Правовая культура общества включает в себя. Правовая культура

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, степени свободы ее поведения и взаимной ответственности личности и государства.

Высокий уровень правовой культуры характерен

для правового государства и гражданского общества.

Структурными элементами правовой культуры являются:

1. право как система норм: нормы права не должны противоречить другу, должны сочетаться с другими социальными нормами (нормами морали, корпоративными нормами), но при господстве правовых норм. Нормативно-правовые акты не должны содержать взаимоисключающих и устаревших норм, не должно быть пробелов в праве;

2. правоотношения: общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны быть урегулированы нормами права. К ним относятся такие отношения, которые имеют три признака - типичность, подконтрольность и наличие противоположных интересов. (Например, продавец заинтересован продать просроченный товар, а покупатель рассчитывает купить свежий). Иные отношения не должны регулироваться нормами права (например, не может быть закона «О любви и дружбе»);

3. правосознание: у населения должен быть высокий уровень правовых знаний (сформированная правовая идеология) и уважение к праву (правовая психология). Деформации правосознания должны быть преодолены путем правового образования и правового воспитания;

4. правовые учреждения: эффективная деятельность системы правоохранительных органов (судов, прокуратуры, милиции, нотариата и т.д.), а также развитая система юридических служб на предприятиях, адвокатуры, наличие специализированных средств массовой информации (журналы «Государство и право», «Российская юстиция», передача «Человек и закон» и т.п.);

Правовая активность граждан;

6. правовая деятельность: все участники правовых отношений всегда и везде должны соблюдать все правовые предписания, адресованные им.

Виды правовой культуры выделяются в зависимости от ее носителей: 1 .индивидуальная (культура отдельного человека); 1.групповая (правовая культура студентов, пешеходов и т.п.); 3. общественная (российская, американская);

4. профессиональная правовая культура юриста - основывается на специальной теоретической и практической юридической подготовке и адекватном правосознании.

Показатели правовой культуры: знание, понимание, уважение права, правовая активность.

функции правовой культуры:

1. Функция производства и воспроизводства элементов правовой культуры в сменяющихся поколениях людей: усвоение правовых знаний, формирование уважения к праву и признание его ценности.

2. Интегративная функция: правовая культура обеспечивает единство и взаимодействие правовых институтов и организаций, дает обществу единую систему правовых ценностей, а не их отдельные элементы.

3. Оценочная функция: правовая культура является связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп, которые отражаются в нормах права, и их поведением.

Таким образом, правовая культура - это сложное общественное явления, которое имеет определенную структуру, виды и функции.

Еще по теме 21. Правовая культура: понятие, структура и виды:

  1. 1.Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ
  2. 44.Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус ор­ганизаций культуры по закону РФ «Основы законодательства россий­ской федерации о культуре» (с изменениями на 2007 г.).

1. Правовая культура: Понятие, элементы, формы действия.

2. Функции правовой культуры.

1. К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «право­вая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.

Как справедливо отмечается в отечественной юридической литературе, правовая культура присут­ствует практически во всех явлениях правовой жизни общества, но не имеет самостоятельной предметности (проф. Н.Н. Вопленко).

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, проф. В.И. Каминская и проф. А.Р. Ра­тинов, одними из первых исследовавшие данную проблему, опреде­ляли правовую культуру как «систему овеществленных и идеаль­ных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей».

Проф. В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как ка­чественное правовое состояние личности и общества, подлежа­щее структурированию по различным основаниям.

По мнению проф. А.П. Семитко, под правовой культурой понимается обуслов­ленное всем социальным, духовным, политическим и экономиче­ским строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятель­ности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне пра­вового развития субъекта (человека, различных групп, всего насе­ления), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

По мнению канд. юрид. наук Е.В. Аграновской, правовая куль­тура - это система взглядов, оценок, убеждений, установок отно­сительно важности, необходимости, социальной ценности юридиче­ских прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают соци­ально полезное поведение в правовой сфере. Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Важно подчеркнуть, что правовая культура:

1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрес­сивные достижения в сфере права;

2) отражает качественное состояние правовой жизни страны, поэтому для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры;

3) является высшей формой осознания интересов и потребно­стей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев);

4) составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занима­ет самостоятельное, обособленное место в социокультурном про­странстве;

5) во многом зависит от нравственности общества и нравст­венных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

6) служит непременным условием и предпосылкой формирова­ния правового государства и правового общества в целом.

Иначе говоря, правовая культура - это качественное состоя­ние правовой жизни общества.

Среди юристов нет единодушия и относительно структуры пра­вовой культуры. Например, проф. В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов пове­дения, а также право и правосознание, правовые отношения, закон­ность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов. При этом особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, выделяя: а) деятельность непосредственно в правовой сфере; б) деятельность неправового характера, но связанную с дей­ствием права (журналистика, кино, литература и т. д., отражаю­щие правовые идеи, оценки, чувства). В содержание правовой культуры входят не просто законность, правопорядок, правосозна­ние, а уровень их развития.

Проф. А.П. Семитко среди элементов правовой культуры назы­вает: 1) уровень развития правосознания населения, т.е. насколько информировано оно в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности; 2) развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в теоретической деятельности (исследования ученых-юристов), об­разовательной (обучение в юридических учебных заведениях) и практической - правотворческой и правореализующей; 3) степень совершенства системы юридических актов различного вида, в кото­рых закрепляется право данного общества. Среди них определяю­щее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные пра­воприменительные акты.

Выделение данных трех элементов правовой культуры условно, так как все они тесно взаимосвязаны и каждый из элементов прояв­ляется в двух других. Важно подчеркнуть, что при характеристике уровня правовой культуры речь может идти не о самих правовых явлениях - правосознании, правовой деятельности, системе право­вых актов, а об их уровневых состояниях, т.е. степени прогрессив­ного развития. Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три со­ставляющие: знания о праве; отношение к праву; навыки правово­го поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой пра­вовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культу­ра представляет собой образ мышления, норму и стандарт поведе­ния, а в целом - правовой менталитет общества.

Понятие «правовой менталитет» сравнительно новое для отече­ственной юридической науки; оно характеризуется устойчивостью, особым правовым духом общества или народа, нормативно-ценно­стными ориентациями, обусловленными культурно-историческими, религиозно-этническими и морально-психологическими особенно­стями развития. Национальный правовой менталитет должен обя­зательно учитываться при разработке новых актов, иначе они не бу­дут восприняты обществом и, следовательно, не будут эффективно использоваться в повседневной жизни. Состояние национальной правовой ментальности может ска­заться на правовых реформах, иных кардинальных изменениях в общественной жизни. Таким образом, правовая культура и правовой менталитет об­щества тесно связанные явления, но правовой менталитет - более широкое понятие, включающее в себя все мировоззрение общества, всю картину правовой действительности. Правовая культура проявляется главным образом в трех уров­нях: обыденном, профессиональном и теоретическом.

Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рамка­ми повседневной жизни людей и, не поднимаясь до уровня теорети­ческих обобщений, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложен­ных обязанностей.

Профессиональный уровень правовой культуры свойствен ли­цам, занимающимся юридической деятельностью на профессио­нальном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и по­нимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.

Теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействую­щих на эффективность права, и т. д.

Для развития правовой жизни общества существенны все три уровня правовой культуры, но особую значимость имеет профес­сиональная правовая культура, так как она определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата, его звеньев, политических объединений и др. Не менее важна роль и теоретической правовой культуры: она раскрывает уровень раз­вития юридической науки в целом, без чего невозможна правиль­ная правовая политика государства, определяющая стратегию и тактику развития юридической жизни страны.

В литературе иногда выделяют формы, в которые облекается правовая культура. Соответственно называют правовую культуру личности, правовую культуру отдельных социальных групп и об­щества в целом.

Правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Следовательно, лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется, во-первых, определенным уровнем знания юридических норм; во-вторых, по­зитивным правосознанием, т.е. уважением права; в-третьих, пове­дением, основанным на уважении права. Отсюда вытекает, что пра­вовая культура личности есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения. Источником правовых знаний личности обычно служат практи­ческий опыт, окружающая среда, средства массовой информации и др. Источник правовых знаний непосредственно зависит от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т. п. Знание закона выполняет роль стимула правомерного поведения, если личность за­интересована в таком знании и выражает готовность поступать в со­ответствии с требованиями закона. Высокий уровень правовой куль­туры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навыков правомерного поведения и правовой активности.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным соци­альным группам, в первую очередь профессионалам-юристам, за­висит от правосознания данной группы и испытывает непосредст­венное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей. Самостоятельную и очень важную часть групповой правовой культуры составляет пра­вовая культура молодежи, которая складывается в основном в учебных заведениях, но и в других сферах тоже, например в не­формальных объединениях. Исследователи данной формы право­вой культуры отмечают ее маргинальный характер по отношению к обществу, элементы социальной дезорганизации, тяготение к от­клоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Правовая культура общества представляет собой со­ставную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных от­ношений. Она непосредственно зависит от уровня общественного правосознания, состояния и характера законодательства и прочно­сти существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культурным уровнем населения и функционирует во взаи­модействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения.

Государство и общество заинтересованы в формировании высо­кой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, исполь­зуя в этих целях правовое просвещение. Последнее включает в себя: а) правовое обучение (обучение основам права в школе, профессио­нальная правовая подготовка в юридических вузах и др.); б) право­вую пропаганду через средства массовой информации, выпуск раз­нообразной юридической литературы, создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»), распростра­нение правовой информации через Интернет.

2. В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры: познавательно-преобразовательную; праворегулятивную; ценностно-нормативную; правосоциализаторскую; коммуникативную; прогностическую.

Содержание познавательно-преобразовательной функции пра­вовой культуры составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество, - формирование правового государст­ва. В связи с этим данная функция направлена на согласование раз­личных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.

Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей - обеспечить устойчивый, эффективно действующий меха­низм развития правовой системы, внесение упорядоченности в обще­ственные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие че­рез отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фак­тов, имеющих ценностное значение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

Правосоциализаторская функция имеет своей направленно­стью формирование правовых качеств личности посредством воспи­тания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение по­средством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессив­ные начала из правовой жизни других народов и стран.

Прогностическая функция предполагает анализ тенденций раз­вития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи. Все названные функции правовой культуры взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где кончает свое действие одна функция и начинается действие другой.

Как отмечалось выше, правовая культура общества - это часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.

Правовая культура общества включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: Учебник. - СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. Гос. Ун-та, Издательство юридического факультета 2013 - С. 81..

Таким образом, правовая культура в каждый данный момент присутствует в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.

Как отмечает С.С. Алексеев, «...право в специфическом виде отражает жизнь во всех ее сложных проявлениях, причем в проявлениях чрезвычайно широкого диапазона - от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых вопросов» Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков. Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2013. - С.48..

Уровень развития законодательства и состояние законности в стране являются, возможно, наиболее важными показателями правовой культуры общества. Эти показатели характеризуют как бы два измерения правовой культуры: нормативно-должный и практически-сущий, от соответствия и взаимной согласованности которых во многом зависит уровень правовой жизни.

К числу признаков высокой законодательной культуры общества традиционно относят:

  • 1 социальную обоснованность законодательства, что означает соответствие содержания нормативных актов потребностям развития общества, отражение в законах достижений правовой науки, передовой юридической практики, традиций национального духовного менталитета;
  • 2 технико-юридическое совершенство законодательства, предполагающее проработанность юридических механизмов реализации законов; точность и ясность юридического языка, однозначность терминов, определений, используемых в нормативно-правовых актах, судебных и административных решениях; совпадение смысла и буквы законов, невозможность их произвольного толкования, отсутствие в законодательстве значительных пробелов, дублирования, коллизий с актами иных уровней;
  • 3 эффективность законодательства - соответствие его назначения достигаемым социальным результатам. Правокультурный статус законодательства во многом определяется его действенностью. Законы, не находящие применения и поддержки в сознании людей, в их поведении, какими бы они ни были «хорошими», «прогрессивными», не могут рассматриваться как социальная ценность Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристь, 2012. - С. 283..

При определении качества правовой культуры общества мы обращаем внимание не только на правотворческую деятельность, но и на состояние реализации правовых актов -- правоприменительную (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в сфере государственно-управленческой сфере) и правореализационную деятельность (договоры в хозяйственном обороте).

Правовая культура немыслима в обществе, где нарушаются законы, не соблюдаются элементарные права и свободы человека, где правопорядок сталкивается с массовым произволом должностных лиц, неконтролируемым уровнем преступности и иной юридической деликтности.

Все эти позиции обобщаются в категории законности - социального режима, характеризуемого строгим соблюдением субъектами права законов и основанных на них нормативных актов. Правовая культура общества предполагает высокий уровень законности в стране, эффективные юрисдикционные механизмы, способные ограждать от посягательств на законопослушных граждан, принуждать нарушителей к исполнению своих обязанностей.

Глава 2. Правовая культура личности

Правовая культура личности не есть прямая проекция или миниатюрный вариант правовой культуры общества. Правовая культура личности является относительно самостоятельным образованием, которое складывается в результате взаимодействия различных специфических социальных и психических регуляторов. Личные потребности и интересы, социальное положение, практикуемые индивидом стереотипы правовой деятельности, конкретные черты воспитания, образования, особенности мировосприятия, исповедуемая религия, самооценка, индивидуальные психофизиологические параметры - таков неполный перечень тех моментов в целостной жизни индивида, под совокупным влиянием которых и складывается его правовая культура.

Характерными чертами правовой культуры личности являются:

достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

знание действующих законов страны;

соблюдение, исполнение или использование этих законов, т.к только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию;

поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма Нерсесянц B.C. Философия права. - М.: Норма-Инфра-М, 2013. - С.63.

В рамках единой правовой культуры общества уровень зрелости правовой культуры отдельной личности различен. Этот уровень зависит от многих факторов, например от того, насколько точно осознает и усваивает индивид принципы действующего в обществе права; от степени информированности индивида о нормах, процедурах, институтах, опосредствующих реализацию (защиту, восстановление) права; от внутреннего (ценностного) отношения индивида (позитивного или негативного) к существующим правовым нормам, процедурам и институтам. Таким образом, правовая культура личности предполагает не пассивное, созерцательное отношение, а активное творческое отношение к духовным ценностям правового характера, направленное на реализацию интересов индивида в пределах правовых норм.

Возможно несколько вариантов взаимодействия правовой культуры личности с правовой культурой общества. Правовая культура личности может отставать от правовой культуры общества производств (так, например, в недавнем прошлом некоторые руководители, имея низкую юридическую подготовку, нередко совершали противоправные действия. Суды удовлетворяли более половины исков граждан по поводу различных нарушений трудового законодательства) Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков. Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2013. - С.117..

Но правовая культура личности может оказаться и впереди норм, идеалов данного общества и его законодательства (хорошо известна правозащитная деятельность академика А.Д. Сахарова). Она выступает в данном случае динамическим моментом развития новой юридической практики, может стимулировать совершенствование законодательства и способствовать формированию новой правовой культуры общества Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Чебоксары, 2011. - С.39.

В.П. Сальников считает, что наиболее желательным будет тот вариант взаимодействия правовой культуры личности с правовой культурой общества, при котором правовая культура личности полностью совпадает с действующими принципами и нормами права, существующими в обществе, что можно рассматривать как идеал правового воспитания.

Одной из необходимых черт правовой культуры, по мнению Н.И. Матузова, является убеждение в необходимости, полезности, целесообразности правовых актов, внутреннее согласие с ними.

Однако это неточно с содержательной стороны. Ведь критический настрой, негативное отношение к какому-либо закону или факту, имеющему юридическое значение, также может свидетельствовать о высоком уровне правовой культуры. Нынешняя демократическая социальная практика не соответствует такому несколько облегченному и излишне упрощенному выводу. Сказанное дает повод еще раз подчеркнуть необходимость продолжения исследований в данной области Исаев И.А. Правовая культура России: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2009. - С.112.

Профессиональная правовая культура представляет собой степень ее развития у юристов. Она формируется в различных сферах правовой деятельности в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. Правовая культура предстает в качестве важного компонента эффективности профессиональной деятельности юриста. Структурно-содержательно она включает ряд элементов. К наиболее социально значимым следует отнести следующие:

  • 1 профессионально-правовое мастерство, всестороннее и глубокое знание правовых норм, специфики их практической реализации, качественный уровень правового мышления, оптимизацию профессиональной подготовки и эффективность использования специальных средств;
  • 2 основательность знаний по различным, в том числе и смежным областям права, степень глубины политического и экономического мышления в анализе складывающихся реалий в государстве, кругозор в сфере специфических проблем, определенный уровень общей правовой культуры;
  • 3 моральные качества юриста, профессиональную безупречность,
  • 4 служебную дисциплинированность, добросовестность и честность;
  • 5 социально-политическую и гражданскую ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, выступающих не только как личностные ценности,

В целом правовая культура, при таком подходе, представляет собой интегральное явление, характеризующее сущность правового состояния индивида и общества. В этом смысле она не представляет лишь сумму правовых знаний, а прежде всего выступает через высокий уровень внутренних убеждений личности, юридически обоснованный и достаточный профессионализм. Вместе с тем, правовая культура есть также и реальная способность субъекта обеспечить и воплотить в деятельность общегражданские юридические идеалы Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социс. - 2013. - № 6.- С.93.

Реальный уровень правовой культуры, ее качества и особенности отражаются в основных элементах правозащитной системы, представленной судом, прокуратурой, полицией и т.д. Они пронизывают само право и правовые отношения, законность и правопорядок, законодательную и правоприменительную деятельность. В своем поступательном развитии профессиональная правовая культура соотносится с динамикой цивилизованного процесса, тесно взаимодействует с другими областями (видами) общечеловеческой культуры. Для юриста, его профессиональной деятельности, особенно важна взаимосвязь правовой и нравственной культуры, что способствует оптимизации и эффективности его профессиональной деятельности.

В заключение отметим, что, выделяя три вида правовой культуры, следует помнить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура, как социальное явление, едина; правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.

Становление правовой культуры нашего общества в современных условиях представляет собой достаточно пеструю картину. Действительность такова, что не проходит и дня, когда средства массовой информации не указали бы на правовой нигилизм, юридический беспредел и правовое бескультурье, процветающие в обществе. Вместе с тем, уже можно выделить некоторые положительные моменты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1.1 Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
  • 2.1 Особенности становления правовой культуры России
  • 3.1 Развитие прав и свобод человека и гражданина
  • Заключение

Введение

Правовая культура представляет собой многослойное и многостороннее правовое явление. Правовая культура - это часть культуры общества, определенный уровень правовой образованности, усвоение обществом элементов правовых знаний и воплощение этих знаний на практике. Она включает в себя и правовую культуру отдельных лиц, и культуру социальных групп и государства в целом. Состояние правовой культуры государства является важным фактором в определении уровня зрелости конкретной исторической правовой системы. Это относится и к Российской Федерации. Правовая культура служит промежуточным звеном для всех правовых сфер общественной жизни: правотворчество, правосознание, свободы и обязанности человека и гражданина, реализация права и т.д. Укрепление государственной власти не представляется возможным без должного уровня правовой культуры.

Целью реферата является изучение правовой культуры, ее основных аспектов, а также выявление ее значения в общественной жизни современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· Выделить основные понятия и основные элементы правовой культуры;

· Рассмотреть ее виды, структуру и функции;

· Проанализировать состояние правовой культуры в Российской Федерации.

Объектом исследования является правовая культура как сложное, динамичное общественное явление.

Предметом исследования являются закономерности развития правовой культуры.

Данная тема достаточно изучена в юридической литературе, хотя стоит заметить, что исследованию ее отдельных аспектов придается большее значение, чем изучению проблемы в общем. В работах А.В. Малько, В.И. Червонюка, О.В. Мартышина подробно исследованы вопросы истоков правового нигилизма в России, особенностях российской правовой культуры. Однако вопросы субъекта и объекта правовой культуры, ее задачи и функции, вопросы совершенствования правовой культуры еще не нашли должного освещения в юридической литературе.

1. Понятие и общая характеристика правовой культуры

1.1 Понятие, структура, функции и виды правовой культуры

Слово "культура" произошло от латинского слова culture, что означало "возделывать", а позже "воспитывать, обучать", т.е. целенаправленную деятельность человека, связанную с получением знаний и опыта. Существует множество видов культуры: интеллектуальная, политическая, нравственная, но правовая культура полностью не совпадает ни с одним из этих видов. Она занимает особое место в культурном пространстве. Стоит отметить, что однозначного определения правовой культуры в юридической литературе нет. Например Е.В. Аграновская представляет правовую культуру как "систему взглядов, оценок, убеждений, которые определяют правовое поведение". А Н.И. Матузов и А.В. Малько в своем труде вообще не дают определения правовой культуры, отмечая лишь, что правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данной стране. В то же время авторы учебника под редакцией В.М. Корельского, В.Д. Перевалова под правовой культурой понимают "обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта…а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека". Правовая культура - довольно неоднозначное явление, поэтому в настоящее время сформулировать единообразное определение не представляется возможным.

Как мы уже упоминали, правовая культура очень тесно связана с другими формами культуры (интеллектуальной, политической, нравственной и др.), поэтому человек, обладающий низким уровнем общей культуры, скорее всего не сможет показать высокий уровень правовой культуры. Эта аксиома правдива и для обратного случая: человека, обладающего низким уровнем правовой культуры нельзя в полной мере назвать высококультурным.

Виды правовой культуры различают в зависимости от ее носителя:

1) Правовая культура общества;

2) Правовая культура группы;

3) Правовая культура личности.

Дадим краткую характеристику каждой.

Правовая культура общества представляет собой определенную долю общей культуры, передающую степень правовой активности и сознания всего общества. В широком смысле правовую культуру общества можно определить как совокупность всех накопленных правовых знаний, опыта на конкретный период.

Показатели, показывающие уровень развития правовой культуры общества:

· Степень развития законодательства

· Качество толкования правовых норм

· Правовая активность населения

· Степень востребованности и доступности правовых знаний

· Соотношение в нормах права общечеловеческого и национального начал

· Уровень соблюдения субъектами предписаний законодательства

Правовая культура социальной группы - состояние уровня правосознания и правового поведения данной социальной группы.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты:

· Знание права и законодательства

· Соблюдение законности

· Способность правильно оформлять необходимые юридические документы

· Наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть

· Правовое воспитание граждан

Правовая культура личности - это культура отдельного взятого человека, индивида. Она состоит из следующих элементов:

· Знание и понимание права

· Законопослушное и правомерное поведение человека

· Уровень правового поведения

· Правовая психология и идеология

Качество и уровень правовой культуры личности и группы можно оценить посредством таких критериев:

· Уровень правовой информированности и образования

· Качественные характеристики правосознания

· Качественные характеристики практического поведения, степень его правомерности и полезности

Правовая культура не является однородной, она состоит из следующих взаимосвязанных элементов, которые являются юридическими явлениями, входящими в правовую систему общества:

1) Уровень правосознания и правовой активности граждан (каждый субъект должен знать право, понимать его смысл, использовать законы для защиты своих интересов).

2) Состояние юридической практики

· Состояние законодательства и уровень правотворчества (качество, продуманность и согласованность содержания нормативно-правовых актов)

· Уровень правоохранительной и судебной деятельности (качество работы должностных лиц в сфере правоохранительной, судебной, а также правоприменительной деятельности)

· Режим законности и правопорядка (фактическая упорядоченность общественных отношений, которые урегулированы с помощью правовых средств)

Правовая культура имеет ряд основных специфических функций:

1) познавательно-преобразовательная - функция, связанная с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества

2) праворегулятивная - функция, направленная на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы

3) целостно-нормативная - функция, проявляющаяся в фактах, которые приобретают ценностное значение, т.е составляющие правовой культуры общества являются объектами оценки

4) коммуникативная - функция, обеспечивающая взаимодействие граждан в юридической сфере

5) правосоциализаторская - функция, направленная на формирование правовых качеств личности

1.2 Правовая культура и правосознание

Переплетение потребностей, интересов различных социальных слоев, разнообразные мнения по поводу общественных явлений, в том числе и юридической действительности, характерно для современной жизни. То есть различное понимание юридической действительности различными социальными группами обуславливается разной степенью правосознания.

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования. Специфика правосознания как формы общественного сознания проявляется в том, что оно является интеллектуальным выражением общественной и индивидуальной жизни людей. Правосознание тесно связано с такими элементами правовой системы как: юридические нормы, правовые принципы, правовые отношения, процессы правотворчества и т.д.

Сущность правосознания проявляется в следующих его особенностях:

· Не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания (на формирование и реализацию норм права воздействуют и нравственные, и политические, и иные формы сознания)

· В правосознании отражаются только явления, непосредственно связанные с правом

· Осознание правовых явлений осуществляется с помощью юридических понятий

· Правосознание отражает состояние, темпы и направления развития общественных отношений

· Правосознание характеризуется преемственностью (пример: рецепция римского права)

Элементами структуры правосознания являются:

· Идеологическая основа (правовые знания, взгляды, основанные на научных позициях и разделяемые большими группами людей)

· Психологическая основа (чувства и эмоции людей по поводу права и правоприменительной деятельности)

· Поведенческая основа (внутренние установки, побуждающие либо к соблюдению, либо к нарушению правовых норм)

Правосознание можно разделить на виды, основываясь на степени глубины отражения правовой действительности. Итак, различают такие виды правосознания:

· Обыденное правосознание

· Профессиональное правосознание

· Научное правосознание

Обыденное правосознание - это бытовое сознание, возникающее вне какой-либо профессиональной деятельности, связанной с правом. Оно формируется под влиянием непосредственного жизненного опыта и представлениями о праве.

Профессиональное правосознание представляет собой научно обоснованную, стройную систему правовых знаний, убеждений и чувств, которыми руководствуются юристы в своей повседневной деятельности, непосредственно связанной с правотворчеством или правоприменением.

Научное правосознание - это идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Оно возникает в среде ученых-правоведов и научных работников на основе анализа правовых норм и институтов права, правотворческой и правоприменительной практики.

В общем виде роль правосознания в общественной жизни предопределена тем, что правосознание является внутренним стимулом и мотивацией к познанию права и лежит в основе правотворческой и правоприменительной деятельности.

Правовая культура представляет собой воплощенное в жизнь правосознание. Иными словами, правовая культура - это объективированное правосознание, которое выражается в результатах правотворческой деятельности (качество и продуманность законов), в процессе правоприменения (культура поведения сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов), в функционировании юридичеcких учреждений (суд, прокуратура и т.д.), а также в поведении рядовых граждан.

Таким образом, правовая культура неразрывно cвязана с правосознанием. С одной стороны, правовая культура предопределена, основана на правосознании. С другой же стороны, объекты правовой культуры оказывают влияние на становление правосознания.

То есть и уровень развития правовой культуры, и уровень развития правосознания определяются одними и теми же факторами. Основное значение имеют такие факторы как:

· Правовая информированность

· Режим законности

· Качество закона

Правовая информированность означает общедоступность и понятность правовой информации населению. Правовая информированность выражается в том, какие возможности имеют граждане для своевременности получения информации о новых законодательных актах. Стоит отметить, что в Российской Федерации официальными источниками опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовые акты Правительства Российской Федерации и некоторые иные нормативно-правовые акты являются периодические издания "Российская газета", "Парламентская газета" "Собрание законодательства Российской Федерации", а также "Официальный интернет-портал правовой информации".

Режим законности - такой режим общественной жизни, который характеризуется верховенством в ней закона и безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод. Если в обществе граждане ведут себя правомерно, то это вырабатывает к закону и правопорядку чувство уважения у отдельного индивида.

Качество закона проявляется в его своевременности, актуальности, адекватности общественным реалиям, а также однозначности и ясности его положений.

Высокий уровень правовой культуры и правосознания является залогом для установления режима законности и правопорядка.

правовой нигилизм идеализм культура

2. Состояние правовой культуры современного российского общества

2.1 Особенности становления правовой культуры России

Правовая культура несомненно отличается у разных стран, т.к . на формирование правовой культуры влияет огромное количество факторов: от национального менталитета и религии до современного законодательства и правового воспитания.

В России же, по мнению многих исследователей, православие сыграло немалую роль в формирование отечественной правовой культуры. Например, видный славянофил К.С. Аксаков писал: "Россия никогда не обоготворяло право, не верила в его совершенство…смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души". Негативную сторону этой русской особенности отмечал профессор О.В. Мартышин в своем труде "О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры": "Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы." До революции подавляющее большинство населения нигилистически относились к праву - для них огромное значение имел религиозный, нравственный аспект, а не правовой.

Советский период привнес мало нового в правовую культуру страны. Идеологи марксизма-ленинизма, полагавшие, что государство и право должны отмереть в ближайшем будущем, считали, что "право - это такой же опиум для народа, как и религия" и отвергали необходимость права. Таким образом, приоритет государственной идеологии над правом в сфере регулирования общественных отношений привел к тому, что правовая культура в советской России заняла то же незначительное место, что и в дореволюционной России.

Многовековой опыт авторитаризма и произвола привел к тому, что явление правового нигилизма проявляется в большинстве россиян. Несмотря на демократизацию и либерализацию современного российского законодательства уровень правовой культуры граждан остается низким. Повсеместно проявляются такие деформации правосознания как правовой нигилизм и правовой идеализм.

2.2 Правовой нигилизм и правовой идеализм

Правовой нигилизм - одна из качественных характеристик правосознания и правовой культуры личности или общества, связанная с отрицательным, негативным отношением субъектов к ценностям и нормам права, законам, правопорядку, юридической практике. Н.Р. Донченко в своей работе "Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление" выделяет следующие формы выражения правового нигилизма:

1) Умышленные нарушения законов и иных нормативно-правовых актов

2) Издание противоречивых или взаимоисключающих друг друга правовых актов

3) Подмена законности политической либо идеологической целесообразностью

4) Противоборство представительных и исполнительных структур на всех уровнях власти

5) Нарушение прав человека

Правовой нигилизм - одна из причин низкого уровня правопорядка в обществе, поэтому с ним необходимо вести борьбу. Для этого требуется знать причины распространения правового нигилизма в современной России. Итак, можно выделить такие причины как:

· Низкий уровень правовой грамотности населения

· Особенности менталитета

· Кризисное переходное состояние всех сфер жизни общества

· Несовершенство системы правового воспитания

· Отсутствие эффективных механизмов юридической ответственности

· Низкий уровень качества жизнь основного числа граждан

Также можно выделить черты характерные для правового нигилизма в России:

· Массовость (правовой нигилизм распространен не только в среде простых граждан, но и в официальных кругах)

· Правовой нигилизм носит демонстративный и неконтролируемый характер

· Правовой нигилизм проявляется в самых разных формах (может проявляться и на бытовом уровне и в профессиональных слоях; может быть как легитимным так и криминальным).

Прямой противоположностью правового нигилизма является правовой идеализм - гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Категорию "правовой нигилизм" ввел в своей статье "Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали" профессор Н.И. Матузов. Люди, подверженные правовому идеализму, считают, что с помощью права можно решить все проблемы.

Однако, право, несмотря на достаточное количество регуляторов не всесильно и не всевластно, т.к. проводимые преобразования нуждаются в надёжном правовом обеспечении, и оно не может быть чисто волевым. Разочарование в том, что только принятие хороших законов не может изменить положение дел в лучшую сторону, заставляет людей разочаровываться в праве, пренебрегать им.

Правовой идеализм в конечном итоге приводит к правовому нигилизму, поэтому необходимо как можно скорее преодолеть и правовой нигилизм, и правовой идеализм, которые питают друг друга.

3. Способы совершенствования правовой культуры общества и гражданина Российской Федерации

3.1 Развитие прав и свобод человека и гражданина

Права и свободы человека - одно из величайших достижений человечества. По авторитетному мнению В. И. Шмакова соблюдение прав и свобод человека и гражданина - главнейший критерий цивилизованного общества, его способности решать самые сложные экономические, политические и социальные проблемы. Однако, в настоящее время наблюдается большой разрыв в между провозглашенными правами и свободами человека и гражданина в Конституции Российской Федерации и их реальным воплощением в жизнь.

Конституция обосновывает свое социальное назначение только тогда, когда работают механизмы реализации конституционных гарантий прав и свобод человека, в главную очередь - правосудие.

Неотъемлемую часть современной политики России составляет формирование такой судебной власти, которая являлась бы авторитетной и престижной. Формирование справедливого и независимого суда обусловлено связями с другими ветвями власти и их воздействием на суд.

Еще одним, несомненно, важным институтом обеспечения и развития прав и свобод человека и гражданина является Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) в Российской Федерации и его представители в субъектах федерации. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Омбудсмен следит за состоянием и реализацией прав и свобод граждан, а также проверяет жалобы граждан на нарушении их прав. Однако и в этой сфере имеются достаточно серьезные проблемы. Например, должностные лица часто препятствуют исполнение обязанностей, возложенных на Уполномоченного. Также сами граждане нередко не знают, как защитить свои права и куда можно обратиться за помощью. Это свидетельствует о том, что правовая культура в нашем государстве еще недостаточно развита. Необходимо развивать правосознание населения и прививать правовую культуру еще со школы.

Стоит отметить работу негосударственных правозащитных организаций. Они осуществляют независимый контроль реализации прав граждан и в определенной мере способствуют работе государственных правоохранительных органов.

Таким образом, в России, к сожалению, наблюдается ряд проблем, связанных с обеспечением и реализацией прав и свобод человека и гражданина: недостаточное социальной обеспечение, злоупотребление своими полномочиями должностными лицами, произвол полицейских органов и прочее. Однако, на мой взгляд, самой важной проблемой является правовой нигилизм подавляющего большинства граждан. До сих пор граждане уверены, что отстаивать свои права "бесполезно", а зачастую даже не знают куда обращаться. Необходимо принимать безотлагательные меры по повышению уровня правосознания и правовой культуры населения.

Центральное место в правовой культуре занимает конституционно-правовая культура. Конституционно-правовая культура - это конституционно-правовая категория для обозначения совокупности достижений, созданных людьми в конституционно-правовой сфере, с помощью которых обеспечивается формирование такой системы общественных отношений, которые способствуют становлению общественного строя, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство и его органы действуют строго в соответствии с демократической конституцией.

Попытаемся проанализировать отдельные аспекты в конституционно-правовой сфере РФ, а также определенные проблемы в этих сферах.

Конституция -- это один из важнейших результатов конституционно-правовой культуры, поэтому она должна подвергать прямому регулированию не только вопросы организации государственной власти, но и главнейшие вопросы взаимоотношений человека, государства и общества. Однако, в Конституции РФ вопросы приема-передачи власти не подлежат регламентации. Единственное в ст.3 Конституции РФ сказано: "…единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Порядок же наделения властными полномочиями отдельных лиц определяется федеральным законом Российской Федерации органом государственной власти, т.е. политической партией, находящейся у руля.

Первостепенное место в структуре конституционно-правовой культуры занимает избирательное право. Избирательное право может быть двух видов: объективное и субъективное. В объективном смысле избирательное право представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих общественные отношения по поводу проведения выборов. В субъективном смысле избирательное право представляет собой предусмотренную законами возможность лица участвовать в выборах в качестве избирателя или кандидата на выборную должность.

Принцип добровольности участия в выборах носит, бесспорно, демократический характер. К сожалению, его провозглашение привело к неблагоприятным последствиям. Явка российских избирателей, мягко сказать, невелика. Например, по данным ЦИК, на выборы Президента РФ в 2012 году пришло всего лишь 65,34% избирателей. Безосновательно говорить о всенародном избрании, если за кандидата проголосовали не абсолютное число граждан.

В процессе избирательных кампаний партии и кандидаты на выборную должность, как правило, используют мнимые обещания, которые впоследствии не выполняются. Представляется разумным вернуться к институту отзыва, применив его к тем, кто не сдержал свои предвыборные обещания.

На сегодняшний момент в Российской Федерации имеется масса проблем в сфере формирования правовой культуры. Для решения таких проблем как: правовая безграмотность населения, сложный и трудоемкий процесс правотворчества, частое противоречие нормативно-правовых актов друг другу и действительности, правовой нигилизм и прочее, необходимо проводить целенаправленную государственную политику в области повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, а также СМИ и искусства. Основными задачами в процессе формирования правовой культуры являются формирование позитивного отношения к праву и закону, а также знанию гражданами своих прав и обязанностей.

3.2 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое обучение, т.е. непосредственная передача, накопление и усвоение знаний и принципов права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности - является формой воспитания.

По мнению И.И. Кального в результате правового воспитания: "Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон". То есть задачей правового воспитания является создание такого человека, который обладал бы чувством личной ответственности, активную гражданскую позицию и руководствовался такими нравственными идеалами как честь, долг, честность и т.д.

Правовому обучению служат различные средства и методы. Средствами правового обучения является всё, с помощью чего осуществляется воздействие на сознание индивидов, или же то, с помощью чего человек передает информацию, имеющую юридическое значение. Таким образом, к средствам правового обучения следует отнести:

· Средства массовой информации (печать, радиовещание, телевизионное вещание и прочее)

· Искусство

· Средства агитации

К сожалению, в нашей стране пока уровень правового обучения оставляет желать лучшего. В настоящее время:

· Практически не ведется пропаганда действующего законодательства

· Правовоспитательные мероприятия осуществляются бессистемно

· СМИ, государственные деятели в публичных выступления допускают лояльное отношение к правонарушениям

· Отсутствие в стране какой-либо концепции, идеи о негативном отношении к подобным явлениям

· Лекционная работа по правовому просвещению в стране практически отсутствует

· Отсутствие контроля качества выпускаемой юридической литературы

В целях повышения уровня правового воспитания и, как следствие, правовой культуры населения, предлагается:

1) Внедрение во всех учебных заведениях (школа, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения) преподавания основ права

2) Осуществление конкретные правоспитательные мероприятия по организации широкой организации законодательства

3) Издание общедоступной юридической литературы, справочников

4) Создать сеть бесплатных юридических консультаций для помощи социально-незащищенных слоев населения для оказания им консультаций по социальным вопросам и гражданскому законодательству

Правовая культура - незаменимое условие для осмысленного осуществления гражданином его долга перед обществом.

Осознание людьми своих прав и свобод, обязанностей перед государством и обществом способствует преодолению архаичных взглядов, девиантного поведения граждан, предотвращению случаев произвола.

Высокий уровень правового воспитания каждого отдельного индивида приведет к созданию законопослушного общества, а в будущем и к созданию правового государства.

Прочное правовое сознание можно выработать укрепление норм воспитанности в мыслях и действиях человека. В этом случае как процесс - это средство, а сознание, как результат - цель.

Заключение

В российском обществе продолжается процесс становления правового государства и гражданского общества. Изменения произошли и происходят в правовой системе, в правосознании, в правовой культуре российского общества. В связи с переменившимися социальными и политическими условиями нашему государству требуется качественно новая правовая культура граждан.

Правовая культура общества - это структурная часть созданных обществом духовных ценностей. Уровень правового сознания, развитая правовая система, независимое правосудие, надежные гарантии прав и свобод человека и гражданина, юридическая грамотность населения - одни из важнейших элементов системы духовных ценностей, созданной обществом.

Как мы имели возможность убедиться, правовая культура является неотъемлемым компонентом правового государства, гражданского и цивилизованного общества.

Очевидно, что построение гражданского общества невозможно без развитых правосознания и правовой культуры. Гражданскому обществу характерна такая система ценностей, в которой на первоочередной план выходят демократические права и свободы:

· Личная свобода

· Неприкосновенность и безопасность граждан

· Функционирование независимых объединений и пр.

Разумеется, такая система способна существовать только на индивидуальных принципах бытия, однако, в России господствуют коллективистские начала, что не позволяет принять в качестве жизнеполагающих принципов основные положения гражданского общества. Это означает, что российское общество в большинстве своем еще не готово к изменениям. Многовековой опыт государственного произвола и авторитаризма породил в россиянах тотальный правовой нигилизм. Данное явление негативно сказывается на состоянии российского общества.

Таким образом, основой для создания условий развития и значимости права в жизни формирующегося гражданского общества должны стать вопросы правовой культуры.

Список использованной литературы

1. Закон РФ от 1406.1994 №5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // СПС Консультант Плюс.

2. Закон РФ от 26.02.1997 №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.

3. Теория государства и права: учебник Абдулаев М.И. М: финансовый контроль. 2009 С. 410.

4. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. С. 144.

5. Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // NB: Вопросы права и политики. 2013. №4. С. 158.

6. Донченко Н.Р. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. 2005. №6. С. 93.

7. Дубровина Е.П. Избирательное право субъектов Российской Федерации //Законы России: опыт, анализ, практика. №2. 2007. С. 153.

8. Кальной И.И. Философия права. М., 2006. С. 490

9. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. С. 616.

10. Теория государства и права: учебное пособие / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. С. 240.

11. Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. М: С. 432.

12. Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. №19. С. 133.

13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001. С. 624.

14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 512.

15. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2009. №11. С. 64.

16. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие / Под ред. В.И. Червонюка. М., 2003. С. 544.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовая культура: понятие, структура и роль в правовой системе общества. Правовой нигилизм как черта российского правосознания. Соотношение правосознания и правовой культуры. Основные проблемы совершенствования правовой культуры российского общества.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2011

    Определение понятия правовой культуры, общая характеристика. Рассмотрение ее видов, структуры и функций. Анализ состояния правовой культуры общества и гражданина Российской Федерации; описание способов ее совершенствования. Правовой нигилизм и идеализм.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Правовая культура: понятие, содержание, структура, функции, виды. Классификация правовой культуры. Правовой нигилизм, идеализм и демагогия. Правовое воспитание, его роль, формы и методы. Элементы правосознания. Система нормативно правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2008

    Правосознание: понятие, виды, уровни. Общее понятие о правовой идеологии и психологии. Познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциализаторская функция правовой культуры. Нигилизм: истоки, пути преодоления.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2013

    Правовая культура личности. Структура правовой культуры общества. Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления. Причины проявления правового нигилизма в Украине. Правовое всеобщее обучение как условие развития правовой культуры.

    реферат , добавлен 17.05.2010

    Основные подходы к пониманию, структура и типы, функции правовой культуры. Правосознание, правомерное поведение и правовая культура как взаимосвязанные характеристики российской правовой системы. Права и свободы человека как критерий правовой культуры.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2011

    Понятие правосознания, правовой культуры, правового нигилизма, идеализма и воспитания, их взаимосвязь и соотношение. Структура, уровни проявления, виды и функции правосознания и правовой культуры, пути их повышения в современном российском обществе.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2009

    Комплексное изучение сущности, структуры, видов правовой культуры, анализ ее взаимодействия с другими правовыми явлениями общества. Роль правовой культуры для обеспечения прав и свобод человека и правовой системы России, пути повышения ее уровня.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2011

    Понятие, структура, функции, виды правосознания и правовой культуры. Взаимодействие права и правосознания. Структурные элементы правовой культуры. Влияние правосознания на организацию общественной жизни. Правовое воспитание: понятие, методы, формы.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2016

    Понятие и виды правовой культуры, её структура и формирование. Объективные условия, необходимые для развития правовой культуры в обществе. Исторические особенности российской правовой культуры. Препятствия развития России как правового государства.

Правовая культура - многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.

“Под правовой культурой - пишут Каминская В.И. и Рестинов А.Р., - предлагается понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей”.

Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.

Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры. Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки. Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения правовой культуры, то вторая -- появилась не так давно. Правовую культуру стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения, правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. “При таком подходе, -- пишет В.П. Сальников, -- речь идет о правовом феномене, близком к пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности...”. Очевидно, что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может быть высказано сомнение в целесообразности существования особой категории “правовая культура”, коль скоро последняя заменима другими юридическими категориями, либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия правовой культуры, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В данном случае происходит смешение правовой разновидности культуры с политической и другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как из приводимого автором перечня ценностей правовой культуры: принципы, формы и институты народовластия, структура, механизм политической и правовой системы социалистического общества и др., -- так и из прямого его указания на то, что существует “особая система правовой культуры социализма, включающая основные правовые (и не только правовые) ценности...”.

Иногда правовую надстройку разводят с правовой культурой на основании того, что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум различным теоретическим уровням -- соответственно философскому (исторический материализм) и конкретно-социологическому. Думается, что такие категории, как правовая надстройка, правовая культура, государство, право и т. д., могут изучаться и на уровне исторического материализма, и на конкретно-социологическом уровне; переход с первого на второй уровень анализа и наоборот отнюдь не требует замены одной категории на другую, если исследуется одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть подвергнута философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом, что, однако, не влечет за собой необходимости называть правовую культуру юридической надстройкой точно так же, как анализ, например, права на уровне исторического материализма не приводит к необходимости подыскивать понятию “право” философскую замену другим термином.

В философской литературе отмечается, что “соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его качества”. Следовательно, правовая подсистема общества -- правовая надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его качество. Это означает, что правовая культура характеризует качественное состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Правовая культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества, пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например, законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву) жизни этого общества. Следует оговориться, что правовая жизнь общества, правовая действительность, правовая надстройка трактуются в данной работе как предельно широкие и во многом близкие друг другу категории. Представление обозначаемого ими объекта как системы позволяет говорить о правовой системе общества, в которую мы включаем юридическую деятельность, правовое сознание и субъекта правовой жизни общества.

Правовая культура характеризуется также степенью развитости в стране юридической науки, в частности политико-правовой мысли. Правовая культура не может обходиться без интеллектуальных источников в произведениях научного, философского, религиозного творчества, обращенного на осмысление государства, права, прав, свобод, обязанностей человека, конкретных способов регулирования взаимоотношений людей. Для прогресса правовой культуры первостепенное значение имеет развитие фундаментальных юридических исследований, прежде всего -- в области философии права, общей теории (в частности, догмы), которые создают поле для разработок специальных, отраслевых юридических наук. Без новых базисных исследований в теории права и государства правовая культура начинает “иссякать” интеллектуально, терять перспективу, утрачивать понимание сути происходящего в социально-политической и собственно юридической областях стремительно меняющегося мира.

Отечественная юридическая культура накопила богатый интеллектуальный потенциал. Он представлен как крупными дореволюционными научными школами -- позитивистской (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Муромцев, В.И. Сергеевич, М.М. Ковалевский и другие) и естественно-правовой (В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, И.А. Покровский, П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин и другие),-- так и марксистским направлением общетеоретических исследований, под знаменем которого наша наука развивалась последние семь десятилетий.

Советский период развития отечественной политико-правовой мысли до 70-х годов представлен работами П.И. Стучки, Е. Пашуканиса, Н.В. Крыленко, М.А. Рейснера, А.Г. Гойхбарга, Д.М. Генкина, И.Б. Новицкого, А.В. Бенедиктова, С.Ф. Кечекьяна, М.М. Агаркова, Н.Г. Александрова, А.И. Денисова, О.С. Иоффе и других.

В острой оппозиции советскому правоведению 20--50-х годов создавалось творческое наследие русских философов и правоведов, вынужденных эмигрировать из России,-- И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, П.А. Сорокина. Работы этих и других авторов русского зарубежья внесли неоценимый вклад в отечественную правовую культуру, в осмысление путей государственно-правового самоопределения отечественной правовой традиции.

В современных условиях отечественная юридическая мысль находится на новом этапе. Успешное развитие юридической мысли в последние годы весьма благотворно воздействует на оздоровление правовой атмосферы страны, создает необходимые теоретические предпосылки для проведения назревших социально-экономических, политических и конституционно-правовых реформ.

Юридическую культуру общества характеризует и существующая система правовой информации и массовых коммуникаций в сфере юридической деятельности.

Эта система складывается из средств массовой информации, по каналам которых до общества “доводятся” юридические сведения. Данную систему образуют: официальные печатные издания государственных нормотворческих органов; общая издательская, в том числе газетно-журнальная периодика; теле-, радиоисточники получения юридической информации; специальные компьютерные банки данных, хранящие сведения о законодательстве, практике его использования, применения и т. д. Наличие разветвленной и доступной населению системы “трансляции” продукции правового сознания, особенно исходящих от официальных государственных инстанций, удобства и оперативность в пользовании такой системой, отсутствие “закрытых зон” для граждан в этой сфере -- признаки высокой правовой культуры общества.

Кроме того, важны еще два критерия -- уровень развития законодательства и состояние законности в стране.

Эти показатели характеризуют как бы два измерения правовой культуры: нормативно-должный и практически-сущий, от соответствия и взаимной согласованности которых во многом зависит уровень правовой жизни.

К числу признаков высокой законодательной культуры общества традиционно относят:

  • -- социальную обоснованность законодательства, что означает соответствие содержания нормативных актов потребностям развития общества, отражение в законах достижений правовой науки, передовой юридической практики, традиций национального духовного менталитета;
  • -- технико-юридическое совершенство законодательства, предполагающее проработанность юридических механизмов реализации законов; точность и ясность юридического языка, однозначность терминов, определений, используемых в нормативно-правовых актах, судебных и административных решениях; совпадение смысла и буквы законов, невозможность их произвольного толкования, отсутствие в законодательстве значительных пробелов, дублирования, коллизий с актами иных уровней;
  • -- эффективность законодательства -- соответствие его назначения достигаемым социальным результатам. Правокультурный статус законодательства во многом определяется его действенностью. Законы, не находящие применения и поддержки в сознании людей, в их поведении, какими бы они ни были “хорошими”, “прогрессивными”, не могут рассматриваться как социальная ценность.

Правовая культура немыслима в обществе, где нарушаются законы, не соблюдаются элементарные права и свободы человека, где правопорядок сталкивается с массовым произволом должностных лиц, неконтролируемым уровнем преступности и иной юридической деликатности.

Все эти позиции обобщаются в категории законности -- социального режима, характеризуемого строгим соблюдением субъектами права законов и основанных на них нормативных актов. Правовая культура общества предполагает высокий уровень законности в стране, эффективные юрисдикционные механизмы, способные ограждать от посягательств на законопослушных граждан, принуждать нарушителей к исполнению своих обязанностей.

Общечеловеческое и национальное в правовой культуре. Общечеловеческое и национальное -- два ведущих компонента социальной сущности любой культуры, в том числе и правовой. Культура -- сложное социальное явление, способное органично соединять в своих ценностях самый разнообразный юридический опыт -- как одной страны, так и многих государств, народов, всего человеческого сообщества. Поэтому в правовой культуре в “переплавленном” виде всегда присутствуют элементы культурных контекстов различного происхождения -- национального, интернационального, всечеловеческого, религиозного, классового и т. д.

Правовая культура -- самое, пожалуй, “незаданное” явление в социальном мире, ее внутренняя природа вполне допускает дифференциацию и соподчинение культурных потоков, влияющих на окончательные, т. е. зрелые правокультурные формы. Среди этих потоков безусловный приоритет имеет уникальный рельеф и стиль культуры данного народа, цивилизации.

Национальная правовая культура -- та исходная основа, которая создает неповторимый колорит, смысл, форму юридических дефиниций. Культура -- это “отлитое” в конкретные духовные и материальные памятники творчество людей. Правовое творчество -- процесс прежде всего индивидуальный, сокровенный, которому всегда сопутствует некоторая непостижимость, отмеченная внутренним миром автора. Право -- продукт духовного творчества народа, создателя правовых ценностей, ибо именно повседневная человеческая практика данного жизненного уклада, присущего именно данной социальной среде, данной цивилизации, рождает соответствующие нормы регулирования поведения, разрешения многообразных жизненных коллизий. “Индивидуальность”, “сокровенность” правового творчества по созданию правовых ценностей состоит именно в том, что право-культурный процесс идет прежде всего в рамках конкретной государственности, национального правопорядка, конкретного исторического времени и специфического правосознания и менталитета данного народа.

Не случайно, что шедевры юридического творчества, ставшие впоследствии достоянием всего человечества и получившие международный статус, первоначально всегда создаются в рамках конкретной национальной культуры, которая выступает самобытным “автором” новой правовой идеи, вызванной к жизни стремлениями, чаяниями, потребностями, переживаниями, драмами, борьбой того или иного народа.

Правовая культура как важная составляющая культуры человечества актуализирует те пласты ценностного опыта, которые в наибольшей степени “созвучны” ее исходным установкам, складывающимся на базе соответствующих социально-экономических факторов.

В контексте общего определения правовую культуру можно представить как совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).

Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов.

Определенные общие грани имеют правовая и политическая культуры, так как деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не поглощает и не исчерпывает их полностью политическими закономерностями. Право -- особая форма и вид материального и духовного творчества народа, отдельных личностей -- это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим собственным закономерностям.

Какую роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура -- своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т. д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.

Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, “мемориалом” накопленных человечеством юридических ценностей. Она -- их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура -- живой организм, все элементы которого -- нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы -- обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации.

Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры -- юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор -- нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура -- практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов -- государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе “генетический код” отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.

Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры.

Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т. д.).

Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры - один из признаков правового государства.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и “материальные придатки” права - юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры - политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

Поскольку культура - выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие - самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.

Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.

При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные (не общественные!) связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры, ее сторона, “момент”.

В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы:

право как система норм, выражающих государственные веления;

правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом;

правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;

правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой действительности;

правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.

К этому перечню, несмотря на его широту, надо, думается, добавить критерии политической оценки права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку.

Очевидно, правовая культура представляет явление исключительно сложное по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не сводится к знанию законов, норм права, хотя и предполагает его в качестве обязательного условия. Правовая культура включает помимо правосознания еще и уровень правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочнения правопорядка и законности.