Мэ квалификационные испытания по гост рв 8.573. Отраслевая система обеспечения единства измерений. Енный стандарт российской федерации

Уважаемая редакция!
Прочитал материалы в рубрике "Kоллизии аудита" в 6 за 2007 г. и хотел бы высказаться на достаточно серьезную тему, касающуюся необходимости проведения метрологической экспертизы документации и необходимости разработки документированной процедуры по метрологической экспертизе.

Следует заметить, что в разделе 7.6 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 действительно (как правильно заметили привлеченные к ответу на вопрос предприятия специалисты) нет ни слова о метрологической экспертизе документации, так же как и о входном контроле, приемосдаточных, периодических и типовых испытаниях продукции и многих других мероприятиях, специфичных именно для Российской Федерации, либо имеющих специфичное название, отличающееся от практики других стран. Попытка отдельных специалистов по СМK искать ответы на все "жизненные" вопросы предприятий в тексте ГОСТ Р ИСО 9001-2001 вызывает улыбку. Kстати, критика положений далекого от идеала п. 7.6 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 приведена в .

Ключевой в рассматриваемом вопросе является сноска к разделу 7.6 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Требования раздела 7.6 применяют наряду с метрологическими правилами и нормами, имеющими обязательную силу на территории Российской Федерации, которые содержатся в нормативных документах по обеспечению единства измерений, утверждаемых Госстандартом России в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений".

Первое, что необходимо определить, рассматривая любой вопрос из области обеспечения единства измерений (ОЕИ), - попадает ли деятельность задающего вопрос предприятия в сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора (статья 13 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений"). Возможны два варианта.

1.Деятельность предприятия попадает в сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора (ГМKиН). Тогда, согласно статье 11 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений", на предприятии (в организации, учреждении), являющемся юридическим лицом, в обязательном порядке должна быть создана метрологическая служба или иная организационная структура (далее - метрологическая служба), решающая задачи по обеспечению единства и требуемой точности измерений и осуществляющая метрологический контроль и надзор.

Более того, должно быть разработано Положение о метрологической службе предприятия, утверждаемое руководителем предприятия и согласуемое с органом Государственной метрологической службы по месту расположения предприятия . Под органом Государственной метрологической службы понимается центр сертификации и метрологии (ЦСМ), на обслуживаемой территории которого расположено предприятие. Перечень задач, решаемых метрологической службой предприятия (с участием других подразделений и служб предприятия и ВП МО РФ (для предприятий оборонно-промышленного комплекса)), должен соответствовать требованиям , а для предприятий оборонно-промышленного комплекса - дополнительно требованиям . Одной из основных задач метрологической службы предприятия согласно является проведение метрологической экспертизы технической документации, под которой подразумеваются технические задания на разработку продукции, конструкторская и технологическая документация.

Таким образом, проведение метрологической экспертизы технической документации является для предприятий, выполняющих работы в сферах распространения ГМKиН, обязательной.

Состав задач, решаемых при проведении метрологической экспертизы, четко определен для предприятий оборонно-промышленного комплекса в . Для предприятий, выполняющих работы в сферах распространения ГМKиН, но не относящихся к оборонно-промышленному комплексу, состав задач, решаемых при проведении метрологической экспертизы, однозначно не определен. Рекомендация межгосударственная (РМГ 63-2003 "ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации") не является обязательной к исполнению.

Порядок проведения метрологической экспертизы и оформления ее результатов в нормативных документах государства не регламентирован, кроме метрологической экспертизы, проводимой комиссиями заказчика или федерального органа исполнительной власти-разработчика по ГОСТ РВ 8.573-2000. Предприятие определяет указанный порядок самостоятельно.

Также не установлено требование по необходимости разработки документированной процедуры по проведению метрологической экспертизы. Необходимость ее разработки, также как и содержание, определяет само предприятие.

2.Деятельность предприятия не попадает в сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора. В этом случае создание метрологической службы, а также проведение метрологической экспертизы технической документации, не являются для предприятия обязательными. Справедливости ради следует согласиться с рассуждениями г-на Kачалова В.А. о целесообразности проведения метрологической экспертизы (мои слова подтвердят те, кто знаком с проблемами ОЕИ), однако юридических оснований для предъявления предприятию, не выполняющему работы в сферах распространения ГМKиН, претензий по данному воп росу нет! Также не является несоответствием отсутствие на предприятии документированной процедуры по проведению метрологической экспертизы.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что описание ситуации, приведенной в рубрике "Kоллизии аудита" (ММК, 2007, 6), не позволяет сделать однозначного вывода о том, относится деятельность предприятия к сферам распространения ГМKиН или нет, а значит, и о необходимости проведения предприятием метрологической экспертизы технической документации. Но абсолютно точно то, что сформулированное экспертами несоответствие об "отсутствии процедуры проведения метрологической экспертизы конструкторской документации на изготовление изделий радиоэлектроники" является необоснованным!

Чтобы в рассматриваемом вопросе не было недосказанности, отмечу, какая деятельность предприятия, разрабатывающего и изготовляющего изделия радиоэлектроники, может быть отнесена к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора:

  • производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации (Законы РФ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и "О государственном оборонном заказе");
  • испытания и контроль качества продукции в целях соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации (статья 46 Федерального закона "О техническом регулировании").

Являясь представителем головной организации Министерства обороны РФ по метрологическому обеспечению и метрологом с более чем двадцатилетним стажем, могу сказать, что вопросы предприятий в части метрологической экспертизы не ограничиваются указанным выше. Чаще предприятия интересуются следующим:

  • нужна ли аккредитация метрологической службы предприятия на право проведения метрологической экспертизы технической документации;
  • нужно ли обучать специалистов предприятия, проводящих метрологическую экспертизу, в специализированных учебных центрах, и должны ли эти специалисты иметь удостоверения ("корочки") на право проведения метрологической экспертизы.

На самом деле вопросов еще больше, но я ограничусь этими двумя, так как в противном случае статья превратится в методическое пособие.

Ответ на оба вопроса отрицателен: для проведения метрологической экспертизы технической документации не требуется аккредитации метрологической службы, так же как и обучения специалистов предприятия. Не является обязательным и наличие "корочек"! Рассуждая на эту тему, отдельные горе-специалисты упоминают ПР 50.2.013-97 , якобы требующий обязательной аккредитации метрологической службы и соответственно обучения специалистов. На самом деле указанные правила по метрологии устанавливают порядок аккредитации, но не требование о необходимости ее проведения. Требование по обучению метрологической экспертизе специалистов предприятий оборонно-промышленного комплекса с последующей сдачей экзаменов и получением удостоверения метролога-эксперта присутствует в Приложении А ГОСТ РВ 8.573-2000, однако такое требование предъявляется только к специалистам предприятия, включаемым в состав комиссий заказчика или федерального органа исполнительной власти-разработчика, проводящих метрологическую экспертизу. Но и это не все! В состав указанных комиссий помимо метрологов-экспертов от предприятий могут включаться и специалисты по видам измерений, к которым указанное выше требование не предъявляется.

Другое дело, существует ли объективная необходимость обучения специалистов? Да, существует. Kто хоть когда-нибудь участвовал в проведении метрологической экспертизы, подтвердит, насколько это сложный процесс. С наскока его не возьмешь. Объем необходимых для проведения метрологической экспертизы знаний - огромен. Достаточно прочитать состав задач, решаемых в ходе проведения метрологической экспертизы :

  • оценка обоснованности состава измеряемых и контролируемых параметров, допустимых пределов их изменения (значений допускаемых отклонений);
  • оценка обоснованности назначения требований и количественных значений показателей метрологического обеспечения, в том числе характеристик погрешности измерений параметров и показателей достоверности измерительного контроля;
  • оценка обеспечения возможности контроля параметров в процессе изготовления, испытаний и эксплуатации изделий с помощью заданных измерительных систем, средств измерений и контроля (контролепригодность изделий);
  • оценка правильности выбора и применения для заданных условий измерительных систем, средств измерений и контроля;
  • оценка полноты и правильности применения стандартизованных и (или) аттестованных методик выполнения измерений, а также необходимости их разработки
  • и т. д.

В заключение, хотел бы высказать следующее соображение. Учитывая наличие в ГОСТ Р ИСО 9001- 2001 ссылки к разделу 7.6 (кстати, единственной ссылки в тексте стандарта на российские законодательные и нормативные акты), знание метрологических правил и норм является обязательным как для экспертов органов по сертификации СМК, так и для специалистов консалтинговых организаций (негативный пример консалтинга в части метрологии приведен в )!

    Организация и проведение испытаний оборонной продукции. Требования к испытательным лабораториям. Новый ГОСТ РВ 0015-308-2017 «Входной контроль изделий». Комментарии и практические рекомендации от эксперта-практика по внедрению изменений на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Технический контроль качества; методики проведения сертификационных испытаний; метрологическое обеспечение процесса испытаний оборонной продукции

    Для руководителей и специалистов испытательных подразделений и лабораторий предприятий, служб качества, отделов технического контроля предприятий оборонно-промышленного комплекса

    Программа

    1. Нормативно-методическая база организации и проведения испытаний. Изменения с 2018-2019 гг. Государственные и межгосударственные стандарты. Новое в системе аккредитации и аттестации испытательных лабораторий.
    2. Требования к испытательным лабораториям (ИЛ). Порядок их аккредитации и аттестации.
      • Обеспечение технической компетенции испытательных подразделений (ИП) в свете требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 и ГОСТ РВ 0015-002-2012.
      • Аккредитация ИЛ в соответствии с ФЗ № 412. Перечень документов ИЛ. Порядок оформления.
      • Порядок аттестации испытательных подразделений по требованиям Министерства обороны России в области испытаний аппаратуры, приборов, устройств и оборудования военного назначения.
    3. Особенности организации и проведения технического контроля качества оборонной продукции на предприятиях, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ), в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.210-2001, ГОСТ РВ 15.307-2002 и ГОСТ РВ 15.703-2005.
    4. Аттестация испытательного оборудования, применяемого при оценке соответствия оборонной продукции. Организация и порядок проведения. ГОСТ РВ 0008-002-2013.
      • Порядок разработки программы и методики аттестации испытательного оборудования и технических систем полигона или испытательной организации.
      • Порядок проведения метрологической экспертизы программы и методики аттестации оборудования и систем.
    5. Организация и проведение испытаний.
      • Требования к порядку и условиям проведения испытаний. Подготовка и проведение испытаний. Особенности разработки, построения содержания технического задания и технических условий.
      • Организация входного контроля качества закупленной продукции (ГОСТ 24297-2013).
      • Особенности организации и проведения испытаний опытных образцов продукции (ГОСТ РВ 15.210-2001). Разделы программы и методики испытаний опытных образцов (ГОСТ РВ 15.211-2002).
      • Особенности организации и проведения испытаний серийной продукции (ГОСТ РВ 15.307-2002).
    6. Требования и порядок организации работ по входному контролю изделий, материалов и сырья в соответствии с новым стандартом ГОСТ РВ 0015-308-2017. Обеспечение качества изделий, материалов и сырья, используемых при выполнении государственного оборонного заказа. Практические рекомендации по планированию, организации и осуществления входного контроля изделий, материалов и сырья, используемых при выполнении.
    7. Документирование процесса проведения испытаний.
      • Содержание разделов программы и методик испытаний.
      • Порядок разработки программ и методик испытаний.
      • Перечень проверок, подлежащих введению в программу испытаний.
      • Порядок документирования результатов испытаний.
    8. Метрологическое обеспечение процесса испытаний. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. ГОСТ РВ 8.573-2000.
      • Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия.
      • Организация измерений в процессе испытаний. Методики выполнения измерений.
      • Порядок аттестации методик выполнения измерений в интересах испытаний.
      • Новое в порядке отнесения технических средств к средствам измерений военного назначения, испытаний средств измерений военного назначения в соответствии с приказом Министерства обороны России от 02.06.2016 № 402.
    9. Сертификация оборонной продукции. Порядок и схемы сертификации, применяемые в Военном стандарте.
    10. Особенности оценки соответствия продукции военного назначения, поставляемых по государственному оборонному заказу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.10.2012 № 1036.
    11. Методика оценки стоимости работ по проведению испытаний и сертификации продукции.

    Все вопросы курса рассматриваются с учётом последних изменений в нормативно-правовой базе.

  • Ведущие курса:

    Ведущий специалист в области стандартизации и сертификации вооружения и военной техники на всех стадиях жизненного цикла изделий. Эксперт высшей квалификационной категории системы сертификации «ВОЕННЫЙ РЕГИСТР», эксперт системы сертификации «ГОСТ Р». Имеет опыт организации и проведения сертификационных и инспекционных аудитов более чем на 400 предприятиях в качестве главного эксперта. Автор более 230 научных трудов по проблемам исследования процессов разработки, производства и эксплуатации вооружения и военной техники, управления качеством, стандартизации и сертификации. Имеет награды за заслуги в создании и развитии вооружения и военной техники. Кандидат военных наук, доктор технических наук, член-корреспондент Академии военных наук.

Организация должна определить мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять, а также оборудование для мониторинга и измерений, необходимое для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям.

Организация должна установить процессы для обеспечения того, чтобы мониторинг и измерения могли быть выполнены и в действительности были выполнены в соответствии с требованиями к ним.

Там, где необходимо обеспечивать имеющие законную силу результаты, измерительное оборудование должно быть:

a) откалибровано и/или поверено в установленные периоды или перед его применением по эталонам, передающим размеры единиц в сравнении с международными или национальными эталонами. При отсутствии таких эталонов база, использованная для калибровки или поверки, должна быть зарегистрирована (4.2.4);

b) отрегулировано или повторно отрегулировано по мере необходимости;

c) идентифицировано в целях установления статуса калибровки;

d) защищено от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения;

e) защищено от повреждения и ухудшения состояния в ходе обращения, технического обслуживания и хранения.

Кроме того, организация должна оценить и зарегистрировать правомочность предыдущих результатов измерения, если обнаружено, что оборудование не соответствует требованиям. Организация должна предпринять соответствующее действие в отношении такого оборудования и любой измеренной продукции.

Записи результатов калибровки и поверки должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

Если при мониторинге и измерении установленных требований используют компьютерные программные средства, их способность удовлетворять предполагаемому применению предварительно должна быть подтверждена и повторно подтверждена по мере необходимости.

ПримечаниеПодтверждение соответствия компьютерного программного обеспечения предполагаемому применению обычно предусматривает его верификацию и менеджмент конфигурации в целях поддержания его пригодности для использования.

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 7.6
7.6.1 Требования пункта 7.6 применяют наряду с обязательными метрологическими требованиями, содержащимися в Законе , в нормативных правовых актах Минпромторга России, а также в нормативных правовых актах и технической документации федеральных органов исполнительной власти – государственных заказчиков.

7.6.2 В организации должны быть разработаны, согласованы с ВП и утверждены ее руководителем перечни (или перечень с отдельными разделами) следующих видов технических средств (при их наличии), относящихся к оборудованию для мониторинга измерений, с указанием их наименования, типа, заводского номера и характеристик:

Средств измерений [меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, включая датчики, измерительные каналы, измерительные системы, средства измерительного контроля и диагностики и другие технические средства, предназначенные для измерений и имеющие нормированные метрологические характеристики (показатели точности)];

Эталонов единиц величин;

Стандартных образцов;

Испытательного оборудования и технических систем (комплексов) полигонов, испытательных организаций (далее – испытательное оборудование);

Средств контроля;

Индикаторов.

В перечне средств измерений отдельно указываются средства измерений, применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и вне ее, а также средства измерений военного назначения.

7.6.3 К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений должны относиться измерения параметров военной продукции в процессе оценки ее соответствия (контроля качества и испытаний) обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и государственными заказчиками оборонного заказа.

7.6.4 Отнесение технических средств к различным видам оборудования для мониторинга и измерений в организации должно осуществляться в соответствии с определениями их терминов в настоящем стандарте.

При отнесении технических средств к средствам измерений при необходимости руководствуются также Регламентом и особенностями отнесения технических средств к средствам измерений военного назначения, установленными Минобороны России.

d) действия, адекватные последствиям (или потенциальным последствиям) несоответствия, если несоответствующая продукция выявлена после поставки или начала использования.

После того как несоответствующая продукция исправлена, она должна быть подвергнута повторной верификации для подтверждения соответствия требованиям.

Записи о характере несоответствий и любых последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.3
8.3.1 В организации должен быть установлен порядок проведения работ по удовлетворению рекламаций в соответствии с ГОСТ РВ 15.703.

8.3.2 Организация должна согласовывать с заказчиком (потребителем) или ВП решения по несоответствующей военной продукции, включая различные варианты:

Разрешение на отступление или отклонение;

Переделку с целью удовлетворения установленным требованиям;

Принятие с ремонтом или без ремонта по разрешению на отклонение;

Забракование или отправку в отходы.

8.3.3 В организации должны быть созданы участки или изоляторы для размещения (содержания) несоответствующей военной продукции. Если физическая изоляция невозможна или нецелесообразна, должны быть использованы специальные средства идентификации по согласованию с ВП (заказчиком).
8.4 Анализ данных

Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области возможно постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать в себя информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников.

Анализ данных должен представлять информацию, относящуюся:

a) к удовлетворенности потребителей (8.2.1);

b) к соответствию требованиям к продукции (8.2.4);

c) к характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (8.2.3 и 8.2.4);

d) к поставщикам (7.4).

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.4
8.4.1 Анализу в СМК подлежат:

Результаты выполнения НИР и ОКР для всех планируемых этапов работ;

Результаты рассмотрения, приемки заказчиком (ВП) НИР, ОКР, их составных частей, этапов НИР и ОКР и реализации выполненных работ;

Данные о качестве продукции поставщиков;

Данные о качестве закупаемых материалов по результатам входного контроля и применения их при изготовлении военной продукции или опытных образцов;

Данные о соответствии оборудования для мониторинга и измерений установленным требованиям;

Результаты изготовления и контроля опытных образцов или единиц (партий) военной продукции в производстве;

Данные об идентификации и прослеживаемости продукции, выявленные отклонения от требований КД и ТД;

Результаты периодической оценки точности, настроенности и стабильности технологических процессов;

Результаты контроля (испытаний) макетов, моделей, экспериментальных и опытных образцов;

Результаты контроля (испытаний) серийной военной продукции;

Данные о поступивших сообщениях об отказах и повреждениях военной продукции у потребителей, не оформленные рекламационными актами;

Данные о соблюдении установленной ТУ периодичности испытаний серийной военной продукции, требований к номенклатуре и количеству образцов военной продукции, подвергнутых периодическим испытаниям;

Данные о проведении в процессе эксплуатации доработок, связанных с устранением конструктивных и производственных недостатков военной продукции и стоимости доработок;

Данные о повторяющихся дефектах военной продукции, выявленных при приемочных испытаниях, рассмотрении рекламаций и сообщений об отказах и повреждениях военной продукции;

Результаты анализа причин дефектов и отказов военной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и несоответствий, относящихся к разработке , производству и эксплуатации военной продукции;

Данные о корректирующих и предупреждающих действиях, включая проводимые мероприятия по устранению причин дефектов и отказов, регулированию и совершенствованию технологических процессов;

Результаты оценки показателей качества изготовления военной продукции (7.5.1.13);

Данные о компетентности персонала;

Данные об оценке затрат на качество (при необходимости);

Данные об анализе и утилизации несоответствующей военной продукции;

Данные об оценке результативности СМК и ее процессов;

Результаты внутренних и внешних проверок СМК;

Результаты проверок СМК поставщиков КИ, организаций-соисполнителей (субподрядчиков), исполнителей переданных процессов (4.1.3);

Данные о взаимном обмене информацией с организациями и заказчиком в рамках выполняемых контрактов (договоров) об отказах, неисправностях и других замечаниях к выпускаемой военной продукции для согласованного внесения улучшений в эту продукцию или для выполнения предупреждающих мероприятий;

Данные о выполнении и соблюдении метрологических правил и норм.

8.4.2 В СМК должны быть определены:

Виды и объем информации для анализа и принятия решений по обеспечению качества;

Формы информационных документов по каждому виду информации;

Периодичность и порядок доведения и обмена информацией в процессах выполнения работ по оборонному заказу.

8.4.3 Анализ данных должен предоставлять информацию:

О характеристиках процессов СМК и военной продукции и тенденциях их изменения, в том числе по результатам проведения ВП выборочных проверок (летучего контроля) выполнения в организации требований документации СМК, согласованных с ВП перечисление а) 4.2.1.2 ;

О причинах дефектов, выявленных в эксплуатации, в ходе испытаний, а также обнаруженных ВП при контроле качества изготовления опытной и серийной военной продукции;

Об организациях-исполнителях (разработчиках, изготовителях, поставщиках КИ), входящих в кооперацию по созданию военной продукции.

8.4.4 В организации должна быть организована периодическая подготовка итоговых отчетов о состоянии и динамике качества создаваемой или выпускаемой военной продукции, представляемых руководству организации и ВП, а также заказчику в установленном порядке.

8.4.5 В СМК отчетные материалы, включая записи о качестве, должны использоваться как основа для руководящих действий по повышению качества военной продукции.

8.4.6.1 В организации могут быть определены и документально оформлены:

Виды затрат на обеспечение качества;

Порядок и методы учета и сбора информации о составляющих затрат на обеспечение качества;

Порядок и методы анализа и обобщения затрат на обеспечение качества;

Порядок оформления результатов анализа;

Методы оптимизации затрат на качество по каждому виду продукции.

8.4.6.2 Определение фактических затрат на качество проводят периодически в соответствии с требованиями, установленными в документах СМК. Полученные результаты и рекомендации по регулированию затрат отражают в специальных отчетах.

8.4.6.3 Руководство предприятия осуществляет контроль и анализ затрат на качество в целях:

Оценки эффективности СМК;

Определения и корректировки задач структурных подразделений (служб) организации в области качества;

Определения необходимости внедрения новых методов обеспечения качества для улучшения экономического положения организации.
8.5 Улучшение
8.5.1 Постоянное улучшение

Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.5.1
8.5.1.1 Количественные оценки результативности СМК должны предоставляться для анализа руководству и ВП с периодичностью, устанавливаемой организацией.
8.5.2 Корректирующие действия

Организация должна предпринимать корректирующие действия в целях устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий.

a) к анализу несоответствий (включая жалобы потребителей);

b) к установлению причин несоответствий;

c) к оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий;

d) к определению и осуществлению необходимых действий;

e) к записям результатов предпринятых действий (4.2.4);

f) к анализу результативности предпринятых корректирующих действий.

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.5.2
8.5.2.1 Военная продукция, забракованная при производственном контроле, предъявительских и приемо-сдаточных испытаниях, а , должна быть исследована для выявления причин дефектов (отказов). Анализу также подлежит продукция, в которой обнаружены дефекты (отказы) при проведении испытаний по категориям: периодические, типовые, испытания на надежность и др.

Формы документов, составляемых по результатам анализа, устанавливают в соответствии с документами СМК организации.

8.5.2.2 Анализ отказавшей военной продукции начинают после обнаружения дефекта (отказа) или получения рекламации и проводят по согласованным с ВП типовым программам. Результаты анализа должны быть оформлены документально.
8.5.3 Предупреждающие действия

Организация должна определять действия в целях устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.

Должна быть разработана документированная процедура для определения требований:

a) к установлению потенциальных несоответствий и их причин;

b) к оцениванию необходимости действий в целях предупреждения появления несоответствий;

c) к определению и осуществлению необходимых действий;

d) к записям результатов предпринятых действий (4.2.4);

e) к анализу результативности предпринятых предупреждающих действий.

ГОСТ Р ИСО 9001–2008, пункт 8.5.3
8.5.3.1 Порядок и методы выполнения предупреждающих действий должны включать:

Использование соответствующих источников информации, в том числе в соответствии с 8.4.1, с целью выявления, анализа и устранения потенциальных причин несоответствий;

Анализ рисков возникновения проблем с качеством военной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и разработку мероприятий по снижению этих рисков;

Порядок инициирования (подачи и регистрации предложений) предупреждающих действий;

Предоставление соответствующей информации о предпринятых действиях для анализа их результативности со стороны руководства.

Библиография




Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ

«Об обеспечении единства измерений»



Административный регламент исполнения Росстандартом государственной функции по отнесению технических средств к средствам измерений

Утвержден приказом Минпромторга России от 15 февраля 2010 года № 122



Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений

Утверждены приказом Минпромторга России от 30 ноября 2009 года № 1081



Положение об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 734

УДК 658.51.011.018:623 КС ОП 0015
Ключевые слова: система менеджмента качества, военная продукция, политика в области качества, ответственность руководства, документация системы менеджмента качества, процессы жизненного цикла военной продукции, заказчик, военное представительство

Заместитель директора по научной работе

и техническому регулированию

ФГУП «Рособоронстандарт» Ю.А. Клейменов

«____» марта 2012 г.

Руководитель разработки стандарта,

начальник центра

ФГУП «Рособоронстандарт» А.Н. Кожевников

«____» марта 2012 г.

Ответственный исполнитель разработки стандарта,

Начальник отдела

ФГУП «Рособоронстандарт» В.В. Малюгин

«____» марта 2012 г.

СОГЛАСОВАНО


Начальник отдела (ФГУП «Рособоронстандарт») ГОСТ РВ 15.201-2003 Военная техника. Тактико-техническое (техническое) задание на выполнение опытно-конструкторских работ

Доступные файлы (1):
n1.doc 372kb. 03.02.2014 10:22 скачать

Инв. №
ГОСТ РВ 15.201 – 2003
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система разработки и постановки продукции

на производство
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (ТЕХНИЧЕСКОЕ)

ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ

ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ

Издание официальное

Госстандарт России

Предисловие
1 РАЗРАБОТАН 46 Центральным научно-исследовательским институтом Министерства обороны Российской Федерации
ВНЕСЕН Министерством обороны Российской Федерации и Управлением стандартизации Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 апреля 2003 г. № 129-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

Редактор И. И. Зайончковская

Технический редактор Л. А. Гусева

Корректор Н. И. Гаврищук

Компьютерная верстка Т. Ф. Кузнецовой
Изд. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано в набор 07.07.2003. Подписано в печать 16.09.2003. Усл. печ. л. 4, 65. Уч.-изд. л. 4, 45.

Тираж 912 экз. С 11937. Зак. 33-ДСП

ИПК Издательство стандартов, 107076 Москва, Колодезный пер., 14.

Набрано в Калужской типографии стандартов на ПЭВМ.

Калужская типография стандартов, 248021 Калуга, ул. Московская, 256.

ПЛР № 040138


1 Область применения………………………………………………………….................................

1

2 Нормативные ссылки……………………………………………………..…………......................

2

3 Термины, определения и сокращения……………………………………….................................

4

4 Общие положения…………………………………………………………….................................

6

5 Тактико-техническое задание на выполнение ОКР……………………………………………...

9

5.1 Требования к построению, содержанию и изложению ТТЗ на ОКР……………………......

9

5.2 Требования к оформлению ТТЗ на ОКР……………………………………………………...

24

5.3 Порядок согласования и утверждения ТТЗ на ОКР………………………………………….

25

5.4 Порядок внесения изменений в утвержденное ТТЗ на ОКР………………………………...

25

6 Техническое задание на выполнение составной части ОКР…………………………………….

26

6.1 Требования к построению, содержанию, изложению и оформлению ТЗ на составную часть ОКР……………………………...............................................................................................

26

6.2 Порядок согласования и утверждения ТЗ на составную часть ОКР……………………......

26

6.3 Порядок внесения изменений в утвержденное ТЗ на составную часть ОКР……..……......

27

7 Техническое задание на выполнение ОКР по разработке комплектующего изделия межотраслевого применения………………………………………………………………………….........

27

7.1 Требования к построению, содержанию, изложению и оформлению ТЗ ………………….

27

7.2 Порядок согласования и утверждения ТЗ на ОКР…………………………………………...

29

7.3 Порядок внесения изменений в утвержденное ТЗ на ОКР……………………………….....

30

Приложение А (рекомендуемое) Типовые формы титульных листов (последнего листа) ТТЗ на ОКР и ТЗ на составную часть ОКР……………………………………………………………...

30

Библиография………………………………………………………………………………………...

36

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВО

ЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система разработки и постановки продукции на производство
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (ТЕХНИЧЕСКОЕ) ЗАДАНИЕ

НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ

Дата введения 2004–01–01


  1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к построению, содержанию, оформлению, изложению, порядку согласования и утверждения:

  • тактико-технического задания заказчика на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию (модернизации) изделия (образца, системы, комплекса) военной техники, его составных частей;

  • технического задания головного исполнителя ОКР по созданию (модернизации) составной части изделия ВТ или комплектующего изделия межотраслевого применения.
Положения настоящего стандарта подлежат применению федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации – государственными заказчиками, организациями, предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, расположенными на территории Российской Федерации и участвующими в разработке изделий ВТ в соответствии с действующим законодательством.

  1. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ РВ 1.0-98 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация оборонной продукции. Основные положения

ГОСТ РВ 1.1-96 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическое обеспечение вооружения и военной техники. Основные положения

ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы

ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ Р ВД 2.601-96 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ Р ВД 2.602-96 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ РВ 2.905-97 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения конструкторской и технологической документации на особый период

Издание официальное

ГОСТ РВ 8.560-95 Государственная система обеспечения единства измерений. Средства измерений военного назначения. Испытаний и утверждение типа

ГОСТ РВ 8.570 – 98 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение испытаний вооружения и военной техники. Основные положения

ГОСТ РВ 8.573-2000 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения

ГОСТ Р 8.596-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения

ГОСТ В 9.001- 72 Единая система защиты от коррозии и старения военной техники. Упаковка для транспортирования и хранения. Общие требования

ГОСТ В 9.003- 80 Единая система защиты от коррозии и старения военной техники. Общие требования к условиям хранения

ГОСТ ВД 9.014-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.014-80 ВД Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 14.201-83 Обеспечение технологичности конструкции изделий. Общие требования

ГОСТ РВ 15.002-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Требования к системам качества предприятий выпускающих оборонную продукцию

ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения

ГОСТ 15.012-84 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентный формуляр

ГОСТ РВ 15.110-81 Система разработки и постановки на производство военной техники. Документация отчетная научно-техническая на научно-исследовательские работы, аванпроекты и опытно-конструкторские работы. Основные положения

ГОСТ РВ 15.203-2001 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения

ГОСТ В 15.205-79

ГОСТ В 15.206-84 Система разработки и постановки на производство военной техники. Программы обеспечения надежности. Общие требования

ГОСТ В 15.207-90 Система разработки и постановки на производство военной техники. Порядок проведения работ по стандартизации и унификации в процессе разработки и постановки на производство изделий военной техники

ГОСТ В 15.208-82 Система разработки и постановки на производство военной техники. Единый сквозной план создания образца (системы, комплекса) и его (их) составных частей. Основные положения

ГОСТ РВ 15.209-95 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Ограничительные перечни изделий и материалов, разрешенных к применению в военной технике. Порядок разработки и применения

ГОСТ РВ 15.1 215-92 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Организация и порядок проведения технической экспертизы в процессе разработки изделий

ГОСТ В 15.306-79 Система разработки и постановки на производство военной техники. Обязательства гарантийные. Основные положения.

ГОСТ В 15.601-90 Система разработки и постановки на производство военной техники. Порядок разработки ремонтной документации. Основные положения.

ГОСТ РВ 15.702-94 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок установления и продления назначенных ресурса, срока службы, срока хранения

ГОСТ В 20.39.102-77 Комплексная система общих технических требований к военной технике. Конструктивные требования. Номенклатура и порядок выбора

ГОСТ В 20.39.105-83 Комплексная система общих технических требований к военной технике. Требования по стандартизации и унификации. Номенклатура и порядок выбора

ГОСТ РВ 20.39.303-98 Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования к надежности. Состав и порядок задания

ГОСТ РВ 20.39.304-98 Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования стойкости к внешним воздействующим факторам

ГОСТ РВ 20.39.308-98

ГОСТ РВ 20.39.309-98 Комплексная система общих технических требований. Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Конструктивно-технические требования

ГОСТ РВ 20.39.412-97 Комплексная система общих технических требований. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические военного назначения. Общие технические требования

ГОСТ РВ 20.39.413-97 Комплексная система общих технических требований. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические военного назначения. Требования к надежности

ГОСТ РВ 20.39.414.1-97 Комплексная система общих технических требований. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические военного назначения. Классификация по условиям применения и требования стойкости к внешним воздействующим факторам

ГОСТ РВ 20.39.414.2-98

ГОСТ В 20.57.107-78 Комплексная система контроля качества военной техники. Группы эргономических показателей. Классификация, номенклатура и характеристики

ГОСТ 27.003-90 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности

ГОСТ В 29.00.002-84

ГОСТ РВ 29.00.003-96 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Номенклатура, порядок и методы обоснования эргономических требований

ГОСТ РВ 29.06.014-96 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Помещения рабочие военной техники. Общие эргономические требования

ГОСТ РВ 29.08.001-96 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Эргономическая экспертиза. Основные положения, программы и методики

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 21964-76 Внешние воздействующие факторы. Номенклатура и характеристики

ГОСТ 28934-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Содержание раздела технического задания в части электромагнитной совместимости

ГОСТ Р 50600-93

ГОСТ РВ 50859-96

ГОСТ РВ 50934-96

ГОСТ РВ 51100.1-97 Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Общие положения

ГОСТ РВ 51100.2-97 Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к размещению штриховых кодов

ГОСТ РВ 51100.3-97 Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к качеству нанесения штриховых кодов

ГОСТ Р 51189-98 Средства программные систем вооружения. Порядок разработки

ГОСТ РВ 51540-99 Военная техника. Термины и определения

ГОСТ Р 51624-2000 Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования

ГОСТ РВ 51638.0.2-2000 Экологическая безопасность вооружения и военной техники. Основные требования по обеспечению экологической безопасности

ГОСТ Р 51725.1–2002 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд. Основные положения

ГОСТ Р 51725.2–2001 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Термины и определения

ГОСТ Р 51725.5–2002 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Каталогизация экспортируемой продукции. Основные положения

ГОСТ Р 51725.6–2002 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Сети телекоммуникационные и базы данных. Требования информационной безопасности

ГОСТ РВ 51725.7 –2002 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Порядок проведения работ по каталогизации в процессе создания изделий военной техники. Основные положения


  1. Термины, определения и сокращения

    1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1.1 опытно-конструкторская работа; ОКР:Комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный (головной) образец изделия ВТ, изготовлению и испытаниям опытного образца (опытной партии) изделия ВТ, выполняемых по тактико-техническому заданию государственного заказчика (заказчика).
Примечание – Головной образец изделия может создаваться вместо опытного (опытных) для особо сложных и дорогостоящих изделий.
3.1.2 составная часть ОКР; СЧ ОКР:Часть ОКР, выполняемая по техническому заданию головного исполнителя ОКР или по ТТЗ заказчика с целью решения отдельных самостоятельных задач создания (модернизации) изделия ВТ (СЧ изделия ВТ).

3.1.3 этап (подэтап) ОКР (СЧ ОКР): Совокупность работ, характеризующаяся признаками их самостоятельного целевого планирования и финансирования, направленная на получение определенных конечных результатов по разработке, проверке и оценке (подтверждению) соответствия характеристик изделий ВТ (СЧ изделия ВТ) установленным требованиям и подлежащая приемке заказчиком.

3.1.4 оценка соответствия: Деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования к изделию выполняются.

3.1.5 создание изделий ВТ: Совокупность стадий жизненного цикла изделий ВТ от формирования исходных данных до окончания их производства.

3.1.6 модернизация ВТ: Комплекс работ, проводимых с целью улучшения отдельных тактико–технических характеристик и показателей качества изделия ВТ путем ограниченного изменения его конструкции.

3.1.7 военная техника; ВТ: По ГОСТ РВ 51540.

3.1.8 образец ВТ: Изделие ВТ, предназначенное для выполнения боевых задач или задач технического, тылового обеспечения войск, обеспечения испытаний, других видов обеспечения самостоятельно или в составе комплекса (системы) ВТ.

3.1.9 система ВТ: По ГОСТ РВ 51540.

3.1.10 комплекс ВТ: По ГОСТ РВ 51540.

3.1.11 изделие ВТ: Образец (комплекс, система), входящие в него СЧ, а также оборудование и аппаратура для обеспечения испытаний, эксплуатации и ремонта, создаваемые по ТТЗ (ТЗ) государственного заказчика (заказчика) и (или) по документации, утвержденной (согласованной) заказчиком ВТ.

3.1.12 СЧ образца (комплекса, системы) ВТ: самостоятельная часть изделия ВТ, предназначенная для выполнения определенных технических функций в составе образца (комплекса, системы) ВТ, представляющая собой совокупность сборочных единиц и (или) деталей, объединенных общим конструктивным (схемным) решением.

3.1.13 комплектующее изделие межотраслевого применения; КИМП: Изделие ВТ, предназначенное для выполнения определенных технических функций в составе изделий ВТ или их составных частей, создаваемое не для конкретного изделия ВТ по самостоятельным комплектам конструкторской и технологической документации и не подвергаемое изменениям в процессе создания изделия ВТ, в которых его применяют.

3.1.14 опытный образец изделия ВТ: Изделие ВТ, изготовленное в ходе выполнения ОКР по вновь разработанной рабочей конструкторской и технологической документации для проверки путем испытаний соответствия его параметров и характеристик требованиям ТТЗ (ТЗ) на ОКР и правильности принятых технических решений, а также для решения вопроса о возможности принятия изделия ВТ на вооружение (на снабжение, в эксплуатацию, для использования по назначению) и постановки на производство.