Последствия признания лица безвестно отсутствующим. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. Порядок, условия, последствия

Что представляет собой такая процедура, как признание гражданина безвестно отсутствующим? В двух словах рассказать вряд ли получится. Потому стоит уделить данной теме больше внимания и обсудить её во всех подробностях.

Что надо знать

Итак, в случае если тот или иной гражданин на протяжении длительного временного промежутка отсутствует в том месте, где он прописан или должен проживать на постоянной основе, появляется некая юридическая неопределенность. И последствия этого могут ущемить права остальных участников правовых отношений. Что имеется в виду? В такой ситуации кредитор, например, уже не может получить с пропавшего человека долг, числящийся за ним. А нетрудоспособные личности, находящиеся у него на иждивении (если таковые есть) теряют заботу и содержание. И даже за пенсией обратиться не могут, так как в этой ситуации считается, что они имеют кормильца. Да и интересы пропавшего также на протяжении длительного времени остаются незащищенными. Никто не гарантирует, что его имуществу, которое он оставил без своего присмотра, не нанесут какой-либо ущерб.

И устранение той самой юридической неопределенности регулируется институтом безвестного отсутствия. Происходит признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим. Но! Это возможно лишь по суду. В данных ситуациях соблюдается порядок особого производства.

Основные принципы

Во-первых, дела о признании гражданина безвестно отсутствующим можно закрыть лишь в том случае, если он действительно давно пропал. Данный факт обычно проверяется. Также обязательно должно быть доказано то, что на данный момент нет никаких сведений касательно его местонахождения. И что их не получается никаким образом добыть - тоже. И конечно, сроки, установленные законом, касательно ожидания сведений о месте нахождения конкретного гражданина, должны истечь. Только тогда возможно признание гражданина безвестно отсутствующим.

Но! Если человек исчез преднамеренно и есть кое-какие основания это подозревать, то суд не может этого сделать. А ведь некоторые граждане действительно пропадают специально. Чтобы скрыться от причиненного ущерба, дабы не платить алименты или ради нахождения укрытия в связи с совершенным преступлением. Если что-либо из перечисленного может пропавшего касаться, то признание гражданина безвестно отсутствующим невозможно.

Последствия

Такой процесс, как признание гражданина безвестно отсутствующим, правовые последствия за собой влечет однозначно. Итак, исчисление срока отсутствия информации о месте пребывания человека начинается с того дня, как были получены последние сведения о нем. Если дату установить не получается, то срок исчисляют в таком случае с первого числа месяца, следующего за тем, когда от гражданина еще поступали вести. А если и месяц не удается установить, то отсчет начинается с первого января последующего года.

После того как это дело будет закрыто, имущество пропавшего передают (по решению суда) тому лицу, которое определено в качестве наследника органом попечительства и опеки. Но не всё. Из данного имущества обязательно выдают содержание тем людям, которые находились у пропавшего на иждивении. Также за счет имеющихся ценностей оплачиваются долги и задолженности исчезнувшего гражданина. Иждивенцы, кстати, обретают право получать пенсию по причине потери кормильца.

Как только произошло признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим, прекращает действовать в котором исчезнувший участвовал. Теряет свою значимость и доверенность, которую либо ему выдавали, либо он её обеспечил кому-либо. И наконец, супруг(а) исчезнувшего гражданина имеет право расторгнуть брак, причем в упрощенном порядке.

Важные нюансы

Итак, если произошло признание гражданина безвестно отсутствующим, но потом, спустя какое-то время, человек объявился (сам или же его нашли), принятое решение отменяется. И соответственно, все имущество возвращается в его законное владение. В принципе, всё становится на свои места: все юридические и прочие отношения, которые возникли по причине признания человека умершим, прекращаются.

Еще гражданина могут признать умершим в том случае, если в том месте, где он был прописан или проживал, нет никаких сведений вот уже как пять лет. Но необязательно предварительно признавать его пропавшим.

Сокращение срока

Пятилетний срок может быть уменьшен до 6 месяцев в том случае, если человек пропал без вести. И при этом были обстоятельства, которые угрожали его жизни. Например, человек являлся членом экспедиции, группа которой работала в непосредственной близости к вулканическому кратеру, что недавно извергался. Если исследователи пропали во время своей работы, то спустя 6 месяцев их признают погибшими вследствие несчастного случая. Поскольку есть все основания это предполагать.

Пятилетний срок могут сократить и до 2 лет. Это в том случае, если гражданин в связи с действиями военного характера. Срок в данной ситуации исчисляют с того дня, как они завершились.

О датах

Естественно, если произошло признание гражданина безвестно отсутствующим и умершим, то назначается и дата смерти. Ею считается тот день, когда в силу вступило соответствующее решение суда. В тех ситуациях, когда умершим объявляют того человека, который пропал без вести при обстоятельствах, что могли угрожать его жизни или давали явные основания для предположения его гибели, то днем смерти нередко признают дату, когда он предположительно мог уйти из жизни. Как это понять? На самом деле просто. Человек часто делился с кем-то из знакомых, друзей или родственников, что ему кажется, будто его преследуют или хотят убить. И вот в один день он пропадает. Есть все основания предполагать, что его всё-таки убили.

Как действовать?

Итак, принцип, по которому происходит признание гражданина безвестно отсутствующим (объявление погибшим), ясен. Теперь нужно поговорить о другом. Как нужно действовать тем людям, близкий человек которых пропал? Тут существует определенный порядок. Признания гражданина безвестно отсутствующим надо добиваться.

Нужно написать заявление. Его может составить любой человек, являющийся заинтересованным в данном деле. То есть, например, если ближайшим родственникам пропавшего всё равно, то друг или коллега, находившийся с исчезнувшим в хороших отношениях, имеет полное право подать заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим. Бумагу необходимо будет подать в суд по месту жительства заявителя.

На заседании он обязан будет доказать, что в течение длительного временного промежутка данный гражданин не появлялся у себя дома, на работе и, в принципе, всеми остальными считался пропавшим. Самое веское письменное доказательство - это материалы разыскного дела, взятые в местном ОВД. Потому обязательно для начала обратиться в полицию, чтобы они предприняли всевозможные действия для нахождения человека. И уже потом идти в суд.

Определение заинтересованных лиц

Кто может обратиться в суд? Выше было сказано, что это заинтересованные лица. Но кто ими является? Во-первых, это супруг пропавшего человека. Во-вторых, иждивенцы, находящиеся на попечении у исчезнувшего. В-третьих, остальные люди, которым нужно защитить своё оспариваемое или нарушенное право/интерес. К таковым относятся кредиторы, налоговые органы и т. д. И наконец, прокуроры и органы местного самоуправления/госвласти - они также имеют право подать заявление.

Дальнейшие действия

Гражданина безвестно отсутствующим необходимо оплатить в размере 200 рублей. Это государственная пошлина. Еще стоит указать и заинтересованных в проведении данного процесса лиц. Таковыми обычно являются близкие родственники пропавшего или же органы, куда потом и будет передано решение суда, принятое по данному делу.

В суд нужно будет пригласить личностей, являющихся свидетелями. Они должны подтвердить факт отсутствия человека на протяжении длительного времени по месту прописки. В качестве свидетелей подходят не только близкие родственники и люди, проживавшие с пропавшим в одном доме. Еще можно пригласить коллег, друзей, приятелей. Они тоже дадут показания, и это может сыграть в пользу скорого разрешения вопроса.

Заявление заполнить просто. Есть специальные бланки, которые можно взять либо в суде, либо скачать из Интернета - они есть в свободном доступе.

Вопросы, связанные с имуществом

Теперь немного более подробно стоит рассказать про последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Итак, если у исчезнувшего был(а) супруг(а), то брак расторгается. Также открывается наследство и прекращаются любые обязательства, носящие личный характер. Если человека, признанного погибшим, находят, то запись о смерти, сделанная в книге записей актов гражданского состояния, аннулируется. И вернувшийся человек имеет полнейшее право потребовать возврат сохранившегося имущества, вне зависимости от того, перешло ли оно во владение к другому лицу или нет. Исключение составляют разве что деньги и ценные бумаги на предъявителя. И лица, ставшие владельцами имущества, не просто должны - они обязаны всё вернуть вернувшемуся владельцу. Если этого сделать не получается, то надо возместить деньгами. Например, после признания человека погибшим его двоюродному брату по наследству достался автомобиль. Но так как у него уже была одна машина, вторую он решил продать. Соответственно, свой автомобиль вернувшийся гражданин уже не получит. Вместо этого он имеет право потребовать компенсацию в размере стоимости машины.

На заметку

Стоит принимать во внимание, что факт смерти, установленный в судебном порядке, - это совершенно другая вещь, никак не связанная с объявлением пропавшей личности погибшей. И об этом надо помнить, поскольку всякие ситуации случаются. Например, выяснились кое-какие факты - обнаружились доказательства гибели пропавшего человека в конкретное время и при определенных, выясненных обстоятельствах. Нередко орган ЗАГСа отказывает в таких случаях зарегистрировать смерть. Что делать? В данной ситуации не нужно ждать, пока сроки, предусмотренные для объявления человека умершим, истекут. Каждый заинтересованный в данном вопросе человек может подать в суд соответствующее заявление. И решение, которое примут там, станет основанием для ЗАГСа зафиксировать факт смерти.

Законодательством Российской Федерации регулируется порядок признания человека безвестно отсутствующим, в частности это предусмотрено статьей 42 Гражданского кодекса РФ.

Гражданский кодекс РФ статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

186 юристов готовы Вам помочь.

Но не во всех случаях человек признается безвестно отсутствующим, для признания человека безвестно отсутствующим, у гражданина должен отсутствовать умысел (розыск, скрылся от преступления и т.д.). так же обязательно для признания безвестно отсутствующим, подача близкими или родственниками, заявления в полицию, и полиция после проведения проверки должна подтвердить, что человек действительно безвестно отсутствующий. После этого подается заявление в суд на признание гражданина безвестно отсутствующим, и с момента вынесения решения суда, человек признается безвестно отсутствующим. С момента вынесения решения суда, имущество которое было у безвестно отсутствующего, переходит по наследству к родственникам или близким. Если наследник не совершеннолетний или находился на иждивении, то назначается органами опеки и попечительства управляющий за имуществом.

Условия признания человека безвестно отсутствующим

При условии если человек не появляется по месту регистрации или по месту пребывания, в течение года, такие условия позволяют признать его безвестно отсутствующим. Но пропажа человека, не должна содержать умысла, или он умышленно скрылся. При признании человека безвестно отсутствующим, в суд заявление может подать заинтересованное лицо, так как законодательно четко не определен круг лиц кто имеет право подавать заявление в суд. Но как показала практика, подавать заявление имеет право, ток у кого есть материально-правовая связь между подаваемым заявление и безвестно отсутствующим человеком.

В исковом заявлении указывается какие цели для признания гражданина безвестно отсутствующим, а так же обстоятельства при которых возникла уверенность, почему гражданин пропал. В судебном заседании могут быть заслушаны свидетельские показания. При признании человека безвестно отсутствующим, судом делаются запросы по всем известным местам пребывания человека, место регистрации, полиция, военкомат и т.д. Так же уведомляются органы опеки и попечительства на управление имущества пропавшего. С момента вынесения решения суда о признании человека отсутствующим, имущество человека переходит под управление лиц, кто заключает договор с органами опеки и попечительства на управление имущества. В судебном разбирательстве о признании человека безвестно отсутствующим, не должно содержаться имущественного спора, иначе суд будет проходить в общем порядке, связано это с тем, что суд о признании безвестно отсутствующим проводится в особом порядке.

Если человек, который был признан безвестно отсутствующим, возвращается

В том случае если человек, который был признан безвестно отсутствующим, вернулся, то судебное производство возобновляется по заявлению самого безвестно отсутствующего. Возобновленное судебное производство выносит новый судебный акт, данное решение суда является причиной, для отмены договора на управление имуществом безвестно отсутствующего. Если он был лишен иных прав, то эти права восстанавливаются.

Семейные отношения при признании безвестно отсутствующим гражданином

Законодательством так же урегулированы семейные правоотношения гражданина, который признан безвестно отсутствующим, в частности статья 19 Семейного кодекса РФ.

Семейный кодекс РФ статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

  1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.
  2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:
  • признан судом безвестно отсутствующим;
  • признан судом недееспособным;
  • осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
  1. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
  2. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

При расторжении брака, когда человек был признан безвестно отсутствующим, данный брак может быть восстановлен, по заявлению двоих супругов, но если один из супругов вступил уже в брак, такое восстановление не допускается. В случае если человек был признан безвестно отсутствующим, у него были лица на иждивении, то на таких лиц оформляется пенсия по потере кормильца, с момента подачи соответствующих документов в Пенсионный Фонд.

Если безвестно отсутствующий был зарегистрирован в жилом помещении, то собственник помещения, может снять с регистрационного учета безвестно отсутствующего.

Но не всегда просто признать человека безвестно отсутствующим и не всегда получается его восстановить в потерянных правах, с момента признания его безвестно отсутствующим. В таких случаях лучше обратиться к грамотным специалистам, а так же можно позвонить по номеру 8-800-777-32-63 на бесплатную горячую юридическую линию по гражданским вопросам. На Российском Юридическом Портале зарегистрировано большое количество юристов и адвокатов которые смогут вам помочь.

45 части первой ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц

  1. признан судом безвестно отсутствующим - если в течение года в месте его жительства нет сведений о его пребывании;
  2. объявлен судом умершим - если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет .

Понятие и условия признания гражданина безвестно отсутствующим

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неиз­вестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граж­дан, с которыми он находился в правовых отношениях.

Безвестное отсутствие - особое юридическое состояние; удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Цель признания гражданина безвестно отсутствующим:

  • устранение юридической неопределенности, вы­званной длительным отсутствием гражданина, и
  • предотвращение воз­можных неблагоприятных последствий для его имущества.

Понятие «заинтересованные лица» в законе не раскрывается.

По смыслу закона к числу зинтересованных лиц относятся:

  • супруг , который может быть за­интересован в расторжении брака в упрощенном порядке;
  • иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по слу­чаю потери кормильца;
  • другие лица , которым это необходимо для за­щиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.);
  • прокурор , органы государственной власти и местного са­моуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

День получения послед­них известий о гражданине может быть подтвержден, например, показаниями свиде­телей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в кото­ром были получены последние известия, а при невозможности устано­вить этот месяц - первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания , поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рожде­ния и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опраши­ваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

  1. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление (в соответст­вии с решением суда орган опеки и попечительства назначает управляющего и заклю­чает с ним договор доверительного управления; законом допускается назначение управляющего имуществом от­сутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребы­вания, без обращения в суд - п. 2 ст. 43 ГК, однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты).
  2. В случае признания гражданина безвестно отсутствую­щим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пра­вилам пенсионного законодательства.
  3. Прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим (ст. 188 ГК).
  4. Супруг гражданина, признанного безвестно отсутст­вующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (п. 2 ст. 19 СК).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о при­знании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании реше­ния суда отменяется доверительное управление имуществом гражда­нина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

Объявление гражданина умершим

При длительном отсутствии гражданина, если невозможно ус­тановить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юри­дические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении это­го вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Лица, к которым имущество гражданина, ошибочно объявленно­го умершим, перешло по возмездным сделкам (купля-продажа и ме­на), обязаны возвратить ему это имущество только в том случае, если будет доказано, что при его приобретении они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых (т.е. были недобросовест­ными приобретателями).

Кроме того, закон не предусматривает истребование стоимости ве­щей, которые после их безвозмездного приобретения были утрачены обладателями или отчуждены ими за деньги. Если, например, наслед­ники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявлен­ный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, нельзя взыскать его стоимость и с наследников. Но если имущество гражданина, ошибоч­но объявленного умершим, было утрачено или отчуждено недобросо­вестным приобретателем (который знал, что гражданин находится в живых), то последний должен возместить убытки, причиненные гражданину утратой его имущества.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановле­нию (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, ко­торые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восста­навливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.). Вопрос о сохранении или прекраще­нии брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 26 СК).

В правоотношениях с участием отсутствующего лица входит неопределенность, чреватая неблагоприятными последствиями как для него самого, так и для других заинтересованных лиц. Так, кредиторы лишаются возможности взыскать с него задолженность, иждивенцы остаются без содержания, а принадлежащее ему имущество терпит ущерб от непринятых мер по его поддержанию и управлению.

Безвестное отсутствие - это признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось найти сведений о месте его пребывания.

Закон требует 3-х условий для признания гражданина, безвестно отсутствующим:

отсутствие сведений о месте его фактического пребывания по месту постоянного проживания;

достаточно продолжительного периода отсутствия сведений;

невозможности получения этих сведений.

Периодом, достаточным для постановления перед судом вопроса о признании безвестно отсутствующим, закон считает 1 год, со дня получения последних сведений об отсутствующем (ст. 42 ГК).

Решение суда является основанием для назначения опеки над имуществом безвестно отсутствующего. Назначение совершает орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества. Он определяет лицо, которому передается имущество, полномочия же определяются договором о доверительном управлении (п. 1 ст. 43 ГК).

Часть имущества выдается на содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, а также погашается задолженность по другим его платежам.

Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии. Прекращается действие договора - поручения, участником которого было лицо, признанное безвестно отсутствующим, и действие выданных им или на его имя доверенностей (п. 1 ст. 188 ГК).

Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, состоит в следующем:

суд отменяет решение о признании безвестно отсутствующим;

судебное решение служит основанием для отмены доверительного управления имуществом (ст. 44 ГК);

расторгнутый брак может быть восстановлен по совместному заявлению, если один из супругов не вступил в новый брак.

Объявление умершим

Продолжительное отсутствие гражданина и невозможность установить место его пребывания служат основанием к предположению о его смерти.

Условия признания гражданина умершим:

объявление производится только судом, и только после установления сведений о месте его пребывания на протяжении 5 лет (п. 1 ст. 54), а в определенных случаях - 6 месяцев (пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, как-то: кораблекрушение, землетрясение и т.п.;

отсутствие сведений о гражданине вызвано невозможностью получить их или выяснить: жив ли он, несмотря на все принятые меры;

у гражданина отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию: если он умышленно скрылся по определенным причинам, то отсутствуют основания к предположению о его смерти.

Закон особо выделяет условия объявления умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, - не ранее чем по истечению 2-х лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК).

Объявление лица умершим может быть произведено и без предварительного признания его отсутствующим.

Уяснение последствий, наступающих после объявления лица умершим, нуждается в учете того, что:

наступает прекращение всех его прав и обязанностей либо переход их к его наследникам (исключая те, что требуют его личного участия или связаны с личностью);

объявление умершим приравнивает его к смерти, однако, не тождественно ей, т.к. не прекращает его правоспособности, которая прекращается лишь его действительной смертью (п. 2 ст. 17 ГК).

Следовательно, если объявленный умершим в действительности жив, то сделки, совершенные им в том месте, где не было известно об объявлении его умершим, действительны; и права и обязанности не затрагиваются решением суда об объявлении умершим.

Равным образом, явка объявленного не требует восстановления его правоспособности, т.к. он ее не утрачивал.

Последствия явки:

подлежит отмене решение суда об объявлении умершим;

независимо от времени своей явки гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления умершим (исключая деньги и ценные бумаги на предъявителя, которые не подлежат истребованию от добросовестного приобретателя);

лица, возмездно приобретшие имущество явившегося, обязаны возвратить это имущество, если приобрели его, зная, что объявленное умершим лицо находится в живых, а при невозможности возврата имущества в натуре, возмещается его стоимость (ст. 46 ГК);

прекратившийся брак такого лица считается восстановленным, если другой супруг не вступил в новый брак.

Объявление лица умершим влечет те же юридические последствия, что и физическая смерть: открывается наследование, прекращается брак, у соответствующих лиц возникает право на получение связанных со смертью данного гражданина платежей.

Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

2.1 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим

признание гражданин умерший отсутствующий

Лицо, в случаях, предусмотренных российским законодательством, а в частности, гражданского права, признается безвестно отсутствующим или умершим. Если же гражданин, признанный безвестно отсутствующим или умершим, появляется в месте его жительства после решения суда, то в таких, соответственно ситуации, случаях наступают определенные правовые последствия, которые закрепляются в Гражданском Кодексе РФ, в частности, ст. 43, 46. Статьи, указанные ранее, содержат в себе следующий правовой смысл. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества) передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012-1026 ГК РФ. Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. На мой взгляд, ответы на эти вопросы важны, поскольку с ними связаны определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

В соответствии с гражданским законодательством доверительный управляющий вправе, совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числе сделки. Последнее он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданским законодательством РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случае если безвестно отсутствующий гражданин имел обязательства или долги перед кредиторами.

Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые действия - продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование - о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона).

Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю» должника) и проводит изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства.

Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»). Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых дает им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников.

Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.

Гражданским законодательством допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

В случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку семья безвестно отсутствующего приравнивается к семье умершего кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего, например, прекращается договор поручения, участником которого он был (ст. 977 ГК), а также действие доверенности, выданной им или ему (ст. 188 ГК); комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), договора доверительного управления (ст. 1024 ГК), договора простого товарищества (ст. 1050 ГК).

Также немаловажными последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства и представление в некоторых случаях субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг членам семьи отсутствующего.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что безвестно отсутствующий гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные права настолько, насколько в этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о вынесенном судебном решении и которые реализуют это решение.

Я считаю, что приведенные аргументы не позволяют признать удачным суждение о том, что при признании лица безвестно отсутствующим действие правоотношения приостанавливается. Оно может быть изменено, прекращено в зависимости от характера этого правоотношения, намерения заинтересованного лица и соответствующих положений закона.

Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего, но и для других участников данных правоотношений и позволяют им распоряжаться своими как имущественными, так и личными неимущественными правами.

Объявление же умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).

Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.

Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.

Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.

Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.

Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). Предварительное признание такого лица безвестно отсутствующим необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.

Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая; двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.

Особенность объявления умершим в связи с военными действиями заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.

Однако, в связи с отсутствием разъяснений в ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следует понимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военных конфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора или договора о разделении полномочий с автономией, либо вывода войск или момент проведения свободных всеобщих выборов, либо издание Президентом РФ указа об окончании контртеррористической операции. Как, например, применять закон, если гражданин пропал без вести в Ираке, где военные действия то приостанавливаются, то вновь разгораются с необычайной яростью в течение ряда лет?

Как представляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой об объявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи нет, то возможно следующее решение данной ситуации. Так, если военнослужащий или иной гражданин хотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Определенные особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенных сроках безвестного отсутствия. Так, гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев его безвестного отсутствия, но при этом решающим признаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая. Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются.

Следовательно, сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий фактический состав: отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; отсутствие у суда предположения о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующим гражданином о месте своего пребывания; наличие у заявителя правовой цели судебного объявления гражданина умершим; установление судом обстоятельств, дающих основание презумировать смерть безвестно отсутствующего.

В фактический состав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установление даты предполагаемой смерти. Днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а если существовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели гражданина.

Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Я считаю, что четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.

Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти (п. 8 ст. 264 ГПК РФ). В первом случае смерть гражданина предполагается, и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органом записи актов гражданского состояния, и датой смерти гражданина считается день фактической смерти, установленный судом.

Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а органы записи актов гражданского состояния отказывают в регистрации смерти. В этом случае не требуется истечения сроков, предусмотренных для объявления лица умершим. Заинтересованные лица могут в любое время обратиться в суд с соответствующим заявлением. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации этого факта в органах записи актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу. В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти. Военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном загсе.

Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.

Итак, я считаю, что отграничение рассмотренных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти - фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах загса.

Делись добром;)

Основные положения института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

признание гражданин отсутствующий умерший В системе гражданского права особое место занимает институт безвестного отсутствия и объявления умершим...

Понятие и значение юридических фикций в гражданском праве (на примере правового регулирования безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим)

Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В Германии, Фрaнции...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Конституция РФ Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - №7. закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в гражданских правоотношениях, участником которых он является...