Реформа технического регулирования

Уже четыре года в РФ действует закон о техрегулировании, однако до сих пор практически не создано самих техрегламентов. Если этого не произойдет до 2010 года, страна останется вовсе без норм, регулирующих производство продукции. О проблемах в сфере техрегулирования и возможностях их решения в среду, 28 февраля, в ходе пленарного заседания Всероссийского делового форума Эффективное государство: партнерство власти и бизнеса рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Пугачев.

Он напомнил, что в 2010 году завершится переходный период, во время которого в РФ должна быть полностью создана система технического регулирования и разработаны все техрегламенты. И сейчас прошло уже больше половины срока, отпущенного на это. Если же к 2010 году в стране не появится технических регламентов, бизнес окажется в сложном положении, так как перестанут действовать все обязательные требования к продукции и процессам производства.

Как сообщил С.Пугачев, на сегодняшний день, спустя 4 года после принятия закона о техническом регулировании, постановлением правительства утвержден лишь один техрегламент, да и тот был разработан в инициативном порядке. В то же время завершены публичные обсуждения по 122 регламентам, которые готовы к внесению в Госдуму. В ГД уже внесено около 15 техрегламентов по регулированию производства пищевой, масложировой, молочной продукции, соков, табачных изделий, парфюмерно-косметической продукция и проч. Эти регламенты готовы к принятию, но ни на один из них нет положительного отзыва правительства, отметил С.Пугачев.

Еще 5 техрегламентов поступило в правительство, но часть из них уже возвращена на доработку. Это техрегламенты о безопасности химического производства, о пожарной безопасности, о безопасности продукции деревообработки, о безопасности низковольтного электрооборудования, о безопасности тракторов и сельхозмашин. Как отметил С.Пугачев, в этих регламентах нет предмета технического регулирования, а также в них содержится множество административных барьеров. Наконец, они не соответствуют требованиям ВТО, по которым техрегламенты устанавливают требования лишь к безопасности товарной продукции и процессам производства, влияющим на эту безопасность. А мы формулируем требования к производствам, которые даже во времена СССР не были установлены как обязательные, - заявил он.

Говоря об основных ошибках в реформе техрегулирования, С.Пугачев отметил, что разрабатываемые сегодня техрегламенты устанавливаются на вид экономической деятельности, тогда как должны устанавливаться в качестве требований к продукции. Кроме того, предпринимаются попытки все существующие обязательные требования загнать в техрегламенты, что нарушает их целостность. Также система технического регулирования в РФ строится автономно по отношению к мировой, но, если российские компании намерены эффективно работать на рынках зарубежных стран, необходимо учитывать и общемировые требования к техрегулированию. Наконец, следует скорректировать само определение технического регламента, заявил С.Пугачев.

Устранить сегодняшние проблемы, по его мнению, позволит закон, вносящий изменения в ФЗ о техрегулировании. Сейчас он готовится ко второму чтению в Госдуме. В нем, в частности, исключено деление регламентов на общие и специальные, которое, считает С.Пугачев, носило искусственный характер. Кроме того, регламентироваться будут лишь те производственные процессы, которые влияют на безопасность конечной продукции. Также новым законом вводится институт уполномоченных органов по сертификации, которые будут отвечать за соблюдение требований регламентов. С.Пугачев надеется, что этот закон будет принят. Вносимые им изменения направлены на приведение российского ФЗ о техрегулировании в соответствие с нормами ВТО и учитывают интересы промышленности, пояснил он.

ных на создание нормативной базы электронного документооборота конструкторской документации.

Использование информационных технологий занимает значительное место во всех сферах человеческой деятельности. В образовательном процессе они находят применение и как средство обучения и исследований в научной деятельности, и как объект изучения. Развитие информационной индустрии определяет и активное развитие ее нормативной базы, методические и практические основы которой освещаются в учебной и научной литературе, изучаются по программам специальных курсов. В пособии приведены классификационные группы национальных стандартов в сфере информационных технологий.

Развитие международных интеграционных процессов в образовании и науке, участие студентов в системе международного непрерывного образования стимулирует использование в образовательном процессе нормативных документов международной стандартизации. В пособии показаны основные направления деятельности международных и региональных организаций по стандартизации, приведены их адреса в сети Интернет, что позволяет осуществлять поиск необходимой информации в мировых ресурсах.

Все действующие стандарты, периодические издания, находящиеся в фонде библиотеки МИФИ, студенты могут получить в отделе нормативно-технической документации. Программное обеспечение библиотеки позволяет вести поиск информации о наличии нормативных документов в электронном каталоге. Библиотека располагает полнотекстовой базой стандартов.

Реформы в области технического регулирования

В 1992 – 1993 гг. были приняты федеральные законы «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации». Закон «О стандартизации» определил в стране деятельность в сфере государственной стандартизации. Стандарты носили обязательный характер, и несоблюдение их требований преследовалось по закону.

По мере перехода страны на рыночную систему хозяйствования, изменения всего уклада российской экономики, сложившаяся система государственной стандартизации стала не в состоянии соот-

ветствовать интересам отечественной экономики, не способствовала повышению качества и конкурентоспособности продукции, обеспечению условий для продвижения ее на зарубежные рынки. Потребности рынка диктовали необходимость совершенствования правовых основ в сфере стандартизации и проведения ее реформирования.

Принятый Государственной Думой в декабре 2002 г. и вступивший в силу с 1 июля 2003 г. Федеральный закон «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Все требования разделены на две категории: обязательные к исполнению (это требования безопасности, содержащиеся в технических регламентах) и добровольные, зафиксированные стандартами, выполнение которых будет осуществляться производителями. Закон определил участников работ по стандартизации, правила разработки технических регламентов и стандартов, их статус и взаимосвязь.

Изменение системы технического регулирования в стране приведет к уменьшению административного давления и повышения возможностей производителей, устранению технических барьеров в торговле, защите потребителей от опасной продукции.

Одной из целей введения Закона явилась необходимость гармонизации российского технического законодательства с международным, что является обязательным условием для присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО).

Федеральный закон разработан в строгом соответствии с Генеральным соглашением ВТО по тарифам и торговле 1994 г., определяющим схему технического регулирования безопасности продукции и услуг во всех странах – членах ВТО. Переход России на международно признанные принципы и правила технического регулирования будет способствовать интеграции России в мировое торговое пространство.

Введение в силу Закона предопределило необходимость реформирования всей системы проведения работ по стандартизации в стране. В переходный период до 2010 г. предстоит привести в соответствие с его требованиями законодательную и нормативноправовую базу технического регулирования, сформировать национальную систему стандартизации.

Опыт четырехлетнего функционирования Закона показал, что необходимо совершенствование законодательства в области технического регулирования, и 21 мая 2007 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (ФЗ № 65)»» . Его нормы направлены на уточнение сферы действия Закона , видов технических регламентов и видов безопасности, применительно к которым они разрабатываются, формы принятия технических регламентов, уточнены и дополнены функции органа по сертификации и системы государственного контроля и др.

Принятый ФЗ № 65 должен способствовать ускорению реформы технического регулирования, гармонизации российской системы технического регулирования с международными, в частности Европейского союза.

Исполнять функции национального органа по стандартизации определено Правительством РФ Ростехрегулированию, обеспечивая соответствие утверждаемых стандартов интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и науч- но-техническому прогрессу.

Цели, задачи и направления развития системы стандартизации содержатся в одобренной распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р Концепции развития национальной системы стандартизации .

Концепция развития национальной системы стандартизации

В Концепции обозначены основные направления развития стандартизации, включающие в себя:

совершенствование законодательных основ национальной системы стандартизации;

усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации; развитие организационно-функциональной структуры национальной системы стандартизации, ее экономических основ, фонда документов и информационного обеспечения в области стандарти-

зации; совершенствование взаимодействия с международными и ре-

гиональными организациями по стандартизации;

развитие работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации.

Решение задач Концепции будет проводиться поэтапно в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.

Выполняя поручение Правительства РФ Ростехрегулирование в настоящее время разрабатывает перспективную программу развития национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами в научно-технической и производственной сферах. Программа направлена на создание комплекса стандартов, обеспечивающих условия для технологической модернизации экономики страны, повышение ее конкурентоспособности.

В первоочередном порядке будет обеспечена разработка стандартов в приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий, в том числе в таких областях как: топливо и энергетика; транспорт; информационные технологии и электроника; производственные технологии, новые материалы и химические продукты; аналитическое оборудование и научные приборы; ресурсосбережение.

Национальная система органов стандартизации

В конце 1991 г. на основе Российского республиканского управления Госстандарта СССР указом Президента России был образован руководящий орган по стандартизации Российской Федерации - Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Было определено, что он является правопреемником Госстандарта СССР на территории России. В 2004 г. в ходе проведения в стране административной реформы Госстандарт России был последовательно преобразован сначала в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии, а затем во исполнение Указа Президента от 20 мая 2004 г. № 649 - в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

Ростехрегулирование находится в ведении Министерства промышленности и энергетики (Минпромэнерго), которое согласно постановлениям Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 179 и № 284 от 16 июня 2006 г. является федеральным органом по техническому регулированию и осуществляет нормативно-правовое ре-

4. Реформирование российской системы технического регулирования

Развитие рыночных отношений в России и расширение внешнеэкономических связей определили необходимость реформирования отечественного законодательства в области нормирования, стандартизации, государственного надзора и подтверждения соответствия.

Проблема реформирования технического регулирования, которая встала на повестку российских реформ в начале ХХI века, по масштабам ожидаемых изменений была вполне сопоставима с такими преобразованиями первой половины 90-х годов прошлого века, как либерализация цен и приватизация. Страна вошла в рынок, но система технического регулирования оставалась по инструментарию советской, а по смыслу - ориентированной на окологосударственную коммерцию. В этой связи с реформой технического регулирования были связаны не только надежды, но и очень большие риски. В то же время, по мнению специалистов, техническое регулирование должно было обеспечить значительно больший прирост ВВП, чем все тарифное регулирование.

Необходимость реформы технического регулирования была обоснована рядом причин. В частности, одной из целей реформы является приведение отечественного технического регулирования в соответствие с принципами Всемирной торговой организации (ВТО), что является одним из условий вступления в нее России. Так, Соглашение по техническим барьерам в торговле ВТО признает регламенты обязательными документами, а национальные стандарты – добровольными. Страны-участницы Соглашения должны уведомлять друг друга о разработке регламентов и учитывать полученные замечания. Международные стандарты должны использоваться полностью или частично как основа для регламентов, что и предполагалось делать при разработке отечественных регламентов.

Еще одной причиной реформирования признавалась отсталость, громоздкость и несогласованность существующей нормативной технической базы, в которую, кроме примерно 20 тыс. государственных стандартов, входило неопределенное, но также значительное количество документов органов исполнительной власти, в том числе органов власти бывшего СССР. Эти документы содержали многочисленные ссылки друг на друга, иногда дублировали друг друга, а в отдельных случаях противоречили друг другу, поскольку были приняты в разное время различными органами власти. Предлагалось не совершенствовать эту базу, а создать на ее основе систему ограниченного числа технических регламентов, содержащих только минимальные требования, в результате чего удастся избежать дублирования и противоречий. Следует отметить, что первоначально количество подлежащих принятию регламентов оценивалось в 40-50, в настоящее время, по оценкам некоторых специалистов, «критическая масса» составляет от 500 до 2000 технических регламентов.

Наконец, самой важной причиной реформирования было, по мнению идеологов реформы, наличие в указанных выше документах требований, которые создавали необоснованные препятствия для предпринимательской деятельности, предоставляя избыточные полномочия федеральным органам исполнительной власти. Органы власти сами принимали документы, хотя нормотворчество и было ограничено административной реформой, и сами же контролировали их исполнение. Так, по мнению заместителя директора Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий (работодателей) Ольги Крюковой «…проблемой регулирования периода до принятия Федерального закона «О техническом регулировании» являлось катастрофическое неравенство государства как правоустанавливающего и правоприменяющего субъекта, и предпринимателей как подконтрольных лиц, деятельность которых объективно душилась непомерно высокими требованиями. Техническое регулирование в то время доходило до абсурда: в один и тот же день могли издаваться ведомственные акты, содержащие абсолютно противоположные требования.»

Этот недостаток предполагалось устранить, исключив саму возможность принятия органами власти обязательных документов, а также вовлекая заинтересованных лиц, в том числе предпринимателей, в публичное обсуждение проектов регламентов и в работу экспертных комиссий по техническому регулированию.

Таким образом, реформа технического регулирования, в сочетании с административной реформой, была направлена на повышение эффективности регулирующего воздействия государства на экономику и минимизацию административных барьеров на пути развития российского бизнеса, включая неэффективные и затратные формы подтверждения соответствия. Построение прозрачной, понятной участникам рынка системы обязательных технических требований к продукции и связанных с ними требований к процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации должно, с одной стороны, исключить вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов по производству и обращению продукции в большей мере, чем это требуется с учетом степени риска причинения вреда, а с другой – обеспечить соблюдение и защиту законных прав и интересов общества, государства и людей.

Отправной точкой реформы технического регулирования и движения в направлении «к освобождению рынка от злоупотребляющего регулятора – государства» следует считать принятие Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» , согласно которому основными элементами технического регулирования являются технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, контроль и надзор. Эти элементы, которые существовали и ранее (кроме технических регламентов), потребовали существенной доработки, так как не соответствовали новым общественно-экономическим реалиям, а также создавали необоснованные и избыточные барьеры в торговле. Одновременно действовали 19 систем обязательной сертификации, во многом дублирующих требования к сертифицируемой продукции, при этом министерства и ведомства создавали собственные системы аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации, разрабатывали и устанавливали собственные нормативные документы с требованиями к продукции. В ряде случаев эти органы государственной власти выполняли функции государственного контроля и надзора за соблюдением данных требований. Все перечисленное привело к конфликту интересов внутри системы и, следовательно, к нарушению объективности результатов сертификации, аккредитации и т.д. Со вступлением в силу ФЗ «О техническом регулировании» утратили силу законы Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации».

Федеральный закон «О техническом регулировании» должен был сыграть решающую роль в реализации нашей страной Соглашения по техническим барьерам в торговле, которое признает за каждой страной право устанавливать обязательные технические нормы – технические регламенты, и национальные стандарты, соблюдение требований которых является добровольным.

Закон «О техническом регулировании» является рамочным, им установлены основные направления и механизмы реформы технического регулирования как инструмента, позволяющего государству гарантировать безопасность продукции для потребителя. Фактически данный закон создал новую конструкцию, в которой обязательными для всех отраслей, видов деятельности или продукции являются, прежде всего, требования безопасности. Приоритетом является обеспечение безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации с опорой на методологию риска. При этом безопасность в Законе трактуется «как отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений». Суть преобразований сводится к тому, чтобы на основе рационального сочетания свободного предпринимательства и государственного регулирования, гармонизации с международной практикой этой деятельности обеспечить повышение конкурентоспособности продукции и, что особенно важно, ее безопасность. Не бывает продукции совершенно безопасной, любая продукция опасна, поэтому одна из важнейших задач технического регулирования – ограничить уровень опасности.

Центральным звеном новой системы технического регулирования является принципиально новый элемент – технический регламент. Изначально данным Федеральным законом предусматривалось принятие в течение 7 лет технических регламентов, обязательные требования которых должны заменить требования стандартов и других технических документов (впоследствии внесенными в закон изменениями указанный временно́й ограничитель был снят). В регламентах устанавливаются требования к объектам технического регулирования – продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие, в основном, их безопасность, а также могут быть закреплены правила и формы оценки соответствия этих объектов требованиям регламентов. После вступления в силу регламентов все другие документы (в том числе стандарты), устанавливающие требования в сфере технического регулирования, должны приобрести исключительно рекомендательный характер.

Технические регламенты должны базироваться на научно-обоснованных данных; должны быть сформулированы и применяться таким образом, чтобы не создавать произвольных и ненужных препятствий в международной торговле. Они должны применяться на основе режима наибольшего благоприятствования и не должны быть более обременительными для импортных товаров, чем для товаров национального производства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 500 был образован федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов и единая информационная система по техническому регулированию, созданные на основе федерального фонда государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран. Фонд ведется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

В декабре 2009 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»
(№ 385-ФЗ). Целью его принятия было совершенствование механизма технического регулирования в Российской Федерации в целях создания условий для ускоренного обновления нормативно-технической базы, устанавливающей обязательные требования к продукции и процессам.

Принимая во внимание неэффективность механизма принятия технических регламентов, связанных с затягиванием согласования документов на межведомственном уровне, в базовый закон были внесены изменения, направленные на расширение перечня форм принятия технического регламента за счет наделения соответствующими полномочиями федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Для принятия технического регламента в форме нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию процедура разработки и принятия технического регламента была упрощена.

Но, пожалуй, самым «революционным» нововведением Закона было законодательное закрепление возможности признания и заимствования лучших мировых стандартов в целях их применения в Российской Федерации, а также введение двух применяемых по выбору заявителя режимов технического регулирования , один из которых основан на требованиях российских стандартов , другой – на требованиях иностранных технических регламентов (директив) и стандартов .

На основании принятых норм в Программу разработки технических регламентов, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 марта 2009 года № 300-р, были внесены следующие дополнения:

Блок технических регламентов, принимаемых нормативными правовыми актами Минпромтора России. В блоке были указаны всего два технических регламента: «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (срок принятия – апрель 2010 года) и «Об электромагнитной совместимости» (срок принятия – июнь 2010 года);

Блок документов (директивы) Европейского союза, технические регламенты Республики Беларусь, содержащие обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к ней процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, которые вводятся постановлениями Правительства Российской Федерации.

За время, прошедшее после принятия Федерального закона «О техническом регулировании», разработаны и вступили в силу 24 технических регламента, из них приняты в форме федерального закона – 7 регламентов, утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации – 17 регламентов (см. приложение 1). Следует отметить, что ни один технический регламент не был принят актом Минпромторга России и не был заимствован у Евросоюза или других государств.

В настоящее время вектор реформирования законодательства о техническом регулировании задается интеграционными процессами, происходящими в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества, о чем подробнее будет сказано ниже.

Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (см. приложение 1) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

Федеральные органы исполнительной власти (Минздрав соцразвития России, Минсельхоз России, МЧС России и пр.) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера (за исключением технического регулирования в отношении оборонной продукции).

Внешние и внутренние обстоятельства, которые подвигли Россию к проведению реформы технического регулирования:

1. Необходимость максимального сближения позиций по техническому законодательству с развитыми зарубежными странами, прежде всего со странами Евросоюза и США. Только при указанной гармонизации наш бизнес может вписаться в современное экономическое пространство, чтобы адекватно реагировать на все происходящие изменения и быть готовым к конкуренции.

2. Снятие избыточных административных барьеров, налагаемых государством на предпринимательскую инициативу и бизнес граждан. Чрезвычайно широкий и плохо упорядоченный набор обязательных требований, содержащийся в государственных стандартах, санитарных правилах и нормах, строительных нормах и правилах и во множестве отраслевых документов, ограничивает предпринимательскую деятельность.

Описанная система, доставшаяся стране по наследству от советских времен и усиленная в 1990-е гг., должна была подвергнуться коренной перестройке. В соответствии с установками, данными в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2000 и 2001 гг., началась подготовка к реформированию по двум направлениям.

При реформировании в первом направлении были приняты три федеральных закона, которые: а) упростили государственную регистрацию юридических лиц; б) существенно уменьшили количество лицензируемых видов деятельности; в) защитили права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). По существу принятые меры были посвящены процедурным элементам контрольно-надзорной деятельности.

При реформировании во втором направлении от преобразования формы необходимо было перейти к реформированию содержательной части проверочной работы - инвентаризации обязательных требований государства к участникам хозяйственной деятельности. Положения Конституции РФ позволяют ограничивать предпринимательскую деятельность исключительно федеральными законами и только в отношении

конкретного круга защищаемых Конституцией положений. Последние касаются здоровья и безопасности людей, животных и растений. За обеспечение выполнения этого требования отвечает государство. Уход от избыточного госрегулирования должен быть сбалансирован дополнительными механизмами. Введение жесткой ответственности, в частности отзыв товара с рынка, - одна из идей группы работников, готовивших реформу.

Стремление к унификации обязательных требований, установление нормативными актами высшего уровня (директивами, законами) обязательных требований нефинансового характера к предпринимательской деятельности вытекали из современного мирового опыта.

На основе рассмотренных идей и была создана концепция реформы технического регулирования, которая была реализована в ФЗ о техническом регулировании.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2004 № 284 федеральным органом по техническому регулированию определено Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России).

Лекция № 3

1. Понятие о технических регламентах. Виды ТР

2. Принципиальные основы принятия решения о необходимости разработки ТР

3. Структура ТР

Технический регламент – определение понятия, порядок разработки.

Технический регламент представляет собой некий законченный перечень основных требований, предъявляемых к одному из объектов ст-ии. Документами, способными менять данные этого перечня, могут быть лишь его изменения и дополнения. Технический регламент должен в обязательном порядке включать: во-первых, перечень тех товаров, процессов их производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, в связи с наличием и обработкой которых и формируются, собственно говоря, его требования.

Во-вторых, технический регламент должен содержать те самые необходимые для исполнения требования к объектам технического регулирования. Основной направленностью данных требований технического регламента, согласно Закону «О техническом регулировании» (глава 2), должно стать обеспечение:

1) единства измерений;

2) электромагнитной совместимости в вопросе реализации задач безопасности работы приборов и оборудования;

3) безопасности излучений;

4) взрывобезопасности;

5) биологической, пожарной, термической, механической, промышленной, химической, электрической, ядерной и радиационной безопасности.

Порядок разработки:

1 стадия - создание и разработка проекта и уведомление об этом в печатной и информационной форме

2 стадия - стадия публичного обсуждения

3 стадия - уведомление о завершении публичного обсуждения

4 стадия - зааключение экспертной комиссии по тех. регулированию

5 стадия - на основание зак лючения готовиться отзыв в гос думу

6 стадия - гос дума в 3х чтениях принимает закон

7 стадия - отправляется на подпись президенту и совету федерации

8 стадия - не ранее чем 6 месяцев после официального опубликования закон о тех регулировании вступает в действие

История ст-ии. Отечественная ст-ия.

История ст-ии:впервые письменность, летоисчесление, системы счета и денежные еденицы.

Ст-ия сущ. ещё в древнем мире.В древнем мРиме –при строительстве водопровода постоянного диаметра.Примеры ст-ии можно встретить и в средние века-эьл ремесленное производство,книгопечатание. В эпоху возраждения в Венеции применяется поточный метод производства кароблей. 19в работа по ст-ии проводится на всей предприятиях. 1846г в Германии была унифицирована железнодорожная калия.1875г приняли метр в качестве длины. 1946г создание международной ассоциации по ст-ии, кот. Затем стала ИСО. В России впервые во времена Петра 1 1700г были построены серии одинаковых судов,строительство вооружения, снабжения,гос. устройства.1899г была принята сутрич. Система благодаря Менделееву,также он создл главную палату мер и весов.1925г был создан комитет по ст-ии при совете труда и обороны(явл датой советской ст-ии)после этого стали создаваться ОСТЫ. 1948-1954 был основан комитет ст-ов мер и измерит. Приборов.1991 гостондарт россии.2004г федеральное агенство о тех. регулировании.



5. Ст-ия – определения понятия, объекты.

Ст-ия - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.Объектом ст-ии может быть не только продукция, услуга,но и производство,процесс,организация или отдельное лицо.Продукция:сырье,прир.топливо,готовые изделия.Услуга:материальная,нематер.Процессы Работы:процесс на отдельных стадиях ЖЦП,управление,защитного действия.

Цели и функции ст-ии.

Они деляться на 4 группы.

1-экономическая ф-ия.обеспечение качества продукции,проведение анализа характер.продукции,обеспечение совместимости и взаимозаменяем. Технич. Средств,унификация продукции,рациональное использование ресурсов,снижение технич. Барьеров в торговле,повышение конкурентноспособности продукции,подтверждение соотв. Продукции…

2-социальная ф-ия.обеспечение национ. Безопасности,обеспечения охраны здоровья,труда и окр. Среды,защита интересов покупателей…

3-информационная ф-ия.проявляет себя через создание нормативных документов каталогов продукции,систем классификации икодирования технико-экономич и социальной инф-ии продукции,систем обеспечения качества продукции,системы поиска и передачи данных.



4-коммуникативная ф-ия.вырожает себя через взаимопонимание в обществе путем обмена инф-ии,этому служат стандартизир. Термины,трактовки,единое правило оформления деловой, конструкторской и технол. Документации.

7. Принципы ст-ии- отражают основные закономерности разработки ст-ов,обосновывают её необхадимость в управлении экономикой,определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

ПС:-соотв. документов по ст-ии законодательству РФ,-принцип максимума учета законных интересов заинтересованных лиц,-участники работ по ст-ии должны найти конценсус,кот.понимается как общее согласие,т.е отсутствие возрожений по существ. Вопросам у большинства сторон.-приемственность,динамичность и опережающее развитие ст-та,-принцип гармонизации(международ. И региональные докум. По ст-ии должны использоваться как основа по разработки национ. Ст-та),-системность ст0ии(предполгает рассмотрение каждого объекта,как части наиб. Сложной системы),-комплексность ст-ии взаимосвязанных объектов(качество готовых изделий определяется качеством сырья,материалов и комплект. Изделий),-эффективность ст-ии(применение норматив. Документов должно давать экономич.или соц. Эффект,экономич.эффект дают ст-ты за счет экономии ресурсов,повышении надежности,экономич и информацион. Совместимости.Соц эффект-ст-т,направленный на жизнь и здоровье людей и окр среды),-объективность проверки требований.данная проверка опред-я технич.средств измерений с помощью социолог. И экспертными методами.,-принцип добровольности применении документов по ст-ии при обязательности их соблюдения в случаи принятия решения об использовании.