10 интересных вопросов по русскому языку. Занимательная викторина по русскому языку

Викторины - вид игровой деятельности, построенный на составлении ответов в письменной или устной форме на предложенные ведущим вопросы. Мероприятие предусматривает наличие правил, которые формулируются и доводятся до обучающихся преподавателем. Для чего нужна викторина по русскому языку? Попробуем разобраться.

Актуальность викторин

В современном мире в образовании появился вопрос мотивации учащихся к предметному изучению в связи с тем, что уровень знания русского языка среди населения значительно снизился. Решение данной проблемы заключено в использовании различных как во время проведения уроков, так и после них.

Одним из таких ресурсов является викторина по русскому языку. Ее можно использовать на различных этапах урока:

  • в начале для ;
  • в конце для проведения рефлексии;
  • а также в форме контрольного материала.

Кроме того, занятие можно приурочить к предметной неделе, посвященной русскому языку.

Виды викторин по русскому языку

Все задания можно разделить на несколько видов. Стоит заметить, что строгих рамок разграничения не существует. Отдельные виды имеют свойство переплетаться и дополнять друг друга.

Викторина по русскому языку может быть:

  • тематическая (вопросы в данном случае составляются по конкретной тематике, обычно проводится на уроках обобщения учебного материала);
  • межтематическая (поставленные вопросы в данном случае требуют от учащихся знаний из других областей наук);
  • развлекательно-развивающая (ответы на поставленные вопросы должны стимулировать учащихся к логическому мышлению).

Вне зависимости от выбранного педагогом вида викторина по русскому языку обязательно должна:

  • быть интересной;
  • отвечать возрастному критерию знаний обучающихся;
  • стимулировать детей к изучению предмета;
  • быть образовательной;
  • предусматривать возможность участия каждого школьником;
  • быть разноуровневой.

Составление викторины по русскому языку

Подбором вопросов к проводимому мероприятию занимается чаще всего педагог-предметник, но в более старших классах, например, начиная с 8, такое задание можно поручить детям. Единственным условием является наличие контроля со стороны учителя.

В любом случае, кто бы ни составлял задания к викторине, нужно соблюдать следующую последовательность:

  • выбор тематики;
  • постановка реальных целей к проводимому мероприятию (это может быть, например, обобщение информации по заданной теме или актуализация знаний по предмету, необходимых для изучения нового материала);
  • выбор видового состава.

Дополнительно необходимо будет:

  • определиться в том, какая это викторина - групповая или индивидуальная (в зависимости от числа участников);
  • сформулировать вопросы таким образом, чтобы они были понятны не только ведущему, но и окружающим;
  • составить правила проведения мероприятия (стоит сделать разбалловку заданий и определиться, какое их количество соответствует определенной оценке).

С правилами проведения дети должны быть ознакомлены в начале проведения мероприятия. Лучшим вариантом считается выведение правил с помощью проекции на доску.

Как правильно назвать викторину?

Название викторин по русскому языку должно соответствовать некоторым принципам: оно должно быть емким, отражать цель проведения, понятным для массового состава.

Примером могут послужить: «Занимательный русский язык», «Русский язык и ЕГЭ», «Прямая и косвенная речь», «Химия в русском языке», «Знатоки русского языка», «Огромный мир грамматики».

по русскому языку

Кроме того, что викторины используются на различных этапах урока, они могут быть включены во внеклассное мероприятие в качестве определенного задания. Это особенно приветствуется на начальной стадии обучения детей. Викторина по русскому языку в начальной школе должна стимулировать учащихся к познанию данного предмета, но при этом соответствовать их уровню знаний.

Большое внимание педагогам приходится уделять наглядному материалу (использование ребусов, иллюстрированных загадок, сказочных героев). Дети в начальной школе отличаются эмоциональностью и желанием прийти на помощь попавшим в беду. Этот момент связан с обучением в дошкольном учреждении, поэтому на первоначальных этапах обучения его использование оправдано, особенно во внеклассных мероприятиях.

Для каждого возраста подбирается своя викторина. Игра по русскому языку в более должна носить больше познавательный характер, нежели развлекающий. Опять же это связано с возрастными особенностями ребенка. Дети старше 5 класса стараются утвердиться в коллективе за счет своих личных качеств (успешности в определенных предметах), поэтому возможность блеснуть знаниями они рассматривают с большим удовольствием. Но поскольку эрудированностью в русском языке может похвастаться далеко не каждый, используется форма викторины-игры, чтобы дать возможность каждому ученику проявить себя.

Викторины как форма обучения детей

Возможность заработать хорошую оценку по предмету позволяет шуточная викторина по русскому языку. Использование вопросов-шуток позволяет детям со средним и низким уровнем знаний по предмету исправить ошибки и дать правильный ответ. Это поможет поднять ребенку свою самооценку не только в собственных глазах, но и перед одноклассниками. А стимул получить долгожданную положительную отметку создает мотивацию к изучению.

Викторины по русскому языку могут быть следующими:

  • В каких словах по сто согласных? Ответ: стол, стог, стон и т. д.
  • В каком слове сто отрицаний? Ответ: стонет.
  • Какое местоимение может стать союзом при прочтении его в зеркальном отражении? Ответ: он - но.
  • Какова неопределенная форма слова вылечу? Ответ: вылететь или вылечить.
  • С буквой, о - я круг приятелей, С буквой, а С буквой, о - я круг приятелей, С буквой, а - мероприятие - мероприятие. ответ: компания - кампания.

Викторина - метод подготовки детей к экзаменам

Всем известно, что по окончании 11 класса детям необходимо сдавать экзамены в форме ЕГЭ, где на один вопрос дается несколько вариантов ответа. Для успешной сдачи экзаменов учителя начинают проводить работу уже с 5 класса. И в данном вопросе очень хорошим помощником может стать викторина по русскому языку с ответами, которую педагог готовит заранее.

В данном варианте на каждый вопрос викторины педагог предлагает несколько ответов, и ребенок должен выбрать правильный, по его мнению. Использование данного вида игровой деятельности на всем протяжении обучения позволяет выпускникам чувствовать себя более комфортно на государственной аттестации. Нестандартные формы уроков позволяют более качественно подготовить ребят к экзаменам.

В заключение

Возможность использования различных форм и методов в обучении позволяет каждому преподавателю не только разнообразить свою педагогическую деятельность, но и добиться хороших знаний среди обучающихся. А также организовать индивидуальный подход к каждому ученику. Викторина помогает учителю не только развивать интерес детей к предмету, но и структурировать базу знаний учащихся, правильно подготовить к экзаменам.

Нестандартные формы уроков всегда привлекают ребят. Викторина - отличный вариант занятия. Таким образом, педагогу удастся и проверить знания учащихся.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Внезапно: слова бык и пчела - однокоренные. Слов, начинающихся с буквы Й , в нашем языке целых 74. А в Книге рекордов Гиннесса зафиксировано слово длиною в 35 букв.

сайт не перестает удивляться сложности и богатству русского языка и представляет 20 занимательных и неожиданных фактов, которые вы наверняка не знали:

  • Большинство слов с буквой Ф в русском языке - заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой - флот .
  • В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь йод , йога и Йошкар-Олу .
  • В русском языке есть слова на Ы . Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
  • Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее: например, криво -, коротко -).
  • В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- - закоулок .
  • Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, - вынуть . Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им - (вын-им-ать ). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять , и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать ), однако впоследствии корень -ня - был переосмыслен как суффикс -ну - (как в сунуть, дунуть ).
  • Единственное односложное прилагательное в русском языке - это злой .
  • В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого ) и а- (авось ; устар. «а вось не повезет» ), образовавшимися от союзов и и а .
  • Слова бык и пчела - однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела . Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u . Если вспомнить диалектный глагол бучать , имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела , букашка и бык , то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.
  • Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица .
  • До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
  • В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического , в издании 2003 года - превысокомногорассмотрительствующий .
  • В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме - это прилагательное частнопредпринимательский . Состоит из 25 букв.
  • Самые длинные глаголы - переосвидетельствоваться , субстанционализироваться и интернационализироваться (все - 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись - по 25 букв).
  • Самые длинные существительные - человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами - по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).
  • Самые длинные одушевленные существительные - одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами - по 23 буквы).
  • Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, - неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на / , далеко не всегда фиксируемые словарем.
  • Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, - физкульт-привет (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
  • Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно - на букву короче.
  • В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить . Он победит , ты победишь, я ... победю ? побежу ? побежду ? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем» . Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».
  • Англичане для успешного усвоения трудной фразы «я люблю вас» пользуются мнемоникой «yellow-blue bus».

Использование различных викторин, в частности по русскому языку, как в учебном процессе, так и при организации досуга, помогает вызвать активный интерес к предмету, развивает сообразительность и живость ума у участников, расширяет кругозор, сплачивает коллектив, помогает с пользой и интересом провести время.

Викторина по русскому языку "Игра слов"

с вариантами правильных ответов

1. Игра «Колесо из букв» (смотрите рисунок). Необходимо найти и прочитать максимально возможное количество слов. Читать можно в обоих направлениях. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Варианты ответов: колесо, кол, лес, лесок, око, сок, осел, село.

2. Задание второе. Назвать пословицы и поговорки, в которых упоминаются числительные. Какая команда или игрок назовет больше таких пословиц, побеждает.

Примеры ответов (подобных пословиц и поговорок в русском языке очень много):

Семеро одного не ждут. У семерых нянек дитя без глаз. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Вспомнить и назвать женские имена, которые пишутся и произносятся одинаково и слева направо, и справа налево.

Ответ: Алла, Анна, Ада, Аза и т. д.

4. Четвертое задание можно проводить на скорость выполнения. В словах «игра» и «веки» нужно переставить буквы таким образом, чтобы получились столицы близких к нам государств.

Ответ: Рига, Киев.

5. Кто назовет больше пословиц и поговорок о дружбе?!

Пример ответов:

Не в службу, а в дружбу. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Одной рукой и узла не завяжешь. Старый друг лучше новых двух. Для друга и семь верст не околица. Худой мир лучше доброй ссоры. И т. д.

6. Шестое задание викторины по русскому языку. Кто больше придумает слов, которые отличаются от заданного только на одну букву. Количество букв при этом остается неизменным. Заданное слово может быть любым, например «коза».

Примеры ответов: лоза, поза, кора, роза, доза, коса и т. п.

7. Следующее задание викторины звучит так. Вспомните и назовите как можно больше слов, характеризующих приятный аромат цветка. Или назовите наибольшее количество слов-синонимов к слову «ароматный».

Ответ: ароматный, душистый, благоухающий, пахучий, запашистый, благоуханный, духмяный и т. п.

8. Восьмое задание викторины по русскому языку заключается в следующем. Нужно назвать наибольшее количество слов, которые употребляются только во множественном числе, то есть не имеют формы единственного числа.

Пример ответов: ножницы, шахматы, очки, брюки, каникулы, чернила, будни и т. п.

9. Кто больше назовет слов, характеризующих такое время года, как зима.

Ответ: холодная, лютая, суровая, длинная, запоминающаяся, снежная, долгожданная и т. д.

Примечание: если викторина проводится как командная игра, можно дать участникам команд такие задания.

Задание для первой команды. За одну минуту написать как можно больше слов, характеризующих зиму.

Задание для команды номер два. За одну минуту написать наибольшее количество слов, характеризующих лето.

10. Последнее десятое задание нашей викторины по русскому языку состоит в следующем. Необходимо назвать и пояснить устойчивые выражения (фразеологизмы) со словом «рука». Побеждает в этом конкурсе тот, кто сможет вспомнить и объяснить больше таких выражений. Пример: выражение «руки не доходят» означает, что не хватает времени или сил, чтобы сделать намеченное.

Ответы: «из рук вон» - очень плохо, «руки чешутся» - очень хочется что-либо сделать, «правая рука» - самый хороший помощник, «рукой подать» - очень близко, «набить руку» - научиться чему-то определенному, приобрести какое-либо умение и т. п.

Таких устойчивых выражений существует очень много. Я привела в пример только некоторые. Оставляю место для вашего творчества, дорогие читатели.

Ведущий.

Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник, который имеет необычное название: "ВИКТОРИНА". Кто из вас может объяснить, что означает это слово?

Викторина - это, когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них.

Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по русскому языку и чтению. В ваших классах уже прошли предварительные викторины, и вы смогли выбрать наиболее подготовленных детей. Я приглашаю на сцену команды "Угадай-ка" и "Любознательные".

Ведущий представляет членов жюри (классные руководители, завуч начальных классов, библиотекарь).

Задание 1

Командам предлагается магнитная доска и набор отдельных слогов и букв. Надо постараться из данных слогов получить слова путем добавления одной буквы.

5 слов - 5, 4 слова - 4 и т.д.

БА, КО, СО, РИ, ЛА

БА, КО, СО, РИ, ЛА

Лежат отдельные буквы.

Задание 2

Командам выдаются одинаковые комплекты из четырех картинок по развитию речи. Нужно придумать красивый, связный рассказ.

Пока команды готовятся, ведущий проводит с болельщиками игру "Доскажи словечко". Болельщики обеих команд отвечают по очереди.

Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал... (конем).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно... (карандаш).

Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная... (картошка).

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... (капуста).

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки).

По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
- Очень длинная у девочки... (коса).

В яме спит зимою длинной.
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется... (медведь).

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? ... (мел).

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка).

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной... (медведь).

Молодцы! Каждая команда получает по 5 баллов. Ну, а теперь послушаем рассказы, которые приготовили нам команды.

Задание 3

Задание написано на доске.

УГАДАЙ-КЕ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ

1. -ле- -в- -

4. - -лев- - - -

Вопросы для "УГАДАЙ-КИ"

1. Без этого не играют в хоккей.

2. Этот в руке у Бабы-Яги.

3. Этот пекут, как пекут пироги.

4. Этот не знает, что значит улыбка.

5. В тот молочко наливают кошке.

6. Этот с болота приносят в лукошке.

7. Этот искал Карабас-Барабас.

Вопросы для ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ"

1. Первый лев пасет оленей.

2. Этот острый, в мыльной пене.

3. Третий - корм для лошадей.

4. Лев - источник новостей.

5. В пятом здесь бычок вздыхает.

6. Этот полю помогает.

7. А последний очень вял.

В этом конкурсе командам помогают болельщики. Если команда и ее болельщики не знают ответа, то отвечает команда соперника, и, таким образом, зарабатывает себе дополнительные баллы.

Задание 4

Ребята, вам пришла шифровка. Она напечатана необычными буквами, в которых не хватает одного элемента. Надо подумать какого, мысленно его приставить и прочитать 2 слова. Задание можно усложнить: команды шифруют друг другу слова.

УГАДАЙ-КЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ

Задание 5

На доске за 3 минуты написать как можно больше слов с сочетаниями:

УГАДАЙ-КЕ ---- ЧА- ЩА

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ ---- ЖИ - ШИ

В это время проводится конкурс для болельщиков.

1. Придумать слово, состоящее из трех букв и трех звуков.

2. Придумать слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.

3. Придумать имя девочки, в котором три слога.

4. Придумать имя мальчика, в котором на один слог меньше.

ПЕТР АЛЕША

Задание 6

Участвуют капитаны команд.

Ребята, надо отвечать на мои вопросы так, чтобы ответ начинался с буквы:

Как тебя зовут?

Где ты живешь?

Кто твоя сестра?

Кем работает отец?

Что ты любишь есть?

Твои любимые напитки?

Какие фрукты, ягоды ты любишь?

Задание 7

Участники должны угадать сказки и их героев.

  • Иван-царевич говорит ей:

Лягушка, лягушка отдай мою стрелу.

("Царевна-Лягушка", р.н.с.)

  • Отвечает золотая рыбка:

"Не печалься, ступай себе с богом. Будет вам новое корыто".

("Сказка о рыбаке и рыбке", А. С. Пушкин)

  • Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?

("По щучьему велению", р.н.с.)

  • Кто прислал телеграмму?

От дедушки ушел,

От бабушки ушел,

Скоро буду у вас. (колобок)

  • Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

  • Назовите аппарат, на котором Баба-Яга совершала свои полеты, (ступа)

Итак, ребята, наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов

КВН "Мой верный друг - язык мой русский"

Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык", - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.

Узбекская поэтесса Этебор Ахунова пишет:

"На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель -
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний -
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Я на том языке".

Раздается стук в дверь.

Ведущий (открывая дверь). Ребята, да к нам на праздник сам Русский язык пожаловал!

Русский язык. Здравствуйте! Здесь, кажется, собрались все мои друзья! Как я рад встрече с вами! Хочу поиграть с вами, а заодно и проверю (грозя пальцем), как вы русский язык знаете. Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном. Отвечайте хором.

Нога - ... (ноги).

Рука - ... (руки).

Дуга - ... (дуги).

Мука - ... (?).

Вот и ошиблись. Существительное "мука" не имеет множественного числа. Продолжаем дальше.

Ведро - ... (ведра).

Бедро - ... (бедра).

Метро - ... (?).

День - ... (дни).

Пень - ... (пни).

Лень - ... (?).

Цыпленок - ... (цыплята).

Козленок - ... (козлята).

Бочонок -... (бочонки).

Ведущий. Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Оценивать ваши знания будет Русский язык, а я стану ему помогать.

Конкурс "Трындычиха"

Ребятам предлагается очень быстро и правильно прочитать скороговорки. Например:

Архип осип, Осип охрип.

Шел с козой косой козел. И др. Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Трындычиха".

Конкурс "Алфавит-аукцион"

У ведущего в руках - карточки с буквами (вперемешку). Ведущий называет имя ученика, показывает ему букву и задает вопрос. Ученик должен в течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы. Если игрок не отвечает, он выбывает из игры, вопрос задается другому ученику. Вопросы можно задавать разные, используя одни и те же буквы по несколько раз.

Б - дерево?

В - дикое животное?

Д - имя девочки?

Е - ягода?

Ж - насекомое?

3 - певица?

И - государство?

К - спортивный снаряд?

Л - птица?

М - орудие труда?

О - огородное растение?

Р - школьная принадлежность?

С - родственница?

Т - писатель?

У - профессия?

Ф - первый книгопечатник на Руси?

Х - артист?

Ц - строительный материал?

Ч - единица измерения времени?

Ш - учебное учреждение?

Щ - сказочная рыба-волшебница?

Э - его можно услышать в горах?

Ю - игрушка?

Я - фрукт?

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Эрудит".

Конкурс "Всезнайка"

В игре участвуют двое. Игроки получают одинаковые карточки, на которых написаны слова, но некоторые буквы в них пропущены. Задание - дописать недостающие буквы: кто быстрее. Проигравший выбывает, его место занимает новый игрок (карточки новые). Примеры слов:

х... ... в (хлев);

к... ... щ (клещ);

я... ... с (ярус);

г... ... в (гнев);

б... ... щ (борщ);

щ.... : ... л (щегол);

Д... ... ... д (водопад);

Е... ... т... т (депутат). И др.

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Всезнайка".

Конкурс "Одним словом"

Ведущий читает вслух фразу, ученики должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов. Примеры фраз:

Мчаться на всех парах (стремительно);

Орать во все горло (громко);

Спать мертвым сном (крепко);

Работать, не покладая рук (усердно);

В час по чайной ложке (медленно);

Сделать на скорую руку (наспех);

Вылететь из головы (забыть).

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Краткость - сестра таланта".

Конкурс "Эй, моряк!"

Ведущий раздает детям карточки с заданиями. На карточках записаны слова (могут быть одинаковыми для всех или разными), в которых нужно зачеркнуть слово "море" и прочитать названия морских обитателей: кто быстрее. Примеры слов:

Кмореамморебалмореа (камбала);

Оммореаморер (омар);

Кремореветморека (креветка);

Моремеморедумореза (медуза);

Кмореальморемар (кальмар). Победителю конкурса Русский язык вручает бескозырку с надписью "Юнга".

конкурс "Капитан Врангель"

Детям предлагается разгадать зашифрованные слова и за 3-5 минут написать мини-сочинение, используя их все. Примеры слов:

100лица, во100к, рас100яние, про100р, те100, ли100к, 100рож, сви100к, по100вой, пи100лет.

Победителю конкурса Русский язык вручает капитанские погоны.

Конкурс "Гостеприимный хозяин"

Однажды кит, тритон, баран, оса и крот,
Барсук, улитка и акула
Залезли пировать в кроссворд.
Гремела музыка, и лес дрожал от гула.
На шум явились краб, лягушка, павиан,
Лиса и кенгуру, сова и пеликан,
И под конец совсем - вломились слон с ослом.

Всех разместить прошу за праздничным столом! (Подсказка: начать "размещать" удобнее с осы и кита.) Ответы:

  • по горизонтали: пеликан, акула, барсук, оса, лиса, тритон, слон, краб;
  • по вертикали: лягушка, кенгуру, павиан, крот, баран, улитка, кит, осел, сова.

Победителю конкурса Русский язык вручает фартук и ленту с надписью "Гостеприимный хозяин".

Конкурс "Самый глазастый"

Каждый ученик получает карточку с рассказом-загадкой. В рассказе "спрятаны" 15 названий растений. Попробуйте их найти.

"Рано утром мы вышли в поход. Шли бодро. Костя Никандров затянул песню о сотне юных бойцов, ее дружно подхватили... Грибы искали на опушке. Дружными усилиями насобирали пару ведер груздей. Кувшин каких-то неизвестных грибов насобирали Лия Иванова и Рая Сенькова, но их решили выбросить. Время пролетело незаметно. Вере скоро захотелось пить, и тут только она заметила, что ее фляжка пуста. Ее выручила Катя Блокова. Вечером разожгли костер, отдохнули, испекли в золе клубни картофеля. В обратный путь отправились уже поздно вечером".

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Самый глазастый".

Конкурс "Соображалка"

На плакате написаны слова: полумесяц, каникулы, кино, и, разум, книга, цыпленок, хор, урок, шоколад, бросок, коробка, карандаш, пожар, лепет,

Русский язык. Взяв по две стоящие рядом буквы из каждого слова, выписав их все подряд и разбив затем на слова, любой из вас узнает, что я о нем думаю. ("Умники и умницы, хорошо соображаете!")

Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Умник" или "Умница".

Ведущий. Вот и настало время попрощаться нам с Русским языком.

Русский язык. Нет, мы не прощаемся! Я только говорю вам "До свидания!". Не раз я приду еще к вам. А вот всех победителей сегодня особо благодарю и крепко пожимаю им руку.

Пожимает руки всем победителям.

Конкурс грамотеев

Оформление:

Пословица "Ученье - свет, неученье - тьма". Рисунки детей на школьную тему. Книжная выставка.

Звучит веселая музыка.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс грамотеев!

В конкурсе принимают участие две команды - "Ракета" и "Радуга". Членами жюри являются старшеклассники - победители предметных школьных олимпиад. Они же помогут мне проводить конкурс.

Условие конкурса вам известно: на вопрос отвечает команда, участник которой успеет первым поднять руку.

Итак, нашконкурс начинается!

Удар гонга.

Ведущий. 1 тур - математический.

Старшеклассник. Для того, чтобы решить задачу, нужны не только знания, но и смекалка. Давайте проведем небольшую разминку.

Попробуйте решить задачи.

Три мальчика - Коля, Петя и Ваня - отправились на ярмарку. По дороге они нашли три рубля. Сколько денег нашел бы Ваня, если бы он один отправился на ярмарку? (Ваня нашел бы те же три рубля.)

Три мальчика - Коля, Петя и Ваня - отправились на ярмарку. Навстречу им шли три бабушки. В руках у каждой бабушки - по три котенка. Сколько котят несли бабушки на ярмарку? (Ни одного. Котят несли с ярмарки.)

В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько кошек в комнате всего? (Четыре.)

Старшеклассник. Молодцы!

Ведущий. А теперь задание посложнее. Мною будут прочитаны отрывки из литературных произведений, герои которых совершают математические действия. Ваша задача: во-первых, проверить, верный ли дан героями ответ; во-вторых, сказать, из какой книги прочитан отрывок и кто ее автор.

Задание 1.

Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока... Буратино хитро подмигнул.

Врете, ни одного...

Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

Я же не отдам некту яблоко,хоть он дерись! Вопрос: верный ли дан ответ? (Нет. Правильный ответ: одно яблоко. А. Толстой, "Золотой ключик, или Приключения Буратино".)

Задание 2.

"На ста площадях по сто зеркал, - сказал Топсед Седьмой. - Сколько же это будет всего зеркал?"

Все вокруг почтительно замерли, и король начал по очереди спрашивать своих придворных.

"Вы знаете?"

- "Запамятовал, ваше величество. Мне в детстве трудно давалась арифметика."

- "Двести зеркал, ваше величество."

Вопрос: верный ли дан ответ? (Нет. Правильный ответ: десять тысяч зеркал. В.Губарев. "Королевство кривых зеркал".)

Задание 3.

Аля раскрыла учебник - так, наугад, где сам раскрылся. Прочла: "У Антоши на столе было девять солдатиков. Один барабанщик, остальные пехотинцы. Сколько было пехотинцев?" - "У какого это Антоши?" - подумала Аля.

Вопрос: сколько было пехотинцев? (Девять. И. Токмакова. "Может, нуль не виноват.")

Ведущий. Пока жюри подсчитывает первые итоги, я попрошу зрителей разгадать загадки.

Загадки зрителям.

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры.)

Шея длинная такая,
Хвост крючком...
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи - нет! (Двойка.)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал.)

В школьном ранце я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел.)

Ведущий. Попросим жюри объявить итоги I тура.

Подведение итогов. Удар гонга.

Ведущий. II тур - грамматический.

Старшеклассница. Для разминки давайте проведем игру "Третий лишний". Я буду называть вам по три слова. В каждой тройке два слова родственные, однокоренные, а одно - лишнее. Найдите лишнее слово:

Вода, водитель, водяной. (Водитель.)

Гора, пригорок, горе. (Горе.)

Лес, лестница, лесничий. (Лестница.)

Левый, лев, налево. (Лев.)

Старшеклассница. Молодцы!

Ведущий. А теперь задание посложнее. Русская народная пословица гласит: "Ученье - свет, неученье - тьма". За то время, пока зрители будут отгадывать загадки, команды должны подобрать однокоренные слова к слову "учение".

Команды приступают к выполнению задания.

(Примерные ответы: учение - ученик, учебник, учеба, учиться, учебный, ученический, ученичество, ученый, учитель, учительская, училище.)

Загадки для зрителей.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог! (Ранец.)

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней
- Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Я то в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? (Тетрадь.)

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак.)

Отгадай, что за вещица,
- Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет - сеет семена
Не на поле, не на грядке
- На листах твоей тетрадки. (Ручка.)

Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Пятерка.)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь наволю
- Где была пустота,
Там теперь красота! (Цветные карандаши.)

Ведущий. А теперь давайте проверим, как команды справились с заданием.

Ответы команд.

Исполняется концертный номер - песня "Чему учат в школе" (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

Ведущий. III тур называется "Книгочей". Мною будут прочитаны отрывки из детских книг. Вы должны отгадать, о ком говорится в прочитанных строчках и из какой книги они взяты.

Итак, внимание!

"Существо, немного похожее на таракана,но сголовой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: "Крри-кри", глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усами." (Говорящий Сверчок. А.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино.")

"В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развивались блестящие крылышки." (Эльф. Г.-Х. Андерсен "Дюймовочка".)

"На нем был длинный халат из красивой темно-синей материи, на которой были вышиты золотые звезды и серебряные полумесяцы. На голове была черная шапка с такими же украшениями, на ногах - красивые туфли с загнутыми кверху носками. (Волшебник. Н. Носов "Незнайка в Солнечном городе".)

"На краю сундука сидел маленький человечек... На голове - широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки". (Гном. С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".)

"Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. На диване жил колючий еж. В сундуке жили белые мыши." (Доктор Айболит. К.Чуковский "Доктор Айболит".)

"Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками." (Джинн Хоттабыч. Л. Лагин "Старик Хоттабыч")

Ведущий. Пока жюри подводит итоги, предлагаем вам посмотреть концертный номер.

Концертный номер

Ведущий. Пришло время конкурса капитанов. Победит тот капитан, который сможет правильно проговорить скороговорку:

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Капитанам необходимо дать время для тренировки, поэтому сначала скороговорку пытаются проговорить зрители, Затем по одному разу - капитаны. Только вторая попытка является конкурсной.

Ведущий. Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Я попрошу жюри подвести итоги.

Подведение итогов.

Викторина по русскому языку для обучающихся 10 - 11 класса

Автор: Загвоздина Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ ШР "СОШ № 5" города Шелехова Иркутской области.
Данная викторина по русскому языку предназначена для обучающихся старшей школы (10-11 класс), занимающихся по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной, но может полноценно использоваться в работе с другими современными учебниками. Она может быть проведена после уроков повторения по темам "Фонетика" и "Лексика".
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по изучаемым темам, пополнить лексикон старшеклассников, продолжить работу по формированию мыслительных операций.

Ход мероприятия.

Добрый день, гости и участники игры!
Я приветствую вас на викторине для старшеклассников. В игре принимают участие 2 команды (озвучить названия).
На экране представлено игровое поле с темами («Фонетика и орфоэпия», «Лексика», «Фразеология») и ценой вопроса (с увеличением цены вопроса (от 10 до 50) увеличивается и сложность задания). Вам пригодятся знания по русскому языку, которые уже приобретены на уроках, смекалка и логическое мышление, а также, конечно, умение работать сообща.
Задания выбирают по очереди, выполняют обе команды одновременно, но первой отвечает та, что делала выбор. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Подсчёт баллов мы доверим жюри, в составе которого … (представление членов жюри).
Кто же первый будет выбирать категорию? Тот, кто быстрее назовёт 10 букву алфавита (И).

«Фонетика и орфоэпия»

10 баллов.
Анаграмма – слово, образованное путём перестановки из всех букв исходного слова. Анаграммы «открыты» греческим поэтом Ликофроном в 3 веке до нашей эры. С тех пор привлекают внимание любителей слова. Вот и вам предстоит подумать и найти ответ.
Под седоком я мчусь как птица.
Но справа буква лишь одна
На левый край переместится,
Вмиг превращусь я в грызуна. (Рысак – крыса)
Кто по воде так быстро мчится?
Найди название ему.
Прочти иначе - превратится
Он в детский лагерь, что в Крыму. (Катер – Артек)
Читаем мы направо смело -
Геометрическое тело.
Прочтем же справа мы налево -
Увидим разновидность древа. (Куб – бук)
Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы.
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы...
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я бы полетела с треском
В ночной небесной тишине! (Карета – ракета)
20 баллов.
18 век запомнился филологам изменениями в русской азбуке. Сопоставьте буквы Э, Ё и Й с теми, кто утвердил их в русской письменности (Пётр Первый, Н.М. Карамзин, Академия наук).
Пётр Первый (1708) - Э,
Академия наук (1735) – Й,
Н.М. Карамзин (1793) – Ё (по документам Петербургской академии наук (1783).
30 баллов.
Я думаю, что вы без труда узнали эти стихотворные строки и с лёгкостью назовёте произведение и его автора.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка…

Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать.
Он знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать…

Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала…

Уж тёмно: в санки он садится.

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
им овладела понемногу…

Во времена Пушкина ударение в некоторых словах отличалось от современного образца. Найдите эти слова и назовите их в соответствие с современной нормой. (СчастлИвый, эпИграфы, мУзыка, темнО, англИйскому)
40 баллов.
Расшифруйте ребус (40 одёжек и все без застёжек) и отгадайте загадку (капуста).

50 баллов.
В 1 тысячелетии до н.э. на Земле жил народ, который историки назвали пра- или общеславянским. В языке праславян существовали сочетания ДТ (bredti) и ТТ (pletti). Мелькали века, проплывали тысячелетия, и в языке произошли изменения: оба сочетания превратились в одно – СТ. И в русском языке появились глаголы «бреСТи» и «плеСТи». Следы этого изменения и спустя 3000 лет мы находим в словах.
Поразмышляйте и установите, какое из праславянских сочетаний – ДТ или ТТ – было на месте СТ в следующих словах: меСТи, пряСТь, цвеСТи, краСТь, завиСТь, чеСТь, влаСТь, страСТь, пропаСТь.
ДТ
прясть – пряДу
красть – краДу
зависть – завиДую
власть – влаДею
страсть - страДаю
пропасть - пропаДаю
ТТ
мести – меТу
цвести - цвеТу
честь – чТу

«Лексика»

10 баллов.
Шарада – это загадка, в которой слово делится на несколько частей – отдельных слов. Вашему вниманию предлагаются две шарады. Приглашаю раскрыть их тайну.
Часть первая на земле остается,
Когда по ней кто-то пройдет.
Вторая – дается
Ошибками в долгом труде.
А словом охотник зовется,
Что зверя отыщет в тайге. (След – опыт)
Философ - первый слог шарады,
К нему союз прибавить надо,
Последний слог - местоимение.
Всё - в музыке произведение. (Кант – а – та)
20 баллов.
Подберите к словам антонимы так, чтобы первые буквы составили слово, имеющее отношение ко всем в этом зале (умница).
широкий – … (узкий)
твёрдый – … (мягкий)
старый – … (новый)
скучный – … (интересный)
дробный – … (целый)
неряшливый – … (аккуратный)
30 баллов.
Прочтите диалог из Интернета и ответьте: на каком лексическом явлении основан юмор данного отрывка (омонимия).
– Привет, люди! Хочется общения. Есть кто-нибудь?
– Да. Я.
– Один?
– Нет, его сын – Тор!!!
40 баллов.
А) В 19 веке один английский граф нанял для своего имения в Ирландии управляющего. Он был суровым человеком, часто наказывал крестьян и фермеров, а если у них не было денег, чтобы оплатить аренду, без жалости выгонял их. Люди, наслышанные о его жестокости, отказывались иметь с ним какие – либо дела. Соседи перестали с ним разговаривать, магазины перестали его обслуживать, а в церкви не садились рядом и не разговаривали с ним.
С тех пор наказание человека полной изоляцией именуется фамилией управляющего. Назовите фамилию управляющего (Чарльз Канингэм Бойкотт).
Б) В первой четверти 19 века жил в Москве немец Христиан Иванович. Был он человеком известным и уважаемым. Опытный врач, лейб – медик императора Александра I, профессор Московского университета, почётный член Петербургской академии наук. В 1828 году он открыл «Заведение искусственных минеральных вод». Со всей Москвы съезжались к нему князья, графы, старые барыни. Им он прописывал минеральные воды и обязательную прогулку в качестве радикального средства от болезни. По нескольку часов пациенты бродили по тропинкам парка в его лечебнице. В глазах простого люда, жившего неподалёку и наблюдавшего эту картину изо дня в день, всё это выглядело бесполезным времяпрепровождением. И они стали называть господ, шатающихся без дела, по фамилии врача – немца. Назовите фамилию доктора (Христиан Иванович Лодер).
50 баллов.
Все мы знаем, что русский язык – развивающееся явление. В нём с завидной регулярностью возникали, возникают и будут возникать новые слова. Мы обратим свой взор на неологизмы начала 21 века. По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь.
Внештатный сотрудник, работающий без заключения договора (фрилансер).
Человек, ведущий сетевой журнал или дневник событий (блоггер).
Форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов (шоппинг).
Автопортрет, снимок самого себя на фотокамеру (селфи).

«Фразеология»

10 баллов.
Нет на свете человека, который бы не знал, что такое конструктор. Забавная вещь! Из разрозненных деталей вдруг получается нечто удивительное: замок, автомобиль. Я предлагаю вам составить из отдельных слов фразеологизм.
а) принять сидячее положение;
б) предлог;
в) часть тела, соединяющая голову с туловищем. (Сесть на шею)
а) предлог;
б) незначительный по весу;
в) центральный орган кровеносной системы. (С лёгким сердцем)
а) предлог;
б) заявление об отстранении от участия в чём-нибудь;
в) орган зрения. (Для отвода глаз)
20 баллов.
Весёлый художник изобразил на рисунках фразеологизмы. Назовите их.


(Коломенская верста, дым коромыслом, козёл отпущения, всыпать по первое число).
30 баллов.
Назовите русские фразеологизмы, которые синонимичны европейским.
Английский: это еще все в воздухе, французский: это еще не в кармане, немецкий: это пока написано на звездах – (вилами на воде писано).
Английский: похожи как две горошины в стручке, немецкий: похожи как одно яйцо на другое – (похожи как две капли воды).
Французский: жить как петух в тесте, английский: жить в клевере, немецкий: жить как червячок в сале – (как сыр в масле кататься).
40 баллов.
Решите пропорции.