Задачи и функции государственной санитарно-эпидемиологической службы российской федерации. Государственная санитарно- эпидемиологическая служба российской федерации Государственной санитарно эпидемиологическая службы российской федерации

Санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарных норм и правил различными звеньями народного хозяйства страны и организует проведение мероприятий по оздоровлению среды обитания населения.

С 1933 г., санитарно-эпидемическая деятельность в стране возглавлялась Государственной санитарной инспекцией (с 1935 г. Всесоюзная государственная санитарная инспекция), функции которой в 1951 г. были переданы санитарно-эпидемической службе.

Правовые основы деятельности санитарно-эпидемической службы регламентируются Основами законодательства о здравоохранении и Санитарным законодательством.

Государственный характер организации санитарно-эпидемической службы предусматривает обязательную предварительную гигиеническую апробацию всех мероприятий, предпринимаемых в стране и затрагивающих интересы здоровья населения (планировка населенных мест, строительство жилищ, предприятий, освоение новой техники, внедрение новых технологий и веществ в производстве, химизация сельского хозяйства, производство изделий для нужд населения и т.д.).

Государственные контрольные функции санитарно-эпидемической службы включают ответственность руководителей всех учреждений и организаций, а также отдельных граждан за выполнение санитарно-гигиенических мероприятий, планирование санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий на основе научных исследований влияния различных факторов окружающей среды на здоровье населения, единство организации и управления, обеспечивающее решение общегосударственных санитарно-гигиенических и эпидемиологических задач; участие учреждений здравоохранения, хозяйственных и всех других организаций в санитарно-профилактической и противоэпидемической работе, при организующей роли санитарно-эпидемической службы; участие населения в санитарно-оздоровительной работе.

Система обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предусматривает исследование влияния различных факторов среды на здоровье населения, осуществляемое научными гигиеническими и эпидемиологическими учреждениями; гигиеническое нормирование факторов среды обитания человека, предупреждающее неблагоприятное воздействие их на здоровье населения; обязательное выполнение гигиенических норм и правил всеми должностными лицами и гражданами; руководящие органы санитарно-эпидемической службы государственного надзора за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, санитарных норм и правил, надзор за объектами народного хозяйства. Санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет гигиенический надзор за проведением оздоровительных мероприятий по охране окружающей среды в интересах здоровья населения (см. Охрана окружающей среды); проводит государственный Санитарный надзор за условиями труда на промышленных предприятиях и с.-х. производстве, организует проведение мероприятий, направленных на снижение общей и профилактику профессиональной заболеваемости рабочих и служащих; организует и контролирует проведение гигиенических мероприятий по созданию наиболее благоприятных условий для нормального развития, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в организованных коллективах; осуществляет санитарный надзор за производством и реализацией пищевых продуктов, организацией рационального питания организованных групп населения, а также гигиенический надзор за работой с радиоактивными изотопами с целью обеспечения радиационной защиты населения (см. Радиационная безопасность), организует и проводит противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение, ликвидацию и снижение инфекционной заболеваемости.

Структура санитарно-эпидемической службы соответствует структуре управления здравоохранением и строится по административно-территориальному принципу.

В России санитарно-эпидемическую службу возглавляет Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации. Председатель Комитета является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

В структуре министерств здравоохранения некоторых государств, входящих в Содружество независимых государств, имеются санитарно-профилактическое или санитарно-эпидемиологическое управления, которые осуществляют руководство деятельностью службы; начальники этих управлений являются заместителями Главного государственного санитарного врача, который и возглавляет санитарно-эпидемическую службу.

Для обеспечения санитарно-эпидемической деятельности руководящие органы санитарно-эпидемической службы государств разрабатывают и утверждают санитарные нормы, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила, обязательные для выполнения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами; осуществляют контроль за соблюдением в типовых проектах строительства гигиенических норм и дают соответствующие заключения; разрешают применение новых химических веществ; осуществляют контроль за качеством бактерийных, риккетсиозных диагностических препаратов, вакцин, сывороток; руководят работой региональных органов и учреждений санитарно-эпидемической службы, а также врачебно-санитарных служб других ведомств по проведению ими санитарно-эпидемического надзора и соответствующих мероприятий и осуществляют контроль за их работой. В компетенцию санитарно-эпидемической службы входит проведение мер по санитарной охране территории (Санитарная охрана территории) страны от заноса и распространения карантинных и других инфекций, а также организация общественных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и безопасности.

В состав Государственной санитарно-эпидемической службы Российской Федерации входят: республиканские (в составе России), краевые, областные, окружные, городские, районные центры Государственного санитарно-эпидемического надзора; бассейновые и линейные центры Государственного санитарно-эпидемического надзора на водном транспорте, центры Государственного санитарно-эпидемического надзора на воздушном транспорте; Российский информационно-аналитический центр; научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля; предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов; дезинфекционные объединения и станции.

На уровне независимых государств Содружества функционируют санитарно-эпидемиологические станции (Санитарно-эпидемиологическая станция) (центры гигиены и эпидемиологии), которые осуществляют организационно-методическое руководство работой учреждений санитарно-эпидемической службы того или иного государства и обеспечивают квалифицированный и специализированный санитарный надзор и противоэпидемическую деятельность. При отсутствии в МЗ независимого государства санитарно-эпидемического управления его функции выполняет санитарно-эпидемическая станция высшего уровня.

На административных территориях, входящих в состав независимых государств, функционируют СЭС (центры), осуществляющие организационно-методическое руководство санитарно-противоэпидемической деятельностью на соответствующей территории и обеспечивающие санитарно-эпидемиологический надзор.

Принцип построения санитарно-эпидемической службы обеспечивает совместную с органами и учреждениями здравоохранения деятельность и позволяет решать наиболее сложные гигиенические и эпидемиологические проблемы с помощью местных органов власти.

Финансирование санитарно-эпидемической службы осуществляется за счет бюджета. Внедрение нового хозяйственного механизма предусматривает дополнительное финансирование ее деятельности за счет проведения работ на договорных условиях. Учет работы специалистов ведется на основе учетно-оперативных документов.

Это система органов, предприятий и учреждений, действующих в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека.

Главной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации являются обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обита­ния человека на его здоровье (рис. 27).

Органы, предприятия и учреждения Государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации (далее имену­ются организации Службы) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Россий­ской Федерации выполняет следующие основные функции:
подготавливает предложения по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для принятия решений органами государственной власти Россий­ской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а также предло­жения к проектам федеральных и региональных научно- технических программ: по вопросам охраны здоровья населе­ния, профилактики заболеваний и оздоровления среды обита­ния человека;

При размещении объектов промышленности, выборе земель­ных участков под строительство; планировке и застройке на­селенных пунктов; проектировании, строительстве, рекон­струкции, модернизации предприятий, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также вводе их в эксплуатацию;

Разработке, запуске в производство, промышленном выпу­ске, применении и использовании продукции, в том числе за­купаемой за рубежом;

Выборе водоисточников, используемых для централизован­ного и децентрализованного водоснабжения, купания, заня­тий спортом и отдыха населения, а также в лечебных целях; установлении зон санитарной охраны источников водополь­зования населения и осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения; обеспечении населения водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей;

Осуществлении мероприятий по охране от загрязнения ат­мосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производствен­ных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей; установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий;

Сборе, переработке, обезвреживании, захоронении и утили­зации производственных и бытовых отходов;

Эксплуатации предприятий, учреждений и организаций, зда­ний, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств;

Выполнении работ с радиоактивными веществами, источни­ками ионизирующих и неионизирующих излучений;

Проведении государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, государ­ственной регистрации и сертификации новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, а также осуществлении государственного контроля за их качеством;

Проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с неблагоприятным влиянием среды обитания человека на его здоровье;

Осуществлении мероприятий по санитарной охране террито­рии и лечебных местностей;

■ предоставляет органам государственной власти Российской Фе­дерации и органам государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органам местного самоуправления, обществен­ным объединениям, предприятиям, учреждениям, организаци­ям и гражданам информацию о состоянии здоровья населения в связи со средой обитания человека, действующих нормативных актах санитарного законодательства Российской Федерации;

■ координирует деятельность предприятий, организаций, учреж­дений в организации и проведении производственного и обще­ственного контроля за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, выполнением гигиенических и про-

тивоэпидемических мероприятий и осуществляет методическое руководство по этим вопросам; " осуществляет методическое руководство работой по гигиениче­скому воспитанию и образованию граждан, участвует в пропа­ганде знаний по гигиене;

■ проводит научные исследования в области изучения состояния здоровья населения, профилактики заболеваний человека и сре­ды его обитания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы функции противопожарной службы Российской Феде­рации?

2. Какие задачи решает полиция Российской Федерации?

3. Охарактеризуйте деятельность службы скорой медицинской по­мощи.

4. Назовите принципы, лежащие в основе гидрометеорологиче­ской службы России.

5. Каковы функции государственной санитарно-эпидемиологиче­ской службы Российской Федерации?

| МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧС

Назначением мониторинга и прогнозирования являются наблю­дение, контроль и предвидение опасных процессов и явлений при­роды, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (воору­женных конфликтов, террористических актов и т. п.), являющихся источниками ЧС, а также динамики развития ЧС, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и организации ликвидации бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования ЧС выпол­няет Министерство природных ресурсов РФ, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мо­ниторинга, а также координацию деятельности в области наблюде­ний за состоянием окружающей природной среды. Министерство природных ресурсов организует:

■ мониторинг источников антропогенного воздействия на при­родную среду;

■ мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса;

■ мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод;

■ мониторинг и прогнозирование опасных геологических процес­сов, включающие три подсистемы контроля: 1) экзогенных, 2} эндогенных геологических процессов и 3) подземных вод.

Министерство здравоохранения РФ через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварий­ности организуют и осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральная служ­ба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Рос- технадзор), а также надзорные органы в составе федеральных ор­ганов исполнительной власти. Следует отметить, что надзорные органы имеются и в составе органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях - подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций.

Прогнозированием обстановки при ЧС принято называть выяв­ление и оценку обстановки по прогнозу. Основными задачами про­гнозирования ЧС являются:

■ выявление вероятности возникновения каждого из источников ЧС (опасных природных явлений, техногенных аварий, эколо­гических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.), масштабов ЧС и размеров их зон;

■ выявление возможных длительных последствий при возникно­вении чрезвычайных ситуаций определенных типов и их временных интервалов;

■ оценка потребности сил и средств для ликвидации прогнозируе­мых ЧС.

Вопросы, связанные с содержанием информации, порядком ее получения и оплаты на федеральном и территориальном уровнях, определяются соответствующими нормативными правовыми ак­тами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимают сбор и обработку исход­ных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту (план).


Под прогнозной оценкой обстановки понимается определение влияния поражающих факторов источников ЧС на работу объектов экономики, жизнедеятельность населения и действия сил ликвида­ции ЧС.

Оценка обстановки включает в себя: выбор оптимальных дей­ствий сил ликвидации ЧС, работы объектов экономики и жизнедея­тельности населения; анализ полученных результатов и выбор наи­более целесообразных вариантов действий, которые обеспечивают минимальные потери или исключают их.

Выявление и оценка обстановки осуществляются в три этапа: первый этап - заблаговременные выявление и оценка обста­новки по прогнозу, оценочным параметрам ЧС с учетом преоб­ладающих среднегодовых метеоусловий. Основанием для этого являются сведения, полученные от соответствующих мини­стерств, ведомств и органов метеослужб. Полученные результа­ты необходимы для планирования мероприятий по защите на­селения и территорий; 4 второй этап - выявление и оценка обстановки по прогнозу после ЧС. Основанием для прогнозирования являются данные, поступившие от вышестоящих, подчиненных и взаимодейству­ющих органов управления РСЧС, объектов экономики и подчи­ненных сил разведки, наблюдения и контроля, с учетом реаль­ных метеорологических данных. Полученные результаты необ­ходимы для принятия председателями КЧС (комиссий по ЧС) решений разных уровней по защите населения и территорий, а также для уточнения задач органами разведки и проведения не­отложных защитных мероприятий; 1 третий этап - выявление и оценка фактической обстановки (по данным разведки). Основанием для этого являются данные, полученные от органов разведки, наблюдения и контроля, кото­рые необходимы для уточнения ранее принятых решений по за­щите населения и проведению работ по ликвидации ЧС.

Статья 46. Основные принципы организации и деятельности системы государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации 1.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. 2.

Система государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;

органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте (водном, воздушном);

структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее - объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения);

государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации. 3.

Организацию деятельности системы государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, городов, районов, на транспорте (водном, воздушном), главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи. 4.

Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию. 5.

Главные государственные санитарные врачи являются руководителями соответствующих органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарноэпидемиологический надзор. 6.

Органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и Главному государственному санитарному врачу Российской Федерации. 7.

Структура государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления ее деятельности, порядок назначения руководителей органов и учреждений указанной службы устанавливаются положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Статья 47. Финансирование государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации

Финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляется за счет:

средств федерального бюджета;

средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;

средств, получаемых от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения дополнительно понесенных органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации расходов на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

средств, получаемых от издательской деятельности;

добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц;

других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 48. Право органов и учреждений государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации на пользование имуществом и земельными участками 1.

Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами и учреждениями государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2.

Земельные участки, на которых размещаются здания и сооружения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, безвозмездно предоставляются им в постоянное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 49. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1.

Должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от имени органов и учреждений указанной службы (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов и учреждений указанной службы.

Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарноэпидемиологический надзор, устанавливается положением о государственной санитарноэпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации. 2.

Воздействие на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарноэпидемиологический надзор, в какой-либо форме с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности не допускается и влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. 3.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, находятся под особой защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, имеют право на ношение форменной одежды установленного образца. 5.

Право на замещение должностей главных государственных санитарных врачей и их заместителей имеют граждане Российской Федерации, получившие высшее медицинское образование и имеющие сертификаты по специальности "медико-профилактическое дело".

Статья 50. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:

получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; проводить санитарно-эпидемиологические расследования;

беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;

проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам; проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

составлять протокол о нарушении санитарного законодательства. 2.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических

(профилактических) мероприятий;

о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Статья 51. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей 1.

Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: 1)

рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства; 2)

предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства; 3)

давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона; 4)

давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:

вызове в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;

проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарноэпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона; 5)

при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения:

проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;

эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции; производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;

ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не имеющей санитарноэпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам, или не зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов; 6)

при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах; 7)

за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:

наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов; направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел; 8)

вносить предложения:

в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся проектов программ социально-экономического развития территорий, федеральных целевых программ и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

в финансово-кредитные организации о приостановлении операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случаях нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими работ по проектированию и строительству зданий, строений, сооружений и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ;

в органы сертификации о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг санитарным правилам;

в лицензионные органы о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении таких видов деятельности;

работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;

индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства. 2.

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, наделяется дополнительными полномочиями:

выдавать санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии утверждаемых федеральными органами исполнительной власти проектов норм проектирования, проектов государственных стандартов, строительных норм и правил, проектов ветеринарных и фитосанитарных правил, проектов правил охраны труда, правил охраны окружающей природной среды, проектов образовательных стандартов, проектов других нормативных актов и федеральных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - документы) санитарным правилам;

утверждать санитарные правила, нормативные и другие документы, регламентирующие деятельность органов и учреждений государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации, а также методы, предусмотренные пунктом 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;

вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о приведении в соответствие с санитарным законодательством утвержденных указанными органами документов, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта;

вносить в Правительство Российской Федерации предложения о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации. 3.

Главные государственные санитарные врачи, указанные в пункте 4 статьи 46 настоящего Федерального закона, наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона и подпунктами 1 - 7 пункта 1 настоящей статьи, наделяются дополнительными полномочиями:

разрабатывать и вносить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проекты санитарных правил для утверждения;

утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Статья 52. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарноэпидемиологический надзор, обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия населения;

устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарноэпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;

информировать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей;

оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства.

Статья 53. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиоло­гической службы РФ являются:

Осуществление предупредительного и текущего санэпид- надзора;

Изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;

Динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека;

Выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений;

Координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;

Координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;

Учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.

Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье (“Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”, утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05.06.94 г.).

Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от 01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по:

Созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;

Снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;

Улучшению условий труда и быта;

Строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения;

Улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.

Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека.

Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы:

Организаторский - организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;

Нормативный - разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;

Методический - разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики;

Консультативный - специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др.

Контрольный - осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор;

Научно-практический - проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации требований законодательства. На первом плане стоят:

Информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-гигиенический мониторинг) - для разработки предложений в проекты планов социального и экономического развития территорий; комплексные программы по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и управления с целью обеспечения санитарно-эпидемио­логического благополучия населения;

Методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;

Динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилактических мероприятий);

Метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);

Методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории - лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;

Статистические методы - для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления;

Социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) - для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;

Экспериментальные исследования.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и
Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании

Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 51 ;
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года N 648 ;
(Российская газета, N 213, 23.09.2005).
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Абзац утратил силу с 1 октября 2005 года - ..

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Медицинскому центру Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением. *2)

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 625 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 860);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 680 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3197).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации (утратило силу с 1 октября 2005 года)

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2000 года N 554

(с изменениями на 17 ноября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 октября 2005 года на основании

постановления Правительства Российской Федерации
от 15 сентября 2005 года N 569 ..
____________________________________________________________________

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2000 года N 554

1. Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

2. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие:

гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;

оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;

максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к:

планировке и застройке городских и сельских поселений;

продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;

потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции; *3.1.4)

пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства;

продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации;

организации питания населения;

водным объектам;*3.1.8)

питьевой воде и питьевому водоснабжению населения; *3.1.9)

атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях; *3.1.10)

сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;

жилым помещениям; *3.1.12)

эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта; *3.1.13)

условиям труда; *3.1.14)

условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами;

условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека; *3.1.16)

условиям воспитания и обучения; *3.1.17)

организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

санитарной охране территории Российской Федерации; *3.1.19)

порядку осуществления ограничительных мероприятий (карантина);

порядку осуществления производственного контроля;

мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе применяемых в отношении больных инфекционными заболеваниями; *3.1.22)

организации и проведению гигиенического воспитания и обучения.

4. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. *4)

5. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя (абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 :

разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;

контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;

разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил;

контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;

регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

6. Разработка единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, разработка (пересмотр), экспертиза, введение в действие санитарных правил, их систематизация, формирование и ведение единой федеральный базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляются в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 .

7. Проекты санитарных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, возглавляемой главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 .

8. Санитарные правила, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подлежат государственной регистрации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 .

9. Государственная регистрация и официальное опубликование санитарных правил осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет.

Пересмотр санитарных правил, внесение в них изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном для разработки санитарных правил.

11. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь официально изданные санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

13. Пункт утратил силу с 1 октября 2005 года - постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 569 ..


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"