Правовой статус соотечественником за рубежом определяет. Статус соотечественника, дающий право на участие в государственной программе. Государственный флаг РФ: правовое закрепление. Государственный гимн РФ

Поиск в тексте

Действующий

Название документа: (с изменениями на 23 июля 2013 года)
Номер документа: 99-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 24 мая 1999
Дата начала действия: 01 июня 1999
Дата редакции: 23 июля 2013

О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом


Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ (Российская газета, N 100, 05.06.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);
(Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);
(Российская газета, N 297, 31.12.2005) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 121-ФЗ (Российская газета, N 162, 27.07.2006);
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 137, 28.07.2009);
(Российская газета, N 164, 27.07.2010);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.07.2013) (о порядке вступления в силу см. ).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
В статьи 5, 16, 17, 21 настоящего Федерального закона вносились изменения с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . Указанные изменения утратили силу с 31 декабря 2004 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ .
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:

Российская Федерация - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР);

институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности;

отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации;

защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами;

соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности;

координационные советы соотечественников и советы (комиссии) соотечественников представляют интересы соотечественников за рубежом в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;

деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом проводится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации с учетом законодательства государств проживания соотечественников (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 1. Понятие соотечественника

1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 2. Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются также следующие понятия:

за рубежом - за пределами территории Российской Федерации;

гражданская принадлежность - наличие подданства или гражданства соответственно Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации или иностранного государства;

гражданин Российской Федерации, проживающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории иностранного государства (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;

лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству или подданству иностранного государства;

участники (стороны) отношений Российской Федерации с соотечественниками - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (абзац дополнен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;

национальности Российской Федерации - национальности людей, основные территории расселения которых находятся в Российской Федерации;

абзац утратил силу с 27 июля 2010 года - ;

самобытность - родной язык, традиции и обычаи соотечественников, особенности их культурного наследия и религии.

Статья 3. Признание и подтверждение принадлежности к соотечественникам

1. Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.

2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

3. Соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 4. Основания для подтверждения принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом

Статья 5. Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников

1. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с , международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников основывается на принципах партнерства и сотрудничества, а также на признании:

неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина;

необходимости обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в государствах проживания в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников.

3. Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

4. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств Российская Федерация оказывает соотечественникам содействие в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав:

использовать русский язык и родные языки народов Российской Федерации для развития духовного и интеллектуального потенциала;

устанавливать и свободно поддерживать связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, а также получать информацию из Российской Федерации;

создавать национально-культурные автономии, общественные объединения и религиозные организации соотечественников, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;

участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;

участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государствами проживания и Российской Федерацией;

осуществлять свободный выбор места жительства или реализовать право на возвращение в Российскую Федерацию.

5. Для соотечественников, которые вносят заметный вклад в поддержку Российской Федерации и развитие связей с Российской Федерацией, предусматриваются меры морального поощрения.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 6. Законодательство в области отношений с соотечественниками

Законодательство в области отношений с соотечественниками основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции Российской Федерации , международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ ; дополнена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 7. Основы отношений с гражданами Российской Федерации, проживающими за рубежом

1. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.

2. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации при соблюдении законодательства государства проживания.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

4. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом (пункт в редакции, введенной в действие с 8 августа 2009 года Федеральным законом от 25 июля 2009 года N 214-ФЗ .

Статья 8. Отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР

Статья 9. Отношения с выходцами (эмигрантами)

Статья 10. Отношения с потомками соотечественников

Статья 11. Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками

Статья 11_1. Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками

1. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства.

2. Российская Федерация способствует сокращению количества лиц без гражданства среди соотечественников на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ)

Статья 12. Въезд в Российскую Федерацию, передвижение по территории Российской Федерации и выезд соотечественников из Российской Федерации

Порядок въезда в Российскую Федерацию, передвижения по территории Российской Федерации и выезда соотечественников из Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 13. Правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 13_1. Содействие добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ)

Статья 14. Основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников

1. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам является неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

3. Сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами реализуется с учетом соблюдения тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

4. Дискриминация граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.

5. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 15. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина

1. Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:

в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека;

в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства;

в обеспечении своего права на равенство перед законом.

2. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется Российской Федерацией в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 16. Поддержка соотечественников в экономической и социальной областях

1. При осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации стимулируют сотрудничество российских лиц (физических лиц и организаций) с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействуют созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощряют связи российских лиц (физических лиц и организаций независимо от форм собственности) с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных государств (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать в социальной области поддержку социально незащищенным категориям соотечественников на основании международных договоров Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

3. Гуманитарная помощь соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, может быть предоставлена на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Поддержка соотечественников в области культуры, языка, религии и образования

(наименование дополнено с 27 июля 2010 года
Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ -

1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимают с этой целью соответствующие действия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.

2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах, в которых существуют указанные автономии.

3. Соотечественникам для удовлетворения культурных, научных и информационных потребностей предоставляется возможность использовать российские центры науки и культуры в иностранных государствах.

4. В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

оказывают помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников;

способствуют изучению культурного наследия соотечественников;

содействуют всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации способствуют сохранению соотечественниками знания русского языка и родных языков народов Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

6. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации способствуют получению соотечественниками образования в образовательных организациях и научных организациях в Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляется наравне с гражданами Российской Федерации право на доступ к образованию при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:
Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для лиц, состоявших в гражданстве СССР;

проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов);

родство по прямой восходящей линии с указанными лицами - для потомков соотечественников;

проживание за рубежом - для всех указанных лиц.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

6_1. При этом на соотечественников, не являющихся гражданами Российской Федерации, не распространяются особые права при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета, предоставляемые отдельным категориям граждан Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 203-ФЗ .

В случае установления квоты на прием иностранных граждан на обучение по основным профессиональным образовательным программам или дополнительным профессиональным программам за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников независимо от их гражданства.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

Российская Федерация содействует получению соотечественниками образования на русском языке и родных языках народов Российской Федерации, включая изучение российской истории и российского культурного наследия. С этой целью осуществляются меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов-соотечественников учебников, учебных пособий и программ с учетом особенностей организации образовательного процесса в государствах проживания соотечественников и снабжению такими учебниками, учебными пособиями и программами соотечественников.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ)

7. Российская Федерация в целях формирования образовательного пространства, в котором учитываются права и интересы соотечественников, проводит линию на выработку с государствами их проживания согласованной политики в области образования, заключает международные договоры о признании и об установлении эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

8. Российская Федерация, признавая роль религиозных организаций в консолидации соотечественников, содействует социально значимым инициативам религиозных организаций в оказании духовной помощи соотечественникам, сохранении их родных языков и культуры (пункт дополнительно включен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ).

Статья 18. Поддержка соотечественников в области информации

1. Российская Федерация поддерживает соотечественников в получении и распространении информации, пользовании информацией на русском языке и родных языках народов Российской Федерации на территориях государств проживания соотечественников, создании средств массовой информации, поддержании и развитии информационных связей между государствами проживания соотечественников и Российской Федерацией (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по распространению информации о реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников и о положении соотечественников в Российской Федерации и в государствах их проживания.

2. Российская Федерация создает необходимые условия для передачи соотечественникам информации из Российской Федерации посредством телевизионного вещания и радиовещания, распространения периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов, через сеть Интернет на русском языке и родных языках соотечественников путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Российская Федерация предоставляет российским средствам массовой информации, осуществляющим информирование соотечественников, финансовые и материально-технические средства для выполнения этой задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Российская Федерация оказывает поддержку принадлежащим соотечественникам средствам массовой информации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством государства, на территории которого функционируют эти средства массовой информации.

Статья 19. Полномочия Российской Федерации в области отношений с соотечественниками

Полномочиями Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:

установление основ государственной политики Российской Федерации и деятельности по ее реализации;

принятие федеральных законов, внесение изменений в федеральные законы и контроль за их соблюдением;

принятие федеральных целевых и федеральных программ (абзац дополнен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;

заключение международных договоров Российской Федерации, направленных на защиту интересов соотечественников, и контроль за исполнением взятых по ним обязательств (абзац дополнен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;



Статья 19_1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками

Полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:

разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

разработка, принятие и реализация программ субъектов Российской Федерации;

создание при органах государственной власти субъектов Российской Федерации для координации работы по поддержке соотечественников советов (комиссий) соотечественников в целях реализации государственной политики в отношении соотечественников во взаимодействии с неправительственными организациями и общественными объединениями соотечественников (абзац дополнительно включен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ);

поощрение связей хозяйствующих субъектов регионов с координационными советами соотечественников, установления контактов с хозяйствующими субъектами соотечественников, иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, проживающие в соответствующих государствах (абзац дополнительно включен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ);
____________________________________________________________________
Абзац четвертый предыдущей редакции с 27 июля 2010 года считается абзацем шестым настоящей редакции - Федеральный закон от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

____________________________________________________________________

другие полномочия, определенные федеральными законами.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ)

Статья 19_2. Участие органов местного самоуправления в реализации государственной политики в отношении соотечественников

Органы местного самоуправления вправе участвовать в реализации государственной политики в отношении соотечественников в части вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ)

Статья 20. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками


. -

Статья 21. Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками

Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками осуществляются:

на федеральном уровне - Правительством Российской Федерации и специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 22. Обязанности государства в области отношений с соотечественниками

Органы государственной власти Российской Федерации обязаны (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ :

разрабатывать и осуществлять меры по реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

содействовать соотечественникам в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве государств их проживания или пребывания, международных договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;

руководствоваться настоящим Федеральным законом при решении вопросов, касающихся соотечественников.

Статья 23. Финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года
Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ , -

1. Финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ . *23.1)

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ..

3. В Российской Федерации могут создаваться общественные фонды и другие общественные объединения, образуемые в целях поддержки соотечественников и их общественных объединений. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации поощряют благотворительную деятельность физических и юридических лиц в области отношений с соотечественниками в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 24. Предоставление льгот и преимуществ соотечественникам и их организациям, физическим и юридическим лицам Российской Федерации, иностранным лицам и организациям, оказывающим поддержку соотечественникам

(статья утратила силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . -

Статья 25. Государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками

В Российской Федерации ведется государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками, включающий в себя сбор, анализ и оценку информации о положении соотечественников, создание банка данных, прогнозирование ситуации и проведение научно-исследовательских работ.

Результаты государственного мониторинга доводятся до сведения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других участников (сторон) отношений Российской Федерации с соотечественниками, организаций соотечественников, общественных объединений, средств массовой информации Российской Федерации и иностранных государств.

Порядок ведения государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ .

Статья 26. Представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является Всемирный конгресс соотечественников, который проводится не реже одного раза в три года. В период между всемирными конгрессами соотечественников могут проводиться всемирные конференции соотечественников.

2. Делегаты Всемирного конгресса соотечественников и всемирных конференций соотечественников избираются общественными объединениями соотечественников на конференциях соотечественников в государствах их проживания.

3. В период между всемирными конгрессами соотечественников и всемирными конференциями соотечественников представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, координацию деятельности координационных советов соотечественников в государствах их проживания обеспечивает Всемирный координационный совет российских соотечественников, который является органом Всемирного конгресса соотечественников.

4. Для координации деятельности общественных объединений соотечественников из числа их руководителей избираются координационные советы.

5. При органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться представительные общественно-консультативные органы - советы (комиссии) соотечественников. Порядок формирования, задачи и функции советов (комиссий) соотечественников устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации соответственно.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом (с изменениями на 23 июля 2013 года)

Название документа:
Номер документа: 99-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 103, 01.06.99

Собрание законодательства Российской Федерации, N 22, 31.05.99, ст.2670

Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, N 16, 01.06.99

Дата принятия: 24 мая 1999
Дата начала действия: 01 июня 1999
Дата редакции: 23 июля 2013

Статус соотечественника, дающий право на участие в Государственной программе

Участие в Государственной программе вправе принять российские соотечественники, проживающие за рубежом либо постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, и члены их семей.

Пунктами 1-3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» определено, что:

«1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

Лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

Выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства».

Кроме того, статьей 3 упомянутого Федерального закона установлены условия признания принадлежности лиц к соотечественникам:

«1. Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.

2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

3. Соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников».

Кроме того, чтобы стать участником Государственной программы, необходимо соответствовать следующим условиям:

Достижение 18-летнего возраста;

Обладание дееспособностью и трудоспособностью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обладание квалификацией и опытом работы, достаточными для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

Владение русским языком (устным и письменным) на уровне, достаточном для быстрой адаптации среди принимающего сообщества;

Соответствие требованиям на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получение такого является необходимым).

Членами семьи участника Государственной программы, имеющими право на совместное переселение с ним в Российскую Федерацию, являются лица, признаваемые таковыми законодательством Российской Федерации.

Члены семьи участника Государственной программы также должны удовлетворять требованиям, предъявляемым для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получение такого разрешения является необходимым).

Соответствие необходимым для участия в Государственной программе требованиям устанавливается при помощи представленных соотечественником документов и иных материалов, характеризующих его личность, профессиональные навыки и умения и является основанием для проведения дальнейшей работы по вопросу участия соотечественника и членов его семьи в Государственной программе. В случае предоставления недостоверных данных соотечественнику и членам его семьи может быть отказано в участии в Государственной программе.

Правовое положение российских граждан за рубежом определя­ется как российским законодательством, так и многочисленными ак­тами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).

Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся в двойственном положении: с одной стороны, их правовой статус оп­ределяется соответствующим иностранным законодательством, с другой - они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Россий­ской Федерации, за исключением случаев, установленных междуна­родными договорами РФ и законодательством России. Лица, имею­щие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обя­занностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или за­конодательством России.

В одних странах правовые нормы, определяющие правовое поло­жение иностранцев, традиционно включаются в международное частное право (например, во Франции). В большинстве государств материально-правовые нормы, определяющие правовое положение иностранцев, содержатся в различных законодательных актах в ос­новном административно-правового характера, устанавливающих особые условия или ограничения в отношении прав, которыми могут пользоваться иностранцы. Они касаются, в частности, права собственности на земельные участки (например, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии). В ряде стран имеются отдельные законы об ино­странцах, содержащие нормы административно-правового характера (например, в ФРГ).

Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются за­щитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами».

Не умаляя значения различных общественных организаций (рос­сийских общин) за рубежом, выполнение этой задачи должно обес­печиваться посольствами и консульскими учреждениями России в соответствующих странах. К основным задачам и функциям по­сольств относится защита в государстве их пребывания прав и ин­тересов российских граждан и российских юридических лиц с уче­том законодательства государства пребывания (п. 6 Положения о Посольстве Российская Федерация 1996 г.). На российские кон­сульства возложены обязанности принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются РФ и государство пребывания, а также международными обычаями. В случае если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав российских граждан, он должен принять меры для восстанов­ления нарушенных прав.



Кроме того, консульские учреждения Российской Федерации за пределами ее территории осуществляют ряд функций, непосредственно связанных с обеспечением прав российских граждан. Они производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также смерти; по заявлениям россий­ских граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесе­нии исправлений и изменений в записи актов гражданского состо­яния, составленные на территории Российской Федерации; вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении, и выдают на основании этих запи­сей повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Должностные лица консульских учреждений выполняют целый ряд нотариальных действий, в частности, они:

Удостоверяют сделки (кроме договоров об отчуждении недви­жимого имущества, находящегося на территории Российской Федера­ции);

Принимают меры к охране наследственного имущества; выда­ют свидетельства о праве на наследство; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свиде­тельствуют верность копий документов и выписок из них; сви­детельствуют верность перевода документов с одного языка на другой.

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государ­ственной политике Российской Федерации в отношении соотечест­венников за рубежом» выделяет категорию соотечественников, под которыми понимает лиц, родившихся в одном государстве, прожи­вающих либо проживавших в нем и обладающих признаками об­щности языка, религии, культурного наследия, традиции и обычаев, а также потомков указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под «соотечественниками за рубежом» в Законе подразумеваются: российские граждане, постоянно проживающие за пределами Рос­сийской Федерации; лица, состоявшие в гражданстве СССР, прожи­вающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из России и Советского Союза, ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жи­тельство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, при­надлежащих к указанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (титульной нацией в за­коне обозначается часть населения государства, национальность ко­торой определяет его официальное наименование).

В Законе 1999 г. предусматриваются, в частности, меры по под­держке соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях. Для достиже­ния целей государственной политики Российской Федерации в отно­шении соотечественников за рубежом российским физическим и юри­дическим лицам, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддерж­ку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства Российской Федерации.

3. Большое значение для обеспечения соблюдения законных прав и интересов граждан и соотечественников за границей имеют положе­ния международных договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности опреде­ленного режима преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.

Было заключено большое число как многосторонних, так и двусто­ронних договоров, направленных на обеспечение прав и свобод чело­века в государствах СНГ. К ним относятся прежде всего документы многостороннего характера: Соглашение о создании СНГ 1991 г., Дек­ларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свобо­дах человека 1995 г., конвенции о правовой помощи и правовых отно­шениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и 2002 г.

К двусторонним относятся: договоры о правовой помощи, о пра­вовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории государств СНГ, и граждан этих государств - на терри­тории РФ, консульские конвенции и др. Ряд соглашений был за­ключен РФ со странами Балтии (Литвой, Латвией, Эстонией), в ко­торых проживает большое число российских граждан. В качестве примера приведем договор о правовой помощи между РФ и Лат­вией, заключенный 3 февраля 1993 г. и вступивший в силу 29 марта 1995 г. Согласно этому договору, граждане Латвии в Рос­сии, точно так же, как и граждане России на территории Латвии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане каждого из государств.

Это относится также к юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством одной из договаривающихся сторон.

Подготовка вопросаоснована на анализеФедерального закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 23 июля 2010 г. Необходимо дать определения понятия «соотечественники», затем рассмотреть порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников.

Соотечественники имеют право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке. Россия способствует сокращению числа лиц без гражданства среди соотечественников, а органы государственной власти содействуют добровольному переселению соотечественников в Россию. Законодательно установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования и др.

В Концепции внешней политики Российской Федерации в качестве приоритетов определяется, в том числе всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом. Студентам следует определить меры государственной поддержки по отношению к соотечественникам, которые предусмотрены российским законодательством.

Контрольные вопросы и задания

1. Как осуществляется правовое регулирование вынужденной миграции в Российской Федерации?

2. Определите основные различия в правовом статусе беженцев и вынужденных переселенцев.

3. Сравните понятие беженца в международном праве и российском законодательстве.

4. Каков порядок признания лица беженцем и вынужденным переселенцем?

5. Каким образом должны подтверждаться обстоятельства, дающие лицу право получить статус беженца или вынужденного переселенца? На ком лежит обязанность по установлению этих обстоятельств?

6. Охарактеризуйте права и обязанности беженцев.

7. Каков порядок оказания помощи беженцам в РФ?

8. Каковы основания утраты статуса беженца, вынужденного переселенца?

10. Какие меры государственной поддержки по отношению к соотечественникам предусмотрены законодательством Российской Федерации?

11. Каким образом должны подтверждаться обстоятельства, даю­щие лицу право получить статус беженца или вынужденного пересе­ленца? На ком лежит обязанность по установлению этих обстоя­тельств?



Тесты и задачи

1. Какой документ свидетельствует о предоставлении лицу статуса беженца? а) паспорт;б) вид на жительство;в) удостоверение; г) свидетельство.

2. Какой орган решает вопрос о признании лиц беженцами? а) Президент РФ;б) Уполномоченный по правам человека;в) Федеральная миграционная служба;г) Правительство РФ.

3. Какие меры принимаются в РФ для размещения беженцев и содействия в решении жизненных проблем? а) предоставление долговременной беспроцентной ссуды на приобретение жилья; б) создание центров временного размещения; в) установление льготных условий приобретения гражданства;г) все перечисленное.

4. Понятие «беженец» относится к: а) лицу, не являющемуся гражданином РФ, покинувшим страну постоянного проживания в силу объективных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, пола, национальности, вероисповедания; б) иностранным гражданам, преследуемым за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие демократическим принципам и нормам международного права; в) Иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории РФ; г) бывшим гражданам СССР, утратившим советское гражданство, проживающим на территории различных государств.

5. Принудительное лишение лица статуса беженца может быть по решению: а) федерального органа исполнительной власти по миграционной службе; б) территориальным органом миграционной службы; в) Президента РФ; г) главы администрации субъекта РФ;д) министра внутренних дел.

6. Лицо, желающее быть признанным беженцем обращается с ходатайством в: а) пост иммиграционного контроля при пересечении границы РФ; б) дипломатическое представительство РФ вне государства гражданской принадлежности до прибытия на ее территорию; в) дипломатическое представительство РФ на территории страны своей гражданской принадлежности; г) территориальные органы министерства иностранных дел на территории РФ; д) аппарат уполномоченного по правам человека в РФ.



7. Лица, получившие свидетельства о регистрации ходатайств о признании переселенцами, имеют право на: а) получение единовременного денежного пособия;б) бесплатную медицинскую помощь наравне с другими гражданами;в) получение ежемесячного денежного содержания; г) получение жилья в течение 3-х месяцев;д) бесплатный проезд по территории субъекта РФ.

8. Статус беженца может получить: а) иностранный гражданин; б) иностранный гражданин и лицо без гражданства; в) гражданин РФ; г) иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин РФ.

9. Лицо признается беженцем на срок до: а) 1 года; б) 2 лет; в) 3 лет; г) бессрочно.

10. Как статус беженца влияет на получение российского гражданства: а) гражданство предоставляется автоматически; б) гражданство приобретается в общем порядке; в) гражданство присваивается; г) срок проживания на территории РФ сокращается.

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета. – 2008. - 10 декабря. - № 235.

2. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и Протокол к ней 1967 г., касающийся статуса беженцев // Сборник международных д-тов. - М., 2009.

3. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. // СЗ РФ. - 1995. - № 52. – Ст. 5110.

4. Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. // СЗ РФ. 1997. - № 26. – Ст. 2956.

5. Федеральный Закон « О гражданствеРФ» от 31 мая 2002 г. // СЗ РФ. – 2002. - № 22. – Ст. 2031.

6. Федеральный Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. // СПС «Консультант Плюс».

7. Федеральный Закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. // Российская газета. - 2006.

8. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 21 июля 1997 г. // СЗ РФ. - 1997. - № 30.

9. Федеральный Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 73.

10. Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 5 марта 1999 г.// СЗ РФ. - 1999. - № 22. - Ст. 2670.

11. Указ Президента от 16 декабря 1993 г. «О мерах по введению иммиграционного контроля» // САПП РФ. - 1993. - № 51.

12. Постановление Правительства РФ «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» от 9 апреля 2001 г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 16. – Ст. 1604.

13. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. «О порядке предоставления временного убежища на территории РФ» // СЗ РФ. – 2001. - № 16. – Ст. 1603.

Судебная практика

1. Постановления Конституционного Суда РФ

От 2 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. // СЗ РФ. - 1998. - № 6. – Ст. 783.

От 17 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Я.Д. Гафура // СЗ РФ. –1998. -№ 9. –Ст. 1142.

2. Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - № 5.

Литература

1. Авакьян С.А. Россия: гражданство, Иностранцы, Внешняя миграция. – СПб., 2003.

2. Анисимов П.В. Организационно- правовые проблемы реализации прав беженцев и вынужденных переселенцев // Законность. - 2002. - № 2.

3. Артюнов М.Г. Горячая линия // Права человека. Беженцы, вынужденные переселенцы, соотечественники за рубежом. // Информационный бюллетень. – 1998. - № 2.

4. Бортников Ю . Региональное представительство УВКБ ООН в Москве. Анализ судебной практики в Российской Федерации по вопросу определения статуса беженца // Гражданин и право. - 2002. - № 11/12.

5. Воронина Н.А. Положение и юридический статус внутри перемещенных лиц в Российской Федерации // Гражданин и право. - 2003. -№ 5.

6. Гончаренко Е.В., Гончаренко В.Д. Особенности правового статуса беженцев в РФ // Вынужденные мигранты и государство. - М., 1998.

7. Здравомыслова А.Г. Беженцы. - М., 2008.

8. Даниэль А.Д., Ереминой Л.С., Касаткина Т.И.. - Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации. - М., 1997.

9. Каткова Н.Н. Некоторые аспекты законодательства Российской Федерации о беженцах // Право и жизнь. - 1998. - № 16.

10. Ковшиков Е.М. Обеспечение и защита прав беженцев и вынужденных переселенцев в субъектах РФ // Гражданин и право. - 2000. - № 9.

11. Литвинова Г.И., Михалева Н.А. Правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в России // Государство и право. - 1992. - № 4.

12. Мукомель В.И. Федеральное и региональное законодательство о правах вынужденных мигрантов // Юрист. - 2003. - № 4.

13. Морозов И.А . О вынужденных переселенцах и гражданских правах // Гражданин и право. - 1999. - № 5.

14. Пеков А.А. Проблемы правового регулирования статуса беженцев и вынужденных переселенцев в российском праве // Государство. - 2000. - № 6.

15. Полежаева С. Регулирование миграционных процессов в современной России // Профессионал. - 2006. - № 4.

16. Попов М.Ю. Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в законодательстве РФ и ее субъектов. - М., 2001.

17. Ростовщикова О.В. Правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ // Гражданин и право. - 2000. - № 8.

18. Тоцкий Н.Н. Введение в миграционное право. - М., 1999.

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Правовой статус соотечественников, находящихся за рубежом 5
1.1 Содержание понятия «соотечественник за рубежом» 5
1.2 Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников, находящихся за рубежом 9
Глава 2. Конституционно-правовые основы защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом 15
2.1. Конституционно-правовой механизм реализации и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом 15
2.2. Особенности реализации и защиты прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, имеющих и не имеющих российское гражданство 22
Заключение 28
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

В частности, последние годы дали возможность создания достаточной правовой базы, накопления опыта по эвакуации российских граждан. Речь идет о заключении соответствующих двусторонних договоров.Пока не достаточно урегулирован вопрос относительно механизма возврата российских граждан в Россию в случае, если у них отсутствуют необходимые средства. Существующих финансовый механизм не очень эффективен. Как полагают специалисты, решить проблему возможно посредством выдачи возвратных ссуд из соответствующих резервных фондов помощи соотечественникам. И все же, меры для обеспечения эвакуации российских граждан при возникновении экстремальных случаев, угрожающих жизни и здоровью, имеют отношение лишь к российским гражданам, находящимся, а не проживающим за границей. Между тем защита и покровительство в отношении своих граждан есть обязанность России. Поэтому необходимо осуществить приведение правовых актов в соответствие с Федеральным законом о соотечественниках; заняться выработкой новой стратегии обеспечения эвакуации граждан РФ из зарубежных стран, если там имеет место быть чрезвычайная ситуация. Также есть необходимость в новых соглашениях о сотрудничестве между государствами, детальном обсуждении методов их деятельности по эвакуации граждан из страны, где может сложиться чрезвычайная ситуация. Это позволит добиться уточнения соответствующих полномочий каждой из стран, избежать несогласованности в действиях при эвакуации граждан, а значит будет выступать как гарантия охраны жизни как неотъемлемого права человека, что есть высшая социальная ценность. Практика последних лет показывает необходимость такого вида защиты граждан за рубежом как страхование. Это имеет отношение как к туристам, так и лицам, выезжающим за границу на работу. С этой целью состоялось принятие Положения об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142. Данный документ гласит, что страховые случаи определяются содержанием страхового договора, заключенного гражданином Российской Федерации с организацией. Нормы международного права, действующее российское законодательство гласят, что консульства должны защищать права и интересы несовершеннолетних за рубежом, заниматься вопросами опеки и попечительства. Однако это не все аспекты политики России относительно несовершеннолетних граждан Российской Федерации за рубежом. В первую очередь, на законодательном уровне, чтобы защитить права и интересы несовершеннолетних, с учетом их неполной дееспособности состоялось ограничение их возможности выезда из России. Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»устанавливает, что несовершеннолетний паспорт может получить в случае письменного согласия хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Выезд несовершеннолетнего гражданина осуществляется из Российской Федерации, как правило, совместно хотя бы с одним из родителей. Если не сопровождают родители - оформляется нотариально заверенное их согласие на выезд. Эти меры носят превентивный характер и исходят из того, что пребывание за рубежом обладает определенным риском для несовершеннолетних, и данный риск нуждается в минимизации. Другой важный вопрос – это проблема усыновления российских граждан иностранными гражданами, и защита интересов несовершеннолетних россиян за рубежом. В связи с этим Правительством РФ 29 марта 2000 г. состоялось принятие Постановления № 275, которое направлено на регуляцию данных вопросов. Здесь указано, что иностранные граждане могут усыновить детей из России, если отсутствует возможность передачи их в российские семьи. Усыновленные граждане России должны встать на консульский учет за рубежом, консульства контролируют реализацию их прав. Из всех политических прав, полагаем, наиболее регулярно осуществляется реализация права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ). Центром данного процесса является наличие активного избирательного права, которое есть способ участия в формировании органов государства, т.е. обладает властеобразующимхарактеом. Согласно п.4 ст.3 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», проживающий за ее пределами, имеет все избирательные права. Дипломатическим и консульским учреждениям РФ предписано оказание содействия гражданину России в том, чтобы он реализовал избирательные права, установленные законом. Чтобы осуществлять активное избирательное право российских граждан, проживающих за рубежом, при выборах Президента РФ, было создано свыше 300 избирательных участков в 146 странах мира. Таким образом, граждане России за рубежом имеют право участия в выборах и референдумах, которые проводятся в стране гражданства. Активное содействие в реализации этого права оказывается дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России. Позиция России обусловлена ее обязанностями, связанными с обеспечением статуса лица, вытекающего из его гражданства, что отражает Закон о гражданстве (ст.5). Представительства ФМС России, МИДа России и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти занимаются учетом желающих добровольно выехать в Россию, содействием соотечественникам в том, чтобы выбрать оптимальный вариант переселения, подготовить их к регистрации, проводить мероприятия, обеспечивающие их переселение в Российскую федерацию, кроме того, эти функции выполняют работники консульских учреждений Российской Федерации. Что касается соотечественников, проживающих за рубежом, и не имеющих российского гражданства относительно принадлежности к Российскому государству они являются иностранными гражданами и лицами без гражданства. Здесь важно озадачиться созданием правовых стимулов «смягчения» внутригосударственного законодательства в отношении неграждан и национальных меньшинств. Одним из условий реального обретения соотечественниками межгосударственно закрепленных личных прав и свобод, на наш взгляд, выступает использование Россией приемов и средств, позволяющих решить проблемы соотечественников, целый комплекс которых утвержден постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 590 «О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом». Несмотря на то, что в отношении соотечественников, не обладающих российским гражданством, существуют некоторые ограничения политических прав (в частности, доступ к государственной службе, возможность избирать и быть избранным в органы государственной власти как в стране проживания, так и на исторической родине), они все же обладают возможностью участия в политической жизни страны проживания и России. Для понимания природы и различияформ этого участия, предложена типология, а именно, речь идет о: 1) праве совещательного (консультативного) голоса; 2) включении в деятельность заводских и фабричных советов; 3) участии в деятельности политических, религиозных и общественных организаций; 4) привлечении во внепарламентскую оппозицию. То есть, это нетрадиционные формы участия в политической жизни страны. Участие и представительство соотечественников может значительно воздействовать на политические системы как страны проживания, так и России, а также на специфику развития двусторонних отношений между этими странами. От этого во многом зависит уровень интеграции соотечественников в политическую систему той страны, где они на данный момент проживают. ЗаключениеИтак, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Понятие «соотечественники за рубежом» согласно Федеральному закону от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» представлено четырьмя категориями лиц: 1) гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами РФ; 2) лицами, состоявшими в гражданстве СССР, проживающими в государствах, входившими в состав СССР, получившими гражданство этих государств или ставшими лицами без гражданства;3) выходцами (эмигрантами) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, обладавшими соответствующей гражданской принадлежностью, ставшими гражданами иностранного государства либо имеющими вид на жительство, а равно ставшими лицами без гражданства; 4) потомками лиц, принадлежавшими к вышеуказанным трем группам, исключением являются потомки лиц титульных наций иностранных государств.Осуществляя рассмотрение административно-правовой основы статуса соотечественников за пределами Российской Федерации, следует отметить недостаточную согласованность существующей системы норм, положение законодательной базы носит неудовлетворительный характер, поскольку оно не в состоянии осуществлять обеспечения выполнения главных направлений государственной политики в отношении соотечественников за пределами Российской Федерации. На наш взгляд, конституционно-правовой механизм реализации и прав и свобод соотечественников за рубежом является социально обусловленным, психологически регулируемым и, что особо важно, предусмотренным конституционным законодательством РФ комплексом согласованных действий прежде всего соотечественника за рубежом как правообладателя, а также обязанных и других субъектов с целью того, чтобы реально получить социальное благо, опосредованное правом (свободой).Таким образом, если провести анализ особенностей реализации и защиты прав и свобод соотечественников, имеющих российское гражданство, можно сделать вывод, что защита и покровительство соотечественников- граждан РФ за рубежом является обязанностью России. При этом защиту интересов своих граждан необходимо осуществлять в тех пределах, которые допускает международное право (принцип невмешательства). На современном этапе можно говорить о недостаточно эффективном механизме защиты личных прав и свобод, механизма возврата российских граждан в Россию в случае отсутствия у них необходимых средств.Рассматривая специфику реализации политических прав соотечественников, не обладающих российским гражданством, следует отметить, что есть необходимость в совершенствовании форм участия и представительства соотечественников в политической жизни страны проживания.Список литературыНормативно-правовые акты Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/179473/#ixzz4eEbHh1ubПостановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12119158/#ixzz4eEbpK2FAПостановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 590 "О Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом". Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1548735/#ixzz4eEdhJWsoФедеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12115694/#ixzz4eEWxyUowФедеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/184566/#ixzz4eEd4YS9E Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/ЛитератураАзаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2015.Андриянов Д.В. Приобретение гражданства России соотечественниками, проживающими за рубежом.//Юридический вестник молодых ученых. № 2. 2016.Вашанова О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации / Юрист-международник, 2015, № 2.Ильченко О. К дискуссии об определении понятия и административно-правового статуса соотечественников за рубежом.//Вестник ВГУ. № 4, 2015. Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации: учеб.для бакалавров / под ред. Л. Л. Попова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015.Настенко В.Н., Кузьмина В.М. К проблеме поддержки соотечественников за рубежом.// Интеграционные модели приграничного и межрегионального сотрудничества сборник статей. 2015. С. 206-210.Прудникова Т.А. Особенности реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом.//Вестник Университета МВД РФ. № 6, 2015.Студнева Е. Механизм защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. https://interaffairs.ru/news/show/9505

Список литературы

Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2 Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/179473/#ixzz4eEbHh1ub
3 Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12119158/#ixzz4eEbpK2FA
4 Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 590 "О Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом". Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1548735/#ixzz4eEdhJWso
5 Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12115694/#ixzz4eEWxyUow
6 Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/
7 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/184566/#ixzz4eEd4YS9E
8 Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
Литература
9 Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2015.
10 Андриянов Д.В. Приобретение гражданства России соотечественниками, проживающими за рубежом.//Юридический вестник молодых ученых. № 2. 2016.
11 Вашанова О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации / Юрист-международник, 2015, № 2.
12 Ильченко О. К дискуссии об определении понятия и административно-правового статуса соотечественников за рубежом.//Вестник ВГУ. № 4, 2015.
13 Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации: учеб. для бакалавров / под ред. Л. Л. Попова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015.
14 Настенко В.Н., Кузьмина В.М. К проблеме поддержки соотечественников за рубежом.// Интеграционные модели приграничного и межрегионального сотрудничества сборник статей. 2015. С. 206-210.
15 Прудникова Т.А. Особенности реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом.//Вестник Университета МВД РФ. № 6, 2015.
16 Студнева Е. Механизм защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. https://interaffairs.ru/news/show/9505

Конституционно-правовое регулирование статуса языка в зарубежных странах как важнейшая правовая основа сохранения социальной стабильности в обществе

Введение

Уважение к ценностям культурного и языкового наследия своей страны, подробное законодательное урегулирование проблем в области языка, несомненно, гарантом сохранения самобытности нации, гармоничное развитие языка и культуры населяющих страну народов и национальностей, языкового и культурного разнообразия, чтобы стать по-настоящему демократического государства и развития гражданского общества. Не случайно вопросы гарантии права на пользование родным языком неоднократно, стали предметом регулирования международными правовыми актами, в Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным и этническим, религиозным и языковым национальных меньшинств, Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств и многие другие .

Основная часть

В большинстве европейских стран конституциями признан один официальный язык (Дания, Франция, Австрия, Нидерланды и другие), тем более, что в некоторых из них население имеет ярко выраженный мононациональный характер (в Греции, греки являются 95 % населения, в Португалии 99 % - португальцы, в Италии 98 % - итальянцы).

Однако, в подавляющем большинстве конституций в формулировке принципа правового равенства граждан, вместе с другими критериями, - говорится о недопустимости дискриминации по языковому признаку, желание способствовать развитию государственного языка и языков национальных меньшинств: «... происхождение, пол, раса, язык, место рождения, религиозная принадлежность... ни для кого не может служить основанием для того, чтобы получить привилегии, выгоды, нанесения ущерба, лишения какого-либо права или освобождения от какой-либо обязанности», «основными задачами государства являются: ... обеспечение обучения и постоянного повышения ценности, защита португальского языка и содействие его международному распространению» (ст. ст. 13, 95 Конституции Португалии); «Будет поощряться право этнических, языковых и религиозных меньшинств сохранить свою культурную и социальную жизнь» (2 ложки Формы правления Швеции); «Все лица, находящиеся на территории греческого государства, пользуются полной защитой своей жизни, чести и свободы, независимо от национальных, расовых или языковых, религиозных и политических убеждений» (p. 2 статья 5 Конституции Греции, аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 3 основного закона ГЕРМАНИИ) ; «В Республике Польша официальным языком является польский язык. Настоящее предписание не нарушает права национальных меньшинств», «Республика Польша обеспечивает польских граждан, принадлежащих к национальным и этническим меньшинствам, свободу, чтобы сохранить и развивать свой язык, сохранение традиций и обычаев, а также развитие собственной культуры» (ст. ст. 27, 35 Конституции Польши) .