Правовые основания публичного сервитута в отношении земельных участков. Публичный сервитут: что это

Устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.

В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут

Характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.

Отличия данных видов

Список документов, требуемых для регистрации :

  • платежка с оплатой госпошлины;
  • документы, устанавливающие права собственности;
  • соглашение о введении ограничений;
  • план участка, на который налагается обременение;
  • постановление суда, если дело было представлено судебному разбирательству.

Границы зон действия

Для публичного обременения необходимо на всех участках , подпадающих под зону ограничения. Производить данное действие должны . На сформированном плане указываются все границы действия обременения и отмечаются участки, находящиеся на . К прилагается межевой проект с указанием всех участков, которые будут затронуты обременением.

Другие отличия

Таблица с отличиями по ограничениям

Отличия

Публичный сервитут

Частный сервитут

Стороны, для которых вводятся ограничения

Введение ограничений в интересах большого круга лиц.

Наложение обременения в пользу определенного частного лица или нескольких лиц.

Устанавливается при помощи нормативно-правовых актов.

Принятие происходит при заключении соглашения сторон.

Получение выгоды

Почти всегда заключается на безвозмездной основе. Плата может быть назначена только при условии существенного затруднения при пользовании участком.

При невозможности использования участка владелец вправе потребовать выкуп или предоставление нового.

Всегда заключается на возмездной основе. Происходит ее владельцу. Величина устанавливается от размера убытков, причиненных обременением.

Необходимость согласования

Всегда согласовывается с местной администрацией

Нет необходимости в таком согласовании.

Разрешение о несогласии сторон

В суд обращается тот, на чей участок проводятся ограничения.

В судебный орган обращается тот, кто хочет установить сервитут.

Снятие ограничений происходит изданием акта о прекращении обременения.

Заключается соглашение о прекращении действия обременения или подается на рассмотрение в суд.

Сервитут накладывает ограничения на использование земли ее собственником. Это является вынужденной необходимостью, которая может быть связана с проведением каких-либо работ как со стороны частного лица, так и со стороны государства. Между этими ограничениями существует ряд различий по порядку оформления, по разрешению спорных ситуаций, по возмещению неудобств.

Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.

Виды обременения

Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:

  • строительства прохода или проезда;
  • прокладки линии электропередачи;
  • прокладки водопровода и др.

Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:

  • для проезда или прохода через земельный надел;
  • для использования земли;
  • для строительства пастбища;
  • для сенокошения;
  • для охоты и рыбалки;
  • для исследовательских работ и др.

Подробнее о публичном сервитуте

Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут - это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:

  • субъективное право;
  • способ обременения;
  • бессрочное или временное оформление.

К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:

  • линия электропередачи;
  • опоры под линии электропередач;
  • газовые трубы, подведенные к участкам;
  • водопровод;
  • канализация.

В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.

Основания для образования

Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:

  • Подписание документа о соглашении сторон (непосредственно собственника земли и другого лица или лиц).
  • Вынесение судебного постановления (необходимо в том случае, если публичное обременение неизбежно, и его необходимость очевидна, а собственник надела на уступки не идет).
  • Есть завещание.

Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет. Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий. В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.

Заявление

Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.

При написании заявления необходимо указать:

  • наименование объекта, его фактический адрес;
  • цель наложения обременения;
  • срок наложения публичного сервитута;
  • полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
  • информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.

Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета. Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам. Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

Принятие решения

После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение - населенные пункты федерального значения.

Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию. Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся. Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.

Установление публичного сервитута фиксируется путем или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:

  • заявление о регистрации обременения;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • нормативный акт или соглашение об обременении;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или документы доверенного лица;
  • план земельного надела, на который будет наложен сервитут.

Межевание

Публичный сервитут - это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел. А какие границы обременения нужно отображать при межевании - планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу. Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.

Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим. Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела. Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно. А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.

Договор

Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:

  • Предмет обременения, то есть на какую недвижимость будет наложен сервитут.
  • Кто выступает в качестве сторон соглашения и будет иметь право пользования наделом.
  • Подробное описание земельного участка (его границы, план размещения, площадь, какие объекты на нем расположены, в том числе растительность, в какую стоимость оценен объект, кадастровая информация).
  • Целевое предназначение земельного участка, условия пользования данным участком (каковы ограничения и в какое время).
  • Срок установления сервитута.
  • Если есть условия, при которых договор может быть расторгнут преждевременно, их необходимо указать.

После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.

Оценка и стоимость

Публичный сервитут - это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.

В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта. Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему. Весовым основанием для написания дополнения к договору является:

  • Перемена деятельности пользователей.
  • Право пользователя было расширено или ограничено на той же территории.
  • Внесение поправок в нормативно-правовой акт (при условии, что одна из сторон - госорган).
  • Пересмотр соглашения обеими сторонами и внесение соответствующих корректировок.
  • Вынесение судебного постановления.

Регистрация

Как говорилось выше, регистрация публичного обременения является процедурой обязательной и не предусматривает никаких исключений. Регистрировать документы могут органы юстиции, вносящие данные в единый реестр недвижимости. Подавать заявление на регистрацию должна та сторона, в пользу которой это обременение наложено. Публичный сервитут устанавливается на основе нормативно-правового акта, которой должен быть приложен к заявлению. Кроме этого, могут понадобиться ходатайства муниципалитета или другого государственного органа.

После того как сведения об обременении будут внесены в реестр, оно вступает в силу. Если сервитут накладывается не на весь земельный участок, а лишь на его часть, то к вышеуказанным документам прилагается еще схематический план с делением границ и отметками той доли недвижимости, которую затрагивает обременение. Если следует зарегистрировать несколько обременений, то каждое из них будет проходить регистрацию отдельно в установленном порядке.

Учитывая положения НК РФ, можно сделать вывод, что процесс регистрации публичного сервитута является платным. Поэтому его участнику нужно будет оплатить госпошлину. Ее размер зависит от того, кто оформляет обременение и в каком регионе. Если это физлицо, то плата составит 500 рублей, если юрлицо - то 2 000 рублей. Каждое следующее внесение изменения также подлежит регистрации и облагается пошлиной, но в меньших размерах. Физлицо заплатит 100 рублей, юрлицо - 300, а муниципалитет - всего 50 рублей.

Когда прекращается обременение

Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.

К таким основаниям относятся:

  • смерть владельца земельного надела;
  • официально оформленный отказ пользователя от обременения;
  • ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
  • объединение сторон для ведения совместной деятельности;
  • постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
  • завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.

Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.

Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование И на крайний случай собственник сможет их арендовать. Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией. Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).

Особенно безапелляционным оказывается установление публичного сервитута , позволяющего государству проводить необходимые работы в условиях расположения на территории , обременённого зависимостью от имущественных интересов государства или муниципалитета.

Общая информация

Публичный сервитут в отношении возникает в условиях взаимозависимости разных видов объектов, принадлежащих разным лицам и располагающимся на совместном участке земли.

Ответ на вопрос «Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков» вы можете узнать .

Использование участка, попадает под ограничение с обеих сторон.

Муниципалитет или организация вынуждены проводить соответствующие действия на участке гражданина, которому он принадлежит или устанавливать на его части собственный имущественный объект: трубу газопровода, бойлер, трансформатор и т.п.

Осуществляя правоустанавливающее взаимодействие на участке для нужд муниципалитета , на него налагается публичный сервитут.

Земельный сервитут – это использование чужого участка земли, на основании законного прецедента (уважительной причины ), ограничивающего в правах на оговоренную часть принадлежащего ему земельного участка.

Наиболее приемлемый и взаимовыгодный вариант – ограничение, принятое на основании взаимных договорённостей . При отказе со стороны собственника – через суд . Установление сервитута представлено по двум типам субъекта ограничения:

  • (общественный) сервитут, возникающий для нужд ограниченного количества лиц;
  • публичный сервитут, имеющий муниципальное значение.

Частный характер сервитута возникает из отношений частных лиц или общественных интересов групп людей, взаимодействующих в пределах общих земель или на участках, соединяющихся друг с другом .

Эти отношения обременены в связи с реальным положением вещей: стены домов, межевые заборы, трубы, стены надворных построек зачастую устанавливаются вплотную к землям соседствующих участков.

На сегодняшний день существуют требования при планировании строительных работ , связанные с эксплуатацией или обслуживанием зданий. Но в кварталах старинных построек, эти требования не всегда были соблюдены, что приводит к некоторым неудобствам.

Обременённость участка сервитутом среди частников не столь распространённое явление, здесь в приоритете устные договорённости .

Но когда, например, сосед затеял ремонт своего дома, его строительство, прокладку водопровода или газопровода через близлежащий участок, где ему не позволяют проводить соответствующие работы, то возникновение сервитута может стать насущным .

В некоторых случаях сосед собственник предложит занять часть участка гражданина за приемлемую плату , собственным имущественным объектом. Если это предложение будет принято, то сервитут, как способ пользования участком , станет гарантией сохранности имущества на чужой территории.

Возможны случаи установления общественного сервитута дачными или гаражными кооперативами , когда на участок одного из членов, устанавливается общественный имущественный объект, с взаимным предоставлением преимуществ. Чтобы эти отношения носили правоустанавливающий характер, их скрепляют отношения сервитута.

Носит правоустанавливающий прецедент изначально, так как он всегда вызван необходимостью использования земель для действий, согласованных с административным образованием и – в интересах населения. Также они могут носить характер федеральных правоустанавливающих полномочий.

Однако для жителей городов некоторые обременяющие их, муниципальные объекты не являются сервитутами. К таковым, в первую очередь, относятся линии электропередач , налагающие на собственника участка ограничения и ряд запретов.

Он утрачивает право строить здание под проходящими над участком проводами и даже вырубать деревья. Подобные ограничения могут налагать и другие линейные объекты, а также – линейно-кабельные сооружения.

Границы зон действия

Границы зон действия публичных сервитутов оформляются путём составления межевого проекта .

Этот документ не основной, он дополняет данные межевого плана, в котором содержатся сведения из кадастровых записей и указаны кадастровые номера .

Когда сервитут охватывает комплекс земельных участков , межевой проект наносится на всю территорию зоны обременения. Межевой проект составляется кадастровыми инженерами и проектировщиками соответствующей квалификации.

Если отдельный муниципальный объект располагается на одном участке , принадлежащем собственнику, то межевой проект составляется на основании межевого плана соответствующего , с учётом соответствующих кадастровых записей.

Для этого копируется снимок с интерактивного плана, затем на него наносятся межевые линии, выделяющие зону участка, обременённую сервитутом. Межевой проект утверждается муниципалитетом и составляется по типовому образцу.

Основания возникновения

Основания для возникновения публичного сервитута продиктованы муниципальными нуждами . Основанием будет служить поданное главе местной администрации заявление о насущной необходимости , с обоснованием причины.

возникает исключительно на законном основании и опирается на нормативные правовые акты РФ и хозяйствующего субъекта региона. Решение принимается на основании публичных слушаний.

Здесь определяется необходимость пользования на основании:

К числу оснований могут относиться и другие причины. Особенно важны те, что позволяют населению отдыхать на природе, ходить на озёра или в леса.

Порядок установления

Порядок установления публичного сервитута осуществляется на основании 23 статьи ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Он определяет наименьший ущерб для лица, позволяя ему предельно свободно пользоваться своим участком. Сервитут может быть установлен на определённый срок , в пределах проводимых работ, а может быть бессрочным .

Землепользователь имеет возможность определить плату за сервитут . Когда сервитут нарушает интересы землепользователя кардинально, то он имеет право обратиться в муниципалитет с заявлением о возмещении материального ущерба и предоставлении ему другого, равноценного участка.

По окончании работ, когда необходимость ограничения отпадает, гражданин может просить отмену сервитута . При распоряжении имуществом, сервитут продаётся, меняется или дарится вместе с землями . Сервитут регистрируется в отделении Росреестра после получения административного акта.

Алгоритм действий

Рассмотрим алгоритм установления публичного сервитута.

Для его производства, нужно подать заявление в органы местную администрацию.

Обратиться с заявлением могут:

  • муниципальные образования;
  • физические лица.

Это нормативный акт, однако, его действия носят индивидуализированный контекст, который рассматривает узкую проблему пользования землями с точки зрения широкой общественности . Поэтому при обращении должны учитываться все нюансы.

Составление заявления

Заявление пишется на имя главы местной администрации , в соответствии с муниципальными нормативами. Его фамилия, инициалы и должность пишутся в верхнем правом углу, ниже указываются данные подателя заявления. После этого посередине листа указывается наименование документа (заявление) и в основной части содержится подробная информация по следующим моментам:

  • сведения об участке;
  • цели сервитута и объяснения причин правомерности;
  • планируемый срок его установления (исходя из объёма и сроков проводимых работ) или бессрочно;
  • сведения о собственниках и их отношении к проводимым работам;
  • сведения о заявителе;
  • дата, подпись (с расшифровкой).

После подачи заявления, будет указана дата слушания по поставленному вопросу. До начала слушаний, уполномоченная комиссия тщательно рассмотрит материалы дела для установления наиболее полной и объективной картины.

При установлении обременения федерального значения, сроки рассмотрения вопроса комиссией, не устанавливаются.

Полученные материалы и поданное заявление станут предметом рассмотрения для вынесения решения.

Материалы слушаний оформляются протоколом, на основании выписки из которого, подготавливаются административные решения .

В течение трёх дней после вынесенного решения и подготовки необходимых документов, инициатор может подойти лично и получить решение на руки, под расписку о его выдаче. Кроме того, результаты слушаний должны быть представлены на сайте государственных услуг . Далее оформление сервитута потребует регистрации в кадастровых записях участка.

Если полученное решение, по результатам будет неудовлетворительным , то в течение 10 дней после его получения, можно обратиться в суд для его обжалования.

Значительно быстрее вопрос будет урегулирован, если при обсуждении возникнет прецедент соглашения. Добровольно договориться можно ещё до подачи заявления в муниципалитет.

Составление соглашения потребует указать наименование сторон, с полным указанием данных, в том числе – и , а также (юридические лица) и формы собственности предприятия.

После сведений о сторонах, указывается наименование документа (соглашение об установлении сервитута ), и в основной части указывается:

  • причина, с подробным объяснением необходимости проводимой деятельности;
  • все имеющиеся сведения на основании записей учёта и характеристик земельного участка;
  • срок, или претензия на установление бессрочно;
  • подписи сторон (с расшифровкой), дата составления соглашения.

Публичный сервитут всегда имеет вид акта федерального или муниципального значения , поэтому его легализация требует административного утверждения. В связи с этим, главе администрации подаётся заявление вместе с соглашением.

По решению администрации, вопрос может быть решён на основании представленного соглашения.

При необходимости (значимости обременения сервитутом), оба документа будут представлены на слушания.

После полученного нормативного решения от административного органа, сервитут должен быть зарегистрирован .

Регистрация

При регистрации потребуются следующие документы :

  • или представителя;
  • нормативный акт об установлении сервитута;
  • межевой план участка;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Госпошлину оплачивает лицо, в чью пользу которого регистрируется сервитут. Она составляет 6 000 рублей , так как в данном случае в процессе участвуют юридические лица.

Если сервитут не зарегистрирован, но запись в кадастровом учёте имеется , то, вероятно, участок подлежал имущественной сделке. Необходимо понимать, что участок передаётся новому владельцу вместе с обременением сервитутом.

Если не зарегистрировал участок в Росреестре, значит – регистрации участка не будет, так как регистрацию нужно обновлять с момента любого изменения, проводимого в отношении имущественного владения. Это нарушение условий существования сервитута , который всегда должен отражать реальное положение вещей.

Здесь возможны два решения:

  • провести регистрацию по с административным ответственным органом;
  • отменить обременение и кадастровую запись через суд.

Вполне вероятно, что срок обременения участка сервитутом завершился, но не была произведена регистрация отмены сервитута .

В любом случае, кадастровые учётные записи должны быть в полном порядке, поэтому с этим вопросом надлежит разобраться.

Прекращение

Прекращение публичного сервитута возникает тогда, когда заканчивается срок его действия , установленный нормативным актом. Если работы, в соответствии с которыми, налагалось обременение участка, закончены досрочно – землевладелец имеет право обратиться в административный орган к уполномоченному лицу с заявлением об отмене сервитута.

Прекращение путём отмены может быть произведено и в судебном порядке , если права землевладельца кардинально нарушены. При этом, землевладелец может продать свой участок юридическому лицу , обременившему его сервитутом или муниципалитету, за разумную плату.

В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин , в соответствии с которыми был установлен сервитут.

Итоги

Необходимо понимать, что обременение его земель публичным сервитутом – это необходимость, связанная с использованием его территории для нужд населения . Это потребность, которая по своей значимости стоит выше, чем индивидуальные интересы собственника.

Тем не менее, условия обременения должны быть сведены к минимуму , гарантируя возможность беспрепятственного пользования обеим сторонам.

При условии перегибов со стороны муниципалитета, собственник имеет право отстаивать свои интересы в суде или требовать равноценной замены .

Соглашения о публичном сервитуте земельных участков.

Публичный сервитут на земельный участок является одной из разновидностей обременения, которое налагается на земельный участок. Главная особенность публичного сервитута заключается в том, что он может быть установлен только по решению органа власти, но без изъятия земельного участка в пользу государства.

Публичный сервитут на земельный участок

Гражданский кодекс разрешает собственнику любого недвижимого имущества потребовать от владельца смежного земельного участка, а в некоторых случаях и любого другого земельного участка, предоставить ему возможность ограниченно пользоваться им.

То есть получается, что сервитут:

  • вещное право;
  • обременение;
  • может носить постоянный и временный характер.

Публичный сервитут на земельный участок может быть установлен только на основании:

Сервитут на земельном участке ни в коем случае не должен мешать собственнику распоряжаться и пользоваться своим земельным участком.

Если собственник не может пользоваться своим наделом, то он вправе обратиться в соответствующий орган государственной власти с требованием, чтобы тот изъял земельный участок, в том числе, путем выкупа за разумную цену.

При этом орган государственной власти обязан возместить собственнику участка все причиненные ему убытки или предоставить взамен равноценный по стоимости и по размерам земельный участок.

Публичный сервитут может быть установлен только с учетом результатов общественных слушаний.

Цели введения публичного сервитута на земельный участок:

  • проход/проезд через участок;
  • неограниченный доступ к прибрежным полосам;
  • проведение дренажных работ;
  • временное пользование для проведения изыскательских работ или исследований;
  • для охоты или рыболовства;
  • прогон скота через участок и т.д.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок?

Для того чтобы ввести публичный сервитут, нужно пройти несколько этапов.

1. Подача заявления . Подавать заявление могут органы государственной власти или местного самоуправления, физические и юридические лица.

Пробелом в законодательстве все еще остается вопрос, куда же идти с этим заявлением ?

Если толковать закон, то получается, что если речь идет об органе местного самоуправления - то обращаемся в администрацию муниципального образования; если о нуждах субъекта - то в соответствующий исполнительный орган, который занимается земельными вопросами в субъекте.

Например, в Пензенской области распоряжение об установлении сервитута выдает местное Правительство.

Еще одним интересным вопросом является то, каким именно актом будет устанавливаться сервитут: нормативным или индивидуальным ?

Если исходить из логики законодателя, то сервитут является обременением для конкретного участка и для конкретного владельца; поэтому правильнее будет говорить об издании индивидуального акта.

Но, с другой стороны, речь идет о том, что через этот сервитут будет «проходить» неограниченное количество лиц - значит, акт все же должен носить нормативный характер.

В заявлении должно быть указано:

  • участок, на котором устанавливается сервитут;
  • цели установления обременения;
  • срок действия сервитута;
  • сведения о собственниках участка;
  • сведения о лицах, для которых устанавливается сервитут и т.д.

2. Рассмотрение заявления органом государственной власти. Нормативным актом субъекта определяется орган, который занимается вопросом установления сервитута.

В том же акте прописывается срок, в течение которого должны быть рассмотрены представленные документы. В федеральных актах такого требования нет.

3. Организация общественных слушаний и вынесение решения по итогам слушаний. Общественные слушания - это, по сути, одна из разновидностей участия общества в решении касающихся их вопросов.

На сегодняшний день такой формы общественного участия в законодательстве не закреплено. Но данные слушания можно приравнять к сходу граждан.

Основным документом, который должен быть по результатам слушания, является протокол. В нем отражается повестка схода, количественный состав и итоги слушаний.

Земельный кодекс предусматривает, что общественные слушания носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер в принятии решения о введении сервитута.

4. Принятие органом власти решения об установлении сервитута и издание нормативного правового акта. В акте обязательно должно быть указание на земельный участок, обременяемый сервитутом (его площадь, место расположения, кадастровый номер и т.д.), сведения о собственнике участка, цели установления и срок сервитута и т.д.

5. Сервитут начинает «действовать» только после того, как сведения о нем будут внесены в ЕГРП.

При этом следует помнить, что сервитут - это ограничение не земельный участок. Соответственно, чтобы это ограничение зарегистрировать, в ЕГРП должны содержаться сведения об участке.

Документы, необходимые для регистрации:

Заявление о регистрации;
. документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
. нормативный акт об установлении сервитута;
. доверенность, подтверждающая полномочия представителя;
. план земельного участка.

Публичный сервитут: что надо знать о межевании земельных участков?

Публичный сервитут как один из видов обременений участка в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане.

Для того чтобы такие сведения отразить, необходимо провести межевание земель - то есть установить границы публичного сервитута на земельный участок.

Возникает вопрос, какие границы сервитута следует отображать при межевании: те, которые уже установлены или которые планируется установить? Является ли отсутствие акта органа государственной власти препятствием для проведения межевания?

На практике это выглядит следующим образом. Если участок зарегистрирован и поставлен на учет в кадастровой палате, то дожидаемся акта органа государственной власти об установлении сервитута и проводим межевание.

А что если участок, на котором планируется расположение сервитута, не зарегистрирован?

Тогда будет проводиться «двойная» работа. Межевание при оформлении участка и межевание при установлении сервитута.

Но можно ли в данном случае сделать все одним разом, если владелец участка точно знает, в каком именно месте будет расположен сервитут?

Рассмотрим данный вопрос с юридической точки зрения. Проект межевания земельного участка не является основообразующим и правопорождающим документом. Он либо «фиксирует» состояние уже имеющегося земельного участка, либо с учетом требований «формирует» (но не утверждает) предложения по границам земельного участка.

В этом случае в плане межевания земельного участка должны быть отражены уже существующие сервитуты (то есть, в отношении которых имеются соответствующие документы).

Но, с другой стороны, Градостроительный кодекс не запрещает такие действия.

Учитывая всю сложность процедуры оформления публичного сервитута, лучше всего проводить межевание с определением границ после издания соответствующего правого акта.

SOS: как защитить свои права в случае установления публичного сервитута?

Как мы знаем, публичный сервитут устанавливается только на основании соответствующего акта органа власти, носящего нормативный характер, если это необходимо для обеспечения государственных нужд.

В случае возникновения проблем при реализации прав, предусмотренных законодательством, владелец участка вправе обратиться за судебной защитой.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом, рассмотрение таких дел относится к компетенции арбитражных судов.

Если собственник земельного участка заявил требования о том, что земельный участок должен быть у него изъят за плату или через предоставление аналогичного участка, а государственный орган отказывает ему в этом, то заявление также подается в арбитражный суд.

Согласно законодательству, публичный сервитут вводится с учетом результатов общественных слушаний.

Истец А. подал иск в суд о признании недействующим постановления главы муниципального образования об установлении на его участке бессрочного сервитута, аргументировав это тем, что постановление было подписано без проведения общественных слушаний, которые предусматриваются статьей 23 Земельного кодекса. Суд первой инстанции отменил данное постановление. Однако в суде кассационной инстанции было выявлено, что сервитут устанавливается не по результатам слушаний, а с учетом результатов. То есть обязанности обосновывать постановление на результатах слушаний законом не предусмотрено.

Земельным кодексом также предусмотрено право собственника земельного участка установить соразмерную плату за пользование сервитутом, если установление сервитута привело к затруднениям в пользовании участком. Причем размер такой платы должен быть соразмерным.

Судебная практика определяет следующий вариант установления такой платы: исходя из соотношения площади участка, который принадлежит на праве собственности и площади участка, занятого сервитутом.

ООО «Ижевские транспортные линии» обратилось в суд для установления размера платы за пользование сервитутом в размере 300 руб. Суд первой инстанции при вынесении решения изменил сумму ежемесячной платы на 1092 руб. Аргументация следующая: истец занимает 2,3% от всей площади земельного участка ответчика. Это составляет 7 кв.м.; стоимость 1 кв.м. - 130 руб. Соответственно, 7*130=910 руб. Суд увеличил данную сумму еще на 20% с учетом того, что владелец участка должен получить разумную прибыль и компенсировать себе все неудобства. Итого, сумма составила 1092 руб.

Но главное, что стоит запомнить: публичный сервитут не устанавливается на основании решения суда!

То есть мы можем защитить свои права, только подав исковое заявление на решение органа власти об отказе в установлении сервитута или на признание недействительным акта органа власти о введении сервитута.