральные).

Источниками конституционного права являются только действующие в настоящий период времени правовые акты. Все они прямо связаны с предметом отрасли конституционного права.

Система источников конституционного права характе­ризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изме­нением соотношения внутригосударственного и международ­ного права; 4) приоритетом закона; 5) стабильностью по отно­шению к источникам других отраслей права.

Среди источников конституционного права особая роль отводится Конституции Российской Федерации, обладающей наивысшей (максимальной) юридической силой.

Актом конституционного характера является и государ­ственная декларация, которая чаще всего используется при провозглашении государственного суверенитета и независимо­сти (например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая на 1 Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года).

Основной массив источников конституционного права со­ставляют законы. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референ­думом, выражающий волю народа, обладающий высшей юри­дической силой и регулирующий наиболее важные обществен­ные отношения. Он выступает юридической базой деятельнос­ти государственных органов, должностных лиц, местного са­моуправления, граждан, их объединений. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции РФ, обычные федеральные.



Особое значение в системе источников российского кон­ституционного права имеют федеральные конституционные законы. Они обладают следующими сущностными чертами:

Развивают и дополняют Конституцию РФ;

Принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Ос­новным Законом;

Обладают большей юридической силой, чем обычный за­кон;

Подготавливаются в особом сложном порядке;

Не могут быть отклонены Президентом РФ.

Конституция РФ установила исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов, обладающих особой юридической природой (всего их должно быть не менее 18). На сегодняшний день действуют следующие федеральные кон­ституционные законы: о Конституционном Суде РФ (1994 г.), об арбитражных судах (1995 г.), о референдуме (1995 г.), о судебной системе (1996 г.), об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Правительстве РФ (1997 г.) и о военных судах (1999 г.).

В настоящее время юридически оформлена возможность появления законов о поправках к Конституции РФ (поправки к главам 3-8). Порядок их принятия идентичен порядку приня­тия федерального конституционного закона, но они вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы составляют значительную часть пра­вовых актов и принимаются парламентом по широкому кругу вопросов.

Среди обычных федеральных законов выделяют Основы законодательства и кодексы. Основы представляют важный кодифицированный акт отрасли права или определенной сфе­ры государственного управления. Они издаются по предметам совместного ведения федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации (например, Основы законодатель­ства о нотариате 1993 г.). Кодексы - это законодательные акты, отличающиеся повышенной обобщенностью и систематизированностью правовых предписаний (Уголовный, Налого­вый, Гражданский, Воздушный кодексы и др.). Федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ и федераль­ным конституционным законам.

Законы субъектов Федерации принимаются в пределах их компетенции собственными законодательными (представитель­ными) органами субъектов Федерации и распространяются толь­ко на их территории.

Субъекты Федерации издают Конституции (Уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. В Москве и Санкт-Петербурге действуют городские законы. Региональное законотворчество интенсивно развивалось в 90-е годы.

Нормы конституционного права могут содержаться в от­дельных постановлениях парламента и парламентских регла­ментах.

Законы являются лишь небольшой частью всего принима­емого в государстве массива правовых актов. Для реализации законов уполномоченными государством органами издаются подзаконные акты, содержание которых должно соответство­вать законам. В противном случае такой подзаконный акт при­знается недействительным.

К подзаконным актам относятся:

Указы и распоряжения Президента РФ;

Постановления и распоряжения Правительства;

Акты федеральных органов исполнительной власти;

Акты органов исполнительной власти субъектов Феде­рации.

Большинство исследователей к этой группе относят и акты местного самоуправления (преимущественно уставы муници­пальных образований, регламенты представительных органов на местах).

Нормативные акты имеют временные и территориаль­ные пределы их действия, а также различается их функцио­нирование по кругу лиц.

Моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опуб­ликования. В России этот срок составляет десять дней. Что касается актов Президента РФ, имеющих нормативный ха­рактер, и актов Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, то они вступа­ют в силу по истечении семи дней после их первого офици­ального опубликования. Нормативный акт действует во време­ни до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим нормативным актом либо пока не истечет срок его действия.

Российские законы и другие нормативные акты действу­ют на всей территории российского государства либо на ее части, указанной в них. По общему правилу действия норма­тивных актов в пространстве акты общефедеральных органов действуют в пределах Федерации в целом, акты государствен­ных органов субъектов Федерации - в рамках их территори­альных границ, нормативные акты органов местного самоуп­равления - в пределах административных границ данного муниципального образования.

Действие нормативных актов по кругу лиц означает их распространение на всех жителей Российской Федерации (граждан РФ, лиц с двойным гражданством, лиц без граждан­ства, иностранных граждан). В отдельных случаях принима­ются специальные нормативные акты, распространяющиеся на определенные категории лиц (например, военнослужащих, судей, государственных служащих).

Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах. Договор - это соглашение нескольких субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения. Среди межгосударствен­ных договоров, имеющих важное значение для российской кон­ституционной практики в силу признания их Конституцией РФ частью российской правовой системы, можно назвать Европей­скую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, Договор о создании Союзного государства (России и Беларуси) и др. К группе внутригосударственных договоров относятся Федеративный договор 1992 года, договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъекта РФ. Надо отметить, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ Федера­тивного договора действуют нормы Основного Закона.

Согласно конституционным нормам источником отрасли права являются общепризнанные принципы и нормы между­народного права.

К числу специфических источников относятся норматив­ные решения Конституционного Суда Российской Федерации, например, в части толкования Конституции РФ, и аналогич­ные решения органов конституционного контроля (надзора) субъектов Федерации. Заметим, что последние созданы в не­большом числе субъектов Российской Федерации (в девяти республиках и в одной области).

Исключительно редко в системе источников российского конституционного права встречается конституционно-право­вой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов конституционного права, нигде в офици­альных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционируемые российским государством. Он имеет устный характер. Например, в настоящее время сложился обычай при назначении Советом Федерации судьи Конституционного Суда РФ учитывать согласие уже действующих судей Конституци­онного Суда РФ по представленной кандидатуре.

В юридической науке понятие «система источников права» соотносится с понятием «система законодательства» как целое и часть, ибо система законодательства включает в себя только нормативно-правовые акты, а система источников права объединяет все действующие формы права, признаваемые государством. Данные термины во многом схожи. Так, из понятия «система законодательства», что подразумевает под собой совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права, можно вывести определение понятия «система источников конституционного права России».

Система источников конституционного права России - это объединение по содержательному признаку конституционно-правовых актов в структурно-упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. Или, если говорить проще, - это совокупность принятых (одобренных, санкционированных) государством конституционно-правовых актов и их согласованное взаимодействие. Система источников конституционного права строится на принципах иерархичности и согласованности конституционно-правовых норм и служит, впрочем, как и система законодательства, в первую очередь для дальнейшего развития и систематизации нормативно-правовой базы.

И если с понятием «система источников конституционного права» все более или менее ясно, то к содержанию данного термина имеются различные подходы в научном мире юриспруденции. О.Е. Кутафин полагает, что источники конституционного права России образуют замкнутую систему, включающую только официально (юридически) признанные формы права, установленные Конституцией Российской Федерации, а также конституциями и уставами субъектов Федерации. Причем, как подчеркивает автор, в эту систему могут входить лишь действующие нормативно-правовые акты.

Кроме того, академик О.Е. Кутафин делает упор на то, что в условиях множественности и большого разнообразия источников конституционного права не должно страдать единство государственного руководства. Речь идет о том, что источники данной отрасли (а по мнению В.А. Кикотя, конституционное право - это не отрасль (не ветвь), а ствол российского права. - Прим. авт.) не должны противоречить друг другу. О.Е. Кутафин пишет о некоем единстве системы нормативных актов, являющихся источниками конституционного права. Такое единство обеспечивается правовым закреплением пределов ведения соответствующих государственных органов и подчинением актов нижестоящих органов актам вышестоящих. Речь идет об определенной иерархии нормативно-правовых актов, которая призвана устранить возможные коллизии как между актами, так и между органами государства. Думается, что данная иерархия является "зеркальным отражением" иерархии самих государственных органов, и только конституционное право своими правилами устраняет возможную коллизию между актами, издаваемыми этими органами. В этом и заключается особенность и определенная возвышенность (преимущество) конституционного права перед иными отраслями российского права.

Как пишет О.Е. Кутафин: «Система источников конституционного права является системой органической». Из этого справедливого утверждения следует, что иерархическая структура является определенным выражением разности юридической силы отдельных видов источников конституционного права и связанной с этим соподчиненности источников конституционного права в органически цельной системе. Кроме того, в этой системе существует взаимозависимость источников. К примеру, при принятии новой конституции необходим пересмотр всей совокупности производных от нее актов или частичное обновление таковых.

Источники конституционного права России можно систематизировать по юридической силе. В соответствии с данным критерием выделяются законы и подзаконные акты, формирующие в результате своей взаимосвязи и взаимодействия систему законодательства (своеобразную иерархию нормативных источников конституционного права). Но здесь стоит заметить, что данная иерархия не означает существования разной степени обязательности вышеуказанных актов. Обязательность, как пишет В.Ф. Коток, есть абсолютное качество любого законного акта, и она не имеет разных степеней. Не согласиться с этим трудно. Следовательно, исходя из общего представления об иерархии как принципе организации многоуровневых систем конституционного права, состоящим в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке «от высшего к низшему», применительно к данным формам конституционного права можно отметить следующее:

Юридическая сила каждого вида источников конституционного права зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший тот или иной акт, то есть, иными словами, - иерархия нормативно-правовых актов предопределяется иерархией соответствующих государственных органов;

Акты нижестоящих органов должны находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих органов, а все они вместе взятые и каждый из них в отдельности должны соответствовать Конституции РФ;

Акты вышестоящих и нижестоящих органов не должны подменять друг друга, в частности вышестоящий орган, за исключением определенных законом случаев, не вправе брать на себя разрешение вопросов, которые входят в компетенцию нижестоящих органов власти;

Наиболее важные общественные отношения, которые подлежат регулированию в законодательном порядке, должны быть опосредованы только законом. Здесь прежде всего имеется в виду такой системообразующий принцип, как верховенство закона. Это один из важнейших принципов существования и развития системы источников конституционного права;

Акты нижестоящих органов могут быть изменены или отменены только органами, их издавшими, или вышестоящими органами.

С систематизацией источников конституционного права России по критерию юридической силы актов согласны многие ученые. Это общепринятый в юридической научной литературе подход. Однако существуют и иные основания систематизации источников права.

Учитывая огромные размеры страны и федеративность нашего государства, используется систематизация источников по территориальному признаку. Тот или иной акт распространяет свое действие на территорию того субъекта, органами власти которого он издан. Этот, наиболее удачный, на наш взгляд, подход к систематизации источников конституционного права впервые выдвинул академик О.Е. Кутафин. С его точки зрения все источники конституционного права России необходимо разделять на федеральные, федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные.

В.Е. Чиркин дополнительно выделяет акты, имеющие экстерриториальное действие, распространяющиеся на граждан России, проживающих за границей. Теория систематизации источников конституционного права по территориальному признаку наиболее удобна в связи с тем, что структура построения нашего государства вполне ясна и представляет собой трехуровневую систему: Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование. Исходя из этой триады, можно с точностью определить уровень того или иного акта и, соответственно, его место в иерархии источников конституционного права.

Существует еще один критерий систематизации форм права в России. Так, М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев систематизируют источники конституционного права Российской Федерации по кругу субъектов права, на которые распространяется та или иная форма права. По мнению авторов, источники можно подразделить на формы права, распространяющиеся:

На всех лиц, находящихся на территории государства;

Только на граждан Российской Федерации;

Только на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Заслуживает также внимания теория систематизации актов конституционного значения по характеру содержащихся положений на чисто правовые, технические и политические.

К первым относятся законы и подзаконные акты, ко вторым - информационные письма, пояснительные записки. Особое внимание заслуживает третья группа актов - политические, к которым стоит отнести ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, Бюджетные послания Президента Федеральному Собранию, отчеты Правительства Российской Федерации перед Парламентом, обращения Конституционного Суда РФ о состоянии конституционно-правового развития и регулирования в России. Все эти политические акты не являются нормативными источниками права, однако недооценивать их значение не стоит, ибо современное отечественное право во многом берет свое начало из положений данных актов. Хотелось бы отметить все возрастающую роль политических форм права. Эта тенденция, на мой взгляд, является положительной, так как данные документы являют собой некую политическую программу государственного строительства на долгосрочный период развития. Главное, чтобы качество политических актов не утрачивало своего общественного значения в процессе реализации их положений.

В дополнение ко всем вышеуказанным основаниям систематизации источников конституционного права России мы рискнем представить свой собственный критерий. Таковым будет являться влияние того или иного источника права на практику правоприменения, а именно на решения национальных судов. То есть предлагается систематизировать формы права по степени их влияния на правосудие. Подход к данному вопросу с точки зрения судей на эту проблему представляется наиболее интересным.

К систематизации источников конституционного права по данному достаточно необычному основанию нас подтолкнула не стихающая в последнее время дискуссия между известными правоведами по поводу возможности рассмотрения судебной и административной практики в качестве полноправного источника конституционного права России. На наш взгляд, согласно этой систематизации из общей массы источников конституционного права стоит выделять, к примеру, первичные и вторичные (вспомогательные) источники конституционного права Российской Федерации. Например, к первичным источникам, несомненно, необходимо причислить Конституцию Российской Федерации, законы, указы, постановления, а ко вторичным относятся решения высших судебных органов России, практика толкования Конституции России Конституционным Судом Российской Федерации, руководящие разъяснения Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, прецеденты Европейского Суда по правам человека, правовые обычаи, юридические доктрины. Вторичные источники конституционного права России по-другому можно назвать - «источники особого рода».

Основанием деления всех форм права на первичные и вторичные выступает наличие в том или ином источнике правовой нормы. На наш взгляд, норма права - это единственный критерий разделения всех источников права на первичные (нормосодержащие) и вторичные (содержащие некое правоположение).

Нельзя недооценивать значение вспомогательных источников конституционного права для правоприменителя, ведь зачастую в случае неурегулированности той или иной проблемы на законодательном уровне суд или иной государственный орган обращается к судебной практике, правовым обычаям, юридическим доктринам. Используя данную практику в качестве теории для себя, правоприменитель, таким образом косвенно придает ей статус источника права. Единственная проблема заключается в том, что ссылка в решении государственного органа на данный источник права не всегда уместна и не всегда законна.

В связи с тем что наша каждодневная жизнь и работа становятся все более интерактивными и высокотехнологичными, данный аспект коснулся и информационно-правовых потребностей современного общества в качественно структурированной, понятной и актуальной базе отечественного законодательства. Для ее создания необходимо, прежде всего на законодательном уровне, закрепить четкую иерархию источников конституционного права.

Основываясь на сказанном, можно смело утверждать, что упорядочивание и систематизация источников конституционного права, то есть приведение их в четкую и понятную систему, является одной из главных и основных задач нашего государства.

Подытоживая, необходимо отметить, что теория систематизации источников конституционного права в современной России не перестает развиваться. Модернизационные аспекты и элементы привносят в нее совершенно новое осмысление и структурное содержание. Данный процесс, по моему мнению, является положительным, ибо стремление к построению четкой и устойчивой системы источников конституционного права является залогом стабильного развития не только права, но и общества в целом.

Подведем итоги. Государство - это территориальная, суверенная организация публичной (политической) власти в обществе, принимающая законы, опирающаяся на государственное принуждение и обладающая монополией на налоги и сборы.

Правовые функции государства образуют систему, которая характеризуется определенной структурой, включающей два основных уровня. Первый уровень представлен тремя системообразующими функциями, содержание которых полностью исчерпывает все иные правовые измерения деятельности государства. Второй уровень представлен конкретизирующими, производными правовыми функциями государства.

Для системы правовых функций государства системообразующими являются правоустанавливающая, правовоспроизводящая и правообеспечительная функции. Производными правовыми функциями государства выступают правозащитная, правоохранительная, правосудная, законотворческая, регламентирующая функции, а также функция самоограничения. Все эти функции образуют некую связь, и эта связь, в принципе, может быть раскрыта через три системообразующие функции. Все остальные правовые функции государства могут быть представлены как формы реализации трех системообразующих функций.

Правовые функции государства, как уже было отмечено, образуют систему. В рамках данной системы одну функцию можно определять через другую. Например, суд превращается в правосудие через самоограничение, а правосудие предполагает не только обеспечение спокойствия, но и является формой обеспечения права. В этом смысле функция самоограничения наиболее очевидно связана со всеми другими правовыми функциями. При этом через какую-либо одну из производных функций нельзя понять системообразующие функции, характеризующие роль государства в поддержании правовой системы общества

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ

ЮЖНО - САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

НА ТЕМУ: ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО

ПРАВА И ЕГО СИСТЕМА.

Работа выполнена студентом 1 курса

Факультета “Коммерции и права”

Специальности “Юриспруденция”

на базе средне-профессионального

образования

ускоренной подготовки

ГЛАЗУНОВЫМ Е. А.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ТИМОФЕЕВА Я.В.

г. Южно-Сахалинск

2002 г.

П Л А Н.

1. ВВЕДЕНИЕ - стр. 3.

2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА - стр. 4.

2.1. Конституция РФ - как основной источник

конституционного права стр. 5.

2.2. Законы, договоры, соглашения и декларации -

стр. 7.

2.3. Указы и распоряжения Президента РФ,

Регламенты палат Федерального Собрания,

Постановления Правительства - как источники

конституционного права стр. 9.

2.4. Судебные решения, правовые акты СССР и

РСФСР, акты органов местного самоуправления -

как источники конституционного права стр. 10.

3. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА стр. 12.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 19.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно - политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающего приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведёт страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит “войти в политику” и почувствовать дыхание истории.

Конституционное право - совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти.

Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Нормы конституционного права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них - конституция, закон, указ и другие правовые акты. Эти формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права.

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно - правовых отношений. Каждый конституционно - правовой институт включает несколько различных источников.

2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.

Формы конституционного права составляют своеобразную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жёсткий порядок, чтобы предупредить “войну” источников. Например, постановлением правительства или даже законом нельзя расширять некоторые полномочия исполнительной власти. Другой пример: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются только федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70), а статус столицы Российской Федерации - обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 70). Соблюдение порядка оформления правовых норм является важным условием конституционной законности.

Признание того или иного акта источником права влечёт за собой определённые правовые последствия. Это значит, что такой акт может порождать для гражданина какие - то права и обязанности, а следовательно, гражданин вправе требовать защиты своих прав в судебном порядке. Специфика форм, которые присущи нормам конституционного права, не только в их содержании, но и в процедуре принятия соответствующих норм. Закрепление основных прав и свобод гражданина, например, может осуществляться только Конституцией и только в соответствии с установленным порядком её принятия и изменения.

Когда об источниках права говорят как о форме правовых актов, то обычно используют термин “источник права в юридическом смысле”. Таким путём это понятие ограничивается от понятия “источник права в материальном смысле”, под которым понимаются материальные источники формирования права, т.е. условия жизни людей и общества. Эта категория была внедрена в юридическую науку марксистским историческим материализмом для того, чтобы подчеркнуть “неидеалистическую” природу права, материалистический детерминизм его развития. Никакого полезного, прикладного значения для понимания конституционного права она не представляет.

В общей теории права принято различать источники права в материальном и формальном, юридическом смыслах.

В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно - правовые нормы .

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относят только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестаёт считаться источником действующего права.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны и делятся на виды.

Закрепление конституционно - правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, от условий территориального масштаба действия нормы, от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно - правовые нормы.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.

2. 1. Конституция РФ - как основной источник

конституционного права.

Конституция - основной закон всякого государства . Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определённые нормы конституции могут иметь прямое действие, т.е. для своего применения не нуждается в дополнительном регулировании. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения её статей, в чём проявляется её исключительность по сравнению с обычными законами.

В России действующая Конституция регламентирует широкий круг вопросов, и особенно тех, которые связаны с закреплением основных прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права.

Эта роль Конституции России обусловлена следующим:

· В Конституции устанавливаются конституционно - правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно - правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

· Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой - либо одной сферы отношений.

· Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить её Конституции (ст. 15).

· В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

Континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нор-мотворческой деятельности различных властных институтов - нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов - это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.

Схема 3. Источники конституционного права РФ.

Наиболее общее деление нормативных правовых актов - это их деление на законы и подзаконные акты. Закон - понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:

4) акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер. Здесь прежде всего имеются в виду регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, имеющие важное значение в регулировании порядка реализации полномочий палат парламента (иногда эти акты выделяются в качестве самостоятельной группы источников конституционного права).

5) иные (кроме законов) нормативные правовые акты субъектов РФ (прежде всего акты органов исполнительной власти регионов: президентов республик , губернаторов и глав администраций иных субъектов РФ, региональных правительств, администраций, их департаментов, управлений , отделов и т. п.), а также акты органов местного самоуправления , принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах).

Отнесение к источникам конституционного права России иных форм права является небесспорным и дискуссионным.

Судебный прецедент является основным источником права в странах англо-саксонской правовой системы. В странах же континентальной правовой системы, к которым относится и Россия, судебный прецедент в качестве источника права не рассматривается. Однако здесь необходимо иметь в виду следующее. Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов в нашей стране источником права, по общему правилу, не являются. Но относительно недавно в судебной системе Российской Федерации появились такие судебные органы, как Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Правовая природа решений этих судебных органов принципиально иная: они носят по существу нормативный и прецедентный характер, обязательны не только для лиц, участвующих в деле (т. е. распространяются на неопределенный круг лиц), решения органов конституционной юстиции являются окончательными, их нельзя отменить в порядке апелляции, кассации, надзора, преодолеть путем повторного принятия акта, признанного неконституционным. Следовательно, решения судебных органов конституционной юстиции в Российской Федерации следует рассматривать в качестве источников конституционного права.

О правовом обычае как источнике конституционного права Российской Федерации можно говорить со значительной долей условности. Дело в том, что обычаи, прежде чем стать нормой, должны закрепиться в правилах поведения в течение достаточно продолжительного времени и быть санкционированными государством (хотя бы в форме молчаливого одобрения), период же подлинно конституционного развития в России пока невелик. В то же время осторожно можно говорить о появлении в российской доктрине и практике отдельных конституционных обычаев (прежде всего в сфере функционирования публичной власти), например: внесение Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ в Государственную Думу только после предварительных консультаций с лидерами парламентских фракций и депутатских групп, распределение руководящих постов в Государственной Думе и парламентских комитетах между фракциями пропорционально полученным мандатам, закрепление групп законопроектов в зависимости от предмета регулирования за определенными парламентскими комитетами и комиссиями, осуществление части конституционных полномочий главы государства (помилование, награждение государственными наградами, формирование судейского корпуса и др.) только по согласованию с регионами и т. п.

В качестве источника конституционного права можно рассматривать договор. При этом если международные договоры существовали в отечественной правовой системе давно, то договоры внутрифедеративные (внутригосударственные) - явление для российской действительности относительно новое. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией (ч. 3 ст. 11, ч. 2, 3 ст. 78).

В России не принята концепция «самоисполняющегося договора»: и международные договоры, и договоры, заключенные между федеральными и региональными органами государственной власти не вступают в силу автоматически после подписания. В соответствии с Федеральными законами от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» они подлежат ратификации (утверждению) путем принятия федерального закона, что приближает данные договоры, по сути, к нормативным правовым актам.

Некоторые конституционалисты (М.В. Баглай, А.Е. Козлов и др.) в качестве самостоятельного источника конституционного права рассматривают естественное право как совокупность естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека (все рассмотренные выше источники при таком подходе объединяются в позитивное право). Такой подход, безусловно, имеет право на существование. Однако всякое право должно быть реализуемо и защищаемо, а реализация и, особенно, защита прав и свобод возможны при позитивном закреплении этих прав и свобод (в нормативном акте, судебном решении, договоре и пр.). Практически все общепризнанные (естественные) права и свободы человека в Российской Федерации закреплены позитивно, на уровне Основного Закона, в том числе благодаря формулировкам ч. 4 ст. 15 и ст. 55 Конституции РФ.