Судебная власть рф ее социальная сторона. Судебная власть: понятие и функции


Конституция РФ (гл. 2) закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов. Судебная власть в РФ согласно принципу разделения властей является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.

Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах. Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам и обладают особым статусом судьи.

Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводства в РФ:

1) гласность судопроизводства;

2) непосредственное рассмотрение дел судами;

3) состязательность и равноправие сторон.

Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т.е. в зале судебного заседания могут присутствовать все желающие, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).

Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость про ведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.

Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.

Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела осуществляется на основании ходатайства подсудимого.

Суды РФ в соответствии с гл. 7 Конституции РФ и нормами Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»43 образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.

Федеральные суды:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ:

1) Конституционные (Уставные) суды субъектов РФ;

2) мировые судьи.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»44). Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, один из которых является председательствующим и один – его заместителем. Эти судьи избираются на пленарном заседании Конституционного Суда сроком на 3 года, тогда как общий срок полномочий судей составляет 15 лет. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и обладают неприкосновенностью.

Структура Конституционного Суда РФ включает в себя две палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей Конституционного Суда. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет обязанности по руководству в рамках этого заседания.

Принципы деятельности Конституционного Суда:

1) независимость судей Конституционного Суда РФ;

2) коллегиальность рассмотрения дел;

3) гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ);

4) состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд РФ вправе:

1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, Указов Президента РФ, актов Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в законную силу международных договоров РФ;

2) разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

5) давать толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации);

6) проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, разрешаемом судом по жалобам граждан и запросам судов;

7) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционное судопроизводство – процессуальная деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел в пределах его компетенции.

Конституционное судопроизводство начинается с запроса уполномоченных лиц в Конституционный Суд РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладают:

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации ФС РФ;

3) Государственная Дума ФС РФ;

4) члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы ФС РФ в количестве 15 от общего числа членов соответствующей палаты Федерального Собрания;

5) Правительство РФ;

6) Верховный Суд РФ;

7) Высший Арбитражный Суд РФ;

8) органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционное судопроизводство осуществляется в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ, принятые на заседаниях, правомочны только в присутствии не менее чем три четверти от общего числа судей Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ осуществляет свои полномочия в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда.

На пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ основных законов субъектов РФ;

2) дает толкование Конституции РФ;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

5) решает иные вопросы регламентированию деятельности Конституционного Суда РФ.

На заседаниях палат Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ; законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Федерации и органов государственной власти ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционное судопроизводство всегда осуществляется коллегиальным составом судей в открытых судебных заседаниях. Допускается транслирование заседаний Конституционного Суда РФ по особо значимым вопросам. В результате судебного разбирательства Конституционный Суд выносит постановление. Постановления Конституционного Суда РФ носят нормативный характер и являются источником конституционного права, т.е. на них должны опираться все субъекты правоотношений при истолковании Конституции и законов РФ.

В целях осуществления конституционного контроля за соответствием Конституции РФ правовых актов различных органов государственной власти РФ и субъектов РФ Конституционный Суд РФ вправе по вопросам своей компетенции выносить постановления по делам о толковании статей Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ – единственный источник официального толкования Конституции РФ и иных федеральных законов РФ. Именно он принимает акты (постановления Конституционного Суда РФ), подлежащие применению на территории всей России, разъясняющие конституционные нормы и иные нормативные акты органов государственной власти РФ и ее субъектов.

Решения Конституционного Суда РФ, чтобы обладать перечисленными свойствами (обязательными, правомочными), должны быть приняты в установленном законом порядке, т.е. решение Конституционного Суда РФ считается принятым, если на заседании присутствовало не менее трех четвертей от общего числа судей Конституционного Суда РФ и за решение проголосовало большинство от числа присутствующих судей.

Конституционный Суд РФ выносит свои определения на основании запросов, которые должны содержать информацию о фактическом деле, по которому применялся проверяемый акт, и обстоятельства, в результате которых возникли сомнения в соответствии этого акта Конституции РФ. В этом случае Конституционный Суд РФ разрешает исключительно вопросы права, т.е. акты Конституционного Суда РФ не устанавливают фактическую сторону по запросам, а только соответствие нормативных актов, использованных в конкретном деле, нормам Конституции РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ могут содержать два вида решения:

1) нормативный акт соответствует полностью или в части Конституции РФ;

2) нормативный акт не соответствует полностью или в части Конституции РФ.

Правовые последствия для этих нормативных актов различны. В первом случае проверяемый акт в соответствии с решением Конституционного Суда РФ остается действующим полностью или в части, не противоречащей Конституции РФ, а значит, подлежит в соответствующей части применению судами и иными субъектами правоотношений на всей территории РФ либо отдельного субъекта РФ (если проверке подвергался нормативный акт органов государственной власти субъектов РФ), т.е. вынесенное решение суда (либо правовой акт, вынесенный органами власти) признается правомерным, а его правовые последствия обязательными для заинтересованных лиц. В случае же, если проверяемый нормативный акт (или его отдельные положения) признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ (неконституционным), то в соответствующей части (либо полностью) он утрачивает юридическую силу и не подлежит применению, а соответственно, юридические последствия, порождаемые этим актом, должны быть отменены и восстановлено первоначальное положение заинтересованных сторон.

Только Конституционный Суда РФ имеет право отменять действие законов и подзаконных актов органов власти РФ и субъектов РФ по причине их несоответствия Конституции РФ и тем самым осуществлять конституционный контроль за исполнением законодательства и правомерностью вынесения решений органами власти на федеральном и региональном уровнях.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Дайте определение понятия «орган государственной власти». Каковы его признаки?

2. Попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия «государственное учреждение». Можно ли государственные учреждения отнести к органам государственной власти?

3. Чьи интересы представляют палаты Федерального Собрания с учетом разных способов их формирования?

4. Каковы причины учреждения в России двухпалатного парламента? Каковы положительные и отрицательные стороны однопалатного парламента?

5. Вправе ли палата парламента принять единый для обеих палат регламент в форме закона? Какие вопросы решаются в регламентах палат?

6. Сформулируйте определение понятия и основные стадии законопроектного процесса. Как бы вы соотнесли понятия «правотворческий процесс» и «законопроектный процесс»?

7. В чем назначение первого, второго и третьего чтений законопроектов в Государственной Думе ФС РФ и какие этапы законопроектного процесса могут из него выпадать?

8. В чем состоит сущность полномочий Президента РФ как Главы государства?

9. Назовите структурные подразделения Администрации Президента РФ и кратко охарактеризуйте функции каждого из них.

10. В чем выражается коллегиальность деятельности Правительства РФ и кто входит в его состав?

11. Какими полномочиями обладает Правительство РФ по отношению к органам исполнительной власти?

12. Подробно на схеме изобразите судебную систему России, сопровождая комментарием каждый ее элемент.

13. В чем специфика Конституционного Суда РФ? Может ли он создавать законы? Ответ аргументируйте.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Тема 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

1. Концепция разделения государственной власти на 3 ветви. Судебная власть – одна из ветвей государственной власти.

Основоположником концепции разделения властей считается Шарль Монтескье («О духе законов», 1748 г.). В соответствии с этой концепцией государственная власть состоит из трех направлений (ветвей), которые самостоятельны, в то же время взаимодействуют друг с другом, осуществляются различными органами. Разделение властей должно исключить возможность концентрации власти в одних руках.

Данная концепция признана в РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ).

Разделение государственной власти на 3 ветви означает, что различные функции возлагаются на разные государственные органы. Порядок деятельности этих органов также различается.

Так, органы законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации, Мосгордума, Законодательное собрание г. Санкт-Петербурга и др.) занимаются законотворчеством.

Органы исполнительной власти – Правительство РФ, министерства и др. обеспечивают исполнение действующего законодательства.

Органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешая в судебных заседаниях правовые споры.

Названные статьи Конституции РФ позволяют сделать вывод:

а) о формальном разделении функций органов государственной власти;

б) о необходимости взаимного сдерживания (контроля) законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти с целью более эффективной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Т.о. судебная власть – одна из ветвей (проявлений) государственной власти.

2 Судебная власть как основополагающий конституционный институт российского судоустройства получила правовое закрепление в следующих нормативных актах:

1) Конституция Российской Федерации . 1993 г. с изм., внесенными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ // РГ. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1. – ст. 10, ч. 1 ст. 11, п. «г» ст. 71, ч. 1 ст. 104, ст. 118-124 .

2) О судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. с доп. и изм. – ст. 1-6 .



3) О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ с изм. и доп. – ст. 1 .

4) , О судах общей юрисдикции в Российской Федерации . Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ.

5) О военных судах Российской Федерации . Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ с изм. – ст. 1, 32, 37 .

6) Об арбитражных судах в Российской Федерации . Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ с изм. и доп. – ст. 1, 4, 44, 46.

7) О мировых судьях в Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ с изм.– ст. 1 .

8) О статусе судей в Российской Федерации. Закон РФ от 26 июня 1992 г.. – ст. 1.

9) О финансировании судов Российской Федерации . Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 877.

10) Концепция судебной реформы в РСФСР . Утв. постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. // ВВС, 1991, № 44, ст. 1435 // М.: Республика, 1992.

3. Концепция судебной реформы о судебной власти.

«Классическая теория разделения властей Шарля Луи Монтескье не предполагала абсолютной суверенности судебной власти, как иногда ошибочно думают. Напротив, отводя ей роль противовеса власти исполнительной, философ подчеркивал ее подзаконный характер.

Современные представления о взаимоотношениях ветвей государственной власти более широки. Разворачивание системы правосудия в самостоятельную силу, играющую роль одного из мощных балансиров механизма сдержек и противовесов, ставится в повестку дня российской судебной реформы.

Говорить о судебной власти можно лишь на высоком уровне абстракции, свойственном теории государства и права. Законотворец и предержащие власти активно преобразуют этот мир, а жрец Фемиды всегда "не от мира сего". Правосудию в цивилизованных государствах создаются тепличные условия (высокий статус, независимость, помпезные здания и большие оклады); даже причудливые одежды его служителей и подчеркнуто консервативные ритуалы внешне отделяют юстицию от кипения политических страстей, ставят ее над нуждами "низкой жизни". Но самое характерное - это осуществление правосудия в особых формах. Судопроизводство ориентируется на обоснованность решений, на достижение результата по правилам.

Консерватизм и отстраненность судебной власти позволяют ей играть роль оракула в споре законодателя и правоприменителя, сглаживать теоретические увлечения и политическую нетерпеливость первого, противодействовать своекорыстию и "административному восторгу" второго.

Преимущества судебного порядка разрешения споров и устранения юридических неопределенностей традиционно видят в том, что он:

Детально разработан и имеет давнюю историю;

Демократично и разумно устроен;

Вверяется независимым и профессионально (не политически!) ориентированным беспристрастным личностям;

Находится под общественным контролем.

Для парламента суд оказывается блоком обратной связи, через который гражданскому обществу порой удается докричаться до государства. Систематическое неприменение судами неправовых законов, смягчение санкций, установленных за их нарушение, иные "тормозящие" действия суда указывают депутатам на их просчеты в законотворческой деятельности. Амбициозный законодатель, столкнувшись с противодействием здравомыслящих судей, начнет контрреформы, придавая администрации судебные функции и урезая возможности правосудия. Тоталитарным режимам вообще свойственно, получив сигнал обратной связи, отвечать на него "командой убийцей" до тех пор, пока не воцарится молчание. Разумный законодатель поймет, что опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление.

Исключительно важно, однако, заранее предпринять меры, упреждающие возможное своеволие судебной власти. Есть основания полагать, что должно быть два жестких ограничителя:

Связанность правосудия волей законодателя, когда он стесняет государство в пользу общества или личности (так, нельзя давать суду полномочия ужесточать наказание против верхнего предела санкции уголовного закона, присуждать с лица возмещение большее, чем определено законом);

Недопустимость отступления от процессуальных норм, поскольку они отражают в концентрированном и превращенном виде опыт познания абсолютных истин.

Таким образом, судебная власть получает в правовом государстве возможность блокировать или затруднять действие неразумных законов, угрожать власти исполнительной ответственностью за несоблюдение воли представительных учреждений, защищать права граждан от тирании политиков и чиновников, быть для других ветвей власти блоком обратной связи.»

4. Понятие судебной власти.

Конституция не раскрывает содержание понятия «судебная власть», признавая лишь наличие этого конституционного института в системе государственной власти РФ. Однако анализ конкретных норм Конституции, ряда федеральных конституционных и федеральных законов позволяет определить признаки этого понятия, его содержание, взаимосвязь с другими ветвями власти, круг полномочий и функций органов судебной власти.

Судебная власть – это реализуемые посредством судопроизводства особые государственно-властные отношения суда и субъектов процесса, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения судом правовых конфликтов или иных вопросов, отнесенных к его компетенции, с целью защиты и восстановления судом нарушенного права, определения мер ответственности виновного или ограждения от ответственности невиновного, обеспечивающие самоограничение государства правом.

  1. Признаки судебной власти.

1) осуществляетсяспециальными государственной органами - судами (ст. 11 Конституции Российской Федерации). При этом судебную власть полномочны осуществлять только суды, входящие в единую судебную систему России. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118 Конституции Российской Федерации).

Единство судебной системы (ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ») находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей: в единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета.

2) осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3) осуществляется на основе и строго в соответствии с законом .

Основными положениями, которыми руководствуется суд, являются принципы правосудия, а также принципы процессуальных отраслей права. К специальным процессуальным законам относятся: УПК, ГПК, КоАП, АПК, Закон о Конституционном Суде и Закон об арбитражных судах.

4) в процессе своей деятельности суды выносят правоприменительные решения . Разрешение судом дела означает, что суд применяет нормы материального права (уголовного, гражданского и др.) к конкретному правоотношению, имевшему место в жизни, которое было предметом рассмотрения в судебном заседании. Так, действия подсудимого по уголовному делу суд должен квалифицировать по статье Особенной части УК, т. е. опре­делить, такое ли преступление, которое сформулировано в данной статье, совершил подсудимый, подтверждают ли собранные судом доказательства виновность подсудимого, и решить вопрос о признании подсудимого виновным и о его наказании. Разрешая гражданский спор между истцом и ответчиком, суд применяет нормы гражданского права и либо удовлетворяет иск, либо отказывает в нем.

5) судебная власть независима и самостоятельна (ст. 10, 120 Конституции Российской Федерации).

Под независимостью судебной власти следует понимать то, что суды осуществляют свои функции, не испытывая воздействия или влияния со стороны кого бы то ни было. При отправлении правосудия они не зависят от органов законодательной и исполнительной власти; от иных органов, организаций, партий и движений, должностных лиц; от мнений и позиций сторон в судебном процессе; от выводов органов предварительного расследования и прокурора; от вышестоящих судов; от любых частных лиц.

Так, выводы следователя и прокурора о виновности обвиняемого не связывают суд при вынесении приговора, он может оправдать подсудимого. Точно так же вышестоящий суд, отменивший приговор и направивший дело на новое судебное рассмотрение, не вправе предписать, какие доказательства признать достоверными, по какой статье квалифицировать действия подсудимого, какую определить ему меру наказания.

Независимости судебной власти и ее носителей имеет множество проявлений: процедуры формирования судейского корпуса и прекращения полномочий судей, их несменяемость, финансовая независимость и др.

Самостоятельность судебной власти исключает подчиненность судов какому-либо внешнему руководству. Вопросы оперативной организации деятельности судов решаются внутри самой судебной системы структурами и органами, созданными судебной властью и состоящими из ее представителей (носителей).

Судебные акты могут быть изменены или отменены вышестоящими судами в установленном процессуальном порядке, но не требуют согласования и утверждения со стороны иных государственных органов.

В силу самостоятельности суд не делит функции по осуществлению правосудия с иными государственными органами.

6) властный характер полномочий суда .

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций и других юридических лиц и граждан.

Суд вправе применить к подсудимому принудительные процессу­альные меры - меры пресечения (арест, залог, подписка о невыезде и др.), привод, наложение ареста на имущество и т. д.

Решения суда обязательны для всех лиц, участвующих в судебном процессе и присутствующих в зале судебного заседания. В случае неподчинения указанных лиц распоряжениям председательствующего или нарушения порядка ведения дела председательствующий вправе принять меры по их устранению (удаление из зала суда, наложение штрафа и др.).

Решение суда - это закон по конкретному делу. Вынесенные судом приговор, решение, определение, постановление по вступлении их законную силу обязательны для всех государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории России (ст. 13, ст. 358).

Выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечиваются силой государства. В случае необходимости соответствующие органы и должностные лица могут применить принудительные меры для реализации решений и требований суда.

7)Участие представителей народа в осуществлении правосудия: ст. 32 Конституции Российской Федерации. ПЗ, АЗ.

Государство во все времена представляло собой специфическую структуру, основным элементом которой было население. Однако столь большое скопление людей требует постоянного надзора. В противном случае их деятельность попросту выйдет из-под контроля и станет совершенно неэффективной. Иными словами, анархия в обществе полностью остановит правовую эволюцию любой страны. Этот фундаментальный принцип всегда обуславливал необходимость существования сильной государственной власти. Однако управление страной разделяется между различными сферами непосредственной жизнедеятельности человека. В связи с этим можно выделить несколько одной из которых является судебная. В Российской Федерации она представлена системой определенных органов, которые реализуют в жизнь ряд специфических функций. При этом судебная власть имеет свою структуру, признаки и нормативное регулирование. То есть данное явление имеет комплексный характер, что обуславливает необходимость скрупулезного изучения этой достаточно интересной проблематики.

Разделение сфер государственного управления

Большинство людей не знает, как появилась судебная власть. Данная отрасль государственного управления формировалась большое количество времени на территории всей планеты и, в частности, нашего отечества. Изначально, судебной власти как таковой не существовало. Отдельные функции этой категории осуществлялись монархами и специально созданными ими органами. Но все кардинально поменялось в период Нового времени. Данный этап ознаменовал эволюцию власти, которая проявилась в переходе от единоличной к коллегиальной форме управления. То есть, на смену монархии, как базового института координации общества, пришли более демократические организации. Основой таких изменений стал принцип Он был разработан Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Согласно данному принципу существует в законодательной, исполнительной и судебной форме. Каждое направление имеет в своем составе специальные органы. С момента изобретения принципа судебная власть, функции которой представлены в статье, обретает определенную независимость и ряд иных специфических аспектов.

Что собой представляет судебная ветвь управления?

Судебная власть, функции которой представлены в статье, представляет собой независимую сферу координации общества, которая реализует свои задачи через определенную систему государственных органов, наделенных исключительными полномочиями. Данная ветвь занимает особое место в аппарате управления страны. Ведь её деятельность осуществляется на основе ряда правовых принципов, которые закреплены в Конституции России и иных нормативных актах нашей державы.

Разграничение терминов

Следует отметить, что крайне часто путается с термином «судебная система». Словосочетания действительно похожи. При этом их «родство» определяется как лингвистическим, так и содержательным моментом. Однако полностью отождествлять судебную систему и власть нельзя. Суть состоит в том, что первый термин характеризует структуру органов, наделенных рядом особых полномочий в сфере правосудия. Что касается судебной власти, то это, как мы выяснили, одна из ветвей государственного управления, которая функционирует наряду с исполнительной и законодательной сферой.

Признаки судебной власти

Функции судебной власти невозможно рассматривать без анализа характерных моментов данной категории. Если мы говорим о признаках, то именно они позволяют разобраться в специфике этой сферы регулирования. При этом ключевые особенности судебной власти закреплены в основном законе - Конституции Российской Федерации. Согласно её положениям, судебная ветвь характеризуется следующими признаками, а именно:

  • полной независимостью от влияния иных форм власти;
  • возможностью применения различного законодательства для решения правовых споров;
  • единством системы соответствующих государственных органов;
  • подчиненностью всех судей централизованной нормативной базе;
  • наличием финансовой поддержки со стороны государства.

Одним из важных принципов является тот факт, что весь спектр полномочий принадлежит исключительно судам. То есть реализовать задачи ветви могут только эти органы и никакие более.

Функции судебной власти - понятие

Каждый существующий на сегодняшний день орган производит свою деятельность с определенной целью. То есть конкретные ведомства создаются для реализации определенных задач. При этом в процессе своей работы они осуществляют те или иные функции. Но что собой представляют функции судебной власти в РФ? Следует отметить, что в научной среде существует несколько основных подходов к рассмотрению этой категории. Изначально функции судебной власти рассматривались, как совокупные системы определенных полномочий, которые выделяли ветвь среди других форм управления. Однако, с течением времени стало понятно, что значение категории является куда более широким. На основе этого сформировалась иная точка зрения. Её приверженцы утверждают, что функции судебной власти в РФ - это направления непосредственной деятельности ветви управления, в рамках которых реализуются отдельные задачи и применяются методы правового регулирования. На сегодняшний день такая трактовка имеет основное значение. Она также помогает разграничить основные направления разных ветвей управления. К примеру, функции законодательной и судебной власти имеют похожую структуру, однако их содержание не является идентичным.

Основные функции судебной власти

Существует ряд ключевых направлений деятельности упомянутой в статье ветви управления. Они исходят из принципов построения судебной власти в Российской Федерации и положений отдельных законодательных актов. Таким образом, можно выделить следующие функции, а именно:

В данном случае необходимо отметить, что функции судебных несколько отличаются от направлений деятельности, представленных выше, о чем будет рассказано далее в статье.

Особенности надзора, контроля и правосудия

Существует несколько основных направлений, которыми характеризуется судебная власть. Функции и правосудия можно назвать ключевыми. При этом последнее направление присуще исключительно судебной Следует отметить, что функция правосудия проявляется в возможности соответствующих органов разрешать правовые споры и выносить по ним свое решение, которое, в свою очередь, является обязательным.

Контроль и надзор - это функции, проявляющиеся в законном обосновании мер принудительного характера. То есть лишь на основе судебного решения лицо может быть ограниченно в своих правах. Таким образом, следствие, оперативно-розыскная деятельность осуществляются исключительно под контролем судебных органов.

Удостоверение фактов и толкование норм

Не менее важными, но не столь яркими являются две иные функции судебной власти. К ним относится направление удостоверения юридически значимых фактов и толкование правовых норм. В первом случае мы говорим об исключительной возможности судебных органов придавать юридический вес определенным моментам действительности. В соответствии с этим суд может признавать лиц умершими или же безвестно отсутствующими, а также устанавливать наличие брачных и родственных отношений. Толкование правовых норм - это направление деятельность, которое проявляется в раскрытие представителями судебной власти значения определённых правил поведения. То есть в процессе своей деятельности органы соответствующей ветви управления могут толковать смысл и способ применения юридических норм.

Направления деятельности организаций ветви управления

Как уже указывалось ранее, функции судебных органов власти несколько отличаются от тех, которые присущи всей сфере регулирования. Поэтому их необходимо рассматривать отдельно. В данном случае нужно понимать тот факт, что функции конкретных органов являются более узкими. Поэтому в своей деятельности суды реализуют как общие, так и специфические направления. К примеру, функцией судебных органов власти является применение норм юридической ответственности к лицам, нарушившим правопорядок, а также восстановление гражданской справедливости.

Итак, мы попытались выяснить, что собой представляет судебная власть. Функции, признаки и ряд иных особенностей позволили определить ключевые моменты представленной категории. Следует отметить, что в современном обществе судебная система и одноименная ветвь власти играют значимую роль. Поэтому данную сферу деятельности необходимо модернизировать, так как в скором времени её функциональность существенно расширится.

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей , которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость . В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ , поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами .

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ , а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ , верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи , которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ , федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Судебная власть и судебная система Российской Федерации имеют ключевое значение в построении взаимодействий в гражданском обществе и развитии экономики государства. Независимое и беспристрастное решение споров выступает в качестве неотъемлемого условия сохранения и восстановления нарушенных интересов и прав субъектов страны.

Понятие

Судебная система Российской Федерации включает в себя только определенные органы, уполномоченные на рассмотрение споров. Никакие иные структуры не могут осуществлять эту деятельность. Не допускается формирование чрезвычайных органов для разрешения дел. Конституционный закон о судебной системе Российской Федерации устанавливает ее независимость от исполнительной и законодательной ветви. В своей деятельности органы, относящиеся к рассматриваемому институту, руководствуются Административным, Гражданским, Уголовным кодексами. Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность уполномоченных институтов, сформированная в соответствии с административно-территориальным устройством страны. Органы, относящиеся к ней, связаны общими задачами. В каждом звене представлен комплекс инстанций одинаковой компетенции.

Федеральный Закон о судебной системе Российской Федерации

Этот нормативный акт считается основополагающим документом, в рамках которого регламентируется непосредственная деятельность инстанций, уполномоченных рассмотривать и разрешать споры. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции формирование основ судоустройства находится исключительно в ведении РФ, но не ее субъектов. Указанный выше нормативный акт подтверждает данное положение. Предписаний документ устанавливает принципы и правила деятельности уполномоченных инстанций. Таким образом, реализуется независимость и единство института.

Принципы

Единство системы в Российской Федерации обеспечивается посредством:

  1. Установления института нормативно-правовыми актами.
  2. Соблюдения правил, предусмотренных в законодательстве о судебной системе.
  3. Применения всеми уполномоченными органами общепризнанных норм и принципов, установленных в международных договорах и иных правовых документах, уставах и других актах субъектов страны.
  4. Признания обязательности реализации на всей территории государства решений судов, вступивших в силу.
  5. Закрепления единого статуса должностных лиц на официальном уровне.
  6. Финансирования мировых и федеральных судов из государственного бюджета.

Ключевые элементы

Органы, которые включает в себя судебная система Российской Федерации:

  1. Федеральные суды.
  2. КС субъектов.
  3. Мировые суды регионов.

К первым относят:

КС

Эта инстанция выступает в качестве судебного органа конституционного контроля. Он независимо и самостоятельно осуществляет свою деятельность в рамках полномочий. КС РФ не подчиняется никаким органам. Решения, принятые этой инстанцией, обладают обязательным характером. Следует сказать, что судебная система Российской Федерации существенно отличается от существовавшей в советское время. В прежний период инстанции не наделялись полномочиями на осуществление проверки правомерности нормативных актов. Вследствие этого, зачастую права советских граждан, закрепленные Конституцией, являлись только формальными. Закон РФ о судебной системе Российской Федерации был разработан по международным образцам. В нем предусматривается несменяемость должностных лиц КС, неподотчетность, запрет на осуществление политической деятельности и работы по совместительству. Основной задачей конституционных судей выступает определение соответствия международных соглашений РФ, норм федерального и регионального законодательства, а также правоприменительной практики положениям Конституции.

Общие признаки

Структура судебной системы Российской Федерации отличается по ряду критериев от других государственных институтов. КС, инстанции общей юрисдикции, арбитраж представляют собой три независимых друг от друга элемента. Однако они связываются задачами по охране федеративного строя, экономической и политической систем, обеспечению правопорядка и законности, а также защите и восстановлению нарушенных интересов, свобод и прав граждан. Эти инстанции обладают общими признаками, по которым их отличают от прочих государственных институтов:


Судебное звено

Этот элемент имеет ключевое значение при рассмотрении деятельности института. Понятие судебного звена выступает как основа подразделения инстанций общей юрисдикции и арбитражей. К этой категории относят органы, которые наделяются одинаковой компетенцией. Они имеют идентичную структуру, занимают одинаковое положение в системе. Например, мировые и районные (городские) уполномоченные органы формируют первое звено. Вместе с этим имеет место и определенная иерархия. Районные суды считаются вышестоящими по отношению к мировым, которые действуют в пределах конкретной территории. Областные и соответствующие им инстанции образуют второе звено. ВС - третье, самое высшее. Основной объем дел находится на рассмотрении первых органов. Суды второго и третьего звена уполномочены проверять обоснованность и законность решений, принятых нижестоящими судьями. Любое дело, таким образом, рассматривается в двух инстанциях - первой и второй. Допускается также пересмотр материалов в надзорном порядке. Однако эта деятельность не считается разбирательством по третьей инстанции, так как осуществляется в исключительных случаях. Военные суды тоже включают в себя три звена:

  1. Инстанции гарнизонов и равные им.
  2. Военные суды групп войск, вооруженных сил, флотов, округов.
  3. Военная коллегия ВС.

Аналогично построена и арбитражная судебная система Российской Федерации.

Инстанция

Это понятие включается в перечень основных характеристик судебной системы. Инстанционное разделение осуществляется в соответствии с процессуальной компетенцией. В ее рамках вышестоящие органы вправе проверять решения нижестоящих, если имеет место их необоснованность и неправомерность. Они могут изменить или отменить принятые акты. Согласно процессуальной компетенции, судебная система Российской Федерации включает в себя органы первой, кассационной (второй) и надзорной инстанций.

Важный момент

Несмотря на определенную схожесть понятий "звено" и "инстанция", они не могут рассматриваться как тождественные. Первый термин относится к судоустройству. Звено - характеристика, по которой определяется место органа относительно его деятельности в пределах конкретной территории. Инстанция выражает характеристику судопроизводства, она является разновидностью судебной деятельности. Такие определения, как "вышестоящий", "нижестоящий" не означают подчинение одних органов другим. Этими терминами обозначаются границы компетенции инстанций. Суды вышестоящей инстанции могут изменить или отменить решения нижестоящих, но не вправе давать указания о размере наказания, квалификации преступления и так далее.

Нормативное регулирование

Суд занимает в общей системе органов власти исключительное положение. Только он может завершить спор между ответчиком и истцом, признать виновность субъекта, назначить уголовное наказание. В этой связи в рамках Конституции идея отграничения судебной власти от прочих отражена в самостоятельной главе 7. Вместе с этим, принцип разделения упоминается и в главах "Президент", "Федеральное Собрание", "Правительство". Реформа судебной системы началась с принятием Конституции в 1993 году. Впоследствии были приняты прочие основополагающие нормативные акты. В частности, к ним относят Закон "О судебной системе Российской Федерации". К основополагающим следует отнести нормативный акт, регламентирующий статус лиц, уполномоченных на рассмотрение дел. Все принятые на основании конституционных положений законы конкретизируют организацию, характер и способы реализации судопроизводства.

Суть института

В общих чертах она определена в ст. 118 Конституции. В ней и отраслевых нормативных актах приводятся положения, относящиеся к процессу построения института. Это, в частности, касается создания судейского корпуса, порядка организации и работы инстанций, полномочий. В первую очередь, положения регламентируют деятельность КС, ВС и ВАС. Закон о судебной системе раскрывает основополагающие принципы:


Полномочия

Существенное значение в законодательстве отводится регламентации компетенции органов судебной системы. В круг полномочий инстанций входит:

  1. Отправление правосудия.
  2. Надзор за правомерностью и обоснованностью принятых решений, действий органов госвласти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, граждан и должностных лиц.
  3. Контроль конституционности.
  4. Обеспечение реализации приговоров, определений, приказов и прочих актов, принятых по результатам рассмотрения дел.
  5. Разъяснение вопросов судебной практики.
  6. Участие в формировании органов и содействие инстанциям.

В компетенцию судов входит разрешение самых разных вопросов от гражданских споров до дел, касающихся основ государственного строя Российской Федерации.